Делаем авиамодели из потолочной плитки своими руками

Делаем авиамодели из потолочной плитки своими руками Машинки

Авиамоделизм

Конструирование моделей самолета — популярный вид технического спорта, который интересен школьникам, студентам, рабочим и инженерам. При этом каждый выбирает для себя класс авиамоделей, отвечающий его интересам.

В авиамоделизме выделяется три довольно больших отряда моделей самолетов, представленных в таблице:

Класс моделиОсобенности
В таких моделях невозможно во время полета вмешательство конструктора. Все регулировки и настройки самолета завершаются при его запуске. Они могут быть:- безмоторными – планеры;- с простейшим, очень маленьким, двигателем внутреннего сгорания, который к корпусу крепится резинкой.Моторы на моделях работают несколько секунд, чтобы забросить легкокрылые конструкции до ста метров вверх, а затем они плавно спускаются вниз.

Для выключения двигателя и перевода руля на планирование служат таймеры или специальные часовые механизмы.

Такими моделями спортсмен управляет проволочными нитями, которые называются кордовыми. Летают аппараты по кругу диаметром примерно 40 метров. «Пилот» располагается в его центре с ручкой управления.При натягивании ручки на себя происходит отклонение руля высоты, и аппарат послушно взлетает вверх. А отклонение ручки от себя заставляет модель снижаться.

Аппараты бывают:

  • Пилотажные, способные выполнить все фигуры высшего пилотажа.
  • Скоростные, развивающие скорость до 300 км в час.
  • Гоночные, сочетающие в себе экономичность, надежность запуска двигателя, удобство обслуживания и высокие качества в полете.
Управляются дистанционно, без проводов. Для этого имеется комплект радиоаппаратуры, в который входит передатчик, в руках оператора, и приемник с механизмами управления рулем, смонтированный на борту модели.

Авиамодель "оса". часть 2 – постройка.

24 апреля

(через 5 дней после начала) завершены работы над чертежами. Вот результат:

Делаем авиамодели из потолочной плитки своими руками

Здесь самолёт немного отличается от эскиза из

прошлой статьи

. Почему он выглядит именно так, а не иначе? Вот некоторые соображения:

  • Длинное крыло с острыми законцовками позволяет уменьшить концевые вихри, что повышает аэродинамическое качество.
  • V-крыла составляет 3 градуса для увеличения устойчивости модели по крену.
  • Стреловидность по передней кромке увеличивает устойчивость по курсу.
  • Хорда крыла к законцовке уменьшается, и противоштопорные характеристики профиля ухудшаются. Для компенсации этого профиль к законцовкам (NACA2415) толще, чем у корня (NACA2412).
  • Импеллер “на спине” при включении даёт пикирующий момент, а парусность поплавков уменьшает курсовую устойчивость, поэтому хвостовая балка сделана длинной для создания избыточной устойчивости.
  • Длинный нос позволяет задвинуть аккумулятор далеко вперёд для сохранения центровки.
  • Руль направления находится в потоке от импеллера, что позволяет маневрировать на воде без погружного руля.
  • Крыло съёмное, крепится пластиковым болтом М6. Кабина съёмная, на одном магните. Доступ к пространству в центроплане снизу, открывается после снятия крыла.
  • Приёмник и аккумулятор устанавливаются в кабине. Сервомашинки элеронов для простоты не спрятаны в крыло, а торчат, а для защиты от брызг размещены сверху.
  • Из-за децифита пространства в центроплане (низкий “потолок” является частью канала импеллера) сервомашинки РВ и РН установлены “вверх” и торчат в канале по бокам от импеллера.
  • В собранном виде на нижней поверхности самолёта нет отверстий, через которые вода может попасть на приёмник и регулятор.
  • Многие геометрические размеры подобраны так, чтобы упростить работу над чертежами. Например стреловидность передней кромки 14.036 градуса, т.е. каждая следующая нервюра (шаг 6 см) уменьшается на 15мм.

Раскладка деталей на листах бальзы:

Раскладка деталей

Чертежи я делаю без применения каких-либо CAD-систем, поэтому перед началом работы нужно было убедиться, что детали правильно сходятся друг с другом. Для этого была сделана 3D-сборка:
Wasp 3D layout

По 3D сборке был вычислен объём деталей. Он составил 1600 см3. При плотности бальзы 110мг/см3 это даёт вес “дров” 176 г.
Ещё грамм 100 будет весить клей, плёнка и лак. Так что в вес модель укладывается.

25 апреля начаты работы с бальзой. Предвидя проблемы с весом я отобрал самую лёгкую бальзу из своих запасов:
Бальзовые листы
Подготовил инструменты:
Инструменты

Дальше я так увлёкся работой, что совсем забыл фотографировать процесс. Когда опомнился, уже был собран каркас крыла, фюзеляж и каркас одного поплавка.

Сборка каркаса крыла не вызвала вообще никаких трудностей. Детали идеально сошлись без всяких перекосов и отклонений. По первым впечатлениям крыло оказалось сильно меньше ожидаемого. Я привык к двухметровым самолётам.

Каркас поплавка собрался хорошо за исключением несоответствия положений шпангоутов и перемычек на верхней плоскости. Оказалось, что в чертеже была ошибка, которую я не заметил на 3D-сборке. К счастью, это ни на что не влияет.

Центральная и хвостовая секция фюзеляжа собралась хорошо за исключением того, что я забыл заранее вклеить гайку для крепления крыла. Пришлось устанавливать её в уже собранную конструкцию, что было не очень просто. К тому-же при попытке установить сервы РВ и РН они просто провалились сквозь посадочное отверстие. Оказалось, что в чертеже я его сделал по полной ширине сервы, включая крепёжные ушки.

Носовая секция фюзеляжа доставила массу хлопот. Она сделана из цельных листов 3мм бальзы, которые нужно согнуть поперёк волокон. По-хорошему бальзу надо было намочить перед сгибанием, но мне не хотелось ждать просушки. Поэтому я кое как согнул её “всухую”, при этом она в паре мест потрескалась. Потом я понял, что всё равно не смогу вырезать кабину, т.к. она сразу распрямится, и всё-таки пришлось размачивать нос и ждать пока он высохнет, чтобы бальза запомнила форму.

26 апреля:
WASP 3

Довольный я ушёл по делам, предвкушая продолжение работ и обшивку крыла по возвращении. Но вернувшись я понял, что буду не продложать работу, а переделывать. В моё отсутствие до самолёта добрался кот и как следует его погрыз:

Wasp disaster

Один лист с выкройками был безнадёжно испорчен, в крыле сломано 3 лонжерона и несколько нервюр, фюзеляж погрызен. Каким-то образом нападения кота избежал поплавок.

На восстановление было потрачено много времени. Заодно сделал элементы для крепления кабины (пазы и магнит), забытые на чертеже.

Обшивку крыла я начал только вечером. Впервые я использовал для обшивки заранее размеченные заготовки, а не вырезал их по месту.

Заготовки передних кромок тщательно размочены в горячей воде, согнуты и примотаны к крылу бумажным скотчем.

Сгибание бальзы
Wasp 7

27 апреля, после высыхания заготовки сняты и на крыло наклеены остальные части обшивки.
Передние кромки наклеиваются предпоследними (перед законцовками), т.к. при их наклейке можно корректировать перекосы конструкции. При наклеивании передних кромок их внутренняя поверхность закрыта и цианакрилатом туда не добраться, поэтому каркас в этих местах промазывается клеем ППУ, который со временем заполнит объём и всё склеит.

WASP 9

Пока схватывается ППУ, проведены тесты импеллера. Выяснилось, что имеющийся аккумулятор, купленый всего месяц назад и до сих пор отработавший только несколько циклов, не тянет нагрузку даже 10С. При разряде током 20А (полный газ) вместо 1300 мАч отдаёт ёмкость 1100 мАч, время работы 3:40. После отсечки нагревается так, что не взять в руки. При разряде током 10А (половина газа) отдаёт 1160 мАч, время работы 7:20. Нагревается почти так же сильно. И даже при разряде током 2А ощутимо греется! Так что аккумулятор надо менять, а это значит – ждать посылку.

Чтобы прогнать грустные мысли, взялся за законцовки крыла. Их конструкция подразумевает большие объёмы сошкуривания, поэтому в дополнение к фильтру пришлось достать пылесос
К тому-же это довольно трудоёмкий процесс, поэтому после одной законцовки мне это дело надоело и я переключился на хвостовое оперение.

Элементы хвостового оперения в этой модели собраны из двух слоёв бальзы: 3мм вдоль элемента и 1.5мм поперёк. Это даёт достаточную жёсткость при малом весе. С оперением возникли сложности – я забыл положить на выкройки половину деталей для стабилизатора, пришлось их копировать с имеющихся. Провозился до вечера.

WASP 10
Это не тот кот, который ломает самолёты! Это хороший.

Утро 28 апреля. Делать вторую законцовку всё ещё лень, она отложена на вечер. Вместо этого решено доделать рулевые поверхности. С элеронами, РВ и РН не возникло никаких проблем.
А вот с тягой РН пришлось повозиться – надо было найти место для её выхода через спинку самолёта и установить там обтекатель тяги. После тестов для тяги РВ был добавлен боуден, чтобы не болталась.
WASP 12

WASP 13

Потом настала очередь обшивки поплавков.

WASP 11

Благодаря разметке по 3D-модели обшивка идеально легла на место. На эту часть работы ушло удивительно мало времени. Ближе к вечеру, когда все остальные дела уже были сделаны, пришлось доделать оставшуюся законцовку.

Состояние на вечер 28 апреля:

WASP 15

Самолёт уже почти готов. Осталось зашкурить, обтянуть плёнкой, покрыть лаком и придумать метод крепления поплавков. Тут навалились дела и следующий день самолёт лежал без движения.

30 апреля. Обтяжку модели начал только во второй половине дня. С кривыми поверхностями поплавков возникли проблемы: никак не удавалось их ровно подогнать. В результате их обтяжка не очень красивая.

WASP 16

Крыло обтянулось хорошо и без перекосов. После обтяжки киля при попытке вклеить петли цианакрилат затёк внутрь и попортил краску на плёнке. Пришлось оставить как есть, а в дальнейшем проявлять осторожность.

WASP 17

1 мая. День весны и труда был отмечен почти полным завершением работ над самолётом.
Покрыл лаком поплавки и завершил обтяжку модели плёнкой. После окончательной сборки вес модели составил 610 г. На ночь оставил сохнуть кожух для импеллера, и на этом сборка модели будет полностью завершена.

WASP 18

2 мая.
Обшил обтекатель импеллера.

WASP 19

На этом строительство завершено.

WASP 20

WASP 21

Выводы:
Как и было запланировано, самолёт был построен с нуля (включая проектирование и чертежи) за 2 недели. Оценка полётного веса оказалась неверна. Модель получилась на 20 грамм тяжелее.

Список ошибок в чертежах, выявленный на этапе строительства:

К сожалению, облёт модели откладывается на неопределённый срок из-за отсутствия пригодного аккумулятора.

§

24 апреля

(через 5 дней после начала) завершены работы над чертежами. Вот результат:

Делаем авиамодели из потолочной плитки своими руками

Здесь самолёт немного отличается от эскиза из

прошлой статьи

. Почему он выглядит именно так, а не иначе? Вот некоторые соображения:

  • Длинное крыло с острыми законцовками позволяет уменьшить концевые вихри, что повышает аэродинамическое качество.
  • V-крыла составляет 3 градуса для увеличения устойчивости модели по крену.
  • Стреловидность по передней кромке увеличивает устойчивость по курсу.
  • Хорда крыла к законцовке уменьшается, и противоштопорные характеристики профиля ухудшаются. Для компенсации этого профиль к законцовкам (NACA2415) толще, чем у корня (NACA2412).
  • Импеллер “на спине” при включении даёт пикирующий момент, а парусность поплавков уменьшает курсовую устойчивость, поэтому хвостовая балка сделана длинной для создания избыточной устойчивости.
  • Длинный нос позволяет задвинуть аккумулятор далеко вперёд для сохранения центровки.
  • Руль направления находится в потоке от импеллера, что позволяет маневрировать на воде без погружного руля.
  • Крыло съёмное, крепится пластиковым болтом М6. Кабина съёмная, на одном магните. Доступ к пространству в центроплане снизу, открывается после снятия крыла.
  • Приёмник и аккумулятор устанавливаются в кабине. Сервомашинки элеронов для простоты не спрятаны в крыло, а торчат, а для защиты от брызг размещены сверху.
  • Из-за децифита пространства в центроплане (низкий “потолок” является частью канала импеллера) сервомашинки РВ и РН установлены “вверх” и торчат в канале по бокам от импеллера.
  • В собранном виде на нижней поверхности самолёта нет отверстий, через которые вода может попасть на приёмник и регулятор.
  • Многие геометрические размеры подобраны так, чтобы упростить работу над чертежами. Например стреловидность передней кромки 14.036 градуса, т.е. каждая следующая нервюра (шаг 6 см) уменьшается на 15мм.

Раскладка деталей на листах бальзы:

Раскладка деталей

Чертежи я делаю без применения каких-либо CAD-систем, поэтому перед началом работы нужно было убедиться, что детали правильно сходятся друг с другом. Для этого была сделана 3D-сборка:
Wasp 3D layout

По 3D сборке был вычислен объём деталей. Он составил 1600 см3. При плотности бальзы 110мг/см3 это даёт вес “дров” 176 г.
Ещё грамм 100 будет весить клей, плёнка и лак. Так что в вес модель укладывается.

25 апреля начаты работы с бальзой. Предвидя проблемы с весом я отобрал самую лёгкую бальзу из своих запасов:
Бальзовые листы
Подготовил инструменты:
Инструменты

Дальше я так увлёкся работой, что совсем забыл фотографировать процесс. Когда опомнился, уже был собран каркас крыла, фюзеляж и каркас одного поплавка.

Сборка каркаса крыла не вызвала вообще никаких трудностей. Детали идеально сошлись без всяких перекосов и отклонений. По первым впечатлениям крыло оказалось сильно меньше ожидаемого. Я привык к двухметровым самолётам.

Каркас поплавка собрался хорошо за исключением несоответствия положений шпангоутов и перемычек на верхней плоскости. Оказалось, что в чертеже была ошибка, которую я не заметил на 3D-сборке. К счастью, это ни на что не влияет.

Центральная и хвостовая секция фюзеляжа собралась хорошо за исключением того, что я забыл заранее вклеить гайку для крепления крыла. Пришлось устанавливать её в уже собранную конструкцию, что было не очень просто. К тому-же при попытке установить сервы РВ и РН они просто провалились сквозь посадочное отверстие. Оказалось, что в чертеже я его сделал по полной ширине сервы, включая крепёжные ушки.

Носовая секция фюзеляжа доставила массу хлопот. Она сделана из цельных листов 3мм бальзы, которые нужно согнуть поперёк волокон. По-хорошему бальзу надо было намочить перед сгибанием, но мне не хотелось ждать просушки. Поэтому я кое как согнул её “всухую”, при этом она в паре мест потрескалась. Потом я понял, что всё равно не смогу вырезать кабину, т.к. она сразу распрямится, и всё-таки пришлось размачивать нос и ждать пока он высохнет, чтобы бальза запомнила форму.

26 апреля:
WASP 3

Довольный я ушёл по делам, предвкушая продолжение работ и обшивку крыла по возвращении. Но вернувшись я понял, что буду не продложать работу, а переделывать. В моё отсутствие до самолёта добрался кот и как следует его погрыз:

Wasp disaster

Один лист с выкройками был безнадёжно испорчен, в крыле сломано 3 лонжерона и несколько нервюр, фюзеляж погрызен. Каким-то образом нападения кота избежал поплавок.

На восстановление было потрачено много времени. Заодно сделал элементы для крепления кабины (пазы и магнит), забытые на чертеже.

Обшивку крыла я начал только вечером. Впервые я использовал для обшивки заранее размеченные заготовки, а не вырезал их по месту.

Заготовки передних кромок тщательно размочены в горячей воде, согнуты и примотаны к крылу бумажным скотчем.

Сгибание бальзы
Wasp 7

27 апреля, после высыхания заготовки сняты и на крыло наклеены остальные части обшивки.
Передние кромки наклеиваются предпоследними (перед законцовками), т.к. при их наклейке можно корректировать перекосы конструкции. При наклеивании передних кромок их внутренняя поверхность закрыта и цианакрилатом туда не добраться, поэтому каркас в этих местах промазывается клеем ППУ, который со временем заполнит объём и всё склеит.

WASP 9

Пока схватывается ППУ, проведены тесты импеллера. Выяснилось, что имеющийся аккумулятор, купленый всего месяц назад и до сих пор отработавший только несколько циклов, не тянет нагрузку даже 10С. При разряде током 20А (полный газ) вместо 1300 мАч отдаёт ёмкость 1100 мАч, время работы 3:40. После отсечки нагревается так, что не взять в руки. При разряде током 10А (половина газа) отдаёт 1160 мАч, время работы 7:20. Нагревается почти так же сильно. И даже при разряде током 2А ощутимо греется! Так что аккумулятор надо менять, а это значит – ждать посылку.

Чтобы прогнать грустные мысли, взялся за законцовки крыла. Их конструкция подразумевает большие объёмы сошкуривания, поэтому в дополнение к фильтру пришлось достать пылесос
К тому-же это довольно трудоёмкий процесс, поэтому после одной законцовки мне это дело надоело и я переключился на хвостовое оперение.

Элементы хвостового оперения в этой модели собраны из двух слоёв бальзы: 3мм вдоль элемента и 1.5мм поперёк. Это даёт достаточную жёсткость при малом весе. С оперением возникли сложности – я забыл положить на выкройки половину деталей для стабилизатора, пришлось их копировать с имеющихся. Провозился до вечера.

WASP 10
Это не тот кот, который ломает самолёты! Это хороший.

Утро 28 апреля. Делать вторую законцовку всё ещё лень, она отложена на вечер. Вместо этого решено доделать рулевые поверхности. С элеронами, РВ и РН не возникло никаких проблем.
А вот с тягой РН пришлось повозиться – надо было найти место для её выхода через спинку самолёта и установить там обтекатель тяги. После тестов для тяги РВ был добавлен боуден, чтобы не болталась.
WASP 12

WASP 13

Потом настала очередь обшивки поплавков.

WASP 11

Благодаря разметке по 3D-модели обшивка идеально легла на место. На эту часть работы ушло удивительно мало времени. Ближе к вечеру, когда все остальные дела уже были сделаны, пришлось доделать оставшуюся законцовку.

Состояние на вечер 28 апреля:

WASP 15

Самолёт уже почти готов. Осталось зашкурить, обтянуть плёнкой, покрыть лаком и придумать метод крепления поплавков. Тут навалились дела и следующий день самолёт лежал без движения.

30 апреля. Обтяжку модели начал только во второй половине дня. С кривыми поверхностями поплавков возникли проблемы: никак не удавалось их ровно подогнать. В результате их обтяжка не очень красивая.

WASP 16

Крыло обтянулось хорошо и без перекосов. После обтяжки киля при попытке вклеить петли цианакрилат затёк внутрь и попортил краску на плёнке. Пришлось оставить как есть, а в дальнейшем проявлять осторожность.

WASP 17

1 мая. День весны и труда был отмечен почти полным завершением работ над самолётом.
Покрыл лаком поплавки и завершил обтяжку модели плёнкой. После окончательной сборки вес модели составил 610 г. На ночь оставил сохнуть кожух для импеллера, и на этом сборка модели будет полностью завершена.

WASP 18

2 мая.
Обшил обтекатель импеллера.

WASP 19

На этом строительство завершено.

WASP 20

WASP 21

Выводы:
Как и было запланировано, самолёт был построен с нуля (включая проектирование и чертежи) за 2 недели. Оценка полётного веса оказалась неверна. Модель получилась на 20 грамм тяжелее.

Список ошибок в чертежах, выявленный на этапе строительства:

К сожалению, облёт модели откладывается на неопределённый срок из-за отсутствия пригодного аккумулятора.

§

24 апреля

(через 5 дней после начала) завершены работы над чертежами. Вот результат:

Делаем авиамодели из потолочной плитки своими руками

Здесь самолёт немного отличается от эскиза из

прошлой статьи

. Почему он выглядит именно так, а не иначе? Вот некоторые соображения:

  • Длинное крыло с острыми законцовками позволяет уменьшить концевые вихри, что повышает аэродинамическое качество.
  • V-крыла составляет 3 градуса для увеличения устойчивости модели по крену.
  • Стреловидность по передней кромке увеличивает устойчивость по курсу.
  • Хорда крыла к законцовке уменьшается, и противоштопорные характеристики профиля ухудшаются. Для компенсации этого профиль к законцовкам (NACA2415) толще, чем у корня (NACA2412).
  • Импеллер “на спине” при включении даёт пикирующий момент, а парусность поплавков уменьшает курсовую устойчивость, поэтому хвостовая балка сделана длинной для создания избыточной устойчивости.
  • Длинный нос позволяет задвинуть аккумулятор далеко вперёд для сохранения центровки.
  • Руль направления находится в потоке от импеллера, что позволяет маневрировать на воде без погружного руля.
  • Крыло съёмное, крепится пластиковым болтом М6. Кабина съёмная, на одном магните. Доступ к пространству в центроплане снизу, открывается после снятия крыла.
  • Приёмник и аккумулятор устанавливаются в кабине. Сервомашинки элеронов для простоты не спрятаны в крыло, а торчат, а для защиты от брызг размещены сверху.
  • Из-за децифита пространства в центроплане (низкий “потолок” является частью канала импеллера) сервомашинки РВ и РН установлены “вверх” и торчат в канале по бокам от импеллера.
  • В собранном виде на нижней поверхности самолёта нет отверстий, через которые вода может попасть на приёмник и регулятор.
  • Многие геометрические размеры подобраны так, чтобы упростить работу над чертежами. Например стреловидность передней кромки 14.036 градуса, т.е. каждая следующая нервюра (шаг 6 см) уменьшается на 15мм.

Раскладка деталей на листах бальзы:

Раскладка деталей

Чертежи я делаю без применения каких-либо CAD-систем, поэтому перед началом работы нужно было убедиться, что детали правильно сходятся друг с другом. Для этого была сделана 3D-сборка:
Wasp 3D layout

По 3D сборке был вычислен объём деталей. Он составил 1600 см3. При плотности бальзы 110мг/см3 это даёт вес “дров” 176 г.
Ещё грамм 100 будет весить клей, плёнка и лак. Так что в вес модель укладывается.

25 апреля начаты работы с бальзой. Предвидя проблемы с весом я отобрал самую лёгкую бальзу из своих запасов:
Бальзовые листы
Подготовил инструменты:
Инструменты

Дальше я так увлёкся работой, что совсем забыл фотографировать процесс. Когда опомнился, уже был собран каркас крыла, фюзеляж и каркас одного поплавка.

Сборка каркаса крыла не вызвала вообще никаких трудностей. Детали идеально сошлись без всяких перекосов и отклонений. По первым впечатлениям крыло оказалось сильно меньше ожидаемого. Я привык к двухметровым самолётам.

Каркас поплавка собрался хорошо за исключением несоответствия положений шпангоутов и перемычек на верхней плоскости. Оказалось, что в чертеже была ошибка, которую я не заметил на 3D-сборке. К счастью, это ни на что не влияет.

Центральная и хвостовая секция фюзеляжа собралась хорошо за исключением того, что я забыл заранее вклеить гайку для крепления крыла. Пришлось устанавливать её в уже собранную конструкцию, что было не очень просто. К тому-же при попытке установить сервы РВ и РН они просто провалились сквозь посадочное отверстие. Оказалось, что в чертеже я его сделал по полной ширине сервы, включая крепёжные ушки.

Носовая секция фюзеляжа доставила массу хлопот. Она сделана из цельных листов 3мм бальзы, которые нужно согнуть поперёк волокон. По-хорошему бальзу надо было намочить перед сгибанием, но мне не хотелось ждать просушки. Поэтому я кое как согнул её “всухую”, при этом она в паре мест потрескалась. Потом я понял, что всё равно не смогу вырезать кабину, т.к. она сразу распрямится, и всё-таки пришлось размачивать нос и ждать пока он высохнет, чтобы бальза запомнила форму.

26 апреля:
WASP 3

Довольный я ушёл по делам, предвкушая продолжение работ и обшивку крыла по возвращении. Но вернувшись я понял, что буду не продложать работу, а переделывать. В моё отсутствие до самолёта добрался кот и как следует его погрыз:

Wasp disaster

Один лист с выкройками был безнадёжно испорчен, в крыле сломано 3 лонжерона и несколько нервюр, фюзеляж погрызен. Каким-то образом нападения кота избежал поплавок.

На восстановление было потрачено много времени. Заодно сделал элементы для крепления кабины (пазы и магнит), забытые на чертеже.

Обшивку крыла я начал только вечером. Впервые я использовал для обшивки заранее размеченные заготовки, а не вырезал их по месту.

Заготовки передних кромок тщательно размочены в горячей воде, согнуты и примотаны к крылу бумажным скотчем.

Сгибание бальзы
Wasp 7

27 апреля, после высыхания заготовки сняты и на крыло наклеены остальные части обшивки.
Передние кромки наклеиваются предпоследними (перед законцовками), т.к. при их наклейке можно корректировать перекосы конструкции. При наклеивании передних кромок их внутренняя поверхность закрыта и цианакрилатом туда не добраться, поэтому каркас в этих местах промазывается клеем ППУ, который со временем заполнит объём и всё склеит.

WASP 9

Пока схватывается ППУ, проведены тесты импеллера. Выяснилось, что имеющийся аккумулятор, купленый всего месяц назад и до сих пор отработавший только несколько циклов, не тянет нагрузку даже 10С. При разряде током 20А (полный газ) вместо 1300 мАч отдаёт ёмкость 1100 мАч, время работы 3:40. После отсечки нагревается так, что не взять в руки. При разряде током 10А (половина газа) отдаёт 1160 мАч, время работы 7:20. Нагревается почти так же сильно. И даже при разряде током 2А ощутимо греется! Так что аккумулятор надо менять, а это значит – ждать посылку.

Чтобы прогнать грустные мысли, взялся за законцовки крыла. Их конструкция подразумевает большие объёмы сошкуривания, поэтому в дополнение к фильтру пришлось достать пылесос
К тому-же это довольно трудоёмкий процесс, поэтому после одной законцовки мне это дело надоело и я переключился на хвостовое оперение.

Элементы хвостового оперения в этой модели собраны из двух слоёв бальзы: 3мм вдоль элемента и 1.5мм поперёк. Это даёт достаточную жёсткость при малом весе. С оперением возникли сложности – я забыл положить на выкройки половину деталей для стабилизатора, пришлось их копировать с имеющихся. Провозился до вечера.

WASP 10
Это не тот кот, который ломает самолёты! Это хороший.

Утро 28 апреля. Делать вторую законцовку всё ещё лень, она отложена на вечер. Вместо этого решено доделать рулевые поверхности. С элеронами, РВ и РН не возникло никаких проблем.
А вот с тягой РН пришлось повозиться – надо было найти место для её выхода через спинку самолёта и установить там обтекатель тяги. После тестов для тяги РВ был добавлен боуден, чтобы не болталась.
WASP 12

WASP 13

Потом настала очередь обшивки поплавков.

WASP 11

Благодаря разметке по 3D-модели обшивка идеально легла на место. На эту часть работы ушло удивительно мало времени. Ближе к вечеру, когда все остальные дела уже были сделаны, пришлось доделать оставшуюся законцовку.

Состояние на вечер 28 апреля:

WASP 15

Самолёт уже почти готов. Осталось зашкурить, обтянуть плёнкой, покрыть лаком и придумать метод крепления поплавков. Тут навалились дела и следующий день самолёт лежал без движения.

30 апреля. Обтяжку модели начал только во второй половине дня. С кривыми поверхностями поплавков возникли проблемы: никак не удавалось их ровно подогнать. В результате их обтяжка не очень красивая.

WASP 16

Крыло обтянулось хорошо и без перекосов. После обтяжки киля при попытке вклеить петли цианакрилат затёк внутрь и попортил краску на плёнке. Пришлось оставить как есть, а в дальнейшем проявлять осторожность.

WASP 17

1 мая. День весны и труда был отмечен почти полным завершением работ над самолётом.
Покрыл лаком поплавки и завершил обтяжку модели плёнкой. После окончательной сборки вес модели составил 610 г. На ночь оставил сохнуть кожух для импеллера, и на этом сборка модели будет полностью завершена.

WASP 18

2 мая.
Обшил обтекатель импеллера.

WASP 19

На этом строительство завершено.

WASP 20

WASP 21

Выводы:
Как и было запланировано, самолёт был построен с нуля (включая проектирование и чертежи) за 2 недели. Оценка полётного веса оказалась неверна. Модель получилась на 20 грамм тяжелее.

Список ошибок в чертежах, выявленный на этапе строительства:

К сожалению, облёт модели откладывается на неопределённый срок из-за отсутствия пригодного аккумулятора.

Радиоуправляемый самолет из потолочки

Данная модель считается одной из самых легких в управлении, поэтому подходит для начинающего моделиста-летчика и может использоваться как тренер, то есть как первая модель для летных тренировок.

Для изготовления модели самолета необходимы такие материалы:
• Ровная потолочная плитка или подложка под ламинат, толщиной 3-5 мм.
• Клей для потолочки, это Титан или любой его аналог, одноразовый шприц на 5-10 мл.
• Скотч разных цветов, клей для бумаги.
• Отрезок тонкой но жесткой проволоки, например струна пианино, проволока для сварочного полуавтомата, диаметр Д=0.8-1мм.
• Ровное основание для работы ножом, например лист оргстекла, доска ламината.

Необходимые запчасти:
• Приемник и передатчик на 4 команды или более.
• Мотор электрический для самолета на 1100обвольт или более.
• Сервомашинки по 5-9 грам 4 шт.
• Аккумулятор LiPo на 12 вольт 1000-2000 мАч. 1 шт.
• Пропеллер размером 8040-9060.

Необходимые инструменты:
• Нож моделиста или канцелярский с запасными лезвиями.
• Линейка металлическая 50-100 см.
• Наждачная бумага, наждачный брусок (камень).

Пункт 1. Подготовка к работе.
Для начала надо найти в интернете, либо взять здесь (
easy_cessna_182.zip

[34.52 Kb] (скачиваний: 5541)

) чертежи самой модели самолета, затем распечатать их на принтере в формате листа А4.

Полученные распечатки разложить на ровной поверхности в соответствии с порядковыми номерами, в результате должны получиться связанное изображения готовых элементов самолета.

Теперь надо склеить необходимые листы воедино. Для правильного склеивания листов, чтобы не нарушить размеры и геометрию будущего самолета, надо отрезать лишние края на каждом листе чертежа, для удобства определения линий отреза по углам нарисованы специальные крестики границы, осталось только определиться какую сторону будем подрезать, соединяем линией два угловых креста и получаем линию для отрезания.

После удаления ножницами лишних сторон, соединяем полученные фрагменты чертежа вместе, оцениваем как все хорошо стыкуется, после чего можно наносить клей на не отрезанные края листа и произвести склейку.

Стыки должны совпадать очень точно.

Таким образом склеиваем все раздробленные элементы чертежа. В результате должно получится семь склеенных и два одиночных листа (для чертежа Cessna182).

Пункт 2. Вырезание заготовок.

Теперь можно выкладывать “бутерброд” из подложки и чертежа. Для удобства удержания листа на подложке, его надо просто немного приклеить клеем карандашом. За время дальнейших манипуляций он не успеет полностью высохнуть и поэтому бумага (трафарет) с готовой детали будет легко удаляться, совершенно не повреждаясь для повторного использования.

Далее можно поступать разными способами, кому как больше понравится.

Если деталь простая, с большим количеством прямых линий, то достаточно наметить проколами иглы все углы детали, затем снять бумагу трафарета и накладывая линейку от точки прокола до другой точки, произвести прорезь острием ножа, затем перекладываем линейку на следующие точки и так далее пока не завершите полное вырезание детали.

Если деталь сложной формы, с округлыми сторонами, то можно сразу резать по трафарету и полностью вырезать заготовку.

Таким образом вырезаются все детали модели самолета. Если вы делаете свою первую модель, то надо раскладывать или помечать каждую из деталей, чтобы легко определять по чертежу ее назначение.

Пункт 3. Склейка корпуса самолета, сборка.
Можно начать с склейки двойных перегородок, то есть состоящих из нескольких одинаковых деталей склеенных между собой для дополнительной прочности.
Как например эта перегородки фюзеляжа.

Клей будем использовать Титан, как самый доступный для большинства начинающих моделистов, а для нанесения клея удобно использовать шприц без иглы, наполняем его клеем и используем как удобный дозатор.

Вырезанные детали не всегда достаточно ровные, это можно легко исправить с помощью наждачной бумаги.

Теперь берем одну боковину фюзеляжа, ложем ее правильной стороной на стол, чтобы ламинированная сторона оказалась наружу самолета. Вырезаем все стыковочные и монтажные отверстия в боковине, затем подкладываем вторую половину и копируем такие же отверстия на неё.

Берем переднюю перегородку отсека, наносим клей на приклеиваемую сторону заготовки и прижимаем её на свое место установки, немного подвигаем заготовку в разные стороны, чтобы клей хорошо размазался и опять разъединяем заготовки для подсыхания клея 10-30сек. (для ускорения можно помахать, подуть), затем снова соединяем детали и прижимаем с усилием на 5-10 сек.

Теперь можно отпускать и заниматься другими заготовками, периодически проверяя как клеится первая заготовка и при необходимости прижимать ее еще.

В процессе построения самолета важно вовремя отслеживать такие вещи, как размер вашего аккумулятора (он может быть больше запланированного в чертеже) и соответственно самостоятельно скорректировать при необходимости размеры отсека, постоянно проверять перпендикулярность склеиваемых деталей, делать это угольником или линейкой.

Так поэтапно собираются все перегородки передней, средней и задней части фюзеляжа.

Когда установлены все перегородки, можно приклеивать вторую боковину фюзеляжа.

Доделываем морду и крепление под мотораму.

Устанавливаем верхнюю часть фюзеляжа с прорезью под хвост (руль направления).

Склеиваем заготовки хвоста, сразу закладываем арматуру из армированного скотча для крепления руля направления и зубочистки для жесткости.

Зажимаем склейку доской и струбцинами для ровного склеивания.

Как результат, все ровное и зубочистки не выделяются.

Вклеиваем хвост на свое место.

Всегда проверяем и выдерживаем строгую вертикаль.

Склеиваем детали руля высоты, внутрь также закладываем бамбуковую шпажку и скотч для крепления руля, скотч перфорируем отверстиями для лучшего склеивания половинок потолочки.

Также сжимаем доской и струбцинами до полного высыхания клея, примерно на сутки.

Стачиваем кромки под углом 45 градусов, чтобы при наклонах плоскостей они не упирались друг в друга, это удобно делать простым камнем бруском или наждачной бумагой.

Делаем крыло, размечаем на крыле линии для приклеивания элементов жесткости, неврюры, лонжероны.

Деревянную ось (лонжерон) обычно делают из деревянной линейки 50 см., при наличии циркулярной пилы можно просто распустить доску на дранку и затем подрезать ее до нужных размеров.

Сперва приклеиваем рейку лонжерона.

Посередине стык усиливаем еще двумя маленькими рейками.

Затем вклеиваем пенопластовые неврюры.

Для приклеивания верхней плоскости крыла, материал потолочки или подложки необходимо подготовить, прокатать на куске трубы, чтобы задать предварительный изгиб нужной формы, после чего можно нанести клей на все контактирующие элементы и произвести окончательную склейку. Фиксацию крыла на время схватывания клея можно применять любую из доступных, груз, прищепки, скотч.

Небольшие вмятины поле прищепок можно зашкурить наждачной бумагой.

В центральной части крыла закрываем полости, вклеиваем вставки.

После полного высыхания клея, размечаем элероны, дополнительно ориентируемся смотря на просвет, чтобы не попасть на перегородку.

Прорезаем резаком с обоих сторон, вынимаем готовый элерон.

Все открывшиеся полости заклеиваем полосками плитки.

Готовые элероны можно сразу приклеить с помощью армированного скотча или оставить на потом, до основного обтягивания всей модели скотчем.

Перед крыла можно также усилить армированным скотчем.

Теперь можно обтянуть всю модель скотчем, это не только для красоты, а в большей степени для придания крепости, теперь модель будет способна выдерживать небольшие падения и удары.

Приглаживаем скотч теплым утюгом, это процедура окончательно припечет его к пенопласту, но для первой модели это не обязательно.

Для установки крыла руля высоты, необходимо сделать прорезь в теле и просунуть крыло на место.

Устанавливаем сервомашинки на крыло. Для этого прикладываем и обводим их маркером, затем вырезаем посадочное место. Протягиваем провода и на двухсторонний скотч крепим сервы на место. Напротив, на элероны устанавливаются кабанчики и соединяются с сервами жесткой проволокой.

Провода можно протянуть с помощью самодельного крючка из проволоки.

Далее устанавливаем две сервомашинки в фюзеляж самолета, для руля высоты и руля направления.
Для крепления надо использовать двухсторонний скотч, который наклеивается на все контактные стороны сервы. Затем устанавливаем их на место и дополнительно приклеиваем еще опорные стенки. Из жесткой проволоки прокладываем тяги до рулей.

Осталось сделать мотораму для крепления мотора. Ее можно делать из различного материала, фанеры, пластика, алюминия, пенопласта и др. У меня был пенопласт от плиты утеплителя, осталось склеить два таких куска и придать нужную форму.

На стороне крепления мотора приклеиваем тонкую фанеру, в нее будут закручиваться болты крепления мотора.

Моторама приклеивается на свое место.

В передней части фюзеляжа прячется драйвер мотора, провода выводятся наружу через окно вентиляции и соединяются с проводами мотора.

Затем, после проверки направления вращения, можно надеть обтекатель на место и закрепить скотчем.

Вид снизу

Место установки крыла надо усилить приклейкой тонкой дранки или фанеры. Здесь же ставится приемник и собираются вместе все провода от всей электроники.

Осталось приклеить днище фюзеляжу и прорезать лючок для установки аккумулятора.

Общий снаряженный вес получившейся модели 450-600 грам.

Для начальных полетов устанавливать колеса не рекомендуется и посадки учиться совершать на брюхо в высокую траву, а взлеты делать с руки, броском.

Можно приступать к облетам

Смотрите про коптеры:  Как выбрать радиоуправляемую модель машины
Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий