Как создают летающие реактивные копии истребителей

Как создают летающие реактивные копии истребителей Мультикоптеры

Авиамодельные соревнования по моделям,летающим в закрытых помещениях.

Соревнования проводились в 5 классах моделей:

      – метательный планер (дальность полета)

– контурная резиномоторная модель (продолжительность полета)

– кордовая модель-полукопия с электрическим двигателем (стенд оценка полета)

– радиоуправляемые модели самолета (продолжительность полета)

– радиоуправляемая модель вертолета (прохождение маршрута на время)

В соревнованиях приняло участие 5 команд.

Как полагается, любые соревнования начинаются с регистрации участников:

регистрация участников:

Построение участников, напутственные слова и торжественное открытие соревнований:

общее построение участников

Главный судья и организатор соревнований Поздеев Виктор Александрович:

главный судья

Показательное выступление мастера спорта Шибаева Владимира Михайловича на спортивном вертолете:Шибаев В.М.

Шибаев В.М. со своим внуком Денисом:

Как создают летающие реактивные копии истребителей

Начало стартов планеров (самый многочисленный класс – 32 участника с моделями): 

Как создают летающие реактивные копии истребителей

Девушка-моделист ученица школы №55 Карпович Анна:

Как создают летающие реактивные копии истребителей

Жажда победы:

Как создают летающие реактивные копии истребителей

Как создают летающие реактивные копии истребителей

Начало стартов контурных резиномоторных моделей:

Как создают летающие реактивные копии истребителей

Как создают летающие реактивные копии истребителейКак создают летающие реактивные копии истребителей

Как создают летающие реактивные копии истребителей

Как создают летающие реактивные копии истребителей

Как создают летающие реактивные копии истребителей

Кордовые модели с электродвигателем:

Как создают летающие реактивные копии истребителей

Как создают летающие реактивные копии истребителейКак создают летающие реактивные копии истребителей

Как создают летающие реактивные копии истребителей

Как создают летающие реактивные копии истребителей

Как создают летающие реактивные копии истребителей

Как создают летающие реактивные копии истребителей

Модели вертолетов:

Как создают летающие реактивные копии истребителей

Как создают летающие реактивные копии истребителей

Как создают летающие реактивные копии истребителей

Как создают летающие реактивные копии истребителей

Как создают летающие реактивные копии истребителей

Как создают летающие реактивные копии истребителей

Как создают летающие реактивные копии истребителей

Награждение участников:

Как создают летающие реактивные копии истребителей

Как создают летающие реактивные копии истребителей

Как создают летающие реактивные копии истребителей

Как создают летающие реактивные копии истребителей

Как создают летающие реактивные копии истребителей

Закрытие соревнований. Главный судья задал вопрос: “Кому понравились соревнования, поднимите руки” – решение было принято единоглассно.

Как создают летающие реактивные копии истребителей

В заключение хочу описать требования по каждому из классов моделей.

Модели планеров:

Произвольная конструкция, единственное ограничение – размах крыла 400мм, запуск только с рук.

Контурные модели резиномоторных моделей:

Должны иметь очертания реального самолета (контурная полукопия), без каких-либо еще ограничений.

Кордовые модели полупии:

Управление моделью посредством корд, максимальная длина корд 10м. Оцениваемые фигуры: рулежка, взлет, полет по прямой 5 кругов, полет под углом 30 градусов, перелет при посадке, конвеер, ленивая восьмерка, посадка. Выполнение остальных фигур пилотажа было ограничено размерами зала.

Радиоуправляемые модели самолетов для зала:

Модели произвольной конструкции, допускались покупные модели. Оценивалась продолжительность полета. 

Радиоуправляемые вертолеты:

Произвольной конструкции. Оценивалось время прохождения маршрута полета с посадкой в заданной точке.

Спасибо за внимание, желаю всем, чтобы количество взлетов равнялось количеству посадок!

Нашлось видео полета, за качество извиняюсь, снимали ребята на мобильный телефон:

http://video.yandex.ru/users/ya-barcick/view/1/ 

В небе

Полеты реактивных моделей – зрелище настолько же редкое, как и сами модели. Большие скорости диктуют специальные удаленные площадки, да и самих пилотов, которые могут управлять такими моделями, можно сосчитать по пальцам. За последние десятилетия начинка самолетов изменилась принципиально: ушло в прошлое аналоговое радиоуправление, потеря сигнала которого почти однозначно приводила к аварии. Сейчас на моделях стоит аппаратура 2,4 ГГц с пакетной передачей сигнала, применяется несколько каналов, отдельно ставят два или даже четыре приемника. В модель устанавливают цифровую шину, на которую навешивают разные потребители, например сервомашинки, которые считывают сигнал, направленный именно им. Для более простых моделей существуют даже специальные системы спасения: при пропаже сигнала автопилот приводит самолет в нужную точку, глушит двигатель и выпускает парашют. Но на чемпионских моделях обходятся без таких систем – это же значительный лишний вес.

Вот чего нет на самолетах – это модных нынче FPV-систем (от First Person View – «вид от первого лица»). При такой технологии моделью управляют в специальных видеоочках по изображению, которое снимается миниатюрной видеокамерой из кабины. Например, так летают в дронрейсинге. В реактивном моделизме эта технология пока запрещена – управление должно осуществляться с земли при визуальном контроле. На то есть много причин. Например, для установки камеры надо снимать остекление кабины, что запрещено правилами. Другая проблема связана с ограничением видимого сектора – в реальной кабине он составляет почти 180 градусов. Когда угол сужается, теряется привязка к положению в пространстве. И если пилот утрачивает в какой-то момент контроль над реактивной моделью, то, сняв видеоочки, просто не может быстро отыскать ее глазами. Даже у нынешних обычных модельных пилотов есть дублирующий партнер; когда основной пилот теряет самолет из вида, по команде «зарулился» дублер перехватывает управление.

Виталий говорит, что нынешний МиГ-29 практически конец истории копийного реактивного моделизма, превзойти его маловероятно. И тут же показывает реактивную модель ПАК ФА – это летающий будущий чемпион. И он уже с поворотными соплами и настоящим отклоняемым вектором тяги! Модель можно поставить в воздухе вертикально и, разнонаправленно управляя соплами, закрутить ее вокруг оси. На слово поверить невозможно. Но верить и не надо: вот она, прямо перед нами.

В старице прошли состязания по реактивному пилотажу авиамоделей f-3-s

25 сентября в Старице в одноимённом аэроклубе прошли состязания по реактивному пилотажу авиамоделей класса F-3-S.

Как создают летающие реактивные копии истребителей

Фото Антона Новикова

Их проводил московский спортивно-технический клуб “Вертикаль”. Участие приняли моделисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Мытищ, Клина и Домодедова.

Реактивные модели выполняли такие фигуры воздушного пилотажа, как “кубинская восьмёрка”, петля, квадратная петля, бочка, переворот Иммельмана. Самая сложная часть полёта — посадка. Реактивная техника тяжёлая, эти самолёты имеют скорость свыше 300 км/ч. Любая ошибка может привести к разрушению моделей, которые практически полностью повторяют настоящие истребители. Их ценник может превышать 10 тыс. долларов.

Как создают летающие реактивные копии истребителей

Фото Олега Захарова

На фоне плохой погоды развернулась упорная борьба. Две модели разбились.

Как создают летающие реактивные копии истребителей

Фото Олега Захарова

Как создают летающие реактивные копии истребителей

Фото Антона Новикова

Первое место занял директор клуба “Вертикаль”, Мастер спорта РФ Олег Захаров из Москвы. Захаров занимается моделизмом с 1993 года. Он стал одним из пионеров реактивного моделирования в стране и считает этот класс самым зрелищным.

Как создают летающие реактивные копии истребителей

Фото аэроклуба “Старица”

Это уже второе мероприятие, которое энтузиасты проводят в Старице. “Это всё проводится на личном энтузиазме людей и на их личные пожертвования”, — поделился с ТИА моделист. Участники соревнований выразили надежду, что Министерство спорта РФ поддержит реактивный пилотаж авиамоделей.

Как создают летающие реактивные копии истребителей

Фото Олега Захарова

В цпкио екатеринбурга пройдёт летний фестиваль авиамодельного спорта | уральский меридиан

В екатеринбургском парке отдыха имени Владимира Маяковского пройдёт фестиваль авиамодельного спорта. Как сообщили ИА “Уральский меридиан” в отделе по связям с общественностью ЦПКиО, фестиваль будет работать 3 июля с 10:00 до 18:00 на двух площадках.

В Федерации авиамоделизма уточнили, что в ЦПКиО пройдут Первенство России по авиамодельному спорту в классе кордовых моделей копий и Соревнования по кордовому высшему пилотажу F-2B памяти математика Геннадия Шилова. Модели, которые представляют участники, идентичны своим большим прототипам – каждая буква, кнопка на панели приборов и, тем более, крупные детали должны совпадать с деталями “старших братьев”. При этом модели способны к полётам.

Копии самолётов, выполненные с абсолютной точностью, будут не только подниматься в небо, но и соревноваться между собой в исполнении трюков, рассказали в федерации на странице в социальных сетях.

Летний фестиваль авиамодельного спорта на площадках Центрального парка культур и отдыха – долгожданный праздник, подписчики паблика вконтакте комментируют: “Ура, возвращаются самолёты!”.

Гостей ждут 3 июля в фан-зоне и на кордодроме.

Следите за новостями ИА «Уральский меридиан» в нашем ТГ-канале.

Фото превью: Ксения Жигалова © ИА «Уральский меридиан»

Виды соревнований по моделированию.

Авиамодельный спорт:
 

-технический вид спорта, где участники соревнуются в конструировании и изготовлении моделей летательных аппаратов (планеров, самолётов, вертолётов и пр.) и в управлении ими в полётах на скорость, дальность, продолжительность полёта и на высший пилотаж. В соревнованиях принимают участие как взрослые спортсмены, так спортсмены — юниоры.

Как создают летающие реактивные копии истребителей

На международном уровне авиамодельный спорт курируется Международной федерацией авиаспорта FAI, которая устанавливает классификацию, правила и порядок проведения соревнований.

Классификация FAI:

Свободнолетающие модели планеров – Класс F1A

Модель планера – модель летательного аппарата, не имеющая силовой установки, подъёмная сила которой, возникает за счёт аэродинамических сил, воздействующих на поверхности, остающиеся неподвижными в полёте, за исключением изменений кривизны или установочного угла.

Как создают летающие реактивные копии истребителей Как создают летающие реактивные копии истребителей Как создают летающие реактивные копии истребителей

Технические требования:
Площадь несущей поверхности: 32-34 дм²
Минимальный вес: 410 г
Максимальная длина буксирного леера, под нагрузкой 5 кг: 50 м

Свободнолетающие резиномоторные модели – Класс F1B

Резиномоторная модель – модель летательного аппарата, снабженная резиновым двигателем. Подъемная сила модели образуется аэродинамическими силами, действующими на неподвижно закрепленные поверхности.
Как создают летающие реактивные копии истребителей Как создают летающие реактивные копии истребителей

Технические требования:
Несущая поверхность (крыло-стабилизатор): 17-19 дм²
Минимальная масса без мотора: 195 г
Максимальная удельная нагрузка: 50 гс/дм²
Максимальная масса смазанного мотора (моторов): 35 г

Кордовые пилотажные модели – Класс F2B

Большие и красивые модели выполняющие комплекс акробатических упражнений. Пилотом выполняется определенная программа упражнений (комплекс) и выставляются баллы (от 0 до 10 с шагом 0.5 ) за точность исполнения маневра. Комплекс определенный FAI состоит их 16 упражнений, каждому упражнению соответствует свой коэффициент сложности. Все маневры, за небольшим исключением, должны выполняются на низкой высоте – 1.5 метра от земли.

Как создают летающие реактивные копии истребителей Как создают летающие реактивные копии истребителей

Технические требования:
Максимальный размах: 1.5 м
Максимальная площадь: 150 дм²
Максимальная нагрузка:100 гр/дм²
Максимальный объем двигателя: 10 см³ для 2-х тактных, 15 см³ для 4-х тактных.

Кордовые модели воздушного боя – Класс F2D

В круге, расположенном на поле два пилота управляют моделями с привязанной к фюзеляжу бумажной лентой. Цель маневров – отрубить кусок ленты у противника и не дать противнику отрубить ленту у себя. По правилам FAI, каждый участник может иметь двух механиков и запасную модель для одного боя. После окончания боя (4 минуты) подсчитываются баллы, каждый отрез приносит участнику 100 баллов. Кроме того считается время проведенное в полете (1 балл за секунду) в рамках боя. Хочу отметить что за столкновения в воздухе баллы снимаются, а не прибавляются. Кроме того существуют пенальти (вплоть до снятия с боя) за различные нарушения правил, например за пассивность в бою.

Несмотря на все усилия, столкновений в воздухе обычно не избежать, поэтому участники обычно приезжают на соревнования с пачкой моделей, и 2-3 двигателями к ним.
Как создают летающие реактивные копии истребителей Как создают летающие реактивные копии истребителей

Технические требования:
Максимальная площадь: 150 дм²
Максимальная масса: 5 кг (обычно вес модели в районе 400 гр без мотора)
Максимальная нагрузка: 100 гр/дм²
Объем двигателя до: 2.5 см³

Радиоуправляемые модели самолетов – Класс F3A

Радиоуправляемым называется полет модели, время которого спортсмен, находящийся на земле, управляет ею посредством радиокоманд. Радиоуправляемая модель самолета – модель летательного аппарата, тяга которого обеспечивается поршневым двигателем, подъемная сила — действием аэродинамических сил на неподвижно закрепленные несущие поверхности, а выполнение фигур — подачей радиокоманд.

Как создают летающие реактивные копии истребителей Как создают летающие реактивные копии истребителей

Технические требования:
Максимальная несущая площадь (крыло и стабилизатор): 150 дм²
Максимальная масса модели (без топлива): 5 кг
Максимальная удельная нагрузка: 75 гс/дм²
Минимальная удельная нагрузка: 12 гс/дм²

 

Радиоуправляемые модели вертолетов – Класс F3С

Вертолеты по праву считаются самыми сложными для построения и пилотирования моделями. В полете приходится одновременно контролировать большее, чем у самолетов, количество параметров. До недавнего времени у нас в стране людей, в совершенстве владеющими необходимыми навыками можно было пересчитать по пальцам. Времена меняются и этот спорт быстро завоевывает все больше и больше поклонников, а с появлением возможности приобретения готовых компонентов, изготовление моделей упрощается.
Как создают летающие реактивные копии истребителей Как создают летающие реактивные копии истребителей

Технические требования:
Максимальная площадь вращения ротора – 300 дм²
Вес без топлива – не более 6 кг
Максимальный объем двигателя – 10 см³ для 2-х тактных и 20 см³ для 4-х тактных.

Металлические лопасти роторов запрещены. Участник соревнований выполняет четыре тура, занявшие первые 10 мест выходят в финал, где участвуют еще в 3 турах для выявления победителей. Каждый тур разделяется на два этапа (9 и 10 минут), в которых требуется выполнить утвержденные маневры. За каждый выполненный маневр выставляются баллы, по сумме которых определяют победителя.

Как создают летающие реактивные копии истребителей

Акробатические модели воздушных судов с мотоустановкой предназначенные для полетов в закрытых помещениях – Класс F3P

Модели воздушных судов, но не вертолеты, которые летают в закрытых помещениях (обычно в зале) и способные к аэродинамическому управлению при помощи управляющих поверхностей по крену (пер.: в оригинале “по дистанции”), направлению и высоте со стороны пилота находящегося на земле и использующего радиоуправление.
Как создают летающие реактивные копии истребителей 

Технические требования:
Максимальный общий вес – 300 г

Внешние части, выдающиеся за пределы модели и способные представлять опасность (то есть стойки шасси, валы и прочее), должны быть закрыты с целью предупреждения травм.

Ограничение на источник энергии: Может применяться любой подходящий источник энергии за исключением тех, что загрязняют воздух. Модели воздушных судов на электрической тяге ограничены максимумом в 42 вольта входной цепи.
Радиооборудование должно быть типа разомкнутого контура (то есть не иметь обратной связи с борта воздушного судна на землю). Автоматические средства контроля использования сил инерции, гравитации или иных типов земного происхождения запрещены.

Не разрешаются:
Быстрые переключатели с автоматической привязкой ко времени исполнения.
Заранее запрограммированные устройства для автоматического исполнения серии команд.
Автоматические средства для выравнивания положения крыла.
Изменение шага винта с автоматической привязкой ко времени исполнения.
Любые типы систем голосового распознавания.
Любые типы обучающих систем вызывающие анализы типа “от маневра к маневру” или “от полета к полету”


Радиоуправляемые гоночные модели – Класс F3D

Правила проведения соревнований:
Спортсмен может заявить для участия в гонках две модели, однако запасная может быть использована, когда основная модель выведена из строя. В ходе гонок требуется уделять чрезвычайное внимание обеспечению безопасности зрителей, судей, обслуживающего персонала соревнований, спортсменов. Если участник проявил неспортивное поведение, или его модель прошла над зрителями, результат полета аннулируется.

Каждый участник может иметь одного помощника (механика).
Как создают летающие реактивные копии истребителей 

Как создают летающие реактивные копии истребителей Как создают летающие реактивные копии истребителей

Технические требования:
Максимальный общий рабочий объем цилиндров должен быть не более 6,6 см³, а двигатель оборудован управляемым по радио сектором газа, обеспечивающим возможность посадки модели. Если же участник гонок не сможет посадить модель за 40 с, он дисквалифицируется.

Двигатели оснащаются эффективными глушителями шума. Запрещается применять регулируемый выхлоп.

Поперечное сечение фюзеляжа в месте наибольшего сечения (по миделю) должно соответствовать следующим габаритам: высота — не менее 175 мм; ширина — не менее 85 мм.

Двигатель (двигатели) закапотирован(ы) целиком, за исключением глушителя, головки цилиндра и той части двигателя, которая должна быть открыта для обеспечения регулировки его работы. Под головкой в этом случае имеются ввиду верхние 10 мм цилиндра (кроме калильной свечи или компрессионного контрвинта).

Шасси модели должно быть двухколесным — с колесами диаметром не менее 68 мм. Там, где это возможно, применяется третье носовое или хвостовое колесо любого размера. Модель должна быть управляемой при движении по земле. Шасси жестко прикреплено, чтобы обеспечивалась возможность нормального взлета и посадки.

Любительские соревнования:
1) Гонки
2) Сбивание шариков
3) Боулинг

Как правило такие экзотические соревнования приводят к сертезным поломкам. Вот подборка их.

Автомодельный спорт:

Радиоуправляемые автомодели (также RC модели, от английского Radio Controlled) управляются человеком при помощи аппаратуры управления. Такие модели получили широкое распространение благодаря реализму езды, ощущению настоящего автомобиля.

RC модели могут различаться по следующим признакам:
По типу двигателя: ДВС (нитрометановые или бензиновые) или электромотор (коллекторный или бесколлекторный).
По масштабу: самые распространенные масштабы 1:5, 1:8, 1:10, 1:12, 1:16, 1:18, 1:28 (Mini-Z)
По классу: шоссейные (гоночные, дрифтовые), внедорожные с множеством подклассов (например, монстры, трагги, багги, траки, шорт-корсы, ралли, триалы, трофи)

Также существуют управляемые модели мотоциклов, квадроциклов, снегоуборочных тракторов, танков и прочей движущейся техники.

Шоссейные автомодели:

Шоссейные или кольцевые автомодели предназначены для передвижения исключительно по ровной поверхности. Как и в мире больших гонок, модели бывают с открытыми и аэродинамическими (закрытыми) колёсами. Соревнования, в большинстве своём, проводятся среди машин класса туринг, с традиционным кузовом. 
Как создают летающие реактивные копии истребителей


Автомодели для дрифтинга:

Автомодели для дрифтинга предназначены для прохождения трассы в управляемом заносе. RC Drift модели отличает более точная копийность кузова, по сравнению с аэродинамическими кузовами шоссейных моделей, настройка подвески, более копийные колесные диски с резиной большей жесткости. Трассы для дрифтинга в основном асфальтовые, также существуют бетонные или ковровые. Трассы для дрифтинга могут быть как открытые, так и закрытые.

В основном для RC Drift используют модели с электродвигателями, так как использования Двигателей Внутреннего Сгорания (ДВС) подразумевают под собой использование воздушного охлаждения двигателя, что не возможно на малых скоростях данной дисциплины. Электродвигатели, в данной дисциплине, позволяют избавится от таких постоянных проблем как перегрев ДВС, заправка бака, едкие выхлопные газы и шум в закрытых помещениях.

Как создают летающие реактивные копии истребителей

Внедорожные модели:

Внедорожные модели имеют возможность передвигаться по пересечённой местности различной сложности. Интереснейшей их особенностью является возможность «безболезненно» совершать высокие прыжки на огромной скорости. На трассах для внедорожников всегда устанавливают несколько трамплинов. Что интересно, в воздухе модель остаётся вполне контролируемой благодаря большой инерции вращающихся колёс. Управляя двигателем управляют положением носа модели: при нажатии на газ нос приподнимается, от торможения машина «клюёт» носом и даже может сделать сальто в полёте. Рулением можно немного сдвинуть модель в сторону поворота колёс.

Как создают летающие реактивные копии истребителей

Модели для трофи:

Копийные модели джипов или пикапов в масштабе 1:10, спроектированные для прохождения препятствий на пересеченной местности на маленькой скорости. В данной дисциплине использование для преодоления препятствий таких систем как лебёдки и сенд-траки только приветствуется, копируя при этом такие известные мировые соревнования как Camel Trophy и Land Rover G4.

Как создают летающие реактивные копии истребителей 

Модели для триала:

Здесь не очень важны копийные свойства модели, более важен ход подвески, крутящий момент электродвигателя и мягкость резины (для карабканий по каменистым склонам). Так же триал возможен и на трофийных машинах, хоть и преодоление препятствий становиться сложнее.

Как создают летающие реактивные копии истребителей

Как стать трехмерным

Современные авиамоделисты совершают свой первый шаг в небо в виртуальном пространстве. Компьютерный симулятор, управляемый пультом от настоящей модели, позволяет привыкнуть к органам управления без опасения разбить дорогостоящий самолет. Главная задача пилота на этом этапе — научиться управлять самолетом, глядя на него с любой стороны.

Освоиться с управлением в виртуальном мире можно всего за пару недель. Если вы делаете десять посадок из десяти — можете выходить на поле с пенопластовой моделью. Такие самолеты имеют размах крыла до одного метра. Их главное преимущество — ремонтопригодность. Сломавшуюся консоль из пенопласта можно подклеить прямо на поле.


Харриер (harrier)

Цель: самолет летит настолько медленно, насколько возможно, слегка опустив хвост. Как выполнять: Для каждого самолета существует некая минимальная скорость, на которой он может лететь. Если скорость упадет ниже этого порога, воздух перестанет обтекать крыло, и подъемная сила исчезает. В такой ситуации говорят о срыве потока. Фигура «Харриер» выполняется далеко за пределами срыва. И все же подъемную силу создает именно крыло, которое обтекает воздушный поток от винта. Самолет, летящий со слегка опущенным хвостом, напоминает знаменитый Harrier, переходящий к горизонтальному полету после вертикального взлета. Задача пилота – поддерживать правильный баланс тяги и тангажа. Если переборщить с тягой, самолет выйдет из режима и разгонится. Если тяги будет слишком мало – на крыле не сформируется достаточная подъемная сила. Чтобы «притормаживать» самолет, нужно поддерживать оптимальный угол атаки: так часть подъемной силы будет противостоять тяге винта, увлекающей самолет вперед. Как и в фигуре «Висение», пилот должен постоянно компенсировать ветер, работая всеми рулями одновременно. Как научиться: «Харриер» отчасти похож на висение с той лишь разницей, что высота и скорость здесь зависят не только от тяги, но и от тангажа. Для «Харриера» нет специальных тренажеров в симуляторе. Так что освоение этого элемента следует начинать с обучения висению.

На пенопласте пилоты летают от месяца до полугода. На этом этапе они вырабатывают не столько мастерство управления, сколько уверенность в себе. Следующим приобретением становится красивый самолет из бальсы с размахом крыла 1,2−1,5 м.

При кажущейся малозначительности этих цифр каждые лишние 10 см значительно влияют на вес и поведение модели. Со временем пилот обнаруживает, что управлять большими и тяжелыми моделями проще, чем маленькими тренировочными. Такая машина ведет себя стабильнее, менее остро реагирует на ветер, летает медленнее и дает больше времени для точного управления. Весь процесс обучения пилота направлен на борьбу со страхом. Проходит пара лет, прежде чем он решится поднять ввоздух большую и дорогую модель.

«Бывают редкие случаи, когда пилот сразу покупает большую дорогую модель и тренируется с тренером на сдвоенном управлении, — рассказывает Виталий Шпаков. — Два пульта соединяются, и тренер может в любой момент взять управление на себя. Преодолев страх, человек буквально за полгода становится уверенным пилотом, способным самостоятельно управлять большим самолетом».

Спорт — совсем другая история. Чтобы называться спортсменом, побеждать, летать в 3d, пилот должен регулярно тренироваться. Профессионалы летают ежедневно по два раза — скажем, по часу до работы и после. Это настоящие фанаты авиамодельного спорта, и ежедневные занятия им только в удовольствие.

Календарь и расписание соревнований по авиамодельному спорту, россия, 2023 ★ e-champs

Календарь и расписание соревнований по авиамодельному спорту, свердловская область, 2020 ★ e-champs

Самолет и вертолет

3D-пилотаж — это весьма специфический вид полетов, и он требует специальной техники. Отличительная особенность самолета для 3D- большая площадь управляющих поверхностей. Элероны, рули высоты и направления могут занимать до 50% поверхности крыла, стабилизатора и киля. Прежде всего это позволяет выполнять резкие маневры на скорости. От пилота требуется особая точность и плавность управления, чтобы совладать с таким аппаратом.


Блендер (blender)

Цель: на большой высоте самолет переходит в пикирование, выполняет бочку, после чего переходит в плоский штопор: падает и вращается, как кленовое семечко. Затем пилот выводит самолет из опасного режима и продолжает полет.
Как выполнять: Эта фигура проще других элементов 3D-пилотажа, потому что она не требует постоянной работы органами управления. Пилот должен лишь своевременно ввести самолет в режим, а затем вывести из него. В отличие от других фигур, для «блендера» можно написать точный алгоритм. Забравшись на высоту 200 м, пилот переводит самолет в пикирование на малом газу. Повернув элероны на полный ход, он выполняет бочку. Затем руль высоты резко переводится вниз, а руль направления – полностью в сторону. Самолет тут же переходит в плоский штопор. Пилот дает полный газ, и за счет обдува крыльев скорость падения падает, а темп вращения нарастает. Чтобы вывести самолет из режима, пилот отпускает ручки, лишь придерживая руль высоты чуть вниз. Самолет переходит в прямолинейное пикирование, из которого легко перейти в нормальный полет.
Как научиться: Фигура не связана с балансированием у земли и выполняется на большой высоте с минимальным риском разбить самолет. Поэтому она не столь сложна в освоении, как остальные фигуры. По технике выполнения она близка к классическому пилотажу с той лишь разницей, что для настоящего самолета такой маневр очень опасен.

Однако основное назначение больших рулей — вовсе не резкие маневры. Значительная часть 3D-фигур выполняется на малой скорости, когда крыло не обдувается набегающим потоком воздуха. В этих режимах и подъемная сила, и управление осуществляется благодаря обдуву винтом. Воздушный поток от винта намного слабее традиционного «ветра в лицо» на скорости, поэтому для управления в таких условиях требуются большие рулевые поверхности.

Раз самолету приходится превращаться в вертолет, к нему предъявляются повышенные требования с точки зрения энерговооруженности. Входным билетом считается соотношение 2:1, то есть тяга двигателя должна вдвое превышать вес аппарата. Рекомендуется использовать пропеллер большего диаметра с меньшим шагом — так крылья и рули будут обдуваться на большей площади.


Силовая бочка (torque roll)

Цель: самолет зависает вертикально над землей и плавно вращается вокруг продольной оси. Как выполнять: заставить самолет вращаться в сторону, противоположную вращению пропеллера, сравнительно просто – нужно чуть меньше компенсировать реактивный момент элеронами, чем в силовой бочке. Вращаться в сторону вращения пропеллера может далеко не каждый самолет и не каждый пилот. В этом случае тяги винта должно хватать не только для того, чтобы компенсировать реактивный момент (а даже для этого элероны поворачиваются практически полностью), но и чтобы пересилить его. Для пилота ситуация сложна тем, что данный режим является предельным с точки зрения технических возможностей самолета, а значит – нестабильным. Кроме того, при повороте самолета вокруг своей оси точка зрения, а значит и ориентация органов управления, постоянно меняется. Ручки действуют то в прямом направлении, то в зеркальном отображении. И при любом положении самолета пилот должен безошибочно компенсировать непредсказуемые колебания воздуха. Как научиться: чтобы научиться правильно управлять самолетом в любом положении, нужно разделить сложную задачу на несколько простых. Пилот учится выполнять висение, когда самолет развернут к нему фонарем, шасси, правой или левой консолью. Освоив висение в разных положениях по отдельности, можно попробовать проявить свои навыки в единой фигуре – силовой бочке.

Участники – официальный сайт мероприятия русские авиационные гонки

О себе:

Я один из самых молодых пилотов проекта «Русские авиационные гонки». Являюсь командиром и основателем единственной в мире женской Пилотажной Группы «Барсы».
Начал свою лётную жизнь в 14 лет на аэродроме Северка на самолёте ЯК-18Т в 2023 году. Первым инструктором был отец Барсов Евгений Вячеславович, который привил любовь к авиации и передал дальше на обучение профессиональным пилотам из аэроклуба КВС.

Первый самостоятельный полет совершил в 16 лет на аэродроме Ступино, Московская Область. Вскоре после этого начал подготовку по программе простого и группового пилотажа.

На данный момент являюсь победителем всероссийских соревнований в классах: ЯК-52 и Intermediate, победителем чемпионата Беларуси, победителем чемпионата Беларуси по 2-й лиге, победителем всероссийских соревнований по 3-й, 2-й лиге, победителем чемпионата Воронежской области в лиге ЯК-52 и победителем Кубка Ангара.

Типы самолетов: Як-52, Як-18Т, АН-2, DC-3, СП-55, Як-55, Су-29, Су-31, Cessna 182-185-172 и т.д., Pipera разные, Бристоль, Tecnam p2002 Sierra, Cirrus SR-22.

«Русские авиационные гонки» — это отличная возможность развиваться в новой дисциплине, а также зрелищность гонок интересна зрителям, что особенно приятно пилоту, когда видишь и чувствуешь поддержу тех, кто пришёл на гонку.

Чем больше, тем лучше

В модели МиГ-29 все работает, как и на настоящем самолете: открывается фонарь кабины, выпускаются шасси, аутентичны воздухозаборники, механизация крыла (без которой, кстати, и не сесть – самолет-то реактивный), тормозной парашют, посадочные огни – вообще все. По давней традиции реактивного моделизма лицо пилота, сидящего в модели, фотографически повторяет лицо «полноразмерного» пилота, в нашем случае – Виталия Робертуса. Правда, для того чтобы рассмотреть его, надо приподнять светофильтр на шлеме. Пилот в МиГ-29 не просто сидит, а в полете двигается и управляет штурвалом-джойстиком. Да и много еще чего в самолете невероятного, что не может сделать никто в мире – например, работающие регулируемые сопла. И при всем этом по регламенту нужно уложиться в 20 кг – МиГ-29 без топлива весит 19 900 г.

Но главная инженерная задача состоит в том, чтобы сделать самолет как можно больше, не потеряв при этом в прочности и копийности, точности деталировки. Чем модель больше, тем лучше она летает. Но и переразмерить нельзя, иначе жесткость и прочность упадет, при маневрах модель развалится в воздухе или не хватит веса и места для копийных деталей. Этот инженерный компромисс лежит уже в области искусства. Задача та же, что и в большой авиации: попасть в вес, размер и полезные характеристики. В RusJet уже вовсю используют материалы, которые только-только приходят в большую авиацию. Boeing 787 Dreamliner, МС-21 лишь начинают применять сэндвичи из композитных материалов, а в RusJet это давно освоенная технология.

В модели все должно работать как настоящее. Например, регулируемое сопло. Его надо было выполнить как полную имитацию, но не из металла. При этом оно должно быть легким, держать высокую температуру и не расплавиться – ведь реактивный двигатель настоящий!

Если сделать стойки из металла, например титана, нет шансов уложиться в нужный вес, масштаб придется сократить с 1:4,75 до 1:6. Шасси, которые установлены на моделях МиГ-29 и Як-130, только выглядят как металлические, на самом деле это легчайший углепластик. По специальной технологии перекрестное углеродное волокно спекается под очень высоким давлением. Чтобы углепластик выглядел как металл, на него надета тончайшая металлическая трубочка-зеркало. Получается материал в два раза легче титана и в полтора – прочнее. Это единственный способ уложиться в вес. Никто в мире моделизма, кроме RusJet, такими технологиями не обладает.

В модели все должно работать как настоящее. Например, регулируемое сопло. Его надо было выполнить как полную имитацию, но не из металла. При этом оно должно быть легким, держать высокую температуру и не расплавиться – ведь реактивный двигатель настоящий! «Когда я работал инженером-испытателем в Летно-исследовательском институте им. Громова, я как раз испытывал это сопло, – вспоминает Виталий. – Были проблемы: на большом сверхзвуке оно вспучивалось и пластинки расходились. С моделью нам тоже пришлось нелегко».

Чемпионский МиГ-29 не только инженерный, но и ювелирный шедевр: степень детализации невероятная, каждая заклепка, каждый шуруп, даже потертости – все на месте. Внутри кабины все приборы точны до мельчайшей надписи; чтобы убедиться в этом, требуется увеличительное стекло – каждая малюсенькая стрелка на своем месте. Тонкость работы настолько завораживает, что невольно на ум приходит сравнение со знаменитым позолоченным механическим павлином из Эрмитажа – часовым автоматом XVIII века работы мастерской английского механика Джеймса Кокса и мастера Фредерика Юри. Впрочем, сравнение не в пользу английских механиков: при такой же тонкости работы изделие российских мастеров еще и летает со скоростью 350 км/ч.

Виталий Робертус – шеф-пилот АСК «Русджет», 6-кратный Чемпион Мира по реактивным моделям-копиям Jet World Masters

Четверной тулуп

В авиамодельном мире существует негласное противостояние приверженцев классического и 3D-пилотажа. Все элементы классического пилотажа модели унаследовали от своих больших прототипов. Вместе с ними из большой авиации в моделизм перешло особое отношение к делу, в основе которого лежит строгая дисциплина. Соревнования в классическом пилотаже строго формализованы. Перед выступлением пилот получает лист-задание. В нем перечислены элементы, которые ему предстоит выполнить. Судьи оценивают выступление по выработанным годами критериям, главный из которых — точность выполнения фигур.

Чр в екатеринбурге гиблое место

Уже стало нормой “опускать” по стенду самолет ZLIN 726 Евгения Нижегородцева из Красноярска. В 2023 году разница была 13 очков, в 2023 году  стенд его и АИР-3 Палкина отличался на 120 очков, а сейчас, в 2023 году,  на 3 очка  при той же судейской коллегии! Судьи подтягивают стенд Палкина к модели Евгения. То есть об объективности судейства не идет речь вообще. Качество изготовление самолета  можно посмотреть в галерее .На данный момент в России нет лучше сделанного и летающего самолета с механизацией (щитки, уборка шасси).У Палкина самолет коробчатой конструкции (самая простая, мастерства в ее изготовление нет от слова совсем), мягкая обшивка всего самолета (нет ни расшивки, ни заклепок, ни твердой поверхности (глянец дюраля )) ,козырек (в отличие от фонаря у ZLINA 726), и отсутствие механизации (щитки, уборка шасси). И не смотря на всю эту разницу Палкину на стенде ставят на 3 очка меньше .Тогда задаемся вопросом ,а какова компетентность судей на Чемпионате России ,и в чьи ворота они играют. Не вооруженным глазом понятно ,что в угоду Палкина. И он становится опять чемпионом России ,тогда смысл было тратить Красноярцам деньги и время ,что бы в очередной раз похлопать на построение Палкину. Красноярск протестуя ,не вышел на построение при награждении .

Колпаков Владимир  Георгиевич .будучи главным судей ,(приглашенным из Московской области ) не смог противостоять бесовщине местных судей .На его замечания по стенду его просто послали подальше .

Стенд проходил не на фоне белой стены ,а просто в лаборатории на фоне моделей ,это уже есть нарушение при проведении соревнований данного уровня.

И еще хочу затронуть сам кордодром – он воистину стал гиблым местом ,даже кладбищем моделей .На УРФО разбили в хлам Щ-2 Свердловский и   як -50 Серовский .На этом кордодроме разбили СУ-12 Чечулена из Перми и много других самолетов.Каждый год, кто то там бьется . Делайте выводы сами .Нужно ли России такое место .Альтернатива проведению ЧР в России всегда была и есть .Это Жуковский ,Омск ,Самара ,Нарткала  в этих городах есть инфраструктура такая же как в Екатеринбурге .В этом году переизбрание в комитет F4B и делайте вывод нужен ли России такой глава как Палкин.

Красноярск подает протест в спорткомитет и федерацию по поводу проведения ЧР.

§

§

Ювелирная работа

Мы сидим в мастерской RusJet с бессменным лидером команды Виталием Робертусом. Вдоль стен на стеллажах развешаны огромные реактивные модели, герои предыдущих соревнований. А в центре на столе стоит нынешний абсолютный мировой рекордсмен – точнейшая копия МиГ-29 в масштабе 1:4,75. В мире нет более сложной, более точной модели. Когда ее видят профессионалы, они понимают, что на большее авиамоделизм просто не способен. Впрочем, так говорят после каждой новой модели RusJet.

«Чем мы отличаемся от всех остальных? – говорит Виталий. – Есть два подхода для участия в соревнованиях. Первый – когда используют готовый набор для сборки планера, который выпускают разные производители. Ты модифицируешь его, уточняешь, подправляешь какие-то детали, но делаешь модель на основе набора. Однако, поскольку соревнования касаются точности изготовления модели, она должна быть безусловная, точно соответствовать конкретному прототипу. Например, у нашего МиГ-29 есть брат-близнец в реальной жизни, с такими же потертостями, щелями, заклепками, повреждениями от воздуха. Только в пять раз больше».Чтобы достичь такой точности, нужно делать модели с нуля, причем каждую деталь, что увеличивает время изготовления в два-три раза. Сейчас полный цикл создания модели в RusJet занимает около пяти лет, но первая чемпионская модель – Як-130– делалась семь. Причем первые два года уходят на сбор документации и фотографирование реального прототипа. Потом требуется создать точную 3D-модель на компьютере и, самое главное, сделать матрицы. Современные технологии позволяют значительно сократить время: раньше делали мастер-модель и потом снимали матрицу с нее, сейчас же матрица фрезеруется сразу на точных станках под готовую деталь.

«У нашего МиГ-29 есть брат-близнец в реальной жизни, с точно такими же потертостями, щелями, заклепками, повреждениями от воздуха. Только в пять раз больше».

Мбу до цдп «эдельвейс» – итоги чемпионата и первенства россии – 2023 в классе кордовых моделей-копий f-4b

С 4 по 7 июля в Екатеринбурге Федерацией авиамодельного спорта России, Федерацией авиамодельного спорта Свердловской области и Фондом «Команда мастеров регионального отделения ДОСААФ России Свердловской области» проведены Чемпионат и Первенство России по авиамодельному спорту в классе кордовых моделей-копий F-4B.

В составе сборной команды Свердловской области от города Серова в соревнованиях приняли участие воспитанники Центра «Эдельвейс» Гордей Павлов, Кирилл Фомин, С. Есаулков, В. Гриценко и их тренер-преподаватель Александр Палкин.

В результате упорной борьбы победителем Первенства стал Гордей Павлов, с моделью-копией самолёта «Як-6». Третье место завоевал Кирилл Фомин с моделью-копией самолёта J-1 «Дон Кихот».

ФОТО1 1eb60

Чемпионом России 2023 года стал тренер-преподаватель Александр Палкин с моделью-копией самолёта АИР-3.

ФОТО2 8ee48

Одновременно с проводимым Первенством, Министерством науки и высшего образования России была проведена Всероссийская научно-техническая олимпиада по авиамоделированию среди учащихся. В ней также приняли участие наши обучающиеся, повторив свой успех: диплом 1 степени получил Гордей Павлов, диплом 3 степени завоевал Кирилл Фомин. Сборная команда Свердловской области стала первой в общем зачёте.

Отмечу, что в этом году погода не баловала спортсменов – постоянно дул порывистый ветер и периодически шёл дождь. Но, несмотря на это, всё прошло четко, слажено, без заминок. На сегодняшний день комплекс кордодромов в Екатеринбурге и инфраструктура, созданная в ходе подготовки к чемпионату мира по футболу 2023 года, позволяют проводить любые соревнования мирового уровня.

ФОТО3 de439

От лица участников выражается признательность организационному комитету соревнований и Федерации авиамодельного спорта Свердловской области за спортивный праздник, состоявшийся на уральской земле.

Александр Палкин, тренер-преподаватель клуба «Квант».

Фото автора

Смотрите про коптеры:  Полет на дачу и обратно, или недорогая авиация | Пикабу
Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий