Коробка передач Робот что это такое- роботизированная КПП-Минусы

Коробка передач Робот что это такое- роботизированная КПП-Минусы Машинки

Замена масла в акп, вариаторе, «роботе». почему это нужно делать :: autonews

Большинство современных автоматических коробок передач производители считают необслуживаемыми, но в некоторых случаях замена масла все-таки требуется. А для коробок более старых автомобилей такая процедура прямо предусматривается регламентом технического обслуживания. Процедура замены масла в коробке сложнее, чем в двигателе, и зависит от типа агрегата.

Старые и новые: в чем разница

В автоматические коробки автомобилей прежних лет выпуска заливались, как правило, жидкости на минеральной основе, которые нужно было менять с периодичностью 30–45 тыс. км пробега. Современные коробки используют синтетические масла с большим ресурсом, поэтому сегодня производители либо предлагают менять масло гораздо реже, например раз в 60 или 120 тыс. км, либо вообще не предусматривают регламентную замену масла в АКП на протяжении всего срока службы автомобиля.

В общем случае можно считать, что при расчетном сроке эксплуатации около пяти-шести лет пробег автомобиля до капремонта составит не менее 150–200 тыс. километров. Во избежание затрат на больших пробегах специалисты все-таки рекомендуют периодически менять масло даже в «необслуживаемых» коробках, особенно с учетом того, что техническая возможность замены есть на всех таких агрегатах. Для современных коробок первые две замены рекомендуется делать раз в 60 тыс. км, а после 120 тыс. км пробега — уменьшить интервал до 30–40 тыс. километров.

Смотрите про коптеры:  Радиоуправляемые модели |интернет-магазин Драйв Хобби - купить игрушки с доставкой по России.

Зачем вообще менять масло

В любой коробке существуют пары трения, которые постепенно изнашиваются и загрязняют масло. Частички металла улавливаются специальными магнитными фильтрами в картере коробки передач, но со временем продукты износа забивают фильтры, масляные каналы и управляющие механизмы. Давление масла падает, работа коробки ухудшается, разрушаются механические части.


Фото: edu-content.com

Динамичная езда, движение в пробках, буксировка прицепа или езда по бездорожью нагружают коробку еще сильнее, что приводит к ускоренному износу. Смена масла в таких условиях позволяет очистить агрегат изнутри и продлить срок его службы, поэтому менять его при больших нагрузках требуется еще чаще. Наконец, крайне рекомендуется сменить масло при покупке подержанного автомобиля, так как неизвестно, в каких условиях и как он обслуживался раньше.

Полная и частичная замена: как правильно

Существует два метода замены масла в автоматических коробках. Первый — метод частичной замены, когда жидкость удаляется только из картера коробки через сливную пробку, но при этом от трети до половины старого масла остается в недрах агрегата. Это профилактическая мера, позволяющая лишь обновить жидкость, но даже при таком способе крайне рекомендуется снять поддон и очистить либо заменить магнитный фильтр. На машинах с большим пробегом рекомендуется повторить процедуру, чтобы увеличить в коробке долю свежей жидкости и убрать продукты износа, которые успеет вымыть новое масло.

Второй способ — полная замена с промывкой агрегата, которая делается на подъемнике с помощью специальной установки. Жидкость прогоняется через коробку под давлением при работающем двигателе. Такой способ дороже и требует от 10 до 20 л масла, зато почти гарантирует очистку коробки от продуктов износа.

Можно ли «убить» АКП новым маслом

Вероятность испортить коробку действительно существует, но речь идет о запущенных агрегатах с большим пробегом около 200 тыс. км, в которых давно не меняли масло. В таких коробках новое масло с хорошими моющими свойствами быстро вымывает всю грязь и продукты износа, но также быстро может перенести их в более узкое место и забить масляные каналы. Итог может оказаться плачевным.


Фото: Олег Лозовой / РБК

Еще одна проблема может быть связана с функцией адаптации «автоматов» к их состоянию. При износе узлов коробки электроника постепенно поднимает давление масла, а после промывки агрегата и смены жидкости давление в АКП может оказаться слишком высоким, что приводит к быстрому повреждению деталей. Именно поэтому после полной смены масла нужно обязательно провести сброс адаптации коробки, подключившись к блоку управления.

Надо ли менять масло в вариаторе

Устройство и принцип работы бесступенчатой коробки отличаются от классического гидромеханического автомата, но требования к качеству и чистоте масла у вариаторов даже выше. Масло в вариаторах также участвует в процессе передачи крутящего момента, а некоторые модели, как и «автоматы», оснащаются гидротрансформаторами. Грязное масло может забить продуктами износа элементы коробки, давление упадет, ремень без смазки быстро повредит шкивы и разрушится сам.

Производители рекомендуют замену жидкости во время регламентного обслуживания раз в 60–80 тыс. км, а профильные специалисты предлагают делать это в полтора-два раза чаще. Процедура чуть проще и не требует специального оборудования: нужно открутить сливную пробку, слить основную часть масла, потом открутить поддон картера коробки, слить остатки, почистить или заменить фильтры.

Что делать с роботизированной коробкой

Устройство «робота» еще проще. Коробки с одним сцеплением обслуживаются по регламенту механических, а вот у преселективных агрегатов с двумя сцеплениями могут быть свои нюансы. Так, «роботы» со сцеплениями в масляной ванне более требовательны к качеству масла, потому что жидкость не только обеспечивает смазку и охлаждение дисков, но и циркулирует в гидравлическом маслонасосе, который в «сухих» коробках заменен электрическим. Кроме того, продукты износа сцепления быстрее загрязняют масло.

«жестянка лиззи»

Знаменитый Ford Model T (1908 – 1927) – первый крупносерийный автомобиль, собираемый на конвейере. Он же стал и первым транспортным средством с небезуспешной попыткой автоматизировать переключение передач. На первый взгляд, в его кабине нет ничего непривычного – три педали и рычаг.

Ford Model Т - the first large-scale car
Первый в истории крупносерийный автомобиль Ford T имел некое подобие автоматизированной КПП. «Первый блин — комом», что не помешало ему разойтись по миру в количестве более 15 млн экземпляров

Рычаг имел три положения: крайнее заднее, тождественное «P» современных «автоматов», среднее – первая передача или задний ход («D» и «R» соответственно), и крайнее переднее, как нынешнее «D». Педаль сцепления также имела три положения: полностью нажата на первой передаче, наполовину при «нейтрали», полностью отпущена на второй.

Задний ход включался нажатием средней педали «в пол». Разумеется – всё это при соответствующих положениях рычага. Педаль тормоза была правой с таким же функционалом, как у современных авто. Обороты мотора шофёр изменял ручкой сектора газа, находящейся на рулевом колесе.

Excerpt from Ford T Owner's Manual - Driving
Фрагмент руководства по эксплуатации Ford T — управление автомобилем. Хоть всё и на английском языке, но «понятно без слов»

Положительный эффект в том, что перемещение рычага и нажатия педалей требовали, по тогдашним меркам, минимальных усилий. По задумке Генри Форда, «Модель Т» должна быть доступной для управления любой домохозяйкой. Но «женским» этот автомобиль не стал – процесс переключения оказался слишком головоломным. Причём настолько, что в некоторых штатах Америки для езды на Ford T требовались водительские права особой категории.

К 20-м годам уже сформировался привычный нам алгоритм управления автомобилем. Поэтому схема Форда Т так и осталась в истории техническим курьёзом, не получившим развития.

Емеля — интеллектуальный робот-помощник или просто игрушка? ( видео)

Новый робо-девайс, который попал в руки нашей редакции для тестирования и обзора, теперь из разряда домашних робо-помощников для детей и их родителей. Знакомьтесь — это робот Емеля, который относится к семейству Пуддингов, прилетевших на Землю из космоса для изучения нашей планеты.

Разработчики робота и их представители в России позиционируют Емелю как первого интеллектуального робота для детей:

«Емеля — это не просто игрушка, а настоящий друг для ваших детей. Емеля обладает искусственным интеллектом. Он умеет общаться, знает ответы на самые разные вопросы, поёт песенки, рассказывает стишки и интересные истории. Подскажет, когда пора ложиться спать или делать домашнее задание».

В задачи нашего обзора входило тестирование всех обозначенных производителем функций робота и выяснение их соответствия заявленным характеристикам.

Итак, что мы тестировали:

  • как робот общается и понимает речь (распознавание речи);
  • функция обучения (игры, ответы на вопросы и т. д.);
  • функция напоминания;
  • родительский контроль (фото и видео, передача сообщений);
  • сказки, песенки, загадки и другие развлечения.

Мы тестировали робота в редакции, а также отдавали для более реального испытания в семью с детьми. Забегая вперед, скажем, что Емеля далеко не со всем справился так хорошо, как написано в его описании.

Коробка передач Робот что это такое- роботизированная КПП-Минусы

Начнем с инструкции — нам она показалась очень маленькой и неполно описывающей все функции робота. Если это действительно не робо-игрушка, а интеллектуальный помощник, должно быть гораздо больше конкретной информации о том, что и как умеет делать робот, каким образом эти функции можно подключить и отключить, что делать в случае, если робот не реагирует и т. д.

Работа с роботом начинается с копирования QR-кода на его тыльной стороне на смартфон для скачивания мобильного приложения и первичной настройки доcтупа в WiFi. Для работы робота телефон как таковой не нужен — Емеле необходимо только подключение к сети WiFi, где он берет информацию. Однако использование телефона позволяет расширить функции робота и включить в них возможность наблюдения за ребенком, когда вы находитесь не рядом с ним, контроля за домом, запуска и остановки песен, сказок, передачи сообщений.

1. Распознавание речи. В редакции вопросов и проблем с распознаванием речи практически не было — за редким исключением Емеля все понимал и редко отвечал невпопад. Если он что-то не расслышал, то так и говорил об этом.

Однако на тестировании в семье Емеля с распознаванием детской речи справился плохо. Понятно, что речь детей в возрасте до 4-5 лет весьма сложно распознать даже взрослым людям, и разработчики прямо указали на своем сайте :

«Рекомендованный возраст ребенка для полноценного распознавания речи Емелей 5 лет и старше». Однако в семье, где с Емелей общался ребенок 5,5 лет, робот в большинстве случаев игнорировал реплики ребенка, отвечал невпопад или говорил, что у него что-то с микрофоном. Более-менее плодотворно роботу и ребенку удалось пообщаться только один раз.

Возможно и роботу, и ребенку нужно время, чтобы привыкнуть друг к другу, научиться понимать, и со временем их общение может стать полноценным, но на первоначальном этапе взаимодействовать и понимать друг друга им очень сложно.

2. Учимся и играем. Как пишет разработчик, алгоритмы, заложенные в играх, призваны научить вашего ребенка математике, географии и литературе. Задавая вопросы и получая на них ответы, малыш учится, познаёт мир. Обширная база знаний содержит данные по многим темам.

Наши эксперименты с Емелей показали, что база знаний у него действительно широкая и разнообразная — он отвечает на вопросы, приводит примеры, объясняет, если требуется уточнение. Предлагает несколько обучающих игр — математика, география, календарь и другие — и дает задания в виде вопросов, на которые нужно ответить. Задания разные, в целом обучение в таком формате будет интересно ребенку. Начальный уровень рассчитан на детей 5-7 лет, потом уровни усложняются.

Но есть большой минус — Емеля очень часто ошибается в ударениях — примерно в каждом 10 слове! Кроме того, в речи Емели почти отсутствует интонация и часто невозможно понять — он задал вопрос или сказал что-то утвердительное. Если робот позиционируется как учитель, с которым ребенок будет познавать мир, к такому «педагогу» очень много вопросов по поводу его компетентности — да, ребенок многое узнает, но запомнит слова с неправильными ударениями, и его потом будет крайне трудно переучить и объяснить, что робот был не прав.

3. Функция напоминания. Проверили, работает отлично — робот напоминает о том, что нужно сделать в четко указанное время, причем активировать эту функцию, как и многие другие, можно как устно, так и через приложение на смартфоне. Один недостаток — пока робот не напомнит о том, о чем его просили, 5-6 раз он не успокоится, даже если ему говорить «Хватит», «Стоп», «Я все сделал» и т. д. Это не единственный пример, когда Емелю не остановить, но об этом позже.

4. Родительский контроль и обзор жилища. Что касается этой функции, то здесь все соответствует описанию разработчиков: «Прямая видеосвязь с устройством доступна из любой точки. Вы можете попросить ребёнка сделать домашнее задание голосом робота или записать своё аудиосообщение. Режим охраны дома сделает фотографии любого движения и отправит фотографии прямо на ваш телефон». Условие только одно — подключение к сети WiFi.

Мы пробовали отправлять напоминания сделать что-то, включить песню или сказку, просто отправляли сообщения, которые робот озвучивал — все работает без проблем. Фото в режиме охраны также проверили на котейке дома у одной из сотрудниц — кошка очень заинтересовалась новым объектом и пыталась с ним поиграть, а Емеля делал и отправлял хозяйке фото шалунишки. Посетовали все на то, что камера может двигаться только в горизонтальном направлении — очень не хватает вертикального.

Коробка передач Робот что это такое- роботизированная КПП-МинусыКоробка передач Робот что это такое- роботизированная КПП-МинусыКоробка передач Робот что это такое- роботизированная КПП-Минусы

5. Развлечения: сказки, песенки, загадки. Емеля с готовностью предлагает поиграть в загадки, причем он может их не только загадывать, но и пытаться отгадывать то, что ему предлагают взрослые или дети. Выбор песенок пока невелик, но те, что есть сейчас, выбраны с учетом востребованности у детской аудитории: это в основном песни из мультсериалов про Смешариков и Машу и медведя. Выбор сказок более разнообразен: в основном это русские-народные сказки, сказки о животных, сказки народов мира. Рассказываются они не голосом робота, а дикторами с хорошо поставленными голосами, речью и интонацией. Большие сказки разбиты на части — можно прослушать одну часть и остановить сказку или продолжить ее слушать. Но пока текущая часть не закончится остановить ее нельзя — по крайней мере, у нас это сделать не получилось ни голосом, ни через мобильное приложение, когда сказка запускалась через телефон. «Похлопывания по голове», как указано в инструкции, также не помогли. Тоже самое касается и песен. И это, на наш взгляд, большой минус.

В целом Емеля оставил приятное впечатление, но никто из участвовавших в тестировании сотрудников (включая участников домашних тестов) не стал бы называть его полноценным интеллектуальным роботом-помощником — скорее это усовершенствованная радио-няня. Общее мнение, с которым в целом согласились все, выразил участник домашних тестов на видео:

Подведем итоги:

1 Емеля прекрасно рассказывает сказки, поет песни, загадывает загадки, причем выбор также очень неплох (разве что песен пока маловато).
1- Но остановить Емелю посередине песни или сказки вы не сможете — придется ждать, когда закончится.

2 Отлично справляется с напоминаниями, которые ему оставляют устно или с телефона.
2- Тоже, что в первом — пока Емеля не напомнит о том, что надо сделать, 5-6 раз, вы его не остановите.

3 Робот предлагает разные развивающие игры для детей, причем с повышением уровня сложности, дает не однотипные задания, а довольно разнообразные.
3- Емеля очень часто ошибается в ударениях, а также общается без интонации, что затрудняет его понимание.

4 Может распознавать голос взрослого, отвечать и задавать вопросы, вести диалог, рассказывать интересную информацию по разным темам.
4- Детскую речь Емеля распознает плохо, даже при учете рекомендации разработчиков, что полноценное распознавание возможно при общении с ребенком от 5 лет (в нашем домашнем эксперименте участвовал ребенок 5,5 лет). Пока что эта функция реализована хуже остальных и больше всего расходится с описанием.

5 Может работать видео-няней и показывать, что делает ребенок, когда вас нет рядом, а также выполнять функцию робота-охранника — следить за помещением и отправлять вам видео или фото, если возникает подозрительное движение.
5- Минус один, но устранить его будет непросто — поворот камеры только в горизонтальной плоскости. Сотрудники редакции, далекие от робототехники, уже размечтались о том, как было бы хорошо, если бы у Емели были колеса и он мог кататься из комнаты в комнату, но люди в теме очень хорошо представляют себе, чего будет стоить разработка такого робота, а потом и сам робот)

Коробка передач Робот что это такое- роботизированная КПП-Минусы

Емеля, наверное, в самом деле может стать другом для вашего ребенка, а не просто очередной игрушкой, однако не стоит сильно преувеличивать его возможности и ожидать очень многого. По крайней мере сегодня.

Благодарим сайт roobo.su за предоставление робота для тестирования.

Коробка автомат робот снова в игре

90-е годы в истории автомобильных роботов были «затишьем перед бурей». Вероятно, поэтому на пустом небосклоне особенно ярко блистали в 1992-м Ferrari Mоndial T с полуавтоматом Valeo, через 5 лет её сестра F355, имевшая не только 6-ступенчатый робот, но и подрулевые клавиши переключения передач.

Steering wheel with keys for gearbox control Ferrari F355 F1
Руль с клавишами управления КПП Ferrari F355 F1. Не было здесь и привычной для «механики» ручки

«Скандинавский гость» SAAB 900 NG, в том же году показал миру свой Sensonic. Правда, упоминаем мы об этой АКП лишь из уважения к славной, но недавно покинувшей бренный мир знаменитой шведской марке, так как «Сенсоником» на самом деле была обычная механическая коробка передач с полностью электронноуправляемой муфтой сцепления (педали не было).

Идея благая, но решённая нордически неторопливо – автомобиль опасно откатывался при старте на склонах, выжимал сцепление нелогично и неравномерно, а количество случайных срабатываний могло раскалить добела самый невозмутимый характер. Через полтора года от этой АКП отказались.

Cockpit Alfa Romeo 156 Selespeed 1st, 5-stage generation
Кокпит Alfa Romeo 156 ’99 с РКПП Selespeed первой, 5-ступенчатой генерации. Обратите внимание на характерные приливы, прозванные «глазами лягушки», с кнопками «-» и « ». У 2-й генерации их заменят клавиши Ferrari

И настал 1999 год, когда блистательная Alfa Romeo презентовала свою ярко-красную «156», под капотом которой была коробка робот – 5-ступенчатый Selespeed. При её разработке Magneti Marelli – компания-поставщик компонентов для Ferrari и Группы FIAT, использовала весь конструкторский потенциал идентичных трансмиссий у F355 и гоночной версии предшественницы «AR 155 GTA», разгромившей всех на трассах кубка DTM.

Эта РКПП стала первым «гражданским» роботом с электронно-гидравлическим управлением. Разумеется, сначала не всё работало гладко, но к рестайлингу 2002 года все «болячки вылечили», и «сто-пятьдесят-шестая» в полной мере доказала, что не зря ей дали прозвище «маленькая Феррари», а ещё через год Selespeed стал 6-ступенчатым.

Opel Corsa C 1.2 ECO Easytronic
Opel Corsa C 1.2 ECO Easytronic — автомобиль, взбудораживший интерес к однодисковым «роботам», и их же «похоронивший»

Однако, настоящую революцию (кто бы и как с этим ни спорил, но это – так) в роботизации массового автомобиля совершил Opel, выпустив в 2000 году новую Corsa C, оснащённую совместно с движком 1.2 первым электросервоприводным 5-ступенчатым роботом Easytronic.

Новинка ошеломила весь мир. Триумф совместной разработки трансмиссионщиков General Motors и ZF был очевиден – впервые в истории опциональная цена «двух педалей» стала сравнима со стоимостью недорогой магнитолы. На волне успеха «Изитроники» получили другие модели Опеля – Tigra, Meriva, Astra, Vectra, Signum и Zafira, вплоть до моторов 1.

8 Ecotec 140 л.с. За похвальбой и победными рапортами мало кто обратил внимание на врождённые недостатки Easytronic, которые через некоторое время аукнутся негативом в адреса многих автопроизводителей. «Работа над ошибками» будет малоэффективной, и в конце концов приведёт роботы с одним сцеплением к славе ярко вспыхнувшей, но быстро потухшей звезды.

Robotic transmission Easytronic
Вот он — первый крупносерийный «робот» Easytronic, начавший историю РКПП, но заработавший дурную славу

Коробка робот и автомат: плюсы, минусы. за кем будущее?

Эпилог этой статьи был бы другим, эпитафией недавно «вымершим» роботам с одним сцеплением — если бы не появление в 2008 году уникальной коробки перемены передач AMG SpeedShift MCT на спортивном Mercedes Benz SL63 AMG. Конструкция развивалась, и через 3 года её модернизированный вариант «состоял на вооружении» сумасшедше быстрых и мощных AMG C63 и E63.

Характеристики MCT – ввергали в шок тогда и потрясают на нынешних ЭйЭмДжи сегодня! Скорость переключений – до 0.2-0.1с. При этом интенсивность толчков, зафиксированная приборами – на уровне минимального человеческого восприятия, то есть совсем незаметно. Что же это за робот?

AMG SpeedShift 7G MCT gearbox and its multi-plate clutch
Роботизированная коробка передач AMG SpeedShift 7G MCT и её муфта многодискового сцепления

Эта уникальная конструкция, на удивление – проста. Она состоит из: планетарной механической части, заимствованной у «автомата» MB 7G-Tronic, многодисковой фрикционной муфты сцепления, подобной тем, что используются на усиленных легковых «механиках», и электронно-гидравлической АСУ, как у роботов.

Фишка сцепления в том, что его диски имеют функцию последовательного смыкания/размыкания. То есть, диски входят в контакт не «сразу все», а попарно-очерёдно: сначала первая пара, затем вторая, и так далее. Есть возможность зажать их и «оптом». Функцией управляет относительно несложный механизм. Муфта сцепления, разумеется – «мокрого» типа, в масляной ванне (трение от 510 разгорячённых «коней» надо чем-то остужать).

В картере планетарной КПП – трансмиссионное масло, а не ATF.

Количество преимуществ зашкаливает:

  • Минимальное значение вращающихся масс, а значит и инерционных потерь;
  • Полное отсутствие насосных потерь, характерных для гидромеханических «автоматов»;
  • Рекордная скорость перехода со ступени на ступень в любом направлении;
  • На 18% сниженная масса, чем у родственного «автомата» 7G-Tronic;
  • Самый широкий диапазон пользовательских функций: «С» (Controlled Efficiency), «S» (Sport), «S » (Super Sport), «M» (Manual) и «Race Start» («гоночный старт»).

Минус – только один, но веский:

  • Гигантская себестоимость из-за мелкосерийного производства и авангардной инновационности.

Бесспорно, что такую конструкцию не зря смог себе позволить только Daimler Benz – эта марка находится во главе элиты. Однако не будем забывать, что и «Айфоны» когда-то были атрибутом богатства и престижа, а нынче ими смело орудуют даже школьники, да и Android-смартфоны не были б столь популярны, если б не успех «надкушенного яблока».

AMG SpeedShift 9G MCT gearbox
Коробка передач AMG SpeedShift 9G MCT — сверхкомпактно, сверхбыстро и сверхэффективно

Прогресс несётся вперёд семимильными шагами. И, если технически помечтать, то робот AMG SpeedShift MCT, или масштабированный аналог, обязаны стать массовым хотя бы потому, что обладают огромным количеством наиболее востребованных в сегодняшнем мире преимуществ. По нашему мнению – конструкция этого робота наиболее перспективна для ближайшего проникновения под капоты массовых авто.

Может это будет не так. Совсем не так. Но оно – обязательно будет! И каждый представляет это себе по-своему. А Вы?

Наука, образование : физика : робот asimo : мичио каку : читать онлайн

Исследователи ИИ часто называют робота по имени ASIMO (Advanced Step in Innovative Mobility) японской фирмы Honda в качестве примера революционных достижений робототехники. Этот робот высотой 130 см весит 53 кг и напоминает мальчика в шлеме с затемненным стеклом и с рюкзаком за плечами. Возможности ASIMO действительно впечатляют: он может реалистично ходить, бегать, подниматься по лестнице и разговаривать. Он может бродить по комнатам, собирать чашки и подносы, отзываться на простые команды и даже узнавать некоторые лица. Он владеет обширным словарем и говорит на нескольких языках. ASIMO — результат двадцати лет интенсивных исследований десятков ученых фирмы Honda и, безусловно, чудо инженерной мысли.

Мне дважды выпала честь лично пообщаться с ASIMO на конференциях как ведущему научной передачи канала ВВС/ Discovery. Когда я пожимал ему руку, робот отзывался на пожатие совершенно по-человечески. Когда я помахал ему на прощание, он тоже помахал мне в ответ. А когда я попросил его принести мне соку, ASIMO повернулся и направился к стойке с напитками, причем движения его были настолько человеческими, что возникало жутковатое ощущение. В самом деле, ASIMO настолько похож на человека внешне, что во время разговора с ним я подсознательно ожидал, что вот сейчас робот снимет шлем и внутри окажется настоящий живой мальчишка. Должен признаться, танцует он лучше меня.

На первый взгляд кажется, что ASIMO умен, способен реагировать на команды человека, может поддерживать разговор и ходить по комнате. На самом деле все немного не так. Когда я общался с ASIMO перед телекамерой, каждое движение, каждую мелочь приходилось тщательно планировать. Чтобы записать простой пятиминутный сюжет с роботом, нам потребовалось около трех часов. И после каждой сцены целая команда программистов принималась бешено стучать на своих лэптопах, меняя что-то в его программе. Да, ASIMO может разговаривать с вами на нескольких языках, но на самом деле все это заранее записанные кусочки звукозаписи. Робот просто следует программе и повторяет, как попугай, то, что подготовлено человеком. Хотя с каждым годом поведение ASIMO становится все более сложным, робот пока совершенно не способен самостоятельно мыслить. Каждое его слово, каждый жест, каждый шаг должны быть тщательно отрепетированы и запрограммированы.

После съемок у меня состоялся достаточно откровенный разговор с одним из изобретателей ASIMO, и он признал, что робот, несмотря на поразительно человекоподобные движения и действия, обладает разумом в лучшем случае насекомого. Большую часть его движений необходимо тщательно программировать заранее. Он умеет ходить почти по-человечески, но его маршрут необходимо тщательно планировать, иначе робот будет натыкаться на мебель и другие предметы — ведь он не может по-настоящему распознавать объекты.

Так что даже обычный таракан во многом превосходит нашего робота. Он умеет распознавать объекты, огибать препятствия, искать пищу и партнеров, избегать хищников, планировать сложные пути отхода, прятаться в тенях и исчезать в трещинах — и все в течение нескольких секунд.

Исследователь ИИ Томас Дин (Thomas Dean) из Университета Брауна признал, что неуклюжие роботы, которых он строит, находятся сейчас «ровно на той стадии, что могут пройти по залу и не снести по пути половину штукатурки со стен».

Позже мы увидим, что самые мощные наши компьютеры едва-едва могут имитировать работу нейронов мыши, и то лишь на несколько секунд. Потребуется немало десятилетий тяжкой работы, прежде чем роботы по интеллекту сравняются с мышью, кроликом, собакой или кошкой и лишь затем с обезьяной.

Особенности кпп робота с гидравлическими приводами

Чаще всего такие КПП изначально создаются роботизированными, и лишь потом, или параллельно, их превращают в «механику». Например: Selespeed у Alfa Romeo и EGS6/ETG6 у PSA Peugeot Citroen.

Нужно сразу сказать, что электронно-гидравлические роботы лишены большей части недостатков электроприводных «братьев».

 Appearance of the electronic-hydraulic "robot" PSA EGS6
Общий вид «робота» PSA EGS6 с электронно-гидравлической АСУ (автоматической системой управления)

Принцип работы – как у ABS (антиблокировочная система тормозов) или ESP (система стабилизации движения). Есть ресивер (небольшой баллон), в котором электронасос постоянно поддерживает давление рабочей жидкости (по свойствам — нечто среднее между тормозной и ATF) на необходимом уровне.

Ресивер связан с многоканальным дистрибьютером – распределителем давления. Он управляется быстродействующим компьютером с мощным ПО, анализирующим десятки параметров несколько сотен раз в секунду, и взаимодействующим с ECU двигателя транспортного средства.

Electronic-hydraulic control system "robot" EGS6
Фрагмент электронно-гидравлической АСУ EGS6. Справа вверху чёрный цилиндр — ресивер давления рабочей жидкости, часть серебристого цилиндра в центре — насос, белая ёмкость внизу — бачок рабочей жидкости, слева внизу — гидроклапанный и компьютерный блоки

Главные плюсы электронно-гидравлического привода:

  • Возможность одновременного совмещения нескольких процессов для реализации высокопрофессиональных приёмов переключения передач, например: «с неполным выжимом сцепления», «с двойным выжимом», и т.п.;
  • Допустимость переключения «через ступень», на 2-3 передачи «вниз» или «вверх», что недоступно DCT/DSG (иначе их просто заклинит) и чем обладают только лучшие гидромеханические «автоматы»;
  • Высокое быстродействие: гидропривод может переместить шток исполнительного устройства практически мгновенно;
  • Передача больших усилий в любую точку автомобиля;
  • Эффект самосмазывания исполнительного механизма – он оказывается более надёжным и стойким к коррозии благодаря защитным свойствам рабочей жидкости;
  • Минимальное количество узлов и деталей, подверженных износу;
  • Относительно небольшая масса и высокая компактность АСУ (лучшие показатели только у «механики»).

Однако есть и минусы. Хорошо, что их немного:

  • Больший, чем у электросервоприводных РКПП объём регламентных работ. Например: необходимость регулярной смены рабочей жидкости;
  • Себестоимость и цена, превосходящая электророботы, хоть и меньшая, чем у роботов с 2 сцеплениями и гидромеханических АКПП.

Особенности ркпп с электросервоприводами

В подавляющем большинстве случаев электромоторы вращают винтовые или червячные валы, которые в свою очередь перемещают зубчатые сектора и/или винтовые рейки.

Логика работы – последовательная, как у ученика автошколы: сцепление нажал > переключил передачу > сцепление отпустил. Единственное, что может изменяться – скорость процесса. При неспешной езде – плавно и медленно, при агрессивной – просто медленно.

Electric servo drive of ZF clutch release "robot" AMT from Lada
Электрический сервопривод выжима сцепления ZF «робота» АМТ от Lada Vesta. Пример того, как уже отработанную до совершенства на PSA и Opel конструкцию можно … испортить. Не даром говорят: — «заколдованное место»

«Ахиллесова пята» электроприводной АСУ – низкое быстродействие и высокая инертность. Актуатор сцепления и остальные — медлительны. Ладно, если бы это доставляло только дискомфорт «любителям побыстрее». Хуже, что при быстрой езде с частым изменением скорости и постоянными переключениями, тем более при движении в городских пробках – этот недостаток приводит к частым перегревам сцепления, повышенному износу фрикционных дисков и преждевременной их замене.

Проблему можно решить установкой более мощных и сверхбыстродействующих электромоторов, высокоскоростных редукторов, поверхности трения в которых имели бы противоизносные покрытия. Но это приведёт к огромным энергозатратам при работе таких актуаторов.

Их электромоторы в десятки раз дороже применяемых обычно. Представьте себе, если кулису выбора передач в роботизированной КПП городской малолитражки будет перемещать рулевая машинка элерона современного сверхзвукового истребителя? В сотни раз увеличится себестоимость таких сервоприводов – ведь у робота их 3-4.

Придётся добавить и чудовищное по своей сложности и цене адаптивное ПО, сравнимое по интеллекту с человеческим. Из всего видно, что «игра не стоит свеч». Хороший робот станет дороже иных гидромеханических АКПП, которые всё это делают мастерски, за меньшую цену и более надёжно.

Из менее существенных, но донимающих негативом недостатков:

  • Почти повсеместное изготовление деталей актуаторов из нежных пластмасс. Пиковые нагрузки эти материалы «не держат». Отмечены факты среза зубьев секторов и валов у: робот Форд, Изитроник, но «чемпионом» здесь — робот Лады Весты.
  • Дешёвая и быстровысыхающая консистентная смазка винтовых/червячных механизмов. Фордовский Шифт в своё время в этом негативно отличился, но остальные тоже – не подарки. И снова, будто в оскорбление работавшим над этой конструкцией немецким ZF, в «отстое» Лада Веста Робот. Были случаи, когда в отказывающихся нормально работать актуаторах отечественного авто, даром красивого, смазки не обнаруживалось вообще от слова совсем.
  • Отсутствие (преступное – если чётко следовать буквам российских законов) в техрегламенте упоминаний о периодичности смазки исполнительных механизмов. Владельцы логично понимали, что «солидол» там «вечный». Советчики от «официалов» уверяли в этом. Все басни и игры разума трагически заканчивались одним и недешёвым – ремонт актуатора.

После второй мировой войны

Первый прообраз АКП робот с 1 сцеплением появился на заокеанском Hudson Commodore, когда в Европе вовсю шли боевые действия – в 1942 году, и назывался он Drive-Master.

Hudson Commodore 1942 Drive-Master
Hudson Commodore ‘1942 с коробкой передач Drive-Master

Переключения передач и выжим сцепления производились пневматикой. Причём, водитель мог выбрать три режима: полностью ручной, полуавтоматический (ручное переключение с автоматическим выжимом сцепления), и полностью автоматический. Система оказалась недостаточно надёжной, а её быстродействие оставляло желать лучшего, поэтому к 1947 году «Драйв-Мастер» исчез из прайс-листов.

This beautiful chrome badge was characteristic of the Peugeot 403, equipped with a Jaeger electromagnetic clutch
Такая красивая хромированная эмблема отличала Peugeot 403 с электромагнитным сцеплением Jaeger

В 1956-1958 годах электромеханическое сцепление в качестве опции предложили покупателям на своих топовых моделях Renault, Panhard (муфта Ferlec) и Peugeot (муфта Jaeger). Peugeot 403 со «сцеплением системы Jaeger» имела наибольший успех. Но уже было ясно, что будущее за гидромеханическими АКПП, производство которых в Европе освоили ZF и Borg&

Warner, поэтому интерес к «частичной автоматизации» механических коробок у Panhard и Peugeot быстро угас. В 1963 на модели «404» появился «автомат» 3HP12 и вплоть до 2002 г на Пежо и всех моделях концерна PSA применялись исключительно гидромеханические КПП.

Automatic electromagnetic Jaeger gearbox had all the attributes of modern "robots"
Автоматическая электромагнитная КПП Jaeger на Renault Dophine имела все атрибуты современных «роботов» — две педали и селектор, как у АКПП

Однако в Renault проявили упорство, и заказали Jaeger единую систему электромагнитного переключения передач и сцепления, начав устанавливать такую АКП с 1963 года. Водитель управлял режимами с помощью кнопочного селектора, похожего на американские Chrysler, De Soto и Packard. Фактически про АКП Jaeger можно сказать, что это первая, ещё примитивная, роботизированная коробка передач.

Интересная конструкция под названием Sportomatic появилась в 1967 году на Porsche 911. Как известно, компоновка у «девятьсот-одиннадцатой» весьма своеобразна – заднемоторная. Поэтому оснастить её «автоматом», чего настоятельно требовал рынок США, не представлялось возможным – таковых просто не производили.

Поэтому стандартную 4-ступенчатую «механику» этой модели дополнили гидротрансформатором, пневматической системой с электроклапаном и микропереключателем на ручке КПП. Водитель самостоятельно переключал передачи, но не пользуясь педалью сцепления, которая отсутствовала.

После перемещения рычага рукой на несколько миллиметров, срабатывал пневмоклапан, размыкая диски муфты, водитель переключал передачу, после чего всё смыкалось обратно, а гидротрансформатор отвечал за подъём крутящего момента и плавность происходящего процесса.

Porsche Sportomatic gearbox arrangement
Устройство коробки передач Porsche Sportomatic спортивной Порше 911 для американского рынка

На следующий год идентичную конструкцию под названием Automatic Stickshift показал Volkswagen, пристроив их моделям Käfer (Beetle) и Karmann Ghia для американского рынка. Отличия в том, что здесь коробка передач была 3-ступенчатой, примитивной в сравнении с Porsche, при той же заднемоторной компоновке авто. Поэтому публика приняла Стикшифт неоднозначно, и в 1974 г, вместе с «Жуком», его убрали из производственной гаммы.

Роботизированная коробка передач: автогоночная и спортивная

В автомобильных гонках, особенно королевских классов, как и в мире спортивных суперкаров – совершенно другая система ценностей, нежели та, к которой мы привыкли!

В самом деле, если цена одного сверхмощного, гиперуправляемого и мегакрасивого болида равна 24 миллионам, а другого, не менее совершенного и божественного, в районе 26 миллионов – для их покупателей эти цифры особой роли не играют. Но для большинства наших автолюбителей сумма в 2 миллиона – гигантская, трудноподъёмная и тяжело зарабатываемая, сравнимая с ценой неплохой новой машины.

FIA WEC '21: Corvette C8R vs Porsche 911 RSR vs Ferrari 488 GTE - all with single-clutch racing robots
FIA WEC ’21: Corvette C8R vs Porsche 911 RSR vs Ferrari 488 GTE — все с секвентальными КПП с одним сцеплением

Деньги здесь – не главное. Но, если какая-то инновация позволяет разогнаться с места до 200 км/ч (двести!), вместо 6.1 с – за 5.8 с, этой новинке в автогоночных конструкторских бюро всегда будет «включён зелёный свет». Например: руль (просто руль!), многокнопочный и с дисплеем, отнюдь не чемпионского болида современной Формулы 1 имеет себестоимость в районе 40-50 тысяч долларов страны, где находится Брайтон-Бич! Как вы понимаете, в конструкции гоночных болидов на остальном – точно не экономят.

 The steering wheel of one of the modern Formula 1 cars
Руль одного из болидов современной Формулы 1

Роботы сцепления умирают, но не сдаются

Не желая быть в отстающих, к разработкам срочно приступили все ведущие автоконцерны. «Как грибы после дождя» АМТ появились у Ford, PSA Peugeot Citroen, Toyota (Aisin), Honda, Mitsubishi, Mazda и FIAT. Лишь VAG оставался верным своему техническому волюнтаризму, и высокопарно поднявшись над фраерами, создал ещё более кошмарный DSG – робот с двумя сцеплениями. Но об этом мы расскажем чуть погодя, в статье-продолжении этой.

Чем более увеличивался пробег автомобилей с РКПП – тем больше копилось негативных отзывов об этой трансмиссии. В конце концов количество жалоб превысило критическую массу, и, дабы не погубить свой имидж под лавиной водительского гнева, автопроизводители один за другим начали отказываться от автоматизированных коробок передач.

Кто-то успел «спрыгнуть» почти без последствий, кому-то припоминают свои несчастия до сих пор (по прошествии уже более 10 лет). Но есть и такие, кто вышел из трясины проблем, оставаясь в деле «до последнего», и при этом «сохранив лицо». В их числе – PSA Peugeot Citroen (ныне – Группа Stellantis).

 First PSA Peugeot Citroen Group model with robotic gearbox
Peugeot 1007 — первая модель PSA Peugeot Citroen с роботизированной коробкой передач «2-Tronic». Лучше, чем Easytronic, но не идеально

В Сошо разумно решили запустить свою новинку, робот «2-Tronic» (у Citroen – Sensodrive), в 2002 г. на микровэне Peugeot 1007, который был слишком авангардным, чтобы стать массовым, но вполне способным для всестороннего испытания новинки. Позитив первых отзывов сделал возможным распространить «Ту-троник» на 207-ю модель и соплатформенные Ситроены.

Как и предполагалось, «1007» не смог долго прожить на конвейере, но опыт его эксплуатации дал обильную пищу для последующего совершенствования РКПП от PSA. В будущем электросервоприводные 2-Tronic получали лишь «маленькие» Пежо и Ситроены, либо всесторонне испытанные.

Есть мнение, что основа АМТ у «львов» и «ёлок», механическая КПП семейства МА, изначально была более надёжной и подготовленной для автоматизации, поэтому и проблем было меньше, чем у Easytronic всех Опелей. Сейчас это не важно (все марки одного концерна).

Важно, что, например: вариант Пежо 207 1.4 8v 75 л.с. с роботом после множества жалоб и нескольких модернизаций был снят с производства, но на этой же модели в паре с двигателем 1.4 16v 90 л.с. (ET3J4) он вёл себя безукоризненно, и многие из автомобилей до сих пор отлично себя чувствуют, «прожив» в России более 12 лет! То же касается и «братьев» Citroen.

The robotic gearbox Peugeot "2-Tronic" (Citroen has Sensodrive)
Роботизированная КПП Peugeot «2-Tronic» (у Citroen — Sensodrive) создана на основе «механики» семейства MA. Всё работало лучше и надёжнее, чем Easytronic у Opel, но отнюдь не идеально

Вне зависимости от «2-Tronic», в 2023 г на PSA Peugeot Citroen совместно с Magneti Marelli создали электронно-гидравлический 6-ступенчатый робот EGS6, а затем его улучшенный вариант ETG6. В России он более всего знаком по дизельным Peugeot 3008 1.6 HDi/e-HDi 110-112 л.с.

, идентичным Citroen DS и Picasso. Множество положительных отзывов – доказательство эффективности и правильности девайса. Доходило до того, что его внаглую сравнивали с соперниками из VAG с DSG, не задумываясь, что это коробки передач близкие, но разноплановые, и EGS/ETG частенько выигрывали поединки.

Не всё было радужно – недовольных было тоже изрядно. Долго это продолжаться не могло, и при первом удобном случае – с появлением замечательного дизеля 1.6 e-HDi 120-130 л.с. (DV6F), робот уступил место 6-ступенчатому гидромеханическому «автомату» Aisin EAT6, лучшему в своём классе.

The most popular Peugeot with a "robot" in Russia is the diesel Peugeot 3008 I 1.6 e-HDi 112-115 hp. with EGS6
Один из популярных в России Peugeot с «роботом» — дизельный 3008 I 1.6 e-HDi 112-115 с EGS6/ETG6. «Робот» был надёжен и быстр, но из-за отрицательной репутации этих коробок, его вскоре заменили на 6-ст. «автомат» Aisin EAT6 — зато лучший в классе

Произошло это в 2023 году. Роботы (производства Toyota) в гамме PSA Peugeot Citroen остались только на малышках Пежо 108 и Citroen C1. По отношению к другим моделям концерна, и вообще, упоминания о «механическом человеке» ведутся с тех пор только в прошедшем времени.

С 2020 года на автомобилях массового сегмента роботизированные, автоматизированные и им подобные КПП больше не применяются и остались в прошлом. Произошло это не только под гнётом собственных недостатков, но и по причине массового увлечения роботами с двумя сцеплениями, а также новых автоматических гидромеханических АКПП, чьи характеристики явно выше, а стоимость заметно ниже, чем раньше.

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий