Первый опыт, или как не стоит экономить на весе авиамодели
Итак, доброго времени суток всем авиамоделистам!
В этой статье я поделюсь с вами своим первым опытом (хоть и не очень удачным).
Долго я думал и мечтал заняться этим хобби вновь после простоя в 12 лет (в далёком детстве занимался в кружке), и решил сразу делать пилотажную модель (мы лёгких путей не ищем), а именно «микро-Ангел» которая на данном ресурсе начинает приобретать поппулярность «цессны» и «бикслера». Статьи про эту авиамодель мелькакли не однократно, поэтому процесс постройки сильно пояснять не стану.
Для начала я скачал чертежи ребят которые его разработали, за что им отдельное спасибо, немного опираясь на интуицию подправил аэродинамическую форму капота, затарился «потолочкой», фанерой, «драконом» и терпением, строил по вечерам как говорится «на коленке», но я использовал гладильную доску =)
Вот так выглядит переделанный чертёж.
Как по мне, так более красиво и аэродинамично, хотя на вкус и цвет, как говорится…
Вобщем перенёс весь крой на потолочную плитку, вырезал и приступил к сборке.
Ах да, чуть не забыл про вес! Для прочности я решил стрингеры продлить на всю длинну корпуса, НО! И это было моей первой ошибкой — я сделал их из бальсы…
Стрингеры гнул на пару, форму приняли на ура.
Хвостовое оперение сделано по чертежу, единственное — на руле направления, а именно там, где будет устанавливаться кабанчик — сделал бальсовое усиление, как на руле высоты. Причём оно вырезано целным куском вместе с рейкой, которая оконтовывает оперение.
Кстати как многие писали гаргот не влезает на лист потолочки и приходится его наращивать из чего под руку попадётся. Я этот вопрос решил просто развернув по диагонали его развёртку на одном листе потолочки и всё замечательно вошло и не пришлось наращивать.
Ещё (может конечно я не первый) придумал как удобнее приклеить такой гнутый кусок потолочки поровнее, заготовка была оклеена скотчем и согнута сначала о трубу от пылесоса, потом о край стола и была приклеена только одной половиной да притянута изолентой, а на следующий день когда всё высохло, той же изолентой притянута вторая половина да сверху прижата тяжёленьким, что под руку попалось.
Далее — крылья.
Сдесь я решил не только съэкономить на весе, но и не заморачиваться с поиском сосновой рейки и сделал основной лонжерон из 5мм бальсы, это была моя вторая и к сожалению — Роковая ошибка. Для успокоения лонжерон идущий вдоль всего крыла и придающий ему профиль я сделал тоже из бальсы, но толку от этого мало, жёскткость крыла была приемлимой, но на его крепление к корпусу это всё-равно не влияло.
На фото сверху все детали просто стоят, лежат — приблезительно на своём месте. в общем доделал я кабину, по бутылочной технологии осадил фонарь, а вот на болванку капота — ни одна из бутылок не налезла и под давлением раздуваться не захотела, поэтому просто один слой стеклоткани и два слоя женских чулков на эпоксидке. Последовала покраска, хотелось как-то отличиться дизайном и чтобы не летать на белой простынке — решил покрасить его в чёрный с нанесением полос, от сюда и название, надпись и цифра — рисовались кистью в ручную, а основную краску мне помог положить товарищ с помощью аэрографа, хоть мне и не часто удавалось его схватить и нанести слой — другой, но в покраске я всё же учавствовал.
На последнем фото видно реализацию задней стойки с возвратным механизмом
А ещё в процессе сборки оказалось что хвостовое оперение из одного слоя потолочки никуда не годится и были сделаны усиления из «угля».
Кстати чуть не забыл:
Размах — 1040мм
Длинна — 1030мм
Полётный вес — 750г
Двигатель Turnigy Aerodrive SK3 — 2836-1040kv Brushless Outrunner Motor
Винт Винт APC 11×5,5 (2 шт)
Регулятор TURNIGY TRUST 45A SBEC регулятор скорости для б/к моторов
Сервы HXT900 (9-граммовая микро-сервомашинка)
Аккумулятор Аккумулятор ZIPPY Compact 2200mAh 3S 25C Lipo Pack
Передатчик Передатчик Turnigy 9X (Mode2 — газ СЛЕВА, 9 каналов, версия 2). В/ч модуль и приёмник (8 каналов)
Вот собственно и подходим к самому главному…
Нашёл я в своём городе одного «бывалого моделиста» и было решено при поддержке жены и этого товарища отправиться в первый полёт.
Он сказал первый полёт не стоит снимать а то может закончиться крашем, и мы не стало, НО не помогло =)
Взлёт против ветра (3-5м/с), постепенно набор высоты и заход на круг. Тут откуда ни возьмись — внезаптный порыв ветра подбрасывает модель как пёрышко, после чего я немного зарулился (высота была приличная) и с перепугу дал полный газ, а «дури» у двигателя, хоть отбавляй, в статике с моим винтом даёт 1500г тяги при весе модели в 750г.
Так вот отвлёкся…
Дал я значит полного газу и у меня оторвало крыло…. Крыло начало плавно спускаться как пёрышко, а остальная часть модели «овощем пошла по направлению к земле», и благополучно в неё воткнулась.
Результатом стали вот такие вот дровишки:
Второе крыло оторвало уже при «входе в самые плотные слои атмосферы» тоесть когда воткнулся в землю.
Печаль беда — сильно помяло акумулятор, дело было сегодня так что пока на живучесть не проверял, и сильно пострадал регулятор скорости а именно помяло оба конденсатора и ещё какие то детали на плате покарёжило.
Естественно с поля я забрал все свои «щепки» и теперь пока буду ждать новый регулятор, собираюсь снова сделать модель но на этот раз лонжероном будет цельная карбоновая трубка (1000мм), надеюсь хоть её не порвёт.
Всем кто осилил дочитать до конца благодарность и извените за отсутствие видео, причина изложена выше, в следующий раз обязательно плавно приземлюсь и второй полёт будет — снят.
П.С. кому не жалко » «, буду благодарен, финансы с этой статьи будут потрачены на новый регулятор и возрождение мечты в целом.
Падение это лишь повод с новыми силами отправиться в небо!
§
Итак, доброго времени суток всем авиамоделистам!
В этой статье я поделюсь с вами своим первым опытом (хоть и не очень удачным).
Долго я думал и мечтал заняться этим хобби вновь после простоя в 12 лет (в далёком детстве занимался в кружке), и решил сразу делать пилотажную модель (мы лёгких путей не ищем), а именно «микро-Ангел» которая на данном ресурсе начинает приобретать поппулярность «цессны» и «бикслера». Статьи про эту авиамодель мелькакли не однократно, поэтому процесс постройки сильно пояснять не стану.
Для начала я скачал чертежи ребят которые его разработали, за что им отдельное спасибо, немного опираясь на интуицию подправил аэродинамическую форму капота, затарился «потолочкой», фанерой, «драконом» и терпением, строил по вечерам как говорится «на коленке», но я использовал гладильную доску =)
Вот так выглядит переделанный чертёж.
Как по мне, так более красиво и аэродинамично, хотя на вкус и цвет, как говорится…
Вобщем перенёс весь крой на потолочную плитку, вырезал и приступил к сборке.
Ах да, чуть не забыл про вес! Для прочности я решил стрингеры продлить на всю длинну корпуса, НО! И это было моей первой ошибкой — я сделал их из бальсы…
Стрингеры гнул на пару, форму приняли на ура.
Хвостовое оперение сделано по чертежу, единственное — на руле направления, а именно там, где будет устанавливаться кабанчик — сделал бальсовое усиление, как на руле высоты. Причём оно вырезано целным куском вместе с рейкой, которая оконтовывает оперение.
Кстати как многие писали гаргот не влезает на лист потолочки и приходится его наращивать из чего под руку попадётся. Я этот вопрос решил просто развернув по диагонали его развёртку на одном листе потолочки и всё замечательно вошло и не пришлось наращивать.
Ещё (может конечно я не первый) придумал как удобнее приклеить такой гнутый кусок потолочки поровнее, заготовка была оклеена скотчем и согнута сначала о трубу от пылесоса, потом о край стола и была приклеена только одной половиной да притянута изолентой, а на следующий день когда всё высохло, той же изолентой притянута вторая половина да сверху прижата тяжёленьким, что под руку попалось.
Далее — крылья.
Сдесь я решил не только съэкономить на весе, но и не заморачиваться с поиском сосновой рейки и сделал основной лонжерон из 5мм бальсы, это была моя вторая и к сожалению — Роковая ошибка. Для успокоения лонжерон идущий вдоль всего крыла и придающий ему профиль я сделал тоже из бальсы, но толку от этого мало, жёскткость крыла была приемлимой, но на его крепление к корпусу это всё-равно не влияло.
На фото сверху все детали просто стоят, лежат — приблезительно на своём месте. в общем доделал я кабину, по бутылочной технологии осадил фонарь, а вот на болванку капота — ни одна из бутылок не налезла и под давлением раздуваться не захотела, поэтому просто один слой стеклоткани и два слоя женских чулков на эпоксидке. Последовала покраска, хотелось как-то отличиться дизайном и чтобы не летать на белой простынке — решил покрасить его в чёрный с нанесением полос, от сюда и название, надпись и цифра — рисовались кистью в ручную, а основную краску мне помог положить товарищ с помощью аэрографа, хоть мне и не часто удавалось его схватить и нанести слой — другой, но в покраске я всё же учавствовал.
На последнем фото видно реализацию задней стойки с возвратным механизмом
А ещё в процессе сборки оказалось что хвостовое оперение из одного слоя потолочки никуда не годится и были сделаны усиления из «угля».
Кстати чуть не забыл:
Размах — 1040мм
Длинна — 1030мм
Полётный вес — 750г
Двигатель Turnigy Aerodrive SK3 — 2836-1040kv Brushless Outrunner Motor
Винт Винт APC 11×5,5 (2 шт)
Регулятор TURNIGY TRUST 45A SBEC регулятор скорости для б/к моторов
Сервы HXT900 (9-граммовая микро-сервомашинка)
Аккумулятор Аккумулятор ZIPPY Compact 2200mAh 3S 25C Lipo Pack
Передатчик Передатчик Turnigy 9X (Mode2 — газ СЛЕВА, 9 каналов, версия 2). В/ч модуль и приёмник (8 каналов)
Вот собственно и подходим к самому главному…
Нашёл я в своём городе одного «бывалого моделиста» и было решено при поддержке жены и этого товарища отправиться в первый полёт.
Он сказал первый полёт не стоит снимать а то может закончиться крашем, и мы не стало, НО не помогло =)
Взлёт против ветра (3-5м/с), постепенно набор высоты и заход на круг. Тут откуда ни возьмись — внезаптный порыв ветра подбрасывает модель как пёрышко, после чего я немного зарулился (высота была приличная) и с перепугу дал полный газ, а «дури» у двигателя, хоть отбавляй, в статике с моим винтом даёт 1500г тяги при весе модели в 750г.
Так вот отвлёкся…
Дал я значит полного газу и у меня оторвало крыло…. Крыло начало плавно спускаться как пёрышко, а остальная часть модели «овощем пошла по направлению к земле», и благополучно в неё воткнулась.
Результатом стали вот такие вот дровишки:
Второе крыло оторвало уже при «входе в самые плотные слои атмосферы» тоесть когда воткнулся в землю.
Печаль беда — сильно помяло акумулятор, дело было сегодня так что пока на живучесть не проверял, и сильно пострадал регулятор скорости а именно помяло оба конденсатора и ещё какие то детали на плате покарёжило.
Естественно с поля я забрал все свои «щепки» и теперь пока буду ждать новый регулятор, собираюсь снова сделать модель но на этот раз лонжероном будет цельная карбоновая трубка (1000мм), надеюсь хоть её не порвёт.
Всем кто осилил дочитать до конца благодарность и извените за отсутствие видео, причина изложена выше, в следующий раз обязательно плавно приземлюсь и второй полёт будет — снят.
П.С. кому не жалко » «, буду благодарен, финансы с этой статьи будут потрачены на новый регулятор и возрождение мечты в целом.
Падение это лишь повод с новыми силами отправиться в небо!
§
Итак, доброго времени суток всем авиамоделистам!
В этой статье я поделюсь с вами своим первым опытом (хоть и не очень удачным).
Долго я думал и мечтал заняться этим хобби вновь после простоя в 12 лет (в далёком детстве занимался в кружке), и решил сразу делать пилотажную модель (мы лёгких путей не ищем), а именно «микро-Ангел» которая на данном ресурсе начинает приобретать поппулярность «цессны» и «бикслера». Статьи про эту авиамодель мелькакли не однократно, поэтому процесс постройки сильно пояснять не стану.
Для начала я скачал чертежи ребят которые его разработали, за что им отдельное спасибо, немного опираясь на интуицию подправил аэродинамическую форму капота, затарился «потолочкой», фанерой, «драконом» и терпением, строил по вечерам как говорится «на коленке», но я использовал гладильную доску =)
Вот так выглядит переделанный чертёж.
Как по мне, так более красиво и аэродинамично, хотя на вкус и цвет, как говорится…
Вобщем перенёс весь крой на потолочную плитку, вырезал и приступил к сборке.
Ах да, чуть не забыл про вес! Для прочности я решил стрингеры продлить на всю длинну корпуса, НО! И это было моей первой ошибкой — я сделал их из бальсы…
Стрингеры гнул на пару, форму приняли на ура.
Хвостовое оперение сделано по чертежу, единственное — на руле направления, а именно там, где будет устанавливаться кабанчик — сделал бальсовое усиление, как на руле высоты. Причём оно вырезано целным куском вместе с рейкой, которая оконтовывает оперение.
Кстати как многие писали гаргот не влезает на лист потолочки и приходится его наращивать из чего под руку попадётся. Я этот вопрос решил просто развернув по диагонали его развёртку на одном листе потолочки и всё замечательно вошло и не пришлось наращивать.
Ещё (может конечно я не первый) придумал как удобнее приклеить такой гнутый кусок потолочки поровнее, заготовка была оклеена скотчем и согнута сначала о трубу от пылесоса, потом о край стола и была приклеена только одной половиной да притянута изолентой, а на следующий день когда всё высохло, той же изолентой притянута вторая половина да сверху прижата тяжёленьким, что под руку попалось.
Далее — крылья.
Сдесь я решил не только съэкономить на весе, но и не заморачиваться с поиском сосновой рейки и сделал основной лонжерон из 5мм бальсы, это была моя вторая и к сожалению — Роковая ошибка. Для успокоения лонжерон идущий вдоль всего крыла и придающий ему профиль я сделал тоже из бальсы, но толку от этого мало, жёскткость крыла была приемлимой, но на его крепление к корпусу это всё-равно не влияло.
На фото сверху все детали просто стоят, лежат — приблезительно на своём месте. в общем доделал я кабину, по бутылочной технологии осадил фонарь, а вот на болванку капота — ни одна из бутылок не налезла и под давлением раздуваться не захотела, поэтому просто один слой стеклоткани и два слоя женских чулков на эпоксидке. Последовала покраска, хотелось как-то отличиться дизайном и чтобы не летать на белой простынке — решил покрасить его в чёрный с нанесением полос, от сюда и название, надпись и цифра — рисовались кистью в ручную, а основную краску мне помог положить товарищ с помощью аэрографа, хоть мне и не часто удавалось его схватить и нанести слой — другой, но в покраске я всё же учавствовал.
На последнем фото видно реализацию задней стойки с возвратным механизмом
А ещё в процессе сборки оказалось что хвостовое оперение из одного слоя потолочки никуда не годится и были сделаны усиления из «угля».
Кстати чуть не забыл:
Размах — 1040мм
Длинна — 1030мм
Полётный вес — 750г
Двигатель Turnigy Aerodrive SK3 — 2836-1040kv Brushless Outrunner Motor
Винт Винт APC 11×5,5 (2 шт)
Регулятор TURNIGY TRUST 45A SBEC регулятор скорости для б/к моторов
Сервы HXT900 (9-граммовая микро-сервомашинка)
Аккумулятор Аккумулятор ZIPPY Compact 2200mAh 3S 25C Lipo Pack
Передатчик Передатчик Turnigy 9X (Mode2 — газ СЛЕВА, 9 каналов, версия 2). В/ч модуль и приёмник (8 каналов)
Вот собственно и подходим к самому главному…
Нашёл я в своём городе одного «бывалого моделиста» и было решено при поддержке жены и этого товарища отправиться в первый полёт.
Он сказал первый полёт не стоит снимать а то может закончиться крашем, и мы не стало, НО не помогло =)
Взлёт против ветра (3-5м/с), постепенно набор высоты и заход на круг. Тут откуда ни возьмись — внезаптный порыв ветра подбрасывает модель как пёрышко, после чего я немного зарулился (высота была приличная) и с перепугу дал полный газ, а «дури» у двигателя, хоть отбавляй, в статике с моим винтом даёт 1500г тяги при весе модели в 750г.
Так вот отвлёкся…
Дал я значит полного газу и у меня оторвало крыло…. Крыло начало плавно спускаться как пёрышко, а остальная часть модели «овощем пошла по направлению к земле», и благополучно в неё воткнулась.
Результатом стали вот такие вот дровишки:
Второе крыло оторвало уже при «входе в самые плотные слои атмосферы» тоесть когда воткнулся в землю.
Печаль беда — сильно помяло акумулятор, дело было сегодня так что пока на живучесть не проверял, и сильно пострадал регулятор скорости а именно помяло оба конденсатора и ещё какие то детали на плате покарёжило.
Естественно с поля я забрал все свои «щепки» и теперь пока буду ждать новый регулятор, собираюсь снова сделать модель но на этот раз лонжероном будет цельная карбоновая трубка (1000мм), надеюсь хоть её не порвёт.
Всем кто осилил дочитать до конца благодарность и извените за отсутствие видео, причина изложена выше, в следующий раз обязательно плавно приземлюсь и второй полёт будет — снят.
П.С. кому не жалко » «, буду благодарен, финансы с этой статьи будут потрачены на новый регулятор и возрождение мечты в целом.
Падение это лишь повод с новыми силами отправиться в небо!
Создание авиационной модели як-3
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «МИРНИНСКИЙ РАЙОН»
МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ШАГ В БУДУЩЕЕ!
СЕКЦИЯ «ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ»
ПОДСЕКЦИЯ «НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА»
Создание авиационной модели ЯК-3
Выполнил: Кирилов Максим
ученик 9 класса МБОУ СОШ №7
Научный руководитель:
Митыпова Баярма Дашидондоковна,
учитель физики МБОУ СОШ №7
Декабрь, 2023 г.
г. Мирный
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….……..…стр.3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………….……стр.4
История авиамоделирования……………………………………………………………стр.4
Принцип полета самолета…………………………………………………………….…стр.5
Уравнение Бернулли……………………………………………………………………стр.6
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………..стр.7
Строение настоящего прототипа модели ЯК-3……………………………………….стр.6
Выбор материалов и инструментов……………………………………………………стр.6
Сборка модели самолета ЯК-3…………………………………………………………стр.7
Основные летно-технические характеристики модели самолета…………………….стр.8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..….стр.9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….………….…….стр.10
ПРИЛОЖЕНИЕ №1……………………………………………………………..……..стр.11
ПРИЛОЖЕНИЕ №2………………….…………………………………………….….стр.12
ПРИЛОЖЕНИЕ №3……………………………………………………………………стр.12
ВВЕДЕНИЕ
«Авиамоделизму я обязан многим.
Постройка и запуск летающих моделей
определили мой путь в авиацию».
А.С. Яковлев
Генеральный авиаконструктор
В настоящее время, авиамоделирование стало любимым увлечением для многих людей. В процессе работы над проектом, я узнал, что авиамоделизм имеет большую историю и становиться популярнейшим видом технического творчества. Модели играют большую роль в развитии авиации, на них проверяют новые идеи, гипотезы и технические новинки, ведут научные исследования. Постоянное развитие авиации, ставит новые задачи в этом направлении.
Поэтому практические наблюдения за пилотированием и поведением авиамодели в различных положениях полёта дают возможность воплотить в жизнь новые идеи, связанные с безопасностью воздушных судов, снижения аэродинамического сопротивления и соответственно снижения топлива при полётах на дальние расстояния.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Тема данной работы очень актуальна для понимания развития современной техники. Делает возможным в дальнейшем проектирование более сложных моделей самолетов и механизмов, которые можно эффективно использовать в будущем при разработке новой авиационной техники.
ЦЕЛЬ
Сконструировать, изготовить и произвести запуск летающей модели самолета ЯК-3, способная выполнять фигуры простого пилотажа.
ЗАДАЧИ
изучить основы аэродинамики;
определить размеры модели самолета и материал для изготовления самолета;
произвести расчеты деталей необходимых для модели;
собрать модель самолета и установить электронику;
провести испытания модели самолета.
Объект исследования– авиамоделирование.
Предмет исследования – авиамодель ЯК-3.
Гипотеза — предположим, что авиамодель ЯК-3 может подняться в воздух на оптимальную высоту и пролетев определенное расстояние, приземлиться.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
-анализ материалов о видах самолетов и их физических характеристик;
-наблюдение за движением самолета;
-эксперимент;
-обобщение.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Разработка и создание модели самолёта или беспилотного летательного аппарата (БПЛА) различных размеров, классов и конструкций называется авиамоделизмом.
Авиационный моделизм — это первая ступень овладения авиационной техникой. Из рядов юных авиамоделистов начинали свой путь в авиацию много талантливых конструкторов и учёных, выдающихся лётчиков и космонавтов. Среди них люди, чьими именами гордится наша Родина: генеральные авиаконструкторы А.Н. Туполев, О.К. Антонов, лётчики М.М. Громов и А.И. Покрышкин, космонавты Ю.А. Гагарин и Г.Т. Береговой. Они начинали свой путь в авиацию именно с авиамоделизма.
Современные летательные аппараты — это сложнейшие инженерные сооружения. Для их создания нужны определенные навыки и знания.
Авиамоделизм и для меня стал практической школой для самостоятельной творческой работы и в большей степени повлиял на выбор моей будущей профессии.
Теоретическая значимость работы для меня заключается в накоплении материала, информации, знаний по теме исследования. В дальнейшем будущем мне нужна будет эта информация на пути к своей мечте — стать пилотом гражданской авиации. Именно по этой причине я выбрал данную тему.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Полет авиационной модели ЯК-3.
Дополнительный балл при поступлении в профильный вуз связанный с авиацией.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
История авиамоделирования
С незапамятных времён люди мечтали научиться летать. Авиамодель — это уменьшенная копия летательного аппарата. Такие копии принесли огромную пользу науке. С помощью модели в 1754 году был поднят метеорологический прибор. В 1882 году Александр Фёдорович Можайский – русский морской офицер, создал первый самолет в натуральную величину с паровым двигателем, с человеком на борту. Создатель первого самолёта проверял правильность своих расчётов и теорий на моделях. Прежде чем запустить в небо самолёт, он делал его уменьшенные копии. Такой прототип летательного аппарата мог летать, у него были все основные части современного самолёта: корпус, крыло, шасси, оперение, моторная установка.
2 января 1910 года считается днем рождения авиамоделирования. Именно в этот день состоялись первые соревнования среди любителей летающих моделей. Организатором соревнований был основоположник аэродинамики Николай Егорович Жуков.
В 1952 году авиамодельный спорт был включён в единую спортивную классификацию.
Принцип полета самолета
В полете самолет подвергается влиянию многих сил, обусловленных наличием воздуха, но все их можно представить в виде четырех главных сил:
силы тяжести;
подъемной силы;
силы тяги винта;
силы сопротивления воздуха (лобовое сопротивление).
Сила тяжести остается всегда постоянной, если не считать уменьшения ее по мере расхода горючего. Подъемная сила противодействует весу самолета и может быть больше или меньше веса, в зависимости от количества энергии, затрачиваемой на движение вперед. Силе тяги винта противодействует сила сопротивления воздуха (иначе лобовое сопротивление).
При прямолинейном и горизонтальном полете эти силы взаимно уравновешиваются: сила тяги винта равна силе сопротивления воздуха, подъемная сила равна весу самолета. Ни при каком ином соотношении этих четырех основных сил прямолинейный и горизонтальный полет невозможен.
Любое изменение любой из этих сил повлияет на характер полета самолета. Если бы подъемная сила, создаваемая крыльями, увеличилась по сравнению с силой тяжести, результатом оказался бы подъем самолета вверх. Наоборот, уменьшение подъемной силы против силы тяжести вызвало бы снижение самолета, т. е. потерю высоты.
Если равновесие сил не будет соблюдаться, то самолет будет искривлять траекторию полета в сторону преобладающей силы.
Самолет – летательный аппарат (ЛА) тяжелее воздуха, оборудованный силовой установкой. При помощи этой важнейшей части самолета создается необходимая для осуществления полета тяга – действующая (движущая) сила, которую развивает на земле или в полете мотор (воздушный винт или реактивный двигатель). Если винт расположен перед двигателем, он называется тянущим, а если сзади – толкающим.
Соответственно, относительно воздуха движется и крыло, которое создает подъемную силу в результате этого поступательного движения. Поэтому аппарат может держаться в воздухе только при наличии определенной скорости полета.
Размах крыла — расстояние между плоскостями, параллельными плоскости симметрии крыла, и касающимися его крайних точек. Размах крыла — это важная геометрическая характеристика летательного аппарата, оказывающая влияние на его аэродинамические и лётно-технические характеристики, а также является одним из основных габаритных размеров летательного аппарата.
Чем больше удлинение, тем меньше индуктивное сопротивление крыла, связанное с перетеканием воздуха с нижней поверхности крыла на верхнюю через законцовку с образованием концевых вихрей. Естественно, чем меньше индуктивное сопротивление, тем меньше и общее сопротивление системы, тем выше аэродинамическое качество.
С точки зрения аэродинамики наиболее выгодным будет такое крыло, которое обладает способностью создавать возможно большую подъемную силу при возможно меньшем лобовом сопротивлении. Для оценки аэродинамического совершенства крыла вводится понятие аэродинамического качества крыла.
Аэродинамическим качеством крыла называется отношение подъемной силы к силе лобового сопротивления крыла.
Наилучшей в аэродинамическом отношении является эллипсовидная форма, но такое крыло сложно в производстве, поэтому редко применяется.
Крыло эллиптической формы в плане обладает самым высоким аэродинамическим качеством — минимально возможным сопротивлением при максимальной подъемной силе. К сожалению, крыло такой формы применяется нечасто из-за сложности конструкции, низкой технологичности и плохих срывных характеристик. Однако сопротивление на больших углах атаки крыльев другой формы в плане всегда оценивается по отношению к эллиптическому крылу. Самолёт ЯК-3 имеет эллиптическую форму крыла (Приложение №1).
Уравнение Бернулли
Уравнение Бернулли позволяет рассчитать подъемную силу крыла самолета при полете в воздухе. Если скорость потока воздуха над крылом v1 окажется больше скорости потока под крылом v2, то согласно уравнению Бернулли, возникает перепад давлений: ∆P=P2–P1, где p2 — давление под крылом, p1— давление над крылом.
Бернулли вывел уравнение, согласно которому с увеличением скорости потока воздуха над крылом уменьшается давление над крылом, и наоборот.
Скорости жидкостей обратно пропорциональны площадям сечений. И чем больше площадь сечения, тем меньше скорость жидкости, протекающей через него, и наоборот. v1/ v2 = S2/ S1
«При стационарном течении жидкости давление больше в тех местах, где меньше скорость течения, и наоборот».
Уравнение Бернулли имеет вид:
,
где ρ – плотность жидкости,ν – скорость потока, h – высота, на которой располагается элемент жидкости, ɡ — ускорение свободного падения,
p – давление в точке пространства, в которой расположен центр массы элемента жидкости.
Первое слагаемое уравнения Бернулли – кинетическая энергия потока, или динамическое давление. Его создаёт движение жидкости или газа. В авиации его также называют скоростным напором.
Второе слагаемое — потенциальная энергия, или гидростатическое давление. Оно создаётся весом столба жидкости или газа высотой h.
И, наконец, третье слагаемое, Р – это статистическое давление, которое оказывают друг на друга соседние слои жидкости или газа.
Сумма всех слагаемых уравнения называется полным давлением.
Для трубы, расположенной горизонтально, или горизонтального воздушного потока уравнение Бернулли выглядит так:
Из него видно, что чем выше скорость воздушного потока, тем меньше давление, и наоборот.
Величина подъёмной силы зависит от многих факторов: угла атаки, плотности и скорости воздушного потока, геометрии крыла и др .Самолёт может взлететь только в том случае, если подъёмная сила больше его веса. Скорость он развивает с помощью двигателей. С увеличением скорости увеличивается и подъёмная сила. И самолёт поднимается вверх.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Строение настоящего прототипа модели (ЯК-3)
ЯК-3 – это советский поршневой истребитель периода Второй мировой войны, созданный конструкторами опытно-конструкторского бюро Яковлева. По своим летно-техническим характеристикам он считается одним из лучших. Во время создания самолета ЯК-3 разработчики учли опыт боевого применения истребителей на Восточном фронте. За счет максимального облегчения конструкции машины была значительно увеличена ее скорость и маневренность. Ещё одним направлением модернизации истребителя стало улучшение аэродинамических характеристик его фюзеляжа и крыла.
Выбор материалов и инструментов
Для изготовления самолета-истребителя ЯК-3 использовали материалы:
Потолочная плитка
Клей Титан
Пенопласт
Фанера
Бальза
Стальная проволока
Текстолит
Скотч
Магниты
Железные пластинки
Краска Tamiya
Бесколлекторный двигатель Impact 1400 kv
Сервомеханизмы Micro Servo 9g
Приёмник
Регуляторы
Инструменты: пила, канцелярский нож, наждачная бумага, линейка, карандаш.
Оборудование: верстак.
Сборка модели самолета ЯК-3
Составные части самолета ЯК-3 состоят из следующих конструктивных групп:
• крыла- крыло эллиптической формы, обладает самым высоким аэродинамическим качеством — минимально возможным сопротивлением при максимальной подъемной силе.
• фюзеляжа — это главный корпус самолета, связывающий в единое целое крылья (крыло), оперения, силовую систему, шасси и другие составляющие. В фюзеляже размещаются экипаж, пассажиры (в гражданской авиации), оборудование, полезная нагрузка. Также может размещаться (не всегда) топливо, шасси, моторы и т.д.
• оперения — вертикальное оперение предназначено для управляемости, балансировки и путевой устойчивости самолета относительно вертикальной оси. Горизонтальное оперение предназначено для управляемости, балансировки и путевой устойчивости самолета относительно горизонтальной оси.
• взлетно-посадочных устройств (шасси).
• силовой установки (двигатели) – используются для приведения в движение ЛА.
• управляющих систем.
• различного оборудования.
Основные летно-технические характеристики модели самолета
Потребная скорость и мощность горизонтального полета
Известно, что подъемная сила выражается формулой
Для обеспечения горизонтального полета должно выполняться условие
Подставив в уравнение G вместо Y и решив его относительно V получим:
Из последнего уравнения можно сделать вывод, что при неизменной нагрузке на крыло G/S и плотности каждому значению Су (а значит, и каждому углу атаки ) соответствует вполне определенная скорость. Эту скорость называют потребной скоростью горизонтального полета.
Для обеспечения горизонтального полета с установившейся скоростью должно выполняться еще и второе условие
где рп—потребная тяга горизонтального полета.
Но
откуда
То есть потребная для горизонтального полета тяга, на некотором угле атаки , равна весу самолета, деленному на его аэродинамическое качество при этом угле атаки. Чем меньше вес самолета и чем выше его аэродинамическое качество, тем меньшая тяга требуется для осуществления горизонтального полета. Но качество самолета зависит от угла атаки; следовательно, при изменении угла атаки будет изменяться качество, а значит, и потребная тяга.
Известно, что мощность—это работа силы за единицу времени:
Следовательно, потребная мощность горизонтального полета равна произведению потребной тяги на скорость полета:
Располагаемая мощность силовой установки
Располагаемая мощность Np — это часть мощности двигателя N, которая расходуется на перемещение самолета. Если бы КПД винта был равен единице, то располагаемая мощность равнялась бы мощности двигателя. Однако КПД винта никогда не может равняться единице. В лучшем случае, на расчетной для винта скорости полета можно принимать=0,60, для других режимов его работы — не более 0, ,6. Исключение составляют винты изменяемого шага (ВИШ), однако до настоящего времени, из-за большой конструктивной сложности, широкого применения на сверх легких самолетах они не нашли. В общем случае Np=N, где=f(V).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поставленные цели и задачи выполнены мной самостоятельно. Я создал радиоуправляемую авиационную модель самолёта-истребителя ЯК-3 своими руками для выполнения полётов.
Конструирование модели помогло мне разобраться в устройстве настоящих самолётов.
Моё увлечение авиамоделизмом помогло развить творческие способности, терпение, усидчивость, нестандартное мышление, аккуратность и пространственное воображение.
В процессе создания авиамодели я в очередной раз утвердился в правильности выбранной профессии на будущее.
Первые шаги к своей мечте стать пилотом и «прикоснуться» к небу я уже сделал:
Прыгнул с парашютом (Приложение №2)
Создал авиамодель. (Приложение №3)
Совершил полет авиамодели ЯК-3 (видео)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Авиация: Энциклопедия / Гл. ред.. — М.: Науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия» : ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского, 1994.
Основы авиационной техники: Учебник для вузов по направлению «Авиа-и ракетостроение» / 2003г.
Замятин В.М. Планеры и планеризм / 1974г.
Стасенко, А.Л. Физика полета. /А.Л. Стасенко – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы (Библиотечка «Квант» Выпуск 70), 1988г.
Матвеенко, И. А. Шаталов ; Ред. И. А. Шаталов . – 3-е изд., испр. и доп. М.: Машиностроение, 2003 .
Соболева, Г.А. Всемирная история авиации. / Авт.-сост.: Г.А. Соболева, Ю.В. Рычкова. – Москва, 2002г.
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3