Где можно летать на квадрокоптере – нужно ли разрешение, штрафы

Где можно летать на квадрокоптере - нужно ли разрешение, штрафы Мультикоптеры

приложение. правила пограничного режима | гарант

II. Правила пограничного режима в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации

Правила учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду

16. Учету в пограничном органе или подразделении пограничного органа подлежат используемые на участках (в районах) в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод Российской Федерации, в пределах которых установлен пограничный режим, в территориальном море Российской Федерации и российской части Каспийского и Азовского морей*(11) российские маломерные суда (средства) (кроме маломерных судов (средств) правоохранительных и контролирующих органов), подлежащие государственной регистрации в реестре маломерных судов, подводные средства движения, подводные обитаемые и необитаемые аппараты и водолазные дыхательные аппараты, средства передвижения по льду (аэросани, буера, мотосани, снегоходы (мотонарты)*(12).

Постановка на учет указанных судов (средств) осуществляется собственниками судов (средств), подлежащих учету (в том числе при смене собственников), до начала их эксплуатации посредством уведомления (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к настоящим Правилам) по почте, факсимильной связи, электронной почте (при наличии), либо путем личного обращения в пограничный орган или подразделение пограничного органа по месту использования судов (средств), подлежащих учету.

В случае непоступления от пограничного органа или подразделения пограничного органа подтверждения в получении уведомления собственник судна (средства), подлежащего учету и используемого на участках (в районах) внутренних морских вод Российской Федерации, в пределах которых установлен пограничный режим, в территориальном море Российской Федерации и российской части Каспийского и Азовского морей, проверяет по телефонной связи получение пограничным органом или подразделением пограничного органа указанного уведомления.

18. О смене пункта базирования пограничный орган или подразделение пограничного органа, в котором судно (средство) состоит на учете, уведомляется лицом, управляющим судном (средством), подлежащим учету, по почте, факсимильной связи или электронной почте (при наличии) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к настоящим Правилам).

В случае непоступления от пограничного органа или подразделения пограничного органа подтверждения в получении уведомления лицо, управляющее судном (средством), подлежащим учету и используемым на участках (в районах) внутренних морских вод Российской Федерации, в пределах которых установлен пограничный режим, в территориальном море Российской Федерации и российской части Каспийского и Азовского морей, проверяет по телефонной связи получение пограничным органом или подразделением пограничного органа указанного уведомления.

19. Выход судов (средств) из пунктов базирования на участки (в районы) в российской части вод осуществляется с уведомлением лицом, управляющим судном (средством), не позднее чем за 2 часа до выхода судна (средства) по телефонной связи или радиосвязи пограничного органа или подразделения пограничного органа о наименовании (номере) пункта базирования, регистрационном (бортовом) номере, названии судна (средства) (при его наличии), лице, управляющем судном (средством), месте (районе) плавания, количестве человек на судне (средстве), времени выхода, предполагаемом времени возвращения.

В случаях отказа от выхода (изменения времени выхода) на участки (в районы) в российской части вод лица, управляющие судном (средством), должны уведомить об этом до заявленного времени выхода по телефонной связи или радиосвязи пограничный орган или подразделение пограничного органа о наименовании (номере) пункта базирования, регистрационном (бортовом) номере, названии судна (средства) (при его наличии), лице, управляющем судном (средством).

По возвращении судов (средств) в пункты базирования лица, управляющие судами (средствами), должны уведомить по телефонной связи или радиосвязи пограничный орган или подразделение пограничного органа о наименовании (номере) пункта базирования, регистрационном (бортовом) номере, названии судна (средства) (при его наличии), лице, управляющем судном (средством), фактическом времени возвращения.

В случаях невозвращения судов (средств) в пункты базирования в установленное время лица, управляющие судами (средствами), не позднее чем за час до предполагаемого времени возвращения, уведомляют по телефонной связи или радиосвязи пограничный орган или подразделение пограничного органа о наименовании (номере) пункта базирования, регистрационном (бортовом) номере, названии судна (средства) (при его наличии), лице, управляющем судном (средством), причине несвоевременного возвращения в пункты базирования.

В случаях отсутствия пунктов базирования на берегах пограничных рек, озер и иных водных объектов выход судов (средств) на участки (в районы) в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, в пределах которых установлен пограничный режим, и их возвращение допускаются в местах, согласованных лицом, управляющим судном (средством), с пограничным органом или подразделением пограничного органа, и в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.

20. Пребывание судов (средств) разрешается в светлое время суток (с восхода до захода солнца):

а) на участках (в районах) в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, в пределах которых установлен пограничный режим, – в местах (в районах), указанных в разрешении, предусмотренном подпунктом “а” пункта 26 настоящих Правил;

б) на участках (в районах) внутренних морских вод Российской Федерации, в пределах которых установлен пограничный режим, в территориальном море Российской Федерации и российской части Каспийского и Азовского морей – до границ районов, указанных в судовом билете, по согласованию с пограничным органом или подразделением пограничного органа, в пределах ответственности которого планируется промысловая деятельность. Судам (средствам), не имеющим судового билета, – на удалении до 2 миль от берега.

Согласование с пограничным органом или подразделением пограничного органа пребывания судов (средств) в пределах границ районов, указанных в судовом билете, осуществляется:

перед началом эксплуатации судов (средств) – ежегодно;

по обращению лиц, управляющих судами (средствами), – при необходимости.

21. Пребывание судов (средств) в любое время суток разрешается на участках (в районах) в российской части вод, указанных в пункте 20 настоящих Правил:

а) на участках (в районах) в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, в пределах которых установлен пограничный режим, – судам (средствам), осуществляющим промышленное (прибрежное) рыболовство и рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях, при наличии на них технических средств контроля, обеспечивающих постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна (средства) в государственные системы мониторинга*(15), по согласованию с пограничным органом или подразделением пограничного органа, а в случае отсутствия технических средств контроля – по решению начальника пограничного органа, принимаемого исходя из технической возможности пограничного органа по контролю за пребыванием судов (средств) на участках (районах) в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, в пределах которых установлен пограничный режим;

23. Лицам, управляющим судами (средствами):

а) при выходе на участки (в районы) в российской части вод необходимо при себе иметь документ, удостоверяющий личность (либо копию страниц документа, удостоверяющего личность, содержащего установочные данные гражданина и реквизиты документа, удостоверяющего личность (серия, номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ), а при осуществлении промысловой деятельности в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов – разрешение, предусмотренное подпунктом “а” пункта 26 настоящих Правил, и предъявлять их по требованию пограничных органов (пограничных нарядов);

24. Лицам, находящимся на судах (средствах):

а) при выходе на участки (в районы) в российской части вод необходимо при себе иметь документ, удостоверяющий личность (либо копию страниц документа, удостоверяющего личность, содержащего установочные данные гражданина, реквизиты документа, удостоверяющего личность (серия, номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ), а при осуществлении промысловой деятельности в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов – разрешение, предусмотренное подпунктом “а” пункта 26 настоящих Правил, и предъявлять их по требованию пограничных органов (пограничных нарядов);

б) запрещается:

осуществлять подход и швартовку судов (средств) к российским и иностранным судам, в отношении которых при прибытии на территорию Российской Федерации не осуществлен пограничный и таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, не осуществлены иные виды контроля;

осуществлять высадку (посадку) людей, выгрузку (погрузку) грузов, товаров, валюты, животных на российские и иностранные суда, в отношении которых при прибытии на территорию Российской Федерации не осуществлен пограничный и таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, не осуществлены иные виды контроля, за исключением случаев, когда это вызвано необходимостью спасания людей, других судов (средств) или другими чрезвычайными обстоятельствами, о которых они незамедлительно информируют пограничный орган или подразделение пограничного органа;

разговаривать с членами судовых команд и пассажирами, лицами, находящимися на территории сопредельного государства, принимать от них или передавать им вещи, предметы (грузы) или сигналы (за исключением сигналов, обусловленных необходимостью обеспечения безопасности судоходства);

осуществлять без разрешения начальника пограничного органа фото- и видеосъемку пограничных кораблей (катеров) и лиц, находящихся на них, пограничных нарядов, пограничных знаков, инженерно-технических сооружений, других объектов пограничных органов, в том числе с использованием воздушных судов;

вести стрельбу из любого вида оружия в направлении территории сопредельного государства.

Правила промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации

27. Об осуществлении промысловой деятельности на участках (в районах) внутренних морских вод Российской Федерации, в пределах которых установлен пограничный режим, и в территориальном море Российской Федерации лицо, управляющее промысловым и иным судном и другим средством, письменно, по факсимильной связи или электронной почте (при наличии) уведомляет пограничный орган или подразделение пограничного органа.

Смотрите про коптеры:  ГОСТ 2.784. Элементы трубопроводов.

В случае непоступления от пограничного органа или подразделения пограничного органа подтверждения в получении уведомления лицо, управляющее промысловым и иным судном и другим средством, до начала осуществления промысловой деятельности проверяет по телефонной связи получение пограничным органом или подразделением пограничного органа указанного уведомления.

Уведомление подается однократно на весь период осуществления промысловой деятельности (рекомендуемый образец приведен в приложении N 6 к настоящим Правилам), но не менее чем за 2 часа до начала ее осуществления и не более чем на один календарный год.

В случае изменения данных, указанных в уведомлении, лицом, управляющим промысловым и иным судном и другим средством, подается новое уведомление.

Законны ли полеты квадрокоптера над частными домами?

Минувшим летом в редакцию поступило сразу несколько жалоб на проблему вторжения квадрокоптеров в частную жизнь людей. Описанные ими ситуации схожи.

Наш дом в деревне стоит на отшибе, обнесен высоким забором. Ни с улицы, ни из соседних домов не видно, что происходит на участке. К нам в гости часто приезжают друзья. Из-за своей профессиональной деятельности они люди закрытые – не ходят по ресторанам, не гуляют на корпоративах. А у нас в деревне они могут позволить себе сменить строгие костюмы на шорты, каблуки – на сланцы, ходить без прически и макияжа. Мы накрываем стол на веранде, готовим на костре, играем в мафию, танцуем, отдыхаем душой и телом. В этом году наш летний отдых был испорчен. Стоило к нашему дому подъехать чужой машине, как через некоторое время над участком зависал чей-то дрон. Случалось это не раз и не два. Мы уже стол в доме накрывать стали. Но стоило мужчинам выйти на балкон покурить, дрон тут как тут. Зависает в паре метров от них, видимо, видеосъемку ведет. Выяснить, кто у нас в деревне такой любопытный, нам не удалось. Но многие соседи тоже жаловались, что прилетает он и к ним.
Друзья, понятное дело, приезжать стали реже. Не хотят они увидеть видео или фото со своим участием где-нибудь в интернете.
Еще одна жительница района пожаловалась на квадрокоптер, что зависает над ее участком, когда она выходит загорать у себя на участке. Жалуется, топлес в шезлонге не полежишь.
У нас рядом с деревней сады коллективные. Скорее всего, дрон из них прилетает – молодежь развлекается. Но мне интересно, насколько их действия законны? Участок – моя частная собственность, а воздушное пространство над ним? Можно ли считать это вторжением в мою частную жизнь? Как собственника этого аппарата установить и что делать, если снимки загорающей меня где-то в интернете всплывут?
Как выясняется, незваные гости – проблема не только частного сектора. Ковровчанка рассказала, что к ним квадрокоптер прилетает в городскую квартиру. Вернее, к окнам квартиры на 5-м этаже. У них с супругом даже конфликт из-за этого произошел. Мужчина предположил, что у жены поклонник появился.

Обязанности дроноводов

Что касается пользования дронами и жалоб на них, то эти вопросы можно разбить на две части: насколько законны полёты дронов над частной территорией и что можно сделать тем, кому не нравится зависший над участком очередной незваный гость?
Что касается владельцев дронов, то 27 сентября вступили в силу требования об обязательной регистрации всех беспилотных летательных аппаратов массой более 250 грамм.
Для постановки дрона на учёт необходимо заполнить заявление на официальном сайте Росавиации. Регистрацию дрона следует осуществить в течение 10 рабочих дней после его приобретения или ввоза на территорию РФ. На каждого дрона заведут индивидуальную учетную запись. При утере или хищении дрона владелец обязан подать заявление.
Во время полётов беспилотников, так же как и других воздушных судов, должны соблюдаться федеральные правила использования воздушного пространства РФ. Для полётов в населенном пункте требуется разрешение органа местного самоуправления. Вне населённых пунктов существует масса зон, где полёты дронов полностью запрещены (аэропорты, военные базы, места лишения свободы и т.п.) и ваш летательный аппарат могут сбить на законных основаниях.
За нарушение федеральных правил использования воздушного пространства (а это относится и к полетам дронов) предусмотрено наложение административного штрафа. Обычным гражданам придётся заплатить от 20 тыс. до 50 тыс. рублей.

И права обычных граждан

Если полиция или вы сами сможете найти владельца дрона, то его могут привлечь к ответственности в случае отсутствия регистрации на беспилотнике или в случае отсутствия разрешения на полёт. Однако если с документами у владельца дрона всё в порядке, ситуация для вас будет не самая перспективная.
На какой высоте над вашим участком кончаются ваши права? Ответа в действующем законодательстве нет. Земельный и Гражданский кодексы описывают земельный участок как часть земной поверхности. А вот вопрос о воздушном пространстве над ним никак не регулируется. Однако если вы сможете доказать, что полёт дрона мешает комфортному пребыванию на своей собственности, то сможете обязать его владельца не летать над вашим участком ниже определённой высоты.
Нарушает ли съёмка дроном садового участка неприкосновенность частной жизни? Закон разрешает снимать в нашей стране совершенно любые объекты, кроме специально оговоренных. Другое дело, что размещать в интернете снятое вне публичных мест можно только с согласия тех, кто является основным объектом съёмки, т.е. занимает большую часть кадра. Но и тут именно вам придётся доказывать, что размещённое видео нарушает ваше право на изображение и на неприкосновенность частной жизни.

Лопатой по дрону?

В интернете есть масса предложений о продаже глушителей Wi-Fi и радиочастот. Продавцы утверждают, что их товар глушит сигнал оператора дрона и квадрокоптер теряет управление.
Но перед их приобретением стоит внимательно ознакомиться с постановлением «О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств» – вы сами можете быть привлечены к ответственности за использование таких «глушилок».
Но, положим, вам повезло, и дрон попал вам в руки. Единственное, что вы сможете сделать – сдать его в полицию, дабы она нашла владельца и привлекла его к административной ответственности. А вот если вы попытаетесь повредить дрон, то к уголовной ответственности за повреждение или уничтожение чужого имущества будете привлечены вы сами. Многие из видеокамер, установленных на дронах, не имеют своей карты памяти и передают картинку хозяину. Потому доказательства того, где и как был повреждён дрон, у него будут.

P.S. Принятые правила полёта дронов ещё слишком «сырые» и их, по всей видимости, будут дорабатывать. Так, волонтеры поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» напоминают: при поиске пропавших людей дорога каждая минута. От того, как быстро начинаются поиски, зависит жизнь человека. И согласовывать полет дронов с различными инстанциями у них просто нет времени.

Я. КАБАНОВ

Получение разрешения на полет дрона (бвс, бпла) в российской федерации.на примере калининградской области

Выражаю особую благодарность Алексею Алексеевичу Симановичу, начальнику РЦ ЕС ОрВД Калининградского центра ОВД Филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» за постоянную готовность помочь и предоставить необходимую информацию. Также хочется с большим удовольствием отметить высокий профессионализм, серьезное и внимательное отношение всех сотрудников ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Два года назад я описывал процедуру получения разрешения на использование воздушного пространства в РФ для БПЛА. Ознакомиться данной статьей можно здесь.

Новая статья была построена на базе новейших данных и была дополнена различной полезной информацией. На мой взгляд, она будет полезна не только обычным владельцам радиоуправляемых игрушек, авиамоделей и аппаратов, но и должностным лицам, чиновникам, так как я собираюсь затронуть некоторые проблемные места в действующем законодательстве РФ, которые уже давно требуют своего решения.

Особое внимание я уделил теме фото и видеосъемки с воздуха. Мало кто подозревает, какой законодательный казус кроет в себе этот вопрос. Эта тема обсуждается в конце данной статьи.

Основная цель получения разрешений на использование воздушного пространства (ИВП) для дрона, беспилотного воздушного судна (БВС) (радиоуправляемых авиамоделей), заключается в обеспечении безопасного ИВП — исключению возможности столкновения БВС между собой, с другими воздушными судами (ВС), падения их на важные объекты и просто на головы граждан.

Большинство серийно производимых дронов фирмы DJI имеют программное ограничение по высоте полета, равное 500 метров. Но это вовсе не исключает вероятности создания аварийной ситуации для гражданских и военных ВС, которые совершают взлет-посадку или полеты на высотах ниже этой отметки высоты.

Многие эксперты отмечают, что возможное столкновение пассажирского самолета с дроном гораздо опаснее, чем с птицей аналогичной массы, размера. Здесь учитывается склонность литий-полимерных батарей, которые используются в БВС, к мгновенному самовоспламенению при механическом повреждении, при горении которой, достигаются высокие температуры.

Это особенно важно в случае попадания частей БВС в поврежденный в результате столкновения фюзеляж, двигатель самолета, что может иметь серьезные последствия. Инженерные анализы на базе компьютерных расчетов показывают, что дрон с взлетной массой более 3 кг. способен нанести повреждения лопастям вентилятора ТРД самолета.

В этом смысле особенно важной является необходимость заранее исключить вероятность столкновения БВС в воздушном пространстве с различными ВС, с целью чего и оформляется разрешение на ИВП при действии которого, часть воздушного пространства выделяется одному пользователю, а другим воздушным судам запрещается нахождение в этой зоне.

Смотрите про коптеры:  FPV OSD для квадрокоптера, что это и как выбрать - Все о квадрокоптерах | PROFPV.RU

Данная статья фактически представляет собой руководство пользователя по получению разрешения на ИВП в Российской Федерации для БВС. Здесь и далее по тексту используются разные термины и аббревиатуры, по сути обозначающие одно и то же – дрон, БВС (Беспилотное Воздушное Судно), БПЛА (Беспилотный Летательный Аппарат).

Основная часть статьи, фактически описывающая процесс получения разрешения на ИВП будет часто сопровождаться различными пояснениями и дополнениями, без которых невозможно изложить текст так, чтобы это было понятно читателю. Поэтому, в конце статьи, я кратко, по пунктам еще раз опишу всю необходимую процедуру получения разрешения на ИВП для двух случаев — для временного и местного режимов.

Для начала следует запомнить, что все без исключения дроны, радиоуправляемые модели и игрушки, БВС выполняют полёты:

1. При установленном для них временном или местном режиме использования воздушного пространства;
2. При наличии условий на ИВП, выданных на основании поданного пользователем плана полёта.

Существующие классы воздушного пространства никоим образом не оказывают на эти требования никакого влияния. Так же не существует никакого диапазона высот, в котором, якобы, можно летать не соблюдая эти два пункта. Для всех дронов, радиоуправляемых моделей, БВС установлен разрешительный (а не уведомительный) порядок ИВП.

Для того, чтобы можно было законно воспользоваться любой радиоуправляемой авиамоделью на открытом воздухе (дроном, квадрокоптером, вертолетом, самолетом и т.д.) необходимо получение разрешения на ИВП. Подобные требования существуют уже как минимум 19 лет.

В течении нескольких лет многие СМИ упорно пытаются запутать своих читателей, осуществляя однобокую подачу информации и упорно умалчивая при этом о самых важных моментах. Речь идет о взлетной массе от 0,25 до 30 кг. включительно и более 30 кг., соответственно учете или регистрации БВС.

Фактически, многие СМИ занимались распространением бесполезной информации исходя из того, что акценты были сделаны вовсе не там где нужно.

Однако, на свои места всё ставит ст. 33 Воздушного Кодекса РФ, определяющая какие БВС подлежат регистрации, а какие учёту. В настоящее время не существует каких-либо правовых последствий за отсутствие у граждан учета/регистрации БВС. Государственная регистрация – попадание БВС в реестр гражданских воздушных судов, а разработкой системы учета все еще занимается ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Министерства транспорта Российской Федерации.

ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» планируется определить единственным исполнителем работ в рамках мероприятий по разработке, созданию, развитию, модернизации и обеспечению функционирования Государственной базы данных о БВС. Государственная база данных о БВС будет вестись оператором учета в электронном виде.

За полет без разрешения на ИВП предусмотрена ответственность по ст. 11.4 КоАП (для физлиц штраф до 5 000 руб., до 50 000 руб. для должностных лиц и до 500 000 руб. для юрлиц) и именно об этом следует беспокоиться всем владельцам радиоуправляемых авиамоделей, дронов, а не об отсутствии учета или регистрации БВС.

В качестве примера, будет рассмотрен мой случай получения разрешения на ИВП для личного БВС с целью осуществления высотных полетов (на высоту до 5 000 метров) возле города Калининград, в Калининградской области. На самом деле, независимо от высоты полетов БВС процедура оформления разрешения на полеты остается одинаковой. Есть небольшая разница при установлении временного и местного режима, но она несущественна. Об этом будет указано ниже.

Итак, вы планируете запускать свой дрон, БВС в каком-либо месте. Для начала, следует убедиться, что место планируемого взлета-полета-посадки БВС находится вне запретных зон и зон ограничения полетов. Для этого можно открыть сайт, который отображает актуальное состояние воздушного пространства РФ, аэродромы и зоны.

Нажатием первой слева кнопкой вверху, следует включить отображение запретных зон и зон ограничений полетов (вкладка «ЗОНЫ»). Выбрав нужную зону, можно увидеть в чьих интересах она была установлена и дополнительные сведения о ней, которые находятся в вкладках.

Наличие подобных зон можно увидеть и на специальной карте:

Имеется еще один вариант просмотра различных зон и другой информации, относящейся к воздушному пространству РФ, в том числе НОТАМ (англ. NOtice To AirMen, NOTAM) — оперативно распространяемая информация (извещения) об изменениях в правилах проведения и обеспечения полётов и аэронавигационной информации.

Сервис предоставляется межрегиональной общественной организацией пилотов и граждан-владельцев воздушных судов AOPA.

В удобной форме можно видеть:

Границы зональных центров;
Границы районных центров;
Границы местных диспетчерских пунктов;
Границы аэропортов, аэродромов;
Границы районов аэроузлов;
Запретные зоны;
Опасные зоны (возможные артиллерийские стрельбы, падение частей ракет);
Зоны ограничения полетов, с указанием времени ограничения;
NOTAM (серия, тип, текст);
Воздушные трассы (направление, разрешенные высоты, истинные и магнитные курсы);
Местные воздушные линии (направление, разрешенные высоты, истинные и магнитные курсы);
База аэродромов (индекс, принадлежность, размеры и курсы ВПП, частоты радиосвязи).

Для просмотра всей этой информации, необходимо установить программу Google Earth. Далее, при запущенной программе следует запустить на исполнение файл ivprf.kmz (ссылка на файл в конце статьи). После этого в программе Google Earth слева появятся метки, относящиеся к воздушному пространству Российской Федерации (ВП РФ).

Если вы планируете совершать полеты БВС в пределах населенных пунктов, вам следует заранее получить разрешение от органа местного самоуправления на полеты БВС в данном городе, поселке и т.д. К сожалению, далеко не все должностные лица органов местного самоуправления знают о подобном требовании текущего законодательства и часто направляют незаконный отказ лицу, запросившему подобное разрешение, мотивируя это тем, что орган местного самоуправления «не занимается выдачей разрешений на полеты БВС».

пункт 49 «Постановление Правительства РФ от 11.03.2022 N 138 „Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации“, который гласит „49. Авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных летательных аппаратов, подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов.“

В моем случае полет совершается по двум точкам — западнее и севернее города Калининград, сразу за Большой Окружной дорогой, за пределами населенных пунктов, а значит разрешение от органа местного самоуправления не требуется. Я определился с географическими координатами каждой точки:

Для начала необходимо согласовать полеты с Калининградским Районным Центром Единой Системы Организации Воздушного Движения (Калининградский РЦ ЕС ОрВД) с диспетчером планирования ИВП 8(4012)57-99-38, 8(4012)57-99-39. Внимание! В различных регионах действуют свои Районные и Зональные Центры и для того, чтобы определить к какому РЦ и ЗЦ ЕС ОрВД вы относитесь, откройте карту с отображением структуры центров ЕС ОрВД.

В процессе согласования мне было сообщено, что для осуществления полетов БВС в заданных точках и в диапазоне заданной высоты, мне необходимо установление временного режима, а также согласование полетов с военным аэродромом Калининград «Чкаловск», так как точки, где я собираюсь запускать свой дрон входят в район ответственности этого аэродрома (в этом смысле полезно иметь специальную карту, где указаны все эти зоны).

«При возникновении потребности в использовании воздушного пространства одновременно 2 и более пользователями воздушного пространства устанавливается запрещение или ограничение их деятельности в определенных районах воздушного пространства Российской Федерации в соответствии с государственными приоритетами в использовании воздушного пространства, осуществляемое путем введения временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений.»

В пункте 137 ФП ИВП РФ указано:

Временный режим устанавливается главным центром Единой системы для обеспечения следующих видов деятельности:
е) выполнение полётов беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве классов A и C.

Что касается местного режима:

Местный режим устанавливается зональным центром Единой системы в нижнем воздушном пространстве для обеспечения следующих видов деятельности: г) выполнение полётов беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов C и G.

В пункте 139 говорится:

«Местный режим на воздушных трассах и местных воздушных линиях, открытых для международных полётов, а также в районах аэродромов, открытых для выполнения международных полётов, не устанавливается.»

Так как мои точки полетов находятся в районе аэродрома Калининград «Храброво», открытого для выполнения международных полётов, то соответственно устанавливается временный режим.

Вам необязательно знать заранее, какой тип режима будет установлен — это вам сообщат в РЦ ЕС ОрВД на начальном этапе согласования полетов БВС. Однако, так как от этого зависят сроки подачи представления, то желательно разбираться и в этом вопросе.

Далее, так как мне было указано на необходимость согласовать свои полеты с военным аэродромом Калининград «Чкаловск», я позвонил старшему штурману военного аэродрома и сообщил о своих намерениях произвести полеты в указанных точках, с указанием всех данных, сообщенных мною в РЦ ЕС ОрВД.

Мне было сообщено, что скорее всего в планируемые мною дни и время полеты авиации производиться не будут и я могу указать эти дни в подаваемых документах (представлении). Так как безопасность и обороноспособность страны являются высшим приоритетом, то естественно, что полеты БВС не должны создавать помех этим задачам.

Кстати говоря, если боевая тревога будет объявлена уже после того, как БВС был поднят в воздух, то владелец этого дрона будет обязан произвести посадку в кратчайшие сроки и уведомить об этом факте РЦ ЕС ОрВД. Естественно, что внешний пилот этого БВС будет обязан быть постоянно доступным для связи, например по мобильному телефону.

Смотрите про коптеры:  Быстрый квадрокоптер - ещё одно развлечение

«При незаконном пересечении государственной границы Российской Федерации, применении оружия и боевой техники Вооруженных Сил Российской Федерации по воздушному судну-нарушителю, а также при появлении в воздушном пространстве неопознанных воздушных судов и других материальных объектов в исключительных случаях органы противовоздушной обороны подают сигнал «Ковер», означающий требование немедленной посадки или вывода из соответствующего района всех воздушных судов, находящихся в воздухе, за исключением воздушных судов, привлекаемых для борьбы с воздушными судами-нарушителями и выполняющих задачи поиска и спасания.»

Итак, полеты были предварительно согласованы с военным аэродромом Калининград «Чкаловск» и с РЦ ЕС ОрВД ( это в свою очередь означает согласование полетов с гражданским аэропортом «Храброво»).

Теперь необходимо составить Представление на установление временного режима (ВР). При составлении этого документа следует учитывать, что Представление на установление временного режима подается в Главный центр Единой системы (г. Москва) не менее чем за 5 суток до необходимого времени введения в действие режима, а Представление на установление местного режима в зональный центр Единой системы соответствующего города (для Калининградской области это Санкт-Петербург) не менее чем за 3 суток до необходимого времени введения в действие режима.

Существует Инструкция по по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений (приказ Минтранса России № 171). Этот документ определяет порядок и правила подачи Представлений, а так же, объём той информации, которая должна содержаться в нём.

Вот общие требования:

«Ст. 6 Разработка временного режима главным центром Единой системы или местного режима зональным и региональным центрами Единой системы начинается с получения представления от пользователя воздушного пространства, которое содержит следующую информацию:

а) дата проведения мероприятия (не более трех основных и трех резервных дней) и вид деятельности;

б) при установлении временного или местного режимов для района проведения мероприятия:
— границы района, обозначаемые в системе географических координат (градусы, минуты, секунды), и диапазон используемых высот (метры);
— время начала и окончания мероприятия (всемирное координированное время);
— предлагаемые эшелоны для полетов воздушных судов по маршрутам обслуживания воздушного движения и в районах гражданских аэродромов, находящихся в границах района проведения мероприятия;
— предлагаемые ограничения в районах гражданских аэродромов (в случае, если деятельность по использованию воздушного пространства осуществляется в районе гражданского аэродрома на высотах от поверхности земли (воды) до эшелона 3050 м включительно в радиусах от контрольной точки аэродрома:
30 км — для аэродрома при внутренних полетах по расписанию,
50 км — для аэродрома, открытого для международных полетов);
— резервный эшелон для обеспечения безопасности полетов в особых случаях при проведении мероприятия;

в) при установлении временного или местного режимов для обеспечения полетов воздушных судов по маршруту (маршрутам):
— маршрут полета (маршруты полетов) воздушных судов шириной, установленной пунктом 28 Федеральных правил, с указанием пунктов маршрута в системе географических координат (градусы, минуты, секунды) для каждого из его участков, которые по своей длине эквивалентны участкам с полетным временем не более 25 минут;
— необходимый эшелон (диапазон эшелонов) для маршрута полета воздушных судов;
— рубежи набора высоты и снижения на маршруте полета;
— количество и типы воздушных судов;
— количество групп воздушных судов, дистанции и интервалы между группами воздушных судов;
— дистанции и интервалы между воздушными судами при выполнении групповых полетов;
— время пролета (всемирное координированное время) воздушным судном каждого пункта маршрута, при выполнении групповых полетов — время пролета каждого пункта маршрута воздушным судном, следующим первым из группы;
— участки маршрута полета воздушных судов с выключенной аппаратурой государственной радиолокационной системы опознавания;
— участки маршрута полета воздушных судов, на которых планируется создание помех средствам радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, виды помех, типы средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, подверженных воздействию помех;
— время входа и выхода воздушных судов в воздушное пространство района гражданского аэродрома на высотах от поверхности земли (воды) до эшелона 3050 м включительно в радиусах от контрольной точки аэродрома:
30 км — для аэродрома при внутренних полетах по расписанию,
50 км — для аэродрома, открытого для международных полетов;

г) разрешения на использование воздушного пространства запретных зон и зон ограничения, полученные в соответствии с Федеральными правилами;

д) данные о воздушных судах и аэродромах (вертодромах, посадочных площадках), с (на) которых разрешается их взлет (посадка) при проведении мероприятия;

е) порядок обслуживания воздушного движения (управления полетами) воздушных судов, участвующих в мероприятии, с указанием географического месторасположения пунктов управления, частот воздушной радиосвязи и порядка установления связи с ними;

ж) фамилия, имя, отчество, должность руководителя мероприятия и способ связи с ним;

з) фамилия, инициалы, должность лица, разработавшего представление на установление режима, и способ связи с ним.
Информация, указанная в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта Инструкции, должна учитывать максимальные отклонения материальных объектов от расчетной траектории движения с учетом правил эшелонирования, установленных Федеральными правилами.»

В тексте Представления указываем то что имеем мы — тип БВС, его название (модель, производитель), взлетную массу.

Далее, указываем дни, в которые планируется осуществлять полеты. Всего может быть указано не более трех основных и трех резервных дней (полезно на тот случай, если полеты могут сорваться в силу не зависящих от вас обстоятельств).

Затем указываем границы районов полетов: я всегда указываю радиусы полетов с учетом максимальных отклонений от расчетной траектории полета, это наиболее оптимальный вариант для меня, однако границы районов полетов могут описываться не только радиусами: например автономный полет БВС на большую протяженность и в этом случае описание границ должно включать не менее трех точек.

Полеты БВС могут также осуществляться и по маршруту и в этом случае следует указывать точки маршрута в системе географических координат (градусы, минуты, секунды). В случае описании зоны полетов в виде окружности указываются координаты центра каждой точки (градусы, минуты, секунды).

Далее следует указать абсолютную высоту — диапазон высот полета БВС. Здесь нам необходимо вычислить значение AMSL — Above Mean Sea Level – над средним уровнем моря. Для этого можно воспользоваться онлайн картами высот. Нам необходимо визуально выбрать центр каждой точки полета и записать значение.

В моем случае, уровень земной поверхности находится выше среднего уровня моря на 30 метров и запись в формате AMSL будет равна 30 — 5030 метров. Если уровень земной поверхности совпадает со средним уровнем моря, то диапазон высот будет равен от 0 до 5000 метров.

Затем указываем время полетов в стандарте UTC — всемирное координированное время. Для Калининградской области нужно просто отнять 2 часа от местного времени для того чтобы получить значение UTC. Определить свое время можно просто набрав в поиске браузера «UTC время».

В ходе разговоров с диспетчерами ЕС ОрВД, вы вероятно не раз услышите слово «Гринвич». Стандарт UTC пришел на смену Гринвичу(GMT). В повседневной жизни, когда дробная часть секунд не важна, среднее время по Гринвичу (GMT) может рассматриваться как эквивалент UTC. Исходя из этого вы можете сказать например «Двадцать часов по Гринвичу» — вас сразу поймут.

В случае, если полеты проводятся в пределах запретных зон или зон ограничений полетов, следует указать разрешения, полученные в соответствии с Федеральными Правилами использования воздушного пространства Российской Федерации. Если же полеты проводятся вне таких зон, как в моем случае, то указываем это.

Почтовые адреса, телефоны, частоты радиосвязи авиационного диапазона лиц, наделенных полномочиями по выдаче разрешений на использование воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полётов опубликованы на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта в сети Интернет.

Затем указываем воздушные суда, на которые режим не распространяется: пилотируемый БВС, а также воздушные суда, вылетающие/прилетающие с/на аэродромы совместного базирования в зоне действия которых вводится временный режим для полета БВС.

Далее указывается информация, относящаяся к порядку управления полётами БВС, участвующих в мероприятии: указывается ФИО внешнего пилота БВС и его номер мобильного телефона для оперативной связи, ФИО руководителя мероприятия, ФИО разработавшего представление, цель полетов, контактные телефоны и ФИО должностных лиц, с разрешения которых будет осуществляться взлет, полет, посадка БВС.

Так как предстоящие полеты уже были в устном виде согласованы с военным аэродромом Калининград «Чкаловск», то следует указать и это.

Во второй части представления указываем карту-схему полетов. Данные схемы отображают радиусы, маршруты планируемых полетов БВС прямо на картах Google, Yandex. Для составления таких карт-схем удобно пользоваться Yandex.Карты или Google Планета Земля.

Я обычно открываю Yandex.Карты, по координатам из представления на установление ВР нахожу центральную точку и с помощью инструмента «Линейка» выстраиваю прямую, в данном случае длиной 600 метров, так как запрашиваемый радиус равен 300 метров. Затем, сохраняю снимок экрана и в Paint рисую окружность на построенной прямой таким образом, что точка географических координат находилась в центре нарисованной окружности. Полученные графические файлы сохраняются и вставляются в файл представления на установление временного режима.

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий

Adblock
detector