- Введение
- Мультикоптер vs самолёт
- Мультикоптер
- Самолёт
- Vtol (вертикальный взлёт и посадка)
- Соображения
- Квадрокоптер своими руками из подручных материалов.
- Материалы исполнения бпла/конструкция
- Особенности выбора комплектующих
- Селфи-дроны, которые взлетели в 2023 году
- Типы рам бпла
- Трикоптер
- Квадрокоптер
- Гексакоптер
- Y6
- Октокоптер
- X8
- Размер бпла
Введение
Использование небольших беспилотных летательных аппаратов для FPV и автономного картографирования становится всё более популярным, особенно на фоне роста популярности дронов для полёта в режиме от первого лица и увеличения доступности деталей. В этой статье рассматриваются несколько соображений касательно вопроса о том, подходит ли самолёт для применения в качестве беспилотника, и, если да, то как выбрать правильный тип.
Мультикоптер vs самолёт
Какие преимущества может предложить самолёт перед мультикоптером? Несмотря на то, что мультикоптер отлично подходит для увлекательного FPV/автономного полёта, его полезная нагрузка и время полёта все еще ограничены, так как чтобы бороться с гравитацией и удерживать беспилотник в воздухе, несущие винты должны постоянно вращаться (а значит расходовать энергию). Самолёты, напротив, используют свои крылья для создания подъёмной силы. Так какой тип лучше? Не считая электронной начинки, такой как передатчик, приёмник, FPV оборудование, контроллер полёта, приведённые ниже особенности кажутся наиболее актуальными для ответа на поставленный вопрос:
Мультикоптер
- Способен взлетать и приземляться вертикально, а также парить на месте.
- Не требуют большого пространства, на котором можно летать, и являются по существу «всенаправленными», способными очень быстро менять направление полёта и скорость.
- Тяга, создаваемая пропеллерами — это то, что удерживает судно в воздухе.
- Менее интуитивен в полёте, учитывая, что судно может менять ориентацию и летать практически в любом направлении, а подвесы могут легко вызвать дезориентацию.
- Мультикоптеры «среднего размера» диаметром от 400 до 600мм являются наиболее распространенными и, как правило, стоят от 200 до 1000$ США за (настроенную) готовую к полёту установку.
- Несмотря на то, что у мультикоптеров значительно меньше движущихся частей, чем у вертолётов, почти любая неисправность квадрокоптера приводит к аварии.
Самолёт
- Запускается вручную, посредством взлётно-посадочной полосы или катапульты и обычно приземляется на относительно ровную траву или взлётно-посадочную полосу.
- Требуется большое открытое пространство для полёта, поскольку маневренность самолёта ограничена (т.е. всегда необходимо двигаться вперед).
- Крылья создают подъёмную силу.
- Более высокая грузоподъёмность.
- Модели исполненные из пены могут быть снисходительными в случае аварии, и большинство можно будет восстановить/отремонтировать.
- Модели с размахом крыла от 500мм до 1.8м являются наиболее распространенными для использования в хобби, а полная установка обычно стоит от 200 до 1000$ США.
- В случае отказа двигателя все еще есть возможность приземления без повреждения самолёта.
Vtol (вертикальный взлёт и посадка)
- Конструкции включают крылья и пропеллеры (на данный момент не так много коммерческих/серийных продуктов).
- Управление все еще довольно сложное для перехода из вертикального полёта в горизонтальный.
- Конструкции сильно отличаются от квадрокоптеров с крыльями или от использования/удлинения опорных рычагов (лучей) беспилотника для включения профилей крыльев.
- Не будет обсуждаться далее в этой статье.
Соображения
- Место запуска: Из-за постоянно присутствующей возможности причинить вред или ущерб человеку или имуществу, БПЛА/беспилотники запрещено запускать над зданиями, в густонаселённых районах или в местах с массовым скоплением людей. Самолёты в идеале требуют больших открытых площадок, тогда как мультикоптеры могут эксплуатироваться в более ограниченных пространствах. Если у вас нет открытого пространства для полёта, то лучше всего использовать небольшой мультикоптер.
- Применение: Мультикоптер как никогда подходит для аэросъёмки/FPV. Картографию и дальние полёты лучше всего реализовывать посредством самолёта.
- Интерес: Это должно быть одним из весомых факторов при выборе, если вам интересен один тип дрона больше, чем другой.
- Бюджет: Наиболее распространенный мультикоптер (размером 500мм), вероятно, будет немного дороже, чем сопоставимый самолёт (с размахом крыла ≈ 1.5м), но ненамного. Насколько вы готовы потерять беспилотник из-за внезапного сбоя или потери контроля, вызывающие бесконтрольное удаление?
- Время полёта: Среднестатистический квадрокоптер, среднего размера будет оставаться в воздухе в течение 10-15 минут (хотя некоторые производители могут увеличить это время до 30-40 минут), в то время как среднестатистический электрический самолёт среднего размера будет обеспечивать около 20-60 минут минуты при «нормальном» использовании (т.е. не полный газ), однако в обоих случаях необходимо учитывать множество различных факторов.
- Контроллер полёта: Не все контроллеры способны управлять всеми типами самолётов. Прежде чем выбрать один из некоторых, убедитесь, что интересующий вас тип самолёта поддерживается контроллером полёта (если вы намеревались его использовать). Как настроить контроллер полёта в этой статье рассматриваться не будет.
Квадрокоптер своими руками из подручных материалов.
Сначала, подобрав размер квадра, приступил к зарисовке чертежа на куске обоев.
Кстати, размер выбрал 45 – универсальный, так как это мой первый дрон, и в каком направлении буду развиваться пока не знаю.
Собрав дома весь стеклотекстолит, приступил к выпиливанию двух одинаковых основ, между которыми будут зажаты лучи.
Материалом для изготовления лучей послужил алюминиевий квадратный профиль 10*10мм
Предварительная версия…
Крепил лучи между основами с помощью винтов и гаек, ничего другого не придумал)
Идём далее…
Ноги, шасси делал также из стеклотекстолита. Нарисовав эскиз, приступил к нарезке заготовок
После чего приступил к мучению шуруповёрта
Несмотря ни на что, дрон всё-таки встал на свои ноги)
А теперь – взвешивание. Вес рамы, без какого-либо оборудования, составил 263 грамма. Я думаю что это достаточно приемлемый вес, а что думаете вы?
Теперь, когда рама собрана, можно приступить к установке комплектующих.
Моторы и регули я выбрал эти:EMAX XA2212 820KV 980KV 1400KV Motor With Simonk 20A ESC
Товарhttp://www.radiocopter.ru/ru/product/1669970/
Мозг, всем известный cc3dCC3D Flight Controller
Товарhttp://www.radiocopter.ru/ru/product/1531419/
Батарея:Аккумулятор литий-полимерный ZIPPY Flightmax 3000mAh 3S1P 20C
Товарhttp://www.radiocopter.ru/ru/product/8851/
Моторы со штатными крестиками крепил к лучам на болты и гайки Моторы установлены. Регуляторы примотал на изоленту, радиаторами к лучам.
Затем плату распределения питания разместил между пластинами стеклотекстолита
Припаял все нужные провода (регуляторов, габаритных огней).
Перфекционистам не смотреть))) Проверил работоспособность…
Установив плату распределения питания, приступил к монтажу мозгов. Банально прилепил их на 2-х сторонний скотч.
Также поступил с приемником
Крепление батареи осуществляется благодаря липучкам на нижней основе квадра.
Вот и всё! Полётный вес квадрокоптера – 993 грамма. Прошив полётный контроллер, пошёл на улицу на первые испытания.
Видео полётов смотрите с 2.50 минуты
Квадрокоптер был построен в конце лета 2023, сейчас начало 2023г. За этот период квадрокоптер побывал в небе достаточное количество времени. В данный момент коптер цел, не было ни одного краша, я его немножко модернизировал, для установки камеры на его борт. В дальнейшем хочу на нём научится летать по fpv. Сейчас потихоньку начинаю собирать Fpv систему, видеопередатчик, приёмник уже заказал))
Спасибо всем кто читал выше изложенное, если есть вопросы, советы, пожелания – пишите в комментариях. Ниже представлены фотографии сделанные камерой, установленной на квадрокоптере, ну и сам коптер.
С Ув. Алексей 15.01.17
§
Сначала, подобрав размер квадра, приступил к зарисовке чертежа на куске обоев.
Кстати, размер выбрал 45 – универсальный, так как это мой первый дрон, и в каком направлении буду развиваться пока не знаю.
Собрав дома весь стеклотекстолит, приступил к выпиливанию двух одинаковых основ, между которыми будут зажаты лучи.
Материалом для изготовления лучей послужил алюминиевий квадратный профиль 10*10мм
Предварительная версия…
Крепил лучи между основами с помощью винтов и гаек, ничего другого не придумал)
Идём далее…
Ноги, шасси делал также из стеклотекстолита. Нарисовав эскиз, приступил к нарезке заготовок
После чего приступил к мучению шуруповёрта
Несмотря ни на что, дрон всё-таки встал на свои ноги)
А теперь – взвешивание. Вес рамы, без какого-либо оборудования, составил 263 грамма. Я думаю что это достаточно приемлемый вес, а что думаете вы?
Теперь, когда рама собрана, можно приступить к установке комплектующих.
Моторы и регули я выбрал эти:EMAX XA2212 820KV 980KV 1400KV Motor With Simonk 20A ESC
Товарhttp://www.radiocopter.ru/ru/product/1669970/
Мозг, всем известный cc3dCC3D Flight Controller
Товарhttp://www.radiocopter.ru/ru/product/1531419/
Батарея:Аккумулятор литий-полимерный ZIPPY Flightmax 3000mAh 3S1P 20C
Товарhttp://www.radiocopter.ru/ru/product/8851/
Моторы со штатными крестиками крепил к лучам на болты и гайки Моторы установлены. Регуляторы примотал на изоленту, радиаторами к лучам.
Затем плату распределения питания разместил между пластинами стеклотекстолита
Припаял все нужные провода (регуляторов, габаритных огней).
Перфекционистам не смотреть))) Проверил работоспособность…
Установив плату распределения питания, приступил к монтажу мозгов. Банально прилепил их на 2-х сторонний скотч.
Также поступил с приемником
Крепление батареи осуществляется благодаря липучкам на нижней основе квадра.
Вот и всё! Полётный вес квадрокоптера – 993 грамма. Прошив полётный контроллер, пошёл на улицу на первые испытания.
Видео полётов смотрите с 2.50 минуты
Квадрокоптер был построен в конце лета 2023, сейчас начало 2023г. За этот период квадрокоптер побывал в небе достаточное количество времени. В данный момент коптер цел, не было ни одного краша, я его немножко модернизировал, для установки камеры на его борт. В дальнейшем хочу на нём научится летать по fpv. Сейчас потихоньку начинаю собирать Fpv систему, видеопередатчик, приёмник уже заказал))
Спасибо всем кто читал выше изложенное, если есть вопросы, советы, пожелания – пишите в комментариях. Ниже представлены фотографии сделанные камерой, установленной на квадрокоптере, ну и сам коптер.
С Ув. Алексей 15.01.17
§
Сначала, подобрав размер квадра, приступил к зарисовке чертежа на куске обоев.
Кстати, размер выбрал 45 – универсальный, так как это мой первый дрон, и в каком направлении буду развиваться пока не знаю.
Собрав дома весь стеклотекстолит, приступил к выпиливанию двух одинаковых основ, между которыми будут зажаты лучи.
Материалом для изготовления лучей послужил алюминиевий квадратный профиль 10*10мм
Предварительная версия…
Крепил лучи между основами с помощью винтов и гаек, ничего другого не придумал)
Идём далее…
Ноги, шасси делал также из стеклотекстолита. Нарисовав эскиз, приступил к нарезке заготовок
После чего приступил к мучению шуруповёрта
Несмотря ни на что, дрон всё-таки встал на свои ноги)
А теперь – взвешивание. Вес рамы, без какого-либо оборудования, составил 263 грамма. Я думаю что это достаточно приемлемый вес, а что думаете вы?
Теперь, когда рама собрана, можно приступить к установке комплектующих.
Моторы и регули я выбрал эти:EMAX XA2212 820KV 980KV 1400KV Motor With Simonk 20A ESC
Товарhttp://www.radiocopter.ru/ru/product/1669970/
Мозг, всем известный cc3dCC3D Flight Controller
Товарhttp://www.radiocopter.ru/ru/product/1531419/
Батарея:Аккумулятор литий-полимерный ZIPPY Flightmax 3000mAh 3S1P 20C
Товарhttp://www.radiocopter.ru/ru/product/8851/
Моторы со штатными крестиками крепил к лучам на болты и гайки Моторы установлены. Регуляторы примотал на изоленту, радиаторами к лучам.
Затем плату распределения питания разместил между пластинами стеклотекстолита
Припаял все нужные провода (регуляторов, габаритных огней).
Перфекционистам не смотреть))) Проверил работоспособность…
Установив плату распределения питания, приступил к монтажу мозгов. Банально прилепил их на 2-х сторонний скотч.
Также поступил с приемником
Крепление батареи осуществляется благодаря липучкам на нижней основе квадра.
Вот и всё! Полётный вес квадрокоптера – 993 грамма. Прошив полётный контроллер, пошёл на улицу на первые испытания.
Видео полётов смотрите с 2.50 минуты
Квадрокоптер был построен в конце лета 2023, сейчас начало 2023г. За этот период квадрокоптер побывал в небе достаточное количество времени. В данный момент коптер цел, не было ни одного краша, я его немножко модернизировал, для установки камеры на его борт. В дальнейшем хочу на нём научится летать по fpv. Сейчас потихоньку начинаю собирать Fpv систему, видеопередатчик, приёмник уже заказал))
Спасибо всем кто читал выше изложенное, если есть вопросы, советы, пожелания – пишите в комментариях. Ниже представлены фотографии сделанные камерой, установленной на квадрокоптере, ну и сам коптер.
С Ув. Алексей 15.01.17
Материалы исполнения бпла/конструкция
Ниже приведены наиболее распространенные материалы исполнения используемые для изготовления рам мультироторных дронов, соответственно список не полный. В идеале рама должна быть жёсткой с минимально возможной передачей вибрации.
Поролон (Пена) — как единственный материал для изготовления рам БЛА используется редко, и, как правило, в комбинации с жёстким каркасом или усиленной конструкцией. Также может применяется в стратегических целях; в качестве защиты несущих винтов (пропеллеров), шасси, не редко выступает в качестве демпфера. Поролон может быть разных типов от мягкого до относительно жёсткого.
Дерево — если в приоритете дешевизна конструкции, то дерево — это отличный вариант, который значительно сократит время сборки и изготовления запасных частей. Древесина достаточно тверда и является проверенным временем материалом. Важно чтобы при изготовлении рамы использовалась идеально прямая древесина (без изгибов и деформации).
Пластик — для большинства пользователей доступен только в виде пластиковых листов. Имеет тенденцию к изгибу и как таковой не идеален. Отлично подходит для изготовления защитного каркаса или шасси. Если вы рассматриваете возможность 3D печати, следует учитывать временной интервал изготовления (возможно проще купить комплект дооснащения UAV frame kit). 3D печать деталей отлично себя зарекомендовала при создании небольших квадрокоптеров.
Алюминий — доходит до потребителя в различных формах и размерах. Вы можете использовать листовой алюминий для исполнения корпуса, либо экструдированный алюминий для реализации лучей дрона. Алюминий не такой лёгкий, по сравнению с углеродным волокном или G10, зато цена и долговечность выступают главными преимуществами материала. Вместо разрушения или трещин, алюминий имеет склонность к изгибу. Для работы с материалом требуется только пила и дрель.
G10 (разновидность стекловолокна) — не смотря на то, что внешний вид и основные свойства практически идентичны с карбоном (углеродным волокном), является менее дорогим материалом. В основном доступен в листовом формате и используется для реализации верхних и нижних пластин рамы. Также в отличии от углеродного волокна, G10 не блокирует радиочастотные волны.
PCB (Печатная плата – пластина из диэлектрика) — по сути аналог стекловолокна, но в отличии от последнего всегда плоские. Иногда используется в качестве верхних и нижних пластин рамы, с целью уменьшения количества используемых деталей (например, плата распределения питания часто встроена в нижнюю панель). Рамы нано/мини квадрокоптеров могут быть исполнены из одной печатной платы включающей в себя всю электронную начинку.
Углеродное волокно — самый востребованный материал из-за лёгкого веса и высокой прочности. Процесс изготовления по прежнему исключительно ручной. Как правило серийно производятся простые формы, такие как плоские листы, трубчатые комплектующие; исполнение сложных трехмерных форм осуществляется на заказ.
Особенности выбора комплектующих
- Моторы. Китайские интернет-магазины обычно хитрят и завышают характеристики. Поэтому для надёжности стоит купить моторы мощнее. Также это даст возможность поднимать более тяжёлую камеру. Также существует две разновидности моторов для квадрокоптера — это коллекторные и бесколлекторные
- Пропеллеры. Их цена зависит от цели вашего коптера. Если в ваши планы не входят более сложные «полёты» — пластиковых пропеллеров будет достаточно. Если же планируете аэрофотосъёмку – придётся брать композитные материалы. Чем дороже пропеллеры, тем они крепче и меньше уйдёт времени на балансировку.
- Пульт, приёмник сигнала. Пульт следует брать вместе с приёмником. В таком случае приёмник будет принимать сигнал, посылаемый с пульта. Нормальные пульты, опять-таки, стоят от тысячи рублей и выше – у них радиус действия выше. Сами же пульты могут иметь кучу ненужных переключателей, которые будут вас путать – такие экземпляры лучше не брать.
- Регуляторы оборотов и батарея. Советуем брать сразу комплект двигателей с контроллерами. Можно обойтись и без этого, но тогда настраивать мощность придётся самим. Батарею следует покупать по мощнее, особенно, если хотите ставить более тяжёлую камеру.
- Контроллер. Контроллеры бывают двух типов. Универсальный удобен тем, что работает на дронах любой сборки, этому способствуют датчики и многофункциональность. Недостатком является цена контроллера – от 17 тысяч рублей. Также его придётся настраивать через специальный софт, написанный под конкретную модель. Специализированный контроллер уже имеет необходимые настройки под конкретный тип коптера.
- Камера. Выбор камеры для коптера – дело непростое. Советуем поставить камеру типа GoPro или аналоги от китайских фирм – их качество не сильно разнится. Главную роль играет вес и угол обзора, о последнем расскажем чуть ниже. Чем массивней камера, тем сложнее будет её от центровать. Вы можете рассчитать положение камеры по формуле L= 2 * tg (A /2) х D , (L – область обзора, A – угол, D – расстояние до пропеллеров).
Селфи-дроны, которые взлетели в 2023 году

С 2023 года селфи-дрон был своеобразным «Святым Граалем» гаджетоманов. Многие стартапы обещали нечто подобное и провалились, несмотря на интерес потребителей и успешный краудфандинг. Lily Drone, Onagofly и Zano никогда не будут летать. Некоторые растворились на просторах интернета, как Roam-E. Впрочем, последний обладал весьма сомнительными аэродинамическими свойствами.
Это означает одно: не так уж и просто разработать мини-квадрокоптер, годный для массового пользователя и массового производства. Радиолюбителю, который собирает собственные беспилотники, проблема может показаться высосанной из пальца, но факты говорят о том, что мелкие западные компании не справились с реализацией этой идеи.
Сейчас на арену вышли крупные китайские производители, и наконец-то стало интересно.
Ход конем успел сделать самый важный игрок, китайская корпорация DJI. 24 мая она выпустила мини-селфи-дрон Spark, и мы уже успели сравнить его со складным квадрокоптером Mavic, еще одним продуктом DJI.
DJI Spark
Но Spark и Mavic все же находятся в разных «весовых» и ценовых категориях. Логичнее проверить, как новый дрон потягается с близкими по размеру, характеристикам и стоимости оппонентами. Поэтому сегодня сравним следующие квадрокоптеры: DJI Spark, Yuneec Breeze, Hover Camera Passport и Zerotech Dobby.
Габариты
Габариты являются одной из решающих характеристик для селфи-дрона. Тот же Lily Drone обладал довольно большим корпусом, что точно могло стать проблемой, если бы квадрокоптер запустили в производство.
Крупные дроны лучше справляются с ветром, к ним цепляют качественные камеры, но кому хочется постоянно таскать на спине чемодан с беспилотником и аксессуарами для него? Компактные фотоаппараты и камкордеры не пережили конкуренции с камерами на телефонах — и дроны движутся в том же направлении.
Стоит отметить, что дроны Dobby и Hover Camera складываются целиком, у Spark снимаются и складываются пропеллеры. У Breeze пропеллеры тоже складываются, но не снимаются. Из-за такого разнообразия конструкций сравнивать их немного сложно.
Zerotech Dobby
Тем не менее, самым компактным остается Dobby, который и в сложенном, и в рабочем состоянии занимает меньше всего места. Второе место занимает Spark, который лишь незначительно больше. Оба беспилотника без труда помещаются на ладони взрослого человека.
Yuneec Breeze
Breeze определенно и крупнее, и тяжелее всех конкурентов: он весит 385 грамм. Сложенный Hover Camera по внешнему виду и размерам напоминает VHS-кассету, а в разложенном становится в два раза больше по площади.
Вес Dobby составляет всего лишь 199 граммов. Когда лучи и пропеллеры дрона убираются внутрь, он напоминает пластиковую мыльницу. Так как снаружи ничего не торчит, гаджет не страшно сунуть в карман или сумку. Слишком грубого обращения устройство не потерпит: мы убедились в этом на собственном горьком опыте.
Hover Camera Passport
Hover Camera по удобству на втором месте. Его легко носить с собой, да и выполненный из углеволокна прямоугольный каркас дрона защищает пропеллеры от человека, а человека — от пропеллеров. Он спокойно переживает падения с небольшой высоты.
DJI Spark
В комплекте со Spark поставляется футляр для переноски, так что кидать дрон в сумку не предполагается. Он выполнен из прочного пластика и вынесет некоторую меру грубого обращения, но без нездорового энтузиазма.
Breeze хранится в собственном кейсе, как Spark, но большего размера. В карман этот дрон не влезет никак.
Полёт
Сразу скажу очевидное: из всех четырех мини-квадрокоптеров хуже всего летает Hover Camera. Во многом это заслуга неудачной аэродинамической формы: дрон похож на кирпич и летает почти так же. Порывистый и сильный ветер коптеру противопоказан. Это не значит, что в помещении он перемещается без проблем. Напротив, в руках неопытного пользователя дрон пересчитает все стены, однако «клетка» благополучно спасет его от повреждений.
Hover Camera Passport
Маленький Dobby крайне своеобразен. Так как он легкий, на ветру его «штормит», но, в целом, управлять им приятно. В помещении он сталкивается с той же проблемой, что и Hover Camera.
Breeze тоже совершенно не предназначен для полетов под крышей, зато на улице он показывает себя с самой лучшей стороны. Вес дает ему преимущество, беспилотник увереннее противостоит воздушной стихии. С другой стороны, это самый медленный дрон из четверки, который разгоняется только до 18 километров в час.
DJI Spark
Spark летает почти так же хорошо, как и его старший брат Mavic Pro. Да, из-за меньшего веса он ощутимо борется с сильным ветром. На качестве съемки «борьба» почти не сказывается из-за комбинации цифровой и физической стабилизации.
У Spark есть еще один «козырь» — его контроллер. Все четыре дрона управляются с помощью смартфонов по Wi-Fi, из-за такого ограничения их диапазоны и скорости почти совпадают.
Однако стоит подключить к Spark его пульт, и беспилотник буквально улетает в космос: становится доступным спортивный режим, высокая скорость и дальность полета в 2 километра (на ваш страх и риск). У Breeze тоже есть пульт и даже FPV-очки, но они никак не влияют на полетные данные квадрокоптера.
FPV-очки для Breeze
Контроллер для Spark
Все четыре дрона умеют распознавать лица и делать селфи, а также автономно следовать за объектом съемки и летать вокруг него. Hover Camera и Spark поддерживают управление жестами. Первый дрон понимает только два жеста — «рожки» дают команду снять селфи, а знак ОК заставляет устройство перестать следовать за владельцем.
Hover Camera
У Spark «словарь» куда обширнее. Одной рукой квадрокоптеру можно приказать отлететь подальше, подлететь поближе, сделать фотографию, а затем он приземлится на открытую ладонь. Доставать смартфон не понадобится, достаточно включить устройство.
DJI Spark
А еще мини-квадрокоптер DJI делает то, чего не умеют и многие «серьезные» беспилотники: он автономно избегает столкновений с препятствиями. Система направлена только вперед и работает на расстоянии 0,2–5 метров.
Качество съемки
Мини-квадрокоптеры с камерами существовали и раньше. Те же Syma и Hubsan произвели немало бюджетных устройств, способных снимать фотографии и видеоролики. Качество и разрешение оставляют желать лучшего, особенно теперь, когда даже бюджетные смартфоны могут похвастаться неплохими камерами.
Фотография, снятая DJI Spark. Автор: Richard Easton
Все четыре героя этой статьи снимают видео в 4K, но на самом деле это нужно для цифровой стабилизации, которая «съедает» часть разрешения. Spark, вдобавок к EIS, обладает еще и механическим двухосевым подвесом. При этом дрон DJI ограничен в разрешении: ему доступно только одно, 1080p/30 кадров в секунду. Самую большую частоту кадров выдает Breeze — 60 кадров в секунду при съемке в 720p.
Фотография, снятая Yuneec Breeze. Автор: Justin Mullet
Параметры у камер дронов очень похожие, но результаты отличаются разительно. Самые качественные кадры делает Spark, от него почти не отстает Breeze, затем следуют Hover Camera и Dobby. Без стабилизации видео с последних двух выглядит неважно, а качество фотографий сильно зависит от освещенности. Если она плохая — у вас получится селфи черной кошки в темной комнате.
Фотография, снятая Hover Camera. Автор: Jackie Peterson
Фотография, снятая Zerotech Dobby. Автор: Damien McFerran
Если использовать эти гаджеты по прямому назначению, то есть для селфи, особенно жаловаться не на что. Все они снимают фото и видео, на которых легко различить довольное лицо владельца. Однако мы живем в мире iPhone Photography Awards, где для впечатляющей съемки достаточно смартфона. Поэтому удовлетворительное качество камеры придется по душе далеко не всем.
Память и карты
Немаловажный вопрос: куда селфи-дроны записывают фото и видео? В дистопичном будущем ответом было бы облако, где корпорации имеют мгновенный доступ ко всей вашей личной информации. В разочаровывающем настоящем гаджеты продолжают хранить часть информации локально.
Dobby, Hover и Breeze оборудованы встроенной памятью: 16, 32 и 16 гигабайт соответственно. На этом все, так как все три квадрокоптера не поддерживают внешних карт.
Spark — зеркальная противоположность, так как он не имеет внутренней доступной для пользователя памяти, зато читает внешние карты. Поддерживается работа с картами micro SD (SDHC, SDXC) стандарта UHS-I. Емкость — от 16 до 64 гигабайт.
Работа с фотографиями и видео осуществляется через приложения, с помощью которых можно расшарить селфи в социальных сетях.
Батареи
Время работы почти всех современных потребительских дронов оставляет желать лучшего. Надежду подают разве что последние разработки DJI, способные продержаться в воздухе по полчаса, да крылатый Parrot Disco, летающий целых 45 минут.
Hover Camera
Селфи-дроны обычно летают десять-пятнадцать минут. К сожалению, почти вся «великолепная четверка» не выходит за эти показатели. Батареи Spark хватает на 16 минут полета, что несколько лучше десяти. Малыш Dobby летает всего лишь 9 минут (которых более чем хватит, чтобы разбить его).
Такой огорчительный недостаток компенсируется дополнительными батареями, продающихся отдельно. Самая дорогая батарея — у Breeze (59,99$), самая дешевая — у Hover (44,99$).
Однако путем нехитрых расчетов выясняется, что дешевле всего каждая минута дополнительного времени обходится для DJI Spark, а аккумулятор Dobby, на самом деле — очень дорогой. Плюс, Breeze и Hover обладают весьма неудобным интерфейсом мобильного приложения, навигация в котором съедает драгоценное время.
Напоследок стоит добавить, что Spark еще и заряжается через USB-порт: медленно, но верно. У конкурентов подобной функции нет, остается надеяться, что для селфи-дронов будущего она станет стандартной.
Стоимость и аксессуары
Самый важный вопрос — вопрос цены. Когда Zerotech Dobby только поступил в продажу, он стоил 399$, но теперь можно найти и более выгодное предложение — 349$ (в США). Средняя цена на AliExpress — 369$. В комплект входит сам квадрокоптер, одна батарея для него, зарядное устройство и кабель USB-C.
Zerotech Dobby
Изначально разработчики Hover Camera Passport просили 599$ за новинку. Прямо сейчас в американском Apple Store дрон продается уже за 499,95$. На AliExpress дрон без доставки стоит около 670$, а на Amazon — уже 799$. В России устройство можно купить за цену от 820$. Комплект включает дрон, две батареи, зарядку и адаптер.
Hover Camera Passport
Yuneec Breeze 4K успел подешеветь с 499$ до 375$ на американском Amazon. Россиянин, решивший сэкономить при помощи AliExpress, к своему неудовольствию обнаружит, что там средняя цена составит 495$ без доставки. Средняя цена по России — 30 000 рублей, на целых 500 рублей дороже. Набор состоит из дрона, аккумулятора, кейса для него, зарядного устройства, запасных пропеллеров, защиты для пропеллеров и USB-кабеля. Купить дрон за 30 000 рублей можно в интернет-магазине Madrobots.
Yuneec Breeze
На официальном сайте DJI селфи-дрон Spark продается за 499$ — но это для США. Для Европы расценки составляют уже 599$ (и 519£), из-за чего и в России он стоит в этом же диапазоне: 40 000–50 000 рублей. За эту сумму вы получаете: дрон, пропеллеры к нему, батарею, micro USB кабель, адаптер и кейс. В Madrobots открыт предзаказ на новинку, которая появится в течение месяца.
DJI Spark
Аксессуары для Dobby и Hover Camera не представляют ничего особенно интересного: это защита и батареи для первого и батареи, кейс, болты и пропеллеры для второго.
Для Breeze есть отдельный набор из FPV-очков и контроллера. Он стоит от 70 (Amazon) до 117 (в России) долларов, и значительно улучшает удобство пользования маленьким беспилотником.
Самая привлекательная дополнительная опция — у Spark. Это вышеупомянутый контроллер, его можно купить отдельно (179€, 149$), либо в составе расширенного набора DJI Spark Fly More Combo. В последнем случае вместе с дроном будущий пилот получает контроллер, две батареи, двойной набор пропеллеров, защиту для них, хаб для зарядки, кабель micro USB, кейс для хранения и сумку для транспортировки.
Типы рам бпла
Трикоптер
Квадрокоптер
Гексакоптер
- Описание: «Гексакоптер» имеет шесть лучей, каждый из которых соединен с мотором. Передней частью гексакоптера принято считать сторону стыка двух лучей, но также передом может считаться и продольный луч.
- Преимущества: При необходимости, конструкция гексакоптера позволяет легко добавить два дополнительных луча и мотора, что позволит увеличить суммарную тягу, в следствии чего дрон сможет поднять больше полезной нагрузки. В случае отказа одного из моторов, допускается вероятность, что дрон сможет осуществить мягкую посадку, а не разбиться. Модульная конструкция рамы. Почти все полётные контроллеры поддерживают эту конфигурацию.
- Недостатки: Громоздкая и дорогостоящая конструкция. Дополнительные двигатели и детали увеличивают вес коптера, соответственно чтобы получить туже продолжительность полёта, что и у квадрокоптера, необходимо устанавливать более ёмкие АКБ.
Y6
- Описание: Конструкция Y6 представляет собой тип гексакоптера у которого в основе не шесть лучей, а три, каждый из которых соединён с парой соосно установленных моторов (итого 6 моторов). При этом стоит обратить внимание, что нижние пропеллеры проецируют тягу вниз.
- Преимущества: Меньшее количество компонентов по сравнению с гексакоптером. Поднимает больше полезной нагрузки по сравнению квадрокоптером. При использовании винтов с встречным вращением исключается гироскопический эффект, как у Y3. В случае отказа одного из моторов, допускается вероятность, что дрон сможет осуществить мягкую посадку, а не разбиться.
- Недостатки: Более дорогой по сравнению с квадрокоптером из-за использования дополнительных деталей, равноценных по стоимости деталям гексакоптера. Дополнительные моторы и детали увеличивают вес коптера, а значит, чтобы получить то же время полёта, что и у квадрокоптера, необходимо будет использовать АКБ большей ёмкости. Как показывает практика, тяга полученная на Y6, немного ниже чем у обычного гексакоптера, вероятно, потому, что нижний винт влияет на тягу верхнего винта. Не все полётные контроллеры поддерживают такую конфигурацию.
Октокоптер
- Описание: У октокоптера восемь лучей, каждый из которых соединен с мотором. Передней частью гексакоптера принято считать сторону стыка двух лучей.
- Преимущества: Больше моторов = больше тяги, и соответственно повышенная избыточность, позволяющая дрону уверенно перемещаться с тяжёлыми и дорогостоящими DSLR камерами.
- Недостатки: Больше моторов = более высокая цена и большой АКБ. Ввиду своей дороговизны актуален только для профессиональной сферы.
X8
- Описание: Конструкция X8 по-прежнему является октокоптером, только не с восемью, а с четырьмя лучами, каждый из которых соединён с парой соосно установленных моторов (итого 8 моторов).
- Преимущества: Больше двигателей = больше тяги, и соответственно повышенная избыточность. Больше шансов мягко посадить дрон в случае отказа мотора.
- Недостатки: Больше моторов = более высокая цена и большой АКБ. Ввиду своей дороговизны актуален только для профессиональной сферы деятельности.
Размер бпла
Беспилотники бывают разных размеров, от «Нано», которые меньше ладони, до крупногабаритных, которые можно перевозить только в кузове грузовика. Для большинства пользователей, которые только начинают познавать беспилотное хобби, оптимальный диапазон размеров, предлагающих наибольшую универсальность и ценность, находится в пределах от 350мм до 700мм. Размером рамы является диаметр наибольшего круга пересекающего каждый из моторов. Запчасти для БПЛА таких размеров имеют широкий спектр цен и самый большой выбор доступных продуктов.