Чертежи модели самостоятельно- это не сложно. — Паркфлаер

Быстрое изготовление авиамодели полукопии из потолочной плитки |

Быстрое изготовление авиамодели полукопии из потолочной плитки

Хотя в последнее время в модельных магазинах появилось множество авиамоделей, тем не менее, многие авиамоделисты предпочитают изготавливать модели самостоятельно.

Одним из самых распространенных материалов изготовления является потолочная плитка. Это хороший материал для авиамоделизма. Потолочная плитка не подвержена гниению, не впитывает влагу, легко обрабатывается и склеивается. Используются листы без объемного тиснения.

Вот пример технологии изготовления объемного фюзеляжа авиамодели Р-51D.

Основная идея этой технологии состоит в том, что вырезанные плоские заготовки склеиваются вместе, формируя, таким образом, объемную конструкцию.
Технология проста, не требует большого навыка и доступна начинающему авиамоделисту.
Достаточно скачать чертеж авиамодели , распечать его, перенести на потолочную плитку, вырезать и склеить.

Вот 3D набросок будущего фюзеляжа.

Чертежи модели самостоятельно- это не сложно. — Паркфлаер

Чертежи модели самостоятельно- это не сложно. — Паркфлаер

Вырезанные из потолочной плитки слои фюзеляжа.

Чертежи модели самостоятельно- это не сложно. — Паркфлаер

Примерно так будет выглядеть склеенный фюзеляж.

Чертежи модели самостоятельно- это не сложно. — Паркфлаер

Склеивается 5 центральных частей фюзеляжа. Используется клей для потолочной плитки Титан. В центр устанавливаются сервомашинки для управления рулем направления и рулем высоты.

Чертежи модели самостоятельно- это не сложно. — Паркфлаер

После установки сервомашинок вклеиваются кусочки потолочки для закрепления сервомашинок. Можно использовать термопистолет для дополнительной фиксации.

Чертежи модели самостоятельно- это не сложно. — Паркфлаер

Наклеиваются остальные слои фюзеляжа.

Чертежи модели самостоятельно- это не сложно. — Паркфлаер

Фюзеляж готов, можно приступать к его обработке.

Чертежи модели самостоятельно- это не сложно. — Паркфлаер

При помощи наждачной бумаги мелкой зернистости придаем фюзеляжу обтекаемую форму сглаживая переходы между слоями потолочной плитки.

Чертежи модели самостоятельно- это не сложно. — Паркфлаер

Чертежи модели самостоятельно- это не сложно. — Паркфлаер

Аккуратно срезаем верхнюю часть фюзеляжа, что бы иметь доступ к оборудованию.

Чертежи модели самостоятельно- это не сложно. — Паркфлаер

Устанавливается крыло и хвостовое оперение. Крыло так же изготавливается из потолочной плитки.

Чертежи модели самостоятельно- это не сложно. — Паркфлаер

В крыле прорезаются элероны и устанавливаются сервомашинки.После установки двигателя модель выглядит так.

Чертежи модели самостоятельно- это не сложно. — Паркфлаер

Для придания копийного вида авиамодель Mustang P-51D окрашивается.
Чертежи модели самостоятельно- это не сложно. — Паркфлаер

Раскраска авиамодели производиться акриловыми красками.

Чертежи модели самостоятельно- это не сложно. — Паркфлаер

Внутрь фюзеляжа устанавливается электроника. Приемник, ходовая батарея, регулятор оборотов электродвигателя.

Чертежи модели самостоятельно- это не сложно. — Паркфлаер

Готовая к полету авиамодель.

Авиамодель получается весьма крепкая к ударным повреждениям. Склеенные слои потолочной плитки придают фюзеляжу большую прочность. Стоит отметить, что фабричные модели делаются из шарикового пенопласта или бальсы. В обеих случаях они уступают по прочности самодельному слоеному фюзеляжу в десятки раз.
Если не учитывать время затраченное на внешнюю отделку – окрашивание фюзеляжа, нанесение надписей и т.д., то авиамодель по такой технологии можно собрать за пару вечеров.

Материал с сайта http://radiocopter.ru
Автор –
Константин, radiocopter.ru

Вы увлекаетесь авиамоделированием и хотите своими руками собрать авиамодель? – аэропланы и ракеты – медиаплатформа миртесен

Вы ищите чертежи авиамодели который нужен именно Вам ?

Перебирая чертежи которые Вы нарыли в инете или взяли из книг или журналов, Вы думаете что то не то……..

Это тот слишком сложный, этот слишком прост и примитивен, а этот вообще весь из бальзы….

И если Вы думаете, ну где же ГДЕ ЖЕ найти тот чертеж который нужен мне, где та оптимальная модель самолета или планера которая отвечает именно моим требованиям ???

То Вы попали по адресу, с чем Вас и поздравляю)))

Здесь Вы найдете ВСЕ!!!

А если не найдете то зайдите попозже так как сайт постоянно обновляется и дополняется.

На сайте использованы материалы журнала Моделист-Конструктор. Все права на данные материалы принадлежат их авторам и журналу Моделист-Конструктор. Материалы сайта предназначены исключительно в ознакомительных целях.

И Вы обязательно найдете то что Вам нужно!

Итак добро пожаловать не сайт где полно различных чертежей авиамоделей

(и не только)

Здесь Вы найдете:

Модели самолетов с ДВС Модели самолетов с электродвигателями

Кодовые авиамодели

Модели самолетов с радиоуправлением

Авиамодели с резиноматорным двигателем

Модели вертолетов

Модели планеров

Модели бумажных самолетов

Чертежи воздушных змеев

Модели ракетопланов

Чертежи авиамоделей представленные на сайте имеют различные технические решения, от простых до самых сложных , Здесь собраны авиамодели начиная от шестидесятых годов идо наших дней. Так что выбор здесь очень большой и для новичков и для профессионалов.

И я постоянно буду пополнять свой сайт новыми моделями самолетов, вертолетов, планеров и вообще буду выкладывать здесь все что летает. Я по крупицам собирал чертежи авиамоделей из старых книг и журналов и надеюсь Вы оцените мой труд и найдете здесь много интересного для себя и не раз еще вернетесь.

Кроме моделей самолетов я планирую выложить чертежи летательных аппаратов на которых Вы сами сможете подняться в воздух.

Это будут:

Планеры

Автожиры

Вертолеты

Дельтапланы

И вообще я задумал в скором будущем создать портал на основе этого сайта. Где будут не только летательные аппараты, но и:

Лодки

Катамараны

Снегоходы на гусеничном ходу и на пневматиках

Различные веломобили

Самодельные автомобили

В общем все что летает по небу, плавает по воде, и передвигается по земле, и что можно собрать своими руками. Все это будет у меня на сайте.

Итак ,здесь вы узнаете как изготовить воздушный змей от самого простого, до более сложного.

К бумажным моделям многие относятся скептически а зря! Это довольно интересно.

Чертежи моделей планеров от самых простых,до самых сложных.

Чертежи кордовых самолётов всех видов от учебных до чемпионских. Резиноматорные авиамодели , этот вид авиамоделей очень редко ищут в поискавиках,я сщитаю что резиноматорки забыты не заслуженно загляните туда уверен вы не пожалеете !

Также здесь вы найдёте чертежи таймерных моделей . радиоуправляемые самолёты, модели вертолётов, авиамодели с реактивными двигателями-ракетопланы , авиамодели с двигателем на СО2 ,с двигателем каторый работает не сжиженном газе.

Авиамодельные ДВС (двигатели внутреннего сгорания) как они устроены и как работают,а также рецепты топлевных смесей.

А также здесь есть рубрика полезные советы. Авиамоделисты люди творческие и постоянно чтото изобретают , придумывают , совершенствуют модели , Вот таким маленьким изобретениям и будет посвящен этот раздел сайта. Надеюсь он вам будет интересен и полезен.

Главная

Воздушные змеи

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Резиномоторый планер

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Двигатели внутреннего сгорания

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Ссылки на другие ресурсы

ИНТЕРНЕТ МАГАЗИНЫ

Магазин электроинструментов

http://www.radiocopter.ru/index.php

Дела давно минувших дней, или метательный планер из потолочки — паркфлаер

Уже не важно, что именно сподвигло меня на постройку этой модели… Может пытливый ум, может желание разобраться в тонкостях работы с пеноматериалом, а может причиной послужила, оказавшаяся у меня в руках трехканальная аппаратура от кокого-то RTF-самолета

Да это и не важно  уже… Давно это было….

Даже не буду пытаться вспомнить, с какого сайта я качал чертежи, но спустя годы, они так и остались у меня на жестком диске, покрывшись виртуальной паутиной и пикселями пыли до сегодняшнего дня!))))

(metplaner97sm.zip)

Теперь, я выкладываю эти чертежи сюда- уверен, кому-то пригодятся!

Ну а пока вы еще не начали строить этот метательный планер, я расскажу, как его стоил я.

Начал я с того, что распечатал чертажи на принтере, вырезал по ним выкройки будущего планера, и уже с ними начал работу. Опыт постройки у меня уже был богатый- на тот момент я уже порядка семи лет занимался в авиамодельном клубе.

Итак. Фозеляж. Он представляет из себя две боковые панели, вырезанные из потолочной плитки по выкройкам:

В качестве силового набора фюзеляжа была использована бальза 3х3 мм. Такие же реечки применялись для создания шпангоутов. Все элементы конструкции я собирал на пятиминутной смоле.

Ложемент крыла был дополнительно усилен изнутри бальзой, толщиной 1мм.

Нижние стрингеры идут от хвоста, до носовой части, до самого ее радиуса. Носик заполнен куском пенопласта, а в качестве балласта использовался аккумулятор, 4.8 вольта, спаяный из аккумуляторов, типоразмера ААА.  Доступ к батарее и приемнику осуществлялся через съемное крыло- места еле-еле хватало, но всё-таки всё убралось.

 Едем дальше, и останавливаемся на крыле!По выкройкам я сделал верхние и нижние части обшивки крыла. На нижнюю половину приклеил бальзовые лонжероны. Как ни странно- нет ни одной нервюры- это мне и теперь странно, но ладно!

Сборка половинок консолей не представляет труда, далее они склеиваются между собой, и ву-аля! Крыло готово… ну почти готово!)))…

…..Осталось только навесить элероны на скотче, и установить серву. 

Следующий этап- хвостовое оперение. Стабилизатор, руль высоты и киль вырезаются из потолочки, склееной вдвое. Руль высоты (в месте его крепления к стабилизатору) срезается на «клин», и приклеивается на скотч.

ИИиииииИИИ едем дальше!!!! И после установки всех тяг и сервомашинок у нас получается готовый продукт:

THE END. 

Изготовление планера из потолочной плитки

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПЛАНЕРА ИЗ ПОТОЛОЧНОЙ ПЛИТКИ

Королихин В.В., педагог дополнительного образования, Станция юных техников, Глубоковский район, Восточно-Казахстанская область.

Эта модель, разработана для детей и подростков начинающих, заниматься в кружках технического творчества.

На этой модели они отрабатывают навыки работы, балансировки модели и запуска.

С этой моделью можно проводить соревнования.

Начинать работу нужно с изготовления шаблонов.

На чертежах указаны: размеры в миллиметрах и приложена масштабная линейка, стрелками указано, направление волокон материала.

При распечатки чертежей размеры могут не совпадать, поэтому их нужно привести к указанным размерам.

Важны ширина и длинна деталей, радиусы закруглений можно слегка изменить.

Для соединения деталей используют мастер клей, титан.

Пример изготовления шаблона боковины фюзеляжа.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ БОКОВИН ФЮЗЕЛЯЖА

Деталь боковины длиннее потолочной плиты, поэтому заготовку склеиваем из двух частей.

Для этого отрезаем вдоль волокон 3 заготовки, ширина 80 мм длинна на всю плиту, одну заготовку разрезаем пополам.

Делаем вырезы под углом

Накладываем короткую заготовку с вырезом, на длинную и выполняем разметку на длинной заготовке.

Чертежи модели самостоятельно- это не сложно. — Паркфлаервырезаем клин.Чертежи модели самостоятельно- это не сложно. — Паркфлаерзаготовки готовые к склейки.Чертежи модели самостоятельно- это не сложно. — Паркфлаерсклеенные заготовки.Чертежи модели самостоятельно- это не сложно. — Паркфлаерразмечаем по шаблону и

Вырезаем боковины фюзеляжа.

Готовые боковины, левая и правая.

Следующая деталь, полоса шириной 40 мм и длинной на всю плиту,

Изгибается по контуру боковины.

Приклеиваем вставку, контроль с помощью угольника.

Вырезаем следующую вставку и приклеиваем к нижней части боковины.

Верхняя вставка, с широкого конца выгибается по контуру боковины и приклеивается.

Ширина вставок в носовой части 40мм, от верхнего изгиба фюзеляжа до хвостовой части, плавно сужается до 20 мм.

Размеры на боковине фюзеляжа показывают ширину вставки в данном месте. После оклеивания боковины по контуру, в носовую часть вклеивают, пакет пластин из потолочной плитки с отверстием диаметром 30 мм отверстие служит для балансировки планера.

После этого приклеивают вторую боковину.

Для крепления крыла в носовой части устанавливаются две рейки, овального сечения толщиной 6 мм для усиления используются картонные шайбы.

Рейки установлены от верхней кромки на 25мм

Для придания профиля крылу заготовка укладывается меду газетными листами, и закручивается с помощью трубы диаметром 40-50 мм.Чертежи модели самостоятельно- это не сложно. — Паркфлаер Закручивание заготовки

«Уши» крыла после крутки для придания профиля

После придания профиля «уши разрезаются и кромка которой «ухо» приклеивают к крылу шлифуется для придания угла .

Точность сборки крыла проверяют на столе так, кладут крыло на стол и замеряют расстояние от конца «уха» до поверхности стола, расстояние должно быть в пределах 100- 90 мм.

По передней и задней кромке центроплана крыла приклеена рейка три на пять мм.

Размеры центроплана крыла 130 мм и на всю длину плитки вырезается вдоль волокон

Разрезанная заготовка пополам.

Готовый планер в сборе.

Чертежи модели самостоятельно- это не сложно. — Паркфлаеротверстие для балансировки.

С боку в носовой части отверстие для балансировки

грузом, после балансировки закрывается заглушкой.

Балансировка выполняется закладкой груза в носовую часть через отверстие. Если при запуске модель задирает нос, нужно добавить груз, резко пикирует, груз уменьшают. Правильно сбалансированная модель должна ровно планировать. Груз фиксируют с помощью клея.

Схематичная модель планера.

Чертежи модели самостоятельно- это не сложно. — Паркфлаерносок планера.Чертежи модели самостоятельно- это не сложно. — Паркфлаеробщий видЧертежи модели самостоятельно- это не сложно. — Паркфлаерхвостовое оперение

Схематичная модель.

Изготавливается на базе крыла от планера описанного выше, вместо фюзеляжа используют рейку 10 на 10 мм длинной 700 мм.

Носок из 10 мм фанеры выполняет функции груза.

По центру крыла приклеен пилон для крепления крыла к фюзеляжу.

Пилон крепится к фюзеляжу с помощью резинок.

Балансировка выполняется перемещением крыла вдоль фюзеляжа.

Носок изготавливается из фанеры толщиной 10мм, шириной 45мм, длинной 180мм.

Материалы и инструменты

На данный самолет у меня ушло в принципе не так уж и много материала. Учитывая, что некоторые узлы и детали переделывал по нескольку раз, пытаясь добиться более точного соответствия, количество истраченного материалы минимально. Больше всего потратил времени, так как из-за работы мог заниматься самолетом только по вечерам.

В статье Е. Рыбкина описывается изготовление самолета из пенопласта ПС-60. Там для его резки используется специальный станок, где роль ножа играет нагретая нихромовая (возможно я ошибаюсь в названии) проволока. Из-за отсутствия данного приспособления, я решил изготовить модель полностью из потолочки.

Более доступного материала на тот момент у меня не было. Я использовал потолочку разных производителей, разных расцветок, но одинаковых параметров: 500*500 мм, одинаковой плотности, толщиной в 3 мм и обязательно должна выглядеть, как “коробка от “Доширака””.

На самолет у меня ушло девять листов. Покупая в магазине потолочку, прикупите бутылочку клея для потолочной плитки. Я использовал клей “Мастер”. Как выяснилось позже, это аналог широко известного клея “Титан”. В общем, спросите у продавца, он Вам подскажет.

Затем идем в канцелярский магазин и покупаем там линейки деревянные 30 см и 50 см. Линейки длиной 30 см я использовал, как нервюры в крыле и для жесткости фюзеляжа. Как показала практика, для жесткости фюзеляжа лучше использовать 50 см линейку – они более толстые.

Там же, я прикупил цветной скотч для обтяжки модели. Из-за ограниченного ассортимента пришлось взять белый, синий и оранжевый цвета. Для имитации стекол искал черный скотч, но не нашел. Зато в нашем канцелярском магазине продаются вязальные спицы. Взял четыре штуки по 2 мм и две по 3 мм.

В принципе можно обойтись и без 3 мм спиц – я их использовал в качестве распорки между крылом и фюзеляжем, но спицы довольно тяжелые, после нескольких лихих виражей выпадали, и пришлось их заменить на пластиковые трубочки. Если у Вас нет готовой мотораммы, как в моем случае, то еще понадобится лист фанеры толщиной 3мм и размером примерно 200*200 мм.

Инструменты, которыми я пользовался: канцелярский нож, со сменным лезвием, ножницы, гелиевая ручка, шило и крестовая отвертка диаметром 3 мм, набор булавок и, конечно же, линейки.

Планер из потолочки для самых маленьких

чертежи авиамоделей . свободнолетающие планера из потолочки 

Разбирал я тут инфу на старом винте и нашел подборку чертежей для изготовления свободно летающих планеров.

Такие авиамодели просты в изготовлении, не требуют никаких навыков, и они не радиоуправляемые модели.

Это просто планера.

Чертежи представляют собой сканы с польских журналов, в оригинале такие предлагалось изготавливать из бальсы, но они прекрасно получатся и из потолочной плитки.

Вообще то, эта подборка чертежей (скачать чертежи планеров можно в конце статьи) предназначена для авиамодельных клубов для детей. Такие еще существуют при школах.

Можно построить их и просто для развлечения со своим дитем 🙂

Чертежи выполнены в масштабе 1:1. Модели из потолочки не требуют дополнительных усилений, изготовить их можно за 10-20 минут.

Если делать планер из EPP – то желательно усиление крыла. Из EPP  авиамодель получится совершенно неубиваемая.

О том – как и чем клеить потолочную плитку можно прочитать в статье Клеи в моделизме.

Если понадобиться согнуть потолочку – то читайте Сгибание потолочной плитки.

Если авиамодель раскрасить, сделать ей крюк для запуска с резиновой катапульты (обычной рогатки или даже просто палки с прикрепленным к ней резиновым жгутом), то такие модели могут доставить массу удовольствия при выезде за город.

Например – как развлечение на шашлыках, и, уверяю вас, запускающими не будут только дети, скорее даже, будут совсем не они!

В архиве лежат чертежи следующих авиамоделей: dc 3, F4, I 16, Il 86, minimoa, yak 23, Mustag p51,  Spitfire, su 24, su 28, xf 85

Для распечатки чертежей в формате 1:1 с автоматической разбивкой на листы можно воспользоваться следующей

В итоге, за один вечер можно изготовит подобные авиамодели

летающая бумажная авиамодель Мустанг

летающая бумажная авиамодель Spitfire

Константин, Радиоуправляемые Авиамодели

Полеты

Первые вылеты были без шасси, без капота, с фанерной моторамой и спицами в качестве подкосов. Нетерпение заставило выехать в поле при довольно ощутимом порывистом ветре.

Проверка, центровка. Для груза на нос приклеиваю несколько пятирублевых монет. Пускаю с руки без мотора – полет не далек, но ровный, с небольшим креном. Решаюсь на полет с мотором. Первый вылет – комом. Самолет ни как не хотел лететь – на полном газу плавно опускался в траву.

Сказалось использование неизвестного мотора. Поле того, как самолет “сел” рядом с трубой, замаскированной в траве, решил не испытывать судьбу и поехал домой переделывать мотоустановку. Хорошо, что мотораму изначально делал универсальную, поэтому переделка не заняла много времени. Так же решил поставить Li-Po вместо стандартной батареи.

Снова в поле. Ветер еще более усилился, но это не останавливает, хотя мысль “а может обождать?” возникает. Опять проверка и взлет. Теперь другая картина – самолет летит, набирает высоту, делает неуверенные повороты, но все это как-то странно: против ветра нос задран – хвост опущен.

По ветру картина наоборот – нос опущен, хвост задран. Не сколько раз, при поворотах был подхвачен порывами. Один раз вывернуть не получилось, и не слабо приложился о землю. Появилась трещина под синей полоской. Но на этом эксперименты не прекращаются – надо ведь выяснить, что с самолетом не так. До выяснялся: во время одного из полетов самолет вдруг сделал две бочки и “мягко” сел в лужу. Подошли, и сразу все стало ясно – сломалась та самая перемычка, соединяющая половинки руля высоты.

Из повреждений того дня: помятый нос, трещина под полоской, оторванная спица-подкос. Немного. Едем домой на ремонт.

Следующее утро выдалось безветренным и решение ехать появилось сразу. Если честно, то переживал очень сильно: после первых полетов казалось, что самолет собран плохо и где-то куча недочетов и просчетов. Проверка на земле и старт. И, о чудо! Самолет летит как надо!

Набор высоты, поворот, другой, уменьшаю газ почти до половины, а он все равно летит! Восторгу нет предела! Единственное, что немного портило настроение – при поворотах надо быть очень внимательным с кренами: чуть зазевался и самолет стремительно теряет высоту.

Но ловится очень легко, хотя адреналину добавляет. Достаточно руль направления поставить в центр, а руль высоты взять немного на себе, и самолет переходит в горизонтальный полет. Правда, опыта у меня маловато и в итоге я его воткнул в землю. В этот раз повреждения были более значительными: лопнула моторама в местах крепления болтов, еще более помялся нос, сломало линейку, удерживающую батарейку.

Тренер из потолочки | чертежи авиамоделей

Для сборки модели потребуется следующая электроника:Сервомашинка 5г (2 шт.)Двигатель 2205 kv1400Регулятор оборотов 10AАккумулятор 2s1p 800mAh 20CПропеллер 9×4.7 SF

Ни разу не строил самолёт с крылом из гнутой потолочки, решил потренироваться на этом тренере.Собрал фюзеляж, пока без клея. Всё собирается как конструктор, очень приятно строить.

Собрал крыло. Оказалось вполне приемлемо. На UHU Por собирается очень быстро. Вклеил хвост, навесил руль высоты. Вклеил петли из упаковочной ленты в элероны, такой способ мне нравится значительно больше навески на скотч. Кабанчики вырезал на станке.

Полётный вес вышел 188г. Самолёт не обтянут скотчем и быстро испачкается при посадке на брюхо, решил добавить шасси. Шасси изначально не планировались и креплений для них не предусмотрено. При помощи ниток прикрепил стойку шасси к площадке из лёгкой фанеры, которую закрепил на фюзеляже двусторонним скотчем. Крепление легко снять, при жесткой посадке шасси отсоединятся, не выламывая элементы фюзеляжа.

Облетал.Взлёт с рук, посадка на шасси. Летает плавно, как и подобает тренеру, позволяет крутить рули бездумно в любые стороны =) Ветер был порывами, но ничего страшного, всё терпит. Планирует хорошо, садится почти сам. Из пилотажа — получаются петли прямые и обратные, бочки, перевёрнутый полёт. Очень рекомендую данный тренер для начинающих.

Вечером пошёл вновь полетать, стал гонять ворон. На резких манёврах крыло замяло за фанерным соединителем. Доработал чертёж, добавил бальзовые полки 250х12х2 на каждую консоль сверху и снизу. Крыло придётся переделать.Лонжероны с бальзой получились очень жесткими, теперь крыло не сломается.

Новое крыло получилось тяжелее на 3г, но в полёте не гнётся, старое же заметно изгибалось.Тренер он же во всеём тренер, опробовал покраску пенопласта и скотча акрилом. Маску делал изолентой. Под маску краска немного затекла, но получилось нормально. На скотч краска тоже хорошо легла.

Уроки по самостоятельной сборке р/у авиамодели из потолочной плитки. от раскройки до облета!

Для небольшой страны создание новой военной техники — непростая задача, и таковой её делает чаще всего ограниченное финансирование. Разработке новой боевой машины (будь то танк, самолёт, корабль или винтовка), всегда предшествует этап научно-исследовательских работ, а их стоимость не меняется в зависимости от того, 60 единиц продукции в итоге вам нужно получить, 600 или 6 000. Наоборот, НИОКР выходят зачастую дороже, ибо у небольшого государства обычно нет или недостаточно наработок по другим сходным проектам, откуда можно почерпнуть результаты и сэкономить. Более крупные страны могут позволить себе разработку различных машин для выполнения различных задач (например: истребитель, перехватчик, штурмовик, ударный самолёт). В государстве поменьше командование желает видеть универсальную единую машину, способную выполнять сразу все роли. К тому же почти обязательным требованием является потенциал дальнейшего развития, чтобы через пять или десять лет не понадобилось разрабатывать очередное вооружение взамен устаревшего, а просто переоборудовать уже существующее и получить вполне достойный результат. К сожалению, инженерам и конструкторам далеко не всегда удаётся вложиться в столь жёсткие рамки, частенько их детище годами не покидает этапа испытаний и усовершенствований, в итоге появляется, не дотягивая до высоких требований заказчика, а то и полностью оказывается устаревшим на момент выпуска. В таком случае командованию не остаётся ничего другого, как закупить необходимую технику за рубежом и поубавить праведный патриотизм. Есть и компромиссный способ: либо собирать свою технику из готовых импортных узлов, либо глубоко модифицировать под свои нужды закупленные в других странах машины. Так, например, очень часто поступает Израиль, и ни на что не жалуется. Случаев же, когда командование некрупной страны выдало военный заказ, конструкторы его выполнили, машина получилась успешной и стала поставляться в другие страны, а в дальнейшем конструкторы тех самых больших государств переняли воплощённые в ней технические решения — таких случаев крайне мало. Об одном из них и пойдёт сегодня речь.

История истребителя, который заставил в 50-е годы говорить о Швеции, как о передовой авиационной державе, началась в 1949 году, когда командование её ВВС оформило заказ на истребитель, способный перехватывать бомбардировщики, идущие со сверхзвуковой скоростью. Изначальный предел скорости для новой машины, установленный на отметке в 1.5 Мах очень быстро подняли до 1.7-1.8 Мах, весьма жёсткие требования предъявлялись к высотности, скороподъёмности и манёвренности. Вооружение самолёта должны были составить пушки, управляемые ракеты и НУРы, к тому же самолёт должен был быть автономным и способным выполнять задачи без наведения с земли; оговаривалась возможность запуска ракет без использования оптического прицела. Кроме этого к разработчикам предъявлялись высокие требования в обслуживании самолета, которое должно производиться небольшим количеством персонала. Самолет должен был иметь способность взлетать и садиться с полос длиной до 3000 м и шириной до 13 м. Если самолет обладал такой возможностью, то для него дополнительно появлялось свыше 400 новых ВПП, образованных из автодорог общего пользования. Ну и в конце концов требовалось обеспечить возможность модификации самолета в другие варианты (разведчик, штурмовик и т.д., и т.п.), при минимальной переделке основной конструкции.

Конструкторское бюро автомобильного концерна SAAB – по сути, единственного производителя военной авиации в стране – столкнулось с целым рядом серьёзных трудностей на всех этапах проектирования новой машины. Самой большой сложностью стала аэродинамическая схема будущей машины и её крыла. При этом, на тот момент в Швеции была только одна сверхзвуковая аэродинамическая труба, и то она позволяла испытывать только модели в масштабе 1/50. Обычно в процессе проектирования нового самолета прежде всего разрабатывается его аэродинамическая схема, а затем соответствующая ей компоновочная схема, обеспечивающая размещение экипажа, двигательной установки, топлива, оборудования и вооружения. Это достигается путем последовательных приближений с использованием компромиссных решений. Шведские конструкторы, проектируя новый самолёт, поступили наоборот, исходя из того соображения, что в первую очередь нужно определить наилучшее относительное расположение тех частей самолета, которые ни в коем случае нельзя размещать одну за другой, а потом уже положение тех, которые можно поместить спереди, сзади либо внутри первых. К первым причислялись – воздухозаборники, двигатель, крыло и оперение, а ко вторым – кабина пилота, топливные баки, шасси, вооружение, оборудование и т.д., и т.п. Кресло пилота, электроника и другое оборудование были размещены перед двигателем, а топливные баки, главные стойки шасси и часть вооружения – в консолях крыла, за воздухозаборниками. Всепогодность подразумевала установку дополнительных приборов и оборудования, а скороподъемность – наоборот, максимальную экономию веса.

Главной особенностью истребителя стало крыло Бартини, оно же «двойная дельта» – крыло с переменной стреловидностью по передней кромке. Классические схемы не позволяли «впихнуть» в планер необходимое количество топлива, электроники, оружия и боеприпасов. Достаточные внутренние объемы (за счет корневых частей крыла) обещала только-только входившая в моду «дельта», к которой сперва и обратились шведские конструкторы. Однако возникла проблема со слишком задней центровкой, требовалось либо удлинять нос, либо снова искать нетривиальное решение. И оно было найдено в виде двойной дельты, то есть угол стреловидности у законцовок уменьшили с 80° до 57°. Так получился излом передней кромки, который оказался подходящим как для сверхзвуковых скоростей полета, так и для скорости приземления. Дело в том, что треугольное крыло такого типа характеризуется меньшим поперечным сечением при оптимальной несущей поверхности, большим внутренним объемом и большим углом стреловидности околофюзеляжных частей, более близким положением центра тяжести крыла относительно центра давления и оптимальным выдвижением воздухозаборников к носу самолета. Применение излома передней кромки крыла привело к тому, что при малой относительной толщине профиля получен большой внутренний объём крыла, позволяющий разместить в нем воздушные каналы, топливные баки, шасси, вооружение и часть оборудования. Уменьшение же угла стреловидности концевых частей крыла благоприятствовало безотрывному обтеканию при малых скоростях (больших углах атаки). Применение треугольного крыла с увеличенным углом стреловидности в корневых частях и малой удельной нагрузкой позволило самолету приземляться со скоростью 215 км/ч, несмотря на отсутствие механизации. Впоследствии эта аэродинамическая схема оказала влияние на выбор схем таких самолетов, как YF-12 и SR-71 Blackbird, Ту-144, «Конкорд» и даже F-16, YF-17 и F-18.

(На фото) SAAB J-35Ö Draken и General Dynamics F-16D Fighting Falcon. Обратите внимание на излом передней кромки крыла обоих истребителей

Из-за большого технического риска проекта начальный этап его испытаний проводился на кордовых моделях с метровым размахом крыла и маленьким ПуВРД тягой в 2.1 кгс. Радиус полета модели равнялся 19 м и один оборот самолет совершал за 5 сек. Единственная жалоба «пилотов» состояла в том, что у них в конце полета модели начинала кружиться голова. Полёты моделей подтвердили правильность принятых технических решений, и в 1950 году была начата постройка летающего уменьшенного самолёта-аналога, получившего обозначение SAAB-210 и название Lilldraken, что переводится «Маленький дракон», «Драконёнок». Этот «малыш» имел взлётную массу около 8.5 тонн, размах крыла 4.9 м, а длину — 9.1 м, был оборудован двигателем с тягой 476 кгс, а также имел катапультируемое кресло и множество испытательного оборудования. Начиная с 21 января 1952 года «Лильдракен» налетал более 1000 часов и показал очень хорошую для его низкой тяговооружённости скорость — около 650 км/ч. Кроме того, на макете проходили испытания крыло оживальной формы, гребни крыла и генераторы вихрей, исследовался приземный эффект, бафтинг крыла и схема управления углом тангажа. После завершения программы самолет был передан Шведскому музею Военно-Воздушных сил в Мальсмлатте.

(Фото не моё) SAAB-210 Lilldraken

Наконец, в мае 1952 года военные одобрили проект, и конструкторы приступили к созданию непосредственно самолёта, получившего имя SAAB J-35 Draken (Дракон или Воздушный Змей). Первые чертежи «Дракона» появились в октябре 1952, а выкатка первого самолёта (с серийным номером 35-1) состоялась летом 55-го. Нужно сказать, что SAAB получили очень серьёзную помощь от правительства, так как амбициозный проект по мере развития становился всё более дорогостоящим. «Дракен» впервые оторвался от бетонки 25 октября 1955 под управлением Бенгта Р.Олафо. Летные испытания прототипов растянулись на долгих 24 месяца. 26 января 1956 самолет преодолел скорость звука без включения форсажа, а два месяца спустя скорость звука на этом же самолете была преодолена в наборе высоты (уже с форсажем). Максимальная достигнутая скорость составила 1480 км/ч (1.4 Мах). Часть испытаний проводилась на севере Швеции в условиях суровых холодов. С 1959 года самолёт пошёл в серию под обозначением J-35A. Военный заказ на первые «Дракены» был выдан еще в 1952 году, но в 1956-м ВВС решили, что его требования слишком либеральны, и пожелали скорость не менее 1.8 Мах, а время подъема на высоту 10 000 м сократили вдвое. Инженерам спешно пришлось адаптировать самолёт под новый, более мощный двигатель с новой форсажной камерой. Летные испытания первого предсерийного самолета J35A, оснащенного новой силовой установкой, были проведены 15 февраля 1958 года, при этом скорость полета на высоте 11000 м составила 1910 км/ч (1,8Мах).

Производили SAAB J-35 на заводе в Линчопинге, основным отличием которого являлось то, что цеха завода находились приблизительно на 30 метров (100 футов) ниже уровня земной поверхности, что по идее должно было обеспечить защиту от бомб. Детали подавались вниз по спиральному конвейеру, поднимаясь вверх в виде готового самолета. Стоит добавить, что изменений в сборке самолетов СААБ не произошло и в наше время, их до сих пор собирают под землей. Производили самолёты J-35 Draken на протяжении 13 лет — до 1972 года, произвели всего 612 единиц, относившихся к более чем 10 модификациям. Они отличались типом и мощностью двигателя, вооружением и оборудованием, некоторые являлись специализированными разведчиками либо учебно-тренировочными самолётами, были также отдельные экспортные модификации. «Драконы» состояли на вооружении ВВС не только Швеции, но ещё и Австрии, Дании и Финляндии, при этом родной стране они служили до 1998 года, а дольше всего летали в Австрии — до 2005 года. Более чем за 45 лет службы шведский самолёт заработал множество лестных отзывов от пилотов и техников, с ним никогда не возникало проблем при обслуживании — следовательно, конструкторам удалось создать действительно надёжный и долговечный самолёт!

Поскольку Швеция заняла позицию нейтралитета в Холодной войне, демонстративно не примыкая ни к социалистическому, ни к капиталистическому лагерю, их успешный самолёт, построенный на новаторских идеях, привлёк внимание спецслужб с обоих сторон баррикад. Ещё на этапе проекта в 50-е годы «Дракен» стал причиной шпионского скандала с СССР. Позже, когда «Дракон» встал на крыло, наиболее востребованными оказывались как раз его разведывательные модификации. Именно J-35 принадлежит честь первой фотографии Ту-22 М3 (Ту-26 по классификации НАТО) над Балтийским морем, где самолеты ВВС Швеции часто сопровождали как самолеты стран НАТО, так и стран Варшавского Договора. Финны также широко использовали самолёт в качестве разведчика. В январе 1985 Draken гонялся за советской крылатой ракетой, которая по ошибке проникла в воздушное пространство Финляндии. В другом случае, самолеты участвовали в поиске обломков беспилотной мишени SSN-N-6 «Сэндбокс», которые были обнаружены в озере. В составе финских ВВС J-35 действовали и даже базировались за полярным кругом, не теряя своей эффективности.

ВВС Австрии (Osterreichische Luftstreitkrafte) были основаны вновь в 1955 году, когда Австрии было разрешено иметь собственные ВВС. Австрийцы с самого начала ориентировались на закупку шведской техники. Первыми самолетами стали 30 штук J-29F «Туннан». На роль их преемников целых 14 лет рассматривались различные самолеты — Инглиш Электрик «Lightning», Дассо «Мираж 3», ИАИ «Кфир», Нортроп F-5E, СААБ «Дракен» и «Вигген». 2 апреля 1985 года представитель Австрии объявил о решении закупить 24 J-35D, стоявших на вооружении ВВС Швеции. На самолетах должно было быть демонтировано старое БРЭО и установлено новое, согласно требованиям ВВС Австрии. Австрийские летчики обучались на «Дракенах» в Упсале в 1985, позже – в Ангельхолме. Первый «Дракен» для ВВС Австрии, получивший обозначение J-35Ö (читается как мягкое «ё»), был поставлен 25 июня 1987. Один из этих самолетов в апреле того же года при осуществлении облета после переделки, взлетев с аэродрома SAAB в Линчопинге, из-за навигационной ошибки оказался в воздушном пространстве СССР. На его перехват подняли пару Су-15, но пилот «Дракена» унес ноги, так и не успев поближе познакомиться с советскими перехватчиками. Здесь на излете своей карьеры J-35 приобрели и первый боевой опыт, перехватив несколько югославских самолетов, нарушивших границу во время гражданской войны.

После закупки австрийцами «Дракенов» – самолетов, рассчитанных на скорости до 2000 км/ч – выяснилось, что законы Австрии запрещают полеты над страной на сверхзвуке, так как «хлопки» от преодоления звукового барьера провоцируют сход лавин с гор. Поэтому большую часть времени пилоты летали на полигоне НАТО где-то в Гренландии, где было прописано и несколько «Дракенов». На вопрос дотошных журналистов, как же в этих условиях военный министр представляет себе оборону страны в случае нападения, последний ответил: “Ну что ж тут такого? Купят билет, сядут на пассажирский самолет, прилетят и будут воевать!”.

Рассмотрим конструкцию и характеристики SAAB J-35 Draken. Самолет представляет из себя одноместный перехватчик, с возможностью осуществления штурмовых атак. Конструкция – цельнометаллическая. Максимальная перегрузка – 8 g, разрушающая – 20 g. Подготовка к часовому полету занимает 20 человеко-часов. Длина самолёта — 15.35 м, размах крыла — 9.4 м, масса пустого — 7 425 кг, взлётная — 12 700 кг, перегрузочная – 16 тонн. В фюзеляже расположены: радар, рабочее место пилота, отсек передней стойки шасси и основных стоек шасси, отсеки оборудования, вооружения, топливные баки и хвостовая опора шасси (появилась на поздних J-35A из-за удлиннения фюзеляжа для размещения более мощного двигателя с форсажной камерой). Киль соединяется болтами с фюзеляжем и центропланом. На верхней части фюзеляжа, начиная с кабины пилота расположен гартгрот, в котором проложены кабеля и трубопроводы. Также в гартгроте размещены воздухозаборники для охлаждения различных систем самолета, а в его хвостовой части имеется отсек для тормозного парашюта. Кабина пилота оборудована катапультным креслом с ракетным ускорителем, действующим вместе с парашютной системой и обеспечивающим покидание самолета при высоте 0 м и скорости 100 км/ч.

Крыло – переменной стреловидности, дельтовидной формы в плане, площадью 49,22 м². Внутренние секции крыла имеют дополнительные усиления и узлы крепления консолей. Со снятыми консолями размах самолета уменьшается до 4.4 м, что позволяет перевозить его на автомобильном транспорте. На нижней поверхности крыла расположены аэродинамические направляющие (по три на каждой плоскости). Шасси – трехстоечное, нормальной схемы. Носовая стойка убирается вперед по полету – в фюзеляж, основные – в консоли крыла. Для уменьшения пробега используется тормозной парашют, который размещен в контейнере под рулем направления и двумя парами тормозных щитков. Также на самолете может быть смонтирован тормозной гак.

Стационарное вооружение самолета состоит из одной-двух в зависимости от модификации 30-мм пушек Aden, размещенных в околофюэеляжных частях крыла с боезапасом по 90 выстрелов на ствол. Кроме того, на 3 подфюзеляжных и 6 подкрыльевых замках могут быть подвешены ракеты Sidevinder, контейнеры Matra со снарядами Bofors, бомбы и топливные баки общей массой 4480 кг. Электроника включает систему контроля за воздушным пространством, систему передачи данных, автопилот, ракетный прицел, систему распознавания «свой-чужой». РЛС Ericsson PS01/A обеспечивает поиск цели и определение дальности, оборудована системой стабилизации по горизонту.

На большинство вариантов «Дракена» устанавливался двигатель RM6 различных модификаций, являвшийся производимым по лицензии Volvo Flygmotor двигателем Rolls-Roys Avon. Тяга нефорсированная — 56.5 кН, на форсаже — 78.4 кН. Двигатель оснащен форсажной камерой М.67 шведской разработки и производства. Максимальная скорость самолёта варьирует от 2.0 до 2.2 Мах в зависимости от модификации, крейсерская составляет примерно 960 км/ч (0.9 Мах), практический потолок — 20 420 м, скороподьёмность у земли — 12 км/мин, боевой радиус — 1930 км. Воздухозаборники – нерегулируемые, значительно удаленные от стенки фюзеляжа (в целях слива пограничного слоя), оптимизированные под сверхзвуковую скорость (чуть больше 2 Мах). Двигатель и форсажная камера закрыты хвостовым отсеком фюзеляжа и хвостовым обтекателем, которые имеют технические люки для его осмотра. Для охлаждения внешних частей двигателя на фюзеляже самолета установлены воздухозаборники, форсажная камера отделена от двигателя противопожарной перегородкой. Установлена автоматическая система предупреждения о пожаре с сигнализацией в кабине пилота, и автоматическая система пожаротушения форсажной камеры. Топливная система самолета состоит из обычных фюзеляжных баков и крыльевых кессон-баков общей емкостью 4000 л. Так как размещение топлива существенно влияет на положение центра тяжести, то его расход регулируется электронно-механической дозирующей системой. В первой половине полета центр тяжести постепенно перемещается назад, что облегчает выполнение боевых маневров, во второй же половине полета он перемещается вперед таким образом, что при посадке занимает примерно такое же положение, как и при взлете. Также сбрасываемые подвесные баки объемом 300, 500 или 1 275 л позволяют увеличить запас топлива до 9.000 л.

После рассмотрения истории и конструкции SAAB J-35 Draken можно уверенно сказать, что шведским авиаконструкторам удалось создать прогрессивную, долговечную, надёжную и попросту красивую боевую машину. Он служил в самых жёстких условиях севера Европы и даже заполярья на протяжении почти полувека, многократно модернизировался и всегда мог составить конкуренцию более свежим разработкам других стран. При этом шведам удалось повлиять и на развитие мировой сверхзвуковой авиации в целом, доказав на примере «Дракена» состоятельность и преимущества аэродинамической схемы «двойная дельта».

Представлена модель SAAB J-35Ö Draken ВВС Австрии в специальной ливрее, посвящённой 1000-летнему юбилею Австрии. Самолёт окрашен в национальные цвета и несёт надпись Österrichi 996. В манускрипте, датированным 996 годом, впервые упоминается название Österrichi (Австрия), и шрифт надписи на самолёте стилизован под древний документ. Самолёт под номером 08 получил данную ливрею в 1996 и летал с ней до 2005 года, участвуя в различных парадах, выставках и авиашоу. Показан самолёт, каким он был летом 2005 в городе Талергоф, Австрия. Модель японской фирмы Hasegava в перепаке германского Revell, масштаб 1/72.

Подробный отчёт о сборке и покраске тут:

SAAB J-35Oe Draken, Revell (Hasegawa), 1/72. Заметки по сборке

Статья написана с использованием материалов с сайта Уголок Неба и из других свободных источников.

На этом пока всё, но скоро я расскажу о меленьком самолёте, который бросил учебную деятельность, стал солдатом и попал во Вьетнам. Потому подписывайтесь, а также заходите в мою группу Вконтакте, где можно обсудить лично всякие вопросы и даже заказать изготовление модели (https://vk.com/warminiarts), а также подписывайтесь в Инстаграмме, где много фото, и ничего лишнего (https://www.instagram.com/warminiarts_lugansk/). А сейчас – благодарю за внимание и хорошего времени суток!

Чертежи модели самостоятельно- это не сложно.

Для того что бы получить чертеж нам понадобится фоторедактор(я пользовался Фотошопом) и САПР Компас 3D. Сразу хочу предупрелить что бесплатная(LT) версия не позволяет экспортировать рисунки, поэтому пришлось искать портайбл версию. Все остальное можно делать и в бесплатной версии.

Статья из журнала у нас в фомате PDF, поэтому отрываем ее в фотошопе и выбираем нужную страницу. Затем идем в меню Фильтр > Искажения > Коррекция дисторсии.

Чертежи модели самостоятельно- это не сложно. — Паркфлаер

Зачем это нужно? Не каждая картинка претендующая на чертеж имеет осевые линии паралельные(перпендикулярные) краям листа,поэтому что бы избежать дальнейших трудностей правим рисунок.

Чертежи модели самостоятельно- это не сложно. — Паркфлаер

Выбираем инструмент Выпрямление (отмечен красной стрелкой),теперь проводим линию вдоль осевой(я проводил по передней кромке крыла) и видим что программа повернула изображение так,что все линии стали паралельны сетке. Далее сохраняем результат в JPG или PNG кому как нравиться,и последующие действия производим уже в Компасе.

Я еще разделил рисунок на части что бы было легче работать и сохранил лишь часть рисунка с видом сверху.

Открываем Компас,выбираем Новый документ и Фрагмент

Чертежи модели самостоятельно- это не сложно. — Паркфлаер

Далее открываем меню Вставка и выбираем пункт Рисунок(этого пункта как раз нет в LT версии)

Чертежи модели самостоятельно- это не сложно. — Паркфлаер

Во всплывающем окне выбираем наш рисунок и вставляем. Далее опять идем в меню Вставка > Слой и в Менеджере документа кликаем создать новый слой.

Чертежи модели самостоятельно- это не сложно. — Паркфлаер

Далее ОБЯЗЯТЕЛЬНО нужно выполнить пару действий. Я на этом слегка обжегся. 1 установить красный крыжик на Слой 1 и 2 Закрыть замок на системном слое,при этом синим должна быть подсвечена строка “системный слой”

Чертежи модели самостоятельно- это не сложно. — Паркфлаер

Что бы двигать и изменять масштаб изображения нужно кликнуть на инструмент крестик со стрелочками

Чертежи модели самостоятельно- это не сложно. — Паркфлаер

и когда курсор примет вид значка зажав левую кнопку мыши мы двигаем изображение,а колесиком изменяем масштаб.

Для отрисовки нам понадобятся минимум два инструмента – Отрезок и Скругление.

Выбираем инструмент Отрезок на панели слева(можно так же через меню Инструменты> Геометрия>Отрезки>Отрезок и начинаем обрисовывать прямые линии на рисунке

Чертежи модели самостоятельно- это не сложно. — Паркфлаер

Внизу экрана есть всплывающее окошко Стиль. В нем выбираем тип линии.

Но кроме прямых линий на будущем чертеже должно быть полно кривых,для их отрисовки воспользуемся инструментом Скругление.

Чертежи модели самостоятельно- это не сложно. — Паркфлаер

На фото мы видим два синих отрезка между которыми должна быть кривая,кликнув на инструмент Скругление и задав нужный радиус кликаем по отрезкам между которыми будет проходить скругление. Если радиус не подошел делаем шаг назад Ctrl Z или Редактор> отменить и повторяем опять с другим радиусом.

Чертежи модели самостоятельно- это не сложно. — Паркфлаер

После того как обвели весь рисунок смотрим что получилось: Вставка>Слой и  в менеджере документа выключаем “лампочку” в системном слое (или правой клавишей по слою и Погашеный)

Чертежи модели самостоятельно- это не сложно. — Паркфлаер

Получаем вот такое изображение. Затем с ним можно делатьвсе что угодно, скопировать на новый чертеж,отмаштабировать и т д.

ЗЫ предвидя язвительные высказывания хочу заметить что я никакой не знаток Компаса и время наработки в этом редакторе у меня менее 10 часов. Но наступив неоднократно “на грабли”,о которых в интернет уроках ни слова решил сделать такое мини пособие для начинающих как и я и у которых отсутствует время на прочтение трехкилограмовых бумажных самоучителей. Чертеж еще далеко не закончен,над ним работать и работать.

В итоге планирую на выходе получить чертежи бальзовой копии(полукопии) размахом примерно 1м (1:5)

Как всегда буду рад ответить на любые вопросы.

Смотрите про коптеры:  Как правильно купить квадрокоптер с бк моторами
Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий