Боевые беспилотные летательные аппараты и с чем их едят, часть 9: Архивраг | Пикабу

Боевые беспилотные летательные аппараты и с чем их едят, часть 9: Архивраг | Пикабу Вертолеты

Основные производители бпла в россии

Компания J’son &
Partners Consulting проанализировала российских производителей БПЛА для
потребительского и коммерческого применения. Вокруг производства БПЛА
выстроилась целая экосистема, включающая производителей комплектующих,
разработчиков ПО, интергаторов, сервисных компаний, страховых компаний,
торговых площадок.

Специфика российского
рынка БПЛА заключается в преобладании производителей военных дронов и
практически полном отсутствии производителей потребительских и коммерческих
дронов. При этом преобладающая часть производителей военных БПЛА имеет в своем
портфеле, либо уже устаревшие технически модели, либо только опытные
современные образцы, которые демонстрируются на выставках, но не поступают в
массовое производство (для нужд государства или на экспорт).

https://www.youtube.com/watch?v=xUqFsXNwo88

Аналогичная картина и в
сегменте потребительских БПЛА – весь рынок занят продукцией иностранных
компаний, в большей степени китайских. И несмотря на то, что за последние 2-3
года в стране появились компании-стартапы, например на базе Сколково, все они
находятся на стадии разработки и тестрирования прототипов или в лучшем случае
первых штучных заказов и не осуществляют массовых продаж.

В отчете отражена информация о продукции более чем сорока
российских компаний, среди которых:

·          
ZALA Aero Group;

·          
ООО “Беспилотные системы”;

·          
“Истринский Экспериментальный Механический Завод”;

·          
ООО “Аэрокон”;

·          
ООО “Специальный технологический центр”

·          
Вектор НИИ

·          
ООО «Локационная мастерская» («Локмас»)

·          
Сибер

Многие разработки,
связанные с дронами, являются технологиями двойного назначения и используются
как в военной, так и гражданской сфере, причем иногда они разрабатываются для
военных нужд и потом уже переходят в гражданскую сферу, а иногда наоборот.

https://www.youtube.com/watch?v=WzLmB57W_9o

Так,
например, крупнейшая российская госкорпорация «Ростех» имеет большие планы по
выводу на рынок гражданской робототехники своих военных разработок дронов как
самолетного, так и вертолетного типа. А через десять лет, как уверяют
специалисты компании, этот рынок, как и все новые рынки, связанные с
робототехникой, в том числе и разного рода беспилотниками — например,
юридических услуг, страхования — будет измеряться десятками миллиардов долларов.

J’son & partners consulting

По оценкам J’son
& Partners Consulting, мировой рынок БЛА в 2023
году составил $7,8 млрд и продолжит активно расти. Большая часть стоимости
рынка приходится на военные БЛА (53% рынка). В количественном выражении
структура рынка зеркально обратная: основную долю в количестве занимают
потребительские БЛА (84%)

В связи с постепенным
удешевлением компонентной базы БЛА, а также выходом на рынок многочисленных
новых игроков, в том числе и в военном сегменте, средняя стоимость дронов
продолжит снижаться к 2020 году по всем сегментам на 7-27 %. Это приведет
и к изменению структуры рынка БЛА (как в денежном, так и в количественном
выражении), поскольку на рынок будут поступать сотни тысяч и даже миллионы
постоянно дешевеющих потребительских дронов, по функционалу сравнимых уже с
коммерческими БЛА, а на военный рынок выйдут новые игроки (например, из Китая),
которые предложат необходимый функционал по более низкой цене, чем у
сегодняшних моделей.

В стоимостном выражении
дроны гражданского назначения составляют уже чуть меньше половины рынка (47%),
из них на коммерческие БЛА приходится половина из общей суммы (24%), оставшаяся
часть – на потребительские (23%). Тем не менее, по оценкам J’son &

Что касается российского
рынка БЛА, то по итогам 2023 г. наша страна занимала 3% в количестве и 2% в
стоимости мирового рынка. При этом в сегменте военных БЛА ее доля кратно выше
(15% в штуках). В 2023 году российский рынок БЛА оценивается в 163 млн долларов
(9,5 млрд руб.) и к 2020 году рынок может вырасти в 1,5 раза.

По оценке J’son &
Partners Consulting, доля дронов отечественного производства на рынке РФ
составляет в 2023 году 10 % и увеличится до 11 % к 2020 году.
Основной прирост придется на коммерческий сегмент, где ожидается большая
активность российских производителей и который увеличится в два раза к текущему
уровню. Таким образом, до 40 % коммерческих дронов, продаваемых в РФ,
будут отечественного производства.

Дальнейшему росту
локального рынка и экспортного потенциала отечественных решений все еще мешают
серьезные регуляторные ограничения.

Согласно прогнозам
японских экспертов, мировой рынок дистанционно управляемых летательных
аппаратов вырастет к 2020 году до $20,5 млрд (на 80% больше по сравнению с 2023
годом).

По данным J’son &
Partners Consulting, в 2023 году мировой рынок БПЛА оценивается в 7,3
млрд долларов. Прогнозируется, что он вырастет до 9,5 млрд долларов к 2020
году. Российский рынок БПЛА в 2023 году составит 147 млн долларов с потенциалом
роста до 224 млн долларов к 2020 году.

Беспилотники в операциях спасения и
поиска пропавших людей

В течение пляжного
сезона 2023 года за безопасностью на пляжах Москвы будут
следить беспилотные летательные аппараты. В проекте планируется задействовать
более 20 квадрокоптеров «нового поколения», сообщается на официальном сайте
мэра Москвы.

С помощью дронов будет
осуществляться патрулирование в общей сложности 11 пляжей. Это первый случай
настолько масштабного использования дронов для наблюдения за водоемами в
Москве, сообщает Главное управление МЧС России по Москве.

Квадрокоптеры будут летать
над водой и транслировать видео со своих камер на планшеты дежурных спасателей.
Видеонаблюдение даст спасателям возможность вовремя заметить утопающего или
ребенка, оставшегося без присмотра взрослых, а также попытку развести огонь в
не предназначенном для этого месте.

Как сообщает МЧС,
тестирование беспилотников над акваторией Москвы-реки началось в 2023 г., и
эксперимент оказался успешным. Помимо наблюдения за водоемами министерство
использует дроны для наблюдения за лесами в течение лета, чтобы отследить
случаи возгорания. Также беспилотники используются для розыска потерявшихся в
лесу грибников и в других случаях.

В апреле 2023 года стало известно, что в Печатниках на базе технополиса
«Москва» была создана технология беспилотного самолета-дрона для поиска
потерявшихся людей. Полностью автономный дрон с дополнительной станцией для
подзарядки был сконструирован учеными из «Коптер экспресс».

Данная разработка позволит
значительно увеличить покрывающую площадь поиска пропавшего человека или группы
лиц. Ученые смогли преодолеть трудность, связанную с быстрым выходом из строя
дронов и малой площадью покрытия поиска.

Китайская компания DJI, специализирующаяся на производстве гражданских
беспилотников, опубликовала в марте 2023 года суммарный
отчет о зарегистрированных случаях спасения людей с помощью мультикоптеров.

С распространением
гражданских беспилотников многие организации начали их использовать для помощи
людям в опасных ситуациях. Дроны могут с помощью обычных и инфракрасных камер
искать потерявшихся людей в лесах или не эвакуировавшихся из города при потопе,
беспилотники могут обследовать труднодоступные районы, а также способны
переносить снаряжение для помощи пострадавшим по воздуху, когда другие пути
доставки представляют угрозу для спасателей.

Несмотря на то, что
новости о подобных происшествиях время от времени появляются в СМИ, они
перемешиваются с сообщениями общего типа «в спасательной операции был
задействован беспилотник», поэтому сложно оценить реальное количество людей,
которым действительно помогли мультикоптеры в критической ситуации.

Всего в отчет попала
информация о 18 разных ситуациях, в которых дроны спасли 59 человек, 38 из
которых спасены за последние 10 месяцев, что приблизительно соответствует
одному человеку в неделю. При этом треть (20 человек) спасены не
поисково-спасательными организациями, а простыми людьми с помощью собственных
мультикоптеров.

Отчет DJI не претендует на
полноту описания — представители компании отмечают, что в таблицу попали только
происшествия с конкретной информацией о том, что использование беспилотника
оказалось ключевым фактором. Кроме того, в сообщении о происшествии должна была
быть точная информация о количестве спасенных людей, которым действительно
находились в ситуации, опасной для жизни.

Беспилотники для предоставления
телекоммуникационных услуг

Согласно докладу
Международного союза электросвязи (ITU), в 2023 году 57 % людей во всем
мире не имели доступа к Интернету, что означает, что две трети населения мира
все еще не подключены. И не будут подключены в ближайшие годы, так как
строительство наземной телекоммуникационной инфраструктуры к ним обойдется
дороже, чем потенциальный доход.

Установка традиционной наземной
инфраструктуры, включающая в себя права на участок земли, оборудование,
оптоволоконные кабели / СВЧ-связь и доступ к источникам питания, здесь
нерентабельна. В таких регионах гораздо меньше потенциальных клиентов, а чтобы
до них добраться, потребуется еще более сложная инфраструктура, и, несмотря на
покрытие более чем 90 % населения Земли сетями 2G, увеличение этого
показателя до 100 % при использовании традиционных подходов кажется
маловероятным в ближайшем будущем, так как инвестиции операторов в создание
такой традиционной инфраструктуры вряд ли окупятся.

По оценке Json &
Partners Consulting, покрытие территории России сотовыми сетями
составляет около 10 %. По данным Минкомсвязи, покрыты почти все
населенные пункты, но 1343 городских поселения с численностью жителей от 10
тыс. до 500 тыс. все же остаются без доступа к Интернету и мобильной связи.

Еще
38 %, или 6725 населенных пунктов составляют города и села, где есть
голосовая сотовая связь, но отсутствует как проводной, так и беспроводной
доступ в Интернет. Поэтому сейчас для получения услуг связи за пределами зон
покрытия сотовых сетей, особенно в труднодоступных районах, как правило,
используется спутниковая связь.

Для решения потребностей
во временном расширении сети операторы связи используют передвижные базовые
станции (ПБС) на колесах (COW, cow on wheels) или мобильные базовые станции
(МБС). Особенность ПБС заключается в их большой стоимости (аренда может стоить
170 тыс. руб./сутки), размере и ограниченности в применении обычно в местах с
наличием автомобильных дорог. Поэтому каждый из операторов связи, имея десятки
тысяч стационарных БС, владеет всего несколькими ПБС.

Стремительное развитие
рынка потребительских подключенных устройств в последние годы стимулировало
разработку новых миниатюрных передатчиков, антенн и стандартов связи, которые
позволяют решить старые задачи по-новому. Теперь потребность в постоянном или
временном расширении зоны покрытия сети связи можно реализовать уже не только
за счет спутников или передвижных БС, но и за счет более доступных решений,
например БПЛА (дронов).

Дроны могут стать частью телекоммуникационной
инфраструктуры операторов связи, выполняя функцию ретрансляции
телекоммуникационных сигналов. По оценкам PwC, объем мирового рынка для
внедрения решений с использованием БПЛА в телекоммуникационной индустрии
составляет в 2023 году 6,3 млрд долл. США.

Беспилотники
на службе правоохранительных органов

Одними из первых, кто
начал использовать беспилотники для охраны правопорядка стали полицейские США.
К настоящему времени Федеральное управление гражданской авиации (FAA)
авторизовало уже более 74 правительственных агентств по использованию
беспилотников в воздушном пространстве страны, 17 из которых –
правоохранительные.

Разрешение FAA позволило
силовикам абсолютно легально задействовать беспилотники для детального
обследования мест преступления и поиска пострадавших людей. Однако американские
полицейские активно привлекали вышеуказанные агентства к работе и раньше, до
получения агентствами необходимых юридических прав.

Полицейские США пытаются
использовать дроны и в более сложных операциях, например, таких, как наблюдение
за потенциально опасными преступниками. Однако здесь американским
законодательным органам необходимо детально прорабатывать правовую базу. Так, в
первых рекомендациях по использованию беспилотников в правоохранительных
органах, которые вышли в мае 2023 года, было особо подчеркнуто, что
“уважение к правам и свободам гражданам – это ключевое качество
демократии”.

Куда меньшие правовые
проблемы испытывают в этом вопросе правоохранительные органы Великобритании,
где, как известно, системы полицейского наблюдения за гражданами являются
одними из самых высокоразвитых в мире. Недавно в прессу просочилась информация,
что британские полицейские начали использовать практически бесшумные
мультикоптеры Black Hawk, позволяющие вести видеозапись со звуком.

Также стало известно о
планах британской полиции использовать беспилотники в операциях по
преследованию преступников. По различным оценкам, это обойдётся силовикам
намного дешевле и безопаснее, чем применение мотоциклов, машин и вертолетов.
Покупка дрона и его длительная эксплуатация обойдется в сумму меньшую, чем одна
погоня с использованием вертолета (что возможно далеко не всегда) и двух
полицейских машин. Вдобавок к этому, применение беспилотников никак не угрожает
жизни полицейских.

Беспилотные морские суда в японии

Японская компания Mitsui
OSK Lines (“Мицуи оу-эс-кей лайнс”), ведущий мировой производитель
морского грузового транспорта и танкеров, совместно с другой компанией Nippon
Yusen (“Ниппон юсен”) планирует к 2025 году начать оснащение своих
судов системами беспилотного управления в рамках проекта по снижению количества
инцидентов на море. Об этом сообщила газета “Никкэй”.

Предполагается, что
система управления с использованием искусственного интеллекта будет
подключена к “интернету вещей”, что позволит ей мгновенно собирать
информацию о погоде, техническом состоянии судна, препятствиях на пути, анализировать
их и в зависимости от этого изменять курс и скорость движения.

По плану, японские
компании хотят построить к 2025 году около 250 кораблей, оснащенных новой
системой. Стоимость проекта оценивает в несколько сотен миллионов долларов.
Это должно повысить спрос на продвинутые технологии и вызвать интерес у мировых
грузоперевозчиков, что поспособствует возвращению Японии утраченных
позиций среди судостроительных государств.

Япония в связи с
сокращением населения и нехваткой рабочей силы сейчас активно изучает
беспилотные технологии управления, чтобы решить назревшую проблему за счет
полностью автоматической техники. В первую очередь, изменения планируется
внести в сельское хозяйство, больше всех страдающее от оттока рабочих рук.

Другой сферой для внедрения беспилотников должны стать наземные транспортные
перевозки. Уже в этом финансовом году (т.е. до марта 2023 года) планируется
протестировать в обычных условиях самоуправляемые грузовики. Если эксперимент
завершится успешно, то они могут появиться на японских дорогах к 2020 году.

Наиболее ожесточенная
борьба за скорейшей создание легковых беспилотных машин развернулось между
японскими автоконцернами. Их активно поддерживает правительство, поскольку, по
задумке, это поможет пожилым людям, проживающим в отдаленных от центра районах,
посещать, к примеру, врача или ездить в магазины, а также снизить количество
ДТП.

Боевые беспилотные летательные аппараты и с чем их едят, часть 9: архивраг

И, когда она в очередной раз вышла на балкон позвать меня, я услышал как Толька Коршунов выкрикнул: “Гвардеец кардинала на посту!” И я вцепился в него, хотя Тольке было целых одиннадцать лет и он даже уже был влюблен в Таньку, о чем поведал всему двору вырезанным на тополе объявлением “Я люблю тебя”.Имя вырезать не стал, проявив не детскую мудрость.

Толька валялся в пыли, совершенно не сопротивляясь, а только удивленно таращась на меня. Я пытался молотить его, приговаривая: “Гад, гад!” Под очередное “гад” меня подняла в воздух неведомая сила. Мелькнул яркий рукав, бицепс, усы и я оказался за обеденным столом с моей “не моей” бабой Феней.
Мама назвала ее официально — Феодосия Николаевна и всегда повторяла: “Она не твоя бабушка”.Моя бабушка была первая жена деда, баба Женя. Она жила в одном городе с нами, в центре России, а дед с Феней жили у моря.

Оно — море — и стало причиной нашего знакомства. Я был худющим болезненным ребенком, и педиатр убедила мать, что море положительно скажется на моем здоровье. “Но обязательно не меньше месяца,” — повторяла она. Когда мне было почти четыре года, меня повезли знакомить с дедом, морем и Феней. Феодосией Николаевной. Как бы не хотели мама с “моей” бабушкой изъять ее из этого уравнения. В первый раз мама была со мной две недели, натянуто общаясь с дедом и Феней. Убедившись, что старики вполне способны управиться с ее чахлым “цветком” жизни, она начала часто уходить в гости к подругам детства и задерживаться там допоздна.

Я не хотел спать без нее. Ходил по квартире, поднывая. Дед уговаривал спать, а Феня сгребалав охапку, и говорила: “Борык, не куксись. Пойдем встречать маму!” Мы выходили в притихший двор, она сажала меня на качели.

Качелей я боялся, мне казалось, что меня, такого легкого, подхватит ветер и унесет, но Феня мощной фигурой вставала ровно напротив качелей и и заключала подвешенное сиденье в свои уверенные руки, прежде,чем снова толкнуть. “Будешь наверху — смотри маму,” — напутствовала она и легонько толкала качель. “Не виднооо,” — ныл я, а она отвечала: “Значит, надо повыше. Не боишься?” Я мотал головой в разные стороны, и она толкала сильней. И в один день, взлетая до ветки тополя, я понял, что хочу, чтоб мама не торопилась.

И мама, наверное, поняла. Она уехала, оставив меня с дедом и Феней на лето. Мы посадили ее на поезд,помахали в окошко и пошли домой обедать. А вечером мне почему-то захотелось плакать. Я помню ощущение полной опустошенности, и помню, как оно появилось. Оно появилось, когда я думал, что сегодня вечером не надо встречать маму и мы с Феней не пойдем качаться. Но после ужина она объявила:”Борык, не куксись, пойдем смотреть, как мама едет на паровозе.”

Мы ходили качаться каждый вечер. Дед поначалу говорил, что поздно, и “ребенку нужен режим”, но Феня обрывала его на полуслове: “Не гунди, охламон, рыбенку много чего нужно.”
Охламон улыбался внутрь себя и капитулировал. Мы с Феней выходили, когда последние бабульки снимались с лавочек у подъезда, а возвращались к полуночи, покусанные комарами и абсолютно счастливые.
Качели были моим личным раем. Качели которые качала Феня. Она раскачивала меня, а потом притормаживала и влепляла поцелуй в неожиданное место. Когда качели начинали останавливаться, а я просить: “Еще, еще!”, Феня принималась щекотать меня. Я вертелся волчком, заливался на весь тихий гулкий двор, но не слезал с сиденья.

Здоровье мое, несмотря на отсутствие режима, улучшилось. Встретив меня, загоревшего и слегка отъевшегося, на вокзале, бабушка Женя поджала губки. Стройность была одной из основных ее добродетелей, и она весьма боялась жирного и сдобного греха.
Очень скоро после приезда домой я спросил, когда снова поеду к деду и Фене.
— Лен, ты слышала?— крикнула бабушка моей маме, и не дождавшись ответа повторила:
—Ты это слышала?
— Мам, не начинай снова, это ребенок, — мама подошла ко мне и внезапно погладила по голове. Она редко так делала, мне стало так хорошо, и я снова вспомнил качели. Мне хотелось повторить свой вопрос маме, но я не стал. А в конце длинной-длинной зимы, когда я свалился с ужасной ангиной, мама сидя у моей кровати сказала: “Бобка, ну что же ты, выздоравливай!Скоро ведь поедем к деду!”

Я выздоровел и мы поехали. Мама уехала через три дня. Была середина мая. Раз в месяц Феня наряжала нас с дедом “в парадное”, и мы шли в переговорный пункт: попросить маму оставить меня еще на месяц. Вышло три раза.

Дед работал сутки через трое, и в свободные дни старательно просаливал меня в море. А вечера были мои с Феней. И качелями. Взлет— посадка — поцелуй, взлет — посадка — объятия.
— Борык, маму видишь?
— Вижу! В окно! Она спит!
— А Москву видишь?
— Вижу!
— Кремль красный?
— Синий!
— Значит, вечер!
Смех-посадка-поцелуй, тихий подъезд, мы играем в шпионов, и, чтобы не будить деда, укладываемся вместе спать на диване.

Находясь между этим хитросплетением взрослых, я совершал детские ошибки, но учился на них. Однажды я попросил бабушку Женю испечь оладушки как у Фени. “Борис, питаться жареным — вредно!” — выпалила она, но не преминула заметить под нос: “Своих детей сгубила, за моего взялась…”В моем сознании эта фраза повисла вопросом, но я промолчал. Летом меня снова отправили “на море”: у мамы появился перспективный кавалер, и без меня было сподручней.

Вопрос, зародившийся после обмолвки “моей” бабушки терзал меня, и я не знал, как поступить. Мне было уже шесть лет,и я начал ощущать какую-то неловкость в стальных объятиях Фени. К тому же я маялся, гадая, как она сгубила своих детей.Решился однажды спросить у деда. Он вздохнул, но ответил: “Утонули они на лодке с отцом их. Она с тех пор на море и несмотрит.И забудь, что я сказал, и с ней не говори.”Я и не говорил, и даже позабыл, ибо мучивший меня вопрос разрешился. А качели так и были нашими, хоть я и мог уже качаться сам. Но не мог же я сам себя целовать?

К следующему лету у деда начались проблемы со здоровьем, и вместо моря я отправлялся гулять во двор. А после драки с Толькой Коршуновым из-за Фени меня приняли в дворовое сообщество и я даже был частью “живой пирамиды”, на которой стоял Толька, чтобы вырезать на тополе сердце, пронзенное стрелой, под своим “я люблю тебя”. Да что там, и на море мы тоже гоняли, и строили шалаши, и даже пробовали влюбляться, и я еще не раз подрался из-за женщин. Было не до качелей.

Феня ухаживала за дедом, и в квартире поселился тонкий, но устойчивый запах лекарств. А мама вышла замуж. За Толика. За другого, конечно, но вроде он тоже намекал, что “я люблю тебя”. Эту новость мне сообщила Феня и, глядя на меня, добавила: “Не куксись! Это хорошо. Вы подружитесь.” Я подумал:”Никогда!”, а она оказалась права.

Все эти события: дедова болезнь, замужество мамы, драка с Толькой и дворовая дружба подвели итог моего дошкольного детства. Остались лишь воспоминания: разрозненные, малосвязные, но при этом яркие до осязаемости. И в главном из них я подлетаю на качелях вверх, а потом меня целует в макушку Феня.

Больше выездов “на море” не было, потому что началась другая жизнь. Мы приехали к деду через четыре года. На похороны.Я помню, как зашел в ту самую квартиру, а посреди большой комнаты стоял гроб. Феня провела нас с мамой мимо него в спальню и уложила спать с дороги. Назавтра была суета, похороны, поминки, и во всем этом я затерялся и чувствовал себя лишним.

Я потихоньку вышел из-за поминального стола и пошел в маленькую комнату. Сел на кровать, уставился в стену. Не знаю, сколько так просидел, но зашла Феня. Она обняла меня, и внезапно я разрыдался. Феня гладила меня по голове, а затем внимательно посмотрев в глаза, сказала: “Борык, деда все равно тебя любит. Ну, не куксись…”

Мы с мамой уехали после девятого дня. Феня предлагала мне остаться. Я выжидательно посмотрел на мать, рассчитывая, что она заявит о полной невозможности оставить меня…Но она молчала… Я отрицательно мотнул головой.
— Ну поезжайте, поезжайте, выберете время еще приехать… — Феня была тише, чем обычно, да и понятно почему.

А потом жизнь меня закружила. Это был, наверное, не тот танец, который я хотел, но отказаться не получалось. Свадьбы, рождения, болезни, похороны, встречи, расставания… Жизненное колесо неслось все быстрей, пока не застопорилось о диагноз моего собственного сына. Лейкоз. Помню глаза жены как провалы в ад и ее же бесстрастный голос, когда она перечисляла, что нужно купить в больницу. Еще доктора помню, который сказал, что “большинство случаев разрешаются благоприятно”. В интернете писали, что большинство — это семьдесят процентов. И наш ребенок должен был в них попасть. Должен! И не должен в тридцать… Пусть не он…Мы стали командой по попаданию в семьдесят процентов: жена взяла на себя всё, связанное с сыном, а я должен был зарабатывать. Общение превратилось в сводки анализов. Лучше, хуже, хуже, лучше, лучше, немного хуже, немного лучше, еще немного лучше.

Мы победили. Мы попали в семьдесят. А я понял, что не чувствую ничего.
Я боялся посмотреть в глаза сыну и жене, потому что они бы это поняли. На работе подвернулась командировка, поехал. И вдруг как током дернуло: “А ведь Феня еще может быть жива! Есть шанс!”Не сама собой, конечно, эта мысль пришла, я рядом с теми местами оказался. Сделал крюк, нашел тот двор… Дверь в квартиру никто не открыл. Значит, не выпал шанс. Она бы точно дома была.

Вышел из подъезда — на лавочке тип алкоголического вида сидит. Аккуратно у него поинтересовался, не знает ли он, кто в шестьдесят четвертой квартире живет.
А он как заорет:
— Боб, ты? Точно ты! Ну ты же!
Друган детства оказался. В квартире пара молодая живет, дальние родственники Фени. А она сама давно уж померла. А до того как будто с ума сошла немного. Выходила вечерами гулять до ночи. На качелях раскачивалась и улыбалась. А потом соседи по запаху нашли ее.

— Боб, на пиво не подкинешь? Давай за встречу, — закончил он свой рассказ вполне ожидаемо.Я подкинул, а “за встречу” не стал. Он сразу побежал отовариваться, и я оглядываясь, как шпион, подошел к качелям. Всё те же. Вечная металлоконструкция. Сел боком, оттолкнулся ногой. Тополь тот же, вон на нем вырезано “Я люблю тебя” и сердце, пронзенное стрелой… Только еще что-то сверху накарябали, раньше не было. “Не куксись”. “Не куксись. Я люблю тебя”…Нет, не может быть… Точно: “Не куксись”.

Я уперлся лбом в ствол дерева,а потом обхватил руками. Меня трясло. Нет, меня “типало”. Так говорила Феня в минуты особого волнения: “Меня типает”. Внезапно с утробным рыком я набрал полную грудь воздуха и разрыдался.
Я тоже люблю тебя, Феня. Я люблю тебя, дед. Я люблю жену и сына. И маму, и отчима, и сестру. И даже когда меня не станет, эта любовь останется. Но еще рано, я еще должен сказать им всем об этом хотя бы раз.

Дрон-биатлон

В августе 2023 года в
рамках международного военно-технического форума «Армия-2023» пройдет второй
чемпионат по дрон-биатлону, на котором операторы малых беспилотников будут
соревноваться в умении управлять дронами. Первый дрон-биатлон состоялся в 2023
году: он был организован совместно Минобороны России и Фондом
перспективных исследований.

В 2023 году соревнования по дрон-биатлону будут проводиться в
качественно других условиях по сравнению с 2023 годом: в частности, если ранее
дроны соревновались в стрельбе по условным мишеням, то на этот раз мишени будут
закреплены на реальных объектах боевой техники.

Беспилотники должны будут
проходить сложные трассы с препятствиями на высокой скорости, а также выполнять
задания в условиях затрудненной доступности мишеней. Кроме того, будет расширен
список номинаций и снят ряд ограничений по техническим характеристикам дронов:
сегодня разработчики используют для создания дронов различные платформы и
материалы, что позволяет создавать действительно уникальные аппараты.

О развитии технологий в
сфере создания и управления беспилотными летательными аппаратами рассказывает
заместитель генерального директора – руководитель направления
физико-технических исследований Фонда перспективных исследований Игорь Денисов:
«Как и в прошлом году, чемпионат по дрон-биатлону станет соревнованием не
автономных беспилотников, а операторов БПЛА.

Профессиональных операторов
дронов сегодня практически нет: в соревнованиях участвует в основном увлеченная
молодежь. Между тем в реальных условиях от операторов дронов требуется умение
не только управлять дроном, но также одновременно решать другие важные и нужные
задачи: обнаруживать и распознавать цель, решать информационные задачи,
принимать решения, связанные с применением огня, определять нанесенный ущерб».

По мнению Игоря Денисова, ключевые вопросы в контексте развития беспилотных
летательных аппаратов сегодня – это автономность дронов, вопросы управления
группами аппаратов (роевые технологии) и вопросы энергосбережения. По его
словам, в ближайшем будущем дроны будут обладать всё большей автономностью, и
задачи оператора сократятся: в основном они будут заключаться в корректной
постановке задач группе дронов.

«Область ближайшего
развития беспилотных летательных аппаратов – это все, что связано с
искусственным интеллектом: технологии технического зрения, вопросы распределенного
управления в группе дронов, эффективное выполнение задач аппаратами, которые
самостоятельно координируются между собой, обмениваются информацией и решают
общую задачу», – отмечает Игорь Денисов.

Когда речь идет о полетах
дронов на большие расстояния и о транспортировке грузов, актуален также вопрос
энергообеспечения аппаратов. В перспективе для этих целей могут использоваться
технологии использования солнечной энергии, топливные элементы, водородная
энергетика и др. Немалое внимание уделяется экономическим аспектам, в
частности, вопросам создания функциональных недорогих дронов.

Фонд перспективных
исследований разрабатывает концепцию и программу соревнований для автономных
дронов, в том числе объединенных в группы по принципу роевого управления.
Ожидается, что уже в ближайшие годы автономные дроны смогут соревноваться в
решении различных задач не только под управлением человека-оператора, но также
выступая самостоятельно и конкурируя с человеком в том числе в тех задачах,
которые сегодня способен решать только сам человек.

Зарубежные беспилотники

Одним из направлений в развитии БПЛА является уменьшение их габаритов без существенного ущерба для технических характеристик. Норвежская компания «Прокс Динамикс» разработала микро дрон ПД-100 Блэк Хорнет вертолетного типа.

Данный беспилотник может работать около четверти часа на расстоянии до 1 км. Этот робот применяется в качестве индивидуального разведывательного средства солдата и оснащен тремя видеокамерами. Используется некоторыми регулярными подразделениями США в Афганистане с 2023 года.

Самый распространенный беспилотник армии США — РКью-11 Рэйвен. Его запуск производится с руки солдата и для его приземления не требуется специальной площадки, он может летать как в автоматическом режиме, так и находясь под управлением оператора.

Этот легкий беспилотник солдаты США применяют при решении задач ближней разведки на уровне роты.

Более тяжелые БПЛА американской армии представляют РКью-7 Шэдоу и РКью-5 Хантер. Оба образца предназначены для производства разведки местности на уровне бригады.

Беспрерывное время работы в воздухе этих беспилотников существенно отличается от более легких образцов. Существуют множественные их модификации, некоторые из которых включают в себя функции подвешивания на них небольших управляемых бомб массой до 5.4 кг.

МКью-1 Предатор — это самый известный американский дрон. Изначально его основной задачей, как и у многих других образцов, была разведка местности. Но вскоре, в 2000 году, производители внесли в его конструкцию ряд модификаций, позволяющих ему выполнять боевые задачи, связанные с непосредственным уничтожением целей.

Помимо подвешиваемых ракет (Хеллфайр-С, созданные специально для этого беспилотника в 2001 году), на борту робота установлены три видеокамеры, инфракрасная система и своя бортовая радиолокационная станция. Сейчас существуют несколько модификаций МКью-1 Предатора для выполнения задач самого различного характера.

В 2007 году появился еще один ударный БПЛА—американский МКью-9 Рипер. По сравнению МКью-1 Предатор его показатель продолжительности полета был намного выше, а также помимо ракет мог нести на борту управляемые авиабомбы и имел более современную радиоэлектронику.

Самым большим БПЛА в мире по праву считается РКью-4 Глобал Хоук. В 1998 году он впервые поднялся в воздух и по сей день выполняет задачи разведывательного характера.

Этот дрон — первый в истории робот, который может использовать воздушное пространство и воздушные коридоры США без разрешения органа управления воздушным движением.

История развития бпла

Человека достаточно давно посетила мысль о создании такой машины, которой можно было бы, без вреда для себя, управлять на расстоянии. Спустя 30 лет после первого полета братьев Райт эта идея воплотилась в реальность, и в 1933 году в Великобритании был построен специальный самолет на дистанционном управлении.

Фэйри Куин может по праву считаться первым БПЛА современной истории, и англичане использовали этот аппарат в качестве учебной мишени, для тренировки своих зенитчиков.

Первым дроном, принявшим участие в боях был немецкий ФАУ-1. Это была радиоуправляемая ракета с реактивным двигателем. Она была оснащена автопилотом, в который немецкие операторы вводили информацию о предстоящем полете. За годы Второй мировой войны эта ракета успешно выполнила около 20 тыс. боевых вылетов, нанося авиаудары по важным стратегическим и гражданским объектам Великобритании.

После окончания Второй мировой, США и Советский Союз по ходу растущих взаимных претензий друг к другу, ставшими плацдармом для начала холодной войны, начали выделять огромные деньги из бюджета на развитие беспилотных летательных аппаратов.

Так, во время ведения боевых действий во Вьетнаме, обе стороны активно применяли БПЛА, для решения различных боевых задач. Радиоуправляемые аппараты делали аэрофотоснимки, вели радиолокационную разведку и их применяли в роли ретрансляторов.

В 1978 году случился настоящий прорыв в истории развития беспилотников. ИАИ Скаут был представлен военпредами Израиля и стал первым в истории боевым БПЛА.

А в 1982 году, во время войны в Ливии этот дрон практически полностью уничтожили сирийскую систему ПВО. Во время ведения тех боевых действий армия Сирии потеряла 19 зенитных батарей и было уничтожено 85 самолетов.

После этих событий американцы стали уделять максимум внимания к разработке дронов, и в 90-х годах стали мировыми лидерами в области применения беспилотных летательных аппаратов.

Дроны активно использовались в 1991 году во время «Бури в пустыне», а также в ходе военных операции на территории Югославии в 1999 году. Сейчас на вооружении армии США стоит около 8,5 тыс. радиоуправляемых дронов и это в основном малогабаритные БПЛА для выполнения разведывательных задач в интересах сухопутных войск.

Классификация дронов

Беспилотные летательные аппараты трудно
классифицировать, так как они имеют очень разные характеристики. Это
разнообразие происходит от обилия конфигураций и компонентов БПЛА. Производители пока не ограничены никакими
стандартами. В результате сегодня отсутствуют требования со стороны авиационных
регуляторов о том, как БПЛА должен быть оснащен.

Беспилотники напоминают вертолет с 4
лопастями. Они отличаются габаритами, функциональностью, дальностью полетов,
уровнем автономности и другими характеристиками.

Условно все дроны можно поделить на 4
группы:

·          
Микро. Такие БПЛА весят
меньше 10 кг, максимальное время нахождения в воздухе – 60 минут. Высота полета
– 1 километр.

·          
Мини. Вес этих аппаратов
достигает 50 кг, время пребывания в воздухе достигает 5 часов. Высота полета
варьируется от 3 до 5 километров.

·          
Миди. Беспилотные
летательные аппараты весом до 1 тонны, рассчитаны на 15 часов полета. Такие БПЛА
поднимаются на высоту до 10 километров.

·          
Тяжелые беспилотники. Их вес превышает тонну, разработаны аппараты для дальних полетов
продолжительностью более суток. Могут перемещаться на высоте 20 километров.

В конструкции беспилотного аппарата есть
спутниковый навигатор и программируемый модуль. Если БПЛА используется для
получения, сохранения и передачи информации на пульт оператора, в нем
дополнительно устанавливаются карта памяти и передатчик.

Конструкция и функциональность меняются в
зависимости от назначения аппарата. Есть модели дронов, которые умеют принимать
команды человека и реагировать на них. В таких устройствах установлены
специальные модули-приемники команд.

J’son & Partners Consulting
классифицирует дроны (БПЛА) по следующим основным характеристикам: 

·          
по дизайну / конфигурации;

·          
по типу взлета;

·          
по целевому назначению:

·          
по техническим характеристикам;

·          
по типу питания силовой установки;

·          
по полезной нагрузке;

·          
по типу системы автоматизации;

·          
по системе предотвращения столкновений;

·          
по типу навигации;

·          
по типам защиты от глушения сигналов;

·          
по пропускной способности радиочастотного спектра;

·          
по бортовой обработке данных;

·          
по специализации программного обеспечения. 

Отечественные бпла

Российские беспилотники условно подразделяют на следующие категории

БПЛА «Элеон-ЗСВ» относится к аппаратам ближнего радиуса действия, он довольно прост в эксплуатации и его легко переносить в заплечном ранце. Запускается дрон вручную со жгута или сжатым воздухом от насоса.

Способен вести разведку и передавать информацию по цифровому видеоканалу на расстоянии до 25 км. Элеон-10В схож по конструкции и правилам эксплуатации с предыдущим аппаратом. Главное их отличие — увеличение дальности полета до 50 км.

Процесс приземления этих БПЛА осуществляется при помощи специальных парашютов, выбрасываемых при выработке дроном своего заряда батареи.

Рейс-Д (Ту-243) — разведывательно-ударный дрон, способный нести на себе авиавооружение массой до 1 т. Аппарат, выпущенный конструкторским бюро имени Туполева, свой первый полет совершил в 1987 году.

С тех пор беспилотник претерпел множественные улучшения, были установлены: усовершенствованный пилотажно-навигационный комплекс, новые приборы ведения радиолокационной разведки, а также конкурентоспособная оптическая система.

Иркут-200 — больше ударный беспилотник. И в нем в первую очередь ценится высокая автономность аппарата и маленькая масса, благодаря которой могут осуществляться перелеты продолжительностью до 12 часов. Приземляется БПЛА на специально оборудованную площадку длиной около 250 м.

Скат — тяжелый БПЛА большой дальности нового поколения разрабатываемый КБ МиГ. Этот дрон будет малозаметен для вражеских радаров, благодаря схеме сборки корпуса, исключающей хвостовое оперение.

Задачей этого дрона нанесение точных ракетно-бомбовых ударов по наземным целям, таким как зенитные батареи войск ПВО или стационарные командные пункты. По задумке разработчиков БПЛА Скат сможет выполнять задачи как автономно, так и в составе звена самолетов.

Длина, м10,25
Скорость, км/ч900
Вес, т10
Размах крыла, м11,5
Дальность полета, км4000
Силовая установкаДвухконтурный турбореактивный двигатель
Время работы, ч36
Ракетная/бомбовая нагрузкаКорректируемые авиабомбы 250 и 500 кг.
Практический потолок, км12

Приоритетные отрасли для внедрения
решений на базе дронов

J’son & Partners
Consulting выделяет в отчете 2023 года следующие сферы применения дронов:

·          
Сельское хозяйство;

·          
Экстренные службы (пожарные, полиция, скорая помощь);

·          
Энергетика и добыча полезных ископаемых;

·          
Строительство и девелопмент;

·          
Геодезия (картография);

·          
Страхование;

·          
Транспортировка и доставка;

·          
Государственные и муниципальные службы;

·          
СМИ и медиа;

·          
Природоохранные организации;

·          
Наука и образование;

·          
Связь;

·          
Фото и видеосъемка;

·          
Спорт и развлечения.

Ключевые перспективы
развития рынка дронов в России:

·          
применение полицией крупных городов;

·          
применение пожарными;

·          
применение в здравоохранении;

·          
применение в картографии;

·          
геоданные высокой четкости;

·          
срочная доставка покупок, еды, запасных частей, батарей, кабелей;

·          
курьерские услуги;

·          
аэросъемка для нужд агро-бизнеса и точного сельского
хозяйства;

·          
мониторинг трубопроводов и ЛЭП;

·          
использование в качестве последней мили для улучшения покрытия
сетей;

·          
выход на рынок БПЛА авиакомпаний;

·          
использование в СМИ;

·          
увеличение коммерческой активности в разработке программного
обеспечения;

·          
увеличение продаж дронов с высококачественными камерами и
системами стабилизации.

Вместе с тем, как и любая инновационная отрасль, рынок БПЛА сталкивается с
трудностями, которые предстоит преодолеть. J’son & Partners Consulting
выделяет следующие барьеры развития рынка БПЛА:

·          
Недостаточно ясное законодательство применительно к использованию
потребительских и коммерческих дронов и запрет их свободного использования
(лицензирование) в воздушном пространстве в России;

·          
Отсутствие в России современной производственной базы,
ориентированной на массовый потребительский и массовый коммерческий рынок, что
приводит к более высоким издержкам и повышению стоимости аппаратов;

·          
Беспилотные средства относятся к категории товаров, экспорт
которой из России запрещен законом. Аналогичная ситуация есть и в некоторых
других странах, где существуют таможенные ограничения на импорт или экспорт
данных аппаратов. 

Кроме того, существует
опасность создания проблем для других участников воздушного движения, а также
транспортных средств, инфраструктуры и людей на земле. Есть серьезные опасения
по использованию дронов не по назначению для вмешательства в частную жизнь и
коммерческую тайну, по возможности перехвата и получения контроля за дроном
другими лицами.

Фонд «сколково» и faar industry откроют первую в россии
лабораторию беспилотного транспорта

В июне 2023 года стало
известно, что в начале октября в Инновационном центре «Сколково» откроется
первая в России лаборатория инноваций в области подключенной и
автономной мобильности.

Открытая лаборатория будет
работать на базе решений, разработанных и внедренных французской
компанией FAAR Industry, с использованием уникальных инфокоммуникационных
технологий от резидентов Фонда «Сколково». Не имеющий аналогов в мире
программно-аппаратный комплекс для управления мультимодальным и беспилотным
транспортом разместиться в «Сколково».

Инфраструктура
обеспечения полетов беспилотных авиационных систем (БАС) 

Федеральная инфраструктура
для информационного обеспечения полетов беспилотных авиационных систем (БАС),
разработана холдингом «Российские космические системы» (РКС, входит в
Госкорпорацию «Роскосмос»).

Наземная инфраструктура
позволит организовать эффективное и безопасное массовое применение беспилотников в
воздушном пространстве России. В режиме реального времени она будет
принимать, обрабатывать и распространять информацию о местоположении, маршруте
и параметрах полета тысяч БАС над территорией нашей страны.

Основная статья Инфраструктура
для информационного обеспечения полетов беспилотных авиационных систем (БАС) 

«Вертолеты
России» начнут продавать беспилотники 

Холдинг «Вертолеты России»
(входит в госкорпорацию «Ростех») в апреле 2023 года представил беспилотный
аппарат VRT300 с максимальной взлетной массой 300 кг и целевой полезной
нагрузкой 70 кг. Беспилотники – одно из самых перспективных и быстрорастущих
направлений в авиастроении.

«Уже начаты стендовые
испытания беспилотника VRT300, к концу года планируется выход на
летно-конструкторские испытания. Первый экспериментальный аппарат станет летающей
лабораторией для испытания всех систем и оборудования, в том числе отработки
взаимодействия с наземным комплексом управления», – очертил планы гендиректор
конструкторского бюро «ВР-технологии» Александр Охонько.

Япония открывает небо коммерческим дронам

В середине марта 2023
года Япония приняла решение, согласно которому с лета коммерческим
дронам будет разрешено доставлять посылки в отдаленные и труднодоступные районы
— например, в горные местности и на расположенные в удалении острова.

Правительство страны
пересмотрело стандарты, касающиеся дронов, в соответствии с авиационным
законодательством. Согласно нововведениям, беспилотные летательные аппараты (БПЛА),
принадлежащие предприятиям и частным лицам, не должны пренебрегать требованиями
по безопасной скорости и высоте полета.

Власти
Японии разрешили коммерческим дронам будет разрешено доставлять посылки в
отдаленные и труднодоступные районы

С 2023 года министерство
транспорта начнет готовиться к разрешению запуска беспилотных летательных
аппаратов в городах; предполагается, что все необходимые коррективы в
законодательство будут внесены к 2020 году. Учитывая, что такие дроны должны
ориентироваться в городе с множеством высоких зданий, правительство рассмотрит
новую систему сертификации дронов с выдачей лицензий.

Первое законодательство,
касающееся беспилотных летательных аппаратов, было введено в Японии в
2023 году после того, как на крыше кабинета премьер-министра был обнаружен дрон
с радиоактивным грузом. Согласно правилам к середине марта 2023 года,
беспилотные летательные аппараты могут быть запущены только в пределах
видимости оператора, причем он должен иметь специальную лицензию, действующую в
течение одного года.

С началом широкого
распространения дронов внимание общественности оказалось привлечено их
незаконным использованием. Но существующий уровень контроля позволяет разрешить
полеты дронов за пределами видимости оператора. Ожидается, что, несмотря на
нехватку рабочих кадров, технология будет широко использоваться для доставки
товаров и дистанционного мониторинга.

Грядущее разрешение на
полеты расширит возможности как для мелкого, так и для крупного бизнеса Японии.
Операторы японской почты и виртуального торгового центра компании Rakuten уже
тестируют пилотируемые дроны. Органы местной власти также надеются, что дроны
можно будет использовать для поддержания инфраструктуры, например, для оценки
состояния мостов и линий электропередач путем съемки с высоким разрешением.

Смотрите про коптеры:  Порядок получения разрешения на использование воздушного пространства для гражданских БПЛА: topbloger — LiveJournal
Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий