История развития военной робототехники: прошлое, настоящее и будущее

История развития военной робототехники: прошлое, настоящее и будущее Квадрокоптеры

Раздел 1. человечество на рубеже новой эры | сайт борзиловой людмилы викторовны

РАЗДЕЛ 1. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА РУБЕЖЕ НОВОЙ ЭРЫ

План

  1. Ускорение научно-технического развития и его последствия

— технологии новой эпохи;

        — транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы;

        — биохимия, генетика, медицина;

        — электроника и робототехника.

  1. Основные черты информационного общества

— инновационная революция;

       — автоматизация и роботизация производства;

       — индустрия знаний;

  1. Работа с текстом
  2. Вопросы по теме
  3. Задание для самостоятельной работы
  4. Список литературы
  1. Ускорение научно-технического развития и его последствия

Вторая половина ХХ в. ознаменовалась дальнейшим ускорением темпов научно-технического прогресса. До­стижения НТП привели к новым переменам в организа­ции производства, социальной структуре общества, международных отношениях.

 Технологии новой эпохи

Технология(от греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; др. греч. λόγος — мысль, причина; методика, способ производства) — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.

Со временем технологии претерпели значительные изменения, и если когда-то технология подразумевала под собой простой навык, то в настоящее время технологияэто сложный комплекс знаний ноу-хау, полученных порою с помощью дорогостоящих исследований.

Наиболее новые и прогрессивные технологии современности относят к высоким технологиям. Переход к использованию высоких технологий и соответствующей им техники является важнейшим звеном научно-технической революции (НТР) на современном этапе. К высоким технологиям обычно относят самые наукоёмкие отрасли промышленности: микроэлектроника, вычислительная техника, робототехника, атомная энергетика, самолётостроение, космическая техника, микробиологическая промышленность.

Открытие ядерных и термоядерных реакций было крупнейшим достижением науки ХХ в. Оно использова­лось как в мирных, так и в военных целях. Первая в мире атомная электростанция (АЭС) была построена в 1954 г. в СССР в городе Обнинске, вторая – в 1956 г. в Велико­британии.

АЭС в начале ХХ в. обеспечивают не более 17 % ми­рового производства электроэнергии. Гидроэлектро­станции (ГЭС) дают лишь около 10 % производства. Гео­термальные (использующие внутреннее тепло Земли), приливные (энергия морских приливов), солнечные и ветряные электростанции пока еще остаются редко­стью. Большая часть производства электроэнергии обеспечивается за счет сжигания нефти, угля и газа. И в СССР и США ядерная энергия использовалась также для создания атомного, а затем и водородного (термоядер­ного) оружия, еще более разрушительного.

Классификация технологий:

  1. Машиностроительные технологии.

Машиностроительные технологии – это разработка процессов конструирования и производства различных машин и приборов. К ним относятся технические расчёты, выбор материалов и технологии производства, а также проектирование машиностроительных заводов и организация производства на них.

  1. Информационные технологии.

Информационная технология — это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, накопления, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Этот процесс состоит из четко регламентированной последовательности выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися на компьютерах. Основная цель информационной технологии — в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя информацию.

Компонентами технологий для производства продуктов являются аппаратное (технические средства), программное (инструментальные средства), математическое и информационное обеспечение этого процесса.

         В основном под информационными технологиями подразумевают компьютерные технологии.

  1. Телекоммуникационные технологии.

К ним относится Ethernét (эзернет, от англ. ether — эфир) — пакетная технология передачи данных преимущественно локальных компьютерных сетей.

4. Инновационные технологии.

Инновационные технологии — это наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения. Различают виды инновационных технологий: внедрение; тренинг (подготовка кадров и инкубация малых предприятий); консалтинг (деятельность по консультированию производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов); трансферт (перенос, перемещение); инжиниринг(иначе инженерия — это совокупность работ прикладного характера, включающая предпроектные технико-экономические исследования и обоснования планируемых капиталовложений, необходимую лабораторную и экспериментальную доработку технологий и прототипов, их промышленную проработку, а также последующие услуги и консультации).

 Транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы

Продолжается развитие средств транспорта, уже сложилась общемировая система транспортных коммуникаций. К началу XXI века в мире насчитывается уже более 600 млн. автомобилей, а их ежегодный выпуск превысил 30 млн. штук. Все это привело к появлению ряда проблем, таких как загрязнение окружающей среды, повышенная смертность на дорогах, пробки, аварийные ситуации. Все это заставляет научный мир искать новые формы и виды автомобиля. Например, авиаконструктор из Пятигорска (Россия) Александр Бегак сконструировал  бегалёт «Сталкер»:  автомобиль с крыльями, убирающимися внутрь. «Сталкер» развивает скорость до 200 км/ч в воздухе, весит 140 кг и преодолевает без дозаправки расстояние в 1,5 тысячи км.  Этому летательному аппарату не требуется аэродрома — площадь для взлета ему нужна минимальная.

Московские власти задумываются о  создании  струнного транспорта в столице, для соединения  района Ховрино со станцией метро «Речной вокзал». Соответствующее предложение поступило в префектуру округа от конструктора Анатолия Юницкого. Автор данного проекта подчеркивает, что струнный транспорт является транспортом нового поколения. «Это транспорт „второго уровня“, поэтому изъятие земли под него на порядок меньше, чем у автомобильных и железных дорог. При этом струнный транспорт имеет на порядок меньшую капиталоемкость по сравнению с монорельсовой дорогой», — говорится в письме, направленном А. Юницким в адрес префектуры округа. Кроме того, струнный транспорт устойчив к неблагоприятным погодным условиям и не требует зимой очистки путей от снега и наледей. Автор проекта также утверждает, что пропускная способность данного вида транспорта — до 25 тысяч пассажиров в час.

Американцы в очередной раз попытались превратить фантастику в реальность. Некая фирма Terrafugia заявила о том, что в 2009 году особо зажиточные жители Америки смогут стать обладателями летающего автомобиля. Гибрид авто и самолёта под названием Transition оценен в 148 тысяч долларов. Машина оборудована складывающимися крыльями и лопастным пропеллером. Взлетать она сможет прямо с шоссе, правда, садиться нужно будет только на аэродроме. Не возникнет проблем и с топливом – в качестве горючего используется обычный бензин.

На протяжении ХХ в. постоянно увеличивалась грузоподъ­емность судов. В 1970-е гг. уже строились танкеры водоизме­щением более 500тыс. т. Быстроходность кораблей возросла вдвое. Была значительно усовершенствована система их по­грузки и разгрузки. Благодаря этому объем грузов, перевози­мых по морю, за последние 50 лет увеличился в десять раз. С овладением ядерной энергией появились атомные корабли и подводные лодки, способные годами бороздить морские про­сторы без захода в порты. Получили развитие, пока ограничен­ное, транспортные средства на воздушной подушке, способ­ные передвигаться не только по воде, но и по суше.

Значительно возросло значение транспортной авиации. В Англии в 1949 г. был создан первый прототип пассажирского реактивного самолета «Комета). Однако массовое применение на авиалиниях нашли советские реактивные самолеты        Ту-104 (выпускались с 1955 г.) и американские «Боинг-707». В 1970 году в США был создан гигантский самолет «Боинг – 747», способный принимать на борт до 500 пассажиров. Уже в 1950-е гг. военная авиация освоила сверхзвуковые скорости. В 1970-е гг. появились и первые пассажирские самолеты, летавшие на сверхзвуковых скоростях: советский Ту-144 (1975) и англо-французский «Конкорд» (1976). Правда, впоследствии их производство было признано экономически невыгодным и прекратилось.

Послевоенное развитие ракетной техники было главным образом подчинено стремлениям СССР и США создать более эффективные средства доставки ядерного оружия, чем бомбар­дировщики. Лидером в этой сфере стал Советский Союз. В 1957 г. на орбиту при помощи мощной ракеты-носителя был выведен первый искусственный спутник Земли. (США осуще­ствили такой запуск в 1958 г.), а в 1961 г. – советский космиче­ский корабль с человеком на борту. В 1961 г. в США была при­нята программа «Аполлон» — пилотируемого полета на Луну, ус­пешно завершенная в 1969 г. Автоматические космические зонды достигли Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, вышли за пределы Солнечной системы.

Американо-советское соперничество в космосе привело к быстрому повышению надежности космических аппаратов, что позволило перейти к систематическому освоению около­земного космического пространства. Были разработаны косми­ческие аппараты многоразового пользования: американские «шаттлы» и советский «Буран».

Орбитальные станции и искусственные спутники Зе­мли стали выполнять не только военные функции, но использоваться для научных экспериментов, астроно­мических наблюдений, трансляции радио- и телепере­дач, поддержания связи (первый спутник связи был за­пущен в 1962 г.), метеорологических наблюдений, геологоразведки и т.д.

В автомобилестроении, авиации и космонавтике применя­лись новые конструкционные материалы. С развитием химии, химической физики стало возможным получать вещества с за­ранее заданными свойствами, которые обладали большой прочностью и стойкостью. Их производство приняло особенно большие масштабы в конце ХХ в. Только за период с 1980 по 2000 г. удельный вес пластмасс среди используемых конструк­ционных материалов в развитых странах увеличился в среднем в 4-5 раз, достигнув 20 %. Металлургия освоила производство особо прочной легированной стали (с добавками вольфрама, молибдена), титановых сплавов, использующихся в авиации и космонавтике.

 Биохимия, генетика, медицина

Для сельского хозяйства большое значение имели исследова­ния в таких науках, как химия,

биология и биохимия. В первых десятилетиях ХХ в. началось применение минеральных удоб­рений, увеличивавших плодородие почвы, а во второй полови­не века – ядохимикатов для борьбы с вредителями сельского хозяйства и сорняками. Дальнейшее совершенствование тех­нических средств (тракторы, комбайны и т.д.) и приемов обра­ботки почвы, выведение новых сортов культурных растений в сочетании с удобрениями, пестицидами позволило с 1930-х по1990-е гг. В 2-3 раза повысить урожайность многих культур.

Еще в первые десятилетия ХХ в. немецкий ученый Август Вейсман американский Томас Морган заложили основы гене­тики– науки о передаче наследственных факторов в расти­тельном и животном мире. Дальнейшие исследования в этой области привели к развитию биотехнологий. Генетические ис­следования в СССР, связанные с именем Н.И. Вавилова, были свернуты после того, как генетика Была объявлена лженаукой. В результате лидерство в этих исследованиях перешло к США. В 1953 г. ученые Кембриджского университета Джеймс Уотсон и Фрэнсис Крик открыли молекулу ДНК, которая заключает в се­бе программу развития организма. Дальнейшие исследования структуры ДНК положили начало созданию искусственных ор­ганизмов. В 1980 г. американский ученый Ананда Чакрабарти впервые получил патент на созданный им методом генной ин­женерии микроорганизм, ускорявший переработку сырой неф­ти. В 1988 г. Гарвардский университет с помощью генетических манипуляций вырастил живую мышь. Началось выведение новых пород животных и растений. Они гораздо лучше, чем ба­зовые виды, приспособлены к неблагоприятным климатиче­ским условиям, обладают иммунитетом ко многим заболева­ниям и т.д. Многие ученые высказывают опасения по поводу употребления в пищу генетически модифицированных продук­тов. Они считают, что долгосрочные последствия этого могут быть опасными для человека.

На пороге XXI в. было открыто клонирование – искусствен­ное выращивание из клетки организмадонора его полного био­логического подобия – клона. В обществе ведутся жаркие дис­куссии, допустимо ли столь глубокое вмешательство в природные процессы и механизмы наследственности, ведь ре­зультаты его не всегда можно предвидеть. Тем не менее, генети­ческие эксперименты продолжаются, хотя во многих странах клонирование человека запрещено.

Углубление знаний о природе живой материи сделало воз­можным трансплантацию,то есть пересадку органов, лечение наследственных заболеваний. Новые возможности перед ме­дициной раскрыли достижения ядерной физики, электроники. Для диагностики заболеваний уже в 1930-е гг. стали использо­ваться рентгеновские аппараты, электрокардиографы, элек­троэнцефалографы и т.д. В последней трети века были созданы аппараты искусственной почки, вживляющийся кардиостиму­лятор и т.д. Новые технологии, в частности использование ла­зерного скальпеля, расширили возможности хирургии.

 Электроника и робототехника

Огромное влияние на развитие мировой цивилизации оказали достижения в области электроники. Наибольшее прикладное значение имело изобретение ЭВМ – электронно-вычислитель­ных машин, то есть компьютеров.

Первые ЭВМ появились после Второй мировой войны. В них использовались такие же диоды и триоды, как в лам­повых радиоприемниках. Одна из таких машин – ЭНИАК, построенная в США в 1946 г., весила 30т и занимала пло­щадь 150 кв. м. В ней было использовано 18 тыс. электрон­ных ламп. Но, несмотря на огромные размеры, она могла проводить лишь простые вычисления, доступные ныне каждому владельцу карманного калькулятора.

Второе поколение ЭВМ было создано после изобре­тения транзисторов (полупроводников), которые в конце 1940-х гг. заменили электронные лампы. Транзисторы нашли широкое применение в бытовой электронике (радиоприемники, телевизоры, магнитофоны).

Развитие третьего поколения ЭВМ началось в 1960-е гг. с возникновением, так называемых интегральных схем, плат, на которых размещалось несколько десятков ком­понентов, обрабатывавших информацию. С совершен­ствованием технологии в 1970-е гг. на одной плате мож­но было поместить уже десятки тысяч компонентов. ЭВМ на интегральных схемах включали в себя миллионы по­лупроводников, их быстродействие достигло 100 млн. операций в секунду.

В основе ЭВМ четвертого поколения лежал микропро­цессор на кремниевом кристалле – чип, размером менее 1 кв. см, заменяющий тысячи полупроводников. Он был изобретен в 1971 г. Один такой кристалл мог хранить до 5 млн. бит информации, что позволило перейти к созда­нию компьютеров для индивидуальных пользователей.

Современные ЭВМ способны воспринимать и вос­производить не только числовую информацию, но и снимки, графики, речь, вести диалог с человеком на ба­зе установленного программного обеспечения. Они мо­гут моделировать природные и общественно-политиче­ские явления.

Компьютеры получили повсеместное использование в про­мышленных, коммерческих и научных центрах, государствен­ных учреждениях. Появление компьютерных банков данных обеспечило новые возможности связи – создания локальных, а затем и глобальных компьютерных сетей.Самой известной из них является Интернет. Сети позволяют моментально полу­чать и передавать любую информацию, вести двусторонние и многосторонние диалоги с другими пользователями компью­теров в режиме реального времени.

Предполагается, что следующее поколение компьютеров будет создаваться на основе молекулы полимерного или био­логически активного вещества (биочипа), что сделает возмож­ным создание искусственного интеллекта,способного к самопрограммированию.

Развитие компьютерных технологий позволило начать в 1960-х гг. создание промышленных роботов. Их число к началу XXI в. в мире достигло 720 тыс. Большинство роботов исполь­зуется на заводах Японии, США и Германии. Распространение робототехники – это огромный шаг вперед на пути совершен­ствования производственного процесса.

Вопрос о том, какие из изобретений и открытий ХХ в. наи­более важны, лишен смысла, поскольку большинство их взаимосвязаны между собой. Так, по подсчетам американских ин­женеров, микрочипы используются не только в компьютерах и роботах, а в 24 тыс. видах выпускаемой в США продукции, включая бытовую технику (холодильник, телевизор, СВЧ-печь, стиральная машина и другие). Ставшие предметами повседнев­ного употребления, они являются воплощением множества на­правлений научно-технического прогресса.

Итак,научно-технический прогресс не только изменил условия быта и отдыха людей. Он повлиял на облик современного об­щества и породил новые проблемы.

  1. Основные черты информационного общества

Термин «информационное общество» принадлежит канадскому филологу Маршаллу Маклюэну. Согласно его взглядам, в 1950-е годы началась революция в формах передачи информации: печатное слово (книга, газета, письмо и т.д.) стало вытесняться электронными сред­ствами ее распространения (в первую очередь телеви­дением).

Термин «информационное общество» при жизни Ма­клюэна не получил широкого признания. Тем не менее в1970-е гг. глубокие сдвиги в развитии технологии, орга­низации производства, социальной структуре наиболее развитых стран мира стали совершенно очевидными. Ведущие американские экономисты, политологи и соци­ологи сочли, что США, Канада, страны Западной Европы и Япония уже переросли индустриальную стадию разви­тия. Так, например, Джон Гэлбрейт писал о «новом инду­стриальном» обществе, Збигнев Бжезинский называл его «технотронным», Дэниел Белл«постиндустриаль­ным». При этом все соглашались, что происходящие пе­ремены знаменуют вступление человечества в новую эпоху. Они сопоставимы с переходом от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству или с промышлен­ным переворотом. В начале XXI в. в документах ООН и Евросоюза стал использоваться термин «информацион­ное общество», характеризующий качественно новый этап развития ведущих стран мира.

 Информационная революция

Под информационной революцией подразумеваются коренные перемены в общественной жизни, вызванные формированием индустрии производства знаний и возрастанием роли интеллек­туального труда.

Вторая половина ХХ в. ознаменовалась быстрым развитием телекоммуникаций – радио, телевидение и телефонная связь стали общедоступными. Например, с 1950 по 1999 г. число телефонных аппаратов в мире увеличилось с 50 млн. до 1 млрд. Поистине революционным стало создание локальных компьютерных сетей, а затем с 1989 г. Интернета – глобальной Всемирной паутины. Распространение его шло фантастиче­скими темпами. В 1991 г. количество компьютеров с доступом в Интернет в мире составляло около 5 млн., в 1996 г.60 млн., В 2007 г. – более 500 млн. Объем информации, передаваемой через Интернет, удваивается каждые сто дней. С всемирной сетью можно связаться из любой точки земного шара, используя имеющий выход на спутниковую связь портативный компьютер или мобильный телефон.

Многие пользователи рассматривают Интернет как основное средство досуга, обеспечивающее доступ к новым компьютерным играм, фильмам, музыкальным записям, позволяющее побеседовать в чате с приятелями и т.д. Возник такой термин, как «интернет-зависимость», означающий, что некоторые люди придают большее значение виртуальной, чем жизненной, реальности. Для других пользователей Всемирная паутина – это лишь источник получения справок, изучения возможностей трудоустройства, заказа товаров. Интернет-торговля, позволяющая покупателю, не выходя из дома, получать любой товар, в странах Запада стала очень выгодным бизнесом. Все эти функции Интернет действительно выполняет. Но этим его роль не ограничивается.

Интернет уникален, прежде всего, потому, что это – глобальная Сеть, не контролируемая ни одним правительством мира и не принадлежащая никому. Он обеспечивает интерактивность – возможность диалога пользователей друг с другом и с различными организациями. Это имеет как политические, так и экономические последствия.

Интернет обеспечивает возможности получения информации по любому вопросу. Он позволяет любому гражданину или группе людей самим стать источником информации, суждений и оценок, налаживать контакты с единомышленниками в любой части Мира, согласовывать с ними свои действия. В принципе это значительно расширяет степень свободы человека, позволяет исходящим «снизу» идеям приобретать общенациональное или даже глобальное влияние – и все это с минимальной затратой средств.

Велико экономическое значение глобальной Сети. Она позволяет корпорациям и банкам буквально за минуты осуществлять коммерческие операции в любом районе мира, согласовывать ценовую и инвестиционную политику, осуществлять управление зарубежными филиалами. Интернет стал одним из средств формированияглобализирующейся экономики, для ко­торой теряют значение государственные границы и нацио­нальные различия.

             Автоматизация и роботизация производства

Благодаря успехам электроники стала возможной автоматиза­ция, а затем и роботизация промышленного производства. Уже в 1970-е гг. стали повсеместно внедряться станки с числовым про­граммным управлением (ЧПУ). В 1980-e гг. им на смену пришли станки, управляемые компьютерами. С созданием локальных (охватывающих предприятие, производственный комплекс) компьютерных сетей возникли системы автоматического проек­тирования, технологической подготовки и управления производ­ством (SAD/SAМ). К началу XXI в. они применялись на 65 % заводов  машиностроительного комплекса США (в других странах Запада они получили меньшее распространение).

Использование промышленных роботов позволило создать полностью автоматизированные «безлюдные» производственные комплексы. Преимущества роботиза­ции не только в том, что роботы не предъявляют требо­ваний к предпринимателям, но и в том, что они могут использоваться 24 ч в сутки, не допускают ошибок, рабо­тают быстрее, выполняют операции более точно, чем че­ловек, могут использоваться во вредных для здоровья людей условиях. Появляется возможность создания про­изводств, не зависящих от мест сосредоточения рабочей силы, легко перепрограммирующихся на выпуск новой продукции. Человек вообще может быть исключен из производственного процесса, за ним сохраняются лишь контрольные функции. Их осуществление благодаря ком­пьютерным сетям порой даже не требует непосредствен­ного присутствия людей на предприятии.

Роботизация в современных условиях пока не стала повсе­местной, но в сочетании с внедрением компьютеров она зна­менует коренной перелом в отношении человека к окружаю­щей действительности. Все предыдущие технические усовер­шенствования увеличивали лишь физическую силу человека.

Конвейерное производство делало работников придатком машины, выполнявшим простейшие функции. Компьютеры же представляют собой инструмент, умножающий не мускуль­ные, а интеллектуальные возможности людей. Это создает предпосылки еще большего ускорения темпов технического прогресса.

 Индустрия знаний

Общество, где главную ценность составляет информация и знания, обладает огромным потенциалом развития. В сфере индустрии знаний не может быть кризисов перепроизводства, она открывает возможности постоянного технологического совершенствования.

В последней трети ХХ в. наряду с международными рынка­ми капиталов, товаров, сырья, энергоносителей, рабочей си­лы, услуг сложился рынок знаний– запатентованной научно-­технической информации (ноу-хау). В середине 1970-х гг. стоимость продаж на этом рынке сравнялась со стоимостью продаж сырья и энергоносителей. Производство знаний стало не только средством повышения конкурентоспособности компании или фирмы, но и достаточно выгодной сферой вложения капиталов.

         Итак, стимулом создания новых технологий всегда была не только конкуренция на национальных и международных рынках, но и соперничество между ведущими державами мира.

Военно-технические программы обеспечили науку дополнительным финансированием за счет государственного бюджета. Так, в годы «холодной войны» на научные исследования и конструкторские разработки США, Великобритания, Франция направлялась свыше 10% их военного бюджета. За счет этих средств только в США было покрыто 55% расходов по разработке аэрокосмической техники, 28,2%-электротехнической.

Военно-технические разработки являлись источником новых технологий для гражданских отраслей, занимавшихся выпуском средств связи, бытовой техники, кораблей, приборов и аппаратов для исследования космоса. Они получили название технологий «двойного назначения».

Прекращение «холодной войны» не означало сокращение затрат на военные нужды в развитых странах. Государства, всту­пившие в информационную эру, имеют большие преимущества по сравнению с остальными странами. Они повышают свою военную мощь путем качественного совершенствования вооружения и военной техники, а не за счет количественного нара­щивания вооруженных сил.

В 1990-е гг. в США была разработана концепция «ин­формационной войны». Она предполагает обладание исчерпывающими знаниями о противнике и его дезин­формацию о своих намерениях и силах. С применением высоких технологий созданы самонаводящиеся на цель крылатые ракеты и «умные» бомбы, сбрасывающиеся с самолетов «Стеле», невидимых для радаров. Действует спутниковая система наведения и ориентирования на поле боя. Корпорациями США созданы тысячи боевых роботов, которые используются для разведки, размини­рования и точечных ударов по противнику.

Важнейшим ресурсом информационного общества стано­вится интеллект человека – его творческий потенциал, в раз­витии которого заинтересованы и государство, и корпорации. Отсюда особое внимание к образованию, здравоохранению, социальной защите и соблюдению прав человека. С 1960-х по 1990-е гг. численность обучающихся в колледжах и универси­тетах в США и Японии возросла в 3,5 раза, в Германии ­в 6 раз, в Великобритании – в 7 раз. Средний срок пребывания в образовательных учреждениях достиг 14 лет. Тем не менее, в большинстве развитых стран он считается недостаточным. Об­суждается вопрос совершенствования системы образования.

3. Работа с текстом

Из книги Питера Друкера «Новые реальности в прави­тельстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении» (1990):

Социальный центр тяжести передвинулся на работникаинтеллектуального труда. Все развитые страны превращаются в постделовые, интеллектуальные общества. Возможность получить хорошую работу и сделать карьеру в развитых странах сегодня все больше зависит от наличия университетскогодиплома <…>

Переход к знаниям и образованию в качестве пропуска к хо­рошей работе и возможности сделать карьеру, прежде всего, означает переход от общества, в котором главной дорогой к ус­пеху был бизнес, к обществу, в котором бизнес является лишь одной из возможностей, причем не самой лучшей. По сути, этоозначает переход к постделовому обществу. Дальше всего этот сдвиг зашел в Соединенных Штатах Америки и в Японии, но та же тенденция наблюдается и в 3ападной Европе.

Вопросы для обсуждения:

В чем авторы видят роль образования в современном обществе?

 Какие требования предъявляет научно-тех­нический прогресс к развитию сферы образования?

Какие но­вые возможности открывает информационное общество перед личностью?

4. Вопросы  по теме

1)    Охарактеризуйте основные направления развития научно-технического     прогресса во второй половине ХХ в.

2)    Как вы думаете, почему открытие ядерной энергии было использовано людьми в первую очередь в военных целях? С какими событиями середины ХХ в. это было связано?

3)    Какое значение для современного общества имело создание компьютеров?

4)    Какие направления научных исследований порой оцениваются как опасные для человека? Почему? Считаете ли вы необходимым и возможным их запрещения?

5)    Что такое информационное общество? Почему его на­зывают также постиндустриальным?

6)    Каким образом компьютеризация, роботизация могут изменить место человека в системе: человек – об­щество – природа?

7)    Что такое рынок знаний (информации)? Почему производство знаний стало выгодной сферой вложения капитала?

8)    Почему в обществе, достигшем информационной стадии развития, постоянно ускоряются темпы научно-технического прогресса?

9)    Как возникновение интернета повлияло на развитии мировой цивилизации, человека?

5. Задание  для самостоятельной работы

             Используя материалы Интернета и текущей прессы, попробуйте сделать прогноз относительно темпов и направлений развития научных знаний в XXI в. Выделите направления развития по вашей специальности. Какие дополнительные знания (по вашему мнению) могут вам пригодится в будущем, исходя из выполненной вами работы.

            Свой ответ оформите в виде таблицы по приведенному образцу:

 Новая  технологияСостояние развитияОбласть примененияКакую технологию вытеснит
Управляемый термоядерный синтезТеория и эксперименты более 50 летЭнергетика:выработка электроэнергии, космические полетыЯдерную технологию,ископаемое топливо
   

6. Список литературы

Основная

  1. Загладин Н.В. Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI в./ Н.В. Загладин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» — РС», 2023. – С. 189-202.

Дополнительная

  1. Википедия.

Интернет ресурс:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_новых_перспективных_технологий

  1. Дудышев В.Д. Революционные открытия, изобретения и технологии для решения глобальной энергетической проблемы.

Интернет ресурс:

http://www.ntpo.com/techno/techno2_2/9.shtml

  1. Костина А. В. Тенденции развития культуры информационного общества: анализ современных информационных и постиндустриальных концепций // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 4 — Культурология

Интернет ресурс:

http://zpujournal.ru/ezpu/2009/4/Kostina_Information_Society/

  1. Шендрик А. И. Информационное общество и его культура: противоречия становления и развития // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2023. — № 4 — Культурология.
  2. Интернет ресурс: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2023/4/Shendrik/
Смотрите про коптеры:  Syma x5sw: бюджетный квадрокоптер с HD-камерой для новичков
Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий