Купить радиоаппаратура для квадрокоптеров –

Купить радиоаппаратура для квадрокоптеров  - Мультикоптеры

Введение. стандартный пульт ду.

Перед тем, как приступить к описанию проблемы, даю краткий обзор типового летного пульта. Стандартный пульт управления летающей моделью выглядит так:

Как видно, такой аппарат имеет две основные ручки (называются стики). Обычно, ручка управления газом и поворотом находится слева. Тянем вверх: подъем, вправо-влево: поворот. Ручка стремится занять центральное положение по горизонтали (снабжена пружиной).

Многие производители позаботились о том, чтобы владелец мог самостоятельно переделать самолетный вариант в вертолетный и наоборот. Также предусматривается возможность сменить управление Mode1/Mode2 (то есть поменять ручки местами, как руль в машине).

Кстати, вторая ручка стремится занять центральное положение по обоим направлением (имеет горизонтальное и вертикальное подпружинивание) и управляет креном и тангажом, что одинаково хорошо подходит как самолетам и вертолетам, так и мультикоптерам. А вот с управлением каналом газа все не так однозначно.

Аппаратура радиоуправления начального уровня

Эти комплекты предназначены для тех, кто желает максимально сэкономить и не определился, насколько важное место будет занимать моделизм в его жизни. Такие системы предназначены для простых моделей самолётов и мультикоптеров. После перехода на более продвинутую аппаратуру, передатчик можно использовать для тренировок на симуляторе. Характерные особенности:

  • 4-6 каналов управления;
  • Отсутствие каких-либо настроек, за исключением реверса каналов, отсутствие дисплея;
  • Отсутствие возможности сохранение настроек модели;
  • Невозможность использования для вертолётов с коллективным шагом основного ротора;
  • Невысокая цена.
Смотрите про коптеры:  Легко уберите свой дом с помощью робота-пылесоса

Самая дешёвая система радиоуправления в нашем каталоге, имеет 4 канала управления. Выгодное отличие от моделей конкурентов – наличие цифровых триммеров (триммер невозможно сместить, когда аппаратура выключена, положение остаётся в памяти передатчика до следующего включения) и дельта-микшера, что позволяет использовать i4 для моделей схемы «летающее крыло».

Flysky fs-i10

Звучит смело, но i10 – это мечта моделистов нескольких поколений! Представьте себе хоббийную аппаратуру, по функционалу не уступающую флагманским моделям ведущих брендов. Компании FlySky удалось воплотить эту идею в жизнь – фактически, отличие от верхних спортивных систем радиоуправления – только в меньшей скорости отработки и незначительно меньшей точности, возможности при этом на уровне запросов самых взыскательных пользователей.

Впервые в истории, передатчик использует операционную систему Android. Все функции богато проиллюстрированы и выводятся на цветной сенсорный дисплей. Доступна телеметрия, причём благодаря последовательному подключению можно получать показания даже с одинаковых датчиков, отвечающих за разные системы модели.

Futaba 8fg и 8fgs (8sg super)

Определённо – классика жанра, система выпускается с 2023 года и не теряет актуальности благодаря большому заделу на будущее, заложенному производителем. Среди заметных дополнительных функций – микшеры по точкам, логические выключатели, режимы виртуального кольца и точки висения для вертолётов, а также специализированные микшеры для планеров.

Аппаратура имеет 14 каналов управления (12 пропорциональных и 2 дискретных). Программное обеспечение – обновляемое, производитель издаёт новые официальные прошивки. Использован протокол передачи данных FASST – помимо максимальной точности и помехозащищённости, это означает, что перед Вами – большой выбор узкоспециализированных приёмников под конкретные задачи.

Автопилот для радиоуправляемого самолета

Так как дальние полеты сопровождаются риском потери сигнала, то для минимизаии риска превращения радиоуправляемой авиамодели в свободноулетающую нужен автопилот!

Это не обязательное требование, многие летают и без него, но зато есть разница – вернется авиамодель самостоятельно в точку взлета или вам придется искать ее в 10-100 километрах от точки взлета. Первое требует вложения денег, второе – времени и имеет не нудевую вероятность потери всего оборудования установленного на самолете.

Обязательно поставьте GPS трекер!!!

Даже с автопилотом ваш дальнолетный самолет может не дотянуть до точки взлета (например – возвращаемся против сильного ветра, который поменял направление после вашего вылета). Искать легче, когда у вас есть GPS координаты посадки записанное полетное видео (пишем на видеошлем).

Без треккера и без автопилота – не отлетайте дальше километра от точки взлета! 

Видео поиска авиамодели с помощью GPS треккера

Лучше брать первый вариант – у него внешнее питание (12-100 Вольт) встроенный аккумулятор. Прочная противоударная конструкция, даже при тотальном краше с пары километров высоты он сможет передать точку своего местонахождения.

Но, вернемся к поелтным контроллерам.

Оптимальным для новича считается автопилот FY-41AP Lite. Он хоть и старенький, но летает практически “из корбки без настроек”.

Поддерживает “автовозврат”, “воздушный забор”, “полет по точкам”. Об этом автопилоте достатточно большая дисскуссия на нашем авиамодельном форуме тут.

Аппаратура радиоуправления продвинутого любительского уровня – на стыке хобби и спорта

Системы, перечисленные в этом разделе, подходят для всех моделей, включая самые сложные – 3D-пилотажные самолёты-гиганты и реактивные копии, а также спортивные планеры. Функциональные возможности соответствуют требованиям опытного моделиста. Рекомендуем ознакомиться с полным описанием каждой из перечисленных систем радиоуправления. Несколько характерных для всей группы особенностей:

  • 8-16 каналов управления;
  • Наличие полноценного планерного меню в дополнение к самолётному и вертолётному;
  • Дополнительные функции: микшеры по точкам, логические выключатели по нескольким условиям;
  • Наличие большего количества тумблеров и ручек, свободное присвоение функций;
  • Возможность обмена настройками моделей с коллегами, использующими аналогичную аппаратуру;
  • Продуманная эргономика, ручки управления на подшипниках, широкое применение металла и мягкого пластика в конструкции;
  • Дисплей больших размеров для более наглядного вывода информации.

Дальность полета квадрокоптера

Дальность полета дрона определяется двумя вещами – эффективностью группы мотор пропеллер и емкостью аккумулятора.

Так же на дальность полета влияет и аэродинамическое сопротивление корпуса квадрокоптера, чем оно меньше, тем меньше дрон будет расходовать энергии на преодоление расстояния.

Дроны оборудованные полетными контроллерами с GPS могут летать по заданным точкам на карте и им не требуется управление от оператора в полете. В ином случае дальность полета дрона так же зависит от дальнобойности пульта управления.

Квадрокоптеры с большим радиусом действия оборудованы камерой, так как летать только ради простого полета смысла нет.

Оптимальной рамой для дрона летающего на большие расстояния является 230-250 размер, на двух этажах достаточно удобно размещается все оборудование для дальнего полета. Эти рамы за длинную центральную секцию часто называют “автобусами”.

Любители Drone Racing потихоньку переходят на более компактные рамы, но для дальнолетов выбор “автобуса” оптимальное решение!

Если вы не имеете готового набора из пульта и приемника, то оптимальным решением будет приобретение полного комплекта дрона и последующей его доработки – установки GPS и аккумулятора большей емкости.

Готовые наборы рам дронов

 Но, гораздо лучим решением будет полностью самостоятельная сборка квадрокоптера для дальних полетов на пустой раме.

Рамы дронов для дальних полетов

 Электроника для дальнолета приведена в статье выше, удачной сборки и дальних полетов!

Можно установить антенну с большим dBi или установить параболический отражатель. На фотографии выше как  раз самодельный параболический отражатель.

Если нет желания делать такой своими руками, то можно купить готовый параболический отражатель  или .

Не смотря на свою простоту – такой антенный усилитель работает, в среднем дает прирост на 900 метров к полетам без усилителя.

На картинке выше – два полета, нижний – без параболического отражателя (1.3 километра), верхний с отражателем (2.4 км), как видите – прирост весьма значительный.

Кроме управления надо дорабатывать и FPV часть, так как улететь с одним из вышеприведенных вариантов то не проблема, но проблемой может стать потеря видеосигнала.

Для увеличения дальности можно установить видеопередатчик повышенной мощности.

– с нормальными антеннами позволяет улететь на 2-3 километра.

– дальность полета с таким видеопередатчиком будет около 10 км.

Так же можно улучшить и видеоприемник установкой на него .

Направленная антенна не позволит летать “вокруг себя”, но при полете в одну сторону сильно увеличит дальность приема даже на имеющемся видеопередатчике.

Константин, Обзор квадрокоптеров

Камера для записи полетного видео на авиамодели дальнолете

  • Размах крыла: 1800 мм
  • Длина фюзеляжа: 1230 мм
  • Общая высота: 350 мм
  • Высота фюзеляжа: 160 мм
  • Максимальная ширина фюзеляжа: 134 мм
  • Вес пустого корпуса: 960 грамм
  • Максимальная взлетная масса: 5 800 грамм
  • Максимальное время полета: 210 мин
  • Максимальная дальность: 160 км
  • Максимальная скорость: 150 км
  • Максимальная высота полета: 5000 метров
  • Материал: EPO 

На мой взгляд – наоболее оптимальная камера при полете на дальние дистанции, это RunCam 2!

Она имеет более аэродинамичный корпус чем обычные экшенкамеры, может питаться от бортового аккумулятора напрямую (5-17 Вольт), ее можно использовать и как курсовую (малая FPV задержка), подробнее смотрите в статье Обзор RunCam 2.

  • Заказать экшенкамеру RunCam 2 можно .

Но, если хочется снять красивое видео без покачиваний от порывов ветра, то часто устанавливают трехосевой стабилизатор и GoPro или GitUp 2.

 Такой девайс весьма сильно увеличит лобовое сопротивление и уменьшит автономность полета, но, что не сделаешь для красивых кадров! 🙂

Место расположения подвеса выбирается по своему вкусу, главное – соблюсти центровку авиамодели.

  • Заказать недорогой подвес можно .
  • Заказать экшенкамеру:  или .

Квадрокоптеры с большим радиусом действия своими руками

Из имеющихся в продаже дронов-долголетов наиболее оптимален DJI Mavic Pro, для увеличения дальности и времени полета пользователи часто производят установку дополнительного аккумулятора, посмотреть на такую модификацию можно в статье Доработки DJI Mavic.

Этот дрон может летать на 5 километров и дальше. На видео выше полет протяженностью в 14 километров.

Если вы хотите купить квадрокоптер с полетом на 5 километров и дальше, то переходите по ссылке ниже.

Готовые варианты дронов-долголетов хороши тем, что их можно заказать и на следующий день после получения, прочитав инструкцию, отправляться в полет. Однако, фабричные квадрокоптеры имеют и недостатки, первый из них – цена! 

Собранный своими руками квадрокоптер – дальнолет по цене обойдется в 4-5 раз ниже, чем купленный в магазине. Да, сборка потребует времени, придется разобраться с теорией по сборке, потребуется умение паять, но, зато, вы сможете оснастить свой дрон именно тем оборудованием, которое требуется именно для выполнения именно ваших задач, а избыток затраченного времени компенсируется пониженными финансовыми затратами.

Итак, переходим к практике!

Полет на 200 километров на радиоуправляемом самолете my twin dream

Электроника установленная на авиамодели:

  •  Моторы: (2x) 470Kv MN3110-26 T-motors
  •  Аккумулятор: 31500mAh 6S LiIon (2654 грамм)
  •  Регуляторы: (2x) 40A YEP ESCs – set to AFW and have worked flawlessly for 62 flights so far.
  •  Пропеллеры: (2x) Aeronaut CAM Power Props 10×6 (AER7226/22)
  •  Пульт управления: Taranis x9D Plus
  •  Полетный контроллер: Eagletree Vector w/GPS V2
  •  Наземный модуль: Eagletree Eagleeyes Diversity and multi video splitter
  •  Бортовое питание: Castle Creations 10A BEC

Характеристики дальнего полета:

  • Полетный вес: 4617 грамм
  • Расстояние до разворота: 103.6 км
  • Общая дистанция полета: 212.9 км
  • Время полета: 3ч 54 мин 31 секунда
  • Токопотребление за полет: 21849 мАч
  • Расход мАч/км: 21849 мАч/212.9 км = 102.63 мАч/км

 Как видите – полет за 100 километров от точки взлета и возврат на этой авиамодели вполне возможен!

Проблема выключения моторов

Naza, как и некоторые другие контроллеры, имеет режим, в котором моторы отключаются при газе меньше 10%. Режим хорош тем, что в случае аварии или опасности даже не очень опытный пилот инстинктивно выключит моторы, что может серьезно облегчить последствия катастрофы.

С другой стороны, это заставляет новичков беспокоиться при снижении с большой высоты. Чуть сильнее опустили ручку — и мы в свободном падении. Перестраховались — и потеряли заряд батареи при слишком медленном снижении. Особенно это важно при сверхвысоких полетах по камере, когда спуск происходит на последнем издыхании батареи, а звука моторов не слышно, если у вас нет наушников.

Есть, конечно, режимы, не отключающие команды вовсе (по команде или по тумблеру), но это не самый безопасный выход для начинающих. Например, мы так сломали винт и испортили паркет при тесте в офисе. Коптер стал заваливаться набок, и миллисекунды поиска комбинации выключения моторов привели к печальным последствиям.

Отключились бы они при сбросе газа, и все было бы в полном порядке. И наоборот, один раз неполадки в технике привели к экстренной посадке коптера на поле вдалеке. Нужно было отключиться при первом касании травы для наиболее мягкого приземления. Все прошло «на ура», так как был выбран режим остановки при сбросе газа.

Каждый, конечно, выбирает режим выключения сам, он лично мне комфортнее использовать сброс газа. И проблемы случайной остановки двигателей при этом нужно как-то решать.

Проблема контроля высоты полета


После установки такого контроллера на мультикоптер ручка управления газом по-сути превращается в регулятор высоты полета, удерживающий аппарат на месте при среднем ее (

ручки

) положении.

Тянем вверх — летим вверх, вернули в центр — остановка.

Если вы используете стандартный пульт, то среднее положение ручки иногда приходится контролировать посматривая на нее и отвлекаясь от пилотирования.

Ситуация усложняется, когда вы начинаете FPV-полеты по камере. Например, нужно облететь объект по кругу несколько раз камерой в сторону объекта на высоте 25 метров при условии, что на пути есть деревья высотой 20 метров. При использовании дисплея еще можно переключить внимание на рукоятку или на модель, а вот в видеоочках остается только всматриваться в показатели высоты и вертикального ускорения, если система OSD, накладывающая полетную информацию на видео, у вас вообще установлена. Палец положения стика строго по вертикали не чувствует.

Повторюсь, эта проблема существует только у тех коптеров, которые имеют барометр и функцию удержания высоты. Если у вас такой функции нет, то и среднее положение стика вам ни к чему — аппарат все равно будет «плавать» по вертикали.

Программируемая аппаратура для моделей среднего уровня

Системы из этой группы, по статистике, пользуются наибольшим спросом, что не удивляет – при их невысокой стоимости, функционала достаточно для подавляющего большинства хоббийных моделей всех классов. Характерные особенности:

  • 6-8 каналов управления;
  • Наличие меню для самолётов и вертолётов;
  • Память на несколько моделей, настройка основных параметров: расходы, экспоненты, выключение двигателя, флапероны;
  • Наличие нескольких линейных микшеров (задают линейную зависимость воздействия одного канала управления на другой);
  • Небольшой жидкокристаллический дисплей для отображения параметров.

Самая популярная модель в линейке. Помимо перечисленных выше особенностей, система имеет базовые функции телеметрии – Вы можете контролировать напряжение на приёмнике модели. Меню аппаратуры – простое и интуитивно понятное. Компактный размер и минимальный вес делают i6 интересной не только для начинающих, но и для опытных моделистов – в качестве второго передатчика для путешествий.

Пульт управления для квадрокоптера

Аппаратура управления, пульт радиоуправления, передатчик, аппа – все это означает одно и тоже, если подразумевается девайс по управлению дроном.

Внимание! Обзор современных пультов радиоуправления расположен в статье: Пульт радиоуправления для дрона в 2020.

Самый недорогой вариант из полноценных пультов вы можете видеть на фото ниже.

пульт управления квадрокоптером

Обратите внимание – левый стик не подпружинен (не возвращается в центр по вертикали), это, так называемая Mode 2 – когда управление “газом” слева.

Всего имеется 4 таких режима.

Режимы Mode на пульте управления квадрокоптером

Они означают раскладку на стиках управления. Для квадрокоптера (да и авиамодели тоже) эта раскладка роли не играет. На приемник передаются данные привязанные к каналам. Вы можете сменить Mode в настройках пульта, например со второй в первую, тогда стик управления высотой квадрокоптера “поменяется местами” с направлением полета “вперед/назад”, но, в настройках квадрокоптера менять ничего не придется.

Традиционно в Америке предпочитают летать в Mode1, в Европе и России в Mode2. Но, это только обусловлено удобством и возможностью взять чужой пульт в поле и полетать на чужой авиамодели или дроне с привычным управлением.

Некоторые моделисты путают “Зону использования”, там можно выбрать американский или европейский стандарт (в технических настройках пульта) с Mode раскладки стиков. И ставят Mode1 мотивируя тем, что в этом режиме ВЧ модель пульта управления квадрокоптером переходит в более мощный режим.

Однако Mode  к мощности не имеет ни какого отношения, а вот “Зона использования”, например “Country Code” в Taranis или механический переключатель в старых аппаратурах радиоуправления занижает мощность (а значит и дальность управления) при выборе Европы. Имеет смысл ставить Америку.

Кроме этого различается и манера удерживать пульт в руках.

Пульт управления для квадрокоптера

Классический хват для управления квадрокоптером, пульт подвешивается на шейный шнурок, большие пальцы лежат на стиках. Указательные пальцы переключают тумблеры.

Средними пальцами можно управлять подвесом или любой другой периферией дрона, с помощью двигунков или министиков расположенных на боковой или задней панели пульта.

Пульт управления для квадрокоптера

 Хват стиков с помощью большого и указательного пальца, пульт управления вставлен в столик, руки лежат на боковинках столика.

Считается, что второй способ обеспечивает большую точность управления, но, при этом невозможно дотянутся до переключателей режимов не отрываясь от стиков. Так же невозможно использовать боковые и задние слайдеры и министики (если они есть на данной версии пульта).

 Пульт управления для дрона выбирается под задачу.

Если вы предполагаете использовать дрон для видеосъемки, то необходимо брать такую аппаратуру радиоуправления, у которой есть боковые слайдеры или министик с обратной стороны, это позволит управлять камерой квадрокоптера не отрывая пальцев от стиков и теряя управления дроном.

Какой пульт для управления дроном выбрать

Наиболее оптимальным по отношению возможности и качество изготовления к цене за пульт является линейка пультов FrSky Taranis.

Я использую FrSky Taranis Plus – большие возможности, стики на подшипниках, использование LUA скриптов, боковые поворотники с центрированием для управления подвесом и возможности настроек, до которых не все брендовые пульты с ценой под 1000$ доросли.

К тому же у него есть слот для установки внешнего ВЧ модуля и можно настроить часть дронов и авиамоделей на управление через него, используя для этого дешевые приемники.

Если вам нужен универсальный пульт для всех ваших дронов – как дронрейсеров, так и “таскателя камеры на подвесе”, то выбирайте среди Таранисов – у них есть различия функциональности и цене.

Если вы только начинаете и не желаете вкладывать большую сумму в пульт или предполагаете летать на Drone Racer чисто для себя, с участием в соревнованиях не выше городского масштаба, то имеет смысл взять аппаратуру радиоуправления FlySky.

У меня второй аппой используется FlySky FS-i6. в статье рассматриваются плюсы и минусы аппаратуры, а так же перепрошивка пульта на 10 каналов.

В настоящий момент FlySky FS-i6 является самой дешевой полноценной аппаратурой радиоуправления!

К этому пульту можно подключить 20 квадрокоптеров, авиамоделей или вертолетов, причем, каждая будет со своими настройками.Все необходимые для полета квадрокоптера функции пульт умеет, можно даже управлять подвесом с помощью крутилок расположенных на верхней части пульта (хоть это и не очень удобно).

Этим пультом или его модификацией часто укомплектованы готовые наборы дронов поставляющиеся в формате “купи и лети”.

Кроме этого, FS-i6 меньше и легче чем Taranis или бывшая самой распространенной в 2023-2023 годах Turnigy 9x.

Какой пульт для управления дроном выбрать

Кроме этих двух наиболее известных производителей существует еще большое количество брендов.

Многие считают – чем дороже пульт управления, тем он лучше! Но, это не так! В случае бренда вы переплачиваете просто за шильдик налепленный на пульт!

Какой пульт для управления дроном выбрать

Так, к примеру, раньше, дорогие брендовые пульты имели память на больше, чем 7 моделей и могли использовать большее количество (более 5) микширования каналов, использовались подшипники, а не втулки на стиках.

Сейчас, в том же Таранисе стоят стики на подшипниках, при желании можно купить и поставить стики на датчиках Холла (для тех, кто считает, что прецизионных резосторов ему недостаточно), использование внешней флешки дает неограниченное количество места для хранения моделей, количество микшеров каналов – 64 штуки.

К тому же можно использовать LUA скрипты – тогда можно не только микшировать неограниченно, но и выводить направление на точку взлета прямо на экран пульта, вместе с высотой, уровнем сигнала и текущими GPS координатами дрона, причем – все это можно еще и в лог файл писать!  Большинство брендовых пультов стоящие в 3 (!!) раза дороже Тараниса всего этого не умеют!

При этом, количество органов управления у Тараниса и пультов за килобакс – одинаковое!

Стоит добавить еще один гвоздь в брендовые аппы – стандартная дальность полета заявленная производителем на частоте 2.4 ГГц – 800 метров! 

У Taranis заявленная дальность полета – 1.5 километра!

Если летать в полях, где отсутствуют паразитные наводки от WiFi сетей и нет большого количества БС сотовых операторов, то реальная дальность обычно выше заявленной минимум в 2 раза!

Совет: Если вы решили покупать дорогую брендовую аппаратуру, то сначала почитайте о ней на форумах, скачайте инструкцию и посмотрите, какие преимущества (кроме крутого шильдика) вы получите за переплату в 2-6 раз и подумайте над тем, будут ли эти преимущества иметь для вас значение! 

Если вы покупаете в офлайн магазине, то не обращайте внимания на слова продавца!!! Ему надо “впарить товар”! 

Какой пульт для управления дроном выбрать

Пример адского лохотрона на скриншоте с сайта Пилотажа! Стоимость – 70$ по текущему курсу! Нет субтриммеров, нет микшеров, не защищенная от помех и сбивания другим пультом аналоговая частота 40 мегагерц!

Реальная стоимость такого пульта – 300 рублей! Поставить на детскую игрушку-автомобильчик или использовать как джойстик для симулятора. Поднимать дрон на таком пульте – опасно крашем!!! 

Их использовали во времена когда еще не было квадрокоптеров, для авиамодели помеха на 1 секунду – небольшое подергивание в полете, для дрона (особенно racer дронов) – это 100% краш!!

Но продается дороже, чем FlySky которая имеет электронную систему настройки пульта и помехозащенный протокол на 2.4 ГигаГерца! 🙂

Удачных полетов!!!

Константин, Обзор квадрокоптеров

Установка lrs модуля в пульт управления

Обычный пульт управления имеет мощность передатчика в 10мВт, если между ВЧ частью и антенной поставить промежуточный усилитель в 1-2 Ватта, то дальность полета с 900 метров увеличится до 10 километров.

Я так далеко не отлетал, а знакомый проводил эксперимент – на приемник поставил RC-Switch, который включал лампочку. Лампу поставил на окно, отъехал на 10 км и с помощью подзорной трубы наблюдал как включается и выключается лампочка с помощью пульта управления. 🙂

Купить усилитель сигнала пульта управления можно .

Третий способ увеличения дальности полета квадрокоптера – это установка LRS модуля. 

Купить и .

В пульт управления Taranis или Turnigy такой ВЧ модуль вставляется без проблем, останется только установить приемник в ваш квадрокоптер и можно будет отлетать на 3-5 км от точки взлета.

Флагманские системы радиоуправления

Системы, о которых мы коротко расскажем в этой категории находятся на самом острие прогресса в сфере RC моделизма и обладают максимальными функциональными возможностями. Мы не будем выделять несколько преимуществ и особенностей – их слишком много, чтобы поместить их в формат краткой обзорной статьи. Рекомендуем ознакомиться с полными описаниями приведённых ниже систем радиоуправления!

Флагман линейки авиамодельных систем радиоуправления японской корпорации Futaba. Первая в истории бренда 18-канальная система управления. Высокочастотный модуль работает в режимах FASST, FASSTest (с телеметрией) и S-FHSS. Передатчик использует специально разработанную операционную систему и оснащён большим цветным сенсорным дисплеем.

Высокие характеристики и возможности системы 18MZ подтверждены спортсменами высочайшего уровня – эту аппаратуры используют такие пилоты, как 8-кратный Чемпион Мира в классе FAI F3A Кристоф Пьезан-Ле Ру (Cristophe Paysant-Le Roux, Франция) и наш соотечественник, трёхкратный победитель турнира Jet World Masters (Чемпион Мира в классе реактивных моделей-копий по версии IJMC), Виталий Робертус.

В 2023 году корпорация Futaba откликнулась на пожелания моделистов со всего мира, не знающих компромиссов при выборе аппаратуры радиоуправления, но при этом не готовых купить 18MZ из-за самой высокой на рынке цены. 18SZ по возможностям максимально приближается к флагману – различия в меньшем количестве микшеров, тумблеров и ручек и уменьшенном дисплее.

Меню доработано для ещё большей простоты в восприятии. Также добавлено мультикоптерное меню и новый протокол передачи данных (в дополнение к трём имеющимся) – T-FHSS, позволяющий использовать телеметрию на относительно недорогих приёмниках. Один передатчик для всех моделей, от самых простых до элитной спортивной техники – это очень удобно!

*Чтобы не уменьшать ресурс дорогой аппаратуры радиоуправления, тренируясь на симуляторе, Вы можете приобрести USB-контроллер, повторяющий эргономику и функции передатчика.

Функции полетного контроллера


Как известно, мультикоптер управляется

. Это устройство имеет в своем составе необходимые датчики (

гироскопы, акселерометры, барометр, компас, GPS-применик и проч.

) и приближает управление мультикоптером к управлению обычным соосным вертолетом. Ведь, если бы не контроллер, управлять пришлось бы 4-мя или даже 8-ю винтами по-отдельности, что сделало бы мультикоптеры самым распространенным типом мусора на помойках после падений.

Контроллеры бывают разные. Самые дешевые стабилизируют аппарат только по горизонту. При этом он может «плыть» вверх, вниз или вбок с произвольной скоростью, если вы бросили ручки. Не буду рассматривать управление такими устройствами, так как это удел продвинутых пилотов, которые и без пульта все сделают правильно.

Самой популярной из подходящих систем, пожалуй, является Naza от компании DJI Innovations. На ее примере мы и рассмотрим адаптацию пульта.

Часть 2. поиск решений.

Несколько первых дней полетов я мучился с управлением, боясь то заглушить моторы при спуске, то врезаться в дерево, не заметив небольшого планомерного снижения. Казалось, придется привыкать, но в голове постепенно вырисовывались требования к управлению:

1) Фиксация ручки в центральном положении со щелчком2) Дополнительное усилие при снижении газа меньше 10%3) Пружина на ручке, каким-то образом не снижающая безопасность использования пульта

Вот что у меня получилось:

На горизонтальной оси треугольниками отмечены те места, где ручка должна щелкать при перемещении. Сверху показано как должна работать пружина. Она доводит ручку до центрального положения только из состояния «выше центра». То есть, подлетая к препятствию, дергаем ручку вверх, ждем и отпускаем ее.

Часть 3. механическая модернизация передатчика

Так случилось, что я использую один из самых распространенных пультов

, на примере которого и напишу инструкцию. Если у вас другая модель, уверен, внутренности очень похожи. Единственная разница может быть в том, что в механизме ручки газа иногда пружинки просто нет, а иногда она заблокирована специальным штырем. Если вам не повезло, значит нужно раздобыть пружинку.

  • Важно! Если вас беспокоит даже обратимое изменение конструкции легендарного пульта Futaba, не читайте дальше, это может нанести моральную травму.
  • Если вы используете пульт и для полетов на самолете, откажитесь от подпружинивания и нижнего щелчка. Наверняка, вы обладаете достаточным опытом для того, чтобы останавливать моторы тумблером. Средний щелчок, думаю, никак не помешает полетам на самолете.
  • Если вы используете пульт для полетов на вертолете, щелчки не получатся все равно, так как у вас, по-идее, должна стоять насадка на зубья.
  • Изменения обратимы конкретно для моей модели T8FG Super. На других моделях я, разумеется, не проверял, но должно все получиться.

Итак, снимаем крышку и трещотку с ручки газа:

В моем пульте оказалось (фото ниже), что площадка с трещоткой (1) одновременно блокировала и пружинки специальным пластиковым штырем (2). О чудо — без этой площадки газ стал пружиниться сам! Подергав ручку, я понял, что для ее подпружинивания только в верхнем положении нужно удалить указанный металлический штырь (3), предварительно открутив винты и удалив пластиковое крепление (4), чтобы оно не мешало вынимать штырь щипцами.

Результат (5) видно на крайнем правом изображении. Металлический штырь приклейте скотчем к крышке пульта со внутренней стороны, он может пригодиться при откате изменений. Вернув крепление (4) на место и отщепив кусачками кусок пластикового штыря (2), с проблемой пружин было покончено.

Как ни крутил я площадку с трещоткой (1), мне не удалось избежать откусывания пластикого штыря (2). Производитель предусмотрел возможность ее (площадки целиком) крепления под углом 90 градусов, но тогда вместе со штырем перемещается и трещотка.

Оставить трещотку на месте, а штырек переместить, не представляется возможным. Может, в вашем пульте реализовано более гибко. В конечном счете это совсем не страшно. Можно приклеить этот штырек обратно при откате изменений, нагрузки и трения на нем нет.

Теперь о том, как сделать фиксацию ручки и щелчки. Трещотка цепляет полукруглую пластинку с зубьями, движущуюся вместе с ручкой. На этой пластинке нужно поглубже выпилить один проем между зубьями в центральном положении ручки и второй ближе к нижнему положении ручки (я выпилил проем между 2-м и 3-м зубьями) по ходу движения стика (ручки).

В вашем пульте есть еще одна пластинка с зубьями на другой ручке, она не используется. При продаже пульта или, если понадобится, можно поменять ручки местами, убрав щелчки.

Заключение

Вот и все. Теперь можно комфортно летать на заданной высоте, просто забыв об управлении газом. Это позволит сосредоточиться на съемке объектов, например. А можно улететь в облака и контролировать выключение моторов на спуске. Получилось весьма удобно.

по-крайней мере, я вообще не ощутил изменений

) а в среднем положении легкий, но ощутимый фиксатор, который не влияет на точность вертикального позиционирования стика. Фиксацию хорошо дополняет верхнее подпружинивание. Без него, на холоде, например, когда руки менее чувствительны, можно протянуть стик и мимо, так что самолетчикам, видимо, не помешает.

Костыль ли это? Хороший вопрос. Смотря что считать костылем. По крайней мере, это — костыль механический. Остальное, типа тумблеров блокировки 50%-го положения газа, будет функциональным костылем, который обеспечит результат с побочными и весьма ощутимыми эффектами.

Думаю, что время мультикоптеров еще не настало, и именитые производители просто не включают в комплект адаптер для коптеров, заостряя внимание на вертолетно-самолетных и Mode 1-2 адаптациях своего оборудования. Специальные коптерные пульты начинают постепенно оснащать похожими механизмами, как например пульт от второй версии Phantom от DJI.

Надеюсь, не зря потратил полдня, и кому-то этот пост пригодится. Удачных полетов!)

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий