- Бесколлекторный мотор плохо стартует[править]
- Где найти стопорные шайбы (кольца) для валов[править]
- Как измерять температуру мотора[править]
- Многожильный или одножильный провод намотки[править]
- Могут ли моторы cw/ccw вращаться в другую сторону[править]
- Мотор крутится не в ту сторону[править]
- Моторы загрязнились[править]
- Обозначения бесколлекторных моторов[править]
- Чем и как смазывать подшипники[править]
Бесколлекторный мотор плохо стартует[править]
Мотор плохо стартует, то есть начинает вращаться, а потом останавливается…
- Большинство причин кроется в больших скачках тока и, как следствие, провалах питающего напряжения. В первую очередь проверьте провода до аккумулятора. Пробную проверку лучше производить на той длине проводов, которые даны изготовителем, или короче.
- Попробуйте снять нагрузку с мотора и проверить его на холостом ходу. Если так всё в порядке, а при установке пропеллера возникают проблемы, только дергается в одном направлении, попробуйте поставить мягкий старт или увеличить время акселерации. Также здесь поможет установка плавного выключения мотора.
- Контроллеры, у которых есть ограничение тока, всегда имеют индикацию этого режима – это поможет установить, произошло срабатывание токовой защиты или нет.
Где найти стопорные шайбы (кольца) для валов[править]
- В местных магазинах с названиями «крепёж», «метизы», в том числе на строительных рынках. Ключевые слова для продавцов:
- Искать в интернет-магазинах можно по ключевым словам «стопорные шайбы», «стопорные кольца», «упорные шайбы», «упорные кольца», «ГОСТ 11648», «ГОСТ 13942», “DIN 6799”
- Искать в зарубежных интернет-магазинах можно по ключевым словам E-Clips, DIN 6799
- Сделать самому из обычной шайбы подходящего размера, сделав в ней разрез.
- В старой технике (например, советском кассетнике).
Как измерять температуру мотора[править]
Считается, что температура мотора не должна превышать 80°С. Температуру следует измерять в процессе работы мотора, т.к. он обдувается проходящими массами воздуха от пропеллера, если он полностью не закрыт. Примерно 30° температуры мотор обычно сразу добирает в течении 10 секунд после остановки при работе на максимальной мощности. Проверено инфракрасным датчиком температуры.
Многожильный или одножильный провод намотки[править]
При прочих равных многожильный провод обеспечивает лучшее заполнение окна, в то время как одножильный гораздо лучше держит перегрузки за счёт лучшего охлаждения.
Могут ли моторы cw/ccw вращаться в другую сторону[править]
На моторах для мультикоптеров часто есть обозначение направления вращения CW/CCW. Они могут вполне вращаться и в обратную, не предназначенную для них сторону, если поменять местами 2 провода подключения (если в моторе нет встроенного регулятора). Мотор не сломается и его ресурс не уменьшится.
Следует иметь в виду, что обозначения CW/CCW ставятся в соответствии с крепежом пропеллера: направлением резьбы для затяжки пропеллера. То есть если мотор будет крутиться в обратном для него направлении, то возможно самооткручивание гайки и отстрел пропеллера. В таком случае следует применять самозатягивающиеся (нейлоновые) крепления.
Мотор крутится не в ту сторону[править]
Чтобы поменять направление вращения бесколлекторного мотора, достаточно поменять местами подключение любых двух из трёх проводов (которые идут к мотору).
Моторы загрязнились[править]
Для чистки моторов от грязи (например, после падения) понадобится разборка, маленькая кисточка с жёстким ворсом (зубочистка) и сжатый воздух. Необходимо избежать попадания жидкостей в подшипники, не только воды или спирта, но и органических растворителей типа WD-40 или бензина, иначе подшипникам быстро выйдут из строя: кроме ржавчины и вымывания смазки могут быть микрогидроудары и кавитация при вращении шариков по влажной обойме.
Обозначения бесколлекторных моторов[править]
Нет единого стандарта обозначения
бессколлекторных моторов
. У разных производителей может быть своя специфика в обозначениях. Но всё же, есть основные правила обозначений.
Часто обозначение бесколлекторного мотора тесно связано с его геометрическими и электрическими параметрами.
Рассмотрим обозначение на примере мотора: Tower Pro 2408-21T
- первые две цифры (24) – обозначают диаметр статора (иногда ротора) в мм
- вторые две цифры (08) – обозначают длину каждого магнита в моторе в мм
- далее может следовать одна или две цифры (21) – это количество витков на каждом зубе статора
- еще бывает в конце буква T (или символ Δ) – обозначающий намотку типа “дельта” (“треугольник”) ИЛИ буква Y (или символ *) – говорящий о намотке типа “звезда”.
При большем диаметре ротора (статора) получается больший крутящий момент, при прочих равных условиях. Длина магнитов, также как и диаметр ротора, влияет на крутящий момент мотора.
С витками работает соотношение: “меньше витки – больше обороты”. Если необходимо поставить небольшой винт и получить высокие обороты, то необходимо выбирать мотор с небольшим количеством витков. Если задача крутить большой винт на небольших оборотах (Slow Flyer) – следует выбирать мотор с большим количеством витков.
По конструкции бесколлекторные моторы делятся на две группы: inrunner и outrunner.
Количество полюсов магнитов, используемых в бесколлекторных двигателях, может быть разным. По количеству полюсов можно судить о крутящем моменте и оборотах и двигателя.
Вообще, пропеллеры большого диаметра и небольшого шага, при относительно низкой частоте вращения обеспечивают большую тягу, но сообщают модели небольшую скорость, в то время как маленькие по диаметру пропеллеры с большим шагом на высоких оборотах обеспечивают высокую скорость, при сравнительно небольшой тяге.
Таким образом, многополюсные моторы идеально подходят для моделей, которым нужна высокая тяговооруженность, а двухполюсные без редуктора – для скоростных моделей. Для более точного подбора двигателя и пропеллера к определенной модели, можно воспользоваться специальными инструментами для расчётов.
Также бесколлекторные моторы, и соответственно регуляторы хода для них, можно разделить на 2 типа: с датчиками положения ротора и без них. Моторы без датчиков проще в изготовлении, поэтому большинство моторов и контроллеров в настоящее время именно такие (кроме специальных автомодельных).
Производителей бесколлекторных моторов и регуляторов к ним очень много. Конструктивно и по размерам бесколлекторные двигатели тоже сильно различаются. Более того, самостоятельное изготовление бесколлекторных двигателей на основе деталей от CD-приводов и других промышленных бесколлекторных моторов стало весьма распространенным явлением в последнее время.
Чем и как смазывать подшипники[править]
- Смазывать надо «быстроходными» маслами, т. е. жидкими. Нижний минимум по вязкости – трансмиссионное масло для мотоциклетных коробок. А лучше купить обычную «веретёнку». Купите один пузырёк, и закроете вопрос на несколько лет.
- Если подшипник разбирать, то внутрь зубочисткой “шрус 4” и пару капель синтетической трансмиссионки. Аккуратно собрать, протереть и прокрутить – всё само перемешается.
- Если подшипник не разбирать, то один из лучших методов смазки – это создать вакуум с помощью шприца. Внутрь шприца налить синтетику для трансмиссии, поместить туда подшипники, и поршень – на разряжение.
- Как это делалось в недалёкую бытность, на большинстве автобаз, ремонтных мастерских и т.д. (способ наших дедов): маленькая ёмкость, смазка, подшипник, и на огонь. Когда сильно нагрелось, снимаем и остужаем. Воздух при нагреве выходит, а при остывании засасывает смазку пока она тёплая и не очень вязкая. Конечно, раньше не было силиконов и других крутых смазок, но наши предки таким образом даже густые смазки в подшипники загоняли.
- При потенциальной опасности попадания воды на/в моторы (полёты вблизи или над водоёмами) полезно заменить все подшипники в моторах на нержавеющие. Иначе от малейшего контакта с (особенно – морской) водой (и даже без контакта) подшипники может заклинить. Ещё более радикальное средство – подшипники с шариками из двуокиси циркония, но стоят дорого.