Как выбрать самолет на радиоуправлении знает Planeta Hobby

Как выбрать самолет на радиоуправлении знает Planeta Hobby Конструкторы

Основы управления самолетом

В полете самолет управляется по трем осям.

Изменение наклона вверх/вниз называется управлением по тангажу (pitch). Основной способ изменить тангаж самолета – дать штурвал от себя (нос вниз) или на себя (нос вверх). На тангаж также влияет множество других параметров, некоторые из которых мы разберем ниже.

Наклон самолета на крыло называется управлением по крену (bank/roll). Основной способ создания крена – поворот штурвала влево или вправо. Крен будет расти до тех пор, пока штурвал не будет возвращен в нейтральное положение, после чего большая часть самолетов будет стремиться удержать заданный крен.

Рыскание (yaw) – это движение носа вправо/влево. Как и крен, рыскание зависит от многих внешних факторов. Основной способ управления рысканием в самолете это педали.

Обратите внимание, что педали в самолете имеют двойную функцию. Их можно нажимать (это работает как тормоз), а можно толкать вперед (как руль, на земле и в воздухе).

Помимо штурвала и педалей, самолет имеет несколько других важных органов управления:

Ручка управления дроссельной заслонкой (throttle), далее «газ» – эквивалентна педали газа и управляет количеством поступающей в двигатель топливно-воздушной смеси. На большей части самолетов она имеет закругленную форму и окрашена в черный цвет.

Ручка управления закрылками (flaps) управляет, как несложно догадаться, закрылками –специальными поверхностями на внутренней стороне крыла. Они позволяют самолету получать необходимую подъемную силу на более низких скоростях, что активно используется во время взлета и посадки. В полете закрылки убираются, так как они создают дополнительное аэродинамическое сопротивление.

Колесо управления триммером руля высоты (trim wheel), далее «триммер». Как мы выясним чуть позже, изменение параметров полета требует от пилота приложения разного давления на штурвал. Поворот этого колеса изменяет положение «нейтральной точки» штурвала – то есть вы сможете сделать так, чтобы штурвал сам поддерживал это давление без вашего участия.

Введение

При подготовке справочника были использованы кодификаторы ИАТА и ИКАО, РЛЭ (Руководство по летной эксплуатации), AHM (Airport Handling Manual). Другие авторизованные материалы разработчиков авиационной техники и справочная литература.

Отечественные и иностранные воздушные суда приведены в порядке названий фирм, конструкторских бюро (ОКБ) разработчиков и сокращенного обозначения ВС. Описание воздушного судна состоит из обозначения его типа ВС, категории ИКАО по турбулентности, кодов ИКАО, названия и страны разработчика, общих летно-технических характеристик (ЛТХ), полного наименования, кодов ИАТА, числа членов летного экипажа и количества пассажирских мест, кратких сведений о воздушном судне и его модификациях.

Представлены чертежи трех проекций и сечение фюзеляжа с основными размерами. Площадь крыла. Высота порогов дверей и люков, клиренс двигателей указаны для максимальной взлетной массы. Размеры указаны в метрах. На эскизах выделены размеры (объем, габариты, параметры) грузовых отсеков самолетов и вертолетов, указана максимальная грузовая нагрузка и грузовместимость по типам и количеству авиаконтейнеров.

Характеристики самолетов и вертолетов относятся к конкретной модели, как правило, самой последней.

  • Полное наименование воздушного судна на русском и английском языке. Тип воздушного судна по ИКАО, класс самолета или вертолета,  категория турбулентности, коды ИАТА, ИКАО и обозначения. Страна разработки и производства.
  • История разработки и описание модификаций. Каким комплексом авионики оснащен. Начало выпуска и количество выпущенных экземпляров.
  • Дальнемагистральный, среднемагистральный, ближнемагистральный, региональный или самолет местных воздушных линий.
  • Широкофюзеляжный, среднефюзеляжный, узкофюзеляжный или транспортный (грузовой) самолет.
  • Легкий, средний или тяжелый вертолет.
  • Крейсерская и максимальная скорость полета в километрах в час и числе Маха от скорости звука.
  • Потолок (максимальная высота полета и максимальный эшелон полета) самолетов. Потолок вертолетов указан динамический и статический с учетом влияния земли.
  • Дальность полета. Дальность указывается с резервами топлива для максимальной нагрузки, типовой нагрузки и без нагрузки.
  • Количество членов летного экипажа, включая командира воздушного судна.
  • Количество пассажирских мест в салоне самолета указано для различных типовых комбинаций компоновки: «F» — первый класс, «С» — бизнес класс, «W» — улучшенный экономический класс, «Y» — экономический (туристический, лоукост) класс. В скобках указано предельно допустимое эвакуационное (exit limit) количество мест.
  • Максимальная полезная нагрузка в килограммах. Для вертолетов, в скобках, указана максимальная нагрузка на внешней подвеске,
  • Из весовых характеристик воздушного судна приведены полезная нагрузка максимальная взлетная масса (MTOW — Maximum take-off weight) и масса пустого снаряженного (OEW — Operational empty weight).
  • Максимальный запас топлива в килограммах и литрах. Расход топлива в килограммах в час и в граммах на пассажирокилометр.
  • Какими двигателями оснащен и их тип (реактивный, турбореактивный, турбовинтовой, поршневой), взлетные тяга или мощность. Количество двигателей — однодвигательный, двухдвигательный, трехдвигательный или четырехдвигательный самолет (вертолет). Вспомогательная силовая установка (ВСУ). Тип и производитель винтов (пропеллера).
  • Длина ВПП для самолетов (разбег/пробег) указывается с учетом резерва на случай отказа двигателей при взлете. Взлетно-посадочные характеристики приведены для стандартных условий (ISA, Sea level, 15°С).
  • Максимальная обеспечиваемая категория метеоминимума ИКАО самолета для инструментального захода на посадку и посадки.
  • Для малых самолетов укороченного взлета и посадки (СУВП или самолет УВП, аналогично англ. STOL — Short take-off and landing) указывается дистанция для взлета и посадки без препятствий, а в скобках дистанция при наличии препятствий до 15 метров (50 футов).

Каталог самолетов и вертолетов предназначен для специалистов занимающимся организацией, планированием и наземным обеспечением перевозок воздушным транспортом и для тех, кто интересуется современной гражданской авиацией.

“боинг”

Американская компания Boeing возникла ещё в далеком 1916 году. С тех пор она занимается производством самолетов, главным образом, для гражданской авиации, хотя присутствуют и военно-транспортные модели. Наиболее известные названия пассажирских самолетов данной компании – Boeing 737, Boeing 747, Boeing 747-8, Boeing 777 и Boeing 787.

Первая из указанных выше моделей была выпущена в 1968 году, и к сегодняшнему дню является самой массовой из всех пассажирских летательных аппаратов. Boeing 747, произведенный годом позже, является пионером среди широкофюзеляжных авиалайнеров. Boeing 747-8 – пассажирский самолет с самой большой длиной.

Ace combat 7: skies unknown

Серия Ace Combat почти не представлена на РС: за все годы ее существования «боярскую» платформу посетили только Assault Horizon и Skies Unknown. Именно вторая удостоилась первого места в списке аркадных авиасимов. И вполне заслуженно: красивейшая графика, огромное количество самолетов (причем как реально существующих, так и вымышленных), затягивающий сюжет и, конечно же, динамичный мультиплеер — все это ставит Ace Combat 7: Skies Unknown во главу топа.

Не забыли разработчики и об относительной достоверности происходящего. Боевые машины ведут себя именно так, как должны вести: каждый самолет ощущается мощной, многотонной махиной, но вместе с тем повинуется любым командам игрока. Некоторые элементы реализма, вроде веса и количества носимого боезапаса, пришлось принести в жертву ради зрелищности, но как точка входа в жанр, за которой может последовать знакомство с более серьезными его представителями, Ace Combat 7 более чем годится.

купить

Digital combat simulator

Масштабный симулятор боевых действий, являющийся наследником и развитием серий Flanker и Lock On (на них, кстати, тоже можно обратить внимание). Digital Combat Simulator интересен модульной системой: игра состоит из многих частей, которые содержат различные сценарии, локации и технику, покупаются по отдельности и интегрируются в основной клиент. Причем эти модули могут разрабатываться и добавляться сторонними студиями.

DCS позволяет сесть за штурвал нескольких десятков летательных аппаратов и принять участие в различных военных кампаниях, которые разворачиваются в «горячих» точках земного шара, а также переносят события в прошлое и даже в вымышленные страны. Как положено, Digital Combat Simulator отличается реалистической физической и летной моделью, и соответственно, высоким порогом вхождения.

купить

Dream aero

Как выбрать самолет на радиоуправлении знает Planeta Hobby
Компания Dream Aero предлагает Вам отправиться «в полёт» на авиатренажере пассажирского авиалайнера Boeing 737. Тренажер практически по всем параметрам соответствует требованиям Doc 9625 ICAO FSTD Type VII, то есть аналогичен авиатренажерам высшей степени соответствия реальности.

Авиасимулятор в точности воспроизводит нюансы управления воздушным судном в условиях реального полёта. Человек, впервые оказавшийся за штурвалом летательного аппарата, вряд ли справиться с полётом в сложных метеоусловиях, но сумеет выполнить базовые элементы полётного задания, такие как взлёт, посадка, перелёт.

Simdream

Симулятор учебно-боевого самолета Л-39 Альбатрос
Как выбрать самолет на радиоуправлении знает Planeta Hobby
Симулятор представляет из себя по сути подвижный комплексный тренажер летного состава. Настоящая кабина самолета функциональна почти полностью; не работают только пульты кислородной системы и климатической установки (кондиционер в кабину подведен, но регулируется снаружи). Симулятор оснащен уникальной полнокупольной системой визуализации, предоставляющей пилоту углы обзора не многим меньше, чем из кабины настоящего самолета, а профессиональная динамическая платформа передает пилоту акселерационные ощущения во всех 6-ти плоскостях.

Полет проходит при поддержке пилота-инструктора, общение с которым происходит через интерком.

Подробная статья о нашем посещеннии симулятора Л-39 SimDream

War thunder

Этот онлайн авиасимулятор, возможно, не является самым «симуляторным» в списке, зато точно может считаться самым популярным. War Thunder дает возможность опробовать военную авиацию 30-50 годов: бомбардировщики, штурмовики, истребители и так далее, при этом игроки вольны самостоятельно выбирать сложность геймплея: для тех, кто хочет просто пострелять, предусмотрен аркадный режим, поклонникам хардкора же предлагаются более тяжелые в освоении реалистичные и симуляторные режимы.

Вместе с тем, War Thunder можно также назвать самым красивым авиасимом среди всех представленных в подборке: игровой движок поддерживает все современные графические технологии, в результате чего проект демонстрирует весьма неплохую картинку.

играть

Бомбардировщики

В задачи бомбардировщика входит поражение целей, находящихся на земле. Делают они это с помощью бомб и ракет.

Теперь давайте выясним названия военных самолетов. Среди бомбардировщиков можно выделить такие модели отечественного производства: Су-24, Ту-160, Су-34. В годы ВОВ особой известностью пользовался отечественный бомбардировщик Пе-2. Но самым первым можно назвать знаменитого «Илью Муромца» – творение великого конструктора Игоря Сикорского.

Среди иностранных аппаратов можно выделить современные американские стратегические бомбардировщики Northrop B-2 Spirit, XB-70 Valkyrie, Rockwell B-1 Lancer, B-2, B-52 Stratofortress, самолеты производства США 30-х годов Boeing B-17 и Martin B-10, германские бомбардировщики эпохи Второй мировой войны Junkers Ju 86 и Heinkel He 111.

Выпускаем закрылки

В зависимости от конструкции самолета, выпуск закрылок может создавать тенденцию как и к поднятию носа, так и к опусканию его. Тем не менее, практически всегда выпуск закрылок приводит к небольшому «взмыванию» самолета из-за увеличения подъемной силы крыла, а также к уменьшению скорости из-за увеличения аэродинамического сопротивления.

При работе с закрылками важно удерживать нос в желаемом положении и следить за изменениями скорости. Закрылками можно пользоваться лишь тогда, когда скорость находится в пределах белой шкалы.

Давайте распробуем их. В полете слегка приберите режим и удерживайте нос самолета горизонтально. Подберите режим таком образом, чтобы скорость держалась в районе 70.

Выпустите закрылки (первая позиция). Самолет немного взмоет. Обратите внимание, как изменится скорость самолета и положение его носа.

Теперь уберите их. Произойдет противоположное, самолет немного «провалится», а скорость начнет расти. Верните самолет в нормальный полет.

Как выбрать самолет на радиоуправлении знает Planeta Hobby
Солнечные батареи в южной Англии

Даем газку

Взгляните на приборную панель справа от себя. Там вы найдете тахометр, показывающий обороты двигателя. Запомните текущее значение (оно должно быть в районе 2300).

Не касаясь штурвала и педалей, полностью дайте газ.

Вы увидите, что обороты двигателя (и, следовательно, создаваемая им тяга) выросли. Вслед на ними начнет расти скорость, а затем нос самолета сам собой поднимется наверх.

Полностью уберите газ, и вы увидите противоположную картину – обороты и скорость упадут, а нос самолета опустится вниз. Будьте внимательны и не давайте стрелке указателя скорости войти в белую или желтую зону. Верните режим в прежнее положение.

Обратите внимание также на то, что в момент изменения режима самолет слегка рыскает вправо/влево, в зависимости от того, увеличили или уменьшили вы режим.

Первичным эффектом от изменения газа является изменение оборотов и скорости. Вторичным же эффектом является изменение тангажа и рыскания.

Другие виды классификации

По количеству двигателей у самолетов существует ранжирование от одно- до двенадцатидвигательных.

По типу двигателя самолеты делятся на следующие категории: с электрическим двигателем, поршневые, турбовинтовые, реактивные, ракетные, а также аппараты с комбинированным двигателем.

По типу шасси классификация у самолетов следующая: колесные, лыжные, на воздушной подушке, гусеничные, поплавковые, амфибии. Естественно, что наибольшее распространение имеют самолеты с колесным шасси.

По массе самолеты делятся на суперлёгкие, легкие аппараты, самолеты средней массы, тяжелые и супертяжелые.

По числу крыльев, в сторону уменьшения их количества, самолеты подразделяются на полипланы, трипланы, бипланы, полуторапланы и монопланы.

Существует также классификация по размеру фюзеляжа: узкофюзеляжные и широкофюзеляжные.

По классификации типа управления летательные аппараты подразделяются на пилотируемые и беспилотники.

По форме взлета все самолеты можно подразделить на следующие категории: с вертикальным взлетом, горизонтальным и коротким.

Ил-2 штурмовик

Игра, быстро ставшая культовой – все благодаря реалистичной симуляции самолетов, достоверной физике, хардкорному геймплею и мультиплееру, который поддерживал более сотни игроков на одном сервере. Ил-2 Штурмовик предлагает поучаствовать в сражениях Второй мировой войны, сев за штурвал почти сотни самолетов, каждый из которых проработан до деталей.

Развитие серии продолжается по сей день: Ил-2 Штурмовик получил множество дополнений и несколько продолжений, а разработчики неустанно создают новый контент для игры.

купить

Как пользоваться самолетом на радиоуправлении: инструкция по применению

Мы рассмотрели 3 бюджетные модели Wltoys. Это очень простые, но, тем не менее, удобные в управлении самолеты. Конечно, они уступают 6-ти канальным беспилотникам, обладают минимальной функциональностью, лишены качественных регуляторов хода. С другой стороны, в полете они похожи на гораздо более дорогие аппараты.

Лучшим выбором нам представляется модель F949. Она не только самая дешевая, но и обладает хорошей дальностью и длительностью полета. Достаточно докупить 1 запасной аккумулятор, чтобы увеличить время полета почти до часа.

Если необходима модель для съемки видео, то единственный самолет Wltoys, обладающий такой функциональностью, это F959. Правда, камеру придется докупать отдельно, а качество видео будет ниже среднего. Скорее, эту модель можно посоветовать тем, кто хочет получить большой беспилотник за сравнительно небольшую стоимость.

Что касается F939, то это самолет для быстрых полетов и для выполнения фигур пилотажа. Это единственная 4-х канальная модель в нашем обзоре, ее можно рекомендовать в том числе и опытным пилотам.

Самолет на радиоуправлении – модель самолета, который управляется с помощью радиоволн либо инфракрасного излучения. Это уже далеко не просто игрушки для детей, существуют целые сообщества любителей моделистов. Модельный ряд представлен вариантами от простейших, до самых сложных, в деталях копирующих оригинал.

Нужен ли самолет на радиоуправлении вашему ребенку, решать только родителям. Для детей приобрести лучше простую тренировочную модель. Детские самолеты всегда оснащаются электродвигателем и имеют малый размер и небольшой вес. Занятия на свежем воздухе, восторг от умения управлять самолетом подарят детям массу положительных впечатлений.

Какой самолет на радиоуправлении выбрать новичку, помогут несколько простых советов. Детям больше подойдут самолеты из пластика, либо из пенопласта тренировочного типа. Они небольшие по размеру, легкие, не разбиваются при падении, безопасны. Оптимальный вариант – модель с электродвигателем.

Совет: Как выбрать самолет на радиоуправлении для ребенка. Модель должна быть простого строения, несложная в ремонте. В первые несколько раз самолет будет падать, потому материал должен быть легкий, пористый и прочный.

В большинстве своем, радиоуправляемые модели самолетов по устройству похожи на большие самолеты, но в более упрощенном варианте. Различаются модели в зависимости от числа каналов управления:

  • 2-х канальное. Управление происходит путем изменения числа оборотов пропеллера и с помощью руля. Это самые простые самолеты на пульте управления.
  • 3-х канальное. Управляются рулями высоты и направления и газом.
  • 4-х канальное. Здесь управление осуществляется с помощью газа, курсового направления, тангажа и крена. Это наиболее распространенная модель.
  • 5-канальное. Используются дополнительные элементы управления.

Летающие модели самолетов на радиоуправлении не могут удаляться на значительные расстояния. Радиус действия зависит от модели самолета и мощности системы управления. Ограничивается радиус не только длиной действия радиоволн, но и пределами видимости пилота, вот почему многие модели имеют яркую контрастную окраску.

Перед взлетом модель необходимо отрегулировать: проверить центровку, отрегулируйте руль в соответствии с инструкцией. Взлет осуществляйте на малых оборотах, постепенно прибавляя газ. Для предотвращения разворота влево, будьте готовы компенсировать крен поворотом руля. Основная задача при взлете – удержать модель на взлетной дорожке.

Модели на радиоуправлении под присмотром старших могут использовать дети лет с 6-7. Для начала можно купить ребенку совсем маленькую модель, которую можно запускать в квартире. Более старшим можно позволить модели побольше, которые запускаются на открытом воздухе. Возможно, что детское увлечение моделизмом перерастет в серьезное хобби.

Можно выделить несколько наиболее востребованных моделей, как раз для детского возраста. Один из самых популярных – радиоуправляемый самолет Air Hogs Sky Stunt (Небесный каскадер). Интересен радиоуправляемый самолет Dynam – это копийные модели американского производства, полностью повторяющие прототип.

Галина Воротникова, 37 лет, г. Казань. Купили сыну самолет на радиоуправлении с камерой. Ребенок в восторге, раньше нельзя было заставить оторваться от телевизора, зато сейчас занимается только самолетом с удовольствием выезжаем семьей на прогулки, где запускаем самолет.
Нина Семенова, 30 лет, г. Вологда. Считаю, что эти игрушки опасны для детей, ведь модель может неудачно упасть, травмируя ребенка. Да и стоимость высокая, игрушка на один раз, разобьется и деньги на ветер.
Андрей Самсонов, 40лет, г. Москва. Мы купили самолет на пульте управления недавно. Самое смешное, играем теперь всей семьей, запускаем по очереди. Так что это не просто детская игрушка, но и развлечение для взрослых.
Оксана Морозова, 53года, г. Пермь. Сын подарил внуку пассажирский самолет на пульте управления. Чего только не изобретут, в наше время не было таких игрушек. Не знаю, боюсь не разбил бы его, а то дорогая игрушка. Балуют они его, очень балуют.
Анна Скоробогатова, 35 лет, г. Белгород. Сын давно мечтал о такой игрушке. Мы посмотрели самолеты на радиоуправлении, отзывы почитали, выбрали «Небесный каскадер», мальчик в восторге не может от него оторваться. Быстро освоил технику управления и теперь учится всякие трюки выполнять.

Оставьте ваше имя и телефон в форме ниже, нажмите кнопку “отправить” и мы перезвоним вам в ближайшее время.

Подводя итоги, можно сказать, что главные критерии, на которых стоит акцентировать свое внимание при решении, какой радиоуправляемый самолет выбрать – это его назначение. Если вы хотите порадовать себя или ребенка интересной игрушкой, обратите внимание на модели с электродвигателем для начинающих.

Интернет-магазин «Planeta Hobby» готов предложить всевозможные модели самолетов, чтобы такое захватывающее занятие, как запуск радиоуправляемых игрушки в небо, пришелся по душе как взрослому, так и юному летчику, а вы провели свободные часы своего досуга активно и интересно.

Комплектация

Что скрывается за сокращениями RTF, ARF и KIT, которые обозначены на коробках с моделями? – Это тип комплектации.

RTFМодели в комплектации RTF (Ready To Fly, готов к полёту) идеально подойдут для начинающего пилота. Такой набор даст Вам возможность не тратя времени на решение технических задач приступить к полётам уже в день покупки. Эти самолёты оснащены всем необходимым для первого взлёта, как правило достаточно лишь потратить несколько часов на сборку и зарядить аккумулятор. Не верьте стереотипам, которые до сих пор присутствуют в хоббийной среде – прошло много лет с тех пор, как RTF-модели были примитивными игрушками, сегодня не составит труда найти готовый к полёту самолёт с отличными лётными характеристиками, подходящий для обучения. Диапазон классов и размеров впечатляет – от сверхлёгких комнатных моделей до внушительных планеров с размахом крыла более двух метров. Минус комплектации RTF – относительно небольшие возможности для совершенствования лётного мастерства и упрощённая аппаратура радиоуправления, которая по мере приобретения опыта потребует замены на систему более высокого уровня. С первым недостатком производители научились успешно бороться, один из способов – установка на относительно сложную модель системы стабилизации, превращающей практически любой самолёт в учебный. Ещё более интересный подход демонстрирует американская компания Flyzone. Switch 2 in 1 за несколько минут превращается из тренера начального уровня в модель для отработки большинства фигур сложного пилотажа, фактически Вы получаете два самолёта по цене одного.
>  
ARFКомплектация ARF –  (almost ready to fly, почти готов к полёту) – набор включает собранные на заводе элементы и узлы самолёта: крыло, фюзеляж и хвостовое оперение, а также необходимую фурнитуру. По сложности сборки эти комплекты как правило не отличаются от RTF, однако пользователь получает возможность самостоятельно выбрать мотоустановку, аппаратуру радиоуправления и бортовую электронику. Для этого необходимо базовое понимание принципов полёта модели и собственных потребностей. Некоторые дополнительные временные и финансовые затраты компенсируется тем, что Вы получаете уникальную модель, собранную под Ваши личные требования. Кроме того, хорошая система радиоуправления покупается сразу для нескольких моделей и служит пользователю несколько сезонов (подробнее о выборе аппаратуры – в нашей статье). Разумный компромисс между ARF и RTF – комплектация PNP (plug and play) – самолёт собран и оснащён электроникой, приёмник и передатчик при этом локупаются отдельно.
>  
KITKIT – наборы, также известные моделистам со стажем как наборы-посылки – это классика хобби. В комплекте Вы найдёте большое количество деталей из бальзы, фанеры и даже композитных материалов. Сборка такой модели практически не отличается от самостоятельной постройки, однако производитель позаботился о таких трудоёмких процедурах, как проектирование самолёта, изготовление и обработка деревянных деталей. Немаловажный момент для любителей технического творчества – безграничные возможности для самостоятельных доработок, создания собственного дизайна окраски и отделки. Стоит ли говорить о том, что удовольствие от полёта модели, построенной своими руками, ни с чем не сравнимо, однако и степень ответственности моделиста за результат работы очень велика.

Мы рекомендуем начинающим выбирать RTF модели, в дальнейшем можно перейти на ARF или KIT модели, при желании.

Контролируем тангаж

Пройдите начальное обучение и «попросите» инструктора дать вам немного полетать в свободном режиме. В центре приборной панели расположен авиагоризонт (artificial horizon, attitude indicator, AI). Его легко узнать по характерному синему и коричневому цвету, которые обозначают соответственно небо и землю. По центру прибора расположена точка, которая показывает нос вашего самолета, а по бокам – риски, символизирующие крыло.

Слева от него расположен указатель воздушной скорости (airspeed indicator, ASI). Читается примерно так же, как спидометр в наземном транспорте, но скорость измеряет в узлах – морских милях (1.852 км) в час.

Мы учимся летать по правилам визуальных полетов, поэтому сам авиагоризонт нам использовать необязательно. Тем не менее, наш полет это хорошая возможность ознакомиться с принципами его работы.

За изменение тангажа отвечает руль высоты (elevator), расположенный, как правило, на хвосте самолета. Настало время им воспользоваться.

Убедитесь, что стрелка скорости расположена выше белой зоны на указателе скорости. Запомните значение скорости, а затем слегка (слегка!) возьмите штурвал на себя.

Обратите внимание на то, как изменяется картина за окном. Мы стали меньше видеть землю и больше неба. Взгляните на авиагоризонт и сопоставьте картину на нем с картиной за окном.

Проверьте скорость. Вы увидите, что она упала.

Как выбрать самолет на радиоуправлении знает Planeta Hobby
Нос направлен вверх

Отпустите штурвал. Самолет начнет сам выводить нос в горизонт. Снова проверьте скорость – она должна вернуться к исходному значению.

Повторите ту же процедуру, но наклонив нос вниз. Теперь землю видно больше, чем небо, а скорость растет. При отпускании штурвала нос возвращается в прежнее положение.

Как выбрать самолет на радиоуправлении знает Planeta Hobby
Нос направлен вниз

Вот вам простая аналогия – представьте, что вы катитесь на машине с горки. Что будет происходить с вашей скоростью, если газ и передача останутся неизменными?

Подытожим. Первичный эффект руля высоты это изменение тангажа самолета. Вторичный же это изменение скорости.

Общие советы по пилотированию

Несколько советов по правильному пилотированию самолета и самым частым ошибкам.

В первую очередь – не держите штурвал двумя руками! В авиалайнерах в некоторых ситуациях от пилота требуется использовать обе руки, но к нам это не применимо – для управления вам хватит и одной. Вторая пригодится для всего остального, начиная от контроля газа и заканчивая ведением вашего штурманского журнала.

Второе. Не надо вцепляться в штурвал. Держите его спокойно, уверенно и нежно. Вам хватит всего трех пальцев на руке, чтобы надежно управлять им.

Как выбрать самолет на радиоуправлении знает Planeta Hobby
Окрестности Рима

Плавные движения штурвалом это ключ к точному выдерживанию параметров полета, минимизации ошибок и довольным пассажирам. Избегайте резких изменений тангажа, крена и рыскания. Выполняйте движения аккуратно, плавно, но уверенно.

Не стесняйтесь триммировать самолет, но не стремитесь контролировать тангаж триммером. Правильная последовательность действий: изменение конфигурации, удержание носа штурвалом, снятие усилий со штурвала триммером. Не надо использовать триммер вместо штурвала.

На правильно стриммированном самолете вы можете поворачивать и контролировать крен педалями. Это позволит держать обе руки свободными и, например, параллельно строить маршрут на карте. При этом нажимайте педали очень плавно, сильное скольжение может быть опасным в некоторых обстоятельствах (низкая скорость, выпущенные закрылки, сильный крен и прочее). В реальных полетах не делайте этого без прохождения соответствующего инструктажа (это применимо ко всей статье).

Не задерживайте свой взгляд на авиагоризонте и приборной панели. Вы учитесь летать по правилам визуальных полетов. По ним вы обязаны большую часть времени смотреть наружу – для избежания других самолетов и ориентировки на местности. Запомните, на каком обычно расстоянии находится капот от линии горизонта, и используйте это как референс для горизонтального полета.

Не превышайте крен в 15 градусов, особенно на низкой скорости. На первых порах не превышайте его вообще.

Эффективность рулевых поверхностей зависит от их обдувания воздухом. Чем сильнее воздушный поток, тем меньшее отклонение рулевой поверхности потребуется для достижения нужного результата. Обдув хвостовых рулевых поверхностей (рулей высоты и направления) производится встречным потоком и струей от винта.

Подразделение по скорости

Кроме классификации самолетов по назначению, которую мы подробно изучили выше, существуют и другие виды ранжирования. К ним относится и классификация по скорости полета. По данному признаку самолеты делятся на следующие категории: дозвуковые, трансзвуковые самолеты, сверхзвуковые воздушные суда и гиперзвуковые.

Нетрудно разобраться, что дозвуковые самолеты перемещаются медленнее звука. Трансзвуковые самолеты летают на скорости, приближенной к звуковой, сверхзвуковые преодолевают звуковой барьер, а гиперзвуковые превышают этот показатель более чем в пять раз.

На данный момент самым скоростным в мире считается экспериментальный гиперзвуковой аппарат из США X-43A 2001 года. Он может набрать скорость 11 200 км/ч. На втором месте его соотечественник X-15, выпущенный ещё в далеком 1959 году. Скорость составляет 7273 км/ч.

Если же говорить не об экспериментальных аппаратах, а о тех самолетах, которые выполняют конкретные задачи, то тут первенство у американца SR-71, способного развить скорость до 3530 км/ч. Среди отечественных аппаратов следует выделить сверхзвуковой МиГ-25. Его максимальный показатель скорости может добраться до 3000 км/ч.

В пассажирской авиации дела со скоростью обстоят намного хуже. На сегодняшний день выпущено всего два сверхзвуковых авиалайнера: отечественный Ту-144 (1968 год) и франко-английский Concorde (1969 год). Первый из них может развить скоростные показатели до 2,5 тыс. км/ч, что является рекордом гражданской авиации, но из самолетов всех назначений это только десятое место.

Нужно также отметить, что на данный момент не существует ни одного сверхзвукового авиалайнера, который находится в эксплуатации, так как от использования Ту-144 отказались ещё в далеком 1978 году, а использование Concorde было остановлено в 2003 году.

Гиперзвуковых пассажирских самолетов вообще никогда не существовало. Правда, сейчас имеется несколько проектов как отечественных, так и зарубежных конструкторских бюро по производству гиперзвукового авиалайнера. Среди них наибольшей известностью пользуется европейский ZEHST.

Размер

Размер, особенно для моделей радиоуправляемых самолетов, имеет принципиальное значение. Условно, все модели можно разделить на малые, средние и большие. К первым можно отнести самолеты с размахом крыла до 30-40 см, ко вторым – от 40 до 80-90 см, к третьим – от 90 см и выше. При выборе размера Вашего первого самолета следует учесть те условия, в которых планируется летать.

Например, если пилотирование будет осуществляться в городской среде, на стадионах, в парках и так далее, логичнее выбрать модели малого или среднего размера. Их проще транспортировать (многие в разобранном виде легко умещаются в рюкзак) и ими легче управлять в условиях ограниченного пространства.

Следует отметить, что радиоуправляемые самолеты малого размера сильнее подвержены влиянию ветра, их проще потерять из вида в процессе пилотирования. Но за счет своих габаритов и малой массы они лучше переживают падения, а также, в экстремальных случаях, они не способны нанести существенного вреда здоровью.

Большие самолеты более устойчивы при порывах ветра, их легче контролировать визуально на дальних расстояниях, но при падении, как правило, повреждения будут существенны. И при несоблюдении техники безопасности возможно получение серьезных травм, об этом не стоит забывать. Таким образом, для начинающих мы рекомендуем остановить свой выбор на моделях малого и среднего размера.

Советские пассажирские самолеты

На достойном уровне была представлена и советская пассажирская авиационная промышленность. Большинство моделей – это самолеты “Аэрофлота”. Названия главных марок: Ту, Ил, Ан и Як.

Первым отечественным реактивным авиалайнером является выпущенный в 1955 году Ту-104. Ту-154, первый взлет которого был совершен в 1972 году, считается самым массовым советским пассажирским воздушным аппаратом. Ту-144 1968 года выпуска обрел легендарный статус, так как является первым в мире авиалайнером, который сумел пробить звуковой барьер.

Он мог развивать скорость до 2,5 тыс. км/ч, и этот рекорд к нашему времени не побит. На данный момент последней действующей моделью авиалайнера, разработанной конструкторским бюро Туполева, является самолет Ту-204 1990 года выпуска, а также его модификация Ту-214.

Естественно, что кроме Ту существуют и другие самолеты “Аэрофлота”. Названия самых популярных: Ил-18, Ил-114, Ил-103, Ан-24, Ан-28, Як-40 и Як-42.

Создаем крен

За управление креном обычно отвечают элероны (ailerons) – специальные рулевые поверхности, расположенные ближе к законцовкам крыла. Они контролируются поворотом штурвала.

Выведите нос самолета в горизонт и убедитесь, что скорость находится за пределами белой шкалы. Поверните штурвал вправо, дайте самолету слегка наклониться (10 градусов хватит), а затем – отпустите.

Мы можем увидеть, что картинка за окном снова поменялась – теперь мы видим все под углом. Взгляните на авиагоризонт – вы обнаружите, что риски находится горизонтально, а сама линия горизонта наклонилась. Авиагоризонт отражает ту же картину, что мы видим за окном.

Как выбрать самолет на радиоуправлении знает Planeta Hobby
Самолет в крене

Заметьте, что самолет сохраняет данный вами крен и без всякого давления на штурвал.

Снизу от авиагоризонта вы увидите указатель курса (direction indicator) – прибор, показывающий направление, в сторону которого смотрит нос самолета. Обратите внимание на то, что наш курс меняется – то есть самолет поворачивает (совершает рыскание).

Поверните штурвал влево и удерживайте до тех пор, пока линия горизонта снова не станет ровной. Крен исчезнет, и самолет будет лететь прямо.

Первичным эффектом элеронов является создание крена, а вторичным – рыскание.

Справочник самолетов и вертолетов

Воздушное судно это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды. В гражданской авиации России применяются два типа воздушных судов — самолеты и вертолеты.

Справочник «Воздушные суда гражданской авиации» — самый полный справочник пассажирских и грузовых самолетов и вертолетов России и мира, включающий подробное описание современных российских, СССР и зарубежных воздушных судов.

Твердый переплет, цветная печать, 320 стр., формат 17х24,5 cмЦена 1900 рублейИздательство: ООО «Авиатека»Бланк заявки на литературу.doc

Выбраны типы транспортных воздушных судов эксплуатируемые в гражданской авиации России, принимаемые российскими аэропортами и выполняющие транзитные полеты в воздушном пространстве Российской Федерации. Из новых, находящихся в процессе сертификации, воздушных судов, в справочник самолетов и вертолетов включены выполнившие первый полет. В справочник не включены беспилотные и сверхлегкие воздушные суда авиации общего назначения.

Для каждого воздушного судна, предназначенного для перевозки пассажиров, грузов, выполнения авиационных работ и воздушного судна деловой авиации, справочные сведения размещены на одной странице и содержат:

  • Летно-технические характеристики самолетов и вертолетов
  • Эксплуатационные характеристики, описание, коды ИКАО и ИАТА
  • Проекции воздушного судна и эскиз поперечного сечения фюзеляжа с размерами

В приложениях собраны справочные таблицы, коды ИАТА и ИКАО, классификации воздушных судов (airplanes и helicopters), используемые при организации воздушных перевозок пассажиров и грузов.

Транспортники

Главным предназначением самолетов транспортной авиации является перевозка грузов на большие расстояния.

Среди аппаратов данного вида нужно обозначить западные модели пассажирских самолетов, модифицированные под транспортные нужды: Douglas MD-11F, Airbus A330-200F, Airbus A300-600ST и Boeing 747-8F.

Но больше всех в производстве транспортных самолетов прославилось советское, а теперь украинское конструкторское бюро имени Антонова. Оно выпускает самолеты, которые постоянно бьют мировые рекорды по грузоподъемности: Ан-22 1965 г. (грузоподъемность – 60 т)

, Ан-124 1984 г. (грузоподъемность – 120 т), Ан-225 1988 г. (берет на борт 253,8 т). Последней модели принадлежит до сих пор не побитый рекорд по грузоподъемности. Кроме того, её планировали использовать для транспортировки советских шаттлов “Буран”, но с развалом СССР проект так и остался нереализованным.

В Российской Федерации с транспортной авиацией все не так уж радужно. Названия самолетов России следующие: Ил-76, Ил-112 и Ил-214. Но проблема в том, что выпускаемый ныне Ил-76 был разработан ещё в советское время, в 1971 году, а остальные планируют запустить только в 2023-м.

Управляем рысканием

За рыскание отвечает руль направления (rudder), расположенный на хвосте самолета. Самое время познакомиться с ним.

Выровняйте самолет и проверьте скорость. Снизу от указателя скорости расположен другой прибор, координатор разворотов (turn coordinator). Нас интересует черный шарик, плавающей в специальной дужке снизу. Как правило, в обычном полете он находится в центральной области.

Слегка толкните правую педаль и удерживайте ее. Вы увидите, что нос самолета уходит вправо. Помимо этого, будет развиваться правый крен.

Взгляните на шарик – он уйдет влево. Прямо сейчас он нам говорит, что мы летим немного «боком», со скольжением (slip), и чтобы его исправить, нужно «наступить на шарик» – дать педаль со стороны шарика. Выровняйте педали, и вы увидите, как самолет возвращается в нормальное положение.

Как выбрать самолет на радиоуправлении знает Planeta Hobby
А вот так выглядит рыскание

Первичным эффектом руля направления является рыскание, а вторичным – крен.

Устройство самолета:

НазваниеОписание
Фюзеляж самолетаПод термином «фюзеляж» принято понимать корпус самолета
Винт самолета. Лопасти самолета. Пропеллер.С помощью винта происходит преобразование крутящего момента от двигателя в тягу.
АвионикаАвионика – весь комплекс электронного оборудования, которое установлено на борту самолетов
АльтиметрВысотомер, является пилотажно-навигационным прибором для измерения высоты полета
Вентиляция самолетаСистема кондиционирования самолета является бортовой системой жизнеобеспечения 
ТягаТяга – сила, выработанная двигателем. Она толкает самолет сквозь воздушный поток. 
СтрингерПродольный элемент силового комплекта самолета, который связан с нервюрами и обшивкой крыла или шпангоутами фюзеляжа
Лонжерон крыла самолетаЛонжероны – это стыковые узлы крыльев, которые являются частью компенсаторных узлов
Головной обтекательПередняя часть самолета или ракеты
Предкрылки самолетаОтвечают за регулирование несущих свойств
Рампа самолетаУстройство, с помощью которого выполняются погрузочно-разгрузочные работы на самолете.
Аварийно-спасательные средстваПорядок применения авиационного аварийно-спасательного оборудования
Закрылки самолета Значительно улучшают несущие характеристики крыла при отрыве от взлетной полосы
Обшивка самолетаОболочка, формирующая оперение и внешнюю поверхность корпуса воздушного судна
Самолетные радиолокаторыИспользуются для обнаружения и определения местоположение воздушных, надводных и наземных объектов 
Шасси самолетаСистема, состоящая из опор, которые позволяют летательному аппарату осуществлять стоянку, перемещение машины по аэродрому или воде
Багажный отсек самолетаОтделения для багажа имеют продуманную конструкцию, что позволяет производить удобную загрузку
Живучесть вертолетаБоевая живучесть является таким же важным параметром вертолета, как и дальность, грузоподъемность
СтабилизаторВыступает в качестве несущей хвостовой поверхности и отвечает за продольную устойчивость воздушного судна
ЦентропланЦентральная часть оперения (крыла) самолета
КессонПредставляет собой силовую часть крыла и прочих элементов планера
АвтопилотБольшую часть полета управление пассажирскими авиалайнерами осуществляют именно автопилоты
РеверсРеверсом называют используемый режим работы двигателя самолета
Прочность самолетаБезопасность полетов воздушных судов непосредственно связана с долговечностью конструкций
Катапультируемое креслоСпециальное устройство, которое предназначено для спасения летчика или экипажа из летательного аппарата в сложных аварийных ситуациях.
Катапультирование из самолетаСпасательная капсула – это катапультируемое закрытое устройство, которое предназначено для спасения летчика из летательного аппарата в сложных аварийных ситуациях
Радиотехнические системы ближней навигацииВ качестве основных средств ближней навигации в организации ИКАО (ICAO) приняты системы ВОР (VOR), BOR/ДМЕ (VOR/ДМП, ВОРТАК (VORTAK) и ТАКАН (TAKAN)
АвиагоризонтОдин из бортовых приборов летательных аппаратов, который используется для индикации и определения наклонов, крена, тангажа самолета
Навигационные огни самолетаЛюбой самолет оснащается бортовыми аэронавигационными и габаритными огнями
Бортовые огни самолетаСветосигнальное оборудование иначе называют еще бортовыми огнями самолета
Топливные бакиОт топливных баков идут топливные провода к силовой установке, что и обеспечивает ее питание горючим
Стойка шассиСтойка является одной из главных составляющих системы шасси в самолетахлюбого класса
Виды двигателей самолетаВсе авиа двигатели принято разделять на 9 основных категорий.
Черный ящик самолетаВот вам загадка: Он оранжевого цвета, а его называют «черным»
ГаргротОбтекаемая часть фюзеляжа ракеты или самолета

Термин «механизация крыла» на английском звучит как «high lift devices», что в дословном переводе – устройства для повышения подъемной сил

ГидравликаГидравлические системы используют для управления рулями и стабилизатором, выпуска и уборки шасси просадочно-взлетной механизации, прочих потребителей.
Речевой информаторЭлектронное устройство, которое обеспечивает автоматическую передачу запрограммированных заранее сообщений в информационные каналы связи.
Компас самолетаОпределяет и сохраняет курс направления полета

Турбовинтовые двигатели используются в тех случаях, когда скорости полета самолета относительно невелики

Для всех реактивных двигателей общим является то, что в процессе сгорания топлива и с последующим преобразованием потенциальной энергии продуктов сгорания в кинетическую

История поршневых двигателей насчитывает на несколько десятилетий больше, чем история самой авиации.

На сегодняшний день, авиация практически на 100% состоит из машин, которые используют газотурбинный тип силовой установки

Крен самолета

Крен самолета (от фр. carène — киль, подводная часть корабля или от англ. kren-gen — класть судно на бок)

Невесомость в самолетеСостояние, при котором гравитационное притяжение полностью отсутствует
Шины для самолетовАвиашина – многоэлементный компонент, сконструированный из трех материалов: корд, резина, металл.
Летные данные

Скорость, Скороподъемность, Продолжительность полета, Грузоподъемность, Маневренность, Эволютивность, Потолок 

Тангаж (фр. tangage — килевая качка) — угловое движение летательного аппарата или судна относительно главной (горизонтальной) поперечной оси инерции.

Рыскание (рысканье) — угловые движения летательного аппарата, судна, автомобиля относительно вертикальной оси, а также небольшие изменения курса вправо или влево, свойственные судну.

Руль высоты самолетаРуль высоты самолета — аэродинамический орган управления самолёта, осуществляющий его вращение вокруг поперечной оси.
Угол атакиУгол атаки самолета (общепринятое обозначение Как выбрать самолет на радиоуправлении знает Planeta Hobby — альфа) — угол между направлением скорости набегающего на тело потока (жидкости или газа) и характерным продольным направлением
Подъемная сила самолетаПочему самолет летает ? Подробнее в этой статье…
Заправочное оборудование аэропортовЗа последние 10 – 15 лет существенно изменилось заправочное оборудование для авиационной наземной техники.
Кабина экипажа самолетаПомещение, расположенное  в передней части самолета, откуда летчики осуществляют управление
Санитарный блокИспользуется, как правило, на пассажирских самолетах, которые совершают долгие воздушные полет
Системы ЦЗС и их видыСистема гидрантной заправки ВС (ЦЗСВС) представляет собой сложную систему трубопроводов и топливных магистралей с многим числом контрольных агрегатов и перекачивающих систем. 
Щелевое крылоВ таком крыле стороны нагнетания могут быть отделены от других…
Маневренность самолета. Управляемость и устойчивость самолета.Маневренность самолета — это его способность изменять за определенный промежуток времени свое положение в пространстве
Отказал двигатель самолета или полет с несимметричной тягой.В руководстве по летной эксплуатации каждого типа самолета изложены рекомендации по пилотированию в случае отказа двигателя или системы регулирования воздушного винта на всех этапах полета
Взлет, посадка на заснеженном аэродромеПассажирские самолеты эксплуатируют на ВПП, очищенных от снега и льда. Однако в отдельных случаях самолеты эксплуатируют на специально подготовленных полосах со снежным покровом
Экстренное снижение самолетаПилот должен выполнять снижение с максимально допустимой скоростью и с наибольшим возможным углом наклона траектории.
Авиационная метеорологияАвиационная метеорология — прикладная отрасль метеорологии, изучающая влияние метеорологических элементов и явлений погоды на деятельность авиации.
Линия положения самолетаЛинией положения называется геометрическое место точек положения самолета на земной поверхности
Самолетная радиолокационная доплеровская системаЯвляется автономной радиолокационной системой самолетовождения
Локсодромия , ортодромияКроме частных случаев, когда локсодромия и ортодромия совпадают (полет по меридиану или экватору)
Системы отсчета путевых углов и курса самолетаВыбор системы отсчета путевых углов полета и курса самолета обусловливается эксплуатационными данными самолета и его навигационным оборудованием.
Самолетовождение по ортодромииНа картах, используемых для полетов в гражданской авиации (масштаба 1:1 000 000 и 1:2 000 000)
Самолетовождение и ЭшелонированиеЭшелоны полетов устанавливаются от условного уровня, который соответствует уровню Балтийского моря
Категория: Классификация самолётов

Классификации подаются летные, технические характеристики и типа использованных двигателей, кроме этих параметров учитывается еще большое количество особенностей.

Безопасность полетовПроблема, которая решается усилиями производителей гражданской авиационной техники и Эксплуатантами
Авиационная транспортная системаЭто совокупность совместно действующих воздушных судов…
Летная годностьПозволяет осуществлять безопасный полет в ожидаемых условиях и при установленных методах эксплуатации
Техническое обслуживание самолетовКомплекс операций по поддержанию и восстановлению работоспособности элементов функциональных систем
Подготовка пилотовНесовершенство системы профессиональной подготовки летного состава является существенным сдерживающим фактором повышения безопасности полетов
Бортовое программное обеспечениеВажнейшим является документ DO-178

Учимся триммировать

К этому моменту мы уже узнали, что изменения конфигурации полета (режима двигателя, закрылков) требуют удержания носа в какой-то одной позиции – и это позиция далеко не всегда соответствует нейтральному положению штурвала. Можно лететь, постоянно оказывая давление на штурвал – но это не очень удобно и безопасно. Постоянная «борьба» с штурвалом приведет к усталости рук и невозможности точно контролировать параметры полета.

К счастью, мы можем перенести положение «нейтральной точки» нашего штурвала так, чтобы он создавал нужное давление сам. Этот процесс называется триммированием (trimming).

Восстановите обычный режим полета (обороты, тангаж, крен, рыскание, закрылки). Отпустите штурвал и посмотрите, что произойдет с самолетом.

Если он опускает нос вниз, выведите самолет в горизонт и попробуйте снять усилия со штурвала путем поворота колеса сверху вниз. Если же задирает нос вверх, крутите в противоположную сторону. Для проверки точности триммирования приотпустите штурвал. Повторяйте процедуру до тех пор, пока самолет не будет удерживать нос горизонтально в нейтральном положении штурвала.

Мы только что выполнили триммирование самолета. Давайте обобщим эффект от триммера: поворот колеса триммера руля высоты меняет усилия на штурвале по оси тангажа.

Смотрите про коптеры:  Вдохновитесь множеством тем на нашем канале YouTube
Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий