- Рвет экстру в патроннике тигра…
- Самодельный гусеничный вездеход «марс-3»: фото постройки
- Танк «пантера» — запуск двигателя
- Инерционный стартер двигателей внутреннего сгорания
- Первый трофейный «тигр» – основные средства
- Немецкий танк «тигр в» (по тексту «вестника танковой промышленности» № 10/1944 г.)
- Немецкий танк королевский тигр характеристики устройство
Рвет экстру в патроннике тигра…
Bange Pawl 27.10.2006 – 15:18
Съездил вчера пристрелять Тигра.
Простым охотничьим собрал дырки в центр мишени. Проверил патроны повышенной кучности и чешские на увод. И решил все это под завязку полирнуть “Экстрой” на 200 и 300 метров. Забил магазин. Прицелился. Ба-бах. В ушах звон. Из магазина дым. Крышку над патронником сорвало и развернуло в плоскость. В лоб я ей не получил только благодаря прицелу, в который она уперлась. Смотрю я на все это и понимаю, что что-то не так. Выдираю вручную гильзу. И в том месте, где после выстрела остается вздутие-метка(“идентификатор” гребаный), у нее разрыв вдоль линии канта.
Немного пришел в себя. Осмотрелся. На всех гильзах вздутие, как после прививки, а эту разорвало.
Кроме развернутой крышки повреждений никаких. Вставил три простых охотничьих – нет проблем. Правда не попал даже в мишень на 50. Крышкой оттянуло вверх прицел и все мои труды и куча патронов – в белый свет как в копейку. Отложил я его и взялся за Сако. Ну тут все как по маслу. Одно удовольствие. На 50 метров пять пуль в пятирублевую монету. Потом 100, 150, 200… Короче патроны у меня закончились на 300-т метровой мишени. А пристреливался я на 200. Но мысль о Экстре покоя не дает. Болтается по голове вместе с гулом и звоном в ушах… Короче заряжаю я еще патрон. Эффект тот же. По той же голове. Только достал его уже дома. Затвором уже не выдергивался. Рядом тренировались ребята из ОМОНА. Глядя на все это высказали предположение, что не переваривает Тигр Экстру. За что были награждены оставшимися патронами. Их болтовки вроде бы ее кушают.
Вот теперь сижу и имею:
1. легкую контузию в виде частичной глухоты на правое ухо и звона в ушах;
2. мусор внутри прицела, видимо что то там слегка посыпалось;
3. огромное желание дать кому нибудь в репу за такое соответствие патрона с карабином…
Такие вот пострелушки…
Все это безобразие отснял на фото. Получится выложу сегодня вечером.
Маркировка на пачке : КК 01-02. Промерял сегодня цифровым штангелем оставшиеся дома пять патронов из той пачки – расхождений гильзы-пули-посадки с обычными патронами практически ноль. Масса пули – 13 , пороха – 3,19 . В кинетическом молотке пуля выскочила с первого слабенького удара. Помнится выколачивал пулю из простого охотничьего, думал пол проломлю. Желание пользовать теперь остальную Экстру пропало навсегда… Она хоть и другой партии, но уши дороже.
С уважением,
Геннадий.
KRSK 27.10.2006 – 20:05
Думается, что еще ранее произошел скол патронника. В любом случае это заводской брак и карабин следует отправить на завод для замены.
Посмотрите внимательней на противоположную сторону патронника (очень похоже на трещины). Как бы не разорвало сам патронник!
По поводу баллистических меток остается только удивляться некомпетентности идеологов снижения боевых качеств оружия. Наблюдал на Мосинке, как установлен штырь в ствол. Просверлено отверствие в стволе, установлен штырь с заходом в канал ствола и снаружи все ЗАВАРЕНО газосваркой!!! Можно только догадываться, наcколько послаблен ствол в месте сварки! А всякие неоднородности по прочности рано или поздно дадут трещины. На стволе, кроме того, были отчетливо видны следы ударов молотка. Видимо, ствол от сварки “повело” и его таким образом выравнивали.
Думаю, что следующие фото появятся с разорванными стволами в месте установки штырей (хоть бы этого не случилось). Пока настрел этих стволов неэначительный, т.к. метки начали устанавливать не так давно. А далее…
С ув.
Bange Pawl 28.10.2006 – 12:41
По немногу голова встает на место. Явно малость тупил из за гула в голове. Читал ваши сообщения, но полностью не понимал. Ужас. Сейчас понимаю, что это был диалог с человеком на голове которого ведро, по которому колотят палкой, а ему читают лекцию о возвышенном. Сегодня догадался (сам себе удивляюсь), впихнул порванную гильзу в патронник. Получается, что она рантом не доходит до среза патронника на миллиметр. Видимо еще и зеркало затвора с порядочным зазором. И рвет, и дует гильзы как раз по краю этого скола или брака. Попробую сегодня найти гильзы старые. Где то есть. Нужно посмотреть когда появилась эта пульпа на гильзах. Тогда и выяснится. Скол это или брак заводской при обработке. Прямо Шерлок Холмс. Не поверите, но испытываю удовлетворение от возвращения способности логически рассуждать.
А зачем тогда этот вырез, что на свд, что на моем в нижней части патронника. у меня он в два раза больше чем на СВД Андрея К.
Блин, задолбался редактировать свои посты. Опечаток как… Видимо координация еще пиво пьет. 🙂
Bange Pawl 28.10.2006 – 15:16
Откопал гильзу 97-го года. Все то же вздутие. Да-а-а-а… Это с чем же я в лес ходил… А если бы я не стал менять в этом году прицел на новый и не поехал под него эту Экстру пристреливать. А поехал бы на кабанчика со старым. Да вдруг сдуру для этой Экстры просто ввел бы поправки, положившись на баллистический калькулятор Игоря Борисова.
Поскольку карабин пристрелян на 150 метров и это практически прямой выстрел, а на 20-50 метров по кабану для загона – вообще разницы нет чем стрелять…
Вот был бы номер. Как в той байке. “Ты зачем в лес мил человек с пулеметом? Да говорят у вас тут медведь лютый… Да-а, говорит колхозник, в позапрошлом году на медведя ходили с ружьем, в прошлом с винтовкой, теперь у него еще и пулемет будет…”
Одно могу сказать. Хорошие у нас гильзы у обычных патронов. Вполне заменяют фрагментарное отсутствие патронника. Как, блин, цемент в “Джентельменах удачи” – не отмывается совсем…
Ну чтож. До меня дошло, что сказал Андрей К еще в самом начале обсуждений.
Андрей К
Причина, установлена.
Дальнейшая эксплуатация карабина опасна.
Ствол подлежит замене в заводских условиях.
Злости у меня не убавилось. Просто сформировался вектор ее воздействия.
Спасибо всем за участие.
МЕДСПРАВКИ ПОЛУЧЕНЫ. ФОТОГРАФИИ СДЕЛАНЫ. АДВОКАТ УВЕДОМЛЕН. ДРУЗЬЯ И ТОВАРИЩИ ОПОВЕЩЕНЫ.
Все в позе старта. На сегодняшний день ситуация такова:
“Слоненок радостно посмотрел на аппетитную веточку, растущую с другой стороны клумбы. Это был воспитанный слоненок…”
Поэтому первое письмо сегодня было отправлено в Департамент связи с обшественностью Ижмаша. И как я получу эту веточку, зависит от ответной реакции.
На этом ветку думаю можно закрывать. Если интересно, буду информировать о дальнейших событиях.
С уважением к форумчанам,
Геннадий.
TSV 28.10.2006 – 23:24
Bange Pawl
Да к сожалению. Это факт.
Вычистил ствол и посмотрел внимательно под увеличением. Это не скол. Это заводской брак. “Привет с большого бодуна” ему имя.
Им же хуже. Нет возможности сослаться на черезмерную дозу пороха.
После этого случая владельцам Тигров стоит обратить внимание на свои стволы. Если есть один случай, то может оказаться еще.
Случайно так врезаться невозможно. Говорю, так как работал фрезеровщиком. Слишком большой врез фрезой.
И если его дорезали до определенной глубины, то значит тот чудила-резатель их мог еще таких настрогать за смену.
Даже если он не знал о последствиях, то все-равно ширина вреза слишком велика, и превышает размеры чертежа, по которым чудила работал.
Во-вторых, технологу, который придумал так метить оружие, башку оторвать и яйца подрезать, чтобы идиотов не плодил
Резать патронник, чтобы выдавило гильзу!!
До такого в сумашедшем доме не додумаются.
Фото патронника желательно снять в режиме макро. И кадр покрупнее. Чтобы наглядно было видно, насколько сильно вырезано
Bange Pawl 30.10.2006 – 19:20
Легион я упомянул прочитав в соседней ветке, как человек ждал заказанный там Тигр, а когда дождался, то прежде чем стрельнуть сначала нагемороился с заменой кривой планки и т.д. Это все о том, что в совдепии был цех экспорта и массово-поточный. Сейчас опять :
ООО “Легион”, созданное на базе Ижевского Оружейного завода, предлагает охотничьи карабины: ЛОСЬ, БАРС, СОБОЛЬ, КОРШУН, САЙГА, ТИГР и ТИГР 9.
Особое предложение: Тигр 7,62 и Тигр 9 Вы можете приобрести у нас по цене завода. При этом:
-все нарезные карабины отработаны по кучности стрельбы;
-рама и спусковой крючок покрыты хромом;
-деревянные части изготавливаются из высококачественного ореха с применением оригинальной технологии пропитки.
Всегда в наличии большой выбор готовой продукции.
Доставка: спецсвязь или самовывоз.
А также мы можем изготовить карабин по индивидуальному заказу:
1.выполнить художественную отделку изделия
2.покрыть ствол оксидом
3.использовать нитрид титана для покрытия затворной рамы и спускового крючка
4.изготовить приклад, ложу по заданным параметрам
5.использовать драгоценные металлы при гравировке
6.установить и пристрелять оптический прицел
7.упаковать ружье в кейс или футляр
8.снабдить дополнительными аксессуарами
Та же сортировка – хороший ствол в Легион за
одни деньги, все остальное народу за другие.
Все остальные Легионовские “припарки” боевых качеств оружию не добавляют, но зато значительно прибавляют в цене.
Ну если сидишь ты на “пенках”, ну делай ты остальное на совесть.
На моем Тигре действительно ствол хороший. И никаких Легионов не надо. Если бы не брак патронника. А Экстрой я не стрелял из за ненадобности. Зачем мне в загоне Экстра. Полуоболочка другое дело. Да и то, я практически всегда брал гладкий ствол. Нобелевский патрон магнум с калиберной оригинальной Бреннеке или наши с Полева-3 – мама не горюй. А все остальное 243-м. Тем более новый прицел поставил. Сказка.
Тигр – это скорее из области “хочу и все тут”. Ностальгия. 😊 Однако 😊
А если все у Тигра хорошо, плохая разве машинка? Я помню когда перед охотой проверял, то оболочкой со ста метров шил насквозь 45-ти сантиметровые деревья зимой. Поэтому аккуратно надо с ним в загоне. Тем более с Экстрой 😊
А тюнинг… А нафиг ему тюнинг.
По моему так.
AKF-KZ 30.10.2006 – 23:06
Саныч
…патрон “Экстра” действительно по давлению приближается к патрону 12.7 мм к крупнокалиберному пулеметому и стрелять им из СВД не нужно…
Этой “страшилке” уже несколько лет!!!
Но, что интересно, и никто!, и никогда!, и нигде!, и ни при каких обстоятельствах, не признался – откуда ОНО пошло!!!
Хде , черт возьми, первоисточник оного утверждения!!!???
А то может мы, дураки, и не знаем, что уже лет пять лишних прожили…
И нас таких несколько сот…, а то и тыщь…
Rosich 30.10.2006 – 23:14
TSV
Будете смеяться, то это еще одна проточка-метка 😊
Только она сделана как полагается, небольшой, но чтобы оставить след.
Угол между метками как один из критериев следообразования.
Кстати, метка сделана не четко внизу, а сбоку
Или кадр так снят, что кажется что немного сбоку метка сделана
Сергей, ма моем “Тигре” 2004 г. выпуска, кроме кольцевой у дульца гильзы, никаких дополнительных проточек-меток нет.
TSV 30.10.2006 – 23:37
Rosich
Сергей, ма моем “Тигре” 2004 г. выпуска, кроме кольцевой у дульца гильзы, никаких дополнительных проточек-меток нет.
Прогресс не стоит на месте 😊
Как обычно, на заводе кликнули клич – НАДО сделать рацуху. План по рацухам поджимает.
Вот и учудили еще одну метку.
Заодно этим самым увеличили количество вариантов для метки стволов.
Двух зайцев одним выстрелом хлопнули. И премию получили. Копеечную, зато отчитались о работе.
Заодно и владельца чуть не ухлопали вместе с зайцами.
Вообщем, дело в том, что я видел гильзу от ПМ с такой же грыжей в донной части.
Причем, грыжа была двойной, при этом еще и симметричной.
Сначала не мог врубиться, нахрена же так патронник поганить.
А теперь все встало на свои места. Грыжа давится одинаково, 2 метки.
разница только в их расположении
Вообще-то, из-за одной только метки (на скате или на дульце) я бы ни за что не стал бы брать ствол. Не хватало еще чтобы за свои деньги впаривали туфту порченую. Кто знает как эта метка потом себя поведет? Вдруг гильза лопнет по ней и кусок останется в стволе?
При том, что забугорные делают в 308 без меток, а наши жопу рвут -метят 308 стволы.
Rosich 31.10.2006 – 01:20
TSV
Вообще-то, из-за одной только метки (на скате или на дульце) я бы ни за что не стал бы брать ствол. Не хватало еще чтобы за свои деньги впаривали туфту порченую. Кто знает как эта метка потом себя поведет? Вдруг гильза лопнет по ней и кусок останется в стволе?
Эта метка (на скате) практически незаметна и я сильно сомневаюсь, что из-за нее могут возникнуть проблемы. Я скармливал своему “Тигру” разные патроны, как Барнаульские, так и Новосибирские, лучше всех полетела “Экстра”.
При том, что забугорные делают в 308 без меток, а наши жопу рвут -метят 308 стволы.
Внешний осмотр стреляной гильзы от моего “Вепрь-308” не показал наличия каких-либо особых меток. Насколько я знаю, метить требуется “гражданские” патроны, которые имеют военных собратьев соответствующего калибра. Патрон калибра 7,62х51 мм. на вооружении РА, а также других силовых ведомств, официально, вроде как, не состоит.
Hunt 31.10.2006 – 11:56
Саныч:
Не стоит спешить обвинять меня “в ведении в заблуждение”.
Вот рекламный проспект Новосибирского завода конца 90хх годов – тогда, когда “Тигры” только начали выпускать.
В таком случае нужно писать так: Стрелять
охотничьими
патронами 7.62х54 из
охотничьего
оружия нельзя, так как давление этих патронов равно давлению патрона 12.7мм 😛
Я приводил выше таблицы давлений охотничьих патронов, как видно из таблиц у охотничьих патронов давление 304.
Там нужно еще тогда добавить что стрелять из Тигра 308 патронами 308 совсем нельзя, так как давление
значительно
превышает и.т.д. 😊
А стрелять из Тигра-9 патронами 9.3х64 совсем-совсем нельзя там более чем в полтора раза выше чем у 12.7мм 😊
Так же выше был приведен ответ представителя завода по Экстре, что патрон выполнен согласно ТУ и Тигр расчитан ИМЕННО на эти патроны.
А связывать брак патронника, и Экстру думаю не стоит.
P.S. При сравнении давлений (если учитывать нагрузку на затвор) нужно учитывать и площадь донца патрона, т.е. площадь на которую воздействует это давление. А то получается что патрон 223 с давлением в 313 еще опаснее для тигра нежели Экстра. 😊
TSV:
Будете смеяться, то это еще одна проточка-метка
Только она сделана как полагается, небольшой, но чтобы оставить след.
Угол между метками как один из критериев следообразования.
Кстати, метка сделана не четко внизу, а сбоку…
Интересно что эта проточка, метки не оставляет даже на латунной гильзе. И на фото (на первой странице топика) на СВД такая же “метка”, …уж то и боевое метют 😊
ССВ 31.10.2006 – 14:51
Саныч
Дло в том, что я никого ни в чем не хочу ни убеждать и ни с кем не хочу спорить – каждый сам кузнец своего счастья. Нравится стрелять “Экстрой” – могу только повторить, стреляйте на здоровье – это ваши патроны, ваши винтовки и все остальное, участвующее в процессе – тоже ваше…
Ну, очень верный пост, особенно то место, где про здоровье написано.
Еще раз говорю, это все добром не закончится. И кто хочет дальше продолжать, подобные эксперименты, может нарваться на большие неприятности. По типу оторванной головы.
Для неверующих еще раз пишу, таких случаев много. Основная проблемма в том: что при разрыве гильзы в патроннике, система запирания затвора в коробке, не обеспечивает безопасности стрелка, из-за большого давления коробку просто раздувает, к этому надо добавить и то, что при этом части пороховых газов, которые прорвались в ствол, приводят в работу автомат перезаряжания, что приводит к еще больщей силе выплеванания затворной группы из коробки.
Были случаи когда даже боек вылетал с такой силой, что пробивал крышку ствольной коробки, и человек не пострадал только чудом. Кусок железки застрял в деревянной щеке. А сама винтовка разобралась на части.
GreenG 01.11.2006 – 13:22
BUA50
Точно так. Еще я читал где-то,то ли у Трофимова, то ли оружейном журнале каком, что СВД (соответственно и “Тигр”) изначально проектировался под патроны со стальными гильзами – у них сила сцепления с патронником больше за счет трения. Применять латунные гильзы в “Тигре” нельзя!
В топике размещен юридический документ оформленный должным образом, в нем написано, что патрон Экстра может применяться в карабинах Тигр. Добавлю, это единственный отечественный патрон соответсвующий мировым стандартам точной стрельбы. И очень многие на этом форуме применяют именно его.
Аргументы о том, что что-то где-то написано о том, что нельзя так и останутся пустыми до появления аргументированного и авторитетного заключения несущего юридические обязательства с чьей либо стороны.
Касаемо данного конкретного случая – необходимо ждать заключения завода. Я, на фотографиях вижу откровенный и опасный брак. Повторюсь, гильзы дуты все.
Паршев 01.11.2006 – 15:22
BUA50
Еще я читал где-то,то ли у Трофимова, то ли оружейном журнале каком, что СВД (соответственно и “Тигр”) изначально проектировался под патроны со стальными гильзами – у них сила сцепления с патронником больше за счет трения. Применять латунные гильзы в “Тигре” нельзя!
Эту мульку запустил какой-то чудак много лет назад, и всё гуляет… удивительно.
Причем даже может и не чудак, а вообще на другую букву (т.е. точно не Трофимов). Он видимо не видел “Снайперских” патронов и прочих с омедненной гильзой.
Да и вообще в газоотводках этот фактор малозначим, в отличие, скажем, от систем со свободным затвором/, да и там… Из Макарова и лакированные, и омедненные гильзы вылетают только так.
Самодельный гусеничный вездеход «марс-3»: фото постройки
Лёгкий и практичный гусеничный вездеход: фото пошаговой сборки вездехода с подробным описанием всего процесса изготовления самоделки, а также, видео испытаний.
Далее на фото предоставлен пошаговый процесс сборки гусеничного вездехода своими руками.
Автор использовал двигатель и КПП ВАЗ 2106.
Раздаточная коробка от Нивы.
Подготовлены ступицы и суппорты.
Гусеницы будут сделаны из конвейерной ленты толщиной 10 мм.
Из профильной трубы 40 х 20 х 2 мм нарезаны заготовки для траков гусениц.
Автор изготовил самодельное приспособление для штамповки траков, перед штамповкой заготовки нужно смазывать отработкой моторного масла.
Насверлены отверстия под крепёж.
Траки будут крепиться к ленте вот такими пластинами.
Крепим болтами.
Доработка моста.
Установка суппорта.
Подготовлены рычаги подвески.
Предварительная примерка.
Ведущий мост вездехода.
Опорные колёса на R13.
Дисковые тормоза на ведущем мосту.
Амортизаторы установлены на рычаги подвески.
Механизм натяжения гусеницы.
Примерка ленты.
Примеряем раздаточную коробку.
Процесс установки 4 ступенчатой КПП.
Коробки соединяем вот таким переходником.
Переходим к изготовлению ведущих звёздочек, на каждой звезде будет по 8 зубьев.
Зубья автор изготовил из полиэтилена низкого давления.
Заготовки отпилены на пилораме.
К ступице привариваем гайки, к которым будут крепиться зубья звездочки.
Крепление зуба на ступицу (ступицы обмотаны конвеерной лентой).
Ведущая звезда в сборе.
Согнуты клыки ограничители для траков длиной по 10 см.
Устанавливаем коробку и двигатель.
К раме приварены крепления для двигателя.
Будущая кабина, панель приборов с жигулей шестой модели.
К тракам привариваем грунтозацепы.
Собираем гусеницу, в каждой гусенице по 44 трака.
По задумке автора корпус гусеничного вездехода будет лодкой, поэтому рама была обварена листовым металлом толщиной 1,5 мм.
Днище лодки.
Рычаги управления вездеходом.
Радиатор охлаждения позаимствован от ВАЗ 2108.
Подготовлена выхлопная система.
Пробный выезд самодельной техники.
Кузов автор обшил листовым алюминием.
Автор решил изготовить дуги и натянуть тент.
Испытания.
Под радиатор изготовлен воздухозаборник.
Вездеход также с лёгкостью преодолевает водные преграды, смотрим видео испытаний самоделки.
Автор вездехода Евгений из Витебска решил назвать свой самодельный гусеничный вездеход — «Марс-3».
Танк «пантера» — запуск двигателя
Убедившись в том, что двигатель полностью заправлен и танк «Пантера» готов к движению, можно запустить двигатель. Двигатель запускается при помощи стартера — электрического или инерционного. Инерционным стартером пользуются обычно тогда, когда электрический почему-либо не работает или когда обстановка позволяет двум членам экипажа покинуть свои места в танке на время запуска.
Для запуска двигателя инерционным стартером необходимо:
- Открыть в кормовом листе танка броневую заслонку и в отверстие ввести рукоятку стартера. Два человека, вращая рукоятку, приводят в действие инерционный стартер.
Инерционный стартер включать только в том случае, если его рукоятку возможно вращать со скоростью не менее 50-60 об/мин.
Включается инерционный стартер при помощи тяги, которая выведена к отверстию для пусковой рукоятки инерционного стартера. Для включения стартера тягу необходимо потянуть на себя. - Вставив в гнездо под кнопкой стартера ключ зажигания, повернуть его — в кнопке стартера загорится электролампа; это указывает на то, что зажигание включено.
- Открыть золотники пусковых секций карбюраторов (только при пуске), для чего потянуть на себя за кольцо трос, проходящий по дну танка под сиденьем механика-водителя. После этого, не нажимая на педаль акселератора, нажать на кнопку стартера или потянуть тягу при пользовании инерционным стартером.
Если двигатель не запустился, нужно через 5-10 секунд вновь нажать на кнопку. Кнопку держать нажатой не более 3-5 секунд. Если двигатель не работал длительное время, необходимо перед началом запуска его прокачать, пользуясь приводом для ручной подкачки, топливную систему и только после этого начинать запуск. Рычаги привода для ручной подкачки находятся непосредственно у топливных насосов. На некоторых танках вместо привода для ручной подкачки имеется электрический топливный насос, кнопка которого расположена на щитке приборов.
Инерционный стартер двигателей внутреннего сгорания
Изобретение относится к транспортному машиностроению и служит для запуска двигателей внутреннего сгорания с большим рабочим объемом, имеющих элементы трансмиссии (большегрузные автомобили, сельскохозяйственная и строительная техника). В инерционном стартере, предназначенном для пуска двигателя, в качестве инерционной массы (маховика) используются элементы трансмиссии, а именно муфта сцепления и вал(ы) коробки передач, что позволяет применять для запуска двигателя как стартер, так и аккумулятор меньшей мощности (себестоимости), при этом достигается значительное увеличение пусковой частоты, что обеспечивает весьма надежный пуск двигателя, а также, в отличие от других инерционных систем, не занимает так называемое подкапотное пространство. Изобретение обеспечивает уменьшение массогабаритных и мощностных показателей стартера и аккумулятора с одновременным повышением пусковой частоты. 2 ил.
Изобретение относится к пусковым устройствам двигателей внутреннего сгорания, в частности к стартерам двигателей большого рабочего объема (литража).
Способ запуска двигателя включает предварительное аккумулирование механической энергии в системе, которая является своеобразным маховиком, и затем передачу ее на коленчатый вал двигателя. Пусковая инерционная система состоит из обычных, штатных, составляющих трансмиссию частей и включает в себя: маховик двигателя, диск сцепления, прижимной диск, выжимной подшипник, пусковую шестерню, валы коробки передач с шестернями и стартер. Известно, что мощность стартера зависит от момента сопротивления проворачиванию коленчатого вала и минимальной частоты вращения коленчатого вала, при которой в цилиндрах начинается вспышка (пусковая частота). Так минимальная пусковая частота современных карбюраторных двигателей равна 40 — 50 об/мин, а дизелей 100 — 250 об/мин. С возрастанием момента сопротивления растет мощность стартера, вместе с которой растет и мощность аккумуляторной батареи. Целью изобретения является уменьшение массогабаритных и мощностных показателей стартера и аккумулятора с одновременным повышением пусковой частоты. Известен инерционный стартер для запуска двигателей внутреннего сгорания, содержащий стартер, маховик, ротор, муфту сцепления магнитного типа, обеспечивающую соединение и разъединение ротора с маховиком (авт.св. СССР N 1588897, кл. F 02 N 5/04), основным недостатком которого является то, что используется определенное количество дополнительных деталей в качестве инерционной массы. Предлагаемая пусковая инерционная система состоит из обычных, составляющих трансмиссию частей и включает в себя: маховик 1, диск сцепления 2, прижимной диск 3, выжимной подшипник 4, пусковую шестерню 5, расположенную на первичном валу 11, коробки передач 12, шестерни стартера 6, стартера 7, расположенного на коробке передач 12, шестерни 8 первичного вала 11, шестерни 9 вторичного вала 10, которые постоянно находятся в зацеплении между собой (фиг. 1).
Инерционный стартер для двигателей внутреннего сгорания, содержащий электростартер, расположенный на коробке переменных передач и соединенный пусковой шестерней с элементами трансмиссии, отличающийся тем, что электростартер совместно с пусковой шестерней и элементами трансмиссии выполнен с возможностью образования инерционной системы с массой, достаточной для накапливания механической энергии, позволяющей осуществить запуск двигателя, при этом инерционная система выполнена с возможностью ее плавного соединения с двигателем внутреннего сгорания.
Рисунок 1, Рисунок 2
Первый трофейный «тигр» – основные средства
Александр Протасов, к.т.н.
История появления в Красной Армии немецкого тяжелого танка T-VI H «Тигр» в качестве трофея малоизвестна и интересна. Этот танк был подбит советскими артиллеристами в бою под Ленинградом, между рабочими поселками № 5 и 6, в январе 1943 г. и остался на нейтральной полосе. О машине непривычного вида и настойчивом стремлении немцев эвакуировать ее к себе в тыл доложили командованию. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, в то время координировавший боевые действия Ленинградского и Волховского фронтов по прорыву блокады Ленинграда, заинтересовался этим сообщением. Он приказал немедленно создать специальную группу для захвата подбитого танка, его доставки в расположение наших войск для тщательного обследования.
В группу, возглавленную старшим лейтенантом А.И. Косыревым, вошли танкисты-ремонтники, саперы и автоматчики. Ночью 17 января, несмотря на непрерывный артиллерийский обстрел подбитого танка противником и неизбежные при этом потери, она обследовала танк. Внутри корпуса, на трансмиссии обнаружили фугас с детонатором, который своевременно обезвредили. Он-то и был причиной непрерывного обстрела танка противником, стремившегося вызвать детонацию фугаса и уничтожить секретную машину. Выявили и характер повреждения, приведшего к потере подвижности: бронебойный снаряд (болванка) попал в четвертый каток левого борта, застрял в нем и заклинил движитель. Буксировать подбитую машину можно было только волоком с помощью нескольких тяжелых танков – потребовалось четыре КВ-1.
В расположении советских войск ремонтники освободили опорный каток от застрявшего в нем снаряда, и танк получил возможность самостоятельного движения: его двигатель и трансмиссия были исправны. Из формуляра машины следовало, что это тяжелый танк Т-VI Н «Тигр» под номером первым. Так, довольно неудачно, закончились его войсковые испытания. После ознакомления с техническими особенностями «Тигра» Г.К. Жуков распорядился отправить его на подмосковный полигон для испытаний, чтобы советские танкисты, артиллеристы и танкостроители смогли детально изучить немецкую новинку и принять соответствующие меры.
Т-VI Н «Тигр» был разработан и изготовлен немецкой машиностроительной фирмой «Хеншель» в г. Кассель под руководством главного конструктора Э. Адерса летом 1942 г. на конкурсной основе. Соперничавший проект разрабатывался машиностроительной фирмой «Порше-КГ» под руководством проф. Ф. Порше и проиграл из-за электрической трансмиссии, требовавшей для изготовления много дефицитной меди.
Танк Э. Адерса имел типичную для немецкого танкостроения того времени компоновку, предусматривающую переднее, совмещенное с трансмиссионным, отделение управления, боевое отделение в средней части машины и моторное сзади. При этом обеспечивался хороший обзор дороги и местности перед машиной, меньшие по сравнению с другими схемами габаритная длина корпуса и вылет ствола пушки за его лобовую часть, но получалась большая габаритная высота машины, а расположенные спереди ведущие колеса были более уязвимы при обстреле лобовой части.
Корпус танка имел коробчатое сечение с вертикальными бортами, верхняя часть которых располагалась над гусеницами. На крыше корпуса, на шариковой опоре устанавливалась цилиндрическая башня с неподвижной командирской башенкой, обеспечивавшей круговой обзор. Амбразура, расположенная в передней части, закрывалась бронированной маской. Башня вращалась с помощью гидравлических и механических приводов.
Посадка экипажа в танк производилась через люки, расположенные в передней части крыши корпуса и на крыше башни. В днище имелся аварийный люк-лаз. Специальные козырьки защищали смотровые приборы от грязи и снега при движении танка. Для его буксировки в лобовой и кормовой части корпуса имелись буксирные петли.
Бронирование защищало экипаж, внутренние агрегаты танка и боеприпасы от поражения бронебойными снарядами среднекалиберной артиллерии на дистанции 500 м и большей. Оно изготавливалось из катаных листов гомогенной хромоникельмолибденовой стали средней твердости, которые соединялись электросваркой в шип. Толщина лобовых листов корпуса и башни составляла 100 мм, бортовых – 62 и 82 мм, кормовых – 82 мм, а крыши и днища – 28 мм. Необходимо отметить, что лобовые и кормовые листы корпуса располагались к вертикальной плоскости под углами 9 – 22°, что дополнительно повышало их защитные свойства.
Вооружение состояло из 88-миллиметровой танковой пушки KwK-36L/56, установленной в маске башни, и двух 7,92-мм пулеметов MG 34. Один из них был спарен с пушкой, а другой устанавливался в шаровой опоре в верхнем лобовом листе корпуса. Полуавтоматическая пушка имела длину ствола в 56 калибров, дульный тормоз, систему продувки ствола сжатым воздухом после выстрела, гидромеханический подъемный механизм и электроспуск. Ее бронебойно-трассирующий снаряд имел массу 10,2 кг и начальную скорость 820 м/с. С расстояния 1 000 м он пробивал танковую броню толщиной 115 мм. Наведение пушки на цель, прицеливание, наблюдение за результатами стрельбы и корректировка велись с помощью телескопического прицела. Боекомплект танка был большим: 92 унитарных артиллерийских выстрела и 5 700 патронов к пулеметам.
Обзорность в боевой обстановке обеспечивали три смотровые щели с защитными стеклами в верхнем лобовом листе корпуса и в бортах башни, а также десять перископических приборов наблюдения, установленных в люках крыши корпуса, башне и командирской башенке. Не просматриваемое пространство составляло: смотровой щели механика-водителя – 6 м, смотровых щелей башни – 11 м, перископических приборов люков крыши корпуса – 9 м и командирской башенки – 16 м. Танковая приемно-передающая телефонно-телеграфная УКВ-радиостанция 10WSc/4kWEc обеспечивала связь на ходу в телефонном режиме на расстояние 2 – 3 км. Для внутренней связи имелось переговорное устройство на пять абонентов.
В моторном отделении устанавливался 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения «Майбах» HL210P45 с номинальной мощностью 478 кВт (650 л.с.) при 3 200 мин -1 , позволявший танку двигаться с неплохой для него максимальной скоростью 44 км/ч. Этот мотор разработали уже в военное время, в 1942 г. Он был верхнеклапанным, с рабочим объемом 21,4 л, степенью сжатия 7,5 и углом развала между цилиндрами 60°. Располагался продольно, маховиком в сторону лобовой части.
Двигатель имел туннельный картер, коленчатый вал с дисковыми щеками, являвшимися одновременно коренными шейками, роликовые цилиндрические подшипники коленчатого вала, вильчатые шатуны двутаврового сечения. В систему питания входили четыре карбюратора «Солекс» с падающим потоком. Пуск производился электростартером мощностью 4,0 кВт (5,4 л.с.) или вручную инерционным стартером. Для облегчения пуска использовались паяльная лампа в качестве предпускового подогревателя и ручной насос для прокачки охлаждающей жидкости.
Двигатель имел сравнительно небольшие массу и габариты – 1 000 кг (сухая масса) и 1 205х892х900 мм. Таких моторов на этих танках установили 250. В дальнейшем использовали более мощные, но менее форсированные (с рабочим объемом 23,04 л и степенью сжатия 6,8) двигатели «Майбах» HL 230P30, развивавшие 515 кВт (700 л.с.) при 3 200 мин -1 ,требовавшие бензин OZ-74. Они же ставились на тяжелые танки T-V «Пантера» и T-VIB «Королевский тигр».
Механическая трансмиссия состояла из карданной передачи, 9-дискового главного фрикциона, работавшего в масле, 8-ступенчатой безвальной коробки передач с синхронизирующим устройством, планетарных механизмов поворота с двойным подводом мощности и планетарных одноступенчатых бортовых передач.
Карданная передача соединяла двигатель с главным фрикционом. Она проходила под боевым отделением корпуса и состояла из двух карданных валов и промежуточной опоры. Привод управления главным фрикционом имел пневматический сервобустер, обеспечивавший его плавное включение. Коробка передач монтировалась в одном картере с главным фрикционом и имела полуавтоматический гидросервированный привод управления. Механизм поворота обеспечивал два фиксированных радиуса поворота на каждой передаче и поворот на месте с расчетным минимальным радиусом, равным половине ширины колеи машины (1,47 м).
Движитель танка состоял из мелкозвенной гусеничной цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, восьми опорных катков большого диаметра, расположенных в шахматном порядке, направляющего колеса с механизмом натяжения и ведущего колеса переднего расположения с двумя съемными зубчатыми венцами. Гусеничная цепь состояла из 97 траков с развитыми грунтозацепами и имела значительную ширину, равную 725 мм. Опорные катки – сдвоенные, обрезиненные. Их расположение в шахматном порядке снижало нагрузку на грунт, но при этом усложнялась конструкция движителя, его эксплуатация и ремонт в полевых условиях.
Подвеска катков – независимая торсионная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами, установленными на передних и задних ее узлах, и резиновыми ограничителями хода балансиров. Она допускала возможность движения танка с довольно высокой средней скоростью по шоссе и местности, составлявшей соответственно 35 и 15 – 20 км/ч.
Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме, с напряжением 12 В (в сети питания стартера 24 В) и с «минусом» на «массе». Источниками электроэнергии служили генератор постоянного тока мощностью 1 300 Вт и две стартерные 12-вольтовые аккумуляторные батареи емкостью по 150 Ач, соединенные параллельно-последовательно. Имелся обогрев аккумуляторных батарей двумя электрическими спиралями мощностью 100 и 300 Вт. Последняя использовалась для быстрого обогрева батарей от постороннего источника питания.
Танк имел хорошую профильную проходимость: мог преодолевать на сухом твердом грунте подъем крутизной до 35°, ров шириной 2,7 м, эскарп с высотой стенки 0,8 м и брод с твердым грунтом глубиной до 4,0 м (с оборудованием подводного вождения). Среднее удельное давление на грунт было большое – 0,103 МПа (1,03 кгс/см 2 ), что не всегда позволяло двигаться по снегу, песку, грязи и т.п. Клиренс составлял 525 мм. Запас хода по топливу по шоссе небольшой – 160 км.
«Тигр» имел внушительные массо-габаритные характеристики – 56 т боевой массы и 8 420х3 600х2 940 мм. Следует заметить, что габаритная ширина машин создавала неудобства при их перевозке по железной дороге. Наружные опорные катки снимались, а гусеницы заменялись более узкими, «транспортными».
Экипаж танка состоял из пяти человек: командира, наводчика, заряжающего, радиста и механика-водителя. Радист выполнял обязанности пулеметчика. Командир, наводчик и заряжающий находились в боевом отделении (в башне), а радист и механик-водитель в отделении управления.
Танк для своего времени имел сильную броневую защиту и мощное вооружение. На базе «Тигра» были созданы командирский танк, ремонтно-эвакуационная машина и тяжелая самоходная артиллерийская установка (САУ) с 380-мм мортирой.
«Тигр» находился в серийном производстве с 1942 по 1944 гг. За это время изготовили 1 350 машин, из них в 1942 г. – 80, в 1943-м – 650 и в 1944-м – 620.
Знание конструктивных особенностей «Тигра» позволило разработать тактические основы борьбы с ним, создать новые бронебойные снаряды (подкалиберные и кумулятивные), своевременно начать производство тяжелых САУ СУ-152, оказавшихся неприятной неожиданностью для немецких танкистов, подтолкнуло разработку новых, более мощных орудий для средних и тяжелых танков.
Летом 1943 г. под Курском немецкое командование впервые использовало для широкомасштабного наступления эти танки в большом количестве (133 на южном фасе и 45 ед. на северном фасе выступа обороны советских войск). Но надежды на массированное применение тяжелых танков и САУ (472 из общего числа 2 700 ед.) не оправдались. Наступающие войска в результате ожесточенных боев оказались перемолоты и обескровлены. Им пришлось перейти к обороне. В основе успешных действий Красной Армии на «Курской дуге» в немалой степени лежало знание уязвимых мест тяжелых немецких танков, о которых «рассказал» трофейный «Тигр».
Тяжелый танк «Тигр»: 1 – мортирки для стрельбы дымовыми гранатами; 2 – ящик с прикладом и сошкой спаренного пулемета; 3 – бинокулярный прицел; 4 – бортовой люк; 5 – вентилятор; 6 – блок предохранителей; 7 – антенна; 8 – сиденье командира; 9 – лючок для стрельбы из личного оружия; 10 – командирский маховик поворота башни; 11 – ограждение пушки; 12 – механизм поворота башни; 13 – укладка пулеметных лент; 14 – топливный бак; 15 – сиденье наводчика; 16 – гидромотор поворота башни; 17 – механизм управления поворотом башни; 18 – амортизатор; 19 – педаль сцепления; 20 – педаль тормоза; 21 – сиденье механика-водителя; 22 – механизм поворота; 23 – дисковый тормоз; 24 – радиостанция
Немецкий танк «тигр в» (по тексту «вестника танковой промышленности» № 10/1944 г.)
Танки «Тигр В» выпускаются двух вариантов: командирские и линейные. Основное отличие командирского танка от линейного состоит в установке в нем двух радиостанций одной — в отделении управления танка (передатчик 30WSA, приемник — MwEc), другой — в башне танка (передатчик 10 Wse, приемник — UkWe) и трех самостоятельных антенн, дающих возможность иметь одновременную двухстороннюю связь на прием и передачу на расстояние от 2 до 50 км. Боекомплект у командирского танка — 50 выстрелов, у линейного — не менее 70.
Танки «Тигр-В» представляют собой дальнейшую модернизацию основного немецкого танка T-V «Пантера» с внесением, изменений в сторону увеличения бронирования и увеличения калибра основного вооружения.
УСТРОЙСТВО ТАНКА «ТИГР В»
Общее устройство танка
Общая компоновка танка «Тигр В» такая же, как у танка «Тигр Н» и «Пантера». Двигатель с системами охлаждения, питании и средств запуска расположен в кормовой части танка.
Двигатель, система охлаждения (вентиляторы и радиаторы), воздухофильтры и противопожарные средства (углекислотные автоматические огнетушители), средство обогрева (термосифонный обогреватель) и средства запуска (инерционный стартер и стартер прямого действия) целиком заимствованы у танка «Пантера».
Трансмиссия, главный фрикцион, коробка перемены передач и механизм управления танком расположены в передней части танка в отделении управления. Крутящий момент от двигателя к трансмиссии передается при помощи карданного вала, расположенного под вращающимся полом башни вдоль танка.
Слева от коробки перемены передач расположены механизмы управления танков, контрольные приборы и сидение механика-водителя. Справа от коробки перемены передач установлены пулемет МГ-42 с телескопическим прицелом, радиостанция и сидение для стрелка-радиста. В центре танка установлена башня с вращающимся полом, на котором смонтированы сиденья, гидромеханизм поворота башни и компрессор.
В башне установлена 88-мм пушка KWK-43, спаренная с 7,92-мм пулеметом МГ-42, расположенным с правой стороны пушки. С левой стороны пушки по ходу танка размещены механизмы управления огнем (штурвалы подъемного и поворотного механизмов, привод электрозапала, импульсатор тока), монокулярный телескопический прицел с меняющейся светосилой, ножные педали для поворота башни от гидропривода и ножной спуск пулемета; сзади стреляющего помещается в командирской башенке командир танка.
Командир танка имеет выдвижной перископ — разведчик (длина 1 м) для корректировки огня и ножной привод для поворота башни с помощью гидромеханизма.
Правее пушки располагается заряжающий. Он же является радистом в командирском танке.
Ходовая часть танка по своей схеме аналогична танкам «Тигр» и «Пантера» с некоторыми изменениями в конструкции и расположении нижних опорных катков.
Корпус и башня танка
Корпус целиком заимствован от танка «Пантера» и изготовлен из броневой стали средней твердости (диаметр отпечатка шарика по Бриннелю 3,4 — 3,6>. Соединение швов произведено в шип с обваркой аустенитовыми электродами.
Лобовой верхний лист танка — сплошной и имеет только шаровую установку для пулемета.
Смотровые приборы механика-водителя и пулеметчика перископические и смонтированы в крыше танка. Для удобства выемки трансмиссии из танка н передней части крыши имеется большой потайной люк, в котором размещены одинаковые по конструкции люки-лазы механика-водителя и стрелка-радиста. Конструкция этих люков такая же, как и у танка «Пантера». Аварийный люк расположен н днище впереди сидения стрелка-радиста.
Верхняя ветвь гусеницы и вертикальная часть борта корпуса прикрыты шестимиллиметровым фальшбортом, который служит одновременно подкрылком.
Башня танка — сварная из катаной броневой стали. Диаметр башенного погона в свету — 1800 мм. Форма башни, в отличие от общепринятой в немецком танкостроении (неуравновешенного типа), коническая с кормовой нишей, по типу башни танка Т-34 выпуска 1941 г.
Пушка в башне монтируется через люк в нише башни. Маска пушки в отличие от общепринятых в немецком танкостроении, является шаровой и забронирована литым броневым колоколом, надетым на ствол пушки. Крыша башни имеет наклоны вперед и назад.
Характерной особенностью корпуса и башни является отсутствие каких бы то ни было люков и смотровых щелей в лобовой и бортовой части танка.
Командирская башенка аналогична башенке танка «Пантера» выпуска 1944 г., с той разницей, что ее габариты значительно сокращены.
Обращает на себя внимание конструктивное видоизменение командирских башен немецких танков. Начав с довольно сложной башенки на танке Т-III, немцы в 1944 г. пришли к упрощенной литой башенке с семью призматическими смотровыми приборами. Упрощение башенок не улучшило обзорности, а является, видимо, следствием удешевления производства. Видимость из немецких танков последних выпусков стала хуже.
Корпус и башня танка обмазаны специальной обмазкой (пастой) следующего состава:
Минеральная часть: сернокислый барий 75,49%, окись кремния 7,39%, окись железа 6,76%, окись цинка 6,62%, окись кальция 1,28%,
Органическая часть: отходы целлюлозной промышленности, так называемые сульфитоцеллюлозные щелока, или же взята масса, получающаяся при разварке древесины с раствором десульфита кальция. Главной массой обмазки является органическое вещество.
Главное назначение обмазки — предохранение корпуса от магнитных боеприпасов (магнитных противотанковых гранат). Второстепенное назначение — теплоизоляционное покрытие и средство маскировки.
Вооружение
Вооружение танка состоит из 88-мм пушки KWK-43, двух пулеметов МГ-42 калибра 7,92-мм и мортирки, установленной на крыше танка для метания дымовых и осколочных мин. На командирской башенке приварен специальный погон, на котором монтируется специальный подвижной кронштейн для установки зенитного пулемета.
Пушка по своим баллистическим свойствам равноценна пушке самоходной установки — «Фердинанд».
Применение унитарного снаряда увеличивает скорострельность и является положительным качеством танка.
В отличие от танков «Тигр» и «Пантера» на танке «Тигр В» установлен монокулярный ломающийся прицел с переменной светосилой и полем зрения в зависимости от дистанции ведения огня.
Прицел имеет следующую характеристику:
- увеличение — 2,5 и 5;
- поле зрения — 25гр и 12,5гр;
- диаметр выходного зрачка — 6 мм и 3 мм;
- удаление выходного зрачка — 23 мм и 23 м.
Выстрел из пушки производится при помощи электрозапала, получающего энергию от аккумуляторной батареи, или электроимпульсатора, установленного на погоне башни впереди стреляющего. Для корректировки огня командир танка имеет специальный выдвижной перископ-разведчик, при помощи которого можно следить за трассером снаряда, или его разрывом, несмотря на облако пыли, поднимаемое воздушной волной дульного тормоза при выстреле из пушки KWK-43.
Пушка уравновешена специальным уравновешивающим механизмом, расположенным в башне с правой стороны пушки. Канал ствола после выстрела продувается струей сжатого воздуха, для чего в башне установлен специальный компрессор.
Недостатком установки вооружения являются большие усилия на рукоятках подъемного механизма.
Башня поворачивается ручным (механическим) и специальным гидравлическим приводами. Поворот башни от гидропривода возможен только при работающем двигателе, скорость поворота зависит от оборотов коленчатого вала двигателя.
Управление гидроприводом недостаточно удобно, а конструкция его сложна и громоздка.
В походном положении пушка стопорится изнутри танка при максимальном угле возвышения.
Коробка перемены передач
Коробка перемены передач танка «Тигр В» изготовлена по лицензии фирмы Майбах и по конструкции такая же, как и на танке «Тигр Н».
Коробка имеет 8 передач вперед и одну назад, Управление коробкой перемены передач — преселекторное. Для переключения передач достаточно перевести рычажок преселектора, не выключая главного фрикциона. В случае отказа гидравлического сервопривода управление коробкой перемены передач, выключение главного фрикциона и переключение передач может быть механическое.
Коробка перемены передач танка «Тигр В» по внешнему виду и габаритам отличается от коробки перемены передач танка «Тигр Н». Особенностью этой коробки является наличие радиатора, охлаждающего масло. Радиатор размещается в специальном резервуаре с водой, не имеющей циркуляции. Вследствие этого коробка перемены передач быстро перегревается, что затрудняет управление танком.
Механизм поворота На танке «Тигр В» такой же механизм поворота, как и на танке «Тигр Н».
Механизм поворота — планетарный и обеспечивает танку хорошую поворачиваемость почти на любых радиусах поворота, но обладает недостатком, свойственным всем механизмам с двумя степенями свободы.
Механизм поворота допускает столько радиусов поворота, сколько имеется передач в коробке перемены передач.
При крене и различных сопротивлениях на гусеницах танк уводит в сторону.
Механизм по конструкции и технологии производства — сложный. Управление механизма поворота — сервогидравлическое, с дублирующим механическим. Тормоза бортовые дисковые, такие же, как на танках «Тигр Н» и «Пантера».
Вождение танка «Тигр В» возможно как с закрытым люком водителя, так и с открытым, В последнем случае сиденье водителя поднимается вверх, штурвал сервоуправления поворотом танка и педаль акселератора также имеют второе верхнее расположение.
Ходовая часть танка Подвеска тапка «Тигр В» — торсионная, индивидуальная, по 9 катков на сторону, расположенных в шахматном порядке (4 внутри и 5 снаружи).
Торсионы, в отличие от ранее применяемых на немецких тапках, — одинарные по типу танка КВ. передние и задние катки каждого бор та имеют гидравлические амортизаторы, расположенные внутри танка. Опорные катки большого диаметра, металлические с внутренней амортизацией, расположенной непосредственно у бандажа колеса Внутренний ряд каткой имеет дополнительные ступицы, на которых, видимо, предполагалось монтировать третий ряд катков. Гусеница — мелкозвенчатая и состоит из траков плоских и гребневых, с отверстиями для зацепления.
Таким образом, шаг зацеплении равен шагу двух траков по 150 мм в каждом. Такая конструкция гусеницы привела к резкому сокращению количества зубьев на ведущем колесе и как следствие, к быстрому выходу их из строя.
Ширина гусеницы — 300 мм. Для перевозки по ж/д. применяется дополнительная гусеница — 660 мм. Подвеска танка относительно гусеницы расположена односторонне (прижата к бортам), вследствие чего траки работают консольно.
Дополнительное оборудование танка Моторное отделение танка оборудовано автоматическими огнетушителями с дозирующим устройством и термозамыкателями, установленными в огнеопасных местах. Баллон с углекислым газом и часовым механизмом размещается в боевом отделении.
Помимо углекислотной автоматической огнетушительпой системы в отделении управления установлено 3 тетрахлорных переносных огнетушителя.
Для облегчения запуска в зимних условиях двигатель оборудован термостатом и термосифонным подогревателем, включенные в общую систему охлаждения двигателя. Подогрев термосифонного обогревателя осуществляется при помощи паяльных ламп.
Аккумуляторы специальной конструкции имеют электроподогрев для зимних условий; обогрев и подзарядка аккумуляторов производится па стоянках от переносного агрегата мощностью 0,9 л.с, стоящего в боевом отделении.
Корпус тапка имеет герметизацию и приспособлен для увеличения преодолеваемого брода.
Применявшееся ранее на танках «Тигр» и «Пантера» приспособление для подводного вождения на танке «Тигр И» отсутствует.
УЯЗВИМЫЕ МЕСТА ТАНКА «ТИГР В»
Танк «Тигр В», несмотря па усиление брони и связанное с ним резкое увеличение веса, в общем остался столь же уязвимым, как и танки «Тигр» и «Пантера».
Наиболее уязвимым местом его является ходовая часть, которая поражается всеми видами танковой и противотанковой артиллерии со всех дистанций прицельного огня.
Борты башни и корпуса танка поражаются танковой и противотанковой артиллерией всех калибров, кумулятивным снарядом со всех допустимых дистанций и всех имеющихся калибров; подкалиберным снарядом калибров 45-, 57- и 76-мм с дистанции 400 — 800 м; бронебойным снарядом калибров 57- 75- и 85-мм с дистанции 700 — 1200 м.
Более крупные калибры поражают борты и корму танка со всех дистанций действительного огня.
Лобовая часть танка, нижний лист корпуса и маска поражаются бронебойным снарядом калибра 122- и 152-мм с дистанции 1000 — 1500 м.
Пулеметный огонь и огонь ПТР очень эффективен по смотровым приборам, так как они имеют большие габариты, совершенно не защищены и трудно сменяемы после поражения.
По ходовой части и крыше танка действенны и эффективны мины и противотанковые гранаты.
Танк «Тигр В» появился на поле боя летом 1944 г. в тяжелое для гитлеровцев время, и они рассчитывали, видимо, скорее на моральный эффект, чем на выдающиеся боевые качества танка.
Поспешность выпуска этого танка на поле боя подтверждается незаконченным монтажем ряда трубопроводов для увеличения преодолевания бродов, наличием на машине наклеек, сделанных на аммиачной бумаге, а инструкция, обнаруженная в захваченном танке, отпечатана на машинке и во многом не соответствует танку.
Танк, вследствие поспешности выпуска, имеет большое число конструктивных недостатков, главными из которых являются:
1. Бортовая передача разрушается полностью через 250-300 км. Пробега вследствие недостаточной механической прочности подшипников.
2. Зубцы венцов ведущих колес, ввиду применения двойного трака с одной цевкой, изнашиваются полностью очень быстро и уже через 250-300 км к дальнейшей эксплуатации непригодны.
3. Направляющие гребни заклиниваются между дисками опорных катков, так как не учтено изменение профиля изменение профиля между дисками катков, вызванного деформацией резины внутренней амортизации катков.
4. Коробка перемены передач и механизм поворота перегреваются; наспех поставленный резервуар с водой для охлаждения масла КПП при отсутствии циркуляции воды, не оправдывает своего назначения.
5. Двигатель, благодаря большому весу танка, перегружен и имеет также тенденцию к перегреву и заклиниванию вала, в результате чего на машине введен ряд предохранительных приспособлений.
Новый немецкий танк «Тигр В» является дальнейшим развитием танка «Пантера» с использованием трансмиссии танка «Тигр Н» и вооружения «Фердинанда».
Компановка танка и его механизмы не имеют ничего нового по сравнению с ранее выпущенными танками.
Общим принципиальным недостатком танка «Тигр В» является его громоздкость по габаритам и, как следствие, излишне большой вес, что в свою очередь привело к низкой маневренности, плохой проходимости танка и ненадежности его в работе.
Бронирование и вооружение танка явно не соответствуют его весу. В танке «Тигр В» немцы окончательно перешли не только к форме корпуса Т-34, но и скопировали его башню, доказав еще раз всему миру преимущества классического по корпусу танка Т-34.
В танке «Тигр В» заслуживают внимания:
A) углекислотная противопожарная автоматическая установка для тушения пожара;
Б) монокулярный ломающийся призматический прицел с переменным полем зрения;
B) электрообогрев аккумуляторов и термосифонный обогреватель для облегчения запуска двигателя в зимних условиях.
Немецкий танк королевский тигр характеристики устройство
Немецкий танк Королевский тигр характеристики устройство, имел точно такую же компоновку, как и все остальные немецкие танки Второй мировой войны — то есть с передним расположением трансмиссии.
Машина постоянно модернизировалась, наиболее крупной явилась замена башни (после выпуска 50 танков), усовершенствована пушка (продувка канала ствола происходила без помощи компрессора, за счет энергии отката). Установка нового прицела и усиление бронирования моторного отсека. С броней тоже были неувязки (замена молибдена на вольфрам не лучшим образом сказывалась на снарядостойкости). Ближе к концу войны вносились постоянные упрощения в конструкцию, к примеру отсутствие внутренней окраски последних выпусков.
- На изготовление одного Королевского тигра уходило около 14 дней
- Для производства одного танка требовалось 119, 7 тонн стали, 50 тонн уходило в «стружку», к примеру на «Пантеру» необходимо было 77,5 тонн металла
В передней части машины находилось отделение управления, в котором размещались коробка перемены передач, рычаги и педали управления танком, а также щитки контрольных приборов и радиостанция. Здесь же находились сиденья механика-водителя и стрелка-радиста.
Наиболее харатерные отличия танка Королевский тигр, разных периодов производства
В центре располагалось боевое отделение, над которым устанавливалась башня с вооружением. Слева от пушки крепилось сиденье заряжающего, справа — наводчика и командира танка. В боевом отделении размещался боекомплект, а под вращающимся полом — гидропривод поворота башни и два топливных бака.
Танкисты демонстрируют венграм мощь своего 88 мм орудия, как никак, длина ствола 6,5 метра
Немецкий танк Королевский тигр характеристики устройство, в кормовой части находилось моторное отделение, в котором располагались двигатель, радиаторы с вентиляторами и топливные баки.
Корпус «Королевского тигра», по своей форме идентичный корпусу «Пантеры», изготавливался из броневых листов толщиной 150 — 250 мм, соединенных между собой «в шип» с последующей обваркой. В передней части крыши корпуса устанавливались смотровые приборы механика-водителя и стрелка-радиста, а также люки-лазы для их посадки. Для удобства демонтажа агрегатов трансмиссии, вся передняя часть крыши корпуса (перед башней) делалась съемной.
Вид на рабочее место механика водителя и стрелка радиста танка
Кормовая часть при помощи броневых листов делилась на три отсека — в центральном размещался двигатель, в правом и левом — радиаторы и вентиляторы системы охлаждения. При преодолении водных преград радиаторные отсеки могли заливаться водой, а центральный был герметичным, и вода в него не поступала. Сверху радиаторные отсеки закрывались броневыми решетками для доступа и выброса воздуха их си¬стемы охлаждения. Над двигателем имелся откидной люк с отверстиями для доступа воздуха к воздушным фильтрам. В днище корпуса имелись лючки для доступа к торсионам подвески, а также различным краникам для слива воды, топлива и масла. В передней части, перед креслом механика-водителя размещался аварийный люк-лаз.
Министр Шпеер показывает Гитлеру боеприпасы к 88 мм пушке, на фото видна деревянная модель тигра
Фото боеприпасов к 8,8 см пушке, сравнительные размеры к танку
Танк оснащался сварной башней с диаметром погона в свету 1850 мм, изготовленной из 40 — 180 мм бронелистов, соединенных в шип типа «ласточкин хвост» с последующей обваркой. В лобовом листе имелись вырезы для установки пушки, а также отверстия для прицела и спаренного с пушкой пулемета, а в кормовой — люк для демонтажа пушки. В крыше башни имелся люк заряжающего, командирская башенка с люком командира, отверстия для вентиляторов и установки гранатомета. Как уже говорилось, первые 50 «королевских тигров» оснащались «поршевской» башней, отличавшейся от «хеншелевской» гнутым лобовым листом, выступом в левом борту для установки командирской башенки и отверстиями в бортах для выброса стреляных гильз.
Panzerkampfwagen Ticer Ausf. В (Sd. Kfz. 182) Porsche, ниже запущенный в производство с башней фирмы Henschel, установка обновленной башни началась с 51-го выпущенного танка
Вращение башни осуществлялось гидравлическим поворотным механизмом с приводом от двигателя танка, и скорость вращения зависела от числа оборотов. Так, при 2000 об/мин башня поворачивалась на 360 градусов за 19 с, а при 10ОО об/мин — за 77 с. Также был предусмотрен и дублирующий ручной привод, при работе с которым наводчику нужно было «крутануть» маховик около 700 раз, что¬бы сделать полный оборот башни.
В башне танка устанавливалась 88- мм пушка KwK 43 с длиной ствола 71 калибр (с дульным тормозом — 6595 мм). Противооткатные приспособления размещались над стволом. Пушка имела вертикальный кпиновый затвор, и оснащалась системой продувки ствола после выстрела сжатым воздухом, для чего под сиденьем наводчика устанавливался специальный воздушный компрессор.
Для наведения орудия на цель на машинах первых выпусков устанавливался бинокулярный телескопический прицел TZF 9d/1, который позже заменили на монокулярный телескопический TZF 9d.
На первых 50 «королевских тиграх» боекомплект для пушки составлял 77 выстрелов, затем его увеличили до 84. 22 выстрела размещались в кормовой нише башни, а остальные — в боевом отделении и отделении управления.
Бpoнeпpoбивaeмoсть различных типов снарядов пушки Королевского тигра начальная скорость снаряда 1000 м/с, в мм при угле встречи 0º, по данным немецких источников
Кроме пушки, «Королевский тигр» имел еще два 7,92-мм пулемета MG-34 — один спаренный с орудием, а второй, курсовой, устанавливался в лобовом листе корпуса. Курсовой пулемет оснащался телескопическим прицелом TZF 2. Кроме того, на командирской башенке имелось специальное крепление, позволявшее вести огонь из пулемета по самолетам противника. Боекомплект к пулеметам составлял 4800 патронов.
Силовая установка «Королевского тигра» была полностью заимствована с «Пантеры» — на танке устанавливался 12-цилиндровый карбюраторный двигатель Maybach HL 230Р30 мощностью 700 л.с. — такие же стояли и на «пантерах». Двигатель оснащался четырьмя карбюраторами Solex 52, подача топлива осуществлялась двумя диафрагменными насосами.
Проушины выполнены из броневого бортового листа. Серьга, крючок с предохранителем для буксировки тяжелых транспортных средств
Система охлаждения двигателя включала в себя четыре радиатора (по два с каждой стороны) емкостью 114 л и вентиляторы «Циклон». Для облегчения запуска двигателя в холодное время имелся термосифонный подогреватель, который прогревался паяльной лампой через специальное отверстие в комовом листе корпуса.
Что бы исключить повреждения вентиляционных отверстий при атаке с воздуха, на них устанавливались стальные пластины, прямоугольное отверстие работало на забор, а круглое на выдув.
Двигатель запускался при помощи стартера, а в случае его отказа — вручную или специальным устройством с приводом от автомобиля.
«Тигр» Ausf. Е. Она состояла из коробки перемены передач, главного фрикциона и механизма поворота (все в едином блоке), дисковых тормозов и карданной передачи от двигателя.
Коробка перемены передач Maybach OVLAR OG(B) 40 обеспечивала 8 передач вперед и четыре — назад. Для облегчения управления она снабжалась автоматическим гидравлическим сервоприводом. Кроме того, в отличие от коробки передач «Тигра I», новая КПП оснащалась специальным водяным радиатором для охлаждения масла.
Фото разреза танка для удобного показа условий работы танковых экипажей Королевского тигра
Электрооборудование «Королевского тигра» выполнялось по однопроводной схеме и имело напряжение 12 В. Источниками являлись генератор Bosch и два аккумулятора емкостью 150 А/ч.
Немецкий танк Королевский тигр характеристики устройство, ходовая часть (на борт) включала в себя девять сдвоенных опорных катков диаметром 800 мм с внутренней амортизацией (пять во внешнем ряду и четыре во внутреннем), ведущее колесо переднего расположения с 18 зубьями на двух съемных зубчатых венцах, и направляющего колеса диаметром 650 мм. Мелкозвенчатая гусеница состояла из 92 траков шириной 818 мм. Для перевозки по железной дороге «Королевский тигр» «переобували» на транспортные гусеницы шириной 658 мм.
Испытание защитных систем вентиляции танка «Королевский тигр», вот так он мог продержаться около 40 минут
Для внешней связи все танки оснащались радиостанцией Fu 5 с дальностью действия до 6,5 км телефоном и до 9,5 км в телеграфном режиме.
«Королевские тигры» оснащались автоматической системой пожаротушения емкостью 3 л, установленной в моторном отделении. Система срабатывала при температуре 120 градусов.