Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

В первой части мы писали о доставке больших партий грузов между городами. Теперь посмотрим, как автоматизируется доставка заказа до конечного клиента в городе. Для беспилотников это принципиально разные задачи. Маневрировать среди прохожих — далеко не то же самое, что ехать по шоссе. В городах нужны другие технологии.

В условиях высокой загруженности современных мегаполисов курьерам становится все сложнее доставлять товары в срок. Зачастую единственным выходом из сложившейся ситуации является транспортировка товаров по воздуху.

В последние годы в мире стали активно разрабатываться проекты по доставке товаров с помощью дронов. Это потенциально может позволить заинтересованным компаниям не только значительно увеличить скорость доставки, но и сократить при этом свои издержки. О том, как дроны используются в качестве курьеров – в материале iot.

Москва. 25 мая. INTERFAX. RU – Американский ритейлер Walmart, крупнейший в стране, решил расширить доставку товаров дронами до шести штатов, сервис охватит около 4 млн домохозяйств.

Компания рассчитывает, что сможет доставлять дронами более 1 млн посылок в год в Аризоне, Арканзасе, Флориде, Техасе, Юте и Вирджинии, причем время доставки будет составлять около получаса, говорится в пресс-релизе компании. Услуга будет стоить $3,99 за один заказ, единовременно можно будет доставить посылки весом до 10 фунтов (0,45 кг).

Это стало возможно в связи с расширением партнерства с оператором беспилотных летающих аппаратов DroneUp LLC, который будет управлять центрами доставки товаров дронами Walmart в Арканзасе начиная с ноября. Заказы будут собираться в магазинах, погружаться на дроны и доставляться до пункта назначения. Walmart инвестировал в DroneUp в июне 2023 года.

Walmart пополнил число ритейлеров и служб доставки, изучающих возможность использования беспилотных летательных аппаратов для доставки, в число которых входят Amazon. com Inc. , FedEx Corp. и United Parcel Service Inc.

Смотрите про коптеры:  Переделка метательного планера в самолёт. | Пикабу

Крупнейшая в мире розничная сеть Walmart расширит доставку дронами в шести штатах США, сообщает CNBC. Теперь еще больше клиентов смогут получить заказ в течение получаса.

Ретейлер расширяет сотрудничество с оператором DroneUp, что позволит охватить до 4 млн домохозяйств. Доставка по воздуху будет осуществляться из 37 магазинов, 34 из которых принадлежат DroneUp.

Пока Walmart предлагает доставку дронами только на северо-западе Арканзаса и в Северной Каролине — из нескольких магазинов недалеко от штаб-квартиры.

В 2019 году компания заключила сделки с тремя операторами — Flytrex, Zipline и DroneUp, — запустив пилотный проект по доставке клиентам продуктов питания, предметов первой необходимости и домашних тестов на COVID-19. Условия сделки Walmart не раскрывала.

Клиенты, попадающие в зону доставки дронами, могут заказать любой товар в период с 8:00 до 20:00. Стоимость доставки составляет $3,99, а вес заказа не должен превышать 4,5 кг. Заказ комплектуется, упаковывается и загружается в магазине, а сертифицированный пилот дистанционно доставляет его во двор покупателя, опуская на тросе.

«Расширение сети позволит Walmart доставлять более 1 миллиона заказов с использованием дронов в год», — отметил в своем блоге старший вице-президент по инновациям и автоматизации Walmart Дэвид Гуггина.

Содержание
  1. Доставка будет организована для определённых компаний
  2. В качестве опытного полигона выбран городок в Калифорнии, а дальше будет видно
  3. Автоматизация внутренней логистики
  4. Доставка посылки (начальный/конечный отрезок)
  5. Поставка медицинских товаров
  6. Перевозка грузов воздушным транспортом/доставка грузов дронами
  7. Как это работает на примере Amazon Prime Air
  8. Сложности организации доставки дронами
  9. Ситуация в России
  10. Легальность и будущее
  11. Насколько легальна доставка дронами?
  12. Что происходит в западных странах?
  13. Ситуация с дронами в России
  14. Трудности для доставки дронами
  15. Доставка еды дронами
  16. Доставка товаров коптерами
  17. Обзор мирового опыта коммерческой доставки грузов с помощью беспилотников
  18. Amazon. Сервис доставки заказов Prime Air
  19. Google. Project Wings
  20. DHL. Использование дронов для доставки посылок
  21. Zipline. Доставка медикаментов и образцов крови
  22. Matternet. Доставка медицинских грузов и сотрудничество с Mercedes-Benz
  23. UPS. Почтомобиль-авианосец
  24. Российский стартап Коптер-Экспресс. Доставка «ДоДо пиццы» и SIM карт Yota
  25. Domino’s Pizza. Проекты по доставке пиццы
  26. Lakemaid Beer. Доставка пива
  27. Воздушная доставка в городах
  28. Наземная доставка в городах
  29. Насколько же высока вероятность внедрения дронов у нас в ближайшие несколько лет?
  30. Выводы

Доставка будет организована для определённых компаний

Как сообщает источник, в период с 2023 по 2024 год в России будет выделено до 3,7 млрд рублей на развитие доставки грузов дронами. Средства будут выделены из фонда национального благосостояния (3,4 млрд рублей) и дополнительных ассигнований из федерального бюджета (300 млн рублей).

Источник уточняет, что информация получена из приложения к поручениям премьер-министра РФ Михаила Мишустина от 21 июля 2023 года, и указанные суммы там являются предельными, то есть, видимо, могут быть и меньше.

Инициатива подразумевает, что заказчики доставки будут взаимодействовать с разработчиками и производителями дронов или БАС (беспилотных авиационных систем) по вопросам полётов с учётом сформированных положений по связи, аэронавигационному и наземному обслуживанию.

В списке заказчиков уже значатся «Почта России», «Газпром», «Транснефть», МЧС России и Сбербанк. Среди разработчиков и производителей дронов указаны «Аэромакс», «Вертолеты России», «НЦВ Миль и Камов», «Уральский завод гражданской авиации».

Доставку грузов дронами планируют развернуть в Чукотском АО, Камчатском крае, ЯНАО и ХМАО, то есть там, где обычное транспортное сообщение может быть затруднено либо обходится значительно дороже. При этом о доставке грузов дронами обычным людям речи пока не идёт.

В качестве опытного полигона выбран городок в Калифорнии, а дальше будет видно

Компания Amazon заявила, что в 2023 году доставка посылок с помощью дронов наконец заработает. Проект по доставке покупок с помощью беспилотников Amazon начинала ещё в 2013 году, однако, полноценно он так и не заработал, а в прошлом году был практически свёрнут — тогда сообщалось о проблемах в команде сотрудников. Amazon отмечает, что беспилотная доставка стартует «позднее в этом году».

Одним из первых населённых пунктов, жители которого смогут получить доставку покупок дроном Amazon Prime Air, станет Локфорд в штате Калифорния. Стоит отметить, что его население составляет немногим более 3500 человек — видимо, на стадии пилотного проекта Amazon на большее пока не замахивается. По словам компании, эта локация была выбрана не случайно: в Локфорде родился один из первых авиастроителей — Уэлдон Кук. Очевидно, по результатам этого опыта будет принято решение о дальнейшем развитии проекта.

Сообщается, что дроны смогут доставлять посылки максимальным весом чуть более 2 кг. При заказе некоторых категорий товаров в Amazon пользователь сможет выбрать доставку с помощью Prime Air. Это может быть что-то небольшое и лёгкое, например, косметика, канцелярия, аккумуляторы, мелочи для дома и т. — Amazon говорит о «тысячах предметов повседневного обихода». Также компания сообщила, что сейчас работает с Федеральным авиационным управлением (FAA) и местными властями в Локфорде, чтобы получить разрешение на осуществление поставок с помощью дронов. По-видимому, для полноценного запуска проекта требуется уладить ещё некоторые формальности.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

Компания A2Z Drone Delivery создала специальный дрон с встроенным механизмом доставки свободного падения. За счет быстроты и оперативности дрона, за короткое время клиент сможет получить свою посылку без повреждений с высоты до 45 метров над указанным местом назначения.

Компания A2Z Drone Delivery ранее совершала доставку дронами компании Coca-Cola. В чем суть доставки дроном с механизмом свободного падения? Это быстрый безопасный способ, который может сбросить вашу посылку над указанным местом назначения в удобное для вас время. Бортовой компьютер и сенсорная платформа мониторят местонахождение посылки, когда она находится рядом с землей, потом останавливает ее до контролируемой плавной остановки перед тем, как опустить на указанную клиентом точку. Для защиты товаров компания использует специальные ящики, которые не повреждаются при падении и сохраняют целостность посылки.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

Большое количество потенциальных клиентов беспокоятся по поводу сильного шума и нарушения их приватности во время доставки. Разработчики обещают решить эту проблему, что приведет к быстрому разрешению использования дронов в жилых помещениях и обеспечит приватность каждого клиента.

Кроме основных функций доставки, RDSX тестируется для выполнения заданий по доставке посылок с берега на корабль, операций быстрого реагирования, а также развертывания и извлечения наземных датчиков. Дрон оснащен множеством датчиков: парой камер, системой датчиков LiDAR и ковшовыми батареями для сокращения времени простоя между рейсами.

Один из разработчиков дрона поделился, что механизм свободного падения, минимизирует время нахождения дрона на станции, сокращает время простоя и обеспечивает безопасность планера, его полезной нагрузки и клиентов, получающих посылки, что подтверждает высокий профессионализм.

Сегодня курьерские доставки стали для многих из нас обыденностью. Что бы ни понадобилось, начиная от продуктов и заканчивая набором макраме, можно быстро заказать и вам это доставят в ближайшее время. Однако, что, если доставка может выйти на новый уровень? Вместо курьера на машине ваш заказ доставит инновационный дрон-курьер.

О том, возможно ли внедрение беспилотников в курьерские службы и насколько это будет эффективно рассказал директор отдела промышленных решений SKYMEC Антон Ларсен.

БПЛА активно используются в таких сферах как агропромышленность, нефтегазодобыча, лесное хозяйство, а также пожаротушение. Сейчас, когда эра доставок стала стремительно набирать обороты, эксперты начали задумываться о внедрении беспилотников в курьерские службы.

Некоторые компании уже сейчас начали проводить подобные эксперименты, например, Сбербанк. Во время испытательного полета дрон доставил наличные деньги от кассы до инкассаторского автомобиля со скоростью более 180 км в час. Было отмечено, что такая перевозка является более безопасной и быстрой. Среднее время полета может составлять до 20-30 минут.

Все же некоторые компании, а именно логистические операторы относятся к этому методу доставки довольно консервативно. Это связано с малой грузоподъемностью дронов. Однако, ниша малогабаритных товаров также является очень важной и имеет огромный спрос.

За счет перевозки на беспилотнике таких грузов как канцелярские товары, документация, лабораторные пробы и образцы, компании значительно экономят средства, благодаря чему обычный легковой транспорт и курьер работают с максимальной полезной нагрузкой, не перевозя «воздух».

Такой инновационный способ доставки биоматериалов и проб сейчас активно практикуется в Швейцарии. У госпиталя в Лугано была открыта первая в мире автоматизированная взлетно-посадочная платформа для квадрокоптеров, которые перевозят такие материалы между больницами и лабораториями. Образцы, необходимые для анализа укладываются в специальный контейнер, сканируются оператором и вставляются в окошко станции-тюльпана. Далее контейнер автоматически прикрепляется к дрону и по специально заложенному маршруту беспилотник быстро движется к пункту назначения. Достигнув места, дрон приземляется на такую же станцию, где робот открепляет емкость и выдает материалы сотруднику лаборатории.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

Самое интересное в обзорах

Компания Amazon уже давно работает над тем, чтобы доставлять товары к покупателям с помощью дронов, но массово такая услуга до сих пор не запущена. Издание Bloomberg выяснило причины. Если кратко, то программа сталкивается с серьёзными техническими проблемами, связанными с безопасностью,текучкой кадров в рядах разработчиков и другими трудностями.

В уже далёком 2013 году основатель Amazon Джефф Безос (Jeff Bezos) пообещал заполнить небо многих городов дронами доставки, которые смогут доставлять посылки за 30 минут после покупки. Тогда Безос говорил, что случится это «в ближайшие 5 лет». Но прошло уже почти 10 лет, Amazon потратила более $2 млрд, а дроны-курьеры по-прежнему не стали массовым явлением.

Сообщается, что последней серьёзной проблемой для дронов Amazon стала серьёзная июньская авария, после которой регулирующие органы США усомнились в готовности дронов к полётам —тогда не сработали некоторые системы безопасности, машина вышла из-под контроля и вызвала пожар. Тем не менее, компания ожидает подобных происшествий, потому и проводит всё больше тестов.

Amazon планирует увеличить число тестовых полётов в ближайшие месяцы. В прошлом году компания не достигла цели в 2500 испытательных полётов, но на 2023 год поставила ещё более высокую планку — 12 тыс. полётов. При этом на конец февраля было выполнено менее 200 полётов. Также компания расширит зоны испытаний и планирует приступить к тестам с увеличением расстояния полётов, когда дрон находится вне поля зрения наблюдателей.

Тем не менее, пройдёт ещё не мало времени, прежде чем Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) одобрит коммерческие доставки беспилотниками. И это касается не только Amazon. Пока агентство позволяет компаниям проводить тестовые полёты во все более густонаселённых районах, если они не представляют значительных рисков для безопасности. FAA отказалось комментировать аварии дронов, но заявило, что требования к тестированию были разработаны для защиты населения

Дроны Amazon могут летать на расстояние до 11 км от склада и доставить посылки весом до 2,3 кг в течение получаса после того, как клиент оформит заказ. Доставка дронами привлекательна не только высокой скоростью, но и меньшей ценой: компании не надо платить курьерам, ведь в итоге летательные аппараты будут перемещаться автономно.

Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

Самые обсуждаемые публикации

23 декабря 2023

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

Сфера услуг, предоставляемых беспилотными летательными аппаратами (БПЛА), с каждым днем становится все более и более конкурентной.

Машинное обучение, искусственный интеллект и облачные вычисления вывели технологию беспилотных летательных аппаратов на более высокую ступень. Чтобы справиться с колоссальными изменениями и идти в ногу со временем, существующим на рынке компаниям нужно расширять свои услуги и сервис.

Гонка за внедрением пассажирских беспилотных летательных аппаратов в повседневную жизнь, без сомнения, заняла мысли и воображение общества в последние годы. Кажется, что никто бы не отказался от идеи вызова летающего такси. Однако, именно в наименее гламурном кластере логистики отмечается настоящий практический прогресс в использовании беспилотников. Доставка дронами является проверенной технологией – теперь они могут доставлять товары из онлайн-магазинов на территорию двора, поставлять медицинские товары в труднодоступные места и передвигаться по складам, доставляя детали в нужное время.

Выделят 4 способа использования грузовых беспилотных летательных аппаратов: автоматизация внутренней логистики, охватывающая заводы и склады; доставка посылок (начальный/конечный отрезок), обслуживающая густонаселенные городские районы; поставка медицинских товаров, как правило, в труднодоступные места; и перевозка грузов воздушным транспортом, как правило, в сельской местности.

Автоматизация внутренней логистики

Производственные процессы чаще всего зависят от вовремя доставленных материалов. Чтобы обеспечить наличие необходимого материала в установленное время, внутренние беспилотные летательные аппараты могут быть распределены для доставки определенных запчастей, элементов внутри организации непосредственно на производственную линию.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

Доставка посылки (начальный/конечный отрезок)

Для логистических компаний начальный и конечный отрезок являются наиболее дорогостоящей и менее эффективной частью доставки, требующей больших трудовых ресурсов, количества транспортных средств и времени.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

Поставка медицинских товаров

Для большинства пациентов быстрая и надежная доставка медицинских товаров имеет первостепенное значение. Дроны могут решить эту проблему, особенно в сельской местности

Медицинские товары можно заказать через приложение по смартфону, а беспилотные летательные беспилотники могут быть запущены всего за 10 минут, обеспечивая спасительную альтернативу.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

Перевозка грузов воздушным транспортом/доставка грузов дронами

Высокая пропускная способность и дальние доставки с помощью дронов становятся все более осуществимыми. Вместо того чтобы упаковывать товары в грузовики или поезда в соответствии с фиксированным расписанием, грузовые беспилотники могут перевозить меньшее количество предметов с большей гибкостью. Совсем скоро дрон и доставка посылок станет обычным делом для большинства людей.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

Услугу доставка дронами в Москве можно заказать у компании ООО «ПринтПарт»

Как это работает на примере Amazon Prime Air

Идея доставлять товары с помощью дронов зародилась всего пару лет назад. Одной из первых этим стала заниматься компания Amazon, о чем 2013 году в интервью телепрограмме 60 Minutes сообщил ее генеральный директор Джефф Безос (Jeff Bezos). Спустя некоторое время компания подала заявку в Бюро по патентам и товарным знакам США (USPTO), в которой подробно расписала суть новой технологии доставки, получившая название Amazon Prime Air.

Согласно поданной заявке, для доставки товаров предполагается использовать специализированные дроны, имеющие встроенную систему управления. Эти системы будут находиться в середине дрона и отвечать за его корректную работу, маршрутизацию, навигацию, связь и механизм управления сцеплением с доставляемым товаром.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

Прототип дрона Amazon Prime Air

Воспользоваться услугой «доставка дроном» сможет каждый клиент Amazon. Время доставки товара составит не более 30 минут. Согласно патенту каждый клиент сможет выбирать один из 4 вариантов доставки: «Привезите мне», «Домой», «На работу» и «В мою лодку». При этом дрон будет постоянно отслеживать местоположение клиента (используя геолокационные данные с его смартфона), и, в случае перемещения заказчика, обновлять место отгрузки товара.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

Макет Web-страницы услуги Amazon Prime Air. Источинк: uspto. gov

На первых порах весь процесс полета будет контролироваться оператором, однако в будущем компания планирует полностью автоматизировать доставку. Предполагается, что в зависимости от размера и веса посылки, информационная система дронов Amazon Prime Air самостоятельно выберет подходящий дрон. Далее беспилотник будет самостоятельно выбирать место отгрузки товаров, а также контролировать процесс полета. В случае наличия людей, животных и иных препятствий на пути следования дрона, система управления будет способна изменять навигационные параметры, чтобы избежать столкновений.

https://youtube.com/watch?v=MXo_d6tNWuY%3Ffeature%3Doembed

Кларксон добавил, что в ближайшее время Amazon планирует создать целое семейство дронов-доставщиков.

«Однажды аппараты Prime Air станут таким же обычным явлением, как грузовики на дорогах» – прокомментировали тогда ситуации представители Amazon.

Сложности организации доставки дронами

Одна из основных сложностей, которая сейчас мешает развитию доставки с помощью дронов, связана с законодательством. До настоящего момента подобные полеты никак не регламентировались, соответственно получить разрешение на использование беспилотных летательных аппаратов над населенными пунктами было не так просто.

В конце 2015 года в США была создана рабочая группа, в которую вошло 25 компаний (среди которых Google, Amazon и др). Ее основной задачей стала разработка свода необходимых правил для упорядочивания полетов.

В августе 2016 года в США вступил закон о правилах использования коммерческих дронов для самых различных целей. Новыми правилами устанавливаются значительные ограничения. Вес беспилотного летательного аппарата не должен превосходить 25 килограммов, высота полета – 120 метров. Беспилотник должен находиться в пределах видимости оператора и может использоваться только в дневное время. Чтобы получить право на управление дроном, необходимо сдать экзамен. На право управления дроном может претендовать кандидат, которому уже исполнилось 17 лет, прошедший тест на знание правил регулирования воздушного движения, результаты которого придется подтверждать каждые два года. Стоимость сертификата составит не более $300.

Как видим, законодательство пока разрешает дронам летать только под управлением оператора. Автономное перемещение дрона в законодательных актах пока никак не упоминается. Более того, существуют различные ограничения по использованию дронов (например, запрещено совершать полеты в ночное время суток). Поэтому, несмотря на то, что начало созданию нормативно-правовым документам положено, для полноценной реализации служб доставки дронами по части законодательства необходимо сделать еще очень много работы.

Также необходимо учитывать готовность населения спокойно и лояльно относится к тому, что над их головой будут постоянно кружится беспилотные летательные аппараты. Помимо этого, нужно прорабатывать вопрос с безопасностью подобных полетов. Кто будет нести ответственность, если дрон в аварийном состоянии нанесет вред человеку? И как наказывать людей, которые начнут перехватывать посылки?

Еще одной из главных проблем на пути реализации технологии доставки дронами является низкая мощность их аккумуляторов, и, как результат, ограниченное расстояние доставки. Дроны могу пролететь в автономном режиме лишь несколько километров, а затем разрядиться в самый неподходящий момент. Также необходимо предусмотреть возможность изменения погодных условий, когда возможность доставки станет недоступной.

Для того, чтобы решить подобную проблему, летом этого года Amazon запатентовала технологию на реализацию специализированных базовых станций, разместившись на которых, аппарат мог бы подзарядиться и переждать плохую погоду. В случае, если дрон станет разряжаться или будет надвигаться шторм, ему достаточно будет долететь до ближайшей станции. Помимо этого, существует возможность передать посылку другому аппарату, превратив тем самым доставку в своеобразный эстафетный забег.

Подобные станции предлагается размещать на различных элементах уличной инфраструктуры (фонари, вышки сотовой связи, офисные здания, опоры электропередач и т. Прежде чем вылететь на доставку товара дрон будет оценивать расстояние до точки назначения и необходимость подзарядки. Если она потребуется, то в маршрут будет включена точка, где это будет сделать наиболее выгодно.

Представленная компанией Amazon технология является лишь патентом и пока никак не реализована. Компании еще придется получить разрешение от законодательных органов США на использование базовых станциях в общественных местах. Хотя, безусловно, в случае реализации подобная технология сможет привнести в процесс доставки дронами существенные улучшения, увеличив дальность полета и значительно снизив риск потери дрона вместе с товаром при неблагоприятных погодных условиях.

Ситуация в России

Российские компании также проявляют больший интерес к доставке товаров с помощью дронов. Еще в 2014 году в Сыктывкаре в рамках рекламной акции компания «ДоДо Пицца» организовала первую коммерческую доставку пиццы по воздуху. Узнать более подробно об этом событии можно из следующего видео.

https://youtube.com/watch?v=mxEQFCh-LQo%3Ffeature%3Doembed

Позднее транспортная прокуратора завела на компанию административное дело в связи с нарушением правил использования воздушного пространства. Эта ситуация вскрыла несовершенность законодательства в области регулирования полетов дронов.

Первый серьезный законопроект о регламентировании использования дронов долго находился на стадии рассмотрения и вступил в силу после подписания президентом России Федерального закона от 03. 2016 № 291-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации». Согласно данному законопроекту все владельцы дронов массой до 30 килограмм полностью освобождаются от обязательной регистрации и сертификации. Для управления беспилотниками массой не более 30 кг нет необходимости получать сертификаты летной годности. Однако все беспилотники массой от 0,25 кг до 30 кг подлежат обязательной регистрации и сертификации.

Специалисты сообщают, что достаточно большое количество российских компаний готовы разработать и запустить сервис товаров с помощью дронов, в случае, если на услугу будет достаточный спрос, а власть продолжит поддерживать инициативу на уровне законов. Так, совсем недавно «Почта России» заявила, что намерена в будущем использовать дроны для доставки посылок. Тем более, что для этих целей уже активно ведется разработка отечественных беспилотных аппаратов.

«Компания CopterExpress уже создала опытные  отечественные образцы полноценных дронов, которые могут перевозить грузы до двух килограмм на расстояние до 10 километров. Первые образцы будут пущены в ход в следующем году» – заявил генеральный директор CopterExpress Олег Понфиленок.

Легальность и будущее

Беспилотники могут доставить посылку гораздо быстрее наземного транспорта. Достаточно разместить контейнер с грузом «под брюхом» дрона и отправить его по адресу. Ему не страшны пробки, не нужен перерыв на обед, да и зарплату беспилотнику платить не надо. Владелец летательного аппарата не тратится на покупку запчастей, бензина или регулярное техобслуживание. Идеальный вариант доставки грузов! Но почему тогда небо над нами до сих пор не гудит от лопастей десятков квадрокоптеров?

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

Насколько легальна доставка дронами?

Как и другой воздушный транспорт, беспилотники подчиняются установленным правилам использования такой техники:

  • нужно подать план полета в государственный орган;
  • также потребуется разрешение на передвижение по маршруту;
  • иногда требуют лицензию на перевозку грузов.

Все это оформляется до отправки посылки по адресу. План полета не нужен, если вес модели не превышает 30 кг. Если нарушить данные правила, компанию оштрафуют или приостановят деятельность на срок до 90 дней. Нет лицензии на перевозку посылок дронами: штраф для ИП составит 100 тыс. руб. , а для юр. лица – 400 тыс. руб.

Учитывая актуальность использования беспилотников, готовится и законодательная база. В последних поправках закона говорится о необходимости регистрации летательных аппаратов определенной массы (от 250 грамм до 30 кг). Есть и закрытые для полетов зоны (МКАД в столице, высота более 150 метров, массовые мероприятия и прочее).

Что происходит в западных странах?

Среди пионеров данной сфере можно назвать компанию Amazon. Она с 2014 года доставляет товары покупателям «по воздуху». В Соединенных Штатах дроны применяются активнее, чем в остальном мире. Хотя сначала и Amazon запрещали транспортировку грузов беспилотниками.

Ситуация упростилась после принятия нового регламента ФАА Соединенных Штатов. Но даже сегодня действуют ограничения:

  • вес коптера не должен превышать 25 кг;
  • максимальная скорость передвижения 160 км/ч;
  • применение до наступления сумерек.

В остальном для коммерческой доставки грузов коптерами горит зеленый свет. Более того, с 2017 года транспортный департамент США разработал маршруты для перевозки посылок по территории страны.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

Ситуация с дронами в России

Коптеры в основном применяются для перемещения грузов между складскими помещениями или внутри одного склада. Перевозки вне помещений не развиваются из-за ограничений в законодательстве:

  • для оплаты заказа нужна касса, которой нет на беспилотнике;
  • ответственность за столкновения всегда ложится на оператора дрона;
  • надо регистрировать каждый летательный аппарат;
  • множество закрытых для полетов коптеров зон.

Имеет значение и техническое несовершенство беспилотников.

Трудности для доставки дронами

Коммерческая доставка грузов признается незаконной в большинстве стран мира. Но даже не это является главным препятствием в повсеместном распространении коптеров-курьеров. При плохой погоде техника просто не сможет привезти заказ. Сильный ветер собьет дрон с курса, снег или дождь повредят его электрику. При сильном морозе возможно оледенение или поломка двигателей.

Основные потребители срочной доставки коптерами – юридические лица. Но в крупные бизнес-центры доставить посылку затруднительно: нужно разрабатывать сложное ПО, чтобы беспилотник смог ориентироваться в здании. Такая же проблема с многоквартирными домами. Без дополнительной защиты дрон могут просто украсть, либо перехватить контроль над ним. Надо дорабатывать как «железо», так и программное обеспечение.

Доставка еды дронами

Об этом думал каждый, кто хоть раз ждал по часу свои суши или горячую пиццу. Беспилотник справился бы быстрее. Актуальна такая услуга и для тех, кто работает в офисе, и нет возможности посетить кафе на обеде. Впервые в России еду на летательном аппарате доставила компания «ДоДо Пицца» в рамках показательной акции. Они использовали дроны компании «Коптер Экспресс».

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

Главная проблема в доставке еды – ее нужно передавать в руки заказчику, а это сложно контролировать. Не стоит забывать и об ограничениях в законе, о которых говорилось ранее. За показательное выступление «ДоДо Пицца» хотели даже оштрафовать. Разрешения на полеты у них не было, да и коптеры никто не регистрировал, как предписано в законодательстве. В итоге, штраф 50 000 рублей назначили «Коптер Экспресс» в ходе судебного разбирательства.

Доставка товаров коптерами

Беспилотники еще не скоро заменят живых курьеров. И дело даже не в препонах гос. органов или технических недоработках дронов. Доставка товаров таким способом предполагает внесение предоплаты. А таких заказов меньше, если учитывать общее количество доставляемых товаров. Практическая возможность снабдить каждый дрон кассой пока отсутствует.

Вторая проблема – недоверие покупателей беспилотной технике. Пока система не отработана, будут случаться сбои, задержки и срывы доставки. А страдать будет получатель груза. И особенно тяжело придется юр. лицам при заказе важной документации. Люди понимают это и не готовы отказаться от проверенного и работающего способа транспортировки товара к порогу своего дома.

Обзор мирового опыта коммерческой доставки грузов с помощью беспилотников

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

Идея использование беспилотников для коммерческой доставки грузов уже давно витает в воздухе. Не смотря на существующие административные барьеры, энтузиасты и корпорации вкладывают миллионы долларов в развитие данного направления, и это дает свои плоды.

В данной статье проведем обзор наиболее интересных случаев использования беспилотников, а если более конкретно — беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), для доставки грузов в коммерческих целях.

Amazon. Сервис доставки заказов Prime Air

Компания Amazon, крупнейший Интернет-ритейлер, в декабре 2013 анонсировала свой самый быстрый способ доставки покупок – Amazon Prime Air. При помощи данного сервиса покупки, сделанные в Интернет-магазине Amazon, будут доставляться клиентам в течение 30 минут, что в 4 раза быстрее, чем действующий самый быстрый способ доставки Amazon Prime Now. Столь существенно ускорения планируется добиться за счет использования дронов.

Предполагается, что работать все будет довольно просто. Покупатель делает онлайн заказ и указывает Prime Air как способ доставки. В логистическом центре компании товар, выбранный клиентом, загружается на беспилотник. Затем БПЛА летит по указному адресу, приземляется, проводит выгрузку товара и улетает. После этого клиент забирает с земли упаковку с товаром.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

В декабре 2016 компания провела первую тестовую доставку с использованием Prime Air.

Некто Ричард Б. , живущий в графстве Кембриджшир, Англия, заказал Amazon Fire TV и собачий корм. Вес заказа составил 2. 1 кг. Дрон, пролетев порядка нескольких миль, доставил покупку в течение 13 минут. Управление полетом дрона от взлета до посадки велось в автоматическом режиме. Люди выполняли лишь роль контролёра. Помещение груза в дрон перед взлетом также проводилось в автоматическом режиме.

В проекте, кроме ранее представленного дрона, использовались еще два аппарата. Первый был замечен в рекламном ролике с Джереми Кларксоном.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

А второй отметился в ролике о первой доставке.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

Но основной технической изюминкой проекта можно назвать идею использования аэростатов как логистических центров для хранения грузов и запуска беспилотников.

Помимо разработки дронов компания сформулировала концепцию (тут и тут) разделения аэровоздушного пространства между пилотируемой авиацией и дронами.

Для обеспечения безопасности Amazon предлагает ограничить максимальную высоту полета дронов в 400 футов (~ 122 м), что на 100 футов (~ 30 м. ) меньше чем минимальная разрешенная высота полетов гражданской авиации.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

Также компания отмечает, что доставка с помощью БПЛА может по-настоящему раскрыться только при использовании автоматической системы управления полетами дронов, в которых человек выполнял бы только роль контролёра и мог одновременно обслуживать нескольких дронов.

На момент написания статьи сервис Prime Air находился на этапе тестирования.

Видео о проекте

Анонс доставки Amazon Prime Air, 1 дек. 2013 г.

Интернет-кинотеатр Netflix тролит проекты по использованию дронов, 14 фев. 2014 г.

Первая доставка Amazon Prime Air, 14 дек. 2016 г.

Google. Project Wings

В 2012 г. корпорация Alphabet (материнская компания Google), а точнее ее подразделение «X», занимающееся инновационными разработками, начала прорабатывать вопросы доставки грузов дронами, а спустя два года, в августе 2014 года был анонсирован проект Wings.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

Wings — это исследовательский проект, направленный на разработку автоматизированного БПЛА и инфраструктуры для его использования. В отличии от Amazon, разрабатывющей беспилотники для себя, Google стремилась создать сервис по доставке, который будет востребован другими компаниями.

В проекте было продемонстрировано несколько типов беспилотников, причем построенных по разным аэродинамическим схемам.

Первый тип БПЛА — построенный по схеме летающего крыла с вертикальным взлетом и посадкой (тэйлситер). При нахождении на земле аппарат находится в вертикальном положении и «сидит на хвосте». После взлета аппарат принимает горизонтальное положение и летит как обычный самолет.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

Выгрузка происходит путем опускания груза на тросе, при этом аппарат зависает в воздухе. Как только груз оказывается на земле, от него отцепляется трос и втягивается в БПЛА.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

Через несколько месяцев тестирования данный дизайн был признан неудачным, и его заменили на новый, где используются отдельные двигатели, работающие в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

После первой публичной демонстрации в 2014 г. проект искал себе реального применения. Сначала шли переговоры о доставке грузов медицинского направления, а затем о доставке еды и напитков, но, к сожалению, ни один проект так и не вышел в продуктивную фазу.

В ноябре 2016 г. поступила информация, что Project Wings переведен в стадию заморозки, а части его сотрудников предложено подыскать себе новую работу.

Основной причиной неудач проекта, по мнению Bloomberg, являются административные ограничения на коммерческую перевозку грузов беспилотниками.

Первый анонс проекта Google Wings, Introducing Project Wing, 28 авг. 2014 г.

Второй анонс проекта Google Wings, Introducing Project Wing, 18 апр. 2016 г.

DHL. Использование дронов для доставки посылок

DHL — одна из крупнейших логистических компаний мира — проявляет устойчивый интерес к использованию БПЛА для доставки грузов.

Первые летные испытания компания провела в 2013 году в городе Бонн, Германия. В ходе эксперимента БПЛА, который в компании называют «Parcelcopter» (что в вольном переводе на русский означает «посылколет»), в течение недели перевозил посылки через реку Рейн, и выглядело это так: на одном берегу располагалось место старта, где к дрону прикреплялся груз, и находился оператор, управляющий полетом.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

На другом берегу, рядом со штаб-квартирой DHL, находилась точка сброса груза. Дрон взлетал на одном берегу, перелетал реку, сбрасывал груз и возвращался обратно. Расстояние между точками составляло порядка 1 километра.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

Следующие летные испытания проводились через год после первых осенью 2014 г. В течение 3 месяцев дроны перевозили медикаменты и предметы первой необходимости из г. Нордайх, Германия, на остров Йюст, Германия. Маршрут полетов пролегал над Северным морем и имел протяженность 12 км.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

Для проведения полетов DHL получила официальное разрешение от авиационных властей, а сама зона полетов была закрыта для гражданской авиации.

Общая схема эксперимента выглядела следующим образом: медики с острова Йюст делали заказ на лекарства. После этого лекарства доставлялись в точку запуска БПЛА на северном побережье г. Нордайх. Дрон с грузом взлетал и в автоматическом режиме летел на остров, где совершал посадку. Лекарства выгружались из дрона и сотрудник DHL доставлял их заказчику.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

С января по март 2016 г. DHL провела очередной этап испытаний дронов. На этот раз в качестве зоны совершения полетов были выбраны Баварские Альпы, Германия. Доставка проводилась между коммуной Райт-им-Винкль, расположенной в долине, и горным поселением, расположенным на плато Винкльмозальм. Расстояние между ними составляло 8,3 км. , а перепад высот был 500 метров.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

В ходе испытаний в коммуне и в горном поселке установили гибриды автоматизированной почтовой станции и аэропорта для дронов — DHL Packstation with SkyPort (далее — Skyport).

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

Когда житель горного поселка заказывал в Интернет-магазине какой либо товар, тот сначала доставлялся в Skyport, расположенный в коммуне, а затем дроном перевозился в Skyport, расположенный на горном плато, откуда его уже забирал покупатель. Подобным образом за время эксперимента было доставлено около 130 посылок.

На момент написания статьи сервис доставки с помощью БПЛА в продуктивный режим еще не вышел.

Первые испытания DHL Parcelcopter. Видео DHL, 9 дек. 2013 г.

Первые испытания DHL Parcelcopter. Видео Microdrones, 9 дек. 2013 г. microdrone md4-1000 DHL parcel copter transports medicine across river

Использование DHL Parcelcopter 2. 0 для доставки медикаментов на остров Йюст, DHL, 20 окт. 2014 г.

Использование DHL Parcelcopter 2. 0 для доставки медикаментов на остров Йюст, Microdrones, 24 сент. 2014 г.

DHL parcelcopter launches initial operations for research purposes, 25 сент. 2014 г.

DHL to Deliver Medicine via Drone. WSJ, 25 сент. 2014 г.

Осуществление доставки с помощью DHL Parcelcopter 3. 0, 9 мая 2016 г.

Эволюция DHL Parcelcopter, 9 мая 2016 г.

Zipline. Доставка медикаментов и образцов крови

В 2016 году калифорнийская компания Zipline по договоренности с правительством Африканского государства Руанда приступила к доставке донорской крови и медикаментов с помощью БПЛА.

Процесс устроен следующим образом: врач клиники, нуждающейся в срочной поставке крови, отправляет заявку по SMS в специальный логистический центр. После получения заявки работники центра загружают припасы в беспилотник и запускают его. В проекте используются БПЛА самолетного типа, а взлет осуществляется с помощью катапульты.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

Добравшись до места назначения, беспилотник сбрасывает посылку с грузом на парашюте и улетает обратно в логистический центр. Сотрудник клиники, заказавшей поставку, подбирает посылку с земли.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

По возвращении дрон приземляется на специальный аэрофинишер.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

Один логистический центр способен обслуживать клиники в радиусе 70 км. Использование катапульты и аэрофинишера освобождает проект от необходимости обустройства взлетно-посадочной полосы и использования колес на БПЛА для посадки.

Самой важной особенностью проекта является то, что он функционирует в продуктивном режиме и полностью согласован с правительством Руанды. Более того, оно даже оплачивает полеты.

Успешный опыт использования БПЛА, полученный в Руанде, планируют перенести в Танзанию и США.

Matternet. Доставка медицинских грузов и сотрудничество с Mercedes-Benz

Свой дебют по использованию беспилотников калифорнийская компания Matternet провела в 2012 г. , моделируя доставку медикаментов в лагерь беженцев на Гаити.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

Для этого использовался квадрокоптер с прикрепленным к нему снизу грузовым отсеком. Аппарат периодически летал в лагерь и привозил туда небольшие посылки, содержащие медикаменты и предметы первой необходимости.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

На основании полученных во время этих испытаний данных руководитель компании — Андреас Раптопулос утверждал что, стоимость доставки груза весом 2 кг на расстояние 10 км составляет 24 цента.

В 2016 году компания участвовала в проекте по доставке образцов крови для выявления ВИЧ/СПИД среди жителей удаленных деревень в Республике Малави, Восточная Африка. В этом проекте компания использовала новую модель дрона, где груз располагался в центре квадрокоптера.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

Еще одним важным событием в жизни компании стало анонсированное в 2016 г. сотрудничество с автогигантом Mercedes-Benz по разработке нового типа грузового микроавтобуса — Vision Van, который можно назвать «автомобильным авианосцем». Данный микроавтобус оснащен грузовым отсеком и дронами для доставки грузов.

Предполагается что микроавтобус будет перевозить грузы с дронами на большие расстояния, а дроны будут доставлять грузы непосредственно заказчикам, в тот момент, когда микроавтобус совершит остановку неподалеку.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

На момент написания статьи ни один из проектов компании по доставке грузов с помощью БПЛА также не находился в продуктивном режиме.

Andreas Raptopoulos: No roads? There’s a drone for that, TED, 21 нояб. 2013 г.

Fully Autonomous Electric Flying Vehicle by Matternet, Inc. , 20 нояб. 2015 г.

Malawi uses drones to speed-up HIV diagnosis, 16 мар. 2016 г.

Mercedes-Benz Van of the Future, 7 сент. 2016 г.

Mercedes-Benz Vision Van concept, 8 сент. 2016 г.

Mercedes-Benz Teams Up With Drone Startup Matternet, Bloomberg, 19 дек. 2016 г.

UPS. Почтомобиль-авианосец

В феврале 2017 почтовый гигант UPS объявил о полевых испытаниях почтового фургона и по совместительству аэродрома для дронов.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

Концепция использования машины такая же, как и в проекте Matternet и Mercedes-Benz. Фургон с посылками подъезжает к поселку, а затем дроны разносят посылки по домам. Считается, что подобный подход может ускорить обслуживание клиентов и облегчить труд водителя фургона.

На момент написания статьи данный проект находился в режиме тестирования.

UPS tests residential drone delivery, 21 февр. 2017 г.

Российский стартап Коптер-Экспресс. Доставка «ДоДо пиццы» и SIM карт Yota

В июне 2014 года в городе Сыктывкар компания «ДоДо Пицца» вместе с Российским стартапом «Коптер Экспресс» осуществляли доставку пиццы дронами.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

В качестве клиентов выступали обычные жители города, гулявшие в людных местах. К ним подходил представитель компании (активный продавец) и предлагал сделать заказ пиццы, которую им по воздуху доставит дрон. Людям было интересно, они делали заказы, после чего к ним в течение 15 минут прилетал дрон и спускал пиццу на тросе. Представитель снимал пиццу с троса, передавал ее покупателю и производил с ним денежный расчет.

Примечательно, что через неделю после начала данных работ компании пригрозили штрафом, а руководителя «Коптер Экспресс» оштрафовали на 50 тыс. рублей, правда затем штраф был отменен в судебном порядке.

В сентябре 2015 сотовый оператор Yota при партнерстве с Коптер-Экспресс осуществлял доставку своих сим-карт с помощью дронов.

Для этого в четырех Московских парках были установлены промо-стенды, к которым прилетал дрон. Девушка-продавец снимала с дрона сим-карту и отдавала ее клиенту.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

В августе 2016 была проведена еще одна акция по доставке пиццы с помощью дронов, но на этот раз в Самаре.

На момент написания статьи проекты компании по перевозке грузов дронами находятся на этапе тестирования.

Додо Пицца. Как мы доставляли пиццу дронами, 2 июл. 2014 г.

Коптер Экспресс презентация на Drone Expo Show 2016, 22 авг. 2016 г.

Доставка автономным дроном в Самаре, 20 сент. 2016 г.

Domino’s Pizza. Проекты по доставке пиццы

Проекты международной сети пиццерий Domino’s Pizza по использованию дронов для доставки пиццы впечатляют своей глубиной и разноплановостью.

Так в июне 2013 года компания представила концептуальную модель по доставке пиццы с помощью БПЛА DomiCopter.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

В марте 2016 компания продемонстрировала концепт колесного дрона для доставки пиццы.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

В августе 2016 стало известно о планах компании по совершению тестовых доставок пиццы летающими дронами в Новой Зеландии.

На момент написания статьи все проекты компании находились на этапе тестирования.

Introducing the Domino’s DomiCopter!, 3 июн. 2013 г.

Introducing DRU, 17 мар. 2016 г.

Lakemaid Beer. Доставка пива

В январе 2014 американская пивоварня Lakemaid Beer доставляла пиво с помощью БПЛА любителям зимней рыбалки на замерзшем озере Вакония, штат Миннесота, США.

Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили? Часть 2 — Будущее на vc.ru

По данному факту, как обычно, было снято рекламное видео, после вирусного распространения которого проведение полетов было запрещено американским авиационным регулятором.

Примечательно, что в проекте использовался мультикоптер большой грузоподъемности, способный перевести за раз ящик пива. Хотя, основываясь на детальном изучении видео, скептики считают, что ящик был пустым, а видео постановочным.

Lakemaid Beer Drone Delivery, 24 янв. 2014 г.

Воздушная доставка в городах

Преодолевать запруженные улицы проще всего по воздуху. Дрон — первое решение, которое напрашивается для беспилотной доставки лёгких грузов.

Российские «Додо Пицца» и «Коптер Экпресс» ещё летом 2014 года доставляли пиццу дроном. Шесть клиентов в Сыктывкаре получили её с неба. Правда, пицца прилетала только в один парк и опускалась в руки промоутеру. И эксперимент не получил развития из-за ужесточения законодательства. Но зато новость облетела мир.

Дрон приземлялся только при погрузке возле пиццерии. А в точке доставки он спускал пиццу на тросе

Компания Amazon пять лет разрабатывала сервис Prime Air — доставку самоуправляемыми дронами. Первый заказ дрон Amazon успешно доставил 7 декабря 2016 года. Дело было в окрестностях английского Кембриджа. Это сельская местность, там меньше рисков и сложностей.

Грузоподъемность дрона Amazon — 2,3 кг. Больше 75% заказов укладываются в этот вес. Первому клиенту дрон доставил телевизионную приставку и пакет попкорна.

С тех пор Amazon совершенствовала софт и дроны, получала разрешения и проводила испытания. А в конце 2020 года начала сворачивать проект Prime Air и увольнять сотрудников из-за плохого менеджмента. Но и с дронами есть проблемы.

Самая большая трудность — последние два метра до земли. Одно дело — приземляться в поле, и совсем другое — около подъезда или на балконе. Нет гарантий, что дрон никого не травмирует и ничего не повредит.

Альтернатива приземлению — трос, как у «Додо Пиццы». Эту технологию использует, например, стартап A2Z Drone Delivery. Другой вариант — сброс посылки с небольшой высоты на парашюте или подушке безопасности. Эти технологии запатентовала Amazon.

Контейнер будет отстреливаться от дрона назад, чтобы погасить горизонтальную скорость. Дрон проследит за падением контейнера. Если понадобится поправить траекторию, дрон подаст ему команду выпустить закрылки, парашюты или баллоны с воздухом.

Еще более серьезная проблема — безопасность. Если число дронов над городом вырастет, они будут врезаться друг в друга и падать вниз. А это уже реальная угроза для людей и животных, автомобилей и другого имущества.

Чтобы предотвратить это, Amazon запатентовала систему «умного» саморазрушения дрона-беспилотника.

При аварии или поломке дрон не грохнется куда попало, а разделится на небольшие части. Они приземлятся в безопасные места: в пруды, на деревья.

Концепция многоуровневых «ульев» выглядит особенно интересной. В отличие от традиционных складов «ульи» очень компактные, поэтому их можно строить в центре города. Это сократит время доставки. А еще дроны взлетают сразу с большой высоты и не мешают пешеходам.

Архитектура многоуровневого склада может быть любой, но каждый вариант действительно похож на улей.

Однако в ближайшем будущем эти патенты не понадобятся. Доставка дронами все еще дорогая, законы тоже мешают. По мнению экспертов, она станет массовой не раньше 2027 года.

Наземная доставка в городах

Более перспективной выглядит доставка наземными беспилотниками.

Роверы «Яндекса» с декабря прошлого года доставляют еду и продукты в нескольких районах Москвы и в Иннополисе под Казанью. С июля этого года они появились и в городе Мурино под Санкт-Петербургом.

Невысокий ровер ездит с ярким флагом, чтобы быть заметнее водителям и пешеходам.

Шестиколесный беспилотник сам планирует маршрут, объезжает препятствия, пропускает пешеходов и животных. Когда ровер доезжает до подъезда клиента, тот выходит, нажимает кнопку в приложении и забирает заказ из открывшегося люка.

Роверу «Яндекса» с его жестким шасси необходима хорошая городская инфраструктура: ровный асфальт, плавные съезды с тротуаров на пешеходные переходы. Но разбитые дороги и бордюры не станут препятствием для колесных беспилотников.

Компания FedEx в начале 2019 года представила робота-курьера SameDay Bot. Его адаптивное шасси справляется с неровностями на дороге.

Роверы-курьеры подходят для доставки по району, но не на другой конец города. Максимальная скорость ровера — 10–15 км/ч, и он ездит по тротуарам, где постоянно притормаживает перед пешеходами. Для интернет-магазина с одним складом на весь город ровер — не вариант. Поэтому разрабатываются более крупные беспилотные доставщики.

Автономные фургоны Nuro развозят заказы в нескольких штатах США. По длине и массе (274 см, 680 кг) они примерно равны двухместным легковым автомобилям Smart и перевозят до 20 пакетов с товарами. Скорость пока ограничена 40 км/ч, но это намного больше, чем у роверов.

Модель Nuro R2 стала первой за долгие десятилетия машиной, которой разрешили выехать на дороги США без зеркал заднего вида. На модель Nuro R1 устанавливали символические зеркала для соответствия законам

Эстонская компания Cleveron в 2023 году первой в Европе получила разрешение использовать на дорогах общего пользования беспилотник без человека внутри. Cleveron 701 похож на Nuro габаритами, но это не фургон с отсеками, а универсальная платформа. На ней можно расположить что угодно: от боксов для посылок до кофейного автомата.

Cleveron 701 проходит испытания в эстонском городе Вильянди. Серийное производство начнется в 2023 году

Совсем без участия человека доставка Cleveron не обходится, но экономия на персонале значительная: один удаленный оператор может присматривать одновременно за десятью беспилотниками.

Так выглядит рабочее место оператора. Большую часть времени он просто наблюдает за видео с камер, но при необходимости готов помочь автоматическому доставщику.

При всей своей мобильности беспилотные роверы и машины не умеют делать одну важную вещь: доставлять заказы до порога. А далеко не всем клиентам хочется выходить на улицу. Видимо, без ходячих роботов эту задачу не решить.

Ford и фирма Agility Robotics еще в 2019 году показали двуногого робота-доставщика Digit-1. Он работает в паре с беспилотным фургоном. Когда фургон приезжает по нужному адресу, робот выгружается, раскладывается, берет коробку и доносит ее до двери. В перспективе такие работы вытеснят с рынка доставки живых курьеров.

Digit-1 носит до 18 кг, обходит препятствия и поднимается по лестницам

Как вы относитесь к беспилотному грузовому транспорту? Для вас принципиально, кто привезет ваш заказ — живой человек или машина?

Насколько же высока вероятность внедрения дронов у нас в ближайшие несколько лет?

Государство поддерживает использование беспилотных летательных аппаратов, что открывает новые горизонты развития. Однако ситуация осложняется тем, что технологии дронов каждые несколько лет стремительно меняются, поэтому действовать нужно оперативнее.

Стоит отметить, что использование дронов значительно снижает выбросы парниковых газов, а также они уменьшают расход энергии. Однако цена этому далеко не маленькая –– около 300-500 тысяч рублей за платформу и это без учета работы оператора, который будет через программу выстраивать нужную логистику. Расходы на дроны по сравнению с зарплатой курьера и возмещения средств за бензин колоссальные. Также необходима установка распределительных центров, которые должны быть в радиусе 10-15 км.

Во время вспышки пандемии, компании осознали, что дроны могут решать критически важные вопросы. Это способствует его скорейшей интеграции на рынок. Тем не менее, ограничения, связанные с весом груза, стоимость, а также диапазон доставки создают дополнительные проблемы для внедрения беспилотников в систему доставки.

Массовое применение дронов для доставки станет доступно в течение 5-6 лет

Для применения БПЛА в курьерской сфере важно развить инфраструктуру для идентификации дронов и управления воздушным движением. Производствам, городским властям и другим организациям важно учесть все риски, которые могут помешать деятельности беспилотника или принести ему урон. Сбитый БПЛА представляет большую угрозу в местах скопления людей. Также, влияние радиоволн может негативно сказаться на работу системы.

Таким образом, можно сказать, что внедрение дронов в сферу доставок возможно. Для этого необходимо учесть все технические особенности, внешние факторы, а также бюджет, который может составить, по мнению аналитиков, более $1 миллиона. Однако окупаемость может возрасти более чем на $1 млрд в год.

Антон Ларсен, 

директор отдела промышленных решений SKYMEC. Для NEW RETAIL

При использовании материалов статьи ссылка на источник обязательна.

Выводы

Мы живем в момент, когда можем лицезреть начало нового витка технического прогресса. Через десяток лет к гудкам машин на дороге добавится ритмичное жужжание дронов за окном, летающих туда-сюда, перевозящих всякую ерунду. Прецедент уже создан, дроны уже используются для коммерческой доставки грузов.

Но прежде чем это хорошее или плохое будущее наступит, необходимо решить множество задач. Самая главная из которых — найти баланс интересов всех сторон, на которые использование БПЛА может тем или иным образом повлиять. Чтоб было понятно, приведу пример подобных интересов. Бизнес для своего развития требует новых форм доставки грузов, гражданам требуется, чтобы дроны не угрожали их жизни, государству необходимо сохранить гостайну и т. Только при сохранении данного баланса можно выстроить справедливую систему законодательного регулирования использования БПЛА.

Законодательство — последний барьер перед использованием дронов. С точки зрения техники они готовы.

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий