Кордовый моделизм (прошлый век – считают некоторые) — Паркфлаер

Кордовая учебная модель самолета.

Перед тем, как начать свое повествование, хочу поблагодарить двух замечательных людей, которые 35 лет назад открыли для меня такое интересное дело, как авиамоделизм. Которые дали мне знания, научили держать в руках инструмент, разбираться в материалах, работать на станках… Да много чему научили! Это Москаленко Вячеслав Иванович и Малышев Михаил Иванович, руководители авиамодельного кружка СЮТ г.Заволжья Городецкого района тогда еще Горьковской области. Спасибо им огромное!

Моему сыну 12 лет, у нас несколько радиоуправляемых моделей, и на некоторых из них он довольно неплохо летает. А с недавних пор я почувствовал, что у него стала появляться тяга что-нибудь мастерить своими руками, чему я весьма сильно обрадовался, ведь в «планшетную» эру занять пацана чем-либо отличным от возюкания пальцем по экрану достаточно сложно, а это занятие никак не способствует умению держать в руках инструмент и думать. Скорее наоборот…

Сделали простенький планерок из рейки, куска пеноплекса и потолочки. Полетел просто изумительно. Дальше парусный катамаран из все того же пеноплекса. Вышло симпатично, но уже не особо интересно. Что дальше? Пора заняться чем-то посерьезнее, чем пенопластовые поделки в стиле кружка “Умелые руки”!

Сначала задумали изготовление простенького радиоуправляемого самолетика. Но подобная модель, даже широко известная “Цессна из потолочки”, все-таки сложновата для пацана, который еще толком не держал в руках инструмента, кроме ножниц. Получилось бы, что модель пришлось ваять мне, а ему быть на подхвате. Так дело не пойдет… Нужно, чтобы он сам делал все по максимуму, чтобы в воздух поднимал творение своих рук.

Смотрите про коптеры:  Оригами «Робот»: как сделать его из бумаги с детьми? Схема модульного оригами. Простой вариант своими руками

И тут я вспомнил, как мы в авиамодельном кружке делали учебные кордовые самолеты с моторчиками МК-17 по чертежам из легендарного журнала “Моделист-Конструктор”. Они были очень просты, а лучше сказать, примитивны по конструкции, устойчиво летали и, самое главное, были практически неубиваемы. На моей памяти разбился только один – при посадке в траву угодил точно в кирпич. Отломился двигатель. Бывает…

Вот они, два первых достоинства подобных кордовых моделей – простота в изготовлении и живучесть. Даже пилотажные кордовые модели начального уровня гораздо проще в изготовлении в сравнении с учебными радиоуправляемыми. Разумеется, и среди кордовых есть сложнейшие аппараты, но давайте оставим их бывалым мастерам, а наш самолет будет делать совсем начинающий моделист. А еще, что очень важно в условиях города, для полетов “на корде” не требуется приличных размеров поле, достаточно небольшого пятачка. Да и финансовые затраты несопоставимы – там пульт, начинка модели, аккумуляторы, зарядник и т.д., а здесь – две стальные проволоки…

Итак, сначала набросал чертежик, выяснилось, что примерные размеры и конструкцию даже за 30 с лишним лет я не забыл (вот что значит простота!). На барахолке раздобыли два полуразобранных МК-17 из которых собрали рабочий мотор, благо одна поршневая пара оказалась в нормальном состоянии. Одновременно приступили к поиску материалов. Материалы благополучно нашлись среди местных гаражей в виде двух деревянных ящиков с толщиной дощечек примерно 8 и 4мм.. Древесина несколько потемнела от пережитых невзгод, но нас это не остановило:
Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер
Из толстой 8 мм. дощечки выпилили контуры фюзеляжа и отшлифовали ее поверхность с помощью дрели с шлифовальным кругом. Заодно “согнали” толщину к “хвосту” до 4 мм. Кстати, что это за древесина, я так и не разобрался. Чем-то напоминает березу, но с приятным красновато-коричневатым оттенком. Очень прочная, однако при обработке на краях любит скалываться. Стабилизатор и руль высоты изготовили из тонкой 4 мм. дощечки, также отшлифовали и придали нужный профиль рулю высоты. Здесь древесина уже другая, тоже не понял какая. Липу знаю, сосну знаю, ящики – не знаю… Крыло, киль и накладки под двигатель вырезали из 3мм фанеры. Планка на левом крыле, через которую проходят тяги, вырезана из куска 3мм пластика, в который на циакрин вклеены трубки (обрезки от стержня шариковой ручки). Тяги – проволока от сварочного автомата диаметром 0,7 мм., на тягу между качалкой и рулем высоты для жесткости надета углепластиковая трубка диаметром 3мм. Вместо трубки с не меньшим успехом можно было использовать обычную тонкую деревянную рейку (сечением что-то вроде 3х3мм), примотав ее к проволоке нитками на клею, но мы брали, что оказалось под рукой. Качалка – дюралюминий толщиной 2 мм., бак – из консервной банки из под тушенки, трубки для бака диаметром 2,5 мм., подвернулись на работе. Что там еще… Кабанчик в хозяйстве нашелся готовый, но его легко можно сделать из того же материала, что и качалку, шасси выгнуто из 3 мм проволоки. Итак, детали будущего самолета:
Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер
Топливный бак паяется оловом с использованием паяльной кислоты. На этом фото показаны две половинки бака, хорошо видно, как он устроен. Кстати, материал оказался не самый подходящий, бак приходится периодически промывать – из него лезет какая-то окалина:
Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер
Готовый бак:
Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер
Моделист “ваяет” качалку:
Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер

Смотрите про коптеры:  Обзор квадрокоптера PILOTAGE Shadow FPV | Квадрокоптеры и гексакоптеры | Обзоры | Клуб DNS

Заготовкам киля, стабилизатора и руля высоты придали необходимый профиль, просверлили отверстия диаметром 1 мм. для последующей навески руля высоты посредством тонкой лески. Затем в фюзеляже сделали прорезь под стабилизатор, вклеили его и киль на эпоксидку. При приклейке киля, чтобы повысить прочность соединения, в нем и в фюзеляже сделали пропилы и вставили короткие отрезки карбоновых реек сечением 3х1 мм (можно использовать фанеру, или текстолит, или …). Для лучшего натяжения корд киль своей задней частью должен “смотреть из круга”. Дальше снова на эпоксидку клеятся накладки на переднюю часть фюзеляжа и, после отверждения смолы, делается вырез под двигатель.

Наступил ответственный момент – поиск положения крыла для достижения нужной центровки. Установили на место двигатель с винтом, бак, скочем прилепили на место руль высоты. Двигая фюзеляж по заготовке крыла, нашли нужное место, сделали пропил под крыло и вклеили его на эпоксидку. В местах крепления качалки с обеих сторон заготовки крыла нужно приклеить фанерные накладки (можно на любой клей). Снова снимаем двигатель и все остальное.

Крыло можно обтянуть бумагой или пленкой, но мы решили немного изменить конструкцию – фанеру с обеих сторон оклеили потолочкой (клей “Титан”), получившемуся “бутерброду” придали профиль, покрыли двумя слоями разбавленного водой до консистенции сливок клея ПВА и оклеили бумагой для выпечки, которая очень похожа на кальку. Благодаря толщине и конструкции крыло получилось очень жестким. На левую консоль на эпоксидку вклеивается планка крыльевых тяг.

Теперь фото. На нижнюю поверхность крыла наклеена потолочка. В вырезы фанерной заготовки крыла вклеены “нервюры”:
Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер
Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер
Моторама:
Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер
Крепление киля:
Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер
Киль задней кромкой должен “смотреть из круга”:
Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер
Квадратная фанерная “шайба” в месте установки качалки, на нижней поверхности крыла такая же. Качалка ставится на винт М3:
Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер
Самолет после обтяжки крыла:
Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер
Затем деревянные части загрунтовали двумя слоями эмалита (наверное, уже не все знают, что так называется авиационный нитролак, можно использовать другой лак, устойчивый к компонентам топлива) и покрасили самолет акрилом из баллончиков. Крыло нужно было все-таки предварительно загрунтовать, краска на “кальке” держится очень плохо, бумажный скоч снимался вместе с краской, пришлось подмазывать. Далее монтируем управление, бак, двигатель и шасси, которое сделали специально подлиннее в расчете на очень грубые посадки и неподготовленные площадки. Проверяем центровку – попали идеально. Самолет готов:
Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер
Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — ПаркфлаерКордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер
Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер
Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер
Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер
Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер
Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер
Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер
Быстренько вырезали ручку из фанеры, прицепили корды (длину выбрали 13.5 м) и на площадку! Навыки и приемы запуска компрессионного двигателя вспомнились не сразу, но вот послышался знакомый из детства звук МК-17. Вы бы знали, с каким волнением спустя столько лет я снова взялся за ручку кордового самолета! Даже облет новой радиоуправляемой модели не давал столько эмоций! Поехали! Самолетик, несмотря на высокое шасси, устойчиво побежал по площадке и… Ура!!! Летит!!! Лети-и-ит!!!

Буквально первые пара-тройка кругов показали, что, несмотря на прошедшие годы, навыки управления кордовой моделью не растерялись, а самолет, безусловно, удался. Летит очень устойчиво, практически не реагирует на ветер, замечательно управляется – самое то, что надо для учебной модели! И сразу отметил еще одно существенное отличие от радиоуправляемых моделей: там чувствуешь возвратные пружины стиков передатчика, а здесь ощущаешь рукой сам самолет, как он чувствует себя в воздухе, что он живой, что он с тобой одно целое. Это замечательное и непередаваемое ощущение! И, главное, было очень приятно видеть радостное и счастливое лицо сына – творение его рук в воздухе!

Правда, мой вестибулярный аппарат все-таки отвык от подобного рода полетов и я достаточно быстро почувствовал головокружение. Нужно срочно передавать управление! Позвал сына в круг (все по команде, техника безопасности превыше всего!). Курсант пару кругов вместе со мной подержался за ручку и без каких-либо проблем полетел самостоятельно – самолет вел себя просто идеально! Но вот топливо закончилось и двигатель остановился. В этой ситуации проявляется, пожалуй, единственный недостаток этой модели – она практически не умеет планировать. Но этот недостаток (следствие высокой нагрузки на крыло) – расплата за остальные многочисленные достоинства: чрезвычайную легкость и быстроту изготовления, очень устойчивый полет, слабую восприимчивость к ветру и феноменальную живучесть. После остановки двигателя самолет нужно сажать мгновенно, пока не потерял скорость, иначе… Что при неопытности курсанта и произошло – хороший плюх с последующим переворотом. Но летное происшествие лишь подтвердило прочность конструкции. Быстренько заправили и вперед! Второй полет закончился аналогичной посадкой. Последствий никаких. В третьем полете сын взлетал уже сам. Тоже все получилось сразу, самолет вел себя идеально. К посадке курсант был уже морально готов и, несколько грубовато, но сел. Родился еще один “кордовый пилот”!

Небольшое видео о самолете:

Теперь о “косяках”. В первых полетах никак не удавалось вывести двигатель на максимальный режим – на земле все было отлично, но как только начинался разбег, мотор “скисал”. Переставили бак повыше и мотор “запел”, а самолет стал выполнять такое упражнение, как “полет под углом 45 градусов”. Разница в работе хорошо слышна на видео. Также случился еще один недостаток системы питания, причем я не понимаю, из-за чего это происходит: стоит не особо долго потрясти самолет, заводя мотор, как топлива в баке почти не остается – оно активно выливается из нижней, дренажной трубки. Надели на нее кусок силиконовой трубки, в которую после заправки вкручивается саморез – проблема решена.

Кстати, потолочка боится топлива! Поэтому нужно внимательно следить за повреждениями обшивки крыла и вовремя их заклеивать. Так что, если кто будет делать подобную модель, я не рекомендую повторять такую конструкцию крыла, не нужна там потолочка. Его лучше просто обтянуть пленкой или оклеить бумагой (бумагу потом нужно обязательно покрасить, чтобы она не пропиталась топливом!) – меньше проблем, летные данные не ухудшатся, да и конструкция еще больше упрощается.

Считаю, что это удачная модель, очень простая по конструкции, которую может сделать любой пацан из подручных материалов. При этом она неплохо летает и не боится падений, которые в обязательном порядке сопровождают эксплуатацию учебной модели. Подобный самолет отлично подходит для приобщения детей к моделизму – делается быстро, поэтому процесс изготовления не успевает надоесть и на ней стоит самый что ни на есть “настоящий” мотор, а не эти “жужжалки на батарейках”… Вот только МК-17 сейчас непросто найти… Но наверняка есть современная замена, я просто не искал. Мне хотелось, чтобы мотор был такой же, как тогда, уже очень давно…

P.S. Сын сначала без энтузиазма начал заниматься постройкой этого аппарата – типа, чего там интересного по кругу летать… Теперь приходится просить “порулить”! Видимо, чувство “живого” самолета его “зацепило” – собирается делать именно кордовую тренировочную пилотажку…

P.P.S. Какие хорошие винты делали раньше для МК-17! Да, именно те самые, зеленые! Они этому мотору в самую масть, и, что важно, очень гибкие – наш винт уже весь изодранный, но все никак не ломается. Но… В общем, у меня просьба: не подскажете хороший неродной винт для МК-17?

Всех тех, кто осилил всю эту писанину до конца, благодарю за терпение!

Ах да, пардон, чертежик позабыл, вот теперь, вроде, все:
Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер
Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер

Кордовый моделизм

Кордовый моделизм (прошлый век – считают некоторые)

Бой длится четыре минуты, на каждой модели прикреплена лента с ниткой (лента три метра, нитка два), надо как можно больше раз отрубить сопернику ленту и не дать ему это сделать, т.к. у соперника такая же задача.

http://smotri.com/video/view/?id=v1373248816#

                                      Кому интересно – продолжаем!

На соревнования берут 4-6-8-10 моделей

Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер

Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер

Немного о правилах, чтобы было понятней, расскажу своими словами;
Экипаж состоит из 2-х человек – пилот и механик, допускается помощник механика (Все должны иметь каску и быть застрахованы).Пилот готовит к соревнованиям модели, механик все остальное- в первую очередь двигатели, ну и весь стартовый чемодан (шутка) к стартовым ящикам многие относятся о-очень серьезно, инструмент достают в прямом смысле с закрытыми глазами, чем экономятся эти золотые секунды! 

Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер

Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер

Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер

Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер

На бой допускаются две модели с прикрепленными к ним тросами и ручками управления (любая замена в течении боя не допускается)
В центре поля круг для пилотов. Выходить или заступать за круг во время боя нельзя, в том числе и за этим смотрит судья в круге.

Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер

С наружи круг безопасности для механиков, входить тоже нельзя пока твоя модель в воздухе!

Перед боем необходимо пройти промер корд и проверки моделей и моторов.
Корды (от центра модели до центра ручки) должны быть 15.92 метра и выдерживать нагрузку не менее 15кг/с. Ручка управления должна иметь страховочную петлю (во время полета модели надета на руку пилота).

Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер

Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер

              Соревнования проходят по выбывающей системе (два поражения и ты свободен) 
Промер мы уже прошли, и нас вызывают на старт – выходим.
Пилот с ручками управления, механик все остальное – модели и стартовый ящик. Вышли – две минуты подготовительного времени, получить ленту заправить бак (кстати, баки на бою мягкие – соска в народе, заправляются специальными шприцами) и еще раз все проверить.

Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер

Далее дается команда – минута на запуск двигателя. И понеслась! Кто-то начинает судорожно молотить двигатель, кто-то выжидает 10 или 40 секунд, а потом заводит, еще раз проверяет режим мотора, ленту, и по команде 5- 4 – 3- 2- 1 старт!

Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер

Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер

 Взлет! Судья разводит модели и после одного, двух кругов и понеслось!

Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер

Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер

Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер

Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер

http://smotri.com/video/view/?id=v2625589a7f9#

http://smotri.com/video/view/?id=v262275967dc#

Модель пролетает 10 кругов, т.е. 1 км. от 17 до 22 сек.,

 http://smotri.com/video/view/?id=v10044909cbc#

 поэтому длинна корд 15.92м. (кому не лень пересчитайте в км/час.) Радиус разворота менее одного метра. К тому же спокойно стоять, почему то соперники не дают, постоянно бегают, не дают прицелится (кстати, модель в атаку пилот ведет чисто рукой сам смотрит на модель противника). А они заразы ложатся на спину (т.е. полет на спине) и летят в сантиметрах от земли, а то начинают по кругу бегать а ленту лучше рубить винтом и руки в этот момент должны быть рядом. За один отруб дается 100 очков, за секунду полета модели 1 очко. Если модель упала, то механик или помощник должен как можно быстрее вытащить модель за круг, отцепить ленту прицепить на второй самолет и опять в бой. Если корды запутались, пилот должен их распутать, только после этого механик может вынести модель.

Пример- пилот А и пилот В стартовали вместе, А сделал два отруба в течении 20 сек. И упал, больше не взлетел (механик не сработал). В итоге он получает два отруба по 100 и 20 полетного времени =220 очков. А В просто отлетал четыре минуты =240 очков. Выиграл пилот В.

Так что счет идет на секунды!

А после боя бывает и так!-

Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер

Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер

Кордовый моделизм (прошлый век - считают некоторые) — Паркфлаер

А к следующему бою надо все отремонтировать!
http://smotri.com/video/view/?id=v981575af24#

Между турами как правило,кто то что то показывает!-
http://smotri.com/video/view/?id=v982480aa7a#

Ну если Вам все еще интересно, тогда предлагаю посмотреть на глазами судьи в круге,
http://smotri.com/video/view/?id=v2625626272a#
камера на каске!

Дата на видео не выставлена, снимал на это-
Легкая HD Камера с разрешением 1280×720точек, 30ксек. 5MП CMOS

Предостережение кто не был знаком с данным классом и завтра вдруг увидел!- не надо пытатся подойти близко как это делал я!!!

Надеюсь коллеги простят меня, что я позаимствовал их фото!

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий