Как подобрать пульт к радиоуправляемой машине? Настройка радиоуправляемой машины Как изменить частоту на пульте управления машины

Notice: Undefined index: HTTP_ACCEPT in /home/n/newavtjc/radiocopter.ru/public_html/wp-content/plugins/realbig-media/textEditing.php on line 823

Блокируем дифференциал радиоуправляемой машинки | anikeev’s blog

Вот потратились вы на игрушку для взрослых, а она не едет. Обидно же! Давайте это исправим.

Есть китайские радиоуправляемые игрушки. С управлением там всё просто: либо полный вперёд, либо полный назад, без промежуточных значений. С поворотом история та же — промежуточных значений нет. Опознать такие модельки можно по очень низкой цене, практически цельному днищу и специальному регулировочному винту оси передних колёс — он устанавливает центральное положение колёс, а поворот осуществляется моторчиком, который отклоняет колёса до упора в нужную сторону. Когда моторчик отпускает хватку, пружина возвращает колёса в центральное положение.

Как подобрать пульт к радиоуправляемой машине? Настройка радиоуправляемой машины Как изменить частоту на пульте управления машиныБелый рычажок на фото выше как раз регулирует центральное положение передних колёс. Но главное — у такой машины привод только на задние колёса, а закреплены  они на единой оси. То есть мотор вращает оба задних колеса одинаково, а передние вообще болтаются как попало. Поэтому машина буксует, но всё-таки едет. Это хорошо. Зато управляется рывками — это плохо.

Любительские модели уровнем выше оснащаются пропорциональным управлением: на сколько повернул руль, настолько и колёса повернулись, насколько поддал газу, настолько машина и поехала. Начинка там значительно сложнее, часто появляется полный привод, некое подобие регулируемой подвески и — печаль-беда — настоящий взрослый дифференциал.

Как подобрать пульт к радиоуправляемой машине? Настройка радиоуправляемой машины Как изменить частоту на пульте управления машины

Что такое дифференциал? Это простейший механизм распределения крутящего момента на колёса оси. Он полезен для полноприводных машинок, ведь когда игрушка поворачивает, внешнее колесо передней оси совершает больше оборотов, чем внутренее. Но на задней оси тоже есть дифференциал — он добавляет реалистичности, но иногда мешает наслаждаться игрушкой: если вывесить одно колесо, то второе перестанет крутиться. Так что любительская модель отлично рулится, но плохо прёт по гравийке и пескам.

Смотрите про коптеры:  Как сделать калибровку регуляторов ESC квадрокоптера

У взрослых машин проблема с вывешиванием колеса встречается только на серьёзном бездорожье. Но в песках, стоит одному колесу забуксовать, как его сосед по оси тут же отказывается крутиться. Это дифференциал, падла. В серьёзных вседорожниках дифференциал можно заблокировать, чтобы машина пёрла, как китайская игрушка, напролом. То же самое сделаем и мы для задней оси нашей машинки.

Я уже писал про свою машинку Turnigy 1/16 mini rally car, на ней все опыты и проводились. Но я не фиксировал процесс на камеру, так что объяснять буду на пальцах и картинках из интернета.

Как подобрать пульт к радиоуправляемой машине? Настройка радиоуправляемой машины Как изменить частоту на пульте управления машиныВ общем случае дифференциал радиоуправляемой игрушки любительского уровня состоит из подающей шестеренки от кардана, крупной принимающей шестерёнки дифференциала, в которой есть три планетарных шестерёнки и к которым подключаются шестерёнки привода каждого колеса.

Как подобрать пульт к радиоуправляемой машине? Настройка радиоуправляемой машины Как изменить частоту на пульте управления машиныПланетарные шестерёнки внутри принимающей и обеспечивают распределение момента. Если мы не дадим им крутиться, то момент от мотора будет передаваться на колёса одинаково — прямо как на китайской игрушке. Так что возьмём эпоксидную смолу и от души накидаем на планетарные шестерни. Можно прям залить всю эту конструкцию.

Как подобрать пульт к радиоуправляемой машине? Настройка радиоуправляемой машины Как изменить частоту на пульте управления машиныС передним дифференциалом так поступать не советую — для уверенного преодоления грязи и гравия этого хватит. Но если вы гоняете исключительно по песку, заблокируйте и передний дифференциал.

Машинкой я владел лет пять назад, тогда же и производил блокировку. Вполне возможно, что сегодня есть более крутые дифференциалы с самоблокировкой и эта статья будет неактуальной.

Лучше маленький лайк и репост, чем большое спасибо в комментах. По этой причине комментарии выключены, а кнопки репостов — вас ждут. Пользуйтесь, прошу 🙂

Избыточная поворачиваемость (oversteer)

Автомодель обладает избыточной поворачиваемостью, когда задние колеса не следуют позади передних колес, а вместо этого скользят в сторону внешней стороны поворота. Избыточная поворачиваемость может привести к заносу.На тенденцию автомодели к избыточной поворачиваемости влияет несколько факторов, таких как механическое сцепление, аэродинамика, подвеска и стиль вождения.

Предел избыточной поворачиваемости наступает, когда задние шины превышают предел своего бокового сцепления во время поворота перед тем, как это происходит с передними шинами, таким образом вызывая ситуацию, когда задняя часть автомодели направлена в сторону внешней стороны поворота.

В общем смысле избыточная поворачиваемость является условием, когда угол бокового увода задних шин превосходит угол бокового увода передних шин.Автомодели с задним приводом более подвержены избыточной поворачиваемости, в особенности при использовании газа в тесных поворотах.

Это происходит потому, что задние шины должны выдерживать боковые силы и тягу двигателя.Тенденция автомодели к избыточной поворачиваемости обычно увеличивается при смягчении передней подвески или ужесточении задней подвески (или при добавлении заднего стабилизатора поперечной устойчивости).

Как вы различаете избыточную и недостаточную поворачиваемость?
Когда вы входите в поворот, избыточная поворачиваемость – это когда автомодель поворачивает круче, чем вы ожидаете, а недостаточная поворачиваемость – это когда автомодель поворачивает меньше, чем вы ожидаете.

Обладать избыточной или недостаточной поворачиваемость, вот в чем вопрос
Как упоминалось ранее, любые регулировки являются предметом компромисса. Автомодель обладает ограниченным сцеплением, которое может быть распределено между передними и задними колесами (это может быть расширено с помощью аэродинамики, но это уже другая история).

Все спортивные автомодели развивают более высокую боковую (т.е. боковое скольжение) скорость, чем это определяется направлением, в которое указывают колеса. Различие между кругом, по которому катятся колеса, и направлением, в которое они указывают, является углом бокового увода (slip angle).

Если углы бокового увода передних и задних колес являются одинаковыми, автомодель обладает нейтральным балансом управляемости. Если угол бокового увода передних колес превосходит угол бокового увода задних колес, говорят, что автомодель обладает недостаточной поворачиваемостью.

Если угол бокового увода задних колес превосходит угол бокового увода передних колес, говорят, что автомодель обладает избыточной поворачиваемостью.Просто запомните, что автомодель с недостаточной поворачиваемостью сталкивается с ограждением передней частью, автомодель с избыточной поворачиваемостью сталкивается с ограждением задней частью, а автомодель с нейтральной управляемостью касается ограждения обоими концами одновременно.

Нюансы настройки rc регулятора для радиоуправляемой машинки — радиоуправляемая машинка

Настроим (запрограммируем) регулятор автомобиля Turnigy 1/10 4WD SCT4 ParkflyerTurnigy 1/10 4WD SCT4 с БК двигателем ARR , а также рассмотрим пару важных для автомобиля (лодки) настроек:

        · Калибровка газа

        · Fail safe

alt

    1. Настройки регулятора

  Автомобиль Turnigy 1/10 4WD SCT4 в стоковой комплектации поставляется с регулятором Hobbyking XCar 45Brushless Car ESC (sensored/ensorlessParkflyer Регулятор скорости на 45A для сенсорных/без сенсорных моторов(для авто моделей).Карта программирования регуляторов Hobby King HKSS для регуляторов HK 150A и может быть запрограммирован при помощи HobbyKing HKSS programming card for HK 150ESC Parkflyer, Карта программирования регуляторов Hobby King HKSS для регуляторов HK 150A .

    Регулятор имеет следующие программируемые параметры

*Розовым отмечено значение по умолчанию.

         1. Порог отсечки по низкому напряжению

    · Автоматическое определение количества ячеек

В зависимости от типа аккумулятора, установите с использованием программатора тип аккумулятора и напряжение отсечки. Регулятор постоянно контролирует напряжение на аккумуляторе и отключится при достижении напряжения аккумулятора ниже установленного уровня.

   ·  Для аккумуляторов NiMH – если напряжение аккумуляторной сборки NiMH больше 9.0В, но меньше 12.0В, аккумулятор будет определяться как аккумулятор 3SLiPo, а если напряжение будет меньше 9.0В, то будет определяться как  2SLiPo.

Например, если напряжение аккумулятора NiMH равно 8.0В и отсечка установлена на 2.6В, то аккумулятор будет рассматриваться как 2SLiPo и напряжение отсечки этого NiMH аккумулятора будет равно 2.6 х 2 =5.2В.

         2. Режим движения

   ·  Вперед/Пауза/Реверс (заводская установка)

Данная настройка используется для покатушек в удовольствие или для гонок (если движение назад разрешено правилами гонок). Перед началом движения назад, курок передатчика должен находиться пару секунд в положении нейтраль.

    ·  Вперед без реверса

Эта установка применима для гонок, функция движения назад отключена.

Примечание. В регуляторе предусмотрена защита: движение назад будет возможно только после того, как вы остановили авто и перевели курок в нейтральное положение. Это поможет предотвратить серьезные повреждения ходовой части автомобиля. Если у вас возникает ситуация, при которой требуется реверс (движение назад) после того как вы воспользовались тормозом – отпустите курок в нейтральное положение, подождите несколько мгновений, затем отожмите курок для движения назад.

         3. Тайминг мотора

Этот параметр влияет на диапазон мощности и КПД электрического мотора.

Начальная установка «Default» одинаково хорошо подходит и для мощности и для времени работы мотора.

20 – обеспечивает максимальный КПД при меньшей мощности. Больший тайминг позволяет получить большую мощность ценой КПД (меньшим временем работы). Как правило, при этом мотор выделяет больше тепла. Каждый бесколлекторный мотор реагирует на настройку тайминга по-разному. Данная установка хорошо подходит для движения по мощеным или трудным  поверхностям и гонок с моторами, имеющими высокий kV или малое количество обмоток.

40– подходит для легких поверхностей, для развлекательных гонок и для большего времени работы мотора.

60начальная установка «Default» одинаково хорошо подходит и для мощности и для времени работы мотора.

80– обеспечивает больше мощности, соответственно время работы уменьшится, при этом необходимо отслеживать температуру мотора. При данной настройке моторы, имеющие высокий kV или малое количество обмоток будут быстро выделять большое количество тепла. Безопасная температура мотора находится в пределах 740-820С, превышение температуры может вызвать повреждение мотора.

120– обеспечивает максимальную мощность мощности и должно использоваться с большой осторожностью.

         4. Начальное ускорение

используйте этот параметр для ограничения мощности, передаваемой от мотора в момент его старта. Для очень медленного начала движения используйте значение Низкое, при этом обеспечивается большее время работы аккумулятора. При значении Высокое ускорение будет быстрым, но время пробега сократится. Этот режим также будет критичным в отношении высокого токопотребления от аккумулятора.

         · Низкое – используется для длительной работы аккумулятора и обеспечивает легкий режим работы для аккумулятора. Отлично подходит для начинающих.

         · Среднее -среднеетокопотреблениие от аккумулятора, подходит для не тяжелых дорожных условий.

         · Высокое – обеспечивает полное ускорение и требует мощные аккумуляторы.

         · Наибольшее -обеспечивает максимальное ускорение и также требует мощные аккумуляторы.

         5. Ограничение реверса

используйте этот параметр для ограничения мощности, передаваемой от мотора при движении назад. Чем меньше процент, тем с меньшей скоростью автомобиль будет двигаться назад.

20%, 30%, 40%, 50% (начальная установка), 60%, 70%, 80%, 90%, 100%.

         6. Ограничение газа

используйте этот параметр для ограничения мощности, передаваемой от мотора при движении вперед.

0% (начальная установка), 20%, 30%, 40%, 50% 60%, 70%, 80%, 90%, 100%.

         7. Процент торможения

Данный параметр дает вам возможность полного контроля над степенью торможения автомобиля.

10%, 20%, 30%, 40%, 50% (начальная установка), 60%, 70%, 80%, 90%,100%.

         8. Процент прихватывания тормоза (Percent drag brake)

4%(начальная установка), 8%, 12%, 15%, 20%, 25%, 30

Функция прихватывания тормоза позволяет водителю (пилоту) установить процент торможения в момент, когда курок газ был отпущен в нейтральное положение. Это напоминает торможение коллекторного мотора. Прихватывание тормоза используется в гонках для притормаживания автомобиля на приближении к поворотам и избавляет водителя от необходимости тормозить на каждом повороте.

Если вы едете по трассе с узким прохождением поворотов, то лучше установить более высокий процент.

Если вы едете по открытой местности, то меньший процент даст лучшее управление вашим автомобилем.

Если вы едете по грязи или скользкой поверхности, нужно установить наименьший процент.

         9. Частота работы регулятора

 8кГц (установка по умолчанию) /16 кГц.

         10. Зона не чувствительности нейтрали.

Этим параметром настраивается зонане чувствительности нейтрали курка. Достигается это задержкой реакции курка в миллисекундах в момент, когда вы нажимаете курок.

2%, 3%, 4%(начальная установка), 5%, 6%

     Процедура программирования

1. Подключите разъем регулятора к карте программирования.

2. Включите питание регулятора. Подождите 2 секунды, пока не загорится светодиод ВКЛЮЧЕНО. В случае неудачного подключения повторите операцию.

3. Нажатием кнопки «Menu» перемещаемся по программируемым параметрам. С левой стороны дисплея будет отражаться программируемый параметр, справа – значение параметра

4. Для изменения значения параметра необходимо нажать кнопку «Value». Для подтверждения изменения параметра нажимаем кнопку «ОК». После нажатия кнопки загораются светодиоды на карте программирования и на регуляторе.

5. Для сброса настроек в начальное значение нажмите кнопку «Reset».

?wmode=opaque

 2. Калибровка газа

Калибровка необходима для правильной работы регулятора. Делается это для того, чтобы регулятор «знал», где у передатчика конечное положение курка (100%). Как правило, калибровка газа должна быть проведена при первом использовании передатчика или при смене передатчика.

Процедура калибровки.

       1.Выключите регулятор. Включите передатчик и установите на канале газа значения конечных точек 100%.

       2.Удерживая кнопку Set, включите регулятор и подождите 4 секунды, пока оранжевый светодиод не загорится постоянным светом. Затем отпустите кнопку Set, нажмите курок в положение полный газ до тех пор, пока красный светодиод не начнет моргать и затем загорится ровным светом. Мотор пропищит.

       3.Переведите курок в положение полного тормоза до тех пор, пока оранжевый светодиод не начнет моргать и затем загорится ровным светом. Мотор пропищит.

       4.Теперь переведите курок в нейтраль, при этом оба светодиода красный и оранжевый одновременно моргнут и затем загорятся ровным светом. Мотор пропищит, оба светодиода начнут моргать, калибровка закончена.

       5.Выключите регулятор выключателем.

       6.Включите регулятор снова, теперь он готов к работе.

?wmode=opaque

Название образовано от английскогоfail-safe (где fail– потерпеть неудачу, выйти из строя safe– безопасный). Т.е. данная функция используется для предотвращения аварии автомобиля (лодки) вследствие потери управления и возвращает 2-й канал (канал газа) в нейтральное положение при пропадании связи.

Процедура установки Fail safe.

1.Включите передатчик.

2.Включите регулятор и приемник на автомобиле (лодке).

3.Установите курок газа в нейтральное положение, мотор при этом не должен вращаться.

4.Нажмите кнопку на приемнике и удерживайте, пока светодиод не перестанет мигать.

5.Проверка: при нажатом курке газа выключите передатчик. Мотор должен остановиться.

Удачи в творчестве. 

Статья размещена .

автор: A-street Александр

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Поиск золотой середины (или сбалансированная автомодель)

Автомодель, которая не страдает от избыточной или недостаточной поворачиваемости, когда она используется на своем пределе, обладает нейтральным балансом. Это кажется интуитивным, что спортсмены будут предпочитать небольшую избыточную поворачиваемость для вращения автомодели вокруг поворота, но это обычно не используется по двум причинам.

Раннее ускорение, как только автомодель проходит апекс поворота, позволяет автомодели набрать дополнительную скорость на последующем прямом участке. Водитель, который ускоряется раньше или резче, имеет большое преимущество. Задним шинам требуется некоторое избыточное сцепление для ускорения автомодели в этой критической фазе поворота, в то время как передние шины могут посвятить все свое сцепления для поворота.

Поэтому автомодель должна быть настроена с небольшой тенденцией к недостаточной поворачиваемости или должна быть немного “зажата”. Также, автомодель с избыточной поворачиваемостью является дерганной, увеличивая вероятность потери контроля во время длительных соревнований или при реакции на неожиданную ситуацию.

Имейте в виду, что это применимо только для соревнований на дорожном покрытии. Соревнования на грунте это совсем другая история.Некоторые успешные водители предпочитают небольшую избыточную поворачиваемость в своих автомоделях, предпочитая менее спокойную автомодель, которая легче входит в повороты.

Необходимо отметить, что суждение о балансе управляемости автомодели не является объективным. Стиль вождения является главным фактором в видимом балансе автомодели. Поэтому два водителя с идентичными автомоделями часто используют их с различными настройками баланса. И оба могут называть баланс своих автомоделей “нейтральным”.

Прежде чем перейти к описанию приемника, рассмотрим распределение частот для аппаратуры радиоуправления. И начнем здесь с законов и норм. Для всей радиоаппаратуры распределение частотного ресурса в мире ведет международный комитет по радиочастотам. Он имеет несколько подкомитетов по зонам земного шара.

Поэтому в разных зонах Земли под радиоуправление выделены разные диапазоны частот. Более того, подкомитеты лишь рекомендуют государствам в их зоне распределение частот, а национальные комитеты в рамках рекомендаций вводят свои ограничения. Дабы не раздувать описание сверх меры, рассмотрим распределение частот в американском регионе, Европе и в нашей стране.

В целом для радиоуправления используется первая половина УКВ диапазона радиоволн. В американском регионе это диапазоны 50, 72 и 75 МГц. Причем 72 МГц – исключительно для летающих моделей. В Европе разрешены диапазоны 26, 27, 35, 40 и 41 МГц. Первый и последний во Франции, остальные по всему ЕС.

В родном отечестве разрешенными являются диапазон 27 МГц и с 2001 года небольшой участок диапазона 40 МГц. Такой узкий расклад радиочастот мог бы сдерживать развитие радиомоделизма. Но, как верно подмечено русскими мыслителями еще в 18 веке “строгость законов на Руси компенсируется лояльностью к их неисполнению”.

Реально в России и на территории бывшего СССР широко используются диапазоны 35 и 40 МГц по европейской раскладке. Некоторые пытаются использовать американские частоты, и иногда успешно. Однако чаще всего эти попытки срываются помехами УКВ-радиовещания, которое с советских времен использует как раз этот диапазон.

В диапазоне 27-28 МГц радиоуправление разрешено, но использовать его можно только для наземных моделей. Дело в том, что этот диапазон отдан также под гражданскую связь. Там работает огромное количество станций типа “Воки-токи”. Вблизи промышленных центров помеховая обстановка в этом диапазоне очень плохая.

Диапазоны 35 и 40 МГц наиболее приемлемы в России, причем последний разрешен законодательством, правда, не весь. Из 600 килогерц этого диапазона у нас легализовано только 40, с 40,660 по 40,700 МГц (см. Решение ГКРЧ России от 25.03.2001, Протокол N7/5).

То есть, из 42 каналов у нас официально разрешены только 4. Но и в них могут быть помехи от других радиосредств. В частности, в СССР было выпущено около 10000 радиостанций “Лен” для использования в строительном и агропромышленном комплексе. Они работают в диапазоне 30 – 57 МГц. Большая их часть до сих пор активно эксплуатируется. Поэтому и здесь от помех никто не застрахован.

Заметим, что законодательство многих стран разрешает к использованию для радиоуправления и вторую половину УКВ-диапазона, однако серийно такая аппаратура не выпускается. Это связано со сложностью в недавнем прошлом технической реализации частотообразования в диапазоне выше 100 МГц.

Для обеспечения надежной бесподстроечной связи частота несущей передатчика и частота приема приемника должны быть достаточно стабильны и переключаемыми, чтобы обеспечить совместную беспомеховую работу нескольких комплектов аппаратуры в одном месте. Эти задачи решаются использованием в качестве частотозадающего элемента кварцевого резонатора.

Чтобы иметь возможность переключения частот кварцы делаются сменными, т.е. в корпусах передатчика и приемника предусматривается ниша с разъемом, и кварц нужной частоты легко меняется прямо в поле. С целью обеспечения совместимости частотные диапазоны разбиты на отдельные частотные каналы, которые еще и пронумерованы.

Совместная работа двух комплектов радиоаппаратуры на одном поле на одном частотном канале в принципе невозможна. Оба канала будут непрерывно “глючить” вне зависимости от того, в каких режимах они работают АМ, FM или PCM. Совместимость достигается только при переключении комплектов аппаратуры на разные частоты.

Как это достигается практически? Каждый приехавший на летное поле, автотрассу или водоем обязан осмотреться, нет ли здесь других моделистов. Если они есть, надо обойти каждого и поинтересоваться, в каком диапазоне и на каком канале работает его аппаратура.

Если находится хоть один моделист, у которого канал совпадает с вашим, а сменных кварцев у Вас нет, договаривайтесь с ним, чтобы включать аппаратуру только по очереди, и вообще, держитесь к нему поближе. На соревнованиях частотная совместимость аппаратуры разных участников это забота организаторов и судей.

За рубежом для опознавания каналов принято на антенну передатчика прикреплять специальные вымпелы, цвет которых определяет диапазон, а цифры на нем – номер (и частоту) канала. Однако, у нас лучше придерживаться описанного выше порядка. Более того, поскольку на соседних каналах передатчики могут мешать друг другу вследствие иногда встречающегося синхронного ухода частоты передатчика и приемника, осторожные моделисты стараются не работать на одном поле на соседних частотных каналах. То есть, каналы выбирают так, чтобы между ними был хотя бы один свободный.

Для наглядности приведем таблицы номеров каналов для Европейской раскладки:

4 26,995
7 27,025
8 27,045
12 27,075
14 27,095
17 27,125
19 27,145
24 27,195
30 27,255
61 35,010
62 35,020
63 35,030
64 35,040
65 35,050
66 35,060
67 35,070
68 35,080
69 35,090
70 35,100
71 35,110
72 35,120
73 35,130
74 35,140
75 35,150
76 35,160
77 35,170
78 35,180
79 35,190
80 35,200
182 35,820
183 35,830
184 35,840
185 35,850
186 35,860
187 35,870
188 35,880
189 35,890
190 35,900
191 35,910
50 40,665
51 40,675
52 40,685
53 40,695
54 40,715
55 40,725
56 40,735
57 40,765
58 40,775
59 40,785
81 40,815
82 40,825
83 40,835
84 40,865
85 40,875
86 40,885
87 40,915
88 40,925
89 40,935
90 40,965
91 40,975
92 40,985
400 41,000
401 41,010
402 41,020
403 41,030
404 41,040
405 41,050
406 41,060
407 41,070
408 41,080
409 41,090
410 41,100
411 41,110
412 41,120
413 41,130
414 41,140
415 41,150
416 41,160
417 41,170
418 41,180
419 41,190
420 41,200

Жирным шрифтом выделены каналы, разрешенные законом к применению в России. В диапазоне 27 МГц приведены только предпочтительные каналы. В Европе межканальный интервал составляет 10 кГц.

А вот таблица раскладки для Америки:

A1 26,995
A2 27,045
A3 27,095
A4 27,145
A5 27,195
A6 27,255
00 50,800
01 50,820
02 50,840
03 50,860
04 50,880
05 50,900
06 50,920
07 50,940
08 50,960
09 50,980
11 72,010
12 72,030
13 72,050
14 72,070
15 72,090
16 72,110
17 72,130
18 72,150
19 72,170
20 72,190
21 72,210
22 72,230
23 72,250
24 72,270
25 72,290
26 72,310
27 72,330
28 72,350
29 72,370
30 72,390
31 72,410
32 72,430
33 72,450
34 72,470
35 72,490
36 72,510
37 72,530
38 72,550
39 72,570
40 72,590
41 72,610
42 72,630
43 72,650
44 72,670
45 72,690
46 72,710
47 72,730
48 72,750
49 72,770
50 72,790
51 72,810
52 72,830
53 72,850
54 72,870
55 72,890
56 72,910
57 72,930
58 72,950
59 72,970
60 72,990
61 75,410
62 75,430
63 75,450
64 75,470
65 75,490
66 75,510
67 75,530
68 75,550
69 75,570
70 75,590
71 75,610
72 75,630
73 75,650
74 75,670
75 75,690
76 75,710
77 75,730
78 75,750
79 75,770
80 75,790
81 75,810
82 75,830
83 75,850
84 75,870
85 75,890
86 75,910
87 75,930
88 75,950
89 75,970
90 75,990

В Америке нумерация своя, а межканальный интервал уже 20 кГц.

Чтобы разобраться до конца с кварцевыми резонаторами, мы забежим несколько вперед и скажем пару слов о приемниках. Все приемники в серийно выпускаемой аппаратуре построены по схеме супергетеродина с одним либо с двумя преобразованиями. Что это такое мы объяснять не будем, кто знаком с радиотехникой, тот поймет.

Так вот, частотообразование в передатчике и приемнике разных производителей происходит по-разному. В передатчике кварцевый резонатор может возбуждаться на основной гармонике, после чего его частота удваивается, либо утраивается, а может и сразу на 3-й или 5-й гармонике.

В гетеродине приемника частота возбуждения может быть как выше частоты канала, так и ниже на величину промежуточной частоты. В приемниках двойного преобразования две промежуточные частоты (как правило, 10,7 МГц и 455 кГц), поэтому число возможных комбинаций еще выше. Т.е. частоты кварцевых резонаторов передатчика и приемника никогда не совпадают, как с частотой сигнала, которая будет излучаться передатчиком, так и между собой.

Поэтому производители аппаратуры договорились указывать на кварцевом резонаторе не его реальную частоту, как это принято в остальной радиотехнике, а его предназначение ТХ – передатчик, RX – приемник, и частоту (или номер) канала. Если кварцы приемника и передатчика поменять местами, аппаратура работать не будет.

Правда, есть одно исключение: некоторые аппараты с АМ могут работать и с перепутанными кварцами, при условии, что оба кварца на одной гармонике, однако частота в эфире будет на 455 кГц больше или меньше, чем обозначенная на кварце. Хотя, дальность при этом упадет.

Выше было отмечено, что в режиме РРМ могут совместно работать передатчик и приемник разных производителей. Как быть с кварцевыми резонаторами? Чьи куда ставить? Можно рекомендовать ставить в каждый прибор родной кварцевый резонатор. Довольно часто это помогает. Но не всегда.

К сожалению, допуски на точность изготовления кварцевых резонаторов разных производителей существенно различаются. Поэтому возможность совместной работы конкретных компонентов разных производителей и с разными кварцами можно установить только опытным путем.

И еще. В принципе, на аппаратуре одного производителя можно в некоторых случаях ставить кварцевые резонаторы другого производителя, но мы этого делать не рекомендуем. Кварцевый резонатор характеризуется не только частотой, но и рядом других параметров, таких как добротность, динамическое сопротивление и т.п.

Краткие итоги:

  • Приемнику и передатчику требуются кварцы именно того диапазона, на который они рассчитаны. Кварцы на другой диапазон работать не будут.
  • Кварцы лучше брать того же производителя, что и аппаратура, иначе работоспособность не гарантирована.
  • При покупке кварца для приемника нужно уточнить, он с одним преобразованием или нет. Кварцы для приемников двойного преобразования не будут работать в приемниках с одинарным преобразованием, и наоборот.

Разновидности приемников

Как мы уже указывали, на управляемой модели устанавливается приемник.

Приемники аппаратуры радиоуправления рассчитаны на работу только с одним видом модуляции и одним видом кодирования. Таким образом, есть приемники АМ, FM и РСМ. Причем РСМ у разных фирм разная. Если на передатчике можно просто переключить метод кодирования с РСМ на РРМ, то приемник надо заменять на другой.

Приемник выполнен по схеме супергетеродина с двумя, либо с одним преобразованием. Приемники с двумя преобразованиями имеют в принципе лучшую избирательность, т.е. лучше отсеивают помехи с частотами за пределами рабочего канала. Как правило, они дороже, однако их применение оправдано для дорогих, особенно летающих моделей.

Если расположить приемники по возрастанию степени помехоустойчивости (и, к сожалению, цены), то ряд будет выглядеть так:

  • одно преобразование и АМ
  • одно преобразование и FM
  • два преобразования и FM
  • одно преобразование и РСМ
  • два преобразования и РСМ

Выбирая из этого ряда приемник для Вашей модели, нужно учитывать ее предназначение и стоимость. Неплохо с точки зрения помехозащищенности на тренировочную модель поставить РСМ-приемник. Но, вогнав модель в бетон при обучении, Вы облегчите свой кошелек на гораздо большую сумму, чем с FM-приемником одного преобразования.

Приемник может работать только в одном диапазоне частот. Переделка приемника с одного диапазона на другой теоретически возможна, но экономически вряд ли оправдана, поскольку велика трудоемкость этой работы. Провести ее могут только высококвалифицированные инженеры в условиях радиолаборатории.

Некоторые диапазоны частот для приемников разбиты на поддиапазоны. Это обусловлено большой шириной диапазона (1000 кГц) при сравнительно низкой первой ПЧ (455 кГц). В этом случае основной и зеркальный каналы попадают в полосу пропускания преселектора приемника.

Обеспечить при этом избирательность по зеркальному каналу в приемнике с одним преобразованием вообще невозможно. Поэтому, в европейской раскладке диапазон 35 МГц разбит на два участка: с 35,010 по 35,200 – это поддиапазон “А” (каналы с 61 по 80); с 35,820 по 35,910 – поддиапазон “В” (каналы с 182 по 191).

В американской раскладке в диапазоне 72 МГц также выделены два поддиапазона: с 72,010 по 72,490 поддиапазон “Low” (каналы с 11 по 35); с 72,510 по 72,990 – “High” (каналы с 36 по 60). Для разных поддиапазонов выпускаются разные приемники. В диапазоне 35 МГц они невзаимозаменяемые. В диапазоне 72 МГц они частично взаимозаменяемы на частотных каналах вблизи границы поддиапазонов.

Следующий признак разновидности приемников – число каналов управления. Приемники выпускаются с числом каналов от двух до двенадцати. При этом схемотехнически, т.е. по их “потрохам”, приемники на 3 и 6 каналов могут вообще не различаться. Это означает, что в трехканальном приемнике могут иметься декодированные сигналы четвертого, пятого и шестого каналов, но к ним не сделаны разъемы на плате для подключения дополнительных сервомашинок.

Для полного использования разъемов на приемниках часто не делают отдельного разъема питания. В случае, когда не ко всем каналам подключены сервомашинки, кабель питания от бортового выключателя подключается к любому свободному выходу. Если же все выходы задействованы, то одна из сервомашинок подключается к приемнику через разветвитель (так называемый Y-кабель), к которому подключается питание.

При питании приемника от силового аккумулятора через регулятор хода с функцией ВЕС, специального питающего кабеля вообще не нужно – питание поступает по сигнальному кабелю регулятора хода. Большинство приемников рассчитано на питание номинальным напряжением 4,8 вольт, что соответствует батарее из четырех никель-кадмиевых аккумуляторов.

Некоторые приемники допускают использование бортового питания из 5 аккумуляторов, что улучшает скоростные и силовые параметры некоторых сервомашинок. Здесь надо быть внимательным к инструкции по эксплуатации. Приемники, не рассчитанные на повышенное напряжение питания, в этом случае могут сгореть. То же самое касается рулевых машинок, у которых может резко упасть ресурс.

Приемники для наземных моделей выпускают часто с укороченной проволочной антенной, которую легче разместить на модели. Удлинять ее не следует, поскольку это не увеличит, а уменьшит дальность надежной работы аппаратуры радиоуправления.

Для моделей судов и автомобилей выпускаются приемники во влагозащитном корпусе:

Для спортсменов выпускаются приемники с синтезатором. Здесь нет сменного кварца, а рабочий канал задается многопозиционными переключателями на корпусе приемника:

С появлением класса сверхлегких летающих моделей, – комнатных, начат выпуск специальных очень маленьких и легких приемников:

Эти приемники часто не имеют жесткого полистиролового корпуса и оформлены в термоусаживаемой ПВХ-трубке. В них могут встраиваться интегрированный регулятор хода, что в целом снижает вес бортовой аппаратуры. При жесткой борьбе за граммы, допускается использовать миниатюрные приемники без корпуса вообще.

В связи с активным применением в сверхлегких летающих моделях литий-полимерных аккумуляторов (у них удельная емкость в разы больше, чем у никелевых), появились специализированные приемники с широким диапазоном питающего напряжения и встроенным регулятором хода:

Подытожим сказанное выше.

  • Приемник работает только в одном диапазоне (поддиапазоне) частот
  • Приемник работает только с одним видом модуляции и кодирования
  • Приемник надо выбирать соответственно предназначению и стоимости модели. Нелогично на модель вертолета ставить АМ-приемник, а на простейшую тренировочную модель – РСМ-приемник с двойным преобразованием.

Центр крена (roll center)

Центр крена автомодели является воображаемой точкой, отмечающей центр, вокруг которого происходит крен автомодели (в поворотах), если смотреть спереди (или сзади).Положение геометрического центра крена диктуется исключительно геометрией подвески.

Официальное определение центра крена звучит так: “Точка на поперечном сечении через любую пару центров колес, в которой боковые силы могут быть применены к подпружиненной массе без создания крена подвески”.Значение центра крена может быть оценено только в том случае, когда учитывается центр массы автомодели.

Если есть различие между положениями центра масс и центра крена, то создается “плечо момента”. Когда автомодель испытывает боковое ускорение в повороте, центр крена перемещается вверх или вниз, и размер плеча момента, объединенный с жесткостью пружин и стабилизаторов поперечной устойчивости, диктует величину крена в повороте.

Как подобрать пульт к радиоуправляемой машине? Настройка радиоуправляемой машины Как изменить частоту на пульте управления машины
Проведите воображаемые линии параллельно рычагам подвески (красного цвета). Затем проведите воображаемые линии между точками пересечения красных линий и нижними центрами колес, как показано на рисунке (зеленого цвета). Точка пересечения этих зеленых линий является центром крена.
Вам необходимо отметить, что центр крена перемещается, когда подвеска сжимается или поднимается, поэтому в действительности это мгновенный центр крена. Насколько этот центр крена перемещается при сжатии подвески, определяется длиной рычагов подвески и углом между верхними и нижними рычагами подвески (или регулируемых тяг подвески).
При сжатии подвески, центр крена поднимается выше и плечо момента (расстояние между центром крена и центром тяжести автомодели (CoG на рисунке)) будет уменьшаться. Это будет означать, что при сжатии подвески (например, при прохождении поворота), автомодель будет иметь меньшую тенденцию крениться (что хорошо, если вы не хотите перевернуться).
Когда вы используете шины с высоким сцеплением (микропористая резина), вы должны установить рычаги подвески таким образом, чтобы центр крена значительно поднимался при сжатии подвески. Дорожные автомодели с ДВС обладают очень агрессивными углами рычагов подвески для поднятия центра крена при прохождении поворотов и предотвращения переворачивания при использовании шин из микропористой резины.
Использование параллельных, равной длины рычагов подвески, приводит к фиксированному центру крена. Это означает, что при наклоне автомодели, плечо момента будет принуждать автомодель крениться все больше и больше. В качестве основного правила, чем выше центр тяжести вашей автомодели, тем выше должен быть центр крена для того, чтобы избежать переворачиваний.

“Bump Steer” – это тенденция колеса поворачивать, когда оно смещается вверх по ходу подвески. На большинстве автомоделей, передние колеса обычно испытывают расхождение (передняя часть колеса перемещается наружу), при сжатии подвески. Это обеспечивает недостаточную поворачиваемость при крене (когда вы сталкиваетесь с выступом при повороте, автомодель стремится выпрямиться). Избыточный “bump steer” увеличивает износ шин и на неровных трассах делает автомодель дерганной.

“Bump Steer” и центр крена
На ухабе, оба колеса поднимаются вместе. При крене, одно колесо поднимается, а другое опускается. Обычно это производит большее схождение на одном колесе и большее расхождение на другом колесе, таким образом обеспечивая эффект поворота.

При простом анализе вы можете просто допустить, что подруливание при крене аналогично “bump steer”, но на практике вещи подобные стабилизатору поперечной устойчивости оказывают влияние, которое это изменяет.”Bump steer” может быть увеличен путем поднятия внешнего шарнира или опускания внутреннего шарнира. Обычно требуется небольшая регулировка.

Заключение

Прочитав статьи по передатчикам и приемникам аппаратуры радиоуправления, вы смогли решить, какая аппаратура вам нужна. Но часть вопросов, как всегда, осталась. Один из них – как покупать аппаратуру: россыпью, или комплектом, в который входит передатчик, приемник, аккумуляторы к ним, сервомашинки и зарядное устройство.

Если это первый аппарат в вашей моделистской практике, – лучше брать комплектом. Этим вы автоматически решаете проблемы совместимости и комплектования. Потом, когда ваш модельный парк увеличится, можно будет докупать отдельно приемники и сервомашинки, уже сообразуясь с иными требованиями новых моделей.

При использовании повышенного напряжения бортового питания с аккумулятором на пяти банках, выбирайте приемник, который может справиться с таким напряжением. Обращайте также внимание на совместимость покупаемого отдельно приемника с вашим передатчиком. Приемники выпускает гораздо большее число фирм, чем передатчики.

Два слова о детали, которой часто пренебрегают начинающие моделисты, – о выключателе бортового питания. Специализированные выключатели изготовлены в вибростойком исполнении. Замена их на непроверенные тумблеры или переключатели от радиоаппаратуры может стать причиной отказа в полете со всеми вытекающими последствиями.

Как настроить радиоуправляемую автомодель?

Настройка модели нужна не только для того, чтобы показывать быстрейшие круги. Для большинства людей это абсолютно не нужно. Но, даже для езды по дачному участку неплохо было бы иметь хорошую и внятную управляемость, чтобы модель идеально слушалась вас на трассе. Эта статья является основой на пути понимания физики машины. Она нацелена не на профессиональных гонщиков, а на тех, кто только начал кататься.

Задача статьи не запутать вас в огромной массе настроек, а немного рассказать о том, что можно изменять и как эти изменения повлияют на поведение машины.
Порядок изменения может быть самый разнообразный, в сети появились переводы книг по настройкам моделей, поэтому некоторые могут кинуть в меня камень, что, мол, не знаю, степень влияния каждой настройки на поведение модели. Скажу сразу, что степень влияния того или иного изменения меняется при изменении шин (внедорожные, дорожная резина, микропора), покрытия. Поэтому, так как статья нацелена на очень широкий круг моделей, было бы не правильно заявлять о порядке внесения изменений и степени их влияния. Хотя об этом я, конечно, расскажу ниже.
Как настраивать машину
В первую очередь надо придерживаться следующих правил: вносить только одно изменение за заезд, чтобы почувствовать, как внесенное изменение повлияло на поведение машины; но самое главное – это во время остановиться. Не обязательно останавливаться тогда, когда вы покажете лучшее время круга. Главное, чтобы вы могли уверенно управлять машиной и справляться с ней в любых режимах. У начинающих эти две вещи очень часто не совпадают. Поэтому для начала ориентир такой – машина должна позволять вам легко и безошибочно проводить заезд, а это уже 90 процентов победы.
Что изменять?
Угол развала колес (Camber)
Угол развала колес – один из основных элементов настройки. Как видно из рисунка, это угол между плоскостью вращения колеса и вертикальной осью. Для каждой машины (геометрии подвески) есть оптимальный угол, который дает наибольшее сцепления колеса с дорогой. Для передней и задней подвески углы разные. Оптимальный камбер меняется с изменением покрытия – для асфальта максимальное сцепление дает один угол, для ковра другой, и так далее. Поэтому, для каждого покрытия этот угол нужно поискать. Изменение угла наклона колес следует производить от 0 до -3 градусов. Больше нет смысла, т.к. именно в этом диапазоне находится его оптимальное значение.
Главная идея изменения угла наклона такая:
«больше» угол – лучше сцепление (в случае «сваливания» колес к центру модели этот угол считается отрицательным, поэтому говорить об увеличении угла не совсем правильно, но мы будем считать его положительным и говорить о его увеличении)
меньше угол – меньше сцепление колес с дорогой
Схождение колес
Схождение задних колес увеличивает стабильность машины на прямой, и в поворотах, то есть, как бы увеличивает сцепление задних колес с покрытием, но снижает максимальную скорость. Как правило, схождение меняется либо установкой разных ступиц, либо опор нижних рычагов. В принципе, и то и другое влияет одинаково. Если требуется лучшая поворачиваемость, то угол схождения следует уменьшать, а если наоборот, нужна недостаточная поворачиваемость, то угол нужно увеличивать.
Схождение передних колес меняется от 1 до -1 градуса (от расхождения колес, до схождения соответственно). Установка этих углов влияет на момент входа в поворот. Это основная задача изменения схождения. Небольшое влияние угол схождения оказывает и на поведение машины внутри поворота.
больше угол – модель лучше управляется и быстрее входит в поворот, то есть приобретает черты избыточной поворачиваемости
меньше угол – модель приобретает черты недостаточной поворачиваемости, поэтому она плавнее входит в поворот и хуже поворачивает внутри поворота
Как подобрать пульт к радиоуправляемой машине? Настройка радиоуправляемой машины Как изменить частоту на пульте управления машины

Как настроить радиоуправляемую автомодель?
Настройка модели нужна не только для того, чтобы показывать быстрейшие круги. Для большинства людей это абсолютно не нужно. Но, даже для езды по дачному участку неплохо было бы иметь хорошую и внятную управляемость, чтобы модель идеально слушалась вас на трассе.

Настройка модели нужна не только для того, чтобы показывать быстрейшие круги. Для большинства людей это абсолютно не нужно. Но, даже для езды по дачному участку неплохо было бы иметь хорошую и внятную управляемость, чтобы модель идеально слушалась вас на трассе.

Задача статьи не запутать вас в огромной массе настроек, а немного рассказать о том, что можно изменять и как эти изменения повлияют на поведение машины.

Порядок изменения может быть самый разнообразный, в сети появились переводы книг по настройкам моделей, поэтому некоторые могут кинуть в меня камень, что, мол, не знаю, степень влияния каждой настройки на поведение модели. Скажу сразу, что степень влияния того или иного изменения меняется при изменении шин (внедорожные, дорожная резина, микропора), покрытия.

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий