Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов – Обзоры и статьи .ua

Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua Мультикоптеры

| модели | как настроить пилотажный радиоуправляемый самолет для 3d

Последовательность настройки пилотажного радиоуправляемого
самолета 3Д для
начинающих пилотов

!!! Для ЕРР самолетов эта методика применима только частично, вследствие слишком не стабильной геометрии самолетов из ЕРР

!!! Данная краткая методика основано на личном опыте автора и в большинстве случаев поможет правильно настроить самолет для выполнения классических комплексов пилотажа и 3д элементов, фристайла для начинающих пилотов

!!! Методика применима в основном для тренировочных пилотажных моделей размахом 1300-1800 мм класса и для 3Д моделей размахом от 1300мм и выше. Основным полетным режимом для пилотажных моделей следует считать малые расходы, для моделей 3Д максимальные расходы для комплексов 3Д и малые расходы для классических комплексов.

Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua

Предполетные настройки

Расходы всех рулей выставляем в максимальное положение с экспонентами 50-70%.

Больше 70% ставить не стоит, так как с увеличением экспонент резко снижается точность управления. Наилучшим первоначальным выбором будет 50-60%.

Очень желательно иметь отклонения на рулях высоты 55-70 град, на элеронах 35-50 град, на руле направления максимум, сколько позволяет геометрия.

Малые расходы выставляем примерно 20% от максимальных на элеронах и рулях высоты, 40% на руле направления. Экспоненты для малых расходов делаем 20-25%.

Примечание: в зависимости от применяемой аппаратуры, знак экспоненты может быть
разным. Для передатчиков Футаба и Хайтек знак ( – )!!!

На земле добиваемся рекомендуемой в мануале центровки. Как правило, она оказывается немного более передней, но для первых полетов это нормально: главное, что бы не оказалась слишком задней. Вполне допустимо добиваться нужной центровки с помощью автомобильных балансировочных грузиков на липучке (после окончательной настройки это исправим).

В обязательном порядке проверяем не только сам факт отклонения всех рулевых поверхностей, синхронность половин руля высоты (отсутствие «ножниц»), но и еще на земле тщательно проверяем, в нужную ли сторону отклоняются рули. Особенно это касается элеронов. В воздухе «реверс» будет исправить почти невозможно.

Очень рекомендую с самого начала настроить F/S на «плоский штопор»: Двигатель на ХХ или на отключение. Элероны в нейтраль. Рули высоты полностью вверх на максимальных расходах. Руль направления полностью вправо на максимальных расходах.

Итак, центровка рули предварительно настроены, экспоненты выставлены, F/S настроен, все
заряжено и проверено.

Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua

Первые полеты, подбор центровки

Задачей первого полета (на самом деле это далеко не один полет и может быть даже не десять) является подбор предварительной «базовой» центровки.

После взлета и предварительного триммирования по всем осям начинается на средней (крейсерской) скорости полета самое главное. Нам требуется определить необходимую центровку, так сказать БАЗОВУЮ (так как впоследствии она может несколько изменяться под цели и задачи конкретного пилота, но уже в не значительной степени. До последующей проверки-регулировки выкоса двигателя «вверх-вниз» очень важно точно выдерживать выбранную крейсерскую скорость полета (например стик газа точно в центре). Лучше всего для этого подходит безветренная погода в вечерние время, когда турбулентности атмосферы практически нет.

– переворачиваем самолет на спину, выставляем ровно в горизонт и отпускаем стики. Если самолет летит ровно или лезет вверх, садимся и грузим нос, центровка слишком ЗАДНЯЯ!!!, если самолет несколько стремится вниз, переходим к следующему тесту.

Нужно отметить, что любой подобный тест следует повторить многократно, в разные стороны, что бы иметь уверенность, что в процессе проверки не вносим своими руками поправок в управление.

Почему центровка задняя, если самолет на спине летит ровно без поддержки?

В наших моделях стабилизатор, крыло и мотор выставлены по нулям. Значит, что бы сбалансировать самолет для ровного полета в прямом горизонтальном полете, хотим мы этого или нет, но нам нужно отклонить руль высоты несколько вверх для создания угла атаки, при котором самолет летит горизонтально. То есть изначально руль высоты уже оттриммирован. А это означает, что переворачивая самолет на спину, при правильной центровке он будет стремиться несколько опускать нос. Это НОРМАЛЬНО!!!

Заводим самолет повыше, переворачиваем на спину, полностью убираем газ и переводим самолет в пикирование на спине под углом 45 град:

  • Если самолет стремиться выйти на шасси, центровка – ЗАДНЯЯ
  • Если самолет стремиться выйти на фонарь, центровка – ПЕРЕДНЯЯ
  • Если самолет летит точно под 45 градусов, центровка – НОРМАЛЬНАЯ
  • Последовательными тестами и регулировками добиваемся НОРМАЛЬНОЙ центровки.

Примечание, после каждой коррекции центровки перед следующим тестом модель может потребовать некоторого триммирования, не забывайте об этом.

Дополнительный тест для продвинутых пилотов 3Д: некоторую коррекцию в центровку можно внести переводя из горизонтального полета на малой скорости в вертикальное положение (на висение или силовую бочку). По интенсивности заноса хвоста можно довольно точно откорректировать центровку под себя.

Будем считать, что центровку определили, теперь можно освободить самолет от лишних грузов и перемещением оборудования добиться найденной центровки. (в случае электрических моделей надо очень точно определить положение силовой батареи, так как даже не значительное перемещение в пределах 5мм влияет на центровку).

Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua

Выкос двигателя «вверх-вниз»

Теперь необходимо проверить правильность выкоса двигателя. Для этого самолет в нормальном горизонтальном полете на половине газа переводим на полный газ. Повторяем по несколько раз в разные стороны. Если самолет начинает заметно стремиться вверх или вниз, исправляем выкос до тех пор, пока не исправим. Самолет не должен менять тангаж при изменении газа от половины до полного.

Полет на ноже, регулировка

Мы имеем оттриммированный самолет с нужной центровкой и правильным выкосом. Теперь нужно отрегулировать его для полетов на ноже, выполнения всех разновидностей бочек и вращений. Для этого нужно установить не отключаемые линейные миксы:

РН – РВ и РН – ЭЛЕРОНЫ

Сначала займемся миксом РН-РВ:

На крейсерской скорости ставим самолет на установившийся полет на ноже и поддерживая рулем направления отпускаем стик канала РВ в нейтраль. Как правило, наши самолеты будет уводить на шасси. После посадки вносим коррективы в значение микса и проверяем снова до тех пор, пока самолет на ножах не станет лететь без уводки по РВ.

Микс РН-ЭЛЕРОНЫ регулируем аналогично.

Следует отметить, что для разных ножей (кабиной на себя и брюхом на себя) числовые значения миксов будут несколько отличаться, обратите на это внимание при регулировке миксов. Нам нужно добиться, что бы самолет летел ровно в обе стороны.

Дополнительные регулировки

Есть еще несколько полезных миксов, которые стоит применить при регулировках своей модели.

МИКС МАЛЫЙ ГАЗ – РВ:

Наверное многие обращали внимание, что на малой скорости полета и малом газе самолет склонен несколько опускать хвост. Этот недостаток порожден аэродинамической схемой наших самолетов.

– заводим самолет вертикально вверх и на ХХ начинаем вертикальное пикирование, для наглядности развернув самолет боком к себе. Если он летит ровно, все хорошо. Но так не бывает. Обычно самолет стремиться немного уходить на кабину.

Создаем хитрый линейный не отключаемый микс: когда газ находится в положении от 0 до 2% своего хода, РВ отклоняется немного вниз. От 3% газа и до 100%, РВ находится в своем нормальном положении. Этот микс будет очень полезен и на посадке, предотвращая вспухание самолета перед самой землей.

ПОСАДОЧНЫЙ РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЯ: (Для самолетов с ДВС)

На любой удобный тумблер активируется стандартная функция оправления холостыми оборотами IDLE DOWN.

Этот режим просто необходим при использование бензиновых двигателей. Посадочный режим настраиваем на МИНИМАЛЬНЫЕ устойчивые обороты двигателя. А в полетном режиме увеличиваем обороты на 300-500 об/мин. Двигатель гарантированно не заглохнет в воздухе!!!

КРИВАЯ ГАЗА (ОБЯЗАТЕЛЬНА для 3Д)

Для уверенного и комфортного выполнения висений, силовых бочек, харриера и роллингов очень полезно настроить под себя, под свой стиль, под свой двигатель кривую газа таким образом, что бы в зоне висения максимально полого растянуть кривую газа.

РЕГУЛИРОВКА ВЫКОСА ДВИГАТЕЛЯ ВПРАВО-ВЛЕВО:

Вообще, эта регулировка не для новичков. И для наших целей не является обязательной. Приступать к ней стоит только с получением хорошего пилотажного опыта.

Суть регулировки сводится к выявлению влияния двигателя на уводку самолета вправо – влево. Выполняется при серии последовательных вертикалей на газу и вертикальных пикирований на ХХ (на пикировании с ХХ двигатель не влияет на траекторию полета).

Для тех, кто будет это выполнять, обратите внимание – на затяжных вертикалях в газ несмотря на все регулировки, самолет будет склонен на полном газу чуть уходить влево.

Можно использовать линейный микс ГАЗ от 98 до 100% – РН

ДИНАМИЧЕСКАЯ БАЛАНСИРОВКА

Для наших целей вполне можно обойтись и без динамической балансировки, но все же:

Если модель из вертикали при переводе в горизонт падает на одну из консолей. То можно попробовать провести динамическую балансировку, подгружая противоположную консоль.

Выполняется на вертикальном пикировании на ХХ с энергичным переводом в горизонт в любую сторону. Но при этом нужно быть АБСОЛЮТНО уверенным, что на половинках РВ нет НОЖНИЦ, что при переводе в горизонт не затрагиваются элероны или РН.

Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? Краткая инструкция для будущих асов - Обзоры и статьи .ua

Расходы рулей, экспоненты

Теперь, когда самолет предварительно отрегулирован, можно заняться расходами и экспонентами.

Расходы рулей, экспоненты для классического пилотажа F3M

Комплекс F3M является в чистом виде классическим-пилотажным, поэтому и настраивать расходы необходимо в соответствии с канонами классического пилотажа. В сети есть очень много публикаций по настройкам от ведущих спортсменов страны. Замечу лишь, что для пилотажного комплекса необходимо использовать как основной полетный режим – режим малых расходов. В общем виде про них уже упоминалось в п.1. Остается добавить, что сначала необходимо дозагрузить самолет в сторону более передней центровки (например съемным свинцовым грузом), соответственно перестроить все миксы под переднюю центровку. В передатчике проще всего завести для этого отдельную модель. Затем придется настроить малые расходы по своему вкусу и добавить полетные режимы: штопорная бочка, срывник, штопор. Кто то устанавливает полетные режимы на тумблера, кто то делает логические миксы, можно по разному, лишь бы в полете было удобно.

Расходы рулей, экспоненты для 3Д пилотажа

Базовые настройки мы выставили еще в п.1 настоящей статьи. Теперь несколько слов о принципах подстройки:

Ррасходы РВ и РН имеет смысл так и оставить максимальными, их мало не бывает.

ЭЛЕРОНАМИ несколько иная ситуация. В зависимости от самолета, сервоприводов и просто опыта пилота расходы по элеронам (по крайней мере сначала) могут оказаться слишком большими. Когда пилот просто не справляется до конца с быстрыми вращениями. Поэтому их нужно уменьшать до тех пор, пока не станет комфортно. Возможно потом, с набором опыта, расходы будем несколько повышать. Но сейчас важно, что бы было удобно.

С экспонентами все намного сложнее. Готовых рецептов не существует. Можно лишь отметить, что хорошие результаты для корректировки экспонент получаются в роллингах. В любом случае, числовые значения экспонент не стоит уводить за 70%.

Вот в общем и все. Да простят меня пилоты F3A за столь примитивное изложение материала, но для начала полетов на 3Д самолетах этой методики вполне достаточно для регулировки моделей.

Губанов Игорь 2023 год.

Обсудить на форуме

Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом? краткая инструкция для будущих асов – обзоры и статьи .ua

Вы давно мечтали о полетах на собственной авиамодели, с завистью смотрели на моделистов с пультом радиоуправления в руках и вот настал долгожданный момент покупки!

Вот ОН, желанный, ожидаемый, отвечающий всем вашим требованиям радиоуправляемый самолет! У многих новичков в таких ситуациях наступает следующий ступор: самолет есть, а решиться на выезд в поле для первого запуска смелости не хватает.

Мурашки бегают по спине, а ладони нервно потеют при одной мысли о взлете и, тем более, о посадке… Это нормально и это правильная реакция организма – спешить нужно медленно, особенно, если навыков пилотирования пока нет.

Управление самолетом требует специфических умений и не стоит думать, что если вам удавалось запросто управлять автомобилем на радиоуправлении или, например, квадрокоптером, то первый полет крылатой авиамодели пройдет без сучка и задоринки. Как правило, первый взлет/посадка новичка – это высокая вероятность краша, и хорошо если дело обойдется погнутым винтом или ножкой шасси.

Итак, предлагаем несколько простых советов, которые помогут сохранить вашу модель в целости, а нервы и кошелек – в сохранности.

Пилотажные симуляторы

Condor – это симулятор полетов на планере.

Симултор планера CondorВечерами я люблю полетать не только в RCсимуляторе, но и разнообразить полеты.

Достаточно часто этим развлечением является симулятор планера Кондор (Condor: TheCompetitionSoaringSimulator).

Локализованная лицензионная версия симулятора Кондор от 1С на сегодняшний день стоит всего 120 рублей в интренет магазинах и по 160-180 рублей в ларьках с дисками для игр.

Запуская симулятор планера Кондор – отрываешься от жизни на 2-3 часа. Ведь что такое полет на самолете? Это взлет, потом автопилот, ускорение времени для того что бы скоротать путь до точки назначения и посадка.

В игровых авиасимуляторах, даже специальная кнопка наличиствует – сжать время полета в 2-4-6-8 раз!

А полет на планере – это песня! Песня, которая поется не один раз и каждый раз в ней что то новое.

Симултор планера КондорУ планера нет мотора, есть высота на которую его затянули самолетом или произвели заброс с помощью резиномотора, есть энергии ветра и есть мастерство пилота.

В последнем и заключается дело!

Самолет летит из точки А в точку Б по максимально прямой линии, а у планера прямая – это не всегда путь к победе.

Нет! Планер летит от термика к термику, всегда есть выбор – или покрутиться набирая высоту и рвануть превращая высоту в скорость или медленно долететь до следующего термического потока.

А полеты вдоль горы в динамическом потоке! Планер “облизывает” склон почти касаясь крылом края, вдоль горной вершины можно набрать максимальную скрорость в прямом полете, лететь на гране флаттера.

Пилоты часто говорят – час полета за штурвалом самолета – это работа, а 4-5 часов на планере – это кажется, что только что взлетел!

Радиоуправляемые авиамодели

Базовый уровень (1 год обучения)

Вводное занятие. Ознакомление с планом работы, правилами внутреннего распорядка. Экскурсия по ЦДТТ «Юность» (5 ч.)

Тема 1.1. Знакомство с работой объединения и учреждением. (2 ч.)

Теория: Экскурсия по учреждению. Основные этапы развития авиамоделизма в нашей стране. Модели-чемпионы и модели-труженики. Вклад авиамоделистов в жизнь России. Порядок и план работы творческого объединения.

Тема 1.2. Техника безопасности. Правила дорожного движения. (3 ч.)

Теория: Первичный инструктаж по технике безопасности. Инструктаж по пожарной безопасности и охране труда в объединении при работе с различным инструментом. Правила обращения с электроприборами. Организация рабочего места. Беседа о безопасности дорожного движения. Опрос по основным моментам в форме викторины.

Раздел 2: Модель радиоуправляемого учебно-тренировочного самолёта «Юность» с электродвигателем (75 ч.)

Технология обработки пенопласта. Знакомство с электрическими авиамодельными двигателями, их видами и бортовым оборудованием радиоуправляемой модели самолёта. Изготовление контурной пенопластовой модели учебно-тренировочного самолёта “Юность«.

Тема 2.1. Радиоволна, принцип работы и виды аппаратуры радиоуправления моделями (4 ч.)

Теория: Радиоволна, принцип работы и виды аппаратуры радиоуправления моделями. Знакомство с авиамодельной аппаратурой радиоуправления, назначение органов управления. Бортовое оборудование радиоуправляемой модели самолёта с электродвигателем. Техника безопасности при работе с аппаратурой радиоуправления, бортовым оборудованием и аккумулятором модели радиоуправляемого самолёта.

Практика: Подключение и настройка аппаратуры радиоуправления и бортового оборудования модели радиоуправляемого самолёта.

Тема 2.2. Подготовка инструментов и материалов для постройки модели радиоуправляемого самолёта с электродвигателем. (3 ч.)

Теория: Инструменты, применяемые в авиа-моделировании при изготовлении изделий и макетов. Понятие о древесине, металле, пластмассах и других материалах, используемых в промышленности и авиа-моделировании.

Практика: Наблюдение за физическими и механическими свойствами материалов. Подготовка собственных инструментов и материалов для изготовления модели.

Тема 2.3. Изготовление крыла. (6 ч.)

Теория: Пояснение по изготовлению крыла. Что такое крыло, его назначение.

Практика: Изготовление деталей крыла, обработка деталей крыла, склейка деталей крыла.

Тема 2.4. Изготовление деталей фюзеляжа. (5 ч.)

Теория: Пояснение по изготовлению деталей фюзеляжа. Что такое фюзеляж.

Практика: Изготовление деталей фюзеляжа, обработка фюзеляжа, склейка деталей фюзеляжа.

Тема 2.5. Изготовление деталей хвостового оперения. (6 ч.)

Теория: Что такое хвостовое оперение, назначение. Пояснение по изготовлению, обработке.

Практика: Изготовление деталей хвостового оперения, обработка деталей хвостового оперения, склейка деталей хвостового оперения.

Тема 2.6. Изготовление и установка деталей элеронов, руля высоты, руля поворота. (6 ч.)

Теория: Что такое элерон, руль высоты, руль поворота, их назначение. Пояснение по изготовлению, установке.

Практика: Изготовление деталей элеронов, руля высоты, руля поворота, обработка деталей элеронов, руля высоты, руля поворота, установка деталей элеронов, руля высоты, руля поворота.

Тема 2.7. Изготовление и установка кабанчиков элеронов, руля высоты, руля поворотов. (7 ч.)

Теория: Понятийный аппарат. Пояснение по изготовлению, установке.

Практика: Изготовление установка кабанчиков элеронов, руля высоты, руля поворотов, установка кабанчиков элеронов, руля высоты, руля поворотов.

Тема 2.8. Изготовление и установка площадок под рулевые машинки. (4 ч.)

Теория: Понятийный аппарат. Пояснение по изготовлению, установке.

Практика: Изготовление установка площадок под рулевые машинки, установка площадок под рулевые машинки.

Тема 2.9. Сборка модели. (4 ч.)

Теория: Пояснение по сборке.

Практика: Сборка модели.

Тема 2.10. Установка рулевых машинок. (4 ч.)

Теория: Пояснение по установке.

Практика: Установка рулевых машинок.

Тема 2.11. Изготовление, установка и регулировка тяг управления. (4 ч.)

Теория: Что такое тяга управления, назначение. Пояснение по изготовлению, установке и регулировке тяг управления.

Практика: Изготовление, установка и регулировка тяг управления.

Тема 2.12. Изготовление и установка усилений под шасси. (3 ч.)

Теория: Что такое шасси и их усиление, назначение. Пояснение по изготовлению, установке усилений под шасси.

Практика: Изготовление и установка усилений под шасси.

Тема 2.13. Изготовление и установка стоек шасси и колес. (4 ч.)

Теория: Понятийный аппарат. Пояснение по изготовлению, установке стоек шасси и колес.

Практика: Изготовление и установка стоек шасси и колес.

Тема 2.14. Установка электродвигателя. (5 ч.)

Теория: Электродвигатель, назначение. Пояснение по установке.

Практика: Установка электродвигателя.

Тема 2.15. Изготовление площадки крепления аккумулятора. (2 ч.)

Теория: Понятийный аппарат. Пояснение по изготовлению крепления аккумулятора.

Практика: Изготовление площадки крепления аккумулятора.

Тема 2.16. Установка, подключение и настройка бортового оборудования модели радиоуправляемого самолёта. (6 ч.)

Теория: Понятийный аппарат. Пояснение по установке, подключению, настройке бортового оборудования модели.

Практика: Установка, подключение и настройка бортового оборудования модели.

Тема 2.17. Центровка модели (2 ч.)

Теория: Понятийный аппарат. Пояснение по центровке модели.

Практика: Центровка модели.

Раздел 3: Авиамодельный симулятор (5 ч.)

Тема 3.1. Принцип обучения пилотированию модели радиоуправляемого самолёта на авиамодельном симуляторе «Reflex». (1 ч.)

Теория: Техника безопасности. Принципы пилотирования и работы на авиамодельном симуляторе «Reflex». ПДД

Практика: Пробное пилотирование модели самолёта на авиамодельном симуляторе “Reflex«.

Тема 3.2. Обучение пилотированию модели радиоуправляемого самолёта на авиамодельном симуляторе «Reflex». (4 ч.)

Теория: Техника безопасности. Основы пилотирования и работы на авиамодельном симуляторе «Reflex». ПДД

Практика: Пилотирование модели на авиамодельном симуляторе “Reflex«.

Раздел 4: Полеты на модели радиоуправляемого учебно-тренировочного самолёта «Юность». (5 ч.)

Тема 4.1. Полеты на модели учебно-тренировочного радиоуправляемого самолёта. (4 ч.)

Теория: Техника безопасности. Принципы пилотирования модели учебно-тренировочного радиоуправляемого самолёта. ПДД

Практика: Пробное пилотирование модели учебно-тренировочного радиоуправляемого самолёта.

Совершенствование пилотирования модели учебно-тренировочного радиоуправляемого самолёта.

Тема 4.2. Устранение выявленных недостатков. Окончательная настройка модели. (1 ч.)

Теория: ПДД. Техника безопасности. Разбор полетов. Выявление недостатков.

Практика: Окончательная настройка модели учебно-тренировочного радиоуправляемого самолёта.

Раздел 5: Радиоуправляемый планер (82 ч.)

Закрепление навыков работы с пенопластом. Знакомство с методом вакуумного ламинирования.

Тема 5.1. Явления в атмосфере. Возможность парящих полетов. (2 ч.)

Теория: Понятийный аппарат. Явления в атмосфере и их влияние на полет. Парящие полеты.

Тема 5.2. Подготовка инструментов и материалов для постройки модели радиоуправляемого планера. (2 ч.)

Теория: Инструменты, применяемые в авиа-моделировании при изготовлении изделий и макетов. Понятие о материалах и их свойствах, используемых в промышленности и авиа-моделировании.

Практика: Наблюдение за физическими и механическими свойствами материалов. Подготовка собственных инструментов и материалов для изготовления модели.

Тема 5.3. Изготовление крыла. (12 ч.)

Теория: ПДД. Техника безопасности. Понятийный аппарат. Пояснение по изготовлению крыла. Что такое крыло, его назначение.

Практика: Изготовление деталей крыла, обработка деталей крыла, соединение деталей крыла.

Тема 5.4. Изготовление стабилизатора. (7 ч.)

Теория: Техника безопасности. Понятийный аппарат. Пояснение по изготовлению стабилизатора.

Практика: Изготовление, обработка стабилизатора.

Тема 5.5. Изготовление киля. (5 ч.)

Теория: Техника безопасности. Понятийный аппарат. Пояснение по изготовлению, обработке.

Практика: Изготовление, обработка киля.

Тема 5.6. Изготовление руля высоты и руля направления. (6 ч.)

Теория: Техника безопасности. Понятийный аппарат. Функции. Пояснение по изготовлению, установке.

Практика: Изготовление деталей руля высоты и руля направления и их обработка, соединение.

Тема 5.7. Работа над хвостовым оперением. (7 ч.)

Теория: Техника безопасности. Понятийный аппарат. Функция. Пояснение по изготовлению, обработке.

Практика: Изготовление деталей хвостового оперения, обработка деталей хвостового оперения, склейка деталей хвостового оперения.

Тема 5.8. Изготовление деталей фюзеляжа. (10 ч.)

Теория: ПДД. Техника безопасности. Понятийный аппарат. Пояснение по изготовлению деталей фюзеляжа.

Практика: Изготовление деталей фюзеляжа, обработка фюзеляжа, соединение деталей фюзеляжа.

Тема 5.9. Установка рулевых машинок (6 ч.)

Теория: Техника безопасности. Понятийный аппарат. Функция. Пояснение по установке.

Практика: Установка рулевых машинок.

Тема 5.10. Изготовление и установка рулевых тяг. (2 ч.)

Теория: Техника безопасности. Понятийный аппарат. Функция. Пояснение по изготовлению и установке.

Практика: Изготовление и установка рулевых тяг.

Тема 5.11. Установка бортового оборудования. (4 ч.)

Теория: Техника безопасности. Понятийный аппарат. Пояснение по установке бортового оборудования модели.

Практика: Установка бортового оборудования модели.

Тема 5.12. Сборка и центровка модели. (2 ч.)

Теория: Техника безопасности. Понятийный аппарат. Пояснение по сборке и центровке модели.

Практика: Сборка и центровка модели.

Тема 5.13. Настройка органов управления моделью. (4 ч.)

Теория: Техника безопасности. Понятийный аппарат. Пояснение по настройке органов управления моделью.

Практика: Настройка органов управления моделью.

Тема 5.14. Обучение полетам на авиамодельном симуляторе. (5 ч.)

Теория: Техника безопасности. Понятийный аппарат. Пояснение по пилотированию модели на авиамодельном симуляторе.

Практика: Тренировочные полеты на авиамодельном симуляторе.

Тема 5.15. Запуски радиоуправляемого планера. (6 ч.)

Теория: Понятийный аппарат. Пояснение по пилотированию модели.

Практика: Запуски радиоуправляемого планера.

Раздел 6: Соревнования по моделям радиоуправляемого планера (6 ч.)

Тема 6.1. Тема: Правила проведения соревнований. Участие в соревнованиях (3 ч.)

Теория: Техника безопасности.Правила проведения соревнований моделям радиоуправляемого метательного планера.

Практика: Участие в соревнованиях.

Тема 6.2.. Ошибки допущенные во время соревнований. (2 ч.)

Теория: Пояснения.

Практика: Разбор ошибок допущенных во время проведения соревнований.

Заключительное занятие (2 ч.)

Теория: ТБ. Беседа по ОБЖ «Внимание на дорогах» и безопасном поведении на летних каникулах

Практика: Проведение итогов.

Содержание учебного плана

Базовый уровень (2 год обучения)

Вводное занятие. (9 ч.)

Тема 1.1. Основные этапы развития авиамоделизма в нашей стране. (2 ч.)

Теория: Авиамоделизм в России. Достижения Российских авиамоделистов. Классы моделей, их особенности, правила проведения соревнований.

Тема 1.2. Техника безопасности. Безопасность дорожного движения (2 ч.)

Теория: Первичный инструктаж по технике безопасности. Инструктаж по пожарной безопасности и охране труда в объединении при работе с различным инструментом. Правила обращения с электроприборами. Организация рабочего места. Беседа о безопасности дорожного движения. Опрос по основным моментам в форме викторины.

Тема 1.3. Техника безопасности. Безопасность дорожного движения. (2 ч.)

Теория: Личный инструмент и приспособления. Правила работы с инструментом.

Практика: Приемы работы с инструментами. Закрепление материала.(3 ч.)

Раздел 2: Радиоуправляемый ракетоплан (85 ч.)

Изготовление модели радиоуправляемого ракетоплана, знакомство с ракетными двигателями. Совершенствование работы с различными материалами.

Тема 2.1. : Виды и спортивные классы радиоуправляемых

ракетопланов. (2 ч.)

Теория: Понятийный аппарат. Виды и спортивные классы радиоуправляемых ракетопланов.

Тема 2.2. Подготовка материалов для изготовления модели радиоуправляемого ракетоплана. (2 ч.)

Теория: Инструменты, применяемые в авиамоделировании при изготовлении такого типа моделей. Понятие о и других материалах, используемых при изготовлении данной модели.

Практика: Подготовка материалов для изготовления модели радиоуправляемого ракетоплана. Тема 2.3. Изготовление крыла. (14 ч.)

Теория: Пояснение по изготовлению крыла. Понятийный аппарат. Функции.

Практика: Изготовление шаблонов крыла, изготовление нервюр крыла, изготовление продольного набора крыла, сборка крыла, изготовление и установка законцовок крыла, обработка и обтяжка крыла.

Тема 2.4. Изготовление элеронов. (9 ч.)

Теория: Пояснение по изготовлению элеронов и деталей. Понятийный аппарат.

Практика: Изготовление, обработка, обтяжка элеронов. Изготовление навесов и кабанчиков элеронов. Установка элеронов

Тема 2.5. Изготовление стабилизатороа (4 ч.)

Теория: Понятийный аппарат, пояснение по работе.

Практика: Изготовление и обработка стабилизатороа.

Тема 2.6. Изготовление руля высоты и направления (16 ч.)

Теория: Понятийный аппарат. Пояснения по ходу работы.

Практика: Изготовление и обработка руля высоты. Обтяжка стабилизатора и руля высоты. Изготовление и обработка киля. Изготовление и обработка руля направления. Обтяжка киля и руля направления. Изготовление и установка навесов рулей высоты и направления. Изготовление и установка кабанчиков рулей высоты и направления.

Тема 2.7. Изготовление фюзеляжа. (11 ч.)

Теория: Понятийный аппарат. Пояснение по изготовлению, сборке.

Практика: Изготовление головной части фюзеляжа. Изготовление трубки фюзеляжа. Обработка фюзеляжа. Сборка фюзеляжа.

Тема 2.8. Установка хвостового оперения и стабилизатора. (2 ч.)

Теория: Понятийный аппарат. Пояснение по изготовлению, установке.

Практика: Установка хвостового оперения и стабилизатора.

Тема 2.9. Изготовление тяг управления. (4 ч.)

Теория: Что такое тяга управления, назначение. Пояснение по изготовлению тяг управления.

Практика: Изготовление тяг управления.

Тема 2.10 Изготовление контейнера под ракетный двигатель. (2 ч.)

Теория: Пояснение походу изготовлению. Практика: Изготовление контейнера под ракетный двигатель.

Тема 2.11. Установка контейнера под ракетный двигатель. (2 ч.)

Теория: Понятийный аппарат. Функция. Пояснение по ходу работы.

Практика: Установка контейнера под ракетный двигатель.

Тема 2.12. Установка рулевых машинок. (2 ч.)

Теория: Понятийный аппарат. Пояснение по ходу работы.

Практика: Установка рулевых машинок.

Тема 2.13. Установка тяг управления.

Теория: Понятийный аппарат. Функция. Пояснение по ходу работы.

Практика: Установка тяг управления.

Тема 2.14. Установка и подключение бортового оборудования. (2ч.)

Теория: Понятийный аппарат. Функция. Пояснение по ходу работы.

Практика: Установка и подключение бортового оборудования.

Тема 2.15. Регулировка органов управления. (2 ч.)

Теория: Понятийный аппарат. Функция. Пояснение по ходу работы.

Практика: Регулировка органов управления.

Тема 2.16. Центровка модели. (2 ч.)

Теория: Понятийный аппарат. Пояснение по ходу работы.

Практика: Центровка модели.

Тема 2.17. Учебные запуски и регулировка моделей радиоуправляемых ракетопланов. (5 ч.)

Теория: Техника безопасности. Правила. Пояснения. Разбор полетов.

Практика: Учебные запуски и регулировка моделей радиоуправляемых ракетопланов.

Тема 2.18. Соревнования по моделям радиоуправляемых ракетопланов. (4 ч.)

Теория: Правила соревнований. Техника безопасности.

Практика: Соревнования по моделям радиоуправляемых ракетопланов

продолжительность полёта в 3 турах.

Раздел 3: Пилотажная модель радиоуправляемого самолета с электродвигателем (81 ч.)

Изготовление пилотажной модели самолёта. Особенности системы управления. Подбор винтомоторной группы для пилотажной модели.

Ознакомление с пилотажным комплексом «Новичёк», правилами проведения соревнований. Тренировочные полёты, практическое освоение комплекса фигур. Старты пилотажных моделей. Оценка качества исполнения фигур пилотажа.

Тема 3.1. Подготовка (3 ч.)

Теория: Техника безопасности. Подбор винтомоторной группы для пилотажной модели. ПДД.

Практика: Подготовка материалов для изготовления модели пилотажного радиоуправляемого самолета

Тема 3.2. Изготовление крыла (14 ч.)

Теория: Техника безопасности. Пояснение по изготовлению крыла. Понятийный аппарат. Функции.

Практика: Изготовление шаблонов крыла, изготовление нервюр крыла, изготовление продольного набора крыла, сборка крыла, обработка крыла.

Тема 3.3. Изготовление элеронов (12 ч.)

Теория: Техника безопасности. Пояснение по изготовлению элеронов и деталей. Понятийный аппарат.

Практика: Изготовление, обработка, обтяжка элеронов. Изготовление навесов и кабанчиков элеронов. Установка элеронов. Установка рулевых машинок на крыло. Изготовление, установка и регулировка рулевых тяг элеронов на крыло

Тема 3.4. Изготовление фюзеляжа (11 ч.)

Теория: Понятийный аппарат. Пояснение по изготовлению, установке.

Практика: Изготовление шпангоутов фюзеляжа. Изготовление продольного набора фюзеляжа. Сборка фюзеляжа. Обработка фюзеляжа. Обтяжка фюзеляж. Изготовление стабилизатора. Обработка стабилизатора Изготовление и обработка киля. Установка киля и стабилизатора на фюзеляж. Обтяжка фюзеляжа, киля и стабилизатора

Тема 3.5. Изготовление руля высоты и направления. (10 ч.)

Теория Понятийный аппарат. Пояснения по ходу работы.

Практика: Обработка рулей высоты и поворота. Обтяжка рулей высоты и направления. Установка руля высоты на стабилизатор и руля направления на киль. Изготовление и установка кабанчиков рулей высоты и направления. Установка рулевых машинок рулей высоты и направления. Изготовление, установка и регулировка тяг рулей высоты и направления.

Тема 3.6. Изготовление шасси (4 ч.)

Теория: ТБ. Понятийный аппарат. Функция. Пояснения по работе.

Практика: Изготовление стоек шасси, колес. Установка шасси на модель.

Тема 3.7. Установка моторамы. (2 ч.)

Теория: ТБ. Пояснение по установке.

Тема 3.8. Установка на модель двигателя, регулятора оборотов. (2 ч.)

Теория: ТБ. Понятийный аппарат. Функция. Пояснение по ходу работы.

Практика: Установка на модель двигателя, регулятора оборотов.

Тема 3.9.Установка бортового оборудования. (4 ч.)

Теория: ТБ Понятийный аппарат. Функция. Пояснение по ходу работы.

Практика: Установка и бортового оборудования.

Тема 3.10. Окончательная сборка и центровка модели. (2 ч.)

Теория: ТБ. Понятийный аппарат. Пояснение по ходу работы.

Практика: Окончательная сборка и центровка модели.

Тема 3.11. Изучение упрощенного пилотажного комплекса «Новичок» (14 ч.)

Теория: ТБ. Понятийный аппарат. Пояснение. Разбор полетов.

Практика: Отработка полета радиоуправляемой пилотажной модели на авиамодельном симуляторе. Учебные полеты, отработка отдельных фигур пилотажного комплекса «Новичёк». Устранение выявленных недостатков, корректировка органов управления. Тренировочные полеты. Отработка упрощенного пилотажного комплекса «Новичёк».

Тема 3.12. Устранение выявленных недостатков. Корректировка органов управления моделью. (3 ч.)

Теория: ТБ. Проверка углов отклонения рулей управления модели.

Практика: Регулировка экспонент и углов отклонения рулей управления моделью.

Раздел 4: Соревнования (3 ч.)

Тема 4.1. Правила проведения соревнований. (1 ч.)

Теория: ТБ. Правила отбора. Правила соревнований

Практика: Проведение отбора

Тема 4.2. Участие в соревнованиях (2 ч.)

Теория: ТБ. Правила соревнований. Пояснения.

Практика: Участие в соревнованиях.

  Заключительное занятие (2 ч.)

Теория: ТБ. Беседа по ОБЖ «Внимание на дорогах» и безопасном поведении на летних каникулах.

Практика: Проведение итогов.

Смотрите про коптеры:  Потолочный светильник с пультом ДУ, секретным Bluetooth и разными режимами работы / Комфортный дом и бытовая техника / iXBT Live
Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий