Kommersant.ru

Классификация беспилотников

Дрон (от англ. drone – трутень) – неформальное  название для беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). По типу конструкции их можно разделить на напоминающие небольшие планеры аппараты с неподвижным крылом и так называемые мультикоптеры. Гражданские дроны с неподвижным крылом могут передвигаться быстрее и дольше роторных – 4-5 часов на скорости до 100 км/ч, однако им, как правило, нужна взлетная полоса, и они не могут зависать в воздухе. Коптеры передвигаются медленнее, их скорость обычно составляет не более 60 км/ч, а время их работы без подзарядки обычно не превышает часа. Но они гораздо более маневренны, в том числе – могут, как вертолет, зависать в воздухе.

По автономности дроны можно поделить на:

  • самопилотируемыепилотируемые вручную;
  • гибридные, способные осуществлять часть полета автономно, например, они могут возвращаться на точку взлета при малом заряде аккумулятора.

Также дроны различаются по технологии управления. Это может быть как радиоуправление (через Wi-Fi и другие не требующие лицензии частоты), так и 3G/4G. Если дрон полностью автономен, то с помощью систем навигации (GPS, ГЛОНАСС) он может сам добраться до определенной точки и вернуться назад. Благодаря датчикам, последние модели дронов могут ориентироваться даже в закрытом помещении, умело облетая препятствия.

Рынок беспилотников

Мировой рынок коммерческих дронов за последний два года испытал настоящий бум.

Если в 2013 году весь рынок оценивали в 250 млн долларов США, а в 2014 году он вырос уже до 750 млн, то в 2015 году, по прогнозам, он достигнет 1,7 млрд долларов. Наибольшую долю на мировом рынке дронов занимает китайская компания DJI ‒ около 70%.

Если разделить рынок по географии, то наибольшие цифры продаж дронов можно заметить на территории США, которые занимают долю рынка в 35%. За ними следует Западная Европа с 30% и Китай с 15% рынка.

В России число проданных дронов оценивают в 50 000 в 2014 году. При средней стоимости устройства около 1000 долларов общий рынок коммерческих дронов в России равен приблизительно 50 млн долларов, т. 6% от мирового рынка.

Примеры использования

При всем многообразии возможностей использования дронов в повседневной жизни можно выделить два основных назначения этих аппаратов в плане коммерческого применения: это доставка и съемка.

Будущее доставки

Благодаря маркетинговым усилиям крупных интернет-компаний идея доставки дронами стала активно популяризироваться по всему миру.

Наиболее заметным примером является компания Amazon с проектом Prime Air. Анонсированный в 2013 году проект удивил мировую общественность своими революционными планами. Планировалось доставлять 84% заказанных посылок весом до 2,5 кг при помощи автоматически пилотируемых дронов в течении 30 минут после заказа! Причем, согласно концепции, доставку можно было заказать не только на сушу, но и, например, на яхту клиента.

Смотрите про коптеры:  Радиоуправляемые квадрокоптеры. Квадрокоптеры с камерой. Купить квадрокоптер в Москве

Не отстает и Google. Компания разрабатывает схожий проект под названием Google Wing. Другие крупные игроки мирового рынка логистики, такие как UPS, FedEx, Google и китайская служба доставки SF Express, тоже проявляют активный интерес к дронам. Тем временем, немецкая компания DHL перешла от теории к практике и уже тестирует работу беспилотников с целью доставки медикаментов в труднодоступные районы Германии.

Интересуются дронами и компании традиционного ритейла. О планах по исследованию возможности доставки дронами заявил Wal-Mart. Некоторые ресторанные сети с помощью дронов проводят пробные доставки заказов.

По теме: 11 компаний, которые изменили мир

В России подобный сервис можно было опробовать в сентябре – оператор Yota организовал в Москве доставку сим-карт коптерами. Клиенту нужно было приехать в специальную точку, заполнить заявление на подключение и дождаться дрона с картой, который пролетал до нескольких сотен метров.

В Нидерландах было разработано инновационное решение с использованием дронов для оказания неотложной помощи при сердечных приступах.

Группа студентов-разработчиков из Делфтского технического университета создала прототип дрона-медика, который располагает автоматическим дефибриллятором, камерой, микрофоном и динамиками. По словам создателей, беспилотник может сократить время прибытия экстренной помощи для больного с десяти минут до одной. При поступлении вызова дежурный медик отправляет дрона на место происшествия и управляет его полетом с помощью GPS-навигации. Такой дрон-медик может развить скорость до 97 км/ч, он не зависит от дорожной обстановки, легко обходит все преграды, что позволяет сохранить драгоценные минуты. Прибыв на место, дежурный медработник с помощью микрофона и динамиков сможет давать людям, которые находятся возле потерпевшего, инструкции о том, как воспользоваться дефибриллятором. Отдельного внимания заслуживает инновационный дефибриллятор, который работает автоматически, как только его поместили на грудь потерпевшего. Как сообщает газета Algemeen Dagblad, нидерландская служба скорой помощи и Фонд Сердца всерьез заинтересовались разработкой и ждут дальнейшего развития технологического решения.

По теме: В США выделят магистрали для летающих беспилотников

Дроны-наблюдатели

Одно из главных коммерческих применений  дронов на сегодняшний день – это высотная съемка. Использование дронов проще и дешевле съемок с вертолета или кинокрана, чем активно пользуется киноиндустрия. Так, например, одна из сцен погони в фильм «Координаты: Скайфолл» была снята с помощью дронов. И таких примеров в современном кино уже насчитывается великое множество.

Компания Flying-Cam, специализирующаяся на киносъемке с использованием дронов, получила специальную премию Оскар за технические достижениея в области кино.

В целом, благодаря развитию технологий наблюдений и различных сенсоров, для дронов открываются практически неограниченные возможности промышленного использования.

Так, с помощью дронов с установленными тепловизорами археологи смогли найти древнее поселение в Нью-Мексико.

С помощью датчиков тепла на дронах можно гораздо эффективнее и быстрее искать прорывы теплосети. А беспилотники, оснащенные метеорологическими датчиками, помогут  предсказывать погоду – такой проект разрабатывается в Томской области. Устройства делают замеры и передают данные на обсчет, после чего по математической модели выстраиваются профили атмосферы.

Оснащенные датчиками движения дроны могут выступать в качестве охранников. Подобным решением пользуется компания Deutsche Bahn для предотвращения вандализма в железнодорожных депо.

Смотрите про коптеры:  Обзор квадрокоптера Lily Camera

Правоохранительные органы в некоторых городах США используют дронов для патрулирования улиц.

Продолжение доступно тут.

ОпределениеПравить

Беспилотная авиационная система (БПАС)

  • собственно БПЛА,
  • пункт управления (пульт оператора, приёмопередающая аппаратура),
  • систему связи с БПЛА (это может быть прямая радиосвязь или спутниковая связь),
  • дополнительное оборудование, необходимое для перевозки или обслуживания БПЛА.

КонструкцияПравить

Отсутствие пилота на борту снимает с БПЛА ряд ограничений, характерных для пилотируемой авиации, что может сильно отразиться на их конструкции:

  • Беспилотный летательный аппарат можно выполнить сколь угодно малых размеров, в то время как пилотируемый невозможно сделать легче массы человека.
  • БПЛА не имеет физиологических ограничений на перегрузки при выполнении манёвров, что также может отражаться на конструкции.
  • Для БПЛА могут быть снижены требования к надёжности, так как это не влечёт прямой угрозы жизни человека.
  • Время полёта беспилотных аппаратов не ограничено ресурсом систем жизнеобеспечения лётчика. В настоящее время вполне реальны проекты беспосадочных БПЛА, вырабатывающих ресурс в течение одного полёта, который может продолжаться до нескольких лет.

ФюзеляжПравить

Фюзеляж крупных БПЛА в основном идентичен пилотируемому самолёту или вертолёту, за исключением отсутствия кабины.

Система питания и двигателиПравить

В небольших БПЛА могут использоваться литий-полимерные аккумуляторы, солнечные батареи, водородные топливные элементы и т. , для большего запаса хода — двигатели внутреннего сгорания или воздушно-реактивные.

Система связи и бортовая аппаратура управленияПравить

В качестве бортовой аппаратуры управления, как правило, используются специализированные вычислители на базе цифровых сигнальных процессоров или компьютеры формата PC/104, MicroPC под управлением операционных систем реального времени (QNX, VME, VxWorks, XOberon). Программное обеспечение пишется обычно на языках высокого уровня, таких как Си, Си++, Модула-2, Оберон SA или Ада95.

Виды БПЛАПравить

  • управляемые автоматически,
  • управляемые оператором с пункта управления (ДПЛА),
  • гибридные.

По максимальной взлётной массе:

ПрименениеПравить

БПЛА могут решать следующие задачи:

  • авиаразведка (на сегодня это основное их предназначение),
  • нанесение ударов по наземным и морским целям (ударный БПЛА),
  • постановка радиопомех,
  • управление огнём и целеуказания,
  • ретрансляция сообщений и данных,

Гражданский рынокПравить

Гражданские БПЛА начали лавинообразно набирать популярность в начале 2010-х годов. В 2010 году Федеральное управление гражданской авиации США (ФАА) ошибочно предполагало, что к 2020 году в мирных целях будут использоваться порядка 15 000 дронов. В прогнозе ФАА 2016 года эта оценка количества дронов к 2020 году была повышена до 550 000.

Использование в террористических и противозаконных целях

Космические исследованияПравить

Для стойкости к средствам радиоэлектронной борьбы (РЭБ) противника дрон обязан так или иначе иметь стойкость, сопоставимую с полноценными боевыми самолётами, что так или иначе повышает стоимость дрона и резко повышает риск массового уничтожения дронов минимальными средствами. Дрон зачастую ещё более тихоходен, маломанёвренен и зависим от помех, чем крылатая ракета. Одним из примеров успешного боевого применения дронов является прицельный огонь самодельными устройствами на базе гражданских минидронов по танкам Абрамс при штурме Мосула. Однако средства противодействия, например радиоподавление канала управления, могли полностью отключить дроны любого технического уровня.

ИсторияПравить

Радиоуправляемая лодка Теслы

Первая мировая войнаПравить

Полноразмерная реплика торпеды Кеттеринга в музее ВВС США

Межвоенный периодПравить

Окончание Первой мировой войны не остановило разработку беспилотных самолётов. Стремительное развитие радио и авиации положительным образом сказалось на успехе экспериментов с первыми БПЛА. В сентябре 1924 года гидросамолёт Curtiss F-5L совершил первый целиком радиоуправляемый полёт, включавший взлёт, маневрирование и посадку на воду.

Смотрите про коптеры:  Сколько стоит антидрон в 2021 году — Техника на vc.ru

Вторая мировая войнаПравить

Советский БПЛА Ту-143 в составе пускового комплекса ВР-3

Аналогичным образом в СССР на базе летающей мишени Ла-17 КБ Лавочкина был создан беспилотный разведчик Ла-17Р, совершивший свой первый полёт в 1963 году, но популярности не снискавший. 23 сентября 1957 года КБ Туполева получило госзаказ на разработку мобильной ядерной сверхзвуковой крылатой ракеты среднего радиуса действия. Первый запуск модели Ту-121 был осуществлён 25 августа 1960 года, но программа была закрыта в пользу баллистических ракет КБ Королёва. Созданная же конструкция нашла применение в качестве мишени, а также при создании реактивных беспилотных самолётов-разведчиков Ту-123 «Ястреб», Ту-141 «Стриж» и Ту-143 «Рейс». В отличие от Ryan Model 147, запускавшейся с воздушного старта, БПЛА Туполева могли взлетать с мобильных наземных комплексов. В 1970-е — 1980-е годы только Ту-143 было выпущено около 950 единиц. Дальнейшим развитием «Рейса» стали Ту-243 в 1980-х и Ту-300 в 2000-х годах.

Радиоуправляемый боевой вертолёт QH-50 DASH (1961)

1990—2010Править

В 1992 году израильский БПЛА был впервые использован как боевое средство для целеуказания при операции по ликвидации в Южном Ливане лидера организации Хезболла Аббаса аль-Мусави. БПЛА выследил колонну, в которой ехал аль-Мусави, и пометил его автомобиль лазерным маркером, по которому была выпущена ракета со штурмового вертолёта.

В России до 2008 года внимания разработке и внедрению БПЛА уделялось мало.

Особое значение БПЛА приобрели в конфликтах на Ближнем Востоке (в Ливии, Сирии, Нагорном Карабахе) в конце 2010-х.

Современное состояниеПравить

Ряд важных достоинств БПЛА перед пилотируемой авиацией привёл к более активному развитию этой отрасли. Прежде всего это относительно небольшая стоимость, малые затраты на их эксплуатацию, возможность выполнять манёвры с перегрузками, превышающими физические возможности человека.

СШАПравить

  • БПЛА X-47B дозаправляется в воздухе.
  • БПЛА MQ-8, запускающий на испытаниях ракету Mark-66.

РоссияПравить

В 1999 году ОКБ Камова был создан беспилотный вертолёт Ка-137.

В ОКБ Туполева велись также работы по Ту-300, модернизации комплекса Ту-243, но на вооружение этот беспилотник поставлен не был.

Проблематикой беспилотных летательных аппаратов занимается Управление строительства и развития системы применения беспилотных летательных аппаратов Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации.

Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

ИзраильПравить

На вооружении эскадрилий БПЛА в составе ВВС Армии обороны Израиля находится полный спектр БПЛА — от лёгких тактических разведчиков и наблюдателей «Orbiter» до самого тяжёлого в мире БПЛА «Эйтан» и полного спектра назначений — наблюдение, разведка, целеуказание, координация действий наземных частей, штурмовые ударные БПЛА, БПЛА-камикадзе «Harop» и т.

Крупными производителями БПЛА в Израиле являются «Israel Aerospace Industries», «Elbit Systems» и «Rafael».

КитайПравить

Лазерный комплекс борьбы с беспилотниками «Рать» на шасси КамАЗ СБА-70К2.

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий

Adblock
detector