Дрон-художник и школьный коптер: какими будут беспилотники будущего | РБК Тренды

Дрон-художник и школьный коптер: какими будут беспилотники будущего | РБК Тренды Конструкторы

Советы начинающим фризлайтерам

Абстракции и осмысленные образы в фризлайте создают различными источниками света, получившиеся узоры фотографируют на длительной выдержке.

Проба пера

Новичку нужен цифровой фотоаппарат, у которого есть режим ручной настройки выдержки, и разные источники света для рисования:

  • бенгальские огни;
  • свечки;
  • лампы (накаливания, люминесцентные);
  • экран смартфона;
  • светодиодные фонарики, ленты, шесты;
  • цветной дюралайт (желтый, красный, зеленый, синий, белый);
  • светящиеся игрушки.

Для фризлайта нужна темная одежда, полностью закрывающая кожу

Фризлайт – командное искусство, азы модной техники проще осваивать вдвоем – один рисует, второй фотографирует. Для работы нужен штатив, если его нет, можно на возвышенность положить пакет с крупой, а на него поставить фотоаппарат. При фотосъемке на длинной выдержке камера не должна шевелиться, это обязательное условие.

На обычные фонарики сделали фильтры из канцелярских папок

Картина в технике фризлайт выглядит натурально, если ее рисуют от поверхности, например, от земли, и на ней видны отражения. Без бликов фотоснимок выглядит искусственным, поддельным. Кажется, что красивая картинка создана Фотошопом.

Удачное время и место фотосъемки

Как делать фризлайт − полезные советы:

  • объемный образ легко создать куском дюралайта, на одном погонном метре гибкого шнура размещено до 36 светодиодов;
  • для создания забавных картинок из плотного картона можно вырезать трафареты мультяшных героев, зверушек, цифр, символов, экзотичных цветов, задействовать для съемки несколько людей, заготовки по контуру подсвечивать разноцветными фонариками;
  • из обруча («хула-хуп») и елочной гирлянды можно сделать источник света для создания красивой абстракции.
Мультикомпозиция

Просмотр видео с коллекцией хитовых фризлайт-рисунков поможет генерировать новые идеи. В нем опытный фотограф рассказывает, с помощью чего нарисовать световой тоннель, как создавать красивые, оригинальные световые картинки со словами, буквами.

Как все начиналось

А начиналось все просто. В 2008 году Роман увидел где-то подобную технику, причем в довольно примитивном исполнении. Ребята попытались найти специалистов по фризлайту и обнаружили, что таких крайне мало, причем умеют они не слишком много, плюс ко всему крайне закрыты и не любят делиться секретами мастерства. Всему пришлось учиться самостоятельно. Для поиска заинтересованных людей создали сообщество в «Живом журнале», начали вывешивать фотографии. «Мы думали, — говорит Артем, — что туда придут люди, желающие поделиться своим искусством. А туда пришли жаждущие научиться! И нам, уже что-то умеющим, волей-неволей пришлось становиться гуру».

Потом фризлайтеры начали проводить общественные «вылазки» для членов сообщества. На первую пришел один человек, на вторую — 15, а для третьей пришлось делить толпу учеников на подгруппы. Сейчас к таким вещам Артем и Роман относятся с опаской — может прийти и пара сотен человек, а это уже несанкционированный митинг. За три года работы они провели 15 выставок — от Владивостока до Калининграда, а также принимали участие в коллективных выставках за рубежом. На французском фестивале ARTAQ команда получила Гран-при; работы выставлялись в Париже, Берлине, Лионе, Брюсселе. На данный момент более двадцати работ проекта находятся в собственности российских художественных музеев. Обычно это происходит просто: фризлайтеры проводят выставку, которая бьет рекорды посещаемости, а потом дирекция музея просит у них работу для постоянной экспозиции. Хотя, конечно, постоянная экспозиция в Эрмитаже — это козырь, затмевающий остальные карты.

С осени 2009 года проект «фризлайт.ру» стал самоокупаемым, и его создатели отказались от рутинной работы (ранее оба работали на телевидении). Причем они не берутся за создание заказной рекламы, никогда не рисуют логотипы. «Получится же кино класса Б! — говорит Долгополов. — Репутация нам дороже, поэтому мы работаем только с проектами, имеющими отношение к искусству или находящимися на границе с ним. Этого вполне хватает, у нас нет нужды в заказной работе на производителей пельменей или мобильных телефонов. Мы работаем себе в удовольствие».

Термин «фризлайт» на сегодняшний день прижился в СНГ, в Польше, в Чехии. После фестиваля ARTAQ французы стали употреблять его для обозначения лучших образцов работы со светом («это еще игрушки, а вот это — уже фризлайт»). Многие видеоклассы «фризлайт.ру» получили распространение за рубежом.

Общаясь с фризлайтерами, мы неожиданно поняли одну вещь. Многие необычные виды активности пришли к нам из Европы и США, будучи лишь кальками. А вот российский фризлайт в лице Артема и Романа развивался без заимствований и сегодня является одним из сильнейших в мире, если не самым-самым. Это техническая игра, вышедшая за рамки развлечения и ставшая искусством. Можно сказать, одобрено Эрмитажем.

Без помощи рук

Может ли дрон стать для художника полноценным инструментом? Может, если это граффити-дрон, который использует не карандаши и кисти, а баллончики с краской, и рисует не на холсте, а на стене и других поверхностях большой площади. И если настоящий художник нарисовал для него эскизы, а команда программистов и инженеров научила его эти эскизы воспроизводить в красках. То, что получилось, можно увидеть в московском Центре современного искусства Винзавод, где в среду, 6 сентября, открылся проект художника Миши Most под названием «Эволюция 2.1». Мы решили показать вам в нашем материале, на что способны Миша Most и его граффити-дрон.

На то, чтобы научить дрона воспроизводить краской эскизы художника, ушло несколько месяцев. Сперва Миша Most создал векторные эскизы, которое затем были конвертированы в набор точек. Затем была написана программа, указывавшая по этим точкам, куда надо было лететь дрону и где — а также с какой скоростью и интенсивностью — распылять краску из баллончика. После этого начался долгий процесс настройки — по словам авторов проекта, первый рисунок, выполненный дроном, был очень далек от эскиза.

Над созданием дрона работала команда Interactive Lab, продюсер и
технический партнер проекта, совместно с группой инженеров Tsuru
Robotics, которые отвечали за сборку и настройку беспилотного аппарата.
Восьмироторный дрон, созданный с нуля, способен нести два баллончика с
краской, снабженных приводами для распыления, — для создания сложной
цветной композиции дрону приходилось несколько раз подлетать к одному и
тому же участку стены с разными баллончиками.

Для управления
перемещением беспилотника использовалась оптическая система
позиционирования. На дроне и на стене были закреплены инфракрасные
светодиоды, а вдоль стены были установлены 16 камер, настроенных на
длину волны этих светодиодов. Калибровка камер позволила создать
виртуальное пространство со своей системой координат, в которое авторы
проекта добавили дрон и стену. Камеры следили за инфракрасными диодами и
определяли реальное местоположение октокоптера относительно стены,
благодаря чему беспилотник точно двигался по заданным координатам

Кстати, раз
уж мы вспомнили о беспилотниках в стрит-арте, стоит упомянуть
американского уличного художника и хакера KATSU. Например, он одним из
первых догадался
использовать квадрокоптер как летающую платформу для баллончика с
краской, а заодно стал первым уличным художником, использовавшим дрон
для вандализма. Весной 2023 года KATSU при помощи квадропкоптера DJI
Phantom «расписался» на рекламном плакате в Нью-Йорке.

Проект «Эволюция 2.1» открылся в рамках юбилейного цикла
выставок Винзавода «Прощание с вечной молодостью». Цикл объединяет 12
больших персональных выставок наиболее ярких современных художников,
размышляющих о будущем и поколении «миллениалов».

Миша Most — граффити-художник, один из создателей российского стрит-арта. Его работы неоднократно выставлялись в России, в странах ближнего зарубежья, а также в Европе и США. В частности, в 2023 году Миша Most создал одну из своих самых больших заграничных картин площадью 300 квадратных метров. Ему же принадлежит мировой рекорд в создании наиболее большой монументальной работы площадью 10 тысяч квадратных метров — она занимает место на фасаде металлургического завода в городе Выкса Нижегородской области. В 2008 году Миша Most номинировался на премию Кандинского, с 2023 года является куратором проекта «Стена на Винзаводе».

Дмитрий Иванов

Закон объединения

Во фризлайте — десятки техник и направлений: лайтпейнтинг, лайт-граффити, лайт-дроуинг и т. д. Большинство светохудожников специализируются на какой-то одной разновидности. Например, лайтпейнтинг — это методика освещения объектов с различных точек; при длинной выдержке получаются затейливые сочетания цветов и теней. Некоторые команды занимаются только этим видом — и ничем более. Та же картина наблюдается и на Западе.

Фризлайтеры же пытаются усидеть сразу на всех стульях, и у них неплохо получается. «Это смесь живописи и фотографии, — говорит Роман Пальченков. — Арт на границе с технологиями. В живописи есть десятки направлений — импрессионизм, супрематизм, реализм, но есть и объединяющее название. Так же слово ‘фризлайт’ объединило в себе десятки разрозненных до того техник».

Зачем и как всё это было

В составе КРОК есть подразделение робототехники. Возникло оно в 2023 году и занимается разными интересными вещами, но основное его направление — управление БПЛА. Мы пилим собственные софтинки для управления дронами и решения нестандартных задач. Участникам конкурса-2023 может быть известен

на гитхабе, который мы разработали и использовали для управления дроном на конкурсе летающих дронов. На тот момент мы решали новую для рынка задачу — заставить дрон зависать в нужном месте, аккуратно обходить углы и препятствия. Сегодня это кажется уже смешным.

Помимо этого, мы делаем проекты по управлению беспилотниками на базе вендорского софта, в том числе на базе софта компании SPH Engineering. У них есть как софтварная наземная станция UgCS, так и полноценный командный центр для больших дронофлотов. UgCS умеет управлять большой группой беспилотных аппаратов, что отличает её от обычных наземных станций управления.

Под управлением мы понимаем планирование маршрута полёта, например, для спасательных работ или облёта периметра безопасности, отправку удалённых команд и контроль состояния аппаратов. По сути, для шоу дронов необходимы примерно те же функции, что и в командном центре. И сейчас на базе платформы UgCS появился узкоспециализированный софт Drone Dance Controller, но так было не сразу.

Как рисовать фризлайт

Фризлайтом занимаются в комнате с тусклым освещением или на улице в вечернее, ночное время, потому что световой узор лучше виден на контрастном темном фоне. Для создания рисунка подбирают подходящие источники света, фотоаппарат закрепляют на устойчивую опору, для получения качественных кадров используют пульт дистанционного управления.

Белый световой шар

Пока опыта в фризлайте мало, на камере выбирают режим S, время выдержки зависит от сложности композиции. Для фотографирования первых несложных композиций фризлайта достаточно 2−5 сек. В автоматическом режиме камера сама определит диафрагму.

Чтобы исключить шумы (зернистость), на фотокамере устанавливают минимальное значение ISO (светочувствительность) − 100−200. Баланс белого устанавливают вручную или выбирают режим, подходящий для съемок в темноте, подходит «лампа накаливания».

Немного техники

Технически фризлайт не слишком сложен. Нужен фотоаппарат с возможностью регулировки выдержки, штатив и источники света. В качестве последних подходит практически все что угодно — даже зажигалки и бенгальские огни. Наиболее распространенные источники — фонари с цветными светофильтрами и диодные жезлы для получения широких световых полос. Некоторые источники приходится изготавливать самостоятельно или заказывать. Например, для одной из работ потребовалась гибкая лента из светодиодов, способная принимать различные формы, — пришлось изготовить. Конечно, ни одна фирма в мире не делает специальные фонари для фризлайта. Но вполне возможно, когда-нибудь это искусство выйдет на такой уровень популярности, что подобные фирмы возникнут.

Съемка ничем, кроме выдержки, не отличается от любой другой ночной съемки — низкий параметр ISO (100), диафрагма от 8 до 11. И обязательно — штатив, иначе камера будет двигаться относительно объекта, и фотография получится нечеткой. Кстати, работа со светом, когда камеру двигают относительно источника, а не источник относительно неподвижной камеры, называется люминографией, но этот жанр подразумевает лишь создание красивых абстракций.

«Фризлайт.ру» постоянно дает мастер-классы — на разных фотовыставках, в разных городах. Причем мастер-классы самые разные — от создания сложнейших картин с помощью дорогостоящего оборудования до элементарных рисунков, которые можно сделать обычной мыльницей, не умеющей регулировать выдержку. Просто в последнем случае приходится «обманывать» светочувствительный датчик, прикрывая рукой объектив перед самой съемкой, а потом очень быстро рисовать.

Довольно много времени занимает расчет расстояний. Некоторые рисунки приходится делать с искажением перспективы, чтобы на и тоговой фотографии они выглядели соразмерными. Впрочем, больших картин фризлайтеры не создают — в этом нет особого смысла. В двухметровой фигуре можно выразить то же самое, что и в четырехметровой, так зачем усложнять задачу?

Фризлайтеры не используют мультиэкспозицию и компьютерную обработку (не считая цветокоррекции). Конечно, мультиэкспозиция позволяет сделать несколько дублей, а потом соединить их в один. «Но нам интереснее сделать все за один заход, — говорит Роман. — В этом состоят техническая и творческая задачи. Кроме того, в графических редакторах многие создаваемые нами вещи просто физически невозможно повторить. Все эти блики, отражения, переливы света». Нередко приходится делать много дублей. Например, копию «Курильщика» Сезанна сумели нарисовать чуть ли не с семидесятого дубля, зато уже упомянутый «Танец» Матисса получился с третьей попытки. Новичкам Роман и Артем в один голос рекомендуют не бросать, не закончив. Не получилось с десяти дублей — получится с двадцати. Только преодолев себя и завершив работу, можно добиться успеха.

Световое шоу дронов

Световые шоу дронов появились недавно, но Intel и Ehang уже ставят мировые рекорды по количеству управляемых одновременных дронов. Вся эта борьба происходит в Штатах, Европе, Китае, ОАЭ. Если вы живете в РФ, то увидеть выступление дронов можно в лучшем случае в записи или оценить красоту по фотографиям. Ни то ни другое меня не устраивало, и захотелось сделать свое Шоу Дронов.

9 мая мы запустили 15 квадрокоптеров с программой посвященной Дню Победы.

Первый вопрос о том как это работает обычно про навигацию. Сейчас для позиционирования используется сантиметровая точность в результате комбинации сигналов Glonass и GPS с поправками с земли. Когда в небе больше одного беспилотника, это имеет огромное значение и позволяет не только выстраивать разные фигуры в воздухе, но и предотвращать столкновения между ними. Расстояние между дронами зачастую меньше 2-х метров, и при использовании «обычного» GPS/Glonass столкновение будет неизбежно.

image

Для стаи используются дроны собственной сборки. Теоретически можно использовать некоторые стоковые модели, но их приходится модифицировать настолько что проще сразу свое собирать. Кроме того надежность стоковых моделей зачастую под вопросом, и в случае стаи это очень важный момент. Конструкция дронов прошла несколько итераций, и сейчас квадрокоптеры построены на базе 450-й рамы. С одной стороны они довольно большие, что не очень удобно при транспортировке — вывести стаю на полеты, та еще логистическая задача, с другой они прекрасно отрабатывают ветер, непогоду и имеют ощутимый запас по полетному времени. Размер так же позволяет установить большой светодиодный фонарь который видно за несколько километров.

image

Все дроны управляются с наземной станции, во время полета проводится синхронизация каждого дрона, а, так же, контроль текущих параметров. Ночные полеты вообще очень сложны, и без мониторинга можно ничего не увидеть. Программа выступления формируется заранее. Сначала эскизно на бумаге, потом подбираются картинки, по ним делаются расстановки и уже потом прописываются все перемещения дронов и управление их огнями.

Разумеется все переходы посчитаны программно, но иногда приходится вставлять промежуточные переходы, вручную контролировать. Перед физическим полетом выступление прогоняется в симуляторе, где наглядно видно что и как происходит, можно визуально оценить как сами фигуры, так и возможность появления инцидентов при переходах.

image

После того как программа выступления не вызывает нареканий, заряжены и вставлены все батареи, поставлены винты и сами дроны уже стоят на взлетной площадке готовые оторваться в воздух, все равно что то может пойти не так:

Поэтому постоянно приходится все перепроверять, тестировать, вести учет и статистику по сбоям и поломкам каждой детали что бы вовремя все исправить или полностью модифицировать. На подготовку, контроль и послеполетный анализ уходит много времени и сил.

image

Но когда светящаяся стая взлетает и начинает выстраивать цветные фигуры, плавно перетекающие одна в другую, или резко вспыхивает в темноте – ощущения непередаваемые. Вживую, а не по видео или фото это смотрится совершенно фантастически.

Фризлайт − способы рисования

Профессиональные фотографы и фризлайтеры-любители создают свои картины двумя способами:

  • направленным светом, когда луч попадает прямо в камеру;
  • отраженным светом, когда световой рисунок привязывают к объекту, он создается на поверхности.
Рисование светодиодным жезлом

Первые рисунки, созданные начинающими фризлайтерами, однотипны: сердечки, буквы, имена, крылышки, домики, цветочки, собачки, контуры людей, смайлики. На простых образах осваивают базовые навыки фризлайта, потом переходят к сложным композициям:

  • монокомпозиция – один стационарный объект прорисовывают светом со всех сторон;
  • мультикомпозиция – объект во время съемки перемещается, подсветкой создают эффекты множественности, движения;
  • размытие – используя направленный свет, создают абстрактное, нечеткое изображение;
  • световые мечи – светом постоянной интенсивности изображают орнаменты, буквы.
Пример использования бенгальских огней

Создание светового узора — процесс творческий, но для создания качественного светового граффити одного вдохновения мало, нужен продуманный сюжет, четко выстроенная композиция. При фризлайт-съемке на улице в кадр не должны попадать посторонние люди, объекты, присутствовать лишние источники света.

Итого

Можно собрать рой дронов, купить софт UgCS, получить от нас рекомендации и начать летать. Если у вас уже есть определённая компетенция в дроноводстве, то всё окажется даже не очень сложно. Знаю ребят, которые подняли тестовый танец для 20 дронов через 24 часа после приобретения лицензии и рекомендаций по внедрению софта (правда, у них уже был флот).

Заключение

Во время ночных съемок на длинной выдержке начинающие фризлайтеры сталкиваются с проблемами: линии рисунка нечеткие, размытые, узор тусклый, неяркий.

Классика − надпись, прорисованная светодиодным фонариком

В видеоуроке в деталях разобраны распространенные ошибки фризлайта, понятно рассказано и показано, как их диагностировать и исправлять:

Смотрите про коптеры:  Объемная модель Ла-5 из потолочки (1:12) — Паркфлаер
Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий