Валл-и
Год:
2008
Страна:США
Хронометраж:1 час 38 минут
Режиссер:Эндрю Стэнтон
В ролях:Бен Бертт, Элисса Найт, Джефф Гарлин, Фред Уиллард, Джон Ратценбергер
Сценарист:Эндрю Стэнтон, Джим Рирдон, Пит Доктер
Продюсер:Джим Моррис, Линдси Коллинз, Джон Лассетер
Жанр:мультфильм, фантастика, приключения, семейный
Возраст:0
Оригинальное название:WALL·E
Дизайн: герои и пространства
На момент выхода мультфильма сами авторы называли его наиболее сложным проектом Pixar со времен «Корпорации монстров». Начать с того, что раскадровка «ВАЛЛ-И» была в два раза больше, чем обычно — если подготовительные материалы предыдущих мультфильмов состояли из 75 тысяч кадров, то здесь их было 125 тысяч.
Одной из самых сложных задач стала разработка внешнего образа главного героя. Можно выделить два основных принципа, которыми руководствовался Стэнтон и Pixar.
Во-первых, в приоритете была простота. Слишком много деталей и движений отвлекали бы от понимания персонажа. Кроме того, все элементы «тела» ВАЛЛ-И должны были быть функциональными (поэтому было решено отказаться, например, от бровей как элемента, функционально не оправданного у робота-мусорщика). Из-за принципа простоты разработка робота началась с простейшей фигуры — куба.
Во-вторых, ВАЛЛ-И должен был быть именно машиной с человеческими чертами, а не человеком с чертами машины (и поэтому тоже чем проще, тем лучше). Иными словами, нечто ближе к R2-D2 из «Звездных войн», чем к Железному дровосеку из «Волшебника страны Оз». Такой подход, по мнению авторов, в большей степени способствует сопереживанию зрителя.
Непосредственными прообразами различных внешних черт ВАЛЛ-И послужили марсоходы NASA и роботы-саперы полиции Сан-Франциско. Кроме того, совершенно очевидно влияние робота-главного героя из фантастического фильма «Короткое замыкание». Грустные глаза ВАЛЛ-И и в целом почти детские черты «лица» вдохновил образ Бастера Китона.
Кстати, Китон не единственный герой эпохи немого кино, который помог создателям мультфильма. Поскольку в картине в принципе не очень много диалогов, а роботы и вовсе почти бессловесны, все взаимодействие и выражение эмоций строится на пластике, движении, жестах и мимике.
Если основой ВАЛЛ-И была грубая и устойчивая кубическая форма, то его возлюбленная ЕВА на контрасте «происходила» из яйца, то есть плавной округлой формы. Здесь источниками вдохновения послужили ламантины и продукция Apple, вроде iPod. Дизайнер компании Джонатан Айв даже консультировал Pixar и остался доволен их разработками.
Один из интересных моментов дизайна состоял в том, что из-за его лаконичности эмоции и реакции ЕВЫ должны были выражаться очень скупыми средствами. По сути, только наклоном туловища и фигурами однотонных глаз.
Здесь же добавим, что главный «злодей» мультфильма, робот Авто, очевидно, создавался как оммаж HAL 9000 из «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика.
Прообразом постапокалиптического города будущего, в котором трудится ВАЛЛ-И, послужило несколько мест. С одной стороны, здесь угадываются очертания мегаполисов восточного побережья США. С другой — желая показать загрязнение и запущенность, авторы изучали такие локации, как Чернобыль и София.
Дизайн интерьеров космического корабля «Аксиома» также был вдохновлен рядом источников. Среди них — современная архитектура Шанхая, Дубая и Лас-Вегаса, работы испанского архитектора Сантьяго Калатравы и концепты диснеевского аттракциона Tomorrowland, отражавшие оптимистический взгляд на будущее из 60-х годов XX века.
Драматургия: трехактовая структура, отголоски «робинзона крузо» и сценарная запись под хайку
Идея «ВАЛЛ-И» родилась у Pixar в 1994 году, еще до выхода первого полнометражного мультфильма студии «История игрушек». Аниматоры Джон Лассетер, Пит Доктер, Джо Рэнфт и Эндрю Стэнтон во время очередного брэйнсторминга заинтересовались идеей футуристического «Робинзона Крузо», где вместо одинокого моряка был бы не менее одинокий робот, а вместо острова — целая планета.
Далее родилась экологическая концепция — планета оказалась безлюдной из-за излишнего загрязнения, а робот стал мусорщиком. И хотя такой поворот отдавал нотками постапокалипсиса, Стэнтон не находил концепцию мрачной — примерно так еще в детстве он и представлял себе мир будущего и потому, видимо, с таким образом успел свыкнуться.
Постапокалипсис был не так страшен еще и потому, что роботу, по задумке авторов, предстояло встретить любовь. Проект разрабатывался Стэнтоном, Лессетером и Доктером вплоть до начала 1995 года, однако Доктер в какой-то момент предпочел сосредоточиться на режиссуре «Корпорации монстров», а Стэнтон — на «Приключениях Флика», а затем и «В поисках Немо».
Только в 2002 году режиссер вместе со сценаристом Джимом Рирдоном вернулся к разработкам «ВАЛЛ-И». Уже через год были готовы раскадровки первых двадцати минут будущего мультфильма. Однако если история для первого акта была в общих чертах готова, то дальнейшие приключения робота еще предстояло придумать.
Концепции были самые разные и включали злых инопланетян, восстание людей против машин и даже авторитарный антиутопический мир на космическом корабле. В итоге Стэнтон пришел к тому, что история становится излишне сложной. Впрочем, идеи восстания и антиутопии в облегченных формах сохранились до финальной версии сценария.
Второй и третий акт было решено поместить на космический корабль «Аксиома». Сначала зрителя «знакомят» с человечеством, которое затем, натыкаясь на противодействие других роботов, возвращается на Землю.
Примечательная особенность «ВАЛЛ-И» — в мультфильме сравнительно мало диалогов. Первыми репликами основные герои обмениваются только в районе двадцатой минуты экранного действия, да и то их речь ограничивается форматом «техногенного чириканья», в котором важны не столько сами слова, сколько интонации.
По замечанию Стэнтона, с появлением звука кино стало больше опираться на звучащую речь и меньше работать с актерской пластикой и визуальным рядом. «ВАЛЛ-И» как раз был удачной возможностью рассказать историю прежде всего через изображение, а не речь.
Сюжетно мультфильм продолжали дорабатывать после тестовых показов. Например, благодаря ним появилась сцена на финальных титрах, показывающая жизнь человечества на Земле после возвращения. Дело в том, что половина тестовой аудитории не верила, что люди смогут выжить на планете.
Критика и восприятие общественности
После выхода мультик «ВАЛЛ-И» (2008) был положительно принят практически всеми критиками и зрителями. Члены Американского института кинематографии назвали этот проект одним из лучших фильмов 2008-го года и сравнили его с «Маленьким бродягой» Чарли Чаплина.
На сайте кинообзоров Rotten Tomatoes 96% критиков дали «ВАЛЛ-И» положительные отзывы. Ричард Корлисс из Time отметил, что героям мультфильма «ВАЛЛ-И» удалось создать тесный контакт с огромной аудиторией зрителей, несмотря на отсутствие у главных героев речи.
Кирк Ханикатт из The Hollywood Reporter заявил, что мультик «ВАЛЛ-И» превзошел достижения предыдущих анимированных лент Pixar и, вероятно, он их самый оригинальный проект на сегодняшний день. По словам Ханикатта, особую прелесть фильму придает использование смеси компьютерной графики и архивных съемок.
Негативная часть отзывов в основном касалась того, насколько комично изображает людей этот мультик. ВАЛЛ-И и ЕВА выглядят гораздо более человечными, чем пассажиры корабля «Аксиома». Кайл Смит из New York Post написал, что люди в анимации изображены как «вялая масса идиотов, которые слишком толсты, чтобы самостоятельно передвигаться».
«ВАЛЛ-И» – более мрачный и более циничный, чем любой мультфильм Диснея, который я смог вспомнить, – признался Кайл Смит. – Люди, изображенные в этой анимации, – пародия на любителей парков и курортов Диснея. Я еще не видел, чтобы в крупной корпорации тратили так много денег, чтобы оскорбить своих клиентов».
Люди на «Аксиоме» круглые сутки пребывают в виртуальной реальности и даже не знают, что происходит вокруг
Многие зрители обратили внимание на то, что мультик про ВАЛЛ-И затрагивает библейскую тему. Не зря главную героиню анимации зовут ЕВА. Благодаря ЕВЕ человечество попадает из райского сада (корабля, оснащенного всеми удобствами) на грешную Землю, где необходимо заниматься трудом.
Грег Вартанян, редактор и соучредитель блога Hyperallergic, увидел в ВАЛЛ-И сходство древнегреческим персонажем гончаром Бутадом в сцене, где робот выражает свою любовь к Еве, сделав скульптуру ее из запасных частей. «Дочь Бутада – Филия, провожая возлюбленного на войну, решила запечатлеть себе на память образ юноши.
Филия попросила возлюбленного повернуться в профиль и обвела тень его лица на стене. Увидев это, Бутад сделал керамический слепок изображения. Миф напоминает нам о том, что искусство родилось из желания, и часто имеет большее значение для создателя, чем для музы.
Рецензия на мультфильм «валл-и»
Земля стала ржаво-рыжего цвета. Рядом с полуразвалившимися небоскребами выросли новые – громадные дома из кубиков. Кубики – это прессованный мусор, который собирает робот-уборщик Валл-и, которого почему-то забыли выключить и он теперь работает вечно – сам себя чинит, заправляется от солнечных батарей. Людей на планете нет: они ее загадили и улетели в космос на гигантском космическом корабле. История умалчивает, сколько людей уместились в корабль, но явно меньше шести миллиардов. Впрочем, трупов в кадре нет, и на том спасибо.
Валл-и ведет жизнь идеального холостяка. Он коллекционирует всякую шнягу, оставшуюся от людей, каких-то пупсиков, которые сделали бы честь любому фильму Тимура Бекмамбетова. В его ангаре – идеально структурированный холостяцкий бардак с движущимися полками. Жизнь его приятна и размерена: работа, дом, хобби и домашнее животное – жизнерадостный таракан из тех, что переживут даже ядерную катастрофу.
А потом в его жизни появляется женщина.
Ну то есть мы думаем, что это женщина: аккуратная, красивая, как яйцо, такая же белая. К тому же вооруженная до, гм, скорлупы, и преданная долгу.
А он ее любит. А она верна долгу, но потом тоже его любит.
Он за ней летит на этот самый громадный космический корабль, потому что она разведчица и должна привезти туда зеленый росток – доказательство того, что жизнь на Земле снова появилась и человечество может туда вернуться.
Поверьте на слово: идти на этот фильм нужно строем, немедленно и все бросив. И дело даже не в том, что это “Пиксар”, и там можно найти героев других мультиков этой компании, играть в “пасхальные яйца” и цитаты. И не в том, что герои дико милые, авантюрный сюжет вполне увлекателен, шутки смешные, да и вообще фильм крепко сбит, как полагается любовно-авантюрному боевику.
Просто это очень серьезное, настоящее кино. Про любовь и самопожертовование. Про то, что своих не сдают. Про верность долгу. Про то, что только сумасшедшие нормальны. Про то, что люди всегда остаются людьми и способны на подвиг – даже если они превратились в шарообразных свиноподобных идиотов, зомбированных рекламой и бесплатными витаминизированными коктейлями.
Самое удивительное в этом фильме – его правдивость. И дело даже не только в том, что какие-то штуки, как это всегда бывает в мультфильмах студии “Пиксар”, сказочны и условны, а другие, напротив, фотореалистичны. И дело даже не в довольно маленьком эпизоде, в котором робот-холостяк пытается ввести робота-женщину в свой ангар, а она пугается всего и не понимает, что вот этот бардак и ад – структурированный идеальный порядок.
Просто первая метафора мультика, с небоскребами из отходов – не метафора вовсе. Не верите – посмотрите хотя бы издали (близко вас не подпустят) на любой из многочисленных подмосковных “полигонов твердых бытовых отходов”.
Похоже нам пора строить космический корабль.
Спгс по валл-и. теории заговоров.
На самом деле я люблю этот мультфильм, и считаю его одним из лучших произведений в мире анимации.
Но сегодня ночью мне почему-то пришла в голову мысль, что за этой трогательной историей скрывается нечто гораздо большее и жуткое.
И поскольку я питаю слабость к подобным теориям заговоров в безобидных на первый взгляд мультфильмах, то представляю вам на суд результат моих измышлений.
Итак, поехали.
Первое что наводит на мысль о том, что не всё так просто это слишком большая разница между технологией корабля и технологиями оставленной Земли.
На Земле, оставленные роботы вышли из строя достаточно быстро, несмотря на то, что при наличии запчастей они могли ремонтировать себя сами. Последний оставшийся ВАЛЛ-И это демонстрирует.
Так же, в кадрах, где ВАЛЛ-И убирает мусор, а точнее просто сжимает его, мы видим вполне обычные предметы нашего времени. Топливные заправки, обычные машины и всё такое прочее.
Ни единого намёка на высокие технологии.
Корабль же начинён сверхтехнологичными устройствами, всю работу на нём выполняют роботы, все системы автоматизированы, и люди на нём не играют абсолютно никакой роли.
Вообще корабль этот довольно интересный.
Прежде всего, отношением между людьми и роботами, и соотношением между ними.
Роботы на корабле главные. Как мы увидим ближе к финалу – Авто лишь номинально подчиняется приказам Капитана. Авто следует заложенным в него программам и директивам, постоянно отвлекая внимание капитана и успокаивая того в случае проявления активности.
На корабле Аксиома нет ни технических специалистов, ни учёных, ни военных. Только роботы, биомасса и условный капитан.
Из начала фильма и из посланий мы узнаём, что в космос стартовало как минимум три таких корабля.
Землю нам показывают весьма унылую. Тайфуны и смерчи, сильнейшие грозы с молниями, горы мусора, разрушенные здания, повреждённая техника. Да и в секретной директиве мы видим, как человек имеющий власть и полномочия спешно покидает кабинет в противогазе.
Стоп. ЧТО?
Разрушенные здания.
Разрушенная инфраструктура.
Противогаз.
Нарушенный климат.
Срочная эвакуация.
В это сложно поверить… но по всем признакам выходит, что история про мусорную землю и то что её довели до непригодности к жизни сами люди это всего лишь сказочка для граждан.
И вот ещё два подтверждения этого факта:
1. Вокруг Земли мы наблюдаем облако космического мусора. Состоящего из деталей кораблей, спутников.
2. Ева прилетев на планету боится каждого шороха и не задумываясь применяет оружие. При этом как мы увидим из фильма – ей мало что может повредить. Так чего она так боялась?
Что конкретно случилось мы не знаем и знать не можем, но очевидно, что была или какая-то война или какая-то чудовищная катастрофа.
Причём правящие элиты знали или как минимум предполагали подобное развитие событий, поскольку они смогли создать и запустить минимум три эвакуационных корабля.
И как мы точно знаем из послания – на одном из эвакуационных кораблей как раз-таки эта самая правящая элита и находиться.
Да и чтобы захламить планету ТАК как нам показывают, надо просто бездумно сваливать мусор где попало, абсолютно не задумываясь о переработке и утилизации.
Но цивилизация с уровнем технологий высокой автоматизации, и таких роботов как Ева смогла бы решить мусорную проблему, не особенно напрягаясь. Перерабатывая, вывозя челноками на безлюдные планеты, сбрасывая мусор в чёрные дыры или короны звёзд.
Так что версия с тем, что люди бездумно потребляли и не заметили, как засорили свою планету, не выдерживает никакой критики.
Но вернёмся пока к Аксиоме.
Людей на ней явно немного. Это можно увидеть по общим планам корабля и центральному залу.
А в финальных кадрах их можно даже пересчитать.
Живут они в автономных креслах, и не вылезают из них, и слабо способны на физическую и умственную деятельность. Живут в жилых отсеках, которые вряд ли большие по размеру. Для чего их перемещают по кораблю – не очень понятно, ведь они всё могут делать в кресле.
Впрочем я думаю, что для создания видимости полноценной активной жизни и занятости в течении дня. Они пока ещё не настолько отупели, чтобы покорно сидеть в креслах. Что мы увидим в конце фильма во время бунта.
Остальную часть корабля занимают технологические линии, помещения для роботов и системы жизнеобеспечения.
Да и сам корабль невелик размерами.
Он смог приземлиться на Землю, а значит но был построен на Земле, а не в космосе, и вмещает в себя крайне ограниченное число людей.
Самый современный большой пассажирский океанский лайнер в мире вмещает в себя 6 400 человек.
Но Аксиоме я и столько не дам. На нём размещается несколько сотен человек. Максимум тысяча, но не больше.
И соответственно, для сохранения нагрузок на системы корабля, роботы обеспечивают контроль рождаемости.
А ещё роботы формируют идеологию для людей с самого раннего возраста, что мы видим в коротком фрагменте фильма.
Люди вообще не занимаются детьми, и не выказывают к ним никакого интереса.
Но это всё были цветочки, и сейчас пойдут ягодки.
На основе этих фактов у меня родилось аж две теории, проливающие свет на тёмные стороны этой истории.
Теория первая.
Как мы теперь знаем, человечество столкнулось с какой-то огромной проблемой, которая уничтожила всю человеческую цивилизацию.
Так как само человечество не смогло решить этот вопрос, оно, а точнее его лидеры обратились к помощи более технологичной цивилизации.
Возникает вопрос – как же они с ней вышли на связь?
Тут можно гадать долго. У меня есть две правдоподобных версии:
1. Способ связи или поддержка контактов была известна давно, но скрывалась от населения. Да и не очень интересны мы были инопланетянам.
2. Инопланетяне сами устроили ту катастрофу, а потом предложили свою помощь.
Не суть важно.
Суть в том, что другая раса передала компании BnL высокие технологии, чтобы спасти человечество.
Но не всё. Далеко не всё.
Часть кораблей стартовавших с Земли населяют вполне нормальные люди. Здоровые, спортивные, умные, готовые к выполнению самых разных задач и колонизации подходящей планеты.
Это избранные. Элита. Лучший генетический материал и будущее человечества.
Все остальные же это плата. Плата пришельцам. Именно для пришельцев роботам дано задание откармливать и отуплять всё население корабля.
Тех кто окончил свой жизненный цикл – замораживают в специальных хранилищах, чтобы плата не испортилась, и отправляют автономными челноками по адресу.
Такие фабрики по производству мяса.
Авто знает это. В него также заложена программа в случае бунта подсовывать капитану те или иные фильмы и материалы с приказами от высшего руководства, чтобы капитан не буянил.
Существуют сотни записей приказов, которые должны убедить капитана поступить так, а не иначе.
Изначально Капитана поставили для того, чтобы поселенцы корабля не бунтовали и не подозревали ничего. Раз человек за рулём, значит всё хорошо.
Всё на корабле служит для превращения людей в овощей, и успокоения их словами о том, что всё будет просто замечательно, надо только подождать.
А вот то, что Ева найдёт мутировавшее растение на Земле, предположить не мог никто.
Почему мутировавшее? Да потому, что оно ВЫЖИЛО В ОТКРЫТОМ КОСМОСЕ!
И из-за этого всё пошло против плана.
При этом я убеждён, что нормальная часть человечества попросту не знает о существовании фабрик мяса. Те кто об это знали уже умерли, а все данные были стёрты.
Авто успел передать сигнал «не возвращайтесь на землю», а значит остальные челноки с откормленными и отупевшими людьми – обречены.
Теория вторая.
BnL это супер корпорация, получившая власть на Земле.
При этом обладая сверхвысокими технологиями – на широкий рынок она их не выпускает, а использует для создания собственных роботических армий, для управления и шпионажа за людьми.
Из-за противостояния во властных структурах разразилась война – робоармии BnL против обычных солдат и техники разных государств.
BnL знали, что будет страшная война, и стали заранее строить высокотехнологичные корабли.
Параллельно они занялись отбором людей. Которые полетят на этих кораблях, так как каждый корабль мог вместить всего лишь несколько сотен людей, а ресурсов для постройки кораблей было мало.
Корабли были запущены в автономном режиме, и должны были проводить поиск планеты подходящей для колонизации.
Но каждый корабль был предназначен не только для спасения людей, но и для проведения экспериментов над ними.
И в Аксиоме мы наблюдали эксперимент – что будет с людьми, если дать им всё готовое и у них не будет мотивации работать ради куска хлеба и крова.
Аксиома просто напичкана измерительными приборами и видеокамерами, и Авто регулярно отправляет отчёты на другие корабли и на флагман – научно-координационный центр.
[А вот то, что Ева найдёт мутировавшее растение на Земле, предположить не мог никто.
Почему мутировавшее? Да потому, что оно ВЫЖИЛО В ОТКРЫТОМ КОСМОСЕ!]2
И из-за этого всё пошло против плана.
Они конечно должны были обнаружить планету для колонизации. Но не Землю, так как выжить на ней человеку не представляется возможным.
Но Капитан настолько отупел, что забыл все инструкции руководства и принял решение возвращаться.
Авто не дурак и не злодей. Это робот с заложенными в него программами.
Он не стал бы замалчивать факт нахождения нормального растения, и тем более его уничтожать.
Есть чёткая директива – не возвращаться на Землю.
Был проведён анализ растения, и выявлено что оно не соответствует нормам.
Чтобы не создавать лишнюю шумиху и панику – Авто согласно инструкциям решает изъять и уничтожить растение.
А Ева и вправду дефективный робот, так как из-за сбоя в операционной системе она нарушила все алгоритмы и наборы программ.
Дефект же она получила на Земле, как раз таки приняв в себя мутировавшее растение. Её системы включили аварийный режим и были заблокированы, но излучение или что-то ещё всё таки сумело нарушить