30 вопросов спасателю: Вячеслав Бакалярик рассказал все о работе беспилотных летательных аппаратов – Новости – Главное управление МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу

Содержание
  1. Что может беспилотник
  2. Дроны dji – основа беспилотного парка спасателей – поисковиков
  3. 30 вопросов спасателю: вячеслав бакалярик рассказал все о работе беспилотных летательных аппаратов – новости – главное управление мчс россии по ямало-ненецкому автономному округу
  4. Dji matrice 300 rtk с подвесом zenmuse h20t, оснащённым гибридной камерой и тепловизором
  5. Беспилотники для арктической зоны
  6. Беспилотные летательные аппараты в мчс
  7. Беспилотные системы dji помогают волонтерам-поисковикам из lizaalert
  8. Более 1700 комплексов с бас в россии
  9. Бпла в мчс – какие задачи выполняет данный вид техники?
  10. Какими должны быть дроны для поиска людей
  11. Квадрокоптер dji mavic 2 enterprise advanced с тепловизором
  12. Комплекс с гибкими возможностями для противопожарного мониторинга, патрулирования, поиска источников возгорания и координации тушения
  13. Лучшие в эксплуатации бас
  14. Направления развития беспилотной авиации в россии
  15. Пожарный дрон помогает спасать жизни и снижать риск для сотрудников
  16. Разнообразие дронов dji для разных условий поиска
  17. Регистрационные номера для бас
  18. Самый простой в освоении и доступный квадрокоптер для пожарных
  19. Стандартная операция по поиску пропавшего человека с использованием дрона

Что может беспилотник

Задачи применения беспилотных летательных аппаратов в МЧС можно классифицировать по четырем основным группам:

  • обнаружение чрезвычайной ситуации;
  • участие в ее ликвидации;
  • поиск и спасение пострадавших;
  • оценка ущерба.

Таким образом, с помощью беспилотной авиации МЧС России выполняет ряд важных задач, в том числе таких, как:

  • контроль зон ЧС, поиск объектов заинтересованности;
  • мониторинг пожароопасной, паводковой и ледовой обстановки, разведка путей движения;
  • обеспечение связи и ретрансляция данных (команд);
  • мониторинг районов химических и радиационных аварий;
  • аэрофотосъемка заданных районов;
  • доставка малогабаритных грузов в назначенные районы.

Использование тепловизора, входящего в комплектацию беспилотных воздушных судов, способствует выявлению скрытых очагов возгорания, прогнозирует обрушение конструкций и сооружений путем определения температуры поверхности, что позволяет эффективно осуществлять меры по профилактике и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

Смотрите про коптеры:  Настройка и пробный полет моего коптера — Паркфлаер

В конструкторском бюро Маслова разработан перспективный многоцелевой российский противопожарный вертолет RUMAS-10. На вертолете установлена струйная система пожаротушения барабанного типа. Кроме того, есть пневматическая баллистическая система (пушка) для высокоточного метания порошковых зарядов (снарядов) пожаротушения на расстояние в 25–30 м, что позволяет вести “стрельбу” по очагам огня в горящих помещениях.

Дроны dji – основа беспилотного парка спасателей – поисковиков

МЧС России приняло на вооружение беспилотные летательные аппараты еще в 2009 году. Говоря о работе министерства, мы, прежде всего, отмечаем важность его миссий в деле спасения и поиска людей во время чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. В рамках МЧС России существуют специальные службы и подведомства, занятые работой с БПЛА.

Ввиду особой важности миссий регулярного мониторинга подведомственных территорий министерство отдает предпочтение надежным и многофункциональным беспилотным комплексам. Так, основу флота БПЛА составляют дроны вертолетного типа, к которым относятся такие промышленные модели коптеров DJI, как Phantom 3 Advanced и Inspire-1 v 2.0.

С помощью этих комплексов служба осуществляет воздушный мониторинг и съемку подконтрольных территорий, которая ведется также и в инфракрасном спектре. Беспилотную систему можно настроить таким образом, чтобы она проводила сканирование территории по заданному маршруту, что крайне важно, например, для наблюдения за паводком, появлением очагов пожара и т.д.

30 вопросов спасателю: вячеслав бакалярик рассказал все о работе беспилотных летательных аппаратов – новости – главное управление мчс россии по ямало-ненецкому автономному округу

К 30-летию МЧС России Главное управление МЧС России по ЯНАО запускает цикл материалов «30 вопросов спасателю». Одним из первых собеседников стал Вячеслав Бакалярик, инженер группы робототехнических средств и беспилотных летательных аппаратов Специализированной пожарно-спасательной части (г.Ноябрьск).

Здравствуйте, Вячеслав Николаевич, Вы инженер группы робототехнических средств и беспилотных летательных аппаратов, расскажите о своей специальности?

Эта специальность появилась в МЧС относительно недавно. С учетом развития современных технологий и расширения возможностей их использования, возникла необходимость в квалифицированных специалистах по применению роботизированных систем и, в первую очередь, беспилотных авиационных систем в интересах МЧС России. Эта специальность как раз и направлена на организацию и обеспечение применения таких технологий для выполнения основных и специальных задач по предназначению, в том числе в зонах чрезвычайных ситуаций.

Вы работаете с беспилотными летательными аппаратами, расскажите подробнее о них?

Беспилотный летательный аппарат (БЛА) – это воздушное судно, которое управляется в полете автоматически по заданной программе оператором или дистанционно внешним пилотом, а в комплексе с системой запуска, наземной станцией управления и слежения это уже называется беспилотная авиационная система (БАС). Существует большое разнообразие беспилотных воздушных судов (БВС), по конструкции и способу полета они бывают самолетного, вертолетного или комбинированного типа. Вертолетные имеют разновидности в зависимости от количества несущих винтов, если их четыре, то это квадрокоптер. Также беспилотники подразделяются по типу двигателя, дальности применения и взлетной массе. На них может устанавливаться различное оборудование, так называемая целевая нагрузка: фото-видеоаппаратура, GPS-модули, тепловизоры, приборы ночного виденья, приборы радиационного и химического анализа, речевые и радио ретрансляторы и т.д. В зависимости от этих характеристик определяются возможности применения беспилотных воздушных судов для выполнения различных авиационных задач.

Для каких целей используют беспилотные авиационные системы в МЧС и какие у них возможности?

В основном цели применения разведывательные. При помощи этих систем можно осуществлять разведку местности и дистанционный мониторинг различных объектов при ЧС локального характера, например: крупные техногенные пожары, аварии нефтехимических объектов и объектов ЖКХ, катастрофы авиационного и железнодорожного транспорта. Также есть возможность обследовать разрушенные здания при проведении аварийно-спасательных работ, производить поиск людей в лесах, горах и на водных объектах. При более масштабных катастрофах беспилотные авиационные системы используются для обнаружения ледовых заторов, опасных зон разлива рек в весенне-летний паводковый период, для мониторинга лесных массивов и обнаружение лесных пожаров. Полученная в ходе полета информация может способствовать оперативному реагированию, помогает оценить степень и масштабы ЧС, определить направление проведения аварийно-спасательных, поисковых или эвакуационных работ, координировать наземные силы и средства. Из снимков с беспилотника при помощи специальных компьютерных программ можно получить 3D модель местности и объёмную карту, необходимую для прогнозирования динамики развития ситуации, а также смоделировать поведение ЧС. Бывают и специальные задачи. Используя дополнительное оборудование, возможно обеспечение связи и ретрансляция радиосигналов, оповещение населения об угрозе возникновения ЧС, проведение замеров в районе химических и радиационных аварий. Также при помощи коптеров можно доставить в назначенное место малогабаритный груз: индивидуальное средство спасения, медицинскую аптечку или средство связи.

Как давно Вы работаете в этом направлении?

С 2023 года, когда в Ноябрьске на базе специализированной пожарно-спасательной части федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу была создана наша группа робототехнических средств и беспилотных летательных аппаратов. Это направление только зарождалось в пожарно-спасательной структуре на Ямале.

Расскажите, как все начиналось?

Многое приходилось организовывать практически с нуля. Помог уже имеющийся опыт коллег из других регионов. На базе Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному (ЦУКС) был создан нештатный Центр по применению беспилотных летательных аппаратов, который координировал работу нашей группы. Была составлена учебно-материальная и документальная база, изучены нормативные документы, регламентирующие использование воздушного пространства, организацию и применение беспилотных воздушных судов, освоили поступающую в подразделение авиационную технику и способы ее применения. Для доставки группы с БВС к месту ЧС на базе аварийно-спасательной машины повышенной проходимости (ГАЗ 25057), был оборудован подвижной пункт управления БЛА, оснащенный, необходимым оборудованием и снаряжением для автономной работы.

Первое время комплексы применяли только в учебных целях. На регулярных тренировках и учениях, моделируя различные возможные ситуации и задачи, отрабатывали навыки управления коптером, при непосредственном взаимодействии с ЦУКС. Также отрабатывалось взаимодействие с органами Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) и органами обеспечения воздушного движения (ОВД) при организации и выполнении полетов.

Сотрудники вашей группы проходили какое-то специальное обучение?

На базе ВУЗа МЧС России мы прошли профессиональную переподготовку по программе дополнительного профессионального образования «Подготовка и применение беспилотных авиационных систем». Также прошли специальное обучение по эксплуатации беспилотных авиационных систем, используемых в нашей части.

Как часто проходит обучение и повышение квалификации у пилотов?

В целях повышения уровня профессионального мастерства, совершенствования знаний, навыков и умений в выполнении задач по предназначению, мы проходим круглогодичное еженедельное обучение внутри подразделения по программе профессиональной подготовки специалистов беспилотной авиации МЧС России.

Какими знаниями должен обладать специалист вашего направления?

Специалист подразделения беспилотной авиации должен обладать знаниями основ аэродинамики, конструкции и управления БВС, разбираться в авиационной картографии, метеорологии, аэронавигации, инженерно-авиационном обеспечении эксплуатации беспилотных авиационных систем. Необходимо также знать воздушное законодательство по организации воздушного движения, использованию воздушного пространства и правила производства полетов государственной авиации.

То есть вас готовят как специалистов государственной авиации?

Все верно. Большая часть в нашей подготовке имеет авиационную составляющую. Согласно Воздушному кодексу РФ, беспилотные воздушные суда, используемые для решения возложенных на МЧС России задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и пожарной безопасности, относятся к воздушным судам государственной авиации специального назначения. Мы, как специалисты подразделений беспилотной авиации, также относимся к авиационному персоналу государственной авиации.

Когда беспилотники МЧС появились в Ноябрьске?

Первые две беспилотные авиационные системы на базе БЛА вертолетного типа «DJI Phantom 3» поступили в специализированную пожарно-спасательную часть (СПСЧ) в начале 2023 года. Это были квадрокоптеры, оборудованные фото-видеокамерой, способные летать в радиусе до 2-х километров на высоте до 500 метров.

Сколько их сейчас? Какие у них технические характеристики?

Сейчас у нас их четыре. На смену первым в 2023 году в СПСЧ поступили более современные три квадрокоптера «DJI Phantom 4 Pro » с увеличенной дальностью передачи сигнала до 3,5 километров и временем полета до 30 минут, способные развить скорость 20 метров в секунду – это 72 километра в час. Также на оснащении группы есть «DJI Inspire 1», оборудованный тепловизором.

А на какой высоте они могут работать?

Программным обеспечением установлено ограничение в 500 метров относительно точки взлета. На самом деле в полете на высоте выше полукилометра нет необходимости, в основном наша рабочая высота на которой мы выполняем задачи от 50 до 200 метров.

Как часто БВС используются в вашем подразделении?

В основном это регулярные учебно-тренировочные полеты, с отработкой упражнений по плану летной подготовки внешних пилотов, которые проходят не менее одного раза в неделю. Также задействуем их на командно-штабных и пожарно-тактических учениях.

Приходилось ли использовать их на реальных задачах?

В июле 2023 года прошло наше, так называемое, боевое крещение. Из-за лесных пожаров в округе был введен режим ЧС, и беспилотники привлекли для мониторинга лесопожарной обстановки в непосредственной близости от Тарко-Сале, где бушевали пожары. В июле 2023 года проводили разведку лесного пожара в районе дачного поселка «Мечта». В настоящее время наши коптеры привлекаются к воздушному наблюдению надводной обстановки при проведении патрулирования водных объектов сотрудниками ГИМС и мониторингу пожароопасной обстановки при рейдах ОНД и ПР по МО г. Ноябрьск, проводимымых в садовом некоммерческом товариществе «Мечта», в период особого противопожарного режима.

Возникают ли какие-то сложности при полетах?

 Если при планировании тренировочных полетов, мы можем учесть погодные условия или перенести отработку навыков в закрытый манеж, то при реальной чрезвычайной ситуации может возникнуть необходимость проведения работ в более сложных условиях. Так, например, при работе по мониторингу лесных пожаров сложности в основном возникают из-за ветра, при резкой смене силы ветра и направления. При сильном ветре необходимо учитывать поправки на возможность возврата беспилотного воздушного судна в точку взлета, а при отсутствии ветра – штиле, все небо, как правило, застилает плотным дымом, что резко ухудшает видимость. Также из-за особенностей рельефа местности, плотности застройки и радиопомех может ухудшаться качество радиосигнала из-за этого приходится корректировать маршрут и высоту полета.

Скажите, применение БВС в округе круглогодичное или есть ограничения в температурном или географическом плане?

К сожалению, технические характеристики наших БВС не позволяют использовать технику при температуре ниже минус 15 градусов, поэтому в наших северных условиях часть времени мы проводим тренировочные полеты в спортивном манеже, в закрытом помещении. При сильном снегопаде, дожде и ветре более 10 м/с использование наших коптеров тоже невозможно.

Сложно управлять БВС?

На первый взгляд это кажется просто, но на деле, чтобы управлять беспилотным воздушным судном, нужна соответствующая подготовка и навык.

Какое самое важное качество внешнего пилота?

Важно не допустить ошибочных действий пилота, которые могут привести к авиационному происшествию и потери дорогостоящей техники. В полете из-за радиопомех и опасных явлений погоды могут произойти различные нештатные ситуации, при которых необходимо быстрое и правильное принятие решений и действий.

Пилоты самолетов и вертолетов, как правило, работают в паре – есть командир воздушного судна и есть второй пилот, а сколько человек в экипаже беспилотного воздушного судна?

Количество личного состава расчёта беспилотной авиационной системы определяется руководством по ее эксплуатации и зависит от типа беспилотного воздушного судна и установленной на ней целевой нагрузки. Для наших беспилотных авиационных систем достаточно двух человек. В то время как внешний пилот следит за данными на дисплее, наблюдатель оценивает ситуацию в воздухе – нет ли преград в виде деревьев, проводов или птиц, а также обеспечивает связь и оцепление пуско-посадочной площадки.

Как происходит подготовка к полетам?

Это происходит в несколько этапов. После постановки задач на полеты расчет беспилотной авиационной системы проходит предварительную подготовку к полету. Изучается по карте район полетов, в том числе характер местности, местонахождения искусственных и естественных препятствий. Отрабатывается схема выполнения полетного задания, высота и маршрут, подбор площадок для взлета и посадки. Согласовывается порядок использования воздушного пространства с органами ЕС ОрВД. Изучаются правила полетов и аэронавигационная обстановка в районе планируемых полетов, в том числе местонахождения аэродромов и наличия воздушных трасс, прогнозируемая метеорологическая обстановка. Уточняется особенность эксплуатации БАС в конкретных условиях, определяется порядок взаимодействия с подразделениями МЧС или другими структурами, участвующими в выполнении работ. Отрабатываются возможные ошибки и действия расчета по их предупреждению и устранению, а также действия при отказах авиационной техники и меры безопасности. На предварительном этапе готовится к полетам и сама авиационная техника. При необходимости обновляется ее программное обеспечение, заряжаются аккумуляторы, готовится необходимая целевая нагрузка. Следующий этап – это предполетная подготовка, на которой экипаж беспилотного воздушного судна непосредственно перед полетами проходит медицинский контроль и получает указания с учетом конкретно складывающейся на это время метеорологической, орнитологической, воздушной и наземной обстановок.

Какие существуют правила и ограничения для полетов беспилотных воздушных судов?

Их достаточно много. Например, в целях обеспечения безопасного использования воздушного пространства мы за три дня до выполнения плановых полетов подаем заявку в орган Единой системы организации воздушного движения с целью закрытия района наших полетов для других участников воздушного движения. Затем, за сутки до полета, направляем план нашего полета в этом районе для сопровождения его органом обеспечения воздушного движения. С момента взлета и до посадки организуется связь с руководителем полетов местного аэродрома. Существуют районы и зоны, в которых использование беспилотных воздушных судов ограничено или запрещено, к примеру, зоны аэродромов. Также для выполнения полетов над населенным пунктом требуется разрешение органов местного самоуправления.

А если необходимо срочно задействовать беспилотник МЧС?

В случае необходимости применения беспилотных воздушных судов МЧС России при возникновении чрезвычайной ситуации, в указанном районе, по нашему уведомлению и направлению плана полета БВС, органами ЕС ОрВД вводятся кратковременные ограничения в воздушном пространстве не позднее 3-х часов.

Вячеслав Николаевич, вы входите в состав аэромобильной группировки. Это означает, что Вы можете быть привлечены для выполнения задач в любую точку Ямала?

Не только Ямала, но и в любую точку России. Однако, сотрудники группы робототехнических средств и беспилотных летательных аппаратов также могут быть направлены в составе оперативной или рабочей группы для выполнения определенных задач в зоне ЧС. Так, в 2023 году я был направлен в Тарко-Сале для мониторинга ситуации по лесным пожарам. АМГ при этом не привлекалась.

Какие данные можно получить с ваших беспилотников?

Наши беспилотники оснащены фото-видеокамерой и системой спутникового позиционирования. Это дает возможность передавать видеоинформацию и телеметрию на пульт внешнего пилота в режиме реального времени, а также производить фото- и видеозапись. С помощью тепловизора можно отслеживать теплоконтрастные цели. Полученная информация передается в ЦУКС или оперативный штаб для координации совместных действий и принятия решения по ликвидации ЧС.

Насколько оперативно передается полученная информация?

Внешний пилот и те, кто находятся в подвижном пункте управления, получают информацию с БВС в режиме реального времени по радиосигналу на монитор пульта управления, а оперативность передачи фотовидеоинформации в ЦУКС зависит от ее объема, наличия сотовой связи и качества интернета. При благоприятных условиях это может занять от 5-ти до 30-ти минут после приземления БВС.

Можно ли сказать, что дроны облегчают службу спасателей?

При грамотном применении, безусловно, да! Сокращается не только время на изучение обстановки в зоне ЧС, но и меньше людей и техники задействуется для выполнения задач.

Со временем, как считаете, возможен ли такой вариант: робототехника заменит спасателей?

В настоящий момент беспилотная авиация действительно способна на многое. Однако, в нашей работе дроны, вряд ли, заменят человека.

Как необходимо обслуживать данную технику и насколько она «капризна» в эксплуатации?

Если ты обладаешь знаниями по использованию БВС, то достаточно вовремя проводить регламентные работы, заряжать аккумуляторные батареи и обновлять программное обеспечение. При правильном использовании и периодическом обслуживании проблем практически не возникает. Однако, если эксплуатировать небрежно, то можно легко вывести эту дорогостоящую технику из строя.

Если ли какие-то данные по учету полетов?

Конечно. Обязательно ведется учет налета у каждого беспилотного воздушного судна и летного времени каждого внешнего пилота. С 2023 года по сегодняшний день нашей группой совершено 564 полета БВС с общим летным временем 144 часа, из них 66 вылетов на выполнение задач по предназначению с налетом более 18 часов.

Скажите, есть ли БЛА, управлять которым Вам бы хотелось?

Сложно сказать. Возможно, не отказался бы «полетать» на «ОРЛАНе», его технические характеристики позволяют подниматься на высоту до 5 км, практическая дальность полета составляет 600 км. Такую технику можно использовать и в жару, и в холод. Сейчас этот беспилотник есть у наших Салехардских спасателей.

Вячеслав Николаевич, благодарю за интересную беседу и желаю безаварийных полетов!

И Вам спасибо.

Dji matrice 300 rtk с подвесом zenmuse h20t, оснащённым гибридной камерой и тепловизором

Решение объединяет в себе возможности для длительного барражирования, измерения температур в точках и выделенных зонах, обзора больших пространств и мелких деталей с безопасного расстояния и обнаружения поджигателей лесов.

Беспилотники для арктической зоны

Объективные условия и географическое положение Арктической зоны предполагают необходимость наличия на оснащении БВС большой дальности и продолжительности полета. Ввиду территориальной протяженности региона воздушный мониторинг является наиболее эффективным средством дистанционного сбора данных.

Включение в состав авиационного компонента Арктической группировки МЧС России перспективных беспилотных авиационных систем позволит во взаимодействии с силами и средствами других ведомств, а также работающих в регионе крупных компаний организовать развитую разведывательно-информационную инфраструктуру.

Таким образом, на основе принятой Концепции применения беспилотных авиационных систем МЧС России, а также с учетом опыта их практического использования при предупреждении ЧС и ликвидации их последствий способы и тактические приемы использования беспилотных летательных аппаратов будут совершенствоваться, а диапазон сфер применения при решении задач МЧС России – расширяться.

Опубликовано в журнале “Системы безопасности” №2/2023

Беспилотные летательные аппараты в мчс

Беспилотные летательные аппараты в МЧС выполняют спасательные, разведывательные задачи, а также задачи мониторинга в более чем 10 различных областях спасательных работ. На вооружении службы имеются аппараты самолетного, вертолетного типа. А также коптеры с различным временем полета и целевыми нагрузками.

Беспилотные системы dji помогают волонтерам-поисковикам из lizaalert

Сегодня в России существуют десятки некоммерческих поисково-спасательных отрядов на добровольной основе. Большинство из них действуют по территориальному принципу и являются региональными организациями. Однако самой известной и общероссийской можно считать организацию LizaAlert, возникшую в сентябре 2023 года и названную в честь девочки Лизы Фомкиной, которую добровольческие отряды искали на протяжении 10 дней, но не смогли найти живой.

За 10 прошедших лет организация разрослась до общероссийских масштабов и стала реальной силой. Модернизируется и ее оснащение техническими средствами. Так, вот уже несколько лет волонтеры из LizaAlert пользуются беспилотными летательными аппаратами для поиска пропавших.

И основу беспилотного парка отрядов составляют дроны DJI. На своей официальной странице в социальных сетях специалисты беспилотного подразделения LizaAlert перечисляют следующие модели дронов, с которыми они работают и владельцев которых рады видеть среди добровольцев своей организации:

  • DJI Phantom 3 Pro;
  • DJI Phantom 4/ Pro/ Advanced;
  • DJI Phantom 4 Multispectral;
  • DJI Mavic 2 Pro/ Zoom/ Enterprise;
  • DJI Inspire 1/ 2.

Чтобы понять, почему именно эти модели дронов DJI являются наиболее предпочтительными для спасателей-поисковиков, необходимо разобраться в алгоритме проведения поисковой операции с привлечением беспилотников.

Более 1700 комплексов с бас в россии

Во исполнение положений Концепции развития и применения беспилотных авиационных систем МЧС России на период до 2020 г., утвержденной решением коллегии МЧС России в 2023 г., а также в целях внедрения в реагирующие подразделения МЧС России новейших технологий защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций МЧС России проводит комплекс мероприятий, направленных на перспективное развитие беспилотной авиации.

По состоянию на июль 2023 г. в системе МЧС России эксплуатируется уже более 1700 комплексов с беспилотными летательными аппаратами. Беспилотные воздушные суда представлены летательными аппаратами:

  • самолетного типа: ZALA 421-04M, ZALA 421-08M, ZALA 421-16ЕМ, Superсam S-250, Орлан-10;
  • вертолетного (мультироторного) типа: ZALA 421-21, ZALA 421-22, Гранад BA-1000, Superсam Х6M2 и Superсam Х8-M.

Преимущественное большинство составляют беспилотные авиационные системы (БАС) фирмы DJI: Phantom 2, 3, 4 и Inspire 1.

В целях дальнейшего развития беспилотной авиации в плановом периоде 2023–2020 гг. была предусмотрена закупка беспилотных авиационных систем нового поколения, не менее 200 единиц ежегодно, при общей потребности свыше 5 тыс. единиц.

Бпла в мчс – какие задачи выполняет данный вид техники?

Беспилотные летательные аппараты МЧС России проводят также мониторинг и изучение ситуаций в местах с повышенной угрозой – лесополосы, водоемы, плотины. С внедрением бла процессы проведения спасательных работ, разведки, помощи людям значительно упростились, ускорились.

Повысилась оперативность реагирования служб на внешние природные и техногенные угрозы. Была полезна статья? Добавьте наш сайт в закладки браузера, чтобы не потерять. Планируете покупку беспилотников? Требуется рачет цены? Желаете уточнить условия поставки? Оставьте заявку или позвоните нам прямо сейчас!

Какими должны быть дроны для поиска людей

В условиях нехватки людей огромное подспорье специалисты-поисковики видят в беспилотных летательных аппаратах. Развитие полетных параметров дронов, улучшение качества камер и универсальность использования беспилотников при различных погодных условиях делает их незаменимыми помощниками для спасения и поиска людей.

Сегодня основными требованиями к коптерам, стоящим на вооружении поисковых отрядов, опытные специалисты считают следующие характеристики:

  • хорошие полетные данные, позволяющие беспилотнику работать практически в любых погодных условиях;
  • достаточный диапазон и высота полета (особенно при поисках с лесистой местности);
  • возможность летать без подзарядки достаточное количество времени;
  • хорошие характеристики камеры дрона (высокое разрешение фото);
  • наличие ряда датчиков (тепловизионного и т.д.) на борту коптера.

Все эти требования вполне обоснованы. Поисковикам не приходится выбирать, в какой местности и при каких погодных условиях им предстоит выполнять поисково-спасательную операцию. Есть запрос – надо действовать. Именно поэтому важно иметь на вооружении надежный беспилотный аппарат, который может выполнять съемку на высоте, достаточной для обхождения препятствий в виде крон деревьев, заряда которого хватает для полноценной съемки обозначенного квадрата поиска и который сможет выполнять миссии и при минусовых температурах.

Квадрокоптер dji mavic 2 enterprise advanced с тепловизором

Mavic 2 Enterprise Advanced имеет складную конструкцию, малый размер и вес, оснащён 48 Мп камерой и тепловизором с разрешением 640 × 512 пикселей.

Комплекс с гибкими возможностями для противопожарного мониторинга, патрулирования, поиска источников возгорания и координации тушения

Matrice 300 RTK Zenmuse H20T

Комплекс на базе полётной платформы DJI Matrice 300 RTK и многофункционального подвеса Zenmuse H20T отличается универсальностью и широким набором функций. Время полёта квадрокоптера с указанной полезной нагрузкой достигает 43 минут — самый большой показатель среди решений для пожарных на основе дронов Matrice для свободного полёта. Летательный аппарат может работать на высотах до 7000 м при температурах от -20°C до 50°C.

Широкоугольная камера

Служит для обзора больших территорий. Например, при патрулировании лесов вы обнаружите источник дыма, находящийся на большом расстоянии от траектории полёта

Радиометрическая термальная камера

Позволяет вести съёмку с температурной чувствительностью ≤ 50 мК при f/1.0. Программное обеспечение имеет множество интеллектуальных функций для измерения и визуализации температуры:

  • Точечный замер температуры поверхности в реальном времени;
  • Измерение и отображение максимальной и минимальной температуры на участках;
  • Режимы чувствительности «Low Gain» для широких температурных диапазонов и «High Gain» для максимальной точности в узком диапазоне;
  • Мгновенные уведомления в реальном времени о превышении заданной температуры на объекте или территории;
  • Настройка цветов для отображения температуры на дисплее.

Камера с 23-кратным оптическим зумом

Даёт возможность рассмотреть мельчайшие детали, оставаясь на безопасном расстоянии, например, не подлетая близко к высокому пламени, заглянуть внутрь помещений и разработать оптимальные пути для эвакуации и развёртывания пожарных рукавов. Кроме того, вы сможете обнаружить поджигателей лесов, не выдавая своего присутствия, сделать детальные снимки и в кратчайшие сроки передать информацию для принятия оперативных мер.

Лазерный дальномер

Для измерения расстояния до объекта в диапазоне 3-1200 м с точностью ± 0,2 м.

Лучшие в эксплуатации бас

С увеличением количества беспилотных летательных аппаратов, повышением их возможностей и масштабов применения на первый план выходят вопросы, связанные с подготовкой квалифицированных специалистов по эксплуатации БАС. Обеспечивается ежегодное проведение курсов повышения квалификации личного состава расчетов БАС на базе высших учебных заведений МЧС России, в том числе с использованием технологий дистанционного обучения.

В свете вышесказанного в качестве одной из форм организации и проведения группового вида профессиональной подготовки летного состава, эксплуатирующего БАС, в июне 2023 г. на базе ФГКУ “Ногинский СЦ МЧС России” были проведены I Всероссийские соревнования среди лучших команд МЧС России по мастерству управления беспилотными воздушными судами на звание “Лучший расчет беспилотных авиационных систем МЧС России”. Соревнования проводились на тактическом фоне и в следующих целях:

  • совершенствование профессиональных навыков пилотирования и организации производства полетов беспилотных воздушных судов, определения и проверки уровня подготовки внешних пилотов;
  • обмен опытом, пропаганда знаний, приемов и способов проведения авиационных работ при решении задач по предназначению с применением БАС.

Подобные соревнования планируется проводить ежегодно.

Направления развития беспилотной авиации в россии

С учетом положений Концепции, а также опыта, приобретенного подразделениями МЧС России при ликвидации аварий и тушении пожаров, определены основные направления развития беспилотной авиации в системе МЧС России:

  • организация работы по подготовке нормативных правовых актов, регулирующих процессы внедрения, унификации, стандартизации и применения БАС (в том числе в условиях ЧС);
  • повышение готовности штатных подразделений, использующих беспилотные летательные аппараты, сокращение времени реагирования на ЧС различного уровня;
  • обеспечение развития и повышение эффективности применения БАС при выполнении функциональных задач;
  • организация подготовки и повышения квалификации специалистов, эксплуатирующих БАС, в реагирующих подразделениях МЧС России;
  • изучение передового международного опыта в сфере применения беспилотной авиации.

В мае 2023 г. произошло наводнение на Балканах. Выпало самое крупное количество осадков за последние 120 лет, что привело к тому, что большие территории оказались затопленными и сотни тысяч людей были вынуждены покинуть свои дома. Использование дрона (беспилотного летательного аппарата) в такой ситуации позволяет в короткое время обследовать сравнительно большую территорию, получить фото- и видеоматериалы с воздуха, которые помогут оценить ситуацию на реках и их берегах, а также проанализировать риски угрозы наводнения

Пожарный дрон помогает спасать жизни и снижать риск для сотрудников

Имейте полную картину района пожара и представление о зонах наибольшего риска, находясь в безопасном месте.

При ликвидации пожаров критически важно оценивать общую обстановку, в этом случае беспилотник может стать лучшим, а иногда и единственным способом изучить весь район пожара и прилегающие территории для планирования работы экстренных служб.

Обнаружить очаг возгорания на самых ранних стадиях позволит тепловизор, даже когда пламя невозможно увидеть человеческим взглядом. Оборудование для термальной съёмки, установленное на дрон, позволит рассмотреть объект со всех сторон, в том числе — сверху.

Когда счёт идёт на секунды — промедления недопустимы. В этом отношении преимущества БПЛА перед пилотируемым самолётом или вертолётом неоспоримы. Для взлёта подойдёт любая городская площадка, а предполётная подготовка займёт несколько минут.

Помимо готовых решений, представленных в данном разделе, мы готовы укомплектовать мультироторный БПЛА индивидуально под ваши уникальные требования!

Разнообразие дронов dji для разных условий поиска

Являясь добровольной и некоммерческой организацией, LizaAlert рада пополнению своего парка беспилотных аппаратов за счет средств жертвователей. И в этой связи наиболее универсальной и бюджетной моделью специалисты-поисковики считают Mavic 2 Pro, оснащенный мощной камерой, 3-осевым подвесом и алгоритмом работы, позволяющим проводить съемку по заранее спроектированному маршруту.

Полетные характеристики Mavic 2 Pro позволяют поднимать дрон на высоту 50-60 метров, на которой уже нет опасности того, что коптер может запутаться в ветвях дерева. Достаточный вес его также позволяет использовать аппарат не только при полном безветрии.

В феврале 2020 года состоялись показательные учения организации LizaAlert с участием компании 4vision, являющейся поставщиком беспилотных аппаратов, приобретаемых для нужд поисково-спасательных операций. Развитие беспилотных технологий сделало возможным применение на промышленных дронах DJI мультиспектральных камер, с которыми, в свою очередь, спасатели связывают будущее успешных операций по поиску людей в затрудненных условиях.

К таким условиям можно отнести зимнее время года, когда стандартные тепловизоры оказываются неспособными обнаружить переохлажденного человека в зимней одежде. В осеннее время поиск с использованием тепловизора может быть затруднен отсутствием просматриваемости сквозь кроны деревьев.

Модель беспилотных систем Phantom 4 Multispectral активным образом тестируется специалистами LizaAlert. Наличие мультиспектральной камеры позволит применять дрон даже в зимних поисках. Разумеется, по сегодняшнему российскому законодательству необходимо согласовывать все полеты с регулирующими органами. Официально зарегистрированные поисковые организации и отряды имеют возможность делать это максимально оперативно.

Согласно отчетам беспилотного подразделения “ЛизаАлерт” на его официальной страничке в ВКонтакте, только в октябре 2020 года поступило 78 запросов на поиск потерявшихся лиц с использованием БПЛА. С воздуха коптерами было сделано более 80 000 снимков с общим треком 2426 км. В ходе поисковых мероприятий удалось найти 5 человек.

Для иллюстрации того, насколько незаменимы могут быть дроны в поиске людей, специалисты приводят не один пример успешной поисковой операции. Так, без преувеличения хрестоматийным можно назвать случай со спасением пожилого мужчины в Переславле-Залесском в прошлом году.

Поиски были затруднены тем, что звонок в LizaAlert поступил только на третьи сутки после пропажи дедушки. Для поиска были привлечены БПЛА, и в ходе обработки снимков с одного из дронов под кроной дерева удалось обнаружить потерявшегося мужчину. Даже эвакуационные мероприятия оказались сложной задачей, на которую ушло 4 часа. Страшно подумать, как долго пришлось бы искать человека в этих условиях пешему отряду спасателей.

Этой осенью поисковому отряду LizaAlert исполнилось 10 лет. Отрадно осознавать, что беспилотные технологии и системы DJI причастны к спасению жизней и успешным поисковым операциям!

Регистрационные номера для бас

В соответствии с положениями Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ проводится работа по присвоению персональных регистрационных номеров беспилотным воздушным судам, находящимся на оснащении в подразделениях МЧС России. Прорабатываются вопросы обязательного страхования ответственности владельца воздушного судна за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна.

Самый простой в освоении и доступный квадрокоптер для пожарных

Замер температуры тепловизором

Квадрокоптеры серии Mavic 2 производства компании DJI подтвердили свою надёжность и неприхотливость в эксплуатации тысячами пользователей по всему миру. Именно по этой причине производитель взял самую популярную модель за основу при разработке доступного, простого в эксплуатации и компактного беспилотника для профессионального использования.

Тепловизор с разрешением 640 × 512 пикселей

В корпусе на трёхосевом гиростабилизированном подвесе размещаются 48 Мп камера и тепловизор с разрешением 640 × 512 пикселей. Доступны функции замера температуры в точках и областях, выделения на дисплее участков с определённой температурой и совмещения в реальном времени термальных и оптических снимков.

48 Мп камера

Улучшенная RGB-камера способна снимать 48 Мп фото и видео в разрешении 4K. 32-кратный цифровой зум с 4-кратным увеличением без потери качества позволит вам рассмотреть мельчайшие детали, благодаря чему вы обнаружите первые очаги возгорания и источники задымления в том момент, когда тушение пожара ещё не требует значительных усилий и рисков.

Динамик M2EA

Во время экстренных операций нет времени для сложной коммуникации. Громкий динамик, устанавливаемый на квадрокоптер, позволяет передавать голосовые команды, координировать в реальном времени работу пожарных расчётов и эвакуацию пострадавших. Также для выполнения различных задач Mavic 2 Enterprise Advanced может оснащаться прожектором или светосигнальным маяком.

Стандартная операция по поиску пропавшего человека с использованием дрона

Разумеется, что основным ресурсом и силой поисковых отрядов являются волонтеры. Но именно людей не хватает, когда речь идет о поиске потерявшегося человека в труднопроходимой местности, в ночное время суток или в ситуации с неблагоприятными погодными условиями.

Традиционный метод поиска предполагает разделение добровольцев на группы по 2-5 человек. Каждая такая группа выстраивается в линию и тщательно обследует квадрат местности 500 на 500 метров. Люди должны идти достаточно плотно друг к другу, прочесывая кусты, лесопосадки, высокую траву и т.д. Пеший способ поиска требует до 6-8 часов времени только на обследование одного стандартного квадрата местности.

А теперь представим, насколько времязатратными могут стать поиски, ведь любое промедление опасно для жизни потерявшегося человека. Зимой ситуация еще больше усугубляется в связи с риском обморожения и счет уже идет на несколько часов. Тем не менее, даже летом условия поиска могут быть затруднены заболоченностью местности, наличием даже небольшой растительности и сложным рельефом.

Беспилотные летательные аппараты могут существенно ускорить процесс поиска, ведь на подготовку маршрута и облет дроном стандартного квадрата 500 х 500 м уйдет не более 40 минут, а на последующую передачу снимков и их анализ – порядка 30-40 минут. Получается, что в течение 1,5 часов дрон и специалисты, работающие с обработкой фотоматериала с камеры беспилотника, проделывают ту же самую работу.

Координаторы поиска и наиболее опытные специалисты отрядов опрашивают родственников потерявшегося человека с целью определения возможного маршрута поиска. Их задача – построить карту поиска для того, чтобы позже запустить беспилотники для “проработки” тех зон, которые им по силам.

Специалисты LizaAlert высоко оценивают и возможности программ, которые идут для обслуживания дронов DJI. В частности речь идет о программе DJI Ground Station Pro, благодаря которой можно выстроить маршрут поиска пропавшего человека менее чем за минуту.

Настройка и подготовка дрона к полету занимает не более 15 минут с того момента, как специалист-оператор дрона приезжает на место поиска. Как только дрон отрабатывает заданный квадрат местности и возникает необходимость смены его аккумулятора, он возвращается на место взлета, т.е. использует функцию Return To Home.

Благодаря сотрудничеству поисково-спасательного отряда с компанией “Вымпелком” поисковики LizaAlert получили возможность использовать искусственный интеллект для обработки фотографий с дронов DJI. Для этого применяется специально созданная программа обучения нейросети обрабатывать большой пласт фото за считанные секунды.

Нейросеть “отбрасывает” все те снимки, которые не кажутся ей “подозрительными”, выделяя те кадры, на которых есть вероятность обнаружения человека, частей тела человека или даже каких-то предметов одежды. Такие фотографии поступают на компьютеры специалистов беспилотной службы для ручной обработки.

Благодаря высокому разрешению фотографий, сделанных при помощи камер дронов DJI, поисковики могут в несколько раз приблизить участок вызвавший подозрение у нейросети, и понять, есть ли на фото что-то говорящее о возможном присутствии человека. При обнаружении человека на фото оперативно передается информация с точными координатами руководителям поиска для быстрой отправки в точку обнаружения пропавшего человека группы эвакуации.

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий