| Комплекс фигур пилотажа F2b.

| комплекс фигур пилотажа f2b.

Комплекс фигур
для пилотажных моделей самолетов F2b.

Взлет и горизонтальный полет

| Комплекс фигур пилотажа F2b.

Взлет считается правильно выполненным, если модель плавно
отрывается от земли, пробежав 5-10 м, и стабилизируется на
высоте 1,5-2 м. Качество взлета зависит от конструкции модели
и, в частности, от системы шасси.
Для хорошего горизонтального полета модели необходимы правильная
балансировка и точно выдержанные нулевые установочные углы
крыла и стабилизатора. Горизонтальный полет считается правильно
выполненным, если колебания модели на протяжении двух кругов
лежат в полуметровом коридоре между 1,0-1,5 м.
Коэффициент сложности: старт – 1, горизонтальный полет – 2.

Двойной поворот на горке

| Комплекс фигур пилотажа F2b.

Эта фигура сложная и важная. Сложная потому, что содержит
в себе практически все элементы прямого и обратного пилотажа.
Важная, поскольку, будучи первой фигурой комплекса, является
как бы его лицом. Отлично выполненный двойной поворот на горке
сразу же привлекает внимание к выступающему спортсмену и зрителей
и судей.
Начитать эту фигуру необходимо с наветренной стороны, за 2-3
м до плоскости ветра, делящей полусферу пополам. Модель, находясь
в горизонтальном полете, должна развернуться на 90 градусов
кверху, пройти над головой пилота и на высоте 1,5-2,0 м в
противоположной части полусферы перейти в горизонтальный перевернутый
полет. Затем модель совершает полкруга полет на спине, разворот
на 90 градусов кверху еще раз проходит над головой пилота
и на высоте 1,5-2,0 м переходит в нормальный горизонтальный
полет. Никаких колебаний ни в вертикальной, ни в горизонтальной
плоскостях не должно быть.
Коэффициент сложности – 8.

Нормальная петля

| Комплекс фигур пилотажа F2b.

Эта фигура сравнительно простая. Выполнять ее надо, воздействуя
на рули не только движением кисти, но и плавным поднятием
всей руки. Практически рука описывает ту фигуру, которую делает
модель. Петля считается правильной, если она начинается из
нормального горизонтального полета и ее нижняя точка лежит
на уровне земли на высоте не более 1,5 м, а в верхней – корда
составляет с плоскостью горизонта угол не более 45 градусов.
Петли должны быть круглыми и вписанными одна в другую. Необходимо
выполнить три петли подряд. Для большей точности исполнения
петель желательно где-то в направлении нижней части петли
выбрать какой-нибудь ориентир и, делая каждую следующую петлю,
стремиться к тому, чтобы модель прошла через эту точку. Этим
приемом можно пользоваться и при выполнении других фигур –
как круглых, так и квадратных.
Коэффициент сложности: №1 – 1, №2 – 2, №3 – 3.

Перевернутый полет

| Комплекс фигур пилотажа F2b.

Выполнив три нормальные петли, спортсмен обязан сделать
четвертую полупетлю и перейти в перевернутый полет. Эта фигура
довольно сложна на этапе освоения. Навыки, приобретенные для
управления моделью в нормальном полет, для перевернутого полета
не годятся. Движения ручки управления здесь совершенно противоположны
и малейшее ее отклонение “на себя” заканчивается
аварией. Сначала перевернутый полет получается довольно волнистый
и выполнять его целесообразно на большей высоте – 4-5 м и,
только при приобретя определенный опыт, можно делать фигуру
на необходимой высоте. Единственное средство для быстрейшего
освоения перевернутого полет – упорные тренировки.
Коэффициент сложности – 2.

Обратная петля

| Комплекс фигур пилотажа F2b.

Эту фигуру выполняют с перевернутого полета (после выполнения
двух кругов). Требования к ней точно какие же, как и к нормальной
петле. Движение кисти и руки должно быть плавным и обратным
тому, какое пилот делает при выполнении прямой петли. Особое
внимание надо обратить на направление ветра. Полагается выполнить
три с половиной петли и затем перевести модель в нормальный
горизонтальный полет.
Коэффициент сложности: №1 – 1, №2 – 2, №3 – 3.

Нормальная квадратная петля

| Комплекс фигур пилотажа F2b.

Чтобы выполнить эту фигуру, пилоту необходимо много тренироваться,
обадать быстрой реакцией, отличным глазомером и иметь хорошо
отлаженную модель. Фигура представляет собой квадрат, вершины
которого имеют радиус 1-1,5 м. Угол между тросами и плоскостью
горизонта не должна превышать 45 градусов. Квадратная петля
хорошо получается при условии достаточного натяжения корды
и малой скорости пилотирования.
При значительной скорости пилотирования перегрузка не позволяет
выполнить углы вершин с малым радиусом и, кроме того, прямые
участки сторон квадрата модель пролетает очень быстро, не
успевая зафиксировать прямолинейный участок полет.
На малой скорости гораздо проще выполнить прямые участки без
колебаний, особенно при выходе из пикирования. Недопустимы
даже малейшие колебания модели в момент фиксации прямых участков
(сторон квадрата).
В пилотажном комплексе две петли, причем вторя повторяет траекторию
первой.
Коэффициент сложности: №1 – 5, №2 – 7.

Обратная квадратная петля

| Комплекс фигур пилотажа F2b.

Эту фигуру выполняют из нормального полета. С высоты 10-12
м модель четко переводят в вертикальное пикирование и затем
также четко – на спину. Эти две стороны петли наиболее трудные.
Желание как можно скорее вывести модель из пикирования в перевернутый
полет приводит к тому, что как правило, пилот действует рулями
немного сильнее, чем следует. От глаз судей это, конечно,
не ускользает и оценка снижается.
В период освоения лучше всего выполнять эту фигуру большего
размера, чтобы троса составляли с плоскостью горизонта угол
70-80 градусов. Тогда прямые участки петли значительно увеличатся
и будет легче перевести модель в перевернутый полет. Постепенно
размер петли доводят до нормально.
Коэффициент сложности: №1 – 5, №2 – 7.

Треугольная петля

| Комплекс фигур пилотажа F2b.

Ее начинают из нормального горизонтального полета быстрым
(но не резким) отклонением рулей и быстрым возвращением их
в нейтральное положение в момент, когда ось модели составит
с плоскостью горизонта угол 60 градусов. В верхней точке петли
модель точно также переводится в отрицательное пикирование
и на высоте 1,5-2,0 м – в горизонтальный полет.
Наиболее сложный элемент фигуры – последний поворот. Это объясняется
тем, что модель разгоняется в режиме отрицательного пикирования
и для выхода в горизонтальный полет требуется предельно точное
действие рулями.
Необходимо иметь модель с удельной нагрузкой на крыло 25-30
г/дм2. Модели с большей нагрузкой при выходе из отрицательного
пикирования могут делать просадку, и фигура получается нечеткой.
Модели с меньшей нагрузкой тоже не очень желательны, поскольку
они в большей степени подвержены атмосферным возмущениям.
Коэффициент сложности: №1 – 6, №2 – 8.

Горизонтальная восьмерка

| Комплекс фигур пилотажа F2b.

Эту фигуру сделать просто, если уже освоены прямая и обратная
петли. Теперь важен четкий переход от прямой петли к обратной.
Необходимо научиться выполнять прямую петлю и обратную одинакового
радиуса.
Начитают фигуру с нормального полета. Выполняется 1,25 нормальной
петли, и в момент, когда модель принимает вертикальное положение,
начинают обратную петлю. Восьмерки должны быть вписаны одна
в другую и не иметь разброса по высоте. Плоскость ветра проходит
точно через точку касания петель. Для правильного выполнения
фигуры необходимо плавное управление рулями, симметричная
работа двигателя в прямом и перевернутом полетах, одинаковая
эффективность рулей и закрылков при отклонении в обе стороны.
Коэффициент сложности: №1 – 3, №2 – 4

Квадратная горизонтальная восьмерка

| Комплекс фигур пилотажа F2b.

Эта фигура сложная. Для успешного ее выполнения необходим
отличный глазомер, быстрая реакция спортсмена, четко отрегулированный
двигатель и налаженная система питания, кроме того, модель
должна обладать хорошей маневренностью и иметь достаточное
натяжение тросов. Сложность фигуры объясняется, во-первых,
насыщенностью элементов прямого и обратного пилотирования
и, во-вторых, многократным изменением режима подачи топлива.
Соответственно в достаточно широком диапазоне меняются и обороты
двигателя. На эти изменения пилот должен реагировать не только
правильно, но и своевременно. В процессе разучивания желательно
эту фигуру выполнять больших размеров при длине тросов примерно
21 м. Постепенно, осваивая эту фигуру и приобретая необходимые
навыки, ее размеры доводят до нормальных. Фигура считается
правильно сделанной, если угол между тросами и плоскостью
горизонта не превышает 45 градусов. Кроме того, прямая и обратная
петли должны быть одинакового размера. В пилотажном комплексе
две квадратные восьмерки, причем вторая должна точно повторять
траекторию первой.
Коэффициент сложности: №1 – 8, №2 – 10.

Вертикальная восьмерка

| Комплекс фигур пилотажа F2b.

Основная задача при выполнении этой фигуры состоит в том,
чтобы расположить петли строго одну над другой. (Петли должны
быть одинакового радиуса). Фигуру начинают из нормального
горизонтального полета и выполнения 1,5 петли нормальной петли.
В момент окончания выполнения второй полупетли рули должны
находиться в нулевом положении. В этот же момент начитают
выполнять обратную петлю.
Наиболее распространенная ошибка при разучивании этой фигуры
– запаздывание с началом выполнения обратной петли. В результате
верхняя часть петли получается вытянутой по горизонту, а вся
фигура выглядит наклоненной. Многократное повторение помогает
избежать этой ошибки.
Коэффициент сложности: №1 – 4, №2 – 6.

Песочные часы

| Комплекс фигур пилотажа F2b.

Эта самая сложная фигура в пилотажном комплексе. Достаточно
сказать, что ни одному спортсмену еще не удалось сделать ее
на “отлично”, поскольку она, во-первых, имеет трудновыполнимую
траекторию и, во-вторых, при выходе в нормальный горизонтальный
полет возникают значительные перегрузки.
Какие условия необходимы для выполнения этой фигуры? Нагрузка
на несущую поверхность модели 25-30 г/дм2, достаточное натяжение
корды при малой скорости пилотирования, хорошая маневренность
модели, быстрая реакция и отличный глазомер у авиамоделиста.
В принципе нагрузка может быть несколько и больше указанной
величины, однако тогда неизбежно увеличение скорости пилотирования,
а этот фактор нежелателен.
При слабом натяжении корды фигуру вообще выполнить очень трудно:
сигналы на рули поступают с большим запозданием, а само отклонение
руля высоты получается неточным. Это приводит к тому, что
порой даже невозможно понять, какую же фигуру выполнил спортсмен?

Крайне нежелательно, чтобы модель не разгонялась при отрицательном
пикировании, так как при большой скорости радиусы углов превышают
норму и фигуре получается нечеткой. При плохой маневренности,
кроме того, нужно отклонять рули на предельные углы. необходимая
реакция и глазомер вырабатываются в процессе тренировки и
никакие другие рекомендации здесь не помогут.
Коэффициент сложности – 10.

Восьмерка над головой

| Комплекс фигур пилотажа F2b.

Фигура сравнительно несложная. Выполняют ее также, как и
вертикальную восьмерку с нормальной петли, только точка касания
петель должна находится точно в зените (над головой). Плоскость
ветра проходит точно через точку касания.
Самое сложное, пожалуй, – удержать переход от одной петли
к другой строго над головой, особенно при наличии ветра.
Коэффициент сложности: №1 – 4, №2 – 6.

Две перекрещивающиеся восьмерки

| Комплекс фигур пилотажа F2b.

Фигура простая. Сначала выполняют верхнюю правую нормальную
петлю (корда составляет с горизонталью угол, равный 40-45
градусов), затем 3/4 левой нижней обратной петли, потом 3/4
левой верхней обратной петли и 3/4 правой нижней нормальной
петли. Закончив фигуру, модель должна пройти над головой пилота
и в противоположной стороне полусферы перейти в нормальный
полет.
Прямые линии, проведенные мысленно через центры петель, образуют
квадрат, а через точки касания – крест. Плоскость ветра делит
фигуру строго пополам. рули нужно отклонять очень плавно,
так как фигура состоит исключительно из круглых элементов.
Особое внимание необходимо обращать на равенство и взаимную
перпендикулярность прямых участков при переходе от одной петли
к другой, иначе фигура превращается в простое нагромождение
прямых и обратных круглых петель.
Коэффициент сложности – 8.

Посадка

Финал пилотажного комплекса – посадка, которую надо совершить
в течение 7 минут зачетного времени, в противном случае оценка
не ставится. Самое главное, после остановки двигателя в горизонтальном
полете не нужно вмешиваться в управление моделью. Она имеет
скорость, которой вполне достаточно для плавного снижения
и мягкого касания земли. Непосредственно перед касанием касанием
можно немного взять ручку “на себя”, но делать это
следует, только тщательно освоить модель. После касания земли
модель не должна подрыгивать, и решающую роль здесь играет
система шасси. При наличии сильного ветра для совершения посадки
необходимо вмешательство пилота, так как при полете против
ветра модель зависает. Однако вмешательство это должно косить
очень плавный характер и сводиться в основном к парированию
атмосферных возмущений.
Коэффициент сложности – 5.

Обсудить на форуме

Кордовый моделизм (часть 2)

Общим и главным принципом кордового моделизма является управление или удержание модели перемещающейся по кругу посредством “корд” стальных тросов или проволок. В условиях отсутствия радиоуправления, это был единственный способ управления моделями движущихся объектов непосредственно человеком. И этот способ давал  прямой контакт с моделью, что даже сейчас, в век радиоволн, когда “коптер есть у каждого второго”, является огромным преимуществом перед только визуальным контактом у R/C моделей. 

Популярность кордовых моделей была и остается огромной во всем мире.

В России, к сожалению, весь моделизм пока в упадке, многие направления вымерли или держатся сугубо на оставшихся со времен СССР фанатов, но мы теряем надежд на возрождение, благо что моделизму подвержены все слои населения. Говорят что даже сам Дмитрий Анатольевич в детстве был механиком на кордовой гонке класса F2C.

Весь кордовый моделизм в России является спортом высоких достижений, заведуют всем Федерации соответствующего вида спорта, проводятся соревнования начиная с районных, кубки и чемпионаты, вплоть до чемпионатов Мира, фиксируются рекорды, и присваиваются спортивные звания до ЗМСМК (заслуженный мастер спорта международного класса).

На фото команда кордовиков-авиамоделистов на Чемпионате Европы 2020год г. Пазарджик.

Глобально кордовыми бывают авиамодели, автомодели, судомодели. Для их запуска необходим кордодром. 

Судомодельный (модель стартует при помощи резинки, это она плавает на переднем плане, без нее корд провисает до воды и стартовать невозможно)

Автомодельный летний (модели запускаются специальной штангой)

Автомодельный зимний (используется обычная хоккейная коробка, аэросани запускаются руками)

Авиамодельный (на асфальте летают все кроме воздушного боя F2D, бойцы летают на траве)

Для запусков используются корды длинной 15м 92см, что в длине круга дает ровно сто метров, как правило “база” 10 кругов, что получается километр.Как видите посчитать скорость модели не трудно. 

Диаметры корд соответствуют требованиям безопасности классов модели, для примера если гоночные авиамодели F2C летают на двух стальных мононитях диаметром 0,3мм, то гоночные автомодели “Класс5” ездят на проволоке диаметром 2,1мм.

В некоторых видах авиамодельного спорта длину корд пришлось увеличить, так как скорости моделей подошли к пределу возможностей человека управлять ими.

У авто и судомоделей один конец корда прикрепляется к кордовой планке установленной на модели, второй конец к кордовой планке установленной на пилоне в центре круга.

В автомодельном спорте есть помощник-центрмаршал который не дает корду коснуться земли при старте, и принудительно раскручивает-разгоняет модель из за чего у модели разгружаются колеса и двигателю становится крутится легче, отчего увеличиваются обороты мотора и он входит в резонансный режим работы (используется настраиваемый резонансный выхлоп – резонансная труба) и скорость возрастает многократно.

На фото “крутильщик” за работой 

После разгона он заскакивает на специальную площадку и ждет окончания заезда.

В скоростных авиамоделях корды крепятся одним концом к качалке управления, другим к ручке управления и для вхождения в “режим” модель раскручивает пилот.

То есть модель стартует и летит на скорости около 80 км/ч после разгона модель “втыкается” и скорость в течение нескольких секунд возрастает до 300 км/ч. Удержать ручку управления в руке на такой скорости невозможно, модель слишком сильно тянет из круга, потому пилот втыкает ручку в специальную вилку установленную на пилоне в центре и весь полет бегает уже вокруг нее.

“Пони бегает по кругу”

На фото ручка управления скоростными авиамоделями F2A

На фото скоростной мотор 2,5 см3 с резонансной трубой, максимальные обороты примерно 45 000 (сорок пять тысяч) оборотов в минуту.

Немного о моторах.

В моделях всех видов как правило используются калильные двигатели работающие на метаноле, оснащенные резонансными трубами или глушителями (причем глушители не столько глушат звук, сколько не дают двигателю “дышать”, такая вот борьба со скоростью под эгидой борьбы с шумом), или электромоторы с неодимовыми магнитами и литий-полимерными батареями, причем электрички уже “забарывают” ДВС в плане скорости, имеются классы с компрессионными ДВС (типа дизелЯ).

На фото компрессионный гоночный мотор F2C

О моторах можно писать бесконечно, ибо это то чем достигается победа, в рамках одного поста я не смогу рассказать о всем многообразии движителей моделей.

Модели

Судомодели бывают с гребными и воздушными винтами, оснащенные двигателями внутреннего сгорания объемом от 2.5 до 10 см3, или электродвигателями на 42 вольта с массой модели от 0.75 кг до 2.5 кг. Единственное условие победы достижение максимальной скорости.

Один и наших рекордсменов Рашид ХАБИБУЛИН чемпион Мира 2020г с результатом 206 км/ч

Все модели и моторы делаются своими руками, даже если покупается мотор или какой нибудь редуктор, то доработки его до чемпионатного уровня осуществляются схожие с изготовлением его заново. Огромное количество знаний и опыта необходимы чтобы создать модель и двигатель, модели проектируются на компьютере, продуваются в аэродинамических трубах, для поршней двигателей разрабатываются новые сплавы, в топливо добавляются присадки улучшающие работу двигателя ресурс у которого на час его работы, при изготовлении используются и кевлары, и углепластики, итд, много всего. Поэтому во всех технических видах спорта, это не “хобби”, это именно жизнь ради спорта. Кроме создания самой техники, необходимы тренировки, много тренировок, например авиамоделист-пилотажник, делает минимум 5 тренировочных полетов в день, каждый день, без исключений.

Автомодели 

Как и в судомоделях главное – скорость. Модели с приводом на колеса, с двигателями от 1,5 до 10 см3, или с воздушным винтом от 1.5 до 2.5 см3, ведутся разработки новых электрических классов моделей. Рекорды скорости в России в 2020 году для “Класса1” с ДВС 1,5 см3 – 256 км/ч, для “Класса5” с ДВС 10 см3 – 335 км/ч.

Это летние модели с воздушным винтом(на фото снят), и со сложенными для транспортировки кордовыми планками .

Так же существуют классы моделей копий с ДВС и зимний автомоделизм где соревнуются аэросани у которых вместо колес лыжи или коньки. У моделей-копий кроме скорости в зачет суммируется стендовая оценка качества изготовления, и копийности.

Летняя модель-копия

Зимняя модель-копия аэросаней

Зимняя скоростная модель АС-2

Зимние классы считаются юношескими, во времена СССР были очень популярны, когда я в середине 80-х победил в городских соревнованиях и выиграл путевку на “Россию”, в стартах участвовало около 120 спортсменов. Сейчас в Новосибирске этим не занимается никто 🙁

В кордовом авто и судомоделизме спортсмен не управляет моделью, но существует вид спорта в котором моделист непосредственно “рулит” моделью. 

Но из за ограничений сайта о кордовом авиамоделизме в следующем посте. 

Использованы материалы http://f2b.io.ua/, vk.com, http://sportprimorye.ru/, http://bystryi.silnyi.ru/, rcdesign.ru, http://uralrc.com/, fasr.ru, http://www.rc-club.by/, http://fams-rus.ru/ если кого упустил не обессудьте, сообщите мне и я добавлю ссылку на вас.

Смотрите про коптеры:  Откройте для себя лучшие квадрокоптеры со встроенными камерами для потрясающих фотографий и видео
Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий