KPI — как рассчитать с примерами расчетов, формулами, таблицами, образцами ключевых показателей эффективности КПЭ: методики

KPI — как рассчитать с примерами расчетов, формулами, таблицами, образцами ключевых показателей эффективности КПЭ: методики Лодки
Содержание
  1. Что такое kpi и для чего он нужен
  2. Kpi, или ключевые показатели эффективности: что это и как применять hr-специалисту
  3. Что делать, если kpi не работает
  4. Основные требования к kpi
  5. Что это такое
  6. Kpi в современном бизнесе
  7. Kpi и его виды
  8. Вердикт
  9. Главное
  10. Для чего необходим kpi
  11. Для чего нужен kpi
  12. Как измерить эффективность pr: ключевые метрики и подходы | медиа нетологии
  13. Как рассчитать kpi для магазина
  14. Как рассчитать показатели kpi для склада
  15. Как оценить kpi
  16. Как правильно выбрать kpi
  17. Как часто пересматривать kpi
  18. Какие бывают kpi
  19. Ключевые показатели эффективности в интернет-маркетинге
  20. Ключевые показатели эффективности в продажах
  21. Ключевые показатели эффективности в управлении персоналом
  22. Кто устанавливает kpi
  23. Назначение kpi
  24. Недостатки системы kpi
  25. Образец
  26. Образец таблицы
  27. Ошибки внедрения
  28. Плюсы и минусы
  29. Подробно о kpi
  30. Поэтапные правила внедрения kpi
  31. Правила и принципы внедрения kpi
  32. Правила использования kpi
  33. Правильно выстроенная система kpi позволяет:
  34. Преимущества kpi
  35. Примеры расчетов
  36. Формулы

Что такое kpi и для чего он нужен

KPI — с английского Key Performance Indicator — ключевой показатель эффективности бизнеса. Если просто, это любые метрики, к которым стремится бизнес. Например, продать в следующем месяце 500 пар кроссовок, набрать 3000 подписчиков или заработать 2 000 000 ₽ чистой прибыли — все это можно назвать KPI.

KPI должен быть ограничен по времени, отвечать на вопрос, за какой период, в какие сроки. То есть заработать 2 000 000 ₽ чистой прибыли не вообще, а, например, за 6 месяцев.

В обиходе все привыкли, что KPI применяется в крупных корпорациях для мотивации сотрудников и подсчета премий. Но KPI — это любые цифры, которые можно применить как план. KPI может быть и у самозанятого репетитора, и у маленькой кофейни, и у Газпрома.

KPI основан на объективных метриках, цифрах, процентах и долях. Он помогает:

  • ставить стратегические планы для бизнеса и следить за тем, как они выполняются;
  • ставить планы развития отделов, подразделений, сотрудников и отслеживать эффективность их работы;
  • мотивировать сотрудников, которые получают сдельную оплату.
Смотрите про коптеры:  fpv4me | Полетные контроллеры F1, F3, F4 и F7. Какой выбрать?

Kpi, или ключевые показатели эффективности: что это и как применять hr-специалисту

Что делать, если kpi не работает

Если бизнес из раза в раз не выполняет KPI, причины могут быть такими:

  • ненастроенные бизнес-процессы;
  • нереалистичная цель;
  • продукт не соответствует требованиям рынка;
  • плохая мотивация и работа сотрудников.

Ненастроенные бизнес-процессы. В компании не налажено взаимодействие сотрудников или отделов, информация доходит не вовремя, одно подразделение работает хорошо, а другое — плохо. Это как если бы бариста в кофейне Марии варил лучший кофе в городе, но отдел рекламы не знал об этом и не запустил рекламную кампанию.

Нереалистичная цель. Когда план завышен, это может демотивировать сотрудников. Например, запанировать рост продаж через полгода на 30% — это вполне реалистичная цель. А вот рост на 1000% — прямая дорога к потере всякой мотивации сотрудников и разочарованию в компании.

Продукт не соответствует требованиям рынка. Здесь все просто: если рынок массово переходит в онлайн и основной клиент предпочитает делать покупки в интернете, а у вашего магазина нет даже сайта, то вряд ли стоит ждать высоких бизнес-результатов.

Плохая мотивация и работа сотрудников. Если KPI реален, а некоторые сотрудники из месяца в месяц не выполняют план, нужно смотреть, кто из них потерял мотивацию, перегорел или просто ленится.

При оценке KPI нельзя делать быстрых выводов, нужно проанализировать ситуацию со всех сторон. КРI — это только инструмент, который помогает двигаться к цели. И если не выполняется он, это знак, что в ситуации нужно разобраться, а не пытаться сразу менять сотрудников или ломать процессы.

Основные требования к kpi

Довольно часто на предприятиях руководитель подразделения рассчитывает какие-то показатели эффективности, сообщает их подчиненным, и об этом забывают на некоторое время. Использование KPI удобно тем, что позволяет обнаружить закономерности как в бизнес-процессах, для осуществления которых необходим краткосрочный период, так и в глобальных изменениях.

Также данные показатели применяют при планировании бюджетов. Ведь бюджет представляет собой совокупность финансовых показателей, которые позволяют компании реализовывать свои тактические и стратегические цели. И главная цель – это получение прибыли, по которому и оценивается работа топ-менеджмента компании. Кроме того, KPI выполняют следующие функции:

  1. Дают возможность эффективно оценить развитие компании, функционирование каждого из отделов и работу отдельно взятого специалиста.
  2. Мотивируют персонал на достижение результатов.
  3. Стимулируют более ответственное отношение каждого специалиста в фирме к вверенным ему обязанностям.
  4. Дают возможность выявить наиболее рентабельные участки бизнеса и направить усилия на их развитие.
  5. Наглядно демонстрируют как руководству, так и каждому сотруднику, как каждый бизнес-процесс может повлиять на результат работы компании.
  6. Позволяют руководству компании вовремя понять, почему те или иные бизнес-процессы работают неэффективно.

Работая с KPI, не стоит забывать, что к показателям применяют ряд требований. А именно:

  • Каждый коэффициент необходимо четко прописать, тогда работать с ним сможет любой сотрудник. Если вы проведете несложный учет работы менеджера, то определить свой KPI он сможет самостоятельно, опираясь на показатели, которые он использует в своей деятельности.
  • Запланированные показатели должны быть достижимыми. Цель должна быть реальной, но ее достижение должно мотивировать сотрудников.
  • Показатели должны принадлежать к сферам ответственности сотрудников, которые будут подвергнуты оценке.

Данные показатели должны стимулировать рост эффективности сотрудников компании.

Так, если подразделение продаж выполнило поставленный план по поиску новых заказчиков, то его сотрудники могут получить премию. Если же план не выполнен, то и премия персоналу не будет выплачена.

  • Сравнение показателей возможно при похожих условиях. Например, можно сравнивать средний чек (KPI – отношение выручки, полученной за день к количеству чеков) нескольких продавцов, работающих в одном магазине. Но нельзя сравнивать средний чек магазина, продающего товары в провинции, и такой же торговой точки, работающей в столице.
  • Возможно наглядное представление коэффициентов, а также прослеживание динамики, на основе которой будут сделаны выводы о результативности.
  • Одно из ключевых требований. Любые используемые показатели можно легко проанализировать в рамках фирмы.

Что это такое

Это особый способ выяснить, насколько организованность группы лиц соответствует требованиям компании. Так владельцы бизнеса могут определить результативность того или иного рабочего процесса и корректировать посредством выплаты премий. При этом данные работы каждого отдельного сотрудника привязывают к общим значениям всей команды.

При этом важно сделать так, чтобы разные службы организации не противоречили и не останавливали развитие, а действовали в едином направлении. С помощью активной мотивации персонала и сопоставимых показателей можно добиться улучшение в любых сферах: продажи, привлечение новых клиентов качество отгрузок и прочее.

Kpi в современном бизнесе

Компании, которые занимаются прямыми продажами, чаще всего используют KPI эффективности. Эти параметры дают возможность просчитать зависимость количества продаж от того, сколько холодных звонков было сделано и сколько встреч проведено.

Специалист по страхованию или активным продажам, применяя ключевые показатели, установленные в этой компании, наглядно видит свою эффективность. Он понимает, что для получения запланированных результатов он должен продать определенное количество страховых полисов или товаров. Для этого ему нужно сделать определенное количество телефонных звонков и столько-то раз встретиться с клиентами.

Kpi и его виды

Согласно статистике, свыше 70% руководителей разных уровней отечественных предприятий недовольны системами оценивания результатов деятельности, внедренными на предприятиях и фирмах. В процессе работы предприятия не всегда удается отследить зависимость между планированием, его реализацией на практике и полученными результатами.

В отечественном бизнесе в качестве понятия KPI часто используют ключевой показатель эффективности, что не всегда корректно. Правильное значение термина KPI — «ключевой показатель результата деятельности». Во многом данные понятия похожи, но также имеют и отличия.

Под эффективностью понимается соотношение между ресурсами, которые были затрачены, и полученной прибылью. Эффективность определяет способность компании реализовывать свои планы с определенными требованиями: затратами, временем и тем, насколько цель была достигнута.

Ключевой показатель эффективности. Есть ли выгоды от установления KPI?

Под результативностью понимают степень достижения тех целей, которые были запланированы. Именно поэтому правильнее подразумевать под термином KPI «ключевой показатель результата деятельности», так как он содержит и степень получения запланированных результатов, и затраты на ее получение.

Кстати говоря! KPI можно оперировать в любой отрасли бизнеса. Если требуется оценить деятельность парикмахерской, в ход идут такие параметры, как сумма среднего чека и количество тех, кто воспользовался услугой. Эти же показатели используются, если в ваших планах организация студии косметических услуг

Вердикт

Использование KPI позволяет владельцу бизнеса видеть, как тот или иной сотрудник влияет на рост прибыли компании. Важно, что стратегическая цель при этом четко определена и ее понимают руководство и каждый сотрудник. Введение KPI – возможность анализировать, чем заняты работники конкретного подразделения, определять сильные и слабые стороны своего бизнеса.

Однако при всем этом руководитель должен понимать, что KPI – это не только цифры. Рост числа продаж ничего не значит, если при этом не растет уровень сервиса. Принцип ключевых показателей был придуман для того, чтобы обеспечить слаженную работу коллектива.

Которая заставит ваших потенциальных клиентов совершать не разовые, а регулярные покупки. KPI – это всего лишь один из инструментов общей маркетинговой стратегии. Нельзя, чтобы этот инструмент стал основной целью работы сотрудников. А наоборот, необходимо, что каждый работник применял инструмент по назначению, реализуя с его помощью как собственные задачи, так и глобальные цели компании.

Главное

KPI — это ключевые показатели эффективности бизнеса. От них зависит прибыль компании и эффективность работы сотрудников. Если ориентироваться на KPI, можно проследить, насколько успешен бизнес и нужно ли что-то менять в бизнес-модели, чтобы больше зарабатывать.

Если KPI завышен, собственники и сотрудники могут потерять мотивацию и перестать работать. Важно сравнивать KPI с фактическими результатами бизнеса, оценивать их раз в квартал, полгода и год. Анализ покажет, нужно ли менять планы по KPI, бизнес-модель или сотрудников, которые не справляются.

Для чего необходим kpi

На любой фирме можно применить KPI, чтобы оценить результативность ее деятельности, а также то, насколько хорошо работает каждый из отделов или отдельный специалист. Еще показатель KPI можно применять, чтобы эффективно мотивировать сотрудников. Это важно для тех специалистов, от которых зависит финансово-экономическая эффективность компании. Например, в рекрутинговых агентствах – это специалисты по подбору персонала, а в страховых компаниях – страховые агенты.

KPI: судебные тяжбы за бонусы и премии

Система ключевых показателей актуальна как для молодых фирм, так и для компаний, уверенно стоящих на рынке. Разница в этих двух случаях будет лишь в сроке, на который устанавливаются задачи. Для новых компаний стратегическая цель должна регулярно пересматриваться по мере развития. Для зрелых же допустимы более долгие сроки планирования.

KPI могут быть двух разновидностей:

  • Запаздывающие – позволяют увидеть результаты деятельности после истечения определенного периода. Сюда можно отнести показатели, которые характеризуют потенциал компании.
  • Оперативные (опережающие) позволяют управлять бизнес-процессом в рамках требуемого периода с целью получения запланированных результатов после его окончания. При помощи данных показателей можно описать текущую ситуацию в компании и продемонстрировать качество процессов, протекающих в ней. Также используя эти показатели, возможно дать оценку качеству продукции и тому, насколько клиенты удовлетворены приобретенным товаром.

Дополнительная классификация KPI:

  • KPI результата – демонстрируют, насколько качественным был результат.
  • KPI затрат – с их помощью можно узнать, сколько ресурсов было потрачено.
  • KPI функционирования – демонстрируют показатели работы бизнес-процессов и дают возможность оценить, насколько текущий процесс совпадает с запланированным алгоритмом его выполнения.
  • KPI производительности – определяют зависимость между достигнутыми результатами и временем, которое было потрачено.
  • KPI эффективности – определяют зависимость между полученными результатами и использованными ресурсами.

Ключевые показатели может применять не только топ-менеджмент, но и рядовые специалисты, особенно те, чей доход зависит от результативности напрямую. Пользуясь KPI, сотрудник может разработать для себя план действий, выполняя который, он сможет добиться необходимых результатов.

Например, в страховых компаниях KPI дают возможность повысить количество продаж, за счет создания системы понятных сотруднику действий, которые он должен предпринять. В целом же число продаж нередко само по себе и есть ключевым показателем. Вывод – система KPI, по сути, есть усовершенствованной формулой стандартного планового подхода.

Главным плюсом системы KPI является ее непосредственная цель использования. То есть повышение эффективности работы компании. Эффективность, в свою очередь, выражается в непосредственном объеме продаж, а не в том, сколько действий сотрудник сделал за определенный период времени.

Действия действиями, однако если они не дают результат, значит, подход к работе необходимо менять. Но не кардинально, а лишь на том этапе, где он дает сбой. Здесь можно провести параллель с анализом воронки продаж, который дает понять, на какой стадии пользователь конвертируется в клиента, и сделать акцент на ее развитие.

Для чего нужен kpi

В задачи KPI входит стимулирование сотрудников и их мотивация на достижение запланированных результатов.

Как измерить эффективность pr: ключевые метрики и подходы | медиа нетологии

KPI PR-отдела Нетологии строятся на качественных метриках — какого роста медиаиндекса и знания бренда мы хотим добиться, и за счет каких действий PR-отдела это возможно. А также на количественных — количестве публикаций, которое мы хотим реализовать в рамках PR-кампании, количестве специальных проектов с партнёрами и медиа, а также мероприятий, в которых мы хотим принять участие. Например, чтобы рассказать аудитории о новом запускающемся направлении обучения мы готовим PR-кампанию, в которой продумываем, какие медиа читает наша аудитория, какие мотивы и барьеры существуют у людей. И на основе этого мы понимаем, в каких СМИ и и какие публикации нам стоит сделать, чтобы максимально широко рассказать о направлении.

Безусловно пересекаются. В Нетологии очень многие проекты реализуются в командах, и за достижение результата продвижения продукта отвечает также вся команда. Например, мы запускаем массовый конкурс среди своей аудитории. В рамках продвижения этого конкурса у маркетолога и пиарщика будут разные задачи. Одному нужно запустить рекламные кампании в соцсетях и таргете, а второму рассказать на внешних ресурсах о запуске конкурса. Но конечный результат — какой охват получил конкурс, сколько работ прислали участники, сколько на платформе регистраций — оценивается в комплексе на основе действий всех членов команды.

Раз в несколько месяцев мы в Нетологии пересматриваем KPI и критерии оценки работы PR-канала. Это зависит от роста показателей в целом, например, когда мы понимаем, что вышли на желаемый уровень знания бренда, цели можно повысить. Влияет размер отдела. Так, этой весной в компании отдел PR расширился, а значит, общие KPI канала выросли.

И также, как я говорила выше, из-за того, что универсальных метрик оценки эффективности PR не существует, мы постоянно общаемся с коллегами по рынку, обсуждаем опыт, изучаем рынок и делимся видением на развитие каналов маркетинга в целом. Это помогает оставаться актуальными в используемых инструментах анализа, находить новые и оценивать наши предыдущие действия.

Как рассчитать kpi для магазина

Для того чтобы нормализовать работу в розничной продаже, было изобретено бесчисленное количество расчетов, измеряющих их деятельность. Для начала — это объем проданного товара. На втором месте — оценка приоритетов покупателей в ассортименте, далее соотношение цены. Отсюда же рассчитывается зарплата работника: за основу берутся реализованные продукты и услуги.

Отношение реальных потребителей (тех, кто воспользовался сервисом компании) к потенциальным клиентам (те, кто не решился ничего взять по любой причине) называется конверсией. Она помогает рассчитывать заинтересованность и вовлеченность менеджеров. Например, в зал зашло 300 лиц, из них 80 купили что-либо. Далее следует такой расчет: (80:300)*100 = 26,666%.

Кроме этого, рентабельность работающих в настоящее время в организации людей можно оценить по среднему чеку. Объем всей выручки за день нужно поделить на пробитые чековые ленты, цифра в углу листа. Так можно определить лояльных клиентов, готовых прикупить что-то помимо списка, а также рассчитать, сколько потребуется человек на их обслуживание. Остальных сократить или перевести в другое подразделение.

Количество единиц, проданных одному покупателю, характеризуют правильность выкладки товара и определяют процент влияния маркетинговых мероприятий, направленных на увеличение продаж.

Легко отслеживать и регистрировать все операции поможет ПО от «Клеверенс» «Магазин 15». С его помощью можно оптимизировать и автоматизировать рабочие процессы: к примеру, проводить приемку товара по штрихкодам или инвентаризацию прямо в торговом зале.

Как рассчитать показатели kpi для склада

Для эффективной работы в соответствии с поставленными владельцами предприятий приоритетами нужно установить некоторые стандарты. Рассмотрим подходы к организации КиПиАй совокупности клиентского сервиса:

Измеряемое значение

Заявлено к отгрузке

Фактически выполнено

Расхождение

Key Performance Indicators, %

Площадь

К

I

K–I

100–(K–I)*100/К

Количество строк в заказе

L

J

L–J

100–(L–J)*100/L

Число единиц продукции

Q1

A2

Q–A

100–(Q–А)*100/Q

Сумма/стоимость в деньгах

S

C

S–C

100–(S–С)*100/S

Комплексный = 100% при плановых суточных и сезонных отгрузках при наличии ресурсов и технологий

(K–I)*100/K (L–J)*100/L (Q–A)*100/Q (S–C)*100/S

Далее полученную сумму разделить на 4.

Как оценить kpi

Чтобы рассчитать KPI, можно воспользоваться простой формулой:

У Марии стоял KPI привести в кофейню 600 посетителей в месяц, которые должны принести 200 000 ₽ выручки. Но в июне она смогла привлечь только 500 посетителей:
500 / 600 × 100% = 83,35%.
То есть Мария выполнила KPI по привлечению на 83%.
Если эти посетители покупали на средний чек 500 ₽, то выручка Марии получилась:
500 × 500 ₽ = 250 000 ₽.
250 000 ₽ − 100 000 ₽ = 150 000 ₽.
Теперь оцениваем выполнение KPI по прибыли в июне:
150 000 ₽ / 200 000 ₽ × 100% = 75%.
Мария выполнила KPI по прибыли только на 75%.
Но допустим, что эти 500 посетителей оказались более обеспеченной ЦА и покупали не на средний чек 500 ₽, а на 600 ₽. Ситуация меняется:
500 × 600 ₽ = 300 000 ₽.

Выручка − расходы = прибыль:
300 000 ₽ − 100 000 ₽ = 200 000 ₽.
Теперь оцениваем выполнение KPI по прибыли в июне:
2 000 000 ₽ / 200 000 ₽ × 100% = 100%.
То есть несмотря на то, что Мария не выполнила KPI по привлечению, за счет роста среднего чека она выполнила KPI по прибыли на 100%.

Показатель выполнения KPI 一 это тот индикатор, на основе которого управляющий или собственник принимает бизнес-решения.

Мария проанализировала итоги нескольких месяцев и поняла, что с такими результатами не придет к нужной прибыли. Значит, нужно пересмотреть KPI или принять другое управленческое решение. Возможны варианты:

  • снизить KPI по количеству посетителей;
  • внедрить новую рекламную и промокампанию, чтобы активнее привлекать посетителей;
  • снизить KPI по количеству посетителей, но не снижать KPI по прибыли. Для этого нужно поднять размер среднего чека: или повышать цены, или придумывать, как больше продавать одному посетителю.

Пример в статье утрированный, один месяц для бизнеса — это слишком мало, чтобы принимать серьезные решения. Рекомендуем анализировать результаты за квартал, полгода и год и сравнивать их с показателями прошлого года за тот же период. Дело в том, что практически в любом бизнесе есть эффект сезонности: например, для кофейни в офисном здании январь или май может быть провальным, потому что все ушли на каникулы.

Учитывайте ситуацию вокруг, сезонность и устанавливайте KPI в соответствии с рыночными особенностями вашей сферы бизнеса.

Как правильно выбрать kpi

Можно установить разные виды KPI. Главное правило — эти показатели прямо или косвенно должны влиять на финансовый успех и прибыль компании. KPI ради KPI устанавливает не нужно.

Интернет-магазин хочет внедрить KPI, чтобы проанализировать эффективность рекламной кампании.
Если выбрать количество кликов на карточку, это будет не показательно, потому что клик на карточку товара не всегда связан с продажей: посетитель может уйти с сайта, так ничего и не купив.
Также ошибкой будет поставить в качестве KPI количество показов рекламы — они тоже не гарантируют продажу. Может оказаться так: по трафику цифры большие, но реальных продаж нет. А значит, KPI выполнили, но бизнес ничего не заработал.
А вот стоимость заявки, стоимость продажи, конверсия в покупку — подходящие KPI для интернет-магазина, потому что от этих показателей напрямую зависит выручка и прибыль компании.

Какие КPI выберет конкретная компания, зависит от специфики бизнеса и воронки продаж. Ниже собрали, какие они могут быть. Это только пример, не исчерпывающий список:

Гнаться за показателями ради показателей — это тупик. За KPI всегда должна скрываться реальная польза для бизнеса: рост продаж, сокращение издержек и увеличение прибыли.

Как часто пересматривать kpi

Стандартный подход к формированию целей в бизнесе — ставить большой KPI на год и дальше декомпозировать его на полгода и поквартально. При этом чем ближе срок, тем детальнее планировать развитие бизнеса и, значит, тем подробнее и мельче разбивать KPI.

Если вы только запускаете свое дело, можно начинать с более и простых коротких KPI — на месяц и квартал. А дальше — смотреть результаты и корректировать дальнейшие планы с учетом реальных показателей бизнеса.

Какие бывают kpi

KPI можно разделить на высокоуровневые и низкоуровневые.

Высокоуровневый KPI. Это главная цель бизнеса. Чаще всего это план, сколько бизнес должен заработать чистой прибыли в год, или ежемесячная выручка, которая нужна, чтобы выйти на точку безубыточности в новом бизнесе.

Например, Мария открывает кофейню. Она вложила в это 1 000 000 ₽. Чтобы выйти на точку безубыточности через 5 месяцев, ей нужно зарабатывать 200 000 ₽ чистой прибыли ежемесячно. Значит, KPI, к которому она будет стремиться, — 200 000 ₽ прибыли в месяц.

Высокоуровневый KPI — это показатель стратегического планирования. Чтобы достичь этот KPI, его нужно декомпозировать на несколько низкоуровневых. То есть разбить большую цель на несколько небольших задач.

Какие именно это будут задачи — зависит от специфики бизнеса.

Низкоуровневые KPI. Это те цели, которые должны выполнить разные отделы, подразделения или сотрудники компании, чтобы достичь главную цель бизнеса.

В кофейне Марии пока работает только она сама: отвечает и за привлечение покупателей, и за приготовление кофе. То есть за выполнение своего KPI отвечать будет только она.
Чтобы достичь высокоуровнего KPI по прибыли 200 000 ₽, кофейня должна приносить доход, который позволит получить эту прибыль. Допустим, что в месяц расходы в кофейне — 100 000 ₽.
Плановый доход = ежемесячные расходы прибыль.
100 000 ₽ 200 000 ₽ = 300 000 ₽.
Значит, Марии нужно получать доход 300 000 ₽ в месяц, чтобы получить желаемую прибыль. Это ее KPI по доходу.
Теперь посчитаем, какой KPI должен быть по количеству посетителей в месяц.
В среднем по рынку в этом районе средний чек — 500 ₽ с человека.
Количество посетителей в месяц = доход / средний чек.
300 000 ₽ / 500 ₽ с человека = 600 посетителей в месяц.
Это KPI по количеству посетителей в месяц.
Теперь можно разбить его на более мелкий KPI — количество посетителей в день:
600 человек / 30 дней = 20 человек в день.
Теперь у Марии есть высокоуровневый KPI — 200 000 ₽ чистой прибыли в месяц. А чтобы ее достичь, у нее есть более низкоуровневые KPI: количество посетителей в месяц и день: 600 человек со средним чеком 500 ₽ и 20 человек в день соответственно.

В примере выше низкоуровневый KPI ставила и выполняла сама собственница бизнеса. Но там, где есть сотрудники и отделы, выполнение таких KPI — задача сотрудников и нижестоящих отделов.

Когда Мария наймет управляющего в кофейню, следить за потоком клиентов и отвечать за их привлечение будет уже управляющий.

Когда ясны KPI, собственник может передать их выполнение сотрудникам, отвлечься от операционки и заняться стратегическим планированием и развитием бизнеса.

Ключевые показатели эффективности в интернет-маркетинге

Маркетинг оперирует не только креативами, но и аналитическими данными, отраженными в виде цифр. 

KPI при продвижении в интернете:

  • цена клика (CPC) — стоимость перехода по объявлению; 
  • кликабельность (CTR) — соотношение количества переходов к показам; 
  • стоимость действия (CPA) — цена совершенного действия, которое определяется рекламодателем (подписка, скачивание, заполнение анкеты); 
  • коэффициент конверсии —  отношение целевых действий к общему посещению сайта; 
  • стоимость лида — цена за клиента, который обратился за консультацией; 
  • CPO — стоимость посетителя, который купил товар (услугу); 
  • коэффициент возврата маркетинговых инвестиций — рентабельность вложенных средств в продвижение;
  • доля рекламных расходов — процентная величина затрат на маркетинг.

Ключевые показатели эффективности в продажах

Цифры, по которым можно отследить результативность менеджеров отдела продаж, особенно актуальны в сфере торговли, так как отражают рентабельность. 

KPI этой сфере можно разбить на: 

  • количественные (средний чек, конверсия, продажи);
  • денежные (объем продаж, доход); 
  • клиентские (постоянные и новые покупатели, положительные отзывы); 
  • корпоративные (денежный поток и количество клиентов у каждого отдела или служащего). 

Для регулирования продаж лучше использовать опережающие факторы, так как запаздывающие напрямую зависят от них. 

Ключевые показатели эффективности в управлении персоналом

Для аттестации работы сотрудников удобно использовать «триаду эффективности: 

  • количество — норма выработки, переработка и выполнение дополнительных поручений; 
  • качество — соответствие пожеланиям руководства, отсутствие ошибок, жалоб клиента, брака производства; 
  • срок — время решение задач, соответствие дедлайнам, досрочное выполнение или опоздание. 

Одновременное выполнение всех трех пунктов затруднительно, но даже соответствие двум из них значительно повышает КПД и может быть вознаграждено. 

Кто устанавливает kpi

KPI устанавливает собственник бизнеса, исходя из собственных целей и планов по прибыли.

Если речь идет о большом бизнесе с разными подразделениями и отделами, то руководители устанавливают для подчиненных KPI с оглядкой на главный высокоуровневый показатель.

Например, для отдела продаж это может быть показатель количества продаж или объема оптовых сделок, в маркетинге — количества привлеченных новых клиентов.

Пример декомпозиции верхнеуровневого KPI
Пример декомпозиции верхнеуровневого KPI сети магазинов сантехники на каждый отдельный магазин и менеджера по продажам. Схема условная, чтобы понять принцип. В реальности у каждого сотрудника — свой KPI

Назначение kpi

Количественная оценка рабочих позволяет получить практические данные об их ценности, зафиксировать прогресс и сравнить полученные результаты с конкурентами. Изначально KPI применялись только в сфере торговли, так как дают возможность проанализировать работу персонала и менеджеров, однако сейчас их использование возможно в разных отраслях и обеспечивает мониторинг на всех уровнях компании.

Так, для маркетологов это демонстрация успеха рекламных кампаний и средств привлечения потенциальных покупателей, для сбытовиков – отметка конъюнктуры рынка, торговых издержек, продаж и производительности торговых отделов. Финансисты применяют данные для анализа ликвидности, привлекательности бизнеса для инвесторов, отчета о доходах и расходах.

Недостатки системы kpi

Основной минус формулы ключевых показателей – она подходит не для всех категорий сотрудников. Какие показатели вы пропишете для условного бухгалтера или инженера? Сложный вопрос. Если с продажниками и HR-ми все гораздо понятнее, то для большинства других специалистов актуальнее будет должностная инструкция.

И ни в коем случае нельзя использовать систему KPI лишь в качестве «кнута». Бич многих отечественных компаний – желание сэкономить на сотрудниках. Невыполнение ключевых показателей карается штрафами, а выполнение считается чем-то самим собой разумеющимся. А работнику обязательно нужна мотивация. Желательно — финансовая.

Образец

Пример методов расчета показателей KPI по формулам можно рассмотреть на примере маркетолога интернет-магазина. Для этого требуется выбрать не менее трех и не более пяти основных коэффициентов, на которые будут опираться руководители и работники:

  • 1 – как много было привлечено клиентов на страницу;
  • 2 – число покупок, совершенных одним и тем же человеком;
  • 3 – оставил ли покупатель благодарный или негативный отзыв, рекомендацию после приобретения товара на аккаунте в социальных сетях или сайте.


Далее нужно определить вес всех полученных результатов, где общая сумма будет равна единице. Максимальное значение отнести к самому важному (приоритетному) обозначению. Получается так:

  • новые люди – 0,6;
  • повторения – 0,25;
  • письменные отметки – 0,15.

Потом потребуется проанализировать данные по статистике за последние шесть месяцев по каждому показателю и составить план:

 

Key Performance Indicators

Исходное значение (в среднем за 30 дней)

Плановое обозначение, больше на 20%

1

Прирост клиентов

160

всего 192 новичка

2

Доля человек, повторно приобретших товар

30

42 раза купили снова

3

Сколько лиц, воспользовавшихся услугой, оставили положительный отзыв или рекомендацию на ресурсах предприятия

35

47 оценок

Введем показатели, пример расчета КПЭ ниже:

Ключевые показатели

Вес

Цель

Факт

Индекс

KPI 1

0.45

20

22

0.550

2

0.30

20

18

0.213

3

0.25

20

30

0.376

 

1

Коэффициент результативности

1.137

Расчет: Вес*Факт/Цель

113,7%

Так и получается, что владелец поставил задание, к которому сотрудник стремился, а фактические цифры — дают понимание того, чего действительно добился сам специалист-маркетолог. По приведенной выше таблице сразу становится понятно, что работник перевыполнил задачу, что считается отличным результатом, а потому поощряется премиальной надбавкой к основной заработной плате.


Как рассчитать формулы КиПиАй:

  1. Общая сумма вознаграждения 56000 рублей.
  2. Размер фиксированной ставки 39700 руб.
  3. То есть, премиальная часть составляет 16300 (при 100%).

В этом примере человек даже превысил по требованиям, поэтому его нужно выплатить полную зарплату и выписать премию:

  1. 16300/100*13,7=2233,1 (столько будет надбавка);
  2. Итого: 56000 2233,1=58233,1.

Но вот если индекс ключевых показателей эффективности получился в результате меньше 99 %, то сотрудник не только лишается прибавки, но и доли заработной платы пропорционально.

Образец таблицы


Методика расчета ключевых показателей эффективности KPI:

Процессный


Функциональный


Процесс «Продажи».


Цели:


  • повысить число привлеченных клиентов;

  • простимулировать на повторные приобретения


Как вывести организацию на поставленный уровень – план, стратегическая модель развития. Примеры:


  • доход, рентабельность;

  • увеличение чистых активов.


«Запасы»:


  • организовать прибавку оборотов, оборачиваемости складируемого сырья и готовой продукции, превышающих взятые за другой временной поток данные.


Уровень отдела – положения о структурной единице, регламенты. Например:


  • степень удовлетворения клиентов;

  • объемы реализации.


«Удовлетворенность»:


  • сокращение возвращаемой товарной единицы;

  • снижение промежутка времени на консультацию и отпуск людей.


Профессионализм специалистов – должностные инструкции. Примеры:


  • количественный числитель вновь привлеченных лиц;

  • длительность завершения сделки с одним человеком.


«Кадры»:


  • повышение подбора соискателей по качеству (процентный показатель по закрытым вакансиям).
 

Ошибки внедрения

На одном и том же предприятии применять одинаковые формулы и мотивацию для персонала с разными функциями нельзя. Если для примера брать магазин, то продавцы-консультанты заинтересованы в продажах (чем больше общая покупка, средний чек и приоритетные товары, тем лучше), а кассиры будут думать о скорости пробивания единиц (чтобы между позициями было примерно 3 секунды).

Также следует помнить, что потребители – важная цепочка во всей системе купли-продажи. Компания выигрывает временную прибыль, избавляясь от залежавшегося или наиболее дорогого продукта. А вот клиенты в буквальном смысле покупают продукцию, которая была им не нужна.

Продавцы выполняют приоритеты, консультируя исключительно то, что требуется продать. Организация получает выручку. А человек, приобретший продукцию, в следующий раз не придет, если поймет, что ему все время что-то навязывают и он тратит больше, чем планировали изначально ничего такого приобретать не собирался.

Количество показов: 72735

Плюсы и минусы

Применение системы при оценке работы розничного магазина позволяет каждому руководителю контролировать процесс. Расчет данных помогает отслеживать следующие факторы:

  • выявление проблемных зон в предприятия целиком и по каждому сектору отдельно;
  • контроль над качественным предоставлением услуг;
  • мониторинг деятельности человеческого ресурса;
  • разработка эффективной стратегии дальнейший действий (усиление сильных сторон, устранение слабых мест);
  • оценивание рекламных кампаний и промо-акций;
  • подсчет ежедневного плана каждому сотруднику.


К минусам таких систем можно отнести:

  • расчет эффективности KPI затруднителен, а потому несет необходимость трудовых, временных и денежных трат;
  • чаще всего люди настороженно относятся к нововведениям и не понимают, почему они им выгодны;
  • не получится по КиПиАй подогнать «творческих» работников, бухгалтерию, IT-отдел, канцелярию и прочих, кто не занимается продажами.

Подробно о kpi

В текущей ситуации предприниматели вынуждены развиваться в условиях гиперконкуренции, что требует оперативного реагирования на изменения рынка и внедрения новых решений для повышения эффективности бизнес-процессов. 

Ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicators) — индекс оценки функционирования компании, отражающий полноту решения задач в целом для предприятия и подразделений, отдельных служащих в частности. Это наглядная демонстрация реализации стратегических планов развития проекта. 

Поэтапные правила внедрения kpi

  1. Определение ключевых метрик и формирование списка основных аспектов, влияющих на ваше дело (объем продаж, трафик, конверсия, средний чек). 
  2. Составление матрицы и расчет количественных целей для работников (денежный поток, доля пользователей, новые покупатели, срок обработки возражений). 
  3. Разработка мотивационной программы (премирование, соц.пакет, обучение, корпоративные мероприятия, зарубежные командировки). 
  4. Разъяснительная работа с персоналом. 
  5. Внедрение проекта и обратная связь. 
  6. Составление таблиц и формул для наглядного вычисления. 
  7. Контроль за запуском системы ключевых показателей эффективности. 

Правила и принципы внедрения kpi

Правила и принципы внедрения KPI заключаются в следующем:

  • Правило «10/80/10» . Это означает, что компания должна иметь около 10 ключевых показателей результативности, до 80 производственных показателей и 10 ключевых показателей эффективности;

  • Принцип управляемости и контролируемости. Подразделению, ответственному за определённый показатель, должны быть выделены необходимые ресурсы на управление им, и полученный результат может быть проконтролирован;

  • Принцип партнерства. Для успешного решения задачи повышения производительности требуется установление эффективного партнерства между всеми заинтересованными лицами;

  • Принцип перенесения усилий на главные направления. Для повышения производительности труда требуется расширение полномочий сотрудников организации, повышение квалификации персонала, проведение тренингов, эффективное взаимодействие подразделений компании;

  • Принцип интеграции процессов оценки показателей, отчетности и повышения производительности. Должна быть создана интегрированная схема оценки показателей и отчетности, стимулирующая конкретные действия сотрудников компании. Для этого следует регулярно проводить совещания, которые по срокам зависят от сложности решаемых вопросов;

  • Принцип согласования производственных показателей со стратегией. Показатели производственной деятельности должны быть привязаны к текущим факторам успеха, составляющим сбалансированную систему показателей, и соответствовать стратегическим целям организации.

Правила использования kpi

Внедрение системы ключевых показателей в компании следует осуществлять поэтапно. Стадии выглядят следующим образом:

  1. Разработка стратегических планов компании.
  2. Определение для каждого сотрудника, исходя из общей цели.
  3. Создание нужной документации.
  4. Проработка концепции в тестовом режиме.
  5. Корректировка целей или стратегии, если это необходимо.
  6. Начало работы в полноценном режиме.

KPI любой единицы бизнеса должно соответствовать следующим условиям:

  1. Количество используемых параметров ограничено. Оптимальным считается использовать 5 критериев. Также не стоит для расчета KPI применять более 10 критериев.
  2. Непротиворечивость. Выполнение одного индикатора не должно вступать в противоречие с выполнением другого. Например, неправильно требовать у отдела продаж повысить количество клиентов, но снизить расходы на рекламу.
  3. Выполнение всех показателей должно контролироваться.

Правильно выстроенная система kpi позволяет:

  • получить нормативы стратегической работоспособности предприятия;
  • рассчитать количественную оценку решения задач; 
  • сделать прогноз на ближайший период;
  • предупредить о спаде или росте;
  • принять обоснованные решение по дальнейшему развитию;
  • сконцентрировать работу над приоритетными целями;
  • повысить ответственность трудящихся; 
  • определить качество работы всего предприятия и его конкретных компонентов. 

Преимущества kpi

К основным плюсам применения KPI можно отнести:

  • мотивация сотрудников;

  • справедливость, прозрачность и сопоставимость результатов (руководству и персоналу становится ясно, кто из сотрудников предприятия сколько работает и сколько зарабатывает);

  • корректировка работы сотрудника по полученным низким показателям;

  • участие персонала в достижении поставленных целей организации;

  • контроль качества выполнения обязанностей.

Таким образом, преимуществом системы KPI является активная мотивация персонала на основе рассчитанных сопоставимых показателей.

Примеры расчетов

Формула расчета индивидуального значения для каждого показателя = (фактически выполненные задачи запланированные задачи) х 100% Общий показатель эффективности сотрудника — это среднее значение всех KPI по отдельным индикаторам. KPI отдела — среднее значение общих KPI всех сотрудников. 

Формулы расчета индивидуальны для каждой отрасли и зависят от поставленных задач и методов анализа. 

При качественной разработке и успешном внедрении метрик для анализа результативности, система Key Performance Indicators оправдывает все затраты, дает большие преимущества при управлении компанией и способствует развитию. 

Формулы

Чтобы оценить всех, кто работает в организации, по КиПиАй разрабатывается матрица, или указ о целях. Общая форма выглядит так:

Рассчитывается так:

Пояснения:

  1. Ключевые показатели – то, что работодатель хочет получить от персонала. При этом, в зависимости от занимаемой должности, человеку будут предъявлены определенные критерии.
  2. Веса – указываются числа в диапазоне в интервале от 0 до 1, где один является наиболее высоким значением. Показывает приоритеты, которыми наделен предыдущий столбец с учетом задач организации.
  3. База – самые минимальные цифры, которых нужно придерживаться. Все, что находится ниже, считается отсутствием результата, становится вопрос о необходимости такого сотрудника.
  4. Норма – то, сколько было достигнуто за аналогичный промежуток, который был до этого. Это требуется выполнить каждому работнику в обязательном порядке. Если получилось меньше, значит, не справился со своими обязанностями.
  5. Цель – необходимо достичь в указанный срок. Он призван стимулировать персонал на получение наилучшего положения.
  6. Факт – сколько по итогу заданного периода.
  7. Индекс дает понятие о том, как полученное разнится с нормативом.
Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий