Основы
Дрон-рейсинг заключается в следующем: участники соревнований надевают FPV очки, на которые транслируется видеопоток в режиме реального времени с камеры коптера, управляемого посредством аппаратуры управления. Гоночные дроны могут ускоряться с 0-100км/ч всего за 2 секунды.
Основные правила
Как и сама беспилотная технология, дрон-рейсинг постоянно меняющийся вид спорта. По состоянию на 2023 год в соответствии с Drone Pilots Federation основными правилами являются:
Гоночные классы: 3S (больше подходит для начинающих гонщиков), 4S (для более опытных гонщиков) и открытого класса (для всех типов БЛА).
Для гоночных дронов классов 3S и 4S – расстояние между моторами по диагонали может быть не более 305 мм. Для открытого класса ограничений нет.
Несущие винты: для классов 3S и 4S могут быть не более 15 см. Двигатели электрические. Для открытого класса никаких ограничений нет.
Питание: для 3S – 3-баночное LiPo. Для 4S – 4 баночная LiPo. Для открытого класса ограничений нет. Вес: для всех классов не более 800 грамм.
Drl racerx
Первое место нашего рейтинга принадлежит самому быстрому гоночному квадрокоптеру в мире DRL RacerX, спроектированному и построенному командой инженеров во главе с директором Drone Racing League Райаном Гури. Напомним, что ранее мы писали о его младшем брате Racer 3.
Испытания нового гоночного дрона состоялись 13 июля 2023 года в Нью-Йорке. Среди приглашенных присутствовал полномочный представитель компании Guinness World Records, который и зафиксировал официальный мировой рекорд скорости для электрических квадрокоптеров с дистанционным управлением.
DRL RacerX представляет собой квадрокоптер с карбоновой рамой правильной крестообразной формы, моторами Tiger Motor F80 2200 KV и пропеллерами 5045. Максимальная скорость вращения двигателей достигает 46 тыс. оборотов в минуту. Питается воздушный гонщик от двух батарей LiPo 6S 1300 мАч 95C. Весит летательный аппарат 800 г.
Teal sports racer
Эта модель быстрого гоночного дрона выпускается серийно. С максимальной скоростью в 136 км/ч Teal Sports Racer занимает в нашем рейтинге четвертое место. Мощные бесколлекторные моторы Lumenier MX2206-9 обеспечивают пятидюймовым трехлопастным воздушным винтам этого квадрокоптера скорость вращения 2450 KV.
Электродвигатели питаются от батареи LiPo емкостью 1800 мАч. АКБ имеет выходное напряжение 15,2 В и обладает токоотдачей 45C. Размер квадрокоптера по диагонали составляет 260 мм, весит Sports Racer 730 г. Отношение тяги к весу не слишком велико и составляет 4,8 к 1.
Дрон доступен исключительно для пользователей, проживающих в США и Канаде. Заказать это изделие можно на сайте компании Teal Drones Inc. Стоимость полного набора составляет 1299 американских долларов.
Varavon pathfinder-s
В середине прошлого года американо-корейская компания Varavon Inc вышла на рынок с мультикоптером Varavon Pathfinder-S, способным разгоняться до 200 км/ч. Помимо высоких скоростных характеристик, данная модель демонстрирует свою полную водонепроницаемость.
Корпус этой машины представляет собой карбоновый монокок, выполненный в виде буквы Y и имеющий размеры 260x299x100 мм. Весит летательный аппарат 600 г (без АКБ). На концах его трех лучей попарно установлены шесть бесколлекторных электродвигателей 2300 KV, оснащенных трехлопастными пропеллерами 6045.
Walkera furious 320
К сожалению, этот очень популярный гоночный серийный квадрокоптер с максимальной скоростью в 120 километров в час оказался в нашем рейтинге только пятым. Подробный обзор на дрон можете почитать здесь. Основной технической изюминкой данного коптера является особое устройство лучей, способных в автоматическом режиме изменять угол атаки несущих винтов.
Без АКБ этот дрон весит 810 г, а его размеры составляют 328х254х118 мм. Дрон комплектуется бесколлекторными моторами 1700 KV и двухлопастными воздушными винтами. Источником энергии служит четырехбаночный LiPo аккумулятор емкостью 2600 мАч. Полеты от первого лица поддерживаются Full HD камерой. На сегодняшний день RTF комплект этого квадрокоптера можно приобрести за US $560.
Аппарат
Дрон для гонок довольно сильно отличается от обычной потребительской модели. Профессиональные коптеры создаются с учётом аэродинамических характеристик и настроены под большие скорости и резкие повороты. Но из-за специфики имеют крайне малую продолжительность полётов – не более 5 минут при полной нагрузке.
Гоночный дрон eachine racer 250
Модель Eachine Racer создана на основе рамы 250 мм. Это гоночный аппарат, поэтому для плавной съёмки он не подойдёт. Зато с ним можно ощутить всю прелесть полёта, посмотреть на мир глазами птиц, выполнять различные сложные «пируэты» и летать на высоких скоростях.
Гоночный дрон smart drone smd red arrow racing
Продолжаем обзор ТОП-3 лучших гоночных дронов на раме 2520 моделью Smart Drone SMD Red Arrow Racing. Этот девайс является дебютным для китайской компании Shenzhen Smart Drone UAV Co Ltd. Его по достоинству уже успели оценить в Китае, наградив разработку знаками отличия за достижения в отрасли firmware/software.
Производство поддержали Шэньчжэньский и Пекинский университет Аэронавтики и Космонавтики. Девайс планируют использовать в отрасли картографирования, для аэрофотосъёмки, мониторинга стихийных бедствий и чрезвычайных происшествий, дорожного патрулирования, поиска полезных ископаемых, контроля за работой линий электропередач. Подробнее ознакомимся с особенностями модели:
- Комплект поставки, дизайн, габариты. В комплектацию от производителя входит сам дрон, трансмиттер с экраном (2.4/5.8 G), батарея, мануал для пользователя, несущие винты (4 основных и 2 запасных), зарядка. Цвет модели красный с чёрными вставками. В разложенном виде габариты Smart Drone SMD Red Arrow Racing — 22.9х22.2х8.5 см, а в сложенном — 34.6х31.3х8.5 см. Весит устройство с аккумулятором 550 грамм.
- Мощность и функционал. Этот гоночный дрон работает на моторах 2204 Blushless Motor KV2200 и регуляторах на 15 А. Это собственная разработка производителя. Smart Drone SMD Red Arrow Racing предназначен для полётов как в помещении, так и на улице. Из дополнительных функций можно выделить режим удержания высоты, а также автоматический взлёт и посадку.
- Автономный режим и полёт. Smart Drone SMD Red Arrow Racing рассчитан на 15 минут полёта. Есть несколько режимов скорости. Самый быстрый — Altitude (72 км/ч), при Sport-режиме скорость достигает 36 км/ч. Новичкам рекомендуется в первое время использовать GPS-режим. При его активации скорость достигает 18 км/ч. Аппарат поднимается в воздух максимально на скорости 10 км/ч, а снижается на 7 км/ч. Допустимая высота полёта — 4 тысячи метров над уровнем моря. При оптимальной работе FPV максимальная дальность составляет 150 метров. Литий-полимерная батарея дрона отличается ёмкостью 2200 мАч. Рабочая температура модели — -10… 45 градусов. В целом модель отличается динамичностью и ветроустойчивостью.
- Режимы полёта. Их всего три: Beginner, Advanced, IOS. Первый предназначен для новичков. Скорость и динамика при его активации минимальны. Второй оценят продвинутые пилоты, поскольку все ограничения по ориентации пространства снимаются в этом случае и 100-процентно полётом управляет пилот. Третий режим отличается интеллектуальным контролем ориентации и похож на Headless mode. За ориентацию устройства отвечает электроника, но настройки активности меняются. Например, повышается отзывчивость дрона.
- Камера и трансмиттер. Камера стабильно передает видеопоток на расстоянии 150 метров. Сенсор изображения — CMOS Panasonic. Объектив снимает фото и видео в разрешении 1280х720 точек, частота видео — 30 кадров в секунду. Камера поддерживает карты памяти объёмом 8–32 Гб формата TF Card и Standart. Формат фото — JPG, а видео — AVI. ISO и баланс белого автоматические, как и скорость затвора. Бортовое напряжение камеры 12В, а сила тока — 250 мА при рабочей частоте — 5,8 ГГц. Что касается трансмиттера, то он восьмиканальный с рабочей частотой 2,4 ГГц и подконтрольным расстоянием 300 метров. В автономном режиме он работает благодаря встроенному литий-полимерному аккумулятору ёмкостью 5000 мАч. На трансмиттере имеется монитор, оснащённый передатчиком FPV. Предупреждение пользователю о низком заряде высвечивается при 6.8В.
- Дополнительно. На каждом луче модели встроена LED-подсветка, также имеется стоп-сигнал. Ориентация модели осуществляется посредством трёхосевых гироскопа, компаса и акселерометра. Также присутствует барометрический сенсор. Из плюсов можно отметить качество корпуса, компактность, хорошую камеру и наличие запрограммированных режимов. Из минусов — отсутствие функции возврата и сравнительно высока стоимость.
Гоночный дрон walkera runner 250 advance
Этот девайс выпускает китайский производитель Walkera. Дрон Runner 250 Advance участвовал в воздушных гонках Drone Racing. Ознакомимся детальнее с его характеристиками:
- Комплектация. Модель Walkera Runner 250 Advance выпускается в двух видах комплектации: Basic 1 и BNF. В первую входит сам девайс, аккумулятор, ёмкость которого составляет 2200 мАч, зарядка с блоком питания, GPS-приёмник DEVO-RX-710, пульт ДУ DEVO 7, модуль передачи изображения 5.8 G, объектив 800TVL, OSD, винты (4 несущих и 4 запасных), инструкция в бумажном варианте, инструкция на CD-носителе для пульта, инструмент. Что касается комплектации BNF, она состоит из самого устройства, аккумулятора ёмкостью 2200 мАч, зарядки с блоком питания, модуля передачи изображения 5.8 G, объектива 800TVL, приёмника DEVO-RX-710, OSD, 4 несущих винтов 4 запасных, инструкции по эксплуатации и рюкзака.
- Дизайн и габариты. Корпус модели прочный, выполнен из карбона в чёрно-красной расцветке. Он отличается повышенной устойчивостью к разного рода климатическим и химическим воздействиям. Габариты Walkera Runner 250 Advance — 22,5х20,5х9,2 см, а вес — 570 грамм.
- Мощность и функционал. Если рассматривать мощность дрона, то её вполне достаточно для участия в гонках. Моторы в модели бесколлекторные — WK-WS-28-014 (CW/CCW). Несущие винты имеют диаметр 14 см. Регуляторы ESC — Runner 250, а контроллер полёта — FCS-Runner 250 GPS. Устройство оснащено модулями GLONASS и GPS для точного позиционирования, а контроль полёта осуществляется посредством системы на платформе MWC. Благодаря встроенным передатчикам TX5816 (FCC) TX5817 (CE) возможна передача видеосигнала. Дополнительно в модели присутствует зуммер.
- Полёт и автономность. Дальность полёта составляет 1 км, время — 10–13 минут. Автономный режим работы обеспечивает батарея 3S 11.1V 25C Li-Po. Аккумулятор полностью заряжается за 1 час. Модель Walkera Runner 250 Advance рассчитана на управление профессионалами, хоть и отличается хорошей отзывчивостью и быстрой реакцией на команды. Высота при полёте держится стабильно. У пользователя также не возникает трудностей с ускорением гаджета. Оно происходит быстро и плавно. Рабочая температура девайса — -10… 40 градусов. Картинка при съёмке даже в плохих погодных условиях получается весьма качественной. Камера FPV отличается углом наклона до 45 градусов. Сбои видеосигнала практически не случаются.
- Дополнительно. Из преимуществ данной модели можно выделить прочность, лёгкость, манёвренность, простота ремонта. Немаловажно и наличие видео очков. К тому же, при желании пользователь может существенно расширить функционал этого гоночного дрона. На рынке представлен огромный выбор аксессуаров для него. Впечатляют и функции удержания позиции, возврата домой. При необходимости камеру можно сменить. Дополнительно поддерживается Object round flight. Из недостатков отметим попадание мусора при низком полёте, что доставляет определённое неудобство и чрезмерная открытость конструкции.
Цена Walkera Runner 250 Advance в России от 22 000 рублей. С видеообзором ознакомьтесь ниже:
Дрон-рейсинг в россии
В России дрон-рейсинг был признан самостоятельной спортивной дисциплиной относительно недавно — в ноябре 2023 года, когда Минспорта включило его во Всероссийский реестр видов спорта (класс F-3U в разделе «Авиамодельный спорт»). Таким образом, гонки коптеров обрели официальный статус, но пока не получили массового распространения, все еще оставаясь уделом немногочисленных фанатов.
Дрон-рейсинг: рождение нового спорта | компьютерра
Хотим мы того или нет, у большинства видов спорта кровавая история: они начинались как искусство лишения себе подобных жизни или, как минимум, способ отъёма того же самого у братьев наших меньших ради набивания живота. Впрочем, иначе оно, наверное, и быть не может: спорт по определению предполагает сопоставление способностей, а где ещё как не на задаче насильственного умерщвления способности проявляются максимально полно?
Так что едва ли стоит сожалеть, что и последний — и самый, пожалуй, технически сложный — спорт, оформившийся буквально в последние года два, уходит корнями туда же. Я говорю о состязаниях радиоуправляемых летательных аппаратов, которым, вместо нанесения бомбовых ударов по технике и людям, полагается пройти на скорость сложную трёхмерную трассу. Это дрон-рейсинг (ДР).
Сильно упрощая, ДР предполагает гонку мультикоптеров ручного формата. В любом подходящем месте — главным условием безлюдность, по понятной причине избежания травм — лентами или флажками размечается трасса, на старт один за другим или все вместе (зависит от свободного пространства и цели) выставляются дроны, после чего даётся сигнал к началу «заезда». В отличие от классических соревнований радиоуправляемых самолётов, кордовых моделей и прочего подобного, здесь участники контролируют положение своих аппаратов не прямо, а посредством цифровой техники: воспроизводя сигнал с бортовой камеры на компьютере или планшетке, либо электронных очках (пилотаж от первого лица, FPV). Зрителям по возможности выдаются такие же и они переживают все перипетии состязания вместе с гонщиками. Но, конечно, именно гонщикам достаётся львиная доля удовольствия: провести аппарат размером с большую книгу через пространственные виражи на скоростях, порой превышающих полсотни километров в час, требует умения и нервов.
Трассы очень разные. В Штатах популярны большие пустые пространства типа стадионов или лугов, где ничто не мешает гнать на полных скоростях вдоль отмеченной лентой дорожки. В Европе, напротив, предпочитают сложные объёмы, насыщенные всевозможными препятствиями — как на мероприятиях британской FPV League. В обоих случаях, впрочем, мало просто «давить на педаль газа». Необходимо чувствовать размеры и инерцию дрона, чтобы протиснуть его между деревьями или камнями, правильно совершить манёвр по вертикали, вписаться в крутой поворот. Это здорово похоже на компьютерную игру, с той только разницей, что всё происходит на самом деле — и от искусства пилотажа зависит не только, выиграешь ли ты приз, но и сохранность техники — которая, естественно, падает, сталкивается, ломается.
Нам здорово повезло: мы застали новый спорт на самом его рождении. Нет ещё ни единого свода правил (делаются попытки составления таковых: регулируют форму и размер рамы, винтов, тип батареи), ни международных федераций (только-только начинают формироваться региональные сообщества), ни даже статьи в «Википедии» (я сделал заготовку, подключайтесь!). Есть только желание, бьющее через край, да растущие толпы зрителей на импровизированных дрон-дромах.
Кривая роста запросов для термина «drone racing» за последние пару лет говорит сама за себя — и пусть вас не смущает небольшая пока абсолютная узнаваемость: у ДР есть все шансы войти в список самых популярных видов спорта, потому что есть все необходимые для этого составляющие. Он зрелищен — а это первый и главный плюс в эпоху, когда спорт окончательно утратил утилитарный смысл (никто больше не тренируется стрелять из мелкашки, чтобы потом убивать людей). Он пригоден и для закрытых помещений, и для открытых пространств, не зависит от погоды и даже больше того — чем более погодные условия непредсказуемы, тем интересней. Он демократичен, открыт для каждого — больше, чем многие иные виды спорта: попробовать себя в роли дронрейсера может каждый, специальной подготовки не требуется. В то же время он оставляет многое человеку, в том смысле, что в нём есть куда развиваться, и что важно — задействует неиспользуемые пока навыки пространственной ориентации (не было у нас ничего подобного, авиамоделизм не в счёт). Наконец, что ещё высоко ценится нынче, при желании он может быть технически очень сложным, то есть оставляет столь же многое конструкторам, проектирующим дроны.
Эта последняя особенность уже проявляется. Стандартным мультикоптерам из магазинов дронрейсеры-профессионалы предпочитают самосборные конструкции. Понятно, что запчасти — рама, двигатели, винты, управление — приобретаются, но даже в такой форме это позволяет проявить фантазию и оторваться от соперников. А представьте, сколько ещё можно оптимизировать, создавая гоночный дрон! Система маневрирования, источник энергии, степень автоматизации, особая форма (вероятно, не без привлечения 3D-печати)… Как и с прочими технически сложными видами спорта, в какой-то момент «навороты» для дронов наверняка придётся ограничить. И, вероятно, со временем ДР разделится на категории: с ручным управлением или полуавтоматическим, на электрической тяге или с применением альтернативных топлив, по числу винтов, габаритам, весу и пр.
Пока дрон-рейсинг держится на энтузиазме — и профессионалы на вопрос, сколько стоит такое удовольствие, отшучиваются, что, мол, цен две: официальная для супруги и настоящая. Чтобы составить представление: в среднем комплект оборудования для FPV-гонок стоит под тысячу долларов, хоть и мало кто одним комплектом ограничивается. Не столько даже необходимость иметь запасной аппарат, сколько жажда экспериментаторства толкает рейсеров на расширение личного «дрон-парка».
Важно, что растёт не только число собственно гонщиков, но и зрителей. На мероприятиях уже упоминавшейся FPV League насчитывают по две сотни болельщиков — чему вполне могут позавидовать многие солидные виды спорта с историей, исчисляемой веками. Так что, хоть в большинстве случаев дрон-рейсинг пока опекается учебными заведениями (в том числе в России: в мае, например, прошёл открытый чемпионат Москвы под патронажем МАИ), перспектива очевидна: скоро идею распробуют бизнесмены и тогда в ДР придут большие деньги.
Проблемы
Одна из самых острых проблем российского дрон-рейсинга — о нем мало кто знает, а те, кто знает, воспринимают их в основном как хобби после работы, а не как профессиональный спорт.
Несмотря на огромный потенциал дисциплины, на сегодняшний день в России гонки коптеров чаще воспринимаются как шоу. Так, PWC (международная сеть компаний, предлагающих услуги в области консалтинга) ставит индустрию развлечений на пятое место в рейтинге отраслей, наиболее перспективных для применения беспилотных летательных аппаратов. Стоимость решений с использованием беспилотников в этом секторе экономики оценивается в 8,8 млрд долларов.
Moscow Drone Festival состоялся в 26 августа 2023 года. 30 звезд дрон-рейсинга, 14 часов гонки, тысячи гостей, более 170 тысяч просмотров прямой трансляции… Лучшим в поединке стал Томас Питерсон!
Безошибочный, виртуозный рейсер получил 1 000 000 рублей! Второе и третье место заняли Платон Максимов и Владимир Иванов — они получили 425 000 и 325 000 соответственно! Марко Матаэль, Кирилл Федукович, Бастиан Хаакль, Марвин Шнайдер и Артем Игнатов заняли с 4 по 8 места и разделили между собой оставшийся фонд в 750 000 рублей.
Moscow Drone Festival посетило около 5 000 человек (за весь день), что для пилотного проекта стало исключительно высоким показателем. В показательной гонке приняли участие 30 профессиональных рейсеров. В квалификационных соревнованиях участвовало 48 пилотов-любителей.
Главное, фестиваль в доступной и понятной форме рассказал москвичам о дрон-рейсинге и пробудил живой интерес к этому виду спорта. По итогам пилотного мероприятия, Moscow Drone Festival было решено сделать ежегодным. Первый фестиваль обозначил ориентиры для последующих мероприятий. Учитывая потенциал дрон-рейсинга с точки зрения роста количества увлеченных и вовлеченных спортсменов.