F3K планер Manta — Паркфлаер

F3K планер Manta —
 Паркфлаер Конструкторы

F3k планер manta

В общем начну с того что это второй мой РУ самолет но опыт постройки самолетов был. Первым моим самолетом был всем известный слопер караван, но вскоре он поднадоел и когда я баловался встретил его с землей ремонту он подлежал но ремонтировать его не было смысла и я решил построить новый самолет. Я хотел построить самолет класса Ф3К потому-что он меня завораживал своим полетом а еще больше способом запуска. Я начал искать информацию о постройке этих моделей и немного приуныл так-как самолеты сроятся с использованием карбона матриц и всего прочего чего у меня нет. Но я решил что мне хватит и просто планера схожего видом на планер Ф3К, выбор пал на манту просто потому-что понравились формы и был хороший чертеж под бальзу. Заранее извиняюсь за качество фото делались на телефон. Писать много не буду но постараюсь рассказать все.

Начал я с поиска балки фюзеляжа. Выбор пал на 2 колена какой-то антенны из стекловолокна (я живу в Славянске Донецкая обл. и во время боевых действий мы с друзьями нашли какую-то складную антенну с первыми коленами из алюминия а дальше стекло). Отмерил по длине сделал на конце пропил под киль.
Оперение сделал из потолочки с усилением сосновыми рейками 4Х4 обтянул бумагой на ПВА с добавлением желтого акрила. Навесил РВ на скотч.
Дальше пилон под стабилизатор. Он у меня из пеноплекса обклеенного стеклом. внутри бамбучина которая идет насквозь стаба пилона и балки клеил все на эпоксидную смолу и пур.

F3K планер Manta —
 Паркфлаер
F3K планер Manta —
 Паркфлаер
Далее крыло его я делал по многолонжеронной технологии. Главный лонжерон из липы остальные карбоновые прутики и потолочка. В центроплане вклеены брусочки пеноплекса и стеклоткань. Крыло будет съемным. На левом крыле сделал крючок для заброса к одному прутику карбона примотал карбоновым волокном трубку и залил эпоксидной смолой. Верхнюю часть крыла согнул об горячую батарею и заклеил все на тот же пур.
(На фото не все лонжероны)

Смотрите про коптеры:  В 1898 году он разработал и показал миру крохотное радиоуправляемое судно, 5 (пять) букв - Кроссворды и сканворды

F3K планер Manta —
 Паркфлаер
F3K планер Manta —
 Паркфлаер
Далее отверстия в крыле под болты, я их пропалил шилом, вклеил трубочки от антенны, сверху 2 пятачка из пластиковых карт чтобы болты не продавливали крыло, поверх обмотал крыло стеклом и пару карбоновых нитей.
F3K планер Manta —
 Паркфлаер
Крыло обтянул скотчем стык скотча впритык чтобы не было полос. Элероны навесил тоже на скотч (нужно было ставить по 3 петли на крыло). Цвет у скотча совсем не такой как на фото он ярко кислотно оранжевый.
F3K планер Manta —
 Паркфлаер
F3K планер Manta —
 Паркфлаер
Далее следует крепление крыла к фюзу. Я взял две закладные гайки на 4 расплющил шипы и обогнул получившийся пятачок об трубку нужного мне диаметра. Сделав не замысловатую конструкцию я выставил их перпендикулярно РВ для параллельного крепления крыла относительно РВ. Приклеил на эпоксидную смолу после обмотал карбоновым волокном и залил эпоксидкой.
F3K планер Manta —
 Паркфлаер
F3K планер Manta —
 Паркфлаер
Поверх приклеил пилон из пеноплекса с заранее проделанным отверстием под разъемы сервоприводов.
F3K планер Manta —
 Паркфлаер
На этом фото видно заготовку под бортовой отсек его я обклеил карбоновым волокном вклеивал карбоновые прутки и обернул в 2 слоя стеклотканью.
F3K планер Manta —
 Паркфлаер
Сверху пилона сделал V-образную площадку из бальзы на которую приклеил разъемы сам пилон обернул стеклом.F3K планер Manta —
 Паркфлаер
F3K планер Manta —
 Паркфлаер
Антенну приемника вывел наружу потому-что так и не понял по форумам через стекловолоконную трубку сигнал идет или нет. Тяга к РВ проходит в боудене из термоусадки. На этом рассказ о постройке можно закончить.
ТТХ
Размах: 1450 мм
Длина: 1000 мм
Площадь крыла: 2175 см2
ЦТ: 30% сах
Полетный вес: 350 г (это с догрузом для ЦТ в 90 г)
Летаю на 300 Mah аккуме через повышалку, аппа турнига 6ХС, сервы самые дешевые 5 граммовые.
Вот видео облета:
(VID_20230923_142643.3gp)
Если что вот сылка на вк: https://vk.com/video177562435_456239031
А вот фото с ночных полетов:
F3K планер Manta —
 Паркфлаер
В общем самолетом я доволен летает он прекрасно. Я хочу сильно поблагодарить моего друга и наставника Андрея за то-что научил меня летать. Все вопросы выслушаю и отвечу на них, за кривость моего письма прошу сильно не пинать. Спасибо за то-что дочитали до конца и мирного неба вам над головой.
Бондарев Михаил 15 лет г Славянск

Смотрите про коптеры:  Купить вЧ Модуль TBS CROSSFIRE MICRO TX V2 в магазине онлайн

Собираем схематическую модель планера

Простейшая модель планера, говорили они!
Для моделистов первого года обучения, твердили они!

Будучи школьником (кажется, в пятом классе) ходил в авиамодельный кружок и успел собрать схематичку. Это заняло у меня почти целый учебный год! Для пятиклассника – это вечность. Спустя много лет решил со своим младшим ребенком повторить тот триумф (старший уже заканчивает школу и интересы уже другие). У моделистов эта модель считается “простейшей”.
Выбрал схематичку из «Моделист-конструктор» за 1986 год, №11 стр 21.

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

И народу в группе было человек двенадцать. И на полетушки выезжали. В воскресенье, на общественном транспорте – однажды даже раздавили одну схематичку.
Ребята в группах были примерно одного возраста. Но иногда в наше время оставались старшие. Они делали кордовые модели. Это казалось чем-то невероятным – паяли из жестяных банок топливные баки, взвешивали колеса от игрушек, перебирали микродвигатели. Однажды один из них делал в кондукторе переклей для бойцовки – это было ващщщееее. Только недавно я узнал, что это была “Каховка”.

Вот и получается, что дети , чтобы с ними не происходило, считают происходящее нормой, потому что не с чем сравнивать. Только сейчас я понимаю какой это был крутой кружок! Не надо было бросать)))

Все начинается с постройки чертежей в масштабе 1:1. Даже сейчас наделал кучу ошибок и несколько раз перечерчивал отдельные детали.

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

Планер будет сделан из сосны – она легкая и прочная. Но есть пара условий. Так как рейки будут совсем тонкие, то, чтобы их не повело, это должна быть хорошо просушенная прямослойная сосна. У меня как раз уже пару лет лежит без дела относительно прямослойный брусок.

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

Стыдно признаться, последний раз я работал рубанком как раз в пятом классе. Купленный специально для этого проекта торцовочный рубанок отлично справился, хотя и предназначен немного для другого.

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

В конструкции модели есть множество элементов из гнутой древесины. Один из них – нервюры. В авиамодельном кружке мы делали их из бамбуковых реек 2х3 мм. И гнули при помощи паяльника по шаблону. Но в этот раз решил идти по другому пути. Во-первых, быстро найти бамбук не удалось. Во-вторых, нервюр много и они должны быть одинаковые. Делать их по одной не хотелось. Вот и в статье в М-К предлагается сделать станочек для оптового изготовления нервюр. Предлагаемый способ немного модифицировал в соответствии с располагаемыми возможностями и материалами.
На миллиметровой бумаге чертим необходимый профиль нервюры:

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

Переносим этот профиль на кусок МДФ

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

И доводим профиль будущего шаблона до совершенства

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

Из фанеры пилим заготовки для будущего станка. Брал водостойкую фанеру 18 мм

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

Каждую заготовку грубо обрезаем на каретке

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

И обрабатываем копировальной фрезой по шаблону. Через некоторое время шаблон из МДФ немного деформировался, поэтому шаблонами стали предыдущие заготовки

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

Клеим основание будущего станочка

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

И его поверхность тоже шлифуем, чтобы устранить все мелкие несостыковки и неточности, допущенные при склейке.

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

Далее надо установить шпильки. И тут я проявил некоторую недальновидность. Расчет был на то, что в отверстия, деланные под определенным углом, вкручиваются сантехнические винты-шурупы

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

Такие, как на картинке. Но я сделал слишком тонкое основание станка и у такого винта-шурупа оставалась бы слишком маленькая площадь зацепа.

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

И тогда решил просто приварить шпильки к полосе 4х50.

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

Полосу притянул к основанию станка саморезами и установил на нее пластиковые ножки

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

По мне, такое решение достаточно надежно и не менее элегантно.

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

Нервюры сделаны из сосновых реек 2х3 мм. Отмачиваем их в течение часа при комнатной температуре

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

И закладываем в станок. Одна заготовка лопнула, поэтому нервюры делаем с запасом.

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

Приспособление вполне рабочее. Быстро, удобно, с хорошей повторяемостью.

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

Законцовки крыльев тоже сделаны из гнутой древесины. Шаблоны нужного размера сделал при помощи самодельного циркуля для фрезера

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

Но попытка сделать законцовки закончилась феерическим провалом. 100% брака!
В начале пробовал отмачивать рейки в воде 1 час. Все рейки сломались.
Потом пробовал отпаривать рейки в паровой камере 1 час. Все рейки сломались.
Потом пробовал гнуть рейки об паяльник. Все рейки сломались.
Рейки 4х4 мм. Радиус 35 мм.
На эксперименты потратил двое суток.

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

Пришлось поспрашивать на форумах, поглядеть литературу. Ох, гнутье древесины – это искусство! Красивое и технологичное. Сколько красивых вещей!
А ларчик просто открывался. Для решения своей конкретной прикладной задачи нашел следующую таблицу: соотношение радиуса сгиба и толщины заготовки для разных видов древесины. Как видим, сосна – самый негнущийся материал. И так как мне нужен был радиус 35 мм, то для сосны получаем толщину заготовки 3,2 мм. А я пытался гнуть рейки 4х4 мм!

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

После того, как сострогал лишние мм процент брака со 100% резко снизился до 50% – отличный результат!

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

Исходя из сказанного непонятно на что рассчитывали авторы статьи в Моделист-конструктор, когда предлагали гнуть рейки 4х7 всего лишь увлажнив места будущих «переломов»?! Передняя кромка крыла имеет только один сгиб толщиной 4 мм, а вот задняя сгибается еще и на сужение, а там надо гнуть аж 7 мм!
Подумав решил все сгибы делать, закрепив концы реек на алюминиевых пластинках толщиной 2 мм

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

Концы крепил на эпоксидную смолу с обмоткой армированной нитью.

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

Соединение получается прочным и точным

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

Нервюры устанавливаются в прорези в передней и задней кромках. Прорези делал обломком скальпеля – очень удобно.

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

Нервюры на концах заостряются

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

Все клеил клеем супер ПВА.

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

Добавил в конструкцию крыла лонжерон – рейку, которая крепится к нервюрам в верхней части. Он нужен чтобы при взлете крылья не сложились под воздействием встречного воздуха.

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

Когда занимался в кружке, то там была такая традиция: каждой модели давалось имя – название птицы. И носовая часть изготавливалась в виде этой птицы с фигурным выпиливанием ручным лобзиком, резьбой по дереву, раскрашиванием и лакированием. Получалось ярко и очень индивидуально. У меня самолет назывался воробей, но носовая часть почему-то была в виде синицы. Но это была очень красивая синица. Изготавливал ее несколько недель.
Сейчас решил делать все проще))

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

Фанера 10 мм, и электролобзик))

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

А тут и мой новенький шлифовальный станок подтянулся. Доводим заготовку до нужной формы.

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

Делаем прорезь для рейки фюзеляжа

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

И немного закругляет кромки. В этот раз на носовую часть ушло менее получаса

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

Детали стабилизатора гнем по уже отработанной технологии

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

Законцовки с кромками собираем на ус с обмоткой нитью.

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

И клеим прямо в кондукторе, чтобы добиться максимальной точности

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

Крыло и стабилизатор приматываются (или прибинтовываются) к фюзеляжу рыболовной резинкой. Вспоминаю, как крепили их обрывками резинки буквально по паре сантиметров, наматывая их (резинки) по несколько штук. А они еще и продолжали рваться при этом)))

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

Каркас планера готов. Далее обтяжка крыльев лавсаном. Лавсан есть в любом цветочном ларьке, но почему-то далеко не во все согласились его продать. Поэтому взял с запасом))

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

Помню, что клеили лавсан клеем БФ-6. Он продается в аптеках и им заклеивают раны. Но, похоже, это был какой-то другой БФ-6, потому что ни намека за склеивание.
После того, как с наскока не смог обтянуть крыло, перешел к экспериментам с тестовыми деталями.
Пробовал наносить клей на рейки и подсушивать, а потом прикладывать лавсан (клей сохнет моментально). Потом пробовал быстро клеить лавсан на свежий клей. После этого пытался сделать приварку мелким дорожным утюгом с массивной подошвой. Делал приварку при разной температуре. От терпимой на ощупь до прожигания лавсана – ни намека на прочное приклеивание.
Результат ноль.

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

Опять помогли тематические форумы. Там навели на Момент-1, который справился!

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

Клей наносится только на каркас. Даёте клею подсохнуть, накладываете лавсан, подсохший клей даёт возможность корректировать наложение плёнки. Далее привариваете плёнку к каркасу утюжком.
В нашем авиамодельном кружке на крылья клеились бумажные буквы (нарисованные и раскрашенные вручную). На одном крыле – название модели, а на другом код, зашифровывающий номер группы, автора и порядковый номер модели у автора. Получалось что-то вроде бортового номера.

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

Были сомнения по поводу того, что от натяжки лавсана утюгом крылья может “повести”. Поэтому во время обтяжки вспотел как сапер, но обошлось. Крылья не повело.

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

Наш авиамодельный кружок делился на две команды, чтобы создать дух соперничества. Одна команда красила свои модели зеленкой. А другая – густо разведенной марганцовкой. Сразу было ясно чьих будешь)) Красились ваткой, руками, рукавами, животами, иногда носами – помню, потому что был из “зеленых”. Понятное дело, что ложились эти покрытия мягко говоря не ровно))) Зато веса почти не добавляли.
Сейчас марганцовка запрещена к свободной продаже. Кто бы мог подумать!!!

Схематическая модель планера готова!

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

Крепление крыла на проволоку позволяет легко менять угол атаки при необходимости

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

А теперь самое интересное – запуск!
Запускается планер на леере двумя пионерами.

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

Очень не терпелось скорее запустить его в воздух, поэтому по-быстрому сгондобил на коленке буксировочный крюк. Выглядит так себе, но вполне работает!

F3K планер Manta —
 Паркфлаер

Ну наконец! Тестовые полеты:

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий