Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

В первой части мы писали о доставке больших партий грузов между городами. Теперь посмотрим, как автоматизируется доставка заказа до конечного клиента в городе. Для беспилотников это принципиально разные задачи. Маневрировать среди прохожих — далеко не то же самое, что ехать по шоссе. В городах нужны другие технологии.

В условиях высокой загруженности современных мегаполисов курьерам становится все сложнее доставлять товары в срок. Зачастую единственным выходом из сложившейся ситуации является транспортировка товаров по воздуху.

В последние годы в мире стали активно разрабатываться проекты по доставке товаров с помощью дронов. Это потенциально может позволить заинтересованным компаниям не только значительно увеличить скорость доставки, но и сократить при этом свои издержки. О том, как дроны используются в качестве курьеров – в материале iot.

Компания «Флай Дрон» и ПАО «НПО «Алмаз» подписали соглашение с Комитетом по транспорту и Комитетом информатизации и связи Санкт-Петербурга о совместном участии в пилотном проекте создания городской инфраструктуры для полетов беспилотных воздушных судов.

Документ подразумевает возможность отработки и тестирования носителей, технологий и инфраструктуры для совершения полетов беспилотников непосредственно над территорией города, чего нет пока в других регионах России. Экономика страны нуждается в прорывных технологиях доставки в городской среде по воздуху с помощью БВС.

Содержание
  1. Что происходит в индустрии БВС
  2. Как дронов-курьеров используют в России
  3. Кто сделает дроны массовой технологией
  4. Что мешает развитию рынка
  5. Какой потенциал у российского рынка
  6. Прорыв в балтийское небо
  7. Полет на полмиллиона
  8. Полетаем по-питерски
  9. Вот коптер пролетел
  10. Лети, дрон, лети
  11. Беспилотный пилотный проект
  12. Как это работает на примере Amazon Prime Air
  13. Сложности организации доставки дронами
  14. Ситуация в России
  15. Воздушная доставка в городах
  16. Наземная доставка в городах
  17. Легальность и будущее
  18. Насколько легальна доставка дронами?
  19. Что происходит в западных странах?
  20. Ситуация с дронами в России
  21. Трудности для доставки дронами
  22. Доставка еды дронами
  23. Доставка товаров коптерами
  24. В Британии планируют открыть воздушную “супермагистраль” для дронов
  25. Огромный потенциал
  26. Безопасность и общественное мнение
Смотрите про коптеры:  Закон о квадрокоптерах: запрет на полет

Что происходит в индустрии БВС

Беспилотные воздушные суда (БВС) используют во многих секторах экономики — лесном и сельском хозяйстве, нефтегазовой отрасли, строительстве, геодезии, ЖКХ. Чаще всего это легкие БВС с максимальной взлетной массой до 30 кг. Они нужны для аэросъемочных работ и получения цифровых пространственных данных.

Следующий этап развития рынка беспилотных систем — логистика и доставка грузов. По данным Gartner, к 2026 году для доставки товара до потребителя в мире будут использовать около 1 млн дронов.

Еще в 2014 году DHL с помощью беспилотных устройств привезла срочные посылки весом до 1,2 кг на немецкий остров Юйст, куда не ходили паромы. Остров отделен от материка на 12 км.

Четыре года спустя один из крупнейших ретейлеров мира Walmart начал активно регистрировать патенты на дроны. Вскоре компания вместе с Zipline запустила сервис доставки товаров для здоровья из гипермаркетов в штате Арканзас.

Пандемия сделала беспилотную и бесконтактную логистику еще более востребованной, и таких проектов стало больше. Например, летом 2023 года компания Drone Delivery Canada (DDC) заключила договор с Международным аэропортом Эдмонтона о доставке грузов в логистический центр. В парке у DDC есть дрон Sparrow с максимальной нагрузкой 4,5 кг и более мощный Robin XL, который может поднять 11,3 кг.

С куда большими грузами пытается работать Королевская почта Великобритании. В октябре 2023 года служба доставила 100-килограммовый груз на 52 км из города Керкуолл до острова Норт-Роналдсей.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

Однако до массового внедрения таких систем еще далеко. Сейчас, по данным Gartner, работу курьеров выполняют всего 20 тыс. дронов. Анализ мировой практики показывает, что пока БВС используются преимущественно для перевозки легких грузов, подтверждают эксперты технологических конкурсов НТИ Up Great. По их словам, такие проекты сейчас воспринимаются скорее как эксперимент и инструмент PR.

Как дронов-курьеров используют в России

Учитывая территорию и неравномерное развитие инфраструктуры, в России эффект от масштабного использования дронов может быть даже больше, чем во многих других странах, считают в EY. Отечественные компании, похоже, это понимают, и активно экспериментируют с беспилотными системами. В частности, их пытаются применять для перевозки почтовых посылок и денег.

К использованию дронов стали подключаться и крупнейшие игроки российского рынке e-commerce. Однако применять БВС можно и в промышленности.

Так, осенью 2019 года ассоциация «Аэронекст» Национальной технологической инициативы провела конкурс«Нефть»: участники перевозили грузы, имитирующие пробы нефти. Победителем стало Научно-производственное предприятие «Новые технологии телекоммуникаций». Во время испытаний на Восточно-Мессояхском месторождении аппарат совершил несколько успешных рейсов до нефтепромысла. Он пролетел 130 км и доставил на месторождение суммарно 150 кг груза.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

Кто сделает дроны массовой технологией

Как и в большинстве других стран, пока дроны-доставщики применяются в России точечно. Хотя власти всячески пытаются ускорить развитие рынка.

Например, федеральный проект «Беспилотная аэродоставка грузов» стал одним из так называемых «проектов-маяков». Это стратегические инициативы, список которых правительство утвердило летом 2023 года. Они должны помочь в создании рынков высокотехнологичной продукции, где будут задействованы частный бизнес, наука, технологические стартапы и госкорпорации. Задача проекта по аэродоставке — найти и преодолеть барьеры, которые мешают запуску беспилотной аэрологистики на всей территории страны.

Для разработки и испытания технологий, которые нужны рынку, в России стартовал конкурс Национальной технологической инициативы (НТИ) Up Great «Аэрологистика», организованный Фондом поддержки проектов НТИ совместно с ассоциацией «Аэронекст».

Конкурсы НТИ Up Great — это целая серия разных отраслевых соревнований по поиску инновационных решений, которые помогают преодолеть технологические барьеры. В беспилотной логистике таких барьеров много, и зачастую они носят системный характер. Но если удастся их преодолеть, это откроет возможности для массового применения БВС в перевозке грузов.

Участникам конкурса «Аэрологистика» нужно перевезти на БВС грузы массой не менее 50 кг на общую дистанцию не менее 1 тыс. км со множественными промежуточными посадками.

Условия: интенсивное воздушное движение, инфраструктурные ограничения по размерам площадок взлета-посадки, динамическое назначение координат точек погрузки-разгрузки, удаленных друг от друга на расстоянии от 50 до 100 км, неблагоприятные погодные условия, отсутствие техобслуживания в местах посадки.

Призовой фонд конкурса — ₽380 млн.

Организаторы ожидают, что первые полетные испытания начнутся с весны 2023 года. Финал конкурса запланирован на август—октябрь 2024 года.

«Почта России» не только участвовала в составлении задания для конкурса национальной технологической инициативы «Аэрологистика». Мы, как оператор проекта-маяка «Беспилотная аэродоставка грузов», заинтересованы в выводе решений на серийное производство и конкурентный рынок», — отметил Денис Барышников, руководитель отдела реализации проектов авиационной инфраструктуры.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

Ранее компании, которые работают в рамках НТИ, уже представили несколько перспективных решений. Потенциально они тоже могут стать участниками конкурса.

Например, разработчики из «Птеро» создали дрон для воздушного каршеринга. Он способен перевозить до 10 кг, а стоимость его аренды составляет всего ₽500 в час. Арендовать такой беспилотник может любой желающий. Но, как ожидается, основными заказчиками станут нефтегазовые компании. Им нужно доставлять небольшие грузы, документы или лекарства в недоступные для наземного транспорта районы.

Другой участник НТИ, компания «Геоскан», в 2020 году выполнила крупнейший в мире проект по беспилотной геологоразведке. С помощью дронов за один полевой сезон она обеспечила магнитную съемку площади 1250 кв. Кроме того, компания регулярно проводит световые шоу с беспилотниками. Во время одного из них установили мировой рекорд — в воздух поднялись 2 198 дронов.

По данным «проекта-маяка», уже к 2024 году в труднодоступных регионах России, таких как Ханты-Мансийский округа, на Ямале и Чукотке объем перевозок может вырасти до 1,2 тыс. тонн ежегодно.

Что мешает развитию рынка

Несмотря на высокий интерес компаний к технологии, массовые полеты с дронов-доставщиков начнутся не ранее 2025 года, предупреждают аналитики Gartner. Развитие рынка беспилотников для логистики сдерживают сразу несколько серьезных препятствий.

Нынешнее регулирование ориентировано на пилотируемую авиацию. С одной стороны, это сильно ограничивает возможности применения БАС. С другой, оставляет часть вопросов в серой зоне, объясняют в EY.

Регулирование, к примеру, не учитывает вопросы дистанционного управления, автономных полетов и полетов над людьми.

По словам аналитиков EY, самый большой потенциал — у использования дронов за пределами прямой видимости. А для него нужно согласовать маршрут, получить разрешение от администраций и организаций, над которыми будет летать дрон, и разрешение на использование воздушного пространства. Все это занимает до нескольких недель.

Порядка 80% участников исследования EY не понимают, кто управляет дроном, опасаются слежки и вторжения в личное пространство. Их также раздражает шум беспилотников.

Эксперты технологических конкурсов НТИ Up Great выделяют здесь целый ряд сложностей.

Прежде всего, БВС остаются относительно ненадежными вне зависимости от массы груза. Им нужно техобслуживание после каждой посадки.

При этом беспилотная аэрологистика сейчас экономически неэффективна. Для полетов необходимы дублирующие пункты дистанционного управления и квалифицированный экипаж на каждой площадке.

Однако главный ограничитель — это невозможность совершать совместные полеты с другими воздушными судами в общем воздушном пространстве, полагают в Up Great. Правительство утвердило Концепцию интеграции беспилотников в единое воздушное пространство в прошлом году. Но она позволит решить проблему лишь частично и только к 2030 году.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

Какой потенциал у российского рынка

Если снять основные ограничения, объем рынка услуг для логистических дронов в России может превысить $1 млрд, прогнозируют в EY.

Но учитывая быстрое развитие отечественного сегмента e-commerce, цифра может оказаться намного больше. По экспертным оценкам, электронная коммерция в РФ может вырасти вчетверо к 2025 году — до ₽11,1 трлн.

На сегодняшний день только в Москве работает не менее 40 тыс. курьеров, подсчитывают в ассоциации «Аэронекст». Они выполняют от 5 до 20 доставок в день. Если за среднюю стоимость принять ₽250, то в общей сложности получается около 600 тыс. доставок в сутки на ₽150 млн. «Учитывая 25%-ную долю Москвы в российском e-commerce, получается, что в год россияне тратят только на мелкие курьерские услуги не менее ₽219 млрд», — говорят в «Аэронекст».

Потенциально дроны могут взять на себя значительную часть такой работы. Тем более, что для этого в России уже выпускают необходимое оборудование.

В EY отмечают, что российские производители БВС предлагают продукты мирового уровня. Пока они сталкиваются с ограничениями и часто вынуждены ориентироваться на зарубежных покупателей. Но когда вопрос с регулированием и использованием гражданской инфраструктуры будет решен, рынок сможет развиваться быстрее.

Прорыв в балтийское небо

Теперь владельцы беспилотников смогут легально осуществлять согласованные и наблюдаемые полеты, а городские власти Санкт-Петербурга получат возможность верифицировать пользователей воздушного пространства, оперативно согласовывать их электронные запросы на полеты, а также иметь в распоряжении весь необходимый функционал цифровых технологий для рассмотрения и одобрения подобных запросов, а также для построения 3D маршрутов.

Отдельно стоит обратить внимание, что реализуемое в рамках совместного проекта техническое решение позволяет в режиме онлайн видеть полную авиационную обстановку в небе над Северной Пальмирой. Под контролем будут как пилотируемые воздушные суда, так и беспилотники. Тем же, кто опасается, что если дронам в будущем разрешат летать в городе, то рано или поздно начнутся «совершать жесткие посадки» на головы людей, стоит расслабиться. Система кратно повышает безопасность использования городского воздушного пространства. Дронопада не будет.

Созданная цифровая платформа предоставит возможность владельцам беспилотникам не просто совершать полеты для собственного удовольствия, а предложить себя в качестве аутентифицированного Госуслугами исполнителя по размещенным в системе заказам с возможностью защищенных расчетов. То есть, например, реально зарабатывать на доставке и других работах, которые способна выполнять беспилотная авиация. Прецедентов создания такого маркетплейса в России пока не было.

В итоге сервис позволит не просто мотивировать рост авиационного самосознания и стремление к обучению нынешних увлеченных небом внешних пилотов, но и сформирует важный и необходимый сейчас рынок профессиональных услуг с использованием БВС. Создается настоящая зона аэромобильности. Она пока охватывает район Горелово с дальнейшим распространением внутри городской среды. Полетная логистика в ней максимально упрощена.

В числе антисанкционным мер правительство России совершенно неслучайно предоставило уникальные преференции предприятиям, работающим в сфере IT. Именно здесь у нас есть разработки не только не уступающие, но и превосходящие западные. Реализуемые в Санкт-Петербурге решения являются наглядным доказательством справедливости данного тезиса.

На рынок выводятся уникальный микс из «беспилотных» и информационных технологий. Все процедуры, связанные с полетом, для участников проекта сокращены по времени и автоматизированы. По сути, для того, чтобы «полетать», помимо, собственно, летательного аппарата, достаточно будет иметь лишь гаджет с выходом в интернет. Предполагается, что рассмотрение заявок будет занимать не более одного дня.

Стоит отметить, что в последние годы именно Санкт-Петербург находится на гребне «беспилотной» волны. Чего стоит только создание высокоточной 3D модели Исаакиевского собора с разрешением съемки менее 1 см/ пикс, в ходе которого с коптеров ГК «Геоскан» было сделано более 50 тысяч фотографий. В городе регулярно проходят ориентированные на широкую публику шоу дронов, которые превосходят многие зарубежные аналоги. Наиболее запоминающимся было, пожалуй, воздушное представление, приуроченное к 75-летию Победы.

В нем приняло участие более 2 тысяч беспилотников, последовательно составивших надпись «2020 год — год памяти и славы», логотип 75-летия Победы, узнаваемую фигуру комбата, поднимающего бойцов в атаку. Теперь, похоже, настает время для более приземленного использования БВС.

Полет на полмиллиона

Сейчас процедура запуска беспилотника представляет собой довольно сложный для обычного человека процесс согласований и получения разрешений. Для начала БВС, если оно весит больше 150 г, но меньше 30 кг, нужно поставить на учет. А если больше 30 кг — зарегистрировать. Занимается этим Росавиация. На сайте ведомства есть соответствующий раздел. Процедура описана пошагово. Также доступна регистрация через Госуслуги.

Предоставлять в органы управления воздушным движением плана полета и получение разрешения на использование воздушного пространства для беспилотников весом до 30 кг не требуется лишь в том случае, если полет выполняется днем на высоте ниже 150 м в пределах прямой видимости оператора. Но это касается лишь полетов вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов государственной и экспериментальной авиации, запретных зон и прочих зон ограничения полетов, мест проведения массовых мероприятий и спортивных соревнований. Также полет должен проходить на удалении не менее 5 км от контрольных точек неуправляемых воздушных гаваней и просто посадочных площадок.

Для того, чтобы поднять в воздух аппарат тяжелее — от 0,15 до 30 кг и во всех прочих обстоятельствах, нужно в большинстве случаев сперва оформить согласование в региональных органах исполнительной власти или местного самоуправления (точные регламенты, конкретная инстанция и сроки могут отличаться от региона к региону), а потом, предъявив его, получить разрешение на использование воздушного пространства и утвердить план полета за 3-5 дней в одном из подразделений ГК ОрВД — региональном или главном центре.

Непосредственно перед полетом и после его окончания нужно находится на связи с центром. За несоблюдение правил грозят существенные штрафы – от 30 до 500 тысяч рублей. Можно и вовсе лишится дорогостоящей техники. В случае, если случится ЧП и будут пострадавшие, нарушитель рискует оказаться за решеткой.

Кстати, если беспилотник весит более 30 кг, то в контексте полета он практически приравнен к обычному воздушному судну со всеми вытекающими последствиями. Оператору, помимо всего прочего, потребуется сертификат летной годности, а также свидетельство внешнего пилота. Для коммерческой эксплуатации беспилотных воздушных судов также потребуются разрешения, сертификаты, лицензии, руководство по производству полетов, юрлицо или ИП.

Такие правила зафиксированы в законодательстве в интересах безопасности. Причём, как с точки зрения возможных авиапроисшествий, так и в силу, например, антитеррористических причин. Рациональное зерно в данном подходе, пожалуй, есть. За рубежом беспилотники тоже мало где могут летать совсем уж свободно.

Но только все эти разрешительно-согласовательные процедуры занимают достаточно много времени и отнимают немало сил. В этом есть определенный смысл, так как в руках злоумышленника или просто неумелого пилота БВС может представлять опасность. Но для начала массовой коммерческой эксплуатации беспилотников с целью доставки грузов или проведения воздушных съемок действующие правила подспорьем, мягко говоря, не являются. Впрочем, реализуемый петербургскими властями проект становится настоящим выходом из ситуации.

Полетаем по-питерски

Ключевое техническое решение, разработанное компанией «Флай Дрон», предоставляет любому человеку или юридическому лицу, желающему запустить в зоне БВС с той или иной, не нарушающей закон целью, ряд сервисов, обеспечивающих организацию и выполнение полета.

«Нами сформирована цифровая платформа, в интерфейсе которой предусмотрено направление заявки на полет в органы воздушного движения и Комитет по транспорту и, собственно, оперативного согласование той миссии, которую должно выполнить беспилотное воздушное судно, со всеми заинтересованными структурами и органами власти. План полета по точкам геолокации можно подготовить буквально пальцем на экране планшета. Кроме того, пользователь в результате пилотирования данной зоны получит 3D-маршрутизацию. Одновременно сам оператор беспилотника, осуществляющий полет, страхуется на случай форс-мажора», — рассказал «Эксперту» один из основателей и член совета директоров компании «Флай Дрон» Никита Данилов. Система включает в себя и сервис по онлайн подбору страхового покрытия и моментальное оформление полиса.

Он пояснил, что благодаря предложенному компанией IT-решению, появляется возможность быстрой регистрации, осуществляется формирование в картографическом сервисе запроса на полет БВС. Инстанция для согласования полета будет определяться автоматически, исходя из геопозиционирования пользователя. Предусмотрено страхование его ответственности в соответствии с Воздушным кодексом РФ. Для авторизации система предложит пользователю автоматически перейти на портал Госуслуги и внести все необходимые данные. Это сделает его прозрачным и понятным пользователем для всех регуляторов.

Непосредственно заявку на план полета можно будет сформировать с помощью упрощенного пользовательского интерфейса, что поможет значительно сэкономить время. Результаты рассмотрения заявок на выдачу разрешений об использовании воздушного пространства будут приходить от Комитета по транспорту в автоматизированном режиме.

«В ближайшем будущем в рамках проекта каждый житель Петербурга не только может подать заявку на полет, но и участвовать в своеобразном маркетплейсе, предлагая себя как исполнителя или заказчика. Тоже самое могут сделать и компании, которые готовы там летать в рамках пилотирования миссий по доставке, а также мониторингу по заказу городских властей и иным технически доступным миссиям», — отметил Никита Данилов. Стоит отметить, что пока и в России, и за ее пределами гражданские БВС чаще всего используются для осуществления аэрофотосъемки в целях мониторинга, выполнения замеров, 3D-моделирования рельефа и сооружений.

«На территории Санкт-Петербурга уже установлены и тестируются системы первичной и вторичной радиолокации, благодаря которым беспилотники постоянно находятся под контролем из центра городского мониторинга воздушного пространства. Технические решения для этого предложило НПО «Алмаз» при участии Комитета по транспорту Санкт-Петербурга», — констатировал основатель и член совета директоров «Флай Дрон».

Вот коптер пролетел

Важным моментом в работе данных систем радиолокации является оснащение БВС транспондерами, позволяющими контролировать их полет. Стоит отметить, что ранее, в июле 2023 года, в испытаниях зоны аэромобильности принимало участие конструкторское бюро «ВТ-Технологии», выделившееся из «Вертолетов России». По словам заместителя генерального директора по эксплуатации и летной работе Андрея Панасюка, в ходе экспериментальных полетов выяснилось, что и авиадиспетчеры и пилоты других воздушных судов видят беспилотники, внешние пилоты БВС также друг друга видят, и даже на сайте Flightradar с телефона можно наблюдать за происходящим в воздушном пространстве зоны.

«Саму по себе систему “бронирования воздуха” для беспилотников мы отработали, она жизнеспособна. Это то, чем занимался “Флай дрон”. С точки зрения применения транспондеров на БВС также результат положительный. Все работает. Но пока на законодательном уровне внедрение транспондеров никак не отрегулировано», — рассказал «Эксперту» Андрей Панасюк.

Создание аэрокластера, где контроль за воздушным движением осуществляется с использованием новых технологий, стало возможным именно в городе на Неве, помимо прочего, благодаря тому, что полеты любых воздушных судов там не ограничиваются столь жестко, как, например, в Москве. Над Первопрестольной ниже 8100 метров летать нельзя вообще. Исключение — специальные разовые разрешения. Еще одним, способствующим санкт-петербургской аэромобильности фактором стало отсутствие там такого же большого, как в столице РФ, количества запретных зон вокруг особо охраняемых объектов.

«В текущем виде санкт-петербургская зона является первой в стране, а, учитывая наличие радиолокационной картинки, то, возможно, и первой в мире. Мы уже презентовали этот проект на выставке в Абу-Даби и получили колоссальный интерес от правительства ОАЭ. Сейчас мы находимся в переговорах с несколькими локальными структурами», — подчеркнул Никита Данилов, уточнив, что компания не занимается непосредственно получением разрешения на использование воздушного пространства у национального провайдера аэронавигационного обслуживания ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и акцептованием плана полета, поскольку это происходит в автоматическом режиме.

Между тем, именно взаимодействие с органами, отвечающими за организацию воздушного движения и взимающими с пользователей воздушного пространства РФ аэронавигационные сборы, всегда вызывало в контексте коммерческой беспилотной авиации больше всего вопросов.

«Никаких финансовых отчислений со сборов за использование воздушного пространства мы не получаем. Компания лишь сделала программное обеспечение, обслуживающее процесс взаимодействия операторов дрона с органами Единой системы ОрВД и Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга. Зарабатывать мы планируем на том, что пользователи будут работать в нашем интерфейсе, заметно облегчающем им жизнь, а главное для нас развитие рынка предоставления услуг с помощью БВС и именно на это нацелен наш коммерческий продукт FlyMarket. Коррупционной составляющей, о которой любят поговорить злые языки в контексте беспилотных проектов с госучастием, тут физически нет. Наоборот, мы планируем бесплатно предложить всем властям городских агломераций РФ использовать наш сервис», — акцентировал внимание Данилов.

Стоит отметить, что структура «Флай Дрон» такова: блокирующим пакетом в 25% владеет ООО «РТ-развитие бизнеса», подконтрольное в свою очередь ГК «Ростех». 24,9% — ООО «Ера-транспортные решения», принадлежащее известной предпринимательнице Екатерине Лапшиной, которую в бизнес-кругах называют «девушкой на миллиард». 35,07% — у основателя компании Никиты Данилова, а 15,03% — у его партнера Александра Каниовского. Уставной капитал предприятия составляет более 74 млн рублей.

Двое последних до начала 2020 года являлись топ-менеджерами Госкорпорации по организации воздушного движения, но уволились оттуда прежде, чем начать свой проект и найти поверивших в него инвесторов. Между тем, конкуренция на рынке использования БВС уже сейчас весьма высока.

На днях председатель правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление о проведении эксперимента по внедрению бепилотных воздушных систем пяти регионах страны. Участие в этом примут Томская область, Камчатский край, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Там будут действовать особые условия регулирования —– экспериментальные правовые режимы по эксплуатации БВС.

Лети, дрон, лети

На самом деле, доставка беспилотниками товаров — это реальная потребность рынка интернет-торговли, которую пока просто некому закрыть в силу сложных правил игры.

«Рынок интернет-торговли растет огромными темпами. Эксперты утверждают, что к 2026 году он составит более 11 трлн рублей. Вопросы логистики, доставки товаров потребителю уже сегодня стоят очень остро. У нас города задыхаются в пробках, зарплата курьера сегодня сопоставима с зарплатой квалифицированного инженера, при этом, курьеров не хватает катастрофически. Поэтому многие компании в мире экспериментируют с доставкой легких товаров в руки покупателю посредством беспилотников. Это пока сложно сделать в мегаполисах, но в городских агломерациях такие перевозки вполне реальны. Беспилотники могут делать это быстро и гибко», — рассказал «Эксперту» генеральный директор объединяющей участников рынка беспилотной авиации России профессиональной Ассоциации «AERONEXT» Глеб Бабинцев.

«Программа городской аэромобильности, которая развивается в Питере – это, наверное, один из первых шагов в России в сторону отработки технологий городской беспилотной аэрологистки. Конечно, аэромобильность не является полноценной заменой обычным курьерам, потому что технически доставку дроном прямо в окно многоэтажки пока не обеспечить. Но доставка между складами и магазинами — это то, что скоро реально заменит наземный транспорт», — считает Глеб Бабинцев.

Говоря о разнице между санкт-петербургской зоной аэромобильности и, например, получившем в последнее время широкую известность проектом «Цифровой песочницы» для беспилотников, реализуемым в Томской области, Глеб Бабинцев отметил, что там, по его мнению, пока не предполагается решения большого комплекса вопросов, связанных с полетами в городе. Аналогичная ситуация и в других указанных в постановлении кабмина регионах.

Городская аэромобильность — это особые требования к надежности беспилотника, к его киберзащите от случайных помех и намеренных перехватов управления, это огромная задача координации маршрутов и наблюдения каждого полета в реальном времени, это отсутствие резервных посадочных площадок, обратил внимание эксперт.

«В будущем, вероятно, приспособят крыши жилых домов, но сейчас два сценария: или доставка клиенту в частный дом или между площадками складов. Специфика полетов в городе требует цифровой среды планирования и координации многих субъектов, этим и занимается “Флай Дрон”», — подчеркнул гендиректор «AERONEXT».

«Мы с большой надеждой смотрим на программу создания зоны аэромобильности в Санкт-Петербурге и считаем, что любой опыт, который будет получен там, окажется позитивным. Тем более, что в проект входят серьезные участники», — заметил Глеб Бабинцев.

Беспилотный пилотный проект

Между тем, витающими в воздухе Северной Пальмиры идеями и предлагаемыми там же решениями заинтересовались уже и в Москве. «Флай Дрон» давно получил статус резидента Фонда «Сколково», у руководства которого есть планы по созданию в московском регионе зоны, похожей по своим задачам на санкт-петербургский пилотный проект.

«Технологии, выведенные на рынок “Флай Дроном”, безусловно, перспективны, поскольку разработанная платформа позволяет осуществлять быструю логистику и быстро получить возможность для полета и предоставления сервиса по транспортировке и доставке. Узкое место, сдерживающее развитие данного рынка, которые помогают расшить наработки компании — это регуляторные ограничения», — сообщил «Эксперту» вице-президент Фонда «Сколково», исполнительный̆ директор кластера передовых производственных технологий Алексей Беляков.

По его словам, Фонд при поддержке правительства Москве делает в Сколково зону, которая позволит управлять беспилотниками в сетях 5G. «В условиях городской застройки вопросы безопасности выходят на первое место. Важно постоянно иметь с дроном связь. Понимать, что за дрон, куда он летит, какой груз везет. Очевидно, что это нужно делать в какой-то уже имеющейся инфраструктуре. По пути использования сетей 5G для контроля воздушного пространства идет весь мир. В России это будет первый эксперимент такого рода. Функционал IT-платформы “Флай Дрона” может быть использован при его реализации», — заметил Алексей Беляков.

Еще одним участником проекта в Сколково может стать вышеупомянутый «Геоскан». «Компания «ФлайДрон» сконцентрируется на отработке своего продукта, позволяющего зарегистрировать пользователя и его БВС, определить условия планируемого полета беспилотника, визуально указать маршрут полета с учетом актуальной аэронавигационной информации, сформировать представление на установление временного/местного режима полета и сам план полета, после чего направить их в автоматически определенные инстанции на согласование. “Геоскан” может отвечать за поддержку сервиса по воздушному мониторингу с использованием линейки беспилотников собственного производства, оснащенным целым спектром полезных нагрузок: фото-, видео-, тепло-, мультиспектральные камеры, лидары и магнитометры. Таким образом, взаимодействие компаний будет связано с системой управления воздушным движением беспилотных летательных аппаратов: одна компания будет обслуживать эту систему, другая — ее использовать», — пояснил «Эксперту» то, как могут распределиться роли участников, заместитель директора ГК «Геоскан» по стратегическим проектам Андрей Грудев.

По информации «Эксперта», при создании сколковской зоны будет использоваться нормативно-правовая база 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». Вопрос прорабатывается с Росавиацией и спецслужбами.

Как это работает на примере Amazon Prime Air

Идея доставлять товары с помощью дронов зародилась всего пару лет назад. Одной из первых этим стала заниматься компания Amazon, о чем 2013 году в интервью телепрограмме 60 Minutes сообщил ее генеральный директор Джефф Безос (Jeff Bezos). Спустя некоторое время компания подала заявку в Бюро по патентам и товарным знакам США (USPTO), в которой подробно расписала суть новой технологии доставки, получившая название Amazon Prime Air.

Согласно поданной заявке, для доставки товаров предполагается использовать специализированные дроны, имеющие встроенную систему управления. Эти системы будут находиться в середине дрона и отвечать за его корректную работу, маршрутизацию, навигацию, связь и механизм управления сцеплением с доставляемым товаром.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

Прототип дрона Amazon Prime Air

Воспользоваться услугой «доставка дроном» сможет каждый клиент Amazon. Время доставки товара составит не более 30 минут. Согласно патенту каждый клиент сможет выбирать один из 4 вариантов доставки: «Привезите мне», «Домой», «На работу» и «В мою лодку». При этом дрон будет постоянно отслеживать местоположение клиента (используя геолокационные данные с его смартфона), и, в случае перемещения заказчика, обновлять место отгрузки товара.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

Макет Web-страницы услуги Amazon Prime Air. Источинк: uspto. gov

На первых порах весь процесс полета будет контролироваться оператором, однако в будущем компания планирует полностью автоматизировать доставку. Предполагается, что в зависимости от размера и веса посылки, информационная система дронов Amazon Prime Air самостоятельно выберет подходящий дрон. Далее беспилотник будет самостоятельно выбирать место отгрузки товаров, а также контролировать процесс полета. В случае наличия людей, животных и иных препятствий на пути следования дрона, система управления будет способна изменять навигационные параметры, чтобы избежать столкновений.

https://youtube.com/watch?v=MXo_d6tNWuY%3Ffeature%3Doembed

Кларксон добавил, что в ближайшее время Amazon планирует создать целое семейство дронов-доставщиков.

«Однажды аппараты Prime Air станут таким же обычным явлением, как грузовики на дорогах» – прокомментировали тогда ситуации представители Amazon.

Сложности организации доставки дронами

Одна из основных сложностей, которая сейчас мешает развитию доставки с помощью дронов, связана с законодательством. До настоящего момента подобные полеты никак не регламентировались, соответственно получить разрешение на использование беспилотных летательных аппаратов над населенными пунктами было не так просто.

В конце 2015 года в США была создана рабочая группа, в которую вошло 25 компаний (среди которых Google, Amazon и др). Ее основной задачей стала разработка свода необходимых правил для упорядочивания полетов.

В августе 2016 года в США вступил закон о правилах использования коммерческих дронов для самых различных целей. Новыми правилами устанавливаются значительные ограничения. Вес беспилотного летательного аппарата не должен превосходить 25 килограммов, высота полета – 120 метров. Беспилотник должен находиться в пределах видимости оператора и может использоваться только в дневное время. Чтобы получить право на управление дроном, необходимо сдать экзамен. На право управления дроном может претендовать кандидат, которому уже исполнилось 17 лет, прошедший тест на знание правил регулирования воздушного движения, результаты которого придется подтверждать каждые два года. Стоимость сертификата составит не более $300.

Как видим, законодательство пока разрешает дронам летать только под управлением оператора. Автономное перемещение дрона в законодательных актах пока никак не упоминается. Более того, существуют различные ограничения по использованию дронов (например, запрещено совершать полеты в ночное время суток). Поэтому, несмотря на то, что начало созданию нормативно-правовым документам положено, для полноценной реализации служб доставки дронами по части законодательства необходимо сделать еще очень много работы.

Также необходимо учитывать готовность населения спокойно и лояльно относится к тому, что над их головой будут постоянно кружится беспилотные летательные аппараты. Помимо этого, нужно прорабатывать вопрос с безопасностью подобных полетов. Кто будет нести ответственность, если дрон в аварийном состоянии нанесет вред человеку? И как наказывать людей, которые начнут перехватывать посылки?

Еще одной из главных проблем на пути реализации технологии доставки дронами является низкая мощность их аккумуляторов, и, как результат, ограниченное расстояние доставки. Дроны могу пролететь в автономном режиме лишь несколько километров, а затем разрядиться в самый неподходящий момент. Также необходимо предусмотреть возможность изменения погодных условий, когда возможность доставки станет недоступной.

Для того, чтобы решить подобную проблему, летом этого года Amazon запатентовала технологию на реализацию специализированных базовых станций, разместившись на которых, аппарат мог бы подзарядиться и переждать плохую погоду. В случае, если дрон станет разряжаться или будет надвигаться шторм, ему достаточно будет долететь до ближайшей станции. Помимо этого, существует возможность передать посылку другому аппарату, превратив тем самым доставку в своеобразный эстафетный забег.

Подобные станции предлагается размещать на различных элементах уличной инфраструктуры (фонари, вышки сотовой связи, офисные здания, опоры электропередач и т. Прежде чем вылететь на доставку товара дрон будет оценивать расстояние до точки назначения и необходимость подзарядки. Если она потребуется, то в маршрут будет включена точка, где это будет сделать наиболее выгодно.

Представленная компанией Amazon технология является лишь патентом и пока никак не реализована. Компании еще придется получить разрешение от законодательных органов США на использование базовых станциях в общественных местах. Хотя, безусловно, в случае реализации подобная технология сможет привнести в процесс доставки дронами существенные улучшения, увеличив дальность полета и значительно снизив риск потери дрона вместе с товаром при неблагоприятных погодных условиях.

Ситуация в России

Российские компании также проявляют больший интерес к доставке товаров с помощью дронов. Еще в 2014 году в Сыктывкаре в рамках рекламной акции компания «ДоДо Пицца» организовала первую коммерческую доставку пиццы по воздуху. Узнать более подробно об этом событии можно из следующего видео.

https://youtube.com/watch?v=mxEQFCh-LQo%3Ffeature%3Doembed

Позднее транспортная прокуратора завела на компанию административное дело в связи с нарушением правил использования воздушного пространства. Эта ситуация вскрыла несовершенность законодательства в области регулирования полетов дронов.

Первый серьезный законопроект о регламентировании использования дронов долго находился на стадии рассмотрения и вступил в силу после подписания президентом России Федерального закона от 03. 2016 № 291-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации». Согласно данному законопроекту все владельцы дронов массой до 30 килограмм полностью освобождаются от обязательной регистрации и сертификации. Для управления беспилотниками массой не более 30 кг нет необходимости получать сертификаты летной годности. Однако все беспилотники массой от 0,25 кг до 30 кг подлежат обязательной регистрации и сертификации.

Специалисты сообщают, что достаточно большое количество российских компаний готовы разработать и запустить сервис товаров с помощью дронов, в случае, если на услугу будет достаточный спрос, а власть продолжит поддерживать инициативу на уровне законов. Так, совсем недавно «Почта России» заявила, что намерена в будущем использовать дроны для доставки посылок. Тем более, что для этих целей уже активно ведется разработка отечественных беспилотных аппаратов.

«Компания CopterExpress уже создала опытные  отечественные образцы полноценных дронов, которые могут перевозить грузы до двух килограмм на расстояние до 10 километров. Первые образцы будут пущены в ход в следующем году» – заявил генеральный директор CopterExpress Олег Понфиленок.

Воздушная доставка в городах

Преодолевать запруженные улицы проще всего по воздуху. Дрон — первое решение, которое напрашивается для беспилотной доставки лёгких грузов.

Российские «Додо Пицца» и «Коптер Экпресс» ещё летом 2014 года доставляли пиццу дроном. Шесть клиентов в Сыктывкаре получили её с неба. Правда, пицца прилетала только в один парк и опускалась в руки промоутеру. И эксперимент не получил развития из-за ужесточения законодательства. Но зато новость облетела мир.

Дрон приземлялся только при погрузке возле пиццерии. А в точке доставки он спускал пиццу на тросе

Компания Amazon пять лет разрабатывала сервис Prime Air — доставку самоуправляемыми дронами. Первый заказ дрон Amazon успешно доставил 7 декабря 2016 года. Дело было в окрестностях английского Кембриджа. Это сельская местность, там меньше рисков и сложностей.

Грузоподъемность дрона Amazon — 2,3 кг. Больше 75% заказов укладываются в этот вес. Первому клиенту дрон доставил телевизионную приставку и пакет попкорна.

С тех пор Amazon совершенствовала софт и дроны, получала разрешения и проводила испытания. А в конце 2020 года начала сворачивать проект Prime Air и увольнять сотрудников из-за плохого менеджмента. Но и с дронами есть проблемы.

Самая большая трудность — последние два метра до земли. Одно дело — приземляться в поле, и совсем другое — около подъезда или на балконе. Нет гарантий, что дрон никого не травмирует и ничего не повредит.

Альтернатива приземлению — трос, как у «Додо Пиццы». Эту технологию использует, например, стартап A2Z Drone Delivery. Другой вариант — сброс посылки с небольшой высоты на парашюте или подушке безопасности. Эти технологии запатентовала Amazon.

Контейнер будет отстреливаться от дрона назад, чтобы погасить горизонтальную скорость. Дрон проследит за падением контейнера. Если понадобится поправить траекторию, дрон подаст ему команду выпустить закрылки, парашюты или баллоны с воздухом.

Еще более серьезная проблема — безопасность. Если число дронов над городом вырастет, они будут врезаться друг в друга и падать вниз. А это уже реальная угроза для людей и животных, автомобилей и другого имущества.

Чтобы предотвратить это, Amazon запатентовала систему «умного» саморазрушения дрона-беспилотника.

При аварии или поломке дрон не грохнется куда попало, а разделится на небольшие части. Они приземлятся в безопасные места: в пруды, на деревья.

Концепция многоуровневых «ульев» выглядит особенно интересной. В отличие от традиционных складов «ульи» очень компактные, поэтому их можно строить в центре города. Это сократит время доставки. А еще дроны взлетают сразу с большой высоты и не мешают пешеходам.

Архитектура многоуровневого склада может быть любой, но каждый вариант действительно похож на улей.

Однако в ближайшем будущем эти патенты не понадобятся. Доставка дронами все еще дорогая, законы тоже мешают. По мнению экспертов, она станет массовой не раньше 2027 года.

Наземная доставка в городах

Более перспективной выглядит доставка наземными беспилотниками.

Роверы «Яндекса» с декабря прошлого года доставляют еду и продукты в нескольких районах Москвы и в Иннополисе под Казанью. С июля этого года они появились и в городе Мурино под Санкт-Петербургом.

Невысокий ровер ездит с ярким флагом, чтобы быть заметнее водителям и пешеходам.

Шестиколесный беспилотник сам планирует маршрут, объезжает препятствия, пропускает пешеходов и животных. Когда ровер доезжает до подъезда клиента, тот выходит, нажимает кнопку в приложении и забирает заказ из открывшегося люка.

Роверу «Яндекса» с его жестким шасси необходима хорошая городская инфраструктура: ровный асфальт, плавные съезды с тротуаров на пешеходные переходы. Но разбитые дороги и бордюры не станут препятствием для колесных беспилотников.

Компания FedEx в начале 2019 года представила робота-курьера SameDay Bot. Его адаптивное шасси справляется с неровностями на дороге.

Роверы-курьеры подходят для доставки по району, но не на другой конец города. Максимальная скорость ровера — 10–15 км/ч, и он ездит по тротуарам, где постоянно притормаживает перед пешеходами. Для интернет-магазина с одним складом на весь город ровер — не вариант. Поэтому разрабатываются более крупные беспилотные доставщики.

Автономные фургоны Nuro развозят заказы в нескольких штатах США. По длине и массе (274 см, 680 кг) они примерно равны двухместным легковым автомобилям Smart и перевозят до 20 пакетов с товарами. Скорость пока ограничена 40 км/ч, но это намного больше, чем у роверов.

Модель Nuro R2 стала первой за долгие десятилетия машиной, которой разрешили выехать на дороги США без зеркал заднего вида. На модель Nuro R1 устанавливали символические зеркала для соответствия законам

Эстонская компания Cleveron в 2023 году первой в Европе получила разрешение использовать на дорогах общего пользования беспилотник без человека внутри. Cleveron 701 похож на Nuro габаритами, но это не фургон с отсеками, а универсальная платформа. На ней можно расположить что угодно: от боксов для посылок до кофейного автомата.

Cleveron 701 проходит испытания в эстонском городе Вильянди. Серийное производство начнется в 2023 году

Совсем без участия человека доставка Cleveron не обходится, но экономия на персонале значительная: один удаленный оператор может присматривать одновременно за десятью беспилотниками.

Так выглядит рабочее место оператора. Большую часть времени он просто наблюдает за видео с камер, но при необходимости готов помочь автоматическому доставщику.

При всей своей мобильности беспилотные роверы и машины не умеют делать одну важную вещь: доставлять заказы до порога. А далеко не всем клиентам хочется выходить на улицу. Видимо, без ходячих роботов эту задачу не решить.

Ford и фирма Agility Robotics еще в 2019 году показали двуногого робота-доставщика Digit-1. Он работает в паре с беспилотным фургоном. Когда фургон приезжает по нужному адресу, робот выгружается, раскладывается, берет коробку и доносит ее до двери. В перспективе такие работы вытеснят с рынка доставки живых курьеров.

Digit-1 носит до 18 кг, обходит препятствия и поднимается по лестницам

Как вы относитесь к беспилотному грузовому транспорту? Для вас принципиально, кто привезет ваш заказ — живой человек или машина?

Легальность и будущее

Беспилотники могут доставить посылку гораздо быстрее наземного транспорта. Достаточно разместить контейнер с грузом «под брюхом» дрона и отправить его по адресу. Ему не страшны пробки, не нужен перерыв на обед, да и зарплату беспилотнику платить не надо. Владелец летательного аппарата не тратится на покупку запчастей, бензина или регулярное техобслуживание. Идеальный вариант доставки грузов! Но почему тогда небо над нами до сих пор не гудит от лопастей десятков квадрокоптеров?

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

Насколько легальна доставка дронами?

Как и другой воздушный транспорт, беспилотники подчиняются установленным правилам использования такой техники:

  • нужно подать план полета в государственный орган;
  • также потребуется разрешение на передвижение по маршруту;
  • иногда требуют лицензию на перевозку грузов.

Все это оформляется до отправки посылки по адресу. План полета не нужен, если вес модели не превышает 30 кг. Если нарушить данные правила, компанию оштрафуют или приостановят деятельность на срок до 90 дней. Нет лицензии на перевозку посылок дронами: штраф для ИП составит 100 тыс. руб. , а для юр. лица – 400 тыс. руб.

Учитывая актуальность использования беспилотников, готовится и законодательная база. В последних поправках закона говорится о необходимости регистрации летательных аппаратов определенной массы (от 250 грамм до 30 кг). Есть и закрытые для полетов зоны (МКАД в столице, высота более 150 метров, массовые мероприятия и прочее).

Что происходит в западных странах?

Среди пионеров данной сфере можно назвать компанию Amazon. Она с 2014 года доставляет товары покупателям «по воздуху». В Соединенных Штатах дроны применяются активнее, чем в остальном мире. Хотя сначала и Amazon запрещали транспортировку грузов беспилотниками.

Ситуация упростилась после принятия нового регламента ФАА Соединенных Штатов. Но даже сегодня действуют ограничения:

  • вес коптера не должен превышать 25 кг;
  • максимальная скорость передвижения 160 км/ч;
  • применение до наступления сумерек.

В остальном для коммерческой доставки грузов коптерами горит зеленый свет. Более того, с 2017 года транспортный департамент США разработал маршруты для перевозки посылок по территории страны.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

Ситуация с дронами в России

Коптеры в основном применяются для перемещения грузов между складскими помещениями или внутри одного склада. Перевозки вне помещений не развиваются из-за ограничений в законодательстве:

  • для оплаты заказа нужна касса, которой нет на беспилотнике;
  • ответственность за столкновения всегда ложится на оператора дрона;
  • надо регистрировать каждый летательный аппарат;
  • множество закрытых для полетов коптеров зон.

Имеет значение и техническое несовершенство беспилотников.

Трудности для доставки дронами

Коммерческая доставка грузов признается незаконной в большинстве стран мира. Но даже не это является главным препятствием в повсеместном распространении коптеров-курьеров. При плохой погоде техника просто не сможет привезти заказ. Сильный ветер собьет дрон с курса, снег или дождь повредят его электрику. При сильном морозе возможно оледенение или поломка двигателей.

Основные потребители срочной доставки коптерами – юридические лица. Но в крупные бизнес-центры доставить посылку затруднительно: нужно разрабатывать сложное ПО, чтобы беспилотник смог ориентироваться в здании. Такая же проблема с многоквартирными домами. Без дополнительной защиты дрон могут просто украсть, либо перехватить контроль над ним. Надо дорабатывать как «железо», так и программное обеспечение.

Доставка еды дронами

Об этом думал каждый, кто хоть раз ждал по часу свои суши или горячую пиццу. Беспилотник справился бы быстрее. Актуальна такая услуга и для тех, кто работает в офисе, и нет возможности посетить кафе на обеде. Впервые в России еду на летательном аппарате доставила компания «ДоДо Пицца» в рамках показательной акции. Они использовали дроны компании «Коптер Экспресс».

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

Главная проблема в доставке еды – ее нужно передавать в руки заказчику, а это сложно контролировать. Не стоит забывать и об ограничениях в законе, о которых говорилось ранее. За показательное выступление «ДоДо Пицца» хотели даже оштрафовать. Разрешения на полеты у них не было, да и коптеры никто не регистрировал, как предписано в законодательстве. В итоге, штраф 50 000 рублей назначили «Коптер Экспресс» в ходе судебного разбирательства.

Доставка товаров коптерами

Беспилотники еще не скоро заменят живых курьеров. И дело даже не в препонах гос. органов или технических недоработках дронов. Доставка товаров таким способом предполагает внесение предоплаты. А таких заказов меньше, если учитывать общее количество доставляемых товаров. Практическая возможность снабдить каждый дрон кассой пока отсутствует.

Вторая проблема – недоверие покупателей беспилотной технике. Пока система не отработана, будут случаться сбои, задержки и срывы доставки. А страдать будет получатель груза. И особенно тяжело придется юр. лицам при заказе важной документации. Люди понимают это и не готовы отказаться от проверенного и работающего способа транспортировки товара к порогу своего дома.

В Британии планируют открыть воздушную “супермагистраль” для дронов

  • Том Геркен
  • Отдел технологий Би-би-си

18 июля 2023

В ближайшие два года в Британии может появиться крупнейшая в мире полностью автоматизированная “воздушная магистраль” для беспилотных летательных аппаратов.

В рамках проекта Skyway (“Небесный путь”) стоимость в 273 млн фунтов (почти $330 млн), которые выделит государство, английские города должен связать новый воздушный коридор общей протяженностью 164 мили – или около 260 км.

Проект этот не единственный. Параллельно планируется организовать доставку беспилотниками грузов на острова Силли (небольшой архипелаг на юго-западе Соединенного Королевства) и медикаментов – в отдаленные районы Шотландии.

  • Авиация будущего: пассажирские дроны, сверхзвук и биодизайн
  • Недолёт: чей опыт с дронами пригодился бы “Почте России”
  • Amazon запатентовала проект летающего склада

Огромный потенциал

Как рассказал в интервью Би-би-си Дэйв Пэнкхёрст, отвечающий в крупнейшей британской телекоммуникационной компании BT за работу с беспилотниками, в основу проекта Skyway положен огромный накопленный опыт проведенных в стране испытаний с участием дронов. Причем BT – лишь одна из компаний-партнеров, вовлеченных в это сотрудничество.

“Возможность подобного применения дронов существовала и раньше, – говорит Пэнкхёрст, – однако если говорить о полезном применении беспилотников – о том, чтобы они стали частью нашей повседневной жизни, – в этом смысле мы пока лишь в самом начале пути. Поэтому для нас этот проект – значительный шаг вперед. И он обещает открыть множество новых возможностей”.

Если необходимые для реализации проекта 12 млн фунтов инвестиций удастся найти в ближайшее время, то по плану уже к середине 2024 года автоматизированные воздушные коридоры должны напрямую связать расположенные к западу от Лондона Рединг и Оксфорд с находящимся на северо-западе городом Милтон-Кинс, а также с удаленным еще дальше к северу от столицы городами Кембриджем, Регби и Ковентри. Последний находится всего в 30 км от Бирмингема – второго по численности населения британского мегаполиса.

В общей же сложности правительство намеревается выделить на проекты, связанные с “интеграцией авиационных систем и новых технологий средств передвижения”, включая и беспилотники, свыше 105 млн фунтов (около $126 млн).

В рамках этих проектов уже запланировано организовать регулярные доставки почты и медикаментов на острова Силли (это небольшой архипелаг в 45 км к юго-западу от графства Корнуолл на юго-западе страны), а также медикаментов по всей территории Шотландии – что в теории должно помочь онкобольным в труднодоступных районах проходить курс лечения поближе к дому.

Подпись к фото,

В Национальной системе здравоохранения уже прошли испытания по доставке дронами медикаментов для химиотерапии из Портсмута на остров Уайт

По словам гендиректора авиатехнологической компании Altitude Angel Криса Фостера, потенциал воздушной супермагистрали огромен.

“Будь то логистические компании, занимающиеся доставкой товаров, полиция или система здравоохранения, которым нужно перевозить вакцины или образцы анализов крови, – доступ к такому воздушному пространству нужен всем, – говорит Фостер. – Мы уже осуществили несколько подобных проектов в Африке, где перевозить грузы по земле иногда просто невозможно ввиду отсутствия нормальных дорог – доставкой вакцин там занимались беспилотники”.

Безопасность и общественное мнение

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

Проект Skyway задействует технологию, при которой вдоль всего воздушного коридора на земле устанавливаются сенсоры, которые отслеживают передвижение по воздуху дронов в режиме реального времени.

Поступающие данные постоянно анализируются автоматической системой управления движения, которая ведет дроны по маршруту, предотвращает столкновения.

По словам специалиста в области аэрокосмических технологий, доцента Университета Западной Англии в Бристоле Стива Райта, главная опасность аварии подстерегает дроны не во время полета, а при взлете и посадке.

“Речь идет о первых и последних мгновениях полета: проблема может возникнуть, когда дрон находится в трех метрах от людей, и это меня очень беспокоит”, – говорит Стив Райт.

Дэйв Пэнкхёрст, в свою очередь, напоминает, что за проектом пристально следит британское Управление гражданской авиации (CAA), в чью задачу входит и обеспечение безопасности всех полетов.

“В этой индустрии безопасность играет первостепенную роль, и – что очень важно – ничего не происходит без одобрения регулятора, – напоминает Пэнкхёрст. – Так что CAA является неотъемлемой частью всех будущих авиационных проектов, Управление их утверждает и гарантирует их безопасность”.

Эксперт также ссылается на результаты исследований, которые показывают, что люди куда лучше относятся к дронам, когда они знают, что те оказывают важные для общества услуги.

Королевская почта Британии хочет обзавестись 500 дронами, чтобы доставлять письма и посылки в отдаленные уголки страны

Ему вторит старший лектор Крэнфилдского университета в Бристоле Саймон Джуд, по словам которого негативное отношение людей к беспилотникам может меняться в лучшую сторону, после того как им объяснять, как и для чего используются дроны.

“Что если в воздухе вдруг появится множество грузовых или сельскохозяйственных беспилотников? – задается вопросом Джуд. – Я, к примеру, живу в тихой сельской местности, и меня это может раздражать куда больше, чем привыкшего к шуму городского жителя. Но если речь идет об экстренной медицинской помощи, скорее всего люди отнесутся к громкому шуму куда более терпимо”.

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий