Беспилотник, ударные российские БПЛА Орлан, ТТХ дронов-охотников, какие интеграторы и ретрансляторы, дальность полетов, межконтинентальные перелеты

Беспилотник, ударные российские БПЛА Орлан, ТТХ дронов-охотников, какие интеграторы и ретрансляторы, дальность полетов, межконтинентальные перелеты Самолеты

J’son & partners consulting

По оценкам J’son
& Partners Consulting, мировой рынок БЛА в 2023
году составил $7,8 млрд и продолжит активно расти. Большая часть стоимости
рынка приходится на военные БЛА (53% рынка). В количественном выражении
структура рынка зеркально обратная: основную долю в количестве занимают
потребительские БЛА (84%)

В связи с постепенным
удешевлением компонентной базы БЛА, а также выходом на рынок многочисленных
новых игроков, в том числе и в военном сегменте, средняя стоимость дронов
продолжит снижаться к 2020 году по всем сегментам на 7-27 %. Это приведет
и к изменению структуры рынка БЛА (как в денежном, так и в количественном
выражении), поскольку на рынок будут поступать сотни тысяч и даже миллионы
постоянно дешевеющих потребительских дронов, по функционалу сравнимых уже с
коммерческими БЛА, а на военный рынок выйдут новые игроки (например, из Китая),
которые предложат необходимый функционал по более низкой цене, чем у
сегодняшних моделей.

В стоимостном выражении
дроны гражданского назначения составляют уже чуть меньше половины рынка (47%),
из них на коммерческие БЛА приходится половина из общей суммы (24%), оставшаяся
часть – на потребительские (23%). Тем не менее, по оценкам J’son &

Что касается российского
рынка БЛА, то по итогам 2023 г. наша страна занимала 3% в количестве и 2% в
стоимости мирового рынка. При этом в сегменте военных БЛА ее доля кратно выше
(15% в штуках). В 2023 году российский рынок БЛА оценивается в 163 млн долларов
(9,5 млрд руб.) и к 2020 году рынок может вырасти в 1,5 раза.

Смотрите про коптеры:  2ГИС

По оценке J’son &
Partners Consulting, доля дронов отечественного производства на рынке РФ
составляет в 2023 году 10 % и увеличится до 11 % к 2020 году.
Основной прирост придется на коммерческий сегмент, где ожидается большая
активность российских производителей и который увеличится в два раза к текущему
уровню. Таким образом, до 40 % коммерческих дронов, продаваемых в РФ,
будут отечественного производства.

Дальнейшему росту
локального рынка и экспортного потенциала отечественных решений все еще мешают
серьезные регуляторные ограничения.

Согласно прогнозам
японских экспертов, мировой рынок дистанционно управляемых летательных
аппаратов вырастет к 2020 году до $20,5 млрд (на 80% больше по сравнению с 2023
годом).

По данным J’son &
Partners Consulting, в 2023 году мировой рынок БПЛА оценивается в 7,3
млрд долларов. Прогнозируется, что он вырастет до 9,5 млрд долларов к 2020
году. Российский рынок БПЛА в 2023 году составит 147 млн долларов с потенциалом
роста до 224 млн долларов к 2020 году.

Беспилотники в операциях спасения и
поиска пропавших людей

В течение пляжного
сезона 2023 года за безопасностью на пляжах Москвы будут
следить беспилотные летательные аппараты. В проекте планируется задействовать
более 20 квадрокоптеров «нового поколения», сообщается на официальном сайте
мэра Москвы.

С помощью дронов будет
осуществляться патрулирование в общей сложности 11 пляжей. Это первый случай
настолько масштабного использования дронов для наблюдения за водоемами в
Москве, сообщает Главное управление МЧС России по Москве.

Квадрокоптеры будут летать
над водой и транслировать видео со своих камер на планшеты дежурных спасателей.
Видеонаблюдение даст спасателям возможность вовремя заметить утопающего или
ребенка, оставшегося без присмотра взрослых, а также попытку развести огонь в
не предназначенном для этого месте.

Как сообщает МЧС,
тестирование беспилотников над акваторией Москвы-реки началось в 2023 г., и
эксперимент оказался успешным. Помимо наблюдения за водоемами министерство
использует дроны для наблюдения за лесами в течение лета, чтобы отследить
случаи возгорания. Также беспилотники используются для розыска потерявшихся в
лесу грибников и в других случаях.

В апреле 2023 года стало известно, что в Печатниках на базе технополиса
«Москва» была создана технология беспилотного самолета-дрона для поиска
потерявшихся людей. Полностью автономный дрон с дополнительной станцией для
подзарядки был сконструирован учеными из «Коптер экспресс».

Данная разработка позволит
значительно увеличить покрывающую площадь поиска пропавшего человека или группы
лиц. Ученые смогли преодолеть трудность, связанную с быстрым выходом из строя
дронов и малой площадью покрытия поиска.

Китайская компания DJI, специализирующаяся на производстве гражданских
беспилотников, опубликовала в марте 2023 года суммарный
отчет о зарегистрированных случаях спасения людей с помощью мультикоптеров.

С распространением
гражданских беспилотников многие организации начали их использовать для помощи
людям в опасных ситуациях. Дроны могут с помощью обычных и инфракрасных камер
искать потерявшихся людей в лесах или не эвакуировавшихся из города при потопе,
беспилотники могут обследовать труднодоступные районы, а также способны
переносить снаряжение для помощи пострадавшим по воздуху, когда другие пути
доставки представляют угрозу для спасателей.

Несмотря на то, что
новости о подобных происшествиях время от времени появляются в СМИ, они
перемешиваются с сообщениями общего типа «в спасательной операции был
задействован беспилотник», поэтому сложно оценить реальное количество людей,
которым действительно помогли мультикоптеры в критической ситуации.

Всего в отчет попала
информация о 18 разных ситуациях, в которых дроны спасли 59 человек, 38 из
которых спасены за последние 10 месяцев, что приблизительно соответствует
одному человеку в неделю. При этом треть (20 человек) спасены не
поисково-спасательными организациями, а простыми людьми с помощью собственных
мультикоптеров.

Отчет DJI не претендует на
полноту описания — представители компании отмечают, что в таблицу попали только
происшествия с конкретной информацией о том, что использование беспилотника
оказалось ключевым фактором. Кроме того, в сообщении о происшествии должна была
быть точная информация о количестве спасенных людей, которым действительно
находились в ситуации, опасной для жизни.

Беспилотники для предоставления
телекоммуникационных услуг

Согласно докладу
Международного союза электросвязи (ITU), в 2023 году 57 % людей во всем
мире не имели доступа к Интернету, что означает, что две трети населения мира
все еще не подключены. И не будут подключены в ближайшие годы, так как
строительство наземной телекоммуникационной инфраструктуры к ним обойдется
дороже, чем потенциальный доход.

Установка традиционной наземной
инфраструктуры, включающая в себя права на участок земли, оборудование,
оптоволоконные кабели / СВЧ-связь и доступ к источникам питания, здесь
нерентабельна. В таких регионах гораздо меньше потенциальных клиентов, а чтобы
до них добраться, потребуется еще более сложная инфраструктура, и, несмотря на
покрытие более чем 90 % населения Земли сетями 2G, увеличение этого
показателя до 100 % при использовании традиционных подходов кажется
маловероятным в ближайшем будущем, так как инвестиции операторов в создание
такой традиционной инфраструктуры вряд ли окупятся.

По оценке Json &
Partners Consulting, покрытие территории России сотовыми сетями
составляет около 10 %. По данным Минкомсвязи, покрыты почти все
населенные пункты, но 1343 городских поселения с численностью жителей от 10
тыс. до 500 тыс. все же остаются без доступа к Интернету и мобильной связи.

Еще
38 %, или 6725 населенных пунктов составляют города и села, где есть
голосовая сотовая связь, но отсутствует как проводной, так и беспроводной
доступ в Интернет. Поэтому сейчас для получения услуг связи за пределами зон
покрытия сотовых сетей, особенно в труднодоступных районах, как правило,
используется спутниковая связь.

Для решения потребностей
во временном расширении сети операторы связи используют передвижные базовые
станции (ПБС) на колесах (COW, cow on wheels) или мобильные базовые станции
(МБС). Особенность ПБС заключается в их большой стоимости (аренда может стоить
170 тыс. руб./сутки), размере и ограниченности в применении обычно в местах с
наличием автомобильных дорог. Поэтому каждый из операторов связи, имея десятки
тысяч стационарных БС, владеет всего несколькими ПБС.

Стремительное развитие
рынка потребительских подключенных устройств в последние годы стимулировало
разработку новых миниатюрных передатчиков, антенн и стандартов связи, которые
позволяют решить старые задачи по-новому. Теперь потребность в постоянном или
временном расширении зоны покрытия сети связи можно реализовать уже не только
за счет спутников или передвижных БС, но и за счет более доступных решений,
например БПЛА (дронов).

Дроны могут стать частью телекоммуникационной
инфраструктуры операторов связи, выполняя функцию ретрансляции
телекоммуникационных сигналов. По оценкам PwC, объем мирового рынка для
внедрения решений с использованием БПЛА в телекоммуникационной индустрии
составляет в 2023 году 6,3 млрд долл. США.

Беспилотные аппараты в россии

В 1960–80 в СССР были созданы Ла-17Р (разработка началась в 1959), Ту-123 «Ястреб» (сверхзвуковой дальний беспилотный разведчик), Ту-141 «Стриж» (1979–89), Ту-300 «Коршун». Разработка и испытания разведывательного БПЛА Ла-17Р завершились в 1963. Они показали, что машина, летая на высоте до 900 м, способна осуществлять фоторазведку объектов, находящихся на удалении 50–60 км от стартовой позиции, а с высоты 7000 м – объектов на удалении до 200 км. Скорость полёта составляла 680–885 км/ч. В 1960 началось разработка Ту-123 – цельнометаллического моноплана нормальной аэродинамической схемы с треугольным крылом. Хвостовое оперение состояло из трёх цельноповоротных рулевых поверхностей, ориентированных под углом 120° друг к другу и установленных на специальных наплывах, в которых размещались электрические рулевые машинки с водяным охлаждением. Фюзеляж состоял из шести секций. В носовой части размещалась разведывательная аппаратура массой 2800 кг. Носовая часть выполнялась спасаемой (на парашюте). Она соединялась с хвостовой частью четырьмя пневмозамками. Перед пуском БПЛА в автопилот вводилась заранее рассчитанная программа полёта. После старта разведчик летел в автоматическом режиме. На завершающем этапе полёта самолёт управлялся, как правило, в ручном режиме. Это позволяло точнее вывести аппарат в район посадки. Над выбранным местом подавались радиокоманды на выключение маршевого двигателя и выпуск тормозного парашюта. В 1964 система ДБР-1 «Ястреб» принята на вооружение ВВС Советской Армии (размах крыла – 8,41 м, длина – 27,84 м, высота – 4,78 м, максимальная взлётная масса – 35 610 кг, крейсерская скорость – 2700 км/ч, потолок – 22 800 м, максимальный радиус действия – 1400 км). Серийное производство БПЛА Ту-123 и других элементов системы продолжалось в Воронеже до 1972, всего было построено 52 экземпляра беспилотного самолёта-разведчика. В начале 1990-х построен оперативно-тактический многоцелевой дистанционнопилотируемый аппарат Ту-300, который проектировался уже не просто как разведывательный БПЛА, но и как носитель ракетного или бомбового вооружения. В ОКБ Яковлева разработан тактический БПЛА «Пчела-1Т» (первый полёт в 1986). Одна из последних разработок – тактический разведывательный комплекс «Типчак» (прошёл государственные испытания, но не принят на вооружение).

Ныне к основным задачам БПЛА относятся разведка, наблюдение и сбор информации, а также нанесение высокоточных ударов. Однако набор задач, которые могут решать военные БПЛА, гораздо шире, не говоря уже о гражданских применениях. Несмотря на достижения советского периода, сейчас развитие БПЛА в России значительно отстаёт от аналогичных программ стран НАТО. Практически не развивались специфичные технологии, применяемые при создании БПЛА (особенно в области систем управления). В то же время потребности в развитии беспилотной авиации стали ощущаться всё острее. В 2007 ОКБ «МиГ» и «Климов» представили ударный беспилотник «Скат», создаваемый с применением технологии малозаметности. В 2023 сообщалось, что на базе ОАО «Горизонт» (Ростов-на-Дону) совместно с австрийской фирмой «Schiebel» налажено производство беспилотных вертолётов «Schiebel Camcopter S-100» (российское наименование комплекса – БАК «Горизонт Эйр S-100»). Поступление в Вооружённые силы РФ первых разведкомплексов с БПЛА малой дальности российского производства «Орлан-10» началось в 2023. В 2023 сформирован первый отряд БПЛА «Форпост» на Тихоокеанском флоте. В 2023 завершились войсковые испытания малогабаритного разведкомплекса «Искатель» с беспилотными летательными аппаратами Т-4 российского производства. Комплекс «Искатель» состоит из базовой станции, которая размещается в рюкзаке, планшетного компьютера (на него транслируется изображение с камер беспилотников, он же служит консолью управления беспилотным летательным аппаратом) и двух аппаратов Т-4 массой 1,3 кг каждый. Беспилотники запускаются «с руки», продолжительность полёта аппарата – 40 мин. Оптимальную картинку местности аппарат передаёт с высоты 200 м, но способен подняться на высоту до 4 тыс. м, то есть работать в условиях горной местности. Беспилотник оснащён электрическим двигателем, размах крыла аппарата – 0,6 м. В 2023 в России был разработан для БПЛА свой собственный поршневой двигатель АПД-500, который может обеспечить полёт беспилотной машины на высоте более 6000 м, мощностью около 37 кВт, а его масса составляет 30 кг. Серийное производство двигателя планируется к концу 2023 – началу 2023.

Беспилотный летательный аппарат бпла (самолетные бпла)

 С 15 по 17 октября на ВВЦ, в 75 павильоне прошел Geoforum .  Мероприятие конечно по количеству беспилотиков сравнить с авиасалоном “МАКС” нельзя, это скорее был гео-междусабойчик, и беспилотники все были с Гео-заточкой. Было ощущение, что на выставку пришло пол  МИИГАиКа, в первую очередь там было практически все руководство вуза. На фотографии слева направо:

МИИГАиК на Геофоруме

Чибуничев А.Г.  – Проректор по международной деятельности, доктор технических наук, профессор

Непоклонов В.Б. – Проректор по научной работе,  доктор технических наук

Голыгин Н. Х. – доцента кафедры геодезии, профессор

Барбасов Вячеслав – конструктор БПЛА

Ксения Одарченко – помощник конструктора БПЛА

Дмитрий Комаров

В принципе бесплотников самолетного типа было раз, два и обчелся – это были Zala, Geoscan, Delta и ребята из Unmanned  и даже у кого-то на стенде валялся Getwing, В этом празднике ощущалась нехватка Ptero, хотя их слава была так широка, что их хвалили без их особого участия.

Геоскан самолетный БПЛА

Самолеты у всех весьма похожи, было видно, что сформировался какой-то оптимум, которого пока всем хватает. Getwing – был поменьше и пострашнее. Unmanned был побольше и покрасивше остальных. На Интерполитехе разнообрязия БПЛА стало побольше.

Что хотелось бы сказать в принципе о самолетных БПЛА для картографии, чем они отличаются от обыкновенных в первую очередь это должен быть стабильный полет по маршруту, точность удержания этого маршрута обычно осуществляется многочастотными GPS ГЛОНАСС приемниками. Вибрации Винтомоторной группы не должны передаваться на съемочную аппаратуру, а сама съемочная аппаратура должна быть откалибрована (калибровка – это задача получения внутренних и внешних параметров камеры по отснятым ей фотографиям). А к каждому снимку должны прилагаться его точные координаты по GPS ГЛОНАСС и данные инерциальной системы в момент съемки кадра (углы наклонов). GPS – приемник и инерциальная система должны быть  хорошао синхронизированны со  спуском затвора камеры, чтобы выдавать данные, которые будут приложенны к снимку, именно в момент съемки.

Аэрофотосъемка с БПЛА существенно отличается от классической аэрофотосъемки, так, например:

траектория полета имеет сложную конфигурацию;

большие углы наклона камеры во время аэрофотосъемки;

перепад высот фотографирования приводит к разномасштабности снимков.

Как следствие из этого, между тремя последовательными кадрами может вообще не быть перекрытия, и нет гарантии сплошного покрытия участка территории стереопарами.

БПЛА много, БПЛА разные все более-менее отвечают критериям картографирования местности, как формируется цена на них иногда весьма не просто

Я человек, который лично не занимался съемками с БПЛА, поэтому могу руководствоваться только увиденным, услышанным и прочитанным. Начнем рассматривать таблицу самолетных БПЛА, взятую с сайта Ракурса, мной она была разбиты на 3 таблицы по ценовым категориям

Премиум класс (свыше 3млн руб. за комплект БПЛА):

Модель

«Птеро-Е5»

«Птеро-СМ»

«Орлан 10»

Изображение

БПЛА Птеро

БПЛА Птеро СМ

БПЛА Орлан

Назначение

Картографическая АФС

Картографическая АФС

Картографическая АФС

Производитель

ООО «АФМ-Серверс»
Россия, Москва
www.ptero.ru

ООО «АФМ-Серверс»
Россия, Москва
www.ptero.ru

ООО «СТЦ»
Россия, Санкт-Петербург
www.stc-spb.ru

Масса пустого, кг

9,5

10,5

12,5

Макс. взлетная масса, кг

20

21

16,5

Длина, м

2,1

2,14

2

Размах крыла, м

3,03

3,13

3,1

Тип двигателя, потребляемая мощность

Электродвигатель, макс. мощность 3,5 кВт,
макс. продолжительная мощность в полете 2 кВт

Бензиновый (одноцилиндровый, четырехтактный, Saito SG-36)

Бензиновый двигатель, четырехтактный

Максимальная  дальность полета, км

130

600

1000

Рабочая высота
полета, м

80-1500

80-3000

100–5000

Практический потолок (высота), м

3000 (максимальная высота старта над уровнем моря — до 2000)

3000 (максимальная высота старта над уровнем моря — до 2000)

6000

Время полета

1 час 20 мин (при полезной нагрузке 3 кг)

6–8 часов (при  полезной нагрузке 3 кг)

10 часов

Скорость (крейсерская, максимальная), км/ч

Крейсерская 85–115;
максимальная 180

Крейсерская 85–115;
максимальная 170

Крейсерская 110–150

Старт

Автоматический с пневматической катапульты

Автоматический с пневматической катапульты

С механической катапульты

Приземление

На парашюте в автоматическом режиме с амортизационной подушкой

На парашюте в автоматическом режиме с амортизационной подушкой

На парашюте в автоматическом режиме с амортизационной подушкой

Режимы полета

Автоматический, полуавтоматический с возможностью корректировки маршрута в полете

Автоматический, полуавтоматический с возможностью корректировки маршрута в полете

Автоматический, полуавтоматический с возможностью корректировки маршрута в полете

Автопилот

Micropilot

PteRoBot (собственная разработка)

Есть

Модель камеры (кол-во пикселей)

Canon EOS 5D Mark II (21 Mpix) с калиброванной оптикой

Nikon D800 (36 Mpix) с калиброванной оптикой

Canon EOS 5D Mark II (21 Mpix), камера собственной разработки (29 Mpix) с электронным затвором с калиброванной оптикой

Максимальное разрешение фотографий, см/пиксел

1 (при минимальной высоте 80 м и объективе с фокусным расстоянием 50 мм)

0,8 (при минимальной высоте 80 м и объективе с фокусным расстоянием 50 мм)

1,5

Инерциальные системы (IMU)

Есть

Есть

Есть, собственная разработка

GPS-приемник

Есть, двухчастотный GPS/ГЛОНАСС- приемник на базе NovAtel OEM615

Есть, двухчастотный GPS/ГЛОНАСС- приемник на базе NovAtel OEM615

Есть (JAVAD TRE-G3T)

Диапазон рабочих
температур, °C

От -30 до 40

От -30 до 40

От -30 до 40

Дополнительная полезная нагрузка

Тепловизор InfraTec    VarioCAM 640hr; фотовспышка собственной разработки для ночной съемки с высот 100–150 м; другая полезная нагрузка весом до 5 кг

Тепловизор InfraTec VarioCAM 640hr; фотовспышка собственной разработки для ночной съемки с высот 100–150 м; другая полезная нагрузка весом до 5 кг

Тепловизор Tau640; видеокамеры 2 Mpix с записью на борту или возможностью передачи видео по радиоканалу

Ограничения скорости ветра при старте/посадке, м/с

при посадке — 4 м/c;
при старте — 8 м/с

при посадке — 8 м/c;
при старте — 8 м/с

10

Гарантии производителя

12 месяцев или 100 взлетов-посадок

12 месяцев или 100 взлетов-посадок или  150 часов налета в пределах гарантийного срока.

12 месяцев

Комплект поставки

БПЛА с аэрофотографическим
модулем, комплект для запуска
(пневматическая катапульта с
баллоном для заправки и
пневмоарматурой), наземный
пункт управления (наземная
станция, модемы ближней и
дальней связи, ноутбук),
ПО для составления полетного задания и просмотра полетной информации,
комплект документации,
транспортировочные кейсы,
дополнительное оборудование.

БПЛА с аэрофотографическим
модулем, комплект для запуска
(пневматическая катапульта с
баллоном для заправки и
пневмоарматурой), наземный
пункт управления (наземная
станция, модемы ближней и
дальней связи, ноутбук),
ПО для составления полетного задания и просмотра полетной информации,
комплект документации,
транспортировочные кейсы: с БПЛА и оборудованием весом 71,0 кг, с наземной станцией и оборудованием
весом 29,5 кг.

2 БПЛА в кейсе, наземный пункт управления, пусковые устройства, комплект ЗИП, специальное ПО, сменные полезные нагрузки

Стоимость, тыс. руб . (на лето 2023 года)

3 500 (изготавливается под заказ)

3 750 (доступен на складе)

 5 000

Обучение эксплуатации

155 288 руб. (2 человека)

155 288 руб. (2 человека)

Нет данных

Характеристики информационного канала

Ближний канал: частота 866 МГц, радиус действия при высоте полета 500 м — до 15 км;
Дальний канал: частота 433 МГц, радиус действия при высоте полета 500 м — до 75 км.

Ближний канал: частота 866 МГц, радиус действия при высоте полета 500 м — до 15 км;
Дальний канал: частота 433 МГц, радиус действия при высоте полета 500 м — до 75 км.

Радиус действия канала связи — 150 км

   

Вторая таблица Премиум класс (2млн-3млн. р.за комплект БПЛА):

Модель

«Чибис»

Gatewing X100

«Дельта»

Изображение

            БПЛА Чибис

   БПЛА Гетвинг

БПЛА Дельта

Назначение

Мониторинг

Картографическая АФС

Картографическая АФС

Производитель

ЗАО «НПЦ «Фирма «НЕЛК»
Россия, Москва
www.nelk.ru

Gatewing NV/Trimble
Бельгия
www.gatewing.com

NovaNet LLC — официальный представитель в РФ
www.nova-net.ru

ООО НПП «АВАКС-ГеоСервис»
Россия, Красноярск
www.uav-siberia.com

Масса пустого, кг

0,7

Нет данных

5

Макс. взлетная масса, кг

2,5

2

6,2

Длина, м

0,4

0,6

0,7

Размах крыла, м

1,2

1

1,7

Тип двигателя, потребляемая мощность

Электродвигатель

Электродвигатель; 250 Вт

Электродвигатель

Максимальная  дальность полета, км

100

50

30

Рабочая высота
полета, м

0–500

100–750

120–1500

Практический потолок (высота), м

3000

1000

2000

Время полета

1 час

45 мин

1,5 часа

Скорость (крейсерская, максимальная), км/ч

Крейсерская 60–120

Крейсерская 75;
максимальная 130

Крейсерская 70;
td style=/p www.gatewing.com максимальная 120

Крейсерская 70;

Старт

С эластичной катапульты

Автоматический с катапульты

С эластичной катапульты

Приземление

На парашюте

На фюзеляж в автоматическом режиме. Возможность экстренной посадки

На парашюте в автоматическом режиме

Режимы полета

Автоматический, полуавтоматический

Автоматический, полуавтоматический с возможностью корректировки маршрута в полете

Автоматический, полуавтоматический с возможностью корректировки маршрута в полете

Автопилот

Есть (собственная разработка)

Есть

Есть (собственная разработка)

Модель камеры (кол-во пикселей)

(12 Мpix)

Ricoh_GR  (10 Mpix)

Canon EOS 550D (18 Mpix)

Максимальное разрешение фотографий, см/пиксел

10

3

3

Инерциальные системы (IMU)

Есть, собственная разработка 

Есть

Есть (Analog Devices)

GPS-приемник

Есть

Есть, интегрированная система позиционирования Gatewing

Есть (NovAtel OEM615)

Диапазон рабочих
температур, °C

От -25 до 40

От -20 до 55

От -30 до 40

Дополнительная полезная нагрузка

Любая полезная нагрузка     до 1 кг

Нет данных

Тепловизор FLIR 640х480

Ограничения скорости ветра при старте/посадке, м/с

10

при посадке — 13 м/c;
при старте — 8 м/с

12

Гарантии производителя

12 месяцев

12 месяцев

50 посадок на жесткий грунт

Комплект поставки

Наземная станция управления в кейсе (6 кг),
БПЛА в контейнере (5 кг) – 2 шт., ЗИП в кейсе
(4 кг).

БПЛА с кейсом, пусковая установка, наземная станция управления, модем (2,4 ГГц), калиброванная цифровая камера, зарядное устройство, две литиево-полимерные батареи,  комплект запасных частей, ПО Stretchout

2 БПЛА в бронечехлах (1,7 м), наземная станция управления в контейнере (10 кг, 40х40х30 cм), катапульта в контейнере (120х40х25 см)

Стоимость, тыс. руб . (на лето 2023 года)

3 000

От 2 870

2 500

Обучение эксплуатации

1 неделя / 30 тыс. руб.

3 дня

2-3 дня

Характеристики информационного канала

Радиус действия канала связи — 15 км; частота 900 МГц; мощность 1 Вт; открытый канал.

Радиус действия канала связи до 5 км; частота 2,4 ГГц

Радиус действия канала связи — 30 км, частота 2,4 ГГц, ширина спектра 300 кГц. 

   

Серьезные цены, серьезные аппараты: «Птеро-Е5» «Птеро-СМ» «Орлан 10» приземляются на парашюте в автоматическом режиме с амортизационной подушкой – что весьма актуально для аппаратов с таким весом. У «Птеро-СМ» и «Орлан 10» стоит электродвигатель, что обеспечивает хорошие дальности и время полета «Птеро-СМ» 6 часов 600км и «Орлан 10» 10 часов 1000км соответственно. У : «Птеро-Е5» и «Орлан 10» в качестве стандартной нагрузки и аэрофотоаппарата выступает Canon EOS 5D Mark II (21 Mpix) у «Птеро-СМ» NikonD800 (36 Mpix)

БПЛА Птеро

Лидером по качеству снимков и  точности привязки, в России считается “Ptero”, несмотря на то, что съемка производиться на фотоаппарат со шторно-щелевым затвором. О его минусах можно посмотреть в видюшке ниже, а о сравнения аэрозалетов Ptero, Getwingи, Geoscan, посмотреть в видюшке и презентации  под статьей

Разница в цене 1 250 000р между «Птеро-СМ» и «Орлан 10» уменьшается, когда замечаешь, что в комплекте поставки Орлана идет аж 2 БПЛА «Орлан 10». В воздухе может находиться до 4-ех беспилотников Орлан. Два БПЛА в комплекте БАС (Беспилотная Авиационная Система) в принципе является достаточно частой практикой, также например, поступает и “Дельта”, которая в 2 раза дешевле Орлана. Съемочная Аппаратура БПЛА “Дельта” имеет 3-ех осевую стабилизацию, хотя многим хватает и 2-ух или вообще ни одной, в первую очередь это убирает “елочку” снимков, которая, получается, от криволинейности и закрученности маршрутов аэросъемки с легких БПЛА, особенно когда дует сильный боковой ветер и аппарату приходиться лететь немного под наклоном к линии маршрута.

На сайте производителя ООО НПП «АВАКС-ГеоСервис» написано:

“Применение трёх осей позволяет гарантировать перекрытие при эволюциях самолёта по удержанию маршрута и высоты, а также компенсирует угол сноса.

Это позволяет:

использовать специализированные фотограмметрические пакеты;

уменьшить количество снимков проекта;

снизить затраты на обработку.”

БПЛА Дельта БПЛА Дельта

Хотя, казалось бы, и так все можно обработать и пусть снимков чуть больше, в общем фишечка защитанна

Еще в этой ценовой категории обитает «Чибис» от НЕЛК, основной отличительной чертой, что я нашел у него, это расположение оборудования ближе к хвосту, а не к носу БПЛА

Дальше идет БПЛА из Бельгии по имени “Gatewing X100”, фирма уже куплена Trimble и выпущена новая версия  БПЛА Trimble UX5. Gatewing X100 (Trimble X100)  продается в ценовом диапазоне от 2 870 000 до 3 400 000р, добавим еще немного и можно купить «Птеро-СМ», но эти аппараты совсем для разных целей.

А мы  переходим к следующей таблице

Средний класс (1млн-2млн руб. за комплект БПЛА):

Модель

Geoscan300

ZALA 421-16ЕМ

«Иркут-10» 

«Иркут-3»

Изображение

БПЛА Геоскан

Беспилотник, ударные российские БПЛА Орлан, ТТХ дронов-охотников, какие интеграторы и ретрансляторы, дальность полетов, межконтинентальные перелеты

Беспилотник, ударные российские БПЛА Орлан, ТТХ дронов-охотников, какие интеграторы и ретрансляторы, дальность полетов, межконтинентальные перелеты

Беспилотник, ударные российские БПЛА Орлан, ТТХ дронов-охотников, какие интеграторы и ретрансляторы, дальность полетов, межконтинентальные перелеты

Назначение

Картографическая АФС

Мониторинг

Мониторинг                                                                                       

Мониторинг

Производитель

ООО «ПЛАЗ»
Россия, Санкт-Петербург
www.plaz.aero

Группа компаний ZALA AERO
Россия, Ижевск
www.bpla.ru

ООО «ИРКУТ Инжиниринг»

Россия, Москва
www.irkut-uav.ru

ООО «ИРКУТ Инжиниринг»
Россия, Москва
www.irkut-uav.ru

Масса пустого, кг

8

4,8

7,5

3

Макс. взлетная масса, кг

8

5,48

8,5

3,7

Длина, м

1,4

0,83

0,7

0,9

Размах крыла, м

3

1,82

2

2

Тип двигателя, потребляемая мощность

Электродвигатель

Электродвигатель

Электродвигатель

Электродвигатель

Максимальная  дальность полета, км

280

50

140

80

Рабочая высота
полета, м

150–1500

250–1200

100–1500

100–500

Практический потолок (высота), м

6500

3600

4500

3000

Время полета

4 часа

2,5 часа

2 часа

70 мин

Скорость (крейсерская, максимальная), км/ч

Крейсерская 72–108

Крейсерская 65–110

Крейсерская 70;
максимальная 150

Крейсерская 70;
максимальная 140

Старт

С механической катапульты

С эластичной катапульты

С эластичной катапульты

С руки

Приземление

На парашюте

На парашюте в автоматическом или полуавтоматическом режиме в указанную точку

На парашюте в автоматическом режиме

На парашюте в автоматическом режиме

Режимы полета

Автоматический, полуавтоматический с возможностью корректировки маршрута в полете

Автоматический, полуавтоматический

Автоматический

Автоматический

Автопилот

Есть

Есть (собственная разработка)

Есть (собственная разработка)

Есть (собственная разработка)

Модель камеры (кол-во пикселей)

Sony Nex 5 (16 Mpix),
Sony Nex 7 (24 Mpix)

Управляемые видеокамеры на гиростабилизированной в трёх осях платформе с разрешением 1080×576 (720х576),
с 10/20-кратным оптическим увеличением

Sony NEX-5 (16 Mpix)

Sony DSP-H70 (16 Mpix)

Максимальное разрешение фотографий, см/пиксел

3

5

5

5

Инерциальные системы (IMU)

Есть

Есть, собственная разработка

Есть

Есть

GPS-приемник

Есть

Есть (U-blox)

Есть, GPS/ГЛОНАСС

Есть, GPS/ГЛОНАСС

Диапазон рабочих
температур, °C

От -20 до 40

От -30 до 50

От -40 до  50

От -30 до 50

Дополнительная полезная нагрузка

Высокоточный GPS-приемник (опция)

Видеокамера 440 Kpix; тепловизор 640х512,
спектральный диапазон 7,5мкм

Телевизионная оптико-электронная система ОЭС-10Т с ТВ-камерой; оптико-электронная система ОЭС-10ИК с инфракрасной камерой; оптико-элтронная система ОЭС-10ТФ на базе фотокамеры strongвысокого разрешения и обзорной видеокамеры (14,2 Мpix)

Телевизионная оптико-электронная система ОЭС-3Т с ТВ-камерой; оптико-электронная система ОЭС-3ИК с инфракрасной камерой

Ограничения скорости ветра при старте/посадке, м/с

10

15

10

8

Гарантии производителя

12 месяцев

12 месяцев / 50 циклов

12 месяцев

12 месяцев

Комплект поставки

БПЛА, катапульта, ноутбук с ПО подготовки полетного задания и управления, ПО PhotoScan Pro, транспортный контейнер 152х50х35 см.

БПЛА, кейс для транспортировки, катапульта, маяк, наземная станция управления в кейсе пылевлагозащищенного исполнения, зарядная станция с комплектом АКБ в кейсе пылевлагозащищенного исполнения.

БПЛА — 2 шт.; ОЭС-10Т, ОЭС-10ИК, ОЭС-10ТФ, пусковое устройство, наземная станция управления, радиомачта, контейнер для зарядки и подогрева АКБ (опция), контрольный пункт управления ; видеотерминал (опция), комплект СНО и ЗИП, эксплуатационная документация.

БПЛА — 2 шт.; ОЭС-3Т, ОЭС-3ИК, ОЭС-3ТФ, наземная станция управления, радиомачта, контрольный пункт управления — видеотерминал (опция), комплект СНО и ЗИП, эксплуатационная документация.

Стоимость, тыс. руб . (на лето 2023 года)

1 800

от 1 500

Договорная

Договорная

Обучение эксплуатации

1 день

3 недели

2-3 недели, (обучение двух человек входит в стоимость комплекса)

2-3 недели, (обучение двух человек входит в стоимость комплекса)

Характеристики информационного канала

Радиус действия канала связи — 50 км (направленная антенна)

Радиус действия канала связи — 50 км, дальность передачи видеоизображения ; 25 км (цифровой канал)

Радиус действия канала связи 60 км

Радиус действия канала связи — 15 км

     

В средней ценовой категории для меня лидером видеться Питерский Геоскан.  Фирма имеет не только несколько своих  беспилотников, но и является диллером фотограмметрического пакета PhotoScan, который входит в стоимость беспилотника, А ведь  ПО PhotoScan Pro тоже стоит денег, а именно 3499$ за штучку. Хотя компания ООО «Беспилотные системы» с аппаратом unmanned тоже является дистрибьютором PhotoScan, но в комплекте со своим аппаратом его не кладет.

БПЛА Геоскан 300

Кроме того у Geoscan300 максимальный потолок полета – 6500 метров, мало кому надо, а приятно. В принципе ZALA 421-16ЕМ и Geoscan300 в принципе очень похожи чисто визуально. Правда на глаза попался сайт с символичным названием “Откатам-нет (otkatam.net)” где был тендер на “поставку беспилотного авиационного комплекса ZALA-421-16E (или эквивалента) для государственных нужд в 2023 году”.

Смета согласно сайту: 5 таких комплексов стоят 67,5 млн. рублей.

67,5 / 5 = 13,5 млн за штучку, возможно колоссальное удорожание почти в 10 раз связанно с тем что кроме аппаратов предоставлялись еще какие-то услуги, по сопровождению или еще что-то, однако в договоре это прописано не было. Идем дальше. Касательно «Иркут-10» и «Иркут-3» то цены у них как написано – договорные, поэтому я навскидку их поставил в эту группу. Примечательно что у «Иркут-10» диапазон температур аж 90 градусов, от -40 до 50°C.

Из всей этой группы назначение: Картография, есть только у Geoscan, видимо остальных 2 аппарата под профессиональную аэрофотосъемку по каким-то критериям уже недотягивают. Хотя серьезность “Zala” считается огромной.

Zala БПЛА Интерполитех

Эконом класс (менее 1млн руб. за комплект БПЛА):

Модель

ПП-45 «Эльф»

Swinglet CAM

Geoscan 101

Supercam 350

Изображение

 БПЛА Эльф

 ЮПЛА Swinglet   

БПЛА Геоскан

БПЛА Supercam

Назначение

Картографическая АФС

Картографическая АФС

Картографическая АФС

Мониторинг

Производитель

OOO «OКБ «МБА»
Россия, Омск

SenseFly
Швейцария
www.sensefly.com

ООО «НПК «GPScom» — официальный импортёр и дистрибьютор в РФ
www.gpscom.ru

ООО «ПЛАЗ»
Россия, Санкт-Петербург
www.plaz.aero

ООО «Беспилотные системы»
Россия, Ижевск
www.unmanned.ru

Масса пустого, кг

2,5

0,3

2 (с АКБ и фотоаппаратом)

5

Макс. взлетная масса, кг

5

0,5

2,3

9,5

Длина, м

1,3

Нет данных

0,7

0,8

Размах крыла, м

2,17

0,8

1,4

3,5

Тип двигателя, потребляемая мощность

Электродвигатель; 2х500 Вт

Электродвигатель

Электродвигатель

Электродвигатель

Максимальная  дальность полета, км

10

10

80

300

Рабочая высота
полета, м

300–400

100–300

120–1000

50–1000

Практический потолок (высота), м

4000

1000

2000

3600

Время полета

2 часа

30 мин

1,5 часа

4 часа

Скорость (крейсерская, максимальная), км/ч

Крейсерская 50–70;
максимальная 140–150

Крейсерская 36

Крейсерская 72–108

Крейсерская 65–130

Старт

С руки

С руки

С механической катапульты

С эластичной катапульты

Приземление

На фюзеляж

На корпус

На парашюте

На парашюте

Режимы полета

Ручной, полуавтоматический

Автоматический

Автоматический, полуавтоматический с возможностью корректировки маршрута в полете

Автоматический, полуавтоматический

Автопилот

Есть (собственная разработка)

Есть

Есть

Есть (собственная разработка)

Модель камеры (кол-во пикселей)

возможна комплектация 3-мя камерами по 10 Mpix

(16 Мpix)

Sony Nex 5 (16 Mpix),
Sony Nex 7 (24 Mpix)

Canon 600D (от 18 до 21 Mpix)

Максимальное разрешение фотографий, см/пиксел

7

3

2

1,5

Инерциальные системы (IMU)

Нет данных

Есть (MEMS)

Есть

Есть, собственная разработка

GPS-приемник

Есть(NovAtel ОЕМ615 илиAntcom G3Ant ‘ 42AT1)

Есть (Surf III)

Есть

Есть (JAVAD)

Диапазон рабочих
температур, °C

От -15 до 35

От -10 до 50

От -20 до 40

От -35 до 40

Дополнительная полезная нагрузка

Видеокамера высокого разрешения; тепловизор

Любая полезная нагрузка до 150 г

Высокоточный GPS-приемник (опция)

Тепловизор FLIR 640х480; ночная камера; антитуманная камера

Ограничения скорости ветра при старте/посадке, м/с

при посадке — 12 м/c;
при старте — 15 м/с

7

10

15

Гарантии производителя

12 месяцев, до 100 полётов

12 месяцев

12 месяцев

12 месяцев

Комплект поставки

Кейс с БПЛА (85х62х25 см,10 кг).

БПЛА, фотокамера, ПО eMotion для расчета полета и контроля БПЛА, 2 батареи, зарядное устройство, запасной винт, кейс.

БПЛА, катапульта, ноутбук с ПО подготовки полетного задания и управления, ПО PhotoScan Pro, транспортный контейнер 80х60х35 см.

БПЛА, наземная станция управления в кейсе, наземная антенна, контейнер, фотокамера Canon 600D, видеокамера с 10-кратным оптическим увеличением, управляемая в двух осях.

Стоимость, тыс. руб . (на лето 2023 года)

 от 550 до 890 в зависимости от комплектации

500

880

От 500

Обучение эксплуатации

10 дней / 120–150 тыс. руб.

2-3 дня

1 день

Нет данных

Характеристики информационного канала

Радиус действия канала связи — 10 км; частота 12–24 ГГц

Радиус действия канала связи — 2 км; частота 2,4 ГГц

Радиус действия канала связи — 25 км; частота 868 МГц; мощность 0,5 Вт

Радиус действия кана/p Тепловизор FLIR 640х480; ночная каimg alt=/tdмера; антитуманная камерала связи — 70 км

     

В этом классе мы видим более простую версию от Геоскана “Geoscan 101”  отечественная альтернатива   Бельгийскому  “Gatewing X100”, которая идет с фотограмметрическим пакетом “ПО PhotoScan Pro” и имеет парашют, вместо посадки на корпус.

БПЛА Геоскан 101 БПЛА Геоскан

Еще есть  Supercam 350 из Ижевска. Который хочется купить только потому, что он большой и красивый. Пусть вас не путает фотография у аппарата, запускается он с катапульты.

Теплый вариант –  БПЛА S350-f спроектирован специально для суровых российских условий и предназначен для аэрофотосъемки.

В случае жесткой посадки, крылья аппарата автоматически отсоединяются от центроплана, для значительного снижения риска повреждений элементов БПЛА.

Дальше у нас ПП-45 «Эльф», у этих ребят из Омска есть свой подход к съемке:

“Для повышения эффективности аэрофотосъемки с БПЛА была разработана фотоплатформа, состоящая из трех фотоаппаратов. Предлагалось создать платформу таким образом, чтобы фотоаппарат, расположенный по центру, был направлен в надир, а два других фотоаппарата располагались под небольшим наклоном слева и справа от центрального аппарата по направлению полета так, чтобы обеспечивалось перекрытие между боковыми снимками

Благодаря такому расположению фотокамер при одновременном фотографировании значительно возрастает площадь покрытия поверхности снимками, следовательно, вероятность пропусков между маршрутами уменьшается. Снимки с камер, расположенных под углом, могут быть использованы для построения фотоизображений фасадов зданий при 3D-моделировании. Максимальный угол захвата местности трехкамерной фотоплатформой от 75° до 95°, в зависимости от характеристик устанавливаемых фотокамер.”

Беспилотник, ударные российские БПЛА Орлан, ТТХ дронов-охотников, какие интеграторы и ретрансляторы, дальность полетов, межконтинентальные перелеты  

Таблица 1.

Оценка точности трансформирования боковых снимков в систему координат центрального снимка

Перепад высот рельефа местности, м

Высота фотографируемых зданий, м

СКП трансформирования, м

8

5

0.001

16

5

0.001

32

5

0.001

32

30

0.001

Основной минус этого комплекса, судя по таблице,  является полуавтоматический полет, под этим, как я полагаю, подразумевается посадка в ручном режиме,  тем более что в графе посадка мы видим ­ – На фюзеляж, а это уже не каждой автоматике под силу, так что видимо это все же делается ручками, хотя не уверен, у всех остальных есть режим полета в полной автоматике от взлета до посадки. И в пользу ручной посадки еще говорит и срок обучения – 10дней и его стоимость, 120-150т.р., почти как у Птеро.

И вот снова за пол миллиона рублей разочарование из Швейцарии  по имени Swinglet CAM, на вид совсем уже хобби модель и таскает там своих 100 грамм, ну пусть и таскает, знающие люди знают что выбрать!

На Интерполитехе также были, но не вошли в обзор:

Группа компаний ВНИИНС со своим БПЛА “Буревестник” за 290т.р.

FlyEye

Аэробиз Сколково

Blaskor

Бусел м” из Белоруссии 

И ЗАО “Эникс”

Самолетный БПЛА Самолетный БПЛАБПЛА Сколково

Самолетный БПЛА Белорусский БПЛАСамолеьные БПЛА

А тем временем на “ Geoforum ” 16 октября в 2 часа прошли доклады на секции “беспилотники”,  на которой я тоже выступил, мой доклад был последним, но оказался предпоследним. Ниже представлено расписание секции, за ней идет видео секции и все презентации докладчиков по порядку.

Особенно советую просмотреть доклады: Нормативы и опыт.

Приглашаю прочесть 

1 ГеоСкан, выступление на Геофоруме по оперативному построению 3Д моделей и картографированию

2 АФМ-Каскад выступление на Геофоруме Валиева Амира

3 Паневин Николай, Центр-ДорСервис, Геофорум

4 Курков Владимир Михайлович, Заокский полигон, Геофорум, МИИГАиК

5 Смирнов Алексей, Заокский полигон, Геофорум, МИИГА

6 МИИГАиК, Барбасов Вячеслав, Геофорум, Мультироторные БПЛА

7 Грядунов Дмитрий, АФМ Каскад, Геофорум, МИИГАиК

Источник: Алексей Смиронв (Ракурс)

Дрон-биатлон

В августе 2023 года в
рамках международного военно-технического форума «Армия-2023» пройдет второй
чемпионат по дрон-биатлону, на котором операторы малых беспилотников будут
соревноваться в умении управлять дронами. Первый дрон-биатлон состоялся в 2023
году: он был организован совместно Минобороны России и Фондом
перспективных исследований.

В 2023 году соревнования по дрон-биатлону будут проводиться в
качественно других условиях по сравнению с 2023 годом: в частности, если ранее
дроны соревновались в стрельбе по условным мишеням, то на этот раз мишени будут
закреплены на реальных объектах боевой техники.

Беспилотники должны будут
проходить сложные трассы с препятствиями на высокой скорости, а также выполнять
задания в условиях затрудненной доступности мишеней. Кроме того, будет расширен
список номинаций и снят ряд ограничений по техническим характеристикам дронов:
сегодня разработчики используют для создания дронов различные платформы и
материалы, что позволяет создавать действительно уникальные аппараты.

О развитии технологий в
сфере создания и управления беспилотными летательными аппаратами рассказывает
заместитель генерального директора – руководитель направления
физико-технических исследований Фонда перспективных исследований Игорь Денисов:
«Как и в прошлом году, чемпионат по дрон-биатлону станет соревнованием не
автономных беспилотников, а операторов БПЛА.

Профессиональных операторов
дронов сегодня практически нет: в соревнованиях участвует в основном увлеченная
молодежь. Между тем в реальных условиях от операторов дронов требуется умение
не только управлять дроном, но также одновременно решать другие важные и нужные
задачи: обнаруживать и распознавать цель, решать информационные задачи,
принимать решения, связанные с применением огня, определять нанесенный ущерб».

По мнению Игоря Денисова, ключевые вопросы в контексте развития беспилотных
летательных аппаратов сегодня – это автономность дронов, вопросы управления
группами аппаратов (роевые технологии) и вопросы энергосбережения. По его
словам, в ближайшем будущем дроны будут обладать всё большей автономностью, и
задачи оператора сократятся: в основном они будут заключаться в корректной
постановке задач группе дронов.

«Область ближайшего
развития беспилотных летательных аппаратов – это все, что связано с
искусственным интеллектом: технологии технического зрения, вопросы распределенного
управления в группе дронов, эффективное выполнение задач аппаратами, которые
самостоятельно координируются между собой, обмениваются информацией и решают
общую задачу», – отмечает Игорь Денисов.

Когда речь идет о полетах
дронов на большие расстояния и о транспортировке грузов, актуален также вопрос
энергообеспечения аппаратов. В перспективе для этих целей могут использоваться
технологии использования солнечной энергии, топливные элементы, водородная
энергетика и др. Немалое внимание уделяется экономическим аспектам, в
частности, вопросам создания функциональных недорогих дронов.

Фонд перспективных
исследований разрабатывает концепцию и программу соревнований для автономных
дронов, в том числе объединенных в группы по принципу роевого управления.
Ожидается, что уже в ближайшие годы автономные дроны смогут соревноваться в
решении различных задач не только под управлением человека-оператора, но также
выступая самостоятельно и конкурируя с человеком в том числе в тех задачах,
которые сегодня способен решать только сам человек.

Обзор зарубежных беспилотных летательных аппаратов

Основной тенденцией в развитии современных беспилотников является уменьшение их размеров. Таким примером может быть один из норвежских дронов компании Prox Dynamics. Вертолетный беспилотник обладает длиной 100 мм и массой 120 гр., дальностью до одного км, а длительностью полета до 25 мин. Он имеет три видеокамеры.

Серийно эти беспилотники начали выпускаться с 2023 года. Так, британскими военными было закуплено 160 комплектов PD-100 Black Hornet на сумму 31 млн. долларов, для проведения спецопераций на территории Афганистана.

Разрабатывают микродроны и в Соединенных Штатах. Они работают над специальной программой Soldier Borne Sensors, направленной на разработку и внедрение разведдронов с потенциалом добывать информацию для взводов или рот. Имеются сведения о планировании американским армейским руководством обеспечить индивидуальными дронами всех бойцов.

На сегодняшний день самым тяжелым дроном в армии США считается RQ-11 Raven. Он располагает массой 1,7 кг, размахом крыльев 1,5 м и полетом до 5 км. С электродвигателем беспилотник развивает скорость до 95 км/ч, а пребывает в полете до одного часа.

Он обладает цифровой видеокамерой с ночным видением. Запуск производится с рук, а для посадки не нужна спецплощадка. Аппараты могут летать по заданным маршрутам в автоматическом режиме, ориентирами для них могут служить GPS-сигналы, либо управляться операторами. Эти беспилотники пребывают на вооружении более десятка государств.

Тяжелым американским армейским БПЛА является RQ-7 Shadow, ведущий разведку на бригадном уровне. Серийно стал производиться с 2004 года и обладает двухкилевым оперением с толкающим винтом и несколькими модификациями. Эти беспилотники оснащаются обычными или инфракрасными видеокамерами, радиолокаторами, подсветкой целей, лазерными дальномерами, а также мультиспектральными камерами. К аппаратам подвешиваются управляемые пятикилограммовые бомбы.

RQ-5 Hunter является среднеразмерным полутонным дроном, совместной американо-израильской разработки. В его арсенале имеется телевизионная камера, тепловизор третьего поколения, лазерный дальномер и прочее оборудование. Его запускают со спецплатформы ракетным ускорителем. Зона его полетов находится в радиусе действия до 270 км, в течение 12 часов. Некоторые модификации Хантеров обладают подвесками для небольших бомб.

MQ-1 Predator – самый известный американский БПЛА. Это «перевоплощение» разведывательного дрона в ударный, располагающий несколькими модификациями. «Хищник» ведет разведку и наносит высокоточные наземные удары. Обладает предельной взлетной массой более тонны, станцией РЛС, несколькими видеокамерами (в т. ч. и ИК-системой), прочим оборудованием и несколькими модификациями.

В 2001 году для него создали высокоточную ракету с лазерным наведением Hellfire-C, которую в следующем году применяли на территории Афганистана. В комплексе есть четыре беспилотника, станция управления и терминал спутниковой связи, а стоит он более четырех млн. долларов. Самая продвинутая модификация – MQ-1C Grey Eagle с большим размахом крыльев и более совершенным двигателем.

MQ-9 Reaper – следующий американский ударный БПЛА, имеющий несколько модификаций, известный с 2007 года. Он обладает большей длительностью полета, управляемыми авиабомбами, более совершенной радиоэлектроникой. MQ-9 Reaper превосходно зарекомендовал себя в иракской и афганской кампании.

1998 год – первый полет американского стратегического беспилотного разведчика RQ-4 Global Hawk. В настоящее время это самый большой БПЛА с взлетной массой более 14 т, с полезной нагрузкой в 1,3 т. Может пребывать в воздушном пространстве 36 часов, преодолевая при этом 22 тыс. км. Предполагается, что эти дроны заменят самолеты-разведчики U-2S.

Приоритетные отрасли для внедрения
решений на базе дронов

J’son & Partners
Consulting выделяет в отчете 2023 года следующие сферы применения дронов:

·          
Сельское хозяйство;

·          
Экстренные службы (пожарные, полиция, скорая помощь);

·          
Энергетика и добыча полезных ископаемых;

·          
Строительство и девелопмент;

·          
Геодезия (картография);

·          
Страхование;

·          
Транспортировка и доставка;

·          
Государственные и муниципальные службы;

·          
СМИ и медиа;

·          
Природоохранные организации;

·          
Наука и образование;

·          
Связь;

·          
Фото и видеосъемка;

·          
Спорт и развлечения.

Ключевые перспективы
развития рынка дронов в России:

·          
применение полицией крупных городов;

·          
применение пожарными;

·          
применение в здравоохранении;

·          
применение в картографии;

·          
геоданные высокой четкости;

·          
срочная доставка покупок, еды, запасных частей, батарей, кабелей;

·          
курьерские услуги;

·          
аэросъемка для нужд агро-бизнеса и точного сельского
хозяйства;

·          
мониторинг трубопроводов и ЛЭП;

·          
использование в качестве последней мили для улучшения покрытия
сетей;

·          
выход на рынок БПЛА авиакомпаний;

·          
использование в СМИ;

·          
увеличение коммерческой активности в разработке программного
обеспечения;

·          
увеличение продаж дронов с высококачественными камерами и
системами стабилизации.

Вместе с тем, как и любая инновационная отрасль, рынок БПЛА сталкивается с
трудностями, которые предстоит преодолеть. J’son & Partners Consulting
выделяет следующие барьеры развития рынка БПЛА:

·          
Недостаточно ясное законодательство применительно к использованию
потребительских и коммерческих дронов и запрет их свободного использования
(лицензирование) в воздушном пространстве в России;

·          
Отсутствие в России современной производственной базы,
ориентированной на массовый потребительский и массовый коммерческий рынок, что
приводит к более высоким издержкам и повышению стоимости аппаратов;

·          
Беспилотные средства относятся к категории товаров, экспорт
которой из России запрещен законом. Аналогичная ситуация есть и в некоторых
других странах, где существуют таможенные ограничения на импорт или экспорт
данных аппаратов. 

Кроме того, существует
опасность создания проблем для других участников воздушного движения, а также
транспортных средств, инфраструктуры и людей на земле. Есть серьезные опасения
по использованию дронов не по назначению для вмешательства в частную жизнь и
коммерческую тайну, по возможности перехвата и получения контроля за дроном
другими лицами.

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий