- Как используют дроны в различных отраслях
- Что мешает развитию технологии
- Как дроны применяют в страховании
- Какие перспективы у коммерческих беспилотников?
- Сферы применения дронов
- Препятствия в развитии индустрии
- Международный рынок
- Российский рынок дронов
- Бизнес-идеи
- Какой бизнес уже использует дронов
- Какую пользу дроны могут принести бизнесу
- Задачи дронов в agrotech отрасли
- Реализация дронов
- Что будем делать дальше
- Зачем бизнесу разработка дронов
- Дела военные
- Разведка
- Боевой коллективный разум
- Ударная сила
- Коммерческое использование
- Доставка и транспортировка
- Съемка и анализ фото-данных
- Что делает сегодняшних дронов возможными?
- 10 сфер, в которых используются современные дроны
- Что дальше?
- Лучшие применения для дронов в будущем
- Еще несколько важных сфер
- Боевые квадрокоптеры
- Беспилотные летательные аппараты
- Какие задачи могут выполнять БПЛА
- Преимущества БПЛА
- Дроны-камикадзе
- Что говорят ведущие специалисты?
- Опыт применения БПЛА крупнейшими агрохолдингами РФ
- Оценки и прогнозы специалистов Aeromotus
- Борьба с «роем» дронов требует особых подходов
- Классификация дронов
Как используют дроны в различных отраслях
- В нефтегазовой отрасли БПЛА применяют для инспекций трубопроводов, обнаружения утечек, мониторинга оборудования.
- В добывающей промышленности дроны собирают данные для геолого- и сейсморазведки месторождений.
- В строительстве аэрофотосъемка и зондирование с помощью дронов позволяют следить за ходом работ и безопасностью в режиме онлайн. Их также привлекают для составления карт и связи со специалистами на объектах.
Так работают дроны на стройке
- В здравоохранении дроны используют для срочной доставки крови, медикаментов и хирургических инструментов в труднодоступные места.
- Крупнейшие онлайн-гипермаркеты — такие, как Amazon и Alibaba — начали доставлять товары с помощью дронов.
Amazon доставляет посылки в США при помощи дронов
Дроны следят за состоянием полей и распыляют удобрения
Кроме того, дроны используют в сфере развлечений, кино- и видеосъемках, спорте, образовании.
Что мешает развитию технологии
Вот главные сдерживающие факторы:
Операторы коммерческих беспилотников сталкиваются с тем, что правила эксплуатации дронов постоянно меняются.
Например, некоторые государства устанавливают ограничения по высоте полета дронов на уровне 100-130 м от точки взлета и требуют от оператора постоянно держать аппарат в зоне прямой видимости. В ряде стран запрещены полеты беспилотников над городскими районами и местами скопления людей, стратегически важными объектами инфраструктуры, вблизи аэропортов и вертолетных площадок.
В России, помимо ограничений на полеты, дроны весом больше 250 грамм нужно регистрировать в Федеральном агентстве воздушного транспорта. За отсутствие регистрации вас могут оштрафовать на 2 000 рублей, а за полеты над запретными зонами — на сумму до 300 тыс. рублей.
ПО, на котором работают некоторые дроны, очень уязвимо к кибератакам. Это значит, что злоумышленник может перехватить управление устройством и присвоить его, украсть снимки с камеры или навредить другим способом. Взломать дрон можно на расстоянии до 1 км, подменив сигнал GPS или перехватив данные, которые он передает.
Чтобы использовать беспилотники, нужно обеспечить техническую базу: ИТ-инфраструктуру для управления и обмена данными, дата-центры и хранилища, веб-аналитику, защиту от киберугроз. Все это может обойтись гораздо дороже, чем сами аппараты, не считая работы технических специалистов.
Как дроны применяют в страховании
Страховые компании используют БПЛА для оценки причиненного ущерба и повреждений, а также передачи данных.
Accenture BeLux разработала решение, которое позволяет автоматизировать оценку ущерба при авариях.
Презентация дронов компании Accenture
Когда автомобиль попадает в аварию, он автоматически посылает сигнал на станцию, и на место сразу отправляется беспилотник. Он сканирует место аварии, определяет повреждения автомобилей и травмы пострадавших, составляя детальную 3D-модель. Затем дрон отправляет снимки и данные в службу спасения и страховую компанию, где оценивают размера ущерба и стоимость ремонта. Также система может подобрать запчасти и записать водителя на кузовные работы.
Все собранные данные хранятся в единой базе и доступны в режиме онлайн. При этом система регулярно анализирует данные о дорожной ситуации, погоде и авариях в этом районе и погодных условий и предсказывает, сколько дронов нужно держать на станции.
В результате клиенту не нужно связываться со страховой компанией, объяснять ситуацию и решать другие срочные вопросы. Весь процесс занимает считанные минуты.
Какие перспективы у коммерческих беспилотников?
Технологии в области беспилотников активно развиваются, а компании хотят автоматизировать как можно больше процессов. Все это подталкивает производителей к тому, что дроны становятся все «умнее» и совершеннее.
Одна из актуальных задач — сбор данных в реальном времени для оперативного управления и мониторинга. Еще одно перспективное направление — это создание гиперспектральных изображений: когда трехмерная модель дополняется спектральной информацией — данными мониторинга со спектральных камер, например снимков в ИК-диапазоне.
Такие также используют в астрономии, сельском хозяйстве, нефтедобыче. Также растет интерес к дронам в «умном» земледелии где эта информация используется для составления индекса NDVI — разницы в показателях красного и ближнего ИК-диапазона, разделенная на их сумму. NDVI-индекс показывает проблемные участки поля, нуждающиеся в коррекции (пересеве или минерализации почвы).
Система безопасности, основанная на дронах с камерами
В ближайшем будущем дроны будут применять для мониторинга общественного транспорта и городской среды (например, при интеграции с возможностями сетей связи 5G и Интернета вещей (IoT) БПЛА могут помочь водителям найти парковку, сокращая дистанцию и время, которые пришлось бы потратить на поиск «вслепую»).
А еще их будут использовать в управлении городами и целыми регионами: к примеру, БПЛА в тестовом режиме используются для сопровождения массовых мероприятий под открытым небом. Их применяют для мониторинга городского пространства в период погодных аномалий и для оперативного оказания первой помощи.
Сферы применения дронов
Любительские квадрокоптеры стали использовать для видеосъемки торжественных событий с воздуха. Это подало производителям идею разработки профессиональных устройств, способных держаться в полете дольше и нести более серьезные грузы. Беспилотники вошли в шоу-бизнес, а затем привлекли внимание представителей производства, коммерции и сферы безопасности.
К 2020 году дроны заменяют людей на заданиях в опасных и труднодоступных условиях. Беспилотники также используются:
- в сельском и лесном хозяйстве;
- в геодезии, горнодобывающей и нефтяной промышленности;
- в логистике и строительстве;
- в охранных системах.
Самое перспективное направление – мониторинг. За ним следует доставка грузов. Спрос на дроны резко возрос благодаря пандемии: это бесконтактный и быстрый способ доставки посылок из интернет-магазинов. Беспилотная доставка уже работает в тестовом режиме в США, Великобритании, Финляндии и Австралии.
Препятствия в развитии индустрии
Коммерческое использование беспилотников ограничивается технологическими и законодательными проблемами. Главное техническое ограничение – небольшая емкость аккумулятора: дронам нужна регулярная подзарядка. Гексакоптеры Amazon подзаряжаются в запатентованных башнях-ульях, но продолжительность полета пока не превышает 16 км, а максимальный вес груза – 2,3 кг. Стоимость доставки остается слишком высокой.
Среди других сложных задач – обеспечение дронов машинным зрением и обучением. Нейронная сеть, управляющая устройством, должна распознавать живые и механические объекты, определять место посадки.
Законодательное регулирование – не менее проблемный этап развития отрасли. Организация воздушного движения, запрет на полеты рядом с секретными и стратегическими объектами, уязвимость навигационной системы для взлома хакерами и террористами – лишь несколько пунктов из задач, которые предстоит решить на локальном и международных уровнях.
Международный рынок
Трудности развития индустрии привели к тому, что к 2018 году многие стартапы исчерпали источники финансирования до выхода на прибыль. В конце 2019 года Bloomberg объявил, что рынок дронов не оправдал ожиданий: в период с 2010 по 2019 инвесторы вложили в сектор более $2,6 млрд, но дроны все еще остаются слишком дорогим и непрактичным инструментом для реального использования в бизнесе. Технологии требуют доработки в течение нескольких лет.
Снижение интереса инвесторов, однако, повлияло лишь на стартапы: крупные производители продолжают наращивать продажи. Статистика Drone Market Report оценивает мировой рынок дронов в 2020 году в $22,5 млрд. Предполагается, что к 2025 году объем вырастет до $42,8 млрд.
Ведущий производитель дронов – китайская компания DJI, на ее долю приходится 70% всех беспилотников. Остальную часть рынка разделяют компании, производящие как дроны, так и комплектующие для них: Parrot SA, Yuneec, Ambarella, 3D Robotics, GoPro, Autel Robotics, Hubsan.
Бизнес на дронах сегодня
Российский рынок дронов
По статистике «М. Видео», только за первое полугодие 2020 года россияне прибрели беспилотников на сумму 1,3 млрд рублей. Устройства покупают как для развлечения, так и в коммерческих целях. Росту продаж способствовали положительные изменения в законодательстве: теперь дроны весом до 30 кг можно запускать без согласования.
Четырехкратный рост продаж отметил магазин «Озон». Представители маркетплейса связывают это с улучшением технических характеристик аппаратов: встроенные камеры новейших дронов обеспечивают качество видео до 4К.
Разработчики дронов в России есть. Лидирует в области компания Pilotage – производитель дронов начального и среднего уровня. Беспилотник «Феникс» от разработчика «БГ-Оптикс» используется для аэрофотосъемки, доставки мелких грузов и спасательных средств.
Профессиональные беспилотники создает компания Fixar. Разработчик промышленных авиационных систем из Санкт-Петербурга создает дроны для геодезии, сельского хозяйства, аэрофотосъёмки, лазерного сканирования.
Стартап Traceair создал уникальный алгоритм для контролирования процесса строительства с помощью беспилотников. Создание 3D-модели объекта с помощью дрона обходится на порядок дешевле, чем с помощью лазерного сканирования, к тому же гаджеты могут обследовать недоступные сканеру внутренние участки здания.
В DRONESTROY разработали коптеры с тепловизорами – для охоты. «Коптер Экспресс» производит устройства для автономного мониторинга и доставки. В ARMAIR создан почтовый дрон, способный доставлять бандероли, подарки и букеты. Дроны «Властелин Небес» ориентированы на рынок игрушек. Устойчивые к неблагоприятным атмосферным явлениям беспилотники создает LeTalo.
Российские разработки сосредоточены на агротехе и промышленном мониторинге. Дроны проводят инвентаризацию склада, инспекционную съемку строительных объектов и трубопроводов.
Компания Azoft занимается решением непростой задачи – разработкой навигационной системы для дронов, работающих в герметично закрытых помещениях: в условиях полной изоляции функционируют вертикальные фермы стартапа iFarm.
Помимо инспекции высокотехнологичных ферм, разработчики Azoft планируют разработать систему доставки свежей продукции дронами – прямо к окну потребителя.
В традиционном российском сельском хозяйстве тоже растет спрос на беспилотники. Первыми дроны внедрили крупные агрохолдинги «Мираторг» и «Степь». Квадрокоптеры используют для мониторинга полей, выявления признаков поражения болезнями и вредителями. Гаджеты создают карты выборочного внесения удобрений и опрыскивания, анализируют рельеф, проводят оценку эффективности мероприятий.
Бизнес-идеи
Растущий интерес к беспилотникам – отличный повод запустить собственный бизнес. Доступны несколько франшиз – по продаже квадрокоптеров и подготовке пилотов (для детей и взрослых). К примеру, открытие курсов пилотирования для детей по франшизе потребует 990 тыс рублей инвестиций и 300 тыс паушального взноса. При обороте 400 тыс рублей в месяц бизнес окупится за год.
Перспективные идеи для бизнеса на дронах
Розничная продажа. Несмотря на популярность китайских маркетплейсов, продажи в офлайновом магазине имеют свои преимущества. Онлайн-версия магазина и страницы в популярных соцсетях обеспечат поток покупателей. Дополнительно можно продавать запчасти или предлагать услуги по ремонту – неопытные пользователи постоянно ломают квадрокоптеры.
Аренда. Продвинутые модели дронов стоят дорого, и относятся к тем вещам, которые покупатели стремятся протестировать перед покупкой. Помимо простой аренды, можно предусмотреть лизинг.
Услуги. Техническое совершенство беспилотников растет стремительно. Тем не менее, управление профессиональным аппаратом требует специальных навыков. Разнообразные услуги, связанные с использованием дронов, еще долго будут востребованы. Возможный сервис включает съемку торжественных событий, создание рекламных роликов, трехмерный обзор объектов недвижимости.
Перспективы рынка дронов
Изменения в законодательстве РФ положительно повлияли на рост продаж любительских беспилотников весом от 0,2 до 1,5 кг. Повышается спрос на дорогие аппараты, оборудованные качественными видеокамерами Ultra HD и 4К.
На российском рынке с успехом продаются как китайские, так и отечественные модели. В ближайшей перспективе бизнес, связанный с продажей и обслуживанием любительских и профессиональных дронов, может рассчитывать на стабильную прибыль.
Какой бизнес уже использует дронов
Дроны перестали быть развлечением. Они играючи справляются с множеством задач, которые не были выполнимы ранее, и становятся все более незаменимыми. Они проникли в сферу строительства, сельского и лесного хозяйства, геодезии, горнодобывающей промышленности, энергетики, логистики, недвижимости, охраны и безопасности.
Какую пользу дроны могут принести бизнесу
Очевидное применение беспилотников в бизнесе — доставлять посылки и грузы. В период распространения вирусов это решение актуально: доставка дронами максимально бесконтактна. В США, Финляндии и Австралии уже заказывают доставку товаров первой необходимости, еды и безрецептурных лекарств с помощью дронов Wing, разрабатываемых Alphabet.
Дроны, которые оснащены технологиями компьютерного зрения и машинного обучения, помогают бизнесу:
- расширить возможности мониторинга производства и обеспечить высокое качество продукции и услуг
- автоматизировать и ускорить линейные задачи, требующие крупных затрат ресурсов и времени
- инспектировать объекты, в том числе, труднодоступные и опасные для человека
- контролировать состояние оборудования
- патрулировать территории.
Как мы используем беспилотные технологии для проекта iFarm
Начиная с весны 2019 года, мы сотрудничаем с агротех компанией iFarm. Помогаем автоматизировать линейные бизнес-процессы производства: разработали и продолжаем совершенствовать целостную ИТ-инфраструктуру.
Также для автоматизации производства применяем наши исследования в области автономных летающих дронов, нейронных сетей и машинного обучения. Далее расскажем о том, как работаем в этом направлении: задачах, возникших трудностях, решениях, деталях реализации и планах.
Задачи дронов в agrotech отрасли
В рамках задач на проекте iFarm беспилотные технологии, на наш взгляд, перспективны в двух направлениях:
Это решает типичные проблемы классических способов доставки: аренда и обслуживание складов, обработка продукции для хранения.
Разработать дронов-курьеров — заурядная задача. Их нужно доработать до грузового формата и создать классическую инфраструктуру доставки:
- автоматические подзарядные станции, располагающиеся на пустующих крышах городских зданий
- место для парковки и технического контроля дронов-доставщиков
- мобильные оконные приемники грузов, которые можно легко монтировать к большинству оконных систем.
Дрон будет доставлять посылку к окну конечного потребителя, сбрасывая груз в сетку. Ранее в этом направлении мы работали менее активно из-за законодательных ограничений по использованию воздушного пространства. Недавние позитивные изменения в законах и фактор пандемии коронавируса дали нам вернуться к созданию тестовой инфраструктуры и диспетчерского центра доставки дронами.
Высота таких объектов зависит от помещения, где будут применяться технологии автономного выращивания iFarm.
Эта задача оказалась сложнее. Основная проблема — навигация внутри закрытого пространства. Мы не можем использовать технологии позиционирования GPS или глонасс в закрытом помещении. Фермы iFarm изолированы от внешнего мира: в них должна обеспечиваться биологическая безопасность и стабильность состава воздуха внутри помещений.
Применить автономный дрон — возможно, ещё более трудная задача. Исследовательский центр разработок Azoft принял вызов и взялся за реализацию задачи в рамках технологий iFarm.
Плюсы применения дронов:
- относительная простота конструкции
- компактность, высокая мобильность по всем направлениям пространства
- доступность компонент и их постоянное технологическое развитие
- высокая вариативность конфигурирования и настроек
- большое коммьюнити разработчиков-конструкторов спортивных и фристайловых дронов.
К минусам или, скорее, вызовам, относится отсутствие стабильных и доступных методов позиционирования внутри помещений. Привычные дроны для аэросъёмки используют системы позиционирования GPS в связке с акселерометрами, компасами и электронными подвесными системами для камер. Внутри помещения основная часть этих систем недоступна, нужно разрабатывать систему позиционирования.
Реализация дронов
Дрон состоит из карбоновой рамы, полетного микроконтроллера со специализированным ПО, бесколлекторных моторов, регуляторов оборотов моторов и ПО для них, пропеллеров, аккумулятора, системы питания периферии, лидара и соединяющих всё это вместе проводов. Полетный микроконтроллер имеет встроенный акселерометр, барометр, датчики температуры и другие датчики, которые отслеживают потребление тока и напряжение у аккумулятора.
Краткий алгоритм работы полетного микроконтроллера заключается в следующем:
- Алгоритмы компьютерного зрения присылают расчеты датчикам и интерфейсам связи. С датчиков и интерфейсов связи полётный микроконтроллер собирает данные. Формируется полный пакет исходных данных для ПИД-регуляторов встроенного ПО полётного микроконтроллера. ПИД-регуляторы формируют управляющий сигнал, чтобы получить нужные точность и качество переходного процесса.
- На основе полученных данных 32-битное ядро полётного микроконтроллера в реальном времени рассчитывает значения управляющих сигналов и отправляет их на регуляторы оборотов моторов.
- Регуляторы оборотов моторов получают сигнал. С помощью встроенного ПО они рассчитывают и направляют нужную силу тока с аккумулятора на обмотки мотора с подходящей частотой. В ответ микроконтроллеру они отправляют данные о текущих оборотах мотора и его потреблении.
Это лишь часть всей системы дрона. На его борту ещё установлен микрокомпьютер. Мы тестируем различные варианты микрокомпьютеров подходящего размера. Уже освоили Raspberry PI, Rock Pi, Nvidia Jetson Nano, а теперь на очереди — самый производительный и технологичный в своём размере Nvidia Jetson Xavier NX, который расширяет горизонты для развития интеллекта дрона.
На таких микрокомпьютерах мы производим расчеты для алгоритмов компьютерного зрения, одометрии и нейросетей. При этом используем видеопотоки с камер и данные сенсоров, которые предоставляет полётный микроконтроллер. Микрокомпьютер и микроконтроллер помогают друг другу стабилизировать дрон в пространстве. Также с помощью микрокомпьютеров мы кодируем и конвертируем разные форматы видеопотоков и решаем прикладные задачи, в том числе, связь и управление дроном.
Что будем делать дальше
Что касается системы мониторинга, мы планируем работать по следующим направлениям:
- Продолжить работы в направлении безмаркерного позиционирования. Система маркеров хорошо работает, но мы не видим за ней будущего автономных дронов. Дроны должны быть настолько умными, чтобы не требовать внешних подсказок, которые могут деформироваться. Мы видим будущее за дронами, которые применяют весь комплекс современных технологий исключительно на своем борту — нейронные сети, стереозрение, визуальную одометрию, машинное обучение и лидары.
- Разработать рабочее место сотрудника фермы, которое позволит легко создавать маршруты и планы облетов объектов мониторинга, следить за работой дронов и мониторингом. Это поможет поддержать работу маркерной системы.
- Доработать системы автоматической подзарядки.
- Разработать системы управления «роем» дронов, чтобы ускорить процесс мониторинга на больших объектах iFarm.
- Облегчить вес и стоимость электронных компонент и увеличить мощность.
В рамках задачи по созданию системы доставки с помощью дронов мы планируем действовать в следующих направлениях:
- Перенести наши наработки из indoor системы в outdoor там, где они применимы.
- Разработать или взять готовые конструкции грузовых дронов, опробовать и подобрать оптимальные варианты для всех заказчиков.
- Разработать систему приема легких грузов и мелких посылок весом до 1 кг таким образом, чтобы она монтировалась в основание стандартных окон. Благодаря этому получателю не нужно будет посещать точку получения груза. Мы не видим в ближайшем будущем широкого применения дронов, способных доставлять грузы тяжелее 2 кг. Более тяжелые грузы могут угрожать безопасности людей. Они требуют разработки регуляторных нормативов и систем безопасности, на что, в лучшем случае, уйдет 2-3 года. А получить прямо в окно порцию клубники без ГМО, которая 5 минут назад росла на грядке — это более, чем реализуемо уже сейчас.
- Продолжить проектирование и разработку системы, где частные пилоты дронов из дома могут мониторить автономных дронов-доставщиков. В случае нештатных ситуаций пилоты будут немедленно перехватывать контроль за управлением дроном, получая вознаграждение за безопасные доставки. Доставка автомобилями, конечно, будет преобладать некоторое время, но вопросы экологии, здравоохранения, распространения вирусов постепенно вытеснят архаичные, плоские, токсичные системы. Новые системы симбиоза дронов и людей изменят стандарты скорости, качества и удобства сервисов и создадут новые профессии.
Мы благодарны компании iFarm за возможность применить наши исследования с пользой для бизнеса и прогресса отрасли. С большим интересом продолжим совместную работу над совершенствованием текущих решений.
Зачем бизнесу разработка дронов
От срочных доставок в час пик до мониторинга недоступных человеку объектов — беспилотники полезны там, где человек не может действовать быстро и эффективно.
Рост эффективности производства, сокращение производственных затрат, решение проблем безопасности в широком масштабе — вот лишь часть задач, которые дроны будут решать по всему миру.
Дела военные
Согласно недавнему докладу Goldman Sachs, военные расходы останутся основным драйвером расходов на беспилотные летательные аппараты в ближайшие годы. По подсчетам Goldman, к 2020 году военные со всего мира будут тратить $70 млрд на дроны, и эти беспилотники будут играть жизненно важную роль в разрешении будущих конфликтов и в замене пилота-человека.
Россия тоже старается не отставать в гонке вооружений. В бюджете на 2018 год доля военных расходов составляет 17% и равна 2,8 трлн руб. Президент РФ В. Путин считает установленную сумму достаточной: «В Соединенных Штатах уже подписан закон о военных расходах в 700 миллиардов долларов. У нас 46 с небольшим (*по курсу на декабрь 2017), а там 700. Почувствуйте разницу. Но нам этих 46 с небольшим достаточно».
Военные расходы разделены на большие суммы по каждому пункту, так как один американский беспилотный Predator стоит около $4 млн. , а сумма расходов на программы закупок беспилотников оценивается в общей сложности почти в $2,4 млрд.
В военной сфере у беспилотников можно прогнозировать несколько перспективных путей использования и развития.
Разведка
Незаметные дроны Skeeter внешне похожи на механических стрекоз, что позволит использовать этот прототип для создания насекомоподобных БПЛА для слежки. Проект финансируется Минобороны Великобритании, и новую модель компания-производитель Animal Dynamics планирует представить уже в этом году. Сейчас Skeeter, оснащенный камерой, весит 20 грамм, развивает скорость 45 км/ч. Основатель компании Адриан Томас отмечает преимущества откидного крыла: улучшается скорость реакции летательного аппарата на изменение условий полета (ветер, турбулентность), и она мало зависит от нагрузки на крыло, что делает БПЛА гораздо прочнее.
Боевой коллективный разум
В начале 2017 года военные США запустили в небо 103 мини-дрона Perdix с размахом крыла 30 см. Каждый дрон управлял собственным движением, а общее направление группы задавала программа с ИИ. Это уже не запрограммированные отдельно дроны, а коллективный организм, в котором беспилотники адаптируются друг к другу и действуют сообща. Такая группа обладает рядом преимуществ: повышается «живучесть» отдельных разведывательных или атакующих дронов, сбивается с толку система ПВО противника.
Ударная сила
На Парижском авиасалоне компания Kratos Defense and Security представила новый класс БПЛА-истребителей. Беспилотник XQ-222 Valkyrie длиной в 9 метров может доставлять оборудование для наблюдения и боеприпасы прямо на поле боя, после чего может вернуться обратно либо используется в качестве ударной силы. Аппарат стоит около $3 млн. Большая дальность полета, сверхмалая радиолокационную и инфракрасная сигнатуры, высокие маневренные возможности – все это говорит о больших перспективах Валькирии. Если такой дрон проникнет незамеченным вглубь военных действий (что вполне вероятно, т. быстро обнаружить его пока трудно), то сможет нанести неожиданный удар по силам противника. Тестирование беспилотника назначено на март 2018 года, а массовое производство планируется начать в 2020 году.
Становится понятно, что если в войне будущего главной ударной силой будут уже не люди, а беспилотные машины, управляемые человеком или искусственным интеллектом, что обеспечивает автономность их работы. Война будущего – это не противостояние численности солдатского состава, а интеллектуальная битва.
В ноябре 2017 года вышел новый короткометражный фильм из «Кампании против убийц-роботов». По сюжету, вооруженные дроны, использующие технологию распознавания лиц, уничтожают определенных людей, как по заказу. Создатели фильма призывают запретить исследования в области автономных роботов-убийц, наделенных искусственным интеллектом.
Коммерческое использование
По данным AUVSI, к 2025 году развитие сферы беспилотных летательных аппаратов может создать 100 000 рабочих мест для экономики США и дать экономический эффект в $82 млрд. Исследовательская служба Business Insider прогнозирует ежегодные темпы роста в 19% в этой отрасли с 2015 по 2020 годы, тогда как рост финансирования военной части расходов на беспилотники составит лишь 5%.
Действительно, перспективных направлений немало.
Доставка и транспортировка
В сентябре 2017 года в Дубаи прошло тестирование двухместного дрона Volocopter для перевозки пассажиров. Шейх Хамдан бин Мохаммед совершил 5-минутный полет на аппарате вертикального взлета, пролетев 200 метров над песчаным пляжем. В ближайшие 5 лет власти обещали запустить летающие такси с максимальной длительностью полета в полчаса.
Доставку грузов дронами уже практикуют Amazon, Just Eat, Flytrex, UPS, DHL и другие. Это позволяет сократить время доставки с точки отгрузки до конечного потребителя. Первая поставка заказа Amazon дроном в 2016 году заняла всего 13 минут. Перспективы велики, тем более что более 80% пакетов Amazon имеют вес менее 3 кг (именно столько может унести за раз дрон-доставщик).
Съемка и анализ фото-данных
Для контроля над процессом строительства и добычи ископаемых дроны уже используют Brasfield & Gorrie,3D Robotics,Airwave. В России разработкой дронов-инспекторов занялся стартап Traceair. В память устройства закачивается строительный план, а после фотосъемки и анализа полученных данных аппарат выдает рекомендации по исправлению текущих ошибок либо подтверждает нормальный ход работ.
В сельском хозяйстве разведывательные дроны наблюдают за развитием растений, а с помощью мультиспектрального анализа БПЛА распознают, где требуется внесение удобрений или лечение заболевших культур. Октокоптер Agras MG-1 производства DJI с функцией распылителя способен за 10 минут облететь участок площадью в 5 тыс. , что делает его использование в 50 раз эффективнее ручного способа.
Банк Америки Merrill Lynch прогнозирует, что сельское хозяйство будет составлять почти 80% рынка коммерческих беспилотных летательных аппаратов в будущем, с потенциалом для экономической деятельности в США в период с 2015 по 2025 годы.
Использование дронов в сельскохозяйственной отрасли
Беспилотники используют для инспекции состояния объектов инфраструктуры: газо- и нефтепроводов, инженерных сооружений. Компания Cyberhawk использует свои технологии для проверки ветроэнергетики в Великобритании и Европе. В облачном пространстве iHawk клиенты получают возможность просматривать состояние своих активов. Это обеспечивает точное измерение, позиционирование и анализ дефектов.
Какие еще возможности дронов смогут реализовать в будущем? Персональная няня для ребенка? Частный дрон-помощник для людей с ограниченными возможностями? Миниатюрный космический исследователь? Возможно, уже наши дети узнают ответы на эти вопросы.
Что делает сегодняшних дронов возможными?
Вложения в миллиарды долларов, которые мы наблюдали между 1980 и 2010 годами, — вот что сделало дронов возможными. Отметим четыре зоны:
GPS. В 1981 году первый коммерческий передатчик GPS весил 15 килограмм и стоил больше 100 тысяч долларов. Сегодня GPS — это 0,3-граммовый чип стоимостью меньше 5 долларов.
IMU. Инерциальный измерительный блок (IMU) измеряет скорость, ориентацию и ускорение дрона. В 1960-х годах IMU (разработанный для программы «Аполлон») весил больше 15 килограмм и стоил миллионы. Сегодня это пара чипов стоимостью 1 доллар в вашем телефоне.
Цифровые камеры. В 1976 году первая цифровая камера Kodak снимала с разрешением 0,1 мегапикселя, весила килограмм и стоила больше 10 000 долларов. Сегодняшние цифровые камеры в миллиард раз лучше (разрешение лучше в 1000 раз, они меньше в 1000 раз, дешевле в 100 раз).
Компьютеры и беспроводные коммуникации (Wi-Fi, Bluetooth). Ну, здесь без вопросов. Компьютеры и беспроводные технологии стали в миллиард раз лучше с 1980 года.
10 сфер, в которых используются современные дроны
Сельское хозяйство. Дроны собирают данные о культурах и урожае в режиме реального времени. Объем рынка оценивается в 3 миллиарда долларов в год.
Энергия. Энергетические компании осматривают километры водопроводов и нефтепроводов при помощи автономных дронов.
Недвижимость и строительство. Дроны фотографируют и рекламируют недвижимость, от полей для гольфа до небоскребов; также они наблюдают за процессом постройки.
Быстрое реагирование и аварийные службы. Дроны помогают при поиске и спасательных операциях, начиная лесными пожарами и заканчивая поиском людей, погребенных под снегом, с помощью инфракрасных датчиков.
Новости. Можно быстро и безопасно развернуть дронов для освещения важных, катастрофических или военных зон.
Доставка питания и посылок. Разнообразные компании, включая Amazon, планируют развернуть сети беспилотных дронов для доставки еды, медикаментов и просто посылок по всему миру.
Фотография и кинематограф. С помощью дронов можно легко и дешево делать снимки с высоты и под разными углами.
Научные исследования. Дроны могут добраться повсюду, посчитать морских львов на Аляске и проверить передвижения стад в африканских саваннах.
Правопорядок. Дроны могут быть использованы в чрезвычайных ситуациях, при разминировании или задержании преступников.
Развлечения. Дроны — это и просто интересно.
Что дальше?
Что случится в следующие 10 лет, когда дроны станут в 1000 раз лучше? Или через 30 лет, когда они будут в миллиард раз лучше? На что они будут похожи? Вот несколько тем для размышлений.
Умные и автономные. Дроны будут обладать собственным мышлением. Благодаря системам искусственного интеллекта они самостоятельно будут думать, делать, летать, избегать, искать, находить, видеть и транслировать.
Микроскопические и дешевые. Подумайте о дронах размером с муху, которые посылают вам видео в формате HD. Подумайте о роях дронов, сотнях их, когда потеря даже половины вашего роя не будет иметь значения, потому что есть еще сто, чтобы заменить их. Сколько они будут стоить? Не удивлюсь, если цены упадут до 1 доллара за штуку.
Лучшие применения для дронов в будущем
Опыление. Представьте искусственных пчел — дронов, опыляющих растения.
Личная безопасность. В будущем ваши дети могут быть окружены флотилией миниатюрных дронов, сопровождающих их до школы и оберегающих в случае чего.
Спортивная съемка. Представьте сотню миниатюрных дронов с камерами, сопровождающих лыжный спуск и фиксирующих видео под каждым возможным углом в режиме реального времени.
Изучение астероидов и планетарная наука. В космических масштабах компания Planetary Resources строит ARKYD 300 — эффективный космический беспилотник, летящий со скоростью 5 км/ч. Компания планирует отправить флот из четырех-шести дронов A300 (с бортовыми датчиками) в отдаленные места типа астероидов или спутников Марса.
Медицинские дроны для тела. На микроскопическом уровне каждый из нас будет обладать дронами, путешествующими по нашим телам с целью мониторинга и ремонта.
Высотные атмосферные спутники. Как вы знаете, Google недавно объявляла о Project Loon, согласно которому по всему миру должна быть развернута сеть стратосферных шаров, а затем приобрела Titan Aerospace для строительства воздушных дронов на солнечной энергии. Оба проекта могут укутать планету одеялом из дронов, предоставляющих дешевый и повсеместный Интернет.
Повсеместное наблюдение. В сочетании с технологиями распознавания лиц и камерами высокого разрешения, дроны будут знать, где находится каждый из нас. Прощай, конфиденциальность! Но здравствуй, открытая информация!
Военное дело и борьба с терроризмом. Следует ожидать значительного увеличения военных применений беспилотных самолетов в зонах военных действий и даже у вас на заднем дворе.
Стать дронам повсеместными мешают не столько технические проблемы, сколько социально-политические. Есть опасения по поводу конфиденциальности и шпионажа, вмешательства в зону действия самолетов и вертолетов, пособничества незаконной деятельности, безопасности и потенциальных падений, шума и заполнения неба, грабежей и коммерческого использования.
Еще несколько важных сфер
Помимо всего описанного выше, беспилотники представляют интересную перспективу использования в трех важных технологических сферах.
Интернет всего. Дроны будут ключевой частью нашего будущего из триллиона датчиков, будут транспортировать все возможные датчики (тепловидения, давления, аудио, радиации, химии, биологии и фотографии) и будут подключаться к Интернету. Они будут взаимодействовать друг с другом и с операторами.
Продвинутые технологии батарей. Увеличение плотности энергии (киловатт-часов на килограмм) позволит дронам работать в течение длительных периодов времени. Кроме того, технология солнечных батарей позволит им летать в течение недель, если не месяцев, без посадки.
Автоматизированное программное обеспечение и искусственный интеллект. Сотни команд по всему миру работают над системами автоматизации, которые а) сделают дроны проще для использования неподготовленными пользователями; б) позволят дронам летать и работать автономно.
И это только начало.
Боевые квадрокоптеры
Квадрокоптеры — это, пожалуй, самый распространенный в армии вид БПЛА, так как представляют собой наиболее простые и дешевые устройства. Кроме того, они обладают рядом других преимуществ, таких как высокая маневренность, быстрый запуск, удобство и легкость в управлении.
Стандартная компоновка квадрокоптера подразумевает четыре электродвигателя и четыре пропеллера, которые они раскручивают. Два винта вращаются по часовой стрелке, и еще два винта — против часовой. За счет вращения винтов и обеспечивается подъемная тяга.
В плане аэродинамики коптеры сами по себе являются абсолютно нестабильными, так как у них нет крыльев. Поэтому за стабильность полета отвечает компьютер, который стабилизирует положение летательного средства путем изменения частоты вращения винтов.
Ударный турецкий квадрокоптер, оснащенный пулеметом
Квадрокоптеры могут зависать в одной точке, совершать разворот и выполнять другие маневры. Для движения вперед, передние моторы снижают частоту, чтобы коптер накренился, при этом задние ускоряют частоту, обеспечивая тем самым необходимую тягу.
Надо сказать, что кроме квадрокоптеров существуют гексакоптеры, которые имеют шесть винтов и, соответственно, шесть электромоторов. А самые сложные модели могут иметь 8 винтов. Последние отличаются высокой грузоподъемностью, что позволяет их использовать для доставки грузов грузы. В настоящее время разрабатываются модели, которые смогут дажн эвакуировать раненых.
Но чаще всего коптеры используют в качестве разведывательного средства. Также могут быть оборудованы стрелковым вооружением или легкими гранатометами для уничтожения живой силы противника и техники. Некоторые виды могут нести на борту легкие бомбы для нанесения точных ударов. К примеру, в Польше разработали квадрокоптер-камикадзе Dragon Fly. Иногда военные используют даже самые обычные бытовые коптеры и оснащают их механизмом атаки пртивника минами или гранатами.
Польский квадрокоптер-камикадзе Dragon Fly
Серьезной проблемой, с которой сталкиваются производители военных коптеров — создание высокоточных систем прицеливания, а также оптических систем. Но проблема, наверняка, в ближайшее время будет решена, что повысит их эффективность как боевого оружия.
Беспилотные летательные аппараты
Как правило, когда речь заходит о БПЛА, подразумевают не квадрокоптеры, а беспилотные летательные аппараты с крыльями, которые визуально напоминают самолеты. По сути, они таковыми и являются. В настоящее время именно они считаются наиболее перспективным видом оружия.
Несмотря на то, что первые беспилотники, способные решать военные задачи, появились еще в 1948 году, ударные БПЛА получили широкое распространение только в девяностых-двухтысячных годах. Благодаря современным технологиям, их возможности стали приближаться к штурмовикам и бомбардировщикам. А по продолжительности полета они даже превосходят многие самолеты.
Турецкий беспилотник Bayraktar
Самое интересное, что в мировые лидеры по производству БПЛА вырвались некоторые страны, которые вообще не имели собственно авиационной промышленности. Пожалуй, самый известный на сегодняшний день беспилотник — Bayraktar. Нельзя сказать, что он самый лучший. Однако именно Байрактар продемонстрировал миру эффективность данного типа вооружения в нескольких военных конфликтах.
Также прославился своими беспилотниками и Израиль. Причем первый БПЛА Searcher был представлен миру еще в 1990 году. Но наиболее известная модель — IAI Eitan. Она была создана более 15 лет назад, однако по многим показателям превосходит турецкий Bayraktar.
Надо сказать, что Россия начала заниматься разработкой собственных БПЛА позже, чем многие другие страны. К примеру, легкий ударный беспилотник Форпост, о котором мы рассказывали ранее, нельзя назвать полностью российской разработкой, так как он был создан на базе израильского Searcher II. Только несколько лет назад стали появляться беспилотники, разработанные полностью в России. Один из них — Орион, который по некоторым показателям превосходит турецкий Байрактар.
Российский ударный беспилотник Орион
Разумеется, свои ударные БПЛА есть и у США. Наиболее известные на сегодняшний день — MQ-9 Reaper и MQ-1 Predator. Первый является основным ударным дроном США тяжелого класса. Он тяжелее Байрактара и Ориона, способен нести на борту грузы весом до 1700 кг. В России в настоящее время проходит испытание аналогичного дрона, получившего название “Охотник”. Подробнее о нем можно узнать здесь.
Какие задачи могут выполнять БПЛА
Как мы уже сказали, основная задача беспилотников — авиаразведка. Однако в последнее время список задач, которые они способны решать, существенно расширился. Они способны наносить ракетно-бомбовые удары по наземным и морским целям, перехватывать воздушные цели, управлять огнем и указывать цели, ретранслировать данные и доставлять грузы.
Очевидно, этим списком перечень задач ограничен не будет. Как мы видим, возможности беспилотников постоянно расширяются. Именно поэтому многие эксперты называют их одним из наиболее перспективных видов оружия будущего.
Беспилотники, в отличие от самолетов, могут быть любого размера
Преимущества БПЛА
Пожалуй, главное преимущество БПЛА — невысокая стоимость по сравнению с самолетами. Передовые ударные беспилотники стоят в пределах 5-7 миллионов долларов. На первый взгляд сумма колоссальная, но стоимость истребителя-бомбардировщика F-35 достигает 100 миллионов долларов. Но просто купить самолет недостаточно, чтобы его использовать. Еще необходимо обучить пилотов.
Конечно, оператора БПЛА тоже необходимо обучать, однако, как было сказано выше, многие действия современные беспилотники выполняют в автоматическом режиме. В частности, они могут сами взлетать и садиться. Поэтому процесс обучения пилотов гораздо более быстрый и дешевый.
Другое важное преимущество БПЛА — оператор при выполнении боевых задач не рискует собственной жизнью. БПЛА, в отличие от самолета, можно сделать любого размера, даже самого маленького, так как он не содержит кабину пилота. Кроме того, беспилотники не испытывают физиологических перегрузок, что позволяет выполнять любые маневры.
ВАЖНО! Всех наших читателей ждем на Яндекс. Дзен-канале, где мы публикуем важную и интересную информацию. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.
Этом достоинства БПЛА не ограничиваются. Время полета беспилотников не имеет ограничений, связанных с системой жизнеобеспечения летчика. Сейчас даже разрабатываются проекты беспосадочных БПЛА. Их полет может длиться в течение нескольких лет. Заряжаться они смогут от солнечной энергии.
Все это позволяет использовать БПЛА в тех ситуациях, когда применение авиации нецелесообразно или вообще невозможно. В частности, их часто используют в рискованных операциях. Ведь потерять беспилотник не так страшно, как дорогостоящий самолет и пилота.
Американские дроны-камикадзе Switchblade
Дроны-камикадзе
К отдельному виду БПЛА можно отнести дроны-камикадзе, которые еще называют умными бомбами или барражирующими снарядами. Ярким их представителем являются американские Switchblade. Но что представляет собой это оружие?
Switchblade — это устройство, которое оснащено двигателем, камерами, продвинутыми системами наведения и, разумеется, боеголовкой. Дрон может быть запрограммирован на автономную атаку объекта, который находится за много километров от места пуска. Самая интересная их особенность — они способны барражировать вокруг заданной цели, и затем нанести удар, когда возникнет подходящий момент.
Как вы наверняка догадались, дроны-камикадзе относятся к оружию одноразового использования. Один из важных их плюсов — низкая стоимость. Цена даже ниже стоимости ракеты, которыми оснащаются ударные БПЛА. По некоторым данным Switchblade стоит около 6 тысяч долларов.
После запуска Switchblade расправляет крылья
Switchblade после запуска из мортиры раскладывает крылья, в результате чего становится небольшой крылатой ракетой. Легкой версией этого дрона можно управлять в радиусе 10 км. При этом длительность его полета составляет около 10 минут. Как было сказано выше, он может атаковать в автономном режиме.
В движение аппарат приводит электрический двигатель, благодаря чему снаряд летит бесшумно со скоростью порядка 160 км/ч. Тяжелая версия Switchblade способна атаковать цели на расстоянии до 40 км и лететь со скоростью 185 км/ч в течение 40 минут. Благодаря высокой скорости, бесшумности и маленьким размерам, дроны-камикадзе очень сложно обнаружить, а сбить вообще практически невозможно. Это делает их еще более эффективными, чем обычные БПЛА, которые, как показывает практика, сбить не так уж сложно.
После запуска вернуть беспилотник уже нельзя, однако оператор может отменить атаку и перенаправить дрон. Умные бомбы можно использовать для поражения бронетехники и пехоты противника. Некоторые модели могут поражать воздушные цели. По сути, это единственный на сегодняшний день вид дронов, которые способны выполнять функции истребителя.
Что говорят ведущие специалисты?
Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев заявил, что в для стратегического развития агропромышленных комплексов (АПК) ключевую роль играет цифровизация. «Наша отрасль является серьезным потребителем цифровых технологий. По сути, вокруг агросектора создается уникальная цифровая экосистема», — рассказал он. В частности, применяются БПЛА для аэросъемки и дальнейше оцифровки полей, что помогает при проведении сезонных полевых работах. Кроме того, дроны используются для разработки цифровых двойников ферм и теплиц, которые повышают эффективность сельскохозяйственного производства.
Исполняющий обязанности генерального директора АО «ОЗК» и бывший председатель Общественного совета при Минсельхозе России Сергей Королев считает, что в ближайшем будущем дроны в сельском хозяйстве способны заменить агрономов.
Дроны используются в разных сферах сельского хозяйства. DJI AGRAS T30 на хлопковом поле.
Использование БПЛА особенно актуально для мониторинга больших полей, посевов зерновых, кукурузы, подсолнечника и других культур. «Беспилотный летательный аппарат делает специальные фотографии посевов, в том числе и с применением специального излучения, а затем передает информацию в компьютер. Соответствующая программа ее анализирует и подсказывает агроному, что нужно делать с конкретным полем. Эту операцию агроном может сделать и сам, потратив на нее день, дрон же проводит эту процедуру всего за час», — сообщил эксперт.
Опыт применения БПЛА крупнейшими агрохолдингами РФ
Агропромышленный холдинг «Русагро» лидирует в РФ по внедрению современных технологий: применения БПЛА, нейросетей и т. О процессе цифровизации в компании рассказывает ее IT директор Борис Сопельник: «Дроны оказались очень полезными и популярными в сельском хозяйстве: недавно мы уточняли все границы наших полей дронами, сейчас компания разрабатывает историю с машинным обучением, чтобы определять состояние поля в целом через фото с дронов. В ближайшем будущем мы планируем использовать дроны и для внесения удобрений».
Генеральный директор «ФосАгро» Андрей Гурьев заявляет, что цифровизация в целом и внедрение БПЛА в частности — это один из главных приоритетов компании.
Работа в поле DJI AGRAS T30
«Наша задача — используя мониторинг с помощью дронов и анализ данных, увеличить выпуск продукции и снизить затраты. Таким образом мы поможем аграриям повысить урожайность, не обременяя уже перегруженные ресурсы, такие как земля и вода. Большие надежды мы возлагаем на технологии удаленной электронной агрономии, которые будут оперативно мониторить все, что происходит с полем, и быстро реагировать — лечить растения, вносить минеральные удобрения, приглашать агрономов, управлять техникой и т. » — сообщает Андрей Гурьев.
Директор по инновациям ГК «АгроТерра» Станислав Шишов сообщает о том, что с помощью дронов намного проще собирать информацию о развитии культур на экспериментальных полях и сравнивать полученные данные. «В «АгроТерре» пять лет назад оцифровали 100% полей и активно используют спутниковые технологии для мониторинга посевов. В хозяйствах есть квадрокоптеры, их удобно использовать для экспериментов. В ближайшие пару лет компания сосредоточится на анализе агропроизводственных данных. Для этого расширит и автоматизирует сбор информации о состоянии посевов, техники, выполнении технологических операций и параллельно внедрит программные решения для обработки и визуализации данных. Таким образом, мы превращаем сельское хозяйство из интуитивного в прогнозируемое на основе научного подхода», — комментирует Станислав Шишов.
Оценки и прогнозы специалистов Aeromotus
В том, что будущее сельского хозяйства за беспилотными решениями и современными технологиями, уверены и специалисты Aeromotus. Среди клиентов компании много агропромышленных комплексов, которые активно внедряют системы сбора, хранения и обработки данных с БПЛА и датчиков. Согласно статистике, это позволяет снизить расходы сельскохозяйственных предприятий в среднем на 15-30%
Представители Aeromotus считают, что наиболее перспективное решение — БПЛА с мультиспектральной камерой, который способен зафиксировать недоступные обычным способам наблюдения зоны поля, а также помогает получить как общую картину с высоты, так и детализированные видео и фото для дальнейшей диагностики состояния растений посредством специального ПО. Таким образом удается создать цифровые карты и паспорта поля с широким спектром данных, необходимых агроному.
Во многих странах мира мультиспектральная съемка уже используются для контроля над качеством растений, эта тенденция становится все более распространенной и в регионах РФ. Таким образом сельское хозяйство постепенно превращается в современную и высокотехнологичную сферу.
Борьба с «роем» дронов требует особых подходов
Москва,
31 января 2023, 14:39 — REGNUM Разработанные в России новые способы борьбы с беспилотными летательными аппаратами основаны на создании «сетей» и «осколочных» полей для уничтожения этих видов современных вооружений. Такие беспилотники представляют серьезную угрозу, заявил корреспонденту ИА REGNUM эксперт по стартапам Высшей школы управления финансами Валерий Корнейчук.
«Беспилотные летательные аппараты (БПЛА, БЛА, «беспилотник» либо «дрон») это летательные аппараты с системой навигации, связью с оператором, без экипажа на борту, способные решать разведывательные задачи, наносить поражающие удары по наземным, морским и воздушным целям, управлять огнем и доставлять вооружение и грузы подразделениям.
Этот перечень возможностей БЛА говорит о том, что современные БЛА представляют собой достаточно серьезную угрозу для действующих военных подразделений и мирного населения. Боевые применения Арменией и Азербайджаном беспилотников в Нагорном Карабахе показали их возросшую эффективность.
Можно уверенно говорить о том, что стратегия и тактика боевых действий ближайшего будущего во многом будет определяться применением БЛА с искусственным интеллектом, ударным оснащением, способных провести разведку и нанести удары противнику на расстоянии в сотни и тысячи километров.
В этой связи борьба с этим видом высокотехнологического вооружения сегодня является актуальной задачей любой армии. Особого подхода к уничтожению БЛА требуют их малоразмерные экземпляры, которые летят на небольшой высоте. Их тяжело обнаружить и отследить траекторию полета.
Представляют интерес частотные пушки, позволяющие прервать связь между дроном и оператором, тем самым эффективно бороться с беспилотниками. Эффективность поражения БЛА противника снижается в случае массового применения «стаи» либо «кучи» дронов
Оно запускает в воздух сеть, которая может уничтожать БЛА на расстоянии до 100 метров. Устройство весит около 10 кг и предназначено для стрельбы с плеча. Для запуска специально разработанных сетей используется сжатый воздух.
Еще один способ — так называемое распыление «осколочного поля». На квадрокоптере устанавливается многоствольный разнонаправленный боевой модуль. При появлении «роя» дронов противника стволы боевого модуля одновременно дают залп и накрывают объекты осколочным полем, уничтожая целую группу БЛА.
Это позволяет создать заградительный заслон для военных либо гражданских объектов от массированной атаки БЛА. Разработка запатентована, а ее эффективность проверена на практике», — пояснил эксперт.
Как сообщили ИА REGNUM, специалисты Военного университета Минобороны изобрели новый способ борьбы с роем малоразмерных беспилотников. Его суть заключается в распылении с квадрокоптера поля осколков над охраняемым объектом.
Летательные аппараты, работающие без участия пилота. Классифицируются по типу управления — полностью автоматические, летающие по заранее запрограммированному маршруту; управляемые оператором с пункта управления; гибридные. Различаются по максимальной взлетной массе, типу питания и назначению.
Разработками и производством беспилотных летательных аппаратов занимаются в военных и гражданских целях. В последние годы роль военных беспилотников стремительно растет.
Классификация дронов
Беспилотные летательные аппараты трудно классифицировать, так как они имеют очень разные характеристики. Это разнообразие происходит от обилия конфигураций и компонентов БПЛА. Производители пока не ограничены никакими стандартами. В результате сегодня отсутствуют требования со стороны авиационных регуляторов о том, как БПЛА должен быть оснащен.
Беспилотники напоминают вертолет с 4 лопастями. Они отличаются габаритами, функциональностью, дальностью полетов, уровнем автономности и другими характеристиками.
Условно все дроны можно поделить на 4 группы:
- Микро. Такие БПЛА весят меньше 10 кг, максимальное время нахождения в воздухе – 60 минут. Высота полета – 1 километр.
- Мини. Вес этих аппаратов достигает 50 кг, время пребывания в воздухе достигает 5 часов. Высота полета варьируется от 3 до 5 километров.
- Миди. Беспилотные летательные аппараты весом до 1 тонны, рассчитаны на 15 часов полета. Такие БПЛА поднимаются на высоту до 10 километров.
- Тяжелые беспилотники. Их вес превышает тонну, разработаны аппараты для дальних полетов продолжительностью более суток. Могут перемещаться на высоте 20 километров.
В конструкции беспилотного аппарата есть спутниковый навигатор и программируемый модуль. Если БПЛА используется для получения, сохранения и передачи информации на пульт оператора, в нем дополнительно устанавливаются карта памяти и передатчик.
Конструкция и функциональность меняются в зависимости от назначения аппарата. Есть модели дронов, которые умеют принимать команды человека и реагировать на них. В таких устройствах установлены специальные модули-приемники команд.
J’son & Partners Consulting классифицирует дроны (БПЛА) по следующим основным характеристикам:
- по дизайну / конфигурации;
- по типу взлета;
- по целевому назначению:
- по техническим характеристикам;
- по типу питания силовой установки;
- по полезной нагрузке;
- по типу системы автоматизации;
- по системе предотвращения столкновений;
- по типу навигации;
- по типам защиты от глушения сигналов;
- по пропускной способности радиочастотного спектра;
- по бортовой обработке данных;
- по специализации программного обеспечения.