Как управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайд

Как управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайд Вертолеты

Основы управления вертолетом

Хотя речь идет о моделях на радиоуправлении, к ним применимы принципы управления настоящими вертолетами.

Мы рассмотрим основные понятия, как управлять радиоуправляемым вертолетом, расскажем, какие силы оказывают влияние на летательный аппарат и как они распределяются в разных режимах полета. Теория поможет вам быстрее освоить управление, вы поймете, почему модель ведет себя так, а не иначе.

Авторотация

Под авторотацией понимается полет с остановленным двигателем. Вращение ротора вертолета происходит по инерции и благодаря действию воздуха, дополнительно раскручивающего лопасти при снижении радиоуправляемой модели.

При включенном двигателе воздушный поток оказывается нисходящим. Если же движок выключается в полете, снижение происходит с авторотацией, а воздушный поток становится восходящим.

Воздух переводит лопасти на отрицательный шаг, ротор продолжает вращение, вертолет может совершить управляемое снижение и приземлиться.

Не все радиоуправляемые модели обладают способностью к авторотации. Для этого в системе ротора должна быть установлена обгонная муфта, позволяющая лопастям свободно вращаться после остановки мотора. Возможность авторотации не является обязательной для летательных аппаратов.

Висение

При зависании модели на радиоуправлении в воздухе подъемная сила основного винта равна силе веса вертолета. Беспилотник не опускается и не поднимается, оставаясь в одной горизонтальной плоскости. Так как изменить в полете вес радиоуправляемой модели мы не в силах, нам остается управлять силой тяги (подъемной силой).

Управлять подъемной силой возможно через:

  • изменение общего шага (угла установки лопастей);
  • изменение количества оборотов.

Соответственно, есть две модели. В первой вариант, как управлять тягой, реализован через изменение угла установки лопастей. Это модель с общим шагом. Вторая модель с фиксированным шагом предполагает, что угол остается неизменным, а управлять тягой винта, изменяя ее, можно через регулирование количества оборотов.

Гироскопическая прецессия

Ротор радиоуправляемого вертолета по своему поведению похож на гироскоп, это означает, что ему присуща гироскопическая прецессия.

Из-за этого явления лопасть с уменьшенным шагом и лопасть с возросшим шагом окажутся на минимальном и максимальном отклонении от горизонтальной плоскости, сделав поворот на 90 градусов.

Когда лопасть оказывается перпендикулярно продольной оси летательного аппарата над хвостовой балкой, она демонстрирует максимальный взмах и тягу. В этот момент устанавливается максимальный шаг, что позволяет успешно управлять моделью, то есть выполнить ее наклон вперед.

Как избежать аварий: частые проблемы

У начинающих пилотов первые запуски обычно завершаются или падением, или не самым мягким приземлением. Как правило, летательные аппараты успешно переживают жесткую посадку благодаря прочному корпусу и раме, однако у любой радиоуправляемой техники есть предел.

Очередная авария вполне может завершиться походом за запчастями или даже за новым радиоуправляемым вертолетом. Именно поэтому так важно научиться правильно им управлять.

Крен и боковое перемещение

Изменением подъемной силы разных сторон ротора можно управлять креном вертолета влево или вправо. Для совершения крена необходимо переместить ручку управления аппаратом перекоса влево или вправо. Радиоуправляемый аппарат начнет наклоняться, вместе с ним будет совершать крен и модель.

Крутится на месте

Бывает и так, что лопасти вращаются с необходимой скоростью, но радиоуправляемый вертолет не взлетает, крутится на одном месте, заносится в сторону.

Скорее всего, с двигателем и регуляторами хода все нормально, а причина в неисправности главного вала. Обычно вал получает повреждения в результате падения или столкновения, управлять аппаратом далее невозможно.

На этом пока все, не забывайте подписываться на наши статьи и делитесь полезными материалами в социальных сетях. До новых встреч.

Настройка вертолета

Обзор о вертолете HK600GT был мною подготовлен ранее тут http://www.radiocopter.ru/38737/blogs/view_entry/188/

Какие нам потребуются основные инструменты:

Набор шестигранников (брал в хозяйственном магазине http://www.odinshag.ru/catalog/3485/76391/?utm_source=ya&utm_medium=market&utm_campaign=Ya.MarketA&_openstat=bWFya2V0LnlhbmRleC5ydTvQndCw0LHQvtGAINGI0LXRgdGC0LjQs9GA0LDQvdC90LjQutC-0LIgRklUINC90LAg0LrQvtC70YzRhtC1IDgg0YjRgi4gKDEuNS02INC80LwpOzY4Nzk5NDcxNDs).

Набор отверток (брал в хозяйственном магазине).

Напильники (без них клона не собрать).

Штангенциркуль или линейку.

Съемник для шаровых наконечников Съёмник шаровых соединителей изогнутый 5 мм.

Угломер Угломер вертолётный (средний)

Фиксатор резьбы TL-242 – Фиксатор резьбы и герметик средней прочности

TL-262 Фиксатор резьбы

Как управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайд

Дополнительные инструменты и приспособления:

Выравниватель тарелки Turnigy Приспособление для настройки автомата перекоса вертолета. Диаметр вала 10 мм.

Фиксатор флайбара Flybar Locking Tool for Trex 600 Nitro/Electric (neon green)

Тахометр Микротахометр Turnigy

Термометр Turnigy Infrared Thermometer (-33 ~ 220Celsius)
Масло для обгонки Trackstar Силиконовая смазка [5г]

Масло для подшипников Набор для обслуживания двигателя

Сервотестер Turnigy 760LV-HV Сервотестер с двумя ШИМ (переключаемыми)

Так как инструкции в комплекте с вертолетом нет, то первым делом скачиваем инструкцию от Trex600CF, которую можно взять тут http://www.heliguy.com/i/align-t-rex-600-manual.pdf

Собираем все по шагам, как указано в инструкции. HK600 частично предсобран, но рекомендуется все же разобрать до винтика и собрать заново на фиксатор резьбы, дабы ничего не забыть. Элементы основного и хвостового ротора я собирал на локтайт сильной фиксации, а все остальные элементы на средней силы. Мазал по капельке, без фанатизма, иначе будет не отвернуть, в результате это и сорванные шлицы винтов и смятые грани отверток, может у винта и головка свернуться, тогда деталь на выброс.

Далее подсоединяем электронику.

Рекомендую отсоединить провода от двигателя или вывести из зацепления шестеренки для собственной безопасности.  

После того как тушка собрана и установлены сервы, проверяем штангенциркулем или линейкой длину всех тяг. Выставляем нужную длину согласно инструкции. Честно сказать, я бы рекомендовал все тяги и наконечники поменять на оригинальные. Железячки, которые идут в комплекте с вертолетом, из мягкого металла толщиной 1,7 мм и длина стержней меньше (как говорится экономят на всем), а оригинальные крепкие и толще -1,95 мм. Наконечники конечно держатся на шариках, но не особо надежно. Как уже становится понятным, если менять, то сразу комплектом все.

Если сделали все по инструкции, то при установленных сервах в нейтральном положении все рычаги, качалки, цапфы и тарелка будут находиться в горизонтальном положении. Проверить работу можно с помощью сервотестера http://www.radiocopter.ru/product/100637, кстати очень удобно сервотестером выставить нейтральное положение.

Как управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайд

Что касается хвоста, серва должна быть в нейтральном положении. Со стандартной сервой проще, включаем в приемник, а если серва расчитана на сигнал 760 мс, то нейтраль можно выставить сервотестером, иначе настраиваем гироскоп и переводим его в нормальный режим. Только после этого закрепляем качалку под 90 градусов, т.е. строго вертикально. Шарик вкручиваем на расстоянии 10-12 мм. 

Как управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайд

Регулируем длину тяги так, чтобы был небольшой угол на лопастях для компенсации основного ротора.

Как управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайд

Будем считать что механическая часть настроена и далее переходим к настройке электроники через пульт.

Смотрите про коптеры:  Радиоуправляемые модели танков | Купить в интернет-магазине RC-TODAY.RU

Обязательно установите модель на ровную горизонтальную поверхность.

В пульте выбираем пустую ячейку памяти для новой модели. Если нет пустой, то рекомендую сбросить по умолчанию все настройки, хуже нет искать, почему работает не так.

Выбираем для новой модели Swashmix HR3 120 градусов, выставляем значения все три по 60%.
Если установить значение со знаком минус, то сигнал изменится как при реверсе канала. Это делать не рекомендуется. 
Еще раз убедитесь, что сервы подключены правильно, как на диаграмме (вид сверху 1,2,6 по направлению часовой стрелки, а стрелочкой показано направление расположения модели вертолета) 

Как управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайдКак управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайдКак управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайд

Проверяем отклик серв на движение стиков. При добавлении газа тарелка должна перемещаться вверх. Отклоненяя стик элеронов и элеватора, тарелка наклоняется в ту же сторону, если на вертолет смотреть с хвоста. Если не так, то настраиваем через реверс каналов в пульте.

Как управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайд

С помощью выравнивателя тарелки автомата перекоса Turnigy Приспособление для настройки автомата перекоса вертолета. Диаметр вала 10 мм. выставляем горизонт. Для этого снимаем основной ротор с вала, отвернув винт в хабе и отсоединив тяги от тарелки. Надеваем на основной вал выравниватель тарелки , если он не касается тарелки всеми тремя лапками, то подбираем значения SubTrim. Можно выставить тарелку на глаз без приспособы, но с выравнивателем получится точнее. 

Как управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайд

Как управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайд

Тарелка выставлена, устанавливаем основной ротор на место и переходим к настройке шагов основного ротора через пульт радиоуправления.

Проверяем шаги с помощью угломера. В аппаратуре кривые газа и шага должны быть прямыми от 0 до 100, пока ничего не меняем. Соответственно при положении 0% стика газа должно быть -12 градусов, 50% – 0 градусов и 100% – 12 градусов. Если не так, то первым делом проверяем длину тяг, должно быть хотя бы близкие значения углов к указанным, а потом начинаем копаться в настройках.
Первым делом установите при 50% газа угол на лопастях был равен 0 градусов.
Чтобы добиться значений /-12градусов добавляем или убавляем значения pitch в swashmix, контролируя угломером. Если углы получаются разными, то с помощью расходов по Pitch добиваемся одинаковых значений /-12градусов.

Как управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайд

С ротором 1300 мм особо не развернешся, поэтому для удобства регулировки углов отпилил сломанные лопасти, теперь можно настраивать на столе без проблем. 
Флайбар необходимо постоянно придерживать в горизонте и относительно него выполнять замеры. В связи с этим настройку очень удобно делать с помощью фиксатора флайбара http://www.radiocopter.ru/38737/product/114952/. Я его сделал сам из пластика. Теперь надеваю сверху на ротор, надежно фиксируя в горизонтальном положении рамку оси серволопаток.

Как управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайд

  После настройки углов, переходим к настройке полетных режимов.

Существуют следующие режимы: normal, idel1, idel2, idel3, hold.

Как управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайд

Для чего нужны все эти полетные режимы. Normal взлет и посадка, легкие полеты блинчиком без 3D.

Idel 1,2,3 полетный режим 3D пилотажа.

Hold отключение двигателя, авторотация.

Активируем необходимые в пульте. Каждый режим необходимо назначить на переключатель. Для Hold лучше использовать отдельный переключатель, а для normal, idel1 и idel2 трехпозиционный. когда выключено то normal, среднее idel1, крайнее idel2. 

Еще такой момент, мне кажется очень удобным, когда в пульте все переключатели в выключенном состоянии находятся в одном положении. Быстрым взглядом или рукой удобно контролировать функции.

Кривые для основных трех режимов приведены ниже.

Вооружаемся угломером и выставляем требуемые значения через аппаратуру.

 Как управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайд

отрицательный угол -4 градуса (важно выставить такое значение иначе в ветренную погоду будет сложно посадить модель)
стик в центре около 4
положительный 10 (для режима normal достаточно)

Как управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайд

Отличие от режима normal в том, что добавляем отрицательных углов (-6 градусов)

Как управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайд

В режиме idel2 я оставил прямую со значениями -12, 0, 12 градусов.

В процессе полетов вы сами поймете стоит ли, что-то поменять под себя.

Настройка режима Hold. Очень важно настроить данный полетный режим. При нештатных ситуациях он позволяет мгновенно отключить двигатель. При падении до последнего момента есть шанс спасти модель, но мгновенно отключить двигатель у земли возможно только тумблером. Также эффектная авторотация с отключенным двигателем, тоже выполняется в этом полетном режиме.

У меня установлено значение -5%, как говорится, чтоб уж наверняка.  Значение 10% означает что если ручка будет поднята выше этого значения то Hold не отключится.

Как управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайд

Перейдем к настройке регулятора.
Первым делом выполняем калибровку газа. Стик газа переводим в 100% и включаем бортовое питание, регулятор выдает музыкальную трель, после чего когда стик в 0% – очередную трель. Газ откалиброван, можно переходить к настройкам регулятора. 

В регуляторе необходимо выбрать вертолетный режим heli mode, если таковой есть. Он включает мягкий старт и отключает тормоз. Если такого нет, то сами устанавливаем эти параметры. Если не выбрать мягкий старт, то при раскрутке ротора вертолет может развернуть или он может даже упасть. Если лопасти не сильно затянуты в цапфах, могут сложится и ударить о балку. 

Тормоз в регуляторе должен быть выключен, иначе при сбросе газа двигатель остановится мгновенно, что может привести к повреждению шестеренок привода основного ротора.

Также напряжение отсечки я устанавливаю 3,8 В, чуть ниже поясню почему.
Отсечку выбираем плавную, иначе в воздухе регулятор отключится при достижении заданного напряжения.
Timing берем из характеристик мотора.

Если не указан PWM мотора, его можно расчитать, для этого из характеристик берем количество полей мотора, оборотов на вольт и номинальное напряжение.

PWM=(KV мотора * количество полей мотора * номинальное напряжение) / 20

PWM=(1250*6*22,2)/20=8325Hz=8kHz

 
Выставляем экспоненты, чтобы в около нулевых значениях вертолет не был очень резким. Из личного опыта по элеронам и элеватору ставлю 25%, для хвоста 30%. Будьте внимательны, значения имеют отрицательный знак. При положительных значениях форма кривых будет иная и отклик модели наоборот возрастет.

Как управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайдКак управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайдКак управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайдКак управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайд

Настраиваем кривую газа. Если регулятор простенький без гувернера, то настраиваем кривые газа.

Как управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайд

Как управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайд 

Как управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайд

В случае продвинутого регулятора достаточно выставить полки для гувернера.

Для настройки так же нам потребуется рассчитать рабочие обороты основного ротора.
Для этого потребуются: 

Основная шестерня – 170T.

Шестерня мотора – 15Т.

KV мотора – 1250 оборотов на вольт.

Номинальное напряжение –  22,2 вольта.

Максимальные рабочие обороты рассчитываются для 90% газа.

RPM=((KV мотора* номинальное напряжение)/(передаточное соотношение))*0,9

RPM=(1250*22,2/(170/15))*0,9=2210 оборотов в минуту.

Соответственно у меня получилось для normal – 1800 оборотов, Idel 1 – 2000, Idel 2 – 2200. 

Как управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайдКак управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайдКак управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайдКак управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайд

Что касается корректной работы гироскопа, то для этого необходимо выставить следующие параметры:

Тип сервы: цифровая или аналоговая. Если не тот сигнал, серва будет молчать. Может и сгореть, поэтому настраиваем гироскоп, а потом подсоединяем серву

Тип сигнала: 1520 или 760. Если не тот сигнал, серва будет молчать или перемещаться рывками.

Тип вертолета: большой (600-700) или малый (250-500). Отличаются разным уровнем вибраций. 

Реверс канала, если требуется. Проверяем следующим образом, смещаем хвост влево, слайдер идет вправо.  

Выставить конечные точки, чтобы слайдер не упирался в корпус хвостового редуктора и хвостового ротора. Это делаем через гироскоп или пульт, кому как нравится.

Смотрите про коптеры:  Как подключить, настроить и пользоваться блютуз наушниками

Все настройки выполняются в нормальном режиме. Проверить можно следующим образом, слайдер находится по центру, переместите балку в сторону, в результате слайдер сместится и вернется в то же центральное положение.

После настройки переведите гироскоп в режим AVSC (удержания хвоста).

Как управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайд

В аппаратуре переключается режим гироскопа и выставляется его чувствительность, это если подключен соответствующий канал к приемнику. Обычно это значение составляет около 35-40%. При маленьком значении будет наблюдаться дрейф хвоста, при высоком будет трясти хвостом по горизонтали.

Первые полеты обычно настроечные, поэтому убедитесь на земле что все верно настроили. Раскрутите ротор не отрывая вертолет от земли и проверьте реакции, в случае неверного поведения модели проверьте настройки. После того как убедились в корректности поведения модели можно взлететь на высоту 1,5-2 метра для выполнения точных настроек кривых. Если модель ведет в сторону, то можно воспользоваться триммером, расположенным у стиков по элеронам и элеватору.

С помощью тахометра Микротахометр Turnigy советую померить обороты основного ротора, чтобы удостоверится в правильности настроек регулятора. Я обороты замерял на безопасном расстоянии с 5 метров, но можно закрепить тахометр на хвостовую балку.

После полета обязательно контролироуйте термометром Turnigy Infrared Thermometer (-33 ~ 220Celsius) температуру регулятора, двигателя и аккумуляторов, чтобы избежать их выхода из строя. У меня температура колеблется в пределах 50-60 градусов.
Рекомендую установить таймер в пульте, первые полеты покажут на сколько времени вам хватает аккумуляторов. Чтобы продлить жизнь аккумуляторов оставляйте в них не менее 30% емкости (у меня на каждой банке остается 3,85 вольта).

Как управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайд   

Добавлю еще видео полета моего HK600GT.

Не взлетает

Вертолет радиоуправляемый может не взлетать по нескольким причинам.

В первую очередь проверьте аккумулятор. Если он разряжен, у двигателя не хватит мощности, чтобы поднять летательный аппарат в воздух. Большие радиоуправляемые модели в этом отношении особенно чувствительны, так как их двигателям нужно много энергии для взлета.

Еще одной причиной того, почему модель не может взлететь, а вы ей управлять, являются изношенные шестерни в системе привода. Внимательно осмотрите систему: если такие шестерни обнаружатся, замените их.

Общая инструкция по эксплуатации радиоуправляемыми вертолетами установка батареек и зарядка – инструкция по эксплуатации

Общая
инструкция по эксплуатации радиоуправляемыми
вертолетами

Установка
батареек и зарядка

Установка
батарей пульта ДУ.

СКак управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайднимите
защитную крышку с задней стороны вашего
пульта ДУ. Установите 6
-8
батареек (размера АА)/в комплектацию не
входят/ Закройте защитную крышку.

             
             Батарейки
                 
Защитная крышка

На
малые вертолеты:

Phantom
6010-2; FXL00721-27 331; FXL04910-21 SWIFT-
время
зарядки 30мин.,подзарядка
вертолета
осуществляется
через шнур USB или с пульта управления и
буквально через 15 минут он снова в строю.
Время полета 8-10мин.
Радиус действия
10 метров позволяет наслаждаться полетом
внутри помещения.

Это
самые прочные из маленьких трехканальных
вертолётов с гироскопом (устройство с
вращающимся ротором способным сохранять
постоянное направление оси вращении)
Эта
модель изготовлена на фабрике в Китае
по лицензии японской фирмы HIMOTO -лидера
в разработке качественных вертолетов,
а качество изготовления выше всяких
похвал.
Полностью управляемая модель
летает вверх-вниз, влево – вправо и
вперед-назад, также на пульте управления
есть специальная кнопка ускорения, с
помощью которой можно насладиться
фигурами высшего пилотажа, конечно при
определенных навыках.
Идеальное
управление вертолетом позволяет без
труда управлять им даже новичку.

 
             
А от
пульта ДУ                
          
В через
USB

Как управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайд  

На
большие вертолеты:

FM0161049
XBM-12; FM0161068 XBM-16;
368;68688
подзарядка
от сети 220в, через блок питания на
аккумулятор вертолета. Время зарядки
150мин., подзарядка около 60мин.

Время
полета 10-15 мин, радиус действия и высота
полета до 50м.

В
этих вертолетах снимается передняя
часть и подключается два разьема-
аккумулятора и платы вертолета/которые
преднамеренно отключены/

_____________________________________________________________________________

1. Переведите
переключатель питания в положение OFF
(выключен)


2.
 Способ
зарядки А:
 установите
один конец провода для зарядки c задней
стороны вашего пульта ДУ, затем установите
другой конец провода в разъем зарядки
вертолета. Зеленый свет на вашем пульте
ДУ изменится на красный. Время зарядки
40-50 минут. Когда мигающий красный свет
станет нормальны, ваш вертолет полностью
зарядился. 

Способ
зарядки B:
 установите
один конец провода зарядки USВ в свой
компьютер, другой конец провода установите
в разъем для зарядки вашего вертолета.
Время зарядки 40-50 минут. 

Время
зарядки 40-50 минут. Среднее время полета
вертолета 12 минут


Управление
вертолетом
.


Установите одинаковые частоты на пульте
ДУ и вертолете. 

– Установите рычаг
включения питания на вертолете в
положение ON, индикатор питания
загорится. 

– Поставте вертолет
на землю

 – Установите рычаг
включения пульта ДУ в положение ON, когда
вертолет примет сигнал, на пульте
загорится огонь. 

 Как управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайд1. Включите
ваш пульт ДУ.

 2. Лампочка
на пульте будет мигать. Сделайте движение
левым  стиком вверх/вниз, лампочка
станет нормальной, это значит что
 вертолет готов к эксплуатации. 

ДВИЖЕНИЕ
ЛЕВЫМ СТИКОМ 

Левый
стик для управления полетом вверх/вниз 

Левый
стик пульта ДУ (вверх/вниз) позволяет
регулировать скорость V вращения лопастей
вертолета, тем самым позволяя регулировать
высоту полета.

Как управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайд

Правый
стик для управления вращением по оси

Удерживая
вертолет ввоздухе. Передвигайте правый
стик пульта ДУ, влево для вращения
вертолета против часовой стрелки, или
направо для вращения вертолета по
часовой стрелке.

Как управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайд

Вперед

Передвигая
правый стик вверх, вертолет полетит
вперед.

Как управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайд

Назад


Передвигая
правый стик назад, вертолет полетит
назад. 

Как управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайд

Примечание:
если во время эксплуатации вертолет
начал вращаться, используйте регулировочное
колесо для стабилизации вертолета 

Если
вертолет вращается во время полета,
следуйте указаниям ниже для остановки
вращения.

ККак управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайдрутить
регулировочное колесо по часовой стрелке

Вертолет
вращается против часовой стрелки.

Примечание:
крутите колесо пока вращение вертолета
не прекратится. 

ККак управлять радиоуправляемым вертолетом: пошаговый гайдрутить
регулировочное колесо против часовой
стрелки.

Вертолет
вращается по часовой стрелке

Примечание:
крутите колесо пока вращение вертолета
не прекратится. 

Перемещение по горизонту и разворот

Разложив общий вектор подъемной силы несущего винта на составляющие, мы увидим, что он определяется суммой векторов тяги задней и передней лопасти. Оба этих вектора могут изменяться в зависимости от того, где находятся лопасти относительно продольной оси. Это дает возможность управлять вертолетом в горизонтальной плоскости.

Подъемная сила, образуемая задней частью диска вращения, оказывается выше, чем сила передней части. В результате нос опускается, тогда как хвостовая балка поднимается. Радиоуправляемая модель двигается вперед.

При движении вперед подъемная сила (вернее, ее вертикальная составляющая) по-прежнему равняется весу радиоуправляемого аппарата. Что касается горизонтальной составляющей, то ее увеличение или уменьшение определяет величину тягу в горизонтальном направлении.

Смотрите про коптеры:  В чём особенность новейшего российского ружья-антидрона

Управлять направлением полета в горизонтальной плоскости можно с помощью ручки перекоса:

  1. Ее можно передвинуть вперед, аппарат перекоса наклонится вперед (нос опустится).
  2. Для выравнивания автомата нужно вернуть ручку в нейтральное положение.
  3. Наклонив ручку назад, вы наклоняете аппарат назад (нос поднимается).

Для того чтобы выполнить разворот, радиоуправляемую модель необходимо накренить.

Предположим, что мы хотим развернуть летательный аппарат вправо. Как управлять вертолетом в этом случае? Вектор силы веса по-прежнему остается перпендикулярным земле, тогда как вектор подъемной силы перпендикулярен диску вращения и наклонен вправо по отношению к горизонтальной поверхности на некий угол.

Так как беспилотник выполняет поворот, будучи наклоненным в одну из сторон, значение вертикальной составляющей вектора силы уменьшается и становится меньше веса, зато появляется горизонтальная составляющая. При этом вес радиоуправляемого аппарата остается неизменным.

В этом случае управлять следует так: необходимо увеличить подъемную силу с помощью ручки управления тангажем. Нужно переместить нос вверх, чтобы сделать больше угол атаки несущего винта.

Подготовка к полету и настройка вертолета

Хотя большинство моделей вертолетов на радиоуправлении продаются в комплектации RTF (то есть в собранном виде), не торопитесь с запуском. Как минимум необходимо зарядить аккумулятор, соединиться с пультом и выполнить калибровку сервопривода, чтобы дальше управлять вертолетом без проблем. Совершенно нелишней окажется и корректировка рысканья.

Подключение пульта к радиоуправляемой модели вертолета выполняется в следующей последовательности:

  • включаем пульт управления;
  • вставляем аккумулятор в вертолет;
  • соединяем оба устройства.

Калибровка сервопривода радиоуправляемого аппарата проводится следующим образом:

  1. Вертолет ставим на горизонтальную поверхность и соединяем его с аппаратурой управления.
  2. Обращаем внимание на диск сервопривода. Он должен быть параллелен поверхности.
  3. Если диск не параллелен, производим его корректировку триммером тангажа.

Корректировку рысканья, чтобы управлять моделями без проблем, следует проводить так:

  1. Радиоуправляемый вертолет ставим на горизонтальную поверхность и соединяем его с пультом управления.
  2. Скорость вращения несущего винта плавно увеличиваем с помощью стика управления скоростью до начала смещения модели, но не допускаем ее взлета.
  3. При вращении фюзеляжа по часовой стрелке вращаем регулятор триммера корректировки против часовой стрелки до тех пор, пока вертолет не перестанет поворачиваться.
  4. При вращении фюзеляжа против часовой стрелки регулятор триммера корректировки поворачиваем по часовой стрелке до тех пор, пока радиоуправляемый беспилотник не перестанет вращаться.

Нелишним будет освоить, как управлять газом, заодно потренировавшись в посадке летательного аппарата.

Для этого:

  • берем модель за шасси, плавно прибавляем и уменьшаем газ. Так вы получите представление о возникающей подъемной силе;
  • устанавливаем радиоуправляемый беспилотник на горизонтальную поверхность и плавно отклоняем стик, добавляя газ. Набираем высоту, после чего так же плавно приземляемся.

Освоиться, как управлять моделями вертолетов, помогут симуляторы. Они очень точно моделируют основные ситуации.

Подъем и снижение

При зависании вертолета над землей подъемная сила, развиваемая лопастями ротора, равняется весу летательного аппарата. Чтобы радиоуправляемый беспилотник поднялся выше, необходимо увеличить подъемную силу, то есть она должна стать больше веса. Для снижения ее нужно уменьшить.

Скорость подъема вертолета зависит от разницы между подъемной силой, развиваемой несущим винтом на максимальной мощности, и силой тяжести. Чем значительнее разница, тем быстрее поднимается летательный аппарат.

Для взлета рекомендуется выбирать горизонтальную поверхность. Почему управлять на ней аппаратом легче? Все дело в том, что при подъеме с наклонной поверхности диск вращения ротора также наклоняется, а подъемная сила разделяется на две составляющие: горизонтальную и вертикальную.

Чтобы избежать дрейфа, следует находить для взлета ровную поверхность. Если же такой возможности нет, тогда управлять так: диск ротора наклонить в обратную углу наклона сторону, чтобы все-таки обеспечить вертикальный взлет. При этом ручку, чтобы управлять автоматом перекоса, следует перед отрывом переместить вправо, сразу после отрыва от земли вернуть в нейтральное положение.

Подъемная сила при косом обтекании

При горизонтальном полете подъемная сила становится больше благодаря увеличению скорости воздушного потока и увеличению количества воздуха, проходящего через пропеллеры.

При перемещении радиоуправляемого беспилотника в горизонтальной плоскости возникает дополнительная подъемная сила при так называемом косом обтекании. И она зависит от горизонтальной скорости модели. Чем быстрее летит радиоуправляемый вертолет, тем существеннее сила. Ее легко распознать, так как происходит заметное улучшение летных характеристик.

Сила от перемещения возникает и при зависании на одном месте при условии, что дует ветер. Можно уменьшить мощность двигателя, тем самым сэкономив заряд батареи. Впрочем, если ветер порывистый, управлять летательным аппаратом сложно, так как приходится постоянно компенсировать то возрастающую, то уменьшающуюся силу. По этой причине управлять висением в воздухе лучше либо в полный штиль, либо при устойчивом ветре.

Рысканье

Под рысканием понимаются угловые движения радиоуправляемой модели относительно вертикальной оси. Упрощенно говоря, это повороты корпуса влево или вправо в горизонтальной плоскости.

Одной из причин того, почему для вертолетов на радиоуправлении рекомендуются специальные пульты, как раз и является возможность быстро управлять рысканьем, компенсируя его. Можно использовать и стандартную аппаратуру от радиоуправляемых квадрокоптеров или самолетов, однако вам придется вручную управлять скоростью вращения лопастей хвостового ротора, чтобы удерживать нос летательного аппарата прямо.

В обычных пультах такой возможности нет, поэтому каждый раз, когда вы будете поднимать или опускать вертолет, придется вручную управлять тягой. То есть увеличивать или уменьшать тягу хвостового ротора, чтобы компенсировать увеличение или уменьшение реактивного момента. Это не очень удобно, хотя и несмертельно. В пультах для радиоуправляемых вертолетов все гораздо удобнее, так как есть:

  • ручка, чтобы управлять тангажом;
  • ручка, чтобы управлять дросселем;
  • кнопки для снижения и для подъема.

Эффект земли

Так называемый эффект земли можно наблюдать при зависании вертолета над поверхностью на высоте, несколько меньшей диаметра основного ротора.

Создаваемая лопастями ротора скорость воздушного потока не способна достигнуть максимальных значений из-за небольшого расстояния радиоуправляемой модели до поверхности. Летательный аппарат оказывается над своеобразным пузырем, созданным воздухом высокого давления.

Настоящие вертолеты при возникновении эффекта земли теряют устойчивость, управлять ими сложно. Поведение аппарата можно сравнить с поведением человека, оказавшегося на большом шаре. Радиоуправляемые модели также могут испытывать проблемы с устойчивостью, находясь на небольшом удалении от поверхности, однако однозначного мнения на этот счет нет. Некоторые моделисты утверждают, что ничего подобного не наблюдали либо эффект был слабо выражен.

Большое значение имеет ветер. Если он сильный, то воздух высокого давления выдувается из-под радиоуправляемого вертолета, влияние эффекта заметно уменьшается, управлять моделью проще.

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий

Adblock
detector