Как новый закон меняет правила использования беспилотников

Что такое квадрокоптер

Квадрокоптер – это беспилотный управляемый летательный аппарат.

Квадрокоптер — это разновидность  мультикоптера. Его особенность наличие 4 винтов. Устройство и принцип работы всех мультикоптеров практически одинаковы, разница состоит в количестве винтов и подъемной силе, соответственно. Мы остановимся на изучении квадрокоптера.

Управление квадрокоптером производится с помощью радио волн, между дистанционным пультом и приемными антеннами аппарата. Движущим элементом квадрокоптера являются пропеллеры, размещенные в верхней части корпуса аппарата. Последние приводятся в движение высокоскоростными электрическими двигателями. Элементами питания служат литий-ионные или литий-полимерные аккумуляторы.

Перемещение квадрокоптера возможно во всех плоскостях. Изменение направления и положение в воздухе происходит за счет скорости вращения каждого пропеллера. По парно пропеллеры вращаются в разные стороны.

Для управления и ориентации квадрокоптера используется GPS – модуль.  За счет данных спутников позволяет обнаруживать квадрокоптер на местности, возвращать его в точку запуска и т.д.

Высота и дальность полета квадрокоптера зависит от заряда аккумуляторов и дальности действия передатчика радио сигнала. Также особую роль у квадрокоптера занимает характеристика подъемной массы. За счет этого на квадрокоптер возможно устанавливать дополнительное оборудование. Например, несколько камер наблюдения с накопителем, камера для съемки в 360 градусов, тепловизоры и т.д.

Что еще нужно для законного использования беспилотника

Разрешение на полеты. Кроме постановки на учет владельцу аппарата нужно получать разрешение на полеты — то есть на использование воздушного пространства. Его выдают центры организации воздушного движения. Причем для беспилотников установлен именно разрешительный, а не уведомительный порядок.

Высота полета не имеет значения: как сообщает Росавиация, беспилотники сталкиваются с высоковольтными линиями, приближаются к самолетам, угрожают безопасности детей на экскурсиях по заповедникам и даже мешают военным парадам — например, дрон пролетел в 12 метрах от вертолета на репетиции парада в Екатеринбурге.

Чтобы полностью соблюсти требования для беспилотников, еще нужно назначить командира воздушного судна. А вот бортовой журнал и свидетельство внешнего пилота не понадобятся.

На практике для любительских запусков квадрокоптеров разрешения и сертификаты оформляют редко, но лучше знать, как должно быть по закону. Это раньше было сложно найти владельца квадрокоптера, если он управлял аппаратом в километре от места полета. Хотя и в таких случаях нарушителей находили.

Основные правила по технике безопасности при эксплуатации коптера — faq

1. СОБЛЮДАТЬ ДИСТАНЦИЮ — в пару метров до объекта при условии хорошей ориентации-видимости и лететь медленно, при плохой отдаленной видимости дистанция до объекта от 10 метров.

2. НЕ ловить руками при приземлении.

3. НЕ летать в очках задом.

4. АВТОВОЗВРАТ — убедиться в работе GPS при взлете, включать с запасом батарее в 4 минуты, если с подвесом при одной батареи на 2200-2500, то после 2 минут дальнего отлета возвращаться, иначе может не хватить, проверенно, особенно при ветре.

5. Летая над водой прикрепить бутылки или другие плавучие средства.

6. ВСЕГДА во время полета думать об экстренных спасательных маневрах и быть наготове, особенно при съемке над и возле людей.

7. ДИСТАНЦИЯ всегда не такая как кажется особенно без FPV при дальних полетах кажется что уже перелетели, а на самом деле далеко еще до объекта или может быть наоборот.

8. Не летать в ветреную погоду.

9. Калибровать компас перед полетом.

10. Не летать вблизи сильных источников электромагнитных излучений.

11. Выключать wi-fi на gopro (обязательно) и в мобильном телефоне.

§

летал очень рядом с ЛЭП, специально, чтоб проверить влияние электро помех от мощных токов. Помех не обнаружил совершенно- ни по управлению на 2,4 ГГц ни по картинке на 5,8.

 Хотя, характерный треск от проводов слышался постоянно.

 А вот при «встрече» с большим четырёх моторным самолётом, его радар полностью подавляет управление дроном на 2,4 и совершенно не затрагивает картинку на 5,8.Как только самолёт пролетит, управление полностью восстанавливается.

 Радар самолёта видит дрон, как мощный большой объект.

 Если у вас картинка на 2,4 ГГц, то в городе она может быть нестабильна из-за многочисленных помех от мощных ВайФай, которые УК и поставщики тепла и воды используют для передачи показаний счётчиков воды и отопления от домов напрямую ( но так делают уже редко, используя внутреннюю сеть дома), при этом  мощности для управления дроном будет более чем достаточно. 

LcpoMDIQQKY.jpg

Ещё о «встрече» с самолётами…

 Все ФлайРадары бесполезны в этом отношении для коптеров. Т.к. есть множество самолётов не оборудованных транспордерами (например, все винтовые), есть самолёты, которые требуют отключить показ своего маршрута на ФлайРадаре, есть военные самолёты. Причём, именно самолёты без траспордеров летают низко.

 Но некоторое повышение безопасности в отношении и таких самолётов возможно.

 Нужен приёмник ADS-B (приёмник сигналов транспордера. Стоит недорого, а некоторые флайрадары могут выслать бесплатно) и программа PlanePlotter (тоже недорого стоит). В этой программе есть некая функция, которая отслеживает отклик самолёта (в другой системе нежели работает транспондер) на сигнал наземного локатора (который постоянно крутится). В результате чего, можно обнаружить самолёт, его маршрут и скорость без наличия у него на борту транспордера ADS-B.

. Избегайте полетов слишком близко от потолка, пола или стен.

Кому-то подобный совет покажется странным, ведь вроде все понимают, что если дрон врежется в эти части помещения, то он либо сам получит повреждения, либо повредит покрытие поверхности. Однако суть не только в этом. Во время полета дрона действуют определенные физические законы, связанные с движением воздуха.

Например, если беспилотник в полете находится слишком близко к земле (то есть, к полу), то это приводит к уходу воздушного потока в стороны. Если же машина летит слишком близко к потолку, то воздух не может свободно уходить вверх (что естественно для дрона), в результате чего беспилотник “засасывает” прямо к потолку.

Будущие разработки.

В перспективе применения квадрокоптеров в сфере пожарной безопасности разрабатывается несколько направлений:

  • более обширная разведка с применением в средине зданий, в подземных сооружениях, в высотных зданиях (свыше 75 метров);
  • уже ведутся разработки мультикоптера, целью которого будет тушение пожара. На данный момент проводятся испытания коптера который тушит пожар на высоте с помощью соединенного ствола и рукава от пожарной машины.
  • также достигнуты мощности коптера который может поднимать до 200 кг полезного веса, в том числе человека со снаряжением. Данные возможности можно будет применять, как для эвакуации пострадавших, так и для перемещения пожарных в необходимые места по воздуху.



При необходимом финансировании и технической поддержке, коптеры займут лидирующее место в жизни человека, в том числе и в сфере пожарной безопасности.

Выберите время и место для полетов

Новички не всегда могут адекватно оценить окружающую обстановку и потенциальные опасности, которые могут стать фатальными при недостаточных навыках пилотирования. Плотная архитектурная застройка, высокие деревья, линии электропередач и другие провода — все это будет препятствовать полетам. Вблизи вертолетных площадок и взлетных полос запускать дроны и вовсе запрещено на законодательном уровне.

Ночью летать труднее из-за более сложного ориентирования в пространстве. Также необходимо оценить погодные условия. Дождь, ветер, снег и туман могут препятствовать работе двигателей, ухудшить видимость датчиков, нарушить сигнал передачи и даже вывести электронику из строя.

Закон о беспилотных летательных аппаратах в рф, о квадрокоптерах и радиоуправляемых моделях

Закон о БПЛА в России был образован на базе ФЗ-60, и в 2021 году (июль) вступили в силу текущие правки. Законом устанавливается обязанность владельцев летательных аппаратов массой более 0,25 кг регистрировать свое имущество, а также получать разрешения на использование для съемки.

Кроме того, закон устанавливает правила и рекомендации касательно эксплуатации коптеров.

Отметим, что Россия приняла федеральный закон далеко не первой. Подобные нормативные акты действуют в странах Западной Европы, США и Канаде. Однако именно в России установлено наибольшее количество ограничений.

К примеру, для регистрации беспилотников в США достаточно посетить сайт, заплатить пошлину 5 Долларов и подождать пару дней.

В России же придется собрать внушительный пакет документов и встать на учет. Это объясняется попыткой предотвратить возможные террористические акты и нарушения прав частной собственности.

Запрещены ли дроны законом рф

Законодательная база РФ не запрещает использовать дроны и прочие беспилотные аппараты с радиоуправлением.

Однако нужно помнить, что Россия внедрила в законодательство правила эксплуатации квадрокоптеров, исходя из которых все беспилотники (включая и квадрокоптеры), имеющие массу более 250 гр., должны пройти обязательную регистрацию.

Регистрацию беспилотного летательного средства осуществляет специально уполномоченный государственный орган, выдающий владельцу дрона соответствующую документацию. На ее основании пользователь может получить официальное разрешение на полет коптера.

Смотрите про коптеры:  Отзывы покупателей о Квадрокоптер DJI Mavic 2 Pro серый | 1275745. Интернет-магазин DNS

Но, нужно помнить, что закон рекомендует не поднимать дрон на высоту более 50 м (ПДУ), дабы избежать возможного столкновения с воздушными судами.

Кроме того, федеральный закон устанавливает ряд специфических требований для владельцев квадрокоптеров и других летающих устройств с беспилотной системой управления. Чтобы беспрепятственно запускать дрон в воздушное пространство, необходимо получить разрешение от владельцев придомовых территорий или исполнительных органов власти.

Изучите правила зимнего пилотирования

С наступлением холодов многие оставляют свои беспилотники до весны, а некоторые продолжают их эксплуатировать, но не все делают это правильно. Зимние полеты имеют несколько рисков:

Обычно производители не устанавливают жестких ограничений на эксплуатацию беспилотников зимой, а некоторые лишь обозначают минимально допустимые температуры. Иногда даже любительские модели можно эксплуатировать до –10 °C. 

Забавно, но существуют даже дизайнерские свитера для квадрокоптеров. Например, их изготавливает Даниэль Баскин, дизайнер из Калифорнии. Она продает их почти по 200 долларов за штуку, гарантируя защиту устройства от обледенения и более экономный расход заряда аккумулятора.

Использование квадрокоптеров для профилактики пожаров

Квадрокоптеры достаточно дорогостоящие аппараты, требующие определенных навыков управления и мастерства.

квадрокоптер патрулируетВ связи с этим использование коптеров в пожарной безопасности не так обширно, как хотелось бы.

Для профилактики пожаров и раннему выявлению возгораний, квадрокоптеры используются в качестве аппаратов наблюдения и разведки. Данные квадрокоптеры обеспечиваются специальными видео камерами и тепловизорами.

Квадрокоптеры применяются для мониторинга больших площадей, трудно доступных и мало проходимых мест.

К таким локациям относятся леса, торфяники, болота, горы, степи, мусорные свалки и другое. Также коптеры используются для проверки термоточек со спутниковых снимков.

Существуют факты использования квадрокоптеров для патрулирования и мониторинга противопожарного состояния больших по площади предприятий и объектов складирования. Раньше эту функцию выполняли многочисленные сотрудники охраны и пожарных дружин, при постоянном патрулировании и обходах территории.

Впоследствии их работу выполняют несколько подготовленных сотрудников, которые с определенной периодичностью осуществляют облет территории. Наиболее эффективными действиями которых отмечаются в ночное время, при патрулировании территории объекта с использованием тепловизора.

Широкое применение квадрокоптеров в профилактике возникновения пожара и раннем выявлении – будущее пожарной безопасности.

Как внести изменения в учетные данные

Если беспилотник продали, потеряли или переделали, об этом тоже нужно сообщить в Росавиацию. К заявлению надо приложить подтверждение, что у аппарата новый владелец или что его украли. Это может быть договор дарения, купли-продажи или справка из полиции.

Если меняется собственник или технические характеристики, учетный номер аппарата сохраняется. При смене владельца прежний и новый собственники должны подать совместное заявление. В правилах не написано, как это сделать, а в заявлении предусмотрено поле только для одной подписи.

Но такое требование есть в пункте 16 правил учета, и его нужно как-то соблюдать. Тем, кто сейчас продает свой дрон на «Авито», ничего делать не нужно. А тем, кто будет оформлять сделку после 27 сентября, лучше заранее написать в Росавиацию и уточнить, как быть прежнему и новому владельцам. В случае чего отвечать за отсутствие учета будет новый собственник.

Как зарегистрировать квадрокоптер, правила и порядок регистрации

После внесения правок в ключевые законодательные нормативы РФ, владельцы квадрокоптеров столкнулись с необходимостью проходить обязательную процедуру регистрации в случае, если дрон имеет массу более 250 граммов.

Закон о радиоуправляемых моделях предельно внимательно описывает процедуру регистрации квадрокоптера. Во многом она схожа с постановкой на учет транспортного средства. Дрону присваивается индивидуальный персонифицированный номер и радиометка, содержащая зашифрованные данные о владельце летательного аппарата и основных технических характеристиках квадрокоптера.

Для постановки дрона на учет необходимо написать заявление и указать в нем основные технические характеристики взлетающего устройства:

  • страна изготовления БПЛА;
  • название и идентификационный номер устройства;
  • наименование изготовителя и год производства;
  • максимальная взлетная масса;
  • тип используемого двигателя в устройстве (электрический, газотурбинный, внутреннего сгорания);
  • документ, подтверждающий факт покупки (для агрегатов, приобретенных за пределами России).

Также потребуется предоставить полный перечень сведений о владельце беспилотного аппарата, в частности паспортные реквизиты, данные о регистрации и фактическом месте проживания, номер налогоплательщика, контактная информация для связи.

Регистрация является платной процедурой, и соответственно с положениями закона, сумма пошлинного сбора устанавливается Министерством транспорта РФ (200-300 рублей в зависимости от региона).

Срок действия регистрации (отмена) может быть прекращен при наступлении одной из следующих причин:

  • беспилотный дрон вывезен за пределы РФ;
  • завершение эксплуатационного периода аппарата;
  • списание коптера в связи с неработоспособностью;
  • утерян пульт управления, дальнейшая эксплуатация невозможна;
  • переход права собственности (продажа дрона третьему лицу);
  • выявленные нарушения регистрационной процедуры.

Как новый закон меняет правила использования беспилотников

Государственная
Дума приняла в третьем чтении изменения в законодательство в части
предотвращения использования беспилотных воздушных судов в противоправных
целях. Закон был инициирован группой депутатов ГД во главе с Председателем
профильного Комитета по безопасности и противодействию
коррупции Василием ПискаревымПискарев Василий ИвановичПискарев
Василий Иванович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
.

Что такое
беспилотник, квадрокоптер или дрон?

В соответствии
с пунктом 5 статьи 32 Воздушного кодекса Российской Федерации,
любой дрон, коптер или авиамодель считается беспилотным воздушным судном (БВС),
а тот, кто управляет им — внешним пилотом.

Кроме того, в соответствии с Воздушным кодексом РФ (ст. 33) любые «беспилотные гражданские воздушные
суда с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг,
ввезенные в РФ или произведенные в РФ, подлежат учету».

Заявление о постановке на учет принимает Федеральное
агентство воздушного транспорта (Росавиация). Его можно отправлять «Почтой
России» или через Единый портал госуслуг.

В свою очередь, для осуществления полета необходимо получить
разрешение на использование воздушного пространства (ИВП), которое выдает Зональный центр Единой системы организации
воздушного движения (ОрВД), и полис страхования гражданской
ответственности. Большие дроны, весом более 30 кг, подлежат обязательной
регистрации. Кроме того, для управления ими необходимо получить сертификат
летной годности и свидетельство внешнего пилота.

Какая ответственность грозит за нелегальный запуск дрона?

За нелегальный запуск беспилотного воздушного судна Кодекс об административных правонарушениях (ст. 11.4) предусматривает штрафы:
для физических лиц они составляют до 50 тыс. рублей, а для юридических — до 300 тыс. рублей.

За причинение в результате несанкционированного полета беспилотника по неосторожности легкого либо средней тяжести вреда здоровью предусмотрен штраф: для
физических лиц до 2,5 тыс. рублей, для юридических – до 100 тыс.
рублей.

Если же полет беспилотника повлек по неосторожности причинение тяжкого вреда
здоровью или смерть человека, то наступает уже уголовная ответственность. За причинение смерти по неосторожности Уголовным кодексом РФ предусмотрено наказание
в виде лишения свободы на срок до двух лет. Кроме того,
нелегальные полеты и съемка секретных объектов могут грозить уголовным наказанием за шпионаж или незаконное получение информации,
составляющей гостайну.

Можно ли
запустить беспилотник там, где хочется?

Для проведения полетов над населенными
пунктами необходимо получить разрешение от органов местного самоуправления,
после чего за сутки до предполагаемого полета подать представление на установление режима полета в зональный
центр по организации воздушного движения, а за два часа связаться с диспетчером и сообщить ему о полете.

При этом на полеты коптеров и дронов над городами
федерального значения, в том числе над Москвой, нужно получить разрешение от органов исполнительной власти.

При
этом есть целый перечень мест, над которыми полеты БВС категорически запрещены, — это, например, аэропорты, опасные производства, стратегические
государственные, военные объекты и другие специальные зоны. А для полетов над
территорией различных организаций необходимо, в свою очередь, получить
разрешение у их собственников.

Что изменили
в законодательстве новые поправки?

«В правилах регистрации, учета и использования, а также в мерах ответственности за их нарушение — ничего, они остаются прежними», — поясняет Василий Пискарев. Новый закон
уточняет лишь полномочия правоохранительных органов и силовых структур в части
пресечения нелегальных полетов БВС, когда те могут угрожать безопасности
граждан. 

Речи о том, что закон может, например, помешать съемкам спортивных состязаний или концертов, в нем нет — если эти съемки осуществляются при необходимости всех разрешений.

Закон уточняет полномочия шести служб — ФСИН, МВД, Росгвардии, ФСБ,
Службы внешней разведки и ФСО.

Они смогут пресекать нахождение беспилотных воздушных судов
в воздушном пространстве в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан,
обеспечения проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий, в том числе посредством подавления или
преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными воздушными
судами, а также повреждения или уничтожения таких судов. В свою очередь,
полиция также сможет пресекать полеты нелегальных дронов над местом проведения
публичного, массового мероприятия и прилегающей к нему территории в период его
проведения.

Почему это необходимо?

Дроны становятся все доступнее для граждан, но и угроза
применения беспилотников для совершения каких‑либо противоправных действий и преступлений, в том числе террористической направленности, возрастает. Закон позволит защитить граждан от нелегальных дронов при проведении концертов, фестивалей, спортивных состязаний и других культурно-массовых мероприятий, при обеспечении безопасности на объектах энергетической и транспортной инфраструктуры (электростанции, аэропорты, вокзалы и т. д.), а также в местах проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий.

Только в прошлом году, по официальным данным Росгвардии, было
пресечено 16 попыток нелегальных пролетов беспилотников над важными
государственными объектами, находящимися под охраной войск национальной гвардии.

Смотрите про коптеры:  DJI Spark: обзор, характеристики, инструкция на русском языке

МЧС России также фиксирует участившиеся небезопасные полеты беспилотников, когда возникает реальная угроза для жизни и здоровья людей, отметил Василий Пискарев. 

«Об этом свидетельствуют, например, недавние сообщения МЧС России из зоны действия чрезвычайной ситуации в Иркутской области. Экипажи вертолетов МЧС и Минобороны, участвующих в спасении людей, неоднократно сообщали об опасных сближениях с беспилотными летательными аппаратами, запущенными без разрешения на полет. К счастью, такие полеты не привели к трагическим последствиям», — сказал он.

Как отправить заявление для постановки на учет

На учет нужно ставить беспилотники массой от 250 г до 30 кг. Сделать это можно только с 27 сентября. Учетом занимается Росавиация.

Пока утвердили только правила учета. Регламента для предоставления услуги еще нет — он в проекте. К 27 сентября с этим разберутся.

Заявление для учета беспилотника нужно отправлять в Росавиацию. Есть только два способа это сделать:

  1. по почте. Адреса, куда отправлять письмо, еще нет. Его обещают опубликовать позже;
  2. через портал учета. Портал пока не работает, его запустят к 27 сентября.

По правилам заявление можно будет отправить через госуслуги, но пока такой услуги на портале нет — и неизвестно, появится ли она в ближайшее время.

Беспилотники одного типа можно указать в одном заявлении. Для аппаратов разного типа нужно заполнять отдельные бланки. К заявлению нужно приложить фотографию беспилотника.

Какие беспилотники нужно ставить на учет

При регистрации беспилотников имеет значение максимальная взлетная масса. Это специальный параметр, он может не совпадать с фактическим весом аппарата. Информацию о массе нужно проверять по документам.

До 27 сентября нужно было регистрировать только тяжелые беспилотники — массой больше 30 кг. Обычно это аппараты специального назначения — например для армии. Большинства беспилотников, которые используются для съемок, государственный учет не касался.

С 27 сентября придется регистрировать даже легкие беспилотники, которые раньше не подлежали учету. Теперь государство хочет знать, кому принадлежит практически каждый взлетающий аппарат. Почти все квадрокоптеры популярного бренда DJI — Spark, Mavic, Inspire — попадут под новые правила.

Взлетная масса квадрокоптера DJI Spark — 300 г. Теперь его нужно ставить на учет

Какие запреты на квадрокоптеры установлена в европе и за границей

Если верить информации на сайтах, то есть жители зарубежных стран, которые говорят о запрете поднятия коптера на высоту более 150 метров, и лучше всего ограничить себя до 120 метров.

В Австрии в начале 2021 года появился закон. В этой стране вам необходимо заплатить 1000 евро, чтобы получить документ, согласно которому вы можете использовать коптер. В этом случае также обязательно есть обучение управлению самолетами — поэтому в нашей стране не все так строго.

В Австралии в пасмурную и неясную погоду вообще запрещено запускать коптер. При этом держаться от аэропортов нужно как минимум 5600 метров. В Бразилии, Азербайджане все еще более строже – сюда вы со своим коптером вообще добраться не сможете. Хотите запустить коптер?

Что касаемо Великобритании, здесь тоже нужно получать лицензию. Максимально разрешенная высота – 150 м. Во Вьетнаме все куда проще – если дрон весит меньше 20 килограмм, никакое разрешение получать не нужно. Как только купили дрон, можно сразу запускать его в полет.

Пока во всех других странах все постепенно становится ясно с законодательствами о дронах, в России мудрят. Довольно странно то, что если даже у вас маленький коптер, нужно его регистрировать и получать лицензию. При этом никто не запрещает летать на легкомоторном самолете на высоте не более 3050 метров – для таких полетов лицензию оформлять не нужно.

В плане штрафов все тоже довольно странно. Почему частных лиц штрафуют на сумму не более 5000 рублей, а должностных – до 30 тыс. рублей. В случае с юридическими лицами все еще боле плачевнее – штраф может достигать 300 тыс. рублей, при этом еще и лицензию имеют право отобрать.

Избегать штрафов действительно стоит, поскольку введены они не просто так, а для безопасности людей. Если у вас нет документов, то летать стоит совсем в отдаленных территориях, где нет людей и сплошная «глушь». Если собираетесь снимать красивые городские пейзажи на приличной высоте, ваш дрон в любом случае заметят и оштрафуют, поэтому за разрешением в таком случае идти нужно обязательно.

В общем, в законе не будет ничего плохого, если его нормально наладят и модернизируют. Законодательства улучшают безопасность, хоть пока они и не особо помогают в плане квадрокоптеров. Мы в любом случае рекомендуем вам получить лицензию во избежание дополнительных расходов на штрафы. Если один ваш полет остался незамеченным представителями закона, то за следующий, возможно, придется оплатить штраф.

Лицензия на квадрокоптер

Лицензияна квадрокоптер является одним из основных документов, который должен иметь на руках любой собственник летательного устройства. В противном случае использование коптера признается незаконным, и нарушитель понесет ответственность.

Воздушный кодекс РФ гласит, что получение лицензии на летательные аппараты с беспилотным управлением является обязательной процедурой. Нарушения, связанные с отсутствием разрешения на квадрокоптер, влекут за собой штрафные санкции в отношении нарушителя (2-5 тыс. рублей для физ. лиц, до 20 тыс. рублей для юридических лиц).

Для получения лицензии пользователю предстоит собрать определенный пакет документов, включающий  в себя:

  • данные технических возможностей устройства;
  • персональные сведения о владельце аппарата;
  • удостоверение летной годности;
  • разрешение на использование воздушного пространства;
  • бумага, удостоверяющая допуск гражданина к управлению воздушным судном.

Нужно ли регистрировать квадрокоптер? можно ли его использовать без обязательной регистрации?

Если ваш квадрокоптер имеет массу менее 250 грамм, то безусловно. Если больше, пройти регистрацию все же стоит.

Конечно, никто не осуществляет тотальный поиск нарушителей и специально за вами гнаться никто не собирается. При осуществлении безопасного полета, вероятнее всего, что никакого штрафа вы не получите.

И с другой стороны, если ваш полет может оказаться не совсем легальным, или например, вы случайно окажетесь в зоне секретного объекта. И штраф за нарушение закона окажется даже больше стоимости дрона.
То после прохождения регистрации, вам уже не удастся скрыться, т.к. квадрокоптер будет помечен тегом, содержащим всю информацию о вас. В случае же ее отсутствия, у вас всегда есть возможность скрыться, оставив коптер на произвол судьбы.

Конечно же, мы рекомендуем заранее подумать о целях приобретения квадрокоптеров, взвесить все за и против.
И при отсутствии желания проходить регистрацию, приобретать соответствующие дроны, где она не нужна.

Права на дрон

В некоторых ситуациях регистрация дрона невозможна, и гражданин не сможет получить права на использование данного вида техники. Законодатель определяет следующие причины для отказа в регистрации:

  • заявитель состоит на учете в наркологическом или психиатрическом центре;
  • имеются нарушения правил использования воздушного пространства;
  • действует судебный запрет на деятельность с применением БПЛА;
  • технические характеристики дрона (сила, мощность и т.д.) не соответствуют требованиям российского законодательства;
  • в результате тщательной проверки выявлено, что квадрокоптер оснащен специальными устройствами для сбора закрытой и конфиденциальной информации;
  • нарушение экологических норм (повышенный уровень шума, СО и т.д.);
  • отсутствие сертификата допуска к использованию на территории России (пилот не может управлять беспилотником);
  • запрещены дроны, в которых установлено наличие опасных элементов. В частности датчиков с радиоактивными веществами, водородными блоками и мощными лазерными установками. Летать на таких приспособлениях нельзя.

Применение квадрокоптеров на пожаре.

Во время возникновения пожара, ключевым моментом тушения является выбор решающего направления тушения пожара. Для принятия такого решения необходимо иметь как можно больше информации о пожаре и объекте пожара. Но в связи с большими площадями объектов, сложности и размещения, человеку приехав на пожар сложно оценить масштабы происшествия и принять как можно быстрее правильное решение.

На данный момент главной задачей квадрокоптеров на пожаре является разведка с воздуха. По прибытию на пожар, специалист в кротчайшие сроки запускает квадрокоптер и начинает собирать информацию о пожаре, а именно:

  • нахождение пострадавших на территории объекта пожара;
  • места нахождения людей, которым грозит опасность от огня и вторичных факторов;
  • определение очагов возгорания;
  • угроза распространения пожара на другие здания и сооружения;
  • удобные места подхода и подъезда к местам горения и эвакуации.

Существуют задачи пожарно-спасательных служб, которые без квадрокоптера сложно выполнимы. К ним относятся:

  • разведка труднодоступной территории во время чрезвычайных ситуации;
  • осуществление поиска и обнаружение потерявшихся в горно-лесистой местности туристов;
  • использование квадрокоптеров в качестве ретрансляторов связи на пожарах с большой площадью;
  • при установке специальных осветительных приборов на квадрокоптер, осуществлять освещение места роботы пожарных подразделений;
  • мониторинг рек, озер и прибрежных морских вод, на предмет нахождения утопающих и терпящих бедствие судов.

Дополнительно, возможно применение квадрокоптеров для доставки небольших грузов в трудно доступные места при чрезвычайных ситуациях. Примером, такого применения квадрокоптера, было на пожаре нефтеперерабатывающего завода. Квадрокоптер был применен для доставки средств связи пожарным отсеченным огнем, у которых уже разрядились аккумуляторы на переносных радиостанциях.

Смотрите про коптеры:  Ночная Москва с высоты. DJI Spark. Видео с прогулок | Пикабу

В будущей перспективе, квадрокоптером будет обеспеченно каждое пожарно-спасательное подразделение, что поможет спасти больше людей и убережет жизни пожарных от лишнего риска.

Принцип полета квадрокоптера

Квадрокоптер представляет собой летательное устройство, построенное по вертолетной схеме. Аппарат имеет три и более несущих винта (чаще всего четыре), которые играют важную роль в эксплуатации. Именно от винтов зависит маневренность агрегата, и то, как он будет управляться:

  • команда ускорения всех винтов отвечает за подъем аппарата в воздух (пропеллер работает на максимуме возможностей);
  • ускорение винтов с одной стороны и замедление с другой позволяет заставить коптер двигаться в торону;
  • ускорение винтов, вращающихся по часовой стрелке, и замедление вращающихся в обратном направлении отвечает за поворот.

Принцип управления квадрокоптером осуществляется через специальные радиомодули или WI-FI (дистанционный режим). В первом случае коптер может улететь на расстояние от 150 до 200 м, во втором – максимум 100 м. Существуют и другие способы управления дронами (спутниковая связь), однако их используют только военные.

Соблюдайте законодательство

Весной 2021 года в России утвердили постановление № 658, которое регулирует правила регистрации дронов. Регистрации подлежат все устройства массой более 250 грамм. Это касается даже игрушечных дронов без камеры, если их вес выше этого значения. 

На данный момент регистрация бесплатная — владелец только оплачивает отправку заявления Почтой России. Письмо с запросом постановки дрона на учет необходимо отправить в Федеральное агентство воздушного транспорта. Также возможен вариант подачи электронного заявления через портал Госуслуг. 

К заявлению нужно приложить фотографию квадрокоптера, указать его характеристики и полное название. Если это сборное устройство, потребуются данные разработчика, которому принадлежит конструкция. Также владелец дрона должен предоставить персональные данные.

Использование незарегистрированных дронов грозит штрафом в размере 2 000 рублей. Пролет над запретной зоной наказывается еще строже — от 20 до 300 тысяч рублей. По закону запускать дроны можно вне населенных пунктов, вдали от военных аэродромов, аэропортов и других объектов с особым режимом контроля над воздушным пространством. 

Способы защиты от квадрокоптеров и других коммерческих дронов. стриж, гарпун, ступор.

Технологии развиваются, дроны становятся все меньше, функциональнее, и связанные с ними угрозы более чем реальны. Человеческий глаз может различить беспилотник на расстоянии до 100 м, а оптика летательного аппарата различает объект на дистанции до 500 м. Иными словами, надо заметить и успеть обезвредить аппарат раньше, чем он увидит свою цель. Для этого используются самые разные средства.

1. Борьба с дронами с помощью птиц

Орел против дрона.jpg

Орлов, беркутов и соколов учат нападать на дрон как на добычу и хватать его в полете. Способ эффективен, но требует больших временных и денежных затрат на обучение даже одной птицы, а рассчитывать надо на то, что придется обезвреживать не один беспилотник. Кроме того, птицу невозможно контролировать: даже натренированный орел или сокол может просто не захотеть атаковать цель. Есть также вероятность, что винты квадрокоптера могут травмировать птицу, тем более, что злоумышленники способны специально сделать дроны травмоопасными для животного. То есть, расходы на такое «оружие» против БПЛА в целом себя не оправдывают.

2. Ловля дрона сеткой

Для этого используется специальное ружье, которое стреляет контейнером с упакованной в него сеткой. В полете контейнер раскрывается, сетка разворачивается и захватывает беспилотник. Это способ хорошо работает на небольших дистанциях, порядка 100 метров, но для обезвреживания цели на больших расстояния дальности выстрела уже не хватит. Поэтому ружья с сетками не получили широкого распространения. Пример такой технологии — пушка SkyWall от британской компании OpenWorks Engineering.

3. Использование против БПЛА огнестрельного оружия

Закон запрещает стрелять по квадрокоптерам из боевого оружия, хотя многих это не останавливает. Проблема в том, что беспилотник — маленький подвижный объект, а сбивать его надо с большого расстояния. Чтобы поразить такую цель, нужно иметь хорошую снайперскую винтовку и очень высокие стрелковые навыки. Этот вариант также малоэффективен, он применяется разве что при отсутствии или неисправности других средств защиты от БПЛА.

4. Обезвреживание другим дроном

Антидрон с сеткой.jpgНа перехват обнаруженного квадрокоптера можно отправить свой летательный аппарат. Такие аппараты имеют специальное оснащение для того, чтобы поймать нежелательный дрон, вывести его из строя или просто уничтожить. Например, перехватчик может нести сетку для поимки коптера-нарушителя. Есть даже мини-ракеты, которые самонаводятся на цель и уничтожаются вместе с ней. Пример такого устройства — модель DroneBullet от канадской компании AerialX. Но боевые квадрокоптеры недоступны для широкого использования, а выполнять перехват с помощью коммерческого дрона сложно. Для этого нужны очень хорошие навыки управления. Этот вариант противодействия, как и перечисленные выше, пока не получил широкого распространения.

Встречаются упоминания о других, более редких способах нейтрализации БПЛА. Проводились исследования, которые выявили возможность воздействия звуком на установленный в дроне гироскоп, он начинает резонировать, в результате квадрокоптер теряет ориентацию в пространстве. Разрабатываются системы уничтожения беспилотников с помощью лазера. Еще один экзотический вариант — борьба с дронами посредством направленного СВЧ-излучения. Это преимущественно военные разработки, которые точно не станут доступны в ближайшем будущем для борьбы с коммерческими БПЛА.

5. Радиоэлектронные средства подавления

Самый эффективный и доступный сегодня способ защиты — радиоэлектронное подавление. Летательный аппарат получает команды от пилота и ориентируется на местности с помощью спутниковых сигналов GPS. Задача состоит в том, чтобы, воздействуя на приемо-передающую систему дрона радиосигналом, создать помеху в канале управления или спутниковой навигации. При потере управления и наличии GPS-сигнала аппарат может вернуться к владельцу, если в нем установлена соответствующая программа. Если же беспилотник потеряет связь со спутником, то он, вероятнее всего, просто зависнет в воздухе и приземлится, когда кончится заряд батареи. При этом надо учитывать, что дезориентированный дрон может быть отнесен ветром на значительное расстояние. Преимущества такого способа борьбы с БПЛА:

У противодроновых радиосистем есть общие недостатки. Они должны работать в широком диапазоне частот, так как частоты управления и навигации отличаются у разных моделей дронов. Как следствие, разрабатываются сложные антенные системы с высокими требованиями к форме сигнала. Подавление нужно осуществлять малым сигналом на большом расстоянии, что также ставит перед инженерами определенные задачи. А вместе с усложнением повышается и стоимость оборудования. Кроме того, имеются две пока не решенные технические проблемы: антидроновые системы не умеют определять местонахождение пилота, а также не могут перехватывать управление беспилотником, чтобы отправлять его обратно.

Типы радиоэлектронных систем

Радар обнаружения.jpg1. Радар обнаружения. Находит квадрокоптер по отраженному сигналу и по характеристикам сигнала идентифицирует обнаруженный объект. Если цель определена как БПЛА, то радар отправляет оповещение на пульт управления, после чего оператор может задействовать системы подавления.

Преимущества радаров:

Недостатки:

Радиочастотное обнаружение.jpg2. Система идентификации по радиосигналу. Осуществляет мониторинг эфира и непрерывный анализ принимаемых сигналов в заданных диапазонах частот. При обнаружении сигнала он сверяется с имеющимися в базе данных сигнатурами («слепками»). База данных содержит параметры сигналов всех известных БПЛА коммерческого типа. После идентификации система может автоматически включить подавление сигналов беспилотника или отправить предупреждение на пульт оператора, который активирует защиту.

Плюсы систем обнаружения по радиосигналу:

Минус таких систем — неточное определение координат объекта (до 60° по азимуту). Точно вычислять местоположение цели можно методом триангуляции с помощью двух устройств.

Нужно сказать несколько слов о противодроновых ружьях. Это переносные устройства для радиоподавления коптеров с рук. Ружье оснащено антенной, с помощью которой создается помеха в каналах связи беспилотника. Дальность подавления канала управления может достигать 2000 м, GPS — до 600 м, как, например, у модели Ступор.

Плюсы радиоэлектронных ружей:

Минусы:

Итак, системы обнаружения и подавления радиосигналов наиболее эффективно обезвреживают коммерческие БПЛА. Дроны с каждым годом становятся все более «умными», а, значит, совершенствуются и технологии противодействия. Разработчики совершенствуют свое оборудование, модернизируют старые модели, презентуют новые разработки. В скором времени оборудование для борьбы с дронами станет еще более функциональным, удобным в использовании и доступным по цене.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector