Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками – самоходная установка на Ардуино

Самодельная многоканальная аппаратура радиоуправления

Предисловие.

На фотографиях в этой статье будет немного (много) «колхоза».

Мне понадобилось:

  1. Три микроконтроллера Arduino Nano
  2. Два радиомодуля NRF24l01 с усилителем и внешней антенной
  3. Три односторонние печатные платы 50х70мм
  4. Четыре потенциометра на 10кОм
  5. Четыре ручки для них
  6. Около 22 тактовых кнопок
  7. Четыре тумблера ON-OFF-ON
  8. Два двухосевых джойстика (лучше использовать не для геймпадов)
  9. И пины-соединители
  10. Стабилизаторы питания LM1117-3.3, или аналоги, и другие радиодетали
  11. Всякая мелочёвка: провода, паяльные принадлежности, клеи, скотчи и др.

->>> Arduino Nano на Паркфлаере
Процесс изготовления.

Начну с изготовления

приёмника

. Отрезал два куска по 15 пинов «мама», подключил на них Ардуино. На пины А0-А7 и D2-D8 включительно припаял тройной разъём «папа», где один ряд – сигнальный с Ардуино (отдельный с каждого пина на Дуине), средний – 5В в параллель, крайний, который ближе к названию пина на Ардуино – земля (GND) в параллель.

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

На пины D9-D13 включительно припаял радиомодуль по схеме, но питание впаял в стабилизатор напряжения, на выходе которого электролитический конденсатор 16В 100мкФ и керамический на 100нФ. На вход стабилизатора повесил керамический конденсатор 100нФ (пусть будет). Вход стабилизатора припаял к пину 5В (питаться приёмник будет от регуля напряжением 5В; его надо будет подключить на пин мотора).

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Приклеил радиомодуль к пинам и Ардуино на суперклей с пищевой содой, использованной в качестве отвердителя. Потом я всё залил горячими соплями (термоклеем) для надёжности.

Обратите внимание: пины D0 и D1 (RX и TX) свободны, на них я не паял пины для подключения электроники авиамодели (хотя туда можно подключать электронику). Сделал я это для того, чтобы можно было в далбнейшем подключить вторую Ардуину по Serial для увеличения количества пинов и расширения функционала.

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Теперь принимаюсь за

передающую часть

. Сначала надо было модифицировать джойстик газа, чтоб он был с фиксацией. Для этого я сначала его разобрал и надфилем подточил с двух противоположных краёв стик (он лежит по центру), который скользит по подпружиненной плошадке. Далее собрал его обратно.

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Потом изготовил пульт (корпус передатчика) из нескольких линеек по 20см. Начал с лицевой части. Супеклеем склеил 6 линеек торцами воедино, чтобы получилась досочка (можно было использовать фанеру, но у меня её не было). Просверлил по кругу несколько отверстий, выковырял центральную часть кусачками-бокорезами и канцелярским ножом, выровнял отверстия полукруглым надфилем. Укрепил швы суперклеем с содой в нескольких местах каждый.

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Просверлил отверстия для потенциометров и тумблеров, вкрутил всё это на свои места и изнутри залил термоклеем. Заранее припаял к тумблерам и потенциометрам провода с термоусадкой и пинами «мама». Установил стойки для джойстиков (припаял к ним провода тоже заранее) и выпилил прямоугольник для кнопочной площадки (она с общей землёй), устанавливал её с помощью горячих соплей.

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Прикрепил боковые стенки и днище на термоклей:

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Далее спаял на макетной плате конструкцию, напоминающую приёмник, но с шлейфом проводов « 5В–TX–RX–GND» и выходом с пинами для подключения радиомодуля всё по той же схеме. Думал, что буду питать МК через повышающий до 7-8В модуль (бустер) от одного Li-Ion аккумулятора (3-4,2В), но потом увидите, чем я его заменил.

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Спаял на третьей макетной плате конструкцию с 20 выходами (радиомодуль на эту Дуину не надо будет вешать, поэтому пины D9-D13 включительно освобождаются), шлейфом « 5В–RX–TX–GND» (!!!соединять Ардуины друг с другом надо так: TX одной идёт в RX другой, и наоборот; 5В и GND просто для питания) и штекером для питания, в параллель которому припаян керамический конденсатор на 100нФ (чтобы сглаживать скачки напряжения от бустера).

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Припаял к кнопочной площадке множество проводков, на каждую кнопку по одному, которые пойдут на сигнальные пины Ардуино; общий минус можно втыкать на любой крайний контакт. К светодиодам тоже припаял проводок на «плюс» со штекером «мама», «минус» соединён с общей шиной «минус».

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Сделал из 2см пеноплекса боковые стенки и верхушку, обрезав углы ножом и обточив наждачкой. Присоединил боковые куски на двусторонний скотч, в верхушке сделал отверстие для антенны и радиомодуля. Приклеил верхушку на термоклей к остальному корпусу.

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Чтоб было более красиво, наклеил на эту дырень кусок белого тонкого пластика на двусторонний скотч с отверстием для антенны.

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Нанёс визит к моему другану, рассказал ему о том, что я делаю, и он отдал мне старый пульт от сломанного вертолётика на радио со словами: «На, пригодится». И вправду, мне пригодились антенна (вертолётик был 2,4ГГц) и джойстики, причём газ уже был с фиксацией. Установил джойстики вместо тех с Алиэкспресса, на приёмник припаял отданную антенну (просто она была более длинной, т.к. там был 5см кусок коаксиального провода, который очень хорошо гнулся). На пульт нанёс надписи рядом с джойстиками, тумблерами, потенциометрами и кнопками.

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Для питания использую холдер последовательного соединения для аккумуляторов формата 18650 с Li-Ion аккумуляторами. На холдер приклеил сложенный вдвое липкой стороной внутрь скотч для лёгкого вынимания аккумов, сам холдер держится за липучку, приклеенную на самого него и на корпус передатчика.

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Далее приступил к

написанию прошивки для аппаратуры

в Arduino IDE. Писал три файла .ino: «Transmitter_1» для дуины с кнопками и светодиодами, «Transmitter_2» для дуины с радиомодулем, джойстиками, тумблерами и потенциометрами, «Receiver» для приёмника. В скетчах очень много комментариев для того, чтобы можно было разобраться что где происходит.

Разберём сначала код в файле «Transmitter_1». Для упрощения обработки нажатий на кнопки (или переключения тумблеров) я написал функцию, в параметр которой вписывается пин, с которого надо считывать сигнал, и которая возвращает 0 или 1 (можно было использовать тип данных boolean (8 бит), но потом могут возникнуть проблемы с передачей по Serial, поэтому выбрал byte (8 бит)):

byte bt(int pin){ //тип данных возвращаемого значения byte
pinMode(pin, INPUT_PULLUP);
boolean bt_state = !digitalRead(pin);
if(bt_state == 1){
return 1;
}else{
return 0;
}
}

Для простого зажигания зелёного светодиода написал эту функцию:

void ledon(){
pinMode(3, OUTPUT); //устанавливаем пин 3 как выход
digitalWrite(3, HIGH); //зажигаем
delay(150); //ждём
digitalWrite(3, LOW); //гасим
delay(200); //ждём
}

Эта функция ничего не возвращает, поэтому прописываем «void». Остальной код элементарный и ничего примечательного в нём нет.

Переходим к разбору кода файла «Transmitter_2». В нём используется библиотека «EEPROM» для запоминания значений триммеров. В функции bt() из кода «Transmitter_1» я изменил только тип возвращаемого значения с byte на boolean. Для перевода значений с потенциометров и джойстиков написана функция toservo(), которая принимает пин потенциометра, нижнее значение с потенциометра, верхнее значение с него же и диапазон возвращаемых значений. Функция возвращает значения типа byte.

byte toservo(int potpin, int low, int high, int range){
int lowr = (180 – range) / 2;
int highr = 180 – ((180 – range) / 2);
returnmap(analogRead(potpin), low, high, lowr, highr);
}

Для регулировки яркости всяческой подсветки и иллюминации написана функция toaw(), которая принимает в параметрах пин потенциометра, с которого надо считывать сигнал. Возвращает значения типа byte в диапазоне 0-255. Далее на приёмнике активируется функция analogWrite(), которая создаёт ШИМ на заданном пине.

byte toaw(int potpin2){
returnmap(analogRead(potpin2), 0, 1023, 0, 255);
}

Настройки радиомодуля с помощью библиотек «nRF24l01» и «RF24» спёрты у AlexGyver’а.

Настал черёд приёмника. В его коде ничего примечательного нет, кроме функции биндинга. Если тумблер 4 находится наверху (причём передатчик включен заранее) и включается приёмник, приходит сигнал состояния тумблера 4 и запускается функция биндинга:

boolean motor_flag = 0; //флаг биндинга регуля, по умолчанию опущен

if(recieved_data[8] == 1 && motor_flag == 0){ //если тумблер 4 поднят и флаг мотора опущен
bind(); //начать биндинг
}

void bind(){
//функция ничего не принимает и ничего не возвращает
servo_0.writeMicroseconds(2300);
delay(3000);
servo_0.writeMicroseconds(800);
delay(5000);
motor_flag = 1; //поднимаем флаг
}

Небольшой туториал:

  1. Если первый тумблер находится в верху, двигатель отключен. Если он находится в центральном положении, двигатель управляется потенциометром № 3. Если же он находится внизу, двигатель управляется левым (№ 1) джойстиком по вертикальной (Y) оси.
  2. Если третий тумблер находится вверху, выпускаются шасси и зажигаются посадочные огни. Если он внизу, то только выпускаются шасси.
  3. Для биндинга после включения передатчика надо перевести тумблер № 4 в верхнее положение, включить приёмник, подождать 8 секунд.
  4. Для регулировки яркости посадочных огней надо включить их третьим тумблером, поворачивать второй потенциометр.
  5. Для регулировки яркости иллюминации включить её четвёртым тумблером, поворачивать четвёртый потенциометр.
  6. Для регулировки угла выпуска закрылков, включить их с помощью второго тумблера, поворачивать первый потенциометр.
  7. Для триммировки использовать соответствующие кнопки на кнопочной площадке.
  8. Для сброса триммера определённой оси надо зажать кнопку «сброс триммеров», нажать любую из двух кнопок оси, триммер которой надо сбросить.
  9. Для выбора чувствительности зажать кнопку «чувствительность», нажать кнопку (0/1/2/3) желаемой чувствительности, где: 0 – самый лучший отклик, 3 – самый слабый отклик.

Результат:

Получилась многоканальная (до 32 аналоговых (или цифровых, как сами пожелаете)) аппаратура радиоуправления с несколькими «плюшками» на борту: есть триммеры осей управления (которые не сбрасываются при отключении и можно сбросить отдельно каждый), четыре (0/1/2/3) степени чувствительности (отклика), функция автоматического биндинга регулятора оборотов. В моём варианте аппы реализовано только 8 каналов, а это всего лишь ¼ всех возможных!!!

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Послесловие.
В дальнейших моих планах разработка прошивки с меню (придётся припаять проводки с термоусадкой на оставшиеся кнопки и подключить их на «Transmitter_1»), в котором можно будет настроить диапазон поворота сервопривода определенного канала, фейлсейф (приведение всех каналов в заданное заранее положение при потере сигнала), оповещение о разрядке аккумулятора на модели и др.

Прошивки лежат в архиве на Гугл Диске.
Распиновка (чё куда подключать) для версии прошивки 1.1 в виде таблицы лежит здесь.

О дальности сигнала есть видео у AlexGyver’a (включайте видео на 13 минут 29 секунд, именно в этом месте начинается “тест”):

Испытание самодельной аппаратуры радиоуправления*. #1:
*качалки было лень ставить

Испытание самодельной аппаратуры радиоуправления. #2:

Выражаю благодарность в содействии созданию этого устройства:

Родным за терпение,

Александру Майорову (AlexGyver’у) за предоставленные в описаниях к видео скетчи,

Ивану Хмелевскому за то, что выслушивал, когда я ему поведывал о каждом новом этапе создания аппы.

Всем, кто прочитал данную статью, огромное СПАСИБО!

P.S. Будут вопросы, пишите в комментариях к статье))

§

Предисловие.

На фотографиях в этой статье будет немного (много) «колхоза».

Мне понадобилось:

  1. Три микроконтроллера Arduino Nano
  2. Два радиомодуля NRF24l01 с усилителем и внешней антенной
  3. Три односторонние печатные платы 50х70мм
  4. Четыре потенциометра на 10кОм
  5. Четыре ручки для них
  6. Около 22 тактовых кнопок
  7. Четыре тумблера ON-OFF-ON
  8. Два двухосевых джойстика (лучше использовать не для геймпадов)
  9. И пины-соединители
  10. Стабилизаторы питания LM1117-3.3, или аналоги, и другие радиодетали
  11. Всякая мелочёвка: провода, паяльные принадлежности, клеи, скотчи и др.

->>> Arduino Nano на Паркфлаере
Процесс изготовления.

Начну с изготовления

приёмника

. Отрезал два куска по 15 пинов «мама», подключил на них Ардуино. На пины А0-А7 и D2-D8 включительно припаял тройной разъём «папа», где один ряд – сигнальный с Ардуино (отдельный с каждого пина на Дуине), средний – 5В в параллель, крайний, который ближе к названию пина на Ардуино – земля (GND) в параллель.

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

На пины D9-D13 включительно припаял радиомодуль по схеме, но питание впаял в стабилизатор напряжения, на выходе которого электролитический конденсатор 16В 100мкФ и керамический на 100нФ. На вход стабилизатора повесил керамический конденсатор 100нФ (пусть будет). Вход стабилизатора припаял к пину 5В (питаться приёмник будет от регуля напряжением 5В; его надо будет подключить на пин мотора).

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Приклеил радиомодуль к пинам и Ардуино на суперклей с пищевой содой, использованной в качестве отвердителя. Потом я всё залил горячими соплями (термоклеем) для надёжности.

Обратите внимание: пины D0 и D1 (RX и TX) свободны, на них я не паял пины для подключения электроники авиамодели (хотя туда можно подключать электронику). Сделал я это для того, чтобы можно было в далбнейшем подключить вторую Ардуину по Serial для увеличения количества пинов и расширения функционала.

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Теперь принимаюсь за

передающую часть

. Сначала надо было модифицировать джойстик газа, чтоб он был с фиксацией. Для этого я сначала его разобрал и надфилем подточил с двух противоположных краёв стик (он лежит по центру), который скользит по подпружиненной плошадке. Далее собрал его обратно.

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Потом изготовил пульт (корпус передатчика) из нескольких линеек по 20см. Начал с лицевой части. Супеклеем склеил 6 линеек торцами воедино, чтобы получилась досочка (можно было использовать фанеру, но у меня её не было). Просверлил по кругу несколько отверстий, выковырял центральную часть кусачками-бокорезами и канцелярским ножом, выровнял отверстия полукруглым надфилем. Укрепил швы суперклеем с содой в нескольких местах каждый.

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Просверлил отверстия для потенциометров и тумблеров, вкрутил всё это на свои места и изнутри залил термоклеем. Заранее припаял к тумблерам и потенциометрам провода с термоусадкой и пинами «мама». Установил стойки для джойстиков (припаял к ним провода тоже заранее) и выпилил прямоугольник для кнопочной площадки (она с общей землёй), устанавливал её с помощью горячих соплей.

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Прикрепил боковые стенки и днище на термоклей:

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Далее спаял на макетной плате конструкцию, напоминающую приёмник, но с шлейфом проводов « 5В–TX–RX–GND» и выходом с пинами для подключения радиомодуля всё по той же схеме. Думал, что буду питать МК через повышающий до 7-8В модуль (бустер) от одного Li-Ion аккумулятора (3-4,2В), но потом увидите, чем я его заменил.

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Спаял на третьей макетной плате конструкцию с 20 выходами (радиомодуль на эту Дуину не надо будет вешать, поэтому пины D9-D13 включительно освобождаются), шлейфом « 5В–RX–TX–GND» (!!!соединять Ардуины друг с другом надо так: TX одной идёт в RX другой, и наоборот; 5В и GND просто для питания) и штекером для питания, в параллель которому припаян керамический конденсатор на 100нФ (чтобы сглаживать скачки напряжения от бустера).

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Припаял к кнопочной площадке множество проводков, на каждую кнопку по одному, которые пойдут на сигнальные пины Ардуино; общий минус можно втыкать на любой крайний контакт. К светодиодам тоже припаял проводок на «плюс» со штекером «мама», «минус» соединён с общей шиной «минус».

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Сделал из 2см пеноплекса боковые стенки и верхушку, обрезав углы ножом и обточив наждачкой. Присоединил боковые куски на двусторонний скотч, в верхушке сделал отверстие для антенны и радиомодуля. Приклеил верхушку на термоклей к остальному корпусу.

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Чтоб было более красиво, наклеил на эту дырень кусок белого тонкого пластика на двусторонний скотч с отверстием для антенны.

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Нанёс визит к моему другану, рассказал ему о том, что я делаю, и он отдал мне старый пульт от сломанного вертолётика на радио со словами: «На, пригодится». И вправду, мне пригодились антенна (вертолётик был 2,4ГГц) и джойстики, причём газ уже был с фиксацией. Установил джойстики вместо тех с Алиэкспресса, на приёмник припаял отданную антенну (просто она была более длинной, т.к. там был 5см кусок коаксиального провода, который очень хорошо гнулся). На пульт нанёс надписи рядом с джойстиками, тумблерами, потенциометрами и кнопками.

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Для питания использую холдер последовательного соединения для аккумуляторов формата 18650 с Li-Ion аккумуляторами. На холдер приклеил сложенный вдвое липкой стороной внутрь скотч для лёгкого вынимания аккумов, сам холдер держится за липучку, приклеенную на самого него и на корпус передатчика.

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Далее приступил к

написанию прошивки для аппаратуры

в Arduino IDE. Писал три файла .ino: «Transmitter_1» для дуины с кнопками и светодиодами, «Transmitter_2» для дуины с радиомодулем, джойстиками, тумблерами и потенциометрами, «Receiver» для приёмника. В скетчах очень много комментариев для того, чтобы можно было разобраться что где происходит.

Разберём сначала код в файле «Transmitter_1». Для упрощения обработки нажатий на кнопки (или переключения тумблеров) я написал функцию, в параметр которой вписывается пин, с которого надо считывать сигнал, и которая возвращает 0 или 1 (можно было использовать тип данных boolean (8 бит), но потом могут возникнуть проблемы с передачей по Serial, поэтому выбрал byte (8 бит)):

byte bt(int pin){ //тип данных возвращаемого значения byte
pinMode(pin, INPUT_PULLUP);
boolean bt_state = !digitalRead(pin);
if(bt_state == 1){
return 1;
}else{
return 0;
}
}

Для простого зажигания зелёного светодиода написал эту функцию:

void ledon(){
pinMode(3, OUTPUT); //устанавливаем пин 3 как выход
digitalWrite(3, HIGH); //зажигаем
delay(150); //ждём
digitalWrite(3, LOW); //гасим
delay(200); //ждём
}

Эта функция ничего не возвращает, поэтому прописываем «void». Остальной код элементарный и ничего примечательного в нём нет.

Переходим к разбору кода файла «Transmitter_2». В нём используется библиотека «EEPROM» для запоминания значений триммеров. В функции bt() из кода «Transmitter_1» я изменил только тип возвращаемого значения с byte на boolean. Для перевода значений с потенциометров и джойстиков написана функция toservo(), которая принимает пин потенциометра, нижнее значение с потенциометра, верхнее значение с него же и диапазон возвращаемых значений. Функция возвращает значения типа byte.

byte toservo(int potpin, int low, int high, int range){
int lowr = (180 – range) / 2;
int highr = 180 – ((180 – range) / 2);
returnmap(analogRead(potpin), low, high, lowr, highr);
}

Для регулировки яркости всяческой подсветки и иллюминации написана функция toaw(), которая принимает в параметрах пин потенциометра, с которого надо считывать сигнал. Возвращает значения типа byte в диапазоне 0-255. Далее на приёмнике активируется функция analogWrite(), которая создаёт ШИМ на заданном пине.

byte toaw(int potpin2){
returnmap(analogRead(potpin2), 0, 1023, 0, 255);
}

Настройки радиомодуля с помощью библиотек «nRF24l01» и «RF24» спёрты у AlexGyver’а.

Настал черёд приёмника. В его коде ничего примечательного нет, кроме функции биндинга. Если тумблер 4 находится наверху (причём передатчик включен заранее) и включается приёмник, приходит сигнал состояния тумблера 4 и запускается функция биндинга:

boolean motor_flag = 0; //флаг биндинга регуля, по умолчанию опущен

if(recieved_data[8] == 1 && motor_flag == 0){ //если тумблер 4 поднят и флаг мотора опущен
bind(); //начать биндинг
}

void bind(){
//функция ничего не принимает и ничего не возвращает
servo_0.writeMicroseconds(2300);
delay(3000);
servo_0.writeMicroseconds(800);
delay(5000);
motor_flag = 1; //поднимаем флаг
}

Небольшой туториал:

  1. Если первый тумблер находится в верху, двигатель отключен. Если он находится в центральном положении, двигатель управляется потенциометром № 3. Если же он находится внизу, двигатель управляется левым (№ 1) джойстиком по вертикальной (Y) оси.
  2. Если третий тумблер находится вверху, выпускаются шасси и зажигаются посадочные огни. Если он внизу, то только выпускаются шасси.
  3. Для биндинга после включения передатчика надо перевести тумблер № 4 в верхнее положение, включить приёмник, подождать 8 секунд.
  4. Для регулировки яркости посадочных огней надо включить их третьим тумблером, поворачивать второй потенциометр.
  5. Для регулировки яркости иллюминации включить её четвёртым тумблером, поворачивать четвёртый потенциометр.
  6. Для регулировки угла выпуска закрылков, включить их с помощью второго тумблера, поворачивать первый потенциометр.
  7. Для триммировки использовать соответствующие кнопки на кнопочной площадке.
  8. Для сброса триммера определённой оси надо зажать кнопку «сброс триммеров», нажать любую из двух кнопок оси, триммер которой надо сбросить.
  9. Для выбора чувствительности зажать кнопку «чувствительность», нажать кнопку (0/1/2/3) желаемой чувствительности, где: 0 – самый лучший отклик, 3 – самый слабый отклик.

Результат:

Получилась многоканальная (до 32 аналоговых (или цифровых, как сами пожелаете)) аппаратура радиоуправления с несколькими «плюшками» на борту: есть триммеры осей управления (которые не сбрасываются при отключении и можно сбросить отдельно каждый), четыре (0/1/2/3) степени чувствительности (отклика), функция автоматического биндинга регулятора оборотов. В моём варианте аппы реализовано только 8 каналов, а это всего лишь ¼ всех возможных!!!

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Послесловие.
В дальнейших моих планах разработка прошивки с меню (придётся припаять проводки с термоусадкой на оставшиеся кнопки и подключить их на «Transmitter_1»), в котором можно будет настроить диапазон поворота сервопривода определенного канала, фейлсейф (приведение всех каналов в заданное заранее положение при потере сигнала), оповещение о разрядке аккумулятора на модели и др.

Прошивки лежат в архиве на Гугл Диске.
Распиновка (чё куда подключать) для версии прошивки 1.1 в виде таблицы лежит здесь.

О дальности сигнала есть видео у AlexGyver’a (включайте видео на 13 минут 29 секунд, именно в этом месте начинается “тест”):

Испытание самодельной аппаратуры радиоуправления*. #1:
*качалки было лень ставить

Испытание самодельной аппаратуры радиоуправления. #2:

Выражаю благодарность в содействии созданию этого устройства:

Родным за терпение,

Александру Майорову (AlexGyver’у) за предоставленные в описаниях к видео скетчи,

Ивану Хмелевскому за то, что выслушивал, когда я ему поведывал о каждом новом этапе создания аппы.

Всем, кто прочитал данную статью, огромное СПАСИБО!

P.S. Будут вопросы, пишите в комментариях к статье))

§

Предисловие.

На фотографиях в этой статье будет немного (много) «колхоза».

Мне понадобилось:

  1. Три микроконтроллера Arduino Nano
  2. Два радиомодуля NRF24l01 с усилителем и внешней антенной
  3. Три односторонние печатные платы 50х70мм
  4. Четыре потенциометра на 10кОм
  5. Четыре ручки для них
  6. Около 22 тактовых кнопок
  7. Четыре тумблера ON-OFF-ON
  8. Два двухосевых джойстика (лучше использовать не для геймпадов)
  9. И пины-соединители
  10. Стабилизаторы питания LM1117-3.3, или аналоги, и другие радиодетали
  11. Всякая мелочёвка: провода, паяльные принадлежности, клеи, скотчи и др.

->>> Arduino Nano на Паркфлаере
Процесс изготовления.

Начну с изготовления

приёмника

. Отрезал два куска по 15 пинов «мама», подключил на них Ардуино. На пины А0-А7 и D2-D8 включительно припаял тройной разъём «папа», где один ряд – сигнальный с Ардуино (отдельный с каждого пина на Дуине), средний – 5В в параллель, крайний, который ближе к названию пина на Ардуино – земля (GND) в параллель.

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

На пины D9-D13 включительно припаял радиомодуль по схеме, но питание впаял в стабилизатор напряжения, на выходе которого электролитический конденсатор 16В 100мкФ и керамический на 100нФ. На вход стабилизатора повесил керамический конденсатор 100нФ (пусть будет). Вход стабилизатора припаял к пину 5В (питаться приёмник будет от регуля напряжением 5В; его надо будет подключить на пин мотора).

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Приклеил радиомодуль к пинам и Ардуино на суперклей с пищевой содой, использованной в качестве отвердителя. Потом я всё залил горячими соплями (термоклеем) для надёжности.

Обратите внимание: пины D0 и D1 (RX и TX) свободны, на них я не паял пины для подключения электроники авиамодели (хотя туда можно подключать электронику). Сделал я это для того, чтобы можно было в далбнейшем подключить вторую Ардуину по Serial для увеличения количества пинов и расширения функционала.

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Теперь принимаюсь за

передающую часть

. Сначала надо было модифицировать джойстик газа, чтоб он был с фиксацией. Для этого я сначала его разобрал и надфилем подточил с двух противоположных краёв стик (он лежит по центру), который скользит по подпружиненной плошадке. Далее собрал его обратно.

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Потом изготовил пульт (корпус передатчика) из нескольких линеек по 20см. Начал с лицевой части. Супеклеем склеил 6 линеек торцами воедино, чтобы получилась досочка (можно было использовать фанеру, но у меня её не было). Просверлил по кругу несколько отверстий, выковырял центральную часть кусачками-бокорезами и канцелярским ножом, выровнял отверстия полукруглым надфилем. Укрепил швы суперклеем с содой в нескольких местах каждый.

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Просверлил отверстия для потенциометров и тумблеров, вкрутил всё это на свои места и изнутри залил термоклеем. Заранее припаял к тумблерам и потенциометрам провода с термоусадкой и пинами «мама». Установил стойки для джойстиков (припаял к ним провода тоже заранее) и выпилил прямоугольник для кнопочной площадки (она с общей землёй), устанавливал её с помощью горячих соплей.

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Прикрепил боковые стенки и днище на термоклей:

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Далее спаял на макетной плате конструкцию, напоминающую приёмник, но с шлейфом проводов « 5В–TX–RX–GND» и выходом с пинами для подключения радиомодуля всё по той же схеме. Думал, что буду питать МК через повышающий до 7-8В модуль (бустер) от одного Li-Ion аккумулятора (3-4,2В), но потом увидите, чем я его заменил.

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Спаял на третьей макетной плате конструкцию с 20 выходами (радиомодуль на эту Дуину не надо будет вешать, поэтому пины D9-D13 включительно освобождаются), шлейфом « 5В–RX–TX–GND» (!!!соединять Ардуины друг с другом надо так: TX одной идёт в RX другой, и наоборот; 5В и GND просто для питания) и штекером для питания, в параллель которому припаян керамический конденсатор на 100нФ (чтобы сглаживать скачки напряжения от бустера).

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Припаял к кнопочной площадке множество проводков, на каждую кнопку по одному, которые пойдут на сигнальные пины Ардуино; общий минус можно втыкать на любой крайний контакт. К светодиодам тоже припаял проводок на «плюс» со штекером «мама», «минус» соединён с общей шиной «минус».

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Сделал из 2см пеноплекса боковые стенки и верхушку, обрезав углы ножом и обточив наждачкой. Присоединил боковые куски на двусторонний скотч, в верхушке сделал отверстие для антенны и радиомодуля. Приклеил верхушку на термоклей к остальному корпусу.

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Чтоб было более красиво, наклеил на эту дырень кусок белого тонкого пластика на двусторонний скотч с отверстием для антенны.

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Нанёс визит к моему другану, рассказал ему о том, что я делаю, и он отдал мне старый пульт от сломанного вертолётика на радио со словами: «На, пригодится». И вправду, мне пригодились антенна (вертолётик был 2,4ГГц) и джойстики, причём газ уже был с фиксацией. Установил джойстики вместо тех с Алиэкспресса, на приёмник припаял отданную антенну (просто она была более длинной, т.к. там был 5см кусок коаксиального провода, который очень хорошо гнулся). На пульт нанёс надписи рядом с джойстиками, тумблерами, потенциометрами и кнопками.

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Для питания использую холдер последовательного соединения для аккумуляторов формата 18650 с Li-Ion аккумуляторами. На холдер приклеил сложенный вдвое липкой стороной внутрь скотч для лёгкого вынимания аккумов, сам холдер держится за липучку, приклеенную на самого него и на корпус передатчика.

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Далее приступил к

написанию прошивки для аппаратуры

в Arduino IDE. Писал три файла .ino: «Transmitter_1» для дуины с кнопками и светодиодами, «Transmitter_2» для дуины с радиомодулем, джойстиками, тумблерами и потенциометрами, «Receiver» для приёмника. В скетчах очень много комментариев для того, чтобы можно было разобраться что где происходит.

Разберём сначала код в файле «Transmitter_1». Для упрощения обработки нажатий на кнопки (или переключения тумблеров) я написал функцию, в параметр которой вписывается пин, с которого надо считывать сигнал, и которая возвращает 0 или 1 (можно было использовать тип данных boolean (8 бит), но потом могут возникнуть проблемы с передачей по Serial, поэтому выбрал byte (8 бит)):

byte bt(int pin){ //тип данных возвращаемого значения byte
pinMode(pin, INPUT_PULLUP);
boolean bt_state = !digitalRead(pin);
if(bt_state == 1){
return 1;
}else{
return 0;
}
}

Для простого зажигания зелёного светодиода написал эту функцию:

void ledon(){
pinMode(3, OUTPUT); //устанавливаем пин 3 как выход
digitalWrite(3, HIGH); //зажигаем
delay(150); //ждём
digitalWrite(3, LOW); //гасим
delay(200); //ждём
}

Эта функция ничего не возвращает, поэтому прописываем «void». Остальной код элементарный и ничего примечательного в нём нет.

Переходим к разбору кода файла «Transmitter_2». В нём используется библиотека «EEPROM» для запоминания значений триммеров. В функции bt() из кода «Transmitter_1» я изменил только тип возвращаемого значения с byte на boolean. Для перевода значений с потенциометров и джойстиков написана функция toservo(), которая принимает пин потенциометра, нижнее значение с потенциометра, верхнее значение с него же и диапазон возвращаемых значений. Функция возвращает значения типа byte.

byte toservo(int potpin, int low, int high, int range){
int lowr = (180 – range) / 2;
int highr = 180 – ((180 – range) / 2);
returnmap(analogRead(potpin), low, high, lowr, highr);
}

Для регулировки яркости всяческой подсветки и иллюминации написана функция toaw(), которая принимает в параметрах пин потенциометра, с которого надо считывать сигнал. Возвращает значения типа byte в диапазоне 0-255. Далее на приёмнике активируется функция analogWrite(), которая создаёт ШИМ на заданном пине.

byte toaw(int potpin2){
returnmap(analogRead(potpin2), 0, 1023, 0, 255);
}

Настройки радиомодуля с помощью библиотек «nRF24l01» и «RF24» спёрты у AlexGyver’а.

Настал черёд приёмника. В его коде ничего примечательного нет, кроме функции биндинга. Если тумблер 4 находится наверху (причём передатчик включен заранее) и включается приёмник, приходит сигнал состояния тумблера 4 и запускается функция биндинга:

boolean motor_flag = 0; //флаг биндинга регуля, по умолчанию опущен

if(recieved_data[8] == 1 && motor_flag == 0){ //если тумблер 4 поднят и флаг мотора опущен
bind(); //начать биндинг
}

void bind(){
//функция ничего не принимает и ничего не возвращает
servo_0.writeMicroseconds(2300);
delay(3000);
servo_0.writeMicroseconds(800);
delay(5000);
motor_flag = 1; //поднимаем флаг
}

Небольшой туториал:

  1. Если первый тумблер находится в верху, двигатель отключен. Если он находится в центральном положении, двигатель управляется потенциометром № 3. Если же он находится внизу, двигатель управляется левым (№ 1) джойстиком по вертикальной (Y) оси.
  2. Если третий тумблер находится вверху, выпускаются шасси и зажигаются посадочные огни. Если он внизу, то только выпускаются шасси.
  3. Для биндинга после включения передатчика надо перевести тумблер № 4 в верхнее положение, включить приёмник, подождать 8 секунд.
  4. Для регулировки яркости посадочных огней надо включить их третьим тумблером, поворачивать второй потенциометр.
  5. Для регулировки яркости иллюминации включить её четвёртым тумблером, поворачивать четвёртый потенциометр.
  6. Для регулировки угла выпуска закрылков, включить их с помощью второго тумблера, поворачивать первый потенциометр.
  7. Для триммировки использовать соответствующие кнопки на кнопочной площадке.
  8. Для сброса триммера определённой оси надо зажать кнопку «сброс триммеров», нажать любую из двух кнопок оси, триммер которой надо сбросить.
  9. Для выбора чувствительности зажать кнопку «чувствительность», нажать кнопку (0/1/2/3) желаемой чувствительности, где: 0 – самый лучший отклик, 3 – самый слабый отклик.

Результат:

Получилась многоканальная (до 32 аналоговых (или цифровых, как сами пожелаете)) аппаратура радиоуправления с несколькими «плюшками» на борту: есть триммеры осей управления (которые не сбрасываются при отключении и можно сбросить отдельно каждый), четыре (0/1/2/3) степени чувствительности (отклика), функция автоматического биндинга регулятора оборотов. В моём варианте аппы реализовано только 8 каналов, а это всего лишь ¼ всех возможных!!!

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино
Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками - самоходная установка на Ардуино

Послесловие.
В дальнейших моих планах разработка прошивки с меню (придётся припаять проводки с термоусадкой на оставшиеся кнопки и подключить их на «Transmitter_1»), в котором можно будет настроить диапазон поворота сервопривода определенного канала, фейлсейф (приведение всех каналов в заданное заранее положение при потере сигнала), оповещение о разрядке аккумулятора на модели и др.

Прошивки лежат в архиве на Гугл Диске.
Распиновка (чё куда подключать) для версии прошивки 1.1 в виде таблицы лежит здесь.

О дальности сигнала есть видео у AlexGyver’a (включайте видео на 13 минут 29 секунд, именно в этом месте начинается “тест”):

Испытание самодельной аппаратуры радиоуправления*. #1:
*качалки было лень ставить

Испытание самодельной аппаратуры радиоуправления. #2:

Выражаю благодарность в содействии созданию этого устройства:

Родным за терпение,

Александру Майорову (AlexGyver’у) за предоставленные в описаниях к видео скетчи,

Ивану Хмелевскому за то, что выслушивал, когда я ему поведывал о каждом новом этапе создания аппы.

Всем, кто прочитал данную статью, огромное СПАСИБО!

P.S. Будут вопросы, пишите в комментариях к статье))

Топливо для авиамодельных двигателей своими руками

авиамоделизм — мир увлеченных

pik

pik

piks

Эрзац-топливо для калильных двигателей моделей самолетов.

Что делать, когда не можешь достать метанол? Выкручивайся. Многие авиамоделисты, находящиеся в отдалении от «авиамодельной цивилизации», вынуждены оставить мысль о полетах.

Не стоит опускать руки. Ниже приведены рецепты некоторых составов эрзац топлива, для производства которых достаточно сходить в ближайший магазин хоз. товаров. Проанализировав и поэкспериментировав над составом топливных смесей, мне кажется, можно оживить модельный мотор.

Техническая комиссия в составе пяти человек (инструктор по авиационным видам спорта, заместитель председателя городской федерации авиамодельного спорта, инженер по летательным аппаратам и инженер-патентовед) провела испытания топлива для двигателей с калильным зажиганием, предложенного Н. Голубевым и В. Ивушкиным. Испытания проводились на серийном микродвигателе «Радуга-7», выпускаемом в Перми.

— двигатель хорошо запускается (в подавляющем числе испытаний на запуск уходило менее 1 мин, примерно в половине случаев двигатель был «холодным»);

— при отключении источника питания от калильной свечи двигатель продолжает устойчиво работать;

— максимальные и минимальные устойчивые обороты вращения коленвала со стандартной нагрузкой (воздушный винт 250х150 мм) находились в интервале 1000-12000 об/мин, что полностью удовлетворяет паспортным данным двигателя для топлива, состоящего из 1 части касторового масла и 3 частей этилового или метилового спирта;

— двигатель непрерывно работает без заклинивания до 10 минут;

— испытания двигателя проводились в самом широком диапазоне температур окружающего воздуха в процессе испытаний двигатель в общей сложности проработал 4 часа. Дальнейшие испытания не проводились, так как двигатель отработал паспортный ресурс.

Испытания двигателя проводились в самом широком диапазоне температур окружающего воздуха и влажности (вне помещения).

— топливо предложенного состава работоспособно;

— серийный двигатель на нем работает устойчиво, без снижения основных характеристик;

— предложенное топливо нетоксично, доступно, по розничным ценам дешевле спиртового;

— рекомендовать топливо для использования в технических видах спорта.

Компонент и процентное отношение:

Бензин (марки А-76 или АИ-93) — 26%
Ацетон — 8%
Растворитель для масляных красок (арт. КЛ-095-01-81 или ТУ 205 11.269-80) — 53%
Масло минеральное (марки АС-8 или МС) — 13%

Немного о создании нового топлива и о причинах, побудивших нас заняться поисками новых составов «горючки» для калильных микродвигателей моделей самолетов.

Работая в лаборатории авиамоделизма, мы поставили перед собою задачу найти состав из доступных компонентов, позволяющих эксплуатировать «калилки» без изменения их конструкции. Изучение технической литературы и аналогичных видов топлива позволило выявить более десятка подходящих веществ и приблизительно определить возможное процентное содержание из в будущем горючем. Дальнейшая работа носила экспериментальный характер. Было опробовано свыше 50 различных составов.

Результаты пробных запусков 2,5-кубовиков положительны. Работа на предложенном топливе отличалась лишь повышенным дымовыделением. Перегрев не наблюдался, ресурс калильных свечей аналогичен ресурсу на спиртовом составе. Испытания на ресурс самого двигателя, к сожалению не проводились, так как главной целью была отработка состава для пилотажного мотора.

При наработке ресурса «Радуги-7» 30% запусков были осуществлены с маслом МС-20, остальные – на масле АС-8. результаты одинаковы. В учетом трудностей обеспечения авиационным маслом марки МС-20 можно смело рекомендовать легкодоступное автомобильное АС-8.

Сообщаем еще один аналогичный рецепт топлива. По сравнению с уже предложенным, он имеет ряд преимуществ. Это более плавная регулировка оборотов двигателя (что немаловажно как для пилотажников — кордовиков, так и для всех, у кого мотор оборудован управляемым карбюратором), дымовыделение меньшее, чем даже у спиртовых составов, упрощенное соотношение компонентов.

Компонент и процентное отношение:
Скипидар — 30%
Ацетон — 10%
Растворитель для масляных красок (арт. КЛ-095-01-81 или ТУ 205 11.269-80) — 40%
Масло минеральное (марки АС-8 или МС) — 20%

Топливо для авиамодельных двигателей, рецепты

Топлива с высокой скоростью сгорания создают большое количество газов. Следовательно, чем больше их будет в одном и том же рабочем объеме, тем большего давления можно достичь. Для получения наибольшего количества энергии (от сгорания топлива) следует пользоваться топливными смесями, для сгорания которых требуется незначительное количество кислорода. Кроме того, следует учитывать требование к топливной смеси — во время рабочего процесса она должна охлаждать двигатель. Этим требованиям отвечает прежде всего метиловый спирт. Компоненты из которых готовят авиамодельное топливо.

Рецепты топливных смесей для калильных двигателей

Стандартный рецепт топлива

В качестве основного рецепта калильного топлива используют утвержденный ФАИ (Федерация авиамодельного спорта) для спортивных соревнований состав:

Данный состав топлива можно назвать базовым, так как он как правило гарантирует стабильную работу мотора и хороший ресурс.

Важные особенности смазывающих компонентов, масло.

С другой стороны в более современных оборотистых двигателях типа OS MAX 40VF рекомендуют применять микс высококачественного синтетического моторного масла для двухтактных двигателей и касторового масла. Причем чаще всего для авиамодельных двигателей рекомендуют использовать соотношение 50/50% касторового и синтетического масел.

Важно использовать качественное масло. Хорошее масло оставляет минимальный нагар на поршне и других трущихся деталях. Хорошо смазывает и продлевает ресурс микродвигателя.

Сколько нитрометана добавить?

Для увеличения мощности и стабильности работы микродвигателя в калильное топливо добавляют нитрометан от 1-5 % для «советских» двигателей и 5-15% для остальных.

Моторы выпускаемые в советские годы были адаптированы к стандартному ФАИ-шному рецепту топлива. Нитрометан был доступен очень ограниченному количеству спортсменов по сравнению с сегодняшним днем. Поэтому применять топливо с повышенным содержанием нитрометана (более 3%) может грозить поломкой двигателя. На моем опыте при использовании на двигателях Тайфун-2,5 топливной смеси с 10% содержанием нитрометана мотор выдал 25000 об/мин. но уже на 5 полете рассыпалась головка шатуна, такая ситуация повторилась со следующим мотором. С другой стороны на таких моторах как OS MAX FP по паспорту показано использовать 10% нитрометана.

Я бы рекомендовал использовать топливо с нитрометаном, так как оно улучшается запуск мотора. В процессе работы мотор лучше держит режим, на пониженных оборотах выдает больше мощности. С ним как говориться «убитый» мотор будет работать.

Рецепты топливных смесей для компрессионных моторов.

Стандартным составом топлива для компрессионных авиамодельных двигателей считается следующая смесь.

Так же существует множество рецептов топлива для компрессионных микродвигателей. Я приведу лишь несколько рецептов.

Я всегда использовал стандартный рецепт топлива, который представлен выше, но еще лучшие результаты я получил используя состав топлива где использовал касторовое масло и МС-20 в равных долях. Такой состав я использовал на 4 см.куб моторе OS MAX 25FP.

Этот рецепт, редакция сайта рекомендует если вы затрудняетесь в выборе топливной смеси. Он точно не повредит и даже с подсевшей парой двигатель будет работать.

Для получения больше мощности в топливную смесь добавляют амилнитрит.

Более подробно прочитать о топливных составах можно в книге «Модельные двигатели»

Рекомендованные составы топлива от производителя.

Состав для обкатки и обычных запусков.

Состав для ответственных запусков

Допустимо использовать некоторое количество синтетического масла, но при этом не рекомендуется выводить на максимальные обороты двигатель. Использовать более богатую смесь. Суммарная доля масла должна быть не менее 20%. Нитрометан рекомендуется от 3 до 5 % для более плавной регулировки и мягкой работы. Свеча OS №8.

Состав для обкатки и обычных запусков

Состав для ответственных стартов

Допустимо использовать небольшое количество синтетического масла, в составе касторового масла но при этом не рекомендуется использовать двигатель на бедной смеси, максимальных режимах. Суммарная доля масла должна быть не менее 18%. Нитрометан рекомендуется от 5% для плавной работы и легкой настройки. Свеча рекомендуется O.S A3.

Нельзя использовать синтетическое или отличное от касторового масла, это снижает ресурс работы двигателя. В первые 20 обкаточных полета используйте повышенное количество масла 22-25%.

Общая рекомендация, если у вашего микродвигателя стальная гильза и чугунный поршень, то в составе топлива используйте больше касторового масла до 28%. Да будет нагар, но двигатель проработает дольше

Состав топлива для калильных двигателей.

Состав топлива для калильных двигателей.
Чем различается состав топлива для авиамоделей и автомоделей?
nitro fuel2.1399912236422.prev

Краткий обзор компонентов калильного топлива

Как правило, калильные двигатели работают на специальных составах топлива. Топливо для калильных двигателей — это НЕ бензин! Никогда не пытайтесь заправить калильный двигатель бензином, так как это принесет множество неприятностей. Кроме того, двигатель все равно не будет работать! Давайте ознакомимся с основами состава специального топлива, используемого этими двигателями.

Топливо для калильных двигателей изготавливается из смеси 3-х основных компонентов: метанол (60-80%), нитрометан (5-20%, иногда до 30%) и масло (8-25%).

Метанол иногда называют «древесным спиртом», так как он производится путем гидролиза древесины. Однако, метанол может изготавливаться путем различных способов, и сегодня он обычно изготавливается из природного газа. Метанол служит главным компонентом топлива и обычно является преобладающим компонентом в топливной смеси. Метанол обладает естественным промежуточным охлаждающим эффектом, который помогает охлаждать впуск воздушно/топливной смеси, что означает более холодную, более плотную смесь (больше кислорода) и больший энергетический потенциал. Также, высокая теплота испарения метанола помогает поддерживать более низкие рабочие температуры двигателя, чем с другими видами топлива. Метанол является основным энергетическим компонентом топлива.

nitro fuel4.1399912478888.prev

Также часто упоминается для краткости как НИТРО. Нитрометан производится из пропана. Сам по себе нитрометан даже не является легко воспламеняемым, как некоторые могут подумать. Настоящий потенциал увеличения мощности нитрометана состоит в том, что он поставляет дополнительный кислород в процесс сгорания топлива. Он также действует как топливо, но его молекула несет с собой дополнительный кислород. В некотором смысле нитрометан это нечто вроде химического «наддува» для двигателя. Он помогает доставить больше кислорода в двигатель, чтобы помочь сжечь больше топлива и произвести больше энергии. Типичное содержание нитрометана в 15% вполне вероятно может обеспечить прирост мощности на 13%.

Но еще одной причиной добавления нитрометана является получение более ровной и устойчивой работы двигателя на холостых оборотах.

Также считается, что более высокое содержание нитрометана снижает рабочую температуры двигателя, и это объясняется тем, что чем выше содержание нитрометана, тем более богатую воздушно/топливную смесь необходимо использовать. Это приводит к улучшению охлаждения двигателя за счет теплоты испарения метанола и нитрометана. Этим эффектом можно пользоваться для улучшения условий работы двигателя при различных внешних температурах. Летом двигатель лучше работает на топливе с содержанием нитрометана 15-25%, а зимой и в холодную погоду лучше использовать топливо с содержанием нитрометана 10-15%. Не забывайте о смене свечи накаливания при существенном изменении содержания нитрометана (приблизительно на 10%). Более высокое содержание нитрометана требует использования более холодной свечи накаливания (с более толстой спиралью). Это объясняется снижением октанового числа топлива при увеличении содержания нитрометана и ускорением момента зажигания, более холодная свеча позволяет до некоторой степени отодвинуть момент зажигания.

Для большинства двигателей используемых в радиоуправляемых автомоделях, смесь с 20% нитрометана вероятно будет наилучшим балансом. Большинство двигателей в автомоделях могут использовать топливо вплоть до 30% содержания нитрометана, но скорее всего будет лучше избегать излишнего превышения того, что используется в типичном калильном двигателе. Топливо с содержанием 20% нитрометана является наиболее общей смесью для калильных двигателей и будет верным выбором для большинства пользователей. Следуйте рекомендациям производителя двигателя, и вы будете в безопасности.

nitro fuel5.1399912601773.prev

Смазочная часть топливной смеси также очень интересна. В течение многих лет в этой области велось множество дискуссий и давалось много рекомендаций по изменениям. Первым было касторовое масло. Затем были синтетические масла. Некоторые виды топлива были смешаны полностью на касторовом масле, а некоторые на синтетических маслах. В наши дни, большинство марок топлива содержат комбинацию синтетического и касторового масла.

Касторовое масло является натуральным продуктом, который производится из растений. Это природная смазка, которая обладает некоторыми уникальными свойствами. Когда касторовое масло подвергается высоким температурам, оно начинает разлагаться. Обычно это плохо, когда смазка разлагается в двигателе внутреннего сгорания. Однако, в случае с касторовым маслом, это «разложение» является одним из величайших достоинств! Когда касторовое масло разлагается при высоких температурах, его свойства изменяются и его высокотемпературные смазочная способность в действительности увеличивается! По мере увеличения температуры двигателя, касторовое масло продолжает разлагаться и образует смазочную пленку, которая фактически еще лучше защищает двигатель. С течением времени, эта пленка или отложения (подобно лаку) может также засмаливать поверхности двигателя и вызывать другие проблемы.

С другой стороны, синтетические масла намного чище и обычно не оставляют после себя никаких отложений. Синтетические масла могут смазывать металлические поверхности при высоких оборотах двигателя, когда температура остается более низкой. Однако, когда температура поднимается, синтетические масла могут разлагаться и фактически сгорают, оставляя незначительную защиту для двигателя.

Итак, есть достоинства и недостатки, как у касторового масла, так и у синтетических масел. К счастью, большинство марок топлива для автомоделей использует достоинства каждого типа масла, и содержит смесь касторового и синтетического масла для обеспечения максимальной защиты калильных двигателей при различных условиях эксплуатации.

Добавки к топливу.

Дополнительно к этим 3 основным компонентам топлива, часто используются другие присадки, добавляемые в топливо в небольших количествах, что помогает изменить некоторые характеристики топлива. Среди прочего, эти присадки могут включать анти-вспенивающие добавки и вещества, помогающие предотвратить коррозию внутри двигателя.

Так с составом топлива для калильных двигателей мы разобрались.

Теперь, о том, можно ли использовать один состав топлива для
калильных двигателей авиамоделей и автомоделей? Если нельзя то почему?

Существует несколько точек зрения, которые дают отрицательный ответ на этот вопрос. Т.е. для каждого типа двигателей должен быть свой состав топлива. И вот почему…

1. Тип масла используемого в топливе.

2. Доля масла в составе топлива.

Топливо, разработанное для авиамоделей, обычно содержит от 15% до 20% масла. Тогда как производители, которые действительно понимают требования автомодельных двигателей, обычно замешивают в автомодельное топливо от 8% до 12% масла.

Лучшее топливо для калильного двигателя радиоуправляемой модели

Самое лучшее топливо для калильного двигателя Вашей радиоуправляемой модели, это как бы ни казалось странным – топливо рекомендованное производителем двигателя! J Поэтому лучше начать свое знакомство с топливом именно с топлива РЕКОМЕНДОВАННОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ ДВИГАТЕЛЯ. И настраивать двигатель – тоже, согласно рекомендациям производителя, будь то двигатель автомобиля, грузовика, самолета, вертолета или катера. После того как Вы приобретете опыт и поймете каким образом те или иные компоненты топлива влияют на характеристики Вашего двигателя – Вы можете начать экспериментировать и подобрать оптимальный состав топлива именно для Вашей модели. Только ответственность за новый состав топлива Вы будете брать, в этом случае, на себя. Ведь Вы будете к этому времени – Профессионалом!

Источник

Смотрите про коптеры:  RcHobby - Лучшие настройки ANGLE MODE для TINY WHOOPS
Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий