- Виды беспилотных летательных аппаратов
- Группировка беспилотной авиации в мчс россии: задачи и применение – документ – мчс россии
- К вопросу о применении беспилотной авиации в мчс
- Летающее «око» для полиции, экологов, мчс
- Применение беспилотных летательных аппаратов при проведении разведки лесных пожаров
- Разнообразие дронов dji для разных условий поиска
Виды беспилотных летательных аппаратов
Существует несколько критериев классификации беспилотников. Первый из них – назначение. По этому признаку аппараты делятся на следующие категории:
- Военные. Для наблюдения за территорией и ведения боевых действий.
- Поисковые. Помогают найти пострадавших в районах, пораженных катастрофами или стихийными бедствиями.
- Коммерческие. Служат для доставки грузов и посылок, иногда – для выполнения сельскохозяйственных задач.
- Гражданские. Используются для слежки за территорией.
- Специализированного действия. К ним относятся как дроны-пожарники, так и портативные метеорологические установки.

По техническим характеристикам выделяют два вида устройств:
- Самолетные. Оснащены крыльями и предназначены для продолжительного полета широкого радиуса. Чаще всего используются в военной авиации.
- Вертолетные, или коптерные. Оснащены винтами, летают более плавно, чем самолетные устройства. Основным параметром в таких аппаратах считается количество винтов. Так, выделяют трикоптеры (3 винта), квадрокоптеры (4), гексакоптеры (6) и октокоптеры (8).
Еще один важный параметр классификации – размер и «выносливость» аппаратов. По этому признаку выделяют категории:
- Микро. Вес аппарата не превышает 10 кг, длительность полета не более 60 минут, а расстояние не превышает 1 000 метров.
- Мини. Вес устройства доходит до 50 кг, высота полета достигает 5 км, а продолжительность полета – 5 часов.
- Миди. Масса «середнячка» может доходить до 1 000 кг. Расстояние полета определяется в 10 км, а время полета – в 15 часов.
- Макси. Речь идет о полноценных самолетах и вертолетах, управляемых дистанционно. Масса аппарата превышает тонну, расстояние полета около 20 км. Длительность полета более суток.

Группировка беспилотной авиации в мчс россии: задачи и применение – документ – мчс россии
К вопросу о применении беспилотной авиации в мчс
25.10.2023
2105
К вопросу о применении беспилотной авиации в МЧС
Кишалов А. Е.,
доц. каф.авиац. теплотехники и теплоэнергетики УГАТУ
Хаматнурова А. Ф.
студент каф. Пожарной безопасности УГАТУ. Исследования в области применения БПЛА в подразделениях МЧС.
Введение
В последние годы подразделениями Министерства чрезвычайных ситуаций (МЧС)России активно применяются беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Сложность задач, стоящих перед МЧС Российской Федерации определяется территориальными особенностями страны, наличием регионов с высоким риском чрезвычайных ситуаций (ЧС) разного характера [1].
Зачастую бывает крайне сложно осуществить исследование территории ЧС пилотируемой авиацией и крайне опасно проводить изучение места происшествия человеческими ресурсами. Необходимость сохранения жизни спасателей в сложных техногенных катастрофах с химическими, биологическими и радиоактивными объектами требует поиска альтернативных способов и средств выявления, поиска и локализации ЧС.
Для регулярного мониторинга опасных территорий и территорий возможных ЧС целесообразно использовать беспилотные летательные аппараты, которые способны в режиме реального времени передавать информацию о состоянии того или иного опасного объекта. Фото и видеоданные, получаемые с борта БПЛА, позволяют сотрудникам МЧС принять оперативные меры.
В различных подразделениях МЧС РФ успешно эксплуатируются беспилотные летательные аппараты различного принципа действия, форм, размеров, грузоподъемности, полезной нагрузки и предназначения. По словам главы МЧС Пучкова В.А., в ближайшие два года планируется удвоить парк беспилотных летательных аппаратов, стоящих на службе у спасателей.
В данной статье рассматриваются наиболее распространённые российские БПЛА: летательный аппарат «Орлан-10» , «Груша» , микро-БПЛА «INSPECTOR» и беспилотные комплексы .
БПЛА «Орлан-10»
БПЛА «Орлан-10» (рис. 1) – многофункциональный беспилотный комплекс, предназначенный для ведения наблюдения за протяженными (например, нефтегазопровод, лесной массив) и локальными объектами в труднодоступной местности [2]. Разработан российским предприятием ООО «Специальный технологический центр» (СТЦ) в 2023 году.
Аппарат неоднократно использовался при проведении поисково-спасательных работ и продолжает эксплуатироваться в настоящее время. На сегодняшний день произведено порядка 200 единиц данной техники. БПЛА оборудован фотоаппаратом и гиростабилизированной телевизионной камерой.
Для его применения необходим наземный пункт управления (см. рис. 1), который позволяет одновременно управлять четырьмя комплексами. Одновременно на одном БПЛА могут быть смонтированы фото- и видеокамера (29 Мп), тепловизор, радиопередатчик для передачи информации на наземный пункт управления.
Рис. 1.
БПЛА Орлан-10
Максимальный взлетный вес – 18 кг, пять из которых приходятся на полезную нагрузку. БПЛА выполнен по схеме высокоплана с передним расположением двигателя и тянущим винтом. Способ старата – со специальной разборной катапульты (см. рис. 1). После первоначального разгона полет происходит за счет маломощного бензинового двигателя, работающего на жидком топливе – безнине АИ-95.
Скорость полета может достигунть 90–150 км/ч. Максимальная продолжительность полета – до 16 часов, при этом дальность применения комплекса – 120 км от наземной станции управления. Высота полета над уровнем моря может достигнуть 5000 метров, при скорости ветра 10 м/с. Диапазон рабочих температу у поверхности земли в пределах от -30 до 40 °C.
Посадка БПЛА осуществялется с помощью парашюта, после получения с пункта управления команды на сброс скорости и на открытыие купола.
Маршрут БПЛА задается при помощик спутников (GPS/ГЛОНАСС). Возможно указание точки посадки или задание алгоритма поведения во внештатных ситуациях.
В «Орлан-10» предусмотрена возможность оперативной замены полезной нагрузки и состава бортового оборудования, фото- и видеосъемки (с регистрацией координаты местности, высоты и номера кадра), размещение контрольно-измерительной аппаратуры внутри консолей крыла.
Эксплуатация данного БПЛА затруднена большим размахом крыла (310 см). Также недостатком комплекса является то, что для запуска «Орлан-10» необходимо использовать специальную катапульту, а для приземления – парашют и амотризирующую подушку.
БПЛА «Груша»
В подразделения МЧС также применяется небольшой портативный комплекс «Груша» (рис. 2) производства ООО «Ижмаш – Беспилотные системы» (2009 г.). Аппарат способен набрать высоту до 500 метров, дальность полета составляет 10 км, передает информацию на расстоянии до 15 км.
Вес аппарата составляет 2,4 кг. Курс БПЛА задается при помощи навигационных спутников (GPS/ГЛОНАСС), аппарат за время полета не требует постоянного управления, он может лететь в режиме автопилота. Чтобы изменить траекторию полета, достаточно изменить ранее заданные точки на цифровой карте.
Беспилотник снабжен электрическим двухлопастным двигателем и способен находиться в воздухе до 75 минут. Крейсерская скорость – 80 км/ч, максимальная – 120 км/ч. Запускается «Груша» с рук.
Рис. 2.
БПЛА Груша
На борту БПЛА установлены две камеры с максимальным разрешением 750х576 пикселей и фотоаппарат с разрешением 10 Мп и четырехкратным оптическим увеличением.
Данный комплекс применяется для получения разведывательных данных при пожарах или при иных чрезвычайных ситуациях и активно используется военными.
БПЛА «INSPECTOR»
БПЛА «INSPECTOR» разрабатываются российской с 2009 года. Аппараты предназначены для ведения наблюдения за окружающим пространством и отдельными объектами в стесненных условиях, например, в промышленных и жилых кварталах, на сложном рельефе местности [3].
Конструктивно «Инспектор-101
» (рис. 3) представляет собой микро-БПЛА с тянущим воздушным винтом, вращаемым электродвигателем. Полезная нагрузка включает в себя микросхемы передачи информации, а также малогабаритную видеокамеру переднего или панорамного обзора [4]. Вес – 250 гр., размах крыла – 30 см.
Запуск аппарата осуществляется с рук при помощи специальной катапульты. Особенностью конструкции «Инспектора-101» является полностью отклоняемый киль.
Получение информации с беспилотного аппарата и выдача ему команд осуществляется через блок управления, сделанного на базе портативного компьютера.
Развернуть комплекс можно в течение 10 минут, радиус действия – 1,5 км, при скорости до 20 м/с время полета составляет 30–40 минут. Полеты можно проводить на высотах 25–500 м, при температуре воздуха от -30 до 50°С, скорости ветра до 10 м/с в умеренный снегопад и дождь.
Стартовая масса БПЛА «Инспектор-201
» (рис. 4) составляет 1,2 кг при массе полезной нагрузки 150 граммов. Размах крыла – 80 см. Аппарат оснащен телевизионной камерой переднего либо планового обзора со стабилизацией по крену или цифровым фотоаппаратом. «Инспектор-201» относится к классу микро-БПЛА и способен в радиусе 5 км выполнить поставленную задачу, находясь в воздухе 45 минут.
Время развертывания представленного комплекса примерно 10 минут, масса рюкзака-контейнера с беспилотным аппаратом – 6 кг. Взлет производится с катапульты.
Для посадки может использоваться парашют. Для взлета и посадки требуется площадь размером 75х75 м.
БПЛА «Инспектор-301
» (рис. 5) – самый тяжелый из аппаратов, входящих в серию трёх микро-БПЛА, который были разработаны . Весит 6 кг, запуск производится резино-механической катапультой. Комплекс может проводить полет длительностью до 2 часов, полезная нагрузка составляет 1 кг.
БПЛА состоит из блока наземной станции управления, средств транспортировки и управления. На развертывание комплекса уходит порядка 10 минут. Время полета, в зависимости от выбранного режима, может составить от 45 до 120 минут. Максимальная высота, которую может достичь данный аппарат – 4000 м. Скорость полета – 50-150 км/ч.
Рис. 3.
БПЛА Испектор-101Рис. 4. БПЛА Испектор-201Рис. 5.БПЛА Испектор-301
БПЛА «ZALA»
Ижевская является самым активным поставщиком БПЛА в подразделения МЧС по всей территории России. Данная организация выпускает беспилотные комплексы как самолетного, так и вертолетного типа. Их аппараты в основном имеют малые габариты, но встречаются модели с размахом крыла 6 м и дальностью полета 120 км [5]. Всего у компании порядка 50 различных аппаратов.
Беспилотный самолет ZALA 421-04M
(рис. 6) предназначен для разведывательных полётов в широком диапазоне метеоусловий, определения степени ущерба, выявления взрывных устройств, сбрасывания небольших грузов, пограничного контроля, обнаружения нефтяных разливов, обследования состояния трубопроводов, поиска и обнаружения людей. Аппарат впервые демонстрировался в 2008 году на выставке «Интерполитех-2006» [6].
В декабре 2023 года ZALA-421-04M был поставлен на вооружение в части МЧС РФ по Брянской области. Беспилотный самолет оборудован системой автоматического управления, навигационной системой (GPS/ГЛОНАСС), встроенной цифровой системой телеметрии, навигационными огнями, трехосевым магнитометром, цифровым фотоаппаратом (12 Мп), цифровым широкополосным видеопередатчиком C-OFDM-модуляции, системой самодиагностики и поисковым передатчиком [5].
Продолжительность полета составляет 90 минут. БПЛА в режиме реального времени передает высококачественную фото-, видео- и тепловизионную информацию на расстояние до 25 км. Размах крыла составляет 1615 мм, длина самолета – 635 мм. Максимальная высота полета 3600 м, скорость может достичь значения 65–100 км/ч.
ZALA-421-04M построен по схеме «летающее крыло» с тянущим воздушным винтом, вращаемым электродвигателем, работающим на аккумуляторах. Запуск аппарата осуществляется с рук при помощи эластичной или пневматической катапульты. Самолет не требует специально подготовленной взлетно-посадочной площадки. Посадка осуществляется на парашюте с автоматически наполняемой амортизационной подушкой.
БПЛА ZALA-421-21
(рис. 7) – малогабаритный беспилотный летательный аппарат вертикального взлета и посадки тактического радиуса действия. Относится к БПЛА вертолетного типа. Эффективен при работе в различных погодных и климатических условиях, а также оснащен защитой от мощных электромагнитных полей.
Предназначен для воздушного мониторинга, аэрофото- и видеосъемки отдельных участков дорог, а также протяженных объектов топливно-энергетического комплекса, нефтегазопроводов с обнаружением нелегальных врезок, провисаний проводов и повреждений изоляторов и т.п.
ZALA-421-21 запускается с рук, что позволяет его успешно применять в местах, где отсутствуют условия для взлета и посадки БПЛА самолётного типа. Радиус действия составляет 2 км, продолжительность полета 40 минут. Максимальная высота полета – 1000 м. Двигатель электрический тянущий.
Конструкция выполнена по шестироторной схеме с шестью подъемными винтами, размещенными по сторонам летающей платформы. Система подвеса позволяет дистанционно управлять линией визирования целевой нагрузки.
ZALA-421-06
– БПЛА вертолетного типа (рис. 8). Он используется для аэрофотосъемки, трансляции и ретрансляции теле- и радиосигналов, проведения экологических экспериментов, доставки медикаментов, продуктов, при оказании экстренной помощи в процессе ликвидации аварий и катастроф в труднодоступных и опасных для человека местах, для инженерной, радиационной, химической и биологической разведки, а также для мониторинга пожаров промышленных объектов и леса.
Аппарат способен находиться в воздухе до 2 часов и удаляться от пункта управления на расстояние до 40 км. БПЛА оснащен электрооптической и инфракрасной камерой. В качестве дополнительной нагрузки могут быть использованы детекторы радиации и химических газов. На ZALA-421-06 может быть установлен громкоговоритель.
Диаметр несущего винта – 1,77 м. Длина аппарата составляет 1,57 м. Максимальная взлетная масса – 12 кг, полезная нагрузка – 2 кг. Беспилотный вертолет может набрать скорость 50 км/ч. Максимальная высота полета 2000 м. Радиус действия – 15 км. Силовая нагрузка – электрический двигатель или двигатель внутреннего сгорания (ДВС).
Рис. 6.
БПЛА ZALA-421-04MРис. 7.БПЛА ZALA-421-21Рис. 8.БПЛА ZALA-421-06
Анализ рассмотренных БПЛА
Как видно из приведенного обзора, в настоящее время БПЛА самолетного типа эксплуатируются активнее всего. Как правило, они запускается с рук или требуют специальную ручную или наземную катапульту, некоторым требуется взлетно-посадочная полоса. Для приземления часто используется парашют и амортизирующая подушка, что требует наличия дополнительного оборудования в составе комплекса. Дополнительное оборудование в свою очередь уменьшает полезную нагрузку и сокращает время пребывания в воздухе.
БПЛА вертолетного типа также успешно эксплуатируются в подразделениях МЧС и по сравнению с БПЛА самолетного типа имеют ряд преимуществ: вертикальный взлёт и посадку, обладают хорошей маневренностью и способны зависать в воздухе. Для БПЛА вертолётного типа не требуется катапульта для запуска и дополнительное оборудование для приземления.
Таблица 1
Характеристики БПЛА самолетного и вертолетного типа
Хар-ки БПЛА | Запуск | Масса, кг | Отношение полезной нагрузки к масе БПЛА | Радиус действия, км | Скорость км/час | Высота полета, м | Время полета |
Орлан-10 | с кат. | 18 | 0,28 | 120 | 90-150 | 5000 | до 16 часов |
Груша | с рук | 2,4 | 0,36 | 10 | 80-120 | 100-500 | 75 минут |
Inspector-101 | с рук, с кат. | 0,25 | 0,20 | 1,5 | 28-72 | 25-500 | 30-40 минут |
Inspector-201 | с кат. | 1,2 | 0,125 | 5 | 55-120 | 100-500 | 30-60 минут |
Inspector-301 | с кат. | 6 | 0,16 | 25 | 50-150 | 4000 | 45-120 минут |
ZALA-421-04M | с кат. | 5,5 | 0,18 | 25 | 65-100 | 3600 | 90 минут |
ZALA-421-21 | с земли | 1,5 | 0,20 | 2 | до 40 | 1000 | 40 минут |
ZALA-421-06 | с земли | 12 | 0,16 | 15 | 50 | 2000 | 120 минут |
Практически все аппараты, применяемые в МЧС, имеют спутниковую навигацию GPS/ГЛОНАСС. В полезную нагрузку в основном входят фото- и видеокамеры, тепловизоры, различные датчики и анализаторы.
Наибольшей скоростью, высотой, временем и дальностью полета обладает БПЛА «Орлан» (см. таблицу 1). Он является самым тяжелым и громоздким из рассмотренных БПЛА, что вызывает сложности в его эксплуатации. Наименьшей грузоподъемностью обладает Инспектор-201.
Для БПЛА небольших размеров применяются электродвигатели, они проще в эксплуатации. У «больших» БПЛА – двигатели внутреннего сгорания, они, в свою очередь, сложны в эксплуатации, но имеют ряд преимуществ в сравнении с электрическими двигателями: позволяют развивать гораздо большую мощность, тем самым улучшают характеристики аппарата, и дают возможность беспилотному комплексу иметь при себе более тяжелую полезную нагрузку.
Вывод
В данной статье рассмотрены БПЛА различных типов, активно и успешно применяемых в подразделениях МЧС для обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, для сбора информации о возможности возникновения ЧС и для защиты населения и территории от ЧС. Выбор того или иного БПЛА зависит от поставленных перед летательным аппаратом целей и задач.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воропаев, Н. П. Применение беспилотных летательных аппаратов в интересах МЧС России // Вестник Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы МЧС России №4. – Санкт-Петербург: СПБ УГПС, 2023. – С. 13-17.
2. Российский беспилотник «Орлан-10» [Электронный ресурс]. – Режим доступа. –
3. АЭРОКОН [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL:
4. Аэрокон ИНСПЕКТОР-101. Многоцелевой сверхлегкий БПЛА [Электронный ресурс]. – Режим доступа. — URL: /blog/aerokon-inspektor-101-mnogocelevoysverhlegkiy-bpla
5. ZALA AERO GROUP [Электронный ресурс]. Режим доступа. – URL:
6. Беспилотники на «INTERPOLITEX-2006» («Интерполитех-2006») [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: 2006.htm
7. Кишалов А.Е., Галимзянова Р.Р. Применение БПЛА в задачах подразделений МЧС // Молодежный вестник УГАТУ. Ежемесячный журнал Ежемесячный журнал № 1 (13). – Уфа: УГАТУ, 2020. – С. 74-79.
25.10.2023
Летающее «око» для полиции, экологов, мчс
Главная / Общество
18.07.2023
ИДЕЯ ЛЕЖАЛА НА ПОВЕРХНОСТИ
— Роман, Тимур, фирм, занимающихся БПЛА, сегодня немало. Допустим, я заказчик. Из каких соображений я должен был бы кинуться покупать ваши разработки. Что в них особенного?
Роман: Мы разрабатываем сам летательный аппарат, систему автоматизированного управления (САУ) и систему стабилизации полезной нагрузки. Для чего нужен летательный аппарат – очевидно: система автоматизированного управления (САУ) необходима для управления самолетом в режиме беспилотного аппарата, система стабилизации полезной нагрузки (полезной нагрузкой БПЛА обычно является видеокамера, фотокамера или тепловизор) или «подвес» – устройство, позволяющее сохранить стабильное положение видеокамеры при постоянных рысканьях и колебаниях летательного аппарата, чем-то напоминающее систему фотоаппарата, которая компенсирует дрожание рук фотографа.
Тимур: Роман сделал простое и эффективное предложение. Суть его в том, чтобы при разработке САУ и подвеса использовать не специализированные авиационные, а массовые и доступные электронные компоненты. Например, те, что применяются в планшетниках iPad.
Расчетная себестоимость нашего беспилотника – порядка 350 тысяч рублей, расчетная коммерческая цена – 500 тысяч.
Роман: Мы заменили специализированные компоненты массовыми датчиками (гироскопы, акселерометры, магнитометры и так далее). Более высокую погрешность этих датчиков компенсировали алгоритмом управления. Для вычислительного ядра САУ используются массово производящиеся процессоры AVR. Вот это решение и позволило добиться значительного снижения расчетной себестоимости.
— Какого класса БПЛА касается ваше ноу-хау?
Роман: Класса микро- и мини-беспилотников ближнего радиуса действия (подвес-контейнер для фото, видео и так далее). БПЛА может иметь необычайно широкий круг применения.
— Сколько стоят «традиционные» беспилотники данного класса?
Тимур: БПЛА «ZALA 421-08» – 2 миллиона рублей, «Элерон» – 2 — 2,5 миллиона, «ИРКУТ 2М» – 3 миллиона, «БРАТ» – 2 — 3 миллиона. Как видите, создать доступный беспилотник реально.
РЕМОНТИРОВАТЬ МОЖНО ПРЯМО В ПОЛЕ
— А что интересного вы придумали в отношении самого планера?
Тимур: Обычно при производстве носителя используется стеклопластик. Мы применили экструзионный полипропилен. То есть наш самолет практически не боится ударов (экструзионный полипропилен ведет себя как резина, не тонет в воде), и ремонтировать его можно прямо в поле.
Вес нашего планера небольшой – 4 килограмма, трудозатраты при его изготовлении незначительны. При этом планер «тащит» до 1 килограмма груза, летает 90 минут на расстояние до 80 километров со скоростью от 30 до 90 километров в час.
Роман: Мы хотели создать неприхотливую, но функционально очень дееспособную «лошадку». Что немаловажно, чтобы приземлиться, нашему беспилотнику не нужны специализированные средства – подушки, парашюты, демпферы и тому подобные приспособления.
— Трудно управлять вашей «птичкой»?
Тимур: Мы изначально планировали сделать так, чтобы «рулить» беспилотником мог даже ребенок.
Роман: В ручном режиме управление «завязано» через модуль автопилота. Человек просто задает направление, как в автомобиле, – левее, правее и так далее. Ну разве что еще можно подниматься вверх-вниз. Задачу по стабилизации планера в воздухе решает САУ.
— Где можно использовать ваши БПЛА?
Тимур: Область применения обширна. Беспилотник может быть полезен МЧС, ГИБДД, нефтяникам, министерствам экологии, лесного, сельского хозяйства и так далее. БПЛА интересен охранным предприятиям, иногда периметр охраняемого объекта может составлять многие километры, и в таких случаях очень эффективно совершать регулярные облеты.
Роман: Это незаменимый помощник, например, при лесном картографировании, мониторинге объектов нефтяной и газовой промышленности, наблюдении за сельскохозяйственными культурами, аэрофотосъемке автомобильных и железных дорог, контроле дорожной обстановки.
Альтернативы недорогим, надежным и функциональным беспилотникам нет. Сейчас использование БПЛА сдерживается из-за дороговизны и сложности существующих аппаратов. В копеечку влетает и эксплуатация классической авиации. Коммерческая стоимость одного часа полета вертолетов Ми-8, Robinson или самолета Ан-2 – десятки тысяч рублей.
— На какой стадии находится реализация проекта?
Тимур: Пока изготовлены опытные образцы, на которых «обкатываем» идеи.
Роман: На данный момент это несколько носителей с разными силовыми установками, вариантами САУ. Осталось провести еще ряд НИОКР и большое количество всесторонних доводочных испытаний. Если все получится, думаю, в следующем году будет готов аппарат, который можно рекомендовать в серию.
ЕСЛИ НЕТ СВОЕГО БИЗНЕСА, НАЙТИ 1 — 2 МИЛЛИОНА НА НИОКР СТАНОВИТСЯ ПРОБЛЕМОЙ
— Как возникла идея заняться БПЛА и в какой мере вам помогло сотрудничество с ИВФ?
Тимур: Сколько себя помним, увлекались авиамоделями. Просто на определенном этапе стало понятно, что увлечение из разряда хобби можно перевести в коммерцию.
Роман: По авиационной тематике мы плотно сотрудничали с ребятами из КАИ. Они нам и подсказали, что можно обратиться в венчурный фонд с заявкой на грант. Это же вечная проблема: интересных идей полно, а денег на их реализацию нет. В общем, ИВФ поддержал нашу идею.
Тимур: Если говорить детально, проект финансируется на паритетных началах двумя организациями – фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и ИФВ. За счет средств венчурного фонда мы выполняем работы по САУ и собственно самим летательным аппаратам. Но все, конечно, сдвинулось с подачи ИВФ.
— Жить стало веселее?
Тимур: Если нет собственного бизнеса, из которого можно «изъять» 1 — 2 миллиона на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, то о тематике наподобие беспилотной можно забыть или искать другие источники. У нас они, к счастью, есть.
Роман: Без поддержки ИВФ мы однозначно не смогли бы начать реализовывать свои идеи.
На правах рекламы
Валерий Яковлев
Применение беспилотных летательных аппаратов при проведении разведки лесных пожаров
Баканов М.О., к.т.н. кафедра пожарной тактики и основ аварийно — спасательных и других неотложных работ ФГБОУ ВО Ивановская пожарно — спасательная академия ГПС МЧС России, г. Иваново, Российская Федерация Анкудинов М.В., магистрант ФГБОУ ВО Ивановская пожарно — спасательная академия ГПС МЧС России, г. Иваново, Российская Федерация
Российская Федерация обладает самыми обширными лесными богатствами, которые требуют постоянного наблюдения и контроля на больших площадях. Для реализации мероприятий по охране и защите лесного массива применяется авиация.
Еще Н.П. Курбанский о. Около 90 % налета воздушных судов приходится именно на борьбу с лесными пожарами. Это требует больших финансовых затрат -стоимость одного часа полета около 25 тысяч рублей за 1 час.
Новым и эффективным направлением в авиации считается применение беспилотных летательных аппаратов. Развитие спутниковой системы (GPS / ГЛОНАСС) и вычислительных систем, уменьшение их до минимального размера, позволили создать беспилотные летательные аппараты. БПЛА – обладают минимальной массой, малыми габаритами, по сравнению с авиапарком, а самое главное, небольшой стоимостью.
Рост в потребности использования БПЛА в России и других странах вполне разумен. Практический опыт использования БПЛА в России позволил выявить ряд задач, при решении которых БПЛА показывают высокую эффективность и целесообразность использования.
Согласно прогнозу наибольшее применение БПЛА нашли при мониторинге Земной поверхности, обеспечении телекоммуникации и мониторинг лесных пожаров.
Особая роль в системе МЧС России уделяется мониторингу лесных пожаров. Пожар необходимо определить в начальной стадии его развития, потому что время свободного развития пожара определяет материальные затраты на тушение, количество сил и средств на ликвидацию и количество привлекаемых пожарно — спасательных подразделений пожарной охраны.
Основной задачей управления пожарами является сокращение сроков их действия на стадиях, предшествующих началу тушения, и на последующих этапах их ликвидации, что позволяет снизить величину условно допустимой площади пожара и повысить, таким образом, уровень их охраны.
Как правило, пожары в лесах происходят в весеннее – летний период, когда наблюдается жаркая погода и минимальном количестве осадок, в результате самовозгорания лесных горючих материалов, оставленного мусора, нарушения требований пожарной безопасности и т.п.
Выделяют следующие параметры, которые влияют на процесс развития пожара, а именно: время свободного развитие пожара до его обнаружения; время ожидания, с момента обнаружения пожара до выезда пожарных подразделений; время следования пожарных подразделений к месту пожара; время разведки места пожара; время ликвидации и локализации пожара; время окарауливания.
Перед пожарной охраной стоит задача — снизить временные показатели до минимального значения, произвести в кратчайшие сроки разведку места пожара и принять меры по его тушению, локализации, ликвидации. Для решения данной задачи целесообразно и эффективно использовать БПЛА, главной задачей которых является постоянный мониторинг лесных массивов и их дальнейшее окарауливание.
По результатам разведки РТЛП принимает решение о направлении сил на решающем направлении. Очевидно, что на сегодняшний день применение беспилотных систем имеет явную экономическую выгоду, так как стоимость 1 моточаса работы беспилотных систем в пять и более раз меньше стоимости работы обычных типов самолётов и вертолётов, применяемых в системе авиационной охраны лесов.
Для АОЛ первоочередными путями повышения эффективности является широкое применение инструментальных средств разведки лесных пожаров. Оснащение БПЛА АОЛ тепловыми датчиками инфракрасного и микроволнового диапазонов в качестве инструментальных средств разведки и диагностики пожаров следует признать основным направлением совершенствования охраны лесов.
Теплолокатор [3] микроволнового диапазона способен получать информацию о положении горящей кромки и протяжённости активной зоны горения, как при верховых, так и при низовых (скрытых пологом леса) и подземных пожарах (пожары на торфяниках). Многочисленные исследования очагов лесных пожаров показали, [3] что наибольшей информативностью для решения задач АОЛ обладает миллиметровый диапазон радиоволн.
Основными требованиями к РТЛ можно считать высокую вероятность обнаружения очага, обеспечение максимальной ширины полосы обзора, возможность опережающего (по полёту) получения информации о положении горящей кромки в целях обеспечения безопасности личного состава,задействованного на тушение лесного пожара[1].
БПЛА вертолётного [3] типа имеют возможность вертикального взлёта — посадки на неподготовленной поверхности, могут действовать на узком пространстве и не требуют специального взлётно -посадочного оборудования. На рис. 2 представлен порядок расстановки датчиков с помощью БПЛА.
БПЛА применяются территориальными органами управления МЧС России для ведения разведки лесных пожаров, особенно в труднодоступных (недоступных) местах, где определение очага лесного пожара без применения летательного аппарата невозможно. Лёгкость управления БПЛА, относительно не высокий вес, низкая стоимость и эффективность использования, подтверждают целесообразность применения летательного аппарата для разведки лесных пожаров.
Список использованной литературы
1. Комяк В. А. Инструментальное обнаружение лесных пожаров и прогноз их распространения пространственных данных. 2023 г.
2. Поляков Ю. Н., Поляков Н. Е. Основные элементы управления лесными пожарами. 2006 г.
3. Янников И.М., Фомин П.М., Габричидзе Т.Г., Захаров А.В Применение беспилотных летательных аппаратов при разведке труднодоступных и масштабных зон чрезвычайных ситуаций. УДК 614.841.42:355.469.34 2023 год.
Разнообразие дронов dji для разных условий поиска
Являясь добровольной и некоммерческой организацией, LizaAlert рада пополнению своего парка беспилотных аппаратов за счет средств жертвователей. И в этой связи наиболее универсальной и бюджетной моделью специалисты-поисковики считают Mavic 2 Pro, оснащенный мощной камерой, 3-осевым подвесом и алгоритмом работы, позволяющим проводить съемку по заранее спроектированному маршруту.
Полетные характеристики Mavic 2 Pro позволяют поднимать дрон на высоту 50-60 метров, на которой уже нет опасности того, что коптер может запутаться в ветвях дерева. Достаточный вес его также позволяет использовать аппарат не только при полном безветрии.
В феврале 2020 года состоялись показательные учения организации LizaAlert с участием компании 4vision, являющейся поставщиком беспилотных аппаратов, приобретаемых для нужд поисково-спасательных операций. Развитие беспилотных технологий сделало возможным применение на промышленных дронах DJI мультиспектральных камер, с которыми, в свою очередь, спасатели связывают будущее успешных операций по поиску людей в затрудненных условиях.
К таким условиям можно отнести зимнее время года, когда стандартные тепловизоры оказываются неспособными обнаружить переохлажденного человека в зимней одежде. В осеннее время поиск с использованием тепловизора может быть затруднен отсутствием просматриваемости сквозь кроны деревьев.
Модель беспилотных систем Phantom 4 Multispectral активным образом тестируется специалистами LizaAlert. Наличие мультиспектральной камеры позволит применять дрон даже в зимних поисках. Разумеется, по сегодняшнему российскому законодательству необходимо согласовывать все полеты с регулирующими органами. Официально зарегистрированные поисковые организации и отряды имеют возможность делать это максимально оперативно.
Согласно отчетам беспилотного подразделения “ЛизаАлерт” на его официальной страничке в ВКонтакте, только в октябре 2020 года поступило 78 запросов на поиск потерявшихся лиц с использованием БПЛА. С воздуха коптерами было сделано более 80 000 снимков с общим треком 2426 км. В ходе поисковых мероприятий удалось найти 5 человек.
Для иллюстрации того, насколько незаменимы могут быть дроны в поиске людей, специалисты приводят не один пример успешной поисковой операции. Так, без преувеличения хрестоматийным можно назвать случай со спасением пожилого мужчины в Переславле-Залесском в прошлом году.
Поиски были затруднены тем, что звонок в LizaAlert поступил только на третьи сутки после пропажи дедушки. Для поиска были привлечены БПЛА, и в ходе обработки снимков с одного из дронов под кроной дерева удалось обнаружить потерявшегося мужчину. Даже эвакуационные мероприятия оказались сложной задачей, на которую ушло 4 часа. Страшно подумать, как долго пришлось бы искать человека в этих условиях пешему отряду спасателей.
Этой осенью поисковому отряду LizaAlert исполнилось 10 лет. Отрадно осознавать, что беспилотные технологии и системы DJI причастны к спасению жизней и успешным поисковым операциям!