Аппаратура радиоуправления для моделей: 2.4 ГГц, муки выбора

Аппаратура радиоуправления для моделей: 2.4 ГГц, муки выбора Лодки

«собрать большой коптер ничего о них не зная?» — да ерунда

Думаю все заметили, что в интернете достаточно много статей про квадрики мелкого размера: тесты, обзоры и т. д. А вот тестов больших коптеров маловато. Думаю в основном потому, что большой коптер – это чаще всего индивидуальная постройка (не всегда, но часто). Поэтому я решил написать про свой личный «самосбор» – гексакоптер на раме tarotfy680. В качестве предыстории хочу рассказать о том как я собирал этот коптер с нулевыми знаниями. За три года он претерпел много модификаций: от мелких до полной смены «тяговой начинки».

Аппаратура радиоуправления для моделей: 2.4 ГГц, муки выбора

Итак, все началось когда я решил заниматься аэросъемкой. На то время у меня был куплен небольшой «шальной» квадрокоптер, на котором я научился немного летать и, как я понял позже, вообще, не годится для съемки, т. к. грузоподъемности не хватало для необходимого оборудования. В итоге пришла идея собрать свой коптер. Русскому же человеку покупать готовый дорого, и амбиций что соберет «дешевле» достаточно. 🙂

В итоге с другом «поскребли по сусекам» и нашли немного денег на покупку деталей. Все заказывал с Китая, в основном Ebay и Hobbyking. Ссылки на первые сетапы уже не найду, давно это было. И через пару месяцев ожидания (тогда почта работала хуже чем сейчас) мне выдали все посылки. Огромная рама! Огромные винты! Аккумуляторы тяжелые! Прямо восторг был после мелкого квадрика. 🙂

Итак по характеристикам первого сетапа:

Ссылку на 2х осевой подвес к сожалению не найду, но помню, что он стоил по тем деньгам 6 т. р. и был на сервах)

Смотрите про коптеры:  Откройте для себя лучший дрон Syma X5HC — закажите сегодня!

Аппаратура радиоуправления для моделей: 2.4 ГГц, муки выбора

Итак (помните что знания нулевые) собрал все это чудо. Причем я заменил алюминиевые трубы рамы на 500мм карбоновые трубы. Амбиции о «метровом» коптере меня не покидали…

Аппаратура радиоуправления для моделей: 2.4 ГГц, муки выбора

Сейчас меня пайка контактов того времени ввела бы в ужас, но всё-таки. Коптер был собран. Сделан throttlerange регуляторов (процедура, которая как я понял выравнивает мин/макс значения скорости моторов для каждого регуля) и первый запуск. В тот раз я думал что вижу гексу последний раз. Причиной тому был GPS-компас назы, который был развернут на 180 градусов. Думаю коптероводы прикинут что это такое. 🙂

Ну да ладно. После доработок, дочиток инструкций и, все же, укорочения труб до нормальной длины — новый тест. Ура! Все полетело. «Ничего себе собрал его все таки» – думал я. Даже failsafe работает. В принципе на этом радостные моменты закончились и начались «неприятки». Наконец-то купил sonynex 5nв Москве. Поставил на подвес. Взлетел и… Снимаю! Снимаю! Эм, нет не снимаю…

Коптер почему-то «проседает». Летит, летит и потом берет и плюхается в траву. Не быстро… но ведь…так не должно быть! Поднимаю повыше – летает, летает….и опять теряет высоту…. Причем бывает так, что достаточно стремительно теряет высоту. В чем дело? Все настройил, все что мог прошерстил… не хочет летать и все. Как оказалось, уже через некоторое время, эти движки лучше летают на 4s аккумах чем на 3s… но на то время я этого не знал (инструкцию же в детстве читать не научили) и поэтому: интернет, форумы.

Хм. Прошивка регулей… Ага, надо попробовать что это такое… Прошивка SimonK, ага… говорят круто, стабильно — пробуем. Не буду описывать режим прошивки, т. к. это тот еще геморрой, когда нет подходящих коннекторов. Итог был потрясающим! Вау! Стабильно висит в воздухе! Держит высоту! Камеру таскает! Но итог был потрясающим – итог был недолгим. Проба первого Failsafe. Возврат домой — ну… вернулся… с дрейфом (gps, видимо, был немного повернут), но вернулся. Хорошо.

Потом еще и назу прошил! Ведь прошивка вышла… как ее обойти. Говорят же еще лучше будет. И одним прекрасным днем….поехали полетать в поле.

«Отлети подальше» – говорили они, «все будет ништяк» – убеждали они. В конечном счете краш. Причем такой… нормальный. Карбоновый подвес в щепки (хорошо что камеру снял). Пару лучей под замену и пару пропов тоже. Шок! Почему! Из-за чего! Грешил на назу. Откат назы до заводской прошивки не помог.

На failsafe он все падал и падал. Но без него вроде летал. Конечно же, хотелось и поснимать что-то. Даже умудрился снять первый «шоурил» так сказать. И в итоге в один прекрасный день мы встали рано утром (чтоб не было людей в городе почти) и пошли поснимать городской мост. Во время запуска пару раз «проскакивали моторы», т. е. дергались и не раскручивались. Но что уж нам… зря пришли что ли? Все таки запустили его в воздух и даже что-то поснимали. Когда аккумы уже сели и я собирался снижаться и уезжать домой, на высоте около 10 метров над набережной около моста, гексакоптер решил что хочет быть квадрокоптером и просто-напросто отрубил 2 движка. Элегантно наклонясь на 90 градусов он принял курс на землю, точнее, на асфальт. Представляете вот эту картину в замедленной съемке? Летит коптер в землю, а у тебя в голове счетчик такой тикает: -20$… -50$… – 100$…

И тут, откуда ни возьмись, из-под моста еще и люди выходят. У меня волосы на голове поседели, выпали, отрасли и снова поседели. Только чудом он упал метрах в двух от них. С того момента вопрос о безопасности полетов для меня на первом месте и над людьми, вообще, стараюсь не летать. Немного отойдя от увиденного я оценил масштаб урона.

Аппаратура радиоуправления для моделей: 2.4 ГГц, муки выбора

Даже микро SD-флешка сломалась пополам. 🙂

Аппаратура радиоуправления для моделей: 2.4 ГГц, муки выбора

Видео не осталось на память… Какие тут съемки, когда уверенности в коптере нет? И тут я наткнулся на статью, что якобы прошивка SimonK не работает с «многополюсными» двигателями (вроде так называется).

«Етижи пассатижи» — снова подумал я. Новое скрежетание по сусекам и покупка новых регуляторов. Купил регуляторы turnigy plush 30a*. Поставил. Ого! Летает… Что-то мне еще страшно летать… Но все таки оно работало в нормальном режиме, и даже failsafe, будь он неладен. К этому времени я перешел на 4s аккумы (как надо было сделать вначале). И в момент моего счастья один человек все испортил. Он сказал что такой сетап опасный. Он может упасть завтра, через месяц, через год. Типо эти регули с такими движками не подружаться. Какие проблемы, денег-то уйма… купил двигатели T-motor 2814-10 770kvу знакомого. Так как у него с такими же регулями и винтами коптер летал, но на более длинной раме.

Аппаратура радиоуправления для моделей: 2.4 ГГц, муки выбора

Все собранно и настроено. Но вот незадача, раскачивает коптер и все тут. Гейнами зажать до конца не получается. К тому времени я собирал уже свой самодельный подвес на БК моторах. (О нем расскажу в другой статье). Повесил подвес. Вес стал больше и эффект смещения центра тяжести в них сработал. Коптер стал летать нормально. Единственным минусом были полеты в ветер. Тогда его все-таки раскачивало и я нервничал. Но летал он довольно неплохо и довольно долго. Было снято несколько проектов и т. д.

Аппаратура радиоуправления для моделей: 2.4 ГГц, муки выбора

После сборки квадрика на комплекте E300 от DJIя подумал о том, что хватит самодельничать, пора и гексу обновить, и купил комплект DJIe800*. Так же эта покупка предполагала переход с 4s на 6s аккумы. Посмотрев на инспайра и аналогов, понял, что на 6sдействительно будут «долгие» полеты. Такой же комплект стоит на DJIinspire 1. Получается практически шестимоторный инспайр). В таком сетапе он летает и по сей день. Коптер стал действительно стабильней, маневренней, и как ни странно тише. 🙂

Быстросъемные пропеллеры — это вообще потрясающе. Очень устал от этих закручиваний и откручиваний гаечек, ведь транспортировать со снятыми пропеллерами куда удобнее.

Аппаратура радиоуправления для моделей: 2.4 ГГц, муки выбора

Единственное пришлось слегка удлинить раму. Дело в том, что этот комплект подразумевает 13-ые винты взамен моих 12-ых. И со стоковыми мотормаунтами они бы друг друга цепляли. Но покупать новую раму было б сильно затратно, поэтому просто решил поставить мотормаунты современных версий этой рамы. Купил на «хоббикинге» (вот такие) мотормаунты, которые крепятся с торца трубы, тем самым удлиняя ее примерно на 7-9 см. В итоге зазор между пропеллерами стал примерно 1,5-2 см. Сейчас коптер таскает 3х осевой подвес sonynex 5n. На самом деле с его грузоподъемностью он спокойно вытянет и зеркалку, так как рекомендуемая нагрузка на луч 800 грамм, а максимальная 2000 граммм, просто я не считаю, что мне это сейчас надо.

Вот такая получилась история о коптеростроении с нуля. Сказать что постройка вышла дешевле чем можно было купить коптер? Конечно нет. Однако, полученный опыт стоит этих денег и времени. Да и еще к вопросу о покупке аккумуляторов. Никогда не покупайте эти желтые zippycompact! Неважно 3s или 4s — это хлам. К сравнению гекса, с t-motor 2023-10 и подвесом на них, летала 5 минут. Реально всего 5 минут! На паре аккумов в сумме 10000mah. Если и выбирать из «дешевых» аккумов, то либо простые zippyлибо turnigy. Кроме того, существенную роль играет токоотдача. На 40с коптер пролетает от 4 до 6 минут дольше чем на 25с (личный опыт).

Вывод:
1) Собрать коптер с нулевыми знаниями можно, но будьте готовы потратить на это время и деньги. Короче говоря, сначала вы приобретете знания, а потом коптер.

2) Это будет дешевле? Скорее всего нет.

3) Вы сможете гордо говорить «я сам его собрал» (из комплектующих).

4) Возможно на вопрос «сколько стоит?» вы будете отвечать «даже не знаю».

5) Приобретенный опыт поможет вам починить свой коптер в открытом поле с помощью молотка и зубила.

6) При постройке коптера вы научитесь паять, много паять, хорошо паять и в совершенстве овладеете исконно русскими ругательными фразооборотами.

На этом все. В следующей статье я продолжу тему «русских амбиций» и расскажу про строительство 3-х осевого подвеса, который сейчас установлен на этом коптере. Всем спасибо за внимание. 🙂

И напоследок, итоговый список составляющих моего сегодняшнего коптера:

Итого:

706,56$ за гексокоптер способный таскать зеркалку.

p.s. Спасибо Виктору за этот материал и опыт.

На этом всё, с вами был простой сервис для выбора сложной техники Dronk.Ru
Не забывайте подписываться на наш блог, будет ещё много интересного.

p.p.s. * — ссылки, отмеченные звёздочкой реферальные, так что вы можете дополнительно сэкономить, вернув кешбек до 4%. Подробнее на Dronk.ru/cashback/ или можете получить 6.5%, купив их через кешбек-сервис LetyShops.

Читайте также:
Живучие китайские смартфоны. Часть 1
Живучие китайские смартфоны. Часть 2
5 проекторов для дома
Китайские планшеты с Dual OS, для тех, кто не может сделать выбор
10 гаджетов для гиков с Gearbest со скидкой в честь дня рождения площадки
История Chuwi — от MP3-плееров в 2004 до планшетов на Windows 10 в 2023
Сравним цены на гаджеты предлагаемые GearBest на свой день рождения?

image

Аппаратура радиоуправления для моделей: 2.4 ггц, муки выбора

Как было сказано ранее, радиоаппаратура новой генерации, работающая на частоте 2.4 ГГц имеет (по сравнению с предыдущим поколением) целый ряд преимуществ. Переход на новую частоту дает уверенный радиосигнал без необходимости подбора кварца (выбор канала происходит автоматически), и приемники, и передатчики оснащаются более компактными антеннами, а полностью цифровая радиоаппаратура позволяет внедрять систему «цифровых фильтров», что полностью исключает пересечение частот с другими моделистами. 
Казалось бы, моделистам остается только радоваться и пользоваться инновационными решениями с удовольствием. Но увы, не все так гладко и с новинкой. Производители не смогли пока еще прийти к единому стандарту для нового типа радиоаппаратуры, из-за чего системы различного производства работают на разных протоколах и абсолютно несовместимы между собой. 

Если внимательно посмотреть на список предложений от популярных производителей радиоаппаратуры для моделей, можно выделить основные три пункта, три позиции, основанные на разделении по характеристикам используемых протоколов:

– прочие производители (под термином «прочие» скрываются менее популярные компании, которые даже не указывают названия используемого протокола – Corona, Imax, XPS, ASSAN и т.д., они выпускают модули на 2.4 ГГц, для конверсии аппаратуры прошлого поколения).
Кроме этого можно выделить так называемых «новичков» – компании HiTec и Jeti, не так давно наладившие производство модулей на 2.4 ГГц со встроенной телеметрией. HiTec получила массу положительных отзывов за выпуск аппаратуры Avrora 9, позволяющей контролировать скорость, обороты мотора, высоту полета, температуру двигателя, количество горючего и состояние аккумулятора с дисплея передатчика. 
В связи с изложенным выше возникает закономерный вопрос: что делать моделисту, на какую аппаратуру обратить внимание и, естественно, на что потратиться? Если отдавать предпочтение брендовым, фирменным изделиям, то выбор сужается к «метаниям» между Futaba и JR. То есть, между технологиями DSM2 и FASST. Вы можете сказать, что есть еще и 3-й пункт, и 4-й (новички). Но решение о покупке такой аппаратуры мы оставляем на совести и ответственности моделиста, так как это просто «гадание на кофейной гуще» или к «лотерее». 
Возвращаясь к выбору между аппаратурой от Futaba и JR, рассмотрим основу, то есть – технологии.

Какая же лучше?

Протокол DSM2 работает следующим образом: выделенный участок 2.4 ГГц разбивается (условно) на 80 каналов, из которых аппаратура сканированием выбирает наименее зашумленные и использует их для передачи и приема радиосигналов. 
Фирменная технология FASST – это работа радиоаппаратуры на большом количестве узкополосных каналов «прыгалкой» (переключением с одного на другой случайным методом). Если взглянуть в прошлое, то вы поймете, что данная технология – не что иное, как модификация известных протоколов FHSS и DSSS. 
Не вдаваясь в технические подробности и термины, укажем, что технология FASST является синтезом FHSS и DSSS. За счет «прыжков» по каналам внутри выделенной полосы удается избежать большинства помех и использовать радиосигнал меньшей мощности. 
В отличие от этой технологии, DSM2 выделяет для себя всего лишь два канала с наименьшими шумами, которые занимает и которых работает. По этим каналам ведется параллельный обмен данными, по сути, один канал дублирует второй. Так как они разнесены по частоте, появившемуся шуму, помехе будет очень трудно «накрыть» оба канала одновременно.
Внимательно взвесив все за и против, можно сказать: явного лидера нет, каждый из типов аппаратуры хорош по своему и окончательный выбор остается за моделистами и их личными предпочтениями.  

Комплектация

Что скрывается за сокращениями RTF, ARF и KIT, которые обозначены на коробках с моделями? – Это тип комплектации.

Аппаратура радиоуправления для моделей: 2.4 ГГц, муки выбораМодели в комплектации RTF (Ready To Fly, готов к полёту) идеально подойдут для начинающего пилота. Такой набор даст Вам возможность не тратя времени на решение технических задач приступить к полётам уже в день покупки. Эти самолёты оснащены всем необходимым для первого взлёта, как правило достаточно лишь потратить несколько часов на сборку и зарядить аккумулятор. Не верьте стереотипам, которые до сих пор присутствуют в хоббийной среде – прошло много лет с тех пор, как RTF-модели были примитивными игрушками, сегодня не составит труда найти готовый к полёту самолёт с отличными лётными характеристиками, подходящий для обучения. Диапазон классов и размеров впечатляет – от сверхлёгких комнатных моделей до внушительных планеров с размахом крыла более двух метров. Минус комплектации RTF – относительно небольшие возможности для совершенствования лётного мастерства и упрощённая аппаратура радиоуправления, которая по мере приобретения опыта потребует замены на систему более высокого уровня. С первым недостатком производители научились успешно бороться, один из способов – установка на относительно сложную модель системы стабилизации, превращающей практически любой самолёт в учебный. Ещё более интересный подход демонстрирует американская компания Flyzone. Switch 2 in 1 за несколько минут превращается из тренера начального уровня в модель для отработки большинства фигур сложного пилотажа, фактически Вы получаете два самолёта по цене одного.
gt;
Аппаратура радиоуправления для моделей: 2.4 ГГц, муки выбораКомплектация ARF – (almost ready to fly, почти готов к полёту) — набор включает собранные на заводе элементы и узлы самолёта: крыло, фюзеляж и хвостовое оперение, а также необходимую фурнитуру. По сложности сборки эти комплекты как правило не отличаются от RTF, однако пользователь получает возможность самостоятельно выбрать мотоустановку, аппаратуру радиоуправления и бортовую электронику. Для этого необходимо базовое понимание принципов полёта модели и собственных потребностей. Некоторые дополнительные временные и финансовые затраты компенсируется тем, что Вы получаете уникальную модель, собранную под Ваши личные требования. Кроме того, хорошая система радиоуправления покупается сразу для нескольких моделей и служит пользователю несколько сезонов (подробнее о выборе аппаратуры — в нашей статье ). Разумный компромисс между ARF и RTF — комплектация PNP (plug and play) — самолёт собран и оснащён электроникой, приёмник и передатчик при этом локупаются отдельно.
gt;
Аппаратура радиоуправления для моделей: 2.4 ГГц, муки выбораKIT – наборы, также известные моделистам со стажем как наборы-посылки — это классика хобби. В комплекте Вы найдёте большое количество деталей из бальзы, фанеры и даже композитных материалов. Сборка такой модели практически не отличается от самостоятельной постройки, однако производитель позаботился о таких трудоёмких процедурах, как проектирование самолёта, изготовление и обработка деревянных деталей. Немаловажный момент для любителей технического творчества — безграничные возможности для самостоятельных доработок, создания собственного дизайна окраски и отделки. Стоит ли говорить о том, что удовольствие от полёта модели, построенной своими руками, ни с чем не сравнимо, однако и степень ответственности моделиста за результат работы очень велика.

Мы рекомендуем начинающим выбирать RTF модели, в дальнейшем можно перейти на ARF или KIT модели, при желании.

Схема подключения двух двигателей на авиамоделях

Аппаратура радиоуправления для моделей: 2.4 ГГц, муки выбора

Не смотря на то, что тема подсоединения нескольких регуляторов с моторами к одному приемнику неоднократно обсуждалась в форуме, вопросы продолжают появляться.

Основной вопрос состоит в том — как подключать регуляторы двигателей к приемнику.

Посмотрите на рисунок. На нем я изобразил схему подключения двух регуляторов к одному приемнику.

Основным правилом является то, что красный провод (плюсовое питание) на приемник заводится только с одного регулятора. Это необходимо по причине того, что ВЕС регуляторов могут работать по разному и питание приемника может начать «скакать».

Конечно, есть регуляторы оборотов двигателя специально сконструированные для многомоторных систем. Они могут работать согласованно, однако, по словам одного моего знакомого, квадрокоптер оборудованный такими регуляторами — все рано время от времени глючил, пока на нем не были обрезаны красные провода идущие к приемнику с 3-х из 4-х регуляторов.

Обычные, дешевые регуляторы не умеют согласовываться. Как показывает практика — при испытании дома они вполне себе работают совместно. Но в полете могут начать глючить. Не обязательно в первом или во втором полете. Но для многомоторной модели такие глюки обычно становятся последним полетом.

Так что лучше не полениться и вытащить пин красного провода из разъемов регуляторов. Замотать его в скотч, что бы он не коротнул схему и закрепить на проводе. Теперь, в случае, если вы решите переставить регулятор на одномоторную модель, то вы легко сможете вернуть его к нормальному поведению.

После такой подготовки провода с регуляторов можно соединить через Y-кабель в один канал (двух(и более)моторная авиамодель без коррекции вращения каждого двигателя по отдельности) или вставлять каждый регулятор в свой канал (3 и квадро (а так же более) коптеры, 2-х и более моторные авиамодели).

В случае разнесения регуляторов по каналам — необходимо будет настроить микширование канала газа с каналом в который подключен второй двигатель.Для 4-х моторной авиамодели имеет смысл подключать оба мотора стоящие на консоли крыла через Y-Кабель (можно купить готовый — HobbyKing или ПаркФлаер ), всего будет задействовано 2 канала на приемнике.

Покупать регуляторы (как и моторы) для многомоторных авиамоделей лучше одновременно. Характеристики регуляторов (да и двигателей) от партии к партии немного отличаются. Реакция на движение стика газа соответственно может быть немного разная. при отдельных каналах для каждого двигателя все это можно решить микшерами, но — гораздо проще, когда авиамодель начинает хорошо летать без дополнительных «танцев с бубном».

Питание

Запитываться можно как от одного, так и от нескольких аккумуляторов. Соединять аккумуляторы надо параллельно — красный провод с красным, черный с черным. Оба аккумулятора должны быть одинаково заряжены.

Конечно, при 2-х моторной авиамодели появляется соблазн подключить каждый регулятор к своему аккумулятору — меньше паять и проводов тратить. Однако, в процессе эксплуатации радиоуправляемой авиамодели аккумуляторы начнут отличаться по токотдаче, емкости и тд.

Соединив 2 аккумулятора 3S емкостью, к примеру, 2000 мАч параллельно, мы получим один аккумулятор 3S емкостью 4000 мАч.

Соединение производится следующим образом — провода регуляторов спаиваем между собой (черный к черному, красный к красному), а к ним припаивем два «хвоста» с разъемами (так же с соблюдением цветов проводов) для подключения аккумуляторов.

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий