Беспилотные авиационные системы на страже России

Беспилотные авиационные системы на страже России Лодки
Содержание
  1. Что может беспилотник
  2. Обоснование применения беспилотных летательных аппаратов
  3. Что такое квадрокоптер
  4. Основные виды российских моделей бпла
  5. 2023: создание технологии беспилотного самолета-дрона для поиска потерявшихся людей
  6. 2023: использование бпла для слежения за безопасностью на пляжах в москве
  7. 2020: использование машинного обучения в разработке метода для повышения эффективности поиска людей
  8. Беспилотная авиация мчс россии за год выполняет более 7,7 тыс. полетов – новости – мчс россии
  9. Беспилотники – авиация – мчс россии
  10. Беспилотные системы dji помогают волонтерам-поисковикам из lizaalert
  11. Бпла мчс
  12. Виды беспилотных летательных аппаратов
  13. Дополнительное специализированное оборудование беспилотных аппаратов
  14. Использование квадрокоптеров для профилактики пожаров
  15. Какими должны быть дроны для поиска людей
  16. Направления развития беспилотной авиации в россии
  17. Применение беспилотных летательных аппаратов в интересах мчс россии
  18. Применение квадрокоптеров на пожаре.
  19. Топ-5 популярных моделей
  20. Функциональные характеристики бпла

Что может беспилотник

Задачи применения беспилотных летательных аппаратов в МЧС можно классифицировать по четырем основным группам:

  • обнаружение чрезвычайной ситуации;
  • участие в ее ликвидации;
  • поиск и спасение пострадавших;
  • оценка ущерба.

Таким образом, с помощью беспилотной авиации МЧС России выполняет ряд важных задач, в том числе таких, как:

  • контроль зон ЧС, поиск объектов заинтересованности;
  • мониторинг пожароопасной, паводковой и ледовой обстановки, разведка путей движения;
  • обеспечение связи и ретрансляция данных (команд);
  • мониторинг районов химических и радиационных аварий;
  • аэрофотосъемка заданных районов;
  • доставка малогабаритных грузов в назначенные районы.

Использование тепловизора, входящего в комплектацию беспилотных воздушных судов, способствует выявлению скрытых очагов возгорания, прогнозирует обрушение конструкций и сооружений путем определения температуры поверхности, что позволяет эффективно осуществлять меры по профилактике и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

В конструкторском бюро Маслова разработан перспективный многоцелевой российский противопожарный вертолет RUMAS-10. На вертолете установлена струйная система пожаротушения барабанного типа. Кроме того, есть пневматическая баллистическая система (пушка) для высокоточного метания порошковых зарядов (снарядов) пожаротушения на расстояние в 25–30 м, что позволяет вести “стрельбу” по очагам огня в горящих помещениях.

Смотрите про коптеры:  Прикормочный кораблик для рыбалки - лучшие модели в 2019 году | Рыбалка и Охота новости

Обоснование применения беспилотных летательных аппаратов

В тех случаях, когда возникает опасность поражения значительной зоны территории катастрофами, вызванными техногенными, террористическими или природными факторами, пилотная авиация не всегда может успешно применяться по ряду причин. Главными проблемами являются высокая стоимость полёта, которая составляет в среднем 25 тысяч рублей в час, метеорологические условия, которые препятствуют полёту и время реагирования до 6 часов.

Временные промежутки, в которые осуществляется тушение пожаров, имеют определённую динамику, поэтому процесс ликвидации источников возгорания привязан к этому фактору. Горение до обнаружения пожара – это начальный промежуток. После установления факта возгорания и выезда оперативной бригады к месту пожара проходит также определённый период.

Разведка пожара и начало тушения входят в следующие временные интервалы, после чего следует тушение непосредственно пламени, локализация беспламенного горения и дотушивание – ликвидация прочих очагов горения на территории, подвергшейся действию огня.

Окончательным этапом работ является окарауливание, во время которого осуществляется тушение скрытых очагов пожара. Поэтому БПЛА исполняют роль разведывающего устройства, контролирующего размеры очагов возгорания, осуществляют оперативную подачу картины пожара и таким образом помогают руководителю тушения пожара правильно координировать действия пожарного расчёта.

Что такое квадрокоптер

Квадрокоптер – это беспилотный управляемый летательный аппарат.

Квадрокоптер — это разновидность  мультикоптера. Его особенность наличие 4 винтов. Устройство и принцип работы всех мультикоптеров практически одинаковы, разница состоит в количестве винтов и подъемной силе, соответственно. Мы остановимся на изучении квадрокоптера.

Управление квадрокоптером производится с помощью радио волн, между дистанционным пультом и приемными антеннами аппарата. Движущим элементом квадрокоптера являются пропеллеры, размещенные в верхней части корпуса аппарата. Последние приводятся в движение высокоскоростными электрическими двигателями. Элементами питания служат литий-ионные или литий-полимерные аккумуляторы.

Перемещение квадрокоптера возможно во всех плоскостях. Изменение направления и положение в воздухе происходит за счет скорости вращения каждого пропеллера. По парно пропеллеры вращаются в разные стороны.

Для управления и ориентации квадрокоптера используется GPS – модуль.  За счет данных спутников позволяет обнаруживать квадрокоптер на местности, возвращать его в точку запуска и т.д.

Высота и дальность полета квадрокоптера зависит от заряда аккумуляторов и дальности действия передатчика радио сигнала. Также особую роль у квадрокоптера занимает характеристика подъемной массы. За счет этого на квадрокоптер возможно устанавливать дополнительное оборудование. Например, несколько камер наблюдения с накопителем, камера для съемки в 360 градусов, тепловизоры и т.д.

Основные виды российских моделей бпла

В число наиболее используемых на территории РФ БПЛА входит дистанционно-пилотируемый аппарат «Искорка», который ретранслирует оператору картину пожара на расстояние нескольких десятков километров. Он представляет собой что-то среднее между ракетной беспилотной техникой и обычной авиацией.

Shmel-1«Пчела-1Т», которая подаёт информацию в режиме рабочего времени, показывая, таким образом, постоянную картину меняющихся условий. Изначально эта модель использовалась в военно-промышленном комплексе.Беспилотvert zala«Пчела-1Т», которая подаёт информацию в режиме рабочего времени, показывая, таким образом, постоянную картину меняющихся условий. Изначально эта модель использовалась в военно-промышленном комплексе.Беспилотvert zalaZALA разработаны для наблюдения за изменением метеорологических условий на подстилающей поверхности. В их задачу входит теле- и тепловизионное изображение местности, накопление и анализ информации, а также ретранслирование, уточнение координат. Особенно ценным является тот факт, что в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций, представляющих угрозу для жизни человека, беспилотные вертолёты успешно выполняют свои функции.

Преимуществами вертолётных БПЛА является возможность посадки на неподготовленных участках, автоматический взлёт и приземление, наличие компьютеризированного контроля, который позволяет изменять дальность и высоту полёта.

Таким образом, технические возможности БПЛА настолько высоки, что они позволяют не ограничиваться физиологическими характеристиками человека, удобны, экономичны, многофункциональны. Это делает отрасль производства БЛА наиболее перспективной ввиду способности локально, перманентно и дистанционно оценивать различные условия и производить ретрансляцию в отдалённые точки на центральные пульты контроля.

2023: создание технологии беспилотного самолета-дрона для поиска потерявшихся людей

В апреле 2023 года стало известно, что в Печатниках на базе технополиса «Москва» была создана технология беспилотного самолета-дрона для поиска потерявшихся людей. Полностью автономный дрон с дополнительной станцией для подзарядки был сконструирован учеными из «Коптер экспресс».

Данная разработка позволит значительно увеличить покрывающую площадь поиска пропавшего человека или группы лиц. Ученые смогли преодолеть трудность, связанную с быстрым выходом из строя дронов и малой площадью покрытия поиска.

Китайская компания DJI, специализирующаяся на производстве гражданских беспилотников, опубликовала[4] в марте 2023 года суммарный отчет о зарегистрированных случаях спасения людей с помощью мультикоптеров.

С распространением гражданских беспилотников многие организации начали их использовать для помощи людям в опасных ситуациях. Дроны могут с помощью обычных и инфракрасных камер искать потерявшихся людей в лесах или не эвакуировавшихся из города при потопе, беспилотники могут обследовать труднодоступные районы, а также способны переносить снаряжение для помощи пострадавшим по воздуху, когда другие пути доставки представляют угрозу для спасателей.

Несмотря на то, что новости о подобных происшествиях время от времени появляются в СМИ, они перемешиваются с сообщениями общего типа «в спасательной операции был задействован беспилотник», поэтому сложно оценить реальное количество людей, которым действительно помогли мультикоптеры в критической ситуации.

Всего в отчет попала информация о 18 разных ситуациях, в которых дроны спасли 59 человек, 38 из которых спасены за последние 10 месяцев, что приблизительно соответствует одному человеку в неделю. При этом треть (20 человек) спасены не поисково-спасательными организациями, а простыми людьми с помощью собственных мультикоптеров.

Отчет DJI не претендует на полноту описания — представители компании отмечают, что в таблицу попали только происшествия с конкретной информацией о том, что использование беспилотника оказалось ключевым фактором. Кроме того, в сообщении о происшествии должна была быть точная информация о количестве спасенных людей, которым действительно находились в ситуации, опасной для жизни.

2023: использование бпла для слежения за безопасностью на пляжах в москве

В течение пляжного сезона 2023 года за безопасностью на пляжах Москвы будут следить беспилотные летательные аппараты. В проекте планируется задействовать более 20 квадрокоптеров «нового поколения», сообщается на официальном сайте мэра Москвы[2].

С помощью дронов будет осуществляться патрулирование в общей сложности 11 пляжей. Это первый случай настолько масштабного использования дронов для наблюдения за водоемами в Москве, сообщает Главное управление МЧС России по Москве.

Квадрокоптеры будут летать над водой и транслировать видео со своих камер на планшеты дежурных спасателей. Видеонаблюдение даст спасателям возможность вовремя заметить утопающего или ребенка, оставшегося без присмотра взрослых, а также попытку развести огонь в не предназначенном для этого месте.

Как сообщает МЧС, тестирование беспилотников над акваторией Москвы-реки началось в 2023 г., и эксперимент оказался успешным. Помимо наблюдения за водоемами министерство использует дроны для наблюдения за лесами в течение лета, чтобы отследить случаи возгорания. Также беспилотники используются для розыска потерявшихся в лесу грибников и в других случаях.

2020: использование машинного обучения в разработке метода для повышения эффективности поиска людей

Трое научных сотрудников, работающих в Университете Иоганна Кеплера (Линц, Австрия) — Дэвид Шедл (David Schedl), Индраджит Курми (Indrajit Kurmi) и Оливер Бимбер (Oliver Bimber) — разработали в 2020 году метод на основе технологий машинного обучения, который должен радикально повысить эффективность поиска людей, заблудившихся в зонах с плотной растительностью[1].

Сегодня, если необходимо экстренно разыскать людей, заблудившихся в лесу, поисково-спасательные бригады обычно используют вертолеты или дроны. Спасатели летают над районом, где вероятнее всего можно обнаружить пропавших. Проблема в том, что в условиях густой растительности рассмотреть человеческие фигуры в зарослях почти невозможно.

Немного помогают в данной ситуации тепловизоры, позволяющие «видеть» сквозь кроны деревьев. Но и здесь есть существенные ограничения. К сожалению, в некоторых случаях тепловидение также оказывается не особенно эффективным, например, когда солнце нагревает деревья до температуры, близкой к температуре тела человека.

Тем не менее, как доказали исследователи, используя технологии искусственного интеллекта можно отчасти решить эту проблему. Специальный алгоритм машинного обучения, разработанный командой, собирает группу изображений определенной области, полученную в результате съемки с вертолета или дрона, и затем объединяет их таким образом, что они формируют тепловизионную картинку, обладающую гораздо большим разрешением, чем у единичного тепловизора.

Беспилотная авиация мчс россии за год выполняет более 7,7 тыс. полетов – новости – мчс россии

В рамках дня авиации МЧС России специалисты отметили важность беспилотников в авиационном обеспечении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

Так, за прошлый год беспилотная авиация МЧС России выполнила более 7,7 тыс. полетов. За 2100 часов полетов с воздуха обследовано почти 12 тыс. кв. км, выявлено более 90 очагов пожаров площадью свыше 2 тыс. кв. км., обследовано 270 объектов. 

При проведении поисковых работ с применением беспилотных воздушных судов найдено 37 человек, потерявшихся в лесных массивах и труднодоступных районах, в т.ч. 16 человек в дельте реки Волга.

Применение беспилотной авиационной техники в МЧС России начато в 2009 году на базе отряда «Центроспас» в подмосковном Жуковском.

За истекший период беспилотные авиационные системы (далее – БАС) МЧС России применялись в ходе авиационного обеспечения мероприятий по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий, связанных с возникновением крупных лесных, торфяных, ландшафтных пожаров, пожаров, наводнений и подтоплений, техногенных аварий, при выполнении поисково-спасательных, аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В настоящий момент структура беспилотной авиации МЧС России представлена входящими в нее 80 организационно-контролирующими подразделениями и 170 подразделениями, эксплуатирующими БАС. Штатное количество специалистов составляет более 800 человек. В ведомственном авиапарке насчитывается около 400 единиц БАС. 

В настоящий момент в Министерстве взят курс на количественно-качественное обновление парка БАС до 2025 года с оснащением подразделений беспилотной авиации современными многофункциональными БАС, конструктивно размещенных на базе передвижных пунктов управления – автомобилях повышенной проходимости различной модификации, обеспечивающих их мобильность и автономность. 

Входящие в БАС беспилотные воздушные суда самолетного, вертолетного и комбинированного типов с унифицированными сменными и смешанными целевыми нагрузками, различными радиусом действия и продолжительностью полета, возможностью применения в различных климатических условиях позволяют выполнять весь комплекс разведывательных, специальных и транспортных задач, в том числе проведение аэрофотосъемки местности для последующего создания ортофотопланов и 3D моделей рельефа местности.

Данный подход позволит осуществить надежное прикрытие территорий субъектов Российской Федерации, транспортных магистралей, потенциально опасных и важных объектов инфраструктуры, своевременное эффективное авиационное обеспечение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, в т.ч. крупномасштабных.

Для эффективного использования БАС в интересах Министерства созданы система управления подразделениями беспилотной авиации и система применения БАС, обеспечивающие решение всего круга задач, возлагаемых на беспилотную авиацию МЧС России.

Создана и продолжает совершенствоваться система подготовки квалифицированных специалистов беспилотной авиации, включающая профессиональную переподготовку в АГЗ МЧС России по специальности «Эксплуатация БАС», переучивание специалистов на штатные БАС, профессиональную подготовку в подразделениях и повышение квалификации.

Беспилотники – авиация – мчс россии

Беспилотные системы dji помогают волонтерам-поисковикам из lizaalert

Сегодня в России существуют десятки некоммерческих поисково-спасательных отрядов на добровольной основе. Большинство из них действуют по территориальному принципу и являются региональными организациями. Однако самой известной и общероссийской можно считать организацию LizaAlert, возникшую в сентябре 2023 года и названную в честь девочки Лизы Фомкиной, которую добровольческие отряды искали на протяжении 10 дней, но не смогли найти живой.

За 10 прошедших лет организация разрослась до общероссийских масштабов и стала реальной силой. Модернизируется и ее оснащение техническими средствами. Так, вот уже несколько лет волонтеры из LizaAlert пользуются беспилотными летательными аппаратами для поиска пропавших.

И основу беспилотного парка отрядов составляют дроны DJI. На своей официальной странице в социальных сетях специалисты беспилотного подразделения LizaAlert перечисляют следующие модели дронов, с которыми они работают и владельцев которых рады видеть среди добровольцев своей организации:

  • DJI Phantom 3 Pro;
  • DJI Phantom 4/ Pro/ Advanced;
  • DJI Phantom 4 Multispectral;
  • DJI Mavic 2 Pro/ Zoom/ Enterprise;
  • DJI Inspire 1/ 2.

Чтобы понять, почему именно эти модели дронов DJI являются наиболее предпочтительными для спасателей-поисковиков, необходимо разобраться в алгоритме проведения поисковой операции с привлечением беспилотников.

Бпла мчс

– поиск потерявшихся людей с беспилотника МЧС. Для этого можно применять беспилотники с камерой и тепловизором, основным здесь являеться тепловизор, так как человека под кронами деревьев в особенности если он в темно-монотонной одежде – практически не реально найти с помощью обычной камеры.

– информирование людей с беспилотника МЧС. При наводнениях, пожарах или других стихийных  бедствиях оповещения с беспилотника с помощью рупора (громкоговорителя) установленного на аппарате, евляеться весьма эффективным в условиях остутствия других способов оповещения. Использование громкоговорителя на мультикоптерах в МЧС зарекомендовало себя и для поиска потерявшихся людей.

– мониторинг потенциально опасных объектов с БПЛА МЧС. В первую очередь это объекты энергетики – нефте-газопроводы, ЛЭП, заводы, подстанции – и использвование разной целевой нагрузки на мальтироторных БПЛА для получения более полной информации о ситуацих просто необходимо, таких как:

1) аэрофото-аэровидео камеры

2) тепловизионные датчики

3) мультиспектрометры

4) разные датчики экологического мониторинга (счетчик гейгера и т.д.)


Однако для таких задач гораздо продуктивней будет использовать БПЛА с длительным временем полета самолетного типа:Trimble UX5 , Суперкам S350-f,  Геоскан 201,  Птеро-СМ,  ДЕЛЬТА-М,  Геоскан 101,  Птеро–Е5.

– слежение за развитием ЧС с БПЛА МЧС. Используя целевую нагрузку изпредыдущего пункта, можно также успешно проводить наблюдения и за оюъектами где происходит ЧС. При пожарах объект очень часто находиться за плотной пелиной дыма и чтобы была возможность “заглянуть”за нее и понять где и что именно горит применения тогоже тепловизора становиться необходимостью.

Виды беспилотных летательных аппаратов

Существует несколько критериев классификации беспилотников. Первый из них – назначение. По этому признаку аппараты делятся на следующие категории:

  1. Военные. Для наблюдения за территорией и ведения боевых действий.
  2. Поисковые. Помогают найти пострадавших в районах, пораженных катастрофами или стихийными бедствиями.
  3. Коммерческие. Служат для доставки грузов и посылок, иногда – для выполнения сельскохозяйственных задач.
  4. Гражданские. Используются для слежки за территорией.
  5. Специализированного действия. К ним относятся как дроны-пожарники, так и портативные метеорологические установки.
Беспилотные летательные аппараты в МЧС - обзор техники и технологии.
Применение дронов в тушении пожаров

По техническим характеристикам выделяют два вида устройств:

  1. Самолетные. Оснащены крыльями и предназначены для продолжительного полета широкого радиуса. Чаще всего используются в военной авиации.
  2. Вертолетные, или коптерные. Оснащены винтами, летают более плавно, чем самолетные устройства. Основным параметром в таких аппаратах считается количество винтов. Так, выделяют трикоптеры (3 винта), квадрокоптеры (4), гексакоптеры (6) и октокоптеры (8).

Еще один важный параметр классификации – размер и «выносливость» аппаратов. По этому признаку выделяют категории:

  1. Микро. Вес аппарата не превышает 10 кг, длительность полета не более 60 минут, а расстояние не превышает 1 000 метров.
  2. Мини. Вес устройства доходит до 50 кг, высота полета достигает 5 км, а продолжительность полета – 5 часов.
  3. Миди. Масса «середнячка» может доходить до 1 000 кг. Расстояние полета определяется в 10 км, а время полета – в 15 часов.
  4. Макси. Речь идет о полноценных самолетах и вертолетах, управляемых дистанционно. Масса аппарата превышает тонну, расстояние полета около 20 км. Длительность полета более суток.
Беспилотные летательные аппараты в МЧС - обзор техники и технологии.
Применение дронов в тушении пожаров

Дополнительное специализированное оборудование беспилотных аппаратов

БПЛА часто оснащаются лидарными комплексами, проводящими зондирование в спектральном диапазоне. Аэрозольный лидар применяется для оценки, характеристики и изучения перемещения аэрозольных частиц. Жидкость и кристаллические частицы в атмосфере изучают поляризационные лидары.

При авариях на АЭС применяются лидары DIAL, осуществляющие измерение изотопов йода в атмосфере. Направление и скорость ветра, уровень содержания высокомолекулярных примесей определяет СО2-гетероидный лидар, а характеристику турбулентности в атмосфере можно сделать по показаниям турбулентного лидара.

В том случае, когда необходимо обнаружить взрыв, выбросы раскалённых газов, применяется радиометр с инфракрасным излучением. Компактность и многофункциональность лидарного комплекса, установленного на БПЛА, позволяет использовать его в самых разных ситуациях при мониторинге параметров внешней среды.

/p>

GPS-приёмник ГЛОНАС представляет общую картину по результатам зондирования в спциальной картографической системе, когда результаты измерения накладываются на зоны изучаемой территории, показывая места изменения концентрации веществ и локализации очагов пожара.

Компьютерные системы, которыми оснащены БПЛА, наличие нескольких ретрансляторов позволяет оценивать тушение пожара на расстоянии нескольких тысяч километров, оперативно регулируя действия пожарно-спасательных бригад.

Использование квадрокоптеров для профилактики пожаров

Квадрокоптеры достаточно дорогостоящие аппараты, требующие определенных навыков управления и мастерства.

квадрокоптер патрулируетВ связи с этим использование коптеров в пожарной безопасности не так обширно, как хотелось бы.

Для профилактики пожаров и раннему выявлению возгораний, квадрокоптеры используются в качестве аппаратов наблюдения и разведки. Данные квадрокоптеры обеспечиваются специальными видео камерами и тепловизорами.

Квадрокоптеры применяются для мониторинга больших площадей, трудно доступных и мало проходимых мест.

К таким локациям относятся леса, торфяники, болота, горы, степи, мусорные свалки и другое. Также коптеры используются для проверки термоточек со спутниковых снимков.

Существуют факты использования квадрокоптеров для патрулирования и мониторинга противопожарного состояния больших по площади предприятий и объектов складирования. Раньше эту функцию выполняли многочисленные сотрудники охраны и пожарных дружин, при постоянном патрулировании и обходах территории.

Впоследствии их работу выполняют несколько подготовленных сотрудников, которые с определенной периодичностью осуществляют облет территории. Наиболее эффективными действиями которых отмечаются в ночное время, при патрулировании территории объекта с использованием тепловизора.

Широкое применение квадрокоптеров в профилактике возникновения пожара и раннем выявлении – будущее пожарной безопасности.

Какими должны быть дроны для поиска людей

В условиях нехватки людей огромное подспорье специалисты-поисковики видят в беспилотных летательных аппаратах. Развитие полетных параметров дронов, улучшение качества камер и универсальность использования беспилотников при различных погодных условиях делает их незаменимыми помощниками для спасения и поиска людей.

Сегодня основными требованиями к коптерам, стоящим на вооружении поисковых отрядов, опытные специалисты считают следующие характеристики:

  • хорошие полетные данные, позволяющие беспилотнику работать практически в любых погодных условиях;
  • достаточный диапазон и высота полета (особенно при поисках с лесистой местности);
  • возможность летать без подзарядки достаточное количество времени;
  • хорошие характеристики камеры дрона (высокое разрешение фото);
  • наличие ряда датчиков (тепловизионного и т.д.) на борту коптера.

Все эти требования вполне обоснованы. Поисковикам не приходится выбирать, в какой местности и при каких погодных условиях им предстоит выполнять поисково-спасательную операцию. Есть запрос – надо действовать. Именно поэтому важно иметь на вооружении надежный беспилотный аппарат, который может выполнять съемку на высоте, достаточной для обхождения препятствий в виде крон деревьев, заряда которого хватает для полноценной съемки обозначенного квадрата поиска и который сможет выполнять миссии и при минусовых температурах.

Направления развития беспилотной авиации в россии

С учетом положений Концепции, а также опыта, приобретенного подразделениями МЧС России при ликвидации аварий и тушении пожаров, определены основные направления развития беспилотной авиации в системе МЧС России:

  • организация работы по подготовке нормативных правовых актов, регулирующих процессы внедрения, унификации, стандартизации и применения БАС (в том числе в условиях ЧС);
  • повышение готовности штатных подразделений, использующих беспилотные летательные аппараты, сокращение времени реагирования на ЧС различного уровня;
  • обеспечение развития и повышение эффективности применения БАС при выполнении функциональных задач;
  • организация подготовки и повышения квалификации специалистов, эксплуатирующих БАС, в реагирующих подразделениях МЧС России;
  • изучение передового международного опыта в сфере применения беспилотной авиации.

В мае 2023 г. произошло наводнение на Балканах. Выпало самое крупное количество осадков за последние 120 лет, что привело к тому, что большие территории оказались затопленными и сотни тысяч людей были вынуждены покинуть свои дома. Использование дрона (беспилотного летательного аппарата) в такой ситуации позволяет в короткое время обследовать сравнительно большую территорию, получить фото- и видеоматериалы с воздуха, которые помогут оценить ситуацию на реках и их берегах, а также проанализировать риски угрозы наводнения

Применение беспилотных летательных аппаратов в интересах мчс россии

ПРИМЕНЕНИЕ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В ИНТЕРЕСАХ МЧС РОССИИ

Н.П. Воропаев, кандидат военных наук. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Рассмотрены вопросы применения беспилотных летательных аппаратов в интересах МЧС России. Сделан акцент на необходимость дальнейшего внедрения беспилотных летательных аппаратов, что существенным образом будет способствовать восполнению информационных пробелов относительно динамики развития чрезвычайных ситуаций. Представлены некоторые особенности применения беспилотных летательных аппаратов при решении задач, возложенных на МЧС России.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, беспилотный летательный аппарат, робототехнический комплекс, обнаружение чрезвычайной ситуации, мониторинг, поиск и спасение пострадавших, ликвидация чрезвычайной ситуации

USE OF UNMANNED AERIAL VEHICLES IN THE INTERESTS OF EMERCOM OF RUSSIA

N.P. Voropaev. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia.

The article discusses the use of unmanned aerial vehicles in the interests of EMERCOM of Russia. Emphasis on the need for further introduction of unmanned aerial vehicles that will significantly help to fill the information gaps regarding the dynamics of disaster. Presents some features of the use of unmanned aerial vehicles at the decision of tasks of the Ministry of emergency situations of Russia.

Keywords: emergency, unmanned aerial vehicles, robotics complex, detection of an emergency, monitoring, search and rescue, emergency situation

Важность и сложность решения стоящих перед Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) задач определяется специфическими особенностями Российской Федерации: обширной территорией, относительно низкой средней плотностью населения и высокой его концентрацией в крупных городах, наличием регионов регулярных природных чрезвычайных ситуаций (ЧС) (землетрясений, наводнений, тайфунов и ураганов, крупных лесных пожаров, оползней, схода снежных лавин и др.).

Высокие риски, обусловленные угрозами возникновения техногенных ЧС и катастроф, связаны с большим износом и старением основных производственных мощностей. Особую опасность представляют аварии на атомных объектах и крупных химических производствах, размещенных в непосредственной близости от населенных пунктов.

Большую протяженность имеют нефте- и газопроводы. Аварии на них могут приводить к большим человеческим жертвам, крупномасштабному загрязнению окружающей среды, а также к большим экономическим потерям, так как экспорт энергоносителей составляет значительную долю валютных поступлений в бюджет страны.

Потенциальную опасность представляет значительная изношенность жилищного фонда, являющаяся причиной возникновения больших пожаров, вызывающих многочисленные человеческие жертвы и существенные материальные потери.

Относительная ограниченность людских ресурсов МЧС России, необходимость сохранения здоровья и жизни самих спасателей в сложных условиях крупных техногенных катастроф с радиоактивными, химическими и биологическими объектами требуют поиска наиболее эффективных путей улучшения работы по предупреждению, выявлению, локализации ЧС и ликвидации их последствий.

В указанных условиях перспективным будет использование новейших технологий, комплексного применения сил и средств, а также методов, направленных на предупреждение, выявление и локализацию ЧС на ранних стадиях их возникновения и распространения.

Выполнение основных задач МЧС России связано с большим риском, требует высочайшей подготовки личного состава и применения высокоэффективных технических средств. Предотвращение ЧС и их локализация в самой начальной стадии развития является наиболее важной задачей при разработке новой техники, а также форм и методов ее применения.

Для мониторинга потенциально опасных территорий и зон промышленных объектов целесообразно использовать роботизированные системы, способные в реальном масштабе времени передавать соответствующим органам управления информацию об их состоянии для принятия оперативных и адекватных мер.

В связи с вышеизложенным применение беспилотных летательных аппаратов в интересах МЧС России является весьма актуальным.

Беспилотная авиационная техника переживает настоящий бум. В воздушное пространство различных стран поднимаются беспилотные летательные аппараты самого различного назначения, разнообразных аэродинамических схем и с многообразием тактико-технических характеристик.

Успех их применения связан, прежде всего, с бурным развитием микропроцессорной вычислительной техники, систем управления, навигации, передачи информации, искусственного интеллекта. Достижения в этой области дают возможность осуществлять полет в автоматическом режиме от взлета до посадки, решать задачи мониторинга земной (водной) поверхности, а беспилотным летательным аппаратам военного назначения обеспечивать разведку, поиск, выбор и уничтожение цели в сложных условиях. Поэтому в большинстве промышленно развитых стран широким фронтом ведутся разработки как самих летательных аппаратов, так и силовых установок к ним.

В настоящее время беспилотные летательные аппараты широко используются МСЧ России для управления в кризисных ситуациях и получения оперативной информации. Они способны заменить самолеты и вертолеты в ходе выполнения заданий, связанных с риском для жизни их экипажей и с возможной потерей дорогостоящей пилотируемой авиационной техники. Первые беспилотные летательные аппараты поступили в МЧС России в 2009 г. Летом 2023 г. беспилотные летательные аппараты задействовались для мониторинга пожарной обстановки в Московской области, в частности, на территории Шатурского и Егорьевского районов.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2023 г. № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» под беспилотным летательным аппаратом понимается летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов [1].

Беспилотный летательный аппарат предназначен для решения следующих задач:

– беспилотный дистанционный мониторинг лесных массивов с целью обнаружения лесных пожаров;

– мониторинг и передача данных по радиоактивному и химическому заражению местности и воздушного пространства в заданном районе;

– инженерная разведка районов наводнений, землетрясений и других стихийных бедствий;

– обнаружение и мониторинг ледовых заторов и разлива рек;

– мониторинг состояния транспортных магистралей, нефте- и газопроводов, линий электропередач и других объектов;

– экологический мониторинг водных акваторий и береговой линии;

– определение точных координат районов ЧС и пострадавших объектов.

Мониторинг осуществляется днем и ночью, в благоприятных и ограниченных

метеоусловиях. Наряду с этим беспилотный летательный аппарат обеспечивает поиск потерпевших аварию (катастрофу) технических средств и пропавших групп людей. Поиск проводится по заранее введенному полетному заданию или по оперативно изменяемому оператором маршруту полета. Он оснащен системами наведения, бортовыми радиолокационными комплексами, датчиками и видеокамерами.

Во время полета, как правило, управление беспилотным летательным аппаратом автоматически осуществляется посредством бортового комплекса навигации и управления, в состав которого входят:

– приемник спутниковой навигации, обеспечивающий прием навигационной информации от систем ГЛОНАСС и GPS;

– система инерциальных датчиков, обеспечивающая определение ориентации и параметров движения беспилотного летательного аппарата;

– система датчиков, обеспечивающая измерение высоты и воздушной скорости;

– различные виды антенн.

Бортовая система связи функционирует в разрешенном диапазоне радиочастот и обеспечивает передачу данных с борта на землю и с земли на борт.

Задачи для применения беспилотных летательных аппаратов можно классифицировать на четыре основные группы:

– обнаружение ЧС;

– участие в ликвидации ЧС;

– поиск и спасение пострадавших;

– оценка ущерба от ЧС.

Под обнаружением ЧС понимается достоверное установление факта ЧС, а также времени и точных координат места его наблюдения. Воздушный мониторинг территорий с помощью беспилотных летательных аппаратов проводится на основе прогнозов повышенной вероятности возникновения ЧС или по сигналам из других независимых источников. Это может быть облет лесных массивов в пожароопасных погодных условиях.

В зависимости от скорости распространения ЧС данные передаются в реальном масштабе времени или обрабатываются после возвращения беспилотного летательного аппарата. Полученные данные могут быть переданы по каналам связи (в том числе спутниковым) в штаб проведения поисково-спасательной операции, региональный центр МЧС России или в центральный аппарат МЧС России.

Беспилотные летательные аппараты могут быть включены в состав сил и средств по ликвидации ЧС, а также могут оказаться крайне полезными, а порой и незаменимыми, при проведении поисково-спасательных операций на суше и на море.

Беспилотные летательные аппараты применяются и для оценки ущерба от ЧС в тех случаях, когда это необходимо сделать оперативно и точно, а также без риска для здоровья и жизни наземных спасательных отрядов.

Так в 2023 г. беспилотные летательные аппараты использовались сотрудниками МЧС России для мониторинга паводковой обстановки в Хабаровском крае. С помощью данных, которые передавались в реальном масштабе времени, осуществлялся контроль за состоянием защитных сооружений для предотвращения прорывов дамб, а также поиск людей в затопленных районах с последующей корректировкой действий сотрудников МЧС России.

Рассматривая опыт применения беспилотных летательных аппаратов в интересах МЧС России, можно сделать следующие обобщения:

– экономическая целесообразность применения беспилотных летательных аппаратов обусловлена простотой использования, возможностью взлета и посадки на любой выбранной территории;

– оперативный штаб получает достоверную видео- и фотоинформацию, что позволяет эффективно управлять силами и средствами локализации и ликвидации ЧС;

– возможность передачи видео и фотоинформации в реальном масштабе времени на пункты управления позволяет оперативно влиять на изменение ситуации и принимать правильное управленческое решение;

– возможность ручного и автоматического использования беспилотных летательных аппаратов.

В соответствии с Положением «О Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» МЧС России осуществляет на федеральном уровне управление Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [2]. Эффективность работы такой системы во многом определяется уровнем ее технической оснащенности и правильной организацией взаимодействия всех входящих в нее элементов.

Для решения задачи сбора и обработки информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также обмена этой информацией целесообразно комплексное использование технических средств космического, воздушного, наземного или надводного базирования.

Фактор времени является крайне важным при планировании и проведении мероприятий по защите населения и территорий от ЧС, а также обеспечении пожарной безопасности. От своевременного получения информации о ЧС руководящим составом МЧС России разного уровня и от оперативного реагирования на происходящее во многом зависит уровень экономического ущерба от ЧС и количество пострадавших граждан. При этом для принятия соответствующих оперативных управленческих решений необходимо представление полной, объективной и достоверной информации, не искаженной или видоизмененной из-за субъективных факторов.

Таким образом, дальнейшее внедрение беспилотных летательных аппаратов будет существенным образом способствовать восполнению информационных пробелов относительно динамики развития ЧС. Крайне важной задачей является обнаружение возникновения ЧС. Применение только одних беспилотных летательных аппаратов может оказаться весьма эффективным для медленно развивающейся ЧС или ЧС в относительной близости от размещенных сил и средств по ее ликвидации. При этом в сочетании с данными, полученными от других технических средств космического, наземного или надводного базирования, могут быть детально представлены реальная картина предстоящих событий, а также характер и темпы их развития.

Техническое оснащение МЧС России перспективными робототехническими комплексами является актуальной и крайне важной задачей. Разработка, производство и внедрение таких средств является достаточно сложным и капиталоемким процессом. Однако государственные затраты на подобную технику будут перекрыты за счет экономического эффекта от предотвращения и ликвидации ЧС с применением этой техники. Только от ежегодных лесных пожаров Российская Федерация несет колоссальные экономические потери. Так для модернизации технической базы МЧС России разработана Программа переоснащения подразделений МЧС России современными образцами техники и оборудования на 2023-2023 гг.

Анализ реагирования органов управления и сил на ЧС федерального характера, связанную с прохождением летне-осеннего паводка 2023 г. на территории Дальневосточного федерального округа, подчеркнул актуальность применения беспилотных летательных

аппаратов в интересах МЧС России. В связи, с чем было принято решение о создании подразделения беспилотных летательных аппаратов.

Наряду с этим существует целый ряд проблем, которые необходимо решать до того, как беспилотная авиация получит широкое распространение. Среди них можно выделить интеграцию беспилотных летательных аппаратов в систему воздушного движения таким образом, чтобы они не представляли угрозу столкновений с пилотируемой авиационной техникой как гражданского, так и военного назначения. При проведении конкретных спасательных операций силы МЧС России имеют право использовать свои технические средства для проведения необходимых работ [3]. В этой связи жестких нормативных ограничений и тем более запретов на применение беспилотных летательных аппаратов в интересах МЧС России в настоящее время нет. Вместе с тем вопросы нормативно-правового регулирования разработки, производства и применения беспилотных летательных аппаратов гражданского назначения в целом до настоящего времени не решены.

Литература

1. Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации: Постановление Правительства Рос. Федерации от 11 марта 2023 г. № 138 // Рос. газ. 2023. 13 апр.

2. Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: Указ Президента Рос. Федерации от 11 июля 2004 г. № 868. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

3. МЧС России. URL: http://www.radiocopter.ru/ (дата обращения: 25.09.2023).

Применение квадрокоптеров на пожаре.

Во время возникновения пожара, ключевым моментом тушения является выбор решающего направления тушения пожара. Для принятия такого решения необходимо иметь как можно больше информации о пожаре и объекте пожара. Но в связи с большими площадями объектов, сложности и размещения, человеку приехав на пожар сложно оценить масштабы происшествия и принять как можно быстрее правильное решение.

На данный момент главной задачей квадрокоптеров на пожаре является разведка с воздуха. По прибытию на пожар, специалист в кротчайшие сроки запускает квадрокоптер и начинает собирать информацию о пожаре, а именно:

  • нахождение пострадавших на территории объекта пожара;
  • места нахождения людей, которым грозит опасность от огня и вторичных факторов;
  • определение очагов возгорания;
  • угроза распространения пожара на другие здания и сооружения;
  • удобные места подхода и подъезда к местам горения и эвакуации.

Существуют задачи пожарно-спасательных служб, которые без квадрокоптера сложно выполнимы. К ним относятся:

  • разведка труднодоступной территории во время чрезвычайных ситуации;
  • осуществление поиска и обнаружение потерявшихся в горно-лесистой местности туристов;
  • использование квадрокоптеров в качестве ретрансляторов связи на пожарах с большой площадью;
  • при установке специальных осветительных приборов на квадрокоптер, осуществлять освещение места роботы пожарных подразделений;
  • мониторинг рек, озер и прибрежных морских вод, на предмет нахождения утопающих и терпящих бедствие судов.

Дополнительно, возможно применение квадрокоптеров для доставки небольших грузов в трудно доступные места при чрезвычайных ситуациях. Примером, такого применения квадрокоптера, было на пожаре нефтеперерабатывающего завода. Квадрокоптер был применен для доставки средств связи пожарным отсеченным огнем, у которых уже разрядились аккумуляторы на переносных радиостанциях.

В будущей перспективе, квадрокоптером будет обеспеченно каждое пожарно-спасательное подразделение, что поможет спасти больше людей и убережет жизни пожарных от лишнего риска.

Топ-5 популярных моделей

На рынке представлены сотни вариантов беспилотников разной целевой направленности. Пожарных дронов не так много и среди них выделяются несколько фаворитов:

  1. Predator-100. Относительно небольшое устройство, способное поднимать до 100 кг тушащего вещества, повсеместно используется в Китае с 2023 года.
  2. JC260. Последняя разработка китайских ученых. Аппарат компактных размеров (длина до 3 метров) оснащен огнетушащими снарядами, каждый из которых покрывает участок в 50 кубических метров.
  3. Flyox Mark. Все модификации самолетов предназначены для забора воды из местных источников и тушения лесных пожаров при дистанционном управлении.
  4. K-MAX. Представляет собой грузоподъемный аппарат класса макси, способный поднять в воздух примерно 15 000 литров огнегасящего вещества.
  5. Matrice модификации 200 и 600. Используются для эффективного мониторинга территории с помощью камер и тепловизоров.
Беспилотные летательные аппараты в МЧС - обзор техники и технологии.
Predator-100

Функциональные характеристики бпла

БПЛА оперативно предоставляет информацию о виде пожара, участках его локализации, скорости огня, возможных направлениях распространения, в том числе в направлении населённых пунктов, производственных объектов и мест с повышенными характеристиками пожароопасности (торфяники, лесозаготовочные и деревообрабатывающие пункты).

Это позволяет руководителю тушения пожара направлять в наиболее опасные места возгорания технические средства, пожарную технику и боевой расчёт. Оценивая финансовые аспекты использования БПЛА, можно отметить, что цена часа эксплуатации в пять раз ниже в сравнении с традиционными средствами авиационной охраны лесов (вертолёты и самолёты).

Инновационными способами воздушной разведки является оснащение БПЛА специальными датчиками, работающими в микроволновом и инфракрасном режимах. Дополнительно к ним необходимо монтировать теплолокатор, который позволит определить границы горящей площади и размеры зоны активного действия пламени.

При возникновении ситуаций, когда разведка проводится в особо опасных для человека условиях, отличающихся повышенной радиоактивной и химической опасностью, обычно применяются вертолётные БПЛА, которые передвигаются с относительно невысокой скоростью и могут чётко фиксировать все изменения на изучаемой площади.

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий