что нужно для сборки 250 квадрокоптера и участия в Drone Racing

что нужно для сборки 250 квадрокоптера и участия в Drone Racing Квадрокоптеры

О падениях и, что делать пока ждем посылку

Будьте готовы к тому, что сначала будут падения. А это: сломанные пропеллеры, ножки и камера в моем случае.

что нужно для сборки 250 квадрокоптера и участия в Drone Racing
Сломанные ножкичто нужно для сборки 250 квадрокоптера и участия в Drone Racing
Сломанная камера. Кстати, советую дополнительно заклеивать скотчем разъем с флешкой, есть шанс потери при падении

А вот видео с моего самого первого полета:

https://www.youtube.com/watch?v=hPLoX98K5zM

Чтобы такого не происходило, советую прикупить маленький квадрик для комнатных полетов. За время ожидания скилл управления поднимется очень сильно. Мой выбор пал на Syma X12S. Цена вопроса ~1445 руб.

Видеопередатчик

Наконец-то можно установить и видеопередатчик в гоночный квадрокоптер 6S. Он монтируется непосредственно над полетным контроллером и для его монтажа вы можете использовать те самые стойки из под ESC, которые вы сняли в начале. Прежде всего, припаяйте провода.

  1. Отсоедините провода от видеопередатчика.
  2. Припаяйте провода VCC и GND к большим площадкам VCC и GND в задней части полетного контроллера.
  3. Подключите провода TX и Video к площадкам, которые рядом с USB.
  4. Установите видеопередатчик в стойку. Не забудьте затянуть его пластиковыми гайками.

Для антенны нужен специальный держатель, иначе ее никак хорошо не закрепить:

  1. С помощью шестигранника 1.5 мм прикрепите держатель к верхней панели.
  2. Снимите контактный разъем SMA, сняв гайку и шайбы и просуньте через держатель. Лезть будет туго, можно помочь сделать это с помощью плоскогубцев или щипцов.
  3. Просуньте пигтейл (удлинитель) под кабелем питания и обратно к видеопередатчику, чтобы разъем MMCX был направлен вниз.
  4. Прикрепите верхнюю пластину и прикрутите антенну к разъему.
Смотрите про коптеры:  Как делать трюки на дроне

Двигатели

Необязательный пункт. но я использую оплетку для шнура, это красиво и стильно, а также немного защищает провода от повреждений. Классический паракорд 550 (оплетка) будет мал для 3 проводов, нужно покупать более широкий.

  1. Отрежьте 4 куска шнура (2х6 см и 2х7 см), уберите внутренний сердечник и оплавьте концы зажигалкой, чтобы они не распушились. Провода для задних моторов будут немного длиньше передних, поэтому и разная длина отрезков.
  2. Вставьте провода в оплетку и насадите 2 куска термоусадки длиной 14 мм, чтобы закрыть концы оплетки. Усажить ее еще не нужно!
  3. Прикрутите двигатели к лучам с помощью 8 мм винтов М3 и синего фиксатора резьбы.

Далее идем по порядку, который указан в этой статье. Стек в этой сборке гоночного квадрокоптера 6S не получится собрать снизу вверх из-за зазоров между стойками.

  1. Удалите нижние стойки из стака Mamba и замените их стойками 8 мм, но оставьте шайбы.
  2. Установите стак на красные амортизаторы и закрепите его винтами 10 мм снизу рамы (не слишком туго).
  3. Открутите и извлеките полетный контроллер, оставив только регулятор оборотов (ESC).
  4. На плате ESC есть площадки для пайки, смочите их флюсом, затем нанесите припой. Он должен быть нанесен равномерно на всю площадку каждого контакта.
  5. Если вы правша, начните с самого правого контакта двигателя и припаяйте все 6 проводов с права на лево.
    — если вы левша, начните с левой стороны;
    — обрезайте каждый провод до нужной длины по отдельности, а не все сразу;
    — флюс наносите аккуратно, потому что площадки для припоя расположены очень близко, не замкните ничего.
  6. Теперь установите на свои места термоусадку и усадите ее. Плавить можно не только зажигалкой, но и термофеном (штука с очень горячим воздухом).

Зарядка аккумуляторов

Аккумуляторы (грубо) имеют следующие характеристики: напряжение, ёмкость, ток заряда, ток разряда. Напряжение пишется в Вольтах, но по хорошему напряжение определяет число банок S. S (англ. “Series” – последовательный) определяет число ячеек (банок) в аккумуляторе, соединённых последовательно.

Напряжение одной ячейки лития составляет 3.7 В (3 В минимум, 4.2 В максимум). Таким образом параметр S определяет диапазон напряжений, в которых работает ваша сборка. В умных зарядниках типа IMAX B6 при зарядке выставляется именно число банок S, напряжение зарядник определит сам.

Ещё есть индекс P (англ. “Parallel” – параллельный), обозначающий число банок, соединённых параллельно. Например код 3S2P означает, что аккумулятор состоит из 6 банок, 3 сборки последовательно по 2 параллельно соединённых аккумулятора.Зарядный и разрядный токи напрямую зависят от ёмкости аккумулятора, и связаны через параметр С – токоотдача (токоприём).

Чтобы перевести ёмкость в Амперы, нужно ёмкость в Ампер*часах умножить на токоотдачу. Например на аккумуляторе вы можете прочитать 1300 mah 70 С, то есть это 1.3 Ампер часа * 70 = 91 Ампер. Это максимальный ток, который можно снять с аккумулятора без вреда для него.

Параметр очень важный, например при проектировании коптера нужно брать акум, который сможет отдать ток, равный сумме максимальных токов через регуляторы оборотов. Например есть 4 регулятора по 25 А каждый, значит суммарный ток 100 А. Хотим акум ёмкостью 3500.

Зарядный ток для обычных LiPo аккумуляторов не должен превышать 1 С, то есть быть меньше или равным ёмкость аккумулятора в Ампер*часах. При токе в 1 С аккумулятор зарядится за 1 час. То есть наш аккумулятор из предыдущего примера можно заряжать током 3,5 А максимум.

Можно 1 А, 2 А, 3 А, но вот 4 А уже не рекомендуется. Сейчас есть мощные модификации LiPo аккумуляторов, например графеновые (Infinity RC Graphene). У них в характеристиках можно найти строчку Charge Max Rate: 5C, то есть заряжать можно током, в 5 раз превышающим ёмкость!

А это значит, что акум зарядится за 1/5 часа, то есть за 12 минут! Но зарядник и БП такой мощности ещё нужно поискать (пример: гоночный акум из моего видео 1300 mah, заряжать можно током 6.5 А). В зарядниках типа IMAX B6 зарядный ток ставится вручную, и не должен превышать допустимого для аккумулятора, а также мощность (напряжение * ток) не должна превышать мощность вашего БП, иначе будет ошибка.

Что касается хранения аккумуляторов: у меня на канале есть видео “советы по использованию литиевых аккумуляторов”, вот информация оттуда подходит. Основные моменты:

  • Хранить аккумулятор нужно при заряде ~45%. Для этого в зарядниках есть режим STORAGE, он автоматически зарядит в 45%.
  • Чем ниже температура, тем меньше деградация аккумулятора при хранении. Таким образом, оптимальным для хранения является холодильник, а акум нужно зарядить на 45% или в STORAGE.
  • Аккумуляторы нельзя переразряжать. Вообще никак нельзя! Потеряет ёмкость, а в худшем случае может загореться.
  • Хотя бы иногда, а желательно каждый раз, делать балансировку аккумулятора. Для этого балансировочный шлейф вставляется в зарядник, и выбирается режим зарядки BALANCE.

Камера

Ух, вот это самая жесть. Камера не всегда нужна, но если она нужна, то нужно внимательно подойти к её выбору. В качестве записывающей камеры стоит использовать экшн камеры- GoPro или её Китайские аналоги (они не сильно уступают в качестве видео, если даже не превосходят «фирму»). Нужно ориентироваться на вес, и на угол обзора. С весом всё понятно, а вот про угол расскажу.

Хочется, чтобы камера снимала красоты мира, но не снимала лучи коптера. Если ты промахнулся и это произошло, то придётся выбрать из двух плохих вариантов.

Опустить камеру так, чтоб она не задевала пропеллеры. Опускать, скорее всего, придётся сильно, и это вызовет массу проблем с взлётом и посадкой, а также с маневренностью, из-за смещённого центра тяжести.

Вынести камеру вперёд. Тоже беда. Снова сместится центр тяжести (в этом случае можно попытаться уравновесить при помощи АКБ). Ещё сильнее утяжелит конструкцию, ибо придётся придумывать очень мощный фиксатор. Иначе никакими бюджетными виброгасителями делу не поможешь, и эффект желе обеспечен.

Можно попробовать использовать ориентировочную формулу L= 2 * tg (A /2) х D, где:

  • L — Область обзора камеры на расстоянии D
  • Α — Угол обзора камеры
  • D – расстояние до объекта (в нашем случае, до пропеллеров)

Ты получишь диаметр круга, но так как камера снимает прямоугольное изображение, то этот диаметр будет диагональю. Там уж можно примерно прикинуть- задевает, или нет.

Компоненты выбираем, руководствуясь необходимым результатом. Не нужно брать самое лучшее, если в этом нет необходимости. Возможности своей сборки ты можешь приблизительно рассчитать при помощи калькулятора.

Комплектующие для 250 квадриков

Пройдемся более подробно по составляющей комплектов, ведь рама для 250 не сложна, ее можно вырезать и просто лобзиком из текстолита или напечатать на 3D принтере.

Моторы

Моторы обычно ставят весом 17-20 грамм, рассчитанные на 2-3S аккумулятор с оборотами 1850-2500 об/вольт. Для гонок используется 3S (12 Вольт), поэтому важно, что бы выбранный мотор был рассчитан на работу с 3S, у ориентированных только на 2S при работе от 3х банок обычно случается пробой изоляции и требуется перемотка.

Вот наиболее часто использующиеся представители: DYS BE1806 2300KV, RCTimer HP1806 2300KV

Регуляторы

Регуляторы 8-12А с прошивкой SimonK (прошивка – это важно!). По регуляторам я делал отдельную статью, не буду ее пересказывать. 

Бывают сборки “4 в одном”, типа “Emax Brushless 25A SimonK 4-in-1 Quadcopter ESC Built-in UBEC”, но это вещь неоднозначная. Во первых – если что то сгорит – то менять придется весь (вместо замены одно из 4-х обычного), а во вторых – требует дополнительной настройки, не у всех работает с первого раза.

Рекомендую обратить внимание на Моторсет RCTimer HP1806 2300KV – моторы, регуляторы, воздушные винты идущие одним комплектом. Хороший проверенный комплект с карбоновыми винтами.

Пропеллеры

Размер пропеллеров ограничивает рама, обычно используются воздушные винты 5 и 6 дюймов длинной. На тренировки лучше использовать дешевые пластиковые винты, на соревнования – карбон.

Трехлопастные хороши для просто полетов, В гонках они используются редко. 

Стоит отметить следующее – пропеллеры надо подбирать под свою раму и стиль полета. Одинаковые размеры от разных фирм мгут вести себя по разному, то же относится и к геометрии лопасти. И не надейтесь обойтись одним комплектом! Гонки – это адреналин, столкновения и падения – так что винты – это расходник!

Однако, если просто летать – то их хватает на долго!

Аккумуляторы

Аккумуляторы используются 3S LiPo, емкость 1500-2600 мАч. В основном стандартом стали LiPo 3S 2200. Обычно в поле берется 4 аккумулятора, Отлетал один – поставил на зарядку, пара полетов с перекурами и он уже зарядился, можно подзаряжать второй.

Подробно – о том как выбрать аккумулятор, как его заряжать и хранить можно прочитать в статье Зарядное устройство и аккумулятор для квадрокоптера.

Зарядное устройство

Без зарядника – никуда! Желательно брать зарядник с регулируемыми параметрами, но, на первых порах можно обойтись и самым простым.

Ссылка на аккумуляторы и зарядник есть в этой статье. 

Пайка

Пайка распределительной платы

Итак, вы уже примерились и решили, как у вас все будет установлено. Время паять. При пайке платы самое главное соблюдать полярность! На какие места паять провода не важно, все зависит от того, как вы собираетесь установить плату.

что нужно для сборки 250 квадрокоптера и участия в Drone Racing
Припаиваем регуляторы и силовые провода. Соблюдаем полярность. (Мой вариант)Припаиваем регуляторы и силовые провода. Соблюдаем полярность. (Другой вариант)

Припаиваем регуляторы к моторам

Первым делом снимаем с регуляторов стандартную красную теромоусадку. Для того, чтобы моторы вращались в нужную нам сторону, регуляторы к моторам следует припаять вот так:

Подключение регуляторов к моторам

Думаю, что у вас возник вопрос: куда деть длинные провода от регуляторов. Их можно отпаять и убрать совсем, а можно обрезать под нужную длину. Второй способ для начинающих предпочтительнее, так как меньше шансов перегреть регулятор при пайке.

Полностью отпаянные штатные провода регулятора. Так делать не советую, лучше просто укоротить провода (не обращайте внимание на расположение проводов, картинка взята, чтобы показать другое. Правильная схема сверху)https://www.youtube.com/watch?v=5UV25lRslOY

Припаиваем T-коннектор. Полярность важна!

Подключение и защита электроники

1. Для защиты электроники от влаги используйте электроизоляционный лак Plastic 71. Наносить в 3 слоя с просушкой в 1 час.1.1 Качество нанесения защитного покрытия можно контролировать под УФ лампой2. Провода от моторов (3 штуки) паяйте напрямую к регуляторам, отпаяв родные провода от регуляторов.3.

1 Сделайте это до того, как покрывать плату регулятора лаком.4. Сигнальные провода от регуляторов к контроллеру паяются в следующем порядке: задний правый, передний правый, задний левый, передний левый.4.1 Если ваши регуляторы поддерживают DSHOT, чёрные сигнальные провода можно отрезать.

Если только OneShot или MultiShot, то делать этого нельзя.4.2 Земля и сигнальный провод должны быть скручены в косичку. Если у вашего регулятора они идут в виде плоского шлейфа – разъедините их, и скрутите в косичку.5. Припаяйте танталовый конденсатор с напряжением минимум 6.

3 В и ёмкостью 10 – 50 мкФ на шину питания полётного контроллера.6. Пищалку можно достать из компьютера.7. Барометр нужно защитить чёрным поролоном. Да-да, именно чёрным.8. Залейте ноги матрицы FPV камеры эпоксидкой.9. Запеньте монтажной пеной внутреннюю полость FPV антенны.10. Залейте эпоксидкой светодиодные панели.

Полетные контроллеры

Начнем со случая – просто летать.

Если небольшой квадрокоптер вам нужен только для полетов и съемки полетного видео, то ваш выбор KK Multicopter.

KK Multicopter – это проверенный временем, не требующий настроек (есть крутилки) контроллер полетов. Смотрите статью о нем по ссылке выше. Он позволяет сделать многое!

Если хотите автовозврат в точку взлета, автоматическое удержание высоты, полет в GPS режиме и другую автоматизацию – то берите Назу.

Наза ставится на Phantom`ы, надежность ее проверена временем. К тому же, можно купить Naza-M Lite без GPS и взять для  нее совместимую антенну, ссылки есть тут.

А потом прошить ее специальной прошивкой и получить функционал полноценной Naza-M V2! О прошивке читайте эту статью – там все просто. При этом вы будете иметь экономию порядка 180$, а сэкономленное – это приобретенное!

На пятки Назе наступает JIYI P2 Flight Controller, я его “не щупал”, но по отзывам – превосходит возможности назы.

Однако, для настоящих спортивных гонок GPS и связанные с ним алгоритмы не нужны! Но, требуется и возможность подстройки (тюнинга) параметров контроллера.

Тут королем (на данный момент) выступает CC3D OpenPilot.

Мощный скоростной процессор и возможность настроек, обзор смотрите по ссылке выше. Скажу только то, что 90% участвующих в FPV Drone Racing летают на нем.

Как собрать всю электронику – смотрите в статье Электроника для квадрокоптера.

Про сборку рамы – смотрите статью с видеоинструкцией: Собираем 250 квадрокоптер.

Теперь поговорим о полетном видео.

Пошаговая инструкция по сборке

Давайте условимся на том, что ты прочитал нашу статью про выбор набора для сборки квадрокоптера ,и воспользовался ценнейшем советом – брать раму с платой распределения. Если нет, то провода подключаем сразу к модулю управления.

Для примера рассмотрим сборку из следующих комплектующих:

  • Каркас квадрокоптера Diatone Q450 Quad 450 V3 PCB Quadcopter Frame Kit 450mm
  • Мотор DYS D2822-14 1450KV Brushless Motor. 4 штуки
  • Регулятор DYS 30A 2-4S Brushless Speed Controller ESC Simonk Firmware
  • Пропеллеры DYS E-Prop 8×6 8060 SF ABS Slow Fly Propeller Blade For RC Airplane
  • Модуль управления квадрокоптером KK2.1.5 kk21evo
  • Аккумуляторная батарея литий-полимерного типа Turnigy nano-tech 2200mah 4S ~90C Lipo Pack
  • Устройство для зарядки аккумуляторов Hobby King Variable6S 50W 5A
  • Коннектор для подключения аккумулятора XT60 Male Plug 12AWG 10cm With Wire
  • Коннекторы 20 Pairs 3.5mm Bullet Connector Banana Plug For RC Battery / Motor
  • Пульт управления квадрокоптером Spektrum DX6 V2 with AR610 Receiver (в комплекте с приёмником и передатчиком)

Примерная цена- 20 000 рублей

Размазываем компоненты по столу ровным слоем, и начинаем.

Пролог

Сейчас в интернете можно найти несколько полезных туториалов (все ссылки в конце статьи) на тему того, как самому собрать дрон на 250 раме. Но, собирая свой первый квадрик по этим статьям, я столкнулся с проблемами, которые не были никак освещены. А именно: я не нашел полный лист деталей и дополнительного оборудования, который мне нужен, цену полной сборки, а также некоторые практические и теоретические вопросы. Именно поэтому было решено сделать данную статью

в виде обобщения моего личного опыта и опыта других людей

, дабы помочь новичкам (таким как я) как можно продуктивнее построить свой первый дрон.

1 часть будет посвящена подбору деталей, оборудования, сборке и подключению всех узлов коптера. Программная сторона будет рассмотрена во 2 части.

Сразу отчет о том, что у меня получилось:

https://www.youtube.com/watch?v=loRnvVQ1_C4

На видео заметно, что во время полета у дрона пропали ножки, но об этом позже

Список часто задаваемых вопросов:

В: Не проще ли купить готовый квадрик и летать?О: Проще, только если вы не собираетесь продолжать улучшать свой дрон и строить другие. То есть хотите просто полетать, а не ломать себе голову и тратить дорогое время. Магазинный дрон в любом случае легче в освоении и проще в эксплуатации.

В: Нужно ли паять?О: Да, нужно!

В: Собрать квадрик самому дешевле, чем купить в магазине?О: Нет! Считаю это заблуждением. Если вы новичок, а раз вы читаете эту статью, скорее всего так оно и есть, то кроме деталей для квадрокоптера вам понадобится еще уйма всего. Прилагаю список ниже.

Прошивка и настройка. betaflight configuration

Чтобы прошить и настроить гоночный квадрокоптер 6S, нужны программы Betaflight Configuration и BLHeli Configurator.

Вы можете прочитать эту статью: Как прошить полетный контроллер и ESC BLhelli. Прошивка квадрокоптера

А можете следовать этой инструкции, но здесь будет не так подробно:

  1. Запустите Betaflight Configuration и нажмите на вкладку Прошивка (Firmware Flasher) и выберите в списке полетных контроллеров «FURYF4OSD», а версии прошивки — самую последнюю.
  2. Нажмите «Загрузить прошивку [Online]» (Load Firmware [Online]), а затем «Загрузить прошивку» (Flash Firmware), чтобы прошить полетный контроллер. После завершения, нажмите кнопку «Подключиться» (Connect).
  3. На вкладке Порты (Ports):
    — в UART1 нажмите кнопку Serial RX для вашего приемника;
    — установите для периферийных устройств UART3 значение «VTX (TBS Smart Audio)»;
    — нажмите Сохранить и перезагрузить.
  4. Теперь перейдите на вкладку «Конфигурация» (Configuration):
    — в блоке ESC/Motor выберите протокол DSHOT600;
    — включите или отключите реверс двигателей. Если не знаете что это и зачем, смотрите видео после этого пункта;
    — в блоке Конфигурация системы (System configuration) установите частоту PID на 8 kHz;
    — в блоке Приемник (Receiver) выберите режим своего приемника. Для XM выберите «Serial-based receiver» и «SBUS», для приемников FlySky это обычно тоже самое, только не SBUS, а iBus;
    — В блоке Arming (охрана) в строке Max arm angle установите значение 180, чтобы вы могли включить дрон в почти любом положении;
    — в блоке Other Features (другие функции) включите: Airmode, OSD, Anti Gravity и Dynamic Filter;
    — в блоке DSHOT Beacon Configuration поставьте галку;
    — нажмите Save and Reboot (сохранить и перезагрузить).

Для последующих шагов, вам нужно будет подключить аккумулятор к квадрокоптеру.

  1. На вкладке Приемник убедитесь в правильной работе углов продольного и поперечного наклона, крена, дроссельной заслонки (газа) и рыскания. При необходимости отрегулируйте передатчик и карту каналов.
  2. На вкладке Режимы (Modes):
    — назначьте переключатель для снятия и постановки на охрану (смотрите инструкцию по ссылке в зеленом блоке);
    — назначьте переключатель для смены режимов полета;
    — назначьте переключатель для включения пищалки (Beeper) и для активации функции «перевернуться после аварии». Эти 2 режима я обычно назначаю на 3-позиционный переключатель.
  3. На вкладке Motors (моторы) проверьте все двигатели, прибавляя им немного газа. При необходимости, поменяйте направление вращения (см. инструкцию в зеленом блоке выше);
  4. Отключитесь от Betaflight Configurator и подключитесь к BLHeli Configurator:
    — прошейте все регуляторы до последней версии;
    — смените направление движения двигателей, если необходимо (см. пункт 3 выше);
    — если сменили направление вращения, снова подключитесь к Бетафлай и проверьте.
  5. На вкладке OSD:
    — проверьте все необходимые функции и расположите экранное меню по своему усмотрению.

Вот и все! Настройки Failsafe по умолчанию и так хороши, но все же проверьте его — включите дрон, попробуйте немного взлететь и отключите пульт управления — дрон должен упасть на землю.

Сборка

Сборка рамы

Есть вероятность, что комплект деталей вам придет без инструкции по сборке рамы. Так было у меня. Если так и произошло, то собираем по картинке или видео. На данной стадии не стоит затягивать все винты в «боевой режим», возможно, придется разобрать раму еще не раз.

что нужно для сборки 250 квадрокоптера и участия в Drone RacingНе забываем про шайбы. У вас конечно же белой пластины нет — это те самые остатки от 3D напечатанных ножек

https://www.youtube.com/watch?v=jK4BEiawvg0

Установка моторов

Очень простая операция, если помнить про направления вращения двигателей. Определитесь, где у вас будет перед. Моторы с черной гайкой, вращающиеся по часовой стрелке, ставим на переднее левое и заднее правое места.

что нужно для сборки 250 квадрокоптера и участия в Drone Racing
Обратите внимание на расположение двигателейчто нужно для сборки 250 квадрокоптера и участия в Drone Racing
Крепление двигателей

Сборка гоночного квадрокоптера от а до я, настройка, первый полёт.

И, когда она в очередной раз вышла на балкон позвать меня, я услышал как Толька Коршунов выкрикнул: “Гвардеец кардинала на посту!” И я вцепился в него, хотя Тольке было целых одиннадцать лет и он даже уже был влюблен в Таньку, о чем поведал всему двору вырезанным на тополе объявлением “Я люблю тебя”.Имя вырезать не стал, проявив не детскую мудрость.

Толька валялся в пыли, совершенно не сопротивляясь, а только удивленно таращась на меня. Я пытался молотить его, приговаривая: “Гад, гад!” Под очередное “гад” меня подняла в воздух неведомая сила. Мелькнул яркий рукав, бицепс, усы и я оказался за обеденным столом с моей “не моей” бабой Феней.
Мама назвала ее официально — Феодосия Николаевна и всегда повторяла: “Она не твоя бабушка”.Моя бабушка была первая жена деда, баба Женя. Она жила в одном городе с нами, в центре России, а дед с Феней жили у моря.

Оно — море — и стало причиной нашего знакомства. Я был худющим болезненным ребенком, и педиатр убедила мать, что море положительно скажется на моем здоровье. “Но обязательно не меньше месяца,” — повторяла она. Когда мне было почти четыре года, меня повезли знакомить с дедом, морем и Феней. Феодосией Николаевной. Как бы не хотели мама с “моей” бабушкой изъять ее из этого уравнения. В первый раз мама была со мной две недели, натянуто общаясь с дедом и Феней. Убедившись, что старики вполне способны управиться с ее чахлым “цветком” жизни, она начала часто уходить в гости к подругам детства и задерживаться там допоздна.

Я не хотел спать без нее. Ходил по квартире, поднывая. Дед уговаривал спать, а Феня сгребалав охапку, и говорила: “Борык, не куксись. Пойдем встречать маму!” Мы выходили в притихший двор, она сажала меня на качели.

Качелей я боялся, мне казалось, что меня, такого легкого, подхватит ветер и унесет, но Феня мощной фигурой вставала ровно напротив качелей и и заключала подвешенное сиденье в свои уверенные руки, прежде,чем снова толкнуть. “Будешь наверху — смотри маму,” — напутствовала она и легонько толкала качель. “Не виднооо,” — ныл я, а она отвечала: “Значит, надо повыше. Не боишься?” Я мотал головой в разные стороны, и она толкала сильней. И в один день, взлетая до ветки тополя, я понял, что хочу, чтоб мама не торопилась.

И мама, наверное, поняла. Она уехала, оставив меня с дедом и Феней на лето. Мы посадили ее на поезд,помахали в окошко и пошли домой обедать. А вечером мне почему-то захотелось плакать. Я помню ощущение полной опустошенности, и помню, как оно появилось. Оно появилось, когда я думал, что сегодня вечером не надо встречать маму и мы с Феней не пойдем качаться. Но после ужина она объявила:”Борык, не куксись, пойдем смотреть, как мама едет на паровозе.”

Мы ходили качаться каждый вечер. Дед поначалу говорил, что поздно, и “ребенку нужен режим”, но Феня обрывала его на полуслове: “Не гунди, охламон, рыбенку много чего нужно.”
Охламон улыбался внутрь себя и капитулировал. Мы с Феней выходили, когда последние бабульки снимались с лавочек у подъезда, а возвращались к полуночи, покусанные комарами и абсолютно счастливые.
Качели были моим личным раем. Качели которые качала Феня. Она раскачивала меня, а потом притормаживала и влепляла поцелуй в неожиданное место. Когда качели начинали останавливаться, а я просить: “Еще, еще!”, Феня принималась щекотать меня. Я вертелся волчком, заливался на весь тихий гулкий двор, но не слезал с сиденья.

Здоровье мое, несмотря на отсутствие режима, улучшилось. Встретив меня, загоревшего и слегка отъевшегося, на вокзале, бабушка Женя поджала губки. Стройность была одной из основных ее добродетелей, и она весьма боялась жирного и сдобного греха.
Очень скоро после приезда домой я спросил, когда снова поеду к деду и Фене.
— Лен, ты слышала?— крикнула бабушка моей маме, и не дождавшись ответа повторила:
—Ты это слышала?
— Мам, не начинай снова, это ребенок, — мама подошла ко мне и внезапно погладила по голове. Она редко так делала, мне стало так хорошо, и я снова вспомнил качели. Мне хотелось повторить свой вопрос маме, но я не стал. А в конце длинной-длинной зимы, когда я свалился с ужасной ангиной, мама сидя у моей кровати сказала: “Бобка, ну что же ты, выздоравливай!Скоро ведь поедем к деду!”

Я выздоровел и мы поехали. Мама уехала через три дня. Была середина мая. Раз в месяц Феня наряжала нас с дедом “в парадное”, и мы шли в переговорный пункт: попросить маму оставить меня еще на месяц. Вышло три раза.

Дед работал сутки через трое, и в свободные дни старательно просаливал меня в море. А вечера были мои с Феней. И качелями. Взлет— посадка — поцелуй, взлет — посадка — объятия.
— Борык, маму видишь?
— Вижу! В окно! Она спит!
— А Москву видишь?
— Вижу!
— Кремль красный?
— Синий!
— Значит, вечер!
Смех-посадка-поцелуй, тихий подъезд, мы играем в шпионов, и, чтобы не будить деда, укладываемся вместе спать на диване.

Находясь между этим хитросплетением взрослых, я совершал детские ошибки, но учился на них. Однажды я попросил бабушку Женю испечь оладушки как у Фени. “Борис, питаться жареным — вредно!” — выпалила она, но не преминула заметить под нос: “Своих детей сгубила, за моего взялась…”В моем сознании эта фраза повисла вопросом, но я промолчал. Летом меня снова отправили “на море”: у мамы появился перспективный кавалер, и без меня было сподручней.

Вопрос, зародившийся после обмолвки “моей” бабушки терзал меня, и я не знал, как поступить. Мне было уже шесть лет,и я начал ощущать какую-то неловкость в стальных объятиях Фени. К тому же я маялся, гадая, как она сгубила своих детей.Решился однажды спросить у деда. Он вздохнул, но ответил: “Утонули они на лодке с отцом их. Она с тех пор на море и несмотрит.И забудь, что я сказал, и с ней не говори.”Я и не говорил, и даже позабыл, ибо мучивший меня вопрос разрешился. А качели так и были нашими, хоть я и мог уже качаться сам. Но не мог же я сам себя целовать?

К следующему лету у деда начались проблемы со здоровьем, и вместо моря я отправлялся гулять во двор. А после драки с Толькой Коршуновым из-за Фени меня приняли в дворовое сообщество и я даже был частью “живой пирамиды”, на которой стоял Толька, чтобы вырезать на тополе сердце, пронзенное стрелой, под своим “я люблю тебя”. Да что там, и на море мы тоже гоняли, и строили шалаши, и даже пробовали влюбляться, и я еще не раз подрался из-за женщин. Было не до качелей.

Феня ухаживала за дедом, и в квартире поселился тонкий, но устойчивый запах лекарств. А мама вышла замуж. За Толика. За другого, конечно, но вроде он тоже намекал, что “я люблю тебя”. Эту новость мне сообщила Феня и, глядя на меня, добавила: “Не куксись! Это хорошо. Вы подружитесь.” Я подумал:”Никогда!”, а она оказалась права.

Все эти события: дедова болезнь, замужество мамы, драка с Толькой и дворовая дружба подвели итог моего дошкольного детства. Остались лишь воспоминания: разрозненные, малосвязные, но при этом яркие до осязаемости. И в главном из них я подлетаю на качелях вверх, а потом меня целует в макушку Феня.

Больше выездов “на море” не было, потому что началась другая жизнь. Мы приехали к деду через четыре года. На похороны.Я помню, как зашел в ту самую квартиру, а посреди большой комнаты стоял гроб. Феня провела нас с мамой мимо него в спальню и уложила спать с дороги. Назавтра была суета, похороны, поминки, и во всем этом я затерялся и чувствовал себя лишним.

Я потихоньку вышел из-за поминального стола и пошел в маленькую комнату. Сел на кровать, уставился в стену. Не знаю, сколько так просидел, но зашла Феня. Она обняла меня, и внезапно я разрыдался. Феня гладила меня по голове, а затем внимательно посмотрев в глаза, сказала: “Борык, деда все равно тебя любит. Ну, не куксись…”

Мы с мамой уехали после девятого дня. Феня предлагала мне остаться. Я выжидательно посмотрел на мать, рассчитывая, что она заявит о полной невозможности оставить меня…Но она молчала… Я отрицательно мотнул головой.
— Ну поезжайте, поезжайте, выберете время еще приехать… — Феня была тише, чем обычно, да и понятно почему.

А потом жизнь меня закружила. Это был, наверное, не тот танец, который я хотел, но отказаться не получалось. Свадьбы, рождения, болезни, похороны, встречи, расставания… Жизненное колесо неслось все быстрей, пока не застопорилось о диагноз моего собственного сына. Лейкоз. Помню глаза жены как провалы в ад и ее же бесстрастный голос, когда она перечисляла, что нужно купить в больницу. Еще доктора помню, который сказал, что “большинство случаев разрешаются благоприятно”. В интернете писали, что большинство — это семьдесят процентов. И наш ребенок должен был в них попасть. Должен! И не должен в тридцать… Пусть не он…Мы стали командой по попаданию в семьдесят процентов: жена взяла на себя всё, связанное с сыном, а я должен был зарабатывать. Общение превратилось в сводки анализов. Лучше, хуже, хуже, лучше, лучше, немного хуже, немного лучше, еще немного лучше.

Мы победили. Мы попали в семьдесят. А я понял, что не чувствую ничего.
Я боялся посмотреть в глаза сыну и жене, потому что они бы это поняли. На работе подвернулась командировка, поехал. И вдруг как током дернуло: “А ведь Феня еще может быть жива! Есть шанс!”Не сама собой, конечно, эта мысль пришла, я рядом с теми местами оказался. Сделал крюк, нашел тот двор… Дверь в квартиру никто не открыл. Значит, не выпал шанс. Она бы точно дома была.

Вышел из подъезда — на лавочке тип алкоголического вида сидит. Аккуратно у него поинтересовался, не знает ли он, кто в шестьдесят четвертой квартире живет.
А он как заорет:
— Боб, ты? Точно ты! Ну ты же!
Друган детства оказался. В квартире пара молодая живет, дальние родственники Фени. А она сама давно уж померла. А до того как будто с ума сошла немного. Выходила вечерами гулять до ночи. На качелях раскачивалась и улыбалась. А потом соседи по запаху нашли ее.

— Боб, на пиво не подкинешь? Давай за встречу, — закончил он свой рассказ вполне ожидаемо.Я подкинул, а “за встречу” не стал. Он сразу побежал отовариваться, и я оглядываясь, как шпион, подошел к качелям. Всё те же. Вечная металлоконструкция. Сел боком, оттолкнулся ногой. Тополь тот же, вон на нем вырезано “Я люблю тебя” и сердце, пронзенное стрелой… Только еще что-то сверху накарябали, раньше не было. “Не куксись”. “Не куксись. Я люблю тебя”…Нет, не может быть… Точно: “Не куксись”.

Я уперлся лбом в ствол дерева,а потом обхватил руками. Меня трясло. Нет, меня “типало”. Так говорила Феня в минуты особого волнения: “Меня типает”. Внезапно с утробным рыком я набрал полную грудь воздуха и разрыдался.
Я тоже люблю тебя, Феня. Я люблю тебя, дед. Я люблю жену и сына. И маму, и отчима, и сестру. И даже когда меня не станет, эта любовь останется. Но еще рано, я еще должен сказать им всем об этом хотя бы раз.

Сборка рамы и установка электроники

1. Используйте синий фиксатор резьбы для сборки резьбовых соединений рамы. Без него – может открутиться.1.1 Если взять красный – конструкция получится неразборная.1.2 Старайтесь наносить фиксатор на винт, а не на гайку.2. Крепите регуляторы к лучам на двусторонний скотч и изоленту.3.

Провода между камерой и передатчиком скрутите в тугую косичку.3.1 Косичка должна быть не параллельна и не перпендикулярна сигнальным проводам от регуляторов и проводам от RC приёмника.4. RC приёмник желательно вытащить из корпуса, припаять к полётному контроллеру, и отрезать лишние ноги.4.

1 Желательно купить микро версию приёмника, она меньше и легче4.2 Если у вашего RC приёмника 2 антенны, то они должны быть расположены под 90 градусов друг к другу, и по 45 градусов к горизонту.5. Между рамой и аккумулятором желательно добавить нескользящую прокладку, например кусочек резины или вспененной китайской упаковки.

Либо ленту – липучку.5.1 Балансировочный шлейф крепите либо лентой прямо вместе с аккумулятором, либо используйте крепление этого шлейфа на основных проводах от аккумулятора.6. Коннектор аккумулятора желательно припаивать не напрямую в плату распределения питания, а на отрезках ТОЛСТОГО провода длиной 2-3 см.

Это упростит подключение/отключение аккумулятора, и уменьшит шанс поломки платы распределения при падении.7. Докупите грибовидные антенны для FPV, вход: RP-SMA male8. Курсовая FPV камера в пластиковом корпусе гораздо легче, чем камера в металлическом.

Но если вы учитесь летать и боитесь убить камеру, то лучше взять металлическую.9. HD камера необязательна, просто летать можно и без неё. Она нужна для записи красивых видосов.10. Для съёмки используйте “новый” и сбалансированный комплект пропеллеров, чтобы на камере не были видны вибрации и “кисель”. Для обычных полетушек годятся поцарапанные и имеющие вмятины пропеллеры.

Соединяем все проводами

Регуляторы к полетному контроллеру

От каждого из регуляторов у нас идет по 3 провода. Сделать нужно следующее: на трех из четырех регуляторах нужно вытащить из разъема красный провод. Подсоединять провода к контроллеру нужно в определенном порядке, об этом будет рассказано в следующей части.

что нужно для сборки 250 квадрокоптера и участия в Drone Racing
На трех из четырех регуляторах нужно вытащить из разъема красный провод

Приемник к полетному контроллеру

А вот здесь порядок подсоединения проводов к каждому каналу не важен. Нужно лишь правильно подключить провод питания — белый провод ближе к стороне с наклейкой.

что нужно для сборки 250 квадрокоптера и участия в Drone Racing
Соединяем приемник с полетным контроллером. Провод питания должен быть расположен белым ближе к стороне с наклейкой

Список к покупке:

Для того, чтобы не заморачиваться с подбором основных компонентов, вижу отличную альтернативу в покупке готового набора. Не теряя времени на подбор деталей, вы получите все, что вам нужно.


Все, что вы получите в комплекте. На картинке

не

показаны соединительные провода от контроллера к передатчику

1) Набор деталей с Aliexpress ~4000 руб.1.1 Рама1.2 Бесколлекторные моторы Marspower MX1806 2280KV на 12 А1.3 Регуляторы Emax Simon K Series на 12A1.4 Распределительная плата и провода питания1.5 Полетный контроллер CC3D (мой выбор NAZE 32 FULL.

Его я покупал отдельно, так как CC3D из комплекта сгорел. Разницы в настройке CC3D и NAZE 32 FULL нет. Вот интересная статья о полетных контроллерах).1.6 Соединительные провода от контроллера к передатчику1.7 4 пропеллера (2 левых, 2 правых)1.

что нужно для сборки 250 квадрокоптера и участия в Drone Racing
Приемник и передатчик Turnigy 9X

2) Пульт радиоуправления Turnigy 9X 9Ch приемник (все в одном коплекте) ~3400 руб.

В: Почему именно эта модель?О: Во-первых, 9 независимых каналов, то есть огромный запас возможностей на будущее. Во-вторых, огромное количество информации по настройке и прошивке. Очень популярная модель среди моделистов. Но, если вы настроены ОЧЕНЬ серьезно, то советую Turnigy 9XR или 9XR-Pro.

В: Можно ли взять модель подешевле?О: Да, это полностью ваш выбор. Не советую брать аппаратуру меньше, чем с 6 каналами, так как кроме управления необходимо переключать полетные режимы. Кстати, есть готовые наборы уже с аппаратурой, например, такой.

3) Как минимум 2 дополнительных комплекта пропеллеров (в комплекте 4 шт: 2 левых, 2 правых) ~0-100 руб.

Пропеллеры действительно расходный материал при первых полетах, так что лучше взять с запасом. Как ни странно, но с Китая заказывать дороже, да и ждать долго. Максимальный диаметр 5 дюймов. Я купил здесь.

что нужно для сборки 250 квадрокоптера и участия в Drone Racing
Аккумуляторы с Aliexpress. Оба вышли из строя. У левого отказала вторая банка, у правого — третья.что нужно для сборки 250 квадрокоптера и участия в Drone Racing
Слева: аккумулятор для пульта радиоуправления с JR разъемом (черная головка). Справа: аккумулятор для питания квадрокоптера

4) Как минимум 1 аккумулятор для питания квадрокоптера, а лучше 2 ~1239-2478 руб.

В: Зачем два? Тебе одного мало?О: Да, мало! Аккумулятора хватает примерно на 10-12 мин полета, а заряжается он 1-2 ч, поэтому, чтобы, войдя в кураж, не идти подзаряжаться, а летать дальше, советую взять пару. Обратите внимание на маркировку аккумуляторов, прочитать про это можно здесь.

Крайне не советую приобретать аккумуляторы из Китая: оба аккумулятора, заказанные мной, вышли из строя, то есть перестали выдавать требуемое напряжение (отказало по одной банке). Да, возможно, дело случая, но с другими аккумуляторами таких проблем не было, да и экономия в 150 руб. не стоит риска.

что нужно для сборки 250 квадрокоптера и участия в Drone Racing
Turnigy 9X c аккумулятором. Сидит очень плотно, крышка закрывается

5) Аккумулятор для пульта радиоуправления. ~1199 руб.В: Я же уже купил два. Нужен еще один?О: Так точно. Для передатчика нужен специальный аккумулятор с низким током разряда.

В стандартном наборе пульт идет с креплением для батареек, что не приемлемо при частых вылетах. Объясняю: напряжение батарейки теряют быстро, с зарядкой проблема, а стоимость велика. Также стоит обратить внимание на наличие у аккумулятора JR разъема.

В таком случае вам ничего не нужно будет перепаивать. Кстати, если вы собрались покупать другой аккумулятор (не такой как у меня), не поленитесь взять пульт с собой, чтобы примерить его на месте. Мой влезает в стандартный отсек с трудом, но крышка все-таки закрывается.

6) Зарядное устройство для аккумуляторов iMAX B6~1230 руб.

iMAX B6 позволяет зарядить банки аккумулятора равномерно при помощи балансировочного разъема. Самая популярная зарядка.

В: Как этим пользоваться? Какие режимы выбрать?О: Ответы здесь

7) Переходник с XT-60 на T-коннектор ~140 руб.

Если берете такие же аккумуляторы для питания квадрокоптера, как и у меня, вам необходим переходник для зарядки, так как в стандартном наборе iMAX B6 его нет.

8) Индикатор напряжения для 1-8 баночного Li-Po аккумулятора ~230 руб.

Данная штука покажет напряжение по банкам, а также уведомит вас, когда заряд опустится ниже заданного вами уровня, дабы коптер не упал с высоты и батарея жила долго. Видео о том, как пользоваться.

9) Застежка Tarrot 300 мм для крепления аккумулятора (2 шт. в комплекте). Эластичный ремешок 22*200мм для крепления камеры. ~90 50 руб.

Застежки и ремешки сугубо личное дело. То, каким способом будет закреплен аккумулятор и камера, ограничивает лишь ваша фантазия. Обратите внимание на размеры ремешков.

что нужно для сборки 250 квадрокоптера и участия в Drone Racing
4 винта на 16 мм вместо 8 мм

10) Мелочовка ~ 300 руб.10.1 20 шайбочек под винты на раме и винты, удерживающие моторы. Дело в том, что шляпки у винтов маленькие и при натяге они портят раму10.2 4 винта на 16 мм вместо 8 мм. С помощью таких винтов удалось закрепить еще и ножки, распечатанные на 3D принтере (видео с печати).

Стандартные ножки сломались после одного жесткого приземления, нашел альтернативу в напечатанных. Вообще, высокие ножки полезная вещь при взлете с земли или мокрой поверхности10.3 Термоусадка. Пригодится, когда будете прятать регуляторы10.4 Пластиковые хомуты 10 см (9 шт.)

Для фиксации регуляторов10.5 Двухсторонний скотч, изолента10.6 Винт и гайка под камеру. Ситуция подобная ремешкам — полностью ваша фантазия10.7 Резинки. Пригодятся для фиксации приемника, контроллера, распределительной платы и регуляторов

что нужно для сборки 250 квадрокоптера и участия в Drone Racing
Защита для пропеллеров, напечатанная на 3D принтере

10.8 Дополнительно: защита для пропеллеров. Печатал ее тоже на 3D принтере. Пригодилась только один раз, когда делал пробный взлет в комнате. После того, как врезался в шкаф, защита разлетелась. Больше ее не использую. Отверстия на защите, кстати, не совпадают с отверстиями на раме. Необходимо либо проделывать самому, либо дорабатывать на компьютере модель.

Всю мелочовку покупал тут1 и тут2.

10) Паяльник само-собой.

Общая стоимость ~11878 — 13217 руб.

Если вы удивлены списком, то стоит заметить, что большая часть всего, что вы купите, послужит вам еще ни один раз.

Также хочу отметить, что цены постоянно меняются, поэтому гарантировать минимальную стоимость по ссылкам я не могу. Уверен, что можно найти дешевле. Я лишь поделился источниками один в один совпадающими с моими.

Установка приемника

https://www.youtube.com/watch?v=

Теперь можно приступить к установке и привязке приемника в гоночный квадрокоптер 6S. Я использовал FrSky XM , но вам нужно выбрать приемник под вашу аппаратуру, а если у вас еще вообще нет аппаратуры управления, то вам сюда:

Аппаратура управления квадрокоптером, какая бывает и как выбрать

  1. Припаяйте 3 провода к площадкам 5V, GND и SBUS приемника. Провода можно взять любые тонкие, например, обрезки от видеопередатчика (с ним в комплекте будут провода).
  2. Припаяйте эти провода к площадкам на полетном контроллере — 5V, GND и SBUS.
  3. Поместите полетный контроллер в стак (башня) и подключите к регулятору оборотов (ESC).
  4. Выполните процедуру привязки приемника к пульту управления:
    — проверьте провода (прозвонкой мультиметра) и установите дымовую пробку, если она у вас есть;
    — удерживая кнопку привязки на приемнике, подключите аккумулятор;
    — переведите пульт управления в режим привязки и убедитесь, что привязка завершилась успешно;
    — теперь можете добавить на приемник немного термоусадки и спрятать его под полетный контроллер/
  5. Теперь затяните пластиковую стяжку около основания луча и с помощью термоусадки разместите на стяжке антенну приемника.
  6. Закрепите полетный контроллер с помощью пластиковых гаек.

Этап первый. сборка

  1. Примерно прикидываешь необходимую длину проводов контроллера, прибавляешь небольшой запас «на криворукость» и обрезаешь их до нужной длины
  2. Припаиваешь коннекторы к выходам регуляторов, чтобы потом проще было подключать моторы
  3. Припаиваешь регуляторы к плате разводки
  4. Припаиваешь коннектор аккумуляторного блока к плате разводки
  5. Прикручиваешь двигатели на лучи коптера. При установке моторов постарайся не сорвать резьбу
  6. Если коннекторов на двигателях нет, то припаиваешь и их
  7. Привинчиваешь лучи с двигателями к плате
  8. Крепишь регуляторы к лучам дрона. Не важно чем, но удобнее всего пластиковыми хомутами
  9. Подключаем провода регуляторов к двигателям в произвольном порядке. Если будет нужно – потом изменим
  10. Закрепляешь на корпусе модуль управления (предварительно сфотографировав тыльную часть. Пригодится). Снова хоть на жвачку, но советую пока использовать мягкий двухсторонний скотч
  11. Подключаешь регуляторы оборотов к контроллеру. В те порты, которые отмечены (  — пусто), обычно подключается белым проводом к экрану
  12. Остатками скотча закрепляешь приёмник как можно ближе к блоку управления, и подключаешь нужные каналы к нужным портам. Используй документацию своего приёмника и фото тыльной стороны платы, чтобы разобраться какая пачка проводов за что отвечает
  13. Подключишь питание устройства от батареи, через коннектор
  14. Profit! Ты собрал свой квадрокоптер
Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий