Как пользоваться коробкой роботом: правила вождения и эксплуатации

Вертолеты

Как правильно пользоваться роботизированной коробкой передач

Общий вид РКПП
Общий вид РКПП

Роботизированная трансмиссия сочетает в себе функции как АКПП, так и механической коробки передач. Это по сути та же механика, но с автоматическим управлением. Система управления с помощью исполнительных механизмов управляет работой сцепления и переключением передач. При этом переключение происходит так же, как и в механике, только без участия водителя.

Изначально роботизированная КПП создавалась для того, чтобы существенно снизить стоимость коробки передач в сравнении с АКПП и в то же время объединить в себе все достоинства автомата и механики, к которым в первую очередь относятся комфорт и удобство управления.

В автомобилях спортивного класса используется несколько иной тип роботизированной трансмиссии – с двумя сцеплениями. Это позволяет добиться максимально высокой скорости переключения передач.

Преимущества и недостатки роботизированной трансмиссии для наглядности также представим в виде таблицы. Заодно проведем  сравнительную характеристику между двумя видами трансмиссий.

Селектор роботизированной КПП
Классический селектор роботизированной КПП

Итак, робот – это скорее разновидность АКПП или МКПП? Зачастую его приравнивают к модифицированному автомату. На самом деле, в основе робота лежит механическая трансмиссия, завоевавшая это право своей простотой и надежностью. По сути, роботизированная КПП – это та же механика с дополнительными устройствами, отвечающими за переключение передач и управление сцеплением. Т.е. водитель от этих обязанностей освобожден.

Роботизированная коробка встречается как в легковых автомобилях, так и в автомобилях грузовых, а также автобусах, а в 2007 году робот был представлен даже на спортивном мотоцикле.

Схема работы РКПП
Схема работы РКПП

Изначально коробка-робот создавалась для того, чтобы объединить в себе все достоинства коробки-автомат и механической трансмиссии. В первую очередь, сюда относятся комфорт АКПП и надежность с экономичностью механики. Для того, чтобы определить, удалась ли задумка разработчикам, сравним по основным параметрам робота с АКПП и робота с механической трансмиссией.

Смотрите про коптеры:  Разрешение на полет дрона в 2023-м

Коробка передач тойота королла, мкпп, акпп, замена масла

На автомобили Toyota Corolla, Auris с 2006 по 2009 год устанавливали пятиступенчатую механическую или пятиступенчатую роботизированную коробку передач (с двигателем 1ZR-FE). С 2023 года автомобили комплектуют шестиступенчатой механической (с двигателями 1NR-FE и 1ZR-FE) или четырехступенчатой автоматической коробкой передач (только с двигателем 1ZR-FE).

Механические и роботизированная коробки передач выполнены по двухвальной схеме с синхронизированными передачами переднего хода. Коробка передач и главная передача с дифференциалом имеют общий картер. К передней части картера коробки передач присоединен картер сцепления.

Механизм переключения передач пятиступенчатой механической коробки передач отличается от механизма шестиступенчатой КП только отсутствием механизма запрета включения передачи заднего хода.(лавная передача выполнена в виде пары цилиндрических шестерен, подобранных по шуму.

Крутящий момент передается от ведомой шестеони главной передачи на дифференциал и далее на приводы передних колес. Дифференциал конический, двухсателлит-ный. Герметичность соединения внутренних шарниров правого и левого приводов передних колес с шестернями дифференциала обеспечивается сальниками, запрессованными в картер коробки передач.

Роботизированная коробка передач разработана на основе пятиступенчатой механической коробки передач. Для управления на картере коробки передач установлены электроприводы выключения сцепления, выбора и переключения передач. Электроприводами по сигналам датчиков управляет блок управления роботизированной коробкой передач.

Автоматическая коробка передач скомпонована по традиционной планетарной схеме с торможением с фрикционами и соединена с коленчатым валом двигателя через гидротрансформатор. Дифференциал автоматической коробки передач по конструкции полностью аналогичен дифференциалу механической коробки передач.

Для ремонта коробки передач (особенно автоматической) требуется большой набор специальных инструментов, поэтому в данном разделе рассмотрены только проверка масла в коробке передач, снятие и установка коробки передач, замена ее уплотнений и ремонт привода. При необходимости ремонта коробки передач обращайтесь в специализированный сервисный центр.

ПРОВЕРКА УРОВНЯ И ДОЛИВКА МАСЛА В МЕХАНИЧЕСКУЮ И РОБОТИЗИРОВАННУЮ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
Вам потребуются: ключ «на 19», шприц для заправки агрегатов трансмиссии. В механическую и роботизированную коробки передач заливайте масло группы качества no API GL-4, вязкость no SAE 75W. Объем масла в пятиступенчатой КП — 1,9 л, в шестиступенчатой — 2,3 л 1. Выверните пробку наливного отверстия. На автомобилях с роботизированной коробкой передач для доступа к пробке наливного отверстия необходимо снять привод сцепления
АКПП и МКПП Тойота Королла 150: замена робота на механику

Проверьте уровень масла: он должен быть у нижней кромки наливного отверстия или чуть ниже (можно достать до поверхности масла пальцем).При необходимости долейте масло шприцем до момента появления его из наливного отверстия. Заверните пробку наливного отверстия и затяните моментом 39 Н м.

https://www.youtube.com/watch?v=BgZaz5b4JRk

ПРОВЕРКА УРОВНЯ И ДОЛИВКА ЖИДКОСТИ В АВТОМАТИЧЕСКУЮ КОРОБКУ ПЕРЕДАЧ

В автоматическую коробку передач заливайте рабочую жидкость для автоматических трансмиссий типа WS компании Toyota. Объем рабочей жидкости в автоматической коробке передач составляет 2,9 л.

Вам потребуются: ключ «на 19», шприц для заправки агрегатов трансмиссии. 1.    Прогрейте жидкость в автоматической коробке передач до рабочей температуры (70-80 ФС), совершив небольшую поездку. 2.    Установите автомобиль на ровной горизонтальной площадке и затормозите стояночным тормозом. 3.

Нажав на педаль тормоза и удерживая ее нажатой, поочередно установите рычаг селектора во все положения от «Р» (стоянка) до «D» (движение передним ходом) с короткими остановками в каждом положении для заполнения жидкостью гидротрансформатора и гидравлической системы.

После этого установите рычаг селектора в положение «N» (нейтраль). Отпустите педаль тормоза. 4.    Уровень рабочей жидкости в коробке передач проверяют по указателю (щупу), установленному в маслоналивное отверстие в верхней части картера автоматической коробки передач.

По качеству и составу рабочей жидкости можно определить исправность автоматической коробки передач. Автоматическую коробку передач следует отремонтировать при наличии хотя бы одного из следующих признаков снижения качества жидкости: —    запах горелого масла: —    значительное потемнение жидкости: —    заметно наличие большого количества металлических частиц в жидкости.

Вытрите указатель чистой тканью и вставьте в отверстие до упора. 7.    Выньте указатель и по следам рабочей жидкости на нем определите уровень жидкости. Он должен находиться между двумя метками, расположенными с обеих сторон надписи «НОТ». 8.    Если уровень не соответствует норме, долейте жидкость через пробку наливного отверстия.

Недостаточный уровень рабочей жидкости может вызвать целый ряд нарушений работы автоматической коробки передач, так как в его насос вместе с жидкостью будет поступать воздух. При попадании воздуха в жидкость возникают воздушные пузырьки, что приводит к колебаниям давления масла.

Превышать нормальный уровень жидкости также недопустимо. Жидкость, залитая в картер автоматической коробки передач сверх нормы, вспенивается, что приводит к таким же нарушениям работы коробки, что и при недостаточном уровне жидкости, а также к быстрому ухудшению свойств жидкости.

ЗАМЕНА САЛЬНИКОВ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Сальник первичного вала установлен в неразборный узел направляющей втулки подшипника выключения сцепления вместе с передним подшипником первичного вала. Блок направляющей втулки запрессован в картер сцепления. Для выпрессовки и последующей запрессовки блока направляющей втулки требуются специальные приспособления, поэтому при подтекании масла через сальник первичного вала обратитесь для его замены в сервис. В

данном подразделе описана замена сальника хвостовика правой полуосевой шестерни дифференциала, установленного в картере коробки передач. Сальник хвостовика левой полуосевой шестерни дифференциала заменяют аналогично.

Сальник хвостовика полуосевой шестерни дифференциала можно заменить, не снимая коробку передач с автомобиля, предварительно необходимо слить масло из коробки передач.

Вам потребуются: торцовые головки «на 13», «на 30», ключ для гаек колес, отвертка, молоток, оправка. 1.    Установите автомобиль на смотровую канаву или подъемник.АКПП и МКПП Тойота Королла 150: замена робота на механику

Для замены сальника хвостовика правой полуосевой шестерни дифференциала снимите правый привод 3.    Поддев отверткой, извлеките сальник из гнезда в картере коробки передач. 4.    Смажьте рабочую кромку нового сальника тоансмиссионным маслом и запрессуйте его оправкой подходящего диаметра рабочей кромкой внутрь коробки.

Устанавливайте сальник в гнездо коробки передач перед запрессовкой очень осторожно, чтобы не повредить рабочую кромку сальника.

Установите привод переднего колеса. 6.    Залейте масло в коробку передач.СНЯТИЕ И УСТАНОВКА МЕХАНИЧЕСКОЙ И

РОБОТИЗИРОВАННОЙ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ

Вам потребуются: ключи «на 13», «на 18», отвертка с плоским лезвием. 1.    Установите автомобиль на подъемник или смотровую канаву. 2.    Слейте масло из коробки передач. 3.    Снимите двигатель в сборе с коробкой передачАКПП и МКПП Тойота Королла 150: замена робота на механику

Снимите стартер 5.    Выверните три болта бокового.. 6.    …два болта верхнего… 7.    …и два болта нижнего крепления картера сцепления к двигателю. 8.    Снимите коробку передач. 9.    Установите коробку в порядке обратном снятию.

ЗАМЕНА ТРОСОВ ПРИВОДА УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ

Снимите аккумуляторную батарею 2.    Выверните два болта крепления крон штейна патрубков системы охлаждения и от ведите кронштейн в сторону.АКПП и МКПП Тойота Королла 150: замена робота на механикуАКПП и МКПП Тойота Королла 150: замена робота на механикуАКПП и МКПП Тойота Королла 150: замена робота на механику

С помощью отвертки вытяните стопор троса механизма переключения передач.

Поверните гайку на 180° против часовой стрелки и, зафиксировав ее в таком положении, отсоедините трос механизма переключения передач.

Аналогичным образом отсоедините трос выбора передач. Не поворачивайте гайку более 180°, иначе она отделится от внутренней пружины и трос механизма переключения передач окажется непригодным. 12. Отсоедините два жгута проводов от кронштейнов зажимов жгутов проводов. 13.

Снимите четыре фиксатора и отсоедините два троса механизма переключения передач от трансмиссии и кронштейна. 14.    Отверните две гайки, выверните болт и снимите тросы механизма переключения передач в сборе. Установите детали в порядке, обратном снятию.

УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ

Поверните рукоятку рычага переключения передач против часовой стрелки и снимите ее.

Снимите облицовку тоннеля пола 3. Освободите три зажима и отсоедините жгут проводов от рычага переключения передач. Снимите фиксатор и отсоедините трос механизма выбора передач от рычага переключения передач. 5. Отсоедините трос управления механизмом переключения передач от рычага переключения передач.

С помощью отвертки приподнимите стопор троса механизма переключения передач.

Поверните гайку примерно на 180° против часовой стрелки и, зафиксировав ее в таком положении, отсоедините трос механизма переключения передач от держателя рычага переключения передач. Не поворачивайте гайку более 180‘, иначе она отделится от внутренней пружины и трос механизма переключения передач окажется непригодным.

Выверните четыре болта и снимите рычаг переключения передач в сборе. 9.    Установите рычаг на автомобиль в порядке, обратном снятию.

РЕГУЛИРОВКА ПРИВОДА УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ

Снимите тросы привода управления механической коробки передач. С помощью отвертки вытяните фиксатор из регулировочного блока.

Установите трос механизма переключения передач на рычаг переключения передач. Убедитесь в том, что фиксатор выступает из регулировочного блока. Регулируйте длину только в нейтральном положении механизма переключения. 4.    Установите трос механизма выбора передач на рычаг переключения. 5.

РЕГУЛИРОВКА ПРИВОДА УПРАВЛЕНИЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ

Убедитесь что при включении селектора в положение «D» автомобиль движется вперед, а при включении селектора в положение «R» автомобиль движеться назад. Если этого не происходит, следует сделать следующее. Затормозите автомобиль стояночным тормозом.

Поставьте автомобиль на нейтральную передачу.

Снимите облицовку тоннеля пола. Вытяните фиксатор положения троса управления из зацепления.  Установите рычаг селектора в положение «N».  Зафиксируйте положение троса управления, вставив фиксатор на место так, чтобы он надежно зацепился за проточки наконечника троса. Установите снятые детали в порядке, обратном снятию.

СНЯТИЕ И УСТАНОВКА СЕЛЕКТОРА УПРАВЛЕНИЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ

Снимите облицовку тоннеля пола

Снимите фиксатор и отсоедините трос управления автоматической коробкой пеое-дач от селектора. 3.    С помощью отвертки вытяните стопор троса механизма переключения передач. 4.    Поверните гайку примерно на 180° против часовой стрелки и, зафиксировав ее в таком положении, отсоедините трос механизма переключения гередач от держателя рычага переключения передач Не снимайте стопор. В случае снятия установите его на место в исходное положение.

Сожмите фиксатор и отсоедините колодку жгута проводов от датчика положения селектора управления автоматической коробкой передач. 7. Сожмите фиксатор и отсоедините колодку жгута проводов от лампы подсветки селектора управления автоматической коробкой передач.

Освободите четыре зажима и отсоедините жгуты проводов от селектора управления автоматической коробкой передач. Выверните четыре болта и снимите селектор управления автоматической коробкой передач передач в сборе. Установите селектор управления коробкой передач в порядке, обратном снятию.

Робот и автомат

Сравнительную  характеристику между двумя коробками передач представим в виде таблицы. За основу сравнения возьмем ряд параметров.

Итак, что мы имеем: роботизированная КПП более экономична по всем параметрам, но в плане комфорта для водителя все же выигрывает автомат. Таким образом, главное достоинство автоматической коробки передач (комфорт при движении) робот не перенял, по крайней мере, рассматриваемая нами коробка с одним сцеплением.

Посмотрим, как обстоят дела у механики и перенял ли  робот все ее достоинства.

Теперь сравним робот с МКПП.

Какой вывод можно сделать здесь? Робот комфортнее механики, чуть экономичнее, но стоимость самой коробки выйдет дороже. МКПП все-таки остается надежнее робота. Конечно, автомат здесь уступает роботу, но, с другой стороны, еще неизвестно, как поведет себя роботизированная трансмиссия в тяжелых дорожных условиях – чего нельзя сказать о механике.

Роботизированной КПП считается механическая коробка переключения передач с автоматическим электронным блоком управления. От «механики» она наследует надежность и экономичность, а за счет автоматизации управления получает повышенный комфорт и плавность движения. Электронный блок управления считывает сигналы входных датчиков о состоянии автомобиля, скорости вращения вала, положении вилок и селектора и с помощью электрических или гидравлических сервоприводов (в зависимости от модели) посылает команду исполнительным механизмам о переключении передач.

В роботизированных КПП осуществлена функция как автоматического, так и ручного управления. В автоматическом режиме переключением передач заведует электронный блок управления. В ручном режиме, который проще всего обозначить словом «типтроник», водитель самостоятельно выбирает ограничение на переключение передач автоматом и вручную регулирует селектор.

Коробки-роботы имеют уже двадцатилетнюю историю и на протяжении всего этого времени они неизменно эволюционировали в сторону постоянного усложнения конструкции. Современные коробки-роботы можно обнаружить в самых разных автомобилях – от бюджетной Scoda Octavia до суперспортивного «монстра» Lamborghini Aventador. Все это, конечно, очень разные по своей конструкции и цене трансмиссии, но принцип работы у них остается единым.

И если в случае с премиальным спорткаром вы приобретаете и право на абсолютную надежность, то в бюджетных автомобилях среднего класса «роботы» несли в себе весомый ряд как плюсов, так и минусов.

Роботизированные КПП были созданы с идеей повышенного комфорта и экономичности и включали в себя ряд преимуществ «механики» и классических «автоматов»:

  • По надежности «роботы» превосходят как вариаторы, так и гидротрансформаторные АКПП, ведь в их конструкции находится проверенная годами механическая КПП — система, которая знакома каждому водителю и механику.
  • Роботизированные КПП позволяют серьезно экономить на топливе, в сравнении не только с «автоматами», но и подчас с «механикой». В некоторых случаях автомобили с «роботом» показывают экономию в 30% по сравнению с таким же автомобилем с установленной гидротрансформаторной АКПП.
  • «Робот» требует меньшего кочества масла в сравнении с вариатором. От 3 до 5 литров против 7 литров у вариаторов. Это тоже значительный повод для экономии.
  • Число передач может варьироваться от классической шестиступенчатой «механики» до 7-8 скоростей для агрегатов от Audi и BMW. Не так давно концерн Volkswagen анонсировал появление своей роботизированной КПП DSG с десятью передачами.
  • Так как в основе «робота» лежит механическая КПП, то и ремонт механической части может осуществляться в условиях почти любого автосервиса. Для автомастера не станет сложностью замена и ремонт деталей коробки «робота».
  • Ресурс сцепления за счет автоматизации переключения передач повышен на 30-50% в сравнении с «механикой». Электронный блок управления со встроенными алгоритмами переключения передач имеют свою «защиту от дурака» и тем самым не позволяет изнашиваться сцеплению из-за неопытности водителя.
  • Возможность управления в ручном режиме в условиях города и постоянных пробок является существенным преимуществом, не позволяя изнашивать коробку сверх меры.
  • Переключение передач со скоростью в 0,2 секунды для преселективных роботизированных коробок это норма. Такую скорость не продемонстрирует ни «автомат», н средний водитель на «механике».

Это было все, что касается плюсов. Теперь поговорим о минусах, которых тоже не мало и во многом именно они определяют конечный выбор автовладельца.

  • Электронный блок управления – узел очень капризный, боящийся любых излишних нагрузок и, уж тем более, незапланированных модификаций. Чип-тюнинг и перепрошивка ЭБУ в неопытных руках может означать конец для всего сцепления. Как правило, водители не рискуют такими действиями, пока автомобиль находится на официальном гарантийном обслуживании. В целом же блоки управления роботизированных КПП поддаются любым модификациям, но только в опытных руках и за хорошие деньги.
  • Блок управления по-прежнему является больным местом КПП. При неудачной, даже официальной прошивке, возможны сбои в программе ЭБУ, которые приводят к торможению всего сцепления и провалу передач.
  • Ручной режим становится как и плюсом, так и минусом. В условиях загруженного трафика и пересеченной местности он становится вынужденной необходимостью, даже для неопытных водителей.
  • Роботизированные КПП требуют определенных правил эксплуатации, в том числе и в управлении педалями газа и тормоза. Как правило, «роботы» не любят вдавливания газа до упора и, наоборот, легкого нажима на тормоз.
  • При управлении автомобилем с «роботом» следует все время наблюдать за температурой сцепления – перегрев резко снижает износостойкость коробки и ведет к преждевременному ремонту. Поэтому буксование или «лаунч» могут стать для роботизированной КПП последним смертельным номером.

Перед покупкой автомобиля с роботизированной КПП прежде всего стоит задуматься, нужен вам такой вариант трансмиссии или нет.

Если это бюджетный автомобиль, то следует учитывать, что в условиях тяжелого трафика или плохих дорог в зависимости от региона страны классическая «механика» – вариант более предпочтительный и по износостойкости, и по экономичности средств на ремонт.

Роботизированная коробка передач как усовершенствование «механики» и альтернатива «автомату»

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий