Бывшая «дочка» «Ростеха» планирует запустить в Свердловской области пилотный проект по доставке посылок «Почты России» беспилотниками. Похожие испытания неоднократно проводились в мире, но масштабных коммерческих проектов пока нет
Уральский авиазавод подготовил проект по доставке почтовых отправлений беспилотниками
GETTY IMAGES / WIRED
К сожалению, Amazon закрывает свой британский проект по доставке товаров дронами — компания массово увольняет и переводит сотрудников. Всё сгубили плохие менеджеры, которые ничего не знали о Prime Air и не умели работать с технарями. В итоге мы остались без ещё одних многообещающих дронов-доставщиков. В этом лонгриде — история проекта и ключевые ошибки, которые привели к его закрытию. Например, те же менеджеры, оторванные от реальности, организованный хаос в команде и постоянные увольнения.
Кстати, сейчас я с Amazon разыгрываю 3 гранта по $5000 на использование серверов AWS. Amazon Web Services пользуются миллионы компаний для своих облачных процессов, хостинга сайтов и хранения данных. Среди подавших заявки я выберу 10-20 стартапов и опубликую статью с их питчами. Победителей выберет независимое жюри — читатели. Если у вас уже есть MVP, скорее подавайте заявку за пару минут. Подробности о гранте и много интересного про технологии и стартапы — в моём телеграм-канале Not Boring Tech.
Крупнейшая в мире розничная сеть Walmart расширит доставку дронами в шести штатах США, сообщает CNBC. Теперь еще больше клиентов смогут получить заказ в течение получаса.
Ретейлер расширяет сотрудничество с оператором DroneUp, что позволит охватить до 4 млн домохозяйств. Доставка по воздуху будет осуществляться из 37 магазинов, 34 из которых принадлежат DroneUp.
Пока Walmart предлагает доставку дронами только на северо-западе Арканзаса и в Северной Каролине — из нескольких магазинов недалеко от штаб-квартиры.
В 2019 году компания заключила сделки с тремя операторами — Flytrex, Zipline и DroneUp, — запустив пилотный проект по доставке клиентам продуктов питания, предметов первой необходимости и домашних тестов на COVID-19. Условия сделки Walmart не раскрывала.
Клиенты, попадающие в зону доставки дронами, могут заказать любой товар в период с 8:00 до 20:00. Стоимость доставки составляет $3,99, а вес заказа не должен превышать 4,5 кг. Заказ комплектуется, упаковывается и загружается в магазине, а сертифицированный пилот дистанционно доставляет его во двор покупателя, опуская на тросе.
«Расширение сети позволит Walmart доставлять более 1 миллиона заказов с использованием дронов в год», — отметил в своем блоге старший вице-президент по инновациям и автоматизации Walmart Дэвид Гуггина.
Американская компания Air Methods создаст в США линию доставки медикаментов, в которой будут работать дроны Wingcopter 198. Пилотный проект стартует осенью в самом большом городе штата Канзас — Хатчинсоне. Дроны позволяют доставлять хрупкие грузы по бездорожью, в отдаленные районы и не застревают в пробках. Это делает их привлекательными для доставки медикаментов. В Швейцарии и США почтовые квадрокоптеры уже возят пробы биологического материала и лекарства, а в Руанде — кровь для переливания. Wingcopter уже несколько лет разрабатывает дроны-доставщики. В апреле компания представила модель Wingcopter 198. Этот дрон выполнен по схеме смешанного конвертоплана: у него есть крыло и восемь винтов двух типов. По краям — фиксированные для вертикального взлета и посадки, а ближе к центру фюзеляжа — поворотные. Они подходят как для горизонтального, так и для вертикального полета. Wingcopter 198 способен перевозить сразу три посылки и спускать каждую из них точно в руки получателю. На него также можно установить один или два контейнера, если нужно доставить грузы большего размера. Максимальный общий вес полезной нагрузки дрона — шесть килограмм с одним большим контейнером и пять килограмм с тремя маленькими. Без груза он пролетает 110 километров, а полностью загруженным — 75. В горизонтальном полете Wingcopter 198 способен разгоняться до 150 километров в час. Air Methods, которая занимается доставкой медицинских препаратов и оборудования в американские больницы, 3 августа объявила о создании линии доставки медикаментов с дронами Wingcopter 198. Пилотный проект стартует этой осенью в канзасском городе Хатчинсон. В случае успеха в Канзасе, компания развернет доставку по всей стране, используя свои существующие базы. Их у нее более 300 в 48 штатах, преимущественно в сельской местности. Дроны могут доставлять не только медикаменты, но и еду. Ранее мы писали про гексакоптер-конвертоплан Uber, который будет возить еду из ресторанов в точки сбора.
В конце октября 2023 года Google запустила доставку дронами Техас. Для этого проекта «дочка» Google начала сотрудничать с сетью аптек Walgreens.
Прежде компания Wing доставляла товары в основном в некоторых районах Австралии и в небольших городах США, где землепользование менее плотное и сложное. Беспилотники доставляют такие товары, как еда на вынос, кофе и лекарства на различные адреса, но теперь устройства Wing будут обслуживать крупный мегаполис, используя парковку магазина Walgreens в районе Даллас-Форт-Уэрт, чтобы обслуживать районы города Фриско и Литтл Элм, доставляя товары прямо в дома клиентов.
Google запустила доставку дронами в Техасе
Компания Wing будет размещать беспилотные летательные аппараты в местах розничной торговли, готовые к полетам прямо к клиентам. Самолеты будут прибывать в небольших контейнерах, которые будут служить крошечными ангарами, что позволит каждому магазину быстро и легко развернуть небольшой выделенный флот со своей парковки, будь то на крыше или в небольших помещениях, прилегающих к самим зданиям.
Когда эта модель будет запущена, Walgreens станет первой розничной компанией в США, использующей этот новый подход доставки. Сотрудники Walgreens будут обрабатывать заказы и загружать посылки на дроны, а компания Wing будет следить за работой службы доставки. В дополнение к магазину Walgreens компания Wing объединилась с Hillwood для подготовки отдельного пункта доставки дронами на территории станции Фриско, городского многофункционального комплекса. В рамках подготовки к запуску данного проекта по доставки, обе компании с июня 2023 года проводили тестовые полеты в летно-испытательном центре Alliance Texas Flight Test Center компании Hillwood, это некий испытательный центр для беспилотников в Форт-Уэрте.
Wildberries начал проводить тестовые полеты беспилотного летающего транспорта. Использование дронов позволит усилить новые эко-инициативы компании, о которых Wildberries объявил в октябре, 2023 г. , а также осуществлять доставку в труднодоступные регионы страны.
- Ранее сообщалось, что Visa сняла претензии к Wildberries. Wildberries узнал, какие скидки готовы дать селлеры на ноябрьских распродажах.
- Как минимум одно из основных его подразделений
- О беспилотном сервисе
- Лучшие разработчики
- Достижения компаний
- Какие перспективы?
- Дроны
- Wing Aviation
- Uber Technologies
- UPS & Matternet
- Суть проекта
- Участники
- Инвестиции
- Кто еще
- Увольнения и разруха в команде
- Не сбывшиеся обещания
- Вся работа команды — анализ данных
- Менеджеры уходили и приходили
- Попытки инженеров сделать что-то беспрецедентное
- Изменения параметров без объяснений
- Потеря рабочих мест
- Будущее проекта
- В Москве выбирают зоны тестирования дронов – доставщиков грузов
Wildberries
Wildberries изучает использование дронов для доставки товаров. Испытания начались в октябре в Московской области, продолжатся в Татарстане совместно с «Иннополисом».
Дроны — беспилотные летательные аппараты, с помощью которых можно осуществлять транспортировку малогабаритных грузов. Приоритетным направлением их использования может стать доставка товаров в труднодоступные регионы России.
«Россия — страна очень большая, при этом часть населенных пунктов являются крайне труднодоступными из-за сложных условий доставки. Поэтому мы начали изучать применение дронов для доставки заказов. Кроме того, дроны интересны нам и с точки зрения реализации наших новых эко-инициатив, о которых мы объявили в октябре», — рассказали в пресс-службе Wildberries.
Беспилотные летательные аппараты работают как на бензиновом двигателе, так и с помощью перезаряжаемого аккумулятора, в зависимости от модели дрона. Дальность их полета достигает 300 км. Максимальная полезная нагрузка может составлять около 200 кг.
Как отмечают в Wildberries, одно из важных преимуществ дронов, работающих от аккумуляторов — экологичность. Их использование позволяет сократить углеродный след в отличие от транспорта, работающего на сгораемом топливе. Кроме того, при доставке дронами уменьшается и объем упаковки, который используется при транспортировке товара на большие расстояния.
Ранее сообщалось, что Visa сняла претензии к Wildberries. Wildberries узнал, какие скидки готовы дать селлеры на ноябрьских распродажах.
Wildberries – крупнейший онлайн-ритейлер России, работающий на рынке 17 лет. Геогра.
Самое интересное в обзорах
Известный во всём мире маркетплейс Amazon анонсировал начало доставки товаров беспилотниками в калифорнийском городке Локфорд. Компания не первый год тестирует БПЛА и теперь ожидает «зелёного света» от Федерального управления гражданской авиации (FAA) США для начала реализации коммерческого проекта.
Источник изображения: Amazon
Компания обещает организовать авиационную доставку уже почти десять лет, но пока в ходе тестирования её система демонстрировала ряд недостатков — включая многочисленные крушения мини-дронов. Тем не менее, теперь представители маркетплейса вполне уверены в успехе предприятия. До конца этого года жители Локфорда смогут получать посылки с товарами — по данным Amazon, каталог доступных для доставки товаров насчитывает тысячи вариантов. Вероятнее всего, речь идёт о не слишком тяжёлых грузах весом не более пары килограммов.
В Amazon сообщают, что компания совершенствует систему обхода препятствий и работает над тем, чтобы операторы могли управлять беспилотниками вне зоны прямой видимости. При этом доставка дронами в США должна получить одобрение FAA — Amazon уже получила сертификаты на предоставление коммерческих сервисов по доставке грузов наряду с принадлежащей Alphabet компанией Wing и UPS. В дальнейшем FAA должна подтвердить, что операции в Локфорде соответствуют требованиям Закона о национальной политике в области охраны окружающей среды.
Бывший глава Amazon Джефф Безос (Jeff Bezos) анонсировал доставки беспилотниками ещё в 2013 году, в 2019 году компания провела редизайн беспилотника Prime Air с вертикальным взлётом, но проект так и не был реализован. В последние годы программу преследовали неудачи. Так, только за четыре месяца экспериментов с доставками в городке Пендлтон (Орегон, США) случилось пять крушений. Бывшие сотрудники сообщали прессе, что программу пытаются реализовать форсированными темпами, а тех, кто поднимал вопросы о безопасности эксплуатации, просто увольняли.
Предполагалось, что дроны совершат настоящую революцию в сфере доставки товаров в городах — компании вроде Amazon, Wing или Walmart обещают наладить соответствующие масштабные сервисы в ближайшем будущем. Вместо этого пока технология тестируется в небольших провинциальных локациях, где управление БПЛА не представляет большой сложности.
Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Самые обсуждаемые публикации
Первая коммерческая доставка при помощи дрона была осуществлена в Израиле 10 октября в рамках третьей фазы Израильской общенациональной инициативы — пилотного проекта по развитию сети беспилотников в городской среде. Об этом сообщила в понедельник в беседе с корр. ТАСС представитель Управления по инновациям Израиля Даниэлла Партем во время презентации центра управления беспилотниками в Тель-Авиве для иностранных журналистов.
«Могу сказать, что 10 октября мы осуществили первую коммерческую доставку при помощи дрона на территории Израиля. Клиенту было доставлено мороженое», — сказала она. По словам Даниэллы Партем, «очень близок тот день, когда мы сможем заказывать еду, лекарства, различные товары, которые будут доставлять дроны». «Мы развиваем этот проект уже два года, и наша цель состоит в создании общенациональной сети доставки при помощи дронов в Израиле, которая будет использоваться людьми в повседневной жизни, а потому будет выгодна в экономическом плане. Через несколько лет появится целая система из тысяч дронов, летающих над нашими головами в городских районах», — продолжила она.
Даниэлла Партем отметила, что «общенациональная система управления дронами в Израиле должна позволить безопасно разделить доступное воздушное пространство, избегая столкновений и инцидентов между аппаратами». «На каждом этапе мы создаем все более продвинутую систему как с точки зрения технологий, так и с точки зрения удобства потребителей», — добавила она.
Первые полеты дронов над городскими районами в Израиле в рамках Израильской общенациональной инициативы состоялись в январе 2023 года, сообщило Управление по инновациям в пресс-релизе. Неделю назад стартовала третья фаза проекта, в которой принимают участие пять компаний, эксплуатирующих автономные дроны. Пилотный проект на этот раз охватывает ряд южных и северных районов Тель-Авива, а также израильские города Герцлия и Хадера, параллельно осуществляются тестовые полеты дронов в Бразилии под контролем центра управления в Израиле.
Всего у пилотного проекта будет восемь фаз, их планируется завершить в течение двух лет, указали в Управлении по инновациям Израиля, отметив, что развитие общенациональной системы дронов для доставки товаров происходит в рамках государственно-частного партнерства. На нынешней фазе в рамках пилота дронами осуществляются в тестовом режиме доставки суши и мороженого из ресторанов в нескольких выделенных районах, а также лекарств.
Экспериментальный правовой режим, позволяющий тестировать доставку больших грузов беспилотными летательными аппаратами, начнет действовать в Томской области после согласования правительства. Томские власти надеются, что кабмин утвердит режим в феврале.
Напомним, в 2018 году в Томской области стартовал федеральный проект «Тайга», направленный на создание в регионе опытного района доставки грузов с использованием беспилотников. В рамках проекта планируется создание сервисно-транспортной компании для развития беспилотной авиации в отдаленных и труднодоступных районах области.
Первый эксперимент по использованию беспилотника состоялся в конце 2020 года. Тогда дрон доставил груз с медикаментами из Колпашево в Чажемто. В региональной администрации говорили, что с 2023 года в Томской области начнет действовать экспериментальный правовой режим, позволяющий протестировать доставку больших грузов массой до 500 килограммов беспилотными летательными аппаратами. Власти рассчитывали запустить полноценную доставку в 2023 году. Регион подготовил дорожную карту проекта и для активации режима отправил ее на согласование правительству. Проект отправили на межведомственные согласования. Запустить режим в регионе планировали до конца года.
Замгубернатора Андрей Антонов сообщил журналистам, что экспериментальный правовой режим в регионе пока не запущен, проект еще находится на согласовании в кабмине.
«Проект экспериментально-правового режима был внесен в правительство, в конце прошлого года правительство получило замечания от Минпромторга незначительные и от Федеральной службы безопасности. Все замечания устранены, сейчас документ повторно в рамках аппарата правительства пошел на согласование», — сообщил Андрей Антонов.
Он добавил, что режим будет запущен после утверждения правительством. Власти надеются, что произойдет это в конце февраля.
«Ориентировочно в 20-х числах февраля должно выйти распоряжение премьер-министра об утверждении экспериментально-правового режима, после этого как раз начнутся все активности. Пока все работают в этом направлении, продолжается формирование систем связи, мы показали, что мы можем, но действовать сможем после внедрения экспериментального правового режима. Надеемся, что февраль — крайний срок», — отметил Антонов.
В прошлом году в регионе прошел демонстрационный запуск беспилотников с грузами, чтобы проверить готовность к старту в Томской области экспериментально-правового режима для применения грузовых беспилотных летательных аппаратов. Присутствовали на нем замминистра экономразвития России Владислав Федулов и глава Росавиации Александр Нерадько. Федулов отмечал, что эксперимент по запуску большегрузных дронов в Томской области станет новым этапом в развитии отечественной логистики.
«Будущее авиации»: систему запуска дронов с грузами протестировали в Томской области
Как минимум одно из основных его подразделений
Проект Amazon по доставке товаров дронами был представлен в далёком 2013 году, зародившись, соответственно, раньше. Он до сих пор не реализован в коммерческом масштабе, и сейчас у проекта большие проблемы.
Источник опубликовал большую статью касательно проекта Amazon Prime Air, назвав её «медленным крахом мечты Amazon».
«Оторванным от реальности», «рушившимся изнутри», «дисфункциональным» и «напоминающим хаос» называют проект люди, работавшие там в последние годы. Также они говорят о том, что руководство проекта было оторвано от реальности и совершенно не знало о его сути. Всё это касается британского подразделения проекта, и нельзя однозначно утверждать, что аналогичная ситуация происходит в других подразделениях. Однако проблема сохраняется уже несколько лет, так что тут нужно понимать, что проект в целом явно нездоров, если одно из основных его подразделений работает настолько плохо.
Источники говорят, что первые проблемы в Prime Air появились в 2019 году на фоне постоянных перестановок менеджеров и сотрудников. В частности, один из бывших сотрудников рассказал, что в течение всего одного месяца у него сменилось трое руководителей. При этом эти самые руководители зачастую были либо совершенно новыми людьми в проекте, либо пришли из других подразделений Amazon и вообще ничего не знали о Prime Air, из-за чего не могли ни нормально руководить проектом, ни даже помочь в решении каких-то проблем.
Единственным контактом британского подразделения с американским был некий топ-менеджер из США, который появлялся раз в несколько месяцев, угощал сотрудников пиццей и говорил удвоить усилия.
В феврале 2020 года вся британская команда, занимавшаяся анализом данных о людях и животных, получаемых с камер и датчиков дронов, была расформирована и распределена по другим группам. А уже спустя три месяца такую группу создали заново.
Также сотрудники жаловались на постоянно менявшиеся требования. К примеру, в один момент пришла команда не идентифицировать людей, стоящих в домах за окнами, а позже потребовали обратное.
Пока всё это происходило, инженеры пытались сделать нечто беспрецедентное. В то время как другие компании, производящие дроны, стремятся сбрасывать посылки с высоты нескольких метров или даже выше, используя парашюты, инженерам Amazon пришлось придумать, как заставить беспилотники приземляться за пределами домов и отпускать посылки над самой землей.
Создание такой системы было сложной инженерной задачей. По словам Андреаса Раптопулоса, генерального директора компании по производству дронов Matternet, системы, необходимые для приземления дронов за пределами домов, были тяжелыми, а дроны Amazon раздувались до 27 килограммов, что превышает порог, используемый некоторыми властями для классификации небольшого беспилотника. Переход в более высокую весовую категорию предполагает ряд дополнительных правил, в том числе повышенные требования безопасности для защиты людей на земле от возможных столкновений.
Самое сложное — это последние два метра от земли. Удивительно, на что способно машинное обучение, но также удивительно, что оно ошибается.
Артур Ричардс, руководитель отдела воздушной робототехники в Bristol Robotics Lab
По итогу в последний год большинство сотрудников британского подразделения Prime Air было уволено либо переведено на другие проекты. Amazon не подтвердила всех этих данных, заявив, что сотрудники в британском подразделении ещё есть, но отказалась раскрыть подробности или хотя бы назвать численность персонала.
При этом отдельно стоит отметить вопрос, не связанный с Amazon или какой-то иной компанией. Дело в том, что в большинстве стран (если не во всех) окончательных норм регулирования подобных проектов до сих пор не приняли. Это при том, что FAA намеревалась это сделать ещё в 2015 году. Возможно, если бы регуляторы были активнее, проект Amazon развивался бы совершенно иначе.
Доставка дронами: кто будет первым?
О беспилотном сервисе
Доставка дронами (беспилотная авиапочта, англ. delivery drone) — способ доставки/транспортировки различных товаров (еда, медикаменты и т. ) с помощью дронов коммерческого назначения. Большинство предлагаемых на сегодня решений строятся на конфигурации с шестью и более несущими винтами. Доставочный бокс помещается в располагаемый в нижней части коптера отсек (или крепится к самому дрону посредством крепёжного механизма). После доставки клиент получает посылку, либо сняв её с троса, спущенного с парящего в воздухе дрона (что исключает необходимость в приземлении), либо забирает из отсека после посадки БЛА.
Сегодня доставка дронами является одним из ключевых направлений, над которым работают как крупные производители БПЛА, так и компании специализирующиеся на доставке товаров по всему миру. В этой статье мы расскажем читателю о том, какие перспективы ожидают delivery drone, а также, кто будет первым в этой сфере бизнеса.
Лучшие разработчики
На сегодняшний день в числе первых успешных выступают четыре американские компании занимающиеся разработкой коммерческих дронов для доставки товаров:
- Amazon
- Wing Aviation
- Uber Technologies
Достижения компаний
Несмотря на то, что существует множество нормативных препятствий, которые еще предстоит преодолеть. Для США, 2019 год ознаменовал начало проведения ряда испытаний беспилотной доставки:
- Известно, что в этом месяце Wing Aviation совместно с FedEx и Walgreens начали осуществлять доставку в тестовом режиме с помощью своего дрона в Кристиансбурге, штата Вирджиния.
- Uber сообщили, что уже приступили к тестированию доставки дронами в Сан-Диего, штате Калифорния.
- Amazon не уточняют, где будут тестировать свои беспилотники, но еще в июне компания заявила, что начнёт доставлять посылки потребителям с помощью БЛА «в течении ближайших нескольких месяцев».
Какие перспективы?
По мнению отраслевых экспертов, для запуска крупномасштабного сервиса доставки дронами требуется довольно много времени. Тем не менее, ожидается, что продажи беспилотников для коммерческих целей, сильно вырастут. По оценкам FAA, это число вырастет с 600 000 (по состоянию на 2016 год), до приблизительно 2. 7 миллиона в 2020 году.
Дроны
Компания Amazon тестирует свои беспилотники в Кембридже, Англия, с 2016 года. Известно, что прежде, чем остановиться на последней гексагональной конфигурации, разработчикам пришлось рассмотреть около 50 000 концепций. Дрон «Amazon» представляет собой довольно интересный дизайн с шестиугольной формой и установленной защитой вокруг шести несущих винтов. Чтобы доставить посылку дрон Amazon приземляется. Взлёт и посадка осуществляется вертикально. Для осуществления скоростного полёта беспилотник переходит из горизонтального режима в полугоризонтальный. Дрон может совершать 20-километровое путешествие туда и обратно, и обещает доставку в течение 30 минут. Для обнаружения проводов, птиц и зданий беспилотник использует алгоритмы машинного обучения в сочетании с системой инфракрасных сенсоров. Компания программирует свои дроны для различных сценариев, чтобы они знали, что делать, когда, например, прибудут к месту доставки.
https://youtube.com/watch?v=3HJtmx5f1Fc%3Ffeature%3Doembed
Wing Aviation
Дизайн дрона Wings Aviation — еще более необычный. Для реализации вертикального взлёта и посадки их беспилотник оснащён 12 маленькими пропеллерами. Для горизонтального полёта на более высоких скоростях предусмотрены крылья с двумя большими винтами. Беспилотник Wing опускает посылку с помощью троса, что исключает из процесса доставки его посадку. Способен осуществить доставку в течение 10 минут на расстояние до 19 километров.
Wing aviation испытывает свои дроны с 2014 года в Австралии. По данным Wall Street Journal компания провела уже более 80 000 испытаний. Как упоминалось ранее, Wing Aviation сотрудничает с компаниями FedEx и Walgreens с целью осуществления доставки небольших пакетов в Кристиансбург, штат Вирджиния. Разработчик не сообщает посредством каких технологий осуществляется определение и облёт препятствий.
https://youtube.com/watch?v=5niqPKQj6i0%3Ffeature%3Doembed
Uber Technologies
Дрон Uber получил традиционную конфигурацию. Это гексакоптер, который на деле является модифицированным беспилотником AR200 от AirRobot. В мае этого года Uber совместно с McDonald’s провели тестирование доставки дронами неподалёку от Калифорнийского университета в Сан-Диего. Компания сообщает, что жители проживающие в непосредственной близости от университета, скоро смогут заказывать еду, доставляемую дроном, из ограниченного числа местных ресторанов через приложение Uber Eats. Uber обещает доставку в среднем за 7 минут на расстояние до 4. 8 километров. Разработчик не сообщает посредством каких технологий осуществляется определение и облёт препятствий.
https://youtube.com/watch?v=0yMv16p8FO8%3Ffeature%3Doembed
UPS & Matternet
Автономная платформа Matternet M2 Drone включает в себя сам дрон Matternet M2, станцию управления Matternet и облачную платформу Matternet, посредством которой осуществляется взаимодействие с сетями Matternet. Дрон получил классическую конфигурацию квадрокоптера. Потенциал платформы позволяет в автоматическом режиме принимать запросы клиентов, генерировать маршруты, контролировать и управлять всеми действующими активами Matternet. Разработчик представляет свою платформу в качестве услуги для организаций здравоохранения, электронной коммерции и логистики. Дрон M2 авторизован Швейцарским авиационным управлением для полноценных логистических операций над городами. Предназначен для перевозки грузов весом до 2 кг или 4 литров на расстояния до 20 км, в режиме работы 24/7/365.
Matternet во главе с Boeing HorizonX Ventures привлекли 16 миллионов долларов в рамках финансирования серии A. Компания будет использовать эти средства для расширения деятельности США и глобальных операций в городских условиях.
https://youtube.com/watch?v=dD1yyWuULCs%3Ffeature%3Doembed
Суть проекта
Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), разрабатывает коммерческий проект по доставке почтовых отправлений с помощью беспилотных систем. Его тестирование будет осуществлено в ближайшие три года в Свердловской области с участием «Почты России», следует из имеющейся в распоряжении РБК презентации проекта. Ее подлинность подтвердил представитель пресс-службы «Национальной технологической инициативы» (НТИ, долгосрочная госпрограмма, направленная на создание условий для лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках, которые в течение следующих 20 лет могут стать основой мировой экономики). По его словам, рабочая группа НТИ поддержала инициативу.
Представитель УЗГА рассказал РБК, что цель проекта — строительство инфраструктуры для гражданской отрасли беспилотной авиации, наподобие сети региональных аэродромов. В июне 2020 года начнется первый, научно-исследовательский, этап проекта, он продлится полтора года. Непосредственно пилотирование почтовых беспилотников пройдет в течение 2023 года. При этом сами дроны уже проходят летные испытания. Это беспилотники самолетного типа, которые будут адаптированы как для почтовых перевозок, так и для мониторинга местности с помощью фото- и видеоаппаратуры. Максимальная грузоподъемность составит 20 кг, дальность полета — 1200 км, максимальная скорость — 150 км/ч, продолжительность полета сможет достигать восьми часов.
Для взлета и посадки дронов будут использоваться региональные аэродромы. На первом этапе шесть беспилотников будут перемещать посылки между уральскими логистическими центрами на аэродромах Екатеринбурга, Нижнего Тагила и Серова (УЗГА планирует участвовать в восстановлении последнего). Для них будет разработана схема регулярных перелетов: в 10:00 и 14:00 почтовые дроны будут вылетать в соседний пункт назначения. Таким образом одновременно в небе будут находиться четыре дрона, контролируемых с трех станций управления, рассказал РБК представитель УЗГА. В ходе тестов будут отработаны взаимодействие беспилотных средств между собой, аварийные сценарии перелета и т. , пояснил он, отметив, что беспилотники будут оснащены спасательной парашютной системой.
Представитель УЗГА также рассказал, что планируется использовать «аппараты вертикального взлета и посадки», которые можно будет применять в населенных пунктах, не имеющих собственной взлетно-посадочной полосы, но способных приземлиться на вертолетную площадку удаленного населенного пункта, где его может встретить и разгрузить сотрудник почты.
Участники
УЗГА — один из крупнейших авиаремонтных заводов России. По данным СПАРК, в 2016 году его крупным акционером с долей 48,6% была структура «Ростеха» Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК). По данным Росстата, сейчас 74,9% УЗГА принадлежит НК Банку, а ОДК нет среди совладельцев. Завод в том числе занимается разработкой военных беспилотных летательных средств. Как сообщали «Ведомости», ранее УЗГА получил два контракта на производство 84 военных беспилотников и 28 станций управления на сумму около 30 млрд руб. Представитель УЗГА пояснил, что в Свердловской области они будут использовать не военные дроны, а новые, специально разработанные беспилотники.
Согласно презентации завода, он ведет переговоры об участии в проекте с «Почтой России» и Страховым домом ВСК. ВСК предложила сотрудничество в развитии сервисов страхования для владельцев беспилотников, отправителей грузов и других участников проекта, а также помощь в «обеспечении безопасности и урегулирования происшествий» при эксплуатации дронов.
Представитель УЗГА сообщил, что есть предварительное одобрение проекта от «Почты России» и ВСК по вопросу совместного участия в пилоте. «Также ведутся переговоры с лидерами логистического бизнеса и крупными потребителями услуг беспилотников», — сказал собеседник РБК.
Впрочем, представитель «Почты России» не дал определенного ответа на вопрос, намерена ли организация участвовать в пилотном проекте, отметив, что «встреча с УЗГА носила ознакомительный характер» и что «компания наблюдает за развитием рынка беспилотных летательных аппаратов и следит за законодательными изменениями в сфере их применения». РБК направил запрос в ВСК.
Инвестиции
По оценкам разработчиков проекта, его общая стоимость составляет 750 млн руб. На этапе научно-исследовательских работ УЗГА претендует на 69% участия бюджетных средств и 31% собственных, пояснил представитель завода. Для проведения пилотного проекта он планирует привлечь венчурное финансирование совместного предприятия УЗГА и Российской венчурной компании с вкладом в уставный капитал в пропорциях 51 и 49% соответственно.
Представитель НТИ не пояснил, что должно произойти, чтобы УЗГА получил бюджетное финансирование на реализацию первого этапа проекта.
После тестирования в Свердловской области проект планируют расширить на северные территории Уральского федерального округа, Сибири и Дальнего Востока. В перспективе ближайшего десятилетия организация намерена использовать в этой системе «более серьезные аппараты».
Инициаторы проекта подчеркнули, что видят развитие рынка гражданской беспилотной авиации при одновременном возрождении сети местных аэродромов, которые в прошлом обслуживали малую авиацию. «В первую очередь проект реализуется для снабжения удаленных населенных пунктов и объектов промышленного хозяйства, не имеющих развитой дорожной инфраструктуры», — рассказал представитель УЗГА.
Проект планируется реализовать в рамках одной из «дорожных карт» НТИ — AeroNet (беспилотные летательные аппараты). Объем мирового рынка беспилотных авиационных систем, комплексных решений и услуг к 2035 году составит более $200 млрд в текущих ценах, говорится на сайте НТИ. Доля России на этом рынке может составить более $35–40 млрд.
В октябре 2019 года на заседании межведомственной рабочей группы под руководством тогда еще помощника президента Андрея Белоусова и вице-премьера Максима Акимова был утвержден проект организации воздушного движения для дронов (RUTM), который предполагает создание специальной инфраструктуры для управления дронами: для них будут выделять воздушные коридоры в автоматическом режиме, беспилотники смогут связываться друг с другом без диспетчеров и т. Исполнителем проекта стало АО «Аэронавигационные спутниковые технологии и разработки в авиации» (АСТРА). Эта же компания выступает соисполнителем проекта почтовых беспилотников от УЗГА. Как пояснил гендиректор АСТРА Михаил Каневский, для того чтобы состоялись полеты дронов УЗГА в коммерческих целях, потребуется обеспечить совместные полеты беспилотников и пилотируемых летательных аппаратов в общевоздушном пространстве.
«Мы прежде всего займемся сертификацией летательных аппаратов и систем, которые будут использоваться в этом проекте. Она будет проводиться на нашем полигоне беспилотных авиационных систем в рамках проекта RUTM. Вторая задача — вместе с УЗГА будем разрабатывать станции управления беспилотниками», — пояснил Каневский.
Кто еще
Среди наиболее известных зарубежных проектов по доставке грузов беспилотниками — использование медицинских дронов американской компании Zipline в Гане и Руанде для доставки лекарств и крови в удаленные медпункты.
Доставку грузов с помощью беспилотников тестировали и крупные участники рынка: с 2013 года — Amazon в Великобритании и США, с 2016-го — Google (в США), с 2019 года — DHL в Китае. Но в масштабные коммерческие сервисы эти пилоты так и не трансформировались.
Увольнения и разруха в команде
Больше 100 сотрудников Amazon Prime Air потеряли работу, а десятки других работников переводятся в проекты за рубежом, потому что компания закрывает часть своей деятельности в Великобритании. Будущее британского проекта сейчас остаётся неопределённым. Он был запущен в 2016 году с целью помочь Amazon в области глобальной доставки дронами.
Сотрудники Amazon Prime Air, работавшие там последние годы, анонимно признаются, что он «рушился изнутри», был «дисфункциональным» и даже «организованным хаосом» — в последнее время им управляли менеджеры, «оторванные от реальности».
Проблемы в Prime Air только росли. Например, назначенные менеджеры очень мало знали о проекте и даже не могли ответить на базовые рабочие вопросы. У Amazon ещё остались сотрудники в Prime Air в Великобритании, но корпорация не называет их количество.
Не сбывшиеся обещания
Один из дронов от Amazon Prime Air
Но за прошедшие годы экскурсии прекратились, рекламные ролики не выпускались и, если не считать случайных обещаний руководителей, таких как что дроны для доставки станут доступны «в течение нескольких месяцев» , PR-кампания фирмы остановилась. Несмотря на то, что Amazon была одной из первых крупных компаний, проявивших интерес к дронам, её обогнали принадлежащие Alphabet Wing и UPS. Теперь, спустя половину десятилетия после проведения первых испытательных полётов в Великобритании, вся британская группа сокращается.
Представитель Amazon говорит, что после сокращений Prime Air по-прежнему будет работать в Великобритании, но не раскрывает, над чем конкретно они будут работать. Неизвестно, будут ли в Великобритании проводиться новые испытательные полёты. Он добавляет, что компания нашла должности в других сферах своего бизнеса для некоторых пострадавших сотрудников. Сколько сотрудников получили новые рабочие места в компании — не разглашается.
Вся работа команды — анализ данных
Первые трещины в Prime Air начали появляться в конце 2019 года на фоне постоянных изменений сотрудников и менеджеров. Тогда команда была разделена на три отдела, которые анализировали отснятый на дронах материал на предмет различных угроз: людей, животных и искусственных объектов в небе. Создавались трёхмерные карты, с помощью которых дроны распознавали объекты.
Частые приёмы на работу, в основном через агентства, укрепили команду анализа данных, которая составляла значительную часть в Prime Air в Кембридже. Перед отделом была поставлена задача вручную просматривать записи тестовых полётов и идентифицировать соответствующие угрозы или объекты на них. В основном они обучали нейросети в дронах для распознавания объектов.
Менеджеры уходили и приходили
Всё чаще уходили и старшие менеджеры, такие как Том Денлег-Максвелл, работавший над проектом с самого начала.
Однажды они действительно привлекли 4 или 5 новых менеджеров в команду. И многие менеджеры уходили довольно быстро, часто в течение года после прихода в Prime Air. Один из бывших сотрудников
Другой сотрудник сравнивает, что менеджеры уходили как крысы из тонущего корабля.
Бывшие работники также говорят, что многие из назначенных сотрудников были давними менеджерами Amazon, которые специализировались на логистике или складских операциях — они практически не знали технических аспектов работы, выполняемой в рамках проекта. А ещё опрошенные сотрудники сказали, что никогда не обращались к менеджерам за помощью с техническими проблемами, ведь они не знают, как им помочь.
Попытки инженеров сделать что-то беспрецедентное
Презентация дрона в 2019 году
Пока всё это происходило, инженеры пытались сделать что-то беспрецедентное. В то время как другие компании, производящие дроны, сбрасывают посылки с высоты нескольких метров или даже выше, используя парашюты, инженеры Amazon думали, как заставить дроны приземляться за пределами домов и размещать там посылки.
Дроны весят до 27 кг и приземлять их за пределами домов пользователей слишком сложно. Некоторые власти классифицируют такие беспилотники уже в большей весовой категории, чем небольшие. Если переходить в другую категорию, появляются дополнительные правила для защиты людей на земле от столкновений.
Самое сложное — это последние два метра от земли. Удивительно, на что способно машинное обучение, но также удивительно, как оно ошибается.
Изменения параметров без объяснений
Вскоре Prime Air столкнулся с новыми проблемами — уже не техническими. Параметры проекта регулярно менялись без каких-либо объяснений. Например, то руководство хочет на кадрах с дронов идентифицировать людей, стоящих за окнами, то нет. Ещё менеджер из другой страны просил удвоить рабочую нагрузку сотрудников без каких-либо объяснений и ответов на вопросы.
Лучшая живая метафора для всего этого — это то, как какой-то парень на другом конце планеты сказал нам, что делать, а затем просто ушёл. Когда у вас только такое небольшое общение в организации, я не знаю, как можно что-то сделать.
Потеря рабочих мест
В феврале 2020 года вся британская группа по анализу данных, в которой работали десятки человек, была закрыта, а её персонал переведён в другие команды. Через три месяца группа снова открылась.
В то же время Amazon начал менять структуру работы и процессы. Многие потеряли свои рабочие места, поскольку были на ненадёжных контрактах. Это подорвало и без того подорванный моральный дух команды.
Всё начало рушиться, потому что Amazon слишком много навалил на нас и назначил руководителями людей, которые ничего не знали о проекте. Столько обещаний, которые не сдерживаются!Один из бывших сотрудников
Представитель Amazon заявил, что безопасность является главным приоритетом для проекта беспилотников и что в нём предусмотрены строгие процедуры проверки работы сотрудников. В любых случаях нарушения дисциплины принимаются незамедлительные меры.
Будущее проекта
Есть шанс, что Amazon начнёт новые испытательные полёты в США, потому что там снялись некоторые ограничения для дронов. Но пока не понятно, насколько тестовые полёты в США будут отличаться от британских.
Обещания о запуске дронов для массового рынка в ближайшие месяцы или пары лет далеки от реальности. Мы увидим это во второй половине десятилетия — в 2027 или 2028 году.
В течение оставшегося 2020 и 2023 года большинство сотрудников было сокращено или уволено. После многих лет разрухи некоторые инсайдеры сомневаются, сможет ли Amazon когда-нибудь реализовать свои мечты о доставке дронами.
Когда я был там, Prime Air уже несколько лет не существовала. К сожалению, проект никогда не сдвинется с мёртвой точки.
В Москве выбирают зоны тестирования дронов – доставщиков грузов
Первые полеты в экспериментальном режиме могут состояться в 2023 г.
Для тестов грузовых дронов рассматриваются территории «Сколково», а также ландшафтные парки и незастроенные территории в районах Москвы за МКАД / Анна Огордник / РИА Новости
В департаменте предпринимательства и инновационного развития Москвы обсудили возможные зоны, над которыми будет проводиться тестирование летающих беспилотников (БПЛА) для их последующего коммерческого использования, например доставки грузов. Для тестов рассматриваются территории «Сколково», а также ландшафтные парки и незастроенные территории в районах Москвы за МКАД, сообщили «Ведомостям» в пресс-службе рабочей группы по совершенствованию законодательства для обеспечения реализации мероприятий НТИ «Аэронет». По словам одного из участников совещания, конкретные зоны тестирования пока не утверждены.
«В совещаниях – их прошло уже несколько – участвовали представители департамента, компаний – разработчиков дронов, а также «Инвитро» и инновационного центра «Сколково», – рассказал «Ведомостям» руководитель ассоциации «Аэронет» Глеб Бабинцев. По его словам, в перевозке грузов дронами также заинтересованы «Сберлогистика» и «Почта России». В пресс-службе департамента предпринимательства отказались от комментариев. В «Почте России» с интересом изучают технические и экономические параметры проектов по доставке с помощью беспилотных авиационных систем, сообщил ее представитель.
В «Сберлогистике» сообщили, что «внедрение беспилотных систем является на сегодняшний день направлением перспективного развития».
В «Инвитро» подтвердили заинтересованность в доставке биоматериалов в лаборатории дронами, но затруднились назвать точные сроки запуска такого проекта на регулярной основе. «Мы не планируем закупать БПЛА в собственность, а будем пользоваться услугами внешнего подрядчика, который возьмет на себя весь комплекс работ по организации полетов, включая техническое обслуживание и другие аспекты», – сообщили в пресс-службе компании. Такой вид транспортировки должен быть экономически выгодным и отвечать требованиям по температуре, влажности и времени доставки, добавили там.
«Идея создания на территории центра «Сколково» тестовой зоны для БПЛА действительно обсуждается. Суть ее создания – тестирование сервисов по доставке срочных (например, донорских органов) и крупных грузов, мониторинг инфраструктуры, отработка операций поиска и спасения», – передал «Ведомостям» через пресс-службу исполнительный директор кластера передовых производственных технологий фонда «Сколково» Алексей Беляков.
По его словам, территория центра оптимально подходит под роль тестовой площадки, поскольку многие из потребителей и поставщиков этих сервисов находятся именно там.
Сейчас свободные полеты дронов над российскими городами запрещены законом. Полет может проходить только в зоне прямой видимости оператора в светлое время суток на высоте не более 150 м от земли или водной поверхности и за пределами аэродромов (аэроузлов, вертодромов), мест проведения публичных мероприятий, спортивных соревнований и др.
Тестирование дронов-доставщиков будет проводиться в рамках экспериментального правового режима (ЭПР). «До конца этого года мы надеемся получить одобрение на старт работ и в следующем году начать разрабатывать программу ЭПР, требования к площадкам, участникам, их квалификациям и технологиям, методам подтверждения соответствия», – говорит Бабинцев.
При этом, утверждает Бабинцев, экспериментальный режим для полетов БПЛА может быть принят не только в Москве. По России может появиться 2–5 таких зон, например в Томской области, ХМАО, Южном федеральном округе (для выполнения беспилотниками аграрных задач).
Первые тестовые полеты, по самой оптимистичной оценке, могут быть проведены только в конце 2023 г. – начале 2023 г. , к тому моменту будет принята эта программа и окончательно выбраны площадки для тестов. «Весь следующий год уйдет на работу с документами – разработку программы ЭПР и принятие нормативных актов по установлению режима», – добавляет Бабинцев. Сам ЭПР вводится на срок до трех лет. По истечении этого времени будут вноситься изменения в законодательство – Воздушный кодекс, авиационные правила, нормы летной годности, – которые позволят использовать дроны для доставки грузов на регулярной основе. При этом изменения могут быть инициированы и ранее, если результаты пробных полетов будут удовлетворительными, утверждает руководитель «Аэронета».
«Пока существующие на рынке аппараты для решения задач по удаленной или сложной логистике для нас не подходят. Или адекватные модели существуют только в опытных образцах», – говорит руководитель направления в лаборатории робототехники «Сбера» Владимир Тах (лаборатория взаимодействует со всей экосистемой «Сбера», в том числе с логистическим подразделением). Например, планирующая участвовать в тестах компания «Птеро» производит коптеры самолетного типа, которые занимаются длительной аэрофотосъемкой. Модели «Геоскана» также предназначены для получения фотопланов местности, моделей рельефа и построения 3D-моделей, следует из информации на сайте производителя.
В других странах БПЛА тестируют для доставки грузов тоже только на ограниченных территориях. Первой (в апреле 2019 г. ) разрешение Федерального управления гражданской авиации США (FAA) на тестирование доставки товаров дронами получила компания Wing Aviation (подразделение Google), позже – UPS и Amazon. Все три компании проводят ограниченное тестирование в нескольких штатах за пределами городов. Крупнейший офлайн-ритейлер Walmart также собирается подключиться к тестам и привлек для этого израильский стартап Flytrex Aviation. А фармацевтическая компания Merck хочет доставлять дронами лекарства, для чего привлекла к сотрудничеству логистическую компанию Volansi, разрабатывающую собственные технологии доставки товаров дронами.
По сообщению агентства Bloomberg, FAA должна до конца 2020 г. закончить разработку свода правил, регулирующих коммерческую доставку товаров дронами в городах, после чего получившие одобрение компании смогут запустить соответствующие тесты.