- Что делать в случае утери или кражи дрона
- <письмо> минпросвещения россии от 25.10.2023 n мр-1406/02 «об использовании квадрокоптеров»
- Все ли дроны необходимо регистрировать
- Где можно запускать беспилотник?
- Список региональных органов надзора
- Где нельзя летать на коптере или дроне?
- Документы к разрешению на полеты
- Дрон для путешествий: как не попасть на штраф?
- Инструкция по регистрации квадрокоптера
- Как получить разрешение на полеты?
- Какие были внесены изменения в законодательство?
- Какие данные указываются при регистрации беспилотника
- Кто должен регистрировать беспилотник
- Куда подавать заявление о разрешении полетов квадрокоптера
- Нужно ли регистрировать квадрокоптер с камерой?
- Ответственность за использование незарегистрированного дрона
- Перечень необходимой документации, после предоставления которой можно получить разрешение на полёт дрона:
- Последствия нарушения правил эксплуатации
- Правила безопасности полетов
- Правила использования квадрокоптеров
- Пункт 1
- Пункт 10
- Пункт 4
- Пункт 6
- Пункт 9
- Разделы проекта
- Регистрацию прекращают в таких случаях:
- Регистрация дронов в других странах
- Регистрация квадрокоптера: куда обращаться
- Регистрация квадрокоптеров в россии
- Сложности регистрационного процесса
- Снятие с учета и перерегистрация дрона
- Список региональных органов надзора
Что делать в случае утери или кражи дрона
Поскольку после пропажи летательного аппарата вы не сможете контролировать его использование похитителем или нашедшим дрон человеком, важно своевременно поставить в известность соответствующие органы.
Для этого пишут заявление с просьбой изменить учетную запись, указав свои данные как владельца зарегистрированного дрона и присвоенный ему номер. Образец:
https://www.youtube.com/watch?v=rC_brhVp5hs
“В Федеральное агентствовоздушного транспорта
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу внести изменения в учетную запись в связи с хищением беспилотного воздушного судна.Информация о воздушном судне:Учетный номер 001002р
Основание для внесения изменений в учетную запись – хищение 12.01.2023 г.
13 января 2023 г. (подпись владельца) Мальцев И. А.”
<письмо> минпросвещения россии от 25.10.2023 n мр-1406/02
«об использовании квадрокоптеров»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 октября 2023 г. N МР-1406/02
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КВАДРОКОПТЕРОВ
Минпросвещения России информирует, что в рамках реализации мероприятия «Обновление материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков» федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» разработаны и утверждены распоряжением Минпросвещения России от 01.03.2023 N Р-23 <1> Методические рекомендации по созданию мест для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, и дистанционных программ обучения определенных категорий обучающихся, в том числе на базе сетевого взаимодействия (в редакции от 15 апреля 2023 г. N Р-46) (далее — Методические рекомендации). В составе Методических рекомендаций утвержден примерный перечень оборудования и средств обучения, в который включены в том числе квадрокоптеры.
———————————
<1> См. Официальные документы в образовании. — 2023. — N 17. — С. 20 — 34. — Ред.
Квадрокоптерами являются беспилотные воздушные суда, то есть летательные аппараты, поддерживаемые в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды, управляемые, контролируемые в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (п. 1 и 5 ст. 32 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.97 N 60-ФЗ).
В рамках реализации указанного мероприятия предполагается использование трех видов квадрокоптеров в зависимости от максимальной взлетной массы:
— до 250 грамм — такие квадрокоптеры не подлежат государственной регистрации или учету;
— от 250 грамм до 30 килограмм — подлежат государственному учету с 27 сентября 2023 г. в соответствии с Правилами учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2023 N 6583;
— свыше 30 килограмм — подлежат государственной регистрации с занесением в специальный реестр воздушных судов в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации.
Порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе и квардокоптерами, установлен Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.03.2023 N 138.
Полеты беспилотных воздушных судов осуществляются в соответствии с Федеральными авиационными правилами подготовки к полетам воздушных судов экспериментальной авиации и их экипажей, осуществления контроля за их готовностью и выполнением полетов, утвержденными приказом Минпромторга России от 05.12.2023 N 4855.
Дополнительно сообщаем, что необходимая информация по вопросу выполнения полетов беспилотными воздушными судами содержится в информационном бюллетене о порядке использования воздушного пространства Российской Федерации беспилотными воздушными судами, размещенном по адресу https://www.mintrans.ru/documents/7/8988.
Заместитель министра
М.Н.РАКОВА
Все ли дроны необходимо регистрировать
Согласно введенным правилам, регистрация дронов в России, начиная с 2023 года, обязательна, если их масса превышает 0, 25 кг и доходит до 30 кг. Является ли беспилотный аппарат отечественного или зарубежного производства – не имеет значения.
Требования касаются всех собственников, неважно:
- используется ли дрон в профессиональных или коммерческих целях;
- человек пользуется летательным пилотируемым аппаратом как любитель (например, увлекаясь фотосъемкой с высоты птичьего полета);
- или беспилотник изготовлен собственными руками.
Где можно запускать беспилотник?
На высоте до 150 м везде в городе, кроме запретных зон, не рядом с аэропортом и диспетчерскими зонами, охранными зонами и не на мероприятиях. Например, Москва внутри МКАД — это запретная зона, а в Санкт-Петербурге запретная зона начинается с Кудрово и доходит до Кронштадта, включая всю зону акватории и большинство пригородов.
Карты запретных и диспетчерских зон:
Нельзя запускать дрон над массовыми мероприятиями — митингами, соревнованиями, демонстрациями, концертами и прочими культурными мероприятиями.
Штраф за нарушение правил использования воздушного пространства — от ₽20 тыс. до ₽50 тыс.
Всю текущую информацию по ограничению полетов в связи с проведением международных мероприятий и изменению законодательных актов можно отслеживать на региональных разделах сайта органов обслуживания воздушного движения. Например, по Санкт-Петербургу перейдите в этот раздел и нажмите справа «Нормативные документы», где станут доступны все текущие нормативные акты по полетам в формате PDF (поэтому актуальную информацию, вы не сможете просто погуглить).
Список региональных органов надзора
Генеральная дирекция, Москва. Контакты: 7 (495) 601-0777
МЦ АУВД, Москва. Контакты: 7 (495) 662-8055; [email protected]
Аэронавигация Северо-Запада, Санкт-Петербург. Контакты: 7 (812) 305-1797 — тел/факс, 7 (812) 305-3039 — специалист по режимам; [email protected], [email protected]
Аэронавигация Юга, Ростов-на-Дону. Контакты: 7 (863) 272-3798; [email protected]
Аэронавигация Центральной Волги, Самара. Контакты: 7 (846) 279-1826, 7 (846) 279-1841; [email protected]
Аэронавигация Урала, Екатеринбург. Контакты: 7 (343) 205-8069, 7 (343) 205-8070; [email protected]
Аэронавигация Западной Сибири, Новосибирск. Контакты: 7 (383) 319-0009 — тел/факс, 7 (383) 216-9561; [email protected]
- Иркутский региональный центр ЕС ОрВД
Аэронавигация Восточной Сибири, Иркутск. Контакты: 7 (3952) 52-29-14, 7 (3952) 52-29-18; [email protected]
Аэронавигация Дальнего Востока, Хабаровск. Контакты: 7 (4212) 418-618, 7 (4212) 415-359; [email protected], [email protected]
Где нельзя летать на коптере или дроне?
Категорически запрещается/нельзя летать на коптере над стратегическими и военными объектами государственного значения.
Также не допускается планирование дрона над охраняемыми частными территориями и крупными производственными постройками.
В базовых правилах использования коптера и безопасности отмечен пункт, в котором говорится о возможном ограничении на зоны для полетов в местах скопления большого количества людей.
Не допускается использование такой беспилотной техники вблизи высоковольтных линий электропередач.
Документы к разрешению на полеты
Чтобы оформить разрешительную документацию на эксплуатацию своего квада, вам, как его владельцу, предстоит пройти следующие этапы:
- Оформить соответствующую заявку в Росавиации, после рассмотрения которой вам выдадут разрешение на съемку (заявка может быть отклонена)
- Прежде чем приступить к использованию аппарата, нужно предоставить госорганам маршрут
- За несколько часов до старта вам необходимо будет оповестить диспетчера о планирующемся старте
- При взлете и посадке каждое действие должно быть оговорено с диспетчером
Дрон для путешествий: как не попасть на штраф?
Широкое распространение дронов приводит к объективной необходимости установления жестких правил их эксплуатации. Их использование в России регулируется Воздушным кодексом. В соответствии с добавленным в ст. 33 Воздушного кодекса РФ п. 3.2 все беспилотные летательные аппараты с максимальной взлетной массой от 0,25 до 30 кг подлежат обязательной регистрации в качестве воздушного судна, которая осуществляется ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Процедура регистрации схожа с постановкой на учет автотранспортного средства: дрону присваивается номер и специальная радиометка с техническими характеристиками устройства и фамилией владельца – «внешнего пилота». Последнему необходимо получить разрешение в городском Департаменте региональной безопасности и противодействия коррупции. Сведения о беспилотных воздушных суднах, зарегистрированных на территории РФ, хранятся в реестре Росавиации.
Законодательное регулирование беспилотных авиационных систем обусловлено тем, что дрон потенциально является источником повышенной опасности: может стать причиной аварий и травм гражданского населения. Кроме того, на практике были прецеденты, когда владельцы дронов перемещали посредством беспилотников запрещенные предметы и вещества. Именно поэтому Минтрас России планирует ужесточить ответственность: штрафные санкции за запуск незарегистрированного дрона для гражданского населения могут вырасти с 2-5 тыс. руб. до 20-50 тыс. руб., а для должностных лиц — с 25-30 тыс. руб. до 100-150 тыс. руб. На данный момент проект изменений ст. 11.4-11.5 КоАП проходит внутриведомственное согласование. В случае если у граждан нет права на использование воздушного судна, штраф для физлиц могут повысить с 2-2,5 тыс. до 30-50 тыс. руб. Подобные меры должны способствовать снижению количества нарушений и повысить уровень безопасности воздушного пространства России.
Для того чтобы вывезти беспилотник за пределы РФ, например, для осуществления фото- и видеосъемок в отпуске, а затем ввезти его обратно, при прохождении таможенного контроля необходимо иметь при себе техническую документацию: паспорт на изделие, инструкцию по использованию беспилотника. Важно изучить и местное законодательство: некоторые страны запрещают ввоз на свою территорию и использование дронов, купленных в других странах. Либо могут потребовать пройти обучение, получить лицензию, заплатить сбор и т.п. Правила использования беспилотников постоянно меняются, поэтому лучше уточнять информацию непосредственно перед отъездом (например, на форумах и т.п.).
ФСТЭК России письмом от 11 июля 2023 г. № 240/56/3303 пояснил, что квадрокоптеры относятся к беспилотным летательным аппаратам, поименованные в Списке товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль (далее – Список, утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 2023 г. № 1661). В случае если характеристики беспилотного летательного аппарата хуже характеристик согласно п. 9.1.12.1 раздела 1 Списка и дрон не оснащен любым видеотранслирующим оборудованием и навигационными приборами, определенными в категории 7 раздела 1 Списка, то таможенные органы не потребуют предоставить идентификационное заключение ФСТЭК России или иной организации, уполномоченной на проведение экспертизы в целях экспортного контроля. Ввоз прочих беспилотных летательных аппаратов на территорию Российской Федерации должен осуществляться по лицензиям ФСТЭК России. Что касается транспортировки дронов, то правила международных авиаперевозок не запрещают брать подобные устройства на борт воздушного судна. Таким образом, владелец беспилотника сам выбирает способ транспортировки: в багаже или в ручной клади.
Инструкция по регистрации квадрокоптера
Итак, если вы приобрели (привезли из заграничной поездки) любую модель управляемого дистанционно летательного аппарата массой от 0,25кг, не нужно рисковать и начинать его полеты, не пройдя регистрацию дрона в России.
Если воздушное беспилотное судно достигает предельный вес 30 кг, достаточно поставить его на учет. Для аппаратов большей массы предусмотрена иная процедура регистрации.
Обязанностью собственника является подать заполненное заявление в Федеральное агентство воздушного транспорта.
Установлен предельный срок –10 дней:
- после приобретения или ввоза из-за рубежа;
- до начала запусков при самостоятельном изготовлении.
Для наглядности и подтверждения достоверности информации, к письменному обращению прикладывают качественные фотографии самого летательного аппарата. Нужно, сдать цветное фото, выполнив рекомендации:
- чтобы изображение дрона было четким, оно должно занимать не менее 70% от общего размера снимка;
- выбрать ракурс, позволяющий идентифицировать летательный аппарат.
Планируется, что предоставлять услуги постановки на учет будут через сайт Госуслуги. Пока этого, увы, нет. Пользуемся старым, проверенным способом:
- Упаковав заявление с фото, делают отметку на конверте «учет БВС».
- Относят лично или передают курьером в экспедицию Росавиации.
- Отправляют почтой России в Московское агентство воздушного транспорта, расположенное на Ленинградском проспекте, дом 37, корпус 2.
Для уверенности, что документы не утеряны, и возможности точно знать, когда обращение попало по адресу, рекомендуем оформить заказ на получение уведомления о доставке.
На предоставление услуги дано максимум 10 дней.
В течение 3-х дней с момента формирования учетной записи или принятия решения об отказе, заявителю на указанный электронный адрес отправляют обоснованное уведомление. Выглядит оно примерно так:
Для сведения! Если одновременно приобретено несколько однотипных беспилотных аппаратов, достаточно одной заявки о постановке их на учет, перечислив списком их серийные (идентификационные) номера. Когда один собственник имеет несколько разных воздушных судов, управляемых дистанционно, для каждого из них должна быть оформлена отдельная заявка.
Как получить разрешение на полеты?
Для получения такого разрешения на квадрокоптер на территории РФ вам предстоит собрать следующий пакет документов:
- Документ, удостоверяющий летную годность
- Доступ к эксплуатации ВП
- Удостоверение правомерности управления БПЛА
Что касается доступа к ведению съемки с мультикоптера, то его получение обязательно. Если его нет, проводить съемку вам запрещено. При нарушении этого пункта вам может быть назначен штраф в размере 3-50 тыс. руб. в качестве наказания – правовых последствий в настоящий момент, кроме штрафных санкций, в этом случае не предусмотрено.
Какие были внесены изменения в законодательство?
Закон о квадрокоптерах был создан на основе «Воздушного кодекса РФ» № 60. Федеральный Закон был принят 19 марта 1997 года. Последний раз в него были внесены изменения 5 июля 2023 года. Их подписал президент Российской Федерации.
Законодательные акты говорят о том, что беспилотное воздушное судно должно быть зарегистрировано, если его взлётная масса составляет более тридцати килограммов.
Квадрокоптеры, у которых взлётная масса от 0,25 до 30 килограммов, регистрируются упрощённо в порядке, установленном федеральным законом.
Какие данные указываются при регистрации беспилотника
Подавая заявление о постановке на учет воздушного беспилотного судна, владелец уточняет:
- название конструкции по типу (дрон, коптер, беспилотный летающий аппарат и так далее);
- если это продукция серийного производства, обязательно присвоенный изготовителем идентификационный номер;
- основные отличительные технические характеристики (количество и тип двигателей – электрический, газотурбинный или внутреннего сгорания);
- наименование предприятия изготовителя или данные предпринимателя, частного лица, занимающегося конструированием летательных аппаратов.
Кто должен регистрировать беспилотник
Каждый собственник должен быть заинтересован в регистрации дрона до того, как его запускать, чтобы избежать неприятностей. Госуслуга постановки на учет оказывается бесплатно.
Письменно составив обращение, заявитель указывает о себе достоверную информацию.
Поставить на учет имеющиеся воздушные аппараты, управляемые с земли, должны:
- юридические лица, использующие их в сфере своей деятельности;
- предприниматели и частные физические лица.
Есть, как и в каждом правиле, исключение. Так, иностранцам, прибывшим в Россию, чтобы принять участие в состязаниях по авиамодельному спорту, ввезенные на территорию страны воздушные летательные аппараты регистрировать не нужно.
Куда подавать заявление о разрешении полетов квадрокоптера
Если дрон имеет массу до 250 граммов, то на полеты высотой до 150 метров получать разрешение не требуется. Для полетов в Санкт-Петербурге, Севастополе и Москве разрешение от местных органов власти потребуется в любом случае. В приграничных районах потребуется согласовать полеты квадрокоптера с Пограничной службой ФСБ России.
В заявлении о разрешении на полеты требуется предоставить паспортные данные владельца и номер СНИЛС, регистрационные данные квадрокоптера, технические характеристики квадрокоптера с учетом шума, указать дату, время, место посадки квадрокоптера и маршрут, по которому будет осуществляться его полет.
Получение разрешений на полет квадрокоптера массой более 250 граммов осуществляется через многофункциональный центр. С марта 2020 года владельцам квадрокоптеров предоставляется возможность самостоятельной регистрации в Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации и согласования плана полетов по Интернету.
Перед запуском квадрокоптера нужно проинформировать региональных диспетчеров, контакты которых есть на сайте Федерального агентства воздушного транспорта.
Нужно ли регистрировать квадрокоптер с камерой?
Очевидно, что мультикоптеры с камерой совершили значительный технологический прорыв в последние годы, что, безусловно хорошо с точки зрения научного прогресса. Однако есть у этой медали и другая сторона – меры безопасности. По началу даже паровые двигатели воспринимались, как адские механизмы. В свое время предлагалось ставить людей с красными флажками перед тем, как запускать автомобили для безопасности полетов.
А после инцидента с мультикоптером возле Белого дома правительство США всерьез озаботилось вопросом обязательной регистрации коптера. Очень быстро его актуальность дошла и до других государств мира, включая РФ.
Документальная часть Воздушный кодекс России размещена на официальном сайте по предоставлению правовых инфо-данных.
В соответствии с поправками БПЛА не подлежат обязательной процедуре госрегистрации, однако для запуска таких беспилотных агрегатов требуется лицензия на пилотирование. Разрешение на полеты квадрокоптера и на на управление им на определенных локациях должны выдавать местные госинстанции.
Вы имеете право эксплуатировать БПЛА, если являетесь обладателем моделей дронов следующих брендов:
Ответственность за использование незарегистрированного дрона
Сам факт не предоставления данных для учета беспилотника, согласно действующим правилам, никаких последствий для собственника не несет.
Административным законодательством не предусмотрена ответственность за подобное правонарушение. Однако разрешение на полеты дрона получить без его регистрации не получится.
Игнорирование Федеральных правил использования воздушного пространства чревато штрафными санкциями:
- для физических лиц – от 20 до 50 тысяч рублей;
- для юридических лиц эта сумма значительно больше, может составить от 250 до 300 тысяч рублей (либо деятельность приостановят сроком до трех месяцев, что естественно принесет дополнительные убытки).
И это только если не было преступного умысла, предусматривающего уголовное преследование и соответствующие меры наказания.
Например, запуск дронов в запрещенных зонах подпадает под квалификацию шпионажа, государственной измены с вытекающими для владельца беспилотника последствиями.
Если при наличии воздушного аппарата вы им не пользуетесь, волноваться о том, что он не поставлен на учет, нет повода.
Процедура учета бесплатная, ничто не мешает вовремя предоставить информацию, отправив заявление почтой.
Перечень необходимой документации, после предоставления которой можно получить разрешение на полёт дрона:
- удостоверение дрона на пригодность к полётам;
- разрешение на использование воздушного пространства;
- документ, подтверждающий, что пилот может управлять квадрокоптером.
Регистрация стоит 200-300 рублей (зависимо от региона РФ).
Кстати, нужно ли разрешение на квадрокоптер с камерой в России? Действительно, для проведения съёмки с высоты тоже нужно специальное разрешение.
В Федеральном законе № 60 указано следующее: если при проверке контролирующими органами юридического или физического лица у него не будет необходимой документации, то придётся платить штраф. Для физических и юридических лиц он составляет 5 000 рублей и 20 000 рублей соответственно.
Последствия нарушения правил эксплуатации
Основной целью правил эксплуатации БПЛА является безопасность пользования воздушными аппаратами, управляемыми на расстоянии.
Владельца дрона (другого типа беспилотника), благодаря учету можно привлечь к ответственности.
Благодаря идентификации собственника воздушного судна, есть шанс предотвратить его столкновение с другими объектами в воздухе или на земле. Так, уполномоченные представители власти могут связаться с владельцем для координации траектории полета или посадки беспилотника.
Сотрудники правоохранительных органов и прочих государственных структур безопасности вправе, при отсутствии распознавательных знаков на дроне, его уничтожить, если:
- есть риска причинения вреда жизни и здоровью людей, нанести непоправимый ущерб;
- может быть угроза безопасности стратегическим объектам инфраструктуры;
- и тому подобное.
Заказать бесплатную консультацию юриста
Правила безопасности полетов
Во время полетной съемки каждому пилоту рекомендуется придерживаться целого свода правил, приведенных ниже:
- Нежелательно совершать перелеты в местах большого скопления людей. При неправильном управлении можно нанести травмы окружающим. Лучше всего проводить планирование за городом, в максимально безопасных условиях для пилота и окружающих
Ознакомьтесь с тем как: Как запускать квадрокоптер в городе с электромагнитными помехами
- Запускать мультикоптер над зоной охраняемого объекта, включая военные базы и полигоны не следует
- Опасными являются подъемы аппарата на высоту более 150 метров. Многие модификации дронов оснащены специальным ПО, которое лимитирует возможную полетную высоту и скорость
Правила использования квадрокоптеров
Получив подтверждение о том, что беспилотное воздушное судно поставлено на учет, перед тем как начать его использование, нужно отчетливо нанести присвоенный номер на корпус.
Надпись не должна смываться при попадании воды, должна контрастно выделяться по сравнению с основным цветом дрона. Пишут номер, используя ровный шрифт не менее 5мм высотой, без каких-либо орнаментов, засечек, затрудняющих читаемость.
Для возможности распознавания при разрушении летательного аппарата, учетный номер дублируют от 3 до 5 раз (зависит от размера конструкции).
Пункт 1
В пункте 2: а) абзац восьмой признать утратившим силу
Пункт упраздняет определение понятия «беспилотный летательный аппарат». Видимо, теперь официально следует использовать термин «беспилотное воздушное судно» (БВС). Абзаца с определением такового в документе нет. Сам термин при этом в документе используется.
в) после абзаца десятого дополнить абзацем следующего содержания:
«визуальный полет беспилотного воздушного судна» — полет беспилотного воздушного судна, в ходе которого его внешний пилот поддерживает непосредственный бесприборный визуальный контакт с этим воздушным судном.
Определение осталось прежним, лишь более корректно сформулировано. Определяет термин, фигурирующий в п.52-1 Федеральный правил использования воздушного пространства РФ.
Пункт 10
Пункт 114 дополнить подпунктом «ж» следующего содержания:
«ж) выполнения визуальных полетов беспилотных воздушных судов (в случае, предусмотренном пунктом 52-1 настоящих Правил).».
Пункт, как и в предыдущей редакции отменяет необходимость получения разрешения на ИВП в случаях, предусмотренных в 52-1.
В итоге мы имеем улучшенный с точки зрения логики и стилистики текст Постановления, суть которого сводится к двум основным моментам:
С первым же пунктом связан и существенный минус. В п. 4 осталось это «максимальной взлетной массой», что вносит полную неразбериху в то, на какие БВС этот пункт распространяется, а на какие нет. Т.к. зарубежные производители не указывают среди характеристик производимых ими БВС этот параметр.
Теперь перед полетом БВС следует пользоваться этим алгоритмом:
Кстати, при тщательном изучении алгоритма видна одна неувязка: ставить на учет БВС с максимальной взлетной массой менее 250 г не нужно, а, вот, в случае полета при условиях, подпадающих под «большое условие», получать разрешение на ИВП для такого БВС необходимо.
Пункт 4
В пункте 49 слова «полеты беспилотных летательных аппаратов» заменить словами «полеты беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг)».
Пункт опять же меняет БЛА на БВС, а также, как и в изначальной редакции Постановления, отменяет необходимость получения разрешения у органов местного самоуправления для полетов над территориями населенных пунктов БВС с максимальной взлетной массой менее 250 г.
Пункт 6
Дополнить пунктом 52-1 следующего содержания:
«52-1. Положения пункта 52 настоящих Правил не применяются в случае выполнения визуальных полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой до 30 кг, осуществляемых в пределах прямой видимости в светлое время суток на высотах менее 150 метров от земной или водной поверхности:
а) вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране»;
б) на удалении не менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.»
Самый важный для нас пункт, разрешает не получать разрешения на полет БВС легче 30 кг в перечисленных случаях. Подробный разбор этого пункта с описанием каждого исключения мы делали
. Очень важным является изменение в этом пункте. В начальной редакции в конце пункта присутствовал абзац:
Ответственность за предотвращение столкновений воздушных беспилотных судов с пилотируемыми воздушными судами и другими материальными объектами в воздухе, а также столкновений с препятствиями на земле возлагается на внешнего пилота.
Который возлагал ответственность за любое происшествие с БВС на его пилота. В конечной редакции этот абзац отсутствует.
Пункт 9
В пункте 109:
б) абзац третий изложить в следующей редакции:
«Сообщение о плане полета беспилотного воздушного судна (за исключением визуального полета беспилотного воздушного судна в случае, предусмотренном пунктом 52-1 настоящих Правил) подается для получения разрешения на использование воздушного пространства независимо от класса воздушного пространства».
Как и в начальной редакции, отменяет необходимость предоставления плана полета БВС для случаев, предусмотренных в 52-1.
Разделы проекта
- Разрешение на охотничье оружие
- Разрешение на пневматическое оружие
- Разрешение на травматическое оружие
- Разрешение на холодное и газовое оружие
- Документы и оформление оружия
- Классификация огнестрельного оружия
- Лицензия охранника
- Военный билет
- Судимость
Регистрацию прекращают в таких случаях:
- при вывозе квадрокоптера за границу;
- при снятии его с эксплуатации;
- в случае списания;
- при переходе права собственности;
- если имеются нарушения, касающиеся государственной регистрации.
Регистрация дронов в других странах
Вышеупомянутые США перевели вопрос об эксплуатации мультикоптеров в правовое поле намного раньше, чем это было сделано в России. По тамошним законам разрешительный документ необходимо получать владельцам гражданских воздушных судов с массой 0,50 – 55 фунтов.
Согласно процедуре, заявителю нужно отправить полные контактные данные, включая имя и фамилию, а также контакты по e-mail. Эта информация вносится в базу данных, после чего владелец получает личный номер на свое устройство. С этим номером заявитель получает регистрационные данные в ответном электронном письме.
В Канаде разрешают запуск беспилотников на высоту до 90 метров, а в странах Евросоюза ограничения на планирование не подкреплено едиными нормативами – в каждой стране установлен собственный порядок.
Регистрация квадрокоптера: куда обращаться
Для начала, надо понимать, что любой дрон или квадрокоптер считается беспилотным воздушным судном, а владелец — внешним пилотом. Регулируется это двумя официальными документами:
В течение десяти рабочих дней после покупки дрона необходимо подать заявление на бесплатную регистрацию в Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ) с фото девайса. Перед первым полетом разборчиво разместить учетный номер на корпус. Штраф за вылет квадрокоптера без номера — до ₽2,5 тыс.
В заявлении надо предоставить:
- технические характеристики БПЛА (модель, серийный номер, количество электромоторов, максимальную взлетную массу);
- паспортную информацию о владельце;
- фото девайса.
С 27 сентября 2023 года в России поставили на учет 30 446 БПЛА.
Регистрация квадрокоптеров в россии
Закон касается всех видов гражданских беспилотных летательных аппаратов (игрушечных вертолётов, дронов, самолётов на дистанционном управлении). Модели, вес которых превышает 0,25 кг, составляют примерно семьдесят процентов техники беспилотных аппаратов, продающихся в России. Как уже было сказано ранее, регистрация дронов проводится в госучреждениях.
В законе описана процедура регистрации коптера. Она напоминает постановку на учёт транспортных средств. Всем квадрокоптерам присваивают индивидуальный номер и соответствующую радиометку. Радиометка является зашифрованными данными о владельце, а также информацией о технических характеристиках квадрокоптера.
Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка учёта гражданских беспилотных воздушных судов, ввезённых в РФ или произведённых в РФ» описывает, каким должен быть порядок регистрации такой техники. На его основе регистрируют БЛА (беспилотные летательные аппараты).
В законе говорится о том, что беспилотники, взлётная масса которых варьируется от 250 грамм до 30 килограмм, произведённые в России или за рубежом, регистрируются в государственной базе данных о беспилотных воздушных судах.
Соответственно Федеральному закону № 60 Министерством транспорта РФ устанавливается размер и порядок оплаты.
Сложности регистрационного процесса
Безусловно, любая бюрократическая процедура вызывает те или иные сложности. Не исключением является и регистрация квадрокоптера в России. В первую очередь вам понадобится запастись терпением на оформление требуемой документации на пилотирование. Иной раз не лишним будет заручиться профессиональной юридической поддержкой.
Отдельную сложность представляет собой необходимость проходить данную процедуру в ФСБ. Здесь нужно сообщать те же данные, что и в процессе госрегистрации. Однако в отличие от последнего варианта регистрироваться в онлайн-режиме вы не сможете. Вам придется приезжать в Москву и посещать Росавиацию.
Тут у вас на руках уже должен быть сертификат на беспилотник. Но выполнить это требование, по сути, невозможно, так как дроны в настоящее время не проходят сертификацию. Одним из неприятнейших моментов для российских дрономанов можно считать необходимость предоставлять информацию о маршрутах заблаговременно.
Снятие с учета и перерегистрация дрона
Обстоятельства могут складываться по-разному, например:
- вы хотите продать беспилотник;
- изготовленный самостоятельно летательный аппарат решили совершенствовать, изменив конструкцию, технические данные, тип двигателя и так далее.
Получается, что учетные данные, внесенные в базу, не соответствуют действительности. Чтобы избежать эксцессов, которые могут возникнуть по этому поводу, нужно подать вновь заявление для корректировки учетной информации.
Если меняется владелец, в обращении указывают:
- причины уточнения учетных записей (правовое основание – продажа, обмен, дарение и так далее);
- данные прежнего собственника и лица, которое приобретает дрон;
- номер регистрации при первоначальной постановке на учет;
- дату передачи прав собственности новому владельцу.
Когда меняются технические данные летательного аппарата, по аналогии пишут заявление с просьбой о внесении соответствующих параметров, уточнив серийный и регистрационный номер дрона:
Обратить внимание важно и на установленный срок подачи заявления о внесении изменений. Все зависит от причин, послуживших для этого поводом:
- если меняется владелец беспилотного судна, это можно сделать, как и при покупке или ввозе из-за границы – в течение 10 дней с момента передачи прав пользования другому человеку летательным аппаратом;
- если речь идет о техническом переоборудовании воздушного судна, этот срок сокращен до 2 дней после внесения новшеств в конструкцию.
Список региональных органов надзора
Генеральная дирекция, Москва. Контакты: 7 (495) 601-0777