«Что-то пошло не так, и он упал»

«Почта России» начала привозить небольшие посылки адресатам с помощью беспилотных колесных роботов — автономных роверов, арендованных у «Яндекса», стоимость доставки в Москве — символический 1 руб. Эксперты отмечают, что усиливающийся дефицит живых курьеров на рынке может сделать такие эксперименты окупаемыми, но только лет через пять.

Отечественный беспилотник, который впервые в истории должен был доставить посылку «Почты России» в отдаленное бурятское село, в понедельник, 2 апреля, довольно бесславно разбился, на первой же минуте полета врезавшись в стену жилого дома на глазах у главы республики, собравшихся журналистов и генерального директора «Почты России». Последняя, правда, поспешила откреститься от аппарата, заявив, что вся ответственность лежит на его изготовителе. Между тем об использовании дронов-почтальонов в компании говорят уже не первый год.

Почему потенциальный технологический триумф закончился конфузом и как беспилотных курьеров внедряют в других странах мира — в материале портала iz.

Москва. 25 мая. INTERFAX. RU – Американский ритейлер Walmart, крупнейший в стране, решил расширить доставку товаров дронами до шести штатов, сервис охватит около 4 млн домохозяйств.

Компания рассчитывает, что сможет доставлять дронами более 1 млн посылок в год в Аризоне, Арканзасе, Флориде, Техасе, Юте и Вирджинии, причем время доставки будет составлять около получаса, говорится в пресс-релизе компании. Услуга будет стоить $3,99 за один заказ, единовременно можно будет доставить посылки весом до 10 фунтов (0,45 кг).

Это стало возможно в связи с расширением партнерства с оператором беспилотных летающих аппаратов DroneUp LLC, который будет управлять центрами доставки товаров дронами Walmart в Арканзасе начиная с ноября. Заказы будут собираться в магазинах, погружаться на дроны и доставляться до пункта назначения. Walmart инвестировал в DroneUp в июне 2023 года.

Смотрите про коптеры:  Михаил Подорожанский и Maserati Quattroporte — Авторевю

Walmart пополнил число ритейлеров и служб доставки, изучающих возможность использования беспилотных летательных аппаратов для доставки, в число которых входят Amazon. com Inc. , FedEx Corp. и United Parcel Service Inc.

Доставка будет организована для определённых компаний

Как сообщает источник, в период с 2023 по 2024 год в России будет выделено до 3,7 млрд рублей на развитие доставки грузов дронами. Средства будут выделены из фонда национального благосостояния (3,4 млрд рублей) и дополнительных ассигнований из федерального бюджета (300 млн рублей).

Источник уточняет, что информация получена из приложения к поручениям премьер-министра РФ Михаила Мишустина от 21 июля 2023 года, и указанные суммы там являются предельными, то есть, видимо, могут быть и меньше.

Инициатива подразумевает, что заказчики доставки будут взаимодействовать с разработчиками и производителями дронов или БАС (беспилотных авиационных систем) по вопросам полётов с учётом сформированных положений по связи, аэронавигационному и наземному обслуживанию.

В списке заказчиков уже значатся «Почта России», «Газпром», «Транснефть», МЧС России и Сбербанк. Среди разработчиков и производителей дронов указаны «Аэромакс», «Вертолеты России», «НЦВ Миль и Камов», «Уральский завод гражданской авиации».

Доставку грузов дронами планируют развернуть в Чукотском АО, Камчатском крае, ЯНАО и ХМАО, то есть там, где обычное транспортное сообщение может быть затруднено либо обходится значительно дороже. При этом о доставке грузов дронами обычным людям речи пока не идёт.

«Что-то пошло не так, и он упал»

Успешные испытания доставки посылок «Почты России» с помощью беспилотного летательного аппарата (БПЛА) прошли в Ямало-Ненецком автономном округе, сообщили РБК в пресс-службе организации. В тестовых полетах участвовал беспилотник вертолетного типа «Аэромакс» SH-350. Он совершил несколько полетов по маршруту Салехард — Аксарка — Салехард с макетом груза (вес не указан). Общая протяжённость пути из одного населенного пункта в другой составляет 53 км. Напомним, что «Почта» планирует запустить экспериментальную сеть беспилотной аэродоставки грузов, включающую 48 маршрутов в четырёх регионах – Чукотском автономном округе, Камчатском крае, Ямало-Ненецком автономном округе и Ханты-Мансийском автономном округе. Проект сервиса грузовых перевозок с использованием дронов, обеспечивающих доставку широкого спектра грузов весом до 500 кг, вошёл в правительственный список проектов, для реализации которых необходим правовой режим «цифровой песочницы». В 2018 году дрон «Почты России» рухнул при первом испытательном полёте в Бурятии. Аппарат не смог доставить груз из Улан-Удэ в райцентр Тарбагатай в Бурятии (расстояние между этими населенными пунктами — 65 км) – он ударился о стену дома и упал на землю. По словам организаторов запуска, причиной аварии стали многочисленные точки доступа Wi-Fi, которые нарушили работу системы управления квадрокоптером. Второй запуск был произведен на открытой местности и завершился успешно. Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!Поделиться:

В качестве опытного полигона выбран городок в Калифорнии, а дальше будет видно

Компания Amazon заявила, что в 2023 году доставка посылок с помощью дронов наконец заработает. Проект по доставке покупок с помощью беспилотников Amazon начинала ещё в 2013 году, однако, полноценно он так и не заработал, а в прошлом году был практически свёрнут — тогда сообщалось о проблемах в команде сотрудников. Amazon отмечает, что беспилотная доставка стартует «позднее в этом году».

Одним из первых населённых пунктов, жители которого смогут получить доставку покупок дроном Amazon Prime Air, станет Локфорд в штате Калифорния. Стоит отметить, что его население составляет немногим более 3500 человек — видимо, на стадии пилотного проекта Amazon на большее пока не замахивается. По словам компании, эта локация была выбрана не случайно: в Локфорде родился один из первых авиастроителей — Уэлдон Кук. Очевидно, по результатам этого опыта будет принято решение о дальнейшем развитии проекта.

Сообщается, что дроны смогут доставлять посылки максимальным весом чуть более 2 кг. При заказе некоторых категорий товаров в Amazon пользователь сможет выбрать доставку с помощью Prime Air. Это может быть что-то небольшое и лёгкое, например, косметика, канцелярия, аккумуляторы, мелочи для дома и т. — Amazon говорит о «тысячах предметов повседневного обихода». Также компания сообщила, что сейчас работает с Федеральным авиационным управлением (FAA) и местными властями в Локфорде, чтобы получить разрешение на осуществление поставок с помощью дронов. По-видимому, для полноценного запуска проекта требуется уладить ещё некоторые формальности.

Российские разработчики запатентовали систему доставки товаров дронами с идентификацией личности получателя через мобильный телефон. Новый сервис позволит доставить груз и избежать рисков передачи его третьим лицам. Об этом в пятницу, 30 июля, «Известиям» сообщили в пресс-службе платформы Национальной технологической инициативы (НТИ). Как объяснил руководитель проекта Равиль Сулейманов, в России и в мире сегодня проводится много проектов по беспилотной аэродоставке, однако проблема заключается в том, что идентификатором личности получателя является только его адрес, что представляет определенные риски. Запатентованная российскими разработчиками система предполагает связку дрона со специальным радиомаяком, который подключается к смартфону получателя. Система доставки будет работать следующим образом: отправитель принимает заказ через мобильное приложение, которое передает получателю код активации радиомаячка. Устройство подсоединяется к смартфону по bluetooth. Получатель ставит его в то место, куда ждет доставку: например, на подоконник. Дрон направляется к месту доставки, используя системы спутниковой геолокации и приземляется точно на радиомаячок, после чего груз открепляется, а дрон возвращается на место. Стоимость маячка, по словам Сулейманова, варьируется от 300 до 400 рублей, кроме того, ими могут пользоваться сразу несколько человек. В декабре 2020 года «Яндекс. Еда» запустила беспилотную доставку из ресторанов в Москве. Заказ развозит робот-доставщик. Проект был запущен для работников и посетителей делового квартала «Белая площадь» у метро «Белорусская». Подпишитесь и получайте новости первыми

Пилотный проект будет запущен в 2018 году в Якутии, рассказал РИА “Новости” генеральный директор “Почты России” Николай Подгузов.

Читайте «Хайтек» в

По планам «Почты России» дроны должны доставлять грузы массой от 50 до 300 кг из сортировочных центров в отдаленные почтовые отделения. При этом Николай Подгузов отметил, что рано говорить, что за беспилотниками будущее доставки почты в России. Для повсеместного внедрения технологии необходимы соответствующие законы, а их пока нет, так что это будет, скорее, локальный тестовый проект. «Это не задача для немедленного внедрения. Тем не менее, у нас в удаленных районах такого рода потребности есть», — говорит Николай Подгузов. В этом вопросе «Почта России» в меньших масштабах, но идет по пути Amazon, которая всеми силами старается перевести часть своей доставки на дроны. Для этого американская компания получает патенты и придумывает разного рода концепты вроде башен-парковок для дронов или поездов, которые их перевозят. Но есть и противники автономной доставки. Например, глава Всемирного почтового союза Бишар Хусейн усматривает некие опасности в том, если миллионы посылок поднимутся в воздух. В целом автоматизация доставки посылок — горячая тема. Есть концепты, которые подразумевают доставку не только по воздуху, но и по земле. Автономные роботы от Starship Technologies уже курсируют по улицам некоторых городов. Ранее роботы компании отметились в доставке почтовых посылок в Швейцарии. «Если ИИ создадут свою социальную сеть, они выйдут из-под контроля»

Почтовые службы многих стран планируют так или иначе внедрять дронов. Ранее стало известно, что Почта Японии планирует использовать квадрокоптеры для доставки посылок между отделениями. Подобное должно произойти и во Франции.

В Томской области предлагается провести эксперимент по доставке грузов дронами. Из-за законодательных ограничений пока тестируются решения по доставке грузов весом до 6 кг, но законопроект о «регуляторных песочницах» должен позволить поднимать вес до 500 кг. Такая доставка может быть востребована для срочных грузов и в труднодоступных местах, в остальных случаях пока надежнее и дешевле грузовики, полагают участники рынка.

Минэкономики и Минтранс прорабатывают нормативную базу для эксперимента по беспилотной перевозке грузов в рамках «регуляторных песочниц», рассказал “Ъ” представитель Минтранса. Среди потенциальных участников — «Аэромакс» (входит в АФК «Система»), «Геоскан», «Тайбер», «Радар ммс» и «Микран», уточнили в Минэкономики.

Дрон для полетов в городской среде может стоить до 500 тыс. руб. , монокрыло для перевозки грузов до 6 кг на большие расстояния — 3–5 млн, а программное обеспечение — около 100 тыс. руб. , оценивает эксперт Softline Александр Клецков. Если получится оптимально трансформировать слабый пока рыночный запрос в характеристики продукта, можно будет говорить об отпускной стоимости в 5–30 млн руб. при емкости рынка до 100 единиц в год, полагает первый заместитель управляющего директора «Ланит-Интеграции» Олег Головко.

По грузам тяжелее 30 кг уже есть четкие запросы от потенциальных клиентов и понимание, какими носителями их доставлять, утверждает Андрей Михеев. А вот для доставки небольших грузов нужно серьезно дорабатывать существующие решения, добавлять станции автоматической зарядки, повышать надежность носителей, признает он.

Производство дронов в России сдерживает регулирование и отсутствие инфраструктуры: в отличие от США, где дроны доставляют груз на лужайку перед домом, в России в окно посылку не закинешь и у подъезда не оставишь, рассуждает руководитель центра технологий, медиа и телекоммуникаций EY Юрий Гедгафов. По его мнению, дроны могут быть востребованы для срочной доставки, например, медицинских грузов или небольших посылок в регионы, где нет транспортной инфраструктуры.

У участников рынка доставки и ритейла есть интерес к таким способам доставки, но они пока сохраняют скепсис.

Применение беспилотников будет перспективным, если будет разработана модель с грузоподъемностью 100–500 кг, возможностью вертикального взлета и дальностью перелета до 1 тыс. км как альтернатива авиации на таких расстояниях, считает президент Pony Express Георгий Аликошвили. В труднодоступных районах доставка автомобилем остается наиболее эффективной и надежной, поскольку позволяет доставлять сборные грузы и забирать возвращенные заказы, отмечает директор по взаимодействию с госорганами Ozon Дмитрий Русаков. При беспилотной доставке встает вопрос о возможности оплаты товара при получении, возникает риск потери отправления и беспилотника, а значит, и потребность в страховании товара и ответственности перед третьими лицами, указывает директор по логистике «Ситилинка» Александр Терехов.

– Сколько и какого груза за один раз беспилотники способны доставлять сегодня по воздуху? И на какое расстояние? Где и кем это уже проверено, испытано?

– На данный момент у БПЛА есть определенные инженерные ограничения, связанные с весом перевозимых ими грузов. В основном беспилотники, насколько мне известно, доставляют товары весом не более 1,5 кг. Это могут быть продукты питания, медикаменты и предметы первой необходимости. Например, в США доставкой лекарств занимается курьерская служба UPS: дроны доставляют препараты жителям одного из небольших городов в штате Флорида. Еще один пример – беспилотники компании Wing, которые используются для доставки еды и напитков. Эти БПЛА можно встретить в Австралии, США и Финляндии, они также перевозят продукты до 1,5 кг. Но есть и исключения. Например, дроны, которые разработала компания DHL, и стартап Ehang для доставки грузов в городах КНР могут поднимать в воздух до 5 кг.

– Помогли бы беспилотные летательные аппараты улучшить работу «Почты России» и многочисленных служб доставки?

– В теории – да, конечно. Дроны как раз заточены под перевозку небольших грузов, в том числе писем, корреспонденции и мелких посылок. Но на данный момент проблема в другом: пока не разработан оптимальный механизм передачи груза дроном человеку. Скажем, в небольших городках Америки и Австралии, в которых сейчас вовсю идут испытания, дрон может запросто сбросить посылку во двор получателю. В мегаполисах, где большинство людей живет в многоквартирных домах, этот процесс заметно усложняется. Конечно, возможны и другие решения: например, дроны компании DHL, которую я уже упоминал, доставляют посылки не в квартиры, а в умные шкафчики, оснащенные функцией распознавания лиц. Но разработка такого программного обеспечения стоит больших денег, а удобство для получателя пока сомнительно, ведь гораздо проще встретить обычного курьера на пороге своей квартиры, чем идти пешком до такого шкафа.

– Как обеспечить сохранность груза в пути? Надежда на встроенные камеры слежения?

– Данные о полете должны оперативно передаваться в систему управления беспилотником. Благодаря этому можно отследить сохранность груза: скажем, если он потеряется во время полета, то система четко зафиксирует, на каком этапе маршрута и на какой конкретной точке карты это произошло. Конечно, есть еще масса потенциальных проблем, которые инженерам БПЛА только предстоит решить. Например, что делать, если два дрона столкнутся в воздухе, и как это предотвратить? Что делать, если кто-то захочет украсть дрон с дорогостоящим товаром или расправиться с конкурентом и устроит на него кибератаку? Думаю, что доставка дронами может стать массовой только тогда, когда удастся успешно решить хотя бы часть этих проблем.

– Консерватизм россиян как-то стопорит развитие подобных способов доставки?

– Думаю, дело не в консерватизме россиян, а в комплексе реальных проблем, которые предстоит решить разработчикам дронов, прежде чем технология станет массовой. О минусах я уже сказал: это проблемы с доставкой до получателя в больших городах, с безопасностью и сохранностью грузов. Что касается России, то в нашей стране эксперименты, насколько мне известно, тоже довольно-таки активно ведутся начиная с 2013 года. Беспилотная доставка тестируется многими компаниями, причем не только в Москве и Петербурге, но и в Казани, и в Краснодаре, и в Екатеринбурге, и в других городах.

– Напоследок, Николай Владимирович, кратко расскажите о том, как еще можно использовать БПЛА в сфере транспортного бизнеса.

– Дронами можно оперативно перевозить запчасти для сломавшегося оборудования. Например, при аварии на дороге. Еще один из наиболее реалистичных вариантов – использовать беспилотники на складах, в том числе для оптимизации логистических процессов. Компания L’Oreal, насколько я знаю, уже успешно занимается инвентаризацией с помощью дронов.

Беседовал Степан Ратников

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Роботы «Яндекса» станут почтальонами. В ноябре отряд из 36 машин приступит к доставке посылок «Почты России». На старте проекта роверы «Яндекса» будут взаимодействовать лишь с четырьмя почтовыми отделениями района Хамовники. Но уже к концу месяца к программе будет подключено почти тридцать отделений рядом со станциями метро «Белорусская», «Сокол», «Аэропорт», «Цветной бульвар», а также в Раменках.

Подробнее о том, как будет работать новый способ доставки посылок “Ъ FM” рассказала руководитель пресс-службы беспилотных технологий «Яндекса» Ольга Рудакова: «Воспользоваться услугой роботизированной доставки можно будет через приложение “Почты России” на Android. На старте стоимость доставки составит 1 руб. Если пользователь находится в зоне покрытия, то после выбора доставки посылки до дома он увидит опцию в интерфейсе мобильного приложения.

Сотрудники отделения сами загружают посылку в робота, после чего он отправляется по указанному адресу. Статус доставки можно отслеживать в приложении. Когда робот доставит посылку к подъезду дома, пользователь получит уведомление на свой телефон. Ему придет проверочный код в СМС, который нужно будет ввести в приложение. После этого робот откроет крышку, и посылку можно будет забрать. На iOS планируется сделать функцию доступной в течение нескольких месяцев.

На первом этапе доставка будет из 27 отделений. Но дальше “Почта России” будет принимать решение о масштабировании этого проекта. Наши роботы уже давно ездят по Москве, доставляют продукты и еду из ресторанов и кафе, то есть для них это, в принципе, знакомая локация, никаких особых трудностей мы не предвидим.

Непосредственно перед запуском с “Почтой России” мы, конечно, тоже проводили испытания конкретных сценариев доставки. Мы постоянно совершенствуем технологии. Дроны каждый день обучаются в реальном мире. Несколько компаний запускали большие пилотные проекты, однако массового сервиса по доставке посылок национальных почтовых операторов, как “Почта России”, в мире пока еще нет».

Роботы-доставщики «Яндекса» трудятся и за океаном: летом 2023 года 50 машин начали возить еду для студентов Университета штата Огайо. В России перевозка посылок роверами — уже не первая попытка устроить беспилотную доставку.

В 2018 году «Почта России» организовывала транспортировку дронами, говорит главный редактор сайта о технике и технологиях ITZine. ru Сергей Кузнецов. Однако, по словам эксперта, тогда у них мало что вышло: «Это точно поможет маломобильным гражданам, особенно в период обострения ситуации с коронавирусом, когда не стоит лишний раз покидать дома и посещать отделения “Почты России”.

Сейчас появился хороший шанс протестировать технологию доставки с помощью роверов и в дальнейшем распространить ее на все отделения в Москве, а потом, наверное, по всей стране.

У “Почты России” это уже не первая попытка делать доставку без помощи людей. В 2018 году они уже запускали дроны, но тогда не очень хорошо получилось. Однако роверы “Яндекса” уже обкатали и в Москве, их тестировали в “Лавке” и, по-моему, для “Яндекс. Еды”. Сейчас надо проверить, как это будет работать с “Почтой России”. Проблемы с проходимостью в любом случае будут, есть лестницы, которые не всегда возможно преодолевать, но ровер может рассчитывать для себя оптимальный маршрут. У “Яндекса” огромная база данных по местности, поэтому, возможно, он будет просто объезжать препятствия другим путем.

Во время тестового периода за роботами будут следить реальные люди.

Красть дрон и разбирать на запчасти — бессмысленно, ведь продать его никому кроме “Яндекса” нельзя. Плюс, это уголовно преследуется, и при учете, что у ровера есть различные датчики и трекеры GPS, его можно быстро найти.

Дистанционная доставка с помощью роботов уже существует в Штатах: ее организовывали и пиццерии, и Amazon, но это касалось, как правило, отдаленных регионов. В целом задумка интересная, в России тоже ее пытались тестировать. Но пока массового применения ей нет».

Эксперты отмечают, что развитие беспилотных технологий поможет решить проблемы с получением писем и бандеролей в труднодоступных регионах страны. В начале сентябре «Почта России» и правительство Камчатского края подписали соглашение о доставке корреспонденции дронами по воздуху. В 2023 году роботы начнут доставлять письма и посылки в 18 населенных пунктов региона.

Электронный почтальон

О старте нового беспилотного проекта в Москве «Почта России» объявила в конце октября. Компания распределила 36 колесных роботов-курьеров по 27 своим отделениям, расположенным в 12 районах города (к некоторым отделениям прикреплено по 2 робота). Машины-почтальоны обслуживают территорию в радиусе 2 км и работают по тому же расписанию, что и почтовые отделения.

«Почта России» выбрала районы для «пилота» совместно с «Яндексом», ориентируясь на доступность инфраструктуры для проезда роботов к подъездам и потенциальный спрос на услугу. Среди них, например, районы Аэропорт, Хамовники и Цветной бульвар.

Заказ доступен только физическим лицам, имеющим простую электронную подпись. Роверы доставляют грузы и посылки, размер которых не превышает 42х49х29 см, а вес — 15 кг. Ограничения касаются тех видов отправлений, где требуются дополнительные действия при получении, например посылки с описью и оплатой доставки на месте. Робот также пока еще не может доставлять письма, EMS-отправления и товары с маркетплейса «Почты России», но почтовый оператор заявляет, что работает над расширением номенклатуры отправок.

Проект стартовал накануне зимы. Логичный вопрос: как роверы-беспилотники справятся с задачей проезда по снегу? В мае, когда проходили первые тесты, гендиректор «Почты России» Максим Акимов говорил в интервью РБК, что с точки зрения работы в зимних условиях к технологии «есть вопросы». Между тем в «Яндексе» “Ъ” рассказали, что роботы полноценно и успешно работали на других проектах в прошлую снежную зиму. С тех пор компания выпустила новое поколение роботов, у которых улучшенные колеса и подвеска.

Производитель роверов «Яндекс» не продает эти транспортные средства и публично не разглашает их цену. «Почта России» пользуется роверами на условиях аренды, а «Яндекс» осуществляет техническое обслуживание машин. Для получателя посылки «Почты России» стоимость услуги доставки на ровере сейчас составляет символическую сумму — 1 руб.

Известно, что проект реализован благодаря грантовой поддержке. Фонд «Сколково» провел конкурс по распределению грантового фонда, предусмотренного федеральной программой «Цифровые технологии». Когда и какую сумму получила «Почта России», стороны не разглашают. Сейчас роботы-курьеры «Яндекса» являются единственным представителем подобной технологии в России, имеющей достаточно высокий уровень технологической зрелости для использования ее в промышленных масштабах, заявили “Ъ” в «Почте России».

«Это эксперимент, который потенциально может помочь оптимизировать нашу логистику в рамках “последней мили”»,— сообщили в пресс-службе компании. По итогам пилотных испытаний «Почта» проведет оценку экономической эффективности новой технологии, целесообразность ее социального и технического использования. «Однако только сами клиенты определят, что им будет удобнее использовать для получения их отправления»,— заявили в пресс-службе федерального почтового оператора.

В «Яндексе» считают, что роверы помогут «Почте» удовлетворить растущий спрос на услуги доставки «до двери» получателя. Они подходят для доставок в места, где сложно проехать автомобилям и где преобладают пешеходные зоны, пояснили в компании.

Беспилотный бизнес

«Яндекс» представил роверы в ноябре 2019 года на этапе их испытаний в качестве средства доставки корреспонденции в своей штаб-квартире (название было взято от «лунных роботов»). Тогда компания предполагала, что роверы будут применяться и в других ее бизнесах: на складах, а также для обслуживания внешних клиентов, доставляя товары и блюда из ресторанов. «Мы также рассматриваем возможность предложить робота другим компаниям»,— сообщила IT-компания.

Беспилотное направление «Яндекс» развивает с весны 2017 года, когда компанией были запущены первые тесты беспилотных автомобилей. За это время в разработки по этому направлению вложено 2,2 млрд руб. В июле аналитики инвестиционного банка Morgan Stanley оценили компанию по разработке беспилотников Yandex SDG в $7 млрд.

Сегодня в парке «Яндекса» 170 беспилотных автомобилей и более 150 роверов, при этом с точки зрения технологии особой разницы между автомобилями и роверами нет, отмечают в компании. «На роботах используется адаптированная технология беспилотных автомобилей,— рассказали в пресс-службе “Яндекса”. — И это отличный пример: когда есть работающая технология, применить ее в какой-то другой форме уже не сложно».

Зона применения роверов «Яндекса» расширялась постепенно. В апреле 2020 года самоходную машину начали использовать на территории инновационного центра «Сколково», где ограничено движение транспорта и мало пешеходов по сравнению с городом. Там он доставляет документы и посылки.

Тогда же об интересе к новой технике впервые публично сообщила «Почта России». Руководитель департамента стратегического развития компании Игорь Шиянов говорил, что «это одно из возможных применений искусственного интеллекта в процессах “Почты России”, которые изучает компания».

Еда на колесиках

С декабря 2020 года роверы начали доставлять заказы из сервиса «Яндекс. Еда» в Москве и в Иннополисе в Татарстане. При этом в Иннополисе все заказы осуществляются исключительно с помощью роботов. За все время работы беспилотные роверы осуществили 60 тыс. доставок. «Мы видим все больший спрос на роботизацию доставки»,— сообщили в «Яндексе».

Сеть магазинов «Азбука вкуса» тоже позитивно оценила опыт доставки роверами. Пока их применяют только в одном из районов Москвы — в Хамовниках, но в компании рассчитывают расширить зону доставки. Роверы обычно выбирают клиенты, которым интересны новые технологии, отметили в компании.

С августа «Яндекс» в качестве партнера сервиса доставки еды Grubhub доставляет еду в кампусе Университета Огайо в США. Там работают 50 роботов. Сотрудничество организовано по той же схеме, как и с «Почтой России»: «Яндекс» оказывает услугу по аренде и обслуживанию роверов.

27 октября компания заключила соглашение о намерениях по развитию беспилотных технологий с компанией Majid Al Futtaim, одним из крупнейших операторов торговых центров, розничной торговли и отдыха на Ближнем Востоке, в Африке и Центральной Азии. В 2023 году покупатели в Дубае смогут заказывать доставку роботами из супермаркетов Carrefour.

Оценивая внедрение роботов-курьеров, президент Межрегиональной ассоциации курьерских служб Александр Митюков заявил “Ъ”, что «будущее оказалось ближе, чем мы думали». «Конечно же, роверы полностью не заменят курьеров. Опытных образцов, задействованных в работе, сейчас немного, и это скорее проба пера, чем действующая бизнес-модель»,— полагает он.

Техника дешевле человека

Тем не менее «Яндекс» намерен многократно увеличить масштаб своего бизнеса на роверах и производить десятки тысяч машин в месяц, а затем предоставлять их как услугу другим компаниям, рассуждал в октябре член совета директоров «Яндекса» Тигран Худавердян в интервью Forbes. Эти планы подтвердила “Ъ” пресс-служба «Яндекса».

Сейчас дочерняя компания Yandex SDG вышла на производство примерно 100 роверов в месяц. В процессе эксплуатации за десятью роботами следит один оператор. «Яндекс» рассчитывает на скачок в технологии, когда один оператор сможет следить за 100 роверами.

Статистика сервиса «Яндекс. Еда» свидетельствует, что в третьем квартале 2023 года количество заказов в нем выросло на 86% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Курьеры сервиса «Яндекс. Доставка» ежедневно приносят более 250 тыс. посылок, а к концу 2023 года сервис планирует перешагнуть отметку 1 млн доставок в день.

Говорить о реальной конкуренции робототехники и живых курьеров можно будет не раньше чем через пять лет, считает Александр Митюков, отмечая дороговизну разработки новых инструментов беспилотной логистики. Однако учитывая, что спрос на курьеров на рынке многократно превышает предложение, а фонд оплаты труда увеличивается с каждым месяцем, экономика с роверами станет вполне приемлемой, считает он.

Пока же рынок доставки роботами будет расти на отдельных территориях: в офисных кварталах, на закрытых территориях, например в университетских городках, считает руководитель управления по транспорту Фонда «Сколково» Кирилл Жанайдаров.

Эксперименты с воздушным правом

Еще одно потенциальное применение беспилотников, которое рассматривают транспортные компании и логистические подразделения онлайн-магазинов,— доставка посылок по воздуху. Осенью 2020 года «Почта России» проводила пробные запуски беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), рассказывал в мае 2023 года в интервью РБК гендиректор компании Максим Акимов. Теперь будет проводиться более длительный эксперимент по использованию тяжелых дронов в четырех регионах России: в тестах планируют использовать технику с дальностью полета от 300 до 400 км, грузоподъемностью от 50 до 150 кг полезной нагрузки.

В начале сентября на Восточном экономическом форуме «Почта России» и правительство Камчатского края подписали соглашение о доставке корреспонденции дронами по воздуху. Стороны договорились координировать усилия в области развития беспилотной авиации, сообщается на сайте правительства региона. В 2023 году роботы начнут доставлять письма и посылки в 18 населенных пунктов региона, по некоторым из маршрутов уже проведены испытательные полеты, подтвердившие эффективность и способность БПЛА выполнять логистические задачи. По оценкам «Почты России», использование беспилотной авиации может снизить стоимость логистики в крае в 1,81 раза, увеличив скорость на региональной маршрутной сети в 1,85 раза. В перспективе все это позволит нарастить объемы грузопотока в 11 раз.

В октябре «Почта России» направила в Минэкономразвития проект об установлении экспериментального правового режима (ЭПР) в сфере беспилотных авиационных систем на своей экспериментальной маршрутной сети в четырех регионах страны сроком на три года, сообщало агентство «Интерфакс». ЭПР будет действовать на Чукотке, Камчатке, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Программа уже согласована с Минтрансом. «Почта России» планирует открыть 48 маршрутов для авиаперевозок в 64 населенных пункта.

Партнером «Почты России» по пилотному проекту является холдинг «Вертолеты России», сообщили “Ъ” в госкорпорации «Ростех». В ближайшее время компании проведут тестовые полеты с использованием БПЛА производства «Ростеха» БАС-200 и VRT300. По итогам экспериментальных полетов планируется организовать перелеты беспилотников на 20 маршрутах. Потенциальный объем перевозок по ним оценивается в 245 тонн почты в год.

В свою очередь, в дочерней структуре «Ростеха» компании «РТ-Проектные технологии» пояснили, что скорость внедрения подобных инноваций зависит не только от технической готовности, но и от зрелости нормативного правового обеспечения. Развитию уже способствует принятый в 2020 году закон об ЭПР в сфере цифровых инноваций. Такое специальное регулирование снимает нормативные барьеры, препятствующие широкому внедрению цифровых инноваций.

В настоящее время в разной степени готовности находится несколько программ ЭПР как для «земли» (высокоавтоматизированные транспортные средства — ВАТС), так и для «воздуха» (беспилотные авиационные системы — БАС, в том числе дроны). В частности, для «земли» под эгидой Минтранса России разрабатывается проект «Беспилотные логистические коридоры», сообщил Максим Мысев, директор по телекоммуникационным проектам ООО «Дигинавис» (дочерняя структура АО «РТ-Проектные технологии»). Для «воздуха» существует несколько проектов, подготовка которых осуществляется и крупными компаниями, и инновационными центрами.

Господин Мысев считает, что в сфере доставки в первую очередь развитие получат грузовые высокоавтоматизированные транспортные средства и тяжелые беспилотные воздушные суда, осуществляющие доставку грузов на большие расстояния. Это связано с этапами внедрения ВАТС и БАС. «С нашей точки зрения целесообразно начать с непродовольственных товаров: почтовых отправлений, образцов полезных ископаемых и других грузов»,— сказал он “Ъ”.

Маркетплейсы тянутся за дронами

Крупнейшие онлайн-ритейлеры тоже не остаются в стороне от тренда на беспилотную авиадоставку. В октябре Wildberries начал испытывать воздушную доставку малогабаритных грузов — сначала в Московской области, а затем в Татарстане. Дальность полета БПЛА достигает 300 км, максимальная полезная нагрузка — около 200 кг. Wildberries изучает возможность использования дронов для доставки товаров в труднодоступные регионы России, но конкретные географические точки компания пока не называет. «Если говорить о стоимости логистики, то пока что мы находимся на стадии тестирования: как раз изучаем механику и считаем экономику»,— рассказали в компании.

Маркетплейс Ozon также изучает возможности грузоперевозок с помощью автономных транспортных средств, рассказал “Ъ” директор департамента роботизации компании Салимжан Гафуров. По его словам, Ozon рассматривает как наземную логистику, так и воздушную и видит автоматизированные перевозки наиболее эффективными на средних и дальних расстояниях.

Ранее господин Гафуров сообщал, что Ozon работает над автономными мобильными роботами, которые помогут на сортировочных складах и на фулфилментах (пунктах отгрузки посылок), и ведет работы в области автоматизированной доставки грузов на средние и дальние расстояния. Критериями автоматизации того или иного вида доставки, по его словам, являются экономическая эффективность, увеличение производительности, повышение безопасности и надежности доставки, а также повышение качества сервиса.

По расчетам Салимжана Гафурова, стоимость километра перевозок с помощью беспилотных автомобилей будет составлять не более 4 руб. , в то время как при традиционных грузоперевозках расценки находятся в диапазоне до 7 руб. При этом он напомнил, что в отрасли наблюдается рост цен на перевозку грузов. К тому же традиционно остается довольно высокая доля простоя транспортных средств между рейсами — в среднем 25% от общего времени, добавил он.

Президент Межрегиональной ассоциации курьерских служб Александр Митюков считает грузовые магистральные перевозки самым перспективным направлением в роботизации доставки. «С учетом того что в ближайшей перспективе компании могут перейти на электрические, а не углеродные беспилотные грузовые автопоезда, то экономия представляется значительной»,— полагает он. Воздушные дроны-почтальоны, по его прогнозу, получат распространение в более долгосрочной перспективе. «Экономически целесообразно будет их использовать только после четкой проработки модели управления ими, а именно чтобы один оператор мог контролировать сразу несколько дронов»,— отметил он.

Господин Митюков отмечает, что в России авиационная, наземная доставка грузов с помощью беспилотных средств неоднократно тестировалась. Однако эти эксперименты идут почти десять лет, но в масштабные коммерческие сервисы эти «пилоты» пока не выросли, констатирует эксперт. Тем не менее он считает, что ближайшие год-два могут стать переломными в части внедрения автономных средств доставки грузов, что скажется самым позитивным образом на перспективах развития отрасли.

«Почта России» договорилась с Камчаткой о доставке писем дронами

«Что-то пошло не так, и он упал»

«Почта России» и правительство Камчатского края в рамках Восточного экономического форума заключили соглашение о сотрудничестве в запуске беспилотной доставки в регионе. Об этом говорится в сообщении «Почты России», поступившем в РБК.

В 2023 году почтовый оператор планирует запустить доставку с помощью дронов для 18 населенных пунктов края по 19 маршрутам. «По некоторым из них уже проведены испытательные полеты, подтвердившие эффективность и способность БПЛА выполнять логистические задачи», — отмечается в сообщении.

По оценкам «Почты России», доставка беспилотниками поможет снизить стоимость логистики в крае в 1,81 раза, а скорость при этом увеличится в 1,85 раза. Это в будущем даст возможность нарастить грузопоток в 11 раз.

«Что-то пошло не так, и он упал»

«Из-за сложных климатических условий порой даже вертолеты не могут своевременно добраться до северных районов края. В этой связи соглашение позволит вывести на новый уровень оказание населению услуг по доставке почты», — сказал глава региона Владимир Солодов.

В конце июля «Почта России» и холдинг «Вертолеты России» (входит в «Ростех») подписали соглашение об использовании беспилотников на Чукотке. Первые полеты по маршруту Анадырь — Угольные Копи планируются в этом году. В «Ростехе» указали, что по итогам экспериментальных полетов беспилотники запустят на 20 маршрутах, с их помощью будет доставляться до 245 т почты в год.

Ранее глава «Почты России» Максим Акимов в интервью «Известиям» говорил, что компания провела серию успешных испытаний с беспилотниками российского производства и планирует протестировать технологию в четырех субъектах: на Камчатке, Чукотке, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. «Почта России» сейчас занимается подбором конкретной модели беспилотника и проработкой удобной схемы работы наземных служб, уточнил он.

Доставка дронами

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 января 2023 года; проверки требуют 8 правок.

Доставка дронами (беспилотная авиапочта, англ. delivery drone) — способ доставки, при котором транспортировка еды, медикаментов и других товаров осуществляется с помощью дронов коммерческого назначения.

«Что-то пошло не так, и он упал»

Большинство предлагаемых решений на данный момент заключается в использовании коптера с шестью и более пропеллерами. Доставочный контейнер помещается в отсек в нижней части дрона или крепится непосредственно к самому летательному аппарату. Клиент получает посылку, забирая её из отсека спустившегося на землю дрона или отсоединяя от веревки спускового механизма, благодаря которому дрон может не садиться на землю.

ЭкспериментыПравить

Доставка дронами — одно из ключевых направлений, над которым работают большинство производителей БПЛА и компаний по доставке товаров по всему миру. Здесь приведем наиболее известные испытания такого способа доставки.

AmazonПравить

Россия, наряду с США и Китаем является одним из пионеров и мировых лидеров в области доставки товаров дронами. По прогнозам AeroNet доля России составит 20% мирового рынка беспилотных авиационных грузоперевозок.

ЛегальностьПравить

Тем не менее, фактически доставка товаров дронами, квадрокоптерами и роверами в России успешно осуществляется с 2014 года.

Трудности реализацииПравить

Доставка дронами является перспективным, но на данный момент трудно реализуемым проектом в силу следующих причин:

  • Несовершенство законодательства
  • Сильный шум пропеллеров
  • Возможность лёгкой кражи дрона с посылкой путём его перехвата в полёте
  • Кибератаки на систему управления доставкой
  • Трудности при доставке посылки клиенту «в руки»
  • Столкновения между дронами в полёте
  • Доставка пиццы Додо дроном в 2014 году (рус.) ?. Дата обращения: 10 февраля 2023. Архивировано 22 декабря 2020 года.
  • Вика Рябова. Лаборатория “Инвитро” первой использовала дрона для доставки биоматериалов (рус.) ?. Digital Russia (9 июня 2015). Дата обращения: 10 февраля 2023. Архивировано 10 февраля 2023 года.
  • Yota доставляет сим-карты на дронах (рус.) ?. Дата обращения: 10 февраля 2023. Архивировано 10 февраля 2023 года.
  • «Яндекс» выпустил своих роботов-доставщиков на улицы городов. CNews.ru. Дата обращения: 10 февраля 2023. Архивировано 11 февраля 2023 года.
  • В 2023 году протестируют доставку посылок «Почты России» беспилотниками. РБК. Дата обращения: 10 февраля 2023. Архивировано 18 апреля 2023 года.
  • В России может быть создана система дронпоинтов. logirus.ru. Дата обращения: 10 февраля 2023. Архивировано 15 февраля 2023 года.
  • Екатерина Кочкина. Центр 5G МТС разработал автономных дронов, роботов-курьеров и онлайн-трансляции на основе 5G-сетей. Rusbase. Дата обращения: 10 февраля 2023. Архивировано 25 февраля 2023 года.
  • В России создадут сеть шеринга дронов. Доставку по воздуху можно будет заказать через мобильное приложение (рус.) ?. Дата обращения: 10 февраля 2023. Архивировано 5 марта 2023 года.
  • Lorenzo Franceshi-Bicchierai. FAA Clarifies That Amazon Drones Are Illegal (June 24, 2014). Дата обращения: 9 октября 2014. Архивировано 10 декабря 2018 года.
  • Nyshka Chandran. FAA’s New Drone Laws Go into Effect Monday, Allowing US Companies to Innovate. CNBC (August 29, 2016). Дата обращения: 2 января 2019. Архивировано 6 января 2019 года.
  • Ryan Beene. Amazon Vision of Deliveries by Drone Gets Boost in FAA Measure. Bloomberg (June 22, 2017). Дата обращения: 2 января 2019. Архивировано 28 марта 2019 года.
  • Andy Paasztor. White House Kicks Off Test Program for Commercial Drones. The Wall Street Journal (October 25, 2017). Дата обращения: 2 января 2019. Архивировано 12 октября 2018 года.
  • НТИ Аэронет. Росавиация начнёт рассматривать документы по сертификации тяжёлых БВС (19 декабря 2018). Дата обращения: 2 января 2018. Архивировано 2 января 2019 года.

Как дрон «Почты России» во время первого испытания врезался в дом

Беспилотники могут улучшить логистику и сервис, компания «с большим интересом» изучает такие проекты, говорит руководитель департамента стратегического развития «Почты России» Игорь Шиянов. У компании уже был опыт использования беспилотников для доставки грузов в Улан-Удэ, сообщал “Ъ” 2 апреля 2018 года.

На первых порах такая доставка, скорее всего, будет использоваться для имиджевой составляющей и демонстрации технологий, полагает директор отдела инвестиций и рынков капитала КПМГ в России и СНГ Алексей Богданов. Сами по себе беспилотники — уже типовой продукт, который используется, например, для перемещения грузов между стеллажами на закрытых складах, добавляет гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, однако массовое внедрение для доставки клиентам — вопрос как минимум еще нескольких лет.

Большие планы

Соглашение о том, что Бурятия примет участие в тестовых испытаниях первых почтовых беспилотников, было достигнуто на инвестиционном форуме в Сочи. К организации первого тестового пуска подошли со всей торжественностью. Специально, чтобы понаблюдать за стартом, на площадку в 105-м микрорайоне Улан-Удэ приехали глава Республики Бурятия Алексей Цыденов и генеральный директор «Почты России» Николай Подгузов. Последний поблагодарил руководство республики за участие в пилотном проекте.

— Мы доставляем почту и корреспонденцию по всей стране, и зачастую это труднодоступные районы, которые в различных климатических условиях не позволяют использовать традиционные виды транспорта, такие как автомобили, например. Поэтому доставка почты с помощью дронов для нас актуальна. Я очень рад, что мы сегодня здесь запускаем этот проект, который должен стать успешным, — сказал Николай Подгузов, обращаясь к собравшимся.

Глава республики Алексей Цыденов, в свою очередь, назвал честью возможность принять участие в испытаниях и проанонсировал планы по развитию в Бурятии собственного дроностроительства.

— В скором времени в республике планируется запустить собственное производство беспилотников, — отметил он.

После этого на глазах у собравшихся журналистов и телеоператоров дрон с посылкой «Почты России» поднялся в воздух. Спустя примерно минуту после взлета — как видно из видеозаписи, вскоре после крушения появившейся в Сети, — беспилотник закачался, начал падать и на большой скорости врезался в стену жилого дома.

Поспешишь — людей насмешишь

Бурятия была выбрана для участия в испытаниях из-за большого количества поселений, расположенных в труднодоступных местах. Разбившийся аппарат, например, должен был доставить посылку в старообрядческое село Тарбагатай — оно расположено примерно в 60 км от Улан-Удэ и считается одним из старейших старообрядческих селений в республике. Таких деревень, многие из которых еще больше удалены от цивилизации, в республике множество. Неудивительно, что на дронов-почтальонов тут возлагали большие надежды. Крушение их, правда, произошло неожиданно быстро.

Организаторы церемонии практически сразу заявили, что, по предварительным данным, виновато скопление точек Wi-Fi в районе пуска — именно они, по мнению организаторов, «сбили с толку» крылатого почтальона. В правительстве Бурятии, как пишет «РИА Новости», причины аварии прокомментировали лаконично.

— Аппарат запустили по плану, он «встал», а потом что-то пошло не так, и он упал. Пострадавших нет. Выясняются причины инцидента, — цитирует агентство слова представителя республиканского правительства.

Сам глава республики Алексей Цыденов, в свою очередь, заявил журналистам, что место запуска в последний момент перенесли к почтовому отделению ради красивой картинки для телевизионщиков.

— Поспешишь — людей насмешишь. А так, конечно, перенастраивать за полчаса то, что готовилось несколько дней, не очень хорошо. Хотя вчера взлетали, летали на точку, посадка была, всё было протестировано. Даже при боковом ветре 16 м/с летали, — рассказал он журналистам местного издания «Аригус», добавив при этом, что «отрицательный результат — это тоже результат».

Просто гости

Стоимость разбившегося беспилотника, по данным «Аригус», составляла около 1,2 млн рублей. Известно, что он был отечественного производства. Восстановлению этот БПЛА, вероятнее всего, не подлежит. В «Почте России» вскоре после неудачного запуска заявили, что никакого отношения к нему вообще не имеют, на церемонию пришли в качестве гостей, а фирменный логотип там был размещен «для антуража».

«Производитель беспилотного летательного аппарата — компания «Рудрон/Экспедитор 3М» организовывала тестирование, на которое «Почта России» была приглашена в качестве одного из гостей», — говорится в официальном сообщении.

Правда, о планах использовать беспилотники в «Почте России» говорят давно. Поступление квадрокоптеров на службу в компании анонсировали еще в декабре 2016-го — тогда в «Почте России» пообещали, что использовать их начнут уже в 2017 году. Летом 2017-го представители компании заявили, что планируют в ближайшее время приступить к испытаниям, при этом на тот момент речь шла о тестовых полетах в Якутии. Ожидается, что когда беспилотники наконец начнут использоваться, они смогут доставлять грузы весом от 50 до 300 кг.

Сейчас специалисты расшифровывают данные разбившегося беспилотника, чтобы определить точные причины аварии. Запуск второго аппарата пока отложен на неопределенный срок, при этом в «Почте России» отметили, что решение о том, продолжать или нет сотрудничество с компанией «Рудрон/Экспедитор 3М», будет принято позже.

От Amazon до Airbus

Заменить почтальонов на беспилотники во всем мире пытаются уже несколько лет. В феврале 2018-го в Сингапуре авиакомпания Airbus успешно протестировала работу почтового дрона Skyways. Теперь в течение ближайших нескольких месяцев там будут в рабочем режиме использоваться 5–6 беспилотников. А в начале марта стало известно, что в Японии начались испытания беспилотных автомобилей, которые должны будут самостоятельно развозить корреспонденцию и доставлять посылки, чтобы компенсировать нехватку рабочих рук.

Одним из пионеров использования беспилотных летательных аппаратов для доставки посылок стал интернет-магазин Amazon. О планах использовать БПЛА в компании заявили еще в 2013 году, а в 2015–2016 годах приступили к их реализации. Дроны Amazon могут доставлять лишь небольшие грузы весом около 1 кг и работают только в некоторых странах. Как пояснили в компании, заказчика они обнаруживают с помощью специального приложения в смартфоне, при этом неважно, перемещается ли он или остается на месте — дрон его найдет.

Пока, правда, система по-прежнему находится на стадии развития и доступна только клиентам в США, Великобритании, Австралии и Израиле. Но в марте 2018-го компания получила еще два патента на новые беспилотные летательные аппараты. Один из патентов предусматривал прямую коммуникацию между дроном и получателем посылки. Практически аналогичный проект есть у Google, своих роботов-курьеров также разработали в отечественном технополисе «Москва». В марте 2018 года к их тестированию приступили столичные власти.

Кроме того, еще в октябре 2017-го отечественные разработчики из компании ARDN представили целую беспилотную грузовую платформу SKYF, способную перевозить до 250 кг грузов. Рассматривает ли сейчас «Почта России» возможность их использования, неизвестно.

На правах самолетов

Беспилотные летательные аппараты действительно позволяют не только сократить время доставки (Amazon утверждает, что их беспилотники доставляют интернет-заказы в пределах получаса), но и облегчить доставку почты в труднодоступные регионы. Однако их активное использование также требует довольно серьезной подготовки.

Для дронов Airbus в Сингапуре потребовалось выделить специальные воздушные коридоры, чтобы они не создавали помех для самолетов. В числе возможных трудностей при внедрении системы беспилотных курьеров в США Amazon рассматривал потенциальную агрессию со стороны местных жителей, которые, как ожидалось, могли использовать против непривычных аппаратов огнестрельное оружие. В России с 2017 года действует закон, регулирующий использование беспилотных аппаратов. По нему, в частности, дроны тяжелее 30 кг должны регистрироваться как обычные воздушные суда.

Как именно в «Почте России» планируют организовывать деятельность беспилотников — в частности, обеспечивать надежность доставки грузов и безопасность для воздушных судов, — пока неизвестно. В сентябре 2017 года глава «Почты России» Николай Подгузов заявлял, что для массового использования БПЛА в любом случае необходимо будет внести соответствующие поправки в российское законодательство. То есть испытания, даже успешные, — далеко не последний этап во внедрении беспилотных почтальонов в нашей стране.

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий