Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов — Обзоры и статьи .ua

Основы управления самолетом

В полете самолет управляется по трем осям.

Изменение наклона вверх/вниз называется управлением по тангажу (pitch). Основной способ изменить тангаж самолета — дать штурвал от себя (нос вниз) или на себя (нос вверх). На тангаж также влияет множество других параметров, некоторые из которых мы разберем ниже.

Наклон самолета на крыло называется управлением по крену (bank/roll). Основной способ создания крена — поворот штурвала влево или вправо. Крен будет расти до тех пор, пока штурвал не будет возвращен в нейтральное положение, после чего большая часть самолетов будет стремиться удержать заданный крен.

Для нейтрализации крена обычно выполняют обратное движение штурвалом. Как и в случае с тангажом, крен также зависит от множества других параметров.

Рыскание (yaw) — это движение носа вправо/влево. Как и крен, рыскание зависит от многих внешних факторов. Основной способ управления рысканием в самолете это педали.

Обратите внимание, что педали в самолете имеют двойную функцию. Их можно нажимать (это работает как тормоз), а можно толкать вперед (как руль, на земле и в воздухе).

Помимо штурвала и педалей, самолет имеет несколько других важных органов управления:

  • Ручка управления дроссельной заслонкой (throttle), далее «газ» — эквивалентна педали газа и управляет количеством поступающей в двигатель топливно-воздушной смеси. На большей части самолетов она имеет закругленную форму и окрашена в черный цвет.
  • Ручка управления закрылками (flaps) управляет, как несложно догадаться, закрылками — специальными поверхностями на внутренней стороне крыла. Они позволяют самолету получать необходимую подъемную силу на более низких скоростях, что активно используется во время взлета и посадки. В полете закрылки убираются, так как они создают дополнительное аэродинамическое сопротивление.

  • Колесо управления триммером руля высоты (trim wheel), далее «триммер”. Как мы выясним далее, изменение параметров полета требует от пилота приложения разного давления на штурвал. Поворот этого колеса изменяет положение “нейтральной точки» штурвала — то есть вы сможете сделать так, чтобы штурвал сам поддерживал это давление без вашего участия.

Выпускаем закрылки

В зависимости от конструкции самолета, выпуск закрылок может создавать тенденцию как и поднятию носа, так и опусканию его. Тем не менее, практически всегда выпуск закрылок приводит к небольшому «взмыванию» самолета из-за увеличения подъемной силы крыла, а также к уменьшению скорости из-за увеличения аэродинамического сопротивления.

При работе с закрылками важно удерживать нос в желаемом положении и следить за изменениями скорости. Закрылками можно пользоваться лишь тогда, когда скорость находится в пределах белой шкалы.

Давайте попробуем это. В полете слегка приберите режим и удерживайте нос самолета горизонтально. Подберите режим таком образом, чтобы скорость держалась в районе 70.

Выпустите закрылки (первый слот). Самолет немного взмоет. Обратите внимание, как изменится скорость самолета и положение его носа.

Теперь уберите их. Произойдет противоположное, самолет немного «провалится», а скорость начнет расти. Верните самолет в нормальный полет.


Солнечные батареи в южной Англии

Даем газку

Взгляните на приборную панель справа от себя. Там вы найдете тахометр, показывающий обороты двигателя. Запомните текущее значение (оно должно быть в районе 2300).

Не касаясь штурвала и педалей, полностью дайте газ.

Вы увидите, что обороты двигателя (и, следовательно, создаваемая им тяга) выросли. Вслед на ними начнет расти скорость, а затем нос самолета сам собой поднимется наверх.

Полностью уберите газ, и вы увидите противоположную картину — обороты и скорость упадут, а нос самолета опустится вниз. Будьте внимательны и не давайте стрелке указателя скорости войти в белую или желтую зону. Верните режим в прежнее положение.

Обратите внимание также на то, что в момент изменения режима самолет слегка рыскает вправо/влево, в зависимости от того, увеличили или уменьшили вы режим.

Первичным эффектом от изменения газа является изменение оборотов и скорости. Вторичным же эффектом является изменение тангажа и рыскания.

Инструкции к моделям

Машина Hyper, управление от пульта и от часов, 36 см., 2,4 ГГц, арт.

Стильная машинка для самых юных гонщиков. Модель отличается оригинальностью своего дизайна, в котором тщательно проработаны все детали. Игрушка работает от двух пультов управления – классического и запястного (жестами). Перевертыш может выполнять множество различных трюков, среди которых перевороты, преодоление разнообразных препятствий (для этого предназначен полный привод и массивные колеса), езда боком.

20202030_162721

Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? краткая инструкция для будущих асов — обзоры и статьи .ua

Вы давно мечтали о полетах на собственной авиамодели, с завистью смотрели на моделистов с пультом радиоуправления в руках и вот настал долгожданный момент покупки!

Вот ОН, желанный, ожидаемый, отвечающий всем вашим требованиям радиоуправляемый самолет! У многих новичков в таких ситуациях наступает следующий ступор: самолет есть, а решиться на выезд в поле для первого запуска смелости не хватает.

Мурашки бегают по спине, а ладони нервно потеют при одной мысли о взлете и, тем более, о посадке… Это нормально и это правильная реакция организма – спешить нужно медленно, особенно, если навыков пилотирования пока нет.

Смотрите про коптеры:  Как настраивать квадрокоптер? Калибровка регуляторов. Как настроить двигатели дрона? Особенности настройки

Управление самолетом требует специфических умений и не стоит думать, что если вам удавалось запросто управлять автомобилем на радиоуправлении или, например, квадрокоптером, то первый полет крылатой авиамодели пройдет без сучка и задоринки. Как правило, первый взлет/посадка новичка – это высокая вероятность краша, и хорошо если дело обойдется погнутым винтом или ножкой шасси.

Итак, предлагаем несколько простых советов, которые помогут сохранить вашу модель в целости, а нервы и кошелек – в сохранности.

Контролируем тангаж

Пройдите начальное обучение и «попросите» инструктора дать вам немного полетать в свободном режиме. В центре приборной панели расположен авиагоризонт (artificial horizon, attitude indicator, AI). Его легко узнать по характерному синему и коричневому цвету, которые обозначают соответственно небо и землю.

Слева от него расположен указатель воздушной скорости (airspeed indicator, ASI). Читается примерно так же, как спидометр в наземном транспорте, но скорость измеряет в узлах — морских милях (1852 м) в час.

Мы учимся летать по правилам визуальных полетов, поэтому сам авиагоризонт нам использовать необязательно. Тем не менее, наш полет это хорошая возможность ознакомиться с принципами его работы.

За изменение тангажа отвечает руль высоты (elevator), расположенный, как правило, на хвосте самолета. Настало время им воспользоваться.

Убедитесь, что стрелка скорости расположена выше белой зоны на указателе скорости. Запомните значение скорости, а затем слегка (слегка!) возьмите штурвал на себя.

Обратите внимание на то, как изменяется картина на окном. Мы стали меньше видеть землю и больше неба. Взгляните на авиагоризонт и сопоставьте картину на нем с картиной за окном.

Проверьте скорость. Вы увидите, что она упала.


Нос направлен вверх

Отпустите штурвал. Самолет начнет сам выводить нос в горизонт. Снова проверьте скорость — она должна вернуться к исходному значению.

Повторите ту же процедуру, но наклонив нос вниз. Теперь землю видно больше, чем небо, а скорость растет. При отпускании штурвала нос возвращается в прежнее положение.

Вот вам простая аналогия — представьте, что вы катитесь на машине с горки. Что будет происходить с вашей скоростью, если газ и передача останутся неизменными?

Подытожим. Первичный эффект руля высоты это изменение тангажа самолета. Вторичный же это изменение скорости.

Общие советы по пилотированию

Несколько советов по правильному пилотированию самолета и самым частым ошибкам.

В первую очередь — не держите штурвал двумя руками! В авиалайнерах в некоторых ситуациях от пилота требуется использовать обе руки, но к нам это не применимо — для управления вам хватит и одной. Вторая пригодится для всего остального, начиная от контроля газа и заканчивая ведением вашего штурманского журнала.

Второе. Не надо вцепляться в штурвал. Держите его спокойно, уверенно и нежно. Вам хватит всего трех пальцев на руке, чтобы надежно управлять им.


Окрестности Рима

Плавные движения штурвалом это ключ к точному выдерживанию параметров полета, минимизации ошибок и довольным пассажирам. Избегайте резких изменений тангажа, крена и рыскания. Выполняйте движения аккуратно, плавно, но уверенно.

Не стесняйтесь триммировать самолет, но не стремитесь контролировать тангаж триммером. Правильная последовательность действий: изменение конфигурации, удержание носа штурвалом, снятие усилий со штурвала триммером. Не надо использовать триммер вместо штурвала.

На правильно стриммированном самолете вы можете поворачивать и контролировать крен педалями. Это позволит держать обе руки свободными и, например, параллельно строить маршрут на карте. При этом нажимайте педали очень плавно, сильное скольжение может быть опасным в некоторых обстоятельствах (низкая скорость, выпущенные закрылки, сильный крен и прочее). В реальных полетах не делайте этого без прохождения соответствующего инструктажа (это применимо ко всей статье).

Не задерживайте свой взгляд на авиагоризонте и приборной панели. Вы учитесь летать по правилам визуальных полетов. По ним вы обязаны большую часть времени смотреть наружу — для избежания других самолетов и ориентировки на местности. Запомните, на каком обычно расстоянии находится капот от линии горизонта, и используйте это как референс для горизонтального полета.

Не превышайте крен в 15 градусов, особенно на низкой скорости. На первых порах не превышайте его вообще.

Эффективность рулевых поверхностей зависит от их обдувания воздухом. Чем сильнее воздушный поток, тем меньшее отклонение рулевой поверхности потребуется для достижения нужного результата. Обдув хвостовых рулевых поверхностей (рулей высоты и направления) производится встречным потоком и струей от винта.

Ру модель самолета — cessna 182

Здравствуйте, в этом обзоре соберем замечательную модель самолета «Cessna 182».

Размах крыла как раз золотая средина 1200 мм.

Модель можно купить как с электроникой (PNP) так и без (КИТ).

В данном случае рассмотрим дешевую поставку (КИТ) соберем модель и запустим в полет

Смотрите про коптеры:  Как работает функция полета домой на квадрокоптерах DJI - советы владельцам квадрокоптеров CopterTime

Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua

На почте получил целую не мятую коробочку, производитель не сэкономил и сделал коробку с плотного (толстого) картона.

Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua

Комплектация:

— фюзеляж;

— консоли крыла;

— стабилизатор полета;

— киль;

— карбоновый прут;

— тяги, фиксаторы тяг;

— стойки шасси;

— клей;

— моторама;

— кабанчики — 4 шт.

— резинки для фиксации крыла — 3 шт.

Характеристики:

— бренд: Cessna

— модель: HJW182

— размах крыла: 1200 мм.

— длина фюзеляжа: 815 мм

— полетный вес: около 890 грамм.

— центр тяжести: 45-65 мм от передней кромки крыла.

— нагрузка на крыло: 31,34 г / дм2

— площадь крыла: 28.4dm2

Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua

В пакете обнаружил три резинки для фиксации крыла, но мне пригодится только две, третья пойдет в запасы.

Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua

Стойки шасси добротные, передняя стойка поворотная, выполнена с прута с завитушкой для смягчения посадки.

Задняя стойка похоже из дюрали.

Колеса изготовлены из пены в диаметре 55 мм.

Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua
Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua

Фюзеляж модели довольно массивный, изготовлен из Пенополистирола (EPS) основанный на пенопласте.

Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua

Капот фиксируется магнитами.

Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua

Фюзеляж пустотелый, склеен с двух половин, в нем будет размещен лишь регулятор оборотов и два сервопривода.

Толщина стенки фюзеляжа 15 мм. так что электронике будет тепло, а вот аккумулятору не очень, он разместится снизу фюзеляжа.

Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua
Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua

Размеры проема.

Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua

В носовой части снизу фюзеляжа находится отсек для аккумулятора.(крышки для отсека не предусмотрено).

Аккумулятор будет закреплен стяжкой на основе липучки.

Размеры аккумуляторного отсека:

длина — 128 мм.

ширина — 46 мм.

глубина 30 мм.

Аккумулятор 3S или 4S 2200mA как раз отлично влазит в отсек.

Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua

Из хвостовой части фюзеляжа выходят пластиковые кожухи в которых будут проходить тяги на руль высоты и руль направления.

Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua

Две консоли крыла будут позже склеены между собой.

Окраска на модели — простые наклейки.

Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua

На нижней плоскости консолей предусмотренные гнезда под установку сервоприводов (обычных в народе называемых 9-ти грмм).

Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua
Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua
Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua

Рулевые плоскости навешаны на армированный скотч.

Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua

Стабилизатор полета:

Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua

Отклонение элеватора вверх.

Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua

Отклонение элеватора вниз совсем меня не радует, похоже буду переделывать, навешивать на нормальные петли).

P/S. после полета я понял что большое отклонение там не надо, все таки это не пилотажка хватило бы того что и было, без переделки.

Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua

Все рассмотрели, можно приступать к сборке модели.

Инструкции по сборке в коробке я не обнаружил!

Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua

Инструмент мне пригодится:

— брус с наждачной бумагой;

— канцелярский нож;

— отвертки

— клей использую из комплектации и тот что остался с предыдущей модели.

Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua

Сборку начинаю с крыла:

При состыковке консолей вылезла неприятная щель которую будем устранять путем шлифовки наждачной бумагой наклеенной на деревянный брус.

Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua

Минута работы и готово!

Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua

Я думаю так гораздо лучше)

Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua
Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua

Время полимеризации клея около 4 часов.

Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua

На нижней плоскости крыла необходимо вклеить карбоновый прут, он даст жесткости конструкции.

Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua
Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua
Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua

Руль высоты мне не понравился… решил переделать, снимаю армированный скотч.

Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua
Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua

Обработал торцы наждачным бруском.

Торец на стабилизаторе оставил ровным под 90 град. на элеваторе закруглил.

Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua

В запасах нашлись вот такие петли на которые я и навешу элеватор.

Отверстие для петли проверчу сверлом подходящего диаметра.

Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua
Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua

Естественно петли сажу на клей.
Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua
Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua
Работу элеватора одобрил, теперь можно его приклеить на свое место.
Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua
Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua
Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua

Смотрим чтобы не было перекоса по сравнению с крылом.
Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua
Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua
Киль на своем месте.
Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua
Можно приступать к установке электроники:
Электроника будет такая:
— мотор 2836 1100kv.
— регулятор оборотов 25А
— сервоприводы так называемые девяти граммовые — 4 шт.
— аккумулятор 3S 2200mA
Радиоаппаратурой пользуюсь RadioLink AT9
Воздушный винт будет установлен 10х4.
Сервоприводы зафиксировал на термоклей, установил кабанчики и тяги (кабанчики и тяги из комплектации).
Как видно пришлось использовать удлинитель кабеля сервопривода.
Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua
В комплекте получил вот такие фиксаторы тяг, но что-то я им не доверяю…
Тяги сделал по своему.
Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua
Зафиксировал сервопривод руля высоты.
Здесь удлинитель кабеля сервопривода не пригодится, приемник радиоаппаратуры будет размещен возле машинок.
Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua
Тяга идущая от сервопривода к элеватору.
Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua
Сервоприводы руля высоты и направления полета.
Сервопривод руля направления еще отвечает за наземное управление передней стойкой шасси.
Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua
Передняя поворотная стойка проходит во внутрь фюзеляжа.
Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua
Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua
Мотор 2836 1100kv
Мотор закреплен на алюминиевый уголок после чего я эту конструкцию закрепил на модель.
Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua
Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua
Установил стойки шасси.
Задняя стойка прикручена на два болта М3, то есть, ее можно снять когда угодно, а вот чтобы снять переднюю стойку ее надо предварительно отсоединить от тяги управления.
Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua
Установил приемник радиоаппаратуры сбоку внутри фюзеляжа (приклеил на двухсторонний скотч).
Два привода элеронов соединил Y — кабелем и подключил в один канал на приемнике аппаратуры.
Приемник по стандарту подключил так:
1 СН — элероны (поворот модели по крену)
2 СН — элеватор (руль высоты)
3 СН — регулятор оборотов
4 СН — рудер (руль направления полета)
Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua
Крыло притянул резинками.
Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua
Аккумулятор 3S 2200mA как раз хорошо подошел по размеру в аккумуляторный отсек.
Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua
Модель готова к полету.
ЦТ находится 50 мм. от передней кромки крыла.
Для начала расходы элеронов установил по 80% на элеватор и рудер оставил 100%. (в дальнейшем расходы так и оставил).
Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua
Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua
Крыло фиксируется двумя резинками — это довольно удобно и практично.
Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua
Полетный вес модели составил 815 грамм.
Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua
Итог, по сборке возникло несколько проблем которые были устранены, а именно, плохая состыковка консолей, а так же, мне не понравилась работа элеватора, но это все решается без проблем.
Полет модели меня приятно удивил, модель управляется очень приятно, мягко, сама по себе летит уверено и при этом красиво как настоящий самолет)))
Так же стоит отметить крепкие стойки шасси, я думаю они простят жесткую посадку.
Могу рекомендовать модель для новичков RC,
Данную модель решил оставить себе, для полетов в удовольствие то что надо!

Смотрите про коптеры:  Maserati – цена на автомобили Мазерати в рублях, фото, видео и тест-драйвы автомобилей Maserati -

Создаем крен

За управление креном обычно отвечают элероны (ailerons) — специальные рулевые поверхности, расположенные ближе к законцовкам крыла. Они контролируются поворотом штурвала.

Выведите нос самолета в горизонт и убедитесь, что скорость находится за пределами белой шкалы. Поверните штурвал вправо, дайте самолету слегка наклониться (10 градусов хватит), а затем — отпустите штурвал.

Мы можем увидеть, что картинка за окном снова поменялась — теперь мы видим все под углом. Взгляните на авиагоризонт — вы обнаружите, что риски находится горизонтально, а сама линия горизонта наклонилась. Авиагоризонт отражает ту же картину, что мы видим за окном.


Самолет в крене

Заметьте, что самолет сохраняет данный вами крен и без всякого давления на штурвал.

Снизу от авиагоризонта вы увидите указатель курса (direction indicator) — прибор, показывающий направление, в сторону которого смотрит нос самолета. Обратите внимание на то, что наш курс меняется — то есть самолет поворачивает (совершает рыскание).

Поверните штурвал влево и удерживайте до тех пор, пока линия горизонта снова не станет ровной. Крен исчезнет, и самолет будет лететь прямо.

Первичным эффектом элеронов является создание крена, а вторичным — рыскание.

Управляем рысканием

За рыскание отвечает руль направления (rudder), расположенный на хвосте самолета. Самое время познакомиться с ним.

Выровняйте самолет и проверьте скорость. Снизу от указателя скорости расположен другой прибор, координатор разворотов (turn coordinator). Нас интересует черный шарик, плавающей в специальной дужке снизу. Как правило, в обычном полете он находится в центральной области.

Слегка толкните правую педаль и удерживайте ее. Вы увидите, что нос самолета уходит вправо. Помимо этого, будет развиваться правый крен.

Взгляните на шарик — он уйдет влево. Прямо сейчас он нам говорит, что мы летим немного «боком», со скольжением (slip), и чтобы его исправить, нужно «наступить на шарик» — дать педаль со стороны шарика. Выровняйте педали, и вы увидите, как самолет возвращается в нормальное положение.

Первичным эффектом руля направления является рыскание, а вторичным — крен.

Учимся триммировать

К этому моменту мы уже узнали, что изменения конфигурации полета (режима двигателя, закрылков) требуют удержания носа в какой-то одной позиции — и это позиция далеко не всегда соответствует нейтральному положению штурвала. Можно лететь, постоянно оказывая давление на штурвал — но это не очень удобно и безопасно. Постоянная «борьба» с штурвалом приведет к усталости рук и невозможности точно контролировать параметры полета.

К счастью, мы можем перенести положение «нейтральной точки» нашего штурвала так, чтобы он создавал нужное давление сам. Этот процесс называется триммированием (trimming).

Восстановите обычный режим полета (обороты, тангаж, крен, рыскание, закрылки). Отпустите штурвал и посмотрите, что произойдет с самолетом.

Если он опускает нос вниз, выведите самолет в горизонт и попробуйте снять усилия со штурвала путем поворота колеса сверху вниз. Если же задирает нос вверх, крутите в противоположную сторону. Для проверки точности триммирования приотпустите штурвал. Повторяйте процедуру до тех пор, пока самолет не будет удерживать нос горизонтально в нейтральном положении штурвала.

Мы только что выполнили триммирование самолета. Давайте обобщим эффект от триммера: поворот колеса триммера руля высоты меняет усилия на штурвале по оси тангажа.

Итоги

Сегодня мы научились контролировать самолет во всех осях, триммировать его, пользоваться закрылками и менять режим работы двигателя. В нашем следующем занятии мы разберем, как менять скорость полета, выполнять набор высоты и снижение, а также правильно совершать развороты.

Я буду очень рад, если кого-то из вас статья вдохновит попробовать полетать в симуляторе, и буду ещё больше рад, если после этого вы придете на настоящий аэродром. Главное — не используйте эту статью для реального обучения, всегда слушайте инструктора и читайте сертифицированную литературу.

Хоть эту статью и ревьюили два коммерческих пилота, она может не покрывать некоторых интересных вам аспектов. Если так, обязательно дайте мне знать об этом в комментариях. Увидимся в небе!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector