- Как промыть механизм без разборки?
- Вы хотите целиком, с.
- Да, хотелось-бы с ци.
- В том то и дело, мож.
- Спасибо! А вы не зна.
- У меня ещё вопрос
- Так часы у кого? У В.
- Мой Вам совет – учит.
- Там его вообще нету.
- Вчера пытался. Часов.
- Но всё-же, вернусь к.
- Раньше разбирал како.
- В этих часах имеется.
- Дружище, не умничайт.
- Очень интересная дис.
- Уважаемый dimon, час.
- Да ладно, WD40 напшы.
- Как почистить и смазать электромеханические часы, будильник?
- Самые интересные ролики на Youtube
- Чистка и смазка часового механизма
- Дополнительные материалы
- Как почистить часовой механизм без разборки?
- Сколько стоит чистка часового механизма?
- Какая жидкость используется для чистки часов?
- Можно ли очистить часы жидкостью для зажигалок?
- Чистят ли ювелиры часы?
- Сколько стоит обслуживание Rolex?
- Сколько стоит обслуживание винтажных часов?
- Как разобрать часовой механизм?
Как промыть механизм без разборки?
Не в сети
Сообщения: 13Зарегистрирован: Вс июн 17, 2012 2:41 pm
Контактная информация:
Вс июн 17, 2012 2:50 pm
Всем привет. Кто может подсказать, как и чем промыть механизм без разборки так, чтобы не смыло циферблат. Часы ВОСТОК “Амфибия” СССР. Циферблат уже старенький,
фосфорные точки и цифры похоже уже выгорели.
Как понял, бензин сразу отпадает. Заранее благодарен за ответы!
Сообщения: 4701Зарегистрирован: Пн окт 31, 2011 9:23 pmОткуда: Россия
Вы хотите целиком, с.
Вс июн 17, 2012 3:01 pm
Вы хотите целиком, с циферблатом и в корпусе помыть?
Вс июн 17, 2012 3:10 pm
Запасных частей нет. Есть ещё одни командирские в лучшем состоянии, но их трогать для разборки жалко.
Да, хотелось-бы с ци.
Вс июн 17, 2012 3:13 pm
Да, хотелось-бы с циферблатом. Ранее разбирал механические часы, чаще всего неудачно. То одно погнется, то другое. Я не мастер. Особую загвоздку для меня представляло как вытащить маятник без ущерба для него
В том то и дело, мож.
Вс июн 17, 2012 3:15 pm
В том то и дело, может у кого есть ещё мануал с комментариями к подобному механизму?
Спасибо! А вы не зна.
Вс июн 17, 2012 3:27 pm
Спасибо! А вы не знаете какой серийный номер механизма у этих часов? (они без календаря)
У меня ещё вопрос
Вс июн 17, 2012 3:32 pm
У меня ещё вопрос: “если не промывать часы долгое время, может ли получиться так, что образив (накопившийся на рабочих частях) протрет камни?”
Так часы у кого? У В.
Вс июн 17, 2012 3:34 pm
Так часы у кого? У Вас или у меня? Посмотрите на мехе номер!
Сообщения: 114Зарегистрирован: Пн фев 20, 2012 2:32 pm
Контактная информация:
Мой Вам совет – учит.
Вс июн 17, 2012 3:39 pm
Мой Вам совет – учите мат.часть! Окунать часы в бензин целиком – это преступление, к тому же все грязь не уйдет целиком, а только процентов 40! Отнесите их лучше мастеру хорошему и будет им и Вам счастье.
Там его вообще нету.
Вс июн 17, 2012 3:40 pm
Там его вообще нету (по крайней мере со стороны крыжки). Дальше я пока лезть боюсь. Мешает заводной вал.
Вчера пытался. Часов.
Вс июн 17, 2012 4:01 pm
Вчера пытался. Часовщик не взялся за это дело. Сказал: Зачем оно надо, если они идут. К тому же сейчас у нас на районах найти действительно хорошего часовщика непросто. Молодёжи отдавать боюсь. В тоже время вижу, что они явно не промывались уже давно. Внутри следы начавшейся коррозии металла (немного). Но пока идут. А часы очень хорошие.
Но всё-же, вернусь к.
Вс июн 17, 2012 4:48 pm
Но всё-же, вернусь к вопросу, как повлияет длительная работа без промывки на детали (да ладно на детали, главное – это камни)?
Раньше разбирал како.
Вс июн 17, 2012 4:50 pm
Раньше разбирал какой-то будильник и очень удивился, когда увидел как иголка шестерни свободно проскальзывает сквозь камень. Стенки в нём протерлись в 2 раза.
В этих часах имеется.
Вс июн 17, 2012 5:11 pm
В этих часах имеется антимагнитный экранчик. Кто знае, этот экранчик по профилю должен быть прямым или дугообразным (т.е. на него вроде как надовили и он прогнулся)? Чем можно выровнять?
Сообщения: 1867Зарегистрирован: Пт сен 21, 2007 8:16 pmОткуда: Харьков
Контактная информация:
Дружище, не умничайт.
Вс июн 17, 2012 5:40 pm
Дружище, не умничайте.часы разбирать все равно прийдется. Хотя бы вытащить мех.,снять стрелки и цифер. З. Ы. В свою бытность професианальным часовщиком,на спор,перемывал “Победу” за шесть минут. От открытия крышки до захлопыванмя,с гарантией 6 м-цев. А вообще рекорд скорости ремонта – 4(четыре) секунды(“Волга”,заскок волоска на регулятор)
Сообщения: 708Зарегистрирован: Вт апр 10, 2012 6:25 pmОткуда: Москва
Контактная информация:
Очень интересная дис.
Вс июн 17, 2012 5:44 pm
Очень интересная дискуссия!
Типа:”как бы и мне помыться и костюм постирать?”
Сообщения: 3127Зарегистрирован: Пн фев 28, 2011 1:03 pm
Контактная информация:
Уважаемый dimon, час.
Ср июн 20, 2012 10:38 pm
Уважаемый dimon, часы не промывают, а разбирают до винтика и моют все детальки в бензине остро отточенной палочкой под микроскопом. Без этого усранные советские часы не отмыть. Грязи из них столько, что даже удивляешься, как ее там такое количество могло поместится. Далее сборка и смазка тремя сортами масла. Ходят после этого как новые. Только времени отнимает часа два. Циферблат и стрелки снимаются первыми, т.к. иначе не подобраться к платине. Сами не сделаете, нужна масса инструмента и опыт. Командирские не те часы с которых начинают, механизм там мелкий и со своими нюансами.
Да ладно, WD40 напшы.
Чт июн 21, 2012 2:19 am
Да ладно, WD40 напшыкать туда и все нармальна будет =)
НЕ буду цитировать пословицу про сапожника и пирожника, поскольку есть ситуации , когда или очень надо, или очень хочется. Поэтому ,присоединяясь к вышесказанному,добавлю кое -что своё. Кому-то захочется с помощью вышеперчисленных советов почиститьe и другие виды часов- настенно-настольные, будильники , карманные и наручные часы!Осторожно!!! От настенных часов другие виды часов отличаются тем, что в них применяются клеевые соединения (например, “рубинчики” на вилке маятника) и в бензине клей растворится,что приведёт к порче часов , поскольку неприклееные части просто вывалятся. При чистке настенных часов очень пригодятся подручные средства:зубочистки,коротенькая щёточка(например, от электробритвы),укороченная школьная кисточка,небольшая “груша” для промывки и продувки. Ещё один важный момент! Необходимо перед чисткой распустить заводные пружины,поскольку находящаяся там старая смазка +металлическая пыль от трения пружин,создавая добавочное сопротивление, повлияют на точность и длительность хода. Хорошо , если часы еще как-то ходят-пусть походят до роспуска пружин. Если часы без боя можно ускорить процесс сняв маятник. Но как правило просят починить часы,приговаривая-Чего только не делали,даже завели на полную! Здесь необходимо после снятия циферблата(Если эмалевый- снимайте крайне осторожно,только убедившись ,что все шпильки сняты!) крайне осторожно(может выбить или сильно поранить пальцы!!!) вставив ключ и крепко держа его , отпуская тормозок(через зубчик) распустить пружину. Не думайте , что Вы сильный- если держа ключ в руке резким движением отпустите тормоз- или см выше!!! или ключ останется в руке ,а весь механизм с бешеной скоростью и СИЛОЙ провернется вокруг оси заводного ключа!Травм (или у Вас, или у часов не избежать!!!) Кто-то возразит-проще снять маятник ,открутив два винта, крепящих вилку маятника и придерживая шестерёнку, снять вилку,а потом тормозя пальцем шестерёнку, дать всему механизму распустить заводные пружины(делая паузы во время боя). Здесь два но: 1-пружина боя часов будет запаздывать по отношении к пружине хода; 2-снятую вилку маятника без навыков трудно установить на то же место! Возвращаясь к чистке- если есть место во дворе частного дома или в гараже- хорошо оставить часы в бензине на пару дней- размокнуть,или в герметичную тару.
Как почистить и смазать электромеханические часы, будильник?
Как почистить и смазать электромеханические часы, будильник?
Всем ретроградам Советского Союза посвящается этот рассказ! Или, как почистить и смазать механические часы или будильник.
Самые интересные ролики на Youtube
Я страсть как не люблю покупать новые вещи, особенно, когда приходится выбирать между китайским и турецким ширпотребом самого низкого качества. Может быть поэтому, моя семья до сих пор пользуется механическими и электромеханическими часами советского производства.
На протяжении всего строка эксплуатации этих часов, я их несколько раз чистил и смазывал. Но, с каждым разом результат был всё хуже и хуже.
Часы я смазывал маслами МЦ-3 и МБП-12, которыми разжился, ещё когда работал на производстве.
Масло МЦ-3 применяется для смазки цапф крупных шестерён, а масло МБП-12 для самых нежных частей часового механизма – опор баланса и анкерного механизма, а так же палет и импульсного камня последнего.
Беда в том, что через пятнадцать-двадцать лет хранения, часовые масла настолько меняют свои свойства, что смазанные ими часы, либо еле-еле дышат, либо вообще не запускаются. Именно эта участь постигла мои масла образца 1973 года. Дело дошло до того, что продолжали ходить только одни часы.
Я, кончено, подстраховался и с помощью хороших друзей достал немного свежего масла (на картинке справа), как мне сказали, близкого по свойствам МБП-12. Покупать за бугром целый пузырь за 100$, не считая почтовых расходов, как то не хотелось.
Ну, а так как вчера остановились последние часы, то сегодня я решил проверить работоспособность этого масла.
Цапфы баланса, смазанные поверх старой смазки, позволили раскрутить маятник на всю катушку с полпинка. Ура! Теперь можно смело чистить и смазывать все часы.
Чистка и смазка часового механизма
Разверните видео на весь экран, чтобы увидеть в HD качестве.
Для замены смазки в часовом механизме, его нужно разобрать и промыть в бензине. Можно, конечно, и целиком разобрать, но можно и частично. Для промывки сгодится бензин марки Б70 (Калоша) или бензин для зажигалок.
При разборке будильников и других крупных часов никакого специального инструмента не требуется. Подойдёт инструмент, который используется для ремонта мелкой электронной техники.
Хорошо, если есть набор часовых отверток. Самую маленькую из них можно использовать в качестве дозатора для заливки масла в камни.
Чтобы наверняка удалить из камней остатки старого масла, не помешает пройтись по их внутренней поверхности остро отточенной зубочисткой.
При дозировании масла, нужно проследить, чтобы оно не «набегало» на цапфы баланса.
Таким способом, за пару часов мне удалось запустить три будильника, а также кухонные часы и таймер. Теперь вся квартира снова тикает.
Вот только, каждая такая профилактика навевает грустные мысли, когда задумываешься о том, что это ещё один шаг в небытие. Ведь, после каждой чистки и смазки, часы могут проработать 10-15 лет.
Дополнительные материалы
17 Сентябрь, 2012 (09:24) в
Ремонт техники
Устал писать эту статью, отвлёкся, чтобы побродить по сети. Вот, что удалось откопать на просторах Интернета.
Если Вы решили покинуть сайт, то объявление спонсоров, не самое плохое место для перехода.
Как почистить часовой механизм без разборки?
Легкая чистка поможет избавиться от грязи. Удобный сосуд для погружения механизма – пластмассовая ванночка с крышкой. Когда латунь станет чистой и обезжиренной, удалите ее из раствора и тщательно промойте теплой водой. Важно тщательно высушить механизм, чтобы предотвратить образование ржавчины на стали.
Сколько стоит чистка часового механизма?
Не используйте 3-in-One или еще хуже, WD40. И то, и другое ухудшит работу часов; современное часовое масло является синтетическим, намного более долговечным, чем минеральные или растительные масла, которые со временем разрушаются. Масла для часов также содержат ингибиторы ржавчины для защиты часов.
Какая жидкость используется для чистки часов?
Аммиак Обычное средство для чистки металлов, используемое в растворах для чистки часов. Для часов, выпущенных после 1820 года, следует использовать только очиститель на основе аммиака.
Можно ли очистить часы жидкостью для зажигалок?
Однако многие часовщики совершенно не подозревают, что современное легкое топливо загрязнено небольшим количеством масла, что делает более легкое топливо очень плохим обезжиривателем. Очень маленькие частицы масла останутся на любой части, которую вы попытаетесь очистить при использовании этого вещества.
Чистят ли ювелиры часы?
Ваш ювелир должен разрешить вам отправлять или сдавать изделия на профессиональная глубокая уборка не реже одного раза в год. Очень важно сделать это, чтобы пыль и грязь, проникающие глубоко в щели, не повредили изделие на долгое время.
Сколько стоит обслуживание Rolex?
Сколько стоит обслуживание часов Rolex? Это стоит от 800 до обслужите Rolex. Обычный капитальный ремонт Rolex стоит от 600 до 1000 долларов и будет зависеть от вашей модели, ее состояния и типа необходимого обслуживания. Когда речь заходит о стоимости обслуживания Rolex, в игру вступают многие факторы.
Сколько стоит обслуживание винтажных часов?
Обычно в западном мире вы платите около 100–150 долларов для базового обслуживания, подобного этому для обычных часов, плюс любые другие вмешательства или необходимые детали – например, стоимость нового стекла или нового ремешка, или даже стоимость необходимых запчастей, если что-то сломалось.
Как разобрать часовой механизм?
Слегка заведите часы заводным стержнем. чтобы поднять щелчок. Затем с помощью пинцета или другого наконечника потяните защелку назад, чтобы освободить ее от зубцов храпового механизма (удерживайте заводной стержень во время всей операции). Позвольте стержню скользить между пальцами, пока часы полностью не опустятся.
Насколько маленькое пространство может пройти хомяк?
Насколько масштабна одиссея Assassin’s Creed?
Насколько медленно 5 Мбит / с?
НАСКОЛЬКО МОГУТ считать 4-летние?
Насколько мощна GTX 760?
Насколько мощная мясорубка мне нужна?
Насколько мощны российские вооруженные силы?
Насколько мощный i5 3470?
Насколько мощный лазерный гравер мне нужен?
Насколько мощный лобзик мне нужен?
В настоящее время существует два метода чистки, один — с применением бензина и щеток, и другой — машинный — с использованием специального приспособления. Перед началом чистки вынимают механизм из корпуса и снимают стрелки и циферблат. Очищают циферблат от пыли щеткой. Если циферблат покрыт эмалью, чистку производят с большой осторожностью. Циферблат держат, как показано на фиг. 114, так чтобы возможные трещины располагались в продольном направлении.
Держа циферблат, как показано на фигуре, подставляют его под струю проточной воды (предпочтительно теплой) и чистой мягкой часовой щеткой с небольшим количеством мыла чистят циферблат вдоль по направлению имеющихся трещин. Щеткой чистят до полного снятия мыла; воду вытирают папиросной бумагой. После этого поверхность циферблата уже не следует чистить щеткой, циферблат следует лишь просушить. Посеребренные циферблаты не рекомендуется трогать руками. Циферблаты, покрытые лаком, не должны обрабатываться абразивными инструментами, повреждающими это покрытие. После очистки циферблата его надо убрать в коробку, так как он не потребуется до окончательной сборки механизма. Стрелки кладут в сосуд с бензином, который следует заменять не реже одного раза в неделю. Если в сосуде остался использованный бензин, то не следует заливать в него новый. Перед заливкой нового бензина сосуд необходимо тщательно протереть. Сосуд заливают бензином до уровня около 1,5 см, не более. Затем снимают часовое и минутное колеса и минутник и кладут их в бензин. Снимают балансовый мост и баланс с моста. С баланса снимают спираль и чистят баланс. Если баланс разрезной, его обод чистят кожаным кругом, посыпанным алмазным порошком. Баланс погружают в раствор цианистого калия и оставляют в нем на некоторое время. Раствор получают путем растворения куска цианида в теплой воде и хранят его в стеклянном сосуде с притертой крышкой. Меры предосторожности в отношении этого химиката всем, конечно, известны. Баланс тщательно промывают проточной водой, после чего продувают для удаления влаги.,После этого, обмакнув щетку в мел, хорошо прочищают баланс до тех пор, пока он не заблестит. Баланс кладут в ящик с опилками и гашеной известью и оставляют там, пока не будут очищены и собраны остальные детали. К этому времени баланс окончательно высыхает. На фиг. 115 показана коробка с ситом для опилок.и гашеной извести. Диаметр коробки должен быть 50,8 мм, глубина от 25,4 до 50,8 мм. Затем разбирают мост баланса и все его детали вместе со спиралью кладут в бензин, после чего снимают мост вилки и вилку и также кладут их в бензин. Вилку оставляют в бензине только небольшое время, так как некоторые сорта шеллака не выдерживают воздействие бензина, Щетки, используемые при этих операциях, должны быть обязательно мягкими. Чистить щетки рекомендуется об обожженную баранью кость. Вилку кладут на верстак, придерживая пинцетом и не вытирая от бензина, прочищают палеты щеткой с обеих сторон. Ни в коем случае не следует касаться палет голыми пальцами. Палеты чистят с особой тщательностью, протирая каждый камень мягкой деревянной чурочкой (фиг. 116) до полного блеска, особенно
Коробка с ситом для древесной пыли и остатков гашенной извести.
прискости покоя и плоскости импульса. Остро отточенной чуркой прочищают каждую из сторон паза в рожках. После этого вилку опять кладут на верстак и чистят щеткой, снимая остатки древесины. Затем продувают грушей и кладут под стеклянный колпак на папиросную бумагу. Все очищенные детали рекомендуется хранить под стеклянным колпаком. После этого снимают центральное, промежуточное, секундное и ходовое колеса, чистят их мягкой щеткой и погружают в бензин, особенно тщательно следует чистить зубья колес. Затем вынимают
спираль и кладут на кусок чистой папиросной бумаги и тщательно очищают мягкой щеткой. Спираль быстрыми движениями проводят по бумаге, чтобы оставшийся на ней бензин впитался в бумагу. После этого сухую сложенную бумагу кладут поверх спирали и слегка прижимают, чтобы спираль очистилась при прямом соприкосновении с бумагой (фиг. 117). Мост баланса вынимают из бензина и протирают насухо полотняной тряпочкой. Затем, держа его в папиросной бумаге, тщательно чистят щеткой. Никелированные детали лучше всего чистить щеткой в направлении расположения штрихов отделки. Если штрихи располагаются по кругу, то нужно чистить поверхность таких деталей круговыми движениями. Заостренной палочкой прочищают обе стороны в отверстии камня. После этого очищают мост от пыли и остатков древесины. Винты и другие мелкие детали вынимают из бензина и еще мокрыми хорошо чистят. Накладной камень тщательно чистят с обеих сторон бузиной. Винты чистят щеткой; не рекомендуется протирать головки, передвигая винт по бумаге, во избежание засорения шлица. Это относится ко всем винтам. Все винты после чистки следует сразу же ставить на свое место. Этот порядок чистки применяется для всех деталей. Если более крупные детали трудно удерживать пинцетом, их держат рукой в папиросной бумаге. Ходовое колесо очищают щеткой; заостренным концом мягкой древесины прочищают все зубья и вновь чистят их
щеткой. Заострив деревянную палочку, чистят зубья триба до блеска (фиг. 118). Таким образом чистят все трибы. Зубья остальных колес чистят щеткой, как ходовое колесо. Цапфы чистят отточенной палочкой. Полирование цапф осуществляется алмазным порошком, заправленным в бузину (фиг. 119). Окончив чистку деталей, находившихся в бензине, продолжают разборку. С платины снимают барабан и все относящиеся к нему детали. Крупные детали чистят щеткой с бензином и кладут их в бензин. Барабан разбирают на составные детали и кладут их в бензин. Не рекомендуется держать в бензине заводную пружину. Для чистки заводной пружины ее держат у крючка латунными плоскогубцами и пропускают ее через чистую льняную тряпочку (фиг. 100). При чистке нужно следить, чтобы не изменялась форма пружины. С платины удаляют все детали, включая накладные камни баланса. Хорошо очищают платину щеткой с бензином и кладут в бензин. Все крупные детали протирают полотняной тряпочкой, а мелкие чистят щеткой, пока они еще влажные. Чистке платины уделяют особое внимание. После просушивания ее чистят щеткой, а недоступные места прочищают заостренной чуркой. После чистки всех деталей приступают К сборке. Перед сборкой все детали продуваются грушей. Сборку начинают с барабана. В барабан закладывают пружину и смазывают ее маслом. Масло распределяют равномерно по краям. Ставят на место вал барабана и надевают пружину на крючок вала. Пружина должна отжать вал барабана в сторону, так что нужно преодолеть ее усилие, чтобы вставить вал в отверстие барабана. Закрывают крышку барабана. Вырез в барабане должен находиться на противоположной стороне отметки, имеющейся на барабане. Надевание крышки не должно производиться с помощью каких-либо инструментов, а просто легким нажатием большими пальцами обеих рук (фиг. 120). Вал барабана держат пинцетом и проверяют его осевой зазор. При отсутствии зазора нужно определить, в какую сторону лучше произвести его увеличение. Если в сторону крышки барабана, то барабан кладут на латунную подставку и слегка ударяют по верхней части вала
Снятие пятен с цапфы бузиной с алмазным порошком. латунным молотком. При этом крышка барабана несколько выгнется и освободит вал (фиг. 121). Смазывают цапфы оси барабана. На платину помещают барабан, затем устанавливают промежуточное, секундное и ходовое колеса. Устанавливают мост барабана. Закрепляют на нем собачку и пружину, предварительно смазав колонку собачки и ее пружину в том месте, где она зацепляет собачку. Слегка смазывают гнездо барабанного колеса и закрепляют колесо винтом. Переворачивают механизм и монтируют остальные детали. Все движу-
щиеся детали смазываются. Устанавливают заводной вал и заводят пружину. Во время работы колесной системы механизм слегка продувают грушей. Устанавливают вилку и ее мост, проверяют осевые зазоры. После этого пеиехоттят к смазке самого механизма. Чтобы предупредить попадание в механизм излишнего количества масла, необходимо руководствоваться следующим правилом: для смазки одного механизма достаточно израсходовать одну каплю, которая стечет в контейнер масленки с большой часовой отвертки. На фиг. 122 показаны масленки с различными контейнерами для масла. Маслом из одной масленки смазывают верхнюю и нижнюю цапфы вала ходового колеса, а также верхние и нижние цапфы вилки. Если ходовое колесо и вилка имеют конусообразные цапфы, вращающиеся на накладных камнях, то количество задаваемого масла не имеет особого значения, более строгой дозировки следует
Придание осевого зазора валу барабана.
придерживаться в случае, если цапфы имеют цилиндрическую форму. Эти цапфы показаны на фиг. 123. При смазке палет нужно задать немного масла на плоскость покоя входной палеты и заостренной палочкой подвинуть вилку вперед и назад так, чтобы масло попало на зубья ходового колеса. Вторую дозу масла дают на этот же камень, чтобы все зубья ходового колеса получили свою долю масла. Масло по зубьям поступает на выходную палету, в этом случае также следует остерегать
а — достаточное количество масла для конусообразной цапфы; 6 — излишнее количество масла для цапф вилки; в — достаточное количество масла для цапф вилки.
излишнего количества масла. Эллипс ни в коем случае нельзя смазывать.
В практике встречаются три случая попадания масла на эллипс:
1) при растекании масла,
2) при случайном попадании масла во время перемещения вилки,
3) при снятии баланса после смазки его осей.
Масло удерживается в цапфах благодаря капиллярным свойствам зазоров, как показано на фиг. 124, где одна поверхность показана изогнутой и масло собирается к вершине изгиба. Приступая к установке баланса, механизм помещают под стеклянный колпак. Начинают чистить баланс щеткой от опилок и пыли, держа его в папиросной бумаге. Затем окунают баланс в бензин и просушивают. Держа баланс в правой руке, нажимают бузиной на нижнюю цапфу, пока в нее не войдет импульсный ролик. Затем таким же образом чистят эллипс. Одновременно чистится и импульсный ролик. Тщательно чистят верхнюю цапфу; перед установкой спирали проверяют состояние цапф оси баланса. Для соответствующей проверки проводят ногтем по концу цапфы и при наличии заусенцев окажется, что цапфа царапает ноготь (фиг. 125). Проверяют также и уравновешенность баланса; хотя баланс был уже раньше уравновешен, но при чистке его равновесие могло быть нарушено. Необходимость проверки баланса после чистки относится только к разрезным балансам. Для закрепления спирали пользуются подставкой (фиг. 126). Баланс часто имеет соответствующие отметки, по которым спираль устанавливают в правильное
положение. Обычно колонка спирали должна находиться на противоположной стороне от отметки в виде небольшой точки или легкого штриха на поверхности обода баланса. Баланс устанавливают на мост и осторожно переворачивают. Держа мост так, что баланс находится в висячем положении, помещают его в механизм. Следует убедиться, что эллипс вошел в паз вилки. Мост баланса завинчивают. Часы должны быть пущены до того, как будет завинчен мост. Если часы не пущены, баланс слегка толкают пальцем, чтобы убедиться в свободном движении и заставить его колебаться. После закрепления балансового моста проверяют осевой зазор и биение баланса. Иногда необходимо повернуть спираль, для чего баланс должен быть снова вынут из механизма. Проверив биение баланса, снимают мост вместе с балансом, дают немного масла в нижнее отверстие, переворачивают мост, слегка поднимают баланс и дают масло в верхнее отверстие. Ставят баланс в механизм, переворачивают механизм и грушей продувают платину. Слегка смазывают ось центрального колеса и ставят на место минутный триб. Задают масло в отверстия осей секундного и промежуточного колес и минимальное количество масла колонке минутного колеса. Часовое колесо устанавливают без предварительной смазки, затем надевают циферблат. Мосты не смазывают до установки механизма в корпус. Стрелки лучше ставить тогда, когда механизм уже в корпусе, если это возможно. Часовую стрелку надевают на трубку при помощи чурочки. Минутную стрелку насаживают на минутный триб обратной стороной ручки от щетки. Секундную стрелку насаживают на цапфу секундного колеса концом чурочки. Затем смазывают заводной вал. На фиг. 127 дана схема смазки, на которой условными обозначениями указаны сорт и количество масла для часов размером от 101/2 до 73/4 линии; для более крупных механизмов требуется больше масла; условные обозначения смазки на схеме означают: W — часовое масло, С — масло для крупногабаритных часов, О — без масла, X — легкое касание при смазке, XX — масленка наполняется наполовину, XXX — масленка наполняется целиком; следовательно, обозначение СХХ
Проверка конца оси баланса на отсутствие шероховатости.
расшифровывается следующим образом: масленка наполняется наполовину маслом для крупногабаритных часов. Для смазки часовым маслом применяются маслодозировки малых размеров — 0,3 мм, а маслодозировки больших размеров — 0,6 мм — для смазки маслом для крупногабаритных часов.
После смазки механизм устанавливают в корпус, после чего механизм вновь продувают грушей, а затем задают немного масла в верхние цапфы колес. Применяя механизированный способ химической чистки деталей, механизм полностью разбирают. Отвинчивают все винты, включая винты циферблата. Применяемый в этом случае раствор № 1 для чистки, хотя и не вызывает коррозии, все же высыхая, оставляет пятна на металлических деталях. Раствор № 2 также не вызывает коррозии, но он чувствителен к воздействию солнечного света и в этом случае может вызвать коррозию. Чтобы не смешать растворы, баночки следует пронумеровать. На фиг. 128 показана установка для механизированной химической чистки деталей. Она имеет три банки, пронумерованные № 1, 2, 3. № 1 — содержит очистительный раствор; № 2 — для промывки, № 3 — тот же раствор, что и для промывки, только более чистый. Причина наличия двух промывочных растворов состоит в том, что известный процент загрязнения переходит из сосуда № 1 в сосуд № 2, загрязняя находящуюся в нем жидкость. Раствор, находящийся в сосуде № 3, тоже, в известной степени, загрязняется от раствора № 1. Все растворы должны заменяться периодически. При загрязнении раствора № 1 его выбрасывают и заменяют новым. Раствор № 2 фильтруют и используют снова. Для этой цели лучше всего использовать фильтровальную бумагу. Раствор № 3 обычно абсолютно чистый и более выгодно вылить его в сосуд № 2 и применять не фильтруя. Для жидкости № 3 применяют отфильтрованный раствор, добавляя немного свежего раствора. Очень большое значение имеет количество жидкости, помещаемой в каждый сосуд. Малое количество раствора не покроет всех деталей в корзинке. Кроме того, недостаточное количество растворов №2 и №3 может вызвать образование коррозии. Если сосуды слишком полны, при вращении корзины раствор будет разбрызгиваться. Крупные детали часов вроде платины, мостов, барабана и др. помещаются на дно корзины. Очень важно уложить их так, чтобы они не перекрывали друг друга. Мелкие детали укладываются в одно из углублений на подносе корзины вместе с винтами и собачками. Заводную пружину не рекомендуется пропускать через растворы по изложенным выше причинам. Так как некоторые сорта шеллака плохо переносят воздействие растворов, вилку и баланс не следует подвергать машинной чистке.
Установка для механизированной химической чистки деталей часов.
Нельзя также чистить в растворах баланс с винтами, не выдерживающими воздействия растворов. Чистку этих деталей производят исключительно бензином. Обычно время промывки составляет полминуты. Промыв детали в растворе № 1, корзину вынимают из раствора и вращают в воздухе с большой скоростью в течение некоторого времени. Затем корзина погружается в раствор № 2, где операция повторяется, а затем то же происходит и в растворе № 3. В заключение корзина загружается в нагревательную камеру, где она медленно вращается в течение минуты. Нельзя терять времени при переходе корзины из раствора № 1 к раствору № 2, так как если раствор № 1 начнет высыхать на поверхности деталей до их дальнейшей промывки, то не исключена возможность образования на них пятен.