Авиамодель По-2

Авиамодель По-2 Квадрокоптеры

Авиамодель "оса". часть 2 – постройка.

24 апреля

(через 5 дней после начала) завершены работы над чертежами. Вот результат:

Авиамодель По-2

Здесь самолёт немного отличается от эскиза из

прошлой статьи

. Почему он выглядит именно так, а не иначе? Вот некоторые соображения:

  • Длинное крыло с острыми законцовками позволяет уменьшить концевые вихри, что повышает аэродинамическое качество.
  • V-крыла составляет 3 градуса для увеличения устойчивости модели по крену.
  • Стреловидность по передней кромке увеличивает устойчивость по курсу.
  • Хорда крыла к законцовке уменьшается, и противоштопорные характеристики профиля ухудшаются. Для компенсации этого профиль к законцовкам (NACA2415) толще, чем у корня (NACA2412).
  • Импеллер “на спине” при включении даёт пикирующий момент, а парусность поплавков уменьшает курсовую устойчивость, поэтому хвостовая балка сделана длинной для создания избыточной устойчивости.
  • Длинный нос позволяет задвинуть аккумулятор далеко вперёд для сохранения центровки.
  • Руль направления находится в потоке от импеллера, что позволяет маневрировать на воде без погружного руля.
  • Крыло съёмное, крепится пластиковым болтом М6. Кабина съёмная, на одном магните. Доступ к пространству в центроплане снизу, открывается после снятия крыла.
  • Приёмник и аккумулятор устанавливаются в кабине. Сервомашинки элеронов для простоты не спрятаны в крыло, а торчат, а для защиты от брызг размещены сверху.
  • Из-за децифита пространства в центроплане (низкий “потолок” является частью канала импеллера) сервомашинки РВ и РН установлены “вверх” и торчат в канале по бокам от импеллера.
  • В собранном виде на нижней поверхности самолёта нет отверстий, через которые вода может попасть на приёмник и регулятор.
  • Многие геометрические размеры подобраны так, чтобы упростить работу над чертежами. Например стреловидность передней кромки 14.036 градуса, т.е. каждая следующая нервюра (шаг 6 см) уменьшается на 15мм.

Раскладка деталей на листах бальзы:

Раскладка деталей

Чертежи я делаю без применения каких-либо CAD-систем, поэтому перед началом работы нужно было убедиться, что детали правильно сходятся друг с другом. Для этого была сделана 3D-сборка:
Wasp 3D layout

По 3D сборке был вычислен объём деталей. Он составил 1600 см3. При плотности бальзы 110мг/см3 это даёт вес “дров” 176 г.
Ещё грамм 100 будет весить клей, плёнка и лак. Так что в вес модель укладывается.

25 апреля начаты работы с бальзой. Предвидя проблемы с весом я отобрал самую лёгкую бальзу из своих запасов:
Бальзовые листы
Подготовил инструменты:
Инструменты

Дальше я так увлёкся работой, что совсем забыл фотографировать процесс. Когда опомнился, уже был собран каркас крыла, фюзеляж и каркас одного поплавка.

Сборка каркаса крыла не вызвала вообще никаких трудностей. Детали идеально сошлись без всяких перекосов и отклонений. По первым впечатлениям крыло оказалось сильно меньше ожидаемого. Я привык к двухметровым самолётам.

Каркас поплавка собрался хорошо за исключением несоответствия положений шпангоутов и перемычек на верхней плоскости. Оказалось, что в чертеже была ошибка, которую я не заметил на 3D-сборке. К счастью, это ни на что не влияет.

Центральная и хвостовая секция фюзеляжа собралась хорошо за исключением того, что я забыл заранее вклеить гайку для крепления крыла. Пришлось устанавливать её в уже собранную конструкцию, что было не очень просто. К тому-же при попытке установить сервы РВ и РН они просто провалились сквозь посадочное отверстие. Оказалось, что в чертеже я его сделал по полной ширине сервы, включая крепёжные ушки.

Носовая секция фюзеляжа доставила массу хлопот. Она сделана из цельных листов 3мм бальзы, которые нужно согнуть поперёк волокон. По-хорошему бальзу надо было намочить перед сгибанием, но мне не хотелось ждать просушки. Поэтому я кое как согнул её “всухую”, при этом она в паре мест потрескалась. Потом я понял, что всё равно не смогу вырезать кабину, т.к. она сразу распрямится, и всё-таки пришлось размачивать нос и ждать пока он высохнет, чтобы бальза запомнила форму.

26 апреля:
WASP 3

Довольный я ушёл по делам, предвкушая продолжение работ и обшивку крыла по возвращении. Но вернувшись я понял, что буду не продложать работу, а переделывать. В моё отсутствие до самолёта добрался кот и как следует его погрыз:

Wasp disaster

Один лист с выкройками был безнадёжно испорчен, в крыле сломано 3 лонжерона и несколько нервюр, фюзеляж погрызен. Каким-то образом нападения кота избежал поплавок.

На восстановление было потрачено много времени. Заодно сделал элементы для крепления кабины (пазы и магнит), забытые на чертеже.

Обшивку крыла я начал только вечером. Впервые я использовал для обшивки заранее размеченные заготовки, а не вырезал их по месту.

Заготовки передних кромок тщательно размочены в горячей воде, согнуты и примотаны к крылу бумажным скотчем.

Сгибание бальзы
Wasp 7

27 апреля, после высыхания заготовки сняты и на крыло наклеены остальные части обшивки.
Передние кромки наклеиваются предпоследними (перед законцовками), т.к. при их наклейке можно корректировать перекосы конструкции. При наклеивании передних кромок их внутренняя поверхность закрыта и цианакрилатом туда не добраться, поэтому каркас в этих местах промазывается клеем ППУ, который со временем заполнит объём и всё склеит.

WASP 9

Пока схватывается ППУ, проведены тесты импеллера. Выяснилось, что имеющийся аккумулятор, купленый всего месяц назад и до сих пор отработавший только несколько циклов, не тянет нагрузку даже 10С. При разряде током 20А (полный газ) вместо 1300 мАч отдаёт ёмкость 1100 мАч, время работы 3:40. После отсечки нагревается так, что не взять в руки. При разряде током 10А (половина газа) отдаёт 1160 мАч, время работы 7:20. Нагревается почти так же сильно. И даже при разряде током 2А ощутимо греется! Так что аккумулятор надо менять, а это значит – ждать посылку.

Чтобы прогнать грустные мысли, взялся за законцовки крыла. Их конструкция подразумевает большие объёмы сошкуривания, поэтому в дополнение к фильтру пришлось достать пылесос
К тому-же это довольно трудоёмкий процесс, поэтому после одной законцовки мне это дело надоело и я переключился на хвостовое оперение.

Элементы хвостового оперения в этой модели собраны из двух слоёв бальзы: 3мм вдоль элемента и 1.5мм поперёк. Это даёт достаточную жёсткость при малом весе. С оперением возникли сложности – я забыл положить на выкройки половину деталей для стабилизатора, пришлось их копировать с имеющихся. Провозился до вечера.

WASP 10
Это не тот кот, который ломает самолёты! Это хороший.

Утро 28 апреля. Делать вторую законцовку всё ещё лень, она отложена на вечер. Вместо этого решено доделать рулевые поверхности. С элеронами, РВ и РН не возникло никаких проблем.
А вот с тягой РН пришлось повозиться – надо было найти место для её выхода через спинку самолёта и установить там обтекатель тяги. После тестов для тяги РВ был добавлен боуден, чтобы не болталась.
WASP 12

WASP 13

Потом настала очередь обшивки поплавков.

WASP 11

Благодаря разметке по 3D-модели обшивка идеально легла на место. На эту часть работы ушло удивительно мало времени. Ближе к вечеру, когда все остальные дела уже были сделаны, пришлось доделать оставшуюся законцовку.

Состояние на вечер 28 апреля:

WASP 15

Самолёт уже почти готов. Осталось зашкурить, обтянуть плёнкой, покрыть лаком и придумать метод крепления поплавков. Тут навалились дела и следующий день самолёт лежал без движения.

30 апреля. Обтяжку модели начал только во второй половине дня. С кривыми поверхностями поплавков возникли проблемы: никак не удавалось их ровно подогнать. В результате их обтяжка не очень красивая.

WASP 16

Крыло обтянулось хорошо и без перекосов. После обтяжки киля при попытке вклеить петли цианакрилат затёк внутрь и попортил краску на плёнке. Пришлось оставить как есть, а в дальнейшем проявлять осторожность.

WASP 17

1 мая. День весны и труда был отмечен почти полным завершением работ над самолётом.
Покрыл лаком поплавки и завершил обтяжку модели плёнкой. После окончательной сборки вес модели составил 610 г. На ночь оставил сохнуть кожух для импеллера, и на этом сборка модели будет полностью завершена.

WASP 18

2 мая.
Обшил обтекатель импеллера.

WASP 19

На этом строительство завершено.

WASP 20

WASP 21

Выводы:
Как и было запланировано, самолёт был построен с нуля (включая проектирование и чертежи) за 2 недели. Оценка полётного веса оказалась неверна. Модель получилась на 20 грамм тяжелее.

Список ошибок в чертежах, выявленный на этапе строительства:

К сожалению, облёт модели откладывается на неопределённый срок из-за отсутствия пригодного аккумулятора.

§

24 апреля

(через 5 дней после начала) завершены работы над чертежами. Вот результат:

Авиамодель По-2

Здесь самолёт немного отличается от эскиза из

прошлой статьи

. Почему он выглядит именно так, а не иначе? Вот некоторые соображения:

  • Длинное крыло с острыми законцовками позволяет уменьшить концевые вихри, что повышает аэродинамическое качество.
  • V-крыла составляет 3 градуса для увеличения устойчивости модели по крену.
  • Стреловидность по передней кромке увеличивает устойчивость по курсу.
  • Хорда крыла к законцовке уменьшается, и противоштопорные характеристики профиля ухудшаются. Для компенсации этого профиль к законцовкам (NACA2415) толще, чем у корня (NACA2412).
  • Импеллер “на спине” при включении даёт пикирующий момент, а парусность поплавков уменьшает курсовую устойчивость, поэтому хвостовая балка сделана длинной для создания избыточной устойчивости.
  • Длинный нос позволяет задвинуть аккумулятор далеко вперёд для сохранения центровки.
  • Руль направления находится в потоке от импеллера, что позволяет маневрировать на воде без погружного руля.
  • Крыло съёмное, крепится пластиковым болтом М6. Кабина съёмная, на одном магните. Доступ к пространству в центроплане снизу, открывается после снятия крыла.
  • Приёмник и аккумулятор устанавливаются в кабине. Сервомашинки элеронов для простоты не спрятаны в крыло, а торчат, а для защиты от брызг размещены сверху.
  • Из-за децифита пространства в центроплане (низкий “потолок” является частью канала импеллера) сервомашинки РВ и РН установлены “вверх” и торчат в канале по бокам от импеллера.
  • В собранном виде на нижней поверхности самолёта нет отверстий, через которые вода может попасть на приёмник и регулятор.
  • Многие геометрические размеры подобраны так, чтобы упростить работу над чертежами. Например стреловидность передней кромки 14.036 градуса, т.е. каждая следующая нервюра (шаг 6 см) уменьшается на 15мм.
Смотрите про коптеры:  Квадрокоптеры Syma купить в Москве - коптер, дрон Сима, Сума, Зума, Zuma

Раскладка деталей на листах бальзы:

Раскладка деталей

Чертежи я делаю без применения каких-либо CAD-систем, поэтому перед началом работы нужно было убедиться, что детали правильно сходятся друг с другом. Для этого была сделана 3D-сборка:
Wasp 3D layout

По 3D сборке был вычислен объём деталей. Он составил 1600 см3. При плотности бальзы 110мг/см3 это даёт вес “дров” 176 г.
Ещё грамм 100 будет весить клей, плёнка и лак. Так что в вес модель укладывается.

25 апреля начаты работы с бальзой. Предвидя проблемы с весом я отобрал самую лёгкую бальзу из своих запасов:
Бальзовые листы
Подготовил инструменты:
Инструменты

Дальше я так увлёкся работой, что совсем забыл фотографировать процесс. Когда опомнился, уже был собран каркас крыла, фюзеляж и каркас одного поплавка.

Сборка каркаса крыла не вызвала вообще никаких трудностей. Детали идеально сошлись без всяких перекосов и отклонений. По первым впечатлениям крыло оказалось сильно меньше ожидаемого. Я привык к двухметровым самолётам.

Каркас поплавка собрался хорошо за исключением несоответствия положений шпангоутов и перемычек на верхней плоскости. Оказалось, что в чертеже была ошибка, которую я не заметил на 3D-сборке. К счастью, это ни на что не влияет.

Центральная и хвостовая секция фюзеляжа собралась хорошо за исключением того, что я забыл заранее вклеить гайку для крепления крыла. Пришлось устанавливать её в уже собранную конструкцию, что было не очень просто. К тому-же при попытке установить сервы РВ и РН они просто провалились сквозь посадочное отверстие. Оказалось, что в чертеже я его сделал по полной ширине сервы, включая крепёжные ушки.

Носовая секция фюзеляжа доставила массу хлопот. Она сделана из цельных листов 3мм бальзы, которые нужно согнуть поперёк волокон. По-хорошему бальзу надо было намочить перед сгибанием, но мне не хотелось ждать просушки. Поэтому я кое как согнул её “всухую”, при этом она в паре мест потрескалась. Потом я понял, что всё равно не смогу вырезать кабину, т.к. она сразу распрямится, и всё-таки пришлось размачивать нос и ждать пока он высохнет, чтобы бальза запомнила форму.

26 апреля:
WASP 3

Довольный я ушёл по делам, предвкушая продолжение работ и обшивку крыла по возвращении. Но вернувшись я понял, что буду не продложать работу, а переделывать. В моё отсутствие до самолёта добрался кот и как следует его погрыз:

Wasp disaster

Один лист с выкройками был безнадёжно испорчен, в крыле сломано 3 лонжерона и несколько нервюр, фюзеляж погрызен. Каким-то образом нападения кота избежал поплавок.

На восстановление было потрачено много времени. Заодно сделал элементы для крепления кабины (пазы и магнит), забытые на чертеже.

Обшивку крыла я начал только вечером. Впервые я использовал для обшивки заранее размеченные заготовки, а не вырезал их по месту.

Заготовки передних кромок тщательно размочены в горячей воде, согнуты и примотаны к крылу бумажным скотчем.

Сгибание бальзы
Wasp 7

27 апреля, после высыхания заготовки сняты и на крыло наклеены остальные части обшивки.
Передние кромки наклеиваются предпоследними (перед законцовками), т.к. при их наклейке можно корректировать перекосы конструкции. При наклеивании передних кромок их внутренняя поверхность закрыта и цианакрилатом туда не добраться, поэтому каркас в этих местах промазывается клеем ППУ, который со временем заполнит объём и всё склеит.

WASP 9

Пока схватывается ППУ, проведены тесты импеллера. Выяснилось, что имеющийся аккумулятор, купленый всего месяц назад и до сих пор отработавший только несколько циклов, не тянет нагрузку даже 10С. При разряде током 20А (полный газ) вместо 1300 мАч отдаёт ёмкость 1100 мАч, время работы 3:40. После отсечки нагревается так, что не взять в руки. При разряде током 10А (половина газа) отдаёт 1160 мАч, время работы 7:20. Нагревается почти так же сильно. И даже при разряде током 2А ощутимо греется! Так что аккумулятор надо менять, а это значит – ждать посылку.

Чтобы прогнать грустные мысли, взялся за законцовки крыла. Их конструкция подразумевает большие объёмы сошкуривания, поэтому в дополнение к фильтру пришлось достать пылесос
К тому-же это довольно трудоёмкий процесс, поэтому после одной законцовки мне это дело надоело и я переключился на хвостовое оперение.

Элементы хвостового оперения в этой модели собраны из двух слоёв бальзы: 3мм вдоль элемента и 1.5мм поперёк. Это даёт достаточную жёсткость при малом весе. С оперением возникли сложности – я забыл положить на выкройки половину деталей для стабилизатора, пришлось их копировать с имеющихся. Провозился до вечера.

WASP 10
Это не тот кот, который ломает самолёты! Это хороший.

Утро 28 апреля. Делать вторую законцовку всё ещё лень, она отложена на вечер. Вместо этого решено доделать рулевые поверхности. С элеронами, РВ и РН не возникло никаких проблем.
А вот с тягой РН пришлось повозиться – надо было найти место для её выхода через спинку самолёта и установить там обтекатель тяги. После тестов для тяги РВ был добавлен боуден, чтобы не болталась.
WASP 12

WASP 13

Потом настала очередь обшивки поплавков.

WASP 11

Благодаря разметке по 3D-модели обшивка идеально легла на место. На эту часть работы ушло удивительно мало времени. Ближе к вечеру, когда все остальные дела уже были сделаны, пришлось доделать оставшуюся законцовку.

Состояние на вечер 28 апреля:

WASP 15

Самолёт уже почти готов. Осталось зашкурить, обтянуть плёнкой, покрыть лаком и придумать метод крепления поплавков. Тут навалились дела и следующий день самолёт лежал без движения.

30 апреля. Обтяжку модели начал только во второй половине дня. С кривыми поверхностями поплавков возникли проблемы: никак не удавалось их ровно подогнать. В результате их обтяжка не очень красивая.

WASP 16

Крыло обтянулось хорошо и без перекосов. После обтяжки киля при попытке вклеить петли цианакрилат затёк внутрь и попортил краску на плёнке. Пришлось оставить как есть, а в дальнейшем проявлять осторожность.

WASP 17

1 мая. День весны и труда был отмечен почти полным завершением работ над самолётом.
Покрыл лаком поплавки и завершил обтяжку модели плёнкой. После окончательной сборки вес модели составил 610 г. На ночь оставил сохнуть кожух для импеллера, и на этом сборка модели будет полностью завершена.

WASP 18

2 мая.
Обшил обтекатель импеллера.

WASP 19

На этом строительство завершено.

WASP 20

WASP 21

Выводы:
Как и было запланировано, самолёт был построен с нуля (включая проектирование и чертежи) за 2 недели. Оценка полётного веса оказалась неверна. Модель получилась на 20 грамм тяжелее.

Список ошибок в чертежах, выявленный на этапе строительства:

К сожалению, облёт модели откладывается на неопределённый срок из-за отсутствия пригодного аккумулятора.

§

24 апреля

(через 5 дней после начала) завершены работы над чертежами. Вот результат:

Авиамодель По-2

Здесь самолёт немного отличается от эскиза из

прошлой статьи

. Почему он выглядит именно так, а не иначе? Вот некоторые соображения:

  • Длинное крыло с острыми законцовками позволяет уменьшить концевые вихри, что повышает аэродинамическое качество.
  • V-крыла составляет 3 градуса для увеличения устойчивости модели по крену.
  • Стреловидность по передней кромке увеличивает устойчивость по курсу.
  • Хорда крыла к законцовке уменьшается, и противоштопорные характеристики профиля ухудшаются. Для компенсации этого профиль к законцовкам (NACA2415) толще, чем у корня (NACA2412).
  • Импеллер “на спине” при включении даёт пикирующий момент, а парусность поплавков уменьшает курсовую устойчивость, поэтому хвостовая балка сделана длинной для создания избыточной устойчивости.
  • Длинный нос позволяет задвинуть аккумулятор далеко вперёд для сохранения центровки.
  • Руль направления находится в потоке от импеллера, что позволяет маневрировать на воде без погружного руля.
  • Крыло съёмное, крепится пластиковым болтом М6. Кабина съёмная, на одном магните. Доступ к пространству в центроплане снизу, открывается после снятия крыла.
  • Приёмник и аккумулятор устанавливаются в кабине. Сервомашинки элеронов для простоты не спрятаны в крыло, а торчат, а для защиты от брызг размещены сверху.
  • Из-за децифита пространства в центроплане (низкий “потолок” является частью канала импеллера) сервомашинки РВ и РН установлены “вверх” и торчат в канале по бокам от импеллера.
  • В собранном виде на нижней поверхности самолёта нет отверстий, через которые вода может попасть на приёмник и регулятор.
  • Многие геометрические размеры подобраны так, чтобы упростить работу над чертежами. Например стреловидность передней кромки 14.036 градуса, т.е. каждая следующая нервюра (шаг 6 см) уменьшается на 15мм.
Смотрите про коптеры:  Авиамоделизм для начинающих

Раскладка деталей на листах бальзы:

Раскладка деталей

Чертежи я делаю без применения каких-либо CAD-систем, поэтому перед началом работы нужно было убедиться, что детали правильно сходятся друг с другом. Для этого была сделана 3D-сборка:
Wasp 3D layout

По 3D сборке был вычислен объём деталей. Он составил 1600 см3. При плотности бальзы 110мг/см3 это даёт вес “дров” 176 г.
Ещё грамм 100 будет весить клей, плёнка и лак. Так что в вес модель укладывается.

25 апреля начаты работы с бальзой. Предвидя проблемы с весом я отобрал самую лёгкую бальзу из своих запасов:
Бальзовые листы
Подготовил инструменты:
Инструменты

Дальше я так увлёкся работой, что совсем забыл фотографировать процесс. Когда опомнился, уже был собран каркас крыла, фюзеляж и каркас одного поплавка.

Сборка каркаса крыла не вызвала вообще никаких трудностей. Детали идеально сошлись без всяких перекосов и отклонений. По первым впечатлениям крыло оказалось сильно меньше ожидаемого. Я привык к двухметровым самолётам.

Каркас поплавка собрался хорошо за исключением несоответствия положений шпангоутов и перемычек на верхней плоскости. Оказалось, что в чертеже была ошибка, которую я не заметил на 3D-сборке. К счастью, это ни на что не влияет.

Центральная и хвостовая секция фюзеляжа собралась хорошо за исключением того, что я забыл заранее вклеить гайку для крепления крыла. Пришлось устанавливать её в уже собранную конструкцию, что было не очень просто. К тому-же при попытке установить сервы РВ и РН они просто провалились сквозь посадочное отверстие. Оказалось, что в чертеже я его сделал по полной ширине сервы, включая крепёжные ушки.

Носовая секция фюзеляжа доставила массу хлопот. Она сделана из цельных листов 3мм бальзы, которые нужно согнуть поперёк волокон. По-хорошему бальзу надо было намочить перед сгибанием, но мне не хотелось ждать просушки. Поэтому я кое как согнул её “всухую”, при этом она в паре мест потрескалась. Потом я понял, что всё равно не смогу вырезать кабину, т.к. она сразу распрямится, и всё-таки пришлось размачивать нос и ждать пока он высохнет, чтобы бальза запомнила форму.

26 апреля:
WASP 3

Довольный я ушёл по делам, предвкушая продолжение работ и обшивку крыла по возвращении. Но вернувшись я понял, что буду не продложать работу, а переделывать. В моё отсутствие до самолёта добрался кот и как следует его погрыз:

Wasp disaster

Один лист с выкройками был безнадёжно испорчен, в крыле сломано 3 лонжерона и несколько нервюр, фюзеляж погрызен. Каким-то образом нападения кота избежал поплавок.

На восстановление было потрачено много времени. Заодно сделал элементы для крепления кабины (пазы и магнит), забытые на чертеже.

Обшивку крыла я начал только вечером. Впервые я использовал для обшивки заранее размеченные заготовки, а не вырезал их по месту.

Заготовки передних кромок тщательно размочены в горячей воде, согнуты и примотаны к крылу бумажным скотчем.

Сгибание бальзы
Wasp 7

27 апреля, после высыхания заготовки сняты и на крыло наклеены остальные части обшивки.
Передние кромки наклеиваются предпоследними (перед законцовками), т.к. при их наклейке можно корректировать перекосы конструкции. При наклеивании передних кромок их внутренняя поверхность закрыта и цианакрилатом туда не добраться, поэтому каркас в этих местах промазывается клеем ППУ, который со временем заполнит объём и всё склеит.

WASP 9

Пока схватывается ППУ, проведены тесты импеллера. Выяснилось, что имеющийся аккумулятор, купленый всего месяц назад и до сих пор отработавший только несколько циклов, не тянет нагрузку даже 10С. При разряде током 20А (полный газ) вместо 1300 мАч отдаёт ёмкость 1100 мАч, время работы 3:40. После отсечки нагревается так, что не взять в руки. При разряде током 10А (половина газа) отдаёт 1160 мАч, время работы 7:20. Нагревается почти так же сильно. И даже при разряде током 2А ощутимо греется! Так что аккумулятор надо менять, а это значит – ждать посылку.

Чтобы прогнать грустные мысли, взялся за законцовки крыла. Их конструкция подразумевает большие объёмы сошкуривания, поэтому в дополнение к фильтру пришлось достать пылесос
К тому-же это довольно трудоёмкий процесс, поэтому после одной законцовки мне это дело надоело и я переключился на хвостовое оперение.

Элементы хвостового оперения в этой модели собраны из двух слоёв бальзы: 3мм вдоль элемента и 1.5мм поперёк. Это даёт достаточную жёсткость при малом весе. С оперением возникли сложности – я забыл положить на выкройки половину деталей для стабилизатора, пришлось их копировать с имеющихся. Провозился до вечера.

WASP 10
Это не тот кот, который ломает самолёты! Это хороший.

Утро 28 апреля. Делать вторую законцовку всё ещё лень, она отложена на вечер. Вместо этого решено доделать рулевые поверхности. С элеронами, РВ и РН не возникло никаких проблем.
А вот с тягой РН пришлось повозиться – надо было найти место для её выхода через спинку самолёта и установить там обтекатель тяги. После тестов для тяги РВ был добавлен боуден, чтобы не болталась.
WASP 12

WASP 13

Потом настала очередь обшивки поплавков.

WASP 11

Благодаря разметке по 3D-модели обшивка идеально легла на место. На эту часть работы ушло удивительно мало времени. Ближе к вечеру, когда все остальные дела уже были сделаны, пришлось доделать оставшуюся законцовку.

Состояние на вечер 28 апреля:

WASP 15

Самолёт уже почти готов. Осталось зашкурить, обтянуть плёнкой, покрыть лаком и придумать метод крепления поплавков. Тут навалились дела и следующий день самолёт лежал без движения.

30 апреля. Обтяжку модели начал только во второй половине дня. С кривыми поверхностями поплавков возникли проблемы: никак не удавалось их ровно подогнать. В результате их обтяжка не очень красивая.

WASP 16

Крыло обтянулось хорошо и без перекосов. После обтяжки киля при попытке вклеить петли цианакрилат затёк внутрь и попортил краску на плёнке. Пришлось оставить как есть, а в дальнейшем проявлять осторожность.

WASP 17

1 мая. День весны и труда был отмечен почти полным завершением работ над самолётом.
Покрыл лаком поплавки и завершил обтяжку модели плёнкой. После окончательной сборки вес модели составил 610 г. На ночь оставил сохнуть кожух для импеллера, и на этом сборка модели будет полностью завершена.

WASP 18

2 мая.
Обшил обтекатель импеллера.

WASP 19

На этом строительство завершено.

WASP 20

WASP 21

Выводы:
Как и было запланировано, самолёт был построен с нуля (включая проектирование и чертежи) за 2 недели. Оценка полётного веса оказалась неверна. Модель получилась на 20 грамм тяжелее.

Список ошибок в чертежах, выявленный на этапе строительства:

К сожалению, облёт модели откладывается на неопределённый срок из-за отсутствия пригодного аккумулятора.

Планер супра. из бальзы.

Итак, обо всем по порядку:

После того как сделал свою первую металку “Manta”, и ее запусков – меня полностью затянуло в планера. Потом была куплена композитная металка в сломанном виде, восстановлена и облетана. Летала не то, чтобы лучше манты – но была более легкой и чувствительной – на ней мне не раз в самом обычном поле удавалось уйти на предел видимости, а на холме – даже ястребов с высоты гонять, а затем летать с ними 🙂

И однажды загорелся желанием сделать планер для термиков, и чтобы обязательно с тонким профилем – т.к. по металке знал что такие легко пробивают ветер и помогают именно искать термики в ветренную погоду, а не висеть на месте.
За прототип выбрал Супру.
Подходил к строительству несколько раз – сначала в размере 3.4м композитную. Даже подготовил крыло к оклейке, сделал вакуумный насос из насоса от холодильника с простейшим регулятором разряжения.
Полки центроплана – 20*4 в корне, 12*3 у конца центроплана. Разъем выполнен по центру центроплана. Соединительный элемент – стальная труба 30ХГА 10*8мм.
Авиамодель По-2Авиамодель По-2Авиамодель По-2
Авиамодель По-2Авиамодель По-2Авиамодель По-2
Авиамодель По-2Авиамодель По-2Авиамодель По-2
Авиамодель По-2Авиамодель По-2Авиамодель По-2
Авиамодель По-2Авиамодель По-2Авиамодель По-2
Вакуумный насос:
Авиамодель По-2Авиамодель По-2Авиамодель По-2
Авиамодель По-2
Насос – от холодильника. Манометр – заказал на алиэкспресс. Вакуумный регулятор зажигания от классики и микрик-выключатель. Регулятор при разряжении втягивает в себя шток, и в определенном положении щелкает микрик – отключает. Более дешевую автоматику придумать сложно 🙂
Поворотом микрика – можно легко отрегулировать любое необходимое разряжение.

Смотрите про коптеры:  Тренеры - Hellhog - блог

Подготовил крыло к оклейке, но оклеивать не стал, т.к. понял что возится с композитами в квартире с детьми не дело, да и после вообщем то успешных опытов с тестовыми образацами вакуумной формовки понял, что мне его толком не оклеить с первого раза. По крайней мере элероны и закрылки.
Был и еще момент – я перетяжелил лонжероны. Помимо веса, они оказались на порядок прочнее соединительного стержня и возможных полетных нагрузок.
Поэтому отложил то крыло в сторону.

А через год пришла идея все же сделать этот планер, но из бальзы. И вот что из этого вышло.
Размах планировал 2800мм под имеющийся моторчик 2830 и регулятор на 30А. Вес модели предполагал – 1200гр.
Материал – бальза. Технология – такая же, как и у металки Манта.
Крыло – разъемное по центру. Соединительный элемент – угольный стержень 8мм.
Авиамодель По-2Авиамодель По-2Авиамодель По-2
В процессе строительства, решил что моторчика 2830 модели будет маловато, и заказал:
Turnigy Aerodrive SK3 – 2836-1040kv
HobbyKing 50A ESC 4A UBEC – громоздкий и тяжелый оказался
Аккумулятор – 2200 mAh (планировал использовать 1300 mAh)
Но, т.к. изначально планировал использовать другую электронику, суммарно на 200гр. легче, то ушла центровка в нос на пару см. Пришлось на хвост вешать лишних грамм 40.
Вес с новой электроникой вышел – 1450гр.
Но надо сказать, и размах побольше получился, т.к. консоли сделал пристыковывающиеся к фюзеляжу – мини центроплан, и ушки в дополнение – итоговый размах 3000м.

В процессе эксплуатации этот моторчик сгорел – я давал почти полный газ, чтобы за 10 сек взлететь свечкой, а не набирать высоту постепенно. Обдув для движка тогда не сделал – думал ни к чему, он все равно большую часть полета отдыхает. Как оказалось – напрасно.
В итоге поставил тот движок, который и планировал: 2830. и рег на 30A. Высоту с ним набирает плавно. Правда я больше 3/4 газа и не даю теперь, хотя и обдув сделал.
Зато вес теперь 1290гр. – избавился от балласта в хвосте. Хотя, если честно, разница в весе почти незаметна. Точнее наверное даже в худшую сторону – когда был потяжелее он как бы обладал большей инерцией в спиралях. Хотя может мне и кажется. Летает и так хорошо 🙂

Итак, постройка.
Первое, с чем пришлось определится – это с соединительным элементом и лонжероном.
В качестве соединительного элемента приглянулся угольный стержень 8мм.
В качестве лонжеронов сосна
10*3мм – от корня до 650мм
10*2мм – от 650мм до 1150мм
5*2мм – от 1150мм до 1400мм
По опыту металки Manta, такой лонжерон в сочетании с бальзовой стенкой показался мне достаточным. К тому же у модели White Trash и того меньше – 5*4мм, хотя размер такой же.

При постройке старался экономить каждый грамм. Бальзу подбирал легкую.
Шаблоны для нервюр и сами нервюры. Бальза, 2мм. Вся сборка на циакрине.
Авиамодель По-2Авиамодель По-2Авиамодель По-2
Авиамодель По-2Авиамодель По-2Авиамодель По-2
Авиамодель По-2Авиамодель По-2Авиамодель По-2
Авиамодель По-2Авиамодель По-2Авиамодель По-2
Первая примерка:
Авиамодель По-2Авиамодель По-2Авиамодель По-2
Центроплан. Место соединительного элемента. Длина соединительного элемента – 1/10 к длине консоли. 140мм значит.
Как видно из фото, там где будет трубка под пруток, бальзовую стенку не ставил, а заклеил предварительно расстояние между полками лонжерона бальзой, спереди. Зачем – в дальнейшем будет понятно.
Авиамодель По-2Авиамодель По-2Авиамодель По-2
Авиамодель По-2Авиамодель По-2Авиамодель По-2
В дальнейшем, вставлю трубки в обе плоскости, в них пруток, и установив плоскости передней кромкой вниз – угол V 1.5град, просто залью трубку смолой. Предварительно заклеив все щели бальзой.
Уже перед самой оклейкой, обмотал лонжерон в двух местах кевларом – на каждой консоли.

Соединительный элемент центроплана и ушек выполнен из березы, облегченный отверстиями. Вклеил на смоле, обмотал рыболовным кевларом.
Сервомашинки еле вписались в ушки – пришлось сверху заклеивать бумагой.
Авиамодель По-2Авиамодель По-2Авиамодель По-2
Памятуя о том, что лучше при постройке потратить чуть больше времени, но сделать так, чтобы на поле все разбиралось минимальным кол-вом движений, сделал такие разъемы на консолях:
Авиамодель По-2Авиамодель По-2Авиамодель По-2
Ушками из стеклотекстолита консоли фиксируются в фюзеляже. Вот в таких боксах, вклееных в фюзеляж.
Авиамодель По-2Авиамодель По-2Авиамодель По-2
Авиамодель По-2
Лючки с серво:
Авиамодель По-2
Лючки с серво:
Авиамодель По-2
Авиамодель По-2
Хвостовое оперение такое же наборное, как и элероны с закрылками.

Фюзеляж.
Балка – второе колено от удочки.
Вклеил киль, сделал площадку для стабилизатора.
Приделал временно хвостовое оперение, примотал к балке спереди рейку, а к ней двиг, рег, акк и приемник. Определил, какую длину носа нужно, чтобы попасть в требуемую центровку без догруза. Впоследствии этот способ себя вполне оправдал.
Установочный угол крыла – 5град.
Делаем болванку из дерева. В последствии сделал все же из липы.
В болванке по месту сделал отверстие под соединительный элемент. Добавил мини центроплан. Зашпаклевал.
Авиамодель По-2Авиамодель По-2Авиамодель По-2Авиамодель По-2Авиамодель По-2Авиамодель По-2
Авиамодель По-2
Первая примерка
Авиамодель По-2
Первая примерка
Авиамодель По-2
Авиамодель По-2
Авиамодель По-2
Авиамодель По-2
Выклейка корок из стеклоткани. Сразу вклеил нервюры из 3мм фанеры. Использовал вакуумный насос. Одна ночь… и достаем.
Авиамодель По-2Авиамодель По-2Авиамодель По-2
Не распиливая болванку сделал шаблоны для шпангоутов. Вклеиваем их на место сначала в одну половинку. Балка входит в шпангоуты с натягом. Все фиксируем циакрином.
Авиамодель По-2Авиамодель По-2Авиамодель По-2
Вот что получилось
Авиамодель По-2Авиамодель По-2Авиамодель По-2
Авиамодель По-2Авиамодель По-2Авиамодель По-2
Склеиваем половинки. Сверху полоски стекла в два слоя. Вырезаем фонарь. Шпаклевка, окраска.

Развесовка и фото отдельных узлов.
Фюзеляж, без аккумулятора. Надо сказать что здесь очень тяжелый регулятор и кок. (здесь еще старая ВМГ)
Стабилизатор и консоль.
Авиамодель По-2Авиамодель По-2Авиамодель По-2
Авиамодель По-2
Стабилизатор. Наборный, зашит бальзой 0.8мм.
Вклеены трубочки из меди. Середина стабилизатора – усилена несколькими слоями стеклоткани (т.к. несколько ослабил отверстиями) .
Авиамодель По-2
Стабилизатор. Наборный, зашит бальзой 0.8мм.
Вклеены трубочки из меди. Середина стабилизатора – усилена несколькими слоями стеклоткани (т.к. несколько ослабил отверстиями) .
Авиамодель По-2
Авиамодель По-2
Авиамодель По-2
Авиамодель По-2
Киль. Часть киля вклеена в пропил в балке. Обернуто вокруг балки стеклом. Серво поставил прямо в киль.
Авиамодель По-2Авиамодель По-2Авиамодель По-2
Площадка для стабилизатора. Выклеена из бальзы слоями поперек (в вертикальной плоскости). Придал обтекаемую форму, оклеил стеклом. Сверху приклеил площадку из фруктовой фанеры, с вклееной гайкой. И сверху еще – площадка под углом – чтобы выровнять угол деградации между крылом и стабилизатором.
Примотал все кевларовыми нитками.
Авиамодель По-2
Консоли фиксируются только на трении. Правда иногда сверху клею при сборке полоску скотча.
Авиамодель По-2
Консоли фиксируются только на трении. Правда иногда сверху клею при сборке полоску скотча.
Авиамодель По-2
Авиамодель По-2
Авиамодель По-2
Авиамодель По-2
Авиамодель По-2
Авиамодель По-2
Авиамодель По-2
Внутри фюзеляжа. Кстати, мотошпангоут – обычная фанера 3мм.
Авиамодель По-2Авиамодель По-2Авиамодель По-2
Авиамодель По-2Авиамодель По-2Авиамодель По-2
Надо сказать, что в центроплан вклеена трубка из стеклоткани. Но она вклеена не просто между нервюрами, но и приклеена к одному из шпангоутов внутри – чтобы могла держать бОльшую нагрузку.
Фонарь вырезал из бальзы. Осталось либо оклеить чем-то, либо покрыть лаком.
Авиамодель По-2
Фото в сборе:
Авиамодель По-2
Фото в сборе:
Авиамодель По-2
Авиамодель По-2
На полетах:
Авиамодель По-2
На полетах:
Авиамодель По-2
Авиамодель По-2
Авиамодель По-2
Авиамодель По-2
Авиамодель По-2
Авиамодель По-2
Авиамодель По-2
Авиамодель По-2
Авиамодель По-2
Авиамодель По-2
Модель ведет себя в воздухе устойчиво. Поставишь ее в спираль – и она так и спиралит, не сужая и не расширяя спираль. Можно даже аппу положить. Управляю только рулем поворота, она им прекрасно рулится. Руль высоты почти не задействую – нет необходимости. Элероны – только на очень узких спиралях. Очень летучая, скорость снижения минимальна. Обладает определенной инерцией, не металка конечно:)
Порой при запуске с рук без мотора кажется что можно еще чуть рульнуть, найти термик и уйти в небо – надо будет как-нибудь на холме попробовать.
Ловлю рукой на встречу в режиме тормоза – как металку.
По парению – метров со 100 спокойно уходит вверх практически в любую погоду. Часто за один полет приходится сбрасывать высоту метров с 500 – а то унесет. Иногда это проблема – выйти из термика, т.к. даже при полностью выпущенном тормозе бывает не спускается.
Ниже 100м уйти ввысь бывает непросто, т.к. внизу термики узкие и не постоянные – их легче обрабатывать на металке.
Планер имеет и свои особенности – при пикировании очень быстро разгоняется. При достижении некоей критической скорости модель начинает затягивать в пике. Причина – недостаточная жесткость консолей для таких скоростей. Спасает режим тормоза: закрылки вниз, элероны вверх. При этом она тут же выскакивает вверх. Считаю, что такое решение верное – т.к. отклоненные вверх элероны уменьшают нагрузку на консоли крыла, а следовательно на лонжероны и стержень.
А так – моделью доволен. Получилась из серии “не хочу садится”. Делал ее довольно долго – с осени прошлого года. Основная работа была выполнена ночами, когда домашние спят.
Буду рад если кто-то повторит, или сделает подобную.

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий