Безэкипажные катера для ВМФ России: wod_1958 — LiveJournal

Безэкипажные катера для ВМФ России: wod_1958 — LiveJournal Лодки

«калашников» начал серийные поставки штурмовых и транспортн-десантных катеров для спецназа

Концерн «Калашников» приступил к серийным поставкам транспортно-десантных и штурмовых катеров для подразделений спецназа, сообщает

пресс-служба

предприятия.

«Единая боевая группа катеров разработана в инициативном порядке совместно со специалистами силовых структур Российской Федерации и включает в себя новейший транспортно-десантный катер БК-16 и штурмовой катер БК-10»,

говорится в релизе.

«В 2022 году суда успешно прошли испытания и были приняты на вооружение российской армии. По своим техническим характеристикам и оснащению наши катера не уступают зарубежным аналогам, но при этом значительно выигрывают по цене», – цитирует пресс-служба гендиректора концерна Алексея Криворучко.

Сообщается, что «экипаж транспортно-десантного катера БК-16 составляет 2 человека, пассажировместимость – 19 человек, катер способен развивать скорость хода до 42 узлов при максимальной мощности каждого из двигателей 780 л. с., дальность плавания составляет не менее 400 миль».

В свою очередь «максимальная скорость хода штурмового катера БК-10 составляет не менее 40 узлов, вместимость спецперсонала на борту – 10 человек, при этом численность экипажа составляет 2 человека».

В пресс-службе отметили, что «катера могут быть укомплектованы комплексами вооружения под конкретные требования и задачи, в частности, БК-16 может быть оснащён четырьмя пулемётами калибра 7,62 мм в сочетании либо с боевым модулем, либо с двумя пулемётами калибра 12,7 мм, либо с гранатомётом калибра 40 мм».

«Техническая возможность развивать одинаковую скорость не менее 40 узлов и гарантированная дальность плавания не менее 400 миль позволяет катерам скоординировано работать на выполнение единой боевой задачи, обеспечивая скоростную доставку десантно-штурмовой группы на берег, огневую поддержку действий подразделений специального назначения и морской пехоты, а также оперативное выполнение патрульных, диверсионных и противодиверсионных операций», – говорится в сообщении.

Jari-usv

Одним из перспективных проектов является разработка безэкипажного надводного корабля JARI-USV длиной 15 метров и водоизмещением 20 тонн. Скорость БЭНК JARI-USV достигает 42 узлов (77 км/ч), дальность плавания – 500 морских миль или 926 километров.

Средства разведки БЭНК JARI-USV включают РЛС с фазированной антенной решёткой, гидролокатор и ОЛС. Четыре полотна РЛС обеспечивают обзор воздушного пространства на расстоянии до 100 километров.

БЭНК JARI-USV создаётся по модульному принципу, что позволяет монтировать на нём оборудование и вооружение исходя из поставленной задачи. Планируется, что JARI-USV может быть вооружён установкой вертикального пуска (УВП) на восемь многоцелевых ПТУР HJ-10, торпедным аппаратом и/или модулем с автоматической пушкой калибра 30 мм.

Презентация БЭНК JARI-USV

Seafly-01

Пекинской научно-производственной компанией Beijing Sifang Automation разработан безэкипажный катер SeaFly-01. Длина корпуса базовой модели составляет 10,25 метра, ширина – 3,7 метра. Габариты могут корректироваться по требованию заказчика.

Максимальная скорость составляет 45 узлов. Максимальная дальность хода свыше 400 километров.

Многосекционный корпус SeaFly-01 изготовлен из композитных материалов. Он обеспечивает повышенные внутренние объёмы для размещения оборудования и груза. А также работу при высоте волн до 2,5 метров.

Низкая высота, «гранёная» конфигурация корпуса и применение радиопоглощающих материалов способствуют существенному снижению заметности безэкипажного катера SeaFly-01.

В движение SeaFly-01 приводится двумя водомётными движителями.

Безэкипажный катер SeaFly-01 оснащён продвинутыми системами управления и средствами автоматизации. Он может не только управляться оператором, но и автоматически следовать по заданному маршруту, самостоятельно выбирать маршрут, уклоняться от столкновения с препятствиями и автоматически возвращаться к месту базирования.

Несколько безэкипажных катеров SeaFly-01 могут быть связаны в одну сеть.

Атака надводных кораблей (НК) противника скоординированной группой из десятков малых БЭНК, осуществляющаяся одновременно с нескольких направлений, позволит отвлечь противника, нанести урон надводным кораблям, даже слабым оружием типа многофункциональных противотанковых управляемых ракет (ПТУР) или автоматических пушек калибра 30 мм, за счёт поражения уязвимых точек – полотен РЛС, зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) ближнего радиуса действия, рубки управления, палубных вертолётов.

Также малые БЭНК могут уточнить координаты НК противника для последующей атаки противокорабельными ракетами (ПКР). Теоретически БЭНК могут осуществлять атаки типа «камикадзе», реализовывая самоподрыв у борта НК противника.

Уничтожение малоразмерных судов может быть затруднено из-за их небольших физических габаритов, высокой скорости и низкой заметности. При этом стоимость вооружений, потраченных на уничтожение малых безэкипажных надводных кораблей, может быть выше, чем самих поражаемых БЭНК.

Испытание безэкипажных судов, функционирующих в группе

Грузоподъёмность БЭНК SeaFly-01 составляет 1,5 тонны. На мачте и/или в герметичном отсеке могут устанавливаться различные средства разведки – радиолокационные и оптико-локационные станции (РЛС и ОЛС), а также иное оборудование.

На расстоянии до 50 километров управление может осуществляться напрямую. На большей дальности управление осуществляется посредством спутниковой связи и китайской спутниковой навигационной системы BeiDou.

Интересная особенность – в отличие от американской глобальной системы позиционирования GPS и российской ГЛОНАСС, китайская система BeiDou сама может в ограниченном формате выступать в качестве системы спутниковой связи, позволяя передавать и принимать короткие пакеты данных.

Некоторые модификации SeaFly-01 впоследствии могут быть вооружены пулемётами калибра 5,8 или 12,7 мм, а также ПТУР.

Безэкипажные катера для вмф россии

Есть критическая проблема (причем ПМО это наиболее критическая проблема ВМФ!), есть реальные способы ее решения в короткие сроки. И есть некая «мышиная возня», причем уже не один год, а уже представленные обществу и флоту «результаты» вызывают обоснованный вопрос – а «правильно  ли дорогой идем»?

Смотрите про коптеры:  Механизированная сварка, сварочные роботы: особенности и разновидности

Из всех «предложений» по тематике БЭК наиболее явно публично обозначились БЭК Inspector Mk 2 и «Тайфун» (в т.ч. в конкуренции за место «на палубе» нового тральщика проекта 12700). По остальным, – на данный момент их исчерпывающей характеристикой является то что на флоте их нет (с учетом того факта, что они давно могли и обязаны там быть и активно участвовать в боевой подготовке).

БЭК Inspector Mk 2 был разработан в 2008 г. фирмой ECA, –  одним из ведущих разработчиков  средств борьбы с минной угрозой (начиная с начала 70-х годов), – телеуправляемого противоминного аппарата РАР-104 ставшего наиболее массовым СТПА ПМО в мире, и выпускаемого до сих пор (модификации mod. 5 и mod. 6). Однако этот проект сложно отнести к успешным изделиям фирмы, – с 2008 г. на вооружение ВМС Франции он так и не был принят,  не имел коммерческого успеха на рынке (кроме возникших несколько лет назад предложений по поставке БЭК Inspector Mk 2 ВМФ РФ).

При оценке БЭК ПМО (Inspector Mk 2) необходимо уточнить место БЭК и одноразовых НПА-уничтожителей в современных и перспективных системах ПМО Запада.

ПМО – это комплексная система, обеспечивающая  противодействие минной угрозе на всех уровнях противостояния (начиная с разведки и предотвращения постановки мин силами авиации и спецназа). При этом, с учетом малой гидролокационной заметностью новых мин и критический проблемой их обнаружения на «засоренных» грунтах (с большим количеством ложных гидролокационных отметок) важным является постоянное ведение минной разведки, с заблаговременным картографированием и обследованием  всех миноподобных объектов. При этом обнаружение и новых мин осуществляется преимущественно на основе сопоставления данных предшествующих обследований и обнаруженными новыми объектами. Идеальным средством для такого оперативного мониторинга является БЭК ПМО, оснащенный гидролокатором бокового обзора (ГБО). Использование для этих целей АНПА имеет ряд недостатков, – малую поисковую производительность, проблемы с надежностью (захват ВМФ КНДР разведывательного противоминного АНПА ПЛА ВМС США в середине 2000-х), отсутствие оперативной передачи данных командованию и т.д., и тактически обоснованно в первую очередь в водах противника.

Еще одной серьезной проблемой современной ПМО стало появление программируемых неконтактных взрывателей мин, обеспечивающих анализ «тонкой структуры» полей цели, – с возможностью их настройки на подрыв (уничтожение) противоминного телеуправляемого НПА (типа РАР-104 или иных). Данный фактор привел к широкому распространению на западе малогабаритных одноразовых НПА-уничтожителей. Однако данное решение далеко от оптимального. НПА-уничтожитель в первую очередь «более дешевый противоминный ТНПА», однако его стоимость многократно  превышает стоимость уничтожаемой мины. Частично решением этой проблемы являются новые малогабаритные системы уничтожения/обозначения мин (типа COBRA SeaFox).

Сегодня НПА-уничтожители являются в первую очередь «средством пробития фарватеров» для обеспечения прохода сил через миноопасный район, а ведение планомерных противоминных действий осуществляется классическими современными противоминными средствами – специализированными телеуправляемыми противоминными НПА и водолазами-минерами.

Ведение планомерных противоминных действий БЭК Inspector Mk 2 может осуществляться только в виде минной разведки. Ввиду высокой стоимости НПА-уничтожителей решение задачи по ликвидации обнаруженной минной угрозы, при сколько-нибудь значительных постановках мин средствами БЭК Inspector Mk 2 нецелесообразно и невозможно.

Очевидны следующие недостатки БЭК Inspector Mk 2:

высокая стоимость (3-10 млн евро, в зависимости от комплектации)  и малая производительность решения задачи уничтожения минной угрозы;

из-за влияния волнения целесообразность применения на БЭК ГБО с режимом синтезированной апертуры сомнительна и приводит к значительному увеличению стоимости БЭК (ГБО и системы управления БЭК) без реального повышения эффективности;

эффективность магнитометра и профилографа для борьбы с заиленными минами заведомо недостаточна;

неоптимальный выбор частотного диапазона ГАС БЭК (высокочастотные) – снижает эффективность противоминных действий (хотя и обеспечивает лучшие «рекламные картинки»).

Тем не менее, в условиях, когда нет практически ничего, и для ПМО ВМФ интерес представляют любые варианты, обеспечивающие немедленную (быструю) поставку современных систем ПМО на флот.При этом необходимо сознавать следующие принципиальные моменты:

западный БЭК и НПА ПМО не в состоянии решить острейшую проблему ПМО ВМФ, – в первую очередь по количественным и финансовым причинам, – флоту нужны массовые и эффективные отечественные системы ПМО;

западный БЭК – это западный канал связи (со всеми вытекающими);

закупки западных систем не должны осуществляться за счет удушения отечественных (как получилось в конце 2000-х годов с СТИУМ «Маевка»);

сложные вопросы сервиса и ремонта, особенно в условиях санкций (например, фирма Atlas Electronic, ранее активно сотрудничавшая с МО РФ, запретила поставки аналогичного оборудования уже в феврале 2022 г.  – т.е. еще до официального введения санкций).

При этом ошибкой  является стремление «прописать» Inspector Mk 2 на перспективный ПМК ВМФ проекта 12700, – по указанным выше причинам Inspector Mk 2 ни в коей мере не обеспечивает решения задач возлагаемых на этот корабль. Западные БЭК и НПА-уничтожители нужны ВМФ только на флотах, – для модернизации старых тральщиков  и ПМО военно-морских баз.

Смотрите про коптеры:  Регулятор оборотов на Ардуино: Своими руками, Схема, купить регулятор оборотов

Наиболее подробная информация о российском конкуренте Inspector Mk 2 – БЭК «Тайфун» содержалась в рекламном проспекте ООО «ПКФ Мнев и К» на МВМС-2022.

Опытный образец безэкипажного катера на основе принятой на вооружение МО РФ быстроходной лодки БЛ-680 был представлен Министру обороны на Ржевском испытательном полигоне в 2022 г. в рамках демонстрации роботизированной техники и получил положительную оценку.

В сентябре 2022 г. на полигоне Минобороны РФ (на Ладожском озере)  при участии представителей главного командования ВМФ проведены испытания опытного образца безэкипажного катера, оснащенного принятой на вооружение крипто и помехозащищённой системой управления (ООО «СТЦ», Санкт-Петербург) и ГБО-500 «Неман» (ОАО «НИИП им. Тихомирова», Жуковский). Управление БЭК осуществлялось с надводного корабля, а затем было передано на БПЛА «Орлан-10» и осуществлялось на заданной дальности действия БЭК.

Для выполнения противоминных операций БЭК планируется оснастить ТНПА РТМ-500М (ФГУП «Южморгеология». Геленджик).

Сравнение БЭК «Тайфун» и Inspector Mk 2 затруднено тем что с одной стороны – существующий с 2008 г. противоминный комплекс фирмы ЕСА, с другой стороны – перспективная разработка с значительно расширенным функционалом.

По этой причине сравнение БЭК Inspector Mk 2 и БЭК «Тайфун» целесообразно делать с «минимальной конфигурацией» последнего (задачи ПМО).

Первое что необходимо отметить, – поисковые средства БЭК Inspector Mk 2 оптимизировались не столько для решения всего спектра задач ПМО (до глубин 300-400м), сколько для условий малых  и очень малых глубин (для этого – набортные ГАС). Диапазон глубин до 40м является опасным от донных мин для надводных кораблей, и является  главной зоной современных противоминных действий. Более того, наиболее сложной зоной ПМО являются очень малые глубины – менее 20-10 м. В этих условиях хороший набортный ГБО значительно превосходит буксируемый, как по ширине полосы обзора (и соответственно поисковой производительности), так и надежности (при проведении противоминных работ в Обской губе на глубинах менее 10 м ЗАО «Искатель» загнало в грунт и потеряло один из своих буксируемых ГБО «СиМакс», при этом качество акустического изображения было аналогичным отечественному набортному ГБО «Неман»).

Специфические условия ведения ПМО на малых глубинах ставят вопрос не столько номенклатуры и формальных ТТХ применяемых средств поиска, сколько соответствию их условиям обстановки. Опыт работ показывает, что ТТХ набортных ГБО «Неман» вполне достаточно для решения задач ПМО на малых глубинах. При этом наиболее целесообразно применение низкочастотной модификации ГБО (ГБО-100, а в перспективе и ниже) обеспечивающей наилучшее «заглубление сигнала в грунт» и достаточную разрешающую способность.

Для обнаружения заиленных мин может быть применен параметрический профилограф (аналогично ППФ БЭК Inspector Mk 2), однако полоса обзора таких средств крайне мала, и гораздо более целесообразным решением будет низкочастотный ГБО.

При этом стоимость ГБО «Неман» и лодки БЛ-680 оказывается более чем на порядок меньше чем БЭК Inspector Mk 2, что с учетом возможности группового поиска реализуемого системой управления и связи  ООО «СТЦ», теоретически обеспечивает многократное превышение возможностей группы БЭК «Тайфун» над Inspector Mk 2 по критерию «эффективность-стоимость».

Здесь же необходимо подчеркнуть возможность передачи данных с БЭК «Тайфун» по отечественному широкополосному помехозащитному каналу связи. Вероятность поставки Inspector Mk 2 с защищенным каналом связи весьма мала (и тем более речь не может идти о поставке исходных протоколов и алгоритмов).

Таким образом, при решении задачи поиска (разведывательного) мин комплекс БЭК «Тайфун» многократно превосходит БЭК Inspector Mk 2 за счет достаточных для решения задачи ТТХ ГБО «Неман» и много меньшей стоимости (соответственно большой серийности и возможности группового решения задачи с высокой производительностью).

Вместе с тем при решении задачи уничтожения обнаруженных мин Inspector Mk 2 имеет отработанные НПА-уничтожители K-Ster. Возможность решения аналогичных задач БЭК «Тайфун» заявляется, но требует НИОКР. Однако в зоне малых и сверхмалых глубин данная задача может быть эффективно решена водолазами-минерами, а высокая точность картографирования миноподобных объектов обеспечивает малое время решения этой задачи (при много меньшей стоимости).

Таким образом, БЭК «Тайфун» с ГБО «Неман» обеспечивает значительное превосходство над БЭК Inspector Mk 2 при решении задачи разведывательного поиска мин по критерию «эффективность-стоимость», имея при этом отечественный помехозащищённый канал связи.

При решении уничтожения  мин БЭК Inspector Mk 2 на сегодня конкурентов не имеет, однако решает данную задачу с очень высокой ценой. В диапазоне глубин до 20 м в качестве альтернативы могут быть применены водолазы-минеры, однако на больших глубинах нужен НПА.

Задача создания малогабаритного отечественного противоминного НПА исключительно актуальна, однако на сегодня надежные и эффективные решения отсутствуют. При этом, при проведении НИОКР по тематике, во главу угла должен быть поставлен главный критерий малого НПА ПМО – минимальная стоимость при достаточном уровне решения задачи (а не традиционное флотское «копать глубже, кидать дальше»).

В числе разработчиков БЭК «Тайфун» заявлен широкий круг организаций: КМПО «Гидроприбор», ООО «СТЦ», ЗАО «НИИ СТТ», ООО «ПКФ Мнев и К», ОАО «НИИП им. Тихомирова», , ФГУП «Южморгеология», ОАО «КМПО «Гидроприбор», ЗАО «Научные приборы», ОАО «Концерн «Электроприбор», ООО «Контур-НИИРС», Тульское КБП и другие, – что явно свидетельствует о широком круге задач БЭК «Тайфун». Кроме того при таком многообразии участников остался главный вопрос – а кто же головной разработчик?

Смотрите про коптеры:  ВЗГЛЯД / Запад бросился вдогонку за новейшим российским БПЛА :: В мире

Возникает вопрос – зачем такое количество «дополнительных задач»? Ведь в результате заявленная стоимость БЭК «Тайфун» уже достигла (проспект ООО «ПКФ Мнев и К») 350млн. руб., что явно находится за пределами здравого смысла для БЭК ПМО. Зачем БЭК ПМО БПЛА? И тем более взлетающий с самого БЭК? Как говориться – «хорошо, что еще в космос не летает».

«Ошибка хуже преступления»

Работы по дальнейшему развитию БЭК ВМФ необходимо проводить с обязательным выполнением стадии научно-исследовательских и экспериментальных работ (НИЭР), с обязательным требование разработки обоснованного и реального ТТЗ ОКР по их результатам.

Основанная идея замысла создания БЭК ПМО «нулевой версии»  – обеспечение высокой поисковой производительности по донным минам (в т.ч. на малых глубинах) за счет группового применения БЭК ПМО с ГБО с картографированием (при первичном поиске) или сопоставлением (при повторном) ранее сохранённой гидролокационной картины грунта,  с последующим обследованием миноподобных объектов водолазами или ТНПА.

Средства комплекса БЭК ПМО должны обеспечивать размещение с минимальными  доработкам на всех надводных кораблях ВМФ (в т.ч. противоминных кораблях).

За счет обеспечения группового применения БЭК может быть достигнута высокая поисковая производительность (многократно превосходящая БЭК Inspector Mk 2), и возможно значительное снижение требований к средствам поиска (т.к. при достаточном их уровне, дальнейшее повышение их ТТХ практического смыла не имеет из-за геометрических ограничений  условий поиска на малых глубинах)  для уменьшения стоимости БЭК и обеспечения массовых их серийных поставок ВМФ.

Категорически необходимо ограничение стоимости БЭК не менее чем на порядок от заявленной Консорциумом «Тайфун» (в рекламных материалах ПКФ «Мнев и К» на МВМС-2022 – 350 млн.руб). При этом в штатный комплект поставки должно входить 2 или 4 БЭК с модульной системой управления и связи (СУС), обеспечивающей установку на различные корабли. По заявке разработчиков системы управления и связи БПЛА «Орлан-10» возможно одновременное управление с одной СУС до 4 БПЛА включительно, и это должно быть реализовано для БЭК ПМО!

При этом определяющими факторами стоимости БЭК будут являться – система управления и связи (носителя и 4 БЭК), серийный катер (платформа), серийные ГБО.

При этом целесообразно размещение средств БЭК как на штатных лодках БЛ-680 и БЛ-540 в виде модернизационных комплектов (в т.ч. с оперативной установкой на флоте), так и разработка специализированного легкого малогабаритного БЭК ПМО. С учетом необходимости группового базирования и обеспечения спуска-постановки штатными средствами кораблей (в т.ч. тральщиков боевого состава), целесообразно ограничение его массы 600-700 кг, и конструктивного исполнения, для максимальной мореходности по использованию средств поиска, по схеме тримарана.

Проблему мореходности по применению средств поиска необходимо подчеркнуть особо – первые испытания по тематике БЭК ПМО в ВМФ были проведены на базе ЛенВМБ в 2022 г. (ГБО «Неман» на БЛ-680), и были прерваны по наступлению штормовой погоды. Границы эффективности и резкое снижение возможностей  ГБО малого плавсредства в условиях интенсивного волнения были видны очень наглядно. Думается опыт испытаний 2022 г. не был в полной мере осознан всеми разработчиками БЭК. Реальное море – не «аквариум», а как говориться, – «горбатое». С учетом этого фактора, выбор оптимальной, для наилучшей мореходности, схемы (трамарана) для специализированного БЭК ПМО очень важен.

Противоминная немощь ВМФ РФ позорна и недопустима в современной военно-политической обстановке. БЭК ПМО позволяет разрешить значительную часть этих проблем, однако для этого он должен быть массовым и дешевым, и обеспечивать совместный (групповой) поиск. БЭК ПМО нужны ВМФ «еще вчера» и в массовой серии.

08-3942907-perspektivnyj-bek-pmo-tajfun

Предлагаемый “окончательный” обликбезэкипажного катера “Тайфун” (с) Консорциум “Тайфун”

IN2

Безэкипажный катер Inspector Mk 2 французской компании ECA Group (c) ECA Group

8 (1)

Безэкипажный катер Inspector Mk 2, оснащенный противоминными подводными аппаратами системы K-STER французской компании ECA Group (c) ECA Group

oyZam

(с) Консорциум “Тайфун”

Выводы

Безэкипажные надводные корабли только начинают свой путь в ВМС ведущих стран мира. В настоящее время существует множество проблем, в первую очередь с надёжностью оборудования БЭНК.

Ведь если БПЛА после патрулирования протяжённостью в несколько суток возвращаются на аэродром для проведения техосмотра, то на БЭНК необходимо обеспечить бесперебойную работу оборудования и механизмов в течении нескольких месяцев без проведения технического обслуживания.

Тем не менее, проблемы надёжности будут решаться. Косвенно это приведёт к уменьшению количества членов экипажа «обитаемых» надводных кораблей.

Сфера же применения БЭНК будет непрерывно расширяться.

Как и БПЛА в небе, надводные и подводные необитаемые суда значительно изменят облик поля боя на воде и под водой.

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий

Adblock
detector