- Какие есть разновидности модели?
- Особенности модели:
- Как часто перебирать?
- Что сразу докупить для модели?
- Какие нужны аккумуляторы?
- Есть ли у remo hobby детали, которые стоит взять на слэш вместо оригинальных?
- Какая версия лучше?
- Какие колёса лучше?
- Стоит ли брать бу модель?
- Какие у него есть недостатки?
- Что надо знать, чтобы потом не было мучительно больно?
- Видео о модели внедорожника на радиоуправлении
- Какие привода (полуоси) лучшие?
- Как чистить модель после покатушек?
- Стоит ли брать алюминиевый тюнинг?
- Зачем нужна электронная стабилизация?
- Какие амортизаторы лучшие?
- Какое передаточное отношение лучше?
- Стоит ли менять пластиковый спур на стальной?
- Какой нужен зарядник?
- Чем так хорош пластик у rpm?
- Где найти инструкцию по сборке?
- Это игрушка или серьёзная модель?
- Какое масло лить в амортизаторы?
- Какую корку взять?
- А может сэкономить и взять remo hobby 9emu?
- Чем смазывать?
- Зачем нужна телеметрия?
- Одноплатформенные собратья
- Чем так хорош traxxas slash?
- Зачем нужен центральный дифференциал?
- Как заряжать, как хранить аккумуляторы?
- Что должно быть смазано, а что нет?
- Можно ли переделать 2wd в 4wd или наоборот?
- Зачем нужны стабилизаторы поперечной устойчивости?
- Набор для конверсии traxxas slash 4×4 low sg
- Какая максимальная скорость?
- Какие у него есть конкуренты?
- Зачем нужен слиппер?
- Какую бк систему выбрать?
- Какой мотор лучше: коллекторный или бесколлекторный?
- Какое масло лить в дифференциалы?
- На сколько хватает аккума?
- Стоит ли брать нержавеющий крепёж?
- Можно ли переделать обычную версию в lcg?
- Сколько нужно аккумуляторов?
- Что такое слиппер, пиньон, спур, вазелин, бабочки и т.д.?
- Можно ли кататься зимой?
- Что такое monster slash?
Какие есть разновидности модели?
Главное отличие — в шасси. Их 4 разновидности: 2wd, 4wd, 2wd lcg, 4wd lcg. Это не совсем официальная классификация, но она отлично отражает суть. 2wd и 4wd — это задний и полный привод соответственно, а lcg (low center of gravity) — заниженный центр тяжести. Сейчас покажу.
Версия 2wd. Мотор расположен за задней осью, серва стоит вертикально, место под аккумулятор — в центре:
Версия 2wd lcg. Более компактная тушка, серву сверху не видно:
Версия 4wd. Мотор в базе, место под аккум слева, серва стоит вертикально:
Версия 4wd lcg. Более компактная тушка, серва лежит на боку, рогатина фиксируется защёлкой:
Сам Traxxas выпускает модели в таких вариантах:
артикул | версия | мотор | регулятор | аппа | ништяки | цена |
---|---|---|---|---|---|---|
58024 | 2wd | коллекторный Titan 12 витков | XL-5 | TQ | – | 200$ |
58034-1 | 2wd | коллекторный Titan 12 витков | XL-5 | TQ | аккум NiMH и зарядник | 240$ |
58094-1 | 2wd | коллекторный Titan 12 витков | XL-5 | TQ | аккум NiMH и зарядник, корка Ford Raptor, другой передний бампер | 260$ |
58034-2 | 2wd | коллекторный Titan 12 витков | XL-5 | TQ | аккум NiMH и зарядник, аудиосистема | 290$ |
58076-4 | 2wd | бк Velineon 3500 | VXL-3s | TQi | стабилизация | 320$ |
58076-24 | 2wd lcg | бк Velineon 3500 | VXL-3s | TQi | стабилизация, аудиосистема | 360$ |
68054-4 | 4wd | коллекторный Titan 12 витков | XL-5 | TQ | – | 280$ |
68086-4 | 4wd | бк Velineon 3500 | VXL-3s | TQi | стабилизация | 400$ |
6804R | 4wd lcg | бк Velineon 3500 | VXL-3s | – | неокрашенный кузов, аморты GTR, алюминиевые кулаки, стабилизатор поперечной устойчивости, центродифф | 430$ |
68086-24 | 4wd lcg | бк Velineon 3500 | VXL-3s | TQi | стабилизация, аудиосистема | 440$ |
68077-4 | 4wd lcg | бк Velineon 3500 | VXL-3s | TQi | аморты GTR, алюминиевые кулаки, стабилизатор поперечной устойчивости, стабилизация, телеметрия | 530$ |
Есть китайский клон Слэша — Remo Hobby 9emu. Он копирует оригинальную версию 4wd с высоким центром тяжести.
Особенности модели:
Шасси с пониженным центром тяжестиПозволяет достичь великолепной устойчивости и управляемости.
Защита от воды и пылиТеперь дождливая погода не будет помехой для любимого хобби! Фирменная технология влагозащиты от Traxxas сохраняет электронику и механику от неблагоприятных влияний окружающей среды.
Копийные кузоваКузова окрашены в полном соответствии с цветовой схемой реально существующих автомобилей команд Traxxas, Amsoil ,4 Wheel Parts и Chet Huffman Motorsports, выступающих в классе Short-Course
Тюнингованные детали серии Platinum в комплекте
На модели установлены алюминиевые хабы и поворотные кулаки, что повышает жёсткость и точность рулевого управления. Стальные стабилизаторы повышают устойчивость и управляемость.
Система радиоуправления
В комплект включена радиоаппаратура Traxxas TQi. Рабочая частота 2.4 ГГц, современный протокол передачи данных и функция Fail Safe обеспечивают высокое качество сигнала и защищённость от помех. При подключении IiPhone/iPod touch к док-станции, вы можете легко программировать передатчик и выводить на экран показания телеметрии.
Двигатель, регулятор оборотовМодель оснащена специально спроектированным 10-витковым бессколлекторным электродвигателем Traxxas Velineon и регулятором оборотов VXL-3s. Такая комплектация обеспечивает невероятно большой запас мощности. При использовании батареи, включённой в комплект, максимальная скорость достигает 65 км/ч.
Возможно применение Li-Po аккумуляторовРегулятор оборотов поддерживает использование Li-PO батарей. Установив трёхбаночный аккумулятор и включённую в комплект опциональную шестерню, Вы сможете развить скорость более 100 км/ч!
Обучающий режимРегулятор имеет тренировочный режим, ограничивающий скорость на 50%. Теперь модель можно использовать для обучения, не боясь серьёзных аварий, затем, после простой и быстрой перенастройки переходить к гонкам по бездорожью на максимальной скорости!
Цифровая влагозащищённая сервомашинка рулевого управленияИспользуется быстрая и высокоточная цифровая сервомашинка. Как и все компоненты электроники, она защищена от попадания воды и пыли. Металлический редуктор позволяет выдерживать значительные ударные нагрузки.
Подшипники с резиновыми вставками
Резиновые вставки подшипников минимизируют трение и обеспечивают надёжную защиту от попадания грязи и воды.
Как часто перебирать?
Внимательность — ваш друг. Перед каждой покатушкой осматривайте модель, проверяйте как вращаются колёса, как работает подвеска, не выкручивается ли какой-нибудь винтик. Чем раньше вы обнаружите дефект, тем дешевле обойдётся его устранение.
Трансмиссия.
Постарайтесь запомнить с каким звуком новая машина (или хорошо обслуженная) на весу вращает колёсами, как долго колёса вращаются по инерции. Это эталон, по которому вы будете ориентироваться. Если колёса быстро останавливаются или одно вращается хуже другого — надо искать причину, скорее всего виноват какой-то подшипник.
Подшипники
выходят из строя из-за высокой нагрузки, а также потому что в них попадает пыль и песок. Как понять, что внутрь попали песчинки? Снимите подшипник и, зафиксировав чем-нибудь внутреннее кольцо (я люблю насаживать на пинцет), покатайте его по пальцу.
Если опыта ещё мало, сравните с тем, как катится новый подшипник, должно быть одинаково. Нет — откладываем в сторону. Если вовремя обслужить такой подшипник (снять пыльники, промыть, смазать, собрать), то он будет вращаться как новый. Если ничего не делать, то со временем он начнёт стучать или вовсе перестанет вращаться (заклинит).
Раньше я ухаживал за подшипниками (видео), но со временем понял, что дешевле просто менять их на новые.
Подвеска.
Проверьте как сжимается подвеска на каждом колесе. Рычаги должны двигаться легко, с приятным демпфированием, без скрипа. Часто нормальной работе подвески мешают телескопические привода: от пыли они становятся шершавыми и плохо двигаются, и не дают двигаться подвеске.
Масло в амортизаторах.
Амортизаторы потихоньку насасывают пыль и теряют масло, особенно если в них изношены сальники. Периодически их надо перезаливать, а ещё лучше разбирать и чистить. Как часто? Не знаю. Конкретных рекомендаций для нашей модели я не находил. В инструкциях к моделям Arrma рекомендуют менять масло после десяти откатанных аккумуляторов.
Масло в дифференциалах
может немного сочиться через сальники, это слабое место Слэша. Обновляйте его после десяти откатанных аккумуляторов. На зиму погуще, на лето пожиже.
Что сразу докупить для модели?
- Аккумулятор, если его нет в комплекте с машиной.
- Зарядное устройство.
- Кулер на мотор: пассивный или активный (с вентилятором).
- Инструменты и химию.
Без инструментов не заменить сломавшуюся деталь. Если вы покупаете новую модель, то необходимый минимум инструментов будет в комплекте. При покупке БУ что-то может отсутствовать, поэтому я оглашу полный список:
- Набор шестигранных отвёрток или отвёртка с набором бит. Понадобятся шестигранники размером 1.5, 2.0, 2.5 мм. В комплекте с моделью идут Г-образные ключи, но крутить ими неудобно, особенно если много. Лучше купить отвёртки, причём не абы какие, а качественные (XRS racing, Pro-tek, MIP, Arrowmax, Hudy).
- Гаечный рожковый ключ на 4 мм для регулировки тяг. Я сделал сам — дремелем выбрал паз в подходящей стальной заготовке.
- Гаечный рожковый ключ на 8 мм для регулировки слиппера. В принципе можно и плоскогубцами обойтись.
- Торцевой ключ на 7 мм для колёсных гаек. Обычная головка может не поместиться в углублении диска, требуйте с продавца специальный крестообразный ключ (идёт в комплекте со всеми моделями).
- Небольшой пинцет, длиной 10-15 см, для работы с мелкими предметами. Можно обойтись и без него, но с ним гораздо удобнее.
- Штангенциркуль. Просто полезная в хозяйстве вещь. Нужен как измерительный прибор, например при регулировке тяг.
Химия, которая необходима для переборки:
Химия, которая может пригодиться:
Теперь о запчастях. Тут есть варианты. Если брать модель новой, то кроме пары рычагов RPM и запасных ступичных подшипников я бы ничего дополнительно не брал. Если катать аккуратно, у вас ничего не сломается и запчасти на первый сезон не понадобятся.
Я вижу две причины затариться запчастями заранее: желание сэкономить и жизнь вдали от магазинов. Тогда для 4wd так:
Для 2wd у меня нет подобного списка. Возможно со временем вы просто замените половину деталей из-за конструктивных недостатков стоковой модели.
Также см. тюнинг.
Какие нужны аккумуляторы?
Есть два типа аккумуляторов: NiMH (никель-металл-гидридные) и LiPo (литий-полимерные). Первые проигрывают по всем характеристикам и брать их стоит только нахаляву.
Стоковые регуляторы скорости VXL-3s и XL-5 поддерживают LiPo аккумуляторы до 3s (три ячейки, соединённые последовательно), но я рекомендую кататься на 2s. Почему? Машина с бесколлекторной системой на 2s уже едет бодро. На 3s гораздо быстрее кончатся стоковые пластиковые полуоси, плюс может перегреваться мотор, плюс идёт повышенный износ подшипников и всей ходовой части.
Трансмиссия с коллекторным мотором на 3s не будет испытывать таких больших нагрузок, как с бесколлекторным, но сам мотор проживёт недолго.
Брать оригинальные аккумуляторы Traxxas не имеет смысла, вы только переплатите за брэнд. Лучшими из доступных считаются Gens Ace, за ними идут HRB. И те, и другие ищите на Aliexpress. Ноунейм брать не стоит, да и вообще на аккумуляторах лучше не экономить: просто один раз купите хорошие, и они прослужат долго.
В Слэш влезают аккумуляторы ёмкостью 5000…7600 мАч. Перед покупкой на всякий случай проверьте, что аккумулятор поместится в шасси. Вообще они все более-менее стандартные, но лучше подстраховаться. Сами знаете: семь раз туда, один раз сюда.
Существует несколько вариантов соединительных разъёмов. Чтобы стимулировать продажи своих аккумов и зарядок, Traxxas продвигает свой разъём Traxxas, и если брать модель новой, из регулятора будет торчать именно он. К счастью, не обязательно вестись на этот маркетинг: просто перепаяйте разъём на XT60.
Если не хотите терять гарантию, можно сколхозить переходник. Когда гарантия закончится, от переходника лучше отказаться, потому что по силовым проводам текут огромные токи (320A в пике на VXL-3s), и любое лишнее соединение — это потеря энергии и потенциальный источник проблем.
Итого: берём Gens Ace 5000…7600 мАч 2s, при необходимости перепаиваем разъём на XT60 или Traxxas.
Есть ли у remo hobby детали, которые стоит взять на слэш вместо оригинальных?
Есть. Давайте конкретно:
- Пластиковые привода (RP2023, RP2020) проигрывают по прочности оригиналу. Отверстие под пин для хекса на 0.5 мм больше, чем у оригинала.
- Стальные привода (M5902, M5903) сделаны из мягкого металла, могут подклинивать при полном сжатии подвески. Плюс та же особенность с отверстием под пин.
- Рычаги… Просто возьмите RPM.
- Бабочки. Резьба в отверстиях умрёт после пары затяжек. Берите оригинал или RPM.
- Дифференциалы. Неудачная резиновая прокладка между корпусом диффа и шестернёй. Берите оригинал.
- Корка. Отзывы противоречивые, пример. У кого-то жила долго, у кого-то нет.
- Колёса. Были жалобы на плохо приклеенную резину, но компаунд мягче, чем у стоковых колёс Traxxas. Можно попробовать.
- Амортизаторы. Гнутся штоки, текут уплотнители, запчастей нет.
- Бампера: передний (P2023) неотличим от оригинала, задний (P2045) вроде норм.
- Рулевая трапеция (RP2029) отличается от оригинала отсутствием углубления под ступенчатый винт, надо брать вместе с винтами (F5220). Также у трапеции Remo Hobby больше зазор для рулевой тяги.
- Спур (G1854). Отзывы разные, но в целом норм.
- Трёхдырки. Металл мягче, чем у Traxxas, но цена гораздо ниже. Я рекомендую брать трёхдырки Remo и просто почаще их менять.
Какая версия лучше?
С любой моделью вам будет весело, но по-разному. Вопрос в том, чем они отличаются.
Новичку лучше рассматривать только низкие версии. Они гораздо устойчивее в поворотах, меньше переворачиваются, и даже в воздухе ведут себя лучше. Если понимаете английский, посмотрите обзор 4wd lcg от Ultimate RC.
Наиболее интересный вариант — 4wd lcg на бесколлекторном моторе. В сравнении с 2wd lcg он проходимее и проще в управлении. У него очень продуманная конструкция шасси: всё легко разбирается и собирается, обслуживать — одно удовольствие. Если бы мне надо было отказаться от всего и оставить только одну модель, это была бы 4wd lcg. Кстати, у 4wd версии есть ещё один неочевидный плюс — её будет гораздо проще потом продать, чем 2wd.
Ок, а что насчёт 2wd? Версия 2wd дешевле, чем 4wd. В ней меньше деталей, что теоретически делает её более простой в обслуживании, а на самом деле… нет. Просто посмотрите видео-инструкцию по обслуживанию редуктора. Сколько всего надо открутить и снять, чтобы добраться до внутренностей! Конструкция шасси на мой взгляд откровенно сырая:
Частично эти недостатки исправляются сторонним тюнингом, но блин! Почему нельзя было сразу сделать нормально?
Ладно, а что по управляемости? Версией 2wd сложнее управлять, и в этом есть свой кайф. Полноприводная машина под газом выравнивается, а заднеприводная может запросто уйти в занос. Это ощущается как… непослушность. К 2wd надо найти подход.
Короче так: 4wd — универсальность и проходимость, 2wd — олдскул, спорт и техника вождения (типа пруф).
Какие колёса лучше?
На Слэш нужны не абы какие колёса, а именно для шорт-корса 10-го масштаба (обозначаются как SC10).
Вылет. Есть два варианта вылета дисков: нулевой и плюс 5 мм. Диски с нулевым вылетом обозначаются как 2wd Front, диски с положительным — 2wd Rear. Не пугайтесь, когда обнаружите на своём 4wd Слэше колёса от 2wd. Это не ошибка, а такое обозначение.
Рекомендации форума по резине:
Стоковые колёса довольно жёсткие и держак у них не очень, но кататься всё равно весело. Если денег на новую резину жалко, можно кататься на том, что есть и не париться.
Колёса для зимы — это отдельный разговор. Самые смелые энтузиасты закручивают саморезы сквозь покрышку, чтобы получились шипы. Держак на таких колёсах отличный, но кататься на них опасно: на большой скорости саморез может выскочить. Несложно прикинуть насколько это опасно.
Максимальная скорость вращения колеса достигается при блокировке противоположного колеса на оси. Предположим, что максимальная скорость модели 60 км/ч, тогда в случае свободного дифференциала начальная скорость самореза в момент отрыва будет достигать 120 км/ч.
Безопаснее ставить цепи, но и они могут слететь. Хорошей проходимостью обладают монстровые колёса, к примеру Pro-line Trencher 2.8. На зиму самое то. Если будете подбирать БУ монстровые колёса, перед покупкой обязательно проверьте, что они не упираются в кастер-блоки (на передней оси).
Стоит ли брать бу модель?
В целом покупка радиоуправляемой модели с рук не отличается от покупки с рук любой другой техники. Можно очень хорошо сэкономить, а можно купить ушатанную развалюху и вложиться в ремонт так, что в итоге модель обойдётся дороже новой. Внимательно осматривайте модель при покупке, а лучше прихватите с собой опытного товарища. Новичку тяжело отличить рабочие люфты от износа, например.
После покупки машину надо полностью разобрать, всё вычистить и определить дефекты (заклинившие или хрустящие подшипники, сорванные резьбы, трещины в деталях, заклинившие телескопические привода, сорванные шлицы винтов, отсутствующие шайбы и т.д.). Хорошо, если при сборке ничего нового не сломается :). Опять-таки полезно иметь рядом опытного товарища. У меня было небольшое биение колёс, оказывается это нормально.
Искать предложения надо на Авито, Юле, Ebay, в барахолке форума Rcdesign и группах Вконтакте. Если смотреть по верху рынка, то можно найти предложения в хорошем тюнинге, с горой запчастей, набором разных колёс и т.д. Это означает, что человек наигрался и избавляется от всего добра, накопленного за долгие годы.
Какие у него есть недостатки?
Про это у меня есть отдельная статья: Почему не стоит брать Traxxas Slash 4×4?.
Он не самый быстрый, не самый крепкий, не самый лёгкий, не самый управляемый, не самый фановый, не самый дешёвый. У него не самая интересная электроника. Продолжать список можно долго. Слэш — это такой середнячок.
Слэш — это устаревшая модель. Сейчас для фана есть множество более интересных моделей, например Traxxas Maxx, UDR и E-Revo 2, багги и трагги от LC Racing, а также модели Arrma линейки 6s blx. Для соревнований в классе шорт-корс лучше взять Team Associated SC10 6.2, Losi TEN-SCTE, Tekno SCT410.3, и, наверное, что-то ещё.
Слэш сыроват из коробки (особенно 2wd). Со временем вам захочется исправить болячки, заменить электронику, попробовать другие колёса, какой-то тюнинг и т.д. А это всё стоит денег. Доработанная модель в итоге обойдётся дороже аналогов.
Ещё один минус — это магазин Хобби Центр, который является эксклюзивным дистрибьютером Traxxas в России. Из-за него американские интернет-магазины вроде Amain и Towerhobbies не шлют продукцию фирмы Traxxas в Россию. Цена на модели и запчасти в наших магазинах больше на 20…40% (без учёта доставки), чем там, при этом не всегда нужные позиции есть в наличии.
Что надо знать, чтобы потом не было мучительно больно?
- Перед первым запуском почитайте инструкцию. Да, там много воды про безопасность, но и по делу тоже есть.
- Новый коллекторный мотор надо предварительно обкатать.
- На регуляторе необходимо установить отсечку под ваш тип аккумулятора (LiPo или NiMH). См. инструкцию.
- Всегда включайте сначала аппаратуру, а потом приёмник на модели. Не наоборот.
- Все начинающие пилоты путаются в рулёжке, когда машина едет на водителя. Чтобы избежать поломок, сделайте первые два-три выезда на большой ровной площадке без препятствий.
- Периодически (раз в 5 минут) проверяйте наощупь температуру мотора и регулятора. Если палец не терпит — дайте им время остыть и подумайте как улучшить охлаждение.
- Не давайте покататься незнакомым людям, особенно детям. В противном случае может пострадать и ваша модель, и кто-то из окружающих.
- Запускайте модель подальше от людей и собак, чтобы не оказаться в неприятной ситуации.
- Берите с собой минимальный набор инструментов (шестигранники, колёсный ключ) и запасные клипсы для кузова.
- Не забывайте аппаратуру дома 🙂
Видео о модели внедорожника на радиоуправлении
Радиоуправляемая модель полноприводного Short-Course трака Traxxas SLASH 4×4 Ultimate. Версия на новом шасси с пониженным центром тяжести.Оснащена бесколлекторным электродвигателем Traxxas Velineon и регулятором оборотов Traxxas Velineon VXL-3S, пультом управления Traxxas TQi 2.
4Ghz с док-станцией для подключения iPhone/iPod touch, NI-MH аккумулятором 8.4v 4200mAh и зарядным устройством, работающим от сети 220v. В стандартный комплект поставки включены алюминиевые тюнингованные детали и стабилизаторы поперечной устойчивости.
Обновлённый Slash 4×4 – идеальное воплощение мощности, скорости и устойчивости спортивных грузовиков Short-Course. Вы можете быть уверены, что обладаете моделью в самой полной и совершенной комплектации – все опциональные детали серии Platinum уже установлены!
Какие привода (полуоси) лучшие?
Точно не стоит брать привода Integy — живут всего пару покатух.
Стоковые пластиковые привода не такие плохие, как может показаться. Если гонять на 2s и периодически их чистить, прослужат долго. На 3s скорее всего быстро разобьются крестовины. На замену стоковым можно взять усиленные пластиковые привода от Rustler или Slash Ultimate edition (TRA6851A и TRA6852A). С виду они намного крепче, но отзывов пока мало.
Металлические привода стоят дороже пластиковых (87.5$ за Tekno, 120$ за MIP, 140$ за Traxxas), но и служат дольше. Лучшими считаются Tekno: крепкая закалённая сталь, оси диаметром 6 мм против 5 мм у всех остальных, увеличенные подшипники, крепкие кулаки из нейлона. Переваривают даже аккумы 4s. См. комплекты TKR6852X и TKR6851X на зад и перед соответственно.
Как чистить модель после покатушек?
После сухих покатушек достаточно продуть машину от пыли сжатым воздухом. Для этого понадобится компрессор и продувочный пистолет. Сойдёт и обычный автомобильный компрессор, главное — добавить к нему ресивер (накопитель для сжатого воздуха), например из пятилитровой пластиковой бутылки. Продувочный пистолет продаётся в автозапчастях, цена вопроса — рублей 300.
Если нет компрессора, то хотя бы смахните пыль кистью.
После грязных покатушек можно помыть машину под душем (предварительно сняв аккумулятор), затем высушить феном. Но, вообще говоря, модель не любит грязь и воду: страдают подшипники и все подвижные соединения. По-хорошему надо вычищать грязь, которая забивается внутрь.
Стоит ли брать алюминиевый тюнинг?
Весь оригинальный алюминиевый тюнинг можно смело брать. Самое нужное для 4wd — кулаки с кастер-блоками (TRA6837X, TRA6832X, TRA1952X). Какие-то кастер-блоки можно найти на али, но отзывов очень мало.
Точно не стоит брать алюминий от Integy — много негативных отзывов.
Точно не стоит брать алюминиевые рычаги. Прочность пластиковых рычагов подобрана таким образом, чтобы при сильных столкновениях ломались именно они, а остальные детали оставались невредимыми. Алюминий прочнее пластика, а значит энергия удара пойдёт дальше в шасси. Либо сломается что-то более дорогое, либо алюминий согнётся, и не факт что его получится выправить обратно.
С осторожностью можно взять алюминиевый сервосейвер.
Зачем нужна электронная стабилизация?
На скользких покрытиях надо очень аккуратно дозировать газ, чтобы колёса не срывались в пробуксовку и машина не теряла прямую. Система электронной стабилизации с помощью гироскопа определяет отклонения от курса и подаёт корректирующий сигнал на рулевую серву. В результате машина становится более послушной.
Лично я не пробовал кататься со стабилизацией и не могу судить о её необходимости. Судя по отзывам, она актуальна зимой, особенно на 2wd моделях. На соревнованиях электронная стабилизация запрещена.
Любителям езды боком может понравится поведение модели с гироскопом для дрифта. Принцип его работы такой же, как у электронной стабилизации. Разница в том, что стабилизатор борется с заносом, а дрифтовый гироскоп удерживает машину в угле. Я не знаю насколько адекватно это будет работать на Слэше, просто есть такая идея.
Какие амортизаторы лучшие?
Стоковые пластиковые амортизаторы (Ultra shocks) — это хрень. У них тонкие штоки (⌀3мм) из мягкого металла, неудобное крепление поршней (двумя е-клипсами), неподходящая жёсткость пружин. Traxxas big bore shocks — то же самое, только в металлическом исполнении. Хорошие варианты на замену:
Я остановился на GTR’ах. Эти амортизаторы идут в стоке на Slash 4×4 Platinum Edition и Ultimate Edition. Они недешёвые, но в долгосрочной перспективе это весьма выгодный вариант, потому что на них легко найти ремкомплекты: резинки (TRA7463 или TRA5562), штоки (TRA7465T, TRA7464T), колпачки (TRA7468).
Все амортизаторы можно настраивать: заливать масло разной вязкости, устанавливать пружины разной жёсткости и крутить гайку преднатяга (на стоковых преднатяг регулируется проставками).
Какое передаточное отношение лучше?
Передаточное отношение – это число зубьев спура (большой) поделить на число зубьев пиньона (маленький). Чем МЕНЬШЕ число, тем больше нагрузка на мотор, регулятор и аккумулятор при разгоне, больше максимальная скорость (в теории, без учёта сопротивления воздуха), меньше крутящий момент (более плавный разгон, меньше пробуксовка). И наоборот:
Передаточное отношение надо подбирать под условия катания и личные пожелания. Не существует единственно правильного передаточного отношения на все случаи жизни. Экспериментируйте.
Табличка из инструкции:
Стоит ли менять пластиковый спур на стальной?
Моё мнение — нет. При правильно выставленном зазоре пластиковый спур служит долго. Если ваш пластиковый спур умирает от попадающих на него песчинок, то после замены на стальной начнёт умирать кто-то другой. Дело в том, что песчинки — штука твёрдая: попадая между шестернями, они не хотят перемалываться.
Если вы хотите заменить пластиковый спур на стальной, потому что пластиковый не выдерживает нагрузки, то… Ну, я не знаю. Может быть стоит правильно выставить зазор? Ослабить слиппер?
А ещё стальной спур шумит и меня это бесит.
Какой нужен зарядник?
Специальный для LiPo. До сих пор самым распространённым является Imax B6. Он морально устарел, но со своими обязанностями справляется. Я купил ISDT Q6 lite и доволен — он очень удобный. Важный момент: более-менее серьёзные зарядники продаются отдельно от блоков питания.
Что касается зарядников Traxxas, то я не видел их вживую, но подозреваю что они по функционалу уступают аналогам, которые ещё и дешевле. Я почти уверен что зарядник Traxxas не умеет переводить аккумуляторы в режим хранения, например.
Чем так хорош пластик у rpm?
Он более эластичный, чем у Traxxas. Попробуйте на изгиб или на скручивание два разных рычага: родной и RPM. Родной жёсткий, практически не гнётся руками, а RPM довольно податливый. Там, где родной не выдерживает и ломается, RPM упруго деформируется. Это, кстати, может иметь негативный эффект на соревнованиях.
Резьба в пластике RPM умирает быстрее, чем в любом другом, имейте это в виду.
Где найти инструкцию по сборке?
Пошаговой инструкции нет. Есть взрыв-схемы, по которым всё более-менее понятно:
Когда будете разбирать, не поленитесь и запишите какие винты где сидят. Взрыв-схема врёт! У меня амортизаторы были прикручены к рычагам 15 мм винтами, а по схеме нарисованы 18 мм. Когда я закрутил более длинные, рычаги вспучило с обратной стороны. Я ещё полдня перекручивал винты туда-сюда, чтобы понять как всё было изначально. А мог бы кататься.
Для 4wd lcg у меня есть готовая шпаргалка по винтам и подшипникам.
Это игрушка или серьёзная модель?
Это довольно серьёзная модель. Вот что отличает её от игрушки:
- Взрослые размеры, масса, скорость, цена.
- Взрослые материалы: качественный пластик, закалённая сталь, шариковые подшипники.
- Ремонтопригодность, наличие запчастей в продаже, наличие взаимозаменяемых компонентов с другими моделями.
- Продвинутое шасси: независимая подвеска всех колёс, трансмиссия с двумя или, опционально, тремя дифференциалами (на 4wd), наличие регулировок шасси, масляные амортизаторы.
Какое масло лить в амортизаторы?
Только силиконовое и никакое другое. Переплачивать за брэнд не имеет смысла, по своим характеристикам брэндовое масло ничем не лучше обычного масла ПМС. Я рекомендую для начала залить масло вязкостью 200…300 cSt. Дальше по настроению будете двигаться в сторону более жидких или более густых масел.
Шпаргалка от Кирилла Киселёва (Turbokisa) по маслам разных производителей в разных единицах измерения:
Какую корку взять?
Смотря для чего. Если просто покататься, то любую: американскую Traxxas или Pro-line, китайскую с Алиэкспресса, либо вообще корку-неубивайку. Для гонок есть корки с лучшими аэродинамическими свойствами: Pro-line серии Flo-tek (Fusion и Ford Raptor)
А может сэкономить и взять remo hobby 9emu?
Можно, но сэкономить получится только на начальном этапе. Будьте готовы к тому, что многие детали со временем придётся заменить. Если посчитать все затраты на ремонт, то Remo Hobby по стоимости сравняется со Слэшем.
У Remo Hobby:
Стоит признать, что в сравнении с другими китайцами Remo Hobby очень неплох. В умелых руках он будет радовать хозяина не меньше, чем Слэш. Можно поискать БУ Remo Hobby с исправленными болячками — будет норм по надёжности и по цене.
Чем смазывать?
Любой консистентной смазкой: Литол, Рубин, МС 1000, Castrol LMX и т.д. Не пытайтесь найти чудо-смазку, с которой механизмы прослужат дольше или машина поедет быстрее. Такой смазки не существует. Да, смазки отличаются друг от друга, но в моделизме не те условия, чтобы почувствовать разницу: у нас нет высоких температур или больших нагрузок. Лучшая смазка — это чистая смазка. Почаще обслуживайте свою модель и она будет вам за это благодарна.
Зачем нужна телеметрия?
Телеметрия — это расширение возможностей радиосистемы. Она позволяет в реальном времени видеть некоторые параметры машины: температуру двигателя, напряжение аккумулятора, обороты двигателя. Для этого нужна аппаратура и приёмник с поддержкой телеметрии и набор датчиков.
Одноплатформенные собратья
У Traxxas есть модели, которые с виду совсем разные, но по шасси имеют много общего. Можно говорить о двух платформах: 2wd и 4wd.
2wd:
4wd:
К чему вам это знание? Во-первых, если у вас, к примеру, Стэмпид, а в продаже есть только запчасти на Слэш, то это не проблема. Во-вторых, у всех моделей на одной платформе одинаковая конструкция шасси, одинаковые слабые и сильные стороны.
Чем так хорош traxxas slash?
Главная фишка Слэша — это универсальность. На нём можно кататься и на грунте, и на асфальте, можно пулять с трамплинов, можно пойти на соревнования. Можно поставить большие колёса и получить монстра или отключить передний привод и получить заднеприводную модель. Это отличный вариант для входа в хобби, который позволяет попробовать кучу всего разного. Заряд веселья вам обеспечен.
А ещё он прикольно едет.
Зачем нужен центральный дифференциал?
С центральным дифференциалом машина лучше поворачивает на покрытиях с хорошим сцеплением (асфальт, ковёр) и позволяет раньше ускоряться на выходе из поворота. Имеет побочный эффект — меняется поведение при разгоне и торможении.
Вообще кажется тут я неправ и центральный дифференциал как раз-таки нужен на покрытиях со слабым сцеплением.
Центральный дифференциал устанавливается вместо слиппера.
Как заряжать, как хранить аккумуляторы?
К этому вопросу нужно отнестись серьёзно, ибо несоблюдение правил эксплуатации литий-полимерных аккумуляторов может привести к пожару. Горят они быстро, горячо и ярко.
Подробнее здесь, ещё подробнее здесь.
Что должно быть смазано, а что нет?
На моделях 4wd смазка должна быть только на внешних шестернях дифференциалов и внутри подшипников. Всё остальное работает без смазки: пара пиньон-спур, оси подвески, крестовины карданов, опоры поворотных кулаков, шаровые наконечники. Внутри дифференциалов смазку обеспечивает силиконовое масло.
На моделях 2wd смазка должна быть только на шестернях внутри редуктора и внутри дифференциала.
Можно ли переделать 2wd в 4wd или наоборот?
Это нецелесообразно — слишком большая разница в шасси. Настолько большая, что все взаимозаменяемые детали можно взять и перечислить:
На полноприводной версии можно отключить передний привод. Из любопытства можете попробовать. Поведение такой модели будет отличаться от настоящей 2wd, в основном из-за другой развесовки и кастера. Развесовку можно корректировать дополнительными грузами.
Зачем нужны стабилизаторы поперечной устойчивости?
Стабилизаторы (sway bars) уменьшают крен модели и делают подвеску жёсче. Как следствие — уменьшается вероятность опрокидывания в поворотах. Имеет смысл использовать их на твёрдых ровных покрытиях с хорошим держаком (асфальт, ковёр). На неровных покрытиях они скорее вредят, чем помогают. На мой взгляд стабилизаторы — это довольно тонкая настройка, для тех, кто уже понял центр крена.
Набор для конверсии traxxas slash 4×4 low sg
Набор для конверсии TRAXXAS Slash 4×4.
Включает новое шасси с пониженным центром тяжести, защитные рамки, алюминиевую мотораму, зажим для батарейного отсека, радиобокс, дополнительные пластиковые детали и набор крепежа.
Какая максимальная скорость?
Этот вопрос чаще всего задают на улице незнакомые люди. Я не знаю. Это зависит от передаточного отношения пиньон-спур, от аккумов, от регулятора скорости, от мотора. Скажем так… на БК системе скорости достаточно для того, чтобы на прямой за несколько секунд потерять модель из виду.
Какие у него есть конкуренты?
Для фанового катания есть куча альтернатив: Traxxas E-revo 2.0, UDR, Maxx, а также модели Arrma линейки 6x blx: Typhoon, Talion, Outcast, Notorius и др.
Для соревнований в классе Short course 1/10 4wd:
Для соревнований в классе Short course 1/10 2wd:
Зачем нужен слиппер?
Слиппер — это проскальзывающее сцепление. На радиоуправляемых машинах выступает в качестве предохранителя — защищает трансмиссию от рывков и ударов. Продлевает жизнь, короче. Выражаясь техническим языком, слиппер — это регулируемый лимитер крутящего момента.
Какую бк систему выбрать?
Тут есть рекомендации. Лично я не интересовался этим вопросом, катаюсь на связке VXL-3s и Velineon 3500 (сток), меня они пока устраивают.
Какой мотор лучше: коллекторный или бесколлекторный?
Бесколлекторный лучше по всем параметрам, кроме цены. Максимальная скорость на БК моторе в 2-3 раза больше, чем на коллекторном.
Какое масло лить в дифференциалы?
Та же история, что и с амортизаторами, только масло в диффах намного гуще. Попробуйте для начала 20К на перед и 10К на зад.
На сколько хватает аккума?
По-разному, зависит от стиля езды, ёмкости аккумулятора и других факторов. Можно высадить за 20 минут, можно за 40.
Стоит ли брать нержавеющий крепёж?
Как говорится, на скорость не влияет. Для красоты можно взять.
Можно ли переделать обычную версию в lcg?
Да. Набор для 2wd — TRA5830, для 4wd — TRA7421.
Сколько нужно аккумуляторов?
Один-два. Потом ещё докупите, если будет мало.
Что такое слиппер, пиньон, спур, вазелин, бабочки и т.д.?
Про это будет отдельный пост или видео.
Можно ли кататься зимой?
Нужно! Но помните про три момента:
Что такое monster slash?
Слэш с колёсами от монстра.