Беспилотный летательный аппарат (дрон, БПЛА)

Беспилотный летательный аппарат (дрон, БПЛА) Самолеты
Содержание
  1. Вступление в силу обязательной регистрации дронов. за её отсутствие – штрафы
  2. Контрабандисты начали использовать дроны для переправки iphone
  3. С чего начиналась беспилотная авиация xix-xx века
  4. 3,4 млрд рублей выделят на развитие беспилотной аэродоставки грузов
  5. Agrotech: 12 компаний, которые работают в области беспилотных технологий | rusbase
  6. J’son & partners consulting
  7. Skyf беспилотная авиагрузовая платформа
  8. Американский суд отменил регистрацию дронов
  9. Беларусь: монополия на использование дронов
  10. Беспилотники интегрируют в воздушное пространство россии
  11. Беспилотники на службе правоохранительных органов
  12. Беспилотные морские суда в японии
  13. В россии появится система контроля полетов беспилотников
  14. В россии появятся программы подготовки операторов малых дронов
  15. Госдума приняла в последнем чтении законопроект о праве силовиков сбивать дроны
  16. Дрон-биатлон
  17. Примечания
  18. Робототехника
  19. Рынок дронов сдулся
  20. Утверждён стандарт электронных номеров для дронов
  21. Япония открывает небо коммерческим дронам

Вступление в силу обязательной регистрации дронов. за её отсутствие – штрафы

28 октября 2023 года стало известно, что в России вступила в силу обязательная регистрация беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Под эту категорию попадают, в том числе, и многочисленные квадроктоптеры – с 28 октября 2023 г. владельцы дронов не имеют права запускать их в небо без прохождения процедуры регистрации.

По даннымРосавиации, регистрация БПЛА в России проходила до 27 октября 2023 г. включительно, однако за опоздавшими пока сохраняется возможность пройти ее постфактум. Необходимое заявление со всеми требуемыми сведениями можно отправить на почту Росавиации «в любое время».

Владельцев дронов, не успевших или не захотевших зарегистрировать свою летательную технику вовремя, ждут штрафы, но вовсе не за бойкотирование процедуры регистрации. Штрафовать их государство будет за сам факт нахождения дрона без опознавательных знаков в воздухе.

Смотрите про коптеры:  Как найти причину проблем с квадрокоптером

Полет неучтенного БПЛА будет расцениваться как нарушение правил использования российского воздушного пространства, и каждый запуск таких дронов будет грозить владельцам потере от 20 до 50 тыс. руб. для физлиц, от 100 до 150 тыс. руб. для должностных лиц и от 250 до 300 тыс. руб. для юрлиц.

В первую очередь при покупке дрона следует обратить внимание на его вес. Если он не превышает 250 граммов, то регистрировать его не нужно, а выписывать штрафы за его запуск будет нельзя. Отправить заявку на регистрацию БПЛА можно через сайт Госуслуг или направить заявление со всеми необходимыми документами на почту Росавиации.

В заявлении для регистрации дрона на физлицо нужно указать название БПЛА, его марку, массу, количество и тип его двигателей, максимальную взлетную массу. Помимо этого, сам дрон нужно сфотографировать на светлом фоне, причем гаджет должен занимать как минимум 70% кадра.

В дополнение к сведениям о БПЛА в заявлении на регистрацию должны быть приведены данные о его владельце: ФИО, паспортные данные, адреса проживания и электронной почты, номер телефона и СНИЛС. Все контактные данные и формы заявления для физлиц, юрлиц и должностных лиц опубликованы на сайте ведомства[11].

Контрабандисты начали использовать дроны для переправки iphone

В конце марта 2023 года стало известно о задержании контрабандистов, которые использовали дроны для незаконной переправки из Гонконга в Шэньчжэнь смартфоновApple.

Как сообщает издание The South China Morning Post, совместная операция правоохранительных органов двух городов состоялась в феврале 2023 года после нескольких месяцев расследования. По ее итогам в Шэньчжэне задержали 26 человек, у которых изъяли два беспилотных летательных аппарата и 4 тыс. смартфонов стоимостью 20 млн гонконгских долларов (около $2,5 млн по курсу на 30 марта 2023 года).

По данным правоохранителей, хорошо скоординированная банда действовала на протяжении последних шести месяцев. Чтобы переправлять контрабанду из Гонконга на материковый Китай, подозреваемые с помощью дронов растянули два 100-метровых провода между двумя высотными зданиями, одно из которых расположено в Шэньчжэне, а второе – в Гонконге.

По натянутым проводам с помощью лебедочного механизма переправлялись небольшие холщовые сумки со смартфонами внутри, преимущественно восстановленными iPhone.

Чтобы избежать разоблачения, банда работала с полуночи до 5 часов утра. Процесс переправки занимал менее минуты, а за ночь преступники успевали сделать больше 200 рейсов по каждому из проводов.

По оценкам полиции, таким образом через границу каждую ночь переправлялось от 10 до 15 тысяч смартфонов. Работая 15 дней в месяц, контрабандисты ежемесячно зарабатывали свыше 10 млн юаней ($1,6 млн). Предполагается, что за все время преступники переправили смартфоны общей стоимостью 500 млн юаней (почти $80 млн), избежав налогов на 100 млн юаней ($15,9 млн).

Контрабандистам грозит до 7 лет тюрьмы и штраф до 2 млн гонконгских долларов (около $255 тыс.).[57]

С чего начиналась беспилотная авиация xix-xx века

Летающие беспилотники уже не первое столетие занимают конструкторов и ученых. Если в XX веке беспилотник был смелой фантазией, как и многие научные и технические идеи, то сегодня он становится частью реальной экономики, создает новые методы диагностики и мониторинга, а еще — рабочие места.

Первые предшественники современных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) — австрийские аэростаты для воздушной бомбардировки. Их впервые использовали в 1849 году.

Предпосылки для полноценного развития летающих беспилотников — изобретение электричества и радиосвязи. Первопроходцами в этой сфере стали гениальные ученые и вечные враги Томас Эдисон и Никола Тесла.

Эдисон представил свою разработку чуть раньше, в 1892 году, и это был беспилотник далеко не в современном понимании этого слова: торпедой Эдисона можно было управлять только по проводам. Никола Тесла пошел дальше и к 1899 году создал маленький беспилотник на радиоуправлении.

Точкой отсчета стал 1910 год, когда изобретатель Чарльз Кеттеринг предложил создать летательный аппарат под управлением часового механизма. В определенное время должен был сбросить крылья и рухнуть на врагов. Идея заинтересовала американцев – они начали финансировать разработки инженера.

Долгое время БПЛА воспринимали исключительно как военную технику. Во время Первой мировой войны немецкие и американские производители разрабатывали беспилотники и соревновались, чей поднимет больше взрывчатки. Максимума добились США в 1916 году: их беспилотник мог унести 450 килограммов. В военных действиях БПЛА так и не приняли участие, но полученные наработки позже использовали.

В межвоенный период инженеры активно экспериментировали с разными способами запуска и посадки беспилотников. Их запускали с катапульты и с бомбардировщиков, сажали на воду и при помощи парашютов. Свой вклад внесли и разработчики из СССР: они создали беспилотный планер, который мог нести торпеду и направлялся при помощи инфракрасного луча.

Прорыв случился в 1933 году, когда британские инженеры совместными усилиями создали первый беспилотник с дистанционным управлением. Это был аппарат многократного использования, он использовался как мишень для подготовки пилотов и зенитчиков.

Сброс торпед стал главным интересом разработчиков во время Второй мировой войны, вплоть до конца 1992 года этот интерес не смещался. Пока все не изменило изобретение GPS.

Беспилотники начали использовать для целей, близких к тому, что мы имеем сегодня: мониторинг, съемка, разведка, определение местоположения.

После окончания Второй мировой войны, беспилотники активно использовались в военно-разведывательном комплексе Америки и Советского Союза.

Гражданские дроны появились только в 2000-х – они технически отличаются от военных беспилотников, считаются более технологичными благодаря небольшим объемам производства и узкой специализации. Два последних обстоятельства позволяют инженерам быстро реагировать на меняющиеся приоритеты и потребности потребительского рынка.

Некоторые стартапы впечатляют своими возможностями даже скептиков, ведь они уже составляют конкуренцию службам доставки, а в перспективе могут серьезно потеснить малогабаритные воздушные суда.

3,4 млрд рублей выделят на развитие беспилотной аэродоставки грузов

21 октября 2023 года появилась информация о том, что 3,4 млрд рублей выделят на развитие беспилотной аэродоставки грузов. Финансирование будет осуществляться за счет средств фонда национального благосостояния и федерального бюджета.

Для развития беспилотной доставки потребуются линии связи, обеспечивающие наблюдение, контроль и управление беспилотниками, а также обустройство взлетно-посадочных площадок с локальными системами точной навигации, метеооборудование для прогнозирования опасных погодных условий на маршрутах.

Бизнес-модель инициативы предусматривает взаимодействие заказчиков доставки грузов с разработчиками и изготовителями беспилотных авиационных систем (БАС) по вопросу полетов с учетом сформированных положений по связи, аэронавигационному и наземному обслуживанию.

В списке заказчиков доставки грузов – «Почта России», «Газпром», «Транснефть», МЧС России, Сбербанк. Среди разработчиков и изготовителей дронов – «Аэромакс» (входит в АФК «Система»)

Agrotech: 12 компаний, которые работают в области беспилотных технологий | rusbase

1. «АгроДронГрупп» — занимается оцифровкой и мониторингом полей, включая анализ рельефа, всходов культур и динамику их развития. Разрабатывает беспилотники сельскохозяйственного назначения.

2. Optiplane —  производит беспилотные летательные аппараты гибридного типа, которые «способны вертикально взлетать, садиться, зависать подобно коптеру и при этом могут пролетать десятки километров».

Optiplane Colibri S2

3. GeoScan — в сегменте агротеха разрабатывает БПЛА для мультиспектральной съемки сельскохозяйственных угодий, ПО для обработки данных аэрофотосъемки Agisoft Photoscan и ПО для визуализации и анализа данных «Спутник Агро».

Шоу дронов с участием «Геоскан Пионер»

4. ARDN Technology — делает беспилотную авиагрузовую платформу вертикального взлета и посадки SKYF, которая позволяет разрабатывать БПЛА разных модификаций для решения различных задач — от логистики грузов и обработки полей до тушения пожаров.

Беспилотный летательный аппарат (дрон, БПЛА)

SKYF

5. Unmanned — разрабатывает и производит беспилотные летательные аппараты (БПЛА, БЛА, ДПЛА) для видеонаблюдения и аэрофотосъемки.

Беспилотный летательный аппарат (дрон, БПЛА)

БПЛА Supercam S100

6. senseFly — производит профессиональные БПЛА для геодезии, картографии и сельского хозяйства.

7. «Геомир» — производит БПЛА «Альбатрос», разрабатывает облачный сервис «История поля» и предлагает услуги аэрофотосъемки и видеомониторинга местности, а также внедрения технологий и оборудования в сельском хозяйстве.

8. Agrofly — производит агрокоптер-опрыскиватель для обработки сельскохозяйственных культур.

Беспилотный летательный аппарат (дрон, БПЛА)

Дрон Agrofly

9. «Агрогеокад» — поставщик услуг в области землеустройства с применением БПЛА.

10. «Беспилотные технологии» — поставщик услуг по съемке местности с БПЛА.

11. AeroTechAgro — поставщик услуг по аэрофотосъемке, а также анализу агротехнических данных, созданию цифровых карт, планов, картограмм и 3D-модели рельефа. Поддерживает геоинформационную систему (ГИС) сельского хозяйства.

12. Fly & See — компания «Флай энд Сии» специализируется на использовании БПЛА для работ широкого спектра, куда входит в том числе аэрофотосъемка, сканирование местности и создание 3D-модели ландшафта объектов.


Материалы по теме:

Фото на обложке: Фотобанк Фотодженика.

J’son & partners consulting

По оценкам J’son & Partners Consulting, мировой рынок БЛА в 2023 году составил $7,8 млрд и продолжит активно расти. Большая часть стоимости рынка приходится на военные БЛА (53% рынка). В количественном выражении структура рынка зеркально обратная: основную долю в количестве занимают потребительские БЛА (84%)

В связи с постепенным удешевлением компонентной базы БЛА, а также выходом на рынок многочисленных новых игроков, в том числе и в военном сегменте, средняя стоимость дронов продолжит снижаться к 2020 году по всем сегментам на 7-27 %. Это приведет и к изменению структуры рынка БЛА (как в денежном, так и в количественном выражении), поскольку на рынок будут поступать сотни тысяч и даже миллионы постоянно дешевеющих потребительских дронов, по функционалу сравнимых уже с коммерческими БЛА, а на военный рынок выйдут новые игроки (например, из Китая), которые предложат необходимый функционал по более низкой цене, чем у сегодняшних моделей.

В стоимостном выражении дроны гражданского назначения составляют уже чуть меньше половины рынка (47%), из них на коммерческие БЛА приходится половина из общей суммы (24%), оставшаяся часть – на потребительские (23%). Тем не менее, по оценкам J’son &

Что касается российского рынка БЛА, то по итогам 2023 г. наша страна занимала 3% в количестве и 2% в стоимости мирового рынка. При этом в сегменте военных БЛА ее доля кратно выше (15% в штуках). В 2023 году российский рынок БЛА оценивается в 163 млн долларов (9,5 млрд руб.) и к 2020 году рынок может вырасти в 1,5 раза.

По оценке J’son & Partners Consulting, доля дронов отечественного производства на рынке РФ составляет в 2023 году 10 % и увеличится до 11 % к 2020 году. Основной прирост придется на коммерческий сегмент, где ожидается большая активность российских производителей и который увеличится в два раза к текущему уровню. Таким образом, до 40 % коммерческих дронов, продаваемых в РФ, будут отечественного производства.

Дальнейшему росту локального рынка и экспортного потенциала отечественных решений все еще мешают серьезные регуляторные ограничения.

Согласно прогнозам японских экспертов, мировой рынок дистанционно управляемых летательных аппаратов вырастет к 2020 году до $20,5 млрд (на 80% больше по сравнению с 2023 годом).

По данным J’son & Partners Consulting, в 2023 году мировой рынок БПЛА оценивается в 7,3 млрд долларов. Прогнозируется, что он вырастет до 9,5 млрд долларов к 2020 году. Российский рынок БПЛА в 2023 году составит 147 млн долларов с потенциалом роста до 224 млн долларов к 2020 году.

Skyf беспилотная авиагрузовая платформа

«Почта России» и компания компания Skyf в конце 2023 года планирует протестировать доставку посылок с помощью дронов. Об этом прессе сообщил директор Skyf Дмитрий Арсентьев. Компания предоставит беспилотную авиагрузовую платформу с вертикальным взлетом и посадки с максимального весом груза до 250 кг. Максимальная дальность полета дрона с грузом в 50 кг составит 350 км, а длительность – до восьми часов.

Для доставки материальных ценностей дроны планирует использовать Сбербанк. В июне 2023 года экспериментальный беспилотник осуществил успешную реальную доставку наличных денег из кассового центра до инкассаторского автомобиля. Скорость дрона составила 180 км/час.

Весной 2023 года швейцарская логистическая компания Matternet получила разрешение на запуск службы доставки с использованием беспилотников. Первые Matternet-станции будут обслуживать больницы и медицинские центры в стране. Время доставки медматериалов составит полчаса.

Учреждения здравоохранения смогут транспортировать кровь и образцы анализов между филиалами. Matternet направляет дроны в точную точку посадки на платформе станции. После посадки дрон закрепляется на платформе, его батарею заменяют, а груз забирают только после сканирования QR-кода[17].

Американский суд отменил регистрацию дронов

Федеральный окружной апелляционный суд округа Колумбия пришел к выводу[61], что Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) не вправе регулировать эксплуатацию авиамоделей, в том числе мультироторных беспилотников.

За последние два-три года широкое распространение гражданских мультикоптеров в некоторых странах привело к тому, что власти начали внедрение различных систем, обязывающих владельцев регистрировать беспилотники. В США покупателей беспилотников обязали регистрировать[64] летательные аппараты в конце 2023 года, требование обязательной регистрации при этом распространялось на дроны массой от 250 граммов до 25 килограммов.

Авиамоделист Джон Тейлор не согласился с принятыми FAA правилами и обратился в суд, считая, что Агентство ограничивает его права и вмешивается в регулирование авиамоделизма, что прямо запрещено[65] существующими нормативно-правовыми актами.

Как отмечает ArsTechnica, у FAA осталось несколько возможных вариантов действий. Агенство может попросить суд пересмотреть свое решение, оспорить решение в Верховном суде США или обратиться к Конгрессу для получения полномочий регулирования в сфере авиамоделизма на законных основаниях.

Беларусь: монополия на использование дронов

Начиная с сентября 2023 года в Беларуси разрешается эксплуатация популярных моделей беспилотных летающих аппаратов (дронов) с допустимой мощностью систем правления этими приборами до 100 мВт. Однако, легально пользоваться дронами смогут только члены федерации беспилотной авиации.

«Комиссия приняла решение о выделении полосы радиочастот 2400-2483,5 МГц ОО «Белорусская федерация беспилотной авиации» с максимальной ЭИИМ 100 мВт для эксплуатации радиоэлектронных средств беспроводной передачи данных систем управления авиамоделями.

«Чтобы законно эксплуатировать авиамодель, работающую в полосе радиочастот 2400-2483,5 МГц с ЭИИМ от 10 мВт и до 100 мВт, гражданин должен вступить в республиканское общественное объединение «Белорусская федерация беспилотной авиации» и поставить на учет свою авиамодель (указанную выше) в данной федерации».

Больше 1,5 тысяч долларовСША может стоить лицензирование одного дрона максимальной массой больше 7 килограмм. Парламент Беларуси принял в первом чтении вариант Воздушного кодекса, который предполагает государственное лицензирование дронов.

Об этом рассказал в конце 2023 года заместитель руководителя Белорусской федерации беспилотной авиации Глеб Бондарик[67].

«Есть основания полагать, что будет введено платное лицензирование для всех аппаратов массой более 7 килограмм. При этом не понятно, как будет трактоваться формулировка «максимальная масса». Не исключено, что будет считаться снаряженный вес беспилотника или его возможная снаряженная масса», – сказал он.

«Сложно сказать, сколько будет стоить лицензирование. По моим данным, не менее 1,5 тысячи долларов за одну единицы. Это очень много, особенно с учетом стоимости аппаратов. Кроме того, чтобы получить лицензию нужно будет приехать с дроном на предприятие Минобороны, которые расположено за пределами Минска и в несколько дней ждать заключения в гостинице», – сказал Бондарик.

Беспилотники интегрируют в воздушное пространство россии

Правительство РФ ут­верди­ло кон­цепцию ин­тегра­ции бес­пи­лот­ни­ков в еди­ное воз­душное прос­транс­тво России. Пред­се­датель пра­витель­ства Ми­хаил Ми­шус­тин под­пи­сал соот­ветс­твую­щее рас­по­ряже­ние.

До 2023 г. продлится организационный период, во время которого будут разработаны меры по упрощению процедур и снятию ограничений для полетов беспилотных воздушных судов (БВС). Также на этом этапе будут внедрены специальные сервисы для электронной регистрации и учета БВС, установлены правила подготовки и выполнения таких полетов.

На втором этапе – до 2027 г. – предусматривается разработка и внедрение технологий для обеспечения безопасности полетов БВС, создание необходимой инфраструктуры связи, систем навигации и наблюдения. Параллельно будет идти законодательная работа.

Например, будут утверждены технические требования к системам и оборудованию, которые будут обеспечивать безопасность полетов, принят порядок использования воздушного пространства при совместных полетах беспилотных и пилотных судов. На этом же этапе начнутся их пробные полеты в едином воздушном пространстве.

На третьем этапе – до 2030 г. – планируется завершить создание технической инфраструктуры для обеспечения безопасности полетов БВС, внедрить цифровые технологии в части управления полетами беспилотных и пилотируемых воздушных судов в едином пространстве, принять нормативно-правовые акты, которые будут регулировать эту сферу.

Заместитель руководителя законодательной рабочей группы Национальной технологической инициативы (НТИ) “Аэронет” Андрей Шнырев считает, что концепция чрезвычайно важна.

Он полагает, что в ходе реализации концепции можно увидеть, какие изменения стоит в документ внести.

Эксперт считает: есть вероятность, что заложенная концепция будет исполнена раньше времени.

Вице-президент, исполнительный директор кластера передовых производственных технологий фонда “Сколково”Алексей Беляков также считает, что концепция абсолютно необходима поскольку для открытия рынка услуг с использованием беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) нужна координация разного рода участников – прежде всего заказчиков этих услуг, эксплуатантов, производителей дронов и регуляторов.

По мнению Алексея Белякова, в концепции учтены все особенности развития отрасли.

Заместитель генерального директора, директор по направлению “Нормативное регулирование” АНО “Цифровая экономика”​​​​​ ​Дмитрий Тер-Степанов отмечает, что регулирование авиации – это очень чувствительная сфера, правовые барьеры в ней связаны с безопасностью полетов и защитой жизни и здоровья граждан[30].

Беспилотники на службе правоохранительных органов

Одними из первых, кто начал использовать беспилотники для охраны правопорядка стали полицейские США. К настоящему времени Федеральное управление гражданской авиации (FAA) авторизовало уже более 74 правительственных агентств по использованию беспилотников в воздушном пространстве страны, 17 из которых – правоохранительные.

Разрешение FAA позволило силовикам абсолютно легально задействовать беспилотники для детального обследования мест преступления и поиска пострадавших людей. Однако американские полицейские активно привлекали вышеуказанные агентства к работе и раньше, до получения агентствами необходимых юридических прав.

Известно, что с 2023 года группа Grand Forks успела обработать около 30 запросов силовых структур, среди которых числятся 4 случая сбора данных об обстоятельствах самоубийств. С помощью дронов даже было обнаружено тело пропавшего охотника.

Полицейские США пытаются использовать дроны и в более сложных операциях, например, таких, как наблюдение за потенциально опасными преступниками. Однако здесь американским законодательным органам необходимо детально прорабатывать правовую базу. Так, в первых рекомендациях по использованию беспилотников в правоохранительных органах, которые вышли в мае 2023 года, было особо подчеркнуто, что “уважение к правам и свободам гражданам – это ключевое качество демократии”.

Куда меньшие правовые проблемы испытывают в этом вопросе правоохранительные органы Великобритании, где, как известно, системы полицейского наблюдения за гражданами являются одними из самых высокоразвитых в мире. Недавно в прессу просочилась информация, что британские полицейские начали использовать практически бесшумные мультикоптеры Black Hawk, позволяющие вести видеозапись со звуком.

Также стало известно о планах британской полиции использовать беспилотники в операциях по преследованию преступников. По различным оценкам, это обойдётся силовикам намного дешевле и безопаснее, чем применение мотоциклов, машин и вертолетов. Покупка дрона и его длительная эксплуатация обойдется в сумму меньшую, чем одна погоня с использованием вертолета (что возможно далеко не всегда) и двух полицейских машин. Вдобавок к этому, применение беспилотников никак не угрожает жизни полицейских.

Беспилотные морские суда в японии

Японская компания Mitsui OSK Lines (“Мицуи оу-эс-кей лайнс”), ведущий мировой производитель морского грузового транспорта и танкеров, совместно с другой компанией Nippon Yusen (“Ниппон юсен”) планирует к 2025 году начать оснащение своих судов системами беспилотного управления в рамках проекта по снижению количества инцидентов на море. Об этом сообщила газета “Никкэй”[18].

Предполагается, что система управления с использованием искусственного интеллекта будет подключена к “интернету вещей”, что позволит ей мгновенно собирать информацию о погоде, техническом состоянии судна, препятствиях на пути, анализировать их и в зависимости от этого изменять курс и скорость движения.

По плану, японские компании хотят построить к 2025 году около 250 кораблей, оснащенных новой системой. Стоимость проекта оценивает в несколько сотен миллионов долларов. Это должно повысить спрос на продвинутые технологии и вызвать интерес у мировых грузоперевозчиков, что поспособствует возвращению Японии утраченных позиций среди судостроительных государств.

Япония в связи с сокращением населения и нехваткой рабочей силы сейчас активно изучает беспилотные технологии управления, чтобы решить назревшую проблему за счет полностью автоматической техники. В первую очередь, изменения планируется внести в сельское хозяйство, больше всех страдающее от оттока рабочих рук.

Другой сферой для внедрения беспилотников должны стать наземные транспортные перевозки. Уже в этом финансовом году (т.е. до марта 2023 года) планируется протестировать в обычных условиях самоуправляемые грузовики. Если эксперимент завершится успешно, то они могут появиться на японских дорогах к 2020 году.

Наиболее ожесточенная борьба за скорейшей создание легковых беспилотных машин развернулось между японскими автоконцернами. Их активно поддерживает правительство, поскольку, по задумке, это поможет пожилым людям, проживающим в отдаленных от центра районах, посещать, к примеру, врача или ездить в магазины, а также снизить количество ДТП.

В россии появится система контроля полетов беспилотников

Большая часть реализуемых на территории Российской Федерации беспилотных летательных аппаратов будет подключена к особой системе контроля — об этом заявил представитель “Российских космических систем” (часть госкорпорации “Роскосмос”) Киречко Михаил.

По словам Киречко, для контроля за беспилотниками будет применяться специальное оборудование, которым будут оснащаться все БПЛА с массой от двухсот пятидесяти граммов до тридцати килограммов.

“Каждый гражданский беспилотный летательный аппарат должен быть оборудован системой контроля, которая будет взаимодействовать с орбитальными навигационными сателлитами. То есть, речь идет о создании глобальной системы мониторинга и контроля БПЛА”, — говорит эксперт[42].

Современные БПЛА, как уточняет Киречко, обычно и так оборудованы системами, о которых идет речь. Необходимо лишь унифицировать применяемые стандарты и создать единую систему. Которая будет применяться в целях повышения безопасности воздушного пространства.

В общем, времена, когда владельцы беспилотников могли свободно запускать свои аппараты где угодно, похоже, заканчиваются — система контроля предполагает выдачу разрешений и согласование маршрутов, что, очевидно, приведет к массе сложностей.

В России существуют правила, обязывающие владельцев беспилотников регистрировать летательные аппараты. Закон об обязательной регистрации малых беспилотников вступил[43] в силу 30 марта 2023 года и изначально требовал регистрировать все воздушные суда тяжелее 250 граммов. Позже в 2023 году появился[44] пакет поправок, согласно которым «полноценная» регистрация в РФ стала необходима только для летательных аппаратов тяжелее 30 килограммов, а порядок учета «легких» дронов будет определен позже. Реестр «тяжелых» беспилотников ведет Росавиация, однако граждане и компании, которые ввозят или производят на территории России беспилотные гражданские воздушные суда, должны[45] обращаться для регистрации и получения справки о постановке на учет в ФСБ независимо от массы летательного аппарата.

В россии появятся программы подготовки операторов малых дронов

В России появятся программы подготовки операторов малых дронов — весом до 30 кг, рассказали «Известиям» в ассоциации «Аэронет» 18 ноября 2023 года. Именно такие гражданские беспилотники используются для съемок, организации воздушных шоу и занятий авиамоделированием.

По состоянию на 18 ноября, тем, кто покупает небольшие дроны для личного пользования, свидетельство оператора не нужно. Но оно требуется, если беспилотник применяется в коммерческих целях. Пока участники рынка находятся на полулегальном положении, так как официально документы, подтверждающие квалификацию внешнего пилота, никто не выдает, указали эксперты.

Планируется, что типовые образовательные программы для подготовки операторов беспилотных воздушных судов (БВС) массой до 30 кг будут представлены на согласование в Росавиацию до конца 2023 года. Об этом «Известиям» рассказал генеральный директор ассоциации «Аэронет» Глеб Бабинцев.

Ранее ассоциация при участии Росавиации и нескольких других организаций разработала профессиональный стандарт «Специалист по летной и технической эксплуатации беспилотных авиасистем… до 30 кг». В 2023 году документ был утвержден приказом Минтруда.

Однако в стандарте сформулированы лишь общие требования к операторам дронов. При этом разделены функции механиков по ремонту и обязанности операторов. Так, внешний пилот должен уметь подготовить БВС к полету, управлять устройством, а также поддерживать взаимодействие с участниками воздушного движения и госкорпорацией ОрВД, которая контролирует организацию полетов.

В его обязанности также входит проведение поисковых работ в случае аварии. Теперь на основании стандарта «Аэронет» совместно с Санкт-Петербургским университетом гражданской авиации разрабатывают программы обучения.[10]

Госдума приняла в последнем чтении законопроект о праве силовиков сбивать дроны

21 ноября 2023 года Госдума приняла в последнем чтении поправки в законодательство, позволяющие правоохранительным органам предотвращать использование беспилотных средств без разрешения.

Право сбивать дроны получили сотрудники ФСО, Росгвардии, МВД, ФСБ, СВР и ФСИН. Причём законопроект пополнился Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН) в третьем чтении: ей было разрешено пресекать полеты квадрокоптеров над СИЗО, исправительными учреждениями и «прилегающими к ним территориями».

Для ФСИН проблема беспилотников стоит очень остро, поскольку с помощью дронов в места лишения свободы пытаются доставить запрещённые предметы: мобильные телефоны, наркотики, алкоголь. Однако из-за отсутствия правовой базы эффективной борьбы с нарушителями воздушного пространства не получается.

По словам зампреда Комитета Госдумы по безопасности Александра Хинштейна, в 2023 году над тюрьмами было пресечено 39 полётов беспилотников. Новые полномочия позволят ФСИН повысить свои возможности по противодействию незаконным полётам дронов.

Согласно документу, полиции разрешается пресекать несанкционированные полеты беспилотников над митингами, пикетами и другими публичными мероприятиями. 

Также в закон во время процедуры второго чтения была внесена норма, предоставляющая возможность представителям правоохранительных органов и спецслужб забирать пульты управления и самостоятельно сажать беспилотники в случае, если они представляют угрозу для людей.

Как сообщает ТАСС Информационное агентство России, в преддверии рассмотрения законопроекта во втором чтении в Госдуме прошел круглый стол с участием представителей правоохранительных органов. Тогда замглавы Росгвардии Олег Борукаев, незаконное использование дронов России приобрело «лавинообразный характер», а их применение на массовых мероприятиях создает угрозу для безопасности.

Дрон-биатлон

В августе 2023 года в рамках международного военно-технического форума «Армия-2023» пройдет второй чемпионат по дрон-биатлону, на котором операторы малых беспилотников будут соревноваться в умении управлять дронами. Первый дрон-биатлон состоялся в 2023 году: он был организован совместно Минобороны России и Фондом перспективных исследований.

В 2023 году соревнования по дрон-биатлону будут проводиться в качественно других условиях по сравнению с 2023 годом: в частности, если ранее дроны соревновались в стрельбе по условным мишеням, то на этот раз мишени будут закреплены на реальных объектах боевой техники.

Беспилотники должны будут проходить сложные трассы с препятствиями на высокой скорости, а также выполнять задания в условиях затрудненной доступности мишеней. Кроме того, будет расширен список номинаций и снят ряд ограничений по техническим характеристикам дронов: сегодня разработчики используют для создания дронов различные платформы и материалы, что позволяет создавать действительно уникальные аппараты.

О развитии технологий в сфере создания и управления беспилотными летательными аппаратами рассказывает заместитель генерального директора – руководитель направления физико-технических исследований Фонда перспективных исследований Игорь Денисов:
«Как и в прошлом году, чемпионат по дрон-биатлону станет соревнованием не автономных беспилотников, а операторов БПЛА. Профессиональных операторов дронов сегодня практически нет: в соревнованиях участвует в основном увлеченная молодежь. Между тем в реальных условиях от операторов дронов требуется умение не только управлять дроном, но также одновременно решать другие важные и нужные задачи: обнаруживать и распознавать цель, решать информационные задачи, принимать решения, связанные с применением огня, определять нанесенный ущерб». Планируется, что в следующем году к участию в дрон-биатлоне будут привлечены вузы и другие образовательные организации Минобороны России.

По мнению Игоря Денисова, ключевые вопросы в контексте развития беспилотных летательных аппаратов сегодня – это автономность дронов, вопросы управления группами аппаратов (роевые технологии) и вопросы энергосбережения. По его словам, в ближайшем будущем дроны будут обладать всё большей автономностью, и задачи оператора сократятся: в основном они будут заключаться в корректной постановке задач группе дронов.

«Область ближайшего развития беспилотных летательных аппаратов – это все, что связано с искусственным интеллектом: технологии технического зрения, вопросы распределенного управления в группе дронов, эффективное выполнение задач аппаратами, которые самостоятельно координируются между собой, обмениваются информацией и решают общую задачу», – отмечает Игорь Денисов.

Когда речь идет о полетах дронов на большие расстояния и о транспортировке грузов, актуален также вопрос энергообеспечения аппаратов. В перспективе для этих целей могут использоваться технологии использования солнечной энергии, топливные элементы, водородная энергетика и др. Немалое внимание уделяется экономическим аспектам, в частности, вопросам создания функциональных недорогих дронов.

Фонд перспективных исследований разрабатывает концепцию и программу соревнований для автономных дронов, в том числе объединенных в группы по принципу роевого управления. Ожидается, что уже в ближайшие годы автономные дроны смогут соревноваться в решении различных задач не только под управлением человека-оператора, но также выступая самостоятельно и конкурируя с человеком в том числе в тех задачах, которые сегодня способен решать только сам человек.

Примечания

  1. Рынок беспилотных летательных аппаратов / дронов (БПЛА) в России и в мире
  2. Развитие рынка беспилотных летательных аппаратов
  3. Дроны летят над Россией
  4. Drone Bubble Bursts, Wiping Out Startups and Hammering VC Firms
  5. В коммерциализации дронов усмотрели террористическую угрозу
  6. Рынок дронов в России и в мире, 2023 г. (беспилотные летательные аппараты, БЛА, БПЛА)
  7. Беспилотные дроны будут осуществлять грузоперевозки в Арктике и Сибири
  8. 3,4 млрд рублей выделят на развитие беспилотной аэродоставки грузов
  9. Беспилотники нагружают бумагами. Производители дронов выступили против обязательной сертификации
  10. Научный подлёт: в России начнут готовить пилотов лёгких дронов
  11. Россиян отныне будут штрафовать на сотни тысяч рублей за запуск беспилотников
  12. Old, meet new: Drones, high-tech camera revamp archaeology
  13. PwC: рынок дронов для энергоотрасли оценен в $9,46 млрд
  14. How firefighters are using drones to save lives
  15. Mercedes Plans More Drone Deliveries After 100 Perfect Flights
  16. Three years in jail for drone-flying drug dealer
  17. Беспилотники в деле
  18. В Японии создадут к 2025 г. беспилотные морские суда
  19. World’s first drone delivery service launches in Iceland
  20. Владельцы беспилотников в России получат право на коммерческие перевозки
  21. Дроны небесные: каким индустриям пригодятся беспилотники
  22. Berkeley professor’s ‘slaughterbots’ video on killer drones goes viral
  23. Наша служба и опасна и трудна. Дроны на службе правоохранительных органов
  24. Turns Out Eagles Are a Bad Solution for Capturing Rogue Drones
  25. Politie stopt met anti-dronevogels en speurratten
  26. China is using robotic bird drones with cameras to monitor its citizens
  27. China’s migrant worker exodus has created demand for drone pilots to help ageing left-behind farmers
  28. Голландцы заставят беспилотники добывать электричество
  29. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2023 № 415 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 2023 г. № 658”
  30. Беспилотники интегрируют в воздушное пространство России
  31. Дума отменила лицензирование производства легких дронов
  32. Совет Федерации предложил ввести обязательную ответственность за нарушение правил безопасности полетов беспилотников
  33. Об утверждении Порядка принятия решения о пресечении нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, обеспечения проведения неотложных следственных действий, оперативно-разыскных и антитеррористических мероприятий, а также в случаях, указанных в статьях 14.3 и 14.5 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», и перечня должностных лиц органов федеральной службы безопасности, уполномоченных на принятие такого решения
  34. Госдума разрешила силовикам пресекать полеты беспилотников-нарушителей
  35. Первые дроны могут появиться в аэропортах РФ в 2023 году
  36. В России создадут сеть полигонов для тестирования дронов
  37. Госдума приняла в I чтении законопроект о праве спецслужб сбивать дроны-нарушители
  38. Власти России разрешат сбивать дроны
  39. В Москве начинается братоубийственная война между беспилотниками
  40. «Вертолеты России» начнут продавать беспилотники
  41. Эксперты рассказали, зачем нужен новый закон о дронах
  42. В России появится система контроля полетов беспилотников
  43. Закон о регистрации дронов в России вступил в силу
  44. В России изменят правила регистрации легких дронов
  45. Регистрацией дронов в России займется ФСБ
  46. Беспилотникам разрешат летать над Москвой
  47. Drones keep a close eye on Australia’s wildlife
  48. Минюст США обновил свои политики по использованию дронов
  49. Electronic License Plates for Drones May Come Soon
  50. Japan outlaws flying drones while drunk
  51. Зеленые мартышки позаимствовали у верветок отдельное «слово» для дрона
  52. After Gatwick Airport fiasco, UK gets new drone detection systems
  53. Child given world’s first drone-delivered vaccine in Vanuatu – UNICEF
  54. An Island Nation’s Health Experiment: Vaccines Delivered by Drone
  55. Saudi Arabia’s model-less ‘ghost fashion show’ ridiculed online
  56. Your Chinese takeaway is ready to be delivered by drone
  57. Hong Kong and Shenzhen authorities smash HK$620 million iPhone smuggling operation
  58. Japan to open its skies to commercial drones
  59. В Великобритании ввели обязательную регистрацию дронов весом от 250 грамм
  60. В Грузии введут закон, ограничивающий использование дронов
  61. On Petitions for Review of Orders of the Federal Aviation Administration
  62. Court ruling nullifies US requirement that hobbyists register drones
  63. Американский суд отменил регистрацию дронов
  64. Американцы будут регистрировать беспилотники тяжелее 250 граммов
  65. FAA Modernization and Reform Act (P.L. 112-095) Reports and Plans
  66. В Беларуси сложилась монополия на использование дронов
  67. Парламент Беларуси намерен ввести платное лицензирование дронов
  68. В Армении, Грузии, Беларуси и Молдове запущен проект eDrone за 1 млн евро
  69. Американцы создали «тейлситтер» с независимыми винтами
  70. Япония предложит международные стандарты для дронов
  71. Передвижение на беспилотнике, или Взгляд в будущее

Робототехника

  • Искусственный интеллект (ИИ, Artificial intelligence, AI)
  • Обзор: Искусственный интеллект 2023
  • Искусственный интеллект (рынок России)
  • Искусственный интеллект (мировой рынок)
  • Искусственный интеллект (рынок Украины)
  • В банках, медицине, радиологии, ритейле, ВПК, производственной сфере, образовании, Автопилот, транспорте, логистике, спорте, СМИ и литература, видео (DeepFake, FakeApp), музыке

Рынок дронов сдулся

В конце августа 2023 года агентство Bloomberg опубликовало статью о падении интереса к дронам — бизнесмены и инвесторы разочаровались в этом сегменте рынка из-за низкого спроса, и компании начали закрываться одна за другой.

В 2023 году стали закрываться даже крупнейшие стартапы-производители, хотя в начале своего пути они получили сотни миллионов долларов в виде инвестиций. Причиной стало расхождение ожиданий с реальностью — несмотря на прогнозы о взрывном росте технологий, дроны так и не завоевали рынок. Десятки других стартапов были сметены волной консолидации.

В начале 2023-х перспективы казались намного более радужными, и новые производители беспилотных летательных аппаратов привлекали огромные инвестиции, ведь дроны, по их словам, должны были использоваться всюду: от доставки посылок до сельского хозяйства.

Венчурные капиталисты в период с 2023 по 2023 год вложили в беспилотники $2,6 млрд. Однако к 2023 году у стартапов, появившихся на пике ажиотажа, кончились деньги. Из-за низкого спроса многие из них так и не получили дополнительного финансирования.

Французский производитель Parrot SA объявил в июле, что остановит производство большинства своих дронов. Разработчик программного обеспечения Airware привлек $118 млн от инвесторов, но в конце 2023 года закрылся и уволил 140 сотрудников.

GoPro вышла из дронового бизнеса и уволила несколько сотен работников, сославшись на «слишком жесткую конкуренцию на рынке». Однако в то же время с момента появления отрасли было продано не менее 67 дрон-стартапов. Покупатели включают как конкурентов, так и компании из других секторов промышленности.

Такие тенденции меняют рынок, и теперь вперед вышли компании, предлагающие обслуживание уже используемых беспилотников. PrecisionHawk., лидер отрасли в сфере инспекции и анализа данных дронов, приобрела пять стартапов в 2023 году. Среди них Uplift Data Partners, которая проводит инспекции строительства и недвижимости, HAZON., специализирующаяся на энергетике, и Droners.io, онлайн-сеть независимых пилотов-дронов.

Быстро развивающаяся технология стала и благом, и проклятием предпринимателей. Хотя она расширяла возможности бизнеса, оказалось, что некоторые позиции рынка быстро устаревали благодаря улучшению ПО для навигации и полета. Теперь отрасль начала отбирать наиболее прибыльные бизнес-планы, и тактика выживания включает смещение акцентов компании, в том числе поиск новых целевых клиентов.

Airware, самый высокооплачиваемый стартап, изначально разработал облачное ПО и системы автопилота для сельскохозяйственных дронов. Они должны были летать над угодьями и собирать данные о состоянии культур, оценивать влажность на полях и наличие вредителей.

Руководители стартапов также отмечают спад интереса к отрасли, как показал опрос 2023 года исследовательской группы Drone Industry Insights. Но многие все еще видят в ней потенциал, поскольку компании оттачивают бизнес-модели, находят более гибкие решения и осваивают передовые технологии.[4]

Утверждён стандарт электронных номеров для дронов

В середине сентября 2023 года был утвержден новый стандарт электронных номерных знаков для дронов, по которым его смогут идентифицировать удаленные наблюдатели.

В новом стандарте ASTM WK65041 представлены требования по идентификации дронов с помощью электронных номеров и рекомендации по настройке систем считывания этих данных. Стандарт был разработан при участии органов гражданской авиации, таких как Федеральное авиационное управление США (FAA)

и Transport Canada, а также лидеров индустрии беспилотных летательных аппаратов. Все новые дроны будут автоматически оснащаться электронными номерными знаками, а для старых можно будет купить специальные чипы ID, подключаемые через USB-порт.

Разработчики стандарта предлагают, чтобы беспилотники непрерывно передавали идентификационные данные через WiFi или Bluetooth, позволяя другим устройствам обнаруживать себя и выходить на связь. Эти идентификационные сигналы должны считываться с расстояния от 350 до 450 метров. Использование Bluetooth 5 может увеличить дальность действия этих сигналов до километра.

С помощью специальных приложений на смартфонах или других устройствах можно будет идентифицировать дроны, которые находятся в поле зрения пользователя. Обычные граждане получат доступ только к идентификационному номер дрона, а вот правоохранительные органы смогут узнать дополнительную информацию, например, точные координаты, скорость, направление и точку взлета, а также данные о его владельце, операторе и заявленной цели полета.

Дрон также может быть идентифицирован, если он подключен к Интернету, например, через сотовую связь своего оператора. Эта опция может оказаться полезной, если у наблюдателя нет приложения для удаленной идентификации или беспилотник находится вне зоны досягаемости.[49]

Япония открывает небо коммерческим дронам

В середине марта 2023 года Япония приняла решение, согласно которому с лета коммерческим дронам будет разрешено доставлять посылки в отдаленные и труднодоступные районы — например, в горные местности и на расположенные в удалении острова.

Правительство страны пересмотрело стандарты, касающиеся дронов, в соответствии с авиационным законодательством. Согласно нововведениям, беспилотные летательные аппараты (БПЛА), принадлежащие предприятиям и частным лицам, не должны пренебрегать требованиями по безопасной скорости и высоте полета.

С 2023 года министерство транспорта начнет готовиться к разрешению запуска беспилотных летательных аппаратов в городах; предполагается, что все необходимые коррективы в законодательство будут внесены к 2020 году. Учитывая, что такие дроны должны ориентироваться в городе с множеством высоких зданий, правительство рассмотрит новую систему сертификации дронов с выдачей лицензий.

Первое законодательство, касающееся беспилотных летательных аппаратов, было введено в Японии в 2023 году после того, как на крыше кабинета премьер-министра был обнаружен дрон с радиоактивным грузом. Согласно правилам к середине марта 2023 года, беспилотные летательные аппараты могут быть запущены только в пределах видимости оператора, причем он должен иметь специальную лицензию, действующую в течение одного года.

С началом широкого распространения дронов внимание общественности оказалось привлечено их незаконным использованием. Но существующий уровень контроля позволяет разрешить полеты дронов за пределами видимости оператора. Ожидается, что, несмотря на нехватку рабочих кадров, технология будет широко использоваться для доставки товаров и дистанционного мониторинга.

Грядущее разрешение на полеты расширит возможности как для мелкого, так и для крупного бизнеса Японии. Операторы японской почты и виртуального торгового центра компании Rakuten уже тестируют пилотируемые дроны. Органы местной власти также надеются, что дроны можно будет использовать для поддержания инфраструктуры, например, для оценки состояния мостов и линий электропередач путем съемки с высоким разрешением.[58]

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий