Крыло пилотажной модели

Крыло пилотажной модели Самолеты

| модели | постройка первой электрической авиамодели

«Укрощение электричества»
или
Постройка первой электрической авиамодели

Часть первая

Летаем мы давно и на всем, летаем много, но… на ДВС. Частенько на полеты я брал своего сына, он откровенно скучал на полетах. В больших самолетах и двигателях он видел что-то шумное, извергающие масло и дым, «опасное для здоровья». Видимо, испуг громким звуком внезапно заработавшего двигателя, в глубоком детстве, давал о себе знать.

Первый раз я увидел горящие глаза сына после того, как мы побывали на соревнованиях электрогонок. Его вдохновили эти небольшие и малошумные летательные аппараты. После показательных полетов электроакробатов, он подошел ко мне и сказал, что это самое то – электрички рулят!

Вообще, нужно признаться, что самолеты на электротяге, меня, закоренелого ДВС-ника, не вдохновляли, воспринимались исключительно как игрушки. Но, посмотрев, насколько вперед шагнула индустрия производства комплектующих для электричек, в первый раз задумался о возможности и этого направления в моем хобби. Тем более, что ребенок изъявил желание летать именно на таких авиамоделях.

Недолго думая, мы приобрели комплект электричества для будущего самолета в составе:

  • электрический двигатель: KA22-15M;
  • регулятор оборотов: HiModel FLY-20A;
  • аккумуляторная батарея: Zippy-R 21C 2200 мА (2 шт. чтоб небыло простоев в полетах);
  • рулевые машинки: HXT 900 9 г;
  • воздушный винт: GWS 10×5 (2 шт. на всякий случай).

По дороге домой, а это без малого 500 км, мы начали обсуждать, какая должна быть наша первая электрическая авиамодель. Она должна отвечать определенным требованиям, да и вообще помочь нам разобраться, что же это такое – электричество в авиамоделизме?

Выделили несколько основных требований:

  1. модель должна быть очень простой, так как делать будем вместе;
  2. модель не должна быть чистым тренером (с одной стороны – на ней сын должен был «встать на крыло», с другой – управление ею должно было и мне приносить хоть какое-то удовлетворение);
  3. в строительстве применяем только обычные, неспециализированные материалы;
  4. максимально сжатые сроки на строительство (время потому что предотпускное).

Исходя из вышесказанного, вечером, на обычном листочке, набросали эскиз будущего электролета.

Далее вычертили чертеж 1:1 на подложке от пленки «Оракал».

Крыло пилотажной модели

Очень удобная оказалась бумага, на обратной стороне она имеет разлинованную сетку 10х10 мм, что упрощает вычерчивание.

Крыло пилотажной модели

Для постройки будущего «суперджета», была приобретена потолочная плитка, в количестве одного квадратного метра (несерьезный какой-то материал, как показалось мне). Рейки, различного сечения, напилили тут же, из прямослойной сосны. Клей, какой был – ПВА «Мастер».

Крыло

Крыло – это серьезная вещь! Это то, что будет держать всю нашу конструкцию в воздухе. Так как я никогда в жизни не делал электролетов, конструкцию применил проверенную десятилетиями – наборное крыло. Профиль довольно толстый, двояковыпуклый Eppler 478. С помощью программы «Profili», распечатали пару шаблонов, вырезали, собрали пакетом и обработали наши будущие нервюры. Понадобилось четыре рейки – передняя и задняя кромки 5х5 мм, лонжероны 5х2 мм.

Крыло пилотажной моделиКрыло пилотажной модели

Сборка крыла никаких трудностей не вызывает: все собираем на кухонном столе, прямо на чертеже, фиксируем булавками, нитками и грузом сверху. Оставляем сохнуть.

Хвостовое оперение

Хвостовое оперение, тоже, я вам доложу, нужная штука, направлять будет, куда лететь. Конструкция – без излишеств. Расчерчиваем контуры прямо на пенопласте, вырезаем ножом и окантовываем рейками на ПВА.

Смотрите про коптеры:  Советы по выбору набора для FPV полетов

Крыло пилотажной модели

Как вы видите, руль высоты и руль поворота довольно развитые, это позволит нам выжать все пилотажные способности из этого «тренера», а кому лишнее – двойные расходы есть, зажмем. По такой же методике клеим элероны.

Крыло пилотажной модели

Пока все это дело сохнет, займемся фюзеляжем.

Фюзеляж

Фюзеляж – вообще необходимая вещь в нашем самолете! Это место, где будет располагаться вся начинка, поэтому фюзеляж решили делать нормальным – объемным. Еще на стадии чертежа было заложено, что строительной основой будет низ фюзеляжа, он будет ровным. Это позволит нам сделать его максимально прямым, при этом минимизировать ошибки сборки.

Крыло пилотажной модели

Фюзеляж собирается также на чертеже. Три шпангоута, выпилены из легкой фанеры. За первый будет держаться наш безколлекторный двигатель, а за второй и третий – крыло. Четыре рейки 3х3 пропустили вдоль, связали, так сказать, все воедино. Далее, приклеиваем к получившийся основе низ. Промазываем рейки клеем и кладем на кусок пенопласта, придавив сверху грузом. Затем приклеиваем боковины. Уже похоже на фюзеляж!

Крыло пилотажной модели

Пусть сохнет, пойдем, посмотрим, что там с крылом.

Крыло уже высохло. Отрезаем все лишнее, обрабатываем кромки, вклеиваем в центроплан место под рулевую машинку.

Крыло пилотажной моделиКрыло пилотажной модели

Вырезаем «ушки» для крепления крыла к фюзеляжу и приклеиваем их. Крепление крыла к фюзеляжу может быть и совершенно другим, но для нас такой вариант оказался самым простым. Крыло, через эти уши, просто-напросто прикручивается саморезами к фюзеляжу! Еще нам нужно обклеить нервюры полосками бумаги, во избежание разъедания их клеем «Момент» при обтяжке пленкой.

Теперь вернемся к нашим рулям

После высыхания клея, отрезаем все лишнее, обрабатываем хвостовое оперение и элероны наждачной бумагой. Теперь можно вклеить киль на свое место в фюзеляж. Стабилизатор лучше всего вклеивать тогда, когда крыло встанет на свое место в фюзеляже. Только так мы добьемся точной установки стабилизатора относительно крыла, а это очень важно, от этого в дальнейшем будет зависеть, насколько ровно у нас полетит самолет.

Опять фюзеляж

Хотя наш фюзеляж уже и приобрел почти законченный вид, нам еще нужно над ним поработать. Вклеиваем фанерную вставку для крепления шасси. Размечаем и прорезаем места для рулевых машинок, а их мы ставим непосредственно возле рулей. Для крепежа серво, приклеиваем рейки. Также приклеиваем ко второму и третьему шпангоуту кусочки реек, за которые мы будем крепить крыло. Просверливаем отверстия в переднем моторном шпангоуте, для охлаждения регулятора и батареи.

Крыло пилотажной моделиКрыло пилотажной модели

Нужно отметить этот момент особо. Многие, делая каналы охлаждения, забывают сделать окна для выхода нагретого воздуха! Получается еще хуже – воздух зашел, нагрелся, а выйти некуда, получается своеобразная пробка, очень неполезная для нашей начинки. Также хочется сказать, что для правильного охлаждения, выходные окна должны быть примерно в два раза больше входных.

Обтяжка

Ну, раз мы выбрали такую технологию изготовления крыла, никуда не деться, нужно приклеить пленку. В принципе, можно было сделать крыло полностью из потолочной плитки, хотя, может быть, получилось бы тяжелей, кто знает?

Технология обтяжки очень проста. Приобретаем клей «Момент», для эстетов – «Момент кристалл», промазываем переднюю и заднюю кромки, лонжероны и нервюры – через одну. Пока клей подсыхает, отрезаем два куска лавсана. Повторно промазав нужные нам места, накладываем пленку, лишнее отрезаем острым ножом.

Крыло пилотажной модели

В первую очередь, когда клей высохнет, прогреваем утюжком проклеенные места, а уже затем приступаем к основной протяжке пленки. Греть нужно как можно осторожней, чтобы не оплавить и не покоробить наши нервюры.

Шасси

Для стоек шасси использовали стальную проволоку диаметром 2 мм. Колеса – из детского металлического конструктора, но вариант плохой, жестко очень, в дальнейшем заменили на нормальные – легкие и мягкие.

Смотрите про коптеры:  Краткая история робототехники | Пикабу

Крыло пилотажной модели

В принципе, можно обойтись вообще без колес, сделать проволочную лыжу для защиты воздушного винта и все. Садим авиамодель все равно, в большинстве случаев, в траву. Крепится шасси к фюзеляжу фанерной накладкой с помощью винта М3. При неаккуратной посадке должна сломаться прижимающая накладка, а не фюзеляж. Хвостовое колесо решили не делать, ограничились проволочным костылем.

Сборка

Сначала устанавливаем крыло в фюзеляж, далее вклеиваем стабилизатор, он должен быть строго параллелен крылу, а киль, соответственно, строго перпендикулярен.

Никаких специальных навесов у нас нет, мы навешиваем рули «дедовским способом»: нитками, пропуская их восьмеркой. У элеронов три места навески, у стабилизатора с рулем высоты – четыре, а у руля поворота – два.

Крыло пилотажной моделиКрыло пилотажной модели

Кабанчики вырезаем из подходящего пластикового уголка, вклеиваем их по месту. Устанавливаем рулевые машинки в крыло и фюзеляж.

Крыло пилотажной моделиКрыло пилотажной модели

Для тяг выбираем подходящую стальную проволоку. Никаких специальных вилочек нет. На тягах делаем Z – изгиб, который продеваем в кабанчики и в качалку рулевой машинки, после чего качалку крепим на свое место. Как показала практика, соединение стабильно, никаких люфтов и прочих неприятностей не наблюдалось. Также удобно, для точной настройки, немного изгибать тяги, увеличивая или уменьшая их длину.

Крыло пилотажной модели

Двигатель крепим к переднему шпангоуту, регулятор закрепляем между первым и вторым шпангоутом, пластиковым хомутом. Аккумуляторная батарея крепится липучкой. Для этого на батарею клеим крючочки, а в фюзеляж вторую, мягкую часть. Как показала практика, батарея держится очень хорошо, даже вынимать ее нужно с определенным усилием.

Обсудить на форуме

Как собрать радиоуправляемое летающее крыло свими руками.

Смотрите про коптеры:  ‎App Store: SYMA FPV

Компелктующие для авиамоделей доставка по москве и в любую область россии – мастерхобби


Сборные пластиковые модели самолетов, вертолетов, танков и игрушки на  радиоуправлении, конструкторы и электронные модули Ардуино – все для Вашего увлечения по доступным ценам и доставкой по России!

Крыло должно отвечать ряду серьезных требований:

           —  обладать достаточной прочностью и жесткостью, чтобы под действием нагрузок, возникающих при выполнении фигур, не изменять свою геометрическую форму;

           —  быть совершенно ровным, так как даже малейший перекос приведет к тому, что добиться полной симметрии в выполнении прямых и обратных элементов фигур будет невозможно;

           —  не иметь слишком большой стреловидности по передней кромке, так как это ведет к ухудшению маневренности;

           —  не иметь угла V.

Основной продольной силовой элемент крыла—лонжерон. Как правило, современная модель самолета имеет один лонжерон, но это необязательно. Лонжерон воспринимает изгибающие нагрузки на крыло. Если прочность лонжерона недостаточна, крыло обязательно отломится у корневой нервюры.

Крыло планера «по классике» карбон-бальза

Катализатором к началу изготовления «классических» вариантов моделей послужили следующие обстоятельства. Удалось у друзей приобрести парочку хороших карбоновых фюзеляжей. Хвостовые балки нашлись от сломанных карбоновых удилищ.

Ранее никогда не делал подобных конструкций.

Когда-то нужно было начинать. Расчертил чертеж, заклеил его скотчем на большой доске. Выбрал профиль крыла, вырезал шаблон из тонкого алюминия.
Пока возился пришла посылочка со “Спорт-хобби” Владивосток.

Заказал кучку бальзы, карбоновых пластин.

Закупил хороших пилок для лобзика.

Решил собирать крылья на трубках, но в дороговато получается. В рыболовном магазине наткнулся на второе и третье карбоновое колено от удочек, достаточно большого сечения.

Все комплектующие собрались можно начинать.
Напилил силовых нервюр из 4мм фанеры и лобиков. Из бальзы в 3мм еще нервюр и лобиков. Пока не обработанные по шаблону.

Примерял по чертежу трубочки и нервюры.

Собрал в пакеты. По шаблонам прошкурил фанерные и бальзовые нервюры.

При разнимании пакета пронумеровал все нервюры по порядку. Готовы на парочку центропланов.

Начинаю собирать крылья. Главная трудность, конусность трубок, приходится очень осторожно подгонять нервюры по одной. Все фиксирую на стапеле малярным скотчем, этого вполне достаточно. Набор заклеиваю на циакрине.

В процессе склейки прижимаю всю конструкцию, что под руку попадет. Двигаюсь вперед медленно и осторожно. Если возникнут косяки исправить будет очень сложно.

Кажется все ровно получается.

Примерял к фюзеляжу.

После тестов не понравилась прочность задней кромки. Полез в “угольную шахту” за тонкими планками. Из однонаправленного угля и эпоксидки изготовил пластину толщиной 02мм. Её разрежу на полосы в 3мм и наклею на заднюю кромку.

Полоски очень тщательно и аккуратно подогнал и заклеил на циакрине. Прижал канцелярскими зажимами.

На другой день снял все, проверил-ровно.

Вес одного центроплана.

Теперь нужно делать ушки. Вырезал силовые нервюры из 4мм фанеры.

По шаблонам прошкурил бальзовые нервюры.

Собираю ушки.

На ушках сразу поставил усиление задней кромки. Собрал вместе с центропланом.

Поторопился вставить полунервюры на ушках. Конечно заметил, когда все собрал. Пришлось придумывать.

Вес парочки крыльев.

Собрал размах 350.

Вклеил бобышки для крепления крыльев к фюзеляжу.

Окрасил внутренние поверхности нервюр флуоресцентной акриловой краской.

Обтянул крылышки.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector