Как выполняется регистрация квадрокоптера в России | AEROMOTUS

Как выполняется регистрация квадрокоптера в России | AEROMOTUS Квадрокоптеры
Содержание
  1. Утеря или кража дрона. что делать?
  2. Что делать, если требуется снять дрон с учета или выполнить перерегистрацию
  3. В китай за деньгами
  4. Держите свой контроллер включенным
  5. Использование приложения find my drone
  6. Как можно запускать квадрокоптер и другие правила его использования
  7. Как получить разрешение на полеты?
  8. Как снять с учета или перерегистрировать беспилотник?
  9. Как согласовать полет
  10. Какие квадрокоптеры/дроны нужно регистрировать?
  11. Кредит и сделка с китайцами без договора
  12. Кто может поставить квадрокоптер на учет?
  13. Москва
  14. Мы старались, но коптеры ломались и падали
  15. На кого распространяются правила регистрации квадрокоптеров
  16. Насколько это всё серьёзно
  17. Не погрузились в техническую сторону дела
  18. Не хватило фокуса
  19. Новый компаньон и смена направления
  20. Нужно в остальных случаях
  21. Нужно ли получать разрешение городской администрации?
  22. Нужно ли получать разрешение на съемку от минобороны?
  23. Нужно ли получать свидетельство пилота?
  24. Нужно ли регистрировать дроны?
  25. Нужно ли регистрировать квадрокоптер с камерой?
  26. Обновление от 31.08.2023
  27. Ответственность за полёты без регистрации
  28. Офис и клиенты
  29. Поиск квадрокоптера ночью
  30. Поиск квадрокоптера с помощью трекера
  31. Порядок госрегистрации квадрокоптеров в россии в 2023 году
  32. Порядок регистрации беспилотника
  33. Правила безопасности полетов
  34. Проблемы с первой партией и разрыв партнерства
  35. Регистрация дронов в других странах
  36. Слишком маленький сегмент рынка
  37. Сложности регистрационного процесса
  38. Собственный магазин
  39. Чем рискует владелец квадрокоптера:
  40. Какие я сделал выводы
  41. Не хватило фокуса
  42. Слишком маленький сегмент рынка
  43. Не погрузились в техническую сторону дела

Утеря или кража дрона. что делать?

Если у вас украли ваш БПЛА или вы его потеряли, разбили, он окончательно вышел из строя и вы не планируете его ремонтировать, нужно оповестить об этом регистрирующий орган, составив ещё одно заявление. В нём должен быть указан:

  1. Номерной знак дрона
  2. Основание, на котором вносятся изменения в регистрационные данные в базе (утеря, хищение, уничтожение, утилизация…)
Смотрите про коптеры:  Строим квадрокоптер. Часть 1. Детали. | Пикабу

Если кто-то попробует зарегистрировать украденный коптер, ему будет отказано, а владелец получит оповещение с данными об этом человеке. Процедура в данный момент не утверждена, поэтому могут быть изменения в порядке фиксации краденных летательных аппаратов.

Что делать, если требуется снять дрон с учета или выполнить перерегистрацию

Опять-таки, в Федеральное агентство воздушного транспорта необходимо подавать заявление не только по случаю приобретения или начала использования дрона. Также на сайте в свободном доступе опубликованы бланки заявлений на случай, если: 

  • Необходимо внести изменения в учетную запись в связи со сменой владельца; 
  • Произошла утеря БВС или он был украден; 
  • Изменились существенные характеристики дрона; 
  • Нужно снять квадрокоптер с учета. 

То есть, допустим, что вы хотите продать квадрокоптер или усовершенствовали его параметры, все это требует внесения изменений в Учетную запись. В противном случае произойдет потеря актуальности внесенных в базу данных. Это может повлечь нежелательные последствия в случае любой проверки.

В китай за деньгами

Сначала надо было разобраться с китайским поставщиком, который задолжал мне семь дронов уже на месяц. В феврале мы с Ильей полетели в Гонконг возвращать 700 тысяч. Лететь одному было бы дешевле, но я уговорил Илью отправиться со мной для поддержки, а заодно купить комплектующие для ремонта в его мастерскую.

Андрей и Дмитрий передали только контакт директора завода и номер телефона переводчика — у нас не было даже адреса производства. В Шэньчжэне мы нашли другого переводчика — он хорошо говорил на русском и искренне нам сочувствовал.

Мы позвонили, узнали адрес завода и приехали туда разбираться. Директор оказался честным человеком. Он сказал, что наш заказ готовится, но упрекнул в том, что деньги за него до сих пор не переведены полностью.

Оказалось, что переводчик, через которого вели дела мои бывшие партнеры, забрал себе часть денег и не передал на производство. В свое оправдание он сказал, что срочно понадобились деньги на лечение родственника. Несколько дней он переносил встречу с нами, но помог директор производства — пригрозил переводчику полицией.

Смотрите про коптеры:  Устройство газонокосилки на бензиновом и электрическом двигателе, выбор ножей и ремня

Мы подписали с директором завода договор о том, что возвращаем себе большую часть предоплаты и деньги за двух бракованных дронов, а сделанный уже заказ аннулируем. Производитель вернул нам 700 тысяч.

В российских банкоматах были лимиты на снятие наличных с китайских карт — по 20 тысяч рублей за раз. Кроме того, пришлось искать подходящий банкомат — с китайской платежной системой «Юнион-пэй» работал не каждый. Из-за этого снимать деньги пришлось несколько дней. На комиссиях еще и потеряли несколько тысяч.

На самолет, неделю проживания в Китае и услуги переводчика ушло 100 тысяч рублей — повезло, что курс тогда еще не вырос в два раза.

Держите свой контроллер включенным

Так что держите свой контроллер включенным, пока вы ищете свой дрон. Если батарея вашего дрона умирает, это может не сработать, но это должен быть ваше первое действие. Нажмите кнопку возврата. В какой-то момент вы вернетесь в зону действия, и контроллер снова подключится.

Это займет немного времени, но дрон в конце концов вернется. Посмотрите на информацию телеметрии в контроллере. Если цифры телеметрии начинают снижаться, ваш дрон возвращается. Пока вы ходите в поисках, смотрите верх.

Видели какие-нибудь места, которые мог зацепить твой дрон? Например, дроны часто застревают в ветвях деревьев. Хорошо если это будет относительно невысокое дерево и можно будет добраться до вашего дрона. В противном случае, что было в моей практике дрон застрял в кроне высоченного дерева и достать его оттуда не предоставлялось возможным.

Если у вас другой случай продолжаем поиски дальше.

Использование приложения find my drone

Find My Drone — это бесплатное приложение для телефонов, которое подключает ваш смартфон к вашему дрону. Это впечатляющее приложение может помочь вам найти потерянный дрон, даже если он находится вне зоны досягаемости.

Приложение находит ваш летательный аппарат, а затем направляет вас к его местоположению. Это происходит благодаря использованию протокола MAVlink. Это тот же протокол, который используют многие популярные программы автопилота с открытым исходным кодом.

Некоторые из привлекательных функций приложения включают в себя отображение карты местоположения вашего дрона. Оно также сообщает об уровне заряда батареи вашего аккумулятора и текущем состоянии. Приложение напоминает ваши последние полученные координаты в случае сбоя питания дрона.

Есть также ручной режим, который позволяет искать беспилотник с помощью другого автопилота или телеметрии. Find My Drone рассчитывает направление на основе последних известных координат вашего дрона.

Как можно запускать квадрокоптер и другие правила его использования

Не спешите начинать пилотирование, получив Уведомление о постановке на учет. Как мы уже отметили, на 4 шаге следует выполнить маркировку дрона. То есть на корпус коптера наносится присвоенный ему номер. Есть определенные параметры, которые при этом нужно соблюдать, а именно:

  •  Номер должен выделяться на фоне корпуса, то есть цвет дрона и цвет нанесенной надписи не должны сливаться. 
  • Высота шрифта должна быть больше или равна 5 мм, а сам шрифт следует выбирать без усложняющих читаемость особенностей. 
  • Следует обеспечить устойчивость к влаге нанесенного номера, чтобы он не стирался при попадании капель дождя. 
  • На случай гибели устройства стоит позаботиться о том, чтобы надпись была нанесена на корпус несколько раз. Как правило, для ее нанесения выбирают от 3 до 5 мест на корпусе. 

Как получить разрешение на полеты?

Для получения такого разрешения на квадрокоптер на территории РФ вам предстоит собрать следующий пакет документов:

  • Документ, удостоверяющий летную годность
  • Доступ к эксплуатации ВП
  • Удостоверение правомерности управления БПЛА

Что касается доступа к ведению съемки с мультикоптера, то его получение обязательно. Если его нет, проводить съемку вам запрещено. При нарушении этого пункта вам может быть назначен штраф в размере 3-50 тыс. руб. в качестве наказания – правовых последствий в настоящий момент, кроме штрафных санкций, в этом случае не предусмотрено.

Как снять с учета или перерегистрировать беспилотник?

При покупке квадрокоптера или другого ручного беспилотника предыдущий владелец должен удалить беспилотник из реестра. Новый владелец должен зарегистрировать беспилотник на свое имя.

Для этого (при смене владельца беспилотного летательного аппарата) необходимо подать в Росавиацию заявление на специальном бланке, который должен быть заполнен обоими владельцами с указанием:

1. Номер счета беспилотного летательного аппарата;2. Информация о новом владельце беспилотного самолета;3. Причины изменения информации о владельце БПЛА, приложите обоснование (чек, договор дарения и т.д.);4. Дата изменения реквизитов владельца БПЛА, т.е. передачи беспилотника.

Эти данные будут использованы для создания аккаунта с информацией о беспилотнике и его владельце. Отрицание может произойти, если приложение заполнено неправильно или отсутствует изображение беспилотника.

Как согласовать полет

Так как беспилотники являются официальными участниками движения в воздушном пространстве. Полёты нужно согласовывать в территориальном отделении организации воздушного движения.

Заявку необходимо подавать заранее за 5 дней до планируемой даты полета. В заявке должен быть указан план полета, дата, время и разрешение на полет от местного органа самоуправления, например, городской или поселковой администрации.

Если вы планируете летать рядом с аэропортами, нужно подать письменное заявление в диспетчерскую службу. Это можно сделать по электронной почте. Согласование обычно проходит за несколько часов.

Какие квадрокоптеры/дроны нужно регистрировать?

В Постановление правительства № 658 от 25 мая 2023 года.с 27 сентября 2023 года четко определяет порядок присвоения, получения и отображения номерных знаков для беспилотных летательных аппаратов.

«Беспилотные летательные аппараты»… — Самолет, пилот которого находится снаружи на расстоянии.

Соответственно, обновленный закон устанавливает процедуру регистрации каждого квадрокоптера с дистанционным пилотированием:

  • модели самолётов
  • проводные модели,
  • Вертолеты,
  • квадрокоптеры,
  • реактивные автомобили,
  • планеры.

Воздушные змеи не подпадают под действие закона.

Согласно регламенту, беспилотные летательные аппараты делятся:

1. до 250 граммов включительно2. От 250 граммов до 30 килограммов3. Более 30 килограммов

Первая категория не требует регистрации. Второе подчиняется указу и требует регистрации по упрощенной системе.

Третий идентифицируется с самолетами и вертолетами. Такие транспортные средства зарегистрированы как полнофункциональные пилотируемые самолеты.

Кредит и сделка с китайцами без договора

Летом 2023 года я познакомился с Андреем и Дмитрием — предпринимателями из Петербурга, у которых был свой магазин радиоуправляемых аппаратов — самолетов, машинок, дронов.

Для запуска проекта по продаже промышленных квадрокоптеров они искали партнера — чтобы разделить расходы. От обычных такие коптеры отличаются функционалом. Например, на них можно установить тяжелую и громоздкую профессиональную фото-видеоаппаратуру или научные приборы для измерений, например температуры воздуха или высоты рельефа.

Я решил вписаться: подумал, что промышленные коптеры — это такая же свободная ниша, как обычные дроны несколько лет назад. Компании только узнавали о подобных технологиях, и конкурентов на рынке практически не было.

Обязанности распределили так: я занимаюсь маркетингом и сайтом, парни — технической стороной и продажами. Осенью 2023 года я за 10 тысяч рублей нанял фрилансеров, которые сделали обычную посадочную страницу.

Самые дешевые квадрокоптеры продавали в Китае. Денег на первую закупку у нас не было — средства от продажи магазина я отложил на квартиру. Поэтому решили брать кредит.

У меня была хорошая кредитная история. Договорились, что кредит я оформлю на себя, а с Андреем и Дмитрием мы подпишем договор о распределении долга на троих. В декабре я взял в банке 1,5 миллиона рублей под 15% годовых. Денег должно было хватить на поездку в Китай за оборудованием, первую закупку и 2—3 месяца работы.

В середине декабря Андрей и Дмитрий улетели в город Шэньчжэнь рядом с Гонконгом. Еще в России они нашли местного поставщика оборудования и переводчика с русского на китайский. Андрей и Дмитрий заплатили производителю 1 миллион рублей. На 300 тысяч рублей им дали три дрона, которые оказались в наличии. Семь оставшихся коптеров поставщик должен был собрать из комплектующих и отправить в Россию в течение двух недель.

В середине декабря я женился и на месяц улетел в свадебное путешествие. Новый год встречал в предвкушении больших успехов.

Кто может поставить квадрокоптер на учет?

Для участия в постановке на учет квадрокоптера, необходимо быть не моложе 14 лет, гражданином Российской Федерации или иметь законные основания находиться в стране.

Лица моложе 14 лет не допускаются к управлению или владению беспилотными летательными аппаратами категории 2 (0,25-30 кг).

Иностранцы обязаны регистрировать беспилотники в общем порядке. Беспилотные летательные аппараты, временно ввозимые иностранцами на территорию Российской Федерации для участия в спортивных мероприятиях по аэромоделированию, не подлежат регистрации.

Если беспилотник привезен на спортивное мероприятие, но вы планируете вылететь на нем за пределы спортивной арены, также потребуется регистрация.

Москва

Заявку нужно подавать в бумажном виде, в «департамент безопасности и противодействия борьбе с коррупции города Москвы». Можно либо почтой направить документы, либо заехать к ним и оставить на проходной в специальном ящике (к ним самим пройти не пускают).

Разрешение оформляется в течение 2-х месяцев, сроком на 1 год (скорее всего будет 1-2 формальных правки, но в итоге всё оформят).

Из подводных камней – у меня запрашивали свидетельство пилота, которое на самом деле оказалось не нужным, вместо него я получил разъяснение из росавиации (ниже будет про это пункт).

Шаблон запроса и информация доступны на их сайте.

Особенности заполнения:

Мы старались, но коптеры ломались и падали

По набору задач мы больше напоминали инженеров, чем продавцов. Каждый день решали технические задачи: какая мощность должна быть у моторов, как их расположить и какой длины выбрать лопасти, чтобы коптеры не опрокидывались и поднимали нужный вес.

Несмотря на старания, коптеры часто падали и ломались. Мы постоянно боялись, что аппарат свалится на кого-то или разобьет чью-то машину. К счастью, дроны в основном падали на землю или траву — мы тратились только на их ремонт.

В другой раз компания «Сименс» арендовала дрон для видеосъемок в Оренбургской области. Во время работы отказала система управления дроном. Он пролетел 30 км неуправляемым, врезался в линию электропередач и отключил электричество у части района на полдня.

Как ни странно, из «Сименс» обращались к нам и после, но попросили добавить в дрон кнопку экстренного отключения. Так мы придумали систему дистанционного отключения всех двигателей, чтобы, если аппарат летит не туда, он бы просто падал.

Еще разработали парашютную систему для дронов, чтобы они спускались на парашюте и не разбивались, если откажет мотор. Решения мы не патентовали — наоборот, делились с другими энтузиастами на форумах.

За девять месяцев работы мы участвовали в создании десятка видеороликов, двух телепередач для «СТС», одного фильма и аэрокарты.

Самый дорогой аппарат, который мы продали, — квадрокоптер для таджикистанского телевидения. Он стоил 700 тысяч рублей, а наша прибыль составила 350 тысяч. Самый дешевый стоил 100 тысяч — компания «Сименс» купила у нас два простеньких коптера с гоу-про.

На кого распространяются правила регистрации квадрокоптеров

Несмотря на то, что сама регистрация дрона в России абсолютно бесплатна, делать ее торопятся не все. Тем не менее, каждый владелец БВС обязан его зарегистрировать прежде, чем выполнять запуск. Следует помнить, что указанная информация о собственнике летательного аппарата должна быть достоверной, а контакты — действующими. Это касается физических лиц, индивидуальных предпринимателей и компаний, независимо от формы собственности.

На сегодняшний день есть всего лишь одно исключение из правил. Регистрация не требуется, если иностранный гражданин ввез беспилотное устройство на территорию РФ, так как он является участником соревнований по авиамодельному спорту. Это временное пребывание БВС в России, связанное с конкретной целью и не попадающее под действие Постановления.

Насколько это всё серьёзно

Очевидно, что регистрироваться нужно. В любых спорных ситуациях зарегистрированные дроны будут иметь преимущество. Незарегистрированный дрон автоматически становится устройством, нарушившим закон РФ. Стоит подняться такому дрону в воздух, и вы сразу можете попасть на внушительный штраф.

Также стоит понимать, что силовые структуры должны обходиться с дронами, имеющими регистрационный номер по закону. Незарегистрированный дрон может быть уничтожен без особых разбирательств, и вы мало что докажете. Кроме того, так как дрон без номеров не имеет права находиться в воздухе, вас накажут по всей строгости.

Также не следует забывать о согласовании полётов. В каждом регионе это проходит по-своему, например, над Москвой в пределах МКАД запрещено летать, и вы вряд ли получите на это разрешение, а вот в провинциальных городах достаточно просто согласовать полёты и даже в охраняемых частных зонах к беспилотникам относятся нормально.

Не погрузились в техническую сторону дела

На момент событий, описанных в статье, я как раз был ведущим инженером по разработке программно-аппаратных средств для беспилотных и роботизированных систем.

В первую очередь меня удивил инфантильный подход Кости к делу — он взял кредит, отдал деньги партнерам и уехал в отпуск. Не удивляюсь, что партнеры не справились в Китае — они не чувствовали ответственности за эти деньги. Непонятно, зачем герой в целом брал кредит, когда у него были собственные деньги на старт. Если первый-второй раз запускаешь бизнес и не готов вложить свои сбережения, то зачем начинать?

В 2023 возможность не ронять коптеры была. Создается впечатление, что Костя и Илья недостаточно погрузились в техническую сторону дела. Возможно, партнерам следовало нанять специалиста, который помог бы грамотно настроить автопилот коптеров. При этом их стоимость можно было увеличить не в два, а в три раза — как раз, чтобы оплачивать услуги такого сотрудника.

Еще герои могли пойти в новую нишу и заняться съемкой свадеб. Тогда коптер на таких мероприятиях был признаком статуса — люди были готовы за это платить.

Вместе с тем успешные проекты у Кости и Ильи были. Думаю, Костя просто не вложил в бизнес все свои силы.

Не хватило фокуса

Бизнес так или иначе работал. Возможно, чтобы он приносил деньги, надо было делать наценку больше — например, в три раза (вместо двух) к стоимости комплектующих, либо не давать бесплатную страховку на падение дронов. Это учитывало бы и работу, и риски, так как очень много денег уходило именно на ремонт дронов после их падения.

Думаю, Косте и Илье не хватило фокуса. Они занимались всем подряд: собирали дроны, снимали видео, сдавали коптеры в аренду. Но эти направления требуют разных ресурсов и навыков. В видеосъемках на первый план выходит видеопродакшн, умение снимать и монтировать видео, а в производстве — технические сложности. Если вы производите дроны, не стоит самим оказывать услуги — лучше сосредоточиться на чем-то одном.

Костя мог бы развивать бизнес, но не видел возможностей для его масштабирования и поэтому отказался. Так и есть — производство штучных дронов на заказ масштабировать нельзя. Выход из этого такой — производство одной модели. Так, например, сделал я в своем бизнесе.

Мы тоже начинали со сборки дронов, но быстро поняли, что развивать эту историю сложно. Потом перепробовали несколько бизнес-моделей: доставка, сборка на заказ, услуги, обучение и только в конце остановились на производстве — лишь эта ниша нам принесла деньги. Чтобы снижать издержки и расти, нужно разработать только одну модель и выводить клиентов на нее.

Новый компаньон и смена направления

В Москве знакомые посоветовали нового компаньона — Илью. Он выучился на инженера в Бауманке и уже четыре года содержал мастерскую по ремонту и продаже коптеров. Дроны были его страстью, а неправильные инструкции и технические сложности не пугали.

Заново мы ничего не оформляли — Илья просто присоединился ко мне как партнер.

Сейчас можно купить готовую модель коптера для большинства задач: съемки кино, измерения качества воздуха или геологоразведки. Он будет удаляться от пилота на 15 и больше километров, вращать камерой во все стороны и снимать видео высокого качества.

В 2023 году все было иначе. Модели не отлетали от пилота дальше чем на километр, с трудом поднимались на высоту больше нескольких сот метров, а доверять дорогую камеру им было опасно. Коптеры для сложных задач собирали вручную небольшие компании или энтузиасты — в основном зарубежные. Такие коптеры стоили от миллиона рублей.

Мы поняли, что нашли свое направление: будем собирать коптеры из комплектующих самостоятельно, а цены поставим в разы ниже, чем за границей. Нам ведь не нужно платить европейские зарплаты и растаможивать груз.

Илья с одним из наших дронов на съемках передачи «Империя иллюзий» для СТС

Нужно в остальных случаях

Если вы хотите подниматься более чем на 150 метров или летать в запретных зонах – нужно устанавливать временный режим.

Установка временного режима – это способ получить часть воздушного пространство в единоличное пользование. Тот кто установил временный режим – пользуется пространством, а остальные (включая самолеты и другие БПЛА) туда залетать не могут.

На практике рядом с Москвой выдают разрешение примерно до 400 метров, выше 400 метров в принципе тоже выдают, но вначале требуют разрешение от Минобороны на ведение фотосъемок. Если летать подальше от крупных городов – получить разрешение на любую высоту обычно не составляет проблем.

Для установки временного режима – нужно найти контакты ближайшего центра ЕС ОрВД (они отвечают за использование воздушного пространства), позвонить им, узнать куда посылать заявки на установку временного режима (как правило это e-mail), затем правильно оформить заявку и отправить им.

Нужно ли получать разрешение городской администрации?

Если вы летаете вне границ населенного пункта – разрешения администрации получать не нужно. Во всех остальных случаях – разрешение нужно, независимо от веса дрона.

Чтобы получить разрешение – нужно подать заявление с указанием мест где планируете летать. К заявлению прикрепить копию документа о регистрации дрона, копию страховки и копию паспорта.

Регламентировано документом: Порядок использования воздушного пространства РФ беспилотными воздушными судами (минтранс).

Нужно ли получать разрешение на съемку от минобороны?

Если вы ведете съемку – то нужно (независимо от высоты / размеров дрона). Если просто летаете ничего не снимая – то не нужно.

Для Москвы – разрешение от Минобороны за вас получит “департамент безопасности и противодействия борьбе с коррупции города москвы”, дополнительно ничего оформлять не нужно.

Для остальных мест – нужно звонить в Минобороны, узнавать контакты ближайшего отдела который занимается выдачей разрешений и направлять туда запрос в бумажном виде.

Это тот пункт на который обычно забивают вообще все. Если вы не снимаете дачу коррупционера или готовящееся вторжение – вы никому не интересны.

Более детально текущее законодательство разбирается в этом видео – если вкратце – физическим лицам на сегодняшний день получить разрешения на видеосъемку с дрона вообще не возможно. Вот разъяснения различных органов в ответ на запросы.

Нужно ли получать свидетельство пилота?

В настоящий момент – лицензия пилота для управления БПЛА не требуется. Любые требования любых органов на наличие каких-либо сертификатов – не законны. 

Любые школы которые готовят / учат пилотов дронов (коптеров) и выдают сертификаты – выдают вам бумажку которая не имеет никакой юридически значимой силы.

В настоящий момент вы можете управлять любыми дронами, заниматься коммерческой деятельностью и подобным без каких-либо сертификатов и обучений.

На момент написание статьи – ничем не регламентировано. Вот официальное разъяснение от минтранса и росавиации в ответ на мой запрос.

Нужно ли регистрировать дроны?

Если у вас дрон весом больше 250 грамм – его нужно зарегистрировать (а точнее – поставить на учет). Сделать это можно через госуслуги. Процедура работающая, занимает примерно 3-5 дней. Нужно прислать номер дрона (для самосборного – придумать самому) и его фото.

В итоге вы получите учётный номер. Его надо нанести на дрон (подписать маркером / приклеить наклейку).

Постановка на учёт дрона регулируется постановлением правительства РФ от 25 мая 2023 года № 658.

Нужно ли регистрировать квадрокоптер с камерой?

Очевидно, что мультикоптеры с камерой совершили значительный технологический прорыв в последние годы, что, безусловно хорошо с точки зрения научного прогресса. Однако есть у этой медали и другая сторона – меры безопасности. По началу даже паровые двигатели воспринимались, как адские механизмы. В свое время предлагалось ставить людей с красными флажками перед тем, как запускать автомобили для безопасности полетов.

А после инцидента с мультикоптером возле Белого дома правительство США всерьез озаботилось вопросом обязательной регистрации коптера. Очень быстро его актуальность дошла и до других государств мира, включая РФ.

Документальная часть Воздушный кодекс России размещена на официальном сайте по предоставлению правовых инфо-данных.

В соответствии с поправками БПЛА не подлежат обязательной процедуре госрегистрации, однако для запуска таких беспилотных агрегатов требуется лицензия на пилотирование. Разрешение на полеты квадрокоптера и на на управление им на определенных локациях должны выдавать местные госинстанции.

Вы имеете право эксплуатировать БПЛА, если являетесь обладателем моделей дронов следующих брендов:

Обновление от 31.08.2023

С сентября 2023-го года владельцы ВСЕХ дронов (даже игрушек) с массой от 250 грамм до 30 кг обязаны поставить на учет свои БПЛА в течение 10 дней с момента покупки.

Прочитайте нашу статью: о регистрации квадрокоптера через госуслуги и ознакомьтесь с полным перечнем  документов, необходимых для предоставления государственной услуги 

Регистрировать нужно все модели, в том числе купленные зарубежом (исключение только для иностранцев, приезжающих на небольшой срок). Еще нюансы:

Тем кто не поставит на учет будет выписан штраф 2-5 000 рублей физлицам за нарушение правил использования воздушного пространства, 25-30 000 должностным лицам и 250-300 000 юрлицам (либо приостановка деятельности на 90 дней).

Ответственность за полёты без регистрации

Если вы нарушили постановление о регистрации летательных аппаратов, вы будете наказаны за административное нарушение по части 2 статьи 11.4 КоАП Российской Федерации, что чревато штрафом:

  • для физических лиц от 20 до 50 тыс. рублей
  • для юридических лиц от 250 до 300 тыс. либо приостановление деятельности на срок до 90 суток

Если вас поймают во время полётов в запрещенных зонах, вы будете обвинены в шпионаже или государственной измене и последствия будут крайне плачевны.

Стоит понимать, что полиция может выйти на нарушителя не только, уличив его за фактом полёта, но и по опубликованным в интернете видеороликам.

Офис и клиенты

В марте 2023, вернувшись из Китая, мы сразу сняли под офис 40 м² в обычном бизнес-центре недалеко от центра города. Аренда стоила 40 тысяч рублей в месяц. Ремонт не делали — просто поставили несколько столов и стеллажей, оставшихся от прежних офисов.

Другим коптер был нужен на время, чтобы решить конкретную задачу. Клиенты арендовали его вместе с услугами пилота и оператора, чтобы неопытные пилоты случайно ничего не сломали. Квадрокоптер — аэродинамически нестабильный аппарат. Им сложно управлять, и чуть что, он сразу наклоняется, уходит в бок или опрокидывается.

Большинство клиентов приходили через контекстную рекламу. Несколько уже работали с Ильей прежде, а пару раз нас порекомендовали бывшие клиенты.

С марта по ноябрь 2023 года мы делали одно и то же. Принимали по 15—30 заявок на коптеры, придумывали варианты их сборки и иногда ездили что-то снимать. Периодически нам помогали работники мастерской Ильи, но с ними он рассчитывался сам.

70 тысяч рублей в месяц по кредиту платил я. До его выплаты мы договорились, что прибыль будем делить 70% на 30% в мою пользу.

Поиск квадрокоптера ночью

Если у вас есть второй дрон или квадрокоптер, пришло время запускать его. Просите знакомых у кого есть квадрокоптер прийти вам на помощь. Простая логика в том, что самый простой способ поисков может быть с воздуха, особенно когда солнце садится.

Если вы ищете пешком, вам придется сосредоточиться на звуке и свете, чтобы найти потерянный дрон. Если у вашего дрона не разряжены аккумуляторы и он не поврежден, вы можете услышать жужжание винтов или увидеть подсветку на дроне.

Однажды я потерял свой беспилотник в возле леса. Это было в сумерках видимость была низкой, но не настолько темной, чтобы огни дрона могли привлечь внимание, через 20 минут поисков когда еще больше стемнело я смог обнаружить свой квадрокоптер в кустах по его огням.

Если ни одна из этих вещей не сработает, есть пара вещей, которые можно попробовать, что может привести к воссоединению между вами и вашим ценным дроном.

Поиск квадрокоптера с помощью трекера

Если вы никогда не теряли дрон, примите мой совет и купите трекер прямо сейчас! GPS-трекер позволяет вам точно определить область поиска. У вас гораздо больше шансов найти потерянный дрон с этим устройством. Более дешевые используют SIM-карты, которые предоставляют координаты, когда они вам нужны.

Другие имеют сотовую связь и работают с Google Maps. Они, конечно, дороже. Тем не менее, такая связь дает вам точное местоположение в реальном времени. Вы также получаете отличные функции отслеживания для продолжительности полета, скорости, подъема, расстояния и высоты. Некоторые трекеры водонепроницаемы.

Порядок госрегистрации квадрокоптеров в россии в 2023 году

  • Новости по госрегистрации (обновление): 5 июля 2023 (закон о квадрокоптерах)

Начиная с 05.07.17 года каждый произведенный и ввезенный на территорию России воздушный, беспилотный гражданский аппарат весом от 250 граммов до— 30 кг в обязательном порядке подлежит учету, в соответствии с установленным правительственным органом РФ порядком. Указанный порядок регистрации по состоянию на 04.07.17 правительственным органом РФ не принят.

  • Обновление: 18 августа 2023

Как заявило представительство Минтранса учет БВС, организованный в требуемом порядке будет передан к утверждению в правительственный орган 11.17, после чего будет назначен оператор учетной системы. Им должна стать «Защита-Инфо-Транс» ФГУП. Предлагаемый порядок учета будет вестись в рамках единой госинформационной системы обеспечения безопасности транспорта. Для идентификации будут использованы радиочастотные метки, действующие в пределах 300 метрового радиуса.

Закон о госрегистрации, определяющий права использования коптеров, собрал множество негативных отзывов от людей, занятых в фото и видеопроизводством, в частности видеосъемкой с воздуха при помощи квадов. В начале июля 2023 года президентом РФ была подписана поправка, отменяющая обязательную регистрационную процедуру беспилотников, масса которых не достигает 30 кг.

Представительство «Защита-Инфо-Транс» выдвинуло новый способ зарегистрировать дроны с применением меток RFID – они крепятся к корпусу устройства и выполняют функцию трансподера.

Любой оператор считывающего устройства может в любой момент считать с него информацию о коптере. ФГУП планирует сделать возможной подачу заявки при помощи сети интернет, что обойдется пользователям в сумму до 500 руб.

В настоящее время определенного заявительного бланка не предусмотрено, а потому владельцы авиатехники должны предоставлять техданные о своем устройстве вместе с наименованием модификации, указанием компании-производителя, серийного номера и другими регистрационными параметрами.

После подачи заявления на госрегистрацию беспилотник получит свою RFID-метку, которая будет установлена на корпус устройства. Владельцу же выдадут соответствующую документацию. Поставить устройство на учет и согласовать все соответствующим образом нужно будет также в ФСБ.

Вот полный список документов, регламентирующих пилотирование мультикоптеров:

  • Воздушный кодекс Российской Федерации
  • УК, статья 271.1 ФЗ
  • АКРФ, статья 11.4 (Нарушение правил эксплуатации российского воздушного пространства)
  • Правила эксплуатации воздушного пространства РФ федерального уровня

Порядок регистрации беспилотника

Для того, чтобы зарегистрировать дрон, нужно следующее:1. Заявление с полной информацией2. Фотография летательного аппарата

На сайте Росавиации можно найти форму заявления и заполнить её. Убедитесь, что вы указали всю информацию о дроне, включая тип устройства, его серийный номер, максимальную полётную нагрузку и информацию об изготовителе.

Большую часть информации можно найти в прилагаемых к дрону документах. Серийный номер обычно прячется в батарейном отсеке или приклеен на корпус с изображением штрихкода.

Для физического (образец) и юридического (образец) лица форма заявления отличается.

К фотографии квадрокоптера также предъявляются определённые требования. Она должна быть цветной и сделанной на светлом однотонном фоне. Сам летательный аппарат должен покрывать более 70% площади снимка. Важно, чтобы на фото было видно все основные конструкционные элементы.

Если у вас несколько одинаковых дронов, то их все можно зарегистрировать одним заявлением. Для этого просто нужно перечислить регистрационные номера. Если же у вас разные дроны, то для каждого придётся подавать отдельное заявление.

Правила безопасности полетов

Во время полетной съемки каждому пилоту рекомендуется придерживаться целого свода правил, приведенных ниже:

  1. Нежелательно совершать перелеты в местах большого скопления людей. При неправильном управлении можно нанести травмы окружающим. Лучше всего проводить планирование за городом, в максимально безопасных условиях для пилота и окружающих

Ознакомьтесь с тем как: Как запускать квадрокоптер в городе с электромагнитными помехами

  1. Запускать мультикоптер над зоной охраняемого объекта, включая военные базы и полигоны не следует
  2. Опасными являются подъемы аппарата на высоту более 150 метров. Многие модификации дронов оснащены специальным ПО, которое лимитирует возможную полетную высоту и скорость

Проблемы с первой партией и разрыв партнерства

Андрей и Дмитрий привезли с собой три аппарата в разобранном виде: за 50, 125 и 130 тысяч рублей. Возникли сложности с их сборкой, потому что у оборудования не было нормальной инструкции. Ее приложили на корявом английском и явно сделали на скорую руку.

Проданный дрон у клиента дважды упал и сломался. Мы не давали на него гарантии, но договорились, что исправим поломки за свой счет. Ремонт обошелся в 20 тысяч рублей. Я все еще был в отъезде и остаток медового месяца посвятил тому, что рылся в форумах в поисках решений проблем и созванивался с партнерами по Скайпу.

У меня не сохранилось фото комплектующих, но на этом снимке немного видно «начинку» коптера: мотор, коннекторы, лопасти, кабели и шлейфы, контроллер

Обещанная партия коптеров в конце января так и не пришла, и мы начали волноваться. Я вернулся в Россию и сразу полетел в Петербург, чтобы лично увидеться с Андреем и Дмитрием и решить, что делать дальше.

Неудачи с первой партией, технические проблемы с дронами и задержка поставок из Китая убедили меня, что лучше разорвать партнерство. Предприниматели решили, что должны мне только 150 тысяч рублей, а аппараты я могу забрать себе. К тому моменту они так намучились с коптерами, что не хотели больше с ними связываться. Я взял деньги и коптеры и уехал в Москву спасать бизнес, в который еще верил.

Регистрация дронов в других странах

Вышеупомянутые США перевели вопрос об эксплуатации мультикоптеров в правовое поле намного раньше, чем это было сделано в России. По тамошним законам разрешительный документ необходимо получать владельцам гражданских воздушных судов с массой 0,50 – 55 фунтов.

Согласно процедуре, заявителю нужно отправить полные контактные данные, включая имя и фамилию, а также контакты по e-mail. Эта информация вносится в базу данных, после чего владелец получает личный номер на свое устройство. С этим номером заявитель получает регистрационные данные в ответном электронном письме.

В Канаде разрешают запуск беспилотников на высоту до 90 метров, а в странах Евросоюза ограничения на планирование не подкреплено едиными нормативами – в каждой стране установлен собственный порядок.

Слишком маленький сегмент рынка

Когда Костя занимался бизнесом, на волне были 3Д-печать и дроны — вокруг них было много новостей и разговоров. Сейчас у каждого будет селфи-дрон! В каждом доме появится 3Д-принтер! Это в итоге оказалось лишь прогнозами.

Сейчас рынок электроники в России составляет примерно 1,5 триллиона рублей, и больше триллиона из них берут на себя смартфоны. Дроны представляют очень маленький сегмент рынка, да и тот монополизирован крупными компаниями. Например, китайским производителем DJI и сетью радиоуправляемых моделей «Пилотаж».

Герой выбрал сегмент рынка, который был раздут благодаря информационному шуму, но не оправдал ожиданий. Я согласен с выводом Кости: искать деньги нужно не на рынке дронов.

Сложности регистрационного процесса

Безусловно, любая бюрократическая процедура вызывает те или иные сложности. Не исключением является и регистрация квадрокоптера в России. В первую очередь вам понадобится запастись терпением на оформление требуемой документации на пилотирование. Иной раз не лишним будет заручиться профессиональной юридической поддержкой.

Отдельную сложность представляет собой необходимость проходить данную процедуру в ФСБ. Здесь нужно сообщать те же данные, что и в процессе госрегистрации. Однако в отличие от последнего варианта регистрироваться в онлайн-режиме вы не сможете. Вам придется приезжать в Москву и посещать Росавиацию.

Тут у вас на руках уже должен быть сертификат на беспилотник. Но выполнить это требование, по сути, невозможно, так как дроны в настоящее время не проходят сертификацию. Одним из неприятнейших моментов для российских дрономанов можно считать необходимость предоставлять информацию о маршрутах заблаговременно.

Собственный магазин

На последних курсах Московского института электроники и математики я успел поработать программистом, сетевым администратором и сотрудником техподдержки. Даже открывал агентство по созданию сайтов. Оно, правда, продержалось всего несколько месяцев — не получалось привлекать клиентов.

В 2023, через год после выпуска, я снова подумал о своем бизнесе — не хотел работать по найму. Несколько месяцев искал нишу и остановился на квадрокоптерах, о которых прочитал в «Популярной механике». Это разновидность дронов — беспилотных летательных аппаратов с несколькими пропеллерами.

За три месяца я сам сделал сайт, нашел поставщиков коптеров в Китае, зарегистрировал ООО и открыл интернет-магазин «Май дрон». На открытие потратил 300 тысяч рублей, из которых 270 тысяч ушло на закупку продукции. Половина суммы у меня была, половину я одолжил.

Чем рискует владелец квадрокоптера:

Если вы проигнорировали Правила или нарушили их, то уполномоченные представители государственных структур вправе: 

  • Уничтожить беспилотник при подозрении на то, что есть риск нанесения ущерба инфраструктуре, здоровью или жизни людей. 
  • При малейшей вероятности наступления угрозы безопасности стратегических объектов от БПЛА он будет уничтожен, это факт. Причем в таком случае на этом проблемы собственника дрона только начнутся, чуть выше мы писали об административной и уголовной ответственности за невыполнение Постановления. 

В завершение хочется вам сказать, чтобы вы были бдительны. И обязательно соблюдайте Правила регистрации квадрокоптеров в России во избежание нежелательных последствий. Тем более, что можно абсолютно бесплатно зарегистрировать дрон, просто отправив по почте Заявление и приложив фотографии.

Какие я сделал выводы

☠ Я зря доверил Андрею и Дмитрию поехать в Китай за продукцией. У них не было опыта переговоров, и они не разбирались в квадрокоптерах. Оказалось, что радиоуправляемые приборы и квадрокоптеры — все-таки разные вещи. В результате партнеры заплатили деньги без договора и не разобрались в технических особенностях оборудования.

☠ Уехал отдыхать во время запуска бизнеса. Я прекрасно провел время в свадебном путешествии, но не принял участие в закупке первой партии товара. Поставленная партия оказалась некачественной и без инструкций. Если бы я поехал с партнерами, то заметил бы это и разобрался со сборкой на месте.

☠ Доверился друзьям и не проверил подписанный договор. В результате все обязательства по кредиту легли на меня. Все договоренности важно закреплять юридически.

☠ Плохо оценил перспективы рынка и направления его развития. Оказалось, что клиентов для промышленных квадрокоптеров в России не так много. Крупным компаниям проще заказать более совершенные решения из-за рубежа, а мелкие заказывали дроны не так часто.

Думаю, сейчас нет смысла создавать подобный бизнес, если вы не энтузиаст дронов. На рынке полно готовых моделей, которые решают почти любые задачи. Нет смысла собирать дроны самим, коптеры стоят в разы дешевле, чем раньше, а конкуренция на рынке только увеличилась.

Не хватило фокуса

Бизнес так или иначе работал. Возможно, чтобы он приносил деньги, надо было делать наценку больше — например, в три раза (вместо двух) к стоимости комплектующих, либо не давать бесплатную страховку на падение дронов. Это учитывало бы и работу, и риски, так как очень много денег уходило именно на ремонт дронов после их падения.

Думаю, Косте и Илье не хватило фокуса. Они занимались всем подряд: собирали дроны, снимали видео, сдавали коптеры в аренду. Но эти направления требуют разных ресурсов и навыков. В видеосъемках на первый план выходит видеопродакшн, умение снимать и монтировать видео, а в производстве — технические сложности. Если вы производите дроны, не стоит самим оказывать услуги — лучше сосредоточиться на чем-то одном.

Костя мог бы развивать бизнес, но не видел возможностей для его масштабирования и поэтому отказался. Так и есть — производство штучных дронов на заказ масштабировать нельзя. Выход из этого такой — производство одной модели. Так, например, сделал я в своем бизнесе.

Мы тоже начинали со сборки дронов, но быстро поняли, что развивать эту историю сложно. Потом перепробовали несколько бизнес-моделей: доставка, сборка на заказ, услуги, обучение и только в конце остановились на производстве — лишь эта ниша нам принесла деньги. Чтобы снижать издержки и расти, нужно разработать только одну модель и выводить клиентов на нее.

Слишком маленький сегмент рынка

Когда Костя занимался бизнесом, на волне были 3Д-печать и дроны — вокруг них было много новостей и разговоров. Сейчас у каждого будет селфи-дрон! В каждом доме появится 3Д-принтер! Это в итоге оказалось лишь прогнозами.

Сейчас рынок электроники в России составляет примерно 1,5 триллиона рублей, и больше триллиона из них берут на себя смартфоны. Дроны представляют очень маленький сегмент рынка, да и тот монополизирован крупными компаниями. Например, китайским производителем DJI и сетью радиоуправляемых моделей «Пилотаж». Первый смог неплохо продвинуться за счет дружбы с блогерами и не пустил других китайских производителей. «Пилотаж» продает китайские дроны по 5—10 тысяч рублей и замыкает на себе продажи с другой стороны ценовой вилки.

Герой выбрал сегмент рынка, который был раздут благодаря информационному шуму, но не оправдал ожиданий. Я согласен с выводом Кости: искать деньги нужно не на рынке дронов.

Не погрузились в техническую сторону дела

На момент событий, описанных в статье, я как раз был ведущим инженером по разработке программно-аппаратных средств для беспилотных и роботизированных систем.

В первую очередь меня удивил инфантильный подход Кости к делу — он взял кредит, отдал деньги партнерам и уехал в отпуск. Не удивляюсь, что партнеры не справились в Китае — они не чувствовали ответственности за эти деньги. Непонятно, зачем герой в целом брал кредит, когда у него были собственные деньги на старт. Если первый-второй раз запускаешь бизнес и не готов вложить свои сбережения, то зачем начинать?

В 2023 возможность не ронять коптеры была. Создается впечатление, что Костя и Илья недостаточно погрузились в техническую сторону дела. Возможно, партнерам следовало нанять специалиста, который помог бы грамотно настроить автопилот коптеров. При этом их стоимость можно было увеличить не в два, а в три раза — как раз, чтобы оплачивать услуги такого сотрудника.

Еще герои могли пойти в новую нишу и заняться съемкой свадеб. Тогда коптер на таких мероприятиях был признаком статуса — люди были готовы за это платить.

Вместе с тем успешные проекты у Кости и Ильи были. Думаю, Костя просто не вложил в бизнес все свои силы.

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий