Аппаратура управления квадрокоптером, какая бывает и как выбрать — Все о квадрокоптерах | PROFPV.RU

Как понять что ваш дрон попал под глушилку?

Прежде всего по исчезновению спутников. В случае подмены — сначала исчезают настоящие и появляются поддельные. Также в случае подавления GPS. Спутники могут исчезнуть на определенной высоте. 

Как только почувствовали неладное — не нужно ждать, что все станет хорошо. Скорее всего не станет. Начинайте снижение. Поскольку значительная часть глушилок работает начиная с высоты 30 метров (а верхняя граница неизвестна), не стоит пытаться взлететь выше и ближе к спутникам.


Если приземлиться получилось, не стоит взлетать снова. Второй раз может не получиться. 

С электромагнитными генераторами сложнее, так как работают они прицельно, включаются не надолго. Благо, что их пока не очень много. Кроме того за работу генераторов часто принимают различное промышленное оборудование, влияние ЛЭП, электростанций и прочего.

Стоит внимательнее выбирать место, откуда взлетает дрон и куда придется садиться. Если Вы поднимаетесь через небольшое окно между деревьями — посадить дрон туда же в случае нештатной ситуации будет под силу далеко не всем. 


Полеты в центре Москвы (да и других крупных городов) тоже так себе затея. В последнее время стоит также остерегаться и больших парков типа Поклонной горы, Царицыно и пр. 

Изучите местность. Проверьте наличие различных государственных ведомств, заводов и прочих “нехороших” объектов. За основу стоит взять народные карты типа
wikimapia.org — там больше данных, чем на “причесанных” Яндекс картах. 

На некоторых форумах советуют снимать ограничения No Fly Zone, в таком случае коптер не пойдет сразу на посадку если вы попали под глушилку которая подменяет координаты, но так вы лишаетесь гарантии и в случае полета в запрещенном месте или аэропорту вы получите неплохой штраф или .


Если дрон еще на земле не видит больше 6-и спутников (в наше время с Глонасс и GPS их должно быть намного больше), не стоит взлетать вообще в надежде, что они появятся. 

Тренируйте навыки полета без GPS. Купите игрушку или соберите недорогой FPV дрон для оттачивания навыков ручного управления и реакции без электронных помощников. 

При возможности купите GPS трекер с сим-картой и установите на дрон. Он может помочь найти коптер, если он все таки улетит в неизвестном направлении. 


Наше видео советы как бороться с глушилками?

Основные правила полёта

Здесь мы говорим о том, каким правилам следует следовать до и во время вашего первого полета. Безопасность превыше всего!

  1. Выберите хороший, безветренный день для полета.
  2. Место полета должно быть большим, открытым, без зданий и линий электропередач.
  3. Убедитесь, что в зоне запуска и полета нет людей, животных или имущества.
  4. Перед запуском проверьте беспилотный летательный аппарат на наличие дефектов/повреждений, неправильно/небезопасно смонтированных гребных винтов, защитных ограждений гребных винтов, камер и т.д.
  5. Постарайтесь свести к минимуму отвлекающие факторы во время полета, например, рекомендуется переключить мобильный телефон в бесшумный режим и т.д.

.1. Протокол: DEVO¶

Протокол DEVO используется для обеспечения совместимости с приемниками/моделями Walkera DEVO. Этот протокол поддерживает до 12 каналов. Протокол DEVO поддерживает автоматическую привязку и ручную привязку. Если „Fixed ID“ установлен в ‘None’, передатчик будет пытаться автоматически привязаться к приемнику при каждом включении питания.

Если для „Fixed ID“ установлено значение, приемник должен быть привязан вручную один раз с помощью кнопки ‘Bind’, после чего он должен оставаться привязанным. Имейте в виду, что „Fixed ID“ является только частью процедуры привязки. Два передатчика с одинаковым „Fixed ID“ не могут управлять одной и той же моделью.

_images/devo.png

Протокол DEVO также поддерживает включение/выключение возможности телеметрии. Эта опция доступна по нажатию на полосу прокрутки «Протокол», когда отображается «DEVO». Имеются опции «Std» (стандартный формат), «X350» (формат Walkera QR-X350), и «Off».

Следующие поля доступны для телеметрии Devo. Имейте в виду, что не все модели/приемники передают все поля, и некоторые поля требуют наличия дополнительных модулей.

_images/devo_telem.png

.2. Протокол: WK2801¶

Протокол WK2801 используется для управления старыми моделями Walkera. Предыдущие модели Walkera были разделены на 3 сходных, но не идентичных протокола: WK2801, WK2601, WK2401. Это примерно соответствует количеству поддерживаемых каналов, но многие из новых 6-канальных приемников фактически поддерживают протокол WK2801.

Рекомендуется сначала попробовать протокол WK2801, при работе со старыми моделями Walkera, прежде чем пробовать WK2601 или WK2401, так как WK2801 является лучшим протоколом. Протокол WK2801 поддерживает до 8 каналов, автоматическую и ручную привязку.

Если „Fixed ID“ установлен в ‘None’, передатчик будет пытаться автоматически привязаться к приемнику при каждом включении питания. Если для „Fixed ID“ установлено значение, приемник должен быть привязан вручную один раз с помощью кнопки ‘Bind’, после чего он должен оставаться привязанным.

.3. Протокол: WK2601¶

Протокол WK2601 используется для управления старыми моделями Walkera. Предыдущие модели Walkera были разделены на 3 сходных, но не идентичных протокола: WK2801, WK2601, WK2401. Это примерно соответствует количеству поддерживаемых каналов, но многие из новых 6-канальных приемников фактически поддерживают протокол WK2801.

Рекомендуется сначала попробовать протокол WK2801, при работе со старыми моделями Walkera, прежде чем пробовать WK2601 или WK2401, так как WK2801 является лучшим протоколом. Протокол WK2601 поддерживает до 7 каналов, и только автоматическую привязку. „Fixed ID“ может быть использован, но он не препятствует автоматической привязке при включении питания.

_images/wk2601.png

Протокол WK2601 также поддерживает дополнительные опции. Эти опции доступны при нажатии на полосу прокрутки „Protocol“, когда отображается „WK2601“:

Chan mode: Устанавливает как обрабатываются каналы:

  • 5 1: Каналы AIL, ELE, THR, RUD, GYRO (ch 7) являются пропорциональными. Gear (ch 5) дискретный. Ch 6 отключен.
  • Heli: Каналы AIL, ELE, THR, RUD, GYRO являются пропорциональными. Gear (ch 5) дискретный. COL (ch 6) связан с Thr. Если Ch6 >= 0, приемник применяет 3D кривую к Thr. Если Ch6 < 0, приемник применяет нормальные кривые к Thr. Значение Ch6 определяет соотношение COL к THR.
  • 6 1: Каналы AIL, ELE, THR, RUD, COL (ch 6), GYRO (ch 7) являются пропорциональными. Gear (ch 5) дискретный. Этот режим очень экспериментальный.
  • COL Inv: Инвертирует сервопривод COL.
  • COL Limit: Устанавливает максимальный диапазон сервопривода COL.

.5. Протокол: DSM2¶

Протокол DSM2 используется для управления многими приемниками Spektrum™ и JR™, а также другими моделями, использующими этот протокол. Протокол DSM2 может поддерживать до 12 каналов. Имейте в виду, что многие приемники с количеством каналов меньше 8 требуют, чтобы передатчик посылал 7, или менее, каналов.

Убедитесь, что вы установили подходящее количество каналов. Протокол DSM2 не поддерживает автоматическую привязку. Если Fixed ID установлен в None, вместо него используется ID передатчика. Необходимо вручную привязать каждую модель перед первым использованием.

Обратите внимание, что привязка не завершится, пока вы не переместите стик AIL или ELE. Таким образом вы вы сможете нажать кнопку „Failsafe“ на некоторых приемниках, для установки безопасных значений каналов.

_images/dsm2.png

Протокол DSM2 также поддерживает включение/выключение функции телеметрии. Эта опция доступна при нажатии на полосу прокрутки „Protocol“, когда отображается „DSM2“.

_images/dsm_telem.png

.6. Протокол: DSMX¶

Протокол DSMX используется для управления многими приемниками Spektrum™ и JR™, а также другими моделями, использующими этот протокол. Протокол DSMX может поддерживать до 12 каналов. Имейте в виду, что многие приемники с количеством каналов меньше 8 требуют, чтобы передатчик посылал 7, или менее, каналов.

Убедитесь, что вы установили подходящее количество каналов. Протокол DSMX не поддерживает автоматическую привязку. Если Fixed ID установлен в None, вместо него используется ID передатчика. Необходимо вручную привязать каждую модель перед первым использованием.

Обратите внимание, что привязка не завершится, пока вы не переместите стик AIL или ELE. Таким образом вы вы сможете нажать кнопку „Failsafe“ на некоторых приемниках, для установки безопасных значений каналов.

Имейте в виду, что в отличие от передатчиков Spektrum™ или JR™, Deviation не будет автоматически выбирать между DSM2 и DSMX. Пользователь сам должен выбрать, какой протокол использовать.

_images/dsmx.png

Протокол DSMX также поддерживает включение/выключение функции телеметрии. Эта опция доступна при нажатии на полосу прокрутки „Protocol“, когда отображается „DSMX“.

Список полей телеметрии протокола DSMX идентичен списку протокола DSM2, и документирован в разделе Протокол: DSM2.

Frsky

FrSky производят и продают всем известные Taranis. Я думаю, любой пилот как минимум просто слышал о нем. Когда они вышли на рынок с Таранис, то буквально сдули с арены всех производителей. FrSky зарекомендовали себя как качественная и безотказная аппаратура управления с множеством функций и каналов.

Электроника собрана из качественных компонентов, которые выводят мощность передатчика на высокий уровень. Об этом говорит и поддержка сообщества, ведь Taranis — это самая популярная аппаратура у пилотов авиамоделей. Также как и у FlySky — купить запчасти или приемники — не проблема.

FrSky пошли навстречу пилотам дронов и выпустили версию Taranis QX7 с минимальным набором функций, но зато недорогую. К тому же, эта версия выглядит лучше, чем X9D. Для гоночных дронов мы рекомендуем покупать Taranis QX7 из всей линейки FrSky.

Аппаратура этого бренда отлично подходит для модернизации с помощью RF-модулей.

Jumper t-lite

Лучшая бюджетная многопротокольная аппаратура. В устройстве есть встроенный многопротокольный модуль, который позволяет подключаться практически ко всем известным брендам радиомоделей, включая игрушки типа Syma.

Аппаратура компактная, в стиле геймпада, экран маленький, но это совершенно не мешает эксплуатации. Механизмы стиков на подшипниках и датчиках Холла. Есть возможность подключать внешний RF-модуль, главное сравнивайте какой ток он будет потреблять, слишком мощные не подойдут.

Приемники для Jumper можно покупать любые, кроме TBS конечно же, ведь там используются другие частоты и протоколы.

Цена всего 66$, но возможно скоро немного повысится.

Аккумулятор


Для выбора аккумулятора нужно знать какой он должен отдавать ток.

На полном ходу двигатели будут “есть” 30А (7,5А * 4 мотора), а электроника примерно 0,45А (10 Ватт). С учетом небольшого запаса округлим минимальный рабочий ток аккумулятора в 35А. Для Li-Po батарей с высокой токоотдачей в 30С минимальная емкость будет равна 1,2 Ач (35/30), а для более легких Li-Po и Li-Ion с токоотдачей в 10С минимальная емкость 3,5 Ач (35/10).

Как вариант, сборка 6S2P из Li-Ion Sony VTC6 с BMS весит примерно 630 г (при емкости 6 Ач). С этим аккумулятором дрон будет весить 2031 г, что больше оптимального на 135 г, но в пределах максимального. Теперь посчитаем на какое время коптер сможет зависнуть при идеальных условиях.

При общем весе в 2031 г на каждый мотор приходится 508 г. Взглянем на характеристики мотора и найдем потребляемый ток при такой тяге. Он примерно будет равен 1,6А. 4 мотора и электроника дадут в сумме 6,85A (1,6 * 4 0,45). С учетом разрядки аккумулятора до 20% получится (6 Ач * 80% / (6,85 A)) = 0,7 часа или 42 минуты.

Аккумулятор и питание передатчика (пульта)

Пульт управления может получать питание 4 разными способами и от этого тоже зависит удобство использования:

  1. Батарейки типа «АА». Это самый простой и дешевый вариант запитать пульт управления. Как правило, в пульт их нужно 4 штуки. Долговечность — смотря какие вы купите и как много времени будете использовать пульт. Меняются легко, а запасные много места в рюкзаке не занимают. Можно также использовать перезаряжаемые аккумуляторы (тоже пальчиковые).
  2. NiCd или NiMH аккумуляторы. Могут быть разных размеров, так как их обычно стягивают термоусадкой в единую батарею. Недостатком будет малая емкость и эффект памяти — со временем они будут терять емкость и их нужно будет заменять.
  3. LiPo аккумуляторы. В пультах LiPo используют маломощные варианты. У них большая емкость, нет эффекта памяти. Одного заряда будет хватать на долгое время. Плюс к этому, такой аккумулятор прослужит долго благодаря бережной эксплуатации.
  4. Li-ion аккумуляторы или элементы 18650. Некоторые современные пульты используют такие элементы, они компактные, а запас емкости больше, чем у всех остальных.
Смотрите про коптеры:  Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления — Паркфлаер

Бокс для зарядки

Аппаратура управления квадрокоптером, какая бывает и как выбрать - Все о квадрокоптерах | PROFPV.RU

Бокс для зарядки будет сделан из алюминиевого профиля, крепежной фурнитуры и алюминиевых сендвич-панелей. В нем будут установлены роутер, компьютер, погодные датчики и камера с видом на посадочную зону. Я решил сделать покатую крышу из двух створок, чтобы зимой на ней не скапливался снег и не мешал открыванию. Механизм открывания створок до конца еще не продуман, а также не определена система зарядки (нуждаюсь в подсказках).

В следующей статье я расскажу как настроить и запустить дрон через интернет с помощью GUI или командной строки, про варианты систем зарядки из которых я сейчас выбираю, ПО для управления коптером и анализа снимков и почему мой первый полет через интернет продлился так недолго:

Продолжение следует…

Часть 2 про ПО.

Висеть, как вкопанный

Чтобы дрон умел висеть на одном месте и не “плавать”, одного только GPS не достаточно. К сожалению, из-за состояния атмосферы координаты с приемников GPS могут плавать в пределах десятков метров и для сантиметровой точности нужно использовать корректирующие системы

. Эта система использует наземную неподвижную станцию, как эталон отклонений координат, и радиосвязь с бортом, чтобы отправить туда значения этих отклонений. Такая штука обязательно нужна для съемки фотопланов с последующей склейкой в большие карты, а для целей висения на месте я пока ограничусь оптическим датчиком

Работает он по такому же принципу, как и оптическая мышь. В отличие от IR-Lock, он не распознает конкретный образ и в Ardupilot они работают в разных полетных режимах. Изображение с камеры анализируется на смещение 400 раз в секунду, а вычисленные значения смещения могут быть прочитаны контроллером по протоколу I2C. Датчик (

) весит 15 грамм и имеет все необходимое у себя на плате: процессор 168 MHz Cortex M4F CPU (128 64 KB RAM), оптический сенсор 752×480 MT9V034 и 3-х осевой гироскоп L3GD20. Для его нормальной работы также рекомендуется использовать лазерный дальномер, вместо ультразвукового. Хотя на самом модуле предусмотрен разъем как раз для УЗ датчика.

Выбор полетного контроллера


Так как мне нужно транслировать видео и телеметрию через интернет, то сразу приходит на ум поставить на дрон микрокомпьютер с 4G модемом и камерой, и сделать из этого комплекта web-трансляцию. Нашлись вот такие решения:

. Это обычные одноплатники с внешним USB 4G модемом и камерой. Для кодирования и трансляции видео используется

. Но эти штуки сами по себе дроном управлять не умеют, их нужно использовать совместно с полетным контроллером.

Полетный контроллер — это мозг дрона. Он следит за состоянием датчиков положения (гироскоп, акселерометр, компас), GPS-координатами, положением ручек на пульте управления и, исходя из этих данных, управляет моторами, чтобы висеть в одной точке или куда-то лететь.

Полетный контроллер нужно будет как-то связать с бортовым компьютером, чтобы можно было загрузить полетное задание или указать произвольную точку куда лететь и когда включать камеру. В продаже можно найти много разных контроллеров сильно отличающихся друг от друга по цене и функционалу.

С Ardupilot я игрался еще на 8-битных атмегах, в которых не было USB-bootloader’а, а прошивались они на программаторе. С тех пор с ним не сталкивался и был приятно удивлен, когда узнал, что сейчас он может работать на 64-битных компьютерах с Linux, у него огромное сообщество пользователей как хобби, так и профи, длинный список поддерживаемых “из коробки” датчиков и расписанные планы на 2021-2021 годы. За это время он успел перерасти в проект DroneCode, а потом и отсоединиться от него.

На первый взгляд в нем как раз реализованы все необходимые функции: автоматический взлет и посадка, загрузка полетных заданий, есть desktop и мобильные приложения под все основные семейства ОС. Программы управления (GCS — Ground Control Station) общаются с бортовым контроллером короткими сообщениями по открытому протоколу MAVLink через комплект радиомодемов (дрон шлет телеметрию, GCS шлет команды управления). Подозреваю, что эти сообщения получится пустить через интернет.

Взглянем на список поддерживаемых контроллеров и что-нибудь подберем. Вариантов там полтора десятка от мала до велика и с разными характеристиками.

Из всего того многообразия контроллеров мне понравилось несколько вариантов:

Полетный контроллерErle PXFMiniEmlid EdgeNavio 2Erle Brain 3PixHawk 2 Cube
Доп компьютерRaspberry Pi Zero WнетRaspberry Pi 3нетRaspberry Pi 3
Вес комплекта, г849798145150
Процессоры, общее кол-во12213
ОС, одновременно работающих11112
IMU датчики, комплектов12213
Датчик воздушного давления12111
Резервирование питаниянетнет
GPS, Глонассвнешний модуль
с доп магнитометром
внешний модуль
с доп магнитометром
встроенный приемник, внешняя антеннавнешний модуль
с доп магнитометром
внешний модуль
ВидеовходCSI на Raspberry HDMICSI на RaspberryCSICSI на Raspberry
WiFiестьесть
Long Range 2км
52 г
естьестьесть
Стоимость комплекта, $212700215341331

Самый легкий комплект (84 г) получается из микрокомпьютера

(9 г), контроллера

(15 г), родного внешнего GNSS модуля (46 г) и дополнительного

(14 г).

Аппаратура управления квадрокоптером, какая бывает и как выбрать - Все о квадрокоптерах | PROFPV.RU

Рабочий процессор в этом комплекте один — на Raspberry Pi. На нем висит управление ШИМ регуляторов моторов, считывание показаний датчиков, ОС Linux со всеми потрохами и декодирование видео с камеры. Так как в Pi Zero не предусмотрены USB порты, то в этом варианте приходится использовать внешний концентратор. IMU датчики и вход питания без резервирования.

Следующий комплект (97 г) от гонконгской компании с русскими фамилиями в команде разработчиков — контроллер Emlid Edge (59 г) с GNSS модулем (38 г). GNSS модуль работает по протоколу UAVCAN и дополнительно оснащен магнитометром и датчиком воздушного давления. За ШИМ здесь отвечает отдельный процессор ARM Cortex-M3, ОС Linux крутится на основном ARM Cortex-A53 quad-core.

В контроллере имеется HDMI видеовход, что позволяет подключить к нему напрямую любую камеру с таким выходом, например GoPro 4 или 5. Относительно высокая стоимость объясняется дальнобойными wifi-приемопередатчиками в комплекте (до 2 км с трансляцией HD-видео).

Следующий вариант (98 г) состоит из знаменитого микрокомпьютера Raspberry Pi 3 (45 г) с контроллером-шилдом Navio 2 (23 г) от той же Emlid и внешней GNSS-антенны (30 г). На контроллере стоит отдельный процессор Cortex-M3 для управления ШИМ на 14 каналах и расшифровки входящих SBUS и PPM сигналов от приемника. Он, в свою очередь, управляется через драйвер в ядре ОС Linux, которая крутится на Raspberry.

Контроллер оснащен парой раздельных IMU датчиков (акселерометр, гироскоп, магнитометр) MPU9250 и LSM9DS1, одним датчиком воздушного давления и GNSS-модулем U-blox NEO-M8N, который видит GPS, Глонасс и BeiDou с внешней антенной через разъем MCX.

Выбор приемника

Следующим этапом будет выбор приемника. Помните, что как только вы выбрали пульт без многопротокольного модуля, вы привязываетесь к этому бренду и приемники должны быть этой же фирмы. Ниже написано о некоторых параметрах, на которые стоит обращать внимание при покупке приемников:

  • Размер. Меньше не значит хуже. При выборе радиоприемников следует делать выбор в пользу маленьких и компактных. Это меньший вес и занимаемое пространство, а работать будет также, как и большой. Большие приемники просто не поместятся в большинство сборок мини квадрокоптеров.
  • Поддерживает ли приемник SERIAL протоколы, такие как “SBUS”, “SRXL” и “IBUS”. С такими протоколами гораздо легче и проще выполнить соединение с полетным контроллером.
  • Антенны. Если антенны 2, то это хорошо, так как от этого увеличивается диапазон покрытия и приемник лучше будет принимать сигнал у препятствий.
  • Длина антенн. Чем длиннее, тем лучше. Это связано с тем, что карбон (рама) не пропускает радиоволны, поэтому антенны нужно выносить за пределы рам для лучшего принятия сигнала.
  • Цена. Приемники для некоторых систем неадекватно дорогие.

Выбор режима на дроне

При использовании беспилотника, определитесь с режимом полета. Большинство четырёхколёсных вертолётов имеют три основные программы. В том числе:

Режим удержания GPS-режима — работает при непосредственном участии модуля GPS. Этот режим полета управляется бортовой электроникой, отвечающей за стабилизацию квадрокоптера. Функция определения местоположения, реализованная с помощью GPS, активна.

Беспилотник фиксируется в координатной точке и позволяет ему точно парить без дрейфа, даже если на него воздействуют внешние факторы, такие как ветер. Большая награда в аэрофотосъемке, так как она освобождает пилота от постоянного контроля высоты беспилотника, поэтому он может сконцентрировать свое внимание на получении высококачественных фото/видеосъемок.

Наиболее выгодным режимом для начинающих является активация модуля GPS. Установите маршрут, по которому будет следовать устройство. Беспилотник явно следует за ним. Другими словами, это автопилот. Однако навигация присутствует не во всех моделях.

«Режим самонивелирования» (Горизонтный режим) — В этих режимах активна электроника, отвечающая за стабилизацию беспилотника (гироскоп, акселерометр), затраты (индикаторы скорости) ограничены. Эти режимы хорошо подходят для обучения пилотов.

Режим удержания высоты — Этот режим полета управляется бортовой электроникой, которая отвечает за стабилизацию беспилотника, активирована функция поддержания высоты, реализованная штурманом (барометром). Во время полета в этом режиме, если пилот отпустит палки/джойстики, квад не упадет, как это может случиться в упомянутых выше режимах полета, а зависнет на высоте, занимаемой во время полета.

При записи видео или фотосъемке используйте режим стабильного полета. Его активация активирует встроенный датчик акселерометра. Его задача — поддерживать заданную высоту на автоматическом уровне. Ручной полет означает управление беспилотником самостоятельно.

Как работает аппаратура управления авиамоделями?

Вся современная аппаратура управления работает на частоте 2.4GHz. Это общепринятый стандарт, и вам наверняка знакома эта цифра, ведь в данном диапазоне работают Wi-Fi роутеры и блютуз. На практике системы управления в дорогих дронах, например, DJI так и работают — пульт это грубо Wi-Fi роутер, к которому подключается квадрокоптер. На самом деле, DJI обменивается данными пульт-квадрокоптер по технологии Ocusync.

Когда вы включаете пульт управления и начинаете двигать стиками или делаете другие движения элементами управления — движения каждого стика или элемента передаются квадрокоптеру в цифровом закодированном значении. Квадрокоптер принимает их с помощью приемника, а приемник в свою очередь отправляет данные в полетный контроллер дрона, который уже обрабатывает все данные и отдает команды двигателям через регуляторы оборотов.

Важный момент: если аппаратура не с многопротокольным модулем, то покупать пульт управления и приемник нужно только одной фирмы!

Если вы покупаете пульт FrSky Taranis, то вам необходимо купить приемник этого же производителя, то есть FrSky. С приемниками других производителей он работать не будет. То же самое относится и ко всем другим: Futaba не будет работать с пультом или приемником от Spektrum. Поэтому при покупке будьте внимательны.

Сейчас набирают популярность пульты с многопротокольным модулем. Такая аппаратура управления может подключаться к огромному количеству различных приемников разных брендов, вам нужно в настройках лишь выбрать название бренда и тип приемника. К таким относится, например, Jumper T-Lite. Есть и другая аппаратура.

Количество каналов

Количество каналов в описании аппаратуры управления — это количество моторов и прочих сервоприводов, которыми вы сможете управлять. По факту, это сейчас является ключевым моментом по выбору аппаратуры управления. Но на самом деле, это просто маркетинговый ход!

Смотрите про коптеры:  radio controlled leds на АлиЭкспресс — купить онлайн по выгодной цене

Да, раньше каждый канал был на счету и их было мало, но сейчас с современными технологиями их можно добавлять очень много и все ограничивается количеством переключателей на самом пульте. Зачастую на пульте слишком много всяких переключателей и половину вы даже не будете использовать.

На гоночных же вообще, кроме стиков нужен будет всего 1 трехпозиционный переключатель и 1 двухпозиционный — заармить, поменять режим полета с акро на стабилизацию и включить/отключить пищалку. Всё. Так что, не обращайте внимание на маркетинг с 999 каналами.

Компоновка

Аппаратура управления квадрокоптером, какая бывает и как выбрать - Все о квадрокоптерах | PROFPV.RU

Пока я выбирал подходящую раму и думал как все это на ней размещать и чем крепить, пришел к выводу, что проще будет нарисовать несколько деталей и заказать 3D-печать из пластика и фрезеровку из карбона. Пару готовых железок и крепеж можно заказать на Алиэкспрессе.

Немного поэкспериментировав с компоновкой и центром тяжести, получилась вот такая рама:

Она состоит из карбоновых трубок и пластин, деталей из алюминия и крепежа из титана. Расчетный вес рамы получился 350 г при диагонали 700 мм. 3D-модель рамы и список деталей.

Полностью собранная модель (без проводов):

Общий вес коптера с электроникой, аккумулятором Li-Ion 6S2P и проводами должен получится 1931 г.

Да, мне тоже показалось, что дрон получился слишком голым для автономного варианта и мелкий дождик легко намочит бортовую электронику. Поэтому добавил немного пластика:

3D-модель рамы. Список деталей рамы.3D-модель в сборе. Список компонентов.

Вес пустой рамы с корпусом 384 г, общий вес 2020 г, расчетное время висения на одной зарядке (разряд аккумулятора до 20%): 44 минуты.

Многопротокольность

Технологии не стоят на месте и сейчас стала появляться аппаратура с встроенным многопротокольным модулем. Это замечательное решение, потому что с таким пультом вы сможете подключаться практически к любому дрону и даже игрушкам.

Есть два типа модуля:

CC2500:

  • Frsky, Futaba SFHSS, Hitec, Radiolink, Esky и Corona.

JP4IN1:

  • A7105: Flysky, Hubsan, AFHDS2A и другие;
  • CC2500: Frsky, Futaba SFHSS, Hitec, Radiolink, Esky, Corona и другие;
  • CYRF6936: DSM / DSMX, Walkera Devo, Wfly и другие;
  • NRF24L01: HISKY, Syma, ASSAN и другие.

По факту у JP4IN1 огромное количество доступных моделей и брендов. Зачем ограничивать себя в рамках одного бренда, когда можно использовать сразу все? При заказе аппаратуры выбирайте именно JP4IN1, так как CC2500 достаточно скудный набор совместимых протоколов.

Моторы и пропеллеры


На многих профессиональных дронах я видел моторы и пропеллеры компании

. Видимо, не спроста. В документации Ardupilot они также

как силовая установка для профессиональных дронов. Поэтому, поищем подходящие моторы у них.

Чтобы дрон летал долго, нужны моторы с максимальным КПД. Эффективность связки мотора и пропеллера измеряется количеством тяги в граммах на 1 Ватт затраченной электроэнергии. Чтобы узнать какой мотор самый подходящий, нужно знать общий вес полностью собранного дрона с учетом рамы, аккумулятора и самих моторов с винтами.

Слишком много неизвестных, поэтому воспользуюсь онлайн калькулятором для квадрокоптеров E-calc.

Поигравшись в калькулятор, я выбрал моторы Antigravity 4004 KV300 (53 г) с винтами 15х5 (27 г). В оптимальном режиме при напряжении питания 24 Вольта такой комплект тянет 474 грамма при токе 1,4 А. Эффективность получается 14.

11 г/Ватт, отношение тяги к собственному весу = 5.9:1. На полном ходу тяга составляет 1311 грамм при токе 7,5 А. Коптер будет с четырьмя моторами, то есть квадро. Оптимальный взлетный вес = (474 г * 4 мотора) = 1896 г, максимальный (с учетом тяговооруженности 2:1) = (1311 г * 4 мотора) / 2 = 2622 г.

Моторы управляются регуляторами оборотов. Напряжение питания моторов = 24 Вольта, максимальный рабочий ток = 7,5 А, поэтому нужен регулятор под такое напряжение и с рабочим током, с учетом запаса, минимум 10А. У T-Motor самый легкий регулятор (7 г без проводов) под такое напряжение — это FPV 35A-32bit 3-6S.

Подитог:

ВМГ (винто-моторная группа), состоящая из моторов, пропеллеров и регуляторов (по 4 шт каждого) весит 346 г.

Вместе с электроникой и полезной нагрузкой (346 505) получается 851 г. С учетом крепежа, проводов и разъемов (прикинем 100 г) = 951 г.

При оптимальном весе, на раму и аккумулятор остается (1896 — 951) = 945 г. При максимальном (2622 — 951) = 1671 г.

Питание

Для питания всей электроники необходимы источники на 5 Вольт (минимум 2,2 Ампера) и 12 Вольт (минимум 1 Ампер). С учетом резервного питания полетного контроллера, нужно два независимых источника на 5 Вольт. Сделать систему питания можно из отдельных модулей подходящего номинала или найти готовый “3 в 1”, например

(24 г, макс входное напряжение до 28 Вольт, выходы по 3А). К нему будет подключен

(22 г), чтобы была возможность измерять расход мАч на аккумуляторе.

Комплект электроники камера подвес система питания весят 505 г.

Поддержка внешних rf модулей

RF модуль — это такая пластиковая коробочка, которая крепится на задней части пульта управления и умеет передавать сигнал не только на частоте 2.4GHz, но и на других, а также умеет общаться с другими приемниками, например, приемниками Spektrum или вообще представляет из себя многопротокольный модуль под все известные бренды, как вы могли прочитать выше в статье.

Как узнать, поддерживает ли ваш пульт RF-модуль? Легко, на задней части пульта будет специальный прямоугольный разъем. Самый популярный тип модулей «JR», такой используется у FrSky.

Поддержка телеметрии

Телеметрия
Телеметрия

Некоторая аппаратура управления поддерживает двухстороннюю связь приемник=передатчик, то есть обмен данными. Например, приемник может отправить пульту информацию, что аккумулятор разряжен и нужно садиться. Телеметрия может вас предупредить и о других критических состояниях, чтобы избежать неприятностей.

Но телеметрия не ограничивается приемником, сейчас уже есть много внешних модулей, таких как MinimOSD или MiniOSD, это маленькие платы, которые впаиваются в цепь fpv-камера = полетный контроллер = видеопередатчик и накладывают свои данные на видео в вашем шлеме или очках. Настраиваются такие платы обычно в BetaFlight OSD.

На сегодня у всех современных полетных контроллеров есть встроенное OSD и все передается без каких-либо дополнительных доработок в виде установки модуля MinimOSD. Сейчас разве что RSSI передается только приемником и по отдельному каналу.

Этот пункт можно считать не особо важным в выборе приемника.

Полезная нагрузка

Так как родная камера от Raspberry делает средние по качеству фото, а также не умеет захватывать фото одновременно с видео, то она будет использоваться только для web-трансляции, а в качестве основной камеры нужна подходящая для выявления дефектов на ЛЭП. Для большей части позиций из списка выявляемых дефектов подойдут

, мультиспектральная

, двойная

и инфракрасная

. Каждая из них весит около 100 г.

Для стабилизации камеры с целью улучшения качества снимков в нагрузку с ней полетит 2х или 3х осевой подвес.

Простые 3-х осевые подвесы весят около 160 г и питаются от 12 Вольт, имеют рабочий ток при таком напряжении около 50 мА и максимальный ток 700 мА при заклинивании моторов.

Посадка “в точку”

Для точной посадки можно использовать стандартную камеру бортового компьютера, визуальные маркеры и OpenCV для их распознавания. Вот

решения, который можно нагуглить.

свежий появился, когда я писал эту статью. Но распознавание образов достаточно трудоемкий процесс для Raspberry, и без особой необходимости загружать его не хочется. Также качество распознавания будет сильно зависеть от материала из чего сделан маркер и условий освещенности.

Протокол syma


Разобрать его совсем не сложно, записав немного активности с пульта. 

  • Первый байт — значение throttle (стик газа)
  • Второй байт — значение elevator (тангаж — наклон вперед-назад), где старший бит — направление (вперед или назад), а остальные 7 — значение.
  • Третий байт — значение rudder (рысканье — поворот вокруг оси влево-вправо), где старший бит — направление (влево или вправо), а остальные 7 — значение.
  • Четвертый байт — значение aileron (крен — наклон влево-вправо), где старший бит — направление, а остальные 7 — значение.
  • Десятый байт это CRC, которая рассчитывается как XOR от первых 9 байт 0x55, понять это — пожалуй, самое сложное.

Остальные байты можно оставить такими же, как и перехваченные, там передаются значения регулировок нулевого положения (тримы), и несколько флагов, относящихся к работе камеры.

Осталось сформировать какой-либо валидный пакет, например заставим дрона крутиться вокруг своей оси против часовой стрелки: 92007f000040002400de

Ниже приведен скетч нашего перехватчика с PHDays, который выглядел вот так:

#include <SPI.h>
#include <nRF24L01.h>
#include <RF24.h>
#include <stdio.h>

#define CE_PIN  48
#define CSN_PIN 53

//// syma
uint8_t chan[4] = {25,41,57,73}; 
const char tohex[] = {'0','1','2','3','4','5','6','7','8','9','a','b','c','d','e','f'};
uint64_t pipe = 0xa20009890fLL; 

RF24 radio(CE_PIN, CSN_PIN); 
int8_t packet[10];
int joy_raw[7];
byte ch=0;

//// controls
uint8_t throttle = 0;
int8_t rudder = 0;
int8_t elevator = 0;
int8_t aileron = 0;

//// syma checksum
uint8_t checksum(){
    uint8_t sum = packet[0];
    for (int i=1; i < 9; i  ) sum ^= packet[i];
    return (sum   0x55);
}

//// initial
void setup() {
  //set nrf
  radio.begin();
  radio.setDataRate(RF24_250KBPS);
  radio.setCRCLength(RF24_CRC_16);
  radio.setPALevel(RF24_PA_MAX);
  radio.setAutoAck(false);
  radio.setRetries(0,0);
  radio.setAddressWidth(5);
  radio.openWritingPipe(pipe);
  radio.setPayloadSize(10);
  radio.setChannel(25);
  //set joystick
  pinMode(A0, INPUT);
  pinMode(A1, INPUT);
  pinMode(A2, INPUT);
  pinMode(A3, INPUT);
  pinMode(A4, INPUT);
  pinMode(A5, INPUT);
  pinMode(A6, INPUT);
  digitalWrite(A3, HIGH);
  digitalWrite(A4, HIGH);
  digitalWrite(A5, HIGH);
  digitalWrite(A6, HIGH);
  //init default data
  packet[0] = 0x00;
  packet[1] = 0x00;
  packet[2] = 0x00;
  packet[3] = 0x00;
  packet[4] = 0x00;
  packet[5] = 0x40;
  packet[6] = 0x00;
  packet[7] = 0x21;
  packet[8] = 0x00;
  packet[9] = checksum();
}

void read_logitech() {
  joy_raw[0] = analogRead(A0);
  joy_raw[1] = analogRead(A1);
  joy_raw[2] = analogRead(A2);
  joy_raw[3] = !digitalRead(A3);
  joy_raw[4] = !digitalRead(A4);
  joy_raw[5] = !digitalRead(A6);
  joy_raw[6] = !digitalRead(A5);
  //little calibration
  joy_raw[0] = map(joy_raw[0],150, 840, 255, 0) 10;
  joy_raw[0] = constrain(joy_raw[0], 0, 254);
  joy_raw[1] = map(joy_raw[1],140, 830, 0, 255);
  joy_raw[1] = constrain(joy_raw[1], 0, 254);
  joy_raw[2] = map(joy_raw[2],130, 720, 255, 0);
  joy_raw[2] = constrain(joy_raw[2], 0, 254);
}

//// main loop
void loop() {
  read_logitech();
  throttle = joy_raw[2];
  rudder = 64*joy_raw[4] - 64*joy_raw[5];
  elevator = joy_raw[1]-127;
  aileron = joy_raw[0]-127;
  radio.openWritingPipe(pipe);
  ch  =1;
  if (ch>3) ch = 0; 
  radio.setChannel(chan[ch]);      
  packet[0] = throttle;
  if (elevator < 0) packet[1] = abs(elevator) | 0x80; else packet[1] = elevator;
  if (rudder < 0) packet[2] = abs(rudder) | 0x80; else packet[2] = rudder;
  if (aileron < 0) packet[3] = abs(aileron) | 0x80; else packet[3] = aileron;
  packet[4] = 0x00;
  packet[5] = 0x40;
  packet[6] = 0x00;
  packet[7] = 0x21;
  packet[8] = 0x00;
  packet[9] = checksum();
  radio.write( packet, sizeof(packet) );
}


Если нет желания разбираться с Arduino, можно собрать на этой же библиотеке программу-перехватчик на Raspberry Pi.

Пульт управления

Принцип работы одинаков для всех моделей. На корпусе пульта дистанционного управления расположены два рычага — левый и правый. Они используются для управления устройством.

Как пользоваться пультом дистанционного управления:

  • Увеличение высоты — левый рычаг, поворот наверх
  • Опускание устройства — левый рычаг, поворот вниз
  • Круговое вращение — левый рычаг, боковое вращение
  • Носовое управление — правый рычаг, вверх и вниз.
  • Наклоните тело — правая рука, повернитесь в сторону.

Некоторые современные модели также имеют возможность управления с помощью приложения для смартфона. В этом случае сам дрон и телефон должны быть подключены через WiFi.

Путь нищеброда — arduino и nrf24l01

Аппаратура управления квадрокоптером, какая бывает и как выбрать - Все о квадрокоптерах | PROFPV.RU

Этот способ, в отличие от описанного выше, не требует практически никаких знаний в области радио, и стоит крайне дешево (Arduino — 2 $, nRF24L01 — 1 $ и примерно столько же на провода mini-USB и DuPont), однако требует некоторой смекалки и навыков гугления. Именно его участникам конкурса мы и предлагали повторить.

Основная проблема в том, что nrf24l01 не имеет promiscuous режима. Однако сам модуль имеет несколько странных особенностей, первая — в даташите есть интересная вещь:

Если выставить этот регистр в «00», то адрес будет 2 байта. Далее есть еще одна интересная особенность: обычно преамбула передается и используется для того, чтобы приемник мог подстроиться под передатчик, именно для этого чаще всего в качестве преамбулы передается последовательность нулей и единиц.

Смотрите про коптеры:  Радиоуправление для прикормочного карпового кораблика с сохранением точек прикормки SC-A1. Своими руками. | Пикабу

Вторая особенность модуля nRF24L01 : он не ищет преамбулу и никак ее не использует, он ищет адрес, который записан в качестве принимаемого. Если посмотреть на передаваемый сигнал на скриншотах выше, можно также заметить, что перед началом передачи преамбулы передатчик вещает несущую; опытным путем было выявлено, что чаще всего nRF24L01 воспринимает ее как 0x00 (иногда как 0xFF, реже как случайный байт).

Таким образом, используя эти недокументированные особенности мы можем перевести nRF24L01 в promiscuous mode — установив длину адреса в 2 байта, а сам адрес как 0x00AA или 0x0055. В одном из вариантов мы будем получать данные, сдвинутые на 1 бит. Кроме того, можно принимать данные без проверки CRC.

Путь самурая — sdr

Первым делом необходимо найти каналы, на которых работает данный пульт. Но перед этим стоит пробежаться по 

, чтобы понять, что вообще искать. Первое, что нам необходимо, это организация частот.

Теперь мы знаем, что всего имеется 126 каналов с шагом в 1 МГц. Еще полезно было бы узнать ширину канала и битрейт, на будущее.

Вообще можно все сделать и без этих знаний, ведь далеко не всегда известно, из чего состоит передатчик. Итак, запускаем сканер спектра. Мы используем UmTRX и максимально возможный для него bandwidth — 13 МГц.

Мы не стали приводить скриншоты всего спектра, но как найти подобные данные в радиоэфире — должно быть понятно. Можем увидеть, что с определенной периодичностью данные появляются на 25, 41, 57 и 73 каналах.

Несмотря на то, что даташит однозначно указывает модуляцию, в жизни у нас не всегда есть даташит к перехватываемому девайсу. Поэтому собираем простейшую схему в GNU Radio и записываем любой из найденных каналов.

Похоже, что bandwidth <= 800 КГц; согласно даташиту, это значит, что битрейт — 250 Кбит/с.

Теперь мы хотим посмотреть на записанные данные; запускаем baudline, в котором открываем записанный файл с правильными параметрами, — и видим нечто подобное:

Выбираем один из подсвеченных пиков и открываем окно waveform.

Вверху видим записанный сигнал; похоже, мы все сделали правильно, по переходам фазы становится очевидно, что это FSK/GFSK-модуляция.

Далее нам необходимо поставить демодулятор и немного отфильтровать лишнее.

Открываем результат, картина выглядит иначе, теперь находим темную полосу и открываем waveform.

Фактически дело сделано, высокий уровень — единица, низкий — ноль. А по таймлайну можно определить период импульса и посчитать битрейт.

В самом начале передатчик настраивается на частоту передачи и передает только несущую, затем идет преамбула, состоящая из последовательности 0 и 1, в разных чипах она может отличаться как длиной, так и содержанием, в nRF24L01 она составляет 1 байт 0xAA или 0x55, в зависимости от старшего бита адреса, в нашем случае преамбула 0xAA. Затем идут байты адреса, в nRF24L01 адрес может составлять от 3 до 5 байт (забегая вперед: это не совсем так).

Теперь мы знаем адрес (0xa20009890f). Для дальнейшего анализа необходимо сделать небольшую автоматизацию, например так:

На выходе получится файл, состоящий из последовательности 0 и 1: 

$ hexdump -C test3.raw

Один из наших пакетов можно найти по смещению 0x5e25:

Что с этим делать дальше — каждый решит для себя сам, но необходимо подобрать длину пакета и тип используемой CRC. Мы написали утилиту, которая анализирует файл и пытается найти преамбулу, после которой пытается подсчитать CRC для разных вариантов длины payload и адреса двумя разными способами (см. даташит). У нас получилось так:

Однако позже пришло понимание, что Python годится только для анализа в офлайне, а «переваривать» данные в реальном времени с битрейтом даже 250 Кбит/с весьма проблематично, не говоря уже о более высоких скоростях. Так родилась вторая версия на C, которая работает в режиме реального времени.

Итак, имея payload, остается разобраться уже в самом протоколе Syma.

Режим тренера (trainer port) и совместимость

Режим тренера это очень крутая функция у передатчиков. Как понятно из названия, функция нужна для тренировок. Например, вы новичок и еще очень плохо летаете, но у вас есть опытный друг, который летает отлично. Вы включаете на своих пультах функцию Тренер (Trainer Port) и ваши пульты подключаются друг к другу, получается как бы один пульт с дублированным управлением, прям как у автомобилей в автошколах.

Режим тренера это отличный способ научиться летать, а также научить летать свою семью, друзей. Если у вас есть такой порт, то тут история как с приемником = передатчиком, пульты должны быть одной фирмы.

Совместимость системы

Когда вы покупаете пульт управления, вы покупаете и систему, на которой все это управляется и «разговаривает» с приемником. Это фундамент для будущего расширения хобби до нескольких авиамоделей. У каждой модели будет свой приемник, и с каждым приемником пульт должен быть совместим, это убережет вас от лишней траты денег.

Например, самая популярная аппаратура управления — это FrSky, и на многих авиамоделях производители ставят приемники именно этого производителя или предлагают выбор из нескольких приемников разных производителей. Если вы решите перейти или поставить приемник другого производителя, то вам придется покупать новый пульт у него же.

На некоторых моделях приемники вообще встроенные и их нельзя менять.

Важно различать и понимать совместимость оборудования. Одни различаются по производителю: FlySky и FrSky — новичку их легко перепутать. Также различаются по протоколу работы между собой, например, DSM2 и DSMX — это протоколы взаимодействия TX=RX производителя Spektrum.

Требования к бпла

  • Вертикальный взлет и посадка (без катапульт и парашютов), то есть коптер
  • Умеет взлетать, лететь по заданным точкам, возвращаться обратно и садиться в автоматическом режиме
  • Редактировать полетное задание, давать команду на взлет и на посадку можно из любой точки мира
  • Трансляция телеметрии и видео в реальном времени через интернет
  • Загрузка на сервер фото и видео с бортовой камеры в процессе или после полета
  • Зарядка или механизированная замена аккумулятора без участия человека.

А также два противоречащих друг другу требования:

  • Надежная электроника (если где-то упадет, считай потерял)
  • Относительно низкая стоимость эксперимента (если где-то упадет, считай потерял)

Степень автономности в идеале хочется фантастическую: дрон сам летает по заранее спланированному маршруту, загружает фото на сервер, ПО на сервере выявляет дефекты по фото и формирует заявку ремонтной бригаде с координатами мест проведения работ. Сам дрон не должен требовать к себе внимания человека до окончания рабочего ресурса какой-нибудь детали, например, аккумулятора или подшипников.

Понятно, что эта задача не на один год, но я начну, а кто-нибудь, может быть, подхватит и продолжит.

Для примера, готовые промышленные варианты автономных комплексов: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать.

Установка и запуск jmavsim на windows

Набор инструментов PX4 Cygwin появился в 2021 году. Это наиболее производительный способ для компиляции/разработки PX4 под Windows. Для установки – качаем и запускаем установочный файл с Гитхаба или Амазона.

По умолчанию toolchain устанавливается в папку C:PX4.

На последнем шаге инсталлятора можно отметить галочку «clone the PX4 repository, build and run simulation with jMAVSim» (клонировать репозиторий PX4, скомпилировать и запустить симулятор jMAVSim).

Запуск среды разработки в Cygwin осуществляется с помощью файла run-console.bat в каталоге установки (по умолчанию, C:PX4).

Если забыли отметить галочку запуска jMAVSim в процессе установки – в Cygwin можно клонировать репозиторий и запустить симулятор с помощью команд:

Участники и победители

За два дня конференции в конкурсе приняли участие полтора десятка человек. Заинтересовавшихся было гораздо больше, но многие, узнав, что ломать нужно не Wi-Fi, разочарованно уходили. Многие боятся браться за что-то новое и непонятное, на этом и держится защищенность современного интернета вещей.

Среди участников были те, кто уже строил свои беспроводные сети на nRF24L01 , и те, кто их видел в первый раз.

Уже в середине первого дня один из участников произвел первые попытки воздействия на дрон методом записи сигнала пульта с последующим его воспроизведением, используя SDR (replay-атака). Однако дрон от этого лишь слегка дергался как от помехи. Эта атака бесполезна по причине того, что дрон использует 4 канала с разницей между верхним и нижним в 48 МГц, и воздействия по одному каналу недостаточно для угона.

Уже к вечеру первого дня один из участников обладал всеми необходимыми знаниями об особенностях модуля (двухбайтный адрес 0x00aa) и пытался отсканировать адрес нашего пульта, но проблема была в том, что ему попался даташит от устаревшей версии чипа nRF24L01 (без ), который не поддерживает используемый нашим дроном битрейт 250 Кбит/с.

Победителем конкурса стал Глеб Чербов, которому удалось полностью перехватить управление дроном к 16 часам второго дня. Остальным участникам не удалось перехватить адрес устройства.

Авторы конкурса: Павел Новиков и Артур Гарипов, Positive Technologies

Цена передатчика (пульта)

Радиопередатчик (пульт) — это пожалуй самый дорогой компонент, который вы купите для этого хобби. На рынке есть и недорогие модели, которые главным образом делают упор на свои многопротокольные модули и механизмы стиков, а уже потом на сенсорный экран в половину корпуса пульта.

Бренд Jumper доказал, что за даже за 66$ можно получить многопротокольный модуль, механизмы стиков на подшипниках и датчиках Холла. Конечно, экран там очень маленький и монохромный, но он особо и не нужен, главное есть точно такое же меню в OpenTX.

Эргономика

Ниже в статье вы увидите список с аппаратурой, после выбора которой у вас будут все необходимые и нужные функции, а также удобство. Эргономика — это широкая категория, описывающая внешний вид, ощущения и дизайн. Это подобно салону автомобиля, его коробке передач — в хорошей машине приятно находиться и управлять ей.

Пульт Phantom 4 pro
Пульт Phantom 4 pro

К сожалению, чтобы это понять, пульт нужно держать в руках. На вид они все похожи, от Taranis до TBS Tango или даже Turnigy Evolution. Но это только на вид. На самом деле все они отличаются по весу, форме и толщине стиков, а также из какого они материала, скользят или не скользят в руках.

Будет очень хорошо, если в вашем городе есть магазин авиамоделей, где вы сможете подержать в руках всю аппаратуру. Если нет, то не стесняйтесь подходить к пилотам, которые летают у вас на местности, скорее всего они с радостью покажут и расскажут вам о своей аппаратуре. 

Еще один важный момент по выбору аппаратуры — дизайн:

  • Посмотрите каким способ крепится или как расположена антенна(ы), легко ли ее сломать?
  • Есть ли крючок для ремешка, чтобы можно было держать пульт на шее?
  • Есть ли у пульта переключатели, к которым можно легко дотянуться?
  • Есть ли у пульта 2-х или 3-х позиционные переключатели? Для квадрокоптеров они нужны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector