F3k планер manta
В общем начну с того что это второй мой РУ самолет но опыт постройки самолетов был. Первым моим самолетом был всем известный слопер караван, но вскоре он поднадоел и когда я баловался встретил его с землей ремонту он подлежал но ремонтировать его не было смысла и я решил построить новый самолет. Я хотел построить самолет класса Ф3К потому-что он меня завораживал своим полетом а еще больше способом запуска. Я начал искать информацию о постройке этих моделей и немного приуныл так-как самолеты сроятся с использованием карбона матриц и всего прочего чего у меня нет. Но я решил что мне хватит и просто планера схожего видом на планер Ф3К, выбор пал на манту просто потому-что понравились формы и был хороший чертеж под бальзу. Заранее извиняюсь за качество фото делались на телефон. Писать много не буду но постараюсь рассказать все.
Начал я с поиска балки фюзеляжа. Выбор пал на 2 колена какой-то антенны из стекловолокна (я живу в Славянске Донецкая обл. и во время боевых действий мы с друзьями нашли какую-то складную антенну с первыми коленами из алюминия а дальше стекло). Отмерил по длине сделал на конце пропил под киль.
Оперение сделал из потолочки с усилением сосновыми рейками 4Х4 обтянул бумагой на ПВА с добавлением желтого акрила. Навесил РВ на скотч.
Дальше пилон под стабилизатор. Он у меня из пеноплекса обклеенного стеклом. внутри бамбучина которая идет насквозь стаба пилона и балки клеил все на эпоксидную смолу и пур.
Далее крыло его я делал по многолонжеронной технологии. Главный лонжерон из липы остальные карбоновые прутики и потолочка. В центроплане вклеены брусочки пеноплекса и стеклоткань. Крыло будет съемным. На левом крыле сделал крючок для заброса к одному прутику карбона примотал карбоновым волокном трубку и залил эпоксидной смолой. Верхнюю часть крыла согнул об горячую батарею и заклеил все на тот же пур.
(На фото не все лонжероны)
Далее отверстия в крыле под болты, я их пропалил шилом, вклеил трубочки от антенны, сверху 2 пятачка из пластиковых карт чтобы болты не продавливали крыло, поверх обмотал крыло стеклом и пару карбоновых нитей.
Крыло обтянул скотчем стык скотча впритык чтобы не было полос. Элероны навесил тоже на скотч (нужно было ставить по 3 петли на крыло). Цвет у скотча совсем не такой как на фото он ярко кислотно оранжевый.
Далее следует крепление крыла к фюзу. Я взял две закладные гайки на 4 расплющил шипы и обогнул получившийся пятачок об трубку нужного мне диаметра. Сделав не замысловатую конструкцию я выставил их перпендикулярно РВ для параллельного крепления крыла относительно РВ. Приклеил на эпоксидную смолу после обмотал карбоновым волокном и залил эпоксидкой.
Поверх приклеил пилон из пеноплекса с заранее проделанным отверстием под разъемы сервоприводов.
На этом фото видно заготовку под бортовой отсек его я обклеил карбоновым волокном вклеивал карбоновые прутки и обернул в 2 слоя стеклотканью.
Сверху пилона сделал V-образную площадку из бальзы на которую приклеил разъемы сам пилон обернул стеклом.
Антенну приемника вывел наружу потому-что так и не понял по форумам через стекловолоконную трубку сигнал идет или нет. Тяга к РВ проходит в боудене из термоусадки. На этом рассказ о постройке можно закончить.
ТТХ
Размах: 1450 мм
Длина: 1000 мм
Площадь крыла: 2175 см2
ЦТ: 30% сах
Полетный вес: 350 г (это с догрузом для ЦТ в 90 г)
Летаю на 300 Mah аккуме через повышалку, аппа турнига 6ХС, сервы самые дешевые 5 граммовые.
Вот видео облета:
(VID_20230923_142643.3gp)
Если что вот сылка на вк: https://vk.com/video177562435_456239031
А вот фото с ночных полетов:
В общем самолетом я доволен летает он прекрасно. Я хочу сильно поблагодарить моего друга и наставника Андрея за то-что научил меня летать. Все вопросы выслушаю и отвечу на них, за кривость моего письма прошу сильно не пинать. Спасибо за то-что дочитали до конца и мирного неба вам над головой.
Бондарев Михаил 15 лет г Славянск
Собираем схематическую модель планера
Для моделистов первого года обучения, твердили они!
Будучи школьником (кажется, в пятом классе) ходил в авиамодельный кружок и успел собрать схематичку. Это заняло у меня почти целый учебный год! Для пятиклассника – это вечность. Спустя много лет решил со своим младшим ребенком повторить тот триумф (старший уже заканчивает школу и интересы уже другие). У моделистов эта модель считается “простейшей”.
Выбрал схематичку из «Моделист-конструктор» за 1986 год, №11 стр 21.
И народу в группе было человек двенадцать. И на полетушки выезжали. В воскресенье, на общественном транспорте – однажды даже раздавили одну схематичку.
Ребята в группах были примерно одного возраста. Но иногда в наше время оставались старшие. Они делали кордовые модели. Это казалось чем-то невероятным – паяли из жестяных банок топливные баки, взвешивали колеса от игрушек, перебирали микродвигатели. Однажды один из них делал в кондукторе переклей для бойцовки – это было ващщщееее. Только недавно я узнал, что это была “Каховка”.
Вот и получается, что дети , чтобы с ними не происходило, считают происходящее нормой, потому что не с чем сравнивать. Только сейчас я понимаю какой это был крутой кружок! Не надо было бросать)))
Все начинается с постройки чертежей в масштабе 1:1. Даже сейчас наделал кучу ошибок и несколько раз перечерчивал отдельные детали.
Планер будет сделан из сосны – она легкая и прочная. Но есть пара условий. Так как рейки будут совсем тонкие, то, чтобы их не повело, это должна быть хорошо просушенная прямослойная сосна. У меня как раз уже пару лет лежит без дела относительно прямослойный брусок.
Стыдно признаться, последний раз я работал рубанком как раз в пятом классе. Купленный специально для этого проекта торцовочный рубанок отлично справился, хотя и предназначен немного для другого.
В конструкции модели есть множество элементов из гнутой древесины. Один из них – нервюры. В авиамодельном кружке мы делали их из бамбуковых реек 2х3 мм. И гнули при помощи паяльника по шаблону. Но в этот раз решил идти по другому пути. Во-первых, быстро найти бамбук не удалось. Во-вторых, нервюр много и они должны быть одинаковые. Делать их по одной не хотелось. Вот и в статье в М-К предлагается сделать станочек для оптового изготовления нервюр. Предлагаемый способ немного модифицировал в соответствии с располагаемыми возможностями и материалами.
На миллиметровой бумаге чертим необходимый профиль нервюры:
Переносим этот профиль на кусок МДФ
И доводим профиль будущего шаблона до совершенства
Из фанеры пилим заготовки для будущего станка. Брал водостойкую фанеру 18 мм
Каждую заготовку грубо обрезаем на каретке
И обрабатываем копировальной фрезой по шаблону. Через некоторое время шаблон из МДФ немного деформировался, поэтому шаблонами стали предыдущие заготовки
Клеим основание будущего станочка
И его поверхность тоже шлифуем, чтобы устранить все мелкие несостыковки и неточности, допущенные при склейке.
Далее надо установить шпильки. И тут я проявил некоторую недальновидность. Расчет был на то, что в отверстия, деланные под определенным углом, вкручиваются сантехнические винты-шурупы
Такие, как на картинке. Но я сделал слишком тонкое основание станка и у такого винта-шурупа оставалась бы слишком маленькая площадь зацепа.
И тогда решил просто приварить шпильки к полосе 4х50.
Полосу притянул к основанию станка саморезами и установил на нее пластиковые ножки
По мне, такое решение достаточно надежно и не менее элегантно.
Нервюры сделаны из сосновых реек 2х3 мм. Отмачиваем их в течение часа при комнатной температуре
И закладываем в станок. Одна заготовка лопнула, поэтому нервюры делаем с запасом.
Приспособление вполне рабочее. Быстро, удобно, с хорошей повторяемостью.
Законцовки крыльев тоже сделаны из гнутой древесины. Шаблоны нужного размера сделал при помощи самодельного циркуля для фрезера
Но попытка сделать законцовки закончилась феерическим провалом. 100% брака!
В начале пробовал отмачивать рейки в воде 1 час. Все рейки сломались.
Потом пробовал отпаривать рейки в паровой камере 1 час. Все рейки сломались.
Потом пробовал гнуть рейки об паяльник. Все рейки сломались.
Рейки 4х4 мм. Радиус 35 мм.
На эксперименты потратил двое суток.
Пришлось поспрашивать на форумах, поглядеть литературу. Ох, гнутье древесины – это искусство! Красивое и технологичное. Сколько красивых вещей!
А ларчик просто открывался. Для решения своей конкретной прикладной задачи нашел следующую таблицу: соотношение радиуса сгиба и толщины заготовки для разных видов древесины. Как видим, сосна – самый негнущийся материал. И так как мне нужен был радиус 35 мм, то для сосны получаем толщину заготовки 3,2 мм. А я пытался гнуть рейки 4х4 мм!
После того, как сострогал лишние мм процент брака со 100% резко снизился до 50% – отличный результат!
Исходя из сказанного непонятно на что рассчитывали авторы статьи в Моделист-конструктор, когда предлагали гнуть рейки 4х7 всего лишь увлажнив места будущих «переломов»?! Передняя кромка крыла имеет только один сгиб толщиной 4 мм, а вот задняя сгибается еще и на сужение, а там надо гнуть аж 7 мм!
Подумав решил все сгибы делать, закрепив концы реек на алюминиевых пластинках толщиной 2 мм
Концы крепил на эпоксидную смолу с обмоткой армированной нитью.
Соединение получается прочным и точным
Нервюры устанавливаются в прорези в передней и задней кромках. Прорези делал обломком скальпеля – очень удобно.
Нервюры на концах заостряются
Все клеил клеем супер ПВА.
Добавил в конструкцию крыла лонжерон – рейку, которая крепится к нервюрам в верхней части. Он нужен чтобы при взлете крылья не сложились под воздействием встречного воздуха.
Когда занимался в кружке, то там была такая традиция: каждой модели давалось имя – название птицы. И носовая часть изготавливалась в виде этой птицы с фигурным выпиливанием ручным лобзиком, резьбой по дереву, раскрашиванием и лакированием. Получалось ярко и очень индивидуально. У меня самолет назывался воробей, но носовая часть почему-то была в виде синицы. Но это была очень красивая синица. Изготавливал ее несколько недель.
Сейчас решил делать все проще))
Фанера 10 мм, и электролобзик))
А тут и мой новенький шлифовальный станок подтянулся. Доводим заготовку до нужной формы.
Делаем прорезь для рейки фюзеляжа
И немного закругляет кромки. В этот раз на носовую часть ушло менее получаса
Детали стабилизатора гнем по уже отработанной технологии
Законцовки с кромками собираем на ус с обмоткой нитью.
И клеим прямо в кондукторе, чтобы добиться максимальной точности
Крыло и стабилизатор приматываются (или прибинтовываются) к фюзеляжу рыболовной резинкой. Вспоминаю, как крепили их обрывками резинки буквально по паре сантиметров, наматывая их (резинки) по несколько штук. А они еще и продолжали рваться при этом)))
Каркас планера готов. Далее обтяжка крыльев лавсаном. Лавсан есть в любом цветочном ларьке, но почему-то далеко не во все согласились его продать. Поэтому взял с запасом))
Помню, что клеили лавсан клеем БФ-6. Он продается в аптеках и им заклеивают раны. Но, похоже, это был какой-то другой БФ-6, потому что ни намека за склеивание.
После того, как с наскока не смог обтянуть крыло, перешел к экспериментам с тестовыми деталями.
Пробовал наносить клей на рейки и подсушивать, а потом прикладывать лавсан (клей сохнет моментально). Потом пробовал быстро клеить лавсан на свежий клей. После этого пытался сделать приварку мелким дорожным утюгом с массивной подошвой. Делал приварку при разной температуре. От терпимой на ощупь до прожигания лавсана – ни намека на прочное приклеивание.
Результат ноль.
Опять помогли тематические форумы. Там навели на Момент-1, который справился!
Клей наносится только на каркас. Даёте клею подсохнуть, накладываете лавсан, подсохший клей даёт возможность корректировать наложение плёнки. Далее привариваете плёнку к каркасу утюжком.
В нашем авиамодельном кружке на крылья клеились бумажные буквы (нарисованные и раскрашенные вручную). На одном крыле – название модели, а на другом код, зашифровывающий номер группы, автора и порядковый номер модели у автора. Получалось что-то вроде бортового номера.
Были сомнения по поводу того, что от натяжки лавсана утюгом крылья может “повести”. Поэтому во время обтяжки вспотел как сапер, но обошлось. Крылья не повело.
Наш авиамодельный кружок делился на две команды, чтобы создать дух соперничества. Одна команда красила свои модели зеленкой. А другая – густо разведенной марганцовкой. Сразу было ясно чьих будешь)) Красились ваткой, руками, рукавами, животами, иногда носами – помню, потому что был из “зеленых”. Понятное дело, что ложились эти покрытия мягко говоря не ровно))) Зато веса почти не добавляли.
Сейчас марганцовка запрещена к свободной продаже. Кто бы мог подумать!!!
Схематическая модель планера готова!
Крепление крыла на проволоку позволяет легко менять угол атаки при необходимости
А теперь самое интересное – запуск!
Запускается планер на леере двумя пионерами.
Очень не терпелось скорее запустить его в воздух, поэтому по-быстрому сгондобил на коленке буксировочный крюк. Выглядит так себе, но вполне работает!
Ну наконец! Тестовые полеты: