Инструкция: как зарегистрировать квадрокоптер и где его можно запускать | РБК Тренды

Содержание
  1. Что нужно знать владельцу беспилотника о правилах съемки
  2. А что с секретными объектами и государственной тайной?
  3. Что нужно знать владельцу беспилотника до начала полетов
  4. Что такое бпла
  5. Updates
  6. Абсолютные запрет
  7. В приграничной зоне
  8. В городе
  9. В каких местах летать нельзя
  10. Воздушное пространство аэропортов
  11. Где можно запускать беспилотник?
  12. Список региональных органов надзора
  13. Где можно летать без разрешения
  14. Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в адыгее
  15. Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в алтае
  16. Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в башкортостане
  17. Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в дагестане
  18. Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в ингушетии
  19. Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в кабардино-балкарии
  20. Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в калмыкии
  21. Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в карачаево-черкесии
  22. Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в карелии
  23. Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в коми
  24. Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в марий эл
  25. Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в мордовии
  26. Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в северной осетии
  27. Где нельзя летать на коптерах в россии
  28. Где можно летать на квадрокоптере
  29. Законодательно-правовая база
  30. Запомнить
  31. Запрет на полеты квадрокоптеров и их использование
  32. Запретные зоны для квадрокоптеров — онлайн
  33. Зачем мне/вам это нужно?
  34. Интерфейс портала постановки на учет беспилотников
  35. Как летать в городе
  36. Как летать возле границы рф
  37. Как получить разрешение на полет и в каких случаях оно обязательно
  38. Как происходит регистрация бпла
  39. Как снимать различные объекты
  40. Кроме дворца путина, в россии есть еще 300 зон, над которыми запрещено летать. полная карта
  41. Летаем легально в европе (европейском союзе)
  42. Летаем легально в россии
  43. Можно ли использовать квадрокоптер в россии?
  44. Нормативно-правовая база
  45. Обновление от 19.02.2023 — пришел ответ от минтранса!
  46. Ответственность для владельцев беспилотников
  47. Получение разрешения на полеты бпла через мфц (обновление от 5.04.2023)
  48. Получение полетных  разрешений за городом
  49. Поправки в закон о бпла от 3 февраля 2020 года — в федеральные правила использования воздушного пространства рф
  50. Поправки в закон о бпла от 3 февраля 2020 года — постановление правительства российской федерации от 19.03.2023 № 415 «о внесении изменений в постановление правительства российской федерации от 25 мая 2023 г. № 658»
  51. Приватность
  52. Регистрация квадрокоптера: куда обращаться
  53. Рекомендованные ограничения
  54. Собственно о штрафах
  55. Список региональных органов надзора
  56. Ссылки для постановки на учет
  57. Страхуем дрон?
  58. Штраф за квадрокоптер при несанкционированном полете
  59. Заключение
Смотрите про коптеры:  Обзор DJI Mini 2 (Mavic) - характеристики, конкуренты, аналоги

Что нужно знать владельцу беспилотника о правилах съемки

Видеокамера беспилотника — это не то же самое, что камера в смартфоне или камера системы видеонаблюдения на подъезде. У аэрофотосъемки есть свои особенности и правила.

Двор, где висит видеокамера, — это общественное место. Достаточно повесить табличку о том, что ведется видеозапись, и у прохожих появляется право выбора — идти через двор или искать обходной путь.

С беспилотниками все немного сложнее — не каждый прохожий может его увидеть или понять, что снимают именно его. Как это работает в случае с беспилотниками — проще всего объяснить на примере.

Другой вариант — на видеозаписи видно лица, но конкретно выделить главного героя на ней нельзя — камера снимала толпу или зрителей на общественном мероприятии, концерте, причем ни один из них не был главным объектом съемки. В этом случае разрешения у тех, кто попал на видео, не потребуется.

Но и здесь не все просто.

Например, владелец квадрокоптера снимает на видео, как условный гражданин Петров берет взятку или разбивает чужое окно. В этом случае владелец квадрокоптера имеет полное право выложить эту запись на всеобщее обозрение, и отвечать ему за это не придется.

Но вот другая ситуация — владелец БПЛА ведет видеосъемку шикарной дачи Иванова, а потом размещает ее в соцсетях — мол, смотрите, честные люди так жить не могут. Но построить дачу и жить в ней — не преступление. Брать взятки и тратить полученные деньги — преступление.

А вот проживание на шикарных дачах — ненаказуемо, пока не доказано, что имущество приобретено на деньги, нажитые преступным путем. Так что для съемки такой дачи нужно будет либо беспилотник повыше поднимать, либо разрешение у владельца получать на общих основаниях.

За нарушение неприкосновенности частной жизни можно самому стать фигурантом уголовного дела. Суд за нарушение неприкосновенности частной жизни может оштрафовать на сумму до 200 000 Р либо лишить свободы на срок до двух лет по статье 137 УК РФ.

А что с секретными объектами и государственной тайной?

Один из страхов владельца беспилотника — случайно снять какой-нибудь секретный объект и потом стать фигурантом уголовного дела за разглашение государственной тайны. Но так не бывает.

Знать адреса всех космодромов и секретных организаций обычный владелец беспилотника не может, да и не обязан. Поэтому по умолчанию считается, что если он получил разрешение, когда оно требуется, на полет по определенному маршруту над определенной территорией — ничего секретного там нет, и вести съемку можно без проблем.

Случайно узнать и разгласить гостайну невозможно — к ней сначала нужно получить допуск. А если на видеозапись попало что-то секретное — это проблема не владельца беспилотника, а того человека, который ему маршрут согласовал.

Для любительских запусков беспилотников разрешения и сертификаты оформляют редко — и зря. Наличие такого разрешения может избавить от лишних вопросов со стороны правоохранительных органов. Даже если в кадр попало то, что другим видеть не следует, владелец БПЛА всегда может в объяснении написать: разрешение получил официально, маршрут согласовал, ничего не нарушил. Что там внизу находилось — не имею ни малейшего представления. Все вопросы — к человеку, который согласовал полет.

В ситуации, когда разрешение на полет не нужно, никаких секретов по маршруту не может быть по определению.

Что нужно знать владельцу беспилотника до начала полетов

Как это работает — проще всего объяснить на примере.

Дроны не всегда летят туда, куда их направила программа или оператор. Вот пример — первый беспилотник Почты России, который должен был доставлять посылки, разбился, врезавшись в стену дома. Этому беспилотнику повезло — он ударился об стену как раз между окнами. Метр вправо или влево — и владельцам квартир как минимум пришлось бы менять окна.

Неаккуратное пилотирование угрожает не только окнам — БПЛА может столкнуться с другим летательным аппаратом и стать причиной его крушения. А еще он может упасть на автомобиль или на голову случайному прохожему, либо столкнуться с линией электропередач и оборвать провода.

Упавший с большой высоты дрон даже весом 250 граммов может нанести серьезный ущерб имуществу или здоровью человека.

В такой ситуации владельцу дрона придется возмещать ущерб, причиненный его падением — стоимость разбитого окна, поврежденной машины или дорогостоящего лечения, если пострадает человек.

То, что дрон — беспилотный, управляли им машинные алгоритмы, а владелец летательного аппарата просто нажал на кнопку и не сделал ничего, что привело к столкновению — не оправдание. Возмещать ущерб все равно придется владельцу.

После того как владелец возместит ущерб, он может попытаться доказать, что во всем виноваты неправильные алгоритмы управления беспилотником, и выдвинуть иск к изготовителю. Но на момент написания статьи не удалось найти информацию о подобных исках.

Единственный законный способ уклониться от возмещения ущерба — это доказать, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего, либо доказать, что беспилотник выбыл из обладания в результате противоправных действий других лиц.

Объясню на примере. Допустим, у владельца похитили БПЛА, попробовали его запустить и в результате разбили витрину магазина. В такой ситуации владелец ущерб возмещать не будет — но ему придется подтвердить, что беспилотник похитили. Поэтому в такой ситуации лучше сразу обратиться в полицию и написать заявление о похищении. Как это сделать, мы писали в статье «Как обратиться в полицию».

Другой пример — владелец запустил беспилотник вдали от людей, но налетел ураган — и ветром БПЛА отнесло на машину. Управлять беспилотником владелец может, а ураганом — нет. Это форс-мажор — обстоятельства непреодолимой силы, которые от человека не зависят, а значит, и отвечать за причиненный ущерб он не обязан.

Еще один пример — прохожему не нравится, что БПЛА пролетает у него над головой, и он пытается сбить его камнем. В результате беспилотник падает ему на голову, и прохожий оказывается в больнице. В такой ситуации владельцу беспилотника тоже не придется отвечать — правда, для этого придется доказать связь действий прохожего с падением аппарата. Для этого можно использовать, например, видеозапись с камеры БПЛА.

Что такое бпла

Беспилотные летательные аппараты — термин бытовой. Так называют аппараты, выполняющие полет без пилота и экипажа. Иногда полет выполняется в полностью автоматическом режиме, без участия человека, а иногда пилот все же есть — просто управляет летательным аппаратом не напрямую, а с земли, с использованием каналов связи. Также в быту используют различные сокращения: БЛА, БПЛА, «дрон», «беспилотник».

Однако термин «беспилотник», БПЛА и прочие производные от них прижились, поэтому мы будем использовать их в статье.

Updates

16.03.2023:

Абсолютные запрет

  1. Вне зависимости от дальности приема сигнала и массогабаритных характеристик БПЛА полет категорически запрещен над стратегическими и военными объектами федерального и стратегического значения. Таковыми являются зоны расположения секретных объектов, воинских частей; территории вблизи полигонов, правительственных зданий муниципального и общегосударственного значения.
  2. Запрещено осуществлять полет беспилотника над частными охраняемыми территориями и промышленными зонами.
  3. Запрещено производить полеты в близости от линий электропередач.

В приграничной зоне

Согласно законодательству, приграничной называют территорию, отстающую от границы максимум на 5км. В этом случае в качестве полетного разрешения выступает письменное согласие уполномоченных органов ФСБ. Его необходимо получить заблаговременно.

Разумеется, весь перечень законов и подзаконных актов, вступивший в силу 5 июня 2023 года не всегда корректно или адекватно регулирует применение частных дронов. Добросовестное выполнение, как правило, затруднено бюрократическими проволочками. Главное о чем не стоит забывать: в случае фиксации вашего нарушения полетныхправил уполномоченным представителем власти, грозят  вполне реальные административные взыскания  (3000-5000р для физлиц, 30000-50000 для юрлиц).

В городе

К вышеописанным разрешениям  присовокупляется также и разрешение на полетную съемку от местной администрации.

В каких местах летать нельзя

Если запретная зона установлена в интересах Федеральной службы охраны — согласовывать полет придется с ФСО.

Так зоны, запрещенные для полетов, обозначены на карте

Воздушное пространство аэропортов

  • Некоммерческие фотосессии
  • Коммерческие сессии
  • Некоммерческие исследования (частные аэропорты)
  • коммерческие фотосессии (частные аэропорты)

Где можно запускать беспилотник?

На высоте до 150 м везде в городе, кроме запретных зон, не рядом с аэропортом и диспетчерскими зонами, охранными зонами и не на мероприятиях. Например, Москва внутри МКАД — это запретная зона, а в Санкт-Петербурге запретная зона начинается с Кудрово и доходит до Кронштадта, включая всю зону акватории и большинство пригородов.

Карты запретных и диспетчерских зон:

Нельзя запускать дрон над массовыми мероприятиями — митингами, соревнованиями, демонстрациями, концертами и прочими культурными мероприятиями.

Штраф за нарушение правил использования воздушного пространства — от ₽20 тыс. до ₽50 тыс.

Всю текущую информацию по ограничению полетов в связи с проведением международных мероприятий и изменению законодательных актов можно отслеживать на региональных разделах сайта органов обслуживания воздушного движения. Например, по Санкт-Петербургу перейдите в этот раздел и нажмите справа «Нормативные документы», где станут доступны все текущие нормативные акты по полетам в формате PDF (поэтому актуальную информацию, вы не сможете просто погуглить).

Список региональных органов надзора

Генеральная дирекция, Москва. Контакты: 7 (495) 601-0777

МЦ АУВД, Москва. Контакты: 7 (495) 662-8055; [email protected]

Аэронавигация Северо-Запада, Санкт-Петербург. Контакты: 7 (812) 305-1797 — тел/факс, 7 (812) 305-3039 — специалист по режимам; [email protected], [email protected]

Аэронавигация Юга, Ростов-на-Дону. Контакты: 7 (863) 272-3798; [email protected]

Аэронавигация Центральной Волги, Самара. Контакты: 7 (846) 279-1826, 7 (846) 279-1841; [email protected]

Аэронавигация Урала, Екатеринбург. Контакты: 7 (343) 205-8069, 7 (343) 205-8070; [email protected]

Аэронавигация Западной Сибири, Новосибирск. Контакты: 7 (383) 319-0009 — тел/факс, 7 (383) 216-9561; [email protected]

  • Иркутский региональный центр ЕС ОрВД

Аэронавигация Восточной Сибири, Иркутск. Контакты: 7 (3952) 52-29-14, 7 (3952) 52-29-18; [email protected]

Аэронавигация Дальнего Востока, Хабаровск. Контакты: 7 (4212) 418-618, 7 (4212) 415-359; [email protected], [email protected]

Где можно летать без разрешения

Но в некоторых местах разрешение на полет все же потребуется.

Так выглядит карта посадочной площадки аэродрома Диксон. Она находится в открытом доступе, и владелец беспилотника может по ней понять, требуется ли разрешение на полет рядом с ней

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в адыгее

Карта запретных территории в Москве и области здесь

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в алтае

Вес дрона, особенно современного аппарата с хорошим видеооборудованием достигает 10 килограмм, вы их можете часто увидеть на праздниках города, всевозможных концертах и мероприятиях. Несложно представить какие последствия может нанести квадрокоптер в неумелых руках новичка или даже в руках опытного пилота, если аппарат завис или потерял связь.

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в башкортостане

Немного полезной информации

Пилот квадрокоптера в настоящее время, как и водитель автомобиля, является владельцем источника повышенной опасности, это связано прежде всего с лопастями винтов, вращающихся с большой скоростью, даже если они защищены пластиковым ободом, под определенным углом полета лопасти могут соприкоснуться с окружающим миром.

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в дагестане

С начала 2023 года в центральной части России поступило более 150 заявлений в полицию на владельцев квадрокоптеров по факту увечья людей (чаще детей) и животных. Зафиксированы случаи, когда лопастями даже небольшого дрона человеку человека лишали зрения из-за масштабного повреждения глазного яблока.

Все прекрасно могут себе представить вероятность такого случая на улице, а в сети Интернет вы найдете огромное количества видеороликов, когда дроны врезаются в головы, плечи людей. Достаточно внезапно повернуть голову при столкновении с дроном и инвалидность практически гарантирована.

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в ингушетии

В связи с этим, правительство РФ с середины 2023 года обязало всех владельцев дронов пройти государственную регистрацию и получить индивидуальный номер и чип. Подробнее здесь …

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в кабардино-балкарии

Чем рискует владелец и (или) пилот квадрокоптера при полете на запретной территории:

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в калмыкии

1.Изъятие и (или) уничтожение летательного аппарата.

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в карачаево-черкесии

2.Привлечение к административной ответственности (размер штрафа зафисит от ситуации)

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в карелии

3.Реальное отбытие наказания в местах лишения свободы (если у вас течет условное осуждение)

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в коми

4.Взыскание ущерба, который был причинен дроном (повреждение антенн на крыше жилого дома или повреждение двигателя самолета, если квадрокоптер летел у аэропорта или взлетной полосы)

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в марий эл

5.Возможное увольнение (если вы работаете на государственной службе)

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в мордовии

6.Лишение специального права (если вы им обладали до инцендента)

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в северной осетии

7.Если вы не достигли 16 / 18 лет, вся ответственность переходит на ваших родителей.

Где нельзя летать на коптерах в россии

Где можно летать на квадрокоптере

Условно зоны полетов беспилотных аппаратов можно разделить на 3 уровня:

  1. Территория за городом:
  2. Территория в черте города;
  3. Приграничная российская территория.

Получив необходимые разрешения, выполнять полет и видеофотосъемку можно проводить над всеми указанными территориями. Проще всего это сделать для загородной малозаселенной местности.

Законодательно-правовая база

Если следовать всем предписанным нормам, то использование квадрокоптеров подпадает под совокупную юрисдикцию федеральных правил о квадрокоптерах; воздушного кодекса; общего административного кодекса и европейского кодекса о полете беспилотников (NPA  2023-05 A).

Из всего этого выплывает, что постановка на учет обязательна. Официально это так, но на деле множество владельцев игнорирует описанные нормы. Хорошо это или плохо, но, к счастью,  целенаправленного преследования владельцев дронов пока не наблюдается.

Запомнить

  1. Правила использования беспилотников устанавливает правительство, Росавиация регистрирует БПЛА.
  2. Перед полетами владелец должен зарегистрировать беспилотник весом больше 250 граммов.
  3. БПЛА — это источник повышенной опасности. Если беспилотник причинит ущерб окружающим, возмещать его будет владелец.
  4. На полеты в городах, вблизи аэродромов, вблизи госграницы и во многих других местах нужно получить разрешение.
  5. При съемке с беспилотника нельзя снимать ничего, что касается неприкосновенности частной жизни. Подглядывать в окна — нельзя.
  6. Знать, какой объект съемки является секретным, владелец беспилотника не обязан. Охрана государственной тайны — это проблема тех, кто имеет к ней доступ, а не владельца БПЛА.
  7. За нарушение правил использования воздушного пространства предусмотрены штрафы. А за нарушение права на неприкосновенность частной жизни можно лишиться свободы.

Запрет на полеты квадрокоптеров и их использование

В связи с проведением в РФ чемпионата мира по футболу в 2023 году был введен запрет на использование частных дронов в 11 городах-участниках соревнований; в 41-ой зоне проживания и тренировок национальных сборных и в зонах вокруг 11-и стадионов проведения. Запрет полетов вступает в силу 1 июня 2023 года и продлится вплоть до 18 июля.

Запрет на полеты  над местами базирования и тренировок сборных колеблется в радиусе от 0,5 до 10км. Наиболее значительные охраняемые радиусы в 110км установлены над городами, непосредственно принимающими соревнования: Москвой, Сочи, Нижним Новгородом, Санкт-Петербургом, Казанью, Саранском, Самары, Ростовом-на-Дону,  Калининградом, Волгоградом и Екатеринбургом. Полный запрет полетов  возложен лишь на гражданские и частные пилотируемые и беспилотные летательные аппараты.

Подобные меры предосторожности продиктованы неоднократными заявлениями СМИ об террористических угрозах, якобы исходящих от частных беспилотников и утечке конфиденциальных данных команд накануне спортивных мероприятий. Что называется – «предупрежден, значит вооружен».

Запретные зоны для квадрокоптеров — онлайн

Геосистема DJI определяет, где безопасно летать, где полет может быть затруднен и где полет ограничен. Вокруг таких объектов, как аэропорты, электростанции и тюрьмы, установлены бесполетные зоны. Они также временно используются вокруг крупных стадионов, лесных пожаров или других чрезвычайных ситуаций.

По умолчанию ГНЗ ограничивает полеты или взлеты в районах, представляющих угрозу безопасности. Если полет в одном из этих мест был санкционирован, GEO позволяет пользователям с верифицированными учетными записями DJI временно разблокировать или разрешить свои полеты. Эта функция разблокировки недоступна для чувствительных объектов национальной безопасности.

Карта Онлайн

Зачем мне/вам это нужно?

В детстве практически каждый из нас ходил в кружки моделирования и пытался строить свои радиоуправляемые модели. Скажу сразу, ни одну управляемую модель я так и не собрал, хотя ракеты мои летали исправно и даже приземлялись на парашюте (“Илон, трепещи!”). Довольно много прочитал про это, но нелёгкая увела в сторону ИТ и моделирование забросил.

Лет 5 назад мне подарили дрон, ноунейм дрон. Это была очень простая копия DJI Phantom 1, которая не умела держать высоту, летать против ветра и снимать лучше кнопочного телефона 2002 года. В общем, один раз запустили, у него сели батарейки, да и больше не было желания к нему прикасаться. Зато вновь появился интерес к радиоуправляемым моделям (дронам).

Дальше мне подарили DJI Spark – мой первый нормальный дрон, который умел снимать вот так

@WondeRu. Карелия, 2023. DJI Spark.
@WondeRu. Карелия, 2023. DJI Spark.

В принципе, отличная модель, хорошо снимает, но для меня это не главное – хочется подольше полетать, а Spark не позволяет летать более 10 минут. Поэтому решил поменять на что-то посерьезнее, выбор пал на DJI Mavic Air 2.

Новый дрон материализовался в результате совместных просмотров обзоров с супругой. Она не выдержала информационного потока, поддалась рекламе (я же на неё не ведусь) и подарила Mavic Air 2 на день рождения.

Здорово, но теперь взлетная масса моего дрона превышает 250 грамм, а на это практически во всех странах существуют запреты. Я не проверял на себе, но насколько я понимаю, если на голову упадет дрон массой 0.5 кг то, в зависимости от скорости, он вполне может проломить череп. Отсюда и запреты. Есть вариант по-партизански взлетать из кустов, чтобы не нарваться на штраф, но проще зарегистрировать.

Внимание: учтите, что с зарегистрированным дроном снимать “острые” репортажи уже не получится – ибо застрявший или посаженный дрон тут же приведёт к владельцу. Также вы не избегаете ответственности, если кого-то покалечите или поцарапаете чужой Mercedes Geländewagen.

Интерфейс портала постановки на учет беспилотников

Вот так выглядит личный кабинет:

Во вкладке Производитель очень много наименований:

Страна производителя подставляется автоматически в зависимости от выбора бренда:

Также автоматически вставляется взлетная масса:

И самое главное, можно зарегистрировать самосборный квадрокоптер, выбрав вкладку Собственного производства и гоночный квадрокоптер. Там тоже множество наименований, можно выбрать более подходящий, если вы собираете другую авиамодель:

Как летать в городе

Порядок получения разрешения. Кто именно выдает разрешение — зависит от региона, где будет проходить полет. Например, в Москве разрешение выдает Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, а в Севастополе — Департамент общественной безопасности города Севастополя.

Как летать возле границы рф

Эта полоса, как правило, находится на большом удалении от аэропортов, но летать там без полетного плана нельзя. А еще в обязательном порядке придется организовать радиосвязь с Росавиацией и получить разрешение на полет в ФСБ.

Как получить разрешение на полет и в каких случаях оно обязательно

В России установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства. Работает он следующим образом:

Еще разрешение понадобится в случае, если полет проходит на удалении менее 5 километров от контрольных точек аэродромов и посадочных площадок.

Если беспилотник прошел регистрацию. Владелец беспилотника направляет в центр Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации план полета беспилотника. Сделать это можно на сайте Системы представления планов полетов.

Если беспилотник не проходил регистрацию. План полета можно предоставить в местный орган Единой системы организации воздушного движения по телефону. Контактная информация для сообщения размещена на сайтах Системы предоставления планов полетов и Госкорпорации по организации воздушного движения.

Росавиация в зависимости от плана полета имеет право разрешить полет, запретить его или установить ограничения по времени или по месту полета беспилотника. В случае запрета его придется исполнять.

Как происходит регистрация бпла

Чтобы летать законно и ничего не нарушать, нужно начать с регистрации беспилотника. О том, как это сделать, мы подробно рассказывали в статье «Регистрация беспилотников: закон, правила постановки на учет».

Зарегистрировать БПЛА можно с помощью портала госуслуг или Портала учета беспилотных воздушных судов. Для постановки беспилотника на учет его владелец должен предоставить заявление с приложением фотографии этого БПЛА.

Срок постановки на учет — 10 рабочих дней после покупки.

Росавиация имеет право отказать — но в этом случае ей придется объяснить причины. В случае успешной регистрации беспилотнику присвоят учетный номер — владелец должен самостоятельно нанести его на БПЛА до начала полетов.

Новый собственник также должен зарегистрировать беспилотник на свое имя.

Если у владельца сменился собственник — прежний владелец обязан уведомить об этом Росавиацию в десятидневный срок, а при утере, краже или изменении характеристик — за два дня.

Как снимать различные объекты

Сейчас БПЛА чаще всего используют для фото- и видеосъемки. Возможно, когда-нибудь они будут перевозить грузы или даже пассажиров — но в ближайшие пару лет этого, скорее всего, не произойдет.

В первую очередь нужно понимать, что любая съемка с воздуха — это авиационные работы. И чтобы законно их проводить, владелец должен получить сертификат эксплуатанта — документ, который выдает территориальное подразделение Минтранса. Действует этот документ три года, потом его нужно продлевать.

Сертификат выдадут только в том случае, если беспилотник зарегистрирован и в наличии все разрешения — если они нужны. Срок рассмотрения заявления — 10 дней при первом оформлении и пять — при продлении. Плату за выдачу не берут.

Кроме дворца путина, в россии есть еще 300 зон, над которыми запрещено летать. полная карта

На сайте pilothub.ru опубликована полная карта запретных зон для полетов квадрокоптеров в России. Зоны обозначает и регламентирует приказ Минтранса РФ. На это обратил внимание физик Дмитрий Горчаков после просмотра фильма-расследования Фонда борьбы с коррупцией (признан Минюстом иностранным агентом) «Дворец для Путина. История большой взятки». Его авторы утверждают, что «с воздуха ко дворцу тоже не подобраться», поскольку «над ним — официальная бесполетная зона».

«Сайт подписан как перечень запретных зон для квадрокоптеров, но, насколько я понимаю, приказ Минтранса различий для воздушных судов не делает, и квадрокоптеры — это просто наиболее актуальная тема для подобного сайта. Пилоты и так эти зоны знают, им общедоступные сайты не нужны», — написал Горчаков в Facebook.

Над территорией Свердловской области также есть зоны, над которыми запрещено летать квадрокоптерам:

  • К «запрещенным полетным зонам» относятся территории Белоярской АЭС, закрытого города Новоуральск и закрытого поселка Уральский.
  • К «зонам повышенного внимания» — танковый полигон 32-го военного городка, арсенал главного ракетно-артиллерийского управления (возле поселка Кедровка), территория над Висимским заповедником, полигон Нижнетагильского института испытания металлов и др.
  • Коммерческие и некоммерческие съемки запрещены в воздушных пространствах аэропорта Кольцово и аэродрома Балтым.

Полная карта запретных для полетов зон России — ЗДЕСЬ. Всего их около 300.

Фонд борьбы с коррупцией признана в РФ организацией, выполняющей функции иностранного агента

Фонд борьбы с коррупцией признана в РФ экстремистской организацией

Летаем легально в европе (европейском союзе)

Мне нравилось (до пандемии) путешествовать по Европе и почти “заштриховал” её всю, есть что посмотреть и поснимать с воздуха.

Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) делит дроны на 3 категории:

  1. OPEN – взлетная масса до 25 кг, высота не более 120м, можно использовать только, если дрон в прямой видимости, не летает над людьми и их не перевозит, также нельзя перевозить опасные грузы

  2. SPECIFIC – если взлетная масса более 25 кг или вы летаете выше 120м или не в прямой видимости.

  3. CERTIFIED – можно летать над людьми, можно перевозить людей, можно перевозить опасные грузы.

Существуют еще дроны, которые не поддаются категоризации EASA: например, полицейские или дроны для помещений.

Будем сдавать на OPEN категорию, хотя, DJI Mavic Air 2 и провоцирует летать выше 120 м и за горизонтом. Недолгий гуглёж показывает, что проще всего сдавать бесплатный онлайн экзамен на сайте. Предварительно вы там еще зарегистрируетесь в качестве оператора дрона и загрузите скан своего паспорта.

На подготовку мне потребовалось всего 2 часа и пару попыток на сдачу экзамена. Была одна загвоздка: сайт на немецком языке, который я не знаю совсем, но Google Translate сносно переводит на английский, поэтому проблем с подготовкой не возникло. На экзамене ожидал приятный сюрприз: можно сдавать не только на немецком, но и на английском. На выходе вы получаете такой сертификат.

Насколько я понял немецкий: сертификат действует на территории всего Европейского союза и даже Великобритании. На всякий случай, распечатайте его и положите рядом с дроном, а также сохраните PDF во все возможные дропбоксы. Главное требование: QR код должен четко читаться на случай проверки.

Летаем легально в россии

Сдавать экзамен в России пока не нужно, но сам дрон, если он тяжелее 250 грамм, следует зарегистрировать в Росавиации. Если раньше на дроны распространялись правила, как для пилотируемой авиации, то, к счастью, законодатели это исправили и сейчас не требуют разрешения на каждый вылет, только необходимо сверяться с картами разрешенных/запрещенных зон.

Но основные правила все равно нужно соблюдать, а это: не выше 150 метров, в прямой видимости и не над головами людей (помните, что чем выше и быстрее ваш дрон, то тем дальше по горизонтали вам нужно от них держаться – неисправный дрон имеет привычку падать по параболе, набирая скорость).

Итак, с 2023 года зарегистрировать дрон можно за 10 дней через Госуслуги, приложив лишь его фотографию. На портале услуга называется “Внесение информации о беспилотном воздушном судне в базу данных и формирование учетной записи и учетного номера”. В прошлом вам нужно было фотографировать, проявлять печатать фотографии и отправлять в аналоговом конверте.

В заявке нужно будет указать серийный номер и модель устройства. Я под батарейкой насчитал 4 различных номера, которые могли бы быть серийниками, но гугл спас и в этом случае (на всякий случай: на DJI Mavic Air 2 серийный номер указан в батарейном отсеке справа от штрихкода в две строчки).

После получения учетного номера его следует разместить на корме и на ногах квадрокоптера. Допускается нанесение с помощью краски, маркера, эмбоссинга или наклейки (я за этот вариант). Причем, номер нужно указать как минимум в трех местах на случай разрушения аппарата.

Всё, поздравляю, теперь вы легальный водитель/лётчик/оператор дрона на территории РФ!

Можно ли использовать квадрокоптер в россии?

Однозначный ответ – да, использовать БПЛА в России можно. Однако лишь при соблюдении всех вышеописанных полетных  правил  и при получении соответствующей сертификационной документации. Обладателям квадрокопетров, чей вес не превышает 250-и грамм так и вовсе не о чем переживать.

Летайте, снимайте природу и архитектуру необъятной родины! Главное  не стоит забывать, что зачастую законы принимаются для эффективной защиты прав и здоровья граждан, а не ради ограничения их свобод.

Нормативно-правовая база

Управление квадрокоптером подпадает под федеральное законодательство касательно общей регуляции полетов гражданских беспилотных аппаратов и регламентируется полетным кодексом, вступившим в силу 20 марта 2023 года, а также «Закону о квадрокоптерах» от 5 июля 2023 года.

Пере тем, как летать обязательную регистрацию в уполномоченных органах должны пройти владельцы, вес моделей которых превышает 0,25 кг (но меньше 30 кг). Обязательное оформление разрешения и постановка на учет  проводятся в ближайшем отделении департамента транспорта или местном уполномоченном ФГУП.

Согласно федеральному закону от 30 декабря 2023 года № 462 «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ об использовании квадрокоптеров», если вес беспилотника превышает 30 кг, перед  его запуском нужна его обязательная регистрация  в представительстве Росссавиации.

Для получения разрешения, чтобы летать в  черте города владелец должен уплатить госпошлину (350 рублей) и получить письменное разрешение всех ответственных госструктур. Лишь после этого аппарат можно использовать.

Обновление от 19.02.2023 — пришел ответ от минтранса!

Краткое и и на понятном языке объяснение:

Теперь наши беспилотники нужно не регистрировать, а ставить на учет, а самое главное, это делается через госуслуги или Портал учета беспилотных воздушных судов через интернет! Поэтому, удалили большой раздел с инструкцией по регистрации квадрокоптера за прошлые года, потому что власть очень сильно упростила эту процедуру.

Ответственность для владельцев беспилотников

Размер штрафа для физических лиц составит от 20 000 до 50 000 Р, для должностных лиц — от 50 000 до 150 000 Р, для организаций — от 250 000 до 500 000 Р.

Получение разрешения на полеты бпла через мфц (обновление от 5.04.2023)

В регионах (в районах) уже начали подписывать соглашения с Администрациями муниципальных образований по услуге:

«Выдача разрешения на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг), подъемов привязанных аэростатов над населенными пунктами, а также посадку (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации».

Это значит, что теперь можно будет получать разрешения на полеты через МФЦ, которые есть практически в каждом муниципальном образовании любого региона.

Срок предоставления услуги составляет 20 рабочих дней с даты поступления заявления в Администрацию района. Это значит, что вам нужно заранее подавать заявление, если хотите летать легально, но практика показывает, что заявления отрабатываются гораздо быстрее.

Вот так будет выглядеть (примерно) бланк заявления в МФЦ:

Получение полетных  разрешений за городом

Итак, если вы уже прошли процедуру российской сертификации, для  регламентированного (законного) полета за городом вам понадобится:

  1. За три дня до намеченных полетов подать представление в уполномоченный зональный центр Единой системы организации воздушного движения РФ.
  2. Минимум за один день до намеченной даты полета подать развернутый план перемещений по местности с указанием точных координат.
  3. Минимум за 2 часа до полета получить разрешение у ближайшего диспетчера, на территории ответственности которого планируется полет.

Столь бюрократичная процедура необходима во избежание столкновений БПЛА с низколетящими воздушными  судами, посадочные трассы которых начинаются за городом и низко летящими вертолетами.

Где можно летать на квадрокоптере

Поправки в закон о бпла от 3 февраля 2020 года — в федеральные правила использования воздушного пространства рф

Важнейшая новость для владельцев дронов в России в 2020 году 

3 февраля 2020 года было подписано постановление правительства №74 «О внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации»

В этом постановлении много «сухой» и очень не удобной к прочтению текст, поэтому мы попытались выжать из документа главное – то, что касается нас как простых пользователей БПЛА.

Что НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ – ВСЕ без исключения дроны весом более 250гр. необходимо регистрировать. Но в прежние времена также было необходимо получать разрешения на полеты и предоставлять план полета. Что же меняется с новым постановлением?

Стоит напомнить, что еще с 2023 года использование дронов, коптеров, авиамоделей и прочего летающего внутри МКАД впринципе ЗАПРЕЩЕНО приказом министерства транспорта.

Если полеты над какой-то территорией запрещены или ограничены, то и беспилотникам там летать будет нельзя. Все впринципе логично и не требует каких-либо обсуждений. И правда, если объект режимный, то какая разница какой массы и на какой высоте запрещено летать. Закон един для всех – нельзя и точка.

Само собой ответственность за столкновение с воздушными объектами в воздухе, а также с препятствиями на земле возлагается на внешнего пилота.


Теперь перейдем к главному – к поправкам 2020

Теперь беспилотные летательные аппараты смогут совершать полеты без получения разрешения в Единой системе организации воздушного движения. Это определенно плюс, причем очень ощутимый. Фактически теперь можно использовать квадрокоптеры и другие авиамодели без подачи плана полетов. При этом высота полета может достигать 150 метров (что даже больше, чем во многих странах, где планка стоит на 120 метрах). По истине удивительное нововведение!

Еще более удивительно и приятно – это касается не только маленьких аппаратов (типа DJI Mavic Mini), но и любых других (самолетов, вертолетов, дронов и прочего весом до 30кг. Главное – прямая видимость, светлое время суток и высота не более 150 метров от поверхности воды или земли.

Конечно же по прежнему полеты должны проходить ВНЕ зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов, различных запретных зон и зон ограничения полетов, зон проведения публичных мероприятий, охранных мероприятий в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране».

И еще мелочь, впринципе известная всем – удаление не менее 5км от «контрольных точек неконтроллируемых аэродромов и посадочных площадок». В общем – подальше от любого авиатранспорта и аэропортов.

Также отдельно стоит отметить, что введенные «послабления» ни коем образом не отменяют обязательную регистрацию дронов от 250гр до 30кг – регистрировать их необходимо ОБЯЗАТЕЛЬНО. Здесь выделяется только DJI Mavic Mini, владельцы этой модели получают больше всего преимуществ – и регистрировать не нужно и летать можно без плана полетов.

UPD: Специальное дополнение к новости для тех, кто до сих пор не знает где можно летать, а где нет. 

Заходим на сайт www.radiocopter.ru. Вверху есть меню с параметрами отображения. Лично я использую в первой вкладке отображение вертолетов и аэродромов

Далее кликаем по второму значку и выбираем следующие параметры:

Теперь перед полетом можно ознакомиться с местами, где летать точно не стоит. 

И вот еще одна ссылка, которая поможет Вам оценить местность, где планируются полеты:

https://pilothub.ru/airmap

Здесь можно задать какие зоны отображать, а какие нет (например можно отключить пожары, чтобы не мешали). При наведении на зону кликните левой кнопкой и Вы увидите к какому классу она относится.  

Поправки в закон о бпла от 3 февраля 2020 года — постановление правительства российской федерации от 19.03.2023 № 415 «о внесении изменений в постановление правительства российской федерации от 25 мая 2023 г. № 658»

Правительство внесло изменения в законопроект, теперь минимальная взлетная масса дрона, который необходимо ставить на учет, должна быть не более 0.15 кг или 150 грамм. Напомним, ранее вес начинался с 250 грамм до 30 кг. Дроны, весом от 250 грамм до 30 кг необходимо ставить на учет на основании закона!

Приватность

Не забывайте, что летать нужно, не нарушая личное пространство людей, не вовлеченных в полёт. Постарайтесь, чтобы в ваш объектив не попадали:

Если в России это еще как-то не особо отрегулировано, но в ЕС вас ждёт GDPR в полной красе с огромными штрафами, поэтому осторожнее.

Регистрация квадрокоптера: куда обращаться

Для начала, надо понимать, что любой дрон или квадрокоптер считается беспилотным воздушным судном, а владелец — внешним пилотом. Регулируется это двумя официальными документами:

В течение десяти рабочих дней после покупки дрона необходимо подать заявление на бесплатную регистрацию в Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ) с фото девайса. Перед первым полетом разборчиво разместить учетный номер на корпус. Штраф за вылет квадрокоптера без номера — до ₽2,5 тыс.

В заявлении надо предоставить:

  • технические характеристики БПЛА (модель, серийный номер, количество электромоторов, максимальную взлетную массу);
  • паспортную информацию о владельце;
  • фото девайса.

Рекомендованные ограничения

  1. Нежелательно запускать беспилотные аппараты над людными площадями, открытыми ярмарками и массовыми мероприятиями. Полет над густонаселенной территорией и большим скоплением людей не рекомендованы, ведь в ходе неправильного обращения либо возникшей неисправности, беспилотник может привести к травматизации окружающих.
  2. Не рекомендуется поднимать устройство выше 150 метров, даже если дальность приема сигнала намного больше, а соответствующее ограничение уже установлено по умолчанию.Запрет на полеты квадрокоптеров

Вышеописанные нормы полетов должны выполняться согласно предписаниям обновленного полетного кодекса РФ от 20 марта 2023 года и «Закону о квадрокоптерах» от 5 июля 2023 года.

Собственно о штрафах

За отсутствие регистрации и сертификатов при запуске по умолчанию никто не накажет, но ровно до тех пор, пока владелец не запустит свой квадрокоптер в ненадлежащем месте – летать над правительственными и режимными объектами, объектами инфраструктуры и большим скоплением людей, или не рекомендуется, или запрещено.

Нарушение закона о полетах должностным лицом грозит уплатой государству 30-50 тысяч.

Юридическое лицо заплатит за свою беспечность до 500 тысяч рублей. Отсутствие радиометки во время полета не освобождает от наказания, ведь поводом к открытию дела может стать звонок бдительных соседей или ответственных лиц при исполнении, когда речь заходит о полетах над охраняемыми зонами и правительственными объектами.

Где нельзя летать на квадрокоптере

Кроме того, если кто-либо решит написать на вас жалобу в полицию (например, «бдительный» сосед) в которой будет связывать ваш  вылет с террористической деятельностью или с целью нарушения личного пространства (даже шпионажа), свое честное имя также придется отстаивать в суде.

Купив своему чаду или себе хай-тек игрушку  весом менее 250 грамм (0,25кг) никакой сертификации пока что не нужно, при этом можно летать в свое удовольствие.

Список региональных органов надзора

Генеральная дирекция, Москва. Контакты: 7 (495) 601-0777

Ссылки для постановки на учет

В ответе также сказано, что план полета (помню, для БВС от 30 кг) можно подать через интернет, но как это сделать не очень понятно, также нет никакой ссылки на такую форму. Если вы знаете куда можно направить план полета онлайн, пишите в комментариях.

Страхуем дрон?

Если в России страховка для дрона необязательна, то в ЕС – это священная обязанность. Вы должны застраховать дрон на случай причинения ущерба третьим лицам.

ОСАГО для дрона я нашел в нескольких местных крупных страховых компаниях. Уверен, вы их сами найдете в поисковике. Годовая стоимость страховки варьируется от 2 до 10 тысяч рублей, в ней вы должны указать устройство, его серийный номер, а также всех “пилотов” дрона.

Для себя страховку я купил, но она действует только при соблюдении разрешенной зоны полетов, 150 метров и т.п, и, надеюсь, не понадобится.

Штраф за квадрокоптер при несанкционированном полете

Прежде, чем использовать БПЛА весом более 0,25кг владельцу надлежит в течении 10-и суток  поставить его на учет и получить весь объем надлежащих разрешений:

  • справка, удостоверяющая полетную пригодность;
  • разрешение на эксплуатацию в воздушном пространстве РФ;
  • удостоверение, подтверждающее правомерность управления коптером.

За порядком лицензирования и использования и запуска квадрокоптеров номинально отвечает ФГУП «Защитаинфотранс», подведомственное Минтрансу России. После прохождения процедур постановки на учет и получения полетного разрешения, к аппарату крепится радиолокационная метка, отслеживающая его положение в реальном времени.

Штраф за квадрокоптер

Заключение

https://www.youtube.com/watch?v=BpBLBB_vAHA

Буду рад, если поделитесь своим опытом легализации дронов в различных странах, а также поправите неточности, если найдете.

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий