- Команды и почему они не эффективны
- Radiocopter.ru – 10 командная система дистанционного управления
- Десять команд по двум проводам
- Как сплотить людей
- Команды запуска элементов панели управления и консоли управления
- Про применение команд «выполнить»
- Системы управления проектами для разных сфер
- Схема передатчика
- Тонкости управления
Команды и почему они не эффективны
Что такое команда? Можно сформулировать такое определение: группа лиц, объединённая мотивами и интересами для достижения общей цели. Звучит здорово, но на практике есть проблемы.
- Умение понимать друг друга и разговаривать на одном языке. Все мы разные и воспринимаем всё по-разному, с этим остаётся только смириться, так уж устроен человек. У каждого своё мировосприятие. Просишь запилить какую-то фичу, например, выгрузку в Excel из таблицы, а на выходе получаешь совсем не то. И вроде бы задача простая, но какая-то ерунда на выходе. Опыт и образы мышления у всех разные, и далеко не факт, что другой человек подразумевает то же самое, что и ты. Есть занимательный тест на эту тему, попробуйте дать его коллегам.
- Умение говорить. Обычная ситуация: попадается сложная задача, надо найти оптимальное решение. Ты собираешь коллег и предлагаешь обсудить решение. Хорошо, если кто-то высказывается, а бывает, что людям нечего предложить. Они просто ждут конкретной задачи, как им скажут, так и напишут. Они просто не понимают или не видят, чем могут помочь.
- Мотивация и интересы. Уверены, что они совпадают у TL и команды? У вас мотивация сделать так, чтобы фичи работали и были сделаны в срок. А члены команды хотят внедрить новый язык или попробовать сделать крутое архитектурное решение на все случаи жизни, когда фича нужна здесь и сейчас.
- Слышать и слушать. Зачастую инженеры на совещаниях совершенно не понимают, зачем их вытащили, и даже не слушают.
- Вовлечённость в процесс. Бывает, что программисты просто решают те или иные задачи, но они не понимают их конечного смысла для проекта в целом. Например, надо добавить кнопку, но они не понимают зачем, просто «вслепую» пишут код, чтобы закрыть тикет.
В итоге получается, что это группа лиц, которые не понимают, что и зачем они делают. Вроде куда-то движемся, и так сойдёт. У всех свои мотивации и цели. Хоть это и называется командой, но по сути ей не является.
При создании команды и налаживании процессов внутри неё надо в первую очередь бороться с перечисленными выше проблемами. Конечно, вас будут ждать и другие трудности, но эти надо победить в первую очередь.
Radiocopter.ru – 10 командная система дистанционного управления
В некоторых случаях возникает необходимость передачи на расстояние нескольких команд, но задача усложняется тем, что невозможно применить инфракрасный канал, так как нет прямой видимости, а так же невозможно применить радиоканал, так как вокруг эфир зашумлёт. В этом случае на помощь приходит двухпроводная линия. Именно такая схема представлена ниже.
Она позволяет передать по двух проводной линии 10 команд. Схема очень простая в повторении. Состоит из двух микросхем, микроконтроллера PIC12F675 и дешифратора К555ИД10. Этот дешифратор имеет на выходе транзисторы с открытым коллектором. Активным состоянием является ноль.
Програмно реализована блокировка последних четырёх кнопок, при отсутствии 12В на базе транзистора. В некоторых случаях такая функция оказывается полезной, например в автомобиле, переключение режимов в которой возможно лишь при включённом зажигании и т.п.
При нажатии двух, трёх и более кнопок, срабатывает только один канал, соответствующий нажатой кнопки, имеющий максимальное значение. Например наджали кнопки №2 и №5, сработает канал №5 и т.д.
Пульт представляет собой набор резисторов и 10 кнопок. В составе с резистором R4, пульт представляет собой делитель напряжения, номинал которого измеряет ЦАП, встроенный в микроконтроллер.
Идея устройства была найдена на просторах интернета, а прошивка написана, как говориться, с нуля, так как автор оказался банальным жмотом, выложившим со схемой демо прошивку.
Для отработки программы, устройство собрал на макетной плате. Программа позволяет применять резисторы в пульте без предварительногог отбора. Собрал 5 таких устройств, работают без подбора элементов чётко, пульты с платами управления получились взаимозаменяемыми. Схема очень надёжна и не боиться помех по питанияю. Простая в повторении.
Видео работы:
Плату я не разрабатывал. Прошивка тут.
Десять команд по двум проводам
Описанное ниже устройство предназначено для дистанционного управления десятью нагрузками по двупроводной линии связи длиной до 10 м. Его можно использовать для управления бытовой радиоаппаратурой, игрушками, для передачи информации о состоянии датчиков различных устройств.
От подобных по назначению (например, [Л] это устройство отличается возможностью одновременной передачи нескольких команд в любой комбинации и удобством контроля за передаваемой информацией (по положению ручек или кнопок переключателей на пульте передатчика). Кроме того, передатчик не требует собственного источника питания – он питается по той же линии связи. Система сохраняет работоспособность при изменении напряжения питания от 9 до 5 В, а при использовании микросхем серии К561- от 12 до 5 В.
Принцип работы устройства заключается в следующем. Требуемые команды передают, устанавливая переключатели пульта управления в соответствующее положение. В передатчике происходит циклический опрос состояния контактуры пульта с тактовой частотой. Последовательность командных импульсов (замкнутым контактам соответствует короткий импульс, разомкнутым – удлиненный) передается по линии связи в приемник. Приемное устройство обрабатывает поступившую информацию и вырабатывает сигнал на включение соответствующих нагрузок.
Принципиальная схема передающего устройства изображена на рис. 1, приемника- на рис. 2. Рис. 3 иллюстрирует работу всей системы.
Pиc.1
После включения приемника тумблером SA1 напряжение питания по линии связи через диод VD15 (рис. 1) поступает к передатчику. После зарядки конденсатора СЗ до напряжения питания начинает работать генератор коротких импульсов со скважностью 5 и частотой повторения около 200 Гц, собранный на элементах DD1.1, DD1.2. Из этих импульсов (диагр. 1, рис. 3) триггер D02.1 формирует тактовые сигналы (диагр. 2), поступающие на счетчик DD3. Импульсы, последовательно появляющиеся на выходах счетчика, в зависимости от состояния (диагр. 3) командных переключателей SA1 – SA10 проходят или не проходят на верхний по схеме вход элемента DD1.3 (диагр. 4). Если контакты какого-то переключателя разомкнуты, то в соответствующий момент на этот же вход через диод VD2 поступают импульсы с выхода генератора.
Pиc.2
На второй вход элемента DD1.3 с триггера DD2.2 приходит длинный импульс (диагр. 5) после каждого цикла опроса контактуры. На этот же вход с триггера DD2.1 поступает импульс, запрещающий прохождение информации через элемент DD1.3 в каждую первую половину времени опроса состояния соответствующего переключателя. Сформированные элементом совпадения DD1.3 пачки импульсов после инвертирования элементом DD1.4 (диагр. 6) поступают на электронный ключ на транзисторе VT1 и далее в линию (диагр. 7).
Для обеспечения селекции пачек импульсов в приемнике передатчик после каждого цикла опроса формирует паузу, в течение которой обнуляется счетчик приемника.
Pиc.3
Узел приемника (рис. 2), собранный на элементах DD1.1, DD1.2, представляет собой ждущий мультивибратор. Его запускают спады информационных импульсов, которые приходят с передатчика на вывод 2 элемента DD1.1. Цепь R1C1 определяет длительность выходных импульсов, по окончании которых элементы DD1.3, DD1.4 и транзистор VT3 формируют импульсы записи (диагр. 8). Информационные импульсы (диагр. 7), инвертированные транзистором VT1 (получается последовательность, аналогичная диагр. 6), поступают на вход D триггеров DD3 – OD7 (выводы 5 и 9) и на вход С счетчика DD2, который, переключаясь, разрешает прохождение импульса записи на вход С соответствующего триггера.
Короткий информационный импульс заканчивается раньше, чем формируется записывающий, и на инверсном выходе этого триггера появляется сигнал 1, если же импульс длинный, то сигнал 0. К коллектору каждого транзистора VT4 – VT13 можно подключать нагрузку с потребляемым током не более 50…100 мА.
Для установки счетчика DD2 в исходное состояние служит генератор одиночных импульсов,выполненный на однопереходном транзисторе VT2. Цепь C3R5 задает время для формирования импульса установки, которое должно быть меньше паузы между пачками (диагр. 10). После каждой информационной посылки конденсатор СЗ разряжается через диод VD) и транзистор VT1 передатчика (диагр. 9).
Используемые в устройстве микросхемы серии К176 можно заменить на соответствующие из серий К561, К564. Вместо транзисторов КТ361 Г можно применить КТ361, КТ347, КТ3107 с любым буквенным индексом. Конденсатор СЗ передатчика и С2, СЗ приемника – К53-1А, остальные – КМ, резисторы – МЛТ.
Устройство, собранное из исправных деталей, начинает работать сразу и в налаживании не нуждается.
ЛИТЕРАТУРА: Иноземцев В. Шифратор и дешифратор команд телеуправления.- Радио, 1985, № 7, с. 40, 41.
Радио 12/89
Как сплотить людей
Основная задача руководителя, от тим лида до CTO — минимизировать влияние всех негативных и отвлекающих факторов и добиться максимальной продуктивности команды.
Я считаю, что ключевой процесс в хорошей команде — это коммуникация. Ниже я перечислю основные принципы и советы по налаживанию коммуникации.
- Сядьте и пообщайтесь с каждым сотрудником, спросите об умениях и опыте. Постарайтесь найти сильные и слабые стороны коллег. Вам надо в дальнейшем сделать так, чтобы люди дополняли друг друга, задействуя в работе свои сильные стороны. Только так можно достичь максимальной эффективности в итоге.
- Доносите до команды цели работы. Если реализовывается какой-то функционал, то каждый должен понимать его изначальный смысл. Например, интеграция с партнерами нужна для расширения ассортимента и повышения продаж, а значит и прибыли компании. Расскажите команде о конечной сути фич, так люди будут понимать реальную цель и выполнять задачи с большей охотой.
- Объясняйте всё простыми словами, чтобы каждый понимал, и у него не оставалось сомнений. Как сказал Эйнштейн: «Если вы не можете объяснить это просто — значит, вы сами не понимаете этого до конца».
- Вовлекайте людей в обсуждение. Например, если у отдела продаж есть какая-то проблема, то вы можете спросить у команды, что они думают по этому поводу. Сначала может никто и не будет высказываться, но никто не мешает сделать первый шаг и завязать беседу. Постепенно вовлекайте команду в обсуждения. И важно, чтобы каждый инженер понимал, что к его мнению прислушиваются. Как-то мы сделали интеграцию нашей внутренней системы с другими логистическими сервисами. И считали, что они удобны. Но когда сели оформлять логистику для клиентов, поняли, что неудобно пользоваться, делать отправку данных, просматривать статусы и прочее. Так мы выявили проблемы, ребята очень увлеклись и стали решать задачу, как будто это была их боль.
- Забудьте слово «ошибка». Покажите, что ошибка или неудача — это поиск нового решения. Все члены команды должны понимать, что это нормальный рабочий процесс. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Все учились кататься на велосипеде, я не думаю, что у кого-то получилось поехать, ни разу не упав.
- Учитесь критиковать только по делу. Нельзя говорить, что всё плохо, и ваше решение никуда не годится. Аргументированно и без негатива объясняйте, почему конкретное решение не подойдет, и предлагайте альтернативы.
- Говорите на одном языке. Обсуждайте задачи и просите резюмировать. Одна из полезных практик, попросить инженера рассказать о решении задачи и как он всё понял. Для вас может быть много открытий: иногда то, что поняли они, сильно отличается от того, что говорили вы. Лучше потратить время на обсуждение, чем потом с удивлением обнаружить результат выполненной задачи, который совершенно не соответствует задуманному.
- Умейте упреждать и научите этому коллег. Это относится к ошибкам. Надо, чтобы люди сами подходили и говорили о затруднениях или неудачах в процессе, а не в конце спринта. Доносите, что важно найти оптимальное решение, а не просто закрыть конкретную задачу. В будущем это возможно повлияет на что-то, будет важно с точки зрения архитектуры. Поэтому лучше сразу делать правильно, пусть это и может отнять больше времени. У каждого члена команды должна быть привычка думать вперёд на несколько шагов, а не втыкать костыль, потому что горят сроки.
- Обсуждайте задачи с командой, а не с коллегами-исполнителями наедине. Во-первых, это будет их вовлекать в процесс, во-вторых, они могут предложить действительно хорошие решения, до которых вы сами не догадались. И помните, хороший программист — это не транслятор логики в код, а тот, кто целиком решает проблему. Программирование — это отчасти творчество, так дайте команде свободу для этого. Такой подход снова и снова будет давать вам действительно изящные и грамотные решения.
- Создайте выручай-комнату. У вас должно быть место, где вы можете поговорить с любым сотрудником и выяснить, какие у него есть проблемы в работе, что получается, а что нет. Важно, чтобы вы слушали человека, а он это понимал. Таким образом можно выявлять причины недостаточной эффективности его работы. Например, у него могут быть некорректно поставлены задачи, или просто стул разваливается. Систематически общайтесь с коллегами, держите руку на пульсе жизни команды. Так вы сможете предотвращать конфликтные ситуации и сглаживать рабочий процесс. Если все молча кодят и ни с кем не общаются, то в команде проблемы — отсутствует коммуникация.
- Говорите «спасибо». Если люди что-то делают хорошо, обязательно благодарите их. Эта мелочь очень важна, всем приятно, когда тебя ценят. Но не злоупотребляйте, а то благодарность быстро обесценится.
- Рассказывайте о достижениях компании. Команда или конкретные люди должны знать о своём вкладе в общее дело. Совсем здорово, когда отзывы об успехах программисты получают из других отделов. Например, маркетолог может рассказать о повышении продаж после доработки сайта или менеджер об оптимизации сервиса, которая ускорила его работу. Это поднимает боевой дух команды. Хорошая практика, когда время от времени CTO или даже CEO собирает рядовых сотрудников и отчитывается о достижениях.
Как видите, большинство советов так или иначе связано с коммуникацией. Если её грамотно не выстроить в команде с самого начала, то будут проблемы. Именно она во многом определяет эффективность инженеров. Поверьте моему опыту, лучше сразу не пожалеть времени и сил на это, чем потом расхлёбывать проблемы.
Команды запуска элементов панели управления и консоли управления
Следующий набор команд позволяет быстро запустить элементы, доступные в панели управления, а также отдельных элементов управления, таких как «диспетчер устройств» или «редактор локальной групповой политики».
- compmgmt.msc — эта команда откроет окно, в котором будут представлены элементы (системные утилиты) управления компьютером. Все их можно запустить и по отдельности, но для кого-то более удобным может оказаться именно такой интерфейс.
- devmgmt.msc — диспетчер устройств.
- diskmgmt.msc — управление дисками Windows. Может использоваться для того, чтобы разделить диск на разделы и для других целей работы с дисками.
- eventvwr.msc — просмотр событий Windows. Позволяет проанализировать поведение системы при сбоях, причины ошибок.
- services.msc — команда services.msc запускает окно «Службы», в котором можно посмотреть текущий статус служб Windows, запустить или остановить их, изменить тип запуска. К сожалению, в последних версиях Windows 10 изменение параметров для ряда системных служб в указанном интерфейсе стало недоступным.
- gpedit.msc — редактор локальной групповой политики. Недоступен в Windows 10 Домашняя.
- ncpa.cpl — список сетевых подключений Windows с возможностью просмотра их состояния и настройки. Помогает в случае, если не работает Интернет в Windows 10 и во многих других ситуациях.
- appwiz.cpl — интерфейс установки и удаления программ.
- lusrmgr.msc — управление локальными пользователями и группами.
- powercfg.cpl — настройки параметров электропитания ноутбука или ПК.
- firewall.cpl — параметры брандмауэра Windows.
- sysdm.cpl — окно «Параметры системы», с возможностями настройки файла подкачки, точек восстановления (защиты системы), параметров быстродействия, переменных среды.
- mmsys.cpl — устройства записи и воспроизведения Windows.
- taskschd.msc — планировщик заданий Windows 10.
Про применение команд «выполнить»
В статьях на тему команд Win R можно увидеть разумные соображения на тему: для чего это нужно? Ведь в Windows 10 я могу использовать поиск в панели задач или другие способы запустить то, что необходимо: в контекстном меню кнопки «Пуск», панели управления или других расположениях.
Да, это действительно так, но существуют и не менее разумные доводы в пользу использования команд «Выполнить»:
- Некоторые элементы быстрее запустить именно через Win R, особенно в Windows 11. Пример — окно сетевых подключений и это не единственный такого рода элемент.
- Эти команды можно запустить даже в случае некоторых сбоев системы. Допустим, всё что вы видите после загрузки системы — черный экран с указателем мыши, но при этом работает сочетание клавиш Ctrl Alt Del (или Ctrl Shift Esc) для запуска диспетчера задач. Прекрасно: в диспетчере задач (в «подробном» виде) мы можем выбрать в меню «Файл» — «Запустить новую задачу» и использовать любую из рассматриваемых команд.
- Отдельные команды (те, что с расширением .exe, то есть запускают системные утилиты Windows) мы можем запустить и использовать и вне запущенной системы. Например, если вы загрузитесь с загрузочной флешки Windows 10, нажмёте комбинацию клавиш Shift F10 (Shift Fn F10 на некоторых ноутбуках) откроется командная строка, ту же командную строку можно открыть в среде восстановления, а уже там использовать некоторые из команд, например, для запуска редактора реестра или восстановления системы.
Надеюсь, мне удалось убедить кого-то из читателей, теперь переходим непосредственно к командам.
Системы управления проектами для разных сфер
1. YouGile
Максимально простая и понятная система управления, подходящая в том числе большим командам, где каждая задача – это чат.
Для кого: больше всего подходит для операционного менеджмента, для строительных и производственных компаний. Систему легко внедрить даже на завод, в коллектив из 100 человек – заходит быстро, обучения не требует. Интерфейсы простые, интуитивно понятные, все на виду.
Сильные стороны: легко наладить прозрачную совместную работу между разными отделами, например, между производством и отделом продаж. В этом помогает гибкая настройка прав, доступ к чужим задачам, инструменты «зеркальные столбики» и «сводки». Чат в каждой задаче – как мессенджер, но позволяет лучше сконцентрироваться на работе. Стильные фоны, яркие стикеры.
Слабые стороны: не хватает тегов и интеграции с облачными хранилищами и сторонними сервисами, например OneDrive и OneNote.
2. Asana
Креативная система с летающими единорогами для небольших творческих коллективов
Для кого: оптимально для команд 15-20 человек: веб-студий, дизайнеров, фотографов, видеографов и маркетинговых агентств. Удобно вести маркетинговое планирование и операционный менеджмент: управлять задачами и продуктом. Позволяет автоматизировать согласование и утверждение работ. Систему легко внедрить в небольшой отдел – интерфейсы простые и интуитивно понятные, однако требуется знание английского.
Сильные стороны: возможность добавлять соисполнителей и наблюдателей в задачи, функция «Выполняется» позволяет следить за ходом работ, расширенная бизнес-отчетность, удобная сортировка задач. Совместное использование документов, цели и напоминания, календари и расписание.
Слабые стороны: нет иерархии сотрудников, слишком демократичная система прав, что неудобно в больших командах от 20 человек. Сложно расставлять приоритеты для проектов. Некоторые задачи забываются и теряются. Когда проектов больше 10 штук, в них можно запутаться: непонятно, к какому проекту относится то или иное уведомление.
3. Jira
Система-номер-один для разработчиков, самая закупаемая в России по нашим оценкам
Для кого: система заточена под отдел разработки, пользоваться ею может любое количество сотрудников, в том числе большие команды свыше 100 человек. Чаще всего используется как баг-трекер. Внедрение требует существенного времени. Если команда не техническая, придется долго и мучительно обучать сотрудников.
Сильные стороны: по нашим оценкам, это самая закупаемая система в России, суммарно компании тратят на нее свыше 3 миллиардов рублей в год. Предоставляет огромный набор функционала и возможностей для кастомизации, мощный API, удобное планирование спринтов, Agile-бэклог, более 3000 приложений Jira Software, расчет скорости и объема работы команды за спринт. Прогресс работы по каждому проекту можно измерить и визуализировать.
Слабые стороны: система сложна в освоении, особенно для «не-технарей». Интерфейсы часто меняются. Сложно настраивать собственные рабочие процессы в каждом отдельном проекте, мало возможностей для автоматизации. Медленно подгружаются страницы для пользователей с расширенными правами и большим числом надстроек.
4.Trello
Самый распространенный в мире планировщик после Excel
Для кого: красочный таск-трекер для творческих коллективов и небольших отделов из 10-15 человек, а также для личного пользования в качестве планировщика. Систему легко внедрить, интерфейсы визуально простые и красочные, понятные даже тем, кому за 60 лет. Однако она не подходит для масштабных проектов.
Сильные стороны: много интеграций и фишек, основные операции с задачами требуют не более 2 кликов, информативные доски, гибкая настройка карточек. Идеально подходит для простых линейных задач. Легко делиться карточками, приглашать сторонних людей на доски, добавлять быстрые заметки и показывать их коллегам.
Слабые стороны: чем больше проектов ведется, тем сложнее в них ориентироваться, интерфейс быстро захламляется, долго искать нужную доску. Нет учета времени по задачам в базовом функционале, мало возможностей для классификации карточек. Вести работу в больших командах трудно, в задачах беспорядок. Если ведешь серьезные проекты – стандартных отчетов недостаточно.
5.Битрикс24
Корпоративный портал и CRM для сложных бизнес-процессов
Для кого: корпоративный портал для команд 30-40 человек. Чаще всего используется как CRM в отделах продаж и маркетинга, а также для видеоконференций и построения сложных бизнес-процессов. Внедрение системы потребует времени и обучения сотрудников: перегруженные интерфейсы и слишком много функций, с которыми надо разбираться (и не все хорошо работают).
Сильные стороны: можно использовать абсолютно для любых целей – как CRM, как IP-телефонию, как планировщик задач и даже как конструктор лендингов и email-рассылок. Можно создавать воронки продаж, автоматизировать процессы работы с документами и согласования договоров, настраивать сквозную аналитику и интегрировать данные CRM с 1C. В системе удобно «вести» большое количество клиентов и сделок.
Слабые стороны: возможностей много, но все они требуют длительной настройки под себя и обучения сотрудников. Слабые UX-интерфейсы: часть функций скрыты в глубоких слоях интерфейса, и отыскать их без помощи техподдержки невозможно. Система очень тяжеловесная и «неповоротливая».
6.Wrike
Система для больших веб-студий, строительных компаний и архитектурных бюро с готовыми шаблонами проектов
Для кого: удобная система управления проектами и совместной работы для больших команд. Также ее используют как CRM, тайм-трекер и баг-трекер. На внедрение системы нужно время.
Сильные стороны: очень гибкая система, которую нужно адаптировать под себя, а дальше – наслаждаться многочисленными возможностями и автоматизировать сложные бизнес-процессы. Есть множество готовых шаблонов. Диаграмма Гантта позволяет отслеживать график выполнения задач подрядчиками и просматривать взаимосвязи между проектами.
Слабые стороны: длительный период обучения сотрудников. Сложно грамотно настроить систему под себя, под свои задачи и внутренние процессы. В интерфейсах без путеводителя легко заблудиться.
7.GanttPro
Система-номер-один для тех, кто любит диаграмму Гантта и визуализацию данных
Для кого: оптимально для сферы IT, маркетинга, консалтинга, строительства, для команд 15-20 человек. Хороший инструмент для аналитики и визуализации данных по проектам для менеджера, который потом делится ими со всей командой.
Сильные стороны: система позволяет распределять нагрузку на сотрудников с учетом ресурсов и времени, которое требуется для выполнения задач. Визуализация данных в системе – намного проще и понятнее, чем таблицы и графики в том же Excel. Их можно сохранять в формате PDF и показывать клиентам. Система запоминает каждое действие, которое вы совершаете, и его в любой момент можно отменить или повторить.
Слабые стороны: сложно затянуть всю команду в работу в системе управления задачами, требуется длительный период внедрения и обучения. Когда добавляешь много зависимостей между задачами, линии на графике перемешиваются, и непонятно, что с чем связано. Не хватает интеграций с другими сервисами, например Microsoft Outlook.
8.Basecamp
Система для дизайнеров и креативных студий для согласования макетов с заказчиком
Для кого: изначально эта система создавалась для дизайнеров. Сейчас ею пользуются в основном небольшие команды (до 30 человек), креативные студии и творческие коллективы. Внедрение быстрое, инструмент максимально простой.
Сильные стороны: в системе легко решать простые задачи, сообщать новости команде на доске объявлений, обмениваться документами. Можно четко видеть, кто перегружен работой, а кто отдыхает. Можно создать отдельный приватный проект и пригласить туда клиента, сохранив его конфиденциальность. Удобно согласовывать работу по проекту на каждом этапе с заказчиками.
Слабые стороны: несколько старомодный стиль интерфейсов. Нельзя посмотреть в одном месте, какие задачи вы назначили другим людям. Нет возможности массового удаления файлов, место быстро заканчивается. Нет возможностей для стратегического планирования, нельзя оценить полную картину по проекту.
9.Microsoft To-Do
Электронный ежедневник для личного пользования, максимально простой
Для кого: персональный органайзер, планировщик задач для личного использования, сервис для составления списка дел на день. Этот сервис стоит воспринимать как намеренно упрощенный, даже в чем-то примитивный инструмент.
Сильные стороны: в сервисе можно планировать свой день: все просто и понятно, дизайн минималистичный, задачи на день всегда будут с вами. Легко делиться информацией, обмениваться своими списками дел с друзьями и коллегами. Есть интеграция с задачами из Outlook и Todoist, синхронизация с приложениями из пакета Office.
Слабые стороны: примитивные возможности для планирования. Нельзя сделать повторяющуюся задачу на несколько определенных дней недели. Нет возможности описать задачу сразу – нужно долго заполнять нужные поля, отдельно дату, время выполнения, приоритет, напоминания и так далее.
Задачи в «Мой день» нужно заносить вручную, даже если запланированная дата выпадает на сегодня. Это все отнимает время. Нельзя просто быстро наставить себе задач и быть уверенным, что в нужный день вы получите автоматическое напоминание. Придется все контролировать вручную.
10. Todoist
Простой таск-трекер с множеством готовых шаблонов
Для кого: сервис для составления списка дел, в основном используется в формате мобильного приложения. Очень хорошо подходит для личного пользования, саморазвития, образования и повышения эффективности. Однако его используют и команды (чаще малый бизнес, 25-50 человек) – как таск-трекер для отдела продаж, бухгалтерии, маркетинга. Сервис простой, длительного обучения не требуется.
Сильные стороны: удобно вести планирование и подготовку к какому-либо событию. Выстраивать рабочие процессы с клиентами. Есть много готовых шаблонов: наведение порядка в финансах, постановка и отслеживание целей, контент-план, дизайн-спринт, исправление багов, онбординг сотрудника, цикл продаж и так далее. Можно расставлять повторяющиеся задачи, автоматические напоминания, приоритеты, а потом отслеживать прогресс.
Слабые стороны: есть баги, например, слетает сортировка задач, новые задачи падают в самый конец списка. Очень долго загружаются файлы на облако. Медленно выводятся и отображаются видео, изображения и другие файлы. Не хватает данных о завершенных задачах, статистики и подведения итогов. Неудобный календарь.
11. ClickUp
Легкая и гибкая система для маленьких креативных стартапов
Для кого: система управления проектами и таск-трекер для маленьких креативных стартапов. Реже используется как баг-трекер. Интерфейсы интуитивно понятные, внедрение – быстрое и легкое, с основными функциями можно разобраться за один час.
Сильные стороны: можно вести беседу в чате в режиме реального времени. Есть встроенный редактор документов для совместной работы, документ можно создать прямо в системе. Радуют десятки готовых шаблонов для разных отделов: маркетинг, дизайн, продажи.
Абсолютно все функции можно максимально настроить под себя: уведомления, отображение задач, приоритеты, визуализация данных (в виде досок Agile, mind-карт, электронных таблиц и так далее). Многоуровневая иерархия позволяет группировать задачи, как душе угодно.
Слабые стороны: иногда система подвисает, и между внесением изменений и их сохранением бывает задержка, что может привести даже к потере данных. Не хватает возможности отменить или повторить действие, от добавления задач до комментариев.
Система очень многофункциональна, это скорее плюс, но в некоторых случаях он превращается в недостаток: интерфейс перегружен кнопками, опциями и меню, приходится искать важную функцию среди множества других, которые используются редко. Огромное количество вариантов пугает сотрудников, менее подкованных в техническом плане.
12. Monday
Удачное решение для отдела продаж с 71 шаблоном досок
Для кого: платформа для совместной работы и управления проектами. Чаще используется в отделах продаж и маркетинга для контроля выполнения задач при помощи Workflow, оптимизации воронки продаж и в качестве CRM. Простой и понятный в использовании инструмент.
Сильные стороны: гибкость, большой простор для настроек системы под себя. Легко отслеживать ключевые показатели эффективности на уровне сотрудника, отдела или бизнеса в целом. Лаконичные и интуитивно понятные интерфейсы. Предлагает 71 шаблон рабочих досок на различные задачи, например, на организацию целого отдела продаж.
Слабые стороны: теряются старые завершенные задачи, исчезают подзадачи после их архивации. Тяжело найти данные по проделанной пару месяцев назад работе. Если вы ведете сложные проекты с большим количеством задач, загрузка данных будет медленной, необходимо раз в квартал планировать очистку системы от ненужных материалов. Хотелось бы иметь больше возможностей для автоматизации рутинных процессов.
13. Hygger
Система для продуктовых команд, более простая по сравнению с Jira
Для кого: система управления проектами для Agile-команд разработчиков, для продуктовых компаний. Есть все необходимое для организации полного процесса разработки софта. Также сервис подойдет командам маркетинга и продаж. Изначально создавался как улучшенная версия Jira и Trello.
Сильные стороны: система может объединить в себе разработчиков и «гуманитариев», то есть нетехнических специалистов, так как в ней есть все возможности для первых и понятное управление задачами и досками для вторых. Интерфейсы простые, длительного обучения для менеджеров и маркетологов не понадобится. Удобный бэклог, качественная приоритизация фич (4 варианта), карта развития продукта.
Слабые стороны: не хватает возможности переключения из Канбан в Timeline автоматически. Отсутствие массовых действий. Верхнее меню занимает слишком много экранного места и заставляет переходить в полноэкранный режим.
14. Google Tasks
Простейший планировщик дел на каждый день
Для кого: максимально простой планировщик задач для личного пользования.
Сильные стороны: очень легко разобраться в интерфейсах. Красивое и стильное приложение. Позволяет легко копировать данные по задачам и делиться ими.
Слабые стороны: недостаток функционала. В этой системе управления задачами нет возможностей для организации хоть сколько-нибудь серьезных рабочих процессов. Неудобно пользоваться, нельзя свернуть подзадачи, слетает сортировка задач. Нельзя назначить задачу на кого-то, указать ее приоритет, добавить к ней метки.
15. Яндекс Трекер
Система для разработчиков с визуализацией и автоматизацией
Для кого: система управления продуктом для разработчиков, которые не хотят сидеть на Jira. Также ею пользуются команды дизайнеров и маркетологов, иногда – отделы кадров.
Сильные стороны: легко планировать спринты, оценивать трудозатраты. Есть шаблоны ТЗ для типовых задач, есть много возможностей для визуализации: диаграммы, графики, дашборды. Можно автоматизировать рутинные процессы, например, согласование документов или работа с заявками от клиентов и сотрудников, которые приходят на почту.
Слабые стороны: слабая техподдержка, только формальные консультации на уровне первой линии. Более сложные запросы отправляются в другой отдел, и ответ приходит очень нескоро или вообще не приходит. Пока еще много сбоев – то платежные данные не сохраняются после ввода, то не получается выписать счет от организации.
16. Redmine
Old school-система для разработчиков, баг-трекер с открытым кодом
Для кого: уникальное приложение с открытым исходным кодом, на 100% бесплатное, созданное энтузиастами еще в середине 2000-х. Система управления проектами не для всех, ориентирована на технические команды. Заточена под отслеживание багов и управление проблемами в отделе разработки.
Сильные стороны: в систему интегрировано все необходимое для управления всеми этапами разработки. Имеет в своей конфигурации инструменты для обмена и обсуждения кода, отслеживания ошибок и обработки запросов. Удобные поиск, фильтрация и сортировка карточек, хорошие диаграммы, календарь и форум. Гибкая настройка ролей, настраиваемые уведомления.
Слабые стороны: устаревший интерфейс, некоторые функции спрятаны в очень неочевидных местах. Нет инструмента для отслеживания времени и активности пользователя по задачам. Система требует определенных навыков для установки на вашем собственном сервере. Также требуется время, чтобы сориентироваться в интерфейсах и понять назначение каждой функции.
17. YouTrack
Современный таск- и баг-трекер для разработки и стартапов
Для кого: баг-трекер и система управления задачами, созданная специально для команд разработки.
Сильные стороны: быстрая генерация отчетов и обработка проблем, развитое использование клавиатурных шорткатов и командного синтаксиса. Всеми рабочими процессами легко управлять при помощи клавиатуры. Очень гибкая система: можно настроить атрибуты задач под себя (приоритеты ошибок, типы ошибок, данные о спринтах и прочее).
Слабые стороны: интерфейс требует детального и вдумчивого изучения. Меньше возможностей для интеграции по сравнению с более известными системами, с той же Jira, например.
18. Мегаплан
CRM для небольших отделов продаж и ведения клиентов
Для кого: удобнее всего – для небольших отделов продаж в качестве CRM. Есть интеграция с телефонией и 1С. Система заточена под то, чтобы вести в ней клиентскую базу и настраивать бизнес-процессы по продажам и сделкам.
Сильные стороны: простые понятные интерфейсы для управления проектами, легко работать с задачами. Позволяет систематизировать продажи. Есть разные сценарии и схемы для сделок, под разные воронки продаж с множеством различных вариантов и «путей» клиента. Есть автосценарии, все можно полностью автоматизировать.
Слабые стороны: по факту нет полноценной интеграции с телефонией, она не предназначена для работы с собственной офисной АТС и работает только через софтфон. Неудобный планировщик звонков. Крайне мало возможностей настроить что-то под себя.
19. Kaiten
Система с мощной визуализацией всех рабочих процессов
Для кого: акцент на визуальном управлении проектами и командами. Заточен под аутсорсинговые компании, которым необходимо вести работу совместно с заказчиками в единой системе. Также подходит производственным и IT командам. Очень просто настраивается, быстрое внедрение.
Сильные стороны: мощный визуал – сводные доски, которые позволяют визуализировать абсолютно все процессы, происходящие в компании. Начиная от стратегических целей и заканчивая задачами конкретного сотрудника. В системе приятно работать с клиентами и подрядчиками: полная прозрачность и наглядность рабочих процессов для заказчиков и исполнителей. 12 типов отчетов, Scrum-спринты, диаграмма сгорания задач.
Слабые стороны: низкая производительность, тормозит, когда много задач. Некоторые принципы и функции системы сложно понять, пока не перечитаешь всю техническую документацию. Хочется иметь больше возможностей для интеграции.
20. Pyrus
Система для ведения электронного документооборота
Для кого: система заточена под ведение электронного документооборота. Подходит бухгалтерам, секретарям-референтам и отделам, через которые проходит большое количество документов. Хорошее решение для банковской сферы, консалтинговых и страховых компаний.
Сильные стороны: автоматизация работы с документами, есть удобные готовые формы, по которым можно создавать задачи и выстраивать целые бизнес-процессы. Крутое управление задачами: сортировка, метки, постановка на контроль, напоминания, повтор, возможность отложить на потом.
Слабые стороны: вести базу клиентов не всегда удобно, так как править справочник, куда они заносятся, можно только вручную или API запросом. Неудобный календарь.
21. Worksection
Система для работы с подрядчиками, фрилансерами и заказчиками
Для кого: для команд из 15-20 человек, работающих в сфере маркетинга, дизайна, копирайтинга и разработки простых сайтов. В системе удобно работать с подрядчиками, фрилансерами и заказчиками.
Сильные стороны: нотификации на почту с контролем сроков, функция учета времени по задачам и сотрудникам, подробные отчеты о затраченных ресурсах – времени и бюджете. Легко посмотреть, какой сотрудник сколько работы сделал за какое количество часов.
Схема передатчика
Для управления моделями в радиусе 500 м, как показывает опыт, достаточно иметь передатчик с выходной мощностью окьло 100 мВт. Передатчики радиоуправляемых моделей, как правило, работают в диапазоне 10 м.
Однокомандное управление моделью осуществляется следующим образом. При подаче команды управления передатчик излучает высокочастотные электромагнитные колебания, другими словами, генерирует одну несущую частоту.
Приемник, который находится на модели принимает сигнал, посланный передатчиком, в результате чего срабатывает исполнительный механизм.
Рис. 1. Принципиальная схема передатчика радиоуправляемой модели.
В итоге модель, подчинясь команде, меняет направление движения или осуществляет одно какое-нибудь заранее заложенное в конструкцию модели указание. Используя однокомандную модель управления, можно заставить модель осуществлять достаточно сложные движения.
Схема однокомандного передатчика представлена на рис. 1. Передатчик включает задающий генератор колебаний высокой частоты и модулятор.
Задающий генератор собран на транзисторе VT1 по схеме емкостной трех-точки. Контур L2, С2 передатчика настроен на частоту 27,12 МГц, которая отведена Госсвязьнадзором электросвязи для радиоуправления моделями.
Режим работы генератора по постоянному току определяется подбором величины сопротивления резистора R1. Созданные генератором высокочастотные колебания излучаются в пространство антенной, подключенной к контуру через согласующую катушку индуктивности L1.
Модулятор выполнен на двух транзисторах VT1, VT2 и представляет собой симметричный мультивибратор. Модулируемое напряжение снимается с коллекторной нагрузки R4 транзистора VT2 и подается в общую цепь питания транзистора VT1 высокочастотного генератора, что обеспечивает 100% модуляцию.
Управляется передатчик кнопкой SB1, включенной в общую цепь питания. Задающий генератор работает не непрерывно, а только при нажатой кнопке SB1, когда появляются импульсы тока, вырабатываемые мультивибратором.
Посылка в антенну высокочастотных колебаний, созданных задающим генератором, происходит отдельными порциями, частота следования которых соответствует частоте импульсов модулятора.
Тонкости управления
Как-то я прочитал занимательные теории об оптимальном размере команды. Джордж Миллер занимался исследованиями памяти и в результате экспериментов смог заключить, что в кратковременной памяти человека обычно умещаются от 5 до 9 бессвязных элементов. То есть человеку их не надо группировать их по каким-то принципам и характеристикам, чтобы легче запомнить.
Джефф Сазурленд, отец Scrum, который повторил успех компании Toyota, считает, что в команде должно быть не более 7 человек, из чего вытекло правило «7 человек на один проект». По его мнению, только такие команды достигают эффекта гиперпродуктивности, они могут быть эффективнее в 8 раз!
Я удивился, но эти теории сработали. У меня была одна команда из 12-13 человек, я её поделил на две и, о чудо, продуктивность заметно выросла. С ростом штата программистов я создал третью команду из 6 человек.
Ниже я приведу советы по управлению командой, в них ничего нового, но они в своё время мне очень помогли, и я сам убедился в их пользе на практике.
- Комбинируйте команды, чтобы им было куда расти. Одной из моих ранних ошибок было распределить коллег на две команды по уровню: в одной я собрал сильных программистов, а в другой менее опытных. После перетасовки продуктивность повысилась. И все начали более интенсивно развиваться: новички набирались технического опыта, а сильные инженеры пробовали себя в качестве наставников.
- Учитесь грамотно распределять задачи. Программист — это дорогой для компании сотрудник. Перед ним всегда должен быть вызов. Давайте задачи чуть сложнее, чем он может решить сходу. Это поможет ему расти. Опытный senior не должен сидеть над лёгкими задачами, даже если он делает их быстрее начинающего специалиста. Не забивайте гвозди микроскопом! Конечно, задачи нужного уровня сложности трудно подбирать, поэтому соблюдайте баланс и комбинируйте с рутинными.
- Правильно мотивируйте сотрудников. Здесь необходим индивидуальный подход: для одного это деньги, для другого — карьерный рост, третий хочет стать суперпрофессионалом, чтобы к нему все приходили за советом. То есть дайте им то, что действительно нужно. Это будет работать дольше и эффективнее, чем какая-то разнарядка, спущенная сверху от начальства. Кроме того, так проще соблюдать баланс между тем, что нужно компании и сотруднику.
- Комфортный график работы. Я долго боролся с начальством за гибкий график, но в итоге в цифрах доказал его преимущество. Мы договорились с командой о часах присутствия, при этом все могли приходить в удобное для себя время, отлучаться по делам, когда это было необходимо.
- Не пытайтесь контролировать каждый шаг. Люди должны осознавать свою ответственность. Человек, который это понимает, гораздо эффективнее и самостоятельнее.
- Не экономьте на обучении. Отправляйте коллег на конференции, мастер-классы и прочие мероприятия. Дорого? Устраивайте их сами в неформальной обстановке за чашкой чая и пиццей. Пусть люди делятся опытом, рассказывают о новых подходах или вместе решают какие-нибудь хитрые задачи.
- Управлять не управляя. На мой взгляд — это высший пилотаж. Легко раздавать прямые указания, но надолго ли хватит тим лида, который контролирует каждый шаг команды? В хорошей команде руководитель — это такой же сотрудник отдела, как и остальные. Только он думает не о конкретных задачах, а о развитии компании. Время от времени он сообщает о проблемах или о новых направлениях работы, а остальные накидываются на них и решают. На мой взгляд, это самый эффективный подход к управлению, только для этого уже должна быть построена хорошая команда и отлажены все процессы в ней.