Easytronic MTA – роботизированная трансмиссия

Easytronic  MTA - роботизированная трансмиссия Конструкторы
Содержание
  1. Что такое коробка передач easytronic
  2. Замена гидравлической жидкости ( DOT4) и прокачка сцепления.
  3. Заучивание геометрии коробки передач.
  4. Заучивание точки касания сцепления.
  5. 5 типичных поломок изитроника
  6. Mta easytronic в astra-h
  7. Mta easytronic в corsa-c / meriva-a
  8. Автоматический режим работы
  9. Блок привода переключения передач
  10. Блок привода сцепления
  11. Выключение тока
  12. Дополнительная информация при обслуживании easytronic
  13. Задний ход
  14. Запуск двигателя
  15. Как избежать ремонта easytronic?
  16. Конструкция mta easytronic
  17. Конструкция коробки easytronic
  18. Неисправности в роботизированной коробке передач
  19. Особенности mta easytronic
  20. Полуавтоматический режим работы
  21. Преимущества и недостатки кпп
  22. Привод выбора и включения передач
  23. Привод сцепления
  24. Принцип работы
  25. Программа зимнего вождения
  26. Рычаг выбора передач
  27. Саморегулирующее сцепление
  28. Саморегулирующееся сцепление
  29. Селектор выбора передач
  30. Советы по эксплуатации
  31. Советы по эксплуатации коробки передач изитроник
  32. Электронный блок управления

Что такое коробка передач easytronic

Подобно трансмиссии DSG6 или DSG7, коробка Изитроник представляет собой некий симбиоз между автоматической и механической трансмиссиями. Большинство деталей, передающих крутящий момент от силового агрегата на ведущие колеса, имеет ту же конструкцию, что и в классической механике.

Сам механизм работы тоже почти идентичен работе МКПП, только каждая передача включается/выключается в основном без участия водителя – ему достаточно выбрать необходимый режим (для этого имеется селектор переключения функций), и затем только нажимать газ или тормоз. Всю остальную работу выполняет электроника.

О достоинствах и недостатках данной трансмиссии мы поговорим немного позже. Но если коротко, то многие автомобилисты, кому позволяют финансовые возможности, останавливают свой выбор на таком типе, потому что он сочетает в себе легкость управления автомата с надежностью и экономичностью механики.

Ключевым отличием между роботом и механикой является отсутствие педали сцепления (водителю доступен только газ и тормоз, как и в автоматической КПП). За эту функцию (сцепление выжимается/отпускается) будет отвечать привод, работающий на электрогидравлике.

Смотрите про коптеры:  Автопилот к любому авто за 2000$ | Пикабу

А за перемещение шестерен и выбор нужных передач отвечает электродвигатель, который управляется ЭБУ. Действия водителя и дорожная обстановка являются лишь входными данными, которые обрабатываются микропроцессором. На основании запрограммированных алгоритмов определяется максимально эффективный момент переключения передач.

Замена гидравлической жидкости ( DOT4) и прокачка сцепления.

Откручиваем крышку бачка сцепления и как правило видим грязную старую жидкость для удаления которой из бачка сцепления можно воспользоваться шприцом. После этого доливаем свежей жидкости в бачек. На штуцер прокачки одеваем прозрачную трубочку и запасаемся ключом на 9.

В окне программы находим пункт Clutch Test (Тест сцепления) и входим в него. В окне видим две кнопки Open (Выжать) и Close (Отпустить) . Нажав кнопку выжимаем сцепление и открываем штуцер прокачки. Старая жидкость утекает по трубке и после этого закрываем штуцер. На сканере нажимаем кнопку “Отпустить”. Повторяем процедуру до тех пор пока из штуцера не пойдет свежая жидкость.

Теперь необходимо удалить воздух из гидропривода сцепления. Для этого в рабочем окне есть пункт Bleed Clutch Hydraulic (Прокачка сцепления). По инструкции в бачке сцепления необходимо создать давление 2 бара. Для этой цели используют специальное устройсво для прокачки гидравлических систем или обычный насос с модифицированной крышкой бачка в который вставлен ниппель от бескамерной шины.

Заучивание геометрии коробки передач.

В начале процесса может появиться следующая надпись: Conditions not correct! Видимо придется выйти из программы, заглушить машину, войти почистить ошибки МТА, и повторить процедуру обучения. Не забывать удерживать тормоз.

Обучение параметров переключения коробки передач. (Learn Gearbox Parameters)

1. Для проведения процедуры рекомендуется вывесить передние колеса автомобиля , что бы они могли свободно вращаться.2. Включить зажигание не заводя двигатель. Положение нейтраль, (машина на ручнике)Подтверждаем выбор, нажатием кнопки ОК.


Начинается 1-й этапСмотрим как настраиваются передачи 1я-5я задняя.

Первая часть завершена. Нажимаем педаль тормоза и заводим двигатель, после чего жмем ОK

Начинается часть обучения синхронизации передач. В автоматическом режиме поочередно выполняются операции со всеми передачам, а мы за этим просто наблюдаем.

Заучивание точки касания сцепления.

От тщательности точности обучения узла управлением сцепления зависит долговечность его работы и комфорт при движении. Процедура обучения так же состоит из двух частей.

  • Первая стадия выполняется с помощью пункта Touch Piont Adaption (Заучивание точки касания) . Это процедура выполняет при следующих условиях: Мотор на холостых оборотах, , ручник взведен, педаль тормоза нажата, рычаг кпп в нейтрали. В процессе работы нужно следить за сообщениями программы и переводить селектор КП из положения “N” в “А” и обратно. Лучше это делать не мешкая, поскольку иначе процедура адаптации может быть прервана по таймауту. По окончании будет выдано сообщение о завершении процедуры.
  • Вторая стадия – это дополнительная адаптация точки касания и окончательная фаза обучения ЭБУ . Необходимо выполнить пункт меню Additional Touch Piont Adaption (Дополнительная адаптация точки касания). Условия выполнения такие же как в первой стадии и по окончании так же выдается сообщение.

5 типичных поломок изитроника

Если электроника выявит неисправность, загорится сигнальный значок, индикатор F. При таких дефектах дальнейшее движение невозможно. Среди наиболее вероятных поломок роботизированной трансмиссии EASYTRONIC выделяют:

  1. Выход из строя ЭБУ (щетки в электромоторе ходят 120–150 тыс. км, при выявлении износа официальный дилер предлагает менять блок в сборе, хотя в гаражных условиях уже научились монтировать щетки от дрелей, ГАЗелей и даже газонокосилок; учтите, щетки, используемые при замене, должны быть меднографитовыми, обычные графитовые и стальные не подходят).
  2. Неправильное функционирование главного цилиндра сцепления (перепускной клапан покрывается грязью или отложениями, это приводит к тому, что главному цилиндру сложно держать давление, автомобиль двигается с рывками и подергиваниями; важно не допускать длительной работы на загрязненной тормозной жидкости, следить за герметичностью соединений, особенно в том месте, где шланг высокого давления примыкает к главному цилиндру).
  3. В механической части EASYTRONIC F17 изношен вторичный вал (во время езды появляется характерный гул).
  4. Потеря контактов в электрической части, перегорание предохранителя селектора.
  5. Поврежден диск сцепления (частички рассыпавшегося диска сцепления засоряют систему, иногда это сопровождается гулом выжимного подшипника).

Mta easytronic в astra-h

Для нормального проведения регулировок, особо подчеркнем, что в процессе работы необходимо затянуть ручной тормоз и удерживать ножной . Если эти условия не выполенены, то процесс регулировки прекращается. Подключаем OP-COM к диагностическому разъему и соединяемся с блоком управления трансмиссией.

Mta easytronic в corsa-c / meriva-a

Автомобили Corsa-C и Meriva-A комплектовались 5-ти ступенчатыми роботизированными механическими коробками MTA F13 и F17. Техническое обслуживание и адаптация параметров MTA проводится по графику указанному в сервисной книжке или внепланово при замене деталей MTA или при погрешностях (рывки , пробуксовка) в работе коробки, замеченных при движениии автомобиля.

Обслуживание сводится к трем основным операциям. Эти операции будем проводить при помощи OP-COM адаптера и программы v121001. Основное рабочее окно по обслуживанию Easytronic расположено по пути:Meriva-A (Corsa-C) > Transmission > MTA Easytronic > Programming

Автоматический режим работы

В этом случае трансмиссия полностью контролируется электроникой. Водитель только выбирает маршрут, и в соответствии с дорожной обстановкой нажимает соответствующую педаль: газа/тормоза. Во время изготовления данной трансмиссии на заводе выполняется программирование блока управления.

Данный режим позволяет коробке работать, как обычному автоматическому аналогу. Единственным отличием является отсоединение трансмиссии от мотора. Для этого используется корзина сцепления (подробно об устройстве этого механизма читайте в другом обзоре).

Вот как работает РКПП в автоматическом режиме:

  • Уменьшается количество оборотов двигателя. Эта функция возложена на датчик положения коленвала (о том, как работает это устройство, читайте отдельно). В этом случае определяется количество оборотов коленчатого вала, и в блоке управления активируется соответствующий алгоритм.
  • Выжимается корзина сцепления. В этот момент происходит разъединение ведущего вала от маховика (о том, какие функции выполняет маховик в машине, читайте здесь), чтобы без повреждений можно было подключить соответствующую шестерню.
  • На основании сигналов, поступающих в блок управления от ходовой части, датчиков дросселя или положения педали газа и других сенсоров, определяется, какую передачу нужно включить. В этот момент выбирается подходящая шестерня.
  • Чтобы в процессе включения сцепления не образовывались ударные нагрузки (ведущий и ведомый валы часто имеют разную скорость вращения, например, когда машина едет в горку, после выжима сцепления скорость вращения ведомого вала замедляется), в механизме устанавливаются синхронизаторы. Подробно о том, как они работают, читайте в другой статье. Эти небольшие механизмы обеспечивают синхронизацию вращения ведущего и ведомого вала.
  • Включается соответствующая скорость.
  • Отпускается сцепление.
  • Повышаются обороты ДВС.

Стоит обратить внимание на то, что некоторые алгоритмы срабатывают одновременно. Например, если сначала сбросить обороты двигателя, а потом выжимать сцепление, то будет происходить торможение мотором. С другой стороны, при отсоединении сцепления на высоких оборотах из-за отсутствия нагрузки на ДВС, его обороты резко подскочат до максимума.

То же касается момента соединения диска сцепления с маховиком. Это действие и повышение оборотов силового агрегата должно происходить синхронно. Только в этом случае возможно плавное переключение скоростей. Идентичный принцип работы у механики, только все эти этапы выполняет водитель.

Если машина оказалась на затяжном подъеме, и коробка не была переведена в полуавтоматический режим, преодолеть это препятствие можно, но следует учесть, что автоматика переключает скорости не на основании нагрузки, которую испытывает двигатель, на основании оборотов коленвала.

Блок привода переключения передач

Электромеханический привод переключения передач конструктивно состоит из двух электромоторов. Один мотор отвечает за выбор передачи (select) , второй мотор включает выбранную передачу путем сдвига вилки (shift) соответсвующей передачи. Процесс упрощенно анологичен действиям водителя при выборе передачи, но осущесвляется этими электромоторами по командам блока управления.


Привод переключения передач.

Мотор выбора передачи.

Мотор включения передачи.

Блок привода сцепления

Easytronic  MTA - роботизированная трансмиссия

  1. электродвигатель
  2. блок управления
  3. ходовой винт (червяк)
  4. червячное колесо
  5. эксцентриковое колесо
  6. штырь
  7. датчик перемещения
  8. возвратная пружина
  9. шток поршня
  10. главный цилиндр

Блок закреплен на корпусе коробке передач . Имеетсся резервуар для тормозной жидкости и штуцер для удаления воздуха из гидравлической системы. Имеется возможность принудительного аварийного ручного выжима сцепления при неисправности электрической части для возможности буксировки автомобиля.

  • Самотестирование и проверка датчиков и исполняющих элементов
  • Работа с диагностическим оборудованим
  • Обеспечение информационного взаимодействия в бортовой информацонной сети по CAN шине
  • Выбор алгоритма и стратегии управления коробкой и сцеплением на основе действий водителя и состояния механизмов

Выключение тока

При разряженной аккумуляторной батарее автомобиля и включенной передаче сцепление не выключается. Автомобиль не может двигаться. При разряженной аккумуляторной батарее эту проблему можно устранить с помощью системы облегчения пуска двигателя. Если причина выключения тока состоит не в разряженной аккумуляторной батарее, то сцепление можно выключить, как описано ниже:

1. Затянуть рычаг стояночного тормоза, выключить зажигание2. Открыть капот двигателя3. Очистить MTA в зоне резьбовой крышки для того, чтобы никакая грязь не могла попасть в отверстие после снятия резьбовой крышки.4. Резьбовую крышку вывернуть и вынуть вверх5.

С помощью шлицевой отвертки повернуть вправо регулировочный винт, находящийся под резьбовой крышкой, до появления ощутимого сопротивления. Теперь сцепление выключено. Не перекручивать винт, так как это может повредить систему управления MTA.6. Снова установить очищенную резьбовую крышку. Резьбовая крышка должна полностью опираться на корпус.

Буксировка автомобиля и запуск двигателя при выключенном таким способом сцеплении не разрешаются, но автомобиль все же можно переместить на короткое расстояние.

Дополнительная информация при обслуживании easytronic

Не трудно заметить что начиная с версии 121001 появились дополнительные возможности по изменению прошивки блока управления Easytronic. Выполнением одного из четырех пунктов вида Variant Coding witth ABS Corsa-C можно залить в блок управления последнюю версию прошивки.

Однако в этом есть смысл если есть сомнения что вы работаете с устаревшей версией прошивки. Надо соблюдать некоторую осторожность связанную с тем , что для этого блока пока не поддерживается программирование конфигурации шины CAN. И если по каким либо причинам запись о конфигурации будет нарушена , то без вмешательства Tech2 будет уже не обойтись.

Задний ход

Задний ход включается только при неподвижном автомобиле. Если при нажатом главном тормозе рычаг выбора передач переводится в положение “R”, включается задний ход. На дисплее коробки передач показывается “R”. После отпускания главного тормоза автомобиль трогается.

Трогание с места при заднем ходе без нажатия главного тормоза возможно только, если непосредственно после перевода рычага выбора передач нажимается педаль акселератора. Если не осуществляется непосредственное нажатие педали акселератора, никакая передача не включается (мигает “R”).

Запуск двигателя

В инструкции по эксплуатации автомобиля изитроник марки Опель прописано, что мотор можно завести только в нейтральном положении. Но имеется в виду, что селектор коробки может находиться в любом допустимом режиме, необязательно в «N», при этом должен быть зажат главный тормоз, иначе на дисплее будет гореть значок нейтрали «N». Автомобиль после запуска автоматически переходит в нейтральный режим, именно поэтому может задержаться процедура запуска.

Easytronic обеспечивает расход топлива

Как избежать ремонта easytronic?

Во-первых, коробка не приспособлена к езде по бездорожью, частым пробуксовкам. Это приводит к включению аварийного режима. Поэтому владельцам Опелей с Изитроником зимой рекомендовано включать соответствующий режим коробки, избегать сложных обледенелых участков.

Во-вторых, каждые 30–40 тыс. км следует менять тормозную жидкость. Она имеет свойство впитывать влагу и быстро приходит в негодность. При замене обязательно прокачивайте гидросистему. 

В-третьих, чтобы продлить ресурс коробки EASYTRONIC F13MTA и F17MTA, проводите профилактическую обработку составом RVS-Master. Геомодификатор трения защитит и восстановит механическую часть роботизированной трансмиссии. В результате обработки изношенные поверхности покроются металлокерамическим защитным слоем.

[ads2]

Благодаря РВС-обработке восстановятся геометрия шестерен, валов, подшипников. Трение снизится до 0,003–0,007. На практике доказано, что RVS-Master устраняет гул, посторонние шумы и вибрации, делает переключения роботизированной коробки плавными.

Из-за разрыва потока мощности в момент переключения коробка «тупит». При создании EASYTRONIC инженеры усовершенствовали конструкцию: для управления тремя приводами использован электронный блок и множество датчиков. Это сделало коробку немного проворней, но полностью исключить задумчивость не удалось.

RVS-Master кардинально отличается от любого герметика, промывки, кондиционера металла. Продукты износа 100% не забьют масляные каналы. Частицы состава воздействуют на поверхности трения, не меняя свойств тормозной жидкости, которая служит обычным транспортировочным материалом.

Важно, что геомодификатор восстанавливает все механические элементы, в основе которых лежит черный металл. Твердость новообразованного МКЗС  колеблется в пределах 63–70 HRC. А за счет минимизации трения снижается вероятность перегрева, который так часто случается с EASYTRONIC в пробках.

В-четвертых, проводите процедуру адаптации точек сцепления каждые 20–30 тыс. км. Старайтесь на заведенной машине включать режим N. Это убережет сцепление от перегрева. Ведь ресурс диска сцепления и выжимного подшипника не превышает 100 тыс. км.

Если обнаружены неисправности, обязательно протестируйте EASYTRONIC компьютерным сканером. Точный код ошибки позволит понять, чем вызвана поломка. Например, P1732 сигнализирует о выработке вилок переключения, а P1722 – о нарушении связи кулисы с коробкой.

Конструкция mta easytronic

Коструктивно MTA Easytronic представляет собой обычную механическоую трансмиссию , дополненную автоматическим механизмом переключения передач и гидромеханическим приводом сцепления. Управление приводами осуществляется специализитованным контроллером , интегрированным в блок привода сцепления и информационно связанным с ЭБУ двигателя , ABS и BCM через CAN шину.

Конструкция коробки easytronic

В конструкцию РКПП Easytronic будут входить следующие компоненты:

  • Механическая коробка является основной для данной трансмиссии;
  • Корзины сцепления;
  • Привода, выжимающего фрикционный диск сцепления;
  • Привода, с помощью которого электроника способна выбирать и включать скорости;
  • Микропроцессорного блока управления (во всех автоматических и роботизированных КПП используется индивидуальный ЭБУ).

Итак, за основу робота, который устанавливается в некоторых моделях Opel, взята конструкция пятиступенчатой механической коробки передач. Только данная модификация дополнена приводом корзины сцепления, а также переключателя шестерен. Такая коробка работает с одним сцеплением. Подробно о том, как работает роботизированная коробка с одним сцеплением, рассказывается здесь.

Другие автопроизводители разработали также преселективный тип роботов. Эта модификация оснащается корзиной с двойным сцеплением. Примером такой модификации является как раз та же DSG. Об устройстве и принципе работы трансмиссии с двойным сцеплением читайте в другом обзоре.

Рассмотрим подробней устройство основных элементов трансмиссии Easytronic.

Неисправности в роботизированной коробке передач

Если в автомобиле возникли проблемы, связанные с коробкой, то на дисплее загорается значок (1). Если неисправности серьезны, то значок «F». При загорании сигнальной лампы дальнейшая эксплуатация автомобиля невозможна.Таким образом, роботизированная коробка передач лучше механической, но хуже автоматической. При этом расход топлива в изитронике считается минимальным, в сравнении с АКП и МКП.

Сохраните ссылку чтобы не потерять, она Вам понадобиться:

Источник

Особенности mta easytronic

Режимы движения авто управляются с помощью электроники. Встроенный набор адаптивных программ согласовывает переключения со скоростью и условиями движения. Это удобно, ведь в режиме А коробка подстраивается под езду в горку, буксирование прицепа. При включении спортивного режима переключение происходит быстрее и только при существенном повышении оборотов. Если использовать кик-даун, роботизированная трансмиссия включит пониженную передачу.

Полуавтоматический режим работы

В полуавтоматическом режиме трансмиссия будет работать практически в той же последовательности. Единственное отличие в том, что момент перехода на конкретную скорость выбирает сам водитель. О наличии полуавтоматического управления КПП свидетельствует специальная ниша на селекторе переключения режимов.

Рядом с основными настройками (драйв, задняя скорость, нейтральный режим, опционально круиз-контроль) имеется небольшое окошко, в которое перемещается рычаг КПП. В нем имеется всего две позиции: « » и «-». Соответственно, каждая из позиций повышает или понижает передачу.

Функционирует этот режим по принципу АКПП Tiptronic (об этой модификации трансмиссии читайте в другом обзоре). Чтобы повысить/понизить скорость, водителю необходимо довести транспортное средство до необходимой скорости движения, и переместить рычаг в нужную позицию.

Непосредственное участие в перемещении шестерен водитель не принимает, как в случае механической коробки. Он только дает команду электронике, когда необходимо переходить на другую шестерню. Пока в блок управления на этом режиме не поступит сигнал от рычага, машина продолжит ехать на прежней скорости.

Польза от такого режима в том, что водитель сам контролирует повышение/понижение скорости. Например, эта функция позволяет использовать торможение двигателем во время спуска по склону или в процессе затяжного подъема. Чтобы автоматика могла самостоятельно корректировать работу трансмиссии в соответствии с такой дорожной ситуацией, в пакет опций автомобиля должна входить помощь при движении по склонам (в другой статье рассказывается, как работает данный ассистент).

Чтобы в результате ошибки водителя трансмиссия случайно не переключилась с повышенной скорости при разгоне на пониженную (водитель нечаянно зацепил рычаг переключения скорости в режиме полуавтомат), электроника все равно контролирует работу трансмиссии. В случае необходимости устройство игнорирует некоторые команды водителя, расценивая их как случайные.

В некоторых моделях дополнительно присутствуют другие режимы. Вот как они работают:

  1. Зима. В этом случае старт движения транспортного средства начинается со второй скорости на малых оборотах ДВС, чтобы избежать пробуксовки ведущих колес;
  2. Кик-даун. Когда водитель на ходу резко нажимает газ в пол для быстрого ускорения, электроника переводит трансмиссию на пониженную передачу, и активирует алгоритм, в соответствии с которым мотор раскручивается до более высоких оборотов;
  3. Спорт. Этот режим встречается крайне редко. В теории он активирует более быстрое переключение скоростей, но при комплектации с одним сцеплением этот режим все равно работает неэффективно.

Преимущества и недостатки кпп

Любая система автомобиля, независимо от того, как давно она была разработана, имеет свои достоинства, но при этом не лишена и недостатков. То же касается и роботизированной КПП Изитроник. Вот какие плюсы у данной трансмиссии:

  • По сравнению с классическим автоматом она стоит дешевле. Причина в том, что в большинстве своем она основана на уже давно разработанной механике. В конструкции не используется гидротрансформатор, который требует большого количества масла, и больше места для установки на авто;
  • Новая коробка обеспечивает машине неплохую динамику (по сравнению с автоматом она порядком выше);
  • Все в том же сравнении с автоматической трансмиссией данная коробка демонстрирует экономичность касательно расхода мотором топлива;
  • Не требует большого количества масла – в механизме используется тот же объем, что и в родственной механике.

Несмотря на свою эффективность, у агрегата роботизированного типа имеется несколько существенных минусов:

  1. В момент включения скоростей ощущаются рывки, как будто водитель резко отпускает педаль сцепления, что сказывается на комфорте езды при динамичном наборе скорости;
  2. Даже при бережной эксплуатации коробка имеет небольшой рабочий ресурс;
  3. Так как в конструкции используется одинарное сцепление, период между переключением скоростей ощутим (работа сопровождается задержкой);
  4. На обслуживание и ремонт устройства приходится тратить намного больше денег, чем при тех же процедурах в случае с классической механикой;
  5. Так как переключение скоростей происходит с задержкой, ресурс двигателя задействуется не с максимальным КПД;
  6. При установке в машину данной трансмиссии от компании Опель мощность мотора не задействуется полностью;
  7. За исключением полуавтоматического режима у водителя нет свободы действий при движении авто – коробка переключает скорости только в том режиме, на который она настроена;
  8. Нельзя провести чип-тюнинг, установив другую прошивку на блок управления, чтобы изменить характеристики работы устройства. Для этого потребуется приобрести другой ЭБУ с соответствующими прошивками (отдельно читайте о том, зачем некоторые автовладельцы проводят чип-тюнинг, и на какие характеристики влияет эта процедура).

В завершение нашего обзора предлагаем небольшое видео о том, как после автомата привыкнуть к Easytronic:

Привод выбора и включения передач

Конструкция привода выбора и подсоединения шестерен передач состоит из двух редукторов. Каждому из них полагается по одному электродвигателю. Эти механизмы заменяют руку водителя, когда он перемещает рычаг КПП в нужное положение (в этом случае усилия передаются через кулису и карданчик коробки).

В автоматическом режиме электроника самостоятельно определяет момент, когда необходимо активировать привод вилки, а также перемещения шестерен к ведущему валу.

Привод сцепления

В конструкцию привода сцепления коробки Изитроник входят:

  • Электродвигатель;
  • Редуктор червячного типа;
  • Механизм с эксцентриком.

Механизм, оснащенный эксцентриком, подсоединяется к штоку, установленному в поршне ГЦС (главный цилиндр сцепления). Степень перемещения этого штока фиксирует специальный датчик. В сборе конструкция играет ту же роль, что и нога водителя, когда он нажимает на педаль сцепления. Среди прочего в задачу механизма входит:

  • Контроль усилия для отсоединения фрикционного диска от маховика, когда автомобиль начинает движение;
  • Соединение/отсоединение этих элементов в процессе движения машины для перехода на оптимальную скорость;
  • Отключение коробки от маховика для остановки транспорта.

Принцип работы

Прежде чем рассмотреть, в чем заключается работа Easytronic, стоит обратить внимание, что агрегат с одноименным названием, но выпущенный в разные годы, может несколько отличаться от более старого аналога. Причина в том, что технологии не стоят на месте – они постоянно развиваются.

Еще одна причина, почему производители постоянно вносят изменения в устройство или программное обеспечение разных агрегатов и механизмов автомобилей, это конкурентоспособность продукции. Чем новее и лучше товар, тем больше вероятности привлечь новых покупателей. Особенно это касается любителей разных новинок.

От классической АКПП робот отличается разрывом тяговых усилий (на некоторое время крутящий момент перестает поступать с мотора на вал коробки, как в механике при выжатом сцеплении) в процессе выбора и включения соответствующих скоростей, а также моментом срабатывания привода.

Многих автомобилистов не устраивает работа обычного автомата, потому что часто он работает с опозданием или переходит на повышенную передачу, когда двигатель еще не достиг того диапазона оборотов, при котором наблюдается лучшая динамика (идеально этот параметр можно контролировать только на механике).

Именно по этой причине была разработана роботизированная трансмиссия – в угоду любителям как механики, так и автомата. Итак, как мы обратили внимание, роботизированная трансмиссия самостоятельно определяет время, когда нужно включить подходящую передачу. Рассмотрим, как будет работать система в двух доступных режимах: автоматическом и полуавтоматическом.

Программа зимнего вождения

Если возникают трудности в начале движения при гололеде, необходимо нажать кнопку 2. На дисплее коробки, рядом с включенной передачей, отобразится значок «А». Блок управления роботизированной коробкой передач самостоятельно переключает автомобиль в автоматический режим, и машина трогается с места на второй передаче.

Для того чтобы отключить программу зимнего вождения, необходимо повторно нажать на кнопку (2) или просто выключить зажигание. Производителями Опель заранее предусмотрена защита от повреждений. Поэтому во избежание проблем, программа зимнего вождения автоматически выключается, если температура сцепления достигла высоких показателей.

Также автоматически отключается случайно включенный режим спортивного вождения, если была активирована программа зимнего вождения.Если было произведено переключение в автоматический режим, то программа зимнего вождения приостанавливается. При обратном переключении автоматической, программа зимнего вождения запускается снова.

Рычаг выбора передач

В изитронике роль переключателя передач играет автоматизированный рычаг, соединенный с блоком управления через интерфейс. Можно упростить себе задачу и приобрести рулевую колонку для автоматического переключения передач. В таком случае сигнал передается по шине от рулевой колонки в блок управления коробкой передач.

НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕКРАСКУ!Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова вашего автомобиля.

Саморегулирующее сцепление

Особенность КПП Easytronic – саморегулирующее сцепление SAC. Его главные преимущества заключаются в следующем:

  • автоматическое регулирование степени износа;
  • обеспечение постоянного и невысокого усилия выжима.

Эти факторы способствуют увеличению срока службы сцепления. Помимо этого, невысокое усилие обеспечивает возможность использования маломощного электродвигателя в приводе сцепления.

Саморегулирующееся сцепление

Такое происходит по причине износа фрикционной поверхности диска, что влияет на усилия, которые нужно будет приложить водителю для отсоединения КПП от мотора. При слабом натяжении троса во время включения скорости может быть слышен хруст зубьев шестеренок.

В коробке Easytronic используется механизм SAC, который самостоятельно подстраивается под степень износа диска. Также этот компонент обеспечивает постоянное и небольшое усилие при выжиме корзины сцепления.

Такая функция крайне важна для исправности не только фрикционной поверхности диска сцепления, но и всех шестерен трансмиссии. Еще одна особенность данной системы в том, что благодаря небольшому усилию на корзину производитель может использовать маломощный электродвигатель, что позволяет расходовать меньше электрической энергии, вырабатываемой генератором. Подробней о работе и устройстве генератора рассказывается отдельно.

Селектор выбора передач

Следующая составная часть роботизированной коробки передач Изитроник является селектор выбора передач. Это панель, в которой установлен рычаг. С его помощью водитель выбирает тот режим, который нужен для выполнения конкретной задачи. Для удобства в использовании на этой панели нанесены обозначения, указывающие на то, где какой режим находится.

Несмотря на свое назначение, этот элемент не имеет жесткой физической связи с механизмом коробки передач. Если в механике в экстренном режиме можно выполнить какую-то манипуляцию с механизмом, например, отключить скорость, то в данном случае этот элемент является своеобразной стилизованной под рычаг КПП кнопкой переключения, которая только посылает сигнал на микропроцессор.

Многие автопроизводители, оснащающие свою продукцию похожими видами трансмиссий, вообще не используют классический рычаг. Вместо него за выбор соответствующего режима отвечает шайба с поворотным кольцом. Под селектором КПП установлен датчик, который определяет положение рычага. В соответствии с этим он посылает на блок управления необходимый сигнал, который в свою очередь активирует нужные функции.

Так как переключение скоростей происходит в электронном режиме, водитель может приобрести рулевое колесо с подрулевыми лепестками, с помощью которых в полуавтоматическом режиме ему будет проще контролировать включение соответствующей передачи. Но это скорее относится к категории визуального тюнинга.

Советы по эксплуатации

Сегодня коробка передач данного типа используется в следующих моделях автомобилей Opel: Corsa, Astra и Zafira. Но многих водителей ожидает разочарование при эксплуатации. Это происходит, в первую очередь, потому, что от КПП ожидают, что она будет работать как автомат.

Но это скорее механическая коробка передач без педали сцепления с присущими ей недостатками.

При соблюдении следующих рекомендаций можно существенно продлить срок службы КПП:

  1. Переводите рычаг селектора при остановке в нейтральное положение. Это позволит продлить срок службы сцепления.
  2. Не оставляйте включенной передачу на стоянке. Затяните ручной тормоз и включите нейтральную передачу.
  3. Следите за работой стоп-сигналов. Если лампочка перегорит – произойдет размыкание цепи и коробка может не узнать, что нажата педаль тормоза.
  4. Используйте рекомендованное производителем масло.

Источник

Советы по эксплуатации коробки передач изитроник

Роботизированная коробка Easytronic встречается в некоторых комплектациях таких моделей, как Zafira, Meriva, Corsa, Vectra C и Astra, выпускаемых компанией Opel. Многие автомобилисты жалуются на работу данной коробки. Основная причина в том, что по описанию механизма работы система является более комфортной эволюцией механической коробки передач.

Так как агрегат работает в автоматическом режиме, то от него ожидается та же плавность и мягкость, что и от классического автомата, работающего от гидротрансформатора (подробно о том, как работает этот механизм, читайте здесь).

Но в жизни происходит немного другое. Робот отличается жесткостью подключения диска сцепления, как будто водитель резко бросает педаль после включения скорости. Причина в том, что электроника не способна идеально изменять усилия «по ощущениям», как человек.

В роботе присутствуют те же минусы, что и в классической механике, за исключением дополнительных потенциальных зон поломок, например, электроприводов корзины или самой коробки.

Чтобы продлить рабочий ресурс РКПП Easytronic, водителю необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  1. Когда автомобиль останавливается на светофоре или ж/д переезде, следует перемещать рычаг селектора КПП в нейтраль, а не держать тормоз, как в случае автомата. Хотя при полной остановке и нажатом тормозе машина не будет двигаться, привод корзины сцепления находится в рабочем состоянии, из-за чего подвергается большой нагрузке. В режиме нейтральной скорости диск сцепления прижат к маховику, то ведущий вал коробки не находится в зацеплении ни с одной шестерней. Если подолгу держать тормоз, со временем привод перестанет удерживать подпружиненный диск, и впоследствии фрикционная накладка начнет контактировать с маховиком, из-за чего будет перегреваться и изнашиваться.
  2. Во время стоянки не следует оставлять машину на скорости, как это делает большинство автомобилистов, в распоряжении которых имеется механическая КПП. Для этого устанавливается стояночный тормоз и нейтральная передача.
  3. Электроника коробки фиксирует много разных сигналов, в том числе и срабатывание лампочек, загорающихся при нажатии на тормоз. Если одна из этих лампочек перегорит, цепь не будет замыкаться, и блок управления может не зафиксировать нажатие на педаль тормоза, поэтому может не включиться привод для отсоединения коробки от маховика.
  4. Не следует пренебрегать регламентами планового технического обслуживания трансмиссии. При замене масла нужно придерживаться рекомендаций автопроизводителя о подходящем типе смазки. В другом обзоре мы уже рассматривали, какое масло используется в коробках передач.
  5. Своевременно менять тормозную жидкость в контуре привода сцепления. Эта процедура должна проводиться в среднем через каждые 40 тысяч км. пробега.
  6. Когда машина попадает в серьезную пробку или тянучку, не использовать автоматический режим, а переключаться на полуавтоматический, чтобы электроника не переключала скорости без надобности.
  7. Не использовать автомобиль для преодоления бездорожья, а на гололеде вести авто максимально аккуратно, без пробуксовки колес, чтобы передачи не переключались, когда машина имеет несоответствующую скорость движения.
  8. Если автомобиль забуксовал, ни в коем случае не следует пытаться выбраться из западни при помощи раскачки или пробуксовки ведущих колес.
  9. Служба агрегата напрямую зависит от стиля езды, который использует водитель. По этой причине данной трансмиссии просто противопоказан спортивный стиль езды.

Запускать мотор и начинать движение автомобиля с изитроником необходимо в такой последовательности:

  1. Согласно инструкции по эксплуатации транспортным средством запускать ДВС нужно только при включенной нейтральной скорости, хотя опыт показывает, что силовой агрегат заведется и на другой скорости, но при этом обязательно должна быть нажата педаль тормоза. Конечно, не стоит такого делать, так как нарушение данной рекомендации не только подвергает ненужной нагрузке мотор во время запуска, но и изнашивает сцепление.
  2. Даже если автомобиль стоит на нейтралке, мотор не заведется, пока не будет нажата педаль тормоза (в этом случае на приборной панели будет светиться значок N).
  3. Начало движения должно сопровождаться нажатой педалью тормоза и перемещением рычага селектора в положение А. Летом включается первая скорость, а зимой – вторая, если имеется соответствующий режим в бортовой системе.
  4. Отпускается тормоз и машина начинает ехать. Если водитель не нажимает тормоз, а сразу переводит рычаг из нейтрали в режим А, необходимо плавно нажать газ, как в механике. В зависимости от веса автомобиля без подгазовки мотор может заглохнуть.
  5. Дальше трансмиссия работает в автоматическом режиме в зависимости от количества оборотов ДВС и положения педали газа.
  6. Задняя скорость включается исключительно при полностью остановленном автомобиле (это же касается и работы на механике). При нажатом тормозе рычаг КПП переводится в положение R. Отпускается тормоз, и авто начинает двигаться при минимальных оборотах ДВС. Можно выполнить эту процедуру и без нажатия на педаль тормоза, только при переключении на R необходимо немного добавить оборотов мотору.

Стоит учесть, что начало движения, независимо от того, это первая или задняя скорость, должно выполняться только при нажатой педали тормоза. В этом случае сцепление проживет дольше.

Электронный блок управления

Так как работа трансмиссии Изитроник проходит в автоматическом режиме (и даже когда водитель пользуется полуавтоматическим режимом, система самостоятельно приводит в движение исполнительные механизмы), она нуждается в микропроцессоре, который обрабатывал бы сигналы от датчиков, и активировал бы исполнительные механизмы.

Работа всей системы в целом контролируется электронным блоком управления. Кто-то думает, что этот микропроцессор полностью автономен, и не связан с основным ЭБУ. На самом деле это не так. Эти два элемента бортовой системы между собой связаны. Некоторые данные, поступающие в центральный блок, также задействуются микропроцессором трансмиссии. Примером тому служат сигналы о скорости вращения колес и оборотах мотора.

Вот некоторые функции, которые выполняет блок управления коробкой передач:

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий